Как накрасить ногти если большие пальцы на. Маникюр по фэншую: объясняем значение цветов и каждого пальца

С самого детства нам известно, что спину нужно держать прямой, а плечи расправленными, то есть, поддерживать правильную осанку. Все знают что это важно для здоровья, однако многие не придают этому большого значения и ходят ссутулившись. Так что же такое осанка и почему за ней нужно следить?

Осанка – представляет собой естественную позу, правильное расположение позвоночника и спины, стоящего на ногах человека. При хорошей, правильной осанке он держит голову прямо, его плечи развернуты, левая, правая стороны тела расположены симметрично, а живот подтянут. При имеющихся нарушениях мы наблюдаем ссутуленные плечи, опущенную или запрокинутую голову, искривленную спину и т.д.

Правильная и нарушенная осанка и здоровье человека как соотносятся? Каково ее влияние, от чего зависит, формирование, упражнения для ее исправления, какие существуют? Поговорим об этом сегодня:

От чего зависит осанка человека?

С развитием эволюции человек обрел способность держать тело в вертикальном положении и передвигаться на двух ногах. Современный человек давно не задумывается об этом, считая эту способность обычной и естественной для себя. Тем не менее, прямое положение тела связано со многими сложными рефлекторными процессами, в котором принимают участие:

Костные образования (пятки, стопы, голени, бедра, кости таза и другие отделы позвоночника);
- мышечные структуры: мышцы конечностей, шеи, спины, околопозвоночные мышечные группы и иные мышцы туловища.
- связки позвоночника и конечностей;

Кроме того, в удержании тела в вертикальном положении, умении ходить на двух ногах принимают участие сложные нейро-рефлекторные механизмы.

Причины нарушения осанки

Они могут быть врожденными или приобретенными. Врожденные связаны с внутриутробными нарушениями и встречаются не часто, составляют всего 10 % нарушений. Остальные, 90% - это приобретенные нарушения, связанные с неправильной позой во время сидения, стояния, ходьбы, неправильным положением тела во время сна.

Как определить имеющиеся нарушения?

Чтобы определить, правильная осанка или нарушенная, проводят несложный визуальный тест (проводится в нижнем белье): нужно встать прямо на ровном полу, спиной к стене, где нет плинтуса. Следите, чтобы нагрузка на ноги была равномерной.

Если нарушений нет, тело будет касаться поверхности стены на нескольких участках: пятки, икры, ягодицы, а также лопатки и затылок. Области шейного и поясничного отдела позвоночника должны отходить от поверхности, не более чем на 3 см. Если есть несоответствия, значит, имеются нарушения.

В обычных, житейских условиях человека с хорошей осанкой можно определить по определенным признакам. Коротко познакомимся с основными:

Плечи расправлены, голова прямая;
- углы лопаток, надплечий, сосков расположены симметрично;
- длина условной линии, проходящей от уха до плечевого сустава, справа и слева одинаковая;
- условная линия, проходящая через остистые отростки позвонков – направлена прямо;
- ось таза располагается строго горизонтально, его костные ориентиры расположены симметрично. Нижние конечности имеют одинаковую длину, а своды стоп - нормальные характеристики.

Если наблюдается несоответствие данных характеристик, говорят о нарушении осанки.

Также при определении описанных признаков, следует учитывать возраст человека, так как они изменяются соответственно росту и развитию организма. Хотя отличия выражены неявно, специалисты различают соответствующие характеристики у детей дошкольного, школьного, подросткового, возраста. Юношеская осанка уже практически не отличается от взрослой.

Нарушения, наблюдающиеся у младших, старших школьников и студентов чаще всего связаны с неправильно выбранной рабочей позой, неравномерно распределяемой нагрузкой на позвоночник. Такие нарушения встречаются чрезвычайно часто и требуют своевременной коррекции. Если не принимать мер к их исправлению, возрастает риск развития довольно серьезных заболеваний в будущем.

Влияние осанки на здоровье человека

Не секрет, что организм человека – обладает сложной структурой и все в нем взаимосвязано. В том числе, неправильная, неестественная поза нашего тела прямо влияет на позвоночник, искривляя его. Это, в свою очередь, нарушает нормальное кровообращение, ведет к смещению внутренних органов, нарушая их естественные функции.

Причем, если на начальном этапе эти нарушения практически на выражены, то со временем, данная патология становится причиной развития патологий. Вот несколько примеров:

Боковое искривление позвоночника ведет к деформации грудной клетки, от чего возникают проблемы с дыханием;

Неправильное положение шейного отдела вызывает нарушение кровообращения этого участка, провоцируя головные боли, способствует развитию ;

Постоянно опущенные плечи, ссутуленная спина создают излишнее давление на грудную клетку, диафрагму. Возникает негативное воздействие на внутренние органы, расположенные в брюшной полости, органы малого таза, на всю на мочеполовую систему организма.

Осанка тела человека нарушенная в течение многих лет, провоцирует возникновение , что является, в том числе, причиной сильнейших болей области спины, поясницы у людей среднего и старшего возраста, вплоть до невозможности нормально двигаться.

Как устранить нарушения? Влияние физических упражнений на осанку человека

Исправить неправильную осанку, безусловно, можно. Но процесс этот длительный, так что запаситесь терпением, ибо он связан с исправлением плотной мышечной структуры скелета. Тут необходимо не только выполнять специальные упражнения (ЛФК), но также изменить привычный образ жизни.

В частности, требуется нормализовать , повысить двигательную активность, при необходимости, носить корригирующие корсеты. Необходимо улучшить качество питания, пройти курсы массажа, мануальной и физической терапии. Хороший вспомогательный эффект дает санаторно-курортное лечение.

Поэтому лучше, если устранение нарушений будет проводиться под контролем специалиста- ортопеда, после необходимого обследования. Мы же с вами рассмотрим примерный комплекс лечебной гимнастики, направленной на улучшение осанки и устранение ее нарушений:

Формирование осанки человека с помощью упражнений

Укрепляем позвоночник

Лягте на спину, выпрямленные руки – в стороны. Не отрывая плеч и спины от пола, приподнимайте голову, напрягая мышцы шеи. В этом положении потяните носки на себя. Удерживайте положение не меньше 10 сек. Потом расслабьтесь, примите исходное положение. Через 5 сек. все повторите. Необходимо выполнить по 5 повторений, чередуя их с отдыхом (полминуты).

Не меняя положения, расположите руки вдоль тела. Не отрывая ног от пола, не сгибая коленей, пытайтесь приподнять спину с силой напрягая мышцы. При этом можно слегка поддерживать туловище руками. При каждом усилии приподняться, дыхание задерживайте. Выполните упражнение 5 раз. После отдыха 30 сек, еще повторите. Необходимо сделать всего 10 повторений.

Измените положение, лягте на живот. Ухватите ладонями лодыжки, подтягивайте их к голове, которую тоже приподнимите. При этом мышцы должны быть сильно напряжены. Удерживайте положение 5 сек. Лягте на пол, расслабьтесь. Повторите все еще пять раз. После кратковременного отдыха, повторите упражнение. Требуется 5-10 таких повторений, чередующихся с отдыхом.

Сядьте на стул со спинкой. Спина прямая. Сцепите руки за головой, с усилием прогибайте спину на протяжении 5 секунд. Расслабьтесь. Посчитайте до пяти, повторите упражнение. Сделайте еще 5 упражнений. Потом полминуты отдыха и все повторите. Всего за одно занятие необходимо сделать 10 таких повторов.

Улучшаем осанку

Исходное положение – стоя. Распрямите спину, плечи. Как можно выше приподнимите одно плечо, потом другое. Удерживайте каждое положение 10 сек. Отдохните 30 сек., все повторите. Требуется не менее 10 повторений.

Не меняя положения, удерживая спину прямой, плавно отведите плечи до упора вперед, не склоняя туловища, а потом назад. Повторите 10 раз.

Заведите руки за спину, ладони сцепите в замок. Удерживая спину прямо, поднимите сцепленные руки как можно выше, задержите такое положение на 10 сек. Расслабьтесь. Повторите еще 10 раз.

Стоя прямо, сделайте глубокий вдох, сведите вместе лопатки, как можно ближе друг к другу. Одновременно втяните живот, а позвоночник прогните назад. Задержите положение на несколько секунд. Расслабьтесь и сделайте выдох. Повторите 10 раз.

Сядьте на стул со спинкой. Держа спину прямо, поднимите прямые руки над головой, сцепите кисти замком. Сгибая локти, заведите руки за лопатки, напрягая мышцы спины, делая вдох. Удерживайте положение несколько секунд. Примите исходное положение, выдохните. Повторите 10 раз.

Исправляем осанку

Встаньте у стены, на голову положите небольшой устойчивый груз. Книга вряд ли подойдет, лучше использовать заранее сшитый плотный полотняный мешочек, наполненный песком. Прижмите спину как можно плотнее к поверхности стены, стараясь удерживать груз на протяжении 5-7 минут. При этом происходит укрепление мышц шеи. Ежедневно выполняйте это упражнение, увеличивая по времени до 25 минут.

Чтобы отучить себя сутулиться и горбиться, стоя у стены с выпрямленной спиной, потянитесь вверх, как можно сильнее, будто вам нужно достать какой-то высоко расположенный предмет. Удерживайте это положение 15 сек, потом расслабитесь. Повторите еще 10 раз.

Не меняя исходного положения, как можно сильнее напрягите мышцы спины, медленно приседайте и так же медленно вставайте. При этом спина не должна отрываться от поверхности. Повторите 10 раз.

Для исправления осанки, специалисты рекомендуют использовать старый добрый метод, применяющийся с давних времен: положите на голову неустойчивый груз. Подойдет толстая книга с твердым переплетом. Удерживая ее, ходите по комнате, приседайте, плавно приподнимайтесь на носках. Чтобы книга не упала, придется волей-неволей, удерживать спину выпрямленной, а голову держать прямо. Постепенно тело привыкнет находиться в правильном положении.

Лягте на пол. Медленно поворачивайтесь на живот, при этом сильно прогибая спину, напрягая мышцы. Одновременно приподнимайте ноги, насколько это возможно, а руками с усилием тянитесь вперед. Удерживайте положение напряжения не менее 10 сек. Расслабьтесь. Повторите 5-10 раз, постепенно, с каждым днем увеличивая количество повторений до 25.

Другие способы исправления:

Как мы уже говорили, взрослому человеку трудно исправить осанку, так как со временем произошла деформация мышц. Для того, чтобы вернуть мышцам нормальное состояние, требуется приложить немало усилий. Однако регулярное выполнение специальных упражнений, позволяет добиться очень хороших результатов. Кроме того, существуют и другие условия, которые также необходимо выполнять. Перечислим основные:

Замените свой привычный матрас, высокую подушку на ортопедические. Их можно купить в специализированных магазинах.

Больше двигайтесь, ходите пешком, совершайте утренние пробежки.

Следите за положением своего тела, когда сидите. Держите спину прямо, не забрасывайте ногу на ногу. Если условия работы предполагают долгое сидение, используйте офисное кресло с регулирующейся спинкой, подлокотниками и с возможностью регулирования высоты.

Носите удобную, не стесняющую движения обувь. Желательно приобрести специальную, ортопедическую.

Запишитесь в бассейн, займитесь плаванием, .

Помните, что не только состояние физического здоровья зависит от осанки. Она влияет также на настроение, уверенность в себе. Наверное, вы замечали, что люди жизнерадостные, благополучные обычно держат голову прямо, у них всегда расправлены плечи, уверенная походка. А людей усталых, грустных, имеющих множество проблем, всегда можно заметить по опущенным плечам, ссутуленной спине.

Так что, давайте исправлять свою осанку, а вместе с ней улучшать свое и отношение к жизни. Будьте здоровы!

Светлана, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

Не горбись! Не сгибайся! Не сутулься! Что ты согнулся. как старик (старуха)? Выпрянись! Не вомчи ноги! - говорят, просят, требуют, умоляют родители, учителя, врачи...

ЧТО ЕСТЬ ОСАНКА

ОСАНКА. Одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, сгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.

Стройная, прямая осанка, легкая походка украшают человека. Не случайны сравнения: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка. Прекрасно сложен юноша-стройный, как Аполлон». Стройный человек маленького роста кажется выше.

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки-конь-корова».

Волочащиеся ноги и согнутая спина могут испортить впечатление от красивого лица девушки. И наоборот, легкая походка и стройная фигурка «сгладят» недостатки некрасивого лица.

Вот какое толкование дают этому термину ученые:

«Осанка-привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека».

Итак, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на формирование скелета. Различные типы неправильной осанки хорошо видны на приведенном рисунке.

позвоночник осанка физкультура сколиотический

Нарушение осанки способно привести к изменению скелета, ухудшению деятельности органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Иногда изменения в скелете могут быть врожденными, являться результатом перенесенного заболевания. Акушеры-гинекологи подчеркивают особую важность хорошей осанки для девочек, отмечая, что сутулость - не только эстетический дефект. Она ведет к нарушению развития внутренних органов, а это опасно для будущей матери.

Если врач назначит лечение, например направит на специальную корригирующую гимнастику, то уклоняться от этого нельзя.

Выработке хорошей осанки содействуют физическая культура, спорт, всякие иного рода физические нагрузки на мускулатуру. Слабые мышцы плохо удерживают скелет. Очень важно полноценное разнообразное питание для растущего организма, питание, которое способствует нормальному развитию мускулатуры и скелета.

Существует даже, на первый взгляд не совсем ожиданная, взаимосвязь между понижением слуха на одно ухо и плохой осанкой. Человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему. Это входит в привычку и вызывает нарушение осанки.

На формирование осанки оказывают влияние привычки повседневной жизни манера стоять, ходить, сидеть за обеденным столом, во время просмотра телевизионных передач.

Определенное значение для выработки хорошей осанки имеют одежда и обувь. Об этих факторах мы поговорим в соответствующих главах.

Постоянная неправильная посадка, неверная рабочая поза, длительное ношение портфеля или других тяжестей в одной и той же руке и другие нарушения влекут за собой неравномерное развитие определенных мышечных групп. Постепенно развиваются кособокость, сутуловатость, грудная клетка делается более узкой и плоской, углы лопаток отходят от позвоночника, принимают вид крылышек, живот выпячивается. В результате подвижность грудной клетки уменьшается, дыхание становится менее глубоким, понижается жизненная емкость легких, самочувствие ухудшается, человек быстрее устает.

Следует заметить, что развитию нарушений осанки способствуют и врожденная слабость опорно-двигательного аппарата, некоторые заболевания (рахит, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни).

При нарушениях осанки необходима консультация врача-ортопеда. Если изменения выражены незначительно, то обычно назначают корригирующую гимнастику. Если ее делать регулярно и в соответствии с советами врача, то можно добиться хороших результатов в исправлении дефектов костно-мышечной системы. Для каждого случая существуют своя система, свой комплекс упражнений. Например, при боковом искривлении позвоночника в какую-либо сторону назначают упражнения, развивающие мышцы противоположной стороны; при сутулости делают упражнения, укрепляющие мышцы спины и задней поверхности шеи.

Очень важно неукоснительно выполнять эти упражнения точно, соблюдать медицинские рекомендации. Иначе можно запустить нарушение осанки, тогда придется прибегать к более сложным методам лечения.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.

При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке находится в пределах 35-55°. Он меньше у мальчиков (и мужчин).

Дефекты осанки. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Причины дефектов осанки. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа и таким образом неправильная осанка закрепляется. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь, имеют значение такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.

Виды дефектов осанки. В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:. Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами.

При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выстоит, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидно выпячены;

в) кругло-вогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки крыловидны;

б) плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки). При нарушении осанки во фронтальной плоскости одно плечо и лопатка опущены по сравнению с другой.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта).

Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Коррекция. Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.

К задачам такого воспитания относятся следующие:

Улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.

Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».

Исправление имеющегося дефекта осанки.

Формирование и закрепление правильной осанки.

Особенности методики физического воспитания при дефектах осанки

Исправление различных нарушений осанки - процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация Порочных условий рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой с детьми, у которых имеются нарушения осанки, проводятся группами по 10-15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для ее формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.

При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.

Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине).

Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективны из них такие, когда одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для представления о правильной осанке, и показа ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника (сколиоз)

СКОЛИОЗ (от греческого scolios - кривой, согнутый), сколиотическая болезнь - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и торсией (torsio - скручивание) позвонков - вокруг вертикальной оси.

Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника. Это полиэтиологическое заболевание. И.А. Мовшович (1965) предложил разделить все этиологические факторы сколиотической болезни на первичные, статико-динамические и общепатологические.

Первично-патологические факторы, вызывающие нарушение роста и развития позвоночника, могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер: врожденный клиновидный или полуклиновидный позвонок с асимметрией оси роста, дисплазия (диспластический сколиоз), когда одна сторона позвоночника растет активнее другой, наличие добавочного ребра на одной стороне, отсутствие ребра на какой-либо стороне, сращение V поясничного позвонка с крестцом (сакрализация), переход I крестцового позвонка в поясничную область (люмбализация) и т.п.

Первично-патологические факторы приобретенного характера, приводящие к нарушению роста и развития позвоночника и сколиотической болезни, могут быть связаны с рахитом, неправильным лечением компрессионного перелома позвоночника, туберкулезным поражением позвонков и т.п.

Статико-динамические факторы приводят к развитию сколиоза вследствие длительного асимметричного положения тела, способствующего искривлению позвоночника (например, разница в длине нижних конечностей врожденного характера, односторонний врожденный вывих бедра, одностороннее плоскостопие, неправильно сросшийся перелом костей одной из конечностей).

Общепатологические факторы способствуют прогрессированию сколиоза, либо его возникновению в связи с резким снижением сопротивляемости организма больного и уменьшением компенсаторных возможностей.

Особенно неблагоприятно для больного сочетание всех этиологических факторов, при котором наблюдаются наиболее тяжелые, быстро прогрессирующие формы сколиотической болезни.

Лечебная физкультура - важнейшее средство комплексной терапии сколиотической болезни. Она обеспечивает решение следующих существенных задач.

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела. Развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, укрепление мышечного корсета.
  2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта.
  3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма больного ребенка - дыхательной, сердечнососудистой и т. д.
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма больного ребенка.

Методика лечебной физкультуры

Для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положениях разгрузки, т.е., не связанных с сохранением вертикальной позы. Это позволяет не только увеличивать силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях для формирования естественного мышечного корсета, но и создает возможность закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении (так как при исключении статического напряжения мышц сколиотическая деформация уменьшается).

В лечении больных детей для оказания корригирующего действия применяются специальные корригирующие гимнастические упражнения двух типов - симметричные и асимметричные.

К симметричным корригирующим упражнениям относятся такие, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом происходит постепенное выравнивание мышечной тяги с обеих сторон, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.

Симметричные упражнения не нарушают, как показывают исследования, возникающие у больного компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривлений. Важным их преимуществом является относительная простота методики проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата при сколиозе.

Асимметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное действие локально, на данном участке позвоночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза изменяется положение таза и дуга сколиоза уменьшается. При поднятии вверх руки со стороны вогнутости дуга сколиоза уплощается за счет изменения положения плечевого пояса.

Корригирующий эффект при торсионных изменениях может быть достигнут путем поворота таза или туловища.

Подбор асимметричных упражнений должен проводиться врачом и инструктором лечебной физкультуры со строгим учетом локализации процесса и характера действия подобранных упражнений на кривизну позвоночника.

В настоящее время в методике лечебной физкультуры при сколиотической болезни шире используются симметричные упражнения.

Обязательным является включение в занятие дыхательных упражнений как статических, так и динамических, тем более, что сколиотический процесс нередко сочетается с заболеваниями органов дыхания и выраженными нарушениями дыхательной функции.

Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, на всех этапах лечения сколиозов также уделяется большое внимание.

В ряде случаев лечебная задача исправления имеющегося дефекта позвоночника не может быть решена без увеличения подвижности позвоночника, его мобилизации. Для этого используются упражнения в ползании на четвереньках, смешанные висы и упражнения на наклонной плоскости.

Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем, который усиливает лечебный эффект физических упражнений.

При включении массажа учитывается его физиологическое действие. На стороне спастически сокращенных мышц в области вогнутости сколиоза используют приемы расслабления (вибрацию, поглаживание). На стороне выпуклости сколиоза, где мышечный тонус ослаблен, применяют все приемы массажа (в большой дозировке).

Схема построения занятия лечебной физкультурой

Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.

Основная часть: упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными. Преимущественное исходное положение - лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части - подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.

Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.

Эффективность лечебной физкультуры учитывается на основании благоприятной динамики клинических признаков, положительных функциональных рентгенографических сдвигов, улучшения антропометрических данных, а также по оценке приобретенной в результате занятий лечебной физкультурой правильной осанки, умению сохранять ее в течение длительного времени.

Исходное положение стоя; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.

Исходное положение, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1 -2 шага, сохраняя правильную осанку.

Исходное положение лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.

Исходное положение лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полу приседе, с высоким подниманием коленей и т. п.. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Для мышц спины.

Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение по команде инструктора.

Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брасс).

Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

Исходное положение - на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

Исходное положение - то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.

Исходное положение - лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля с сохранением приподнятого положения головы и надплечий.

Для брюшного пресса.

Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.

Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.

Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

Поочередное сгибание и разгибание ног на весу - «велосипед».

Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук.

Для боковых мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.. Корригирующие упражнения. Симметричные.

Из исходного положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны (прямое положение туловища и ног проверяет инструктор), поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в исходное положение.

Исходное положение лежа на животе, руки под подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги, разогнутые в коленях, приподнять - «рыбка».

Из этого же исходного положения приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться («лодочка»).

В качестве симметричных корригирующих упражнений могут быть использованы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходных положений лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

Асимметричные.

В исходном положении стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Список литературы

  1. Коросталев Н.Б. От А до Я. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1987.
  2. Справочник по лечебной физкультуре Под ред. М.И. Фонарева. М.: Медицина, 1983.

Осанка человека – это привычная поза, характерная для него в положении стоя. Учитывается форма позвоночника, мышечный тонус, равномерность физического развития.

Существующие классификации

Наиболее важным фактором считается форма туловища. По классификации Броуна осанка может быть А – выпрямленной, В – слегка изогнутой, С – изогнутой, Д – с усиленным проявлением изгибов. Позднее появились классификации Бунака и Иваницкого: А – очень хорошая, В – хорошая, С – средняя, Д – плохая. Волянский с Николаевым предложили оценивать осанку, учитывая изгибы в сагиттальной плоскости.

В медицине выделяются такие типы осанки:

  • Нормальная. Ее главные характеристики – симметричное расположение по отношению позвоночного столба. Допускается наличие нормальной физиологической кривизны.
  • Выпрямленная. Отличительные особенности – прямой позвоночный столб с плохо выраженными рельефами.
  • Сутуловатая. Шейный лордоз и увеличиваются. Голова при этом выдвигается вперед.
  • Лордотическая. Область поясницы позвоночного столба резко изогнута, живот выпячивается вперед.
  • Кифотическая. Характеризуется увеличенным грудным кифозом.

Оценка осанки

При исследовании описание осанки составляется подробно. Внимательно осматривают позвоночник с разных сторон. Если осанка правильная, то голова расположена вертикально. Подбородок немного приподнят, а линия надплечий является ровной. Шейные поверхности сбоку и надплечия должны образовывать симметричные углы. Не допускается выпячивание или впалость грудины. Также важно, чтобы живот был симметричным, а пупок располагался на средней линии.

Если рассматривать осанку сзади, то лопатки, располагаются на одном и том же расстоянии от позвоночного столба, горизонтально относительно друг друга. Складки под коленями и ягодицами находятся на одинаковом уровне, а треугольники талии отличаются симметричностью.

Осмотр сбоку предполагает приподнятость грудной клетки, отсутствие пивного живота, прямые ноги, умеренное выражение изгибов позвоночного столба. У таза угол наклона может варьироваться от 35 градусов до 55 градусов.

Самостоятельная оценка

При желании человек может сам проверить, искривлен ли позвоночник. Сделать это визуально несложно:

  1. Необходимо раздеться до пояса.
  2. Нужно встать прямо напротив большого зеркала, чтобы в него было видно все туловище полностью. Произвести визуальный осмотр спереди, сбоку и сзади. В последнем случае понадобится еще одно зеркало.
  3. При осмотре следует оценивать симметричное расположение лопаток и плеч, степень вогнутости и выпуклости позвоночного столба, равномерность треугольников талии.
  4. Запишите полученные показатели в блокнот и поставьте дату. При необходимости нужно подобрать подходящую программу, чтобы исправить имеющиеся дефекты. Спустя некоторое время вернитесь к своим записям в блокноте и оцените улучшения.

Если у человека обнаружены нарушения, то его считается неправильной. Когда мимо проходят стройные, подтянутые люди, на них все невольно обращают внимание. Они высоко поднимают голову и расправляют плечи. Приятно наблюдать за легкой походкой, а спина «горкой» вызывает только сочувствие.

Многие дети и взрослые пренебрежительно относятся к своему позвоночнику. Они упускают время, когда можно было бы предупредить возникновение проблемы.

Чем грозит искривление?

Дефекты осанки – это не болезни, а функциональные изменения в опорно-двигательном аппарате. Часто это происходит в школьном возрасте: дети много времени проводят в сидячем положении. Ученики также носят тяжелые портфели. Это может стать , если всегда нести свою ношу в одной руке. Некрасивая осанка является далеко не единственной причиной, по которой дефекты необходимо устранять.

Если искривление позвоночника просто игнорировать, то в дальнейшем это закончится серьезными нарушениями в деятельности внутренних органов. Самочувствие человека ухудшается, а его работоспособность снижается. Чем опасна неправильная осанка:

  • Если шея вытягивается вперед или отклоняется назад, то постоянно болит голова. Когда позвонки сжимают артерию, которая питает головной мозг, появляется головокружение, ухудшается умственная деятельность и способность запоминать.
  • Если грудная клетка сдавлена, это сказывается на функционировании сердца и органов дыхания. Нет возможности сделать глубокий вдох. Может развиться гипоксия, в результате которой человек будет быстро уставать. Зажатое сердце сокращается не в полную силу, поэтому оно бьется чаще, что ведет к развитию тахикардии. Сердечная мышца изнашивается быстрее, а за грудиной появляются боли.
  • Внутренние органы меняют свое привычное расположение. Из-за давления кишечника на диафрагму она перемещается в полость за грудиной. Когда смещается желудок, его содержимое поступает в пищевод, и у человека начинается изжога.
  • Почки держатся рядом с позвоночным столбом. Они находятся внутри специальных капсул, которые обволакивает жировая клетчатка. Искривление позвоночного столба может повлечь за собой опущение почек, из-за чего начинаются проблемы в работе мочевыделительной системы.
  • Мышечные боли в спине не позволяют долго находиться в сидячем или стоячем состоянии.

Важно, не упустить время, пока не закончилось развитие костного скелета в 21-23 года. Можно исправить искривление и выпрямить позвоночник, а, значит, и улучшить свое самочувствие.

Как развиваются дефекты?

Осанка нарушается, когда имеется соответствующий фон. Обычно присутствуют физиологические дефекты и неблагоприятные условия.

Если рассматривать «предболезнь», начинают проявляться признаки нарушения осанки. Физическое развитие протекает с отклонениями от норм. На этом этапе есть возможность все исправить.

Когда наблюдаются статические деформации ОДА, это этап болезни. Имеющиеся нарушения необратимы, или их практически невозможно подкорректировать.

При наличии функциональных дефектов дети в состоянии выпрямиться по заданию. Когда они фиксированные, стоять или сидеть с правильной осанкой школьники уже не могут.

Причины дефектов

Осанка обусловлена наследственной предрасположенностью, она формируется под влиянием факторов извне. С малых лет детей необходимо приучать ходить и сидеть ровно.

В редких случаях осанка нарушается на фоне патологий в опорно-двигательном аппарате. К ним относятся травмы, полученные при родах, рахит, аномальное развитие позвоночного столба. По статистике, около 95% случаев искривления позвоночника считаются приобретенными. Осанка портится вследствие влияния разнообразных факторов:

  • Неблагоприятных условий и социально-гигиенических факторов
  • Неправильным физическим воспитанием
  • Снижением чувствительности рецепторов, отвечающих за вертикальное положение позвоночного столба
  • Недостаточное укрепление мышечного корсета
  • Одежда не по размеру
  • Болезни внутренних органов
  • Нарушения слуха или ухудшение зрения
  • Слабая освещенность рабочего стола ребенка, выбор предметов мебели, неподходящей для владельца по размерам

Проблемы с нижними конечностями приводят к неправильной осанке. Повышенные нагрузки в течение длительного времени неблагоприятные для стоп, именно они способствуют тому, что опускается продольный свод. формируется у человека, ведущего малоподвижный образ жизни, особенно если он носит обувь, которая ему противопоказана. Пациент с таким диагнозом быстро устает. Длительное хождение – это причина того, что стопы с пальцами деформируются.

Влияние плоскостопия

Предполагает укорачивание стоп, опущение поперечного свода, изменение формы пальцев. Если рассматривать продольный вид, то стопы, наоборот, увеличиваются по сравнению с нормальными. При ходьбе подошва практически полностью ставится на поверхность пола.

Плоскостопием продольного вида чаще страдают пациенты в возрасте от 16 до 25 лет, поперечного – от 35 до 50 лет.

Плоскостопие может развиться в результате полученных травм, наследственной предрасположенности, паралича и других причин. Если заболевание у детей от рождения, то поставить точный диагноз можно только тогда, когда им исполнится 5 или 6 лет.

Травматическое плоскостопие получается вследствие переломов костей:

  • пяток;
  • предплюсневых;

Паралитическое плоскостопие является последствием Полиомиелита. Паралич поражает мышцы голеней и стоп.

Наиболее распространенным является статическое плоскостопие, когда происходит ослабление мышц, связок и костей. Неблагоприятными факторами выступают увеличение массы тела, потеря силы в мышцах в связи с наступлением физиологической старости, отсутствие достаточной активности.

Болезнь развивается под влиянием различных причин, которые могут быть внутренними и внешними. К первым относится наследственная предрасположенность, а ко вторым – высокая нагрузка на стопы для людей отдельных профессий, работа по хозяйству, ношение обуви с неудобной колодкой.

«Шпильки» могут перераспределять нагрузку, которая переместится к поперечному своду. При продольном виде заболевания , а их контуры претерпевают изменения.

Коррекция осанки

Исправить осанку можно с помощью комплексных мероприятий, включающих , ношение корсетов, иглоукалывание и мануальную терапию. Если соблюдать все рекомендации врача, то можно добиться положительных результатов и внести коррекцию.

Упражнения в комплексе:

  1. Вытягивание шеи. Упражнение рекомендуется для тех, кто хочет исправить положение шеи. Исходное положение – сидя на стуле. Спина прямая, ступни стоят на полу. Нужно вытянуть подбородок вперед, не изменяя положение подбородка. Сделайте несколько повторений.
  2. Подъем груди. При выполнении простых движений хорошо укрепляется трапециевидная мышца снизу. И.о. – сесть на стул и расслабить мышцы. Потянитесь по направлению к потолку. Слегка опустив лопатки, постарайтесь их свести.
  3. Для мышц лопаток. Исходное положение– сидя на стуле, положите руки себе на бедра. Примите удобное положение тела и начинайте опускать плечи. Нужно стремиться лопатки подвести друг к другу как можно ближе.
  4. Втягивание живота. Исходное положение – стоя. Втягивайте живот, делая вдох. При выдохе расслабьтесь. Количество повторений упражнения неограниченно.

Упражнения для рук, плеч

Расправьте плечи, подняв руки вверх. Они должны располагаться параллельно ушам. Согнув руки в локтях, отведите их к лопаткам. 10 раз повторите упражнение одновременно для обеих рук, а после этого для каждой руки.

Поднимите руки на уровень плеч. Зафиксируйте положение тела и посчитайте до 10. Медленно опустите руки по швам. Повторите движения. Рекомендуемое количество повторений – 10 раз.

Положив руки на плечи, приподнимите локти. Считайте про себя, на счет два опустите локти. Простые движения можно выполнять сколько угодно.

Другие упражнения также способствуют выполнить эффективную растяжку:

  1. Между отведенными назад руками протягивают линейку и зажимают ее. Зафиксируйте положение. В день это упражнение нужно делать в течение не менее 20 минут.
  2. Ноги поставьте на ширине плеч. Руки опустите по швам. С помощью круговых движений вращайте руки по часовой стрелке. Займите исходное положение. Вращайте руки против часовой стрелки. В каждом направлении желательно выполнить по 30 повторов.

Растяжка шеи:

  • Делайте наклоны вперед, вправо, назад, влево. Сделайте массаж шеи. Круговые вращательные движения головой запрещены.
  • Потянитесь к потолку, а потом наклонитесь к коленям вниз.
  • «Растяжка Супермена». Исходное положение – наклон туловища вперед под углом 90 градусов. Понадобится использовать опору. Ею может служить резиновый амортизатор. При выполнении наклонов руки и ноги должны быть прямыми, а плечи приподнятыми.
  • «Растяжка Супермена наоборот». Исходное положение – стоя. Сделав шаг вперед, отведите за спину руки, соединив их в замок, поднимите вверх.
  • Растяжка сухожилий под коленями. Упражнение способствует улучшению гибкости спины. Амортизатор закрепите на ноге в области щиколотки. После этого ногу приподнимите, не сгибая колено. Потянитесь вверх и вернитесь в исходное положение. Повторив несколько раз движение, сделайте его с другой ногой.

Упражнения на полу

Чтобы движения пошли на пользу, необходимо подготовиться. Одежда должна быть свободной. Нельзя, чтобы движения причиняли боль. Упражнения выполняются в медленном темпе. На ровную и чистую поверхность пола лучше постелить коврик. В каждой позиции рекомендуется удерживать положение тела до 30 секунд, что позволяет размягчить мышцы и суставы. Чтобы пришло облегчение, растяжку следует делать регулярно. Весь комплекс лучше повторять 5 – 10 раз. У человека будет хорошая осанка, на спине растяжку делать необходимо в помещении, где достаточно места для перемещения.

Регулярные занятия устранят напряжение и дискомфортные ощущения в спине. Для тех, кто никогда прежде не занимался фитнесом, подбираются простые упражнения (улучшает осанку ). Гимнастика на коврике дает возможность в течение продолжительного времени сохранять гибкость мышц. Плюсом является и то, что нет необходимости оплачивать абонент на посещения тренажерного зала или фитнес-клуба.

  • Поза кошки. Исходное положение – стоя на коленях, опереться на кисти рук. Опуская медленно голову, поднимайте хребет вверх, растягивая позвоночник.
  • Перевоплощение в собаку. Исходное положение – поза кошки из предыдущего упражнения. Выравнивайте спину, посмотрите вверх и задержитесь в этом положении на 5 секунд и вернитесь в позу кошки.
  • «Крокодил». Исходное положение– лежа на животе. Согните руки в локтях и положите ладони на поверхность пола на уровне подмышек. Выполните упор и приподнимите грудь.
  • Твист бедрами. Исходное положение – лежа на спине. Согните левое колено и переместите его направо. Руки при этом лежат на полу, а голова направлена в сторону или в противоположную сторону. Рекомендуемое время для задержки – 10 секунд. Напряжение мышц живота позволяет отлично поддерживать спину.

Если появляются болевые ощущения, проконсультируйтесь с профессиональным специалистом по поводу выбора подходящего комплекса упражнений. Можно найти также краткий показ каждого движения.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР

Школа здоровья

Лекция №5

Правильная осанка – признак здоровья

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову. Позвоночник при этом должен быть не прямым, а с небольшими естественными изгибами: в шейном и поясничном отделах – изгиб вперед, а в грудном и крестцовом - назад.

В Толковом словаре записано: «Под осанкой ра­зумеют стройность, величавость, приличие и красоту». В практической работе осанка характеризуется как не­принужденное положение человека в покое и при движении.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерно­сти их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Поддержание правильной осанки – главное упражнение для позвоночника, которое он выполняет всю жизнь. Правильная осанка должна быть запрограммирована в нас с самого детства. Она является непо­стоянной, но трудно поддающейся изменению. Особое внимание надо обращать на осанку детей, так как в детском возрасте она более доступна исправлению. Надо учить ребенка «держать спину».

Для проверки осанки рекомендуется встать спиной к стене и прижаться к ней затылком, ягодицами и пятками. Запомнив это положение, отойдите от стены и походите по комнате, наблюдая за собой в зеркало, проследите, сохраняется ли правильная осанка. Обратите внимание и на другие признаки правильной осанки:

1. горизонтальные линии ключиц

2. симметричное расположение лопаток

3. симметричное расположение ягодиц.

4. . симметричное расположение крыльев тазовой кости.

Осанка - зеркало здоровья

Позвоночник - это основа скелета, он выполняет в орга­низме человека две важнейшие функции. Первая функция - опорно-двигательная. Вторая - защитная. Позвоночник предо­храняет спинной мозг от механических повреждений. К нему подходят многочисленные нервные окончания, которые отве­чают за работу всех органов в организме человека. Образно говоря, каждый позвонок несет ответственность за работу оп­ределенного органа.

Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клет­кам в разных участках тела. Со временем именно в этих участ­ках тела будут развиваться различные заболевания.

При пра­вильной осанке нагрузка на позвоночник при учебе или работе распределяется равномерно и не происходит перегрузки от­дельных участков. Это позволяет сохранить позвоночник здо­ровым до преклонного возраста.

Неправильная осанка чаще всего указывает на болезни по­звоночника, в том числе и на сколиоз.

Детский скелет обладает большей подвижностью, чем скелет взрослого человека, поэтому раннее обращение к врачу поможет ре­шить эту проблему.

Вспомним, что происходит с нашей спиной, когда мы вынуж­дены долго сидеть? Через какой-то промежуток времени нетре­нированные мышцы спины начинают уставать. Они уже не могут обеспечивать правильную осанку, и позвоночник слегка сгибает­ся. В этом физиологически неправильном положении происхо­дит сдавливание передних отделов межпозвоночных дисков, в то время как задние отделы растягиваются. В таком положении межпозвоночный диск теряет свою эластичность, изнашивает­ся. Нервные корешки ущемляются и хуже проводят сигналы от мозга к органам и тканям. Особенно чувствителен к таким пере­грузкам неокрепший позвоночник подростка.

Большинство де­тей вынужденно ведут "сидячий" образ жизни. Высокая учебная нагрузка, компью­теры, телевизоры и т. д. Поэтому проблема профилактики заболева­ний опорно-двигательного аппарата у детей приобрела массовый харак­тер.

От чего зависит осанка?

Осанка во многом зависит от разнообразия двигательных навыков, приобретаемых человеком в результате его развития и воспитания. Чем больше и разнообразней двигается ребенок, тем лучше развиваются его кости, связки, мышцы, тем крепче и надежней формируется естественный мышечный корсет позвоночника, который предохраняет от искривлений, деформаций. Гиподинамия – враг правильной осанки.

От количества жировых отложений. Ожирение, избыточный вес ослабляют мышцы и связки, способствуют появлению искривлений.

От положения позвоночника, от на­тяжения мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Мы­шечные тяги сгибателей и разгибателей должны быть уравнове­шены, поэтому равномерное гармоничное развитие всех мышечных групп спо­собствует приобретению и сохранению правильной осанки. При хорошей осанке мышцы, которые удерживают позвоночник в правильном положении должны быть умеренно напряжены.

От общего самочувствия, здоровья человека, т. к. любое заболевание, ослабляющее организм, вызывает нарушение осанки.

От неправильной рабочей позы, неправильного положения позвоночника во время сна (прогнутая постель), от несимметричного ношения тяжестей.

От настроения. Плохое настроение, уныние, депрессия ведут к нарушению энергетики, ослабляют мышцы и портят осанку.

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника - сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на здоровье и осанку детей в период их бурного роста (в 6 - 7 и в 11 - 15 лет).

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма. Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести вы­сокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в послеродовом и более позднем периоде развития ребенка , связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилакти­ку дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее на­рушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

При характеристике изгибов позвоночника используются понятия: кифоз (изгиб позвоночника кзади) и лордоз (изгиб позвоночника кпереди).

https://pandia.ru/text/78/288/images/image004_84.gif" width="588 height=234" height="234">

Круглая осанка (рис.характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые. Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи «свисают» вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.
- При сутулой осанке (рис.ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.
- Для лордотической осанки (рис.характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается.

При кругловогнутой спине (рис.увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы резко выступают назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.


- При плоской спине (рис.недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.
- Косая спина (асимметричная осанка) (рис.возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвонковых дисках и костной ткани, характерные для тяжелого заболевания - сколиоза.

Различные нарушения осанки всегда сопровождаются нарушениями функций нервной системы и некоторых внутренних органов, что делает организм ребенка более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь - позвоночника.

Как же сделать так, чтобы осанка оставалась правильной?!

Постель ребенка не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 - 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с нарушениями осанки жесткий матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или фанеры.

Особенно портит осанку неправильная поза при сидении за столом. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног (рис.

Высота стола должна быть на 2 - 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90°. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 - 2 см (ребром проходит ладонь), голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. Предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30° (угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).
- Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении.

Перед началом выполнения комплекса, после 12-го упражнения и после окончания упражнений - ходьба 1 - 2 мин. Дыхание произвольное, равномерное. Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 - 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 - 12 раз. Выполнять можно не сразу все упражнения, а по 10 - 12 за занятие. Заниматься можно 3 - 4 раза в день за час до и спустя 45 - 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов.

Для исправления дефектов осанки следует выполнять такие упражнения, когда в работу вовлекается одновременно несколько мышечных групп и суставов.

При склонности к сутуловатости и круглой спине уделяйте большое внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника, с выгибанием туловища в грудном отделе позвоночника без прогиба в поясничной области.

Имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется увеличивать количество повторений движений руками назад. Например, легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять), оказывает значительное эффективное воздействие при этих нарушениях.

При склонности к асимметричному положению плечевого пояса очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения.

Чтобы воспитать привычку держаться прямо, с приподнятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом, детям необходимо в течение дня многократно повторять упражнения на ощущение правильной осанки.

Выполняя корригирующие упражнения, можно научиться свободно владеть своим телом и красиво держаться.

Для исправления осанки может быть рекомендован примерный комплекс упражнений, которые должны сочетаться с утренней гигиенической гимнастикой, подвижными играми, систематическим закаливанием.
1. Исходное положение (И. п.) - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.
2. И. п. - то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
3. И. п. - то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.
4. И. п. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.
5. И. п. - то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.
6. И. п. - лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.
7. И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.
8. И. п. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,
9. И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.
10. И. п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка»)
11. И. п. - лежа на спине - «Велосипед».
12. И. п. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 - 4 счета, медленно опустить их и. п.
13. И. п. - то же на левом боку.
14. И. п. - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
15. И. п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
16. И. п. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.
17. И. п. - стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед

18. И. п. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.
19. И. п. - лежа на спине. «Ножницы» - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами
20. И. п. - стоя. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук
21. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п.
22. И. п. - сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

Подготовили: , врач ОМО,

Врач по лечебной физкультуре ГУЗ РВФД

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

При любой работе, любом виде спорта необходимо уметь держать свое тело. Правильная осанка, сочетающаяся с координированными, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.

Что может быть прекраснее балета? Не отрываясь можно любоваться художественной гимнастикой и фигурным катанием. А ведь эту красоту создают не только отточенные движения исполнителей, но и их умение держать свое тело. И при тяжелых видах труда умение правильно держать свое тело помогает человеку быть сильным. Как свободны движения у доменщика и лесоруба, у ткачихи и токаря! А сколько поэтических строк в русской литературе посвящено косарям!

Человек, не умеющий держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Но странное дело - некоторые молодые люди считают именно такую осанку и расхлябанную походку красивыми. А ведь это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затруднена деятельность всех внутренних органов и в первую очередь легких и сердца, сокращен объем дыхательных движений, уменьшена жизненная емкость легких. Это значит, что снижена доставка кислорода к тканям и органам.

Как же формируется осанка? Можно ли предотвратить образование плохой осанки и как это сделать?

На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном всех частей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Он представляет собой стержень, состоящий из отдельных позвонков (рис. 1). Это обеспечивает ему большую подвижность. Наиболее подвижен позвоночник в шейном и поясничном отделах; стоя на месте, можно легко повернуть голову и туловище в ту или другую сторону. В грудном отделе подвижность позвоночника очень незначительна.

Рис. 1. Позвоночник человека.
1 - вид сбоку;
2 - вид спереди,
а - 7 шейных позвонков;
6 - 12 грудных позвонков;
е - 5 поясничных позвонков;
г - 5 крестцовых позвонков;
д - копчиковые позвонки.

Позвоночник имеет четыре изгиба, из которых два обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный) и два выпуклостью назад (грудной и крестцовый). Появляются они в раннем детском возрасте в связи с возникновением у ребенка умения держать голову, а затем сидеть и стоять. Окончательно изгибы позвоночника сформировываются к 6-7 годам, а закрепляются - к 18-20 годам.

В раннем детстве позвоночник в основном состоит из хряща, постепенно заменяющегося костной тканью. Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают к 15-16 годам, завершается окостенение в более позднем возрасте (после 20 лет). У мальчиков, начиная с 13 лет, позвоночник быстро растет в длину, у девочек рост позвоночника более медленный. В этом возрасте мальчики обгоняют девочек в росте.

В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины, брюшного пресса и др.). Наиболее сильной мышцей, разгибающей и выпрямляющей позвоночник, является длинная мышца спины, которая тянется на всем протяжении позвоночного столба от костей черепа до крестца. Эти мышцы образуют естественный «мышечный корсет». Он-то и удерживает позвоночник в вертикальном положении и обеспечивает правильную осанку. Поэтому развитие мускулатуры играет большую роль в формировании правильной осанки. При этом основную роль играет не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник.

По природе своей строение человеческого тела в основном симметрично. Следовательно, мышцы левой и правой половины тела должны быть развиты одинаково. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова находятся в прямом, красивом положении.

Любопытно отметить, что нередко у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, - у грузчиков, молотобойцев, а также у спортсменов-тяжелоатлетов - штангистов, борцов и т. д. - осанка плохая из-за чрезмерного развития отдельных групп мышц. И наоборот, у спортсменов, занимающихся таким видом спорта, который способствует равномерному развитию всех мышечных групп (гимнасты, легкоатлеты), наблюдается хорошая осанка.

Итак, наиболее частой причиной нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста в силу возрастных особенностей мышцы туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствует крепкий естественный «мышечный корсет». При неблагоприятных условиях, о которых речь пойдет ниже, это становится причиной нарушения осанки. К тому же в школьном возрасте развитие скелета еще не завершено, позвоночник гибок и податлив. Первоначально возникающее нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...