Кто не возненавидит отца. Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником

Радикальное послушание Иисусу делает относительными наши естественные взаимоотношения.

  • Под словами естественные взаимоотношения я подразумеваю взаимоотношения, устанавливаемые посредством обычных, не являющихся чудесными, процессов. Таковы взаимоотношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, мужьями и жёнами, и так далее.
  • Под словами радикальное послушание я подразумеваю, что высочайшая ценность Иисуса захватила нас от самых корней (латинское слово радикс ), и мы стремимся жить таким образом, который являет эту высочайшую ценность, а учения Иисуса и апостолов являются в этом руководством для нас.
  • Под словами делает относительными наши естественные взаимоотношения я подразумеваю, что притязания естественных взаимоотношений никогда не являются абсолютными в сравнении с притязаниями Христа, и что полное посвящение Иисусу может иногда препятствовать даже установленным Библией формам проявления уважения и привязанности.

Это значит, что следование за Иисусом часто привносит неопределённость, скорбь и боль в семейные взаимоотношения. Если вы ищете религию, которая сделает все ваши взаимоотношения более ясными, гладкими и счастливыми, в Христианстве вы столкнётесь с огромным препятствием.

Давайте в качестве примера возьмём взаимоотношения с нашими отцами. Иисус говорит, что нам, возможно, придётся «оставить» их, быть «против» них, воспринимать их как наших «врагов», любить их «меньше», чем мы любим Иисуса, даже «ненавидеть» их, и, может быть, не присутствовать на их похоронах или даже не попрощаться с ними. Из учений Иисуса очевидно, что Он не был сентиментален. Он прилагает все усилия, чтобы подвергнуть риску наши естественные взаимоотношения с нашими отцами в то время, когда Его притязания на нас оказываются в приоритете.

С другой стороны, также очевидно, что Иисус принимал пятую заповедь как обязательную для Его последователей. Он строго выговаривал фарисеям и книжникам за непочитание отца и матери, когда те говорили людям жертвовать на храм то, что они должны были отдавать своим родителям (от Матфея, 15:3–9). Он сказал богатому юноше: «Почитай отца и мать» (от Матфея, 19:19).

Но когда мы сели у ног Иисуса и пробыли там все четыре Евангелия, и когда Он завоевал наше доверие, нашу преданность и наше полное посвящение, мы испытываем ошеломляющее чувство: всё изменилось . Никакие взаимоотношения никогда больше не будут прежними. Некоторые из них станут восхитительно более глубокими и счастливыми, по мере того, как мы узнаём, кто является нашей настоящей семьёй («Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь», от Марка, 3:35). Некоторые из них будут разрушены («И враги человеку - домашние его», от Матфея, 10:36).

Давайте перейдём к конкретному случаю и послушаем, как Иисус делает относительными наши взаимоотношения с нашими отцами.

1. Иисус может призвать нас «оставить» наших отцов.

«И начал Пётр говорить Ему: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». Иисус сказал в ответ: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов (в оригинале, согласно подстрочнику, а также во всех переводах Библии на английский и на русский, кроме Синодального перевода, слово «отцов» отсутствует — прим. пер. ), и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (от Марка, 10:28–30).

Богатый юноша просто отказался оставить своё богатство, чтобы следовать за Христом (от Марка, 10:22). Пётр указал на то, что он и другие апостолы были готовы совершить такую жертву. По сути, Иисус ответил вопросом: «Какая это жертва? Всё, что вы оставите из-за того, что цените Меня больше, воздастся во сто крат. Это не жертва». Но ощущается это как жертва. Потеря очевидна. И даже хотя есть более значительная прибыль, потеря остаётся потерей, по крайней мере, временно.

Среди вещей, к которым мы можем быть призваны, есть «оставить» вашего «отца». Это - часть настоящей потери: это нечто большее, чем просто: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (от Марка, 10:7). Это оставление намного значительнее.

Много матерей, не много отцов

Стоит отметить тот факт, что когда Иисус описывает «воздаяние» за потери, Он не говорит, что мы получим «отцов». Мы получим «во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и матерей [отцы не упоминаются], и детей, и земель». Почему не упоминаются отцы?

Возможно это из-за желания Иисуса, чтобы отцовство Бога очень сильно доминировало в нашем ученичестве. Поэтому Он не хотел вдохновлять в нас мысли о том, чтобы иметь много отцов в церкви. Фактически, Он сказал: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах», (от Иоанна, 23:9).

Так что в обращённом к нам призыве «оставить» наших отцов «ради Него и Евангелия» ударение делается на том факте, что у нас есть Отец на Небесах, который позаботится о нас. Естественные взаимоотношения откладываются на задний план, а наша преданность Иисусу и наши взаимоотношения с нашим Отцом на Небесах выходят на передний план.

2. Иисус может призвать нас быть «против» наших отцов и воспринимать их как наших «врагов», так как Он призывает нас любить Его больше, чем их.

«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более , нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (от Матфея, 10:34-39).

«Не мир пришёл Я принести, но меч». Конечно, это не единственное, что Иисус сказал о Своей миссии. Несомненно, Он был послан для мира! Ангелы сказали в начале: «Слава в вышних Богу, и на земле мир среди тех, в ком Его благоволение!» (от Луки, 2:14, дословный перевод с английского перевода English Standard Version). Сам Иисус сказал Своим ученикам: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир », (от Иоанна, 16:33). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», (от Иоанна, 14:27). А когда Иерусалим обратился против Него, Он сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (от Луки, 19:42).

Фактически, когда Пётр и Павел проповедовали Евангелие, Они могли подытожить его как достижение Иисусом мира: «[Бог благовествовал] мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех», (Деяния Апостолов, 10:36). «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким», (Послание к Ефесянам, 2:17).

Так что Он действительно был Тем, Кто приносил мир: мир с Богом и мир с теми, кто обрёл мир с Богом. Но как отметил старец Симеон, когда Иисус был младенцем, болезненная реальность заключалась в том, что «этот младенец предназначен на падение и на восстание многих в Израиле, и как знак, которому будут противиться… чтобы мысли многих сердец были открыты», (от Луки, 2:34–35, дословный перевод с ESV).

Знак против их неверия

Когда это произошло, некоторые семьи были разрушены. Иисус пришёл не для того, чтобы приукрасить эту реальность. Там, где члены семьи не станут любить Иисуса больше, чем они любят свою семью, они будут отделены от тех, кто больше любит Иисуса. «Кто любит отца или мать более , нежели Меня, не достоин Меня», (от Матфея, 10:37). Когда наивысшая любовь к Иисусу не является общей для всей семьи, Иисус становится разделителем. Это не потому, что Иисусу не удаётся предложить Себя в качестве мира, но потому, что некоторым членам семьи не удаётся любить Его превыше всего, любить как их мир.

В таком смысле Иисус приходит для того, «чтобы настроить человека против его отца» (от Матфея, 10:35, дословный перевод с ESV). И в таком смысле «врагами человеку будут члены его собственной семьи», (от Матфея, 10:36, дословный перевод с ESV).

Эта болезненная потеря мирных взаимоотношений с отцом или с сыном описывается как часть того, что мы берём свой крест (от Матфея, 10:38) и теряем свою жизнь (от Матфея, 10:39). Это не преувеличение, потому что какой последователь Иисуса не отдаст добровольно свою жизнь, чтобы спасти своего сына или своего отца? Взять свой крест и потерять свою жизнь означает умереть для всех естественных взаимоотношений ради Христа и Его Царства. Мы умираем для них в том смысле, что мы принимаем боль разрушенных взаимоотношений ради Христа вместо того, чтобы сохранять взаимоотношения за счёт отказа от превосходства Христа.

3. Иисус может призвать нас «возненавидеть» наших отцов и «отречься» от них.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником… Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (от Луки, 14:26–27, 33).

Здесь есть два момента. Один из них в том, что Иисус имеет в виду, говоря, что мы должны «возненавидеть» наших отцов. Другой - почему Он говорит таким образом. Все мы знаем, что Иисус призывает нас почитать наших отцов (от Матфея, 19:19). И все мы знаем, что Он заповедует нам любить нашего ближнего так, как мы любим самих себя (от Матфея, 22:39), любить наших врагов (от Матфея, 5:44), и любить друг друга (от Иоанна, 13:35). Так что есть глубокий смысл, в котором мы должны любить наших отцов, хотя мы и должны «ненавидеть» их.

Один ключ к значению, вкладываемому Иисусом в это, мы видим в Его словах о том, чтобы «возненавидеть» наши собственные жизни в 12-й главе от Иоанна:

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную», (от Иоанна, 12:24–25).

Мы должны ненавидеть наши жизни, чтобы сохранить их для вечной жизни. И сохранить их для вечной жизни - это хорошо. Несомненно, желание сохранить их для вечной жизни - это способ любить наши жизни. Так что мы должны ненавидеть их, чтобы любить их. Это не двусмысленные слова, так как Иисус добавляет фразу «в этом мире»: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».

Выглядит как ненависть

Значение этого следующее: Мы будем призваны делать выбор в этом мире, выбор, который выглядит так, словно мы ненавидим наши жизни , в том смысле, что мы очень мало заботимся благополучии наших жизней. Например, нам, возможно, придётся умереть за Христа. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», (Откровение, 2:10). Для мира это будет выглядеть как абсолютная ненависть к себе - так, словно вы выбрасываете вашу жизнь ради мифа! Иисус говорит, что это своего рода «ненависть», но это также способ сохранить наши жизни для вечной жизни, и это очень радикальная форма любви к нашим жизням.

Подобным образом, когда Иисус говорит, что мы не можем быть Его учениками, если мы не «возненавидим» наших отцов, Он, вероятно, имеет в виду нечто похожее. Это значит, что мы можем быть призваны делать вещи, выглядящие так, словно мы ненавидим наших отцов, хотя фактически мы жаждем того, чтобы они присоединились к нам в вечной жизни.

Какое поведение может выглядеть так, словно мы ненавидим наших отцов?

4. Иисус может призвать нас отказаться от чего-то настолько личного, полного любви и почтения, как посещение похорон отца.

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл». Иисус сказал ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». А другому сказал: «Следуй за Мною». Тот сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Ещё другой сказал: «Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Иисус сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». (от Луки, 9:57-62).

Вы можете представить себе человека, который пишет вам электронное письмо: «Что ты делаешь? Ты ненавидишь своего отца? Почему бы тебе не приехать на его похороны? Почему бы тебе, по крайней мере, не попрощаться с ним? Ты ведёшь себя так, словно ты ненавидишь своего отца».

Почему Иисус говорит так? «Если вы не возненавидите вашего отца, вы не можете быть Моим учеником… Предоставьте мёртвым погребать своих мертвецов… Если вы думаете обернуться, чтобы попрощаться, вы не годитесь для Царства».

Зачем так говорить?

Я думаю, Он говорит так потому, что это обнажает наш защитный рефлекс отвергать такие Его слова. Он знал, какую реакцию вызовет слово «ненавидеть». Он знал, насколько бессердечным покажется не прийти на похороны отца. Для того, чтобы испытать нас, Он доводит всё до крайности.

Подчинимся ли мы Его радикальным притязаниям на наши жизни? Позволим ли мы подвергнуть риску все наши естественные взаимоотношения ради Царства? Сожмём ли мы зубы и примем ли мы то, что Его притязания на нас в тысячу раз сильнее любых других притязаний? Будем ли мы готовы к тому, что наши сердца будут непоняты и оклеветаны ради Него (2-е Послание к Коринфянам, 6:8; 1-е Послание Петра, 3:16)? Примем ли мы в самых крайних и сложных ситуациях мучительный, заставляющий выглядеть нас бесчувственными выбор в пользу Христа?

Возможно, вам никогда не придётся делать такой болезненный выбор. Я надеюсь, что вам не придётся. Но по всему миру сегодня христианам приходится принимать такие решения. Для них уповать на Христа и следовать за Ним не может быть добавлением к их прежней жизни. Если они последуют за Ним, почти всё, что знакомо им, будет разрушено. Их будут называть ненавистниками и разрушителями. Это может стоить им их жизней.

Подписывайтесь:

Что бы вы ни делали, не смягчайте радикальные учения Иисуса. Если они заставляют вас чувствовать себя некомфортно, позвольте им выполнить свою работу. Они предназначены для того, чтобы создавать настоящих учеников, готовых потерять всё ради того, чтобы приобрести Христа. Мир может называть это ненавистью. Они могут называть это глупостью. Это не так. Это - любовь. И это - мудрость Божья.

Автор — Джон Пайпер / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для

Джон Пайпер (@JohnPiper) основатель и учитель на сайте desiringGod.org и ректор колледжа и семинарии «Вифлеем» (Bethlehem College & Seminary). В течение 33 лет он служил в качестве пастора в Баптистской Церкви «Вифлеем» (Bethlehem Baptist Church) в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Он является автором более 50 книг, включая книгу «Особенная Слава».

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51) , несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27) . Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7) , и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30) . Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, - тот не может быть учеником Христовым.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, - Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне» . Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть - значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» - понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» - говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником» . Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

В Евангелии от Луки, глава 14, читаем: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" . Эти слова часто вызывают недоумения и даже смущение: действительно, как можно ненавидеть близких, если их надо любить?

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании этого евангельского отрывка пишет: "Смотри же, в простоте своей и неопытности, не соблазнись сим изречением". Ненависть - это чувство, противоположное любви. Поэтому стоит задуматься, о какой любви тут говорится?

Когда юноша и девушка полюбили друг друга, они могут говорить, что любят друг друга больше всего на свете. И никто с этим спорить не будет. Однако от чего идет отсчет любви, больше чего они любят? Давайте подумаем: больше телевизора и компьютера, больше собаки и кошки, больше автомобиля и дачи, больше квартиры и собственной карьеры? Так? Не будем это оспаривать. Но ведь возможен и иной отсчет любви.

Одна любящая пара искренних православных христиан вступала в брак. Выходя из храма после венчания, молодая жена сказала своему молодому мужу: "Ты у меня всегда будешь в жизни на втором месте". Как он был счастлив тому, что всегда будет в её жизни сразу после Бога!

А какая же любовь выше: повыше земли или пониже неба?

Можно любить тело: ласточки, попугая, кошки, собаки, человека. А можно любить всего человека - тело и душу, то есть саму человеческую личность. Такая любовь уже ведет свой отсчет не от земли, а от неба.

Иисус Христос ждет от Своих учеников, что в их душах все будет правильно расставлено. На первом месте - любовь к Богу, на втором - любовь к человеку. И, конечно же, любовь к ближнему должна быть в гармонии с любовью к Богу. Когда эта гармония ломается, когда любовь телесная становится выше любви к Богу и любви к человеческой личности и её внутреннему миру, тогда человеческая любовь перестает быть чистой и святой. Вот именно об отвержении такой любви к ближним и говорит Господь.

Когда мы говорим о любви к самому себе, она тоже может быть как святой, так и грешной. Когда в центре внимания и любви человека находятся Бог и близкие - любовь к самому себе становится здоровой и святой. Но если в центре внимания он сам, а не Бог и близкие, то такой человек напоминает завитую деревянную стружку: внутри - пустота.

Поэтому слова Христовы не о том говорят, что не надо любить близких, а о том, что любовь к ним должна быть здоровой, святой и в согласии с любовью к Богу.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51) , несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27) . Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7) , и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30) . Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, - тот не может быть учеником Христовым.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, - Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне» . Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть - значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» - понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» - говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником» . Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

Компиляция из святоотеческой литературы

Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, «малой церковью».
Мизулина Е.Б. «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. Лк. 14:26

Сказавши: «Кто … не возненавидит отца своего и матери» , присовокупил: «и самой жизни своей» . И что, говорит, думаешь ты о родителях, о братьях, о сестрах и жене? Для всякого ничего нет ближе души своей; но если не возненавидишь и ее, то поступишь совсем не так, как любящий. Притом повелел не просто возненавидеть душу, но даже подвергаться и войне и битвам, не страшиться смерти и кровопролития. «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27) .

Блаженный Феофилакт «Толкование на Евангелие от Луки»:

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником . Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою.

«Если кто» , говорит (Господь), «приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26-27) ; а ты беспечно предаешься привязанности к жене, смеху, наслаждению и роскоши? «Господь близко: не заботьтесь ни о чем» (Филип. 4:6) ; а ты беспокоишься и печешься о деньгах? Наступило небесное царство; а ты занимаешься домом, пиршествами и другими удовольствиями? «Проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31) ; для чего же ты мучишься мирскими делами, не постоянными, но скоропреходящими, не заботясь о постоянном и неизменном? Не будет ни брака, ни мук рождения, ни удовольствия и совокупления, ни изобилия денег, ни заботы о приобретении, ни пищи, ни одежды, ни земледелия и мореплавания, ни искусств и домостроительства, ни городов и домов, но - некоторое иное состояние и иная жизнь. Все это немного спустя погибнет.

Слова преп. аввы Исаии к своим ему ученикам:

Сказал Он с печалию: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца Своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 16-26) . Сие говорит Он, научая нас, что желающий внити в царствие Его, если прежде не положит, в себе ненавидеть все, влекущее сердце к миру, не может войти в царствие, котораго возжелал.

Святой Григорий Палама «Десятословие по Христианскому Законоположению»:

Чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20, 12) , ибо чрез них Бог ввел тебя в жизнь, и после Бога ввел тебя в жизнь, и после Бога они суть виновники твоего существования. Почему и ты после Бога их почитай и люби, если любовь к ним содействует любви к Богу, если же не содействует, то отстранись от них. Коль же скоро они препятствием будут тебе, особенно в деле веры, истинной и спасительной, яко неправославные, то не только отстранись, но и отвратись от них, и не только их, но и всех других такого рода людей. Ибо Христос Господь сказал: аще кто не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, и не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мне достоин (Лк. 14, 26. 27; Мф. 10, 37. 38) . Так должно относиться к тем по плоти, отцам, друзьям, братьям, кои препятствуют спасению.

Святитель Дмитрий «Житие преподобной Евфросинии»:

Господь говорит во святом Евангелии: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26) . Не знаю я, что тебе сказать больше сего. Если ты можешь вынести борьбу с плотью, то оставь всё и беги от мира сего, как Израиль от работ фараона. А наследников богатства отца твоего весьма много: церкви, монастыри, больницы, странноприимные дома, сироты, вдовы, странники, заключенные в темницы и взятые в плен. Отец твой может раздать имение, кому захочет, сама же ты позаботься о душе своей.

Наставления Феодора Студита:

Не ложно слово Господа, что мало стадо, к коему благоволит Отец Его (Лк. 12, 32),- что мало таких, кои тесными вратами и скорбным путем идут в царствие небеснoe (Мф. 7, 13. 14), что… аще кто не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 25) .

«И враги человеку - домашние его» (Мф. 10:36).

Блаженный Феофилакт «Толкование на Евангелие от Матфея»:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня.

Святитель Дмитрий «Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины его»:

О, святая двоица, Маркеллин и Марк! Не дайте прельстить себя хитрому врагу, наносящему вам такое искушение через ваших домашних, не ввергайте себя в бесконечное мучение, не вдавайтесь в руки бесов, не прельщайтесь любовью к временной жизни, красотами видимого мира и суетными житейскими удовольствиями, не дайте победить себя мольбами родителей, рыданиями жён, слезами детей, ласками родных и друзей. Вспомните слова Господа: «И враги человеку - домашние его» (Мф.10:36) , которые разлучают нас с Богом, не друзья нам, а враги, и любовь их к нам не истинна, но ложна, потому что они лишают нас столь великого блага, отнимают у нас любовь Божию и Царство Небесное, уготованное любящим Бога.

Святой Иоанн Златоуст «О шестом дне творения»:

Видя, что и Адам рад змею, и последний близок к нему и подражает многим человеческим действиям, злодей замыслил то же, что делают коварные люди, достигающие своих замыслов чрез близких, потому что никто не делает зла через чужих, а через своих близких, как сказал Спаситель: враги человеку - домашние его (Мф.10:36) .

Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. (Мф. 10.35)

Святой Иоанн Златоуст «Беседа 35 на Евангелие от Матфея»:

Пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. Не только, говорит, друзья и сограждане, но и сами сродники восстанут друг против друга, и между единокровными произойдет раздор. «Ибо Я пришел , - говорит, - разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» ; то есть, брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искреннею любовью и теснейшими узами. Это-то особенно и доказывает силу Христову, что ученики, слыша такие слова, и сами принимали их, и других убеждали.

Толкования преподобного Ефрема Сирина на Четвероевангелие:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» (Мф.10:34) . Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротворить то, что на небе, и то, что на земле?» (ср.: Кол.1:20) . Конечно, Господь возвестил мир, как и апостол говорит: «соделал нам мир» (ср.: Еф.2:14) , и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми» (ср.: Гал.6:16) . Но, с другой стороны, не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных. «Я пришел разделить человека с отцом его» и пр. (Мф.10:35) . Разделяются, - говорит, - мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, поскольку Один почитает Бога Так, а другой иначе. «Меч» (Мф.10:34) [т.е.: «пришел Я принести»], говорит, чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стрелу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеряет ее» (Ср.: Мф.10:39) .

Святой Иоанн Златоуст «Беседа 7 на 1-е послание к Коринфянам»:

Кто из привыкших к такой жизни не изумился бы, слыша: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» , и: «не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее» (Мф.10:38,34) ? Кто не усомнился бы и не отошел бы прочь, слыша: кто не отречется дома и отечества и имения, не достоин Меня (Лк.14:26,33) ? Однако слышавшие не только не изумлялись и не отходили прочь, но прибегали и устремлялись на дела трудные и с ревностью принимали заповедуемое.

Святой Иоанн Златоуст «Толкование на пророка Исайю»:

Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. Ужели это признак благорасположения? Конечно, и даже великого, - как и Господь говорил: не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф.10:34-35) . Подобно тому, как, в случае повреждения человеческого члена, должно отсечь неизлечимую часть, так должно делать и здесь.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37)

Святой Иоанн Златоуст «Беседа на псалом 44»:

Если и ты хочешь познать эту благодать, то послушай, как строги заповеди Его, и увидишь ее силу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня; и берегший душу свою» , сказал Он «не достоин Меня» (Мф.10:37; Лк.14:26) . И, однако, это слово смогло осуществиться на деле: так велика благодать Его! Что для человека ближе души? Но и она была презираема по Его заповеди.

Святой Иоанн Златоуст «Беседа 35 на Евангелие от Матфея»:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37) . «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» . Видишь ли достоинство Учителя? Видишь ли, как Он, повелевая все оставить долу и любовь к Нему предпочесть всему, показывает тем, что Он есть единородный Сын Отца? И что говорить, сказал Он, о друзьях и сродниках? Если даже душу свою будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником. Что же? Не противно ли это древнему закону? Нет, - напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями; а во Второзаконии, похваляя таковых ревнителей, говорит: «Который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю» , и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят» (Втор. 33:9) .

Свт. Василий Великий «Творения»:

Не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему, или терпит при себе что-либо хотя мало отвлекающее от Божией заповеди. (Мф.10, 37-38): «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». (Мф.16, 24-25): «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» .

Святой Иоанн Златоуст «Беседа 10 на послание к Римлянам»:

Потому и Аврааму велел принести сына в жертву, чтобы показать всем, как сильно любит Его патриарх. А желание быть сильно любимым происходит от сильной любви. Потому и апостолам Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Mф. 10:37).

Святой Иоанн Златоуст «Книга о девстве»:

Как говорит Христос: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф. 10:37) . Когда мы принимаем что-либо благоугодное Богу, то всякий, препятствующий этому, есть враг и неприятель, кто бы он ни был, отец или мать.

Амвросий Медиоланский «Увещание к девству»:

Вы слышали, дети, сколь велика награда непорочности. Ею приобретается Царство, Царство же небесное дарует жизнь ангельскую. И вам я советую именно это, что прекраснее всего, - (я вам советую) стать среди людей ангелами, которые не связаны между собою никакими брачными узами (Матф. 22:30). Во всяком случае те, которые не выходят замуж и не женятся, пребывают на земле как ангелы.

Под редакцией Tannarh’a, 2013 г.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...