Постные дни в октябре года. Какая пища под запретом в постные дни? А в это время

Что такое толерантность?

(вместо предисловия)

Интерес к толерантности как одной из сторон человеческой психики и социальной жизни появился сравнительно недавно.

Термин «толерантность» возник в прошлом тысячелетии. Современное понятие толерантности во многом связано с деятельностью философов XVI-XVII столетий, которые восстали против «терпения нетерпимости» и жестких религиозных столкновений. Последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. Английский философ Д. Локк поднял впервые вопрос о необходимости воспитания толерантности в «Очерках в терпимости 1667 года и в «Письмах о терпимости» 1685 года.

Наиболее важным результатом деятельности философов того времени было признание толерантности общей ценностью и компонентом мира и понимания между религиями, народами и другими социальными группами.

Сложность понимания понятия «толерантность» заключается в его разном значении в разных языках. Оно зависит от исторического опыта народов.

В последнее время понятие «толерантность» стало международным термином. Оно имеет содержание, в основе которого – общее значение данного слова в любом языке Земли.

Итак, толерантность (от лат. tolerantia – стойкий, терпимый, допускающий отклонения) – личностная черта человека, терпимое отношение к чужому мнению, религии, поведению, уважение достоинства и прав других людей; способность поставить себя на место другого человека. Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Генеральная Конференция ЮНЕСКО объявила 1995 год – годом толерантности и приняла Декларацию принципов толерантности, и день 16 ноября назван Международным Днем Толерантности.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности.

Толерантные установки предполагают активную жизненную позицию.

Толерантность - не уступка или поблажка, а, прежде всего, активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность - это защита прав человека, независимо от его пола, этнической или расовой принадлежности, религиозных взглядов.

10 декабря 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая декларация прав человека. С этого дня большинство государств мира живут по принципам этой декларации и ежегодно отмечают день 10 декабря как Международный день защиты прав человека. В основе статей декларации лежат принципы: свободы, равенства, ответственности, толерантности, солидарности, идентичности, мира, безопасности...

Права человека нельзя купить, заработать, выиграть, или получить в наследство. Каждый человек имеет их с рождения.

Права человека - это “природные права” каждого человека.

Права человека не зависят от его расы, пола, национального или социального происхождения.

Все люди рождаются свободными и равными в своих правах.

Посмотри вокруг. Тебя окружают такие же, как и ты, люди.

Они имеют такие же, как и ты, права. Они могут иметь другой цвет кожи, глаз, волос, они могут говорить на другом для тебя языке, они могут вести иной, отличный от твоего, образ жизни...

Но помни, что все мы живем на одной планете, в одном мире, и мы должны уважать того, кто живет рядом с нами.

Общаясь с другими людьми, мы должны научиться понять каждого и принять его таким, каков он есть, увидеть в нем лучшие качества. Мы будем толерантны друг к другу, и вместе мы сможем преодолеть любые трудности и проблемы, возникающие в нашей жизни.

^ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПРИЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬПОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч “я”!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Многолетний опыт работы в школе в качестве психолога убеждает, что одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

1. Прием «Обнаружение противоречий»

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак -монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Упражнение «Таблица антиподов»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы, далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость (при условии, если это индивидуальная беседа).

2. Прием «Коррекция позиций»

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Прием «Акцент на луче»

Вновь обращение к образу монады. Темное пятно - на светлом фоне и светлое пятно - на темном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение «Камушек в ботинке»

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине»

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции».

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о’кей, ты - о’кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о’кей, ты - не о’кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о’кей, ты - о’кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о’кей, ты - не о’кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Упражнение «Превращение монады»

Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рисунок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.

5. Прием « Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, опенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение «Идеальный образ себя»

Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

^ КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАПТПОСТЬ?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно познавать себя и других людей.

^ Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами.

Ход классного часа

Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

^ Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрала бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала доброту? (Ответы).

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - проя1ение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, б разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

^ СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. - девушка вырвала руку. -

Я тебя не пущу. Ты моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда, - он попытался унести ее.

Знаешь что, я... да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет мобильника?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колено. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы, должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть дна пути развития личности - толерантный и интолерантный.

^ РАБОТА ПО ГРУППАМ

Сейчас мы разделимся на 2 группы. 1 группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, 2 группа черты, присущие интолерантной личности.

^ Толерантная личность Интолерантная личность

Уважение мнения других Непонимание

Доброжелательность Игнорирование

Желание что-либо делать вместе Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

доверие, гуманизм Равнодушие

Немотивированная агрессивность

^ Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

^ Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

^ СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел -

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

девчонка в драном платьице.

О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карста мчится наугад

Бог весть, в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карста мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ноту из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой -

Сомнений в этом нету.

да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего люби,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь...» -

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

^ Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

Как вы думаете, почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка не исправлять своих прошлых ошибок.

^ ИГРА ВОЛШЕБНАЯ РУКА.

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

^ ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

З. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

^ КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село, Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основ жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.

^ КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ СРАРШЕКЛАССИИКОВ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

1^ . Вступительная беседа

Преподаватель: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно новым порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах:

1. Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

2. Из-за чего вы огорчались?

3. Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

4. Что такое терпение?

5. Что такое толерантность?

6. В чем их схожесть?

7. Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?

8. Все ли терпимо?

9. Где границы терпимости?

10. «Понимание и принятие себя» - как вы понимаете данное выражение?

Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен.

1-й ученик: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений; «Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».

^ 2-й ученик: Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

^ 3-й ученик: В настоящем и будущем человеческий род делится и будет Делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Всякий раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе во весь голос.

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале ХХI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.

^ 4-й ученик: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах н конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и потоки беженцев, к сожалению, стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или по крайней мере терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.

^ 5-й ученик: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется непосредственно через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни. Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспособности, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.

IIреподаватель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед, тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

^ 2. Игра «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...»

(все ответы записываются на доске).

Преподаватель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолераитный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключителькоети, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

^ 3. Работа по группам.

Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы).

4. Защита своей эмблемы.

Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.

Становись старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающи

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Православной церковью в этот день почитается кончина святого Сергия, игумена Радонежского.

Традиции и история

Сергий Радонежский почитается церковью в лике святых как преподобный (то есть прославленный монашеским подвигом). Жил святой долгие годы в воздержании и труде и совершил много чудесных дел, исцеляя больных. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем, и после победы русских воинов его стали считать небесным заступником нашего Отечества.

Самый важный праздник в октябре. Он приурочен явлению Божией Матери святому Андрею Юродивому во Влахернском Храме Константинополя . В народе праздник получил название Покров день.

Традиции и история

Прихожане посещают Храмы, молятся Деве Марии в надежде получить исцеление, благословение. В древности в это время начинался сезон свадеб. Девушки, которые желали поскорее выйти замуж, приходили 14 октября в Храм и, ставя свечку, совершали молитву к Параскеве Пятнице, прося помощи в замужестве.

Православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, особенно родителей.

Традиции и история

Верующие люди в этот день посещают церковь, приносят записки с именами умерших родственников и передают их священнику, который упомянет их во время ведения службы. Также в церковь приносят пожертвования в виде овощей, хлеба, сладостей и фруктов, а вот мясо и вино жертвовать нельзя.

В этот день кланяются чудотворной Казанской иконе Божией Матери - одной из самых чтимых в Русской православной церкви. Верующие молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от войн, благословляют вступающих в брак.

Традиции и история

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Издавна Казанская икона считалась женской заступницей. А еще говорили, кто на Казанскую женится, тот будет счастлив в браке.

В этот день все верующие чествуют ангелов и архангелов, молятся об укреплении сил, помощи в физическом исцелении, избавлении от скорбей и бед.

Традиции и история

Праздник установил Лаодикийский собор в IV веке. Восьмое число (по Юлианскому календарю) было выбрано не случайно - это указание на «день осмый», в который должен произойти Собор всех сил Небесных во время Страшного суда.

Архангел Михаил почитается как защитник душ умерших, он охраняет врата рая и руководит воинством ангелов, охраняющих Закон Божий.

Это последний многодневный пост в году, он закончится 6 января. Его целью является духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово.

Традиции и история

В дни поста православная церковь предписывает воздерживаться от мяса, яиц, молока и масла животного происхождения. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу запрещается употреблять растительное масло. Рыба разрешается только в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в День Введения во Храм Пресвятой Богородицы. С 2 по 6 января пост становится строгим: в это время нельзя употреблять рыбу даже в субботу и воскресенье. Впрочем, для большинства верующих церковь допускает послабления.

Это один из двенадцати великих церковных праздников в году, не считая Пасхи, который длится пять дней. В это время нужно постоянно вспоминать о своем истинном предназначении и искренней молитвой очищать душу от прегрешений.

Традиции и история

В народе этот праздник знаменует приход зимы. Праздник Введения считается чистым и благословенным днем, поэтому на всем его протяжении нельзя ругаться, ссориться и употреблять алкогольные напитки.

В Андреев день в Храмах проходят богослужения. Верующие люди придерживаются Рождественского поста.

Традиции и история

Незамужние девушки молятся святому апостолу Андрею, чтобы он подарил им хороших женихов.

В День святого Николая в Храмах проходят богослужения. Верующие люди употребляют в пищу постные блюда, поскольку праздник приходится на период Рождественского поста.

Традиции и история

Согласно народному поверью в ночь на 19 декабря Николай Чудотворец спускается с небес на землю и помогает всем нуждающимся. До революции в этот день родители клали под подушку ребенку подарки: фрукты, сладости, игрушки. Одинокие девушки молились о счастливом замужестве.

А В ЭТО ВРЕМЯ

27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, состоится торжественное воздвижение креста на главный купол строящегося Храма Спас на Каменке (Нижне-Каменская улица, 4). Молебен на освящение креста возглавит Высокопреосвященнейший владыка Амвросий, архиепископ Петергофский, ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

В этот же день митрополитом Тамасосским и Оринийским Исаией (Кипрская православная церковь) будет передана в дар Храму Великая Святыня - частица Животворящего Креста Господня.

Начало молебна в 16.00.

ДОСЛОВНО

«Церковные праздники установлены для того, чтобы оторваться от житейских дел и уделить больше внимания духовному. В такие дни нужно свести до минимума все внешние дела. Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать, а также заниматься делами по хозяйству, рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театра и кино. Но и бездельничать нельзя, вместо этого надо посвятить себя молитве, по возможности присутствовать в Храме на богослужении (желательно исповедаться и причаститься). После Храма дома молиться, читать Священное Писание и творения святых отцов, делать дела милосердия - посетить одиноких, больных, накормить бедных».

(Священник Александр, клирик одного из петербургских Храмов.)

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...