Православный храм для детей. Детям – о строении храма

23 октября на занятии в младшей группе Воскресной школы говорили о православном храме, его внешнем и внутреннем убранстве. Рисовали.

Конспект занятия "Храм - Дом Божий"

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Вы помните, о чём мы говорили на прошлой беседе? Мы говорили о молитве (зачем нужно молиться). Все вы знаете, что Бог – наш с вами небесный Отец и Он нас очень сильно любит. И мы должны быть благодарными детьми своего небесного Отца, стараться радовать Его добрыми делами, помощью и заботой о ближних.

Сегодня мы поговорим немножко о другом. Попробуйте-ка угадать нашу сегодняшнюю тему.

Вы знаете, что с самых древних пор люди придумали строить себе дома. Сперва это были укрытия в пещерах, шалашики, землянки, а потом и вовсе настоящие крепкие замки. Как вы думаете, для чего люди строят себе дома?

Верно, людям нужно место, где они смогут укрыться от ненастий погоды, от диких зверей и от врагов. Мудрые люди говорят: мой дом – моя крепость!

Со временем появились дома, в которых не живут люди. Например, магазины, музеи, школы, цирки. В них люди работают, но не живут.

Как бы красивы ни были все эти здания, но для человека нет ничего дороже родного дома, где живёт его семья, где уютно и тепло.

Но есть совершенно особенные Дома… Люди их строят с трепетом и любовью. А потом украшают росписями и узорами, высоко в небе венчают такие Дома сверкающие купола. Люди стекаются со всех деревень или со всего города, чтобы немного побыть в этом Доме, а выйти из него полными радости и спокойствия.

Вы, наверное, уже сообразили, о каком Доме я веду речь. Верно, это Церковь (Храм). А почему я назвала храм домом? Кто в нём живёт? Да, это дом Божий. Здесь присутствует сам Бог. Но вы люди взрослые и должны знать, что Бог присутствует не только в Церкви, Он вездесущий, то есть, находится везде, и никто не может укрыться от Бога, спрятаться от Него. Но Храм – это место особого Божьего присутствия.

Ребята, а какие люди приходят в храм? (Верующие, добрые, расстроенные…)

А для чего люди ходят в церковь? Люди приходят помолиться Богу, поблагодарить Его за доброту, просят помощи или прощения у Бога за плохие поступки.

Помните, как говорят мудрые люди: Мой дом – моя… крепость! А церковь – это наша с вами самая неприступная крепость, которую никакой враг не одолеет. Поэтому вы должны понимать, что приходя в храм, вы приходите «в гости» к Богу. И Господь нас принимает с любовью, как самый добрый Хозяин принимает своих дорогих гостей. А ещё в храме невидимым образом присутствуют ангелы и святые. Все они смотрят на нас и молятся вместе с нами.

Вы, наверное, уже знаете, как подобает себя вести в храме?

Нужно быть скромно одетым: девочки в юбочках и платьицах, с платочками на головах, а мальчикам нужно снимать свои кепки и шапки. Не следует шуметь и громко разговаривать, потому что мы можем помешать людям, которые стоят с нами рядышком и молятся Богу.

Богу приятно, когда мы приходим в церковь, в Его дом сами, без принуждения и с радостью. Господь особенно сильно любит детей, таких как вы. Ваши души чистые, а сердца светлые, поэтому ваши молитвы, искренние и простые, доходят до Небес.

Я уверена, что вы полюбите Божий храм, будете молиться Богу, как взрослые. Вы ведь теперь знаете, чей это Дом и Кто в нём живёт.

Божий храм есть Божий дом,
И душе уютно в нём.

Преподаватель, Имамалиева Мария

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

При храме Всех Святых на Соколе действует Воскресная школа для детей в возрасте от 5 лет. По возрастам дети распределяются по группам: дошкольная ступень (5-6 лет), начальная ступень (7-9 лет), основная ступень (от 10 лет). Так же действует Дискуссионный клуб для подростков (с 12 лет), Детский церковный хор , мальчики посещают занятия по пономарскому служению. Занятия проходят по воскресеньям.

Двери Воскресной школы открыты для всех желающих с начала сентября по конец мая.

Расписание занятий:

Воскресенье

Дошкольная ступень (5-6 лет) в помещении «Ноев Ковчег»
11:00–11:25 – Введение в Закон Божий
11:30–12:00 – Художественно-музыкальное творчество

Начальная ступень (7-9 лет)
11:30–12:00 – Закон Божий
12:00–12:30 – Художественное творчество
12:35–13:05 – Хоровое пение

Основная ступень (от 10 лет)
13:10–13:40 – Детский церковный хор
13:45-13:55 – Чаепитие
14:00–14:40 – Священное Писание
14:45–15:25 – Основы христианской нравственности
15:30–16:30 – Изостудия

Дискуссионный клуб (от 12 лет)
12:30–13:30 – Основы религиоведения. Введение в Предание Церкви

Главной целью Воскресной школы является воцерковление детей, юношества и взрослых, приходящих в нее. Воскресная школа – первая помощница для введения детей в жизнь церкви, приобретения навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысления мира и жизни человека. И, конечно, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитию их дарований, воспитанию христианских чувств и воли.

Наши педагоги воспитывают учащихся в духе Евангельских заповедей с надеждой, что Закон Божий станет законом их дальнейшей жизни. Для достижения этой цели мы не только проводим различные уроки по предметам, рекомендованным Стандартом учебно-воспитательной деятельности РПЦ , но и участвуем в жизни нашего прихода, выступаем с концертами для прихожан и жителей района Сокол, посещаем различные выставки, бываем в паломнических поездках в монастырях Москвы и Подмосковья.

Занятия для детей проводятся по воскресеньям. Дети делятся по возрасту и уровню подготовки.

Воспитанники дошкольной ступени (5-6 лет) изучают Введение в Закон Божий и художественно-музыкальное творчество. Занятия проводятся в игровой форме в отдельном подготовленном именно для такого возраста помещении.

Воспитанники начальной ступени (7-9 лет) изучают Закон Божий, художественное творчество и хоровое пение.

Для учащихся основной ступени (от 10 лет) разработана более обширная программа: хоровое пение, Священное Писание Нового Завета, Основы христианской нравственности и изостудия.

При Воскресной школе существует Детский церковный хор . Успешно освоившие программу обучения участвуют богослужении.

Мальчики посещают занятия по пономарскому служению , которые ведёт духовник школы о. Павел. По благословению они помогают батюшке во время Литургии.

Почти не осталось православных приходов в России, где не действовала бы приходская воскресная школа. Чаще всего это школа для обучения основам веры детей, но при многих храмах есть и духовные школы для взрослых. Они создаются, чтобы прихожане могли получить необходимые знания по духовным вопросам, пообщаться вне церковных служб, задать вопросы священнику. В общеобразовательных школах - правда, со скрипом - началось преподавание Основ православной культуры. И оказалось, что сегодня очень не хватает специалистов, которые могли бы познакомить детей с основами веры, причем не хватает как в приходских, так и в светских школах. Их нужно готовить, обучать. О преподавании Закона Божия и основ Православия - наша беседа со священником Павлом Гумеровым .

Батюшка, сегодня и Святейший Патриарх, и епархиальные архиереи призывают и даже обязывают всех приходских настоятелей открывать при храмах воскресные школы для детей. Но известно, что возможности у приходов разные. Уровень подготовки преподавателей иногда оставляет желать лучшего. Как вы считаете, с чего нужно начинать приходским преподавателям Закона Божия и других духовных дисциплин?

Задача любого педагога - пробудить интерес к тому предмету, который ты преподаешь.

Задача любого педагога (не я это придумал, это - общее правило) - не только и не столько преподать какую-то тему, раскрыть ее и научить чему-то человека (понятно, что в любой области это не всегда можно сделать исчерпывающе). Цель самая главная - пробудить интерес к тому предмету, который ты преподаешь. А для того, чтобы пробудить интерес, нужно самому заинтересоваться, то есть нужно «гореть» той темой, о которой ты будешь говорить, она сама для тебя должна быть нескучной и интересной.

У нас очень большая проблема с , не только духовным, но с образованием вообще. По моему скромному мнению, наша система образования совершенно неэффективная. Ее задача не в том, чтобы пробуждать интерес у учеников, а в том, чтобы дать им какой-то минимум знаний по предмету и спросить потом этот минимум. То есть ученики приходят в школы не за знаниями, не потому, что эти знания потом пригодятся, будут каким-то образом интересны и нужны в жизни, а в основном ради оценок. Наша система - оценочная. Учатся для того, чтобы поставили какую-то отметку, зачет или незачет. И не самому ученику эта оценка нужна - она нужна как некий проходной балл или для того, чтобы его поощрили родители или начальство. И эта порочная система сложилась не в одной какой-то учебной области, а буквально везде, чему бы ни учили: музыке, математике, физике, истории или астрономии… Есть, конечно, преподаватели - энтузиасты своего дела, которые горят своим предметом, могут читать интересные лекции, но большей частью преподавание ведется именно таким вот рутинным образом.

И я повторюсь: главная задача хорошего педагога - пробудить интерес к преподаваемой теме.

Оценочный подход, к сожалению, встречается и в духовных образовательных заведениях. А ведь мы не должны уповать на то, что человек, закончив церковно-приходскую или , будет иметь знания, необходимые для того, чтобы поступить в духовное училище или семинарию. Нет. Тут важно другое. Важно, чтобы у детей, особенно у подростков, которые у нас учатся, выработалось представление о том, что Православие - это не какая-то скучная богословская наука, которую надо зубрить и которая никакого отношения к реальной жизни не имеет. Они должны понять, что христианство - это целый мир, мир очень интересный, занимательный, в котором очень много можно узнать нового, необычного. Нужно пробуждать интерес, а не отбивать его зазубриванием, заучиванием, пробуждать, чтобы потом человек уже сам мог читать книги, познавать что-то новое. Потому что мы учимся вере православной всю жизнь. Любой профессор богословия обязательно что-то читает, обязательно постоянно что-то новое узнает.

Помню, смотрел я как-то передачу про одного психолога. Этот человек является весьма продвинутым специалистом в своей области. Так вот, этот гость программы рассказал, что каждую неделю прочитывает еще четыре (!) новых книги по своей специальности.

Так что это, мне кажется, самое главное - самому постоянно интересоваться своим предметом, повышать собственный уровень и пробуждать интерес к нему в учащихся.

- Изучается ли в семинариях педагогика?

Скорее всего изучается. А когда я учился в семинарии, у нас, если не ошибаюсь - в четвертом классе (тогда курсы в семинарии назывались не курсами, а классами - такая была школьная традиция) педагогику вел замечательный русский писатель Владимир Николаевич Крупин. Да, этот предмет был. Но педагогика - это наука творческая, и здесь важно самому постоянно искать что-то новое. Педагогике трудно научить, потому что ты в процессе преподавания уже будешь сам учиться, делать свои собственные наработки.

Очень многие родители возлагают на воскресную школу большие надежды. Им кажется, что если ребенку преподают при храме закон Божий, то он должен очень скоро стать примерным и образованным маленьким христианином. И удивляются, когда видят, что с чадом ничего особенного не происходит. Ребенок остается на том же уровне знаний и духовной культуры и через год, и через два. Почему так происходит?

Воскресная школа - это дополнение к домашнему образованию. Только так.

Мне кажется, что главная причина в том, что родители слишком уповают на то, что, независимо от их усилий, в воскресной школе ребенка научат быть, как вы говорите, православным христианином и чуть ли уже не готовым кандидатом на поступление в семинарию или другие духовные школы. На самом деле что такое воскресная школа? Воскресная школа - это дополнение к домашнему образованию. Только так. Если ребенок растет и воспитывается в семье верующей, церковной, то, естественно, задача любого отца, любой матери, желательно обоих родителей, - рассказывать ему о Боге, о вере, обучить молитвам, детскую Библию с ним читать. Когда наступает какой-то праздник, рассказать ему про него. Читать , рассказывать о смысле постов, церковных традиций… Тогда воскресная школа будет разумным дополнением. Если в школе ему будут говорить, что нужно соблюдать пост, а родители в пост смотрят бесконечные ток-шоу и футбольные матчи, закусывая при этом колбаской и ветчинкой, то скорее всего такое обучение будет не только бесполезным, но и вредным. Потому что получится, что чада либо будут осуждать потом родителей, либо будут учиться лицемерию, системе двойных стандартов. То есть: то, что говорят в школе, - это одно, а то, что говорят родители, - другое. Мы учим детей главным образом нашим личным примером.

Очень часто люди сами не хотят никаких усилий прикладывать, считают, что им поздно уже учиться. Хотя я считаю, что учиться и получать знания ни в каком возрасте не поздно. А у нас нередко бывает так: родители из-за собственной лени считают, что они, дескать, уже необучаемые, они жизнь прожили, но хоть дети в воскресной школе освоят какие-то азы духовности. А идти к Богу ни в каком возрасте не поздно! У меня, например, дедушка крестился в 70 лет и прекрасно овладел основами духовных знаний. Остаток своей жизни он читал много духовной литературы, Библию, Евангелие. Потом даже мог уже других наставить и учить. Человек был склонен к духовному самообразованию.

Задача родителей - самим учиться, если чувствуют недостаток знаний, и передавать эти знания детям.

И в первую очередь нужно учиться родителям. Родители - это самые главные воспитатели, самые главные авторитеты для ребенка. Никакой учитель, никакой педагог, даже самый замечательный, родителей не заменит. Поэтому задача родителей - самим учиться, если чувствуют недостаток знаний, и передавать эти знания детям. А дети порой задают очень сложные вопросы. Даже мне, священнику, подчас сразу затруднительно ответить на вопросы, которые задают иногда дети. У ребенка взгляд такой незамыленный, какой-то детский, чистый, ему подчас открываются такие грани духовного мира, к которым мы, взрослые, достаточно привыкли и над этим даже и не раздумывали.

Надо всегда идти впереди детей. Не уповать на то, что они там, в школе, получат, а потом нам еще и расскажут. Воскресная школа - это факультатив. Основная школа - это дом. Там учат молитве, там учат общению с Богом, там учат традициям, постам, правильным, христианским взаимоотношениям и так далее.

Часто бывает, и в нашей воскресной школе, что родители в храм не ходят, но мы можем детей собрать. Когда я преподавал в воскресной школе, то раз в месяц мог детишек исповедовать и причастить. А родители, сколько их ни призывал, не шли на встречу.

Дети в воскресную школу ходят разные как по уровню развития, так и по возрасту. С какого возраста лучше отдавать ребенка в приходскую школу?

Школы, конечно, есть разные. Бывают школы, где учат совсем маленьких детей, но по своему опыту я знаю, что ребенку до 6 лет еще рановато посещать воскресную школу, потому что получить какие-то знания ему будет тяжело. Да, он будет общаться, рисовать, делать какие-то поделки, участвовать с ребятами в спектаклях, но все-таки это не школа, а своего рода приходской детский клуб. А настоящие знания усваиваются уже со школьного возраста. Я бы рекомендовал приводить в воскресную школу с 6-7 лет, когда ребенок уже умеет немного писать, читать, обладает навыками обучения. В воскресных школах есть группы: младшая, постарше, подростковая группа, бывает молодежная, воскресная школа для взрослых.

В идеале ребят надо обучать по возрастным группам. Если посадить детишек, которые еще плохо умеют записывать за учителем и усваивать материал, с подростками, будет очень тяжело - и тем, и другим, и законоучителю. Маленькие дети ничего не запомнят и не запишут, а школьникам 9-12 лет будет скучно. Но бывает, что детей в воскресной школе набрали мало, и приходится всех сажать вместе. Тогда уже нужно проявлять изобретательность. Необходимо найти что-то среднее, чтобы всем было интересно. Это непросто, но теоретически возможно. Я в своей практике по такому пути шел. Было время, когда школу посещало мало детей, мы не могли делить их по группам, а в одном классе могли быть дети 6-12 лет. Приходилось заниматься с ними в игровой форме.

- Каковы особенности работы с младшими учениками, и как привлечь их внимание?

Если говорить о группе младших школьников (это диапазон от 6 до 8 лет), то эту группу я считаю самой сложной. Потому что с более взрослыми детьми, подростками мне самому интереснее. Какая здесь проблема? Дети пока не имеют навыка самостоятельного обучения, не могут быстро писать, запоминать, фиксировать то, о чем говоришь. Их надо учить скорее в визуальной форме, форме игровой, интерактивной.

Как мы с младшими детьми изучали Ветхий Завет? - Рисовали!

Я знаю, что все дети, даже если не умеют хорошо изображать что-то, любят рисовать и делать какие-то поделки. Как мы с ними изучали Ветхий Завет? - Рисовали! Рисовали дни творения, рисовали в райском саду со змием и древом познания добра и зла, рисовали ковчег, изображали потоп, рисовали, как Авраам приносит в жертву Исаака, лестницу Иакова. Сам я тоже рисовал на школьной доске. Изучая праздники, можно и их рисовать, можно изображать иконостас и храмовое пространство. И эти рисунки помогают делать в том числе и домашнюю работу. У наших деток у каждого были альбомчик или папочка. И я просил Машу, Петю, Ваню по их рисунку рассказать, что Господь сотворил, например, в день третий, в день пятый. Все эти рисунки они делали, как правило, в простом карандаше, а уже дома завершали работу, раскрашивая цветными карандашами, фломастерами или красками. С детьми всю ветхозаветную историю проходить сложно, поэтому важно брать самые главные и самые яркие моменты. Не нужно думать, что должна быть какая-то сложная программа обучения. Конечно, если воскресная школа многочисленная, и есть много групп, и есть серьезная база, педагоги, тогда можно этим серьезно заняться. Но для нас, как мне кажется, самое главное - чтобы ребенок не потерял интерес к обучаемому предмету! То есть брать самые яркие события из Ветхого Завета, из русской истории. Рисовать с детьми.

Можно еще посоветовать педагогам экскурсии, поездки по святым местам. Есть также замечательные обучающие аудиопрограммы. Особая тема - это спектакли на праздники , Рождества Христова, концерты.

Самое важное - чтобы дети были включены в приходскую жизнь. Может быть, они могут что-либо сделать по храму, быть вовлеченными в уборку церкви и территории, другие приходские дела.

И очень важно с младшими детьми изучать богослужение, устройство храма. Не теоретически, не по книге, а практически. Каким образом? Любая воскресная школа находится при храме. И я думаю, не проблема договориться с настоятелем, попросить после службы, тем более что занятия проводятся в такое время, когда служба заканчивается, показать храм. Как поступал я? Я начинал со свечного ящика. Можно встать около входа в храм и рассказать сначала о внешнем виде храма, затем о том, что такое притвор, что здесь происходит, какие части службы здесь совершаются. Можно рассказать, что такое свечной ящик. Что здесь можно приобрести свечи, для чего нужны свечи, как их ставить. О том, зачем записочки о здравии и о упокоении. О том, что здесь можно приобрести книги и духовную литературу. Затем идем дальше - в среднюю часть храма. Здесь обычно слева расположен канон. Можно объяснить, что здесь ставятся свечи и молятся об упокоении усопших, здесь служатся панихиды. Показать иконы храма, показать устройство церкви, основную часть; что такое приделы; из каких частей состоит иконостас. Все это будет интереснее сухого конспектирования в тетрадках. Мы с ребятами посещали еще и крестильню - место, где совершается таинство Крещения. Если ребенок был крещен в младенчестве, ему будет интересно посмотреть на купель, увидеть, как совершается миропомазание, как совершается елеопомазание во время таинства Крещения, послушать рассказ о том, в чем смысл Крещения.

Потом, когда я уже рассказал детям про иконостас, про алтарь, из каких частей состоит иконостас, я поставил детей на клиросе и, открыв диаконскую дверь, мальчиков, с благословения настоятеля, завел в алтарь, а девочек поставил рядом с дверью, чтобы они также могли видеть престол, жертвенник. Объяснил им, как совершается Литургия, как совершается перенос с жертвенника на престол Даров во время Херувимской песни. Затем я вынес им облачение священника, диакона. И показал стихарь, орарь, поручи, епитрахиль, пояс, другие части священнического облачения. Всё это они могли потрогать, пощупать. Можно договориться с алтарником, чтобы он показал, какие в ризнице есть предметы. Когда показываешь детям иконы в храме, очень хорошо изучать праздники: это Благовещение, это Крещение, вот - Иверская, это - Казанская, вот - Владимирская икона Божией Матери. Действует наглядный, визуальный ряд, который так нужен детям.

- Отец Павел, недавно вы закончили работу над новой книгой «Закон Божий», и она уже вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Несомненно, что это издание станет новым учебным пособием в помощь всем тем, кто преподает Закон Божий в воскресных приходских школах и других учебных заведениях, где детей обучают основам веры. Расскажите, пожалуйста, об этой книге.

Это довольно большая работа. Во-первых, сразу скажу, что написал ее не я один и вовсе не я главный в этом большом проекте. Главный - это мой папа, отец Иов. Это очень интересный проект, над ним работало три священника: мой отец - иеромонах Иов (Гумеров) , мой брат - священник Александр Гумеров и ваш покорный слуга - священник Павел Гумеров. Этот труд мы писали около года.

Отец Тихон, наместник Сретенского монастыря, поручил нам написать такую книгу, которая в объеме не уступала бы всем известному учебнику протоиерея Серафима Слободского, но сделать ее более современной и полной. Отец Серафим Слободской написал это пособие в 50-х годах XX века и составил его на основании более 23 дореволюционных книг (эти книги им перечислены в предисловии): это «Закон Божий» Соколова, Дьяченко, катехизисы, другие пособия для ведения уроков в дореволюционных гимназиях и школах. Несмотря на мое глубокое уважение к этому труду, необходимо сказать, что даже по языку эта книга уже серьезно устарела.

В своей книге мы рассмотрели также духовность истинную и духовность ложную, основываясь на чудесах православных и чудесах оккультных.

Структура новой книги, ее темы во многом сходны со другими « », и это совершенно естественно, однако скажу, что книга у нас получилась совершенно авторская. Мы не составляли некий сборник, а писали весь учебник заново, конечно, быть может, используя кое-какие прошлые наработки. Объем книги у нас получился больше, и какие-то темы мы привнесли свои - их не было у отца Серафима или они даны у него не так подробно. Изложили, пусть и несколько фрагментарно, церковную историю. Дали некоторые жития самых известных святых. Очень хорошо получилось, что мы рассмотрели духовность истинную и духовность ложную, основываясь на чудесах православных и чудесах оккультных. Мы знаем, что есть в Православии чудеса, которые совершаются ежегодно: схождение Благодатного огня, Крещенская вода, схождение облака на горе Фавор, Плащаница - яркие и важные моменты. Всё это, безусловно, будет интересно как детям, так и взрослым. В главе о борьбе со страстями (как раз я эту часть и писал) есть экскурс в нравственное богословие. Также освещены и практические моменты: как учиться молитве, про изучение храма с детьми. Что еще очень важно: отец Иов много лет преподавал Ветхий Завет, и его перу принадлежит эта часть книги. Священник Александр Гумеров и сейчас преподает Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском университете. Он много лет отдал воспитанию и духовному образованию детей, потому что преподавал и в гимназии, и в воскресной школе и до сих пор ведет уроки в гимназии, так что с проблемами и методиками преподавания он знаком не понаслышке.

Книга очень хорошо иллюстрирована, содержит много фотографий, наглядного материала, что также поможет в преподавании Закона Божиего детям, подросткам.

Но наша книга адресована не только детям, изучающим историю Церкви Христовой, она может служить и пособием тем людям, которые только приняли крещение, воцерковляются, для того, чтобы получить какие-то самые необходимые знания о вере, о Боге, о Православии.

- А может эта книга служить пособием для младшей группы учащихся воскресных школ?

Я бы не рекомендовал эту книгу для младшей группы, хотя какие-то части ее и можно использовать. Например главу о молитве: объяснение молитв, как с детьми учить молитвы. Когда я читал первые главы своим детям - Николаю было 7 лет, а Пете - 10, - было видно, что им это интересно, что они это понимали; они даже задавали вопросы. Но всё-таки эта книга адресована для средней и старшей возрастной группы. Для младшей группы я бы порекомендовал другие пособия и книги. У известного педагога Софьи Куломзиной есть книга «Закон Божий для самых маленьких», еще очень хорошая книга Екимовой Елены «Православная азбука в стихах». По этой книге хорошо ставить спектакли, использовать ее для детских утренников. Она есть в интернете. Есть и другие пособия.

Тогда, может быть, мы как раз поговорим о средней и старшей группе «воскресных школьников»? Как проводить занятия с более старшими детьми и подростками?

Кстати, для школьников этого возраста наш новый «Закон Божий» как раз наиболее подходит.

Опираясь на жития наших русских святых, на праздники икон Божией Матери, можно изучать нашу отечественную историю.

Что я еще использовал, когда преподавал школьникам средних классов? С ними хорошо изучать нашу русскую историю. Но не всю полностью, со всеми датами, хронологией и подробностями. Нет, это должны быть какие-то самые важные и яркие моменты русской истории. Как наши предки изучали историю, праздники? Ведь вся их жизнь строилась, была как бы закручена вокруг календаря, месяцеслова церковного. И человек с 1 сентября, которым раньше начиналось новолетие, в том числе и гражданское, светское, жил жизнью Церкви. То есть проживал все праздники, дни памяти святых. Люди их хорошо помнили, знали даты, знали жития. И опираясь на жития наших русских святых, на праздники икон Божией Матери, можно изучать нашу отечественную историю. Каждая икона Божией Матери связана с какой-либо победой русского воинства, какими-то очень важными событиями и чудесами - Владимирская, Казанская, Донская. Всё это - наша великая история.

О житиях святых. Я бы порекомендовал книгу графа Толстого Михаила Владимировича «Рассказы их истории Русской Церкви». Она построена на житиях святых. Если изучается определенный период русской истории, то приводятся те святые отцы нашего Отечества, у которых мы должны учиться терпению, любви к Богу и ближним, любви к Родине. Когда ребятам я преподавал русскую историю по житиям святых, то, опять же, не ставил задачи изучить ее досконально и подробно. Важно, чтобы они ознакомились с самыми важными страницами истории русской земли. Князь Владимир, Ольга равноапостольная, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Иван Калита, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, царственные страстотерпцы. Когда говорил о Невской битве, то использовал духовные песнопения архидиакона Романа. Такие моменты оживляют урок и делают его нескучным. Период правления святого благоверного Даниила Московского мы изучали, посетив Данилов монастырь.

На занятиях с подростками очень хорошо использовать фильмы: они оживляют уроки.

Коснемся преподавания в старшей группе. С этими ребятами можно уже общаться как со взрослыми. Чем сложна эта группа? У них начинается некоторый «откат» назад. Привлекать их внимание иногда необходимо так же, как и работая с младшими школьниками. Они обладают уже большим кругозором, интерес в духовном вопросе уже падает. И их внимание нужно держать в постоянном напряжении. Что тут можно посоветовать? Для преподавания подросткам, детям переходного возраста (13-16 лет) очень хорошо использовать фильмы, которые оживляют уроки. Тем более если они уже учились в воскресных школах и какими-то базовыми знаниями (о молитве, о вере православной, о Ветхом и Новом Заветах, о праздниках) они обладают. В работу с ними можно ввести элементы нравственного богословия, то есть показывать им хорошие фильмы. Недавно вышел фильм «Притчи», состоящий из нескольких частей. Можно показать весь фильм, можно посмотреть часть фильма, а потом уже провести беседу о нравственных вопросах, которые подняты в этой картине. С детьми постарше можно говорить о подвигах мучеников. Старшим школьникам я показывал польский фильм «Quo vadis» - «Камо грядеши», мне он нравится больше, чем американский фильм. На примере этого фильма можно раскрыть подвиг мучеников, как люди шли на страдания ради Христа. Как язычники, преследовавшие христиан, видя их стойкость и мужество, потом сами становились проповедниками веры Христовой. Потом можно рекомендовать замечательный фильм, который воспитывает и сострадание, и жалость, - «Хрустальный мальчик». Фильм о мальчике-инвалиде, о живом святом отроке, который имеет благодарность Богу, который, оказавшись в таком состоянии, обладает чувством радости, веры и любви. Ребятам можно еще посоветовать посмотреть фильм «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли, фильм «Поп» Владимира Хотиненко, снятый очень талантливо по известному роману А. Сегеня. Могу посоветовать ребятам какие-то экскурсии, паломничества, работу в храме. Необходимо, чтобы навыки, которые они получили в школе, изучая церковнославянский язык, они смогли применить на клиросе, когда будут читать и петь на клиросе. В подростковом возрасте можно уже привлекать детей к алтарничеству. Всё зависит от настоятеля и от священства, которые должны в этом помогать. Очень важно в этом возрасте детей не упустить, необходимо их занять, необходимо вовлекать в приходскую жизнь, привлекать к участию в праздниках, концертах, ведь многие из них могут петь и играть на музыкальных инструментах. Важно, чтобы приход был одной семьей, где и взрослые, и маленькие вносят свою лепту в общее дело.

- Сейчас в общеобразовательных школах в четвертом классе введен курс «Основы духовно-нравственной культуры». Одним из его модулей, по выбору, может быть предмет «Основы православной культуры» И хотя далеко не все родители, по разным причинам, выбирают для своих детей «Основы Православия», но этот предмет уже преподается, по нему есть учебник, проводятся уроки. Знаю, у вас есть опыт преподавания в светской школе. Какова специфика преподавания ОПК?

Моему брату, отцу Александру, посчастливилось преподавать ОПК, это очень редко бывает, его образование позволяет преподавать и в светской школе. Диплом семинарии, духовной академии, как у меня, является дипломом, который востребован в Церкви, но для того чтобы преподавать в школе, нужно иметь диплом светского института.

Начиная с этого года, предмет этот стал общеобразовательным. Хотя, к сожалению, мы знаем, что некоторые родители его чураются, боятся и выбирают для своих детей «Основы светской этики», «Историю мировых религий», другие модули. Может быть, ситуация как-то со временем изменится. Не хватает преподавателей. Программа встречает сопротивление и непонимание на местах. Ясно, что задача эта очень сложная. Слава Богу, что изучение этого предмета все-таки вводится. Святейший Патриарх уже говорил о целесообразности создания при семинариях и богословских институтах курсов для педагогов «Основ православной культуры». Я уже говорил, что моего брата дирекция одной школы попросила вести этот предмет по учебнику, утвержденному в Департаменте образования. Кроме этого учебника он использует многие свои наработки. Тут очень важно, опять-таки, не давать какой-то минимум знаний любой ценой, а необходимо не задавить росток, помочь увидеть лучи благодатного света, зажечь интерес к духовным предметам. Тут нужно, конечно, прилагать большие усилия.

Больше того, школьники все-таки светские, не все из них о Православии имеют какое-то представление. Какие наработки тут можно использовать? Расскажу из своего опыта. Достаточно давно (лет семь назад) в профессиональном училище, которое находится рядом с нашим храмом святителя Николая на Рогожском кладбище, в течение года я преподавал «Основы православной культуры». Вел в нескольких классах ребятам достаточно сложной группы - 16-17 лет. Классы были большие, переполненные, учащиеся только мальчики, внимание которых было сложно зацепить и удержать. Завуч этого заведения попросила меня написать программу. Я написал ее очень лояльную, исторического плана. Программа напоминала учебник Соколовой по «Основам православной культуры» и больше походила на предмет историко-культурологический. Я-то понимал, что говорить буду совсем о другом и преподавать буду, как посчитаю нужным. Для утверждения эту программу послали в районный отдел Департамента образования, и оттуда пришел ответ: «Ни под каким видом этот предмет преподавать нельзя, даже под видом исторического кружка». В те времена в Москве с большими трудностями велось преподавание Закона Божиего в школах. Директор и завуч училища пошли на своего рода риск и, видя, что школьникам это необходимо, разрешили мне читать лекции. Парадоксально, что и школьникам, и родителям эти уроки нравились. А дяди и тети из департамента решили, что учащимся этот предмет не нужен и преподавание его даже вредно. Но, слава Богу, нашлись здравомыслящие люди, и я с пользой и для себя, и, надеюсь, для тех, кто мои занятия посещали, их вел. Я старался открыть им самые яркие моменты Православия, в первую очередь о праздниках. Например, была Казанская. Ребята сами просили рассказать про праздник, так как на 4 ноября было установлено празднование в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году и праздник стал общегосударственным.

Показать, что священник - это живой, реальный человек, ему интересна жизнь, которой ты живешь, интересны темы, которыми ты дышишь…

Здесь все методы хороши: и сказочку расскажешь, и песенку споешь, лишь бы привлечь внимание, чтобы ребята тебя слушали. Самое главное, особенно когда ты преподаешь основы православной культуры людям светским, которые батюшку видят, может быть, в первый раз, установить с ними контакт. Показать, что священник - это живой, реальный человек, ему интересна жизнь, которой ты живешь, интересны темы, которыми ты дышишь, он прекрасно разбирается во многих современных вопросах и говорит на понятном тебе языке, а не на церковнославянском. Показать, что священнику не чужды мысли, чувства, желания, которые и тебе присущи. Поэтому тут приходится идти на некий популизм и детям говорить о вопросах не только духовных, но и светских.

Очень важно внушить детям мысль, что семья - это самое главное после веры православной, что создание семьи - очень важная цель.

И старшим школьникам, которые учатся в воскресной школе, и детям, которым мы преподаем «Основы православной культуры», очень важно говорить о семейных ценностях, о семейных традициях. Мы знаем, что российская семья - это наша боль. Современная семья находится в ужасном состоянии, в ужасном положении. Очень важно внушить детям мысль, что семья - это самое главное после веры православной, что создание семьи - очень важная цель. Цель - это не получить какую-то профессию, которая будет тебя кормить и давать большие деньги, а цель - создать семью, родить детей, воспитать их, любить своих родных и близких, заботиться о них, служить им. Вопросы семейной психологии - это одна из моих профильных тем, все мои книг так или иначе о семейной жизни. И поэтому эта тема для меня самого так важна. Когда я учился в школе, был предмет, который назывался «Этика и психология семейной жизни». Вот такую православную этику и психологию семейной жизни надо доносить до наших детей. Тем более что на эту тему сейчас есть много православных книг и пособий: о том, как должны общаться девушка с юношей, как выбирать спутника жизни один раз на всю жизнь… Здесь очень важно не опоздать. Важно, чтобы они не наделали тяжелых грехов, ошибок, за которые им потом придется во взрослой жизни расплачиваться. И если мы сможем их каким-то образом предупредить, что-то им рассказать важное, нужное, то я надеюсь, что им это очень и очень пригодится.

- А есть ли тенденции к тому, чтобы преподавать Закон Божий в интернатах и детских домах?

Мы знаем, что в домах ребенка дети содержатся до 4 лет, и там преподавать ничего нельзя. Почти во всех домах ребенка работают священники, они совершают таинство Крещения детей, они и беседы с ними проводят. Так что все детские дома у нас охвачены. Об интернатах. Да, боль за этих детей очень большая. Мы знаем, что 80% детей, которые выходят из интернатов, не могут социально адаптироваться: они не могут сами себе суп приготовить, не знают даже, как чай заваривать, как делать покупки в магазинах. То есть это люди, которые не получили не только какого-то духовного образования и просвещения, они не владеют самыми элементарными навыками, которые должны были дать им родители. Им это крайне необходимо. Но тут вот в чем дело. В интернатах воспитанники обучаются по обычной школьной программе. К сожалению, я не в курсе, но раз в четвертых классах общеобразовательных школ этот предмет введен, то и в интернатах он тоже должен быть. Если нас зовут в любое светское заведение, от интерната до дома престарелых, то мы с радостью идем туда. Тем более что многие интернаты окормляются храмами.

И последний вопрос. При храмах сейчас создаются и действуют не только детские воскресные школы, и не только дети школьного возраста нуждаются в «ликвидации духовной безграмотности», но и их родители также чувствуют порой сильный недостаток духовных знаний. Вы много лет преподаете взрослым прихожанам основы веры. Поделитесь опытом организации воскресной школы для взрослых и проведения занятий с ними.

Воскресная школа для взрослых - это возможность общения со священником вне богослужения, вне исповеди…

Да, во многих храмах есть сейчас воскресная школа не только для детей, но и для взрослых. В 1996 году отец Анатолий Цвиркунов, мой первый настоятель, попросил меня преподавать детям в воскресной школе. В то время далеко не во всех храмах были детские воскресные школы, тем более для взрослых. Отец Анатолий как раз в этом плане был одним из первых, кто ввел в своем храме не только детскую, но и взрослую воскресную школу. С чего это началось? Началось это с бесед, которые батюшка проводил после Литургии, когда в храме собирались люди, ставились стульчики в одном из приделов храма святителя Николая на Рогожском кладбище. Он рассказывал о празднике, о воскресном Евангелии, это было своего рода продолжение проповеди. Потом эта школа переросла в более серьезное учреждение. Появилась возможность людей, которые после службы немного изголодались, угостить чаем, печеньем и конфетами, чтобы они не ослабели, и в то же время вести определенный предмет. Я преподавал нравственное богословие, потому что это должно нас сопровождать каждый день: как жить по заповедям Божиим, бороться со страстями. Также вел Священное Писание. Для нас оно Учебник жизни, и, конечно, Евангелие мы должны читать и изучать. Другие батюшки вели литургику, иные дисциплины. Что дает, как мне кажется, воскресная школа для взрослых? Это - возможность общения со священником вне богослужения, вне исповеди, проповеди его, вне других каких-то таинств, которые он совершает. Здесь есть возможность самим пообщаться после Литургии. Ведь Литургия в переводе с греческого языка «общее дело», и мы должны дальше продолжать это общее дело как в приходских делах, так и совместно изучая богословские науки. Опять же, нельзя сказать, что это какие-то серьезные богословские курсы, скорее это беседа со священником на определенные темы, когда каждый человек может участвовать и задавать вопросы батюшке. Потому что жизнь у нас не ограничена только службой, нужно, чтобы жизнь в приходах продолжалась, как в семье, в наших делах, в каких-то совместных занятиях, беседах, которые проводятся уже после службы.

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана наша из серии «Детям о православии». Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.

Три части храма

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря - и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Притвор

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.

Крещение

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Средняя часть храма

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Придел

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

Алтарь

Алтарь - это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, самые большие и красивые, - царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).

Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре - мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.

Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы - диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...