Христос воскресе первенец из мертвых. Большая христианская библиотека

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится -смерть, Потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (15:20-28).

Теолог Эрих Сауэр писал: «Мы живем в Пасхальное время. Это время начинается с воскресения Искупителя и кончается воскресением искупленных. Между этими берегами лежит духовное воскресение тех, кто призван к жизни через Христа. Итак, мы живем между двумя Пасхами, и в силе первой Пасхи мы идем встречать последнюю Пасху».

Последняя Пасха, на которую ссылается Сауэр, это, конечно, телесное воскресение спасенных. Писание говорит об этом воскресении праведных (Отк. 20:6; 1 Фес. 4:13-18; 2 Кор. 5:1-5; Лук. 14:14; Иоан. 5:29), называя его первым воскресением. Второе — это воскресение неправедных (Иоан. 5:29). Именно о первом воскресении говорит Павел в 15-ой главе первого послания к Коринфянам.

Апостол напоминал коринфянам, что они уже поверили в воскресение Христа (15:1-11) и что из этого логически вытекает необходимость веры и в их собственное воскресение, и в воскресение всех святых; при этом Павел упомянул семь абсурдных и бедственных последствий, к которым привело бы отсутствие воскресения (стихи 12-19). Переходя к стихам 20-28, Павел рассматривает три аспекта воскресения праведных: (1) Искупитель; (2) искупленные; (3) восстановление. Первый и третий из этих аспектов сосредотачиваются на Христе; второй — на верующих.

Искупитель

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирает, так во Христе все оживут» (15:20-22).

Вначале Павел вновь утверждает истину о воскресении Христа — Но Христос воскрес из мертвых, истину, которую люди уже приняли и которой они уже поверили (стихи 1-2). Слова «и стал», содержащиеся в некоторых переводах (например, в Версии Короля Джеймса), в тексте подлинника не содержатся и вводят в заблуждение. Христос не стал первенцем из умерших однажды после Своего воскресения, Он стал первенцем, самим фактом Своего воскресения, в тот самый момент, когда Он воскрес. То, что Он воскрес, сделало Его первенцем из всех тех, кто будет воскрешен.

Перед тем, как собирать урожай, израильтяне должны были приносить первый сноп священнику в качестве жертвоприношения Господу (Лев. 23: 10). Нельзя было приступить к жатве всего урожая до того, как были принесены первые снопы. Вот в чем смысл той метафоры, к которой Павел тут прибегает. Воскресение Самого Христа было первым снопом (первенцем) будущего «урожая» воскресений умерших верующих. Своей смертью и воскресением Христос принес Себя в жертву Отцу ради нас.

Однако, значение первого снопа было не только в том, что он предшествовал урожаю, но и в том, что он был первым взносом, первой частью будущего урожая. Поэтому тот факт, что Христос был первенцем, указывает, что должно последовать еще что-то, а именно — жатва остальной части урожая. Другими словами, воскресение Христа не могло произойти в изоляции от нашего воскресения. Его воскресение требует нашего воскресения, потому что Его воскресение было частью более широкого воскресения Божьих искупленных.

Воскресение, о котором говорит здесь Павел, это — воскресение навеки. И Ветхий, и Новый Завет рассказывают о людях, которые умерли и чудесным образом были возвращены к жизни (1 Цар. 15:22; 2 Цар. 4:34-36; Лук. 7:15; Иоан. 11:44). Но все эти люди умерли снова. Даже те, кого воскресил Иисус, — сын Наинской вдовы, дочь Иаира и Лазарь, — в конце концов умерли снова. Однако, Сам Христос был первым, Кто воскрес для того, чтобы никогда больше не умереть.

Как и в 15:6, 18 (ср. Матф. 27:52; Деян. 7:60; 2 Пет. 3:4), содержащееся в подлиннике выражение те, кто получили относится к умершим, — в этом случае к праведным умершим, чьи души вышли из тела, чтобы водвориться у Господа (2 Кор. 5:8; ср. Фил. 1:23), но чьи остатки остаются в гробах, ожидая восстановления и воскресения.

Через Христа как через человека придет воскресение мертвых, в точности так же, как через Адама, первого человека, пришла смерть. Павел указывает здесь на то, что человеческая природа Иисуса неразрывно связана и с Его воскресением, и с нашим. Именно потому, что Иисус умер, был погребен и воскрес как человек, Он мог стать первенцем из всех других людей, которые будут воскрешены к славе. Как уже отмечалось, первые снопы и вся жатва были частями одного и того же урожая.

В стихе 22 Павел продолжает объяснять, какое воздействие на верующих оказывает великая истина об одном воскресении Христа. Он проводит убедительную аналогию с первым человеком: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Как Адам — это прародитель каждого, кто умирает, в точности так же и Христос — прародитель каждого, кто воскреснет к жизни. В каждом из случаев то, что один человек совершает один поступок, вызывает такие последствия этого поступка, которые применимы к каждому, кто отождествляет себя с этим человеком. Те, кто отождествляется с Адамом, а это все рожденные, осуждены на смерть из-за того, что Адам совершил грешный поступок. Подобно этому все, кто отождествляют себя со Христом, а это каждый, кто был вновь рожден в Нем, должны воскреснуть к вечной жизни из-за того, что Христос совершил праведный поступок. В Адаме все унаследовали грешную природу и поэтому умирают. Во Христе все, кто верят в Него, унаследовали вечную жизнь и оживут, как в духе, так и в теле. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19).

Эти два «все», упомянутые в стихе 22, как мы знаем из бесчисленных библейских отрывков, хотя и подобны друг другу в некоторых отношениях, но не могут быть равными. Те, кто пытаются вычитать из этого отрывка универсализм, должны противопоставить этот стих другим отрывкам, которые учат о лишении спасения (Матф. 5:29; 10:28; 25:41, 46; Лук. 16:23; 2 Фес. 1:9; Откр. 20:15 и т.д.). Сходство этих двух «все» в том, что оба они относятся к потомкам. Каждый человек — это потомок Адама, и поэтому первое все универсально. За единственным исключением Еноха и Илии, которых Господь взял на небо живыми, и тех святых, которые будут восхищены в будущем, каждый, кто родился, умрет. А потомками Иисуса Христа являются только те, кто доверились Ему (как проиллюстрировано у Иоанна в 8:44), и поэтому второе все относится только к спасенным. Только все те собратья, которые являются сынами Бога и сонаследниками с Иисусом Христом (Гал. 3:26, 29; 4:7; Еф. 3:6; ср. Деян. 20:32; Тит. 3:7), все оживут. В Адаме просто быть человеком, просто быть рожденным однажды. А быть рожденным во Христе — значит иметь вечную жизнь, быть рожденным заново. Из-за естественного, природного наследования, получив по наследству от Адама его грех, все умирают. При помощи сверхъестественного происхождения от Христа, унаследовав Его праведность, все оживут.

Хотя в обоих случаях наследство касается как тела, так и духа, главным образом Павел подчеркивает здесь телесное наследство. Из-за греха Адама человек умер духовно и должен умирать телесно. Подобным образом через Христа верующим дана духовная жизнь, и они будут оживать телесно. Но наши души, поскольку они со смертью водворяются у Господа, не будут ждать воскресения. Воскрешены будут только наши тела, и это именно та истина, которая подчеркивается здесь.

Искупленные

«Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (15:23).

В том, что касается порядка воскресения, Христос — это первенец, первый сноп, а те, кто Христовы в пришествие Его, — это полный урожай. Однако, в отличие от жатвы зерна, урожай воскресения далеко отстоит во времени от первого снопа (первенца). Мы не знаем, — и, по сути, нам сказано, что мы не можем знать (Матф. 24:36, 42, 44, 50; 25:13), — когда Господь придет оживить и восхитить Своих людей и установить Свое царство. Мы не знаем ни срока, ни конкретного поколения, ни момента, когда это произойдет, — однако мы знаем, в каком порядке это совершится.

Самое очевидное есть то, что Христос был первым и что наше воскресение последует при Его пришествии. Из других частей Писания мы узнаем, что даже и «урожай» не будет весь собран за один раз, но что «сбор» этого урожая будет происходить в определенном порядке, иметь свою собственную последовательность. Первое воскресение состоит из двух главных частей: из воскресения Христа и воскресения верующих. Воскресение верующих, Христовых, будет иметь три стадии, в соответствии с тремя группами верующих.

Вначале произойдет воскресение церкви, то есть тех верующих, которые пришли к спасительной вере в период между Пятидесятницей и восхищением: «потому что Сам Господь при возвещении, при «гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4:16). К ним присоединятся те святые, которые к этому времени будут в живых, чтобы встретить Господа в воздухе и взойти на небеса.

Затем произойдет воскресение святых времен великой скорби. Многие начнут верить в Христа во время бедствий, в эти непредставимо ужасные семь лет, когда многих благочестивых людей осудят на смерть за их веру. Однако, в конце этого периода все, кто пришли к вере во Христа, будут воскрешены, чтобы править вместе с Ним во время тысячелетнего царствия (Отк. 20:4).

Затем последует воскресение святых Ветхого Завета, обещанное пророком Даниилом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2; ср. Йс. 26:19-20). Это воскресение, как я думаю, произойдет одновременно с воскресением святых времен великой скорби.

После этого, во времена Тысячелетнего царства будет происходить, по необходимости, воскресение тех, кто умрет в эти времена. Интересно представить себе, что эти люди, очень возможно, будут воскресать сразу после того, как умрут, так что не потребуется погребения. Из-за этого для верующего смерть во времена царства станет всего лишь мгновенным преображением, переходом в его вечное тело и дух.

И в последнюю очередь произойдет воскресение неправедных, которые будут воскрешены для проклятия на вечные муки в конце тысячелетнего правления Христа (Иоан. 5:29). Спасенные будут воскрешены к вечной жизни, но неспасенные — к вечной смерти (Откр. 21:8; ср. 2:11).

Восстановление

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и. всякую власть и силу; Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть. Потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же покорит Ему, тогда, а Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (15:24-28).

Третий аспект того плана воскресения, о котором говорит здесь Павел, это то, что может быть названо восстановлением. Апостол подводит итог некоторым событиям, что произойдут в последние времена.

Слово затем (еита, «после этого») может подразумевать промежуток времени между воскресением при Его пришествии и установлением Его царства. Такое толкование было бы в соответствии с учением нашего Господа, о котором мы узнаем из 24-ой и 25-ой глав Матфея, где Христос говорит обо всех знамениях, которые будут предшествовать наступлению Его царствия, даже о знамении Сына Человеческого в небесах и о том, что все избранные будут собраны вместе (24:30-31).

Слово телос (конец) может относиться не только к тому, что кончено, но также и к тому, что доведено до своей цели, свершено или осуществлено. В заключительный, кульминационный момент всех времен, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, все вещи восстановятся такими, какими должны были быть по исходному замыслу Бога. В конце все будет таким, каким оно было вначале. Греха больше не будет, и Бог будет осуществлять верховное правление, не испытывая никакого вражеского сопротивления. Эти слова дают нам возможность глубоко заглянуть в суть божественного плана искупления. Здесь — кульминация: Христос обращает восстановленный мир к Богу, Своему Отцу, Который послал Его исцелить этот мир.

Заключительной задачей Христа будет покорить навеки каждого врага Бога, всякое сопротивляющееся Богу, начальство, любую власть и силу. Все это будет навеки упразднено, чтобы никогда больше не возникнуть снова, никогда больше не противоречить Богу, не обманывать, не вводить в заблуждение Его людей и не угрожать им, и не портить ничего в Его творении.

Это заключительное деяние Христа — обращение мира к Его Отцу, будет осуществлено в период тысячи лет, во время тысячелетнего правления Христа на земле. Как это изображено в 5-20 главах книги Откровения, в живых и впечатляющих символах и утверждениях, Христос вернет Себе землю, которую Он создал и которая по праву — Его. Сцена, о которой повествуется в 5-ой главе Откровения, описывает, как Сын достойно принимает право собственности на землю, как Он выходит, чтобы принять его назад, забрать от узурпатора и представить Отцу. При этом Он подавит все мятежи и покорит всех врагов. Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Необходимо, чтобы Он правил.

Метафора «низложит всех врагов под ноги Свои» восходит к распространенному в древности обычаю, по которому цари и императоры всегда сидели на тронах, возвышаясь над теми, кого они покорили, так, что, когда покоренные склонялись перед победителями, они в буквальном смысле оказывались под ногами правителя или ниже, чем его ноги. Что же касалось врагов, царь часто прямо ставил свои ноги на шею покоренного царя или военачальника, что символизировало полное подчинение врага. Во время Его Тысячелетнего царства все враги будут приведены в подчинение Ему, под ноги Его, чтобы Божий план мог осуществиться.

Во время тысячелетия никому не сойдет с рук открытое восстание против Христа, но в сердцах Его врагов все еще будет таиться мятежность. Поскольку добровольно Его враги не подчинятся, Ему придется пасти «их жезлом железным» (Откр. 19:15). Но их будут пасти. В конце тысячи лет сатану на короткий срок освободят, чтобы он поднял последний мятеж против Бога и Его царства (20:7-9), после чего сатана, и вместе с ним все, кто принадлежит ему, будут ввержены в ад на вечные муки в огненном озере (Откр. 20:10-15).

Последний враг, и Бога, и человека — это смерть, которая вместе со всеми остальными врагами истребится. Христос на кресте сломил власть сатаны, «имеющего державу смерти» (Евр. 2:14), но до конца тысячелетия сатана и смерть будут истреблены навеки. Победа была одержана на Голгофе, но вечный мир и праведность, которые гарантирует эта победа, не будут окончательно завершены и осуществлены до тех пор, пока враги, которые были покорены, не будут также изгнаны и истреблены. И после этого, завершив Свое заключительное дело, Христос предаст Царство Богу и Отцу.

Приняв на Себя от Своего Отца задание спасти мир, Христос пришел на землю младенцем; Он вырос и жил как человек среди людей. Он учил, проповедовал, исцелял и творил чудеса. Он умер, был похоронен, воскрес и восшел к Своему Отцу, где Он сейчас ходатайствует за тех, кто Его. А когда Он вернется, Он будет бороться, покорять, править, судить, а затем — и это будет последним делом, которое Он совершит ради Отца — навеки покорит и навсегда осудит всех врагов Бога (Откр. 20:11-15), воссоздаст землю и небеса (Откр. 21:1-2), и, в конце концов, предаст царство Богу и Отцу.

То царство, которое Христос передаст Богу, будет искупленной средой, окружающей искупленных людей, тех, кто стали вечными подданными, населяющими вечное царство, через веру в Него. Учитывая главный аргумент, к которому Павел прибегает в этой главе, очевидно, в чем тут для него суть: если бы не было воскресения, то не было бы и подданных, которые могли бы населять Божье вечное царство, и не было бы Господа, чтобы править ими. Если и Он, и они не будут воскрешены, все Божьи люди в конце концов умрут, и это будет концом, концом для них и концом царства. Но Писание заверяет нас, что «Царству Его не будет конца» (Лук. 1:33), и Ему и Его подданным конца не будет.

Чтобы никто не мог истолковать его неправильно, Павел, продолжая, объясняет очевидное: Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Бог-Отец будет исключением из общего правила, Он не будет покорен Христу, ведь именно Отец дал Сыну власть и правление (Матф. 28:18; Иоан. 5:27), ведь именно Отец — Тот, Кому Сын преданно и в совершенстве служил.

Начиная со Своего воплощения и до того времени, когда Он представит царство Отцу, Христос находится в роли Слуги, исполняющего Свою божественную задачу так, как предназначено Его Отцом. Но, когда эта заключительная работа будет завершена, Он займет Свое прежнее, полноправное, славное место в совершенной гармонии Троицы. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. Христос продолжит править, потому что Его правление вечно (Откр. 11:15), но Он будет править вместе с Отцом в триединой славе, покорный Троице так, как Ему извека предназначено.

Когда Бог создал человека, Он создал его совершенным, праведным, добрым и подчиненным. Во время грехопадения это последнее из созданий Бога, вместе со всем остальным Его творением, стало испорченным и погибшим. Но те новые люди, которых Он создал через Своего Сына, никогда не станут ни испорченными, ни погибшими. Они воскреснут, чтобы жить и царствовать вечно в Его вечном царстве, вместе с Его вечным Сыном.

О прочем скажем так: не отвечающий Вам священник сам от себя, а святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа первенцем из умерших (1 Кор. 15: 20), первенцем из мертвых (Кол. 1: 18; Откр. 1: 5). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три — из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея — ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И три случая воскрешения — из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44). Кроме того, в Мф. 27: 50-53 говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах. Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22, 23). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.

Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 1, 11). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, то есть — телами воскресения. Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле — первенцем из умерших , а Енох и Илия не видели смерти.

Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, утверждая их в спасающей вере, в вере в воскресение.

Воскресение Господа Иисуса — это краеугольный камень нашего спасения, и, утверждаясь на нём верой, мы укрепляемся в нашем спасении и становимся способными свидетельствовать об этой спасающей вере и другим.

«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Господь здесь назван первенцем из умерших. Вы никогда не задумывались о том, почему? Я имею в виду тот факт, что некоторые люди воскресали ведь прежде Иисуса. Уже в Ветхом Завете было, по крайней мере, три случая воскресения из мёртвых: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар. 4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21). В Новом Завете раньше Иисуса воскресли, по меньшей мере, трое: дочь начальника синагоги (Мк. 5:38-42), Лазарь (Ин. 11:42-44) и сын наинской вдовы (Лк. 7:11-15). Почему же тогда наш Господь называется первенцем из умерших? Конечно, в Слове Божьем ошибки нет, просто нам надо что-то поправить в нашем понимании.

Чтобы понять, в чём тут дело, подумаем о том, что изменилось у Господа, когда Он воскрес из мёртвых, и что произойдёт с теми, кто воскреснет в конце времён. Воскреснет их тело, потому что дух наш уже вошёл в воскресение (Еф. 2:5-6; Рим. 6:5; Кол. 2:12; 3:1), уже рождён свыше (1Пет. 1:3,23), уже усыновлён (Рим. 8:15-16). Поэтому в связи с воскресением Господа поговорим о Его теле: что с Ним произошло и каким оно стало?

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (Кор. 15:42-44).

Итак, тело воскресшего Господа отличают четыре особенности: 1. нетление, 2. слава, 3. сила, 4. это тело духовное. Давайте об этом и порассуждаем, и тогда нам откроется, почему всё-таки Господь является первенцем из умерших.

Сначала хочу упомянуть о том, что во всех случаях воскресения, происходивших до воскресения Христа, это было не то воскресение, которого мы все ожидаем. Не удивляйтесь такому утверждению. Почему это так? Да потому, что, хотя там все умершие и вернулись из царства смерти, но у них ещё не было того нового тела, которое получил Господь Иисус и которое Он приготовил для нас. То воскресение, которое пережил Лазарь или сын наинской вдовы, скорее можно назвать совершенным восстановлением или всесторонним божественным исцелением, потому что оно ещё не было окончательной победой над смертью; все, вкусившие его, впоследствии всё-таки умерли.

Каким же стало тело воскресшего Господа? Во-первых, нетленным. Что это значит? «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31). Это слова из Псалма 15, прозвучавшие в проповеди Апостола Петра в день Пятидесятницы. Когда воскрес из мёртвых Лазарь, то его тело ещё не стало нетленным, но тело Иисуса стало нетленным. Над нетленным телом смерть уже не имеет никакой власти. Нетленное тело уже не подлежит физическому распаду, оно не стареет, не болеет и не умирает.

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор. 15:50-54).

Первое, что отличает нетленное тело, — это победа над смертью. Законы смерти уже не влияют на такое тело. Однако этого нельзя сказать ни о ком из тех, кто воскрес до Иисуса Христа. Например, Лазарь после своего воскресения всё равно должен был умереть. Но воскресший Иисус получил тело нетленное, которое уже не подвержено воздействию смерти. Против такого тела смерть бессильна.

Вторая особенность нетленного тела — это право наследования Царствия Божьего (1Кор. 15:50).

Итак, мы видим, что новое тело Христа было, во-первых, нетленным, что даёт победу над смертью и право наследовать вечное царство.

2. «Сеется в уничижении, восстаёт в славе» (1Кор. 15:43). Что значит «в славе» ?

«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор. 15:40).

Воскреснуть в славе — это значит получить небесное тело. Почему такое тело называется славным, а наше земное тело уничижённым? Слава — это не только сияние, но ещё и избавление от позора, а позор и уничижение на этой земле наши тела испытывают по причине греха. Новое, небесное тело освободится от этого позора, оно безгрешно и поэтому называется славным. Это первая характеристика славного тела, вполне понятная для нас.

Вторая характеристика прославленного тела может оказаться для нас неожиданностью. Апостол Павел говорит в одном из посланий, что «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия…» (1Кор. 11:7).

Славное тело — это тело, полностью подобное телу Иисуса Христа. Оно даёт человеку возможность быть восстановленным, совершенным образом Божьим. Вот что значит воскреснуть во славе.

В-третьих, Господь воскрес в силе (1Кор. 15:43). Что здесь имеется в виду? Сила — это отсутствие всякой немощи. Но что такое немощь? Немощь — это болезни. Что же сделает Господь с нашими немощами?

«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

Вот что значит воскреснуть в силе. Никакие болезни, никакие немощи, никакие скорби уже не смогут взять верх над человеком. Сила Божья будет побеждать и победит в таком теле.

В-четвёртых, это будет тело духовное: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор. 15:44). Тело духовное свободно от ограничений плоти, свободно от физических законов, например, от закона земного притяжения, и от других земных ограничений. Вы помните, что воскресший Иисус вошёл в горницу и стал посреди учеников, когда двери были заперты. В Своём прежнем теле, в теле душевном, Он так не делал ни разу. В новом теле Он неожиданно появляется и неожиданно исчезает. Для Него нет никаких преград. Значит, духовное тело не связано никакими физическими законами, оно живёт по законам духа. Не менее важна и другая его особенность: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Каждому ясно, что наше физическое тело бывает очень строптивым и непокорным. В нём живёт грех. Для нас самая большая проблема — это справиться со своей плотью. Но новое тело будет совершенно и абсолютно подвластно нашему духу. Вторая характеристика духовного тела — это полнейшая гармония тела и духа. Представьте только, что тогда не будет никаких противоречий, никакой внутренней борьбы. Это тело будет послушно одной только нашей мысли или малейшему движению сердца. Жить в таком теле означает полноту блаженства. Вот, в каком теле воскрес наш Господь.

В заключение хочется сказать нечто практически ценное и весьма отрадное для каждого христианина.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23).

Если Христос — Первенец из умерших, то это значит, что надо чётко отличать Его воскресение от всех, предшествовавших ему. Но этого ещё мало. Мы видим, какое славное, сильное, нетленное, духовное тело получил Иисус. Обладать таким телом — это ни с чем не сравнимое блаженство. Но для нас очень важно следующее: первенец — это тот, кто стоит на первом месте в ряду последующих за ним; первенцем нельзя назвать единственного. Единородный Сын Божий посредством Своей смерти и воскресения создал Себе семью, Церковь, приобрёл Себе братьев и сестёр. Он стал нашим старшим, первородным братом, а мы, которые стремимся наследовать это воскресение, по милости Божьей, получим точно такое же тело.

Дорогие, мы можем вполне присоединиться к словам христианской песни: «Стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать». Конечно, все вы хорошо наставлены в вопросах учения. Но Апостол Пётр учил напоминанием возбуждать наш чистый смысл (2Петр. 3:1). Это афиняне любили всегда говорить и слушать что-то новенькое (Деян. 17:21), а для нас всё, что касается Иисуса Христа, и особенно Его воскресение, — это всегда самая отрадная весть, которая оживляет наш дух, животворит нашу душу, укрепляет нашу веру. Это та весть, которая наполняет Церковь и ещё многих приведёт в собрание святых. Да будет слава нашему Господу, Отцу, и Сыну, и Духу Святому! Аминь.

Михаил Бурчак,

Благодать вам и мир Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Аминь.

Дорогие Братья и Сестры.

Осмелюсь предположить, что, наверное, мало кто из нас в дни своей молодости думал о вечном и о том, для чего нам даётся жизнь? Так и я, когда был намного моложе, редко задумывался о конечной цели моей жизни. Ведь всё вокруг, несмотря на все жизненные изменения, со временем облекалось в определённые рамки и двигалось по уже установившимся, проверенным схемам: детство - школа - взросление - работа - институт - семья - работа - дети - работа - выход на пенсию - конец жизни. Вот такая схема. Но для чего и во имя чего? «Так принято»! Кем и когда?? Да, Господь дал нам указание, как и Адаму (если уж нам повезло родиться «человеками»): «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1,28). Также Господь дал людям и указание: не портить Им созданное и не нарушать гармонию Его творения! Мы, вроде бы, стараемся выполнить это Его поручение. И всё-таки, за каждым из нас тянутся грехи, за которые получаем наказание - СМЕРТЬ. Получается вроде бессмыслица: долго живёшь праведно, но можешь однажды ошибиться и будешь наказан! Или живёшь в грехе и тогда будешь неминуемо наказан - тоже гибель! Есть ли выход из этого замкнутого круга: жизнь и наказание? Казалось бы, НЕТ - Бог суров! Потому-то некоторые люди просят у Него «быстрый конец», не имея мужества и сил «нести свой крест».

Но сегодня мы имеем счастье отмечать день, когда была разорвана цепь, когда была прервана власть смерти над человеком. Господь Иисус, пожертвовав Свою безвинную жизнь, искупил нас, грешников. Он умер за нас на кресте. Он умер, но и ВОСКРЕС!

Christ ist auferstanden! - Er ist wahrhaftig auferstanden!

Христос Воскрес! - Во истину Воскрес!

ХРИСТОС ВОСКРЕС! - Воистину ВОСКРЕС!

Братья и Сестры,

Христос воскрес и дал нам надежду на спасение и вечную жизнь. Аминь!

Услышим Слово Божие из 1 послания ап. Павла в Общину Коринфянам (15,19-28):

«19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.

21. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.

22. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

23.каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его;

24. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и власть и силу.

25. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

26. Последний же враг истребится - смерть,

27. потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что ЕМУ всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.

28. Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог во всём».

Слово это да будет запечатлено в сердцах ваших. Аминь.

Братья и Сестры,

Вдумаемся ещё раз в мудрость Господа Бога: «все оживут во Христе! Но каждый в своём порядке». Конечно же, понятно, что никто из людей никогда не сможет встать на одну ступень рядом, а, тем более, превзойти Сына Человеческого - Иисуса из Назарета. Ведь мы обременены грехами, а Он - безгрешен. Мы строптивы - Он беспрекословно подчиняется Отцу. Мы ищем пути обхода жизненных препятствий или хитроумные способы, чтобы не выполнять человеческие постановления - Он не робеет перед трудностями и полностью подчиняется и выполняет уложения Закона, данного Небесным Отцом. Потому-то Ему, а не кому-нибудь другому надлежало воскреснуть первому из мёртвых. Иисус Христос - «первенец» или в другом переводе с арамейского - «начаток»! Называя Иисуса этим словом, апостол Павел хочет напомнить нам, во-первых, об обычае приношения израильтянами «первого снопа жатвы («начатка») к священнику» (Лев. 23,10), указывающее, что принесший этим признаёт: весь урожай принадлежит Богу. А, во-вторых, Павел указывает, что принятие нами Духа Святого есть гарантия нашего искупления (Рим. 8,23). Бог верен Своему обещанию. Он любит Своё творение - человека, даже такого грешного, колеблющегося, как большинство из нас.

И вот СВЕРШИЛОСЬ!

Иисус был первым, кто воскрес из мёртвых к вечной жизни. Иисус уже неподвластен смерти, как возмездию за грех (Деян. 26,23). Вновь вернувшись в этот мир, Он воскресит и Своих верных слуг, даровав им такую же обновлённую жизнь, которой обладает Сам (1 Кор.15,20-23; 2 Кор.5,1-5; Флп. 3,20-21). А что же ждёт остальное человечество! Какова их участь? Согласно указанному порядку, далее Иисус воскресит ВСЕХ - ХРИСТОВЫХ! Но те, кто не признавал при своей земной жизни или продолжает не признавать Его, не принадлежит Ему, будут воскрешены для осуждения (Ин. 5,29) и второй смерти за свои грехи (Откр. 2,11; 21,8). И тут уже для людей нераскаявшихся, для тех, кто считает свои грехи - «достоинством», для посвятивших свою жизнь погоне за личными удовольствиями, за богатством, за неправедной наживой, кто считает сегодня СЕБЯ (!) властителями и властелинами, основой мира, наступит горькое прозрение: у них нет никакого будущего!

Возлюбленные в Господе.

Многих, наверное, интересует: какими мы станем после воскрешения? Конечно, тела наши претерпят изменения. Здесь наше нынешнее тело, подобно телу древнего Адама, является природным и земным. Оно подвержено слабости, болезням и смерти. Но воскресшие тела, как и тело Христа, будут духовными, поскольку они будут созданы и будут поддерживаться Святым Духом. Это тело наше будет уже принадлежать к вечному, нерушимому, бессмертному и небесному народу (1 Кор. 15,45-54).

Так что же, это будут новые образы? Совершенно иные, чем имеем мы сейчас здесь, на Земле? Будьте спокойны и уверены: так же как воскресшего Господа Иисуса Христа, несмотря на изменения происшедшие в результате воскресения, узнали Его ученики, так и воскресшие христиане узнают друг друга. И тогда, за пределами этого, знакомого нам мира, нас ждёт удивительное и радостное свидание с нашими родными и близкими, которых мы так любили в этом мире и которых смерть забрала от нас! Мы должны понимать, что воскресение Иисуса Христа - не отдельное несущественное событие человеческой и мировой истории, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божьего Плана, свидетельство Его высшего правления историей миров!

Искупление человечества, как дело Господа Иисуса Христа, не может быть завершено пока «последний враг - смерть» не будет уничтожена полностью - совершено и окончательно. ТОГДА все враги будут «низложены под ноги» нашего Спасителя и Господа! Тогда будет достигнута вершина мессианского дела Христа - полная Его победа над врагами: «да будет Бог во всём» (1 Кор. 15.28). Тогда «ототрёт Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.11,4). И наступит время Господне, когда Его абсолютное господство восторжествует над всем и всеми!

Братья и Сестры!

Сегодня Господь вновь дал нам одно из тех Своих знамений, о которых люди всегда просили и просят. Сегодня вновь, как это часто наблюдалось в последние годы, День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа празднуют одновременно представители всех конфессий: православные, католики и протестанты. Больно и обидно, что этот светлый праздник каждый из них отмечает в «своём отдельном доме». Господь же призывает нас всегда искать Его и «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3). Ведь если мы «порознь члены», то только «вместе одно тело Христово» (1 Кор. 12,27)! Так что же, разве «Христос разделился» (1 Кор. 1,13)? НЕТ! У нас у всех «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4,5-6)! Поэтому сегодня мы с особенной радостью обращаемся ко всему миру и в первую очередь к верующим и христианам: «Люди! Откройте сердца ваши и уши! Слушайте!

Так говорит Господь:

«Я есть Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 117-18)!

Пусть же над миром несётся победный клич:

Христос воскрес! Воистину воскрес!

ХРИСТОС ВОСКРЕС! Воистину воскрес! Аллилуйя!

Первенец из мертвых

♦ (ENG firstborn of (from) the dead)

описание Иисуса Христа (Кол. 1:18; Откр. 1:5), указывающее на то, что он является первым восставшим из мертвых. Обещание того, что другие последуют за ним.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Первенец из мертвых" в других словарях:

    Первенец - евр. бен бхор Первенец. За перворожденным младенцем мужского пола признавалось преимущественное право, потому что он «начаток силы (Быт. 49:3). По этому он должен был: 1) быть посвящен Господу (Исх. 22:29 и дал.). Одна из главных причин такого… … Словарь библейских имен

    ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ - [греч. ἀνάστασις (τῶν) νεκρῶν], возобновление жизни в теле после смерти. Идея В. м. в древнем мире Нек рые мифы и религ. практики различных древних культур содержат идею возобновления телесной жизни после смерти. К ним относят прежде всего т. н.… … Православная энциклопедия

    Первенец из мертвых … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ - последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском () и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия

    ИИСУС ХРИСТОС - [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

    ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ - раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние ПОСЛАНИЯ (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие… … Библиологический словарь

    БЕССМЕРТИЕ - 1. Свойство Божественной природы, неподвластной смерти (см. ст. Свойства Божии). 2. Состояние, в к ром, согласно религ. верованиям, пребывают духовно разумные существа, преодолевшие свою зависимость от смерти. 3. Во внерелиг. понимании посмертная … Православная энциклопедия

    Воскресение из мёртвых - «Воскресение Христа», картина Маттиаса Грюневальда. Христос восстает из гроба, на земле лежат стражи У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия

    Мученики

    Мученица - Массовое убийство мучеников Альбрехт Дюрер Мученик (греч. μάρτυς, лат. martyr свидетель) древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6 8) … Википедия

Книги

  • Мы пестрые бабочки, детка! Купить за 327 руб
  • Мы пестрые бабочки, детка! , Елинек Эльфрида. Роман "Мы пестрые бабочки, детка!"(1970) -первенец Эльфриды Елинек. Именно с ним она вошла в австрийскую, а затем и в мировую литературу. Русскоязычному читателю нобелевский лауреат Э. Елинек…

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...