Проповедь на евангелие об исцелении слепых. Воскресное чтение евангелие

Нынешняя евангельская история повествует нам, возлюбленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: "Помилуй нас Иисус, сын Давидов!" Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" Они говорят Ему: "Ей, Господи!" Тогда Он коснулся глаз их и сказал: "По вере вашей да будет вам". И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: "Смотрите, чтобы никто не узнал". А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той (Мф. 9, 27-31).

Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя; Творец человека, Сам Свет и света Податель сказал слово - и слово стало делом. Сказал творческое: Да будет, - и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: По вере вашей будет вам . Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших и в телесах наших; Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: Вот, Я с вами во все дни до скончания века , - сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28, 20); Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки (Евр. 13, 8). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа.

Говоря о слепцах евангельских и о чудесном исцелении их Иисусом Христом за веру их, я переношусь мысленно к слепцам другого рода, именно к слепцам, объятым слепотой душевной, которая гораздо опаснее и гибельнее слепоты телесной. Это, во-первых, слепота недоучек или уж совсем переучившихся некоторых людей нынешнего времени, которые в премудром устройстве мира не видят перста Божия, все создавшего и всем управляющего, и почитают его произведением случая, как самих себя, и делают из своей жизни как бы игрушку и забаву, и, когда эта игрушка надоест им почему-либо, они беспощадно ее ломают, т. е. налагают на себя руки; или же они делают ее рядом злодеяний над другими и потешаются бедствиями человеческими. Эта слепота тем гибельнее для них самих и для обществ, что люди этого рода считают себя зрячими, умными и едва не добрыми людьми, а всех прочих людей - не из их шайки - невеждами, подлыми. Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело с убийствами, самоубийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми наглыми общественных денег, поджогами городов и сел. Подводя итоги всем этим происшествиям, мы выводим необходимое заключение, что эти люди отшатнулись от Бога, от веры, от Церкви Божией, что они слепы, бродят во мраке и не знают, к чему стремятся, что из всего этого выйдет. О, времена злосчастные! О, времена безверия! О, времена, предвещающие приближение Страшного дня судного! Берегитесь, братья, этой слепоты неверия, самодурства. Простите за выражение, но я не могу иначе назвать людей, поступающих столь нагло и безрассудно. Где в людях свет разума, совести? Как они лишились света веры?

Во-вторых, слепота души есть слепота раскола и суеверий.

В-третьих, слепота душевная есть слепота простонародья, не знающего самых необходимых истин веры своей и правил жизни христианской. Но эта слепота простительнее той, о коей раньше мы говорили: она невольная.

Держитесь, братья, крепче веры своей святой Церкви Божией, научающей вас всему доброму, полезному, святому, душеспасительному; не слушайте нынешних самодуров, имеющих учителем своим диавола и старающихся растлить простой христианский и русский ваш смысл. Имейте во всем житии страх Божий: помните второе страшное пришествие Господа Иисуса Христа и суд ужасный всей вселенной и тщательно исполняйте заповеди Божий и дела своего звания. Учитесь вере, должностям ее; просвещайтесь, освящайтесь, исправляйтесь и спасайтесь.

Другое чудо, о котором повествует нынешнее Евангелие, было изгнание беса из человека немого, беснующегося. Господь изгнал беса, и немой стал говорить. Слава власти Твоей божественной, Христе Боже! Ты повелеваешь злым духам, и они с трепетом исполняют Твое повеление, хотя с обычной злобой, в которой пребывают нераскаянными. Господи! Изгони и из нас духа немоты, ибо и мы подвержены ему: когда нужно усердно каяться Тебе, мы делаемся немы и не знаем, что говорить; когда нужно усердно молиться, мы опять немы и не знаем, как молиться, о чем просить, за что благодарить и как благодарить; на разглагольствие о житейском у нас язык свободно движется и говорит иногда без умолку, а как дойдет Цело до божественного, до спасения души - и язык немеет. Где принято в обществе говорить о Божестве, о спасении души грешной, о вечной жизни? Почти нигде. Тут мы немы. Господи! Избави нас от духа немоты и научи нас, что говорить и что угодное Тебе, Богу - Спасителю нашему. Аминь.

Вот это евангельское повествование. Однажды, когда Господь проходил в окрестностях Капернаума, за ним следовали два слепца и взывали: Помилуй нас, Иисус, сын Давидов (Мф. 9, 27)! Когда же пришел Он в дом, слепые приступили к Нему, прося исцеления. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 28-35).

Из прочитанного ныне Евангелия для нас, дорогие мои, назидательна вера двух этих слепцов, их неустанная, неотступная, усердная просьба об исцелении и помиловании. Они, не переставая, вопиют: Помилуй нас, сын Давидов! , исповедуя Христа тем Мессией, Которого ожидал народ израильский. И в то время, когда Господь взошел в дом, они не отходят от Него в надежде во что бы то ни стало получить просимое. Тогда Господь, видя их веру и желая показать эту веру народу, спрашивает их: Веруете ли, что Я могу это сделать ? И они отвечают:Ей, Господи ! И Он, чтобы показать, что верующему все возможно, коснулся их глаз и сказал: По вере вашей да будет вам . И они прозрели. Вот какова сила веры, ее значение для нашего исцеления и врачевания.

Вера есть сила нашей души, которая двигает горами. Верующему все возможно. И для нас с вами, дорогие, и в наши дни сила благодатной веры не оскудела. И к нам Господь близок и всегда готов по нашей вере исполнять наши прошения. И в наши дни Господь говорит нам: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Ибо Господь сказал нам: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Обращает на себя наше внимание из сегодняшнего Евангелия запрещение, сделанное Господом прозревшим слепцам, чтобы они никому не говорили о том, какое чудо сотворил Он с ними. Этим Господь научает и нас не трубить пред людьми об оказанных нами кому-то благодеяниях, не искать прославления за свои добрые дела от людей, а быть скромными и смиренными, относя всю славу к единому Богу, Которому по праву принадлежит похвала, честь и прославление, ибо Он есть Бог славы.

Так же назидательны для нас в ныне прочитанном Евангелии и еще два обстоятельства. Первое: после исцеления немого бесноватого простые сердцами люди, видя это великое дело, смотрели на него как на чудо Божие и потому удивлялись величию Божию и прославляли Бога за такие великие чудеса. И второе: лукавые сердцем люди, гордые книжники и фарисеи, напротив, отвергали чудеса Христовы, приписывали их даже действию бесовской силы. Так было тогда, так это остается и во все времена: простые люди с неиспорченными сердцами всегда видят в делах Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и угодников Его необыкновенное действие Божественной силы и прославляют за то Бога; гордые же не признают никаких чудес, считая их нелепым вымыслом или следствием явлений природы, а то и приписывая их действию темной силы.

Кроме того, Евангелие нынешнего дня говорит, что Господь проходил по городам и селениям, уча и благовествуя везде Царствие Божие, исцеляя в людях всякую немощь и болезнь. Видите, дорогие, что Господь, Царь Неба и земли, трудится, странствует по селениям, чтобы спасти людей. А мы сами даже для себя не хотим потрудиться, для своего собственного спасения.

Он проповедовал людям царство правды, мира, любви и вечного блаженства, научая их отвращаться от царства греха и диавола, а мы добровольно порабощаем себя греху и порокам, до пристрастия прилепляемся к земным вещам и благам, тогда как должны прилепляться сердцами к Господу, должны почаще возводить свое сердечное око к Небу и к Богу и побольше заботиться о спасении своей души, которая дороже всего мира. Также если попали мы в сети диавольские и душевно и телесно страждем, то должны прибегать к Небесному Врачу душ и телес, Который один может подать благовременную помощь в наших нуждах.

Однако если упоминаемые ныне евангельские слепцы были слепы телесно, то мы, имея здравые телесные очи, страждем слепотою сердечных очей. Суета и заботы житейские, а также скорби и печали мира сего и все греховные желания и чувства омрачили наше сердце, и мы недугуем слепотою внутренней, которая гораздо страшнее слепоты телесной. И потому тем паче всегда должны взывать к Источнику нашей жизни, Господу Иисусу Христу, единому и скорому Врачу душ и телес наших. Будем же, дорогие мои, искренно веровать в Господа Иисуса Христа и с верою обращаться к Нему со своими просьбами, и Он всегда подаст нам все необходимое для нашей жизни, нашего здоровья, нашего благополучия, а также все необходимое и для достижения блаженства в жизни будущей. Аминь.

Проповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 7-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди - все мы – задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо – нечто совершенно иное; чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал – то сделайте... Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры; Она неограниченно верит в Его мудрость и в Его любовь, и в Его Божественность. В это мгновение, потому что вера одного человека распахнула дверь для всякого, кто выполнит то, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.

Здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. Радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.

Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем пути Богу. Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы спасти Свою честь... Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: „Я сам, – Ты только немножко помоги” – мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения.

И следующее – это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: „милосердова Господь”... Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на этих людей, которые в нужде, которые ничем не могут облегчить свою нужду, и испытал боль в Своем Божественном сердце о том, что вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью – а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда – болезнь, иногда – грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью – или распинающей болью.

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Евангелие нынешнего воскресного дня вновь говорит о чудесах, которые совершил Христос. Начинается повествование с исцеления двух слепых, которые «за Ним следовали... и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!». Когда Христос вошел в дом, они «приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?» На что слепцы ответили: «Ей, Господи!». Увидев их искренность и веру, Господь исцеляет этих страдальцев со словами: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 27–29).

Отметим несколько моментов. Христос не сразу отозвался на просьбу этих людей. Они долго шли за Ним, пока Он не вошел в дом. Господь испытывал их веру и вступил с ними в диалог тогда, когда этого никто не мог видеть. Исцеляя их, Он говорит: «смотрите, чтобы никто не узнал». Христос запретил им рассказывать об исцелении, потому что Он не искал для Себя славы. Он не совершал исцелений, ни других чудес для того, чтобы приобрести себе последователей. И мы должны помнить, не для славы делаются добрые дела, а чтобы исполнить заповедь о любви к ближним.

Тяжело человеку жить, если он не видит окружающего мира. Причина слепоты этих двух евангельских страдальцев нам неизвестна. Но очевидно, что для их исцеления была необходима не только безмерная Божественная любовь, но и их непоколебимая вера. Они слышали об исцелении Христом кровоточивой женщины, о воскрешении Им дочери Иаира. Еще будучи слепы физически они уже прозрели духовно, поэтому решили твердо просить Его о милости к ним: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!».

В наши дни физическое здоровье подчас становится самоцелью в жизни человека, даже в жизни христианина, так что на вопрос: «Что для Вас является главным в жизни?» – следует простодушный ответ: «Здоровье, главное, чтобы все были здоровы». Мы забываем, что здоровье, как и наша жизнь - дар Божий, данный нам для служения Истине, для преумножения Добра и Красоты, т.е. для исполнения заповедей Господних, и особенно двух великих заповедей о любви к Богу и ближним.

Но так ли мы используем этот дар Божий? Или тратим свои силы на грех и непотребства, калечим себя и приносим неприятности своим близким? А когда беда уже случилась, мы сильно переживаем за себя, за своих близких, мы хотим быть физически здоровыми любой ценой. Мы забегаем в храм только для того, чтобы в спешке поставить свечи и подать записки, забывая обращенные ко всем нам слова Христа: «Веруете ли, что Я могу это сделать?»

Дарованию людям здоровья всегда предшествовала их вера во Христа Спасителя. Вспомним евангельское свидетельство о том, что Господь в Своем отечестве «не совершил... многих чудес по неверию их» (Мф. 13, 58).

В корне неправильно отношение к чуду как к магическому, внешнему явлению, как к следствию воздействия на бездушный, обезличенный мир потусторонних сил. Как писал философ А. Ф. Лосев, чудо – это «встреча двух личностных планов... Совпадение случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием и есть чудо». Поэтому жизнь святых – одно непрекращающееся чудо, а где нет богопознания, там не может быть и чуда, которое не есть какое-то внешнее явление, но таинственное событие, дающее человеку возможность самопознания через откровение Божие. Самое великое чудо, которое может совершиться с нами, – это чудо исцеления нашей души от греха, о чем и говорит Христос: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9, 5).

Очень трудно преодолеть косность мышления, эгоизм и сердцем ответить на призыв Бога. Но если мы превзойдем себя, услышим сердцем милосердный зов Творца ко спасению и откликнемся на него, то для нас станет возможным стать свидетелями Его чудес.


Игумен Феофилакт Безукладников

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Евангелие от Матфея глава IХ, стихи 27-35

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что, братья и сестры, мы услышали повествование святого апостола и евангелиста Матфея, в котором говорилось о том, что за Господом, во время Его проповеди, следовали два слепца, которые умоляли исцелить их, подать им здравие, чтобы они могли видеть. Когда Господь вошел в дом, они, не уставая, опять просили об этом. Господь же задал им вопрос, который звучит очень часто, перед каждым совершенным Им чудом: «Веруют ли они, что Он может такое сотворить?» И когда они ответили, что верят в то, что Он их может сделать зрячими, Господь сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29), и исцелил их.

Далее Евангелие говорит, о том, что, когда эти двое исцеленных слепцов выходили от Господа Иисуса Христа, подвели к Нему бесноватого немого человека. Его беснование проявлялось в немоте, Господь исцеляет и его.

А далее апостол Матфей говорит уже такие общие слова, которые объединяют очень многое из земной жизни Господа Иисуса Христа в период его общественного служения: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).

На этих словах нам, пожалуй, надо остановиться, братья и сестры. Господь всем Евангелием и, особенно, этими словами дает чёткий пример и очень ясное указание для нашей собственной жизни. Посмотрите на Господа Иисуса Христа: предметом Его внимания, заботы, любви были и князья иудейские, и какой-то Закхей, и хананеянка - и знатные, богатые люди, и абсолютно бедные, никому не ведомые. Если мы посмотрим внимательнее на земную жизнь Господа, на тех с кем Он общался, на кого обращал свою любовь, кому Он помогал, то мы увидим, что это абсолютно разные люди, разные сословия, Он не взирал ни на какие земные, человеческие различия. Это и есть главная тема сегодняшнего Евангельского чтения.

Мы, подобно Христу, должны также в своей земной жизни обращать свою любовь ко всем. Первый иерусалимский епископ, апостол Иаков, говорит: «Если ты можешь сделать ближнему добро и не делаешь этого, то ты согрешил», и дальше, обличает, говоря: «Посмотри на свое серебро и золото, что это? Это та плата, которую ты не воздал поденщику. Поэтому это золото или серебро не заржавеет и будет тебе в обличение, в твою собственную погибель». Обличая этими словами первых верующих христиан, этот апостол научает и нас тому, чему учил апостолов сам Христос. Они в полной мере приняли этот подход к жизни - надо обращать свою любовь ко всем, внимание распространять на всех, добрые дела совершать для всех.

Что хочет этим сказать Господь? - Что все люди, живущие на земле, - одна семья. Потому что, если взять даже чисто физиологически, мы все произошли от Адама, мы все были в его семени, мы все братья и сестры в полном смысле этого слова. Поэтому наши благие дела должны распространяться на всех, несмотря на лица и земные различия, которые мы сами, люди, установили здесь, на земле, сделав различия по нациям, государствам, сословиям. Евангелие же остается выше всего этого и мы должны быть выше этого.

Господь научает нас тому, что, если мы делаем кому-то добро, а в ответ сразу не видим друга, не получаем тепло, то это не означает, что мы должны остановиться. Это говорит о том, что сердце того человека, которому мы благодеем, действительно, очень сильно окаменело - это большая каменная или ледяная глыба, которую с одного раза, одним добрым делом не растопишь. Это означает лишь, что мы должны человеку, который против нас восстает и вредит нам, сделать добро много раз, пока оно не растопит его сердце. Это многократное делание добра мы должны воспринимать как борьбу или победу добра над злом. И мы должны радоваться, ликовать и почитать себя счастливыми, что имеем возможность участвовать в этой борьбе.

Очень многие не понимают слов Евангелия: «…К то ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Это место иносказательное, потому что ударить в правую щеку может только левша, очень редкий человек. Иоанн Златоуст говорит, что это место надо понимать не в буквальном смысле слова (хотя, иногда, и так бывает), а в переносном. И, толкуя, говорит: «Не побеждай зло злом, но побеждай зло добром». И сегодняшнее Евангелие так же свидетельствует об этом. У христианина, у каждого из нас, должна быть, если говорить словами светскими, активная жизненная позиция. Мы не должны молча реагировать, или вовсе не реагировать на то, что вокруг нас происходит. Мы должны действовать активно, а именно, - любовью и добром, зная и помня, что именно так действовал Иисус Христос. Он и учил, и исцелял людей, и одевал, и кормил, и делал это постоянно.

Братья и сестры, пусть вечный образ Христа крепко водворится в нашем сознании, поселится в нашем сердце, живет в нем, и мы тоже будем жить во Христе. Тогда, как сказал святой праведный Иоанн Кронштадский, озаглавив так одну из своих книг, и у нас получится «Моя жизнь во Христе». Аминь.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Читаем Евангелие и видим одно и то же, под разным ракурсом: то исцеление, то проповедь. То наоборот, сначала проповедь, потом исцеление. И все на глазах у умных и злых фарисеев. И так много раз подряд. Одна и та же сцена c небольшими вариациями.

Вот сегодня мы опять читаем об очередном «типовом» исцелении. Опять Иисус прогоняет демона. Разве только особенность этого демона отличает сюжет от других. Теперь это демон немоты. Оказывается, есть и такие удивительные специализации духов злобы – немота.

Опять слепые прозревают и опять оказываются неблагодарны. Опять фарисеи злятся и клевещут. Зачем вся эта хаотическая последовательность похожих исцелений и проповедь, тонущая в равнодушии толпы?

Начиная от Пасхи, Церковь нам предлагает череду евангельских чтений. Они ложатся в канву, последовательно раскрывающую суть учения Христа на простых примерах. Эти чтения, как лествица, ведут от простых положений к более сложным, проходя сквозь великие праздники и подводя наш дух и ум к таким эпохальным событиям, как Рождество, Пасха и Пятидесятница.

Священник Константин Камышанов

Но сегодняшнее Евангелие не нанизывается на логическую нить предыдущих повествований.

До этого мы слышали повесть об исцелении расслабленного, исцеленного по вере друзей. А до того мы узнали о об исцелении бесноватого и попытки исцелить законопреступных торговцев. А еще раньше мы удивились вере сотника, просившего здоровья слуге.

Сотник научил нас тому, что вера и милость брата есть повод для Бога исцелить человека, который, быть может, этого и не заслужил.

История с владельцами свиней и бесноватым открыла нам то, что Бог дает каждому шанс на время избавиться от греха и начать новую жизнь с Богом

Исцеление расслабленного поведало нам о том, что Бог ценит любовь среди людей и святую дружбу как основу Церкви. В этой истории мы видим развитие и усиление темы дружеской любви, явленной сотником.

Итог этих трех историй в том, что по молитвам посторонних людей и по собственной инициативе Бога грешные и больные получают шанс начать жизнь сначала, с белого листа.

И вот четвертое евангельское чтение, рассказывает нам о двух навязчивых слепых и случайном немом человеке, подвернувшимся по случаю

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

Казалось бы ничего нового. Более яркая история исцеления по вере, которая на слуху, – это исцеление мальчика по молитве отца, когда отец в порыве вере говорит Иисусу:

– Верую, Господи. Помоги моему неверию!

И опять, изгнание немого демона, менее выразительно, чем исцеление гадарьинского бесноватого. Зачем нужны были эти дидактические повторы? В чем логика повестей, нанизанных на эту нить?

А ни в чем! Нет тут логики. За всю историю странствований Иисуса было несколько таких случаев, когда логика оказалась ни при чем: Христос удивлялся, плакал и миловал вопреки всему.

Христос заплакал о смерти Своего друга Лазаря

Христос удивился вере сотника.

И Христос просто сжалился над этими двумя несчастными слепыми и немым и отменил ход истории Своей Божественной властью.

Мы у Бога не пешки на шахматной доске

Мы с удивлением наблюдаем в подобных эпизодах откровение, состоящее в том, что миссия Христа не была заводной машинкой с заранее рассчитанными шагами. И она так же не была шахматной партией, разыгранной, скучной и рассчитанной от первого хода до последнего на глазах недоумевающей и изумленной публики

Мы у Бога не пешки на шахматной доске. Мы живые фигуры. Мы богоподобны. Мы похожи на Бога по благодати и дару свободы. Бог только намечает эндшпили или гамбиты, но оставляет нам возможность изменить ход игры

Например, Он дает исцеление в расчете на то, что человек войдет в себя и вспомнит о своем божественном призвании. И часто так вот Господь дает исцеление даже не потому, что больной внутренне созрел к духовному возрождению, а из жалости. В простой надежде, что сердце человека умилится благодати и решит дальше жить с этой благодатью.

Подобное чувство возникает у священника, когда он посещает больницы, тюрьмы или детские дома. Будь моя воля, всех бы сделал здоровыми, отогнал рак, смерть, горе. Дал бы детям родителей, нищим денег, вековухам мужей. Но вспоминается история рассказанная Силуаном Афонским:

Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лег отдохнуть под большим дубом и, снизу смотря на ветви дуба и видя на нем множество крупных желудей, подумал: “Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы”. С этой мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один желудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: “Я ошибся, Бог умнее меня, и хорошо устроил, что на дубе желуди, а не тыквы”.

Откуда ты знаешь, почему Господь так судил человеку, что он стал болен, и почему человек связан недугом. И невольно приходит мысль, что Бог недаром так делает, потому что умнее меня и больше моего любит людей. И почему обязательно надо так ожесточаться от страха смерти? Почему всеми силами надо бороться, чтобы жить на земле вечно, если за гранью нас ждет Бог?

Ведь, если мы боимся Бога, то это либо хула Его доброты, либо страх души грешной, боящейся расплаты на гадости и подлости. Бояться смерти – клеветать на Бога. Это преступление против веры. Как объяснить душе, от Бога удаленной, любовь Бога и Его замысел домостроительства? Как понять наши скорби и болезни и осознать, что главное в жизни – совсем не деньги и здоровье?

И в какой-то момент сердце не выдерживает

Вот, например, случилась недавно нашумевшая история. Парень-инвалид ухитрился, не выходя из дома, организовать мини ОПГ и совершить преступление. Его посадили. Вот и подумаешь, что если этот человек, будучи крайне немощен, не боится ни Бога, ни людей, то, что бы он мог натворить, будучи здоровым и в силах? Может быть, Бог был прав, связав его немощью?

А все равно жалко. И в этой жалости не всегда ошибка.

Представьте себя на месте Бога в нищей стране, без медицины, без юридических прав. Голодная, дикая, ожесточенная, недружелюбная земля, где каждый сам за себя, и море больных людей. И вы идете среди этого моря народного горя. Вы можете дать каждому и здоровье, и сытость, и достаток, но умом понимаете, что сытость и достаток будут причиной еще большего ожесточения и станут поводом для порока. Увы, увы, Хемингуэй прав:

Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное - он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает - он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел.

Но ваше сердце сжимается, как у врача, которому необходимо оперировать детей.

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

И в какой-то момент сердце не выдерживает. Из толпы выбираются самые несчастные, и им подается чудо. Воскресает сын наинской вдовы, исцеляются эти два слепых и этот немой.

Как можно судить о том, что чудо не было запланировано? Иисус говорит очень характерные слова:

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

Ну, если ты не хочешь, чтобы о тебе узнали, так и не делай. А если сделал, как ты можешь доверять свою тайну двум совершенно незнакомым, да еще и больным людям? Где логика? Естественно, исцеленные больные пошли и разболтали тайну на весь свет.

Почему Христос просил их молчать? Потому что раньше срока всем станет известно, что Он – настоящий Мессия, и потому что Его убьют раньше того, как созреет первая христианская община. Следовательно, это чудо не было запланировано и совершилось исключительно из жалости. И оно ставило под угрозу весь проект миссии.

И в этом внеплановом чуде, совершенном из жалости, зерно истории. Милость над логикой. Жалость над справедливостью. В ней посыл и нам.

Какая она, эта божественная жалость?

Бог так делал, значит, и мы должны давать шанс милости. Значит, наше сердце не может оставаться в духе Господнем без такой милости. Меру милости извещает нам Бог. Какая она, эта божественная жалость?

Эта милость не может быть нормой каждого дня. Если в семье алкоголик, то мы должны давать ему шанс на спасение и исправление. Но если он не желает спасаться и тащит на дно, в ад, всю семью, то надо спасаться самим. Жалость в этом случае может быть самоубийственной. Тоже самое с преступником: если бесконечно прощать негодяя, то он натворит таких дел, что и Сам Бог не разгребет последствий. То же самое с блудниками и прочими грешниками. Дать шанс – одно дело. Создать им комфортную среду для греха – другое.

Гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: “Почему я не на первом месте

Меру милости, любви и ума в таком трудном деле определит только Дух Святой, который известит нам правильное решение в глубине нашего сердца. Мирской ум тут бессилен. Нужно извещение в Духе. Нужна мудрость которая есть соединение ума и доброты в Боге. И конечно нужно упражнение в милосердии – практике духовности

Милосердие от Бога – плод духа. Нельзя быть по настоящему милосердным без Бога. Невозможно в принципе. Без Духа Святого вообще ничего невозможно, и все, что сделано без Бога – грех и смерть

Например, рождается ребенок. И у него нет ни одного шанса стать счастливым, если родителя сами несчастны, скандалят, спорят или грешат. А у родителей нет ни одного шанса стать счастливыми без благодати Бога, без божественной любви, связывающей их. А у людей нет ни одного шанса стяжать благодать Святого Духа без милосердия и великодушия по отношению к ближним, к несчастным, слабым, нищим, больным или одержимыми бесами. Ни одного шанса! Без вариантов.

Очевидно, что Иисус разыграл эту шахматную партию так, чтобы мы догадались, что иногда милость нужно творить без всякой логики и даже под угрозой ареста и распятия. Даже под угрозой собственной нищеты, болезни и даже возможной смерти.

Христос сильно рисковал, исцеляя этих неблагодарных людей. И опасность риска осуществилась. Фарисеи, видя это чудо, вбросили в игру очень сильные карты. Христа обвинили в колдовстве. А это уже очень серьезно и ставило Иисуса на грань смерти.

Вот какова оказалась цена исцеления трех человек, которых, в принципе, можно было и не исцелять до нужного срока. Но в таком случае, Иисус не был бы Христом. Он был бы не от Троицы, не от Духа Любви и не Отца Небесного, Который всем желает спастись и прийти в разум истинной веры

Если мы не отзывчивы, слепы, самовлюбленны – мы не христиане

Урок этой истории в отзывчивости сердца. Христос ходил посреди растерянного Божьего народа и согревал духом, и вразумлял словом и чудом. И, мы, живя посреди моря несчастных людей, и, нося в себе полноту и радость благодати, не имеем права позволить своему сердцу окаменеть.

Отзывчивость, великодушие, страдание за народ – непременный атрибут любви к Богу. Если мы не отзывчивы, слепы и самовлюбленны, и нам нет дела до несчастных, которые страдают вокруг нас, то мы кто угодно, только не христиане.

Но, к нашему стыду, многие из нас не только несчастливы, но и немилосердны – не только к народу, но и даже к Богом данному супругу, детям и даже престарелым родителям. Среди христиан есть такие, кто не только огорчает, досаждает родителям, но и те, кто даже кричит на них, злится и унижает, и при этом ходит в храм и считает себя порядочным человеком.

Это не к тому, чтобы создать комплекс вины, а к тому, что если есть болезнь, то есть и ее лечение. Как и в обычном лечении, в духовном есть длительные курсы терапии и есть лекарства и процедуры. Процедуры – это таинства, в которых наша душа очищается и получает благодать от Бога даром – исповедь и причастие. Есть курсы лечения, соответствующие заповедям. Например – Любовь к родителям. Непочтение к родителям стоит выше, и нарушение этой заповеди страшнее убийства. Лечится святым Духом, который подается по нашим богоугодным трудам и в таинствах. Таблетками добрых дел и молитвы. После мира с родителями можно восстановить в человеке любовь к супругу и детям. А потом попытаться войти в меру людей, любящих народ, жалеющих его, и тем угождающих Богу.

Все это не сложно. Гораздо сложнее быть злым, жадным, черствым и самовлюбленным

Слепые просили Бога дать им физическое зрение. И Он дал. А раз дает, то и нам даст по вере нашей. Попросим Бога дать нам зрение духовное, чтобы увидеть себя в Божием мире такими, как мы есть. Чтобы, увидев себя такими как мы есть (Господи, помилуй!), нам захотелось расстаться с этим кошмаром, и стать ближе к Богу, чтобы вместе с Богом любить народ и иметь милостивое сердце, полное духа Господа нашего Иисуса Христа, которое, вслед ха Христом и преподобным Силуаном, так вот скажет о любви к народу:

Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может, хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.

(Мф. 33) <…> В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается об исцелении двух слепых. Во всех евангельских рассказах, как и в каждом евангельском слове, таится безмерный смысл. Это верно, потому что Евангелие говорит о вечных, непреходящих истинах, о вечной правде жизни в Боге. Сегодняшнее евангельское чтение тоже говорит о вечных истинах, столь важных для нашей каждодневной жизни - о любви Бога к человеку и о любви человека к Богу, о том, что никогда не оставляет Бог человека Своей милосердной помощью. Что бы ни случилось с нами, никогда Бог не оставит нас ни в какой беде, ни в каком горе. Только были бы мы сами с Ним своей верой в Него, своей любовью к Нему и своей верностью Ему в нашей жизни.

Вот идут два евангельских слепца, зовущие: «Помилуй ны, Иисусе». Они очень настойчивы. Они знают силу Господа Иисуса Христа, верят в неё без всяких сомнений. Они входят за Ним в чей-то дом и всё просят и молят: «Исцели же нас!» Господь их спросил: «А вы веруете в Меня, вы веруете в то, что я могу это сделать?» Они ответили: «Да, Господи, конечно, верим…» Тогда Он коснулся их глаз, и они открылись - слепые прозрели.

Мы все похожи на этих двух слепцов духовной своей слепотой. И не только ею. На этих больных, измученных недугом людей, мы похожи и духовными, и телесными недугами своими, которыми мучаемся, как они, и тем, что тоже, как они, всё просим у Господа: облегчи же страдания, исцели нас, возврати нам здоровье и почему-то утраченную радость жизни. Но мы не всегда, братия, похожи на них своей верой в Господа и силу Его. Мы непохожи на них своей верностью Богу. В нас она не так крепка, как в тех двух слепцах, не так несомненна. Не потому ли мы и остаемся неисцелёнными?

Все наши страдания, отдельных людей и всех вместе, вся мука жизни, всегда оттого, что мы подвластны страстям. Это они заставляют нас работать греху, т.е. злу, и отнимают от нас истинную радость. Они угашают огонь, дающий сердцу истинный свет и тепло. Сначала, как будто бы пополняя жизнь, они в действительности её опустошают. И тогда приходят разочарования, душа охлаждается и ожесточается. Страсти нас превращают, незаметно для самих себя, в холодных и пустых, в ленивых и расчетливых себялюбцев. Отдаваясь им, калечим и свою жизнь, и жизнь вокруг себя. А отдаемся им часто, увы, слишком легко и так сами в себе затмеваем свет образа и подобия Божия, по которому Богом сотворены.

Но образ Божий в нас страсти лишь затмевают, братия, а не уничтожают, потому что образ Божий в человеке неуничтожим. Страсти в нас не всевластны. Их владычество, даже над самым последним грешником, небезгранично. Страстная сила души может быть побеждена. Сердце может освободиться от неё. Она может измениться и освятиться. Каждого человека, пришедшего в мир, может просветить и просвещает, может освятить и освящает та самая сила Божия, которая двух сегодняшних евангельских слепцов сделала зрячими. Эта сила есть сила Божественной благодати. И подается она каждому ищущему её. Только бы искать, только бы возжелать её верой в Бога и любовью к Нему, и, непременно, верностью Ему своим разумением, своей волей, всем своим сердцем.

С этого проповеднического амвона вы часто слышите, братия и сёстры, об учении святых отцов Церкви Христовой о Божественной благодати. А кто из вас ещё и опытно, на самом себе, не познал в той или иной мере действия Божественной силы? Вы знаете, что Божественной силой, Божественной энергией человек соделывается причастником Божества. «Мы причастники Божества» - по дивному слову известного вам св.Григория Паламы, которого мы с вами с такой любовью чтим более всего за его высокое, духоносное учение об энергиях Божиих, открывающих Бога миру и соединяющих нас с Богом.

Но мало только знать о вечно пребывающей в мире силе Божией. Мало знать об этом даже и опытно, лишь вспоминая, лишь помня бывшие, вероятно, у каждого из нас мгновения чудесных прикосновений благодати Божией к грешному сердцу. Нам нужно неустанно хотеть её, нам нужно деятельно стремиться обладать ею, чтобы быть с Богом и в Боге, чтобы никогда не угасал в сердце свет образа Божьего, чтобы никогда не отнималась от нас истинная радость.

И в окутывающей нашу душу тьме греха и зла не будем, братия, отчаиваться и падать духом. Не будем думать, что и эта тьма, и грех, и зло, и вместе с ними горе - безысходны и суть наш удел. Нет! «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Потщимся иметь смирение, и непременно сила Божия поднимет нас из последней низины греховной нашей падшести. Попробуем снискать хотя бы одну эту христианскую добродетель, и мы обязательно почувствуем на себе чудное действие озаряющей душу Божественной благодатной энергии. Это слова Спасителя: «На кого воззрю, аще не на кроткого и смиренного сердцем». Постараемся стать кроткими. Перестроим так отношения свои с людьми, близкими и далёкими. И сила Божьего милосердия оставлять нас не будет, сила Божественной благодати от нас не отступит. Она непременно будет исцелять и наши недуги, и немощи - душевные и телесные.

Очень давно Господь Иисус Христос ходил по земле и исцелял всяк недуг и всяку язву в людях, как у двух евангельских слепцов, являвших в Него несомненную веру. Но и теперь по всей вселенной Господь Иисус Христос той же самой Божественной силой исцеляет всех являющих в Него веру, даруя им и мир, и истинную радость, и спасение. Будем же верить Ему, как верили те два исцелённых Им слепца. Будем, братия, как они - верны Ему в этой своей вере и любви к Нему. И будем славить по всей земле предивное, пречудное Его Божественное Имя.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...