Спасительный путь покаяния. Когда вы стали духовником Троице-Сергиевой Лавры

Дорогая редакция «Веры»! Благодарим вас, что не остались равнодушными к судьбе иеромонаха Варфоломея (Потапова). Мы, прихожане православной церкви села Новый Бор, очень огорчены известием о его гибели. Теперь мы осиротели. Батюшка несколько лет прожил в нашем селе, построил церковь. Он многому нас научил. Но безденежье заставило его уехать, ведь только за квартиру надо было платить 2,5 тыс. рублей.

Вечная память и вечный покой ему. А памятью о батюшке будет церковь. Теперь мы проходим мимо неё, молимся и вспоминаем отца Варфоломея.

Е. В. Рочева, Т. А. Торопова, Н. Т. Круг, Е. И. Рудакова, с. Новый Бор

Отец Варфоломей: «Между Богом и мной - никого...»

Знали мы батюшку с тех пор, как в 2007 году в наше село, в единоверческий храм Свт. Николая Чудотворца, иеромонах Варфоломей (Потапов) был направлен вторым священником. Приехал он 12 июля, в день апостолов Петра и Павла, и Полина Григорьевна Михеева, хозяйка квартиры, где остановился о. Варфоломей, пригласила его посмотреть праздник - знаменитую «Усть-Цилемскую горку» на Народной поляне. Вот так первый раз Усть-Цильма встретила батюшку - своим торжеством. Такой красоты и яркости нарядов, старинных обычаев он ещё никогда не видел, как сам потом говорил.

Молельный дом располагался в старом здании бывшего детского сада. Отапливали печками, но внутри было уютно. Создавали местный приход отцы Александр Никитенко и Стефан Ульянов, прихожане Александр и Надежда Хаботины, Надежда Фёдоровна Воробьёва и другие. Отец Варфоломей стал часто служить в храме, подменять о. Стефана, когда тот уезжал надолго в Москву зарабатывать деньги на строительство нового храма. Он полюбил нашу церквушку и нас, прихожан, и мы тоже сильно привязались к батюшке. Службы он вёл очень добросовестно и всегда находил время побеседовать с прихожанами. Внимательно выслушивал, советовал, как поступить. Многим устьцилёмам, например, помог определиться в вере, разобраться в трудных духовных вопросах. У нас в Усть-Цильме, как известно, существуют рядом и старообрядчество, и православие. Батюшка говорил, что нужно уважать старообрядцев, они тоже христиане. Вера ведь одна, только в отличие от нас у них нет Святого Причастия и нет полного крещения (отсутствует Таинство миропомазания, то есть нет печати Святого Духа).

Мои предки - старообрядцы, и крещена я по старым обрядам. Примерно в 2008 году в один из дней я почувствовала, как будто внутри меня кто-то сидит и пытается мне приказывать, чтобы я нанесла вред своему здоровью, а также здоровью близких, я видела эту нечисть наяву и во сне. Я читала о бесах в духовных книгах и пошла в старообрядческую церковь к о. Алексею Григорьевичу за помощью. Он мне сказал лишь, что надо исповедоваться. У сестры Полины я познакомилась с о. Варфоломеем, всё ему рассказала. Он очень долго беседовал со мной и разъяснил, что это всё последствия интереса к передачам целителей (Кашпировского, Чумака), что надо обязательно причаститься. Но для этого необходимо пройти полное крещение, Таинство миропомазания. «Бог послал мне этого священника!» - радовалась я. Он научил меня молиться, сказал, что надо ежедневно обращаться к Архангелу Михаилу и читать Псалтирь, Святое Евангелие, жития святых отцов, а ещё соблюдать постные дни. Впоследствии я избавилась от этой скверны. Я ни одного дня не обходилась без помощи и советов батюшки. Десять лет он мне помогал.

Помню случай, когда на Божественную литургию пришла женщина со своей 18-летней дочерью. Девушка стала странно себя вести: кидаться на о. Варфоломея, ругаться. Мать плачет: с её дочкой, мол, происходит что-то ужасное, она беснуется. Батюшка начал служить, а несчастная вдруг упала на пол, начала корчиться, кататься по полу. Что с ней происходило! - страшно было смотреть. Мать заливалась слезами, а о. Варфоломей не прекращал молитвы. И вдруг девушка затихла. Мы испугались даже, решив, что она умерла. А она полежала в таком положении - и вдруг встаёт совершенно спокойной и как ни в чём не бывало садится на лавочку. Мы дали ей попить святой воды и положили на грудь иконку Пресвятой Богородицы. Мать девушки успокоилась. После службы они с батюшкой долго беседовали.

Однажды о. Варфоломей разоблачил в Усть-Цильме оккультную секту Ольги Асауляк, которая уже не один год действовала в нашем селе. Руководители её затягивают в свои ряды обычно пенсионеров, сотрудников администрации, здравоохранения, социальной защиты и т.д. Члены секты проводили собрания в здании детского учреждения под видом психологических сеансов. Руководитель секты в Усть-Цильме попыталась хитростью заполучить благословение батюшки. Побывав у них и посмотрев их литературу, отец Варфоломей понял, что это демонская секта, где применяются гипноз и магия. Перед своим отъездом в Инту он наказал нам, чтобы мы не вмешивались, но предупредили администрацию района. К руководителю администрации А. В. Поздееву мы привели человека, который состоял в этой секте, но потом вышел из неё. После этого подобные сборища в муниципальных учреждениях были запрещены, теперь «сеансы» проводятся на дому.

В 2010 году епископ Питирим направил о. Варфоломея в самое северное приполярное село Новый Бор строить церковь и служить там впоследствии. Но время от времени, когда о. Стефан уезжал на длительное время в Москву, о. Варфоломей служил в Усть-Цильме. Прихожане здесь очень ждали этого, так как для многих он стал духовным отцом. Были, правда, и те, кто ненавидел батюшку за то, что он всегда говорил правду в лицо и обличал лицемеров. На о. Варфоломея устроили гонение: ему не давали служить, не давали денег, отключали электричество в бывшем здании отделения связи, где он жил, постоянно говорили ему, чтобы он убирался в свой Новый Бор. Но батюшка не держал обид. Может, и было больно, даже разгневается, бывало, но потом всё прощал и забывал.

Храм в Новом Бору отец Варфоломей возводил по большей части один: бригады не было.

Купол и крест сам изготовил и установил. Целую зиму металлические пластинки для купола вырезал, руки у него были изранены и перебинтованы... Здание покрасил, обнёс забором - церковь получилась как игрушка; только внутренние работы не завершил - пришлось уехать. Денег катастрофически не хватало даже на оплату съёмной однокомнатной квартиры, где он проживал. Помощников - единицы. Особенно батюшка был благодарен о. Петру из Усинска - тот помогал чем мог. Прихожане Нового Бора и Усть-Цильмы собрали ему денег на дорогу в Инту. Когда он уезжал, у него слёзы стояли в глазах, а мы все плакали. Он только просил, чтобы мы его на машине не провожали: тяжело прощаться, а так ещё тяжелее будет...

Хочется сказать и о том, что о. Варфоломей был единственным из всех священников, служивших в Усть-Цильме, кто ходил на погост, где до сих пор покоятся останки священнослужителей и могучие вековые лиственницы оберегают их покой. Кадил каждую могилку, а также в том месте, где находилась раньше церковь Николы Чудотворца. И только он ездил в Нерицу на могилку к священномученику Виктору (Островидову). Мы, прихожане, помогли о. Варфоломею организовать эту поездку, а транспортом обеспечил Марьян Марьянович Хвойницкий. Люди в Нерице, как узнали, что приезжает священник, собрались в клубе - их было 15 человек: дети, взрослые, пожилые, - и о. Варфоломей окрестил их. А второй раз ездили в Нерицу, когда приезжали из Москвы писатели, что собирали материал о святителе Викторе. Отец Варфоломей опять провёл службу на могилке владыки Виктора, и опять жители посёлка попросили покрестить их. Снова собралось в клубе около 15 человек. Всю Нерицу, считай, он окрестил.

Так что же всё-таки случилось с нашим дорогим батюшкой? Всем не даёт покоя этот вопрос. Последний раз он мне позвонил в конце августа. Сказал, что идёт в горы в сентябре и что, с Божией помощью, может быть, вернётся в Усть-Цильму. Ещё сказал, что ему очень понравился новый владыка Иоанн, правящий архиерей Воркутинской епархии, рукоположённый в 2016 году. Отец Варфоломей назвал его справедливым и честным, выразил надежду, что он совершит много хорошего.

Мы очень ждали о. Варфоломея, думали, он вернётся. Но это был его последний звонок.

То, что пишут о нём в СМИ как о самоубийце, - мы никогда этому не поверим, это неправда! Мы знаем, на что он способен, а на что - нет. Горы отец Варфоломей очень любил, но по незнакомым маршрутам в одиночку никогда не отправлялся. Здесь что-то не так! Он точно был не один. Куда пропали его вещи: фотоаппарат, ноутбук, строительные инструменты? Тут надо ещё разбираться и разбираться!

Мы никогда не забудем батюшку, будем молиться за него. Вечная ему память и вечный покой!

Евдокия Григорьевна Кокина, с. Усть-Цильма

Первый раз отца Варфоломея я увидела на праздничной службе в честь апостолов Петра и Павла в 2007 году. Помню, как бы рано мы ни приходили в церковь, батюшка всегда уже там - топит печь. Службы проходили радостно, клиросу подпевали все прихожане. Расходились из храма вдохновлённые, наполненные Божественной радостью. После службы отец Варфоломей выходил и садился на скамейку, мы - вокруг него. Спрашивал, есть ли вопросы. Неспешно текла беседа, никто никуда не торопился. Много мы узнавали от него о вере, а я научилась читать на церковнославянском языке.

Отец Варфоломей с тёплыми чувствами вспоминал свою бабушку из Кирова. Она его водила маленьким в церковь. Во время службы в армии в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) он в каждое своё увольнение ходил в храм и пел на клиросе - наверное, там заметили его любовь к Богу. Голос у батюшки был красивый, пел и читал он очень хорошо: громко, чётко. Отец Варфоломей окончил художественную школу, хорошо рисовал. Хотел быть иконописцем. Два года он учился в духовной семинарии, но почему-то не получилось закончить.

Отец Варфоломей очень любил природу, ходил с нами в походы. Пекли картошку, пили чай с дымком, заваренный лесными травами. Он почти каждый день, если позволяла погода, ходил в лес, поднимался на самый высокий холм и сидел там часами, наблюдая за природой и рекой Печорой.

Горы батюшка любил особенно. Всегда нам рассказывал, где смог побывать, на какой высоте, как трудно ему давались подъёмы. Как-то сказал мне об одной своей фотографии, где он изображён в горах: «Это истинный я. Между Богом и мной никого нет».

В горы он шёл не умирать, а чтобы найти ответ на мучивший его вопрос: быть ли ему священником или уйти в мир и зарабатывать на жизнь. В Усть-Цильме он хотел жить и служить, но злые люди приложили все усилия, чтоб этого не случилось.

Последний раз о. Варфоломей звонил мне в августе 2016-го. Рассказывал, как в июле ходил один в горы. Пробыл у реки четыре дня, спал в палатке. Однажды утром увидел медведя, бродившего по реке, испугался и вернулся обратно в Инту.

В начале января 2017 г. мне на стационарный телефон позвонила плачущая женщина, сказала, что отец Варфоломей умер, и положила трубку. Я ей поверила, и мы начали поиски батюшки: обзванивали монастыри, где он бывал, звонили в интинскую больницу. На его страничке «ВКонтакте» я нашла людей, которые ходили с ним в горы, писала им, что, наверное, с батюшкой произошло что-то нехорошее. Было очень тревожно за него. Ведь он всегда был с нами на связи, мы знали о нём всё. Друзья отвечали, что давно ничего о нём не знают.

Связалась с родными батюшки, его сестрой и мамой, но и они не могли ничего сказать. Последний раз мать виделась с сыном в июле 2016 года, он ей сказал тогда, что будет жить и служить в Усть-Цильме. После нашего разговора мать позвонила своему брату в Инту и попросила его сходить в квартиру, где проживал о. Варфоломей. Там не оказалось некоторых вещей батюшки: ноутбука, фотоаппарата и мобильного телефона, а также одежды, в которой он ходил в горы. Поэтому мы решили, что он ушёл в горы.

Наши прихожане подключились к поискам. Обратились к журналистам, дали объявление в Интернете. Наша епархия написала заявление в полицию о пропаже священника. Поиски стали идти быстрее, что дало результат. Отца Варфоломея нашли в горах мёртвого...

Пишут в СМИ про дощечку с загадочной надписью, которая будто бы указывает на то, что он пришёл в горы умирать. Эту надпись сделал, конечно, сам о. Варфоломей, потому что немногие знали, что мирское его имя было Вадим Викторович.

Как нам не хватает его! Светлая память и вечный покой тебе, батюшка!

Надежда Георгиевна Хаботина, с. Усть-Цильма

В Инте (Коми) следователи проводят проверку по факту обнаружения мертвым в лесной избушке православного священнослужителя отца Варфоломея (Вадима Потапова), который пропал без вести в январе. Об этом сообщили "Интерфаксу" в городском отделе регионального СКР.

Информация об исчезновении священнослужителя появилась в январе этого года. Ведущие розыск без вести пропавшего мужчины волонтеры сообщили, что последний раз того видели в декабре 2016 года его соседи по квартире в Инте.

40-летний священник служил в единоверческом храме в селе Усть-Цильме. Отмечалось, что он вел достаточно замкнутый образ жизни, любил на длительное время уходить в лес, подниматься в горы и проводить время в одиночестве.

В отделе рассказали, что туристы обнаружили тело мужчины в лесной избушке примерно в 100 км от Инты в труднодоступной местности. О находке они смогли сообщить только через несколько дней, когда вернулись из похода.

Прибывшие на место правоохранители осмотрели место происшествия. В доме рядом с трупом нашли дощечку, на которой была выцарапана надпись "Здесь жил иеромонах Варфоломей. Отказался от паспорта. 666 Принял смерть за Христа".

Смерть эта не за Христа, а за свою дурь и богословское невежество. Хотя нежелание иметь что-то общее с Питиримом похвально.
Канонически это как минимум пассивная эвтаназия.

Там можно взять адреса православных "синих китов", доводящих до самоубийств. В частности-група "отрок Вячеслав".

Жаль. Хороший был человек. см. беседу с ним http://www.rusvera.mrezha.ru/669/9.htm

Почему самоубийца?
1. Он сам оставил свой храм и приход и ушел в лес. То есть это не «несчастный случай на боевом посту». В этом отличие от моего любимого лимонарного рассказа про монаха-отшельника, который сломал себе ногу, но ангел сказал, что «он пролил кровь ради Христа».
2. Он знал, что смерть близка, и поэтому написал себе эпитафию. писал долго и в полном сознании, еще сильной рукой

3. Поскольку он написал, что его смерть «за Христа», значит, он считал ее в чем-то мученической. А мученическая смерть предполагает наличие выбора. То есть какой-то шанс сохранить себе жизнь у него был, и этот шанс был им отвергнут. Ради чего?
Те, кто в уютных бложиках и группках восхищаются им, должны понимать, что если путь этого таежного иннэниста со Христом и в рай, то путь всех остальных - это путь отречения и погибели. Вы же не морите себя голодом до смерти и не сжигаете свои документы.

Аз же паки реку: говна в нашей официозной церковной жизни, ежедневного забвения о Христе и Евангелии, чудовищного лицемерия – более чем много. Но попытки основания чисто-истинно-конкретных групп приводят к вычеркиванию из жизни и истории. Всем привет от пензенских закопанцев!

Давно это было! Летом 1991 года из Троице-Сергиевой Лавры в Самару приехал духовник Лавры Архимандрит Варфоломей (Калугин). Приехал он тогда погостить у младшего брата - самарского священника Михаила Калугина. Как раз в те жаркие июньские дни вышел в свет первый номер Православной газеты «Благовест». Мне помогал в его выпуске по благословению отца Михаила его сын, тогдашний лаврский семинарист Сергей Калугин. Он отнес только что отпечатанную газету к своему именитому дяде. Отец Варфоломей проявил к нам благосклонность. Прочел мою редакторскую статью, пролистал первый номер газеты и только сказал: «Православно написано!» А Сергей передал мне эти важные, такие обнадеживающие слова. С той поры я заочно считаю отца Варфоломея человеком близким и молитвенником за нашу редакцию. Но лично с ним встретиться мне все эти годы не доводилось. Да и шансов увидеться становилось все меньше. Умер отец Михаил Калугин - он похоронен в ограде Петропавловской церкви, рядом со своим зятем отцом Михаилом Фроловым. Умер и Сергей Калугин, ставший иеромонахом Серафимом.

Но все же суждено было встретиться с человеком, когда-то давшим мне доброе напутствие.

Архимандрит Варфоломей спустя много лет вновь приехал в Самару. По печальному поводу. Отошла ко Господу его старшая сестра - инокиня Валентина. И вот я вхожу в гостеприимную квартиру вдовы священника Михаила Фролова Елены Кузьминичны. Прохожу в комнату и наконец встречаюсь с отцом Варфоломеем... Беру у него благословение, потом спрашиваю:

Отец Варфоломей, сколько лет вы не были в Самаре?

Давно не был, - отвечает он. - Наверное, с 1994 года. Но на похороны сестры, инокини Валентины, я обязательно должен был приехать. Она ведь старше меня и даже успела меня понянчить в детстве. Я так и говорю теперь: «Нянька моя умерла...»

Слышать это от убеленного сединой старца, которому недавно и самому-то исполнилось восемьдесят лет, непривычно, удивительно. А младшая сестра отца Варфоломея Елена Кузьминична Фролова между тем поясняет: «Нас с ним теперь только двое в живых осталось - из одиннадцати братьев и сестер...»

И вот я задаю отцу Варфоломею первый вопрос для интервью.

Ваш брат протоиерей Михаил Калугин мне рассказывал, что в детстве вы с ним окормлялись у последнего оптинского старца иеромонаха Даниила (Фомина). Это он дал вам благословение на монашество?

Я знал отца Даниила еще со школьных лет, он часто приходил к нам домой. Официально он не благословлял меня на монашество, но я об этом однажды услышал от него, не знаю уж, что это было - предсказание или напутствие... Мой знакомый спросил у него благословение на поступление в Саратовскую семинарию, а отец Даниил вдруг сказал обо мне: «Анатолий (мое имя в миру) будет монах». Я тогда учился в семинарии на первом курсе и еще не определил свой дальнейший путь. А на втором курсе я уже его хоронил. Нес на кладбище гроб с телом отца Даниила из села Ивановка, что в 18-ти километрах от Сорочинска.

Он много рассказывал нам об Оптиной пустыни, о ее старцах. А еще мне запомнился его рассказ про Льва Толстого. Он видел писателя в Оптиной. Толстой туда приезжал верхом. Привяжет коня своего, сядет и думает свои тяжелые думы... Душа его искала духовного утешения. Но старец Амвросий Оптинский сказал про него: «Толстой не покается - гордый очень». Так все и случилось.

Однажды отец Даниил к нам пришел, стал рассказывать об Оптинских старцах, - смотрю, а брат мой младший, Михаил, сидит за печкой-голландкой и плачет... Отец Даниил любил повторять нам поговорки Оптинских старцев. Одну из них я запомнил: «Не ищи у Бога дара чудес, а ищи дара слез».

Рассказывал он и такой случай. Когда он был в Оптиной, один монах ушел из монастыря - решил жениться, хотя уже принял постриг, был насельник обители. Старцы собрали всю братию в храм. И вот его из храма выводили спиной, как отступника. Старец возгласил: «Да будет путь твой - тьма», - такое было страшное «напутствие» этому человеку за измену монашеству.

Я был всегда одиночка такой. Не сливался с окружением. У нас был своеобразный скиток, монастырек был семейный. Папа с мамой были верующими, нас всех, одиннадцать детей, растили они в вере. Жили мы в селе Спасском под Сорочинском, а по-народному звали село Осьминка. Потому что на восьмой версте от города стояло наше село. Не был я ни пионером, ни комсомольцем. Меня не привлекали, потому что я открыто ходил в храм, в храме даже надевал стихарь. Как такого в пионеры принять? Однажды только вызвал меня директор школы, говорит про стихарь: «Ты чего там бабью юбку надеваешь?»

Я как-то внутренне выбивался от всех. Спросят только: «Верующий?» - «Верующий», - отвечу. Все же знали, что мои родители в церковь ходят. Они были еще прежней, царской закваски. Папа был 1900 года рождения, мама - 1905 года. Я с пяти лет дома пел «Царице моя Преблагая...». Вера была мне привита с молоком матери. Не было у меня перехода от неверия к вере, сколько помню себя - всегда был верующий. У меня есть знакомый протоиерей, а у него отец был революционер, безбожник. И вот этот будущий священник в двадцать лет сам крестился, встал на духовный путь. Отец его болел, и сын убеждал отца покаяться и присоединиться к Церкви... Когда я ему рассказал, что вера мне досталась как будто в наследство от родителей, он всплеснул руками и с болью воскликнул: «Как это хорошо! Слава Богу, что так...» У него-то был совсем другой опыт.

После четвертого курса семинарии отслужил я три года в армии, в стройбате. Служил в Рыбинске Ярославской области. И там все знали, что я верующий, из семинарии. Но никто не относился ко мне плохо. Наоборот, как верующему мне доверяли. Идут все в баню, а деньги мне оставляют для сохранности. Я им кричу: «Вы хоть пересчитайте, сколько денег отдаете». А они рукой машут: «Верующий - значит, не украдешь!» Такое было доверие с их стороны. Только однажды замполит попытался со мной дискутировать. Говорит мне: «Вот пусть Бог совершит чудо, чтобы я тоже уверовал». - «А какое вам чудо надо?» - спрашиваю его. Он отвечает: «Такое чудо, чтобы уж никаких сомнений не оставалось. Вот пусть бы Бог нашу землю разорвал на несколько кусков. А потом бы снова соединил... Тогда уверую!» - «Э, говорю ему, много ты хочешь... Ведь неизвестно еще, мы-то с тобой на каком из этих кусков окажемся. Лучше уж не надо об этом просить...»

Чудеса настоящие - это не забава, не какой-то поразительный эффект. А милость Божия, утешение Христианам за их верность. И потому чудеса подлинные чаще всего бывают тихими, простыми, едва приметными...

- Когда вы стали духовником Троице-Сергиевой Лавры?

В Троице-Сергиевой Лавре я одно время водил экскурсии с иностранцами, и мной сразу заинтересовались «органы». Начали меня вербовать. Их привлекало не то, что я такой уж очень умелый, а то привлекало их, что люди мне доверяют. КГБ ведь хотелось знать настроения верующих людей. Стали меня вызывать на беседы. Это закончилось конфликтом. Характер у меня мягкий, не слишком решительный. Но тут я не мог пойти навстречу. А они всё не отставали, требовали сотрудничества. Мои силы иссякли. И я в отчаянном состоянии взмолился к Богу о помощи. И вот меня вновь вызвали на встречу для окончательного решения. Мне предстояло ответить окончательно, да или нет. Попросил духовника сугубо обо мне помолиться. И стал ждать, уповая на Бога.

Божья помощь пришла! Оперативник на меня за такую твердость разозлился (потом мне шепнули, что это был генерал). Пообещал неприятности за нежелание сотрудничать. Я тогда поехал с каким-то поручением в Переделкино, на Патриаршее подворье. И вот мне туда сообщают, что от меня требуют покинуть Лавру в течение 72 часов! Тогда было очень строго с пропиской, а у меня постоянной прописки в Лавре не было. Мне десять лет продлевали временную прописку только на один год, чтобы я чувствовал свою зависимость от «органов». А за это время меня проверяли, не соглашусь ли с ними сотрудничать. И вот отсутствием прописки воспользовались - приказали мне уехать!

Я хотел встретиться с Патриархом Пименом, рассказать о своей беде. Попросился к нему на прием. Он передал мне, что знает, о чем я хочу его просить, - о прописке в Лавре. И он написал обо мне в Совет по делам религии, попросил оставить меня в Лавре. На обращения Святейшего Патриарха Совет по делам религии всегда обязательно реагировал. В конце концов меня прописали в Троице-Сергиевой Лавре, и я там остался. Это было в 1973 году. Вскоре мне дали послушание исповедовать паломников монастыря и братию. Духовником Лавры был и по сей день остается известный старец Архимандрит Кирилл (Павлов). В последние годы он сильно болеет, почти не говорит. Но все равно он у нас духовник, а я его только замещаю. Мы с отцом Кириллом внешне чем-то похожи, паломники нас раньше даже путали иногда...

Быть духовником - это считается в монастыре самое трудное послушание. Оно требует много времени и сил. Чтобы сегодня до души кающегося по-настоящему добраться, нужно около часа времени. А сколько паломников к нам отовсюду едет... И вот уже почти пятьдесят лет я несу это послушание духовника: «Прощаю и разрешаю...»

- Потом вас направили на Святую Землю. Как это произошло?

В 1983 году нужен был духовник Горненскому женскому монастырю в Иерусалиме. В Отделе внешних церковных связей обсуждали разные кандидатуры, но никак не могли ни на ком остановиться. Возглавлял Отдел Архиепископ Филарет (Вахромеев), будущий Митрополит Минский (он только недавно ушел на покой). И вот ему говорит протодиакон Владимир Назаркин: «Владыка, а может быть Калугина туда направить?» Владыке этот вариант пришелся по душе. Но когда мне предложили ехать в Израиль, я сразу сказал: «Да кто же меня туда пропустит?» Одно время меня выдвигали в кандидаты на Архиерея, но руководитель Совета по делам религии Куроедов мою фамилию категорически вычеркнул. Даже вмешательство Патриарха не помогло! И вместо меня поехал на Архиерейскую кафедру Владыка Варнава. Сейчас он Митрополит Чебоксарский и Чувашский. Это сильный молитвенник и настоящий монах. На все Божья воля!

Чтобы начать обсуждение моей кандидатуры на поездку в Израиль, нужно было мое согласие. И я согласие дал. А дальше было вот что. Вызвали Архиепископа Филарета на заседание куда-то в Серебряный Бор, там у Совета по делам религии была резиденция. И вот ему сказали: «Калугина не выпустим». Владыка встал, ударил об пол посохом и воскликнул: «Или вы дадите мне возможность работать, или я снимаю с себя обязанности!» Им пришлось уступить. Так я поехал на Святую Землю.

Я приехал в Израиль 24 февраля 1983 года, мне тогда было 49 лет. Я впервые оказался за границей. И там мои недостатки, то, что я такой необщительный, молчаливый, вдруг оказались «плюсом» в глазах соглядатаев. Причем не только советских. Израильскую разведку это тоже устраивало. Иврита я не знал, значит, не буду общаться с местными жителями, решили они. Веду себя тихо, общаюсь только с монашествующими. Значит, не буду вести в Израиле прозелитизм, то есть не буду стремиться обращать евреев в Христианство. А для них это очень важно. И наш КГБ тоже мной оказался доволен оттого, что никаких претензий ко мне со стороны израильских спецслужб не было. Вот такая запутанная история! А я этим воспользовался и тихо жил себе и жил на Святой Земле целых восемь лет. Много раз сослужил Патриарху Иерусалимскому Диодору на Гробе Господнем. Молился у великих святынь, окормлял монахинь Горненского монастыря... Это были самые лучшие годы моей жизни!

Отец Архимандрит, скажите, можно ли мирянам творить Иисусову молитву? Или умное делание должно быть уделом только монахов?

Думаю, все могут читать эту молитву, не только монахи. Раньше ведь и миряне ее творили. А еще раньше даже Византийские Императоры были делателями Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного») . Нужно помнить слова Преподобного Серафима Саровского: «Без Иисусовой молитвы монах - черная головешка». Но и мирянам в этом надо брать с монахов пример («свет мирянам - иноки»). Так что молитву всем надо стараться творить.

Я не большой делатель внутренней молитвы, но все же с детства старался читать Иисусову молитву. Помню, иду с коромыслом к реке Самарке и при этом Иисусову молитву шепчу...

- За те годы, что вы принимаете исповеди в Лавре, изменился народ? Изменился сегодня характер исповеди?

Конечно, бывают и сейчас такие исповеди, которые даже нас, священников, учат покаянию. Но все реже и реже! Если раньше людей действительно трогали духовные проблемы, если раньше прихожане искали ответ на вопрос, как спасти душу, то сейчас все больше приходят к духовнику с житейскими нуждами. «Как денег заработать? Какому святому свечку поставить, чтобы квартиру купить?»

Очень много плотских грехов! Очень... Обо всем приходится выслушивать, вплоть до извращений, до противоестественных падений. Иногда кажется: мир растлился весь, ничего чистого не осталось... Как перед потопом... «Они суть плоть»...

В 1813 году на Святой Горе Афон было откровение святого Нила Мироточивого, Афонского. Он еще тогда сказал, что наступает период конца времен . И вот прошло уже двести лет. Я так думаю: тогда было начало конца. А сейчас, наверное, уже конец этого конца. Хотя у Бога все времена и сроки. Покаяние может все изменить. И если бы не эта надежда на покаяние... Смотрите: кровь льется на Украине... Детей развращают... А эти компьютеры, эта техника как пленяет душу... Приходят матери, плачут: их дети попали в компьютерную сеть (сами-то дети их не могут от компьютера оторваться, чтобы в храм прийти). А от этого у детей изнашивается нервная система.

Дьявол прельщает даже избранных. Своими силами измениться нельзя, исправиться самим нельзя. Только с Божьей помощью. Только через покаяние.

- Сейчас все мы переживаем о том, что происходит на Украине. А как вы воспринимаете эти события?

У меня нет телевизора, компьютера, нет и радио. Есть, правда, телефон, но он используется только для звонков братии монастыря. Там у меня записаны имена насельников. Звоню иногда, приглашаю на исповедь, на беседу... Но всё же и до монастыря нашего доносятся трагические вести с Украины. У нас есть монахи-украинцы. Они понимают духовный смысл происходящего на их родине. Но вот им в монастырь звонят их родители, братья. Кричат им: вы предатели, вы с Путиным, вы с Россией... Так им сильно там искорежили мировоззрение! Сместились все представления, сбился фокус... Только церковное сознание способно этому как-то противостоять. Православные на Украине понимают суть происходящих там событий. Влияние пропаганды на них не имеет столь катастрофических последствий. А те, кто не в Церкви, безоружны перед этой тотальной лживой пропагандой. Потребуются годы, чтобы все это как-то поправить.

Как было с советской властью? Она продержалась ровно 70 лет. А ведь Вавилонское пленение израильского народа тоже длилось 70 лет. И вот во времена советской власти мало кто ждал, что будет освобождение. А я все время ждал, все же надеялся, что что-то такое неожиданно может произойти к этой дате.

И точно - через 70 лет эта власть пала. Вавилонское пленение не может же быть вечным.

- Что такое покаяние?

- «Придите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас!» (Пс. 94, 6) - так говорит о покаянии Царь Давид. Покаяние - это изменение. Признай свой грех и не повторяй его. С покаяния началась для нас Благая Весть: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Первый шаг: выверни свою жизнь наизнанку, со всеми ее грехами, страстями, падениями.

Однажды в храме ко мне подбегает заплаканная девушка. Говорит, что у нее уныние, страшная депрессия. Ищет она отца Германа, чтобы попасть к нему на отчитку, считает себя одержимой. А здесь же рядом ее «партнер» - молодой человек, с которым она не расписанной живет. Такие молодые, а уже растленные оба. Какая же она одержимая? Ей надо прекратить грешить. Душа ее мучается от греха, отсюда и уныние. Я ей говорю: «Зачем тебе на отчитку? Тебе нужно покаяние». Она мне поверила, зарыдала.

Сейчас растлились и мужчины, и женщины. Но если бы женщины сохранили целомудрие, это бы хорошо сказалось на всей атмосфере нашей жизни. Все-таки от женщины в духовном отношении сейчас больше зависит, как мне кажется.

Исповедь - это самое трудное, но и самое нужное для победы над грехом. Раньше считалось, что русский народ имеет особую способность каяться в грехах. И вообще ему «от природы» свойственны доброта, щедрость, великодушие... Все это так, конечно. Но о каком русском народе идет речь? Русского человека создала и воспитала Церковь, вывела его на благодатную дорогу. А без Церкви русские люди стали совсем не те... Нужно вернуться в Церковь, нужно покаяться. А это значит - изменить образ жизни.

Начинать нужно с осуждения самого себя и изменения своего образа жизни. Кто искренне кается в своих грехах, сокрушается о них, очень легко идет вверх. Первый признак правильного покаяния - это когда грех становится мерзким, отвратительным для них. Это значит, Господь прощает им грехи. И совсем другое дело, когда остается сочувствие греху. Если люди грешат целенаправленно, им будет тяжело подняться. Самое опасное состояние грешника - сознательное противодействие Божьим повелениям, заповедям. Одно дело упасть, согрешить по слабости и в этом раскаяться. И совсем иное - сознательно идти по пути противления Богу. Однажды пришлось услышать такое: «Да, вы всё правильно говорите, но я не хочу быть с Богом, не хочу следовать Его заповедям. Я больше в Церковь не приду никогда!» Это по-настоящему страшно.

- И все же хотелось бы закончить наш разговор на оптимистической ноте.

Сегодня идет церковное возрождение. Церковь количественно увеличивается. И это хорошо.
А что с духовной стороной - покажет время. И сейчас, как во все времена, много плевел растет вместе с пшеницей. И то, и другое Господь оставляет до жатвы. Плевелы - для огня, и пшеницу - для житницы Господней. Мое мнение такое: нам всем, каждому из нас, поможет только покаяние.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...