Духовная школа для будущих батюшек. Опыт: как учатся будущие священники

Каждый год в Самаре появляется двадцать новых священнослужителей - именно столько выпускников ежегодно выходит из дверей Самарской духовной семинарии. На волне популярности сериала «Молодой папа» редакция «Большой Деревни» решила узнать, как на самом деле живут и чему учатся юные священники. Правда ли, что сразу после выпуска нужно жениться или идти в монахи и вечно оставаться одиноким? Как стать рукоположенным, если твой отец - мусульманин? Действительно ли в семинарии строго, как в казарме? Рассказывают сами семинаристы.

К богу
через трудности

Сегодня в России работает тридцать шесть семинарий - каждый год этот список увеличивается на один-два пункта. Самарская считается одной из самых продвинутых в стране, - во многом, за счет хорошего финансирования. Здание из красного кирпича расположилось в сердце делового центра - на Радонежской, 2, и выпускает пастырей с 1994 года.

Сегодня на очном отделении обучается около семидесяти юношей, и еще порядка ста пятидесяти - на заочке. Ежегодный набор небольшой - на первый курс зачисляют 15-20 человек, решивших связать свою жизнь со служением. По словам заведующего магистратурой протоиерея Максима Кокарева, наследники духовных династий составляют только четверть от общего числа студентов. Остальные - дети из светских семей. Кстати, сам Максим - внук священника, закончивший семинарию в 2001 году. Его отец смирился с решением сына отучиться на пастора только после того, как тот параллельно поступил на историка в гос.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

Поступление сюда - это не неспособность к чему-то другому, а благая предрасположенность. Так получилось, что мое рождение привело в церковь всю нашу семью. У матери были тяжелые роды, угрожавшие ее и моей жизни, а сам я появился на свет семимесячным - после такого мама пришла в храм и покрестилась. Мы жили духовно: каждое воскресенье меня маленьким носили в храм, затем я сам заинтересовался церковной жизнью. Мама воспитывала нас со старшим братом одна, отец ушел из семьи, когда мне было полтора года.

Когда я не в храме, всегда чувствую разлад с собой. После школы мой духовный отец предложил мне пойти в семинарию, и я согласился, - подумал, что могу найти здесь себя.

Игорь Кариман

18 лет, первый курс

Я сирота: отец с детства не принимал участия в моем воспитании, а мама умерла, когда мне было одиннадцать лет. Меня воспитывала двоюродная сестра. В шесть лет, по настоянию матери, меня крестили в женском монастыре. В девять лет, когда мама узнала, что в Зубчаниновке при храме есть воскресная школа, отдала меня и туда. Когда она умерла, приход заботился обо мне, оказывал мне поддержку, в том числе и материальную. Через год настоятель храма принял меня алтарничать.

В 16 лет я как-то охладел к вере: не было благоговения, да и лень было в храм ходить, в общем, думал о другом, хотел даже после школы поступать в педагогический на иностранные языки. Но через год у меня появился друг-семинарист, который позвал учиться на пастыря, и я истолковал его приглашение как путь, к которому призывает Господь. Так я вернулся в храм.

В семинарию попадают и дети из благополучных полных семей. Протоирей отмечает, что зачастую студенты, пришедшие в семинарию из неверующих семей, гораздо сильнее ощущают ценность своего поступления.

Владимир Рафиков

23 года, первый курс

Моя мама - светский, невоцерковленный человек, и когда я пошел в храм, она отнеслась к моему выбору со скепсисом. Зато сейчас, случись какая ошибочка во время моего приезда домой, уже дает мне наставления вроде «Ты же будущий священник, веди себя подобающе». Отец и бабушка - мусульмане по вере - тоже сначала противились моему выбору, но скоро утихомирились.

К религии я пришел в 17 лет, в храм начал ходить, учась на втором курсе горно-технического колледжа в Кумертау. Посещал как прихожанин, потом батюшка разрешил мне звонить в колокола. Затем я стал учиться читать на церковнославянском, петь на клиросе, стал вроде дьякона при владыке.

У меня была возможность пойти и в высшую школу милиции, и в военно-медицинскую академию, и в кулинарку. Первые полгода в храме я думал, что все-таки стану поваром: у меня с детства была мечта открыть свой небольшой французский ресторанчик. Но потом я углубился в служение и эту идею забросил. Стал читать духовные книги, потом отучился в Москве на звонаря онлайн: практические задания записывал на камеру и пересылал по сети. Семинария - моя следующая ступень на пути к Богу.

Экзамен по Божьему закону

Поступить в семинарию может практически любой православный - для этого достаточно разбираться в религии на уровне воскресной школы. По словам заведующего магистратурой, берут почти всех, а в этом учебном году семинария даже объявляла дополнительный набор. Единственный мощный фильтр при поступлении - рекомендация духовника, который несет ответственность за своего воспитанника.

Максим Кокарев

В девяностых наше образование было в диковинку. Приходили люди без опыта церковной жизни, брали почти всех. Сейчас мало что изменилось - из-за демографической ямы девяностых страдают все вузы: студентов мало, уровень слабый. Год назад мы решили отправлять нулевых ребят на подготовительный год, чтобы подготовить их до уровня первокурсника.

На вступительных абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему, включающему историю Ветхого и Нового Завета, основы православия, а также знание «базовых» молитв и умение читать на церковнославянском. ЕГЭ не решает: в случае успешного прохождения испытаний на тройку по математике готовы закрыть глаза.

Система обучения аналогична светской - семинария также готовит бакалавров богословия и магистров. Определяющее различие - бюджетные места: абсолютно все семинаристы обучаются бесплатно. Четыре года будущие священники живут на условиях между полным пансионом и казарменным положением: вуз обеспечивает их жильем, четырехразовым питанием и формой.

Кельи расположены по соседству с учебными классами, в каждой - от двух до четырех мест. Комнаты на четвертом этаже - после ремонта, которому позавидовали бы жители обычных общежитий. В распоряжении парней - музей, библиотеки с современной периодикой и фолиантами 1639 года, компьютерный класс и храм.

Исключение за пьянки

Жизнь в семинарии идет по распорядку. К 8-15 утра каждый студент должен явиться на молитву. После - завтрак и пары. В сетке расписания - информатика, русский, английский, латынь, древнегреческий, философия, психология и педагогика. Из церковных уроков - догматическое богословие, церковная история, сектоведение, литургика, пастырское богословие, экономика прихода. В перерыве полдник, обед в 15-00.

Два часа после обеда обозначены как «время послушания», в которое студенты занимаются хозработами. В пять вечера - служба. Свободное время затесалось между ужином и вечерней молитвой: с семи до десяти студенты могут выйти в магазин, кино или просто прогуляться. Выход из стен семинарии в любое другое время возможен только через прошение на имя проректора.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

В свободное время ты сам выбираешь, чем тебе заняться. Многие собираются в аудиториях, устраивают богословские споры, разыгрывают сценки: например, я выступаю в них как православный христианин, а мой оппонент - сектант или протестант. Так легче запоминается материал. Часто собираемся в актовом зале, смотрим фильмы церковного характера о старцах. Еще выезжаем в театр оперы и балета на концерты, посвященные государственным и церковным праздникам.

Родители могут увидеться с сыновьями только в свободное послеобеденное время, самарским студентам разрешают самим уходить домой. Иногородним дают ежемесячный отпуск на три выходных дня, которого, впрочем, могут лишить за хвосты. За них же можно вылететь из универа. Еще один повод для отчисления - нарушения дисциплины.

Максим Кокарев

Протоиерей, заведующий магистратутой

Даже самый опытный священник - не рентген и не всегда может опознать в подопечном нарушителя порядка. Не буду врать: были случаи, когда у ребят были проблемы с алкоголем, выпивали прямо в общежитии. После сильных ссор случались и драки. Но за такое отчисляют не сразу: в отличие от светских вузов, у нас сохранилось понятие воспитания и, помимо преподавателей, в семинарии есть инспекция, которая следит за порядком, пытается привести в чувства, вести беседы. Оступиться может каждый, но в случае хамства и рецидива студента не выручит даже отец-священник с громкой фамилией.

МИРСКОЙ БУЛЛИНГ

По словам семинаристов, учащиеся существуют в режиме постоянной взаимопомощи. Но за плечами каждого студента - обычная светская школа, где люди, живущие согласно Божьему закону, нередко подвергались травле. Смирение понималось как слабость, желание стать священником - как глупость.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

Христианские поступки часто не понимают в миру. Я ходил в садик при православной гимназии. Там нас учили по основам христианского учения: говорили, что даже если твой ближний делает что-то неприятное, ты должен подойти к нему и сказать: «Прости меня грешного». С таким воспитанием я пришел в обычную школу, одноклассник мне что-то наговорил, а я стал просить у него прощения. Меня на смех подняли. Ребята зачастую пародировали меня. С одной стороны мне было смешно вместе с ними, а с другой - больно: не за отношение ко мне, а к богу. Все расставил на свои места случай: полтора года назад наша одноклассница погибла в аварии, и на поминках ребята извинились за свои насмешки. Они поняли, что никто никогда не знает, что нас ждет.

Первое место в жизни Духовной школы отводится храму и богослужению. Посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания обязательно для всех студентов. По вопросам, связанным с личной духовной жизнью и испытанием совести студент должен обращаться к духовнику семинарии. О том, какими именно вопросами занимается духовник Киевских духовных школ, каковы его главные задачи и цели, рассказывает духовный наставник учащихся и студентов игумен Маркелл (Павук).

“Жатвы много, а делателей мало”
- Какие вопросы решает духовник в духовной школе и какие задачи стоят перед ним?
- Поскольку студенты духовных школ - это в основном будущие священники, то главная задача духовника - научить студентов молиться, чтобы они действительно с любовью могли исполнять свое дело. “Жатвы много, а делателей мало” (Мф. 9: 37) - эти слова Христа актуальны для всех времен. Священник будет не на своем месте, если он не умеет и не хочет молиться. А для добрых, самоотверженных, молитвенных пастырей Господь всегда находит достойное место служения. Желание молиться может возникнуть лишь у того человека, который осознает свои грехи, видит их пагубность. Духовник должен побуждать студентов к частой Исповеди и ко Причастию Святых Христовых Таин (хотя бы раз в месяц, а лучше еженедельно, и обязательно в великие праздники), что также поможет будущим пастырям приобрести необходимый жизненный опыт (которого может так недоставать молодому священнику), вести насыщенную духовную жизнь и приобщиться мудрости Христовой, чтобы достойно совершать свое нелегкое служение.
Конечно, дело духовника - это не только побуждение к исповеди. Во время лекций в Киевских духовных школах всегда стараюсь духовно наставлять студентов. Сейчас планирую провести беседы на курсах, где не читаю лекций. Кроме того, имею большую надежду, что вскоре удастся организовать встречу студентов с нашими авторитетными лаврскими духовниками и духовниками из других епархий, имеющими большой опыт душепопечительской работы. Очень помогают в нашем деле паломнические поездки со студентами.

Кого опекает духовник
Духовник окормляет преимущественно студентов, но приходят на исповедь также и преподаватели. Например, двое преподавателей избрали меня своим духовным восприемником в монашеском постриге. Они регулярно у меня исповедуются. Когда исповедуется человек, старший по сану или возрасту, не всегда удобно давать ему какие-либо духовные советы или налагать епитимию. Лишь в случае, когда меня об этом просят, даю духовное наставление. Понимаю, что самому еще необходимо возрастать духовно.

- Обязательно ли всем студентам исповедоваться лишь у академического духовника?
- Иногда студент уже обрел духовника, у которого он постоянно исповедуется. И это очень хорошо. Обычно такие студенты отличаются от других своей особой молитвенностью, которую приобрели еще до семинарии благодаря духовнику. В некоторой степени они даже становятся духовными авторитетами для своих товарищей. Но, к сожалению, подобных студентов не так много. Хочу отметить, что наши студенты имеют прекрасную возможность исповедоваться у лаврских духовников. В стенах Киево‑Печерской Лавры нельзя пожаловаться на то, что не хватает духовного руководства, тем более что здесь сама атмосфера учит добру.

Советы относительно обучения
Наши преподаватели стараются как можно лучше делать свое дело. Но, к сожалению, не всегда удается организовать преподавательскую деятельность так, чтобы было интересно, а главное, чтобы предмет имел связь с реальной жизнью. Что делать студенту в таком случае? Игнорировать преподавателя и заниматься своими делами, делая вид, что слушаешь и записываешь лекцию? Такое поведение недостойно не только христианина, но даже и просто воспитанного человека. Христианину же, кроме воспитанности, нужно иметь смирение и уважение к любому человеку, даже к тому, который
тебе несимпатичен и неинтересен. Будущему пастырю, у которого будут разные - и добрые, и не очень добрые - “овцы”, такой опыт терпимости будет не лишним. Святитель Василий Великий советует юношам в обучении уподобиться пчеле, которая собирает нектар с различных цветов - как с красивых и полезных, так и с блеклых, и даже ядовитых.
О чтении духовной литературы
Студенты должны читать и знать как можно больше духовной литературы, чтобы хорошо ориентироваться в ней и, став священниками, быть в состоянии дать совет относительно полезного чтения другим людям. Следовательно, в выборе студентами духовной литературы, считаю, должна быть полная свобода. Они не новички в духовной жизни. Болезненно воспринимаю, когда вижу, что студент, вместо того чтобы прочесть духовную книгу, “путешествует” в интернете или пересматривает в ноутбуке боевик или другой низкопробный фильм, который ничему доброму не учит, а лишь пробуждает нечистые страсти и отнимает время. Думаю, что каждый студент за годы обучения в духовной школе должен обязательно прочитать труды преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Аввы Дорофея, святителя Иоанна Златоуста, Древний патерик, Лавсаик, сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского. Выдающийся профессор КДА В. Ф. Певницкий считал, что прочитавшему все творения свт. Иоанна Златоуста не обязательно учиться в академии. Из этих произведений можно почерпнуть все необходимое для пастырского служения.

Непростые вопросы и наблюдения
- Случается, что человек после нескольких лет обучения осознал, что ему не быть священником. Где и как он может реализовать приобретенные в духовной школе знания? Как поступить тем, кто в процессе обучения еще не определился в своей жизни?
- Святейший Патриарх Кирилл почти на всех встречах с духовенством отмечает, что при каждом приходском храме должна действовать воскресная школа, а также штатный (возможно, и не один), материально обеспеченный, проповедник-миссионер, который может работать с молодежью в школе, вузе, издавать приходскую газету или руководить сайтом. Если все пастыри Церкви услышат этот призыв, тогда, думаю, не будет проблем со студентами, которые завершили обучение, не приняв сана. Без преувеличения, любой студент, который закончил хотя бы три класса семинарии, а тем более ее выпускник, может быть и преподавателем в воскресной школе, и миссионером-проповедником. Поэтому прискорбно, что некоторые наши бывшие студенты работают автозаправщиками, кладовщиками и т. п. Так понапрасну пропадают таланты и затраченные на обучение средства. Хочется надеяться, что впоследствии ситуация с трудоустройством наших выпускников изменится к лучшему.
Случается, что в начале обучения человек ревностно относится к своей духовной жизни, а затем наступает охлаждение, студент начинает хуже учиться. Почему? Думаю, что главная причина - в самоуверенности, когда человек не хочет в своей духовной жизни руководствоваться советами духовного наставника, который предостерегал бы его от неразумных шагов. Такой человек может, как еще говорят, перегореть и со временем впасть во многие грехи. И, наоборот, бывают люди, которые сначала, не имея доброго руководителя, ведут духовную жизнь без большого желания, а когда находят хорошего духовника, который побуждает их к духовному подвижничеству, то быстро изменяются и оставляют нерадивость. Летом, когда мы со студентами третьего класса семинарии были в паломничестве на Святой Горе Афон, в одном из греческих монастырей встретили очень ревностного монаха - выпускника нашей семинарии, который, как вспоминают преподаватели, не отличался особым благочестием.

Особенности обучения в Лавре
- Влияет ли на студентов духовной школы то, что они учатся на территории прославленного монастыря? С другой стороны, не мешают ли студентам туристы, которые посещают музей-заповедник, городская суета?
- Проживая на территории Киево‑Печерской Лавры, все студенты имеют возможность почувствовать себя в некоторой степени монахами. Ибо у них, так же как и у монахов, день начинается и заканчивается молитвой, и так же у них бывают, кроме учебы, разные послушания. Кроме того, почти половина преподавателей в духовных школах - монахи. Лаврская земля сохраняет дух подвижников благочестия. Так что есть у кого и чему поучиться. Правда, возникает проблема, когда у некоторых студентов через определенное время происходит привыкание к святыне, и они перестают осознавать, что находятся в месте, посетить которое считали бы за великий дар миллионы людей из разных уголков мира.

Достижение гармонии
Все наставники академии и семинарии очень хорошо осознают, что развитие студентов должно быть гармоничным - со вниманием как к душе, так и к телу. Для души - молитва, покаяние, науки, книги, музыка, песнопения, а для тела - пост, трудовые послушания, а также физические упражнения, которые можно выполнять в недавно открытом тренажерном зале. В этом деле главное - не нарушать иерархию ценностей. Ибо если семинаристы будут слишком заботиться о теле, а душой пренебрегать, тогда они, возможно, и станут хорошими атлетами, но пастырями они будут никудышными.
Несмотря на некоторую изолированность от обычной светской студенческой жизни, наши воспитанники не находятся в тепличных условиях. По сравнению со студентами светских вузов, наши студенты избавлены от забот о питании (оно в семинарии четырехразовое и бесплатное) и проживании (за общежитие они тоже не платят). Но они несут разные обязательные послушания. Поэтому в чем-то им легче, а в чем-то и труднее. И абсолютно точно, что, много общаясь со светскими людьми, воспитанники духовных школ хорошо осведомлены о непростых реалиях современной жизни. Страх перед миром, растерянность может возникнуть лишь у тех, у кого слабая вера, а кто в вере тверд, тот всегда будет помнить и будет руководствоваться словами прокимна, который провозглашается во время Таинства Крещения: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся”.

Выбор жизненного пути
Учась в духовной школе, студент должен определиться, какой путь ему избрать - супружескую жизнь или монашескую. Главное - не ошибиться в выборе жизненного пути. Приведу пример. Недавно, во время упоминавшегося паломничества на Афон мы встретились с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом. Он - один из учеников известного старца Иосифа Ватопедского. И когда один из студентов задал отцу Ефрему вопрос относительно такого выбора, то старец ответил так: “Будьте внимательны в своей жизни, просите у Бога Отца, чтобы Он вам помог, и когда придет время определения жизненного пути, тогда Сам Господь через Свою благодать вас наставит”. Так, для тех, кто пытается вести благочестивую жизнь, исчезает проблема с определением своего дальнейшего жизненного пути.

Пожелания будущим студентам
В некоторых семинариях существует практика собеседования духовника с абитуриентами. Она помогает сориентироваться тем, кто согласно каноническим правилам не может быть священником. Дело в том, что, как недавно выяснилось, некоторые духовники считают, что все грехи очищаются покаянием, а потому они благословляют поступать в духовные школы лицам, имеющим к этому определенные канонические препятствия. Действительно, покаяние очищает любой грех, тем не менее, мы знаем, к чему может привести пренебрежительное отношение к канонам, их “ситуативное применение”. Считаю, что и в наших духовных школах желательно будет ввести собеседование абитуриентов с духовником перед вступительными экзаменами.
Тем молодым людям, которые захотят учиться в Киевских духовных школах и стать священниками, хотелось бы пожелать: главное - настроить себя на молитву и хранить свою душу и тело в чистоте от всякого греха. С этим заданием будет намного легче справиться, если вы найдете себе хорошего духовника, у которого регулярно будете исповедоваться. Чем раньше вы начнете возделывать покаянием пажить своего сердца, тем больше добрых духовных плодов оно принесет. Также нужно пытаться как можно больше читать хороших книг, не тратить свое время зря. И еще - помните о наставлении святых отцов, что хорошим священником может стать лишь тот человек, который чувствует себя им еще до рукоположения и живет благочестиво.

Подготовила Елена Головина

Как найти жену, с которой счастливо проживешь всю жизнь? На какие критерии должны опираться будущие священники при выборе матушки? Ведет ли взаимная воцерковленность к семейному счастью? На эти вопросы семинаристов из Коломны ответил протоиерей Максим Козлов, причем сделал это так, что присутствующие сразу разобрали его советы на цитаты.

Архипастыри приходят и уходят, а жена остается!

Разводы не только в православных, воцерковленных, но и даже священнических семьях - сейчас большая проблема. В 80-е в духовные школы поступали не сразу после школы, а как минимум после армии. Многие приходили в 25, в 30 лет, средний учащийся был сильно старше, чем сегодня, когда большинство семинаристов - выпускники школ (т.е. заканчивают семинарию в 22-23 года). Прямо скажем, тут в отношении духовного руководства, душепопечения, умудренности жизненным опытом говорить особо не приходится. Да и для создания семьи этот возраст - скорее начальный, чем итоговый, но выпускнику семинарии нужно определяться. Некоторым даже говорят: женись или постригайся, а то Церковь тебя пять лет учила, а ты теперь штаны протираешь.

Но! Какие бы не возникали проблемы практического плана и даже если "архиерей рассердится" - нельзя жениться, чтобы сделать приятное архиерею. Ведь жить тебе всю жизнь - не с этим архиереем, а с этой женой. Архипастыри по возрасту и священноначалию приходят и уходят, а эта женщина с вами остается навсегда! Так что лучше проявить твердость характера.

Взаимная воцерковленность = семейное счастье?

В этом смысле семинарист ничем не отличается от обычного парня - точно так же может ошибиться. А уж если исходить из принципа "все равно на ком, главное - к сентябрю", то в этой лотерее редко выигрывают суперприз.

Кстати, на приходе совсем другая проблема: у нас на пять девушек - один молодой православный человек, более или менее нормальный, такой, чтобы его можно было рассматривать в качестве потенциального супружеского употребления. Я не имею в виду тех специфических людей, которые будут мальчиками до 55-и и сзади которых развевается хвост.

Теперь вопрос о критериях. Является ли взаимная воцерковленность достаточным основанием для семейного счастья? Нет, конечно! Потому что если бы на этом основании образовывался больший или меньший мир или рай на земле, то православные государства XV или XIX столетий давали бы нам образец такого райского существования. Ощущали ли жители Византии XIII столетия или России XVIII-го себя в раю? Даже если нам кажется, что тогда было ОЧЕНЬ хорошо, - то явно беспроблемным их существование не было. Взять и русскую классическую литературу о жизни людей в XIX веке. Ни Евгений Онегин, ни Родион Раскольников не жили без проблем. Да и реальных людей тех времен многое в жизни не устраивало, даже с нахождением невест бывали проблемы, несмотря на всеобщую воцерковленность населения.

Карга, читающая акафист

Нужно просто искать хорошего человека! Потому что если человек хороший, то она за своим верующим женихом, а он за своей воцерковленной невестой - потянется. У хорошего человека душа к Богу открывается, может быть, не всегда сразу. А вот если он воцерковленный, но плохой, то исправить его тем более сложно. Бывает, что она - карга, несмотря на то, что читает акафисты! Вот если невоцерковленная начнет читать акафисты - то шанс на исправление есть, а здесь нет даже этой возможности.

Если вам нравится мама, крепко держитесь за руку дочери!

Есть два конкретных, старых, но хороших совета. Первый: когда выбираете невесту, посмотрите на ее маму. И спросите себя: "Я хочу жить с такой женщиной через 25-30 лет?" Если ее мама вызывает у вас симпатию, это сильный довод (пусть не безусловный) довод в пользу вашей избранницы. Ведь, как правило, дочь будет похожа на мать. Не сейчас, когда она молодая, славная и к вам очень расположена. Но лет через 25 - обязательно. Если вам нравится мама, то крепко держитесь за руку дочери!

Второе: посмотрите, как ваша избранница общается с родителями. Не при вас - в неконтролируемой специальными усилиями обстановке. Точно так же она будет общаться с вами через некоторое время. И если любовь, уважение, умение себя сдержать, почтение к родителям имеют место, то, значит, она сумеет так общаться и с мужем.

Ну а если через пару недель знакомства будет рассказывать, какие родители плохие, как они ее не понимают, если вы услышите, как она говорит в телефон: "Ну все, мам, иди ты! У меня тут важный разговор!" (- с вами!) - то бегите. Ведь пройдет немного времени, и она с другими будет разговаривать, а с вами именно таким образом разговор заканчивать. Это очень надежный критерий.

Семья - не трудовая артель

И еще одно. Когда я сейчас читаю, как наши молодые батюшки пишут о семье, у меня складывается впечатление, что они говорят о создании трудовой артели по решению демографической проблемы. Два упертых человека встречаются правильным образом, чтобы помочь президенту Путину решить проблему рождаемости, больше им ничего друг от друга не нужно. Но - уверяю вас - семья - это союз мужчины и женщины, по образу союза Христа и Церкви, не нужно сводить ее только к демографии. По милости Божией, это такая тайна, которая "велика есть", и в которой столько всего скрывается, что не нужно ее так упрощать.

Твоя избранница должна тебе нравиться

Поэтому после высокого скажу простое - твоя избранница должна тебе нравиться! Не как единомышленница и просто православная девушка, а просто как девушка. Тебе должно хотеться с нею быть не только как с человеком, с которым можно вместе акафисты почитать.

Весной этого года член Епархиального совета, благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов был назначен духовником Санкт-Петербургских Духовных школ.

Каковы основные трудности в воспитании будущих священников?

Если мы возьмем и, предположим, зададим вопрос ботанику: какие основные трудности в выращивании растений? У ботаника сразу возникнут вопросы: каких растений, в каких условиях, как, что, где? Если мы зададим вопрос зоологу: какие основные трудности при выращивании потомства, то важно – каких животных, когда, где, как? Эти вопросы, разумеется, на несколько порядков проще того вопроса, который задали вы.

Пастырство – это каждый раз индивидуальная задача, каждый раз один на один, каждый раз ты и педагог, и отец, и советчик, и юрист, и администратор, и врач, и учитель, и …все вместе. У каждого свои, наверное, трудности. Каждый приходит со своим. Но самое главное, это, во-первых, вычленить, взрастить собственные персональные качества человека. Невозможно подменить человека ни собой, ни кем-то другим. И любая подмена – она потом будет чувствоваться, это будет фальсификация какая-то. Это первое: взрастить то, что есть уже, то, что Господь насадил. Но взращивать, конечно, возможно на почве активно работающего религиозного сознания. Если религиозное сознание, по каким-то причинам, угасает, если обнаруживается в человеке какая-то теплохладность, привычка, есть некое уставание от церковной жизни, то это – тревожный симптом. Но об этом мы говорили со студентами в Академии, и я говорю всегда на проповеди: по отношению к духовным радостям можно видеть духовное состояние человека.

Пожалуй, главное – избежать теплохладности и угасания религиозного сознания. Встречаются студенты, которые находятся в состоянии привычки к молитве, к службе. По отношению к Священному Писанию, к молитве, к богослужению можно проверять ту или иную поврежденность религиозного сознания. Духовные радости должны для человека присутствовать. Всегда эти радости уничтожает грех в той или иной форме. Так вот, если приходят студенты в состоянии такой усталости, привычки или теплохладности, то приходится их поддерживать, возгревать. К чести наших студентов надо сказать, что, в общем, они с полуискры «зажигаются», это молодые люди с активно работающим религиозным сознанием. Как правило, они имеют духовные идеалы, не распростились с ними и не подменяют их чем-то сомнительным. Но иногда нужно возгревать эту любовь к идеалу, как бы вытаскивать его в сознании. Важно представлять этот идеал, чтобы человек взирая на него, стремился к его реализации.

Чем, на Ваш взгляд, современная молодежь отличается от молодых людей Вашего поколения?

На мой взгляд, ничем. Ну, одежда меняется, меняется, может быть, музыка, меняются книги отчасти. Но они ведь меняются все время. Можно спросить тогда, чем отличается молодежь XIX века от молодежи XVII века? Чем-то, наверное, отличается. Наука развивается, меняется социум, – другие вкусы, мода, общественные отношения, но в целом – люди с их нравственными исканиями, проблемами и свершениями – всегда те же.

Какие проблемы существуют на сегодняшний день в среде молодежи?

Конечно, это искушение общим секуляризмом нашей жизни. Секуляризм несет многочисленные искушения мирские. И, как следствие, некую ущербность религиозного сознания, некие искажения в плане культуры, непонимание причинно-следственных отношений культа и культуры. Культура, какой бы она развитой не была, является вторичной, производной от культа. Она не должна разрушать религиозное сознание человека, она не должна создавать ложных кумиров для молодых людей.

Наверное, искушение для современного человека это то, что в силу развития информационных технологий, буквально информационного взрыва в современном обществе, есть опасность ухода от действительности. Опасность в этом потоке информации запутаться, утонуть, принять кажущееся за действительное, виртуальное – за существующее. Это большое искушение.

Я бы кратко определил все это как секуляризм. Секуляризм может проникать и в Церковь. Обмирщение и забытие духовных реальностей, подмена причинно-следственных отношений в плане греха и наказания, расплаты за неразумный либерализм. Неважно, что человек слушает, неважно, что он, по большому счету, будет читать, – важно насколько правильно он это оценит. Можно было бы, например, с гневом обрушиваться на то, что продается у нас в книжных магазинах. Но я вспоминаю, например, отца Андрея Чижова. Иногда я обнаруживал у него на письменном столе что-то совершенно жутчайшее, на мой взгляд, дешевейший такой детектив на английском языке. Я спрашивал: «Как это? Зачем это? Для чего эта глупость?» А он отвечал: «А как Вы научитесь говорить современным английским? Как Вы узнаете, на каком языке говорят в современном Нью-Йорке? Это надо читать, чтобы владеть языком».

Необходимо знание современной молодежной культуры, безусловно, нужно знать язык младого, незнакомого племени. Я не говорю о новоязе каком-то, о языке « тусовки » или Эллочки Щукиной в триста слов. Надо знать язык музыки, культуры, язык поведения и Интернета… Надо знать жизнь и особенности неформальных молодежных обьединений. Обрушиваться на них с общей критикой ретрограда бесполезно. Но изучать явления молодежной субкультуры надо, безусловно, не для того, чтобы мимикрировать, а чтобы проще было вести с ними диалог, чтобы быть принятым и услышанным. Чтобы точно также будить религиозное сознание и открывать истинную причинно-следственную связь между культом и культурой, между нравственными понятиями и реализацией себя в этой жизни. Нравственно-этическая система ценностей воздействует на стиль жизни человека, на всю продуктивность его деятельности.

Какие вопросы Вам чаще всего задают молодые люди?

Много вопросов студенты задают во время исповеди и поэтому я не вправе выносить их в конкретике. Конечно, волнуют вопросы своего будущего, вопросы, как ни странно, веры, применения своего образования, своих идеалов, своего религиозного сознания на практике. Так что, я думаю, очень важны, в плане духовнической практики, беседы со студентами на самые разные темы. Опыт таких бесед уже появился.

Тема взаимоотношения полов, тема культуры, тема социальной деятельности церковного человека; просветительская, диаконическая деятельность – вопросы, которые волнуют молодого человека. Есть недоумения, связанные со своим будущим и проблемой взаимоотношений со сверстниками и старшими, с проблемой утверждения себя как личности в малом или большом коллективе.

Отличается служение молодежи от служения уже взрослым людям?

Молодежь имеет меньший опыт в некоторых сферах общественной деятельности. Безусловно, они дебютанты во многих областях человеческой жизни. Поэтому им нужна поддержка и передача многовекового опыта Церкви и общества. Жизнь все время открывает им какие-то новые области. Есть вещи, которые человек просто не может постичь в молодом возрасте. Нужен опыт зрелого человека, собственная мудрость для открытия многих новых сфер жизни людей и общества, их взаимоотношений.

Конечно, есть особенности служения молодежи. Например, конфликт поколений – это реальность. Надо уметь его сгладить, чтобы конфликта ни одна, ни другая сторона не чувствовали. Но если он ощущается молодыми людьми и они, предположим, требуют какой-то помощи и поддержки, то точно также он ощущается людьми предыдущего поколения. И им тоже нужна поддержка. Но преимущество, на мой взгляд, людей зрелых в том, что они уже в свое время преодолели этот конфликт. К сожалению, очень часто многие не помнят его, не выносят уроки из него. Это мешает установлению взаимодоверительных отношений с молодежью.

Какую роль играет духовный наставник в формировании личности будущего пастыря?

Мне трудно судить, – какую роль я мог бы сыграть. Мне кажется, что я хочу быть тем человеком, который поддержит их на пути становления, тем, кто не навредит. Тем кто, с помощью Божией, поможет разрешить какие-то недоумения. Тем, кто, по крайней мере, будет пользоваться доверием молодого человека, благодаря которому возможен будет разговор дружеский, взаимно интересный и взаимно полезный.

– В семинарию приходит семнадцатилетний мальчик. Через несколько лет он станет священнослужителем, отцом для паствы, старше его во много раз. Расскажите об этом пути: о трудностях, чему научиться, где черпать опыт…

Я не знаю, имею ли я право так судить, но как я вижу, как мы обсуждали это с Владыкой Ректором и со студентами, – необходим какой-то запас, багаж, приобретение пастырских навыков для священнического служения. Необходима какая-то элементарная общественная практика, не богословская подготовка, не пастырское богословие, хотя это тоже важно, но практическое пастырство. В этом отношении, я думаю, пастырская практика или практическое пастырство, – тот предмет, который должен хотя бы факультативно преподаваться. Это изучение неких стереотипных ситуаций в обществе, наработка их разрешений. Наработка, условно говоря, через слушание, через восприятие умозрительное, но это все-таки отложится в сознании будущего пастыря.

Это встречи с другими людьми, прежде всего с другими священниками, которые имели те или иные затруднения в своей пастырской практике. Не связанные с богослужением или уставом, а с конкретной жизненной ситуацией, с конкретной какой-то проблемой людской. Без раскрытия тайны исповеди можно эту проблему определить, размыслить и сделать ее понятной будущему священнику. Это навыки, приобретение пастырского багажа, который собирается размышлениями, рассуждениями, встречами с людьми.

Наивно думать, что благодать священства, которую приобретают в Таинстве молодые люди, немедленно их умудрит, мгновенно сделает их способными толково, грамотно, с достоинством и с пользой для дела говорить с людьми разных возрастов, образовательного, социального, культурного уровней … Д ля этого необходима совершенно особая школа. С отцом Андреем Чижовым мы такой курс д иаконии, социального служения, разрабатывали для наших Духовных школ. И он даже вел этот курс несколько лет, а когда он болел, я его замещал. Те, кто учились в то время, признаются, что это был важнейший курс. Очень многие важные вещи выносились из общения с приглашенными на такой разговор. Анализ социальных, общественных, культурных ситуаций – он очень помог многим потом в дальнейшем служении. Вот это необходимо в Духовных школах. Мне кажется, это очень обогатило бы будущих служителей Церкви знанием не богословским, не книжным, но практическим, связанным с тем, что предлагает, как вызов, жизнь.

Отец Вячеслав, как Вы восприняли новое назначение? Было ли оно для Вас неожиданностью?

Конечно, оно стало неожиданностью. Духовник – это, во-первых, очень серьезно, а, во-вторых, очень ответственно. В этом качестве я себя никогда не рассматривал. Я служил честно, старался совершать на приходах всю пастырскую работу так, чтобы приход рос, чтобы люди не уходили. Ставил перед собой даже миссионерские задачи: есть опыт служения и на деревенском приходе, и на городском, но я себя не видел в качестве духовника Духовных школ, назначение явилось в определенном смысле неожиданностью. Мы познакомились с Владыкой Амвросием, общение наше показалось мне очень искренним и серьезным.

У Вас были встречи со студентами, как они восприняли в новом качестве именно Вас?

Встречи были и до моего назначения, и по назначению моему Владыка представил меня студентам. Они задали немало вопросов, их интересовали мое образование, мои воззрения и предпочтения. Мне хочется надеяться, что восприняли мое назначение студенты благожелательно. По крайней мере, я пока не могу уловить какого-то негативного отношения, даже кажется, что, неожиданно, очень доброжелательно приняли.

Да и назначение было тоже ведь сделано Владыкой не просто по своему усмотрению. Он провел среди студентов своеобразный мониторинг, выясняя, кого бы они хотели видеть духовником Школ.

Мне же приходилось со студентами общаться. Некоторые проходили у нас в храме послушание певцом, чтецом или алтарником, многие выезжали со мною в Кировское благочиние на захоронение солдат, на встречу с поисковиками и ветеранами войны. С мужским хором Академии у нас давняя дружба.

Студенты делают мне подарок на каждый храмовый праздник – приходят и поют антифонно с нашим приходским хором. Так что, наши отношения уже сложились давно. Не знаю, заслуженно или нет, но ребята относятся ко мне так, что я не ощущаю себя каким-то назначенцем или человеком совершенно им не интересным, лишним.

Отец Вячеслав, для чего нужен духовник, в чем его основная обязанность духовника?

Д уховничество – это не совсем обязанности. Скорее, появилась необходимость: быть в Духовных школах, принимать исповеди, беседовать со студентами, обычно по пятницам. В Великую Среду у аналоя пришлось стоять, принимая исповеди, тринадцать часов. Очень важным для меня является возможность быть и адвокатом студентов, «печальником», в случае возникновения проблем с инспекторской службой.

Естественно, задача духовника – помочь человеку исправить свою ошибку, а не оправдать ее. За эти несколько месяцев уже было несколько ситуаций, когда непростые решения пришлось принимать и учащим и учащимся. Духовник, как правило, узнает все первым. А действовать может только опосредованно – через беседы с глазу на глаз с провинившимися. Тайна не позволяет ничего озвучивать. Складывающееся доверие с учащимися очень радует, это всегда – одна из самых больших радостей пастырского служения. Трогает то доверие, с каким обращаются за советом и с исповедью не только студенты Семинарии и Академии, но и девушки с Регентского отделения. Особая ответственность и привилегия – принимать исповеди священнослужителей.

Необходимой частью пастырского служения в Духовных Школах для меня представляется возможно более частая проповедь. Очень важными я считаю просветительские и культурные мероприятия со студентами. Такие мероприятия – то же самое духовничество, только в другой форме. В Лазареву Субботу мы совершили со студентами паломничество в Константино-Еленинский монастырь. Служили Литургию, многие исповедовались и причастились. Встретились с настоятельницей, посетили подворье в разрушенной Линтуле, нарвали вербы к празднику, устроили импровизированный «пикник у обочины». Для учащихся – масса впечатлений, а прожитое, проговоренное вместе сближает, дает колоссальный опыт общения вне стен Духовных Школ.

Я в прошлом – профессиональный музыкант, это дает мне возможность открывать студентам мир музыки. Мы организовали в Школах концерты, где я вел конферанс. Это тоже учащимся помогает открыть для себя новое, увидеть священника с какого-то другого ракурса. Как священник я могу помочь увидеть в музыке, в ее содержании, в особенностях ее написания, в личности композитора важную духовную составляющую. Как ни покажется странным, но пастырский, духовнический аспект присутствует и в устроении, освещении таких концертов.

– Какими качествами должен обладать духовник православной духовной академии и семинарии? Что наиболее важно в служении духовника молодежи?

Я думаю, что это очень обширный вопрос. Я не могу с уверенностью сказать, что именно такими качествами он должен обладать. Я знаю, что он должен обладать теми качествами, которые помогут ему вести человека к Богу. Это должны быть качества, которые человек употребляет для того, чтобы другой человек лучше раскрыл свои личностные качества, обнаружил их.

Здесь главное – неравнодушие к тому, что ты делаешь, любовь к пастырству вообще и к учащимся Школ. Без этой искренней любви, посвященности своему служению священник как пастырь несостоятелен. Ну и, конечно, необходимо требовательное отношение к самому себе. Духовничество – это не формальный процесс, это не просто какие-то обязанности. Это возрастание вместе со студентами, умение и доверительные отношения выстроить, и необходимость расти самому.

Духовник должен сам постоянно развиваться. Духовник не может опираться на какой-то духовный багаж, который он приобрел к определенному времени и уже только им пользоваться. Рост требует времени для размышлений, возможности очень много читать, молиться. Если священник не молится, если он мало служит, то он теряет себя. И, конечно, собственная аскеза должна иметь место, должна быть строгость к себе и, прежде всего, к себе. Умение правильно судить о духовных вопросах начинается с предельной строгости к себе, с предельной искренности с самим собой.

Был ли в Вашей жизни священник, которого Вы считаете для себя примером духовного отцовства?

Да, был. Я не упомянул его имя на встрече со студентами, подумал, что они не знали его. Это мой старший товарищ и друг, наставник, который меня многому научил и во многом помогает сейчас – протодиакон Андрей Чижов. Он скончался в 1999 году и мне до сих пор его не хватает. Когда у меня случаются какие-то трудности, я иногда мысленно обращаюсь к нему и представляю его в моей ситуации, представляю, как он поступил бы, и мне это всегда помогает.

Мало кто знает, но у него, протодиакона, были свои духовные чада. Он был человек очень мудрый, очень начитанный, человек, который с молоком матери вобрал в себя петербургскую духовность и любовь к служению. Его культура, образованность, начитанность, собственная достаточно тяжелая жизнь (почему он и ушел безвременно), давали ему совершенно особую мудрость и возможность бесстрастного суждения во многих вопросах. Мне он очень дорог, до сих пор я считаю его своим учителем.

Мне повезло, мне довелось общаться и дружить с хорошими священниками. Это протоиереи Василий Стойков, Борис Безменов, Константин Смирнов, Александр Будников, Василий Ермаков. Отец Василий меня заметил, и очень поддерживал в трудные моменты. Он, кажется, ценил то, что я совершаю в отношении осмысления войны, увековечения памяти наших солдат, изучения истории. У него я учился и учусь быть патриотом своей страны. Он, безусловно, оказал на меня большое воздействие. Феномен этой личности понуждал меня неоднократно размышлять о многих вещах, которые никогда бы не разрешились в моей пастырской практике, если бы я не встретился с этим человеком.

Покойный духовник Академии архимандрит Кирилл тоже был глубокой личностью, с которой меня связала возможность неформального общения. Он был членом Псковской Миссии. Я немножко занимался историей Псковской Миссии и пытался « разговорить » отца Кирилла вопросами о войне, о послевоенных репрессиях… Отец Кирилл очень осторожно открывался.

Вопросы общедуховные, способность его привести к ним частную беседу и исповедь – все это тоже произвело на меня большое впечатление. Есть вещи, которые я узнал от людей, приходивших к нему на исповедь, и которые эти люди, может, по неосторожности, а может, и сознательно, передали мне как его видение той или иной духовной проблемы. Это видение было подчас парадоксальным. Оно меня так поражало, что эти вещи я отмечал для себя и сейчас иногда я пользуюсь его советами. Через вторые уста, через вторые лица, вот так, неожиданно.

Из святителей я отметил бы архиепископа Михаила (Мудьюгина) и митрополита Никодима (Ротова). Последний вообще был «героем» моей юности, идеалом и образцом для подражания. С Владыкой Никодимом я связывал свои надежды на поступление и учебу в Духовных Школах. Он умер в год моего окончания школы, и с ним – мои планы быть пропущенным в Семинарию уполномоченным КГБ Жариновым…Многому меня учит служение под омофором нашего правящего архиерея, Владыки Владимира. Общение с этим святителем каждый раз открывает мне его проницательность, тактичность, обаяние и мудрость. Работа в Епархиальном совете в течение почти 10 лет под руководством этого архипастыря – особое Божие благословение моей жизни.

Конечно, среди моих учителей есть учителя и книжные. И здесь я бы назвал, конечно, владыку Антония Сурожского и таких святителей, прославленных Церковью, как Иннокентий X ерсонский и Филарет Московский – это любимцы. Из святых отцов я очень люблю поэта и богослова Ефрема Сирина…

Существует и очень важный для меня конкретный пастырский опыт XIX века, который приходится изучать, потому что это предреволюционный и предсоборный опыт Церкви … И в нем открываешь такие внешне мало заметные, но чрезвычайно интересные личности как протоиерей Григорий Дьяченко, например. Его проповеднический, писательский и пастырский опыт мне очень дорог, он – предшественник наш по школе. Очень люблю записки священника Александра Ельчанинова, его образ мыслей, самоуглубленность и пастырская зоркость – образцовы.

Беседовала Наталья Штейнер

«Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество». Святитель Николай Сербский.

Чтобы познакомиться с живыми историями семинаристов о службе в армии, предлагаем Вашему вниманию их воспоминания.

Юрий Мозговой (4 курс бакалавриата) – Президентский полк, рота охраны

«Было привычно слышать бой курантов в новогоднюю ночь, лежа в кровати»

Юрий Мозговой (слева на фотографии) Желание отслужить в армии у меня появилось еще задолго до поступления в семинарию. Родители мои уже давно – военные пенсионеры, восемнадцатый год живут на архипелаге Новая Земля, где они сначала служили, а теперь продолжают работать «гражданскими» на воинских должностях. Один мой дядя служит на Курильских островах, другой – много лет прослужил в Комсомольске-на-Амуре, третий – долго нес службу в Семипалатинске, а также участвовал в боевых действиях в Киргизии. Как бы то ни было, почти вся моя родня так или иначе связана с профессией военного. Но, несмотря на это, в какой-то момент я понял, что «это не мое» и пошел по духовной стезе.

И все же не отслужить я не мог, и после второго курса мы вчетвером пошли служить. Взяли академический отпуск, хотя у нас имелась отсрочка, да и учеба еще не закончилась.

Служили в Президентском Полку. Честно говоря, ожидал чего угодно, а такого варианта службы даже представить не мог. Но Господь все устраивает в нашей жизни по Своей воле. Служили мы всего год: ушли весной 2013-го, а вернулись весной 2014 года. Я, конечно, слышал, что время в армии летит быстро, но вот уж не думал, что настолько!
Семинаристы на присяге

Наша часть находится в здании Арсенала Московского Кремля, построенного еще при Петре I и задуманного как оружейный склад и музей русской боевой славы. С определенного времени к его стенам свозились с полей сражения трофейные пушки, захваченные в боях у неприятеля.

Нас было четверо семинаристов: я, Миша, Валентин и Кирилл. Всех распределили по разным ротам, но нам с Кириллом довелось служить в одной, за что всегда благодарю Бога. А еще благодарю за то, что довелось служить в Кремле, потому что была возможность посещать богослужения.

С Кириллом мы попали в 6-ю роту охраны Московского Кремля. Задачи у подразделения были самые разные: несли службы на пропускных постах в Кремле и на других государственных объектах. Кроме того, периодически мы выезжали на стрельбища и специальную подготовку в Подмосковье, где отрабатывали подавление массовых беспорядков, тактику, а также приемы с оружием и многое другое. Наверное, эти выезды были самым трудным временем в армии, потому что это всегда стресс и полная выкладка сил.

В армии нравилось то, что она учила порядку и что, прежде всего, учила довольствоваться малым. В обыденной жизни мы порой окружаем себя множеством ненужных вещей. В армии же я вспоминал слова Христа, в которых Он призывает не заботиться о том, что есть, или что пить, или во что одеваться. В армии эти слова опять же проверялись на опыте. Тебя и кормят, и одевают. У тебя есть одна кровать, одна тумбочка, одна табуретка, тетрадь, ручка, станок и т.д. И уж, поверьте, как сейчас не хватает такой «ограниченности», когда каждый день ты думаешь, надеть рубашку или майку, надеть брюки или джинсы, надеть туфли или кроссовки.

Врач сделал большие глаза и воскликнул: «Это что? Ты ко мне «Патриарший полк» привел?»


Во время службы в Кремле О том, что мы вчетвером из семинарии многие ребята узнали еще на городском сборном пункте, откуда нас увозили в учебный лагерь. А незадолго до этого, когда мы скитались по комиссиям, сопровождавший нас человек из военкомата представил нас одному из осматривающих врачей как семинаристов, на что последний сделал большие глаза и воскликнул: «Это что? Ты ко мне Патриарший полк привел?»

К концу второго месяца службы в Кремле к нам стал приходить один человек. Он закончил ПСТГУ, не имел сана, но был чтецом и приходил в подряснике. Звали его Василий Александрович. И на первой нашей встрече он показывал фильм «Остров», после которого мы планировали его обсудить. Но перед самым показом он спросил, читал ли кто-нибудь из нас Библию, на что многие подняли руки, в том числе и мы с Кириллом. И тут один из наших сослуживцев додумался сказать, что в роте есть два человека, которые даже учились в семинарии, и попросил нас встать… Уши у меня были свинцовыми! Это свершилось! В какие-то две минуты уже вся рота знала о том, что мы семинаристы, и ребята то и дело оглядывались на нас.

Может быть, многих это удивит, но в первые дни службы я не заявлял открыто о том, где учился до призыва. Если спрашивали – говорил. Но чаще молчал, избегая лишних вопросов и тыканья пальцами. В течение всей службы так же, как и в первые дни, стремишься зарекомендовать себя с хорошей стороны, поэтому я старался скрывать, где я учусь. Ведь если ты ненароком допустишь какой-нибудь «промах», что периодически случается у всех военнослужащих, то еще ничего, потому что только тебя в этом обличают и только с тебя взыскивают. Но опасность состоит в том, что по тебе начинают судить также и о Церкви. Раз ты семинарист, значит, и все у вас такие же. Очень часто мы сталкивались с подобными вещами в коллективе. Ребята буквально старались «поймать» нас на чем-то. Апостол Павел говорит: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15: 33). В армии эти слова узнаешь на опыте, и были ситуации, когда все сквернословят, и ты стараешься в разговоре следить за своей речью. Потому что сослуживцы ловят каждое твое слово, чтобы подметить, проскользнет ли какое-нибудь матерное слово или нет. К счастью, Господь уберег. Видимо, спасала мысль о том, что ты – лицо Церкви, и тебе нельзя опорочить Ее.

Слова апостола Павла «Худые сообщества развращают добрые нравы» в армии познаешь на опыте


Первый день в армии Прежде всего, хотелось бы посоветовать тем, кто идет в армию помнить о том, что вокруг тебя будут абсолютно такие же ребята, как и ты, только живущие совершенно иными ценностями.

Когда я служил в армии, то каждый день старался вести дневник. И вот на днях нашел одну запись, сделанную спустя 5 месяцев со дня призыва:

«Если ты попадаешь в армию, то в каких бы войсках ты ни служил, ты будешь меняться только при собственном желании и при обстоятельствах, благоприятствующих этому. Еще будучи в семинарии, я видел ребят, вернувшихся из армии. Таких людей было несколько. Всех их довелось знать мне год, два или три, но не больше. Увидев их после армии и пообщавшись с ними, я понял, что они остались все такими же веселыми ребятами, как и раньше, с той лишь разницей, что жажда свободы в них обнаруживалась с бо льшей силой.

Армия учит многому. Если даже не жизни, то хотя бы – знанию уставов, работе со служебной документацией, правильному несению службы. Учит порядку, точному и своевременному исполнению своих обязанностей и поставленных задач. Учит чистоте, соблюдению личной и общественной гигиены, учит совершенствованию своей физической подготовки, учит правильно принимать решения, учит ответственности, организованности, коллективизму, учит помогать другим. Но только учит…
Со своим взводом на стрельбище

Говорят, что армия не меняет человека. Да, она человека не меняет. Человек меняется в армии, если сам этого захочет. А меняется благодаря тому, что принимает все, чему армия учит.

Военная служба необходима для парня, для мужчины, для будущего отца и для будущего священника точно. Думаю, самый главный плод службы в армии –умение ценить родных, ценить простые мелочи жизни и все то, что нас в ней окружает».

Да, такие мысли меня посещали уже тогда. Уже тогда я понимал, как мне не хватает родных, которых раньше всегда мог увидеть на Рождественских, Пасхальных и летних каникулах. В армии же, когда наступало это время, мы находились в казарме. Сидели. Странно было ложиться спать по распорядку в субботу вечером накануне Пасхи. А также с утра вместо утреннего правила непривычно было бежать на утреннюю физическую зарядку. Бежали. Неудобно было есть кашу вилкой, потому что не дали ложек. Ели. Непривычно было вместо Устава Церкви учить Устав Гарнизонной и Караульной службы, вместо подрясника носить военную форму. Но удивительно: было привычно слышать бой курантов в новогоднюю ночь, лежа в кровати.

Цените время, ребята! Год службы пройдет быстро…

Многие семинаристы собираются идти в армию. И как бы тривиально ни звучали эти слова, скажу: цените время, ребята! Год службы пройдет быстро. Каждый из вас получит опыт и пользу от службы в той мере, в какой сам желает. Не во всем ваши ожидания оправдаются, во многом разочаруетесь. Но армия учит ценить все, чего в простой жизни просто не замечаешь. Помните об этом… И придя на «гражданку», окунувшись в суету привычного мира, вновь перестав замечать простые вещи, а иногда забывая о своих близких, вспомните, как нелегко было вам без них и как многого не хватало в армии… Помните!

Михаил Алекумов (4 курс бакалавриата) – Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка

«Идя в армию, будьте готовы без обид принять все, что вам выпадет»

Михаил Алекумов В армию после второго курса семинарии я пошел вместе с тремя своими однокурсниками. И хотя нас всех взяли в Президентский полк, и я, ничего не подозревая, готовился к службе в сердце России – Московском Кремле вместе со своими друзьями, Господь Бог распорядился иначе. Моих друзей благополучно направили служить в Кремль, а меня определили в Московскую область, где базируется Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка. Во время прохождения курса молодого бойца (КМБ) призывники шутливо называли это подразделение «конюшней» и говорили, что туда берут только деревенских – тех, кто знает, как убирать за животными.

И вот, разлученный с друзьями и несущий разрушенные мечты о службе в центре Москвы, я ехал на «Газели» в свой, как мне тогда казалось, совсем непочетный почетный эскорт. Главные ворота – вход на территорию части оформлены там в виде Кремлевской стены. Когда мы, молодое пополнение, приблизились к ним, сопровождающий нас офицер – как выяснилось в дальнейшем, это был заместитель командира моей роты, – сказал: «Вот видите, это ваш Кремль!»

Уже через несколько месяцев службы, побывав в «настоящем» Кремле, я понял, насколько мне повезло! Наш «Кремль», в отличие от московского, выглядел так – представьте: чистое небо, аккуратно подстриженный газон перед зданиями штаба, казармы и столовой, на открытом манеже легкой рысью движутся лучшие российские скакуны, в кузнице мастер подковывает «Смелого» или какого-нибудь «Графа». После такого Москва-то
День открытых дверей (на заднем плане - "наш Кремль") душновата.

Кстати о кузнецах. Мне довелось служить писарем в роте обеспечения, куда входило и кузнечное отделение. Никогда не забуду, как в день прибытия нас повели на экскурсию и показали, среди прочего, и кузницу, где нас встретил наш старший сослуживец. Он взял висящую на стене подкову, выпрямил ее своими руками, протянул нам и говорит: «Сделайте, как было». Есть еще витязи в земле русской!

Он взял висящую на стене подкову, выпрямил ее руками и протянул нам: «Сделайте, как было»


Водосвятный молебен на конюшне Был период, когда у нас очень часто болели лошади, некоторые умирали, и заместитель командира эскорта по работе с личным составом (по-старому – замполит) попросил отца Владимира – священника, который служил в храме на территории части, – помолиться, чтобы это прекратилось. Батюшка отслужил молебен, окропил конюшни и манежи святой водой, после чего лошади, действительно, перестали болеть и уже не умирали.

Собирающихся идти в армию ребят хотелось бы настроить на полную готовность принять все то, что выпадет на вашу долю, без каких-либо сожалений и обид, помня, что отправляя вас в то или иное место, военное руководство тем самым совершает над вами волю Божию, смиренное согласие с которой – главное средство преодоления всех трудностей, в том числе и солдатских.

Алексей Лысенко (2 курс бакалавриата) – служба на Валааме

«У нас в части даже прозвище было – «монахи»

Алексей Лысенко

Я служил с 2011 по 2012 годы в Карелии в 66-й отдельной роте ПВО ВКО России, расположенной в Ладожском озере на острове Валаам. Уникальность этого воинского подразделения в том, что в него почти не попадают по распределению. Большинство военнослужащих направляются туда специальным приказом Министерства обороны. Дело в том, что еще в 1995 году было подписано соглашение между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Министром обороны РФ о том, чтобы насельники Валаамского монастыря проходили воинскую службу в воинской части, дислоцированной на Валаамском архипелаге. Со временем в этом подразделении стали служить не только насельники монастыря, но и другие православные юноши, выпускники православных школ, дети священников и просто верующие ребята.

Прохождение службы в этой части не слишком отличается от обычной воинской службы. Разница лишь в том, что на территории части находится православный храм, в котором регулярно совершаются богослужения иеромонахами Валаамского монастыря. У солдат есть возможность участвовать в церковных таинствах, и по выходным посещать сам монастырь, находящийся на противоположной стороне острова. Также в распорядке дня солдатам отведено специальное время для утренних и вечерних молитв. В остальном Валаамская рота – такая же, как и большинство воинских подразделений. В ее задачи входит несение боевого дежурства по охране воздушного пространства над акваторией Ладожского озера. На территории части есть стрельбище, на котором регулярно проводятся занятия по огневой подготовке. Офицеры в части такие же, как и везде, кто-то верующий, кто-то нет.

На Валааме Прежде чем отправиться на Валаам, мы около месяца провели под Питером, где проходили курс молодого бойца и принимали присягу. Естественно, там нас просто осаждали вопросами о вере, о Боге, причем, как солдаты, так и офицеры. У нас даже прозвище общее было – «монахи». Споры, конечно, были, но никаких серьезных конфликтов на этой почве не возникало. Был даже один дагестанец, который с интересом расспрашивал о христианстве и, в свою очередь, сам рассказывал об исламе и существующих в нем канонах. Из необычного – была ситуация, когда нас повели к офицеру-психологу на собеседование. Он был русским, который принял ислам и когда узнал, что несколько человек едут служить в православную часть, стал нам доказывать, что христианство – «неправильная вера». Говорил о крестовых походах, о том, что «бабушки умирают с голода на паперти, пока мы золотим купола». Я ему в шутку ответил, что меня ему все равно не переубедить, потому что я – религиозный фанатик, за что он пригрозил меня комиссовать с «белым» билетом. Но, к счастью, все закончилось благополучно.

Время службы я вспоминаю с благодарностью. Мне довелось служить в удивительном месте, на дивном острове Валааме, на котором уже тысячу лет существует монашеская жизнь. Не раз в этом месте проливалась мученическая кровь. Сколько святых ходило по этой земле – сложно и представить.

В Валаамскую роту приходили и верующие, и неверующие, но уходили на дембель – только верующими


Во время занятий в армии Если бы у нас в России было больше таких частей, то, я уверен, это пошло бы только на пользу нашей армии. Кто-то из офицеров в нашей части подметил, что в роту приходили разные ребята – и верующие, и неверующие, но уходили на дембель только верующими. Примером тому может послужить мой друг, который попал в Валаамскую роту, кстати, по распределению. Он был невоцерковленным человеком. А после службы ушел в один из монастырей, и теперь мечтает стать монахом

Кирилл Ладанов (2 курс бакалавриата) – военные сборы в инженерных войсках

«Любовь к ближнему и самоотвержение – великая проповедь для нецерковных ребят»

Кирилл Ладанов в скиту, на первом курсе Время обучения военному делу запомнилось мне на всю жизнь. Я считаю этот период одним из самых важных в жизни. Мне посчастливилось проходить военную подготовку учась в ВУЗе – на военной кафедре МГСУ. Возможно, многим известна эта система обучения, однако, преподавательский состав везде разный, разнятся и меры воспитания военных инженеров. Преподаватели умело сочетают остроумие, железную строгость и глубокие знания военного дела, навыки передачи их молодому поколению в доступной форме.

Мы ездили на военную кафедру в город Мытищи, на его окраину. Там находится в некотором смысле оазис для подготовки офицеров инженерных войск. Два с половиной года шло обучение, включающее в себя физическую подготовку на должном уровне, с применением строгих воспитательных мер в случае отступления от норм поведения, которые должны соблюдать не только офицеры, но и вообще каждый мужчина. Но эти два с половиной года меркнут на фоне того, что нам предстояло пройти по окончании курса военной подготовки. Мы, конечно, знали, что нас ждут военные сборы в полевых условиях на окраине небольшого города Борисоглеб, почетно занимающего свое место в Ярославской области. Однако никто не подозревал, что сборы смогут так запомниться лишь за один месяц! Думаю, что этот период наиболее достоин внимания, о нем я немного и расскажу.

Мне было тогда 20 лет. Сколько себя помню, я всегда занимался спортом. Бег по утрам, турник, брусья, легкая штанга, гиря и гантели были моими надежными друзьями с младых лет. Примерно в 20-летнем возрасте я стал уделять спорту больше внимания, чем раньше, и именно в этот период жизни мне пришлось участвовать в военных сборах, где хорошая физическая подготовка была очень кстати. Отмечу, что мировоззрение мое представляло некий союз веры, как часто говорится, «в душе» и совокупности стереотипов, так как живого интереса к вере не возникало. Иначе говоря, я жил бездумно потворствуя изменчивому духу времени, его требованиям и пустым интересам. А раз так, то никто и не думал смотреть на меня как на человека, который впоследствии поступит в духовную семинарию. Тогда мне и моим военным товарищам нечего было сказать о Боге, и наши разговоры часто не уходили дальше праздности и вольнодумства о сути жизни. Но все же, вечерами мы пели военно-патриотические песни, после которых, как правило, наступала тишина, и все погружались в серьезные размышления о России и о ее судьбе.

Офицерам военной кафедры, особенно на сборах, удалось очень быстро воспитать в нас благоговейное чувство долга перед Родиной и готовность пойти в священный бой, проливая за нее кровь. Когда пришел день принятия воинской присяги, мы особенно ощутили, как мне кажется, то, что могли ощущать доблестные русские воины за всю историю страны. Конечно, даже сейчас воспоминание момента принятия присяги вызывает трепет и волнение. Ты стоишь на территории Ростовского Кремля с автоматом в руках и в присутствии огромного количества народа даешь обещание:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
На присяге

Это сильные слова. Теперь уже, учась в духовной семинарии и размышляя об этом, думаю, что для любого молодого человека такое обещание должно быть в некотором смысле мечтой с малого возраста, ведь речь идет о защите святыни мирового масштаба – нашей страны. Вообще, считаю честью давать обещание защищать ту же самую страну, которую некогда защищали Александр Невский, Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Пересвет и многие другие великие воины, имена которых свято почитают не только в России, но и далеко за ее пределами.

Время военных сборов запомнилось мне и длинными марш-бросками, выкапыванием окопов для себя и для военной техники, маскировочных окопов, которые больше похожи на туннели с комнатами, накрытыми бревнами; устройством палаток в полевых условиях и, конечно, военными песнями. Нас научили стрелять из автоматов, подрывать заставы и преодолевать всякого рода сложности, в том числе и сложности, связанные со своей леностью и расслабленностью, с себялюбием и привязанностью к комфорту.

Если бы ребята, которые сразу после школы поступили и учатся теперь в семинарии, попросили у меня совета по поводу того, как отслужить в армии, не нарушая Заповедей Божиих, то думаю, первым делом я бы посоветовал обрести стремление ни за что не потерять связь с Господом, почаще призывать Имя Божие и помнить, что любовь к ближнему вместе с самоотвержением – великая проповедь для тех ребят, которые не имели в своей жизни опыта церковной жизни. Важно также учиться рассудительности, не давая повода сослуживцам садиться «на шею», умеренно применяя строгость по мере потребности и необходимости. Но все же стараться всегда взращивать в себе терпение и добродушие.

Валентин Фролов (4 курс бакалавриата) – Президентский полк, почетный караул

«Мы с напарником провели 108 дней в почетном карауле, 324 часа у Вечного огня»


Валентин Фролов

Мне довелось служить в Президентском полку, в 11-й роте специального караула, в 2013-2014 годах.

Зимой 2013 года мы – четыре семинариста – пришли в военкомат и сказали, что хотим служить в армии, и более того – в Президентском полку. Нас спросили: «У вас все хорошо?», ведь не так уж и много в Москве желающих пойти в армию. Прошли отбор. Годны. Да еще и на права категории «С» отучились, водили военные КАМАЗы и «Уралы».

Я еще в школу ходил, и однажды мне рассказали о почетном карауле у кремлевской стены, у вечного огня, что туда отбирают всех одного роста, и попасть – почти невозможно. Даже не думал и не надеялся, что могу там когда-то оказаться! И вот май 2013-го. Под «Славянку» нас увезли в Подмосковье, в часть, где в Президентском полку проходят курс молодого бойца.

Первое впечатление от армии – это другой мир!

На присяге Первое впечатление от армии – «другой мир». Все – в зеленом. Нас 600 человек жило в одной казарме. Всех спрашивали: где хочешь служить? (В Президентском полку больше десяти подразделений). И к тем, кто говорил о почетном карауле, особенно присматривались. Помню, нас, кандидатов в роту специального караула (РСК), отбирали на плацу, под палящим солнцем стояли несколько часов, все по очереди показывали свои строевые способности. Тогда один из командиров, узнав, что я из семинарии, спросил меня зачем-то «Отче наш».

После присяги я попадаю в РСК. Когда в «шишиге» (так мы называли ГАЗ-66) привезли нас в Кремль, то сразу выстроили в одну шеренгу и разбили по парам. Выбирали похожих друг на друга. Мне подобрали белгородца Игоря. Это особенность


Кремлевский шаг

службы в РСК. Ты с товарищем полгода учишься «заново ходить» (маршировать, поднимая ногу под углом 90 градусов и выше), а другие полгода – заступаешь в караул на Первый пост страны (у вечного огня у Могилы неизвестного солдата). И почти весь год ты с ним идешь буквально «в ногу». Мы должны были научиться одинаково шагать, не видя друг друга, симметрично поднимать ногу.

Я не скрывал, что учусь в семинарии, и меня сразу прозвали «попом», «диаконом», «батей», «отцом», а иногда даже «Моисеем», но это всегда произносилось без насмешки. Поначалу меня воспринимали как изгоя: не матерился, не курил – странный. И, как я писал в письме родителям, «честно говоря, взводу было совершенно все равно на мое отношение к Церкви, просто однажды я в нужное время набил всем квадратные подушки, и командир отметил нас в лучшую сторону по внутреннему порядку. На подушках и заработал авторитет. Смешно, но это правда жизни».

Однажды я в нужное время набил всем квадратные подушки, и командир отметил нас. На подушках – заработал авторитет


Так делается кремлевская подушка Лето в армии – особое. В другом письме писал: «Самый незабываемый день – это 2 июля, когда мы прожили его как в сорок первом; помню каждую минуту, как обратно бежали со стрельбища, а по дороге в лесу я бешеным взглядом выискивал красные точки на зеленой траве (землянику) и срывал вместе с землей, чтобы хоть как-то омочить язык».

Еще только отслужив три месяца, в очередном письме домой я писал: «Не знаю, как служат в других частях, но у нас у всех есть стремление достойно заступать на Первый пост страны, достойно нести службу по охране и обороне главной воинской святыни нашего Отечества – Могилы неизвестного солдата; мы учимся, чтобы память о героях никогда не потухла в сердцах людей».

Мы с напарником провели 108 дней в почетном карауле (это 324 часа у вечного огня). В основном, зимой стояли. Поставили себе цель – побить рекорд, и добились ее. За это время было много всяких ситуаций. И всегда могли применить оружие. Но, слава Богу, кроме того, что приходилось отгонять стуком карабина от Могилы курящих туристов, иногда пытавшихся перелезть за запретную границу поста, а также выпроваживать пьяных «патриотов», все было спокойно.
У Вечного огня на Могиле неизвестного солдата

Вспоминается, как на Пасху я захожу в кубрик (это как комната, в которой живет примерно 20 человек), и на меня все смотрят и чего-то ждут. Я не сразу сообразил, в чем дело. И один сослуживец сказал: «Фрол, ну давай!» И тут я понял, что от меня ждали «отцовское»: «Христос воскресе!». Это самый приятный момент за всю службу, когда все те, с кем ты служишь уже почти год, отвечают хором: «Воистину воскресе!» Еще в тот день давали куличи и яйца, и это было еще бо льшей неожиданностью.

Сослуживец сказал: «Фрол, ну давай!» И тут я понял, что от меня ждали «отцовское»: «Христос воскресе!»



Смена караула Хотел бы пожелать всем тем, кто собирается в армию, – никогда не идти на компромисс с совестью, не колебаться. Потому что передо мной, например, каждый день стоял выбор – разрешить себе материться или нет (оправдывал себя тем, что в армии все так говорят). И однажды мне товарищ (не имеющий отношения к Церкви) сказал простую вещь: «А кому и что ты этим докажешь?». Поэтому желаю не прогибаться под изменчивый мирВспоминается, как на КМБ у нас была встреча с диаконом А. Главное, что я запомнил из его слов и хотел бы передать другим ребятам: пчелы собирают самое лучшее с цветов, а мухи – летят на навоз, и в армии нужно подражать пчелам, и брать от службы только лучшее, не обращая внимание на «навоз».

"Последний раз с поста..." 8 мая 2014 года

«Вот ты пошел в армию служить, а как же заповедь – подставь левую щеку, если ударят в правую?» – спросил меня однажды заместитель командира роты. Я тогда как-то невнятно ответил. А когда в одно из увольнений пришел в Сретенский монастырь, то увиделся с владыкой Тихоном (тогда еще «отцом Тихоном») и поделился с ним этим вопросом. И он мне посоветовал в таких случаях отвечать словами святителя Филарета Московского: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Пожелаю всем семинаристам, собирающимся в армию, помнить эти слова.


Подготовила редакция сайта

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...