Стена плача можно ли христианам там молится. Израиль, Иерусалим, Стена Плача - «Стена плача или Западная стена - одна из самых древних достопримечательностей Иерусалима

Не зная Ветхого. Посещаете ли вы с паломниками и ветхозаветные места?

Когда в Новом Завете говорится о Писании, речь идет о Завете Ветхом, поскольку Новый Завет еще только составлялся. Когда в Евангелии говорится о храме, речь идет не о храме Гроба Господня, как считают сегодня многие паломники (его не было еще тогда!), а об Иерусалимском храме, который стоял на Храмовой горе.

Так что для первых учеников Спасителя Ветхий Завет и всё, что было связано с ним на Святой Земле, - это была та реальность, в которой они жили. Поэтому, когда мы хотим посмотреть на Святую Землю теми глазами, которыми смотрели ученики Господа, мы должны хоть в какой-то мере иметь багаж, который был у них, и в первую очередь знание Священного Писания. Знание Ветхого Завета позволяет нам лучше понять Новый Завет как таковой и то, что с ним связано на Святой Земле.

- Святые места, которые мы посещаем, это действительно в точности те самые места евангельских событий? Как их идентифицируют?

Стремиться к точности - свойство человеческой натуры. Если вы откроете протестантские журналы о Святой Земле, там сказано: «Голгофа и место Вознесения находятся не там, где считают православные и католики, но мы вам точно покажем, где». Независимо от конфессии, человеку интересно знать, «где же это было». И архимандрит Порфирий (Успенский), живший на Святой Земле в 40-е годы XIX века, при описании споров между православными и католиками о месте Преображения Господня вопрошает: «Неужели на одном аршине земли была видна слава Спасителя?! Вся Фаворская гора священна!» Так что, с одной стороны, интересно знать, где именно произошло Преображение вплоть до аршина земли, но с другой - в точности мы этого не знаем. И русское духовенство на Святой Земле это ничуть не смущало.

Архимандрит Антонин (Капустин) устраивает вблизи Иерусалима на месте града Иудина, где жили родители Иоанна Предтечи, куда пришла Матерь Божия. Его оспаривает его преемник архимандрит Леонид (Сенцов) и покупает на полпути из Иерусалима в Хеврон другой участок, «Бейт-Захар», со временем утерянный (сейчас там устроена израильская военная база).

Мы знаем местонахождение основных городов. Иерусалим находится именно там, где он находился в евангельское время. То же можно сказать о многих больших раскопках, которые проводились в XIX-XX столетиях, например о Кесарии. Это город к северу от нынешнего Тель-Авива, неподалеку от международного израильского аэропорта «Бен-Гурион». Паломники редко посещают Кесарию. А ведь именно отсюда апостолы и Матерь Божия отправлялись в свои путешествия. Здесь находился основной международный порт иродовой, а потом римской и византийской Палестины. Апостол Павел в Кесарии провел два года, будучи заключенным в тюрьму. В Кесарии находился дворец Понтия Пилата. Так что это место было непосредственно связано с евангельскими событиями и с последующей церковной историей на Святой Земле. Первенствующая кафедра на Святой Земле - Иерусалим, Иерусалимский архиерей является патриархом, Иерусалимский Патриархат - один из пяти древнейших в Православной Церкви. Но до Халкидонского собора (V век) главная кафедра находилась в Кесарии, и Иерусалимский епископ подчинялся Кесарийскому митрополиту. Почему? Это был реальный центр области. Немало удивительных людей византийского времени жило в этих местах. Отсюда происходил византийский историк Прокопий, автор «Церковной истории» Евсевий был Кесарийским архиереем.

Как идентифицируют святые места? Есть два способа. Первый - местное предание. Когда это предание восходит ко времени события, можно сказать, что оно надежно. Если оно новое, то есть сомнения. Что значит «новое»? В XII веке на Святой Земле правили крестоносцы, которые расспрашивали местное население о том, где что находилось. Естественно, информация местных жителей, не имеющих отношения к тому, что было в I веке, «отредактирована» их собственной, мусульманской традицией. Францисканские археологи, проводившие раскопки мест ранних иудео-христианских собраний, исходили из того, что если христиане продолжают собираться в Капернауме в первые века, то возможно, это место восходит к апостольскому времени. Нередко бывало, что византийский христианский храм, как в Назарете или Табхе, строился на месте иудео-христианской синагоги евангельской эпохи.

Второй способ - научное исследование. Этому методу следовала императрица Елена, мать императора Константина. Но мы знаем, что зачастую у одного ученого одна концепция, у другого - другая, и можно представить, что в IV веке ситуация была не лучше. Поэтому необходимо сочетать живую традицию с научными исследованиями. Тогда понимаешь, что Крестный путь в Иерусалиме имел этот вектор, но расположение улиц и места домов были иными, потому что план нынешнего Иерусалима мало походит на план Иерусалима евангельского.

В 70 году был разрушен Иерусалимский храм. Последняя его перестройка до разрушения относится ко времени Ирода Великого (который называется, как и многие правители, Великим за свою колоссальную строительную деятельность, а вовсе не за моральные качества). От иродовой перестройки сохранилась часть западной стены, в народной традиции - «Стена плача», которая примерно с XVII столетия воспринимается как главная иудейская святыня Иерусалима. Для православных «Стена плача» интересна тем, что это одно из немногих рукотворных мест в Иерусалиме, которые видел Своими глазами Господь.

По сохранившейся стене храма можно судить о масштабах города евангельского времени: если стена построена из таких гигантских многотонных камней, сколь величественным был Иерусалим!

- Действительно, «Стена плача» сегодня представляет интерес и для иудеев, и для христиан. Не вступает ли, на ваш взгляд, в противоречие с нашей верой посещение тех святых мест, которые сейчас принадлежат иудеям или мусульманам?

Это серьезный вопрос, на который однозначного ответа нет. Для нас было бы замечательно, чтобы вся Святая Земля была исключительно православным местом. Точно так же многие иудеи предпочли бы, чтобы там никого не было, кроме них. И мусульмане - тоже. Вспоминаю слова нашего водителя-мусульманина: «Ты представляешь, что они затеяли?! Синагогу в Старом городе строить!» Переспрашиваю: «Так там же евреи живут?!» А он: «Пусть строят, где хотят, хоть в Америке, но ведь Иерусалим - наше святое мусульманское место

На Святой Земле всегда жили разные народы, исповедовавшие разные веры. Святая Земля была мостом, который связывал сверхдержавы древности - Египет, Сирию, Месопотамию. Через этот узкий перешеек шли толпы переселенцев, кто-то здесь задерживался. Поэтому невозможны были ни мирная обстановка, ни мононациональное государство. Вот мы и сталкиваемся с ситуацией, что те места, которые для нас важны, нередко принадлежат инославным или представителям других религий, которые их тоже почитают как свои святые места или даже устроили в них свои дома молитвы. Как нам к этому относиться? Пожалуй, самым ярким для меня примером является место, которое я очень люблю, - гробницы праотцев в Хевроне.

Царь Ирод построил еще в I веке гигантский «τέμενος» над местом погребения праотцев. Именно там похоронены Авраам, Исаак, Иаков, их жены. Рядом археологи раскопали ту часть Хеврона, где был город во времена Авраама: можно подойти к вратам, опереться на камень, на который опирался Авраам, отряхивая пыль со своих сандалий, когда почти четыре тысячелетия назад входил в Хеврон. Это самое начало не просто библейской истории, а единобожия на историческом этапе. В византийское время там стоял храм, при крестоносцах тоже. И в XIX столетии туда заходили русские паломники. Сейчас Хеврон - место радикального исламского города и сурового иудейского поселения. Махпела, гробница праотцев, поделена между иудеями и мусульманами. Стоит ли посещать ее? Несомненно. Но можно ли привести в Хеврон группу паломников? Технически это мало реально.

Место Иерусалимского храма - Храмовая гора - сегодня является важнейшей мусульманской святыней в Иерусалиме. Туда нельзя попасть ни с каким предметом, который используется при общественном христианском или иудейском богослужении. Ты можешь идти туда с нательным крестом, но с большим крестом туда не попасть. Ни иконы, ни Библию, ни Тору туда не пронести, потому что мусульмане боятся, что будет отслужен молебен или совершена иудейская молитва. Значит ли это, что нам туда не нужно идти? Ведь это место храма, где был Господь! Когда мы читаем в Библии о храме, который построил Соломон, то это храм, который стоял на Храмовой горе. Когда мы говорим, что храм был разрушен и древние евреи уведены в вавилонский плен, речь об этом же храме. Когда через 70 лет после вавилонского плена евреи вернулись на Святую Землю и восстановили храм, речь идет снова об этом храме. И Святая святых находилась там, и Введение Божией Матери во храм, и события Сретения тоже происходили там, и храмовая «завеса раздрася» во время Распятия Господа именно в Иерусалимском храме на Храмовой горе. Так что, на мой взгляд, посетить Храмовую гору стоит.

Немало святых для нас мест принадлежат католикам. Старые гефсиманские оливковые деревья находятся на католической территории. Тем не менее мы посещаем это место, ведь там молился и был арестован Господь, оттуда Он начал Свой Крестный путь.

Советы паломникам по Святым местам

- Вы много лет водите паломников по Святой Земле. Что бы вы посоветовали посетить из того, что обычно остается за рамками программ паломнических агентств?

Пока человек живет в Иерусалиме, ему есть смысл посетить то, что находится недалеко от Иерусалима: заехать в лавру Саввы Освященного, посетить монастыри в ущелье Вади-Кельт, раскопки монастыря Евфимия Великого - учителя преподобного Саввы, обители Харитона Исповедника, Григория Хозевита, монастырь Мартирия, патриарха Иерусалимского.

Стоит погулять и по природным заповедникам: Эйн-Геди на берегах Мертвого моря - настоящий оазис в пустыне, связанный с библейскими событиями (там скрывался от царя Саула Давид, бывал Соломон), Неот Кедумим - заповедник библейских растений, Иерусалимский зоопарк библейских животных, природный заповедник Баниас на Голанах (место исповедания апостола Петра, здесь находятся истоки Иордана и можно увидеть зайчиков - «шафанов», которые упоминаются в псалмах).

Посетите и музеи: в самом Иерусалиме «Башню Давида» вблизи Яффских ворот - музей истории Иерусалима, простой, но хорошо сделанный; из него замечательный вид и на весь Старый город, и на западный Иерусалим. Музей Израиля интересен своей археологической экспозицией. Всё, что выкопано на Святой Земле во второй половине XX века, по большей части представлено там, в том числе христианские находки. Археологические находки первой половины XX века выставлены в Музее Рокфеллера вблизи Старого города. За пределами Иерусалима по пути в Иерихон не пропустите Музей мозаик, где собраны мозаики из Иудеи, Самарии и Газы.

Из археологических раскопок я бы советовал посмотреть те, что ведутся израильским христианским археологом Яной Чехановец на парковке Гевати в Иерусалиме, где представлены все пласты истории города от библейских до римских времен, византийского и раннеарабского периода. А из мест, уже раскопанных, - Кесарию, Иерихон, Кумран, Иппос и Скифополь. Иерихон (помните выражение «трубить, как труба иерихонская»?) - древнейший город на Ближнем Востоке, где впервые перешли к земледельческому образу жизни. Он был разрушен древними евреями после перехода через Иордан. В Кумране в середине XX века была найдена древнейшая библиотека евангельского времени, «рукописи Мертвого моря», датируемые II веком до н.э. - I веком н.э. В кодексах представлены тексты ветхозаветные и «кумранские», связанные с общиной ессеев (к которой на каком-то этапе принадлежал Иоанн Креститель). Сегодня «рукописи Мертвого моря» хранятся в одном из иерусалимских музеев, около «Музея Израиля», а пещеры, где рукописи были найдены, доступны для обозрения.

Из галилейских мест значителен византийский город Иппос, на иврите - Сусита, раскопанный в XX столетии. Этот греческий языческий город, один из городов евангельского Десятиградия, находился в стране Гадаринской. Возможно, оттуда происходили люди, державшие свиней, в которых вселились бесы. До нашего времени сохранился акрополь и несколько византийских храмов. Епископ Иппоса Палестинского участвовал в I Вселенском Соборе. Ты входишь в городские ворота, идешь по дороге и видишь то, что видел этот епископ, направляясь на Собор, проходивший в присутствии Константина Великого. Сохранились основания престолов византийских храмов, некоторые из них с ковчежцами для мощей. Несколько лет назад был раскопан античный театр на склоне холма. На закате замечателен вид оттуда на Фаворскую гору и всё Галилейское озеро. Стоит посетить также и Скифополис, или Бейт-Шеан, один из крупнейших археологических парков в Израиле, древнееврейский, а затем языческий античный и, позже, византийский христианский город. На стенах этого города был некогда повешен царь Саул, и Давид приходил его снимать.

И совершенно замечательно во время паломничества обращать внимание не только на рукотворные места, но и на нерукотворные: когда мы оказываемся в Иудейской пустыне, вблизи места Крещения Господня или на берегу Галилейского озера, мы видим то, что видел Господь и Его ученики. Галилейское озеро не изменилось, две тысячи лет - небольшой срок. Холмы вокруг - это те холмы, которые тогда уже были, и голубое небо - это то небо, которое видели Господь и Его ученики.

Очень удивляет многих паломников и меня потрясло в свое время: Святая Земля -небольшая провинциальная страна, масштаб Святой Земли - масштаб Московской области. При этом все евангельские события произошли именно здесь. Царь мира родился в таких простых, невеликих местах!

- Отец Александр, что Святая Земля, жизнь на Святой Земле для вас?

Когда я впервые оказался на Святой Земле в 1993 году, меня поразило, что те города, которые я воспринимал по Священному Писанию как места древних, давно минувших событий, - это реальные города, где люди живут и сегодня. Ты едешь по Галилейской дороге в сторону Фавора и видишь указатель на селение Наин. И понимаешь, что вот так же Господь шел по этой дороге и так же под горой находилось селение, через которое пролегал Его путь. Пусть сейчас это селение мусульманское, но всё равно жизнь продолжается. На Святой Земле уживаются самые разные люди. Когда ты спускаешься из Иерусалима в сторону Мертвого моря, едешь через бедуинские деревни, с левой стороны от дороги находится израильское поселение, где половина жителей - франкоязычные евреи. Позади виднеется колокольня русского православного монастыря, рядом с которым высится колокольня лютеранской церкви. А в стороне - Иерусалимский университет, первую лекцию в котором прочел Альберт Эйнштейн. Так что на одном клочке земли соседствуют бедуины, русская церковь, франкоговорящие евреи, немцы, израильские ученые. Все эти люди живут вместе, и удивительно не то, что в такой ситуации есть конфликты, а то, что столь разные общины в принципе могут более-менее мирно жить.

Однажды я ехал в гости к друзьям, которые живут в старом городе, опаздывал и объяснял им по телефону, что сейчас проезжаю мимо Гефсимании, припаркуюсь на Сионской горе и скоро приду. Это действительно было изложением моего маршрута. Потом я положил трубку и подумал: невероятно, здесь Господь молился перед Своими страданиями, здесь возвышались стены Иерусалима… Вот уже более десяти лет я на Святой Земле, но ощущение радости не проходит!

- Что бы вы пожелали паломникам, которые собираются на Святую Землю?

Пусть паломничество, которое мы совершаем в Иерусалим земной, станет частью паломничества, которое все мы совершаем в Иерусалим Небесный.

Пусть оно будет не просто посещением новой страны, замечательной, солнечной и интересной, но частью нашего пути к Господу.

Мы говорим: «Иерусалим, Стена Плача». И представляем место, где можно излить Богу душу, омыть слезами древние камни, оставить меж них записку с написанными на ней заветными желаниями. Кажется, что и стену воздвигли специально для того, чтобы паломники оплакивали свои скорби и молились. Но так ли это?

Первоначальное предназначение стены было совсем иным. В Х веке до н.э. на этом месте появился храм, построенный по приказу царя Соломона, сына Давидова. Именно здесь находились свитки божественных записей.


Строили храм 7 долгих лет, и простоял он более трёх с половиной веков. В 597 г. до н.э. войска вавилонского царя Навуходоносора разрушили священное строение. Через восемь десятков лет на этом месте заново отстроили ещё один храм. Его освятили в 516 году до н. э.
Незадолго до рождения Христа царь Ирод решил принять некоторые меры, чтобы расширить площадь, которую занимал храм. Так что сначала Стена Плача задумывалась именно как опорная стена.
При царе Ироде была отстроена примерно половина этого грандиозного сооружения. Окончательно оно было завершено при Агриппе П.
Но сегодня мы лишены возможности созерцать стену во всём её первозданном величии. В ходе войны с римлянами был уничтожен и второй храм, и многие метры стены. С той поры евреи находились в изгнании. Оставаться в Иерусалиме им было запрещено, и они стали вечными странниками.
Конечно, и западная сторона опорной стены были бы разрушена в результате сражений, но её изначально сделали прочнее, чем остальные. Образовывают эту стену огромные камни, которые весят сотни килограммов. Подогнаны они друг к другу с величайшей точностью.
Лишь раз в год евреям - и то лишь тем, кто заплатил за это большие деньги - разрешалось прийти к этому священному для них месту и плакать над руинами храма.
Только в середине 1 века н.э. евреи смогли вернуться в Иерусалим.

Как православная церковь относится к стене плача

Место это является значимым и для христиан, так как со вторым храмом связаны многие из событий, описанных в Евангелии. Именно сюда на 40-ой день после рождения принесли младенца Христа. Пророчица Анна и старец Симеон приветствовали Его.
Когда Иисус подрос, в этом храме Он говорил с учителями, ввергая их в изумление своими мудрыми речами. Отсюда Он изгнал торговцев. Возле храмовых стен сказал людям, приведшим к нему блудницу: «Кто без греха, пусть первым бросит в неё камень». Тут Христа искушал сатана. И Он же, Господь, предсказал разрушение этого храма, так что не останется от него камня на камне.
Но, несмотря на это, православные христиане не ходят молиться к Стене Плача. Ведь читать молитвы здесь - всё равно что прийти в синагогу, чего нельзя делать ни православным священникам, ни мирянам.
Для иудеев же это по-настоящему священное место. Тут проходят их главные религиозные праздники. Считается, что возле Стены ощущается Божественное присутствие.
Конечно, обилие паломников заставляет принимать определённые меры безопасности. На входе, в специальном КПП, имеется металлоискатель, чтобы предотвратить возможные теракты.

Что можно писать в записке на стену плача в Иерусалиме?

История появления записок в Стене Плача также имеет древние корни. Более трёх веков назад считалось, что именно здесь молитвы лучше всего доходят до Бога. Человек, который собирался отправиться в далёкое путешествие, забивал меж камней гвоздь. После благополучного возвращения назад гвоздь этот можно было вытащить. Но мало кто удерживался от того, чтобы не нацарапать на камнях и своё заветное желание.
Во что бы превратилась через некоторое время святыня, к которой шли и шли многочисленные паломники? Тогда раввины призвали верующих не выцарапывать надписи, а заменить их записками.
Этот обычай существует до сих пор. Просить Бога можно о том, что вам больше всего хочется. Излагайте свои мысли прямо и открыто - никто не прочитает вашу записку, чужие люди не имеют права извлекать её из стены. Нельзя только просить чего-то дурного - например, покарать человека, или получить возможность свести с ним счёты. И о большом богатстве также не просите. Если вы не нищенствуете, не голодаете - значит, Бог дал вам уже достаточно. А вот о здоровье и счастье можно молить сколько угодно. Считаете, что Бог начинает слышать вас уже в тот момент, когда вы пишите свои строки.
Время от времени накопившиеся записки извлекают из Стены и совершают с ними обряд на Масличной горе.

Стена плача в Иерусалиме сбываются ли желания?

Желания действительно сбываются - тому есть много подтверждений. Но главное, что люди, положившие записку между камней Стены Плача, почти сразу ощущают спокойствие, передоверив решение своих проблем Богу. А Он, в любом случае лучше знает, что будет нам на пользу.

Как передать записку, если вы находитесь далеко?

Если у вас нет возможности самому побывать в Иерусалиме, можно передать записку для Стены Плача с помощью одного из специальных сайтов в Интернете. Все их обслуживают волонтёры. Они распечатают ваш текст, и отнесут записку. Также можно написать бумажное письмо. Множество таких посланий приходит в Иерусалим ежедневно, с краткой пометкой «Всевышнему». Все они находят себе место в Стене Плача.

Это важно знать при посещение Стены Плача

Тем, кто приезжает в Иерусалим, и собирается посетить Стену Плача, важно знать следующее.
Одеваться следует строго. Женщина не должна быть в открытой одежде, лучше всего надеть длинное платье с рукавами. Голову следует покрыть платком.
Если мужчина пришёл без головного убора, служители-иудеи предложат ему маленькую круглую шапочку - кипу. Картонные шапочки выдаются бесплатно.
Запрещается курить, приводить с собой собак и других животных.
По понедельникам, четвергам и субботам туристам Стену Плача лучше не посещать. В понедельник и четверг тут проводится обряд Бар-мицва, будет очень многолюдно, и остаться наедине со своими мыслями не удастся. Суббота же - день, священный для иудеев, и приходить к Стене Плача лучше только тем, кто исповедует эту веру.
Отходя от Стены, нельзя поворачиваться к ней спиной.

  • Высота Стены Плача - 32 м. Из них над землёй находится -19 м, остальное – подземная часть.
  • Образуют Стену 45 слоёв камня, первые 7 выложены ещё при царе Ироде.
  • Самый большой камень весит 570 тонн.
  • Женщины и мужчины молятся у Стены Плача с разных сторон: женщины – с правой стороны, а мужчины - с левой.

Знаменитости возле Стена Плача

Многие политики, знаменитости и звезды ежегодно посещают Стену Плача


Путин, Владимир Владимирович


Барак Хуссейн Обама


Хиллари Дайан Родэм Клинтон


Пётр Алексеевич Порошенко

Юлия Владимировна Тимошенко


Ющенко, Виктор Андреевич


Дмитрий Анатольевич Медведев


Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон


Горбачев Михаил Сергеевич


Меладзе, Валерий Шотаевич


Певцов, Дмитрий Анатольевич

Киркоров, Филипп Бедросович


Роберт Де Ниро


Неймар да Силва Сантос Жуниор


Лионель Андрес Месси
Таким образом, Стена Плача сегодня - одно из самых почитаемых мест, где собираются тысячи паломников. Приезжать в Иерусалим лучше на несколько дней, чтобы успеть посмотреть и другие святыни. Поселиться можно в одной из многочисленных гостиниц. Здесь рады всем, и каждый паломник уезжает отсюда с надеждой, что Бог исполнит его сокровенные желания.

Н едавно я преодолел 37 тысяч миль в молитвенном паломничестве по всему миру. Я встречался с Папой Римским, общался с монахами, танцевал с раввинами, ходил по углям и обновлял свою молитвенную жизнь. Я исследовал молитвенные традиции в иудео-христианской семье верующих, включая таких странных дядюшек и чокнутых двоюродных братьев, как церковь Северной Кореи и баптистская церковь Вестборо. И одним из первых мест, которое я посетил в своем паломничестве, был Иерусалим, место, где Иисус провел свои последние дни на земле.

Одной из самых известных точек паломничества в Иерусалиме является Стена Плача — огромная каменная поверхность, рядом с которой молитва почти не прекращается. Визит в Иерусалим не будет завершен без посещения этой стены, однако, существует множество мифов и общих заблуждений относительно этого священного места. Разберем семь из них:

1. «Стена Плача» — не настоящее название.

«Стена Плача» — это всего лишь прозвище, описывающее звуки, которые вы можете услышать, когда подойдете поближе. Не волнуйтесь, это просто звуки молитвы. Настоящее же название этого места - Западная Стена.

2. Это не стена в том смысле, в котором вы подумали.

Многие думают, что Западная Стена это одна сторона форта или крепости. В действительности, это всего лишь остатки опорной стены, находящейся под Храмовой горой.

3. Стена намного больше, чем то, что можно видеть сегодня.

Хотите верьте, хотите нет, но этот огромный кусок стены, к которому мы можем подойти, составляет одну восьмую от оригинальной стены. Стена была примерно 540 метров в длину. Вся стена целиком была очень массивной!

4. Она не была построена евреями.

Эта конкретная стена - опорная стена Второго Храма - была построена Иродом Великим в 19 году до нашей эры. Ирод был крайне жестоким человеком, убивавшим раввинов и членов собственной семьи, и он так же был крайне продуктивным и страстным строителем.

Говорят, что на строительстве Западной Стены было задействовано более тысячи рабочих. К сожалению, стена была разрушена несколькими десятилетиями спустя. И теперь евреи молятся о восстановлении Третьего Храма .

5. За этот кусочек недвижимости ведутся жаркие споры.

Если вы думаете, что Западная Стена это место мира и счастья, подумайте ещё раз. Три основные религии мира - иудаизм, христианство и ислам - ведут битву за это место уже более тысячи лет. Иерусалим подвергался атакам более пятидесяти раз.

Каковы случайные шансы, что 540 метров земли на планете Земля являются фактическим полем битвы, где три мировые религии сражаются, буквально, за каждый камень?

6. Тут не смешиваются.

Если вы планируете посетить стену вместе со своим другом\подругой, супругом или детьми, подумайте ещё раз. Мужчины и женщины отделены друг от друга деревянным забором почти в 40 метров длинной.

Хорошие новости? Когда празднуется бар-мицва или бат-мицва, разрешается собраться вдоль стены, встать на стулья и наблюдать за происходящим на другой стороне.

7. Это место молитвы не только для евреев.

У Западной Стены есть прекрасная традиция: написать свою молитву на бумажке и засунуть в щель между камнями стены. Регулярно специальный человек собирает все молитвы и закапывает их на Масличной горе, на кладбище, которому уже 2000 лет. Согласно этой традиции, каждая написанная таким образом молитва становится «вечной молитвой». Это очень красивая традиция, и даже Папа Римский Иоанн Павел II положил свою молитву в щель этой стены.

Я тоже положил свою молитву, написанную на маленькой бумажке, в Западную Стену. Я написал одну из самых сильных молитв, состоящих из одного слова: Шалом . В английском языке нет адекватного перевода (в русском и других языках также - прим.пер. ), но смысл этого слова можно передать как мир, полнота, завершённость, целостность, единство .

Шалом очень нужен на Ближнем Востоке.

Сейчас многие могут позволить себе поездку в Иерусалим. Это замечательно. Однако…

Довольно часто спрашивают: а можно ли закладывать записки в Стену Плача? Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет это делать?

Василий Верещагин.
Соломонова стена (Стена Плача). 1884-1885.

Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: "Здесь был Вася!" - сунуть в щель какого-нибудь памятника старины.

Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?

Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет.

Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа не уверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, осудило по ложному навету на казнь. Представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие.

В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38; см. Лк. 13, 35).

Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной плача - плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.

Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: "Оставляется дом ваш пуст". Но если Бог там не проявляет Своего присутствия, и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую.

Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Храм Иерусалимский разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.

Поэтому, если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Всем привет .

Сегодня отзыв об еще одном уникальном месте в Израиле, которое нам с мужем довелось посетить. Это Стена плача в Иерусалиме или, как ее называют сами евреи, Западная стена. Она находится на территории так называемого старого Иерусалима, за толстыми стенами и высокими старинными воротами, через которые пропускают туристов после прохода через металлоискатель.

Чем уникальна эта достопримечательность, почему ее называют именно Западной стеной, что там делать и много других интересных фактов - обо всем этом речь пойдет в данном отзыве.

Немного истории .

Храмовая гора, вокруг которой была построена Стена Плача, издревле служила местом поклонения для верующих. Сначала на ней был возведен Первый Храм или Храм Соломона, уничтоженный еще задолго до наступления новой эры и служивший единственным разрешенным для евреев местом для молитв. Через 70 лет храм решили восстановить. Силами нескольких правителей, в большой степени царя Ирода, Храм реконструировали, и он получил название Второго. Стена Плача или Западная Стена как раз и есть сохранившаяся часть Второго Храма, также разрушенного в 70 г. н. э. во время Первой Иудейской войны римскими войсками императора Тита. Стена служила опорой для всей конструкции, существенно увеличенной и расширенной во время строительства. В тот период, пока Стена Плача находилась под контролем Иордании, с 1948 по 1967, верующих к ней не подпускали.

Таким образом, Стена Плача или Западная стена считается одной из самых древних достопримечательностей Израиля. Что интересно: евреи, как сообщил нам гид, не называют эту стену Стеной плача, а только Западной стеной. У них даже есть организации и общества Западной стены, занимающиеся историей и сохранностью этого объекта.


Почему «Стена Плача»?

Официальное название на иврите звучит как Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена».

Откуда произошло название Стена Плача? Прежде всего к этому священному месту приходят верующие иудеи, которые оплакивают разрушенный Храм. Также есть другая версия: время от времени на Стене проступают капли воды, напоминающие слезы. Последний раз «слезоточение» на плачущей Стене в Иерусалиме произошло в 1940 году.

Особенности посещения Стены Плача.

Есть ряд правил, которые обязательны к выполнению, когда вы планируете посетить Западную стену. Очень рекомендую ознакомиться.

Свод правил и советов перед посещением Плачущей Стены

  • Можно ли посещать Стену Плача в Иерусалиме православным? Побывать здесь и помолиться может каждый, независимо от вероисповедания.
  • Здесь есть свои правила в плане одежды: если у вас будут оголены плечи и не прикрыты колени, то скорее всего к святыне вас не пустят. За этим следят представительницы хасидской общины, так что с собой лучше иметь накидки или платки. У мужчин обязательно должна быть прикрыта голова, а у кого нет головного убора – в корзине при входе можно взять маленькую шапочку – кипу.
  • Перед тем, как приблизиться к Стене Плача, нужно помыть руки. На территории есть бюветы с ковшами – слейте воду сначала на одну руку, затем помойте другую.
  • Возьмите с собой ручку и бумагу или же заранее напишите записку, ведь на входе ничего подобного не продают и чаще всего неподготовленные туристы используют то, что есть под рукой.
  • Чужие записки трогать нельзя. Постарайтесь разместить свой листочек бумаги в щель между каменными блоками, не зацепив при этом других записок.
  • После молитвы, поворачиваться к Стене спиной не желательно. Покидать святое место нужно лицом к нему, то есть пятясь назад несколько метров.
  • Официально посещение Стены Плача бесплатно, но на территории приветствуются пожертвования для нуждающихся.
  • Фотографировать и снимать видео у Стены Плача не запрещено, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник.

Когда я подбирала одежду для этой поездки, то учитывала и эти правила, и 30-градусную жару в Иерусалиме в октябре. Поэтому выбор пал на длинную белую юбку из легчайшего ситца и футболочку с небольшим рукавом, буквально только-только прикрывающим плечи (ну, чтоб по правилам!), а также взяла с собой покрытие на голову. Муж сделал пару фото меня со спины, когда мы шли по узеньким улочкам старого Иерусалима. Просто оставлю их здесь, может кому-то из милых дам пригодятся при выборе одеяний, приличествующих посещению Стены плача и других религиозно-исторических достопримечательностей.


А вот что не додумалась взять, так это запасные солнцезащитные очки. На свои умудрилась сесть в автобусе (по закону максимальной подлости, конечно же, сломала дужку!), пришлось выбросить и ходить, прищурившись.

Что интересного можно увидеть у Стены плача? Бар-мицва.

Помимо того, что ее, стены этой, посещение само по себе интересно, можно попасть на довольно таки необычные действа, происходящие возле нее. Так, мы, например, попали на бар-мицва - "инициацию" еврейских юношей, когда их объявляют уже молодыми мужчинами и им можно участвовать в Песах и посещать храм вместе со взрослыми. Мужская и женская часть пространства у стены для посещений разделены, подходить можно только к своей части. На фото мальчик в окружении родственников-мужчин идет к Западной стене праздновать бар-мицву.


Бар-мицва́ (ивр. ‏בַּר מִצְוָה‏‎, буквально - «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр ‏בת מצוה‏‎ - «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-ми́цва ) - термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет и 1 день. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Сам Иисус Христос также прошел бар-мицва. Прочитать об этом можно в Евангелии от Луки, 2 главе, 41-52 стихи.

О записках. Нужно ли писать записку ?

Знаю, что многие люди считают обязательным написать записку с пожеланием или молитвенной нуждой и привезти ее в Израиль, подойти к Стене плача и постараться вставить в нее свою записочку. Я этого не делала по некоторым соображениям. Во-первых, верю, что Бог и без этого видит и знает, в чем я нуждаюсь. Во-вторых, у стены и без моей записки не так уж легко вставить даже маленький кусочек бумаги, а для кого-то это мечта, кто-то только за этим и приехал к Стене плача. Поэтому, подойдя к самой Стене плача, я просто прикоснулась к одному из камней и поблагодарила Бога за все то доброе, что есть в моей жизни: семью, близких, замечательный отдых и возможность побывать в таких исторических местах.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...