Святая исидора. Житие преподобной исидоры юродивой

4 апреля - День святого Исидора, которого Ватикан официально объявил покровителем Интернета и компьютеров. В последние годы именины этого святого отмечают компьютерщики не только католических стран: многим исследователям Интернета других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Католический cвятой Исидор, епископ Севильский (560-636), получил известность благодаря любви к наукам. Происходил он из семьи знатного римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, наследовал епископскую кафедру в испанском городе Севилье.

Епископ Исидор был одним из самых плодовитых писателей раннего Средневековья. Ему принадлежит несколько десятков сочинений, среди которых исторические произведения "История королей готов, вандалов и свевов", "О рождении и смерти отцов", "О сиятельных мужах"; трактаты естественнонаучного характера "О порядке творений", "О природе вещей"; назидательные сборники "Сентенции", "Синонимы", "Некоторые аллегории Священного писания", "Книга чисел", церковные и монастырские правила, обширная переписка с современниками.

Особое место не только в наследии епископа Севильского, но и в средневековой культуре вообще занимают его "Этимологии" в 20 книгах - первая всеобъемлющая энциклопедия Средневековья, содержащая сведения, которые должен был знать каждый образованный человек. Это грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, право и другие науки. В течение многих веков эта энциклопедия была для Европы сводом программных знаний, поэтому святой Исидор издавна считается покровителем учеников и студентов.

В 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета. Епископ был выдвинут в качестве соискателя на эту должность наряду со святой Теклой и святым Педро Регаладо, также выходцем из Испании.

Святой Педро Регаладо, живший в XV столетии, прославился тем, что якобы сумел появиться в одно и то же время в двух разных монастырях, удаленных друг от друга на 77 километров. Суть этого чуда во многом схожа с тем, как сейчас один человек может практически мгновенно "появиться" в любой точке мира с помощью Интернета.

Сторонники избрания покровителем Интернета каталонки святой Теклы считают, что молитвы о разрешении всех компьютерных проблем, ниспосланные именно ей, чрезвычайно действенны. Она особо милостива к приносящим покаяние злостным спамерам и любителям ворованного софта.

Однако защитником виртуальной реальности был избран Исидор Сивильский. Теперь его именины отмечают не только компьютерщики католических стран: многим исследователям Интернета и знатокам компьютеров других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Ватикан впервые приобщился к Интернету в 1996 году, тогда был создан сайт vatican.va. Веб-серверы этого сайта работают на трех компьютерах, названных в честь архангелов Рафаила, Михаила и Гавриила.

Помимо официального заступника, католики имеют также и специальную "Молитву перед выходом в Интернет". Не так давно на католическом ресурсе www.catholic.org появился ее текст:

Всемогущий и вечный Боже,

Кто создал нас по Своему подобию

И повелел нам искать всего, что есть благого, истинного и прекрасного,

Наипаче в божественном образе

Твоего Единородного Сына, Господа нашего, Иисуса Христа,

Позволь нам молить Тебя

Через заступничество Святого Исидора, епископа и доктора,

Чтобы в наших странствиях по Интернету

Мы устремляли бы наши руки и глаза

Лишь к тому, что угодно Тебе,

И проявляли бы доброжелательность и терпение

Ко всем душам, кого ни встретим.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В Верхней Фиваиде египетским подвижником, святым Пахомием Великим (память 15/28 мая ), был основан женский Тавеннский монастырь. Поводом к основанию этого монастыря было желание сестры Пахомия подвизаться отшельнической жизнью. Избранное для обители место называлось Мен и находилось на берегу Нила, тогда как мужской монастырь Пахомия Великого был расположен на острове, посреди Нила. Святой Пахомий дал отшельницам строгий, почти одинаковый со своим монастырем, устав.

В этой обители среди прочих сестер подвизалась и одна девица, по имени Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя, как глупая и помешанная, и потому была в великом презрении у прочих сестер. Исидора была всеми унижаема и оскорбляема, но свой подвиг выдерживала с великим терпением, всегда благодаря и хваля Бога.

Блаженная постоянно трудилась в поварне, служа всем сестрам, и исполняла все монастырские работы, не гнушаясь самыми трудными и грязными. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистоты. Так трудилась преподобная постоянно, от утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая плоть свою. Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить пред окружавшими ее сестрами свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: если кто думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3:18).

Сестер в монастыре том было 40, и все они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь. Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она когда-либо ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту самую воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда преподобная не оскорбляла никого словом, не гневалась ни на кого, не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании; никогда ни с кем не разговаривала, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.

После того, как преподобная Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, было о ней откровение Питириму, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне, мужу весьма добродетельному. Ему явился Ангел Господень и сказал: “Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную и угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Иди же в Тавеннский женский монастырь; здесь встретишь одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку. Эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это, никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города”.

Питирим тотчас же отправился в путь. Дойдя до мужского монастыря, находившегося в Тавеннисах, Питирим попросил настоятеля этого монастыря дать ему проводников, которые могли бы довести его до монастыря женского. Так как Питирим был известен здесь своими подвигами, то ради его подвижнического жития, а также и ради его старости, настоятель дал ему проводников из братии, которые с осторожностью и любовью перевезли его через реку, разделявшую два монастыря, мужской и женский, и привели его к женскому Тавеннскому монастырю.

Придя в обитель, преподобный отправился прежде всего в храм монастырский. Сотворив здесь обычную молитву, Питирим попросил всех сестер собраться к нему так, чтобы он мог всех их видеть. Все сестры собрались, кроме Исидоры. Не видя сестры, о которой ему было извещение от Ангела и ради которой он пришел сюда, старец сказал: “Приведите ко мне всех сестер, потому что, думается мне, здесь нет одной”. Сестры же отвечали ему: “Вот мы все здесь предстоим честному лицу твоему”. Но старец сказал: “Здесь нет одной, о которой мне было откровение от Ангела Божия”. Тогда сестры сказали: “Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупая и бесноватая”. Старец же сказал: “Приведите и эту сестру ко мне, чтобы я мог видеть ее, так как ради нее я и пришел сюда”.

Сестры отправились за Исидорой и сказали ей, что ее зовет старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом об откровении, бывшем от Ангела старцу. Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою.

Когда Исидора была приведена к старцу, то он, поняв, что это была именно та сестра, о которой ему поведал Ангел, пал к ногам ее со словами: “Благослови меня, честная мать!” Но Исидора сама упала к ногам его и сказала: “Ты меня благослови, честный отец!”

Увидя все это, сестры весьма удивились и сказали старцу: “Да не будет тебе такого бесчестия, честный отец! Ведь эта сестра - помешанная”.

Блаженный же Питирим сказал им: “Может быть, вы все помешанные; но эта сестра более меня и вас всех угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в день судный”.

Услыхав это, все сестры пали пред старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили ей ежедневно. При этом одна из сестер говорила: “Я всегда ее бранила”; другая: “Я выливала на нее помои”; третья: “Я колотила ее рукой”; четвертая: “Я палкой била ее”. И прочие сестры поведали старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.

Честный же старец Питирим вместе с преподобной Исидорой вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Затем Питирим достаточное время поучал сестер и беседовал с ними ради душевной пользы их, и, наконец, возвратился на место подвигов своих, хваля и славя Бога, сподобившего его видеть укрываемую от всех рабу Свою.

Преподобная же Исидора, не желая принимать почтения от сестер, вскоре после того, как ушел старец, вышла тайно от всех из монастыря того и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины. Такова была жизнь угодницы Божией, которая служила Господу тайно от всех под покровом своего юродства. За это она воспримет награду от Господа на небесах явно, пред очами всех ее небесных сограждан; водворившись с ними, она прославляет Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице. Кончина же святой Исидоры последовала в конце IV века.

Исидора была монахиней в Тавеннийском монастыре в Египте . Она покрывала свою голову старым тряпьём и вела себя таким образом, что долгое время считалась душевнобольной среди других обитательниц монастыря. Вследствие этого, святая терпела насмешки и унижения.

Однажды отшельнику Питириму было видение ангела, который повелел ему «найти избранный сосуд Божьей благодати» по «венцу, сияющему над её головой». Придя в Тавеннийский монастырь, Питирим увидел венец над головой Исидоры и признал её избранность и святость. После этого все обитатели монастыря со слезами на глазах и на коленях принялись каяться перед Питиримом в неподобающе пренебрежительном отношении к Исидоре, которая кротко переносила все унижения и испытания.

Через несколько дней святая Исидора тайно покинула монастырь, чтобы избежать извинений и почитания со стороны других монахинь. Последующий период её жизни остался в неизвестности .

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святая Исидора" в других словарях:

    Тавеннийская (или Исидора Тавенская) христианская монахиня и святая, одна из первых юродивых, жила в IV веке. Почитается в лике преподобных, память в Православной церкви 10 мая (по юлианскому календарю). Исидора была монахиней в… … Википедия

    - (также Исидора Тавенская или Исидора Египетская) христианская монахиня и святая, одна из первых юродивых, жила в IV веке. Почитается в лике преподобных, память в Православной церкви 10 мая (по юлианскому календарю). Исидора была монахиней в … Википедия

    ИСИДОРА - [греч. ᾿Ισιδώρα] (IV в.), прп. (пам. 10 мая; пам. греч. 1 мая). Рассказ о ней содержится в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского (Palladius. Lausiac. § 41 42). В греч. тексте святая не названа по имени, имя Исидора появилось в лат. переводе и в … Православная энциклопедия

    - «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία … Википедия

    Кафедральный собор Толедо, центр современной практики мосарабского обряда. Капелла справа с восьмиугольным куполом специально устроена для служения по мосарабскому чину Мосарабский обряд, испанский обряд, вестготский об … Википедия

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    ГРИГОРИЙ СИНАИТ - [греч. Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης] (ок. 1275, сел. Кукул, близ Клазомен, М. Азия 27.11.1346 (?), Парория, в сев. части совр. хребта Странджа (Истранджа)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в.,… … Православная энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Святая София» перенаправляется сюда; о православной святой существует отдельная статья см. Вера, Надежда, Любовь и их мать София. У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор … Википедия

В Тавеннисийском женском монастыре, находившемся в Фиваиде, подвизалась девица Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя как глупая и помешанная, поэтому находилась в великом презрении у прочих сестер, так что ни одна из них никогда даже пищи не вкушала вместе с нею. Ее все унижали и оскорбляли, но свой подвиг Исидора несла с несокрушимым терпением, всегда благодаря и славя Бога.
Святая постоянно трудилась в монастырской поварне, служа всем сестрам, не гнушаясь самыми трудными и грязными работами. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистот. Так подвизалась Преподобная постоянно, с утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая свою плоть.
Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить от окружавших ее сестер свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: если кто думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3, 18).
Сестер в монастыре было сорок, и они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь; Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола от трапезы сестер, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда Преподобная не оскорбляла никого словом, никогда не гневалась ни на кого, никогда не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.
Преп. Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, после чего было о ней откровение Питириму, мужу весьма добродетельному, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне. Ему явился Ангел Господень и сказал: «Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную, угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Если желаешь видеть такую женщину, то иди в Тавеннисийский женский монастырь; здесь встретишь ты одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку; эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города».

Рисунок Д. Ивановой

Питирим тотчас же отправился в Тавеннисийский женский монастырь. Придя в обитель, Преподобный сотворил в храме обычную молитву и попросил всех сестер собраться к нему. Все сестры, кроме Исидоры, собрались. Не видя той самой сестры, о которой ему было извещение от Ангела и ради которой он пришел сюда, Старец сказал:
– Приведите ко мне всех сестер – здесь нет одной.
Сестры же отвечали ему:
– Вот, мы все здесь предстоим честному лицу твоему.
Но Старец сказал:
– Здесь нет одной, о которой мне было откровение от Ангела Божия.
Тогда сестры сказали:
– Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата.
Старец же просил:
– Приведите и эту сестру ко мне, так как ради нее я и пришел сюда.
Сестры отправились за ней и сказали ей, что ее зовет Старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом об откровении, бывшем Питириму от Ангела.
Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою.
Когда Исидору привели к Старцу, то он, увидав ее, понял, что это была именно та сестра, о которой ему поведал Ангел, и пал к ногам ее со словами:
– Благослови меня, честная мать!
Но Исидора сама упала к ногам его и сказала:
– Ты меня благослови, честный отец!
Смотря на все это, сестры весьма удивились и сказали Старцу:
– Да не будет тебе такого безчестия, честный отец! Ведь эта сестра помешанная!
Блаженный Питирим сказал им:
– Может быть вы все помешанные; но эта сестра более меня и всех вас угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в день Судный.
Услыхав это, сестры пали пред Старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили святой Исидоре ежедневно. При этом одна из сестер говорила:
– Я всегда ее бранила.
Другая сказала:
– Я выливала на нее помои.
Третья:
– Я била ее рукой.
Четвертая:
– Я палкою ударяла ее.
И прочие сестры поведали Старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили Преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.
Честный же старец Питирим вместе с преп. Исидорою вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Вскоре после ухода Старца святая Исидора, не желая принимать почтения от сестер, ушла тайно от всех из монастыря и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины.
Такова была жизнь великой угодницы Божией, которая служила Господу тайно под покровом своего юродства. За это она и воспринимает ныне явную награду от Него на Небесах.

Священник Иоанн Павлов

93. О том, чтобы скрывать свои добродетели. Святая блаженная Исидора

Христос, Сын Божий, когда жил в нашем мире, скрыл от людей славу Своего Божества. Царь Небесный, на Которого Ангелы не могут смотреть, ходил по земле и был как все люди, имел вид простой и смиренный. Так поступал Христос, и нет ничего удивительного, что и Его верные последователи, то есть святые и праведники, часто имели вид самый простой и смиренный, а иногда и вовсе уничиженный. Преподобный Макарий Египетский говорит, что истинные христиане бывают похожи на старый потертый мешок, внутри которого хранятся драгоценные камни, жемчуг и золото, тогда как живущие по-язычески, напротив, похожи на дорогие, пышные, украшенные гробы, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей, мерзости и всякого зловония. Не заботясь о внешней славе, христиане прежде всего старались приобрести богатство внутреннее - Благодать Божию. И потому у святых за их простой внешностью всегда скрывались безмерные сокровища - дары Святого Духа, подобно тому как за простым видом Христа скрывалось Его Божество и всемогущая сила. Эту несомненную истину подтверждают нам жития многих святых, в том числе и житие блаженной Исидоры, память которой мы сегодня празднуем.

Святая Исидора жила в Египте, в Тавеннисийском монастыре, на берегу Нила. Ради любви Христовой она приняла на себя подвиг юродства. Живя среди сестер, она вела себя как глупая и помешанная, почему и была у них всегда в презрении и уничижении. Монахини часто ругали и оскорбляли ее, а иногда даже били. Она же переносила все это молча, с великой кротостью и терпением. Никогда ни на кого она не гневалась и никогда не роптала на Бога. Исидора постоянно трудилась, выполняя в монастыре самую тяжелую и грязную работу. Иногда она притворялась бесноватой, чтобы утаить от сестер свои добродетели. Таким образом Исидора исполняла слова апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым».

Согласно монастырским правилам, все сестры носили на своих головах монашеский куколь. Исидора же, юродствуя, покрывалась какой-то старой тряпкой. Никогда она не ела за общим столом, а питалась только объедками, остававшимися после трапезы сестер. Воду же она пила ту, в которой мыла горшки и котлы. Так Исидора прожила в монастыре много лет, скрывая под видом юродства свою святую жизнь. Однако не напрасно сказано в Евангелии, что не может укрыться от людей город, стоящий на верху горы. Вот и Исидора хотя и скрывала долгие годы свое богатство, но не смогла утаить его от людей, и ее высокая жизнь обнаружилась. Произошло это следующим образом.

Недалеко от места, где жила Исидора, подвизался один святой старец по имени Питирим. Однажды ему стали приходить на ум горделивые мысли, что он угодил Богу больше других и достиг уже высот добродетели. И вот ему явился Ангел Господень и сказал: «Напрасно ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным. Иди в Тавеннисийский монастырь, и там ты найдешь женщину, добродетельную больше тебя и угодившую Богу больше, чем ты. Ибо, живя среди сестер и всегда служа им с любовью, она находится в презрении у всех, и, однако же, несмотря на это, никогда она своим сердцем и своим умом не отлучается от Бога». Ангел указал и примету, по которой Питирим сможет узнать святую, сказав, что голова ее вместо куколя покрыта тряпкой. После этого Ангел стал невидим, и Питирим, сотворив молитву, решил тотчас отправиться в Тавеннисийский монастырь, чтобы увидеть угодницу Божию.

Придя туда, преподобный попросил собрать к нему всех сестер. Когда они собрались, Питирим, не видя среди них той, о которой говорил ему Ангел, спросил: «Все ли монахини здесь?» «Мы все здесь», - отвечали сестры. «Посмотрите внимательно, - сказал им старец, - может быть, какая-то сестра отсутствует». «Нет, мы все здесь, - повторили монахини, - нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата». «Приведите ее сюда, ибо ради нее я и пришел к вам», - сказал старец. Сестры пошли в поварню, но Исидора, зная по дару прозорливости о бывшем старцу откровении, не хотела с ними идти. Тогда они взяли и привели ее силой. Питирим, увидев ее и поняв, что это та самая жена, о которой говорил ему Ангел, пал к ее ногам со словами: «Благослови меня, честная мать!» Но Исидора сама упала перед ним и сказала: «Ты меня благослови, честный отче!» Сестры же, увидев это, весьма изумились и сказали старцу: «Что ты делаешь, святой отец, ведь сестра эта - бесноватая и помешанная?» «Я думаю, наоборот, что вы все помешанные, - отвечал Питирим, - ибо она угодила Богу более и меня, и всех вас, и я буду молить Господа, чтобы Он сподобил меня в день Судный одной с ней участи». Услышав это, сестры испугались и смутились, потому что поняли, что долгие годы обижали и оскорбляли святую угодницу Божию. Они стали исповедовать Питириму многие свои грехи, совершенные против Исидоры. Старец же, исповедав их и побеседовав с ними, удалился в то место, где он подвизался.

Однако после того, что произошло, Исидора не захотела уже оставаться на прежнем месте. Ничего никому не сказав, она тайно ушла из обители, и больше никто из сестер ее никогда не видел. Так поступила святая, чтобы избежать прославления от людей и сохранить свою жизнь и свой подвиг для Бога.

Житие святой Исидоры учит нас, братия и сестры, что добродетели нужно совершать не напоказ, а по возможности тайно. Это согласно и с Евангелием, в котором сказано, что совершающий добродетели напоказ людям от людей же получает свою награду. Награда эта заключается в суетной человеческой похвале и одобрении. Получая от людей такую ложную награду, человек лишает себя истинной награды от Бога. По словам старца Паисия Святогорца, такому человеку Господь на Своем Суде скажет: ведь за свое добро ты уже получил награду от людей, что же Я еще тебе должен?

Кроме того, добрые дела нужно скрывать еще и по той причине, что слава и похвала почти всегда приносят человеческой душе вред. Почему они приносят вред? Потому что мы потомки падшего Адама, и душа наша от рождения имеет предрасположенность к бесчисленным недугам. В очень большой степени она склонна к самомнению, и если душу внимательно не хранить, то она легко впадает в болезнь тщеславия и гордыни. Гордая же душа всегда бывает далека от Бога, подпадая по этой причине под влияние демонов и подвергаясь тысячам зол. Вот почему Евангелие учит нас совершать добродетели тайно не только от людей, но даже как бы и от самих себя. «Когда творишь милостыню, - заповедано нам, - пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». «Левая рука», по толкованию святых отцов, - это наш ветхий человек, то есть страстная, греховная часть нашей природы, всегда склонная к гордыне, самомнению и высокоумию.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что как больное или склонное к болезни тело нужно беречь от всего, что для него вредно, например, от острой пищи, или от холода, или от сквозняка, - так и нашу душу, склонную ко многим болезням, нужно беречь от того, что ей вредит. Человеческая похвала и слава вредны для души, следовательно, нужно от них свою душу беречь. А иначе не сможет она утвердиться в смирении, но всегда будет обуреваема гордостью и тщеславием.

Но здесь кто-нибудь может возразить и указать на то, что в Евангелии имеются и другие слова. Там, например, сказано: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Однако слова эти вовсе не отменяют заповеди о тайном совершении добрых дел. Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста, Христос не то хотел здесь сказать, что нужно намеренно выставлять добродетель напоказ людям, но чтобы сама эта добродетель была подобной яркому пламени и светила, как великий свет. Если добродетель будет так светить, то, конечно, ее уже при всем желании невозможно будет скрыть от людей - ведь не может укрыться город, стоящий на верху горы. Именно так сияли в нашем мире святые и праведники: они убегали от славы человеческой, но их прославлял Сам Господь. И об этом они оставили нам свои поучения. Вот, например, слова преподобного Исаака Сирского. «Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, - говорит он, - то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем»; «кто гонится за честью, от того убегает она вперед. А кто убегает от чести, того настигает она сзади»; «уничижай себя ради Бога, и без твоего ведома умножится слава твоя». Как мы видели, именно это и случилось с блаженной Исидорой: слава ее умножилась без ее ведома и даже против ее воли. И так всегда бывает с теми, кто идет по пути христианского совершенства и достигает святости.

Зная это, братия и сестры, постараемся совершать добродетели не напоказ, но по возможности тайно. Ибо те, кто делает добро напоказ, получают свою награду не от Бога, а от людей, от человеческой похвалы. А люди - разве могут они нам дать что-нибудь истинно великое и стоящее? Конечно, не могут они нам этого дать. Вот потому и должны мы всегда искать прославления от одного только Господа Бога. Да и, кроме того, лишь избегая славы и похвалы человеческой, мы можем побеждать гордость и возрастать в смирении. Смирению же дается Благодать и все Божии дары. Аминь.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...