Теории экономического развития вульгарно материалистическая философия истории. Вульгарный материализм

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализа­ции», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тож­дественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия - критические периоды и кризисы развития, через смену кото­рых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его нерав­номерность, - отождествляются 19 .

18 Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар­
шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.

19 См.: Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического раз­
вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про­
блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44-63.

Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии - науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щен­кам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел соци­ализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель - критический, в это вре­мя нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрело­сти, обычно к 14-15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и други­ми собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель 20 .

Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступле­ния какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм

человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети - наиболее радио­чувствительная часть населения, осо­бенно в критические периоды роста и развития 21 . Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный пери­од, так называемый «молочный пери­од детства» и период полового созре­вания. В эти критические фазы онто­генеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5-3 раза 22 .

В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри­ тические периоды называют сенси­тивными (чувствительными) для обу­чения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого време­ни, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают

20 Веб-страница http://www.zooclub.ru .

21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.

2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.

американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эф­фективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку време­ни. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:

Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении живот­ного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов име­ется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отда­ют предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).

Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово - не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период - время максимальной предрасположен­ности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критиче­ские периоды - время наибольшей податливости (пластичности) для. вос­приятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластично­сти наиболее высок.

Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой 23 , появлением поведенческих механизмов, которые под­держивают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакци­ями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает ре­акция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.

Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоноч­ных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у че­ловека. При изучении формирования социальной привязанности было уста­новлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолиро­ванными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Де­теныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и час­то били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-



в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.

ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей.

Первоначально исследователи концентрировали внимание на критиче­ском периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным обра­зом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у со­бак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому имен­но существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от обще­ства равных себе, необратимо подавляет способность животного к социаль­ному регулированию поведения 24 .

По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два кри­тических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребен­ка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимо­сти. И другой - в 2-3 года, когда он приучается быть независимым в важ­ных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4-5 мес, на что указывает появ­ление так называемой социальной улыбки 25 .

Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музы­ке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слиш­ком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.

Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для со­циализации периодов, когда детскому организму для полноценного разви­тия крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и за­бота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ре­бенка.

Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ре­бенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «соци­альная изоляция»: лишение человека социальных связей, общения и взаимо­действия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успеш­ности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.

Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасно­сти каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания ак­тивно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.

Сенсорная депривация - эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка

2001 г. проходил семинар «Критиче­ские периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, - от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что де­лать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родите­лям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?

ЮНОСТЬ

Как мы уже говорили, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зре­лость и старость.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще на­зывают тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологиче­ские изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются вле­чение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и са-мостоятел ьности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и со­держание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непри­знание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая авто­номия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главны­ми негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «пере­ломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведен­ческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного ма­лым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

" В этот период заканчивается формирование фундамента личности, до­страиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Под­ростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, осо­бенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выраже­ние в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейдже­ров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обсто­ятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потен­циальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологи­ческим повзрослейием;

противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкос­новенность имущества, участвуют в общественной и производственной жиз­ни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, за­конодатели, потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступа­ют участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, за­конодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане

тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и зак­лючается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обла­дая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими гло­бальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их

совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употреб­ление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над лич­ностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же ска­зывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработи­цы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребле­ние алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрос­лых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать шко­лу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует дос­тижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжа­ют считать детьми.

Современная молодежь, несмотря на достаточно короткий срок молодо­сти, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как преж­де, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, испо­ведующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.

В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрас­тающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение техни­ческого прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнооб­разной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрос­лость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самы­ми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопре­деленности возникает потому, что человек покидает детство - период ми­нимальной ответственности, и вступает во взрослость - период максималь­ной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Теоретически в своей семье ребенок получает необходимые ему соци­альную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в се­мье, свободу действий, но без утраты зашиты и принадлежности.

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое беспра­вие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и эко­номическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности полу­чают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобре­тенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.

В начале взрослой жизни наблюдаются следующие ролевые изменения: окончание школы, вступление в трудовую жизнь, брак, родительство, вклю­чение в общественную и гражданскую деятельность. Эти изменения требу­ют десоциализации (обучение отказа от роли) и ресоциализацие (обучение новым нормам и ценностям), так же как и социализации (обучению новым ролям) 26 .

На любом переломе - с началом брака, уходом в армию или началом трудовой деятельности - многие люди кардинально меняются. Как час­то можно слышать «он изменился с тех пор, как женился» или «работа сделала его неузнаваемым». Конечно, это не новые люди, но те же самые, с которыми произошли ролевые переходы. Изменился их образ жизни, их взгляд на себя, стиль общения с другими. Переходы в середине и конце жизни воспринимаются как «кризисы». Особенно это ощущается, когда люди теряют главный социальный статус и переходят в другой - женщи­на в середине жизни перестает быть матерью, несколько позднее - любов­ницей, мужчина, в 60 лет выйдя на пенсию, перестает быть производите­лем материальных благ и кормильцем семьи. Они чувствуют себя несчас­тными. Родительство для женщины и работа для мужчины - главное в их жизни. Женщина, просидевшая в до­ мохозяйках долгие годы, после смер­ти мужа вынуждена идти работать. С точки зрения социологии, она прошла путь десоциализации от роли за­висимой жены (обучения) и ресоциализации в статус независимой лично­сти (обучение новой роли), требующих радикального смещения в ее от­ношениях с другими людьми, образе жизни, чувствах, мышлении. Она обу­чилась профессии и новой роли, научилась подчиняться новым социальным нормам и правилам. Постепенно ее «Я-концепция» сформи­ровалась вокруг роли работника, а не домохозяйки.

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом соци­ализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов че­ловеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес-

26 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 116.

сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, же­нитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если ниж­няя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.

Социологическим критерием разграничения двух периодов - молодеж­ного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая само­стоятельность. Но что считать прояв­лением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В эк­стремальные периоды истории - войны и революции - молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благода­ря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. На­против, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затяги­вается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:

Сам себя обеспечивать средствами существования;

Распоряжаться деньгами независимо от других;

Быть самостоятельным в выборе образа жизни;

Проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми.

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые дру­гие признаки, в частности: а) способность отвечать перед законом; б) до­пуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения со­циализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрос­лости. Семья - единственный агент социализации, оказывающий воздей­ствие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее чле­на на разных этапах семейного цик­ла меняется. Ребенок - объект соци­ализации и одна из целей жизни ро­дителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) со­циализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъекта­ми, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процес­са социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собствен­ной семьей, переходят в новое качественное состояние - из объектов вос­питания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит му­чительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены об­ращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта - как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно суп­руги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализа­ция происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реаль­ной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребно­стей и средств их удовлетворения.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным.

Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах американские исследователи Вулпи и Гинсбург. В. Микуличек показал наличие таких критических периодов у собак. Он определил четко рамки, когда завершается один период и начинается другой. Аналогичные исследования проводились под руководством Л.В. Крушинского на волках и на собаках.

Наблюдения собак разных пород, собак-парий привели нас к выводу, что невозможно четко указать границы периодов. Оказалось, что в пределах породы очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Условия обитания собак в человеческом обществе оказались настолько разнообразными, что их невозможно стандартизировать, хотя бы в первом приближении. Поскольку породы, пока они существуют, все время находятся под прессом и естественного и искусственного отборов, эволюция их, особенно в нашем столетии, резко усиливается. Вполне вероятно, что именно благодаря бурным эволюционным процессам и под влиянием сложной среды одна из основ поведения – социализация находится в очень подвижном состоянии.

Итак, хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза. Совершенно невозможно указывать точные сроки в отрыве от конкретной породы, в данной ситуации даже группа пород оказывается слишком крупной таксономической единицей, поскольку объединяет зачастую карликовые, нормальные и гигантские формы. Для обеспечения ориентировки при дальнейшем изложении мы дадим сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.

Первый период социализации

Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного – это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и – это особенность собаки – образ человека-партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, – именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.

Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.

Второй период социализации

Он может смыкаться с первым периодом или перекрываться с ним; приходится на возраст примерно от полутора до пяти месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.

Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда-то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.

Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует. Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.

Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.

Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка – и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.

Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» – враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо. Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.

Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности. Ведь у достаточно многих видов забота о потомстве эгоистична, в ряде случаев это просто жесткая программа, не позволяющая никаких вариаций. На какие ухищрения приходится идти животноводам, чтобы вынудить овцу с ягненком-одинцом принять под свою опеку сироту. Овца вполне может кормить двойню, даже тройню, но это должны быть ее родные ягнята. Их образ запечатлевается матерью сразу после родов, непосредственно связан с запахом и вкусом ее собственных вод. Проблема неприятия сироты настолько серьезна, что над ней работают научные лаборатории в разных странах мира. И овца тут не исключение, а скорее правило: если лосиха, отелившись, потеряет на некоторое время своего теленка из виду и он обсохнет, то она не станет кормить его, хотя и будет искать. Забредший на чужой охотничий участок щенок песца не только не может рассчитывать на дружественный прием, но должен бояться встречи с хозяевами – могут съесть. И только высокосоциальные виды животных (приматов мы оставим в стороне) приобретают альтруистическое отношение к детенышам: неважно, родной он или нет, но он принадлежит к тому же виду. Напомним, что стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков – вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его.

Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.

Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.

Третий период социализации

Он приходится на возраст 6–10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В результате это резко осложняет для нее возможность легкой смены социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку «свои» и «чужие», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ». Последние также, безусловно, являются собаками, но собаками, априори могущими причинить вред, с ними надо быть осторожным. Это особенно явно видно на примере собак-парий, когда молодые собаки уже в отсутствие взрослых начинают самостоятельно проявлять агрессию к чужим. Этот этап социализации для собаки завершающий.

Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.

Однако в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак-компаньонов третий период так полностью и не завершается. Он заканчивается формированием тесного круга общения. Собака очень предана хозяину, его семье, разлука с ними приносит ей сильные страдания, но ни нападать на посторонних, ни толком избегать их животное так и не научается. Такие породы по сравнению с прочими обладают очень высокой инфантильностью, такие собаки за всю жизнь так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.

Весьма интересен третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере гончих. С наступлением полового созревания, с взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо этого идет очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным признаком или атрибутом «своего», человека-охотника является ружье. Собака, хоть раз побывавшая в поле, полностью доверяет любому человеку с ружьем. Это интереснейший случай, когда понятия «МЫ» и «ОНИ» являются атрибутивными у животных.

В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности от них для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют. Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем в соответствующей полу подсистеме.

Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом возрасте становится возможным заключение лояльного союза, поскольку теперь надо объединять силы против внешнего мира. В расхожей шутке: «Против кого, братцы, дружим?» на самом деле скрыт глубокий биологический смысл. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по-разному к нему относятся прочие живые существа, и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.

Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно ни хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Причем совершенно необязательно искать корни дружественных союзов только в легкости добычи пропитания, гораздо чаще они восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так, на наш взгляд, можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»-изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.

О том, какого положения в обществе наиболее часто могут добиться собаки, лишь вступившие на порог зрелости, мы уже говорили. Чаще всего это «пограничники» и аутсайдеры. Отметим особо, что бегство щенка из стаи на втором периоде социализации вовсе не является изгнанием. Стая не отказывалась от него, не стремилась избавиться, этот щенок был лишь одним из массы, уход именно его для стаи был незаметен. Истинные изгнанники появляются лишь тогда, когда стая начинает видеть в них индивидуальность, когда их личные качества чем-то раздражают сообщество. Здесь процесс взаимный: не только собака избегает общаться с членами стаи, но и те активно отгоняют ее прочь от себя.

В заключение следует подчеркнуть особенности социализации у собаки. Невозможным оказалось выделить четкие границы между критическими периодами, сами периоды накладываются друг на друга. Еще не оканчивается критический для понятия «МЫ» период, как активный щенок уже начинает познавать мир как индивидуальность, завязывает первичные личностные связи, формирует отношения. Точно так же понятие чуждости, непринадлежности к общности «МЫ» возникает в ряде пород и у особо одаренных интеллектом собак уже во втором периоде социализации. С другой стороны, возникает феномен, немыслимый для дикого животного, – незавершение третьего этапа, продленная на оставшуюся жизнь инфантильность, более того, атрибутивность понятия «СВОИ». Все это, на наш взгляд, показывает не только высочайшую сложность социального поведения собаки, но и делает невозможным слепой перенос поведенческих особенностей диких социальных псовых на собаку. Безусловно, в поведении волка и собаки, двух близкородственных видов, есть очень много сходного, однако различия в протекании социализации, в самой сути ее периодов более чем достаточны, чтобы не делать выводов о поведении одного вида на основании наблюдений поведения другого без детального анализа.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.

На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатлевания в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании раноотнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.

Депривация во время второго периода социализации

Дело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.

Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных – такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества. Однако вернемся к судьбе щенка-деприванта.

По истечении срока карантина его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.

Не можем не отвлечься и не привести примера такого обучения щенка. Молодая сука среднеазиатской овчарки в начале второго периода социализации выращивалась совместно с собаками иных пород, обладавших достаточно ограниченным языком демонстраций. Уже после четырехмесячного возраста она попала в сформированную стаю собак своей породы и первую неделю испытывала массу неудобств. Взрослые собаки, особенно суки, часто принуждали ее принимать позу подчинения и делать это четко. Когда подросток понял, чего от него требуют взрослые собаки, он, похоже, испытал истинное удовольствие. Теперь уже молодая сука ходила за взрослыми собаками, вынуждая их обратить на себя внимание, но стоило тем сделать малейшее движение угрозы, как она утрированно четко и с видимым удовольствием принимала позу подчинения.

Однако если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т. е. ограниченно будет применять само и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.

Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности, он не может вступать в контакты с ними, ему не с кем играть. Игру с соплеменником не может заменить никакая неживая игрушка и никакие забавы с хозяином. В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению – без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможным.

Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.

Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т. е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов. Добавив к этому повышенную пугливость и неуравновешенность нервной системы, связанные с депривацией информативной, мы получаем портрет животного, неприятного в общении и негодного к работе.

Депривация во время третьего периода социализации

Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.

Депривация взрослого животного

Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно. В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

Еще одна линия американской психологии развития - соединение психоанализа и этологии.

Как известно, З. Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, К. Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, по ограничено временем его действия: в определенные периоды жизни влияние окружающей среды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно.

Наибольший след в жизни организма оставляет главным образом опыт ранних лет. Аналогичное показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Аналогичное явление наблюдается и у человека. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу поведения, изучению возникновения социальных связей.

При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление в процессе социализации само по себе не является необходимым. Известны опыты супругов Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши определенно предпочитают одетые модели - "уютных матерей", от которых они не получали пищевого подкрепления, а не проволочную - "холодную мать", дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источнике социальной привязанности была отброшена.

Детеныши, воспитанные искусственной матерью, счал и плохими матерями, не обращали внимания на своих детенышей и часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования социальных связей. Был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище. Контакт и комфорт имеют важное значение для формирования привязанности младенца (детеныша) к матери.

Еще задолго до опытов Харлоу К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - "запечатления". Известна фотография, на которой выводок гусят следует за Лоренцем как за собственной матерью-гусыней.

В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом, или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжительности критических периодов. Начало периода определяется зрелостью двигательных возможностей, способностей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.

Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.

Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с вывод ком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека.

Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей в возрасте около восьми месяцев возрастает страх но отношению к незнакомцу.

Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит главным образом от общения с другими членами группы.

Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.

В опытах на обезьянах X. Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.

По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимости, и другой - в два-три года, когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях.

Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Были выделены также критические периоды обучения (иногда их называют сензитивными периодами для обучения). Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение важно не только для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.

Открытие критических периодов немедленно сфокусировало внимание ученых на процессах развития, которые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, появится возможность их направленного изменения, что очень важно для здоровья и обучения ребенка. Зная потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, мы можем использовать эти возможности и избежать таким образом негативного опыта.

Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть, по существу, исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

В исследованиях внешней среды и ее роли в развитии поведения изучались, с одной стороны, сенсорная депривация, социальная изоляция, а с другой - интенсивная стимуляция, экспериментальное обогащение среды. Было получено множество экспериментальных фактов:

  • o показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и химические изменения (Л- Креч и М. Розенцвейг);
  • o уровни развития, намеченные Гезеллом, не зафиксированы и не предстерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется;
  • o младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критического (сензитивного) периода под влиянием соответствующего опыта (Р. Фанц, Т. Бауэр);
  • o координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фокс); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений, увеличивающееся с возрастанием сложности, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам;
  • o взрослые с исключительно высокими способностями испытали интенсивную раннюю интеллектуальную стимуляцию (М. МакКарти);
  • o при перемещении из минимально стимулирующей обстановки в более обогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности.

Какой вывод можно сделать из этих исследований?

Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок. Остро ставится проблема образования родителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.

Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние годы.

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

18. Возрастные периоды социализации

Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени восприимчивости индивида к социализации.

Первый период относится к детскому возрасту и занимает первые 12 лет жизни индивида. Второй период начинается с подросткового возраста и длится до совершеннолетия (12–18 лет). Третий период отсчитывается с совершеннолетия и продолжается всю жизнь.

Первый период характеризуется тем, что когнитивные способности индивида недостаточно развиты, в связи с этим индивид быстро усваивает все, что ему преподносится, но в то же время это усвоение частичное или неполное, недостаточно осознанное. Характерно, что на самом раннем этапе единственным источником социализации является семья, с возраста 3–4 лет подключается такой социализирующий фактор, как телевидение (радио), нередко – детские дошкольные учреждения, с 6 лет основным социализирующим фактором становится школа. В зависимости от создаваемых индивидом контактов и их выбора социализирующими факторами могут стать сверстники, улица, авторитетные взрослые, в том числе преступные элементы (так происходит процесс втягивания ребенка в преступные сообщества).

Второй период характеризуется развитием когнитивных способностей, индивид начинает перерабатывать получаемую информацию и реагировать на нее (либо принимает, либо отвергает), у него расширяется круг социальных связей и он ранжирует авторитеты социальных институтов. Его социальная позиция формируется в зависимости от того, какой институт становится для него наиболее авторитетным – семья, друзья, школа, протестные группы.

Третий период (самый длительный) характеризуется тем, что выбор приоритетов и социальная система установок уже сложились, основным институтом социализации становится личный опыт. При получении новых сведений о социуме индивид пропускает их через существующий у него фильтр – систему взглядов и установок, которыми индивид оперирует. Ему становится сложно навязать мнение, с которым он не согласен.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Кризисные периоды в развитии семьи При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

6. Ранние периоды в жизни собаки Есть книжки, которыми пользуются в качестве учебников, внушающие студентам уверенность, будто почти все поступки взрослой собаки, живущей в природе, усвоены в процессе обучения. Поразмыслив над утверждениями подобных книг, быстро

Из книги Рейки [Краткое современное руководство] автора Куликов С В

Рейки в различные периоды жизни. Рейки помогает благоприятному протеканию беременности. Во время родов (чаще всего это дистанционный сеанс) специалист Рейки мысленно помещает руки на крестец и поясничную область позвоночника роженицы, что облегчает и ускоряет

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Стельникова Офелия Мартиросовна

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович

21. Стадии процесса социализации Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Глава 5. Периоды изменений «Можно представить себе человека, любимого всеми и любящего всех. Такой человек всегда будет жить и на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром. Будучи таковым, он будет подобен Ангелу. Вот каков человек, питающий в себе Любовь!». Иоанн

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Периоды внимания Существуют своеобразные периоды внимания (приблизительно по 10–15 минут). По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание

Еще одна линия американской психологии разви­тия - соединение психоанализа и этологии.

Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у живот­ных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, но ограничено временем его действие: в определенные периоды жизни влияние окружающей сре­ды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незна­чительно.

Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опыт ранних лет. Это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоноч­ных животных. Это же явление наблюдается и у челове­ка. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу пове­дения, к изучению возникновения социальных связей.

При изучении формирования социальной привязан­ности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолирован­ными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши опреде­ленно предпочитают одетые модели - «уютных матерей», от которых они не получали пищевого подкрепления, чем проволочную - «холодную мать», дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источни­ке социальной привязанности была отброшена.

Детеныши, воспитанные искусственной матерью, были плохими матерями, не обращали внимания на сво­их детенышей и часто били их, когда те кричали. Не­смотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей. Был сделан важнейший вывод: социаль­ная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище.



Еще задолго до опытов Харлоу Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - «запечатления».

В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжитель­ности критических периодов. Начало периода опреде­ляется зрелостью двигательных возможностей, способно­стей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.

Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, например, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональ­ное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.

Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддер­живают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей прима­тов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забо­та и воспитание младенцев у человека.

Развитие привязанности останавливается, когда воз­никает реакция страха, которая заставляет избегать кон­тактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев воз­растает страх по отношению к незнакомцу.

Первоначально исследователи концентрировали вни­мание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы.

Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприим­чив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжет­ся это животное.

В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критиче­ский период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необра­тимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.

По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с, близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой в два-три года, когда он приучается быть незави­симым в определенных важных отношениях.

Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Были выделены также критические периоды обуче­ния. Критические периоды иногда называют сензитивными периодами для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных меха­низмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.

Открытие критических периодов немедленно сфоку­сировало внимание ученых на процессах развития, кото­рые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, возникает возможность направленного их из­менения, что очень важно для здоровья и обучения ре­бенка.

Если мы знаем потенциальные возможности и опас­ности каждого периода развития, то мы можем использо­вать эти возможности и избегать вредный опыт.

Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

В исследованиях внешней среды и ее роли в разви­тии поведения изучалась сенсорная депривация, соци­альная изоляция, с одной стороны и, с другой, - интен­сивная стимуляция, экспериментальное обогащение сре­ды. Было получено множество экспериментальных фак­тов:

q Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и хими­ческие изменения (Креч и Розен Цвейг);

q Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фик­сированы и не детерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется.

q Младенцы способны воспринимать сложные зри­тельные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной сти­муляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критиче­ского (сензитивного) периода под влиянием соот­ветствующего опыта. (Франц, Бауэр).

q Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем воз­расте возможности видеть свои передние конеч­ности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличи­вающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают пред­почтение менее сложным зрительным стимулам.

q Взрослые с исключительно высокими способно­стями испытали интенсивную раннюю интеллек­туальную стимуляцию (Мак Карди).

q При перемещении из минимально стимулирую­щей обстановки в более обогащенную наблюдает­ся увеличение показателей интеллектуальности.

Какой вывод из этих исследований?

Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластич­ности нервной системы. Вмешательство в развитие чело­века должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наибо­лее высок. Остро ставится проблема образования родите­лей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.

Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние го­ды.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...