Вопросы с цифрой 9. Самоопределение к учебной деятельности

Елена Щипачева
«Число и цифра 9». Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»

Цель : ;

Задачи :

Обучающие :

-Познакомить детей с числом и цифрой 9 ;

Закрепить :

Количественный и порядковый счёт в пределах 10;

Отвечать на вопросы «Сколько?» , «Который?» , «Какой?» ;

Количественный состав числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале

Находить предметы длиннее (короче, шире (уже) образца и равные ему .

Развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Закрепить представление детей о последовательности дней недели, месяцев года.

Развивающие задачи :

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности , внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математической деятельности .

Направление : познавательно-речевое

Образовательная область : «Познание »

Вид НОД - Интегрированное

Продуктивная деятельность : Формирование математических представлений у детей

Группа : старшая

Длительность : 30 минут

Методическая информация о НОД

Вид НОД- интегрированное

Другие формы организации детей в НОД –индивидуальная подгрупповая

В НОД прослеживалась интеграция следующих областей

«Коммуникация»

Развитие у детей речевой активности во время НОД.

«Познание »

Формировать элементарные представления об образе жизни людей разных времен (одежда, утварь)

«Социализация»

Формирование свободного общения со взрослым и детьми.

«Чтение художественной литературы»

Прививать интерес к художественному произведению

«Музыка»

Способствовать развитию навыков танцевальных движений (во время динамической паузы)

«Художественное творчество»

Формирование умения лепить из целого куска пластилина

Методы и приемы

С точки зрения организации процесса – беседа

По источнику знаний - наглядные, словесные, практическая работа

По способу организации работы – работа под непосредственным руководством воспитателя, самостоятельная работа

Стимулирующие методы – поощрение, коллективный характер, создание благоприятного климата, фона, разнообразие видов деятельности

Игровой : воображаемое путешествие мальчика Вовки по сказкам

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование, электронная презентация

«Вовка в тридесятом царстве»

Раздаточный материал для детей

изображение корабля (по точкам, карандаши цветные, карточки с заданиями на каждого ребёнка (для счёта, карточки с цифрами от 1 до 8 .

Принципы

Принцип всестороннего развития. Обучаясь элементарным математическим представлениям дети не замыкаются только на привитии математических навыков и умений, но и получают общетеоретические понятия.

Принцип сознательности. У детей формировалось сознательное отношение к умственной деятельности . Дети контролировали собственное решение задач, определяли достоинство и недостатки своей работы.

Принцип посильной трудности. Все задачи, упражнения соответствовали возрасту ребенка.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении умственных умений.

Принцип уважения к личности ребенка и признания ребенка на ошибку. Каждый ребенок индивидуальность и требует бережного отношения. Только совершая ошибки и экспериментируя, мы находим истину.

Планируемый результат

Сформированность у детей представления о числе и цифре 9

Развитие у детей интереса к умственной деятельности ;

Совершенствование математических умений и навыков;

Знание количественного и порядкового счета в пределах 10

Умение находить предметы длиннее (короче, шире (уже) образца

Сформированость представления у детей о количественном составе числа из единиц в пределах 5

Проявление активности, самостоятельности в умственной деятельности ;

Достижение каждым ребенком ситуации успеха в умственной деятельности , закрепление положительного отношения к НОД.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, а вы знаете сказку «Вовка в тридесятом царстве» ?

(отв. детей)

Воспитатель : Какой Вовка в сказке? (предполагаемые ответы детей : ленивый, глупый, хвастливый, и т. д).

Воспитатель : Он хотел попасть в сказку. Почему? Как он говорил? (Предполагаемые ответы : Толи дело в сказках, только и делай, что ничего не делай)

Воспитатель : Но так ли это?

Воспитатель : У нас в группе появилась новая книга. Не простая это книга, а волшебная, сказочная. А давайте Вовку отправим в книгу сказок. Пусть он поймёт, что это не правда, что в сказках надо много знать и уметь. (слайд 2)

Вовка заходит в книгу сказок…. (Слайд 3)

Воспитатель : Чудеса для Вовки начались с 1-х страниц.

1. Попал Вовка к царю Берендею. А царь тот любил загадки загадывать.

(слайд 4)

И загадал царь Вовке загадку : (слайд 5)

Нас 7 братьев

Годами все равные

А именами разные

Кто это? (дни недели)

Никак не может Вовка отгадать царскую загадку. (слайд 6)

Царь : Эй Стража, отрубить ему голову! (слайд мультимедиа 7)

Воспитатель : Ой ребята, наверное, Вовка не справится с этими заданиями. Поможем Вовке?

Задания детям.

1. Назвать все дни недели;

2. Назови 1-й день недели (слайд 8)

3. Каким днём заканчивается неделя (слайд 9)

4. Назови день недели после среды (слайд 10)

5. Сколько месяцев в году? (слайд 11)

6. Назовите все месяцы года? (слайд 12)

Воспитатель : Вовка что ты видишь на экране?

Воспитатель, обращаясь к детям : «Ребята, что изображено на экране (цифры ) (слайд 13)

Предлагаю вам и Вовке поиграть в Д/и. «Каждой цифре своё место » .

(слайд 14)

Дети выбирают карточки с цифрами и самостоятельно встают в ряд по порядку от 1 до 8.

Воспитатель : А знаете ли какая цифра стоит после цифры 8 ? (9) (слайд 15)

Цифру девять

Получить нам несложно.

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно!

Воспитатель : Посмотрите и скажите, на что похожа цифра 9 ?

(на перевернутый замок, на перевернутую цифру 6 , на бублик и т. д).

Давайте нарисуем в воздухе цифру 9 .

Слепим цифру 9 .

Воспитатель : Следующее задание. (слайд 16, 17)

(работа с карточками - соотношение количества предметов с цифрой )

Воспитатель : Почему ты соединил (а) листочки с цифрой ?

2. Поблагодарил Вовка детей . (слайд 18)

Вовка : Эй, рыбка! Ты, что же не слышишь? Я хочу, что бы ты ….

Рыбка : Что! А ты сплёл невод, ты меня поймал, палец о палец не ударил, а туда же. (слайд мультимедиа 19)

Воспитатель : Выполнишь моё задание, исполню твоё желание, а нет – уплыву в открытое море. (слайд 20)

Показывает заколдованный предмет. (слайд 21)

Воспитатель : Поможем Вовке соединить все цифры по порядку . (Самостоятельная работа детей)

Что заколдовала рыбка? Корабль.

Из каких геометрических фигур состоит корабль?

Что общего у четырехугольника и треугольника?

Чем отличается четырехугольник от треугольника?

Чем отличается круг от треугольника?

Воспитатель : Молодцы ребята, снова помогли Вовке справиться с заданием.

3. А Вовка попадает в следующую сказку. (слайд мультимедиа 23)

И попал к Василисам Премудрым

Вовка : А вы кто такие?

Василисы Премудрые, Прилетели из разных сказок, потому что у нас слет юных Василис по обмену премудростями.

Вовка : А вот бы и мне научиться каким – нибудь премудростям.

Василисы : Ну что научим девчонки? Научим!

Воспитатель : И решили Василисы Прекрасные научить Вовку уму-разуму. (слайд 24)

Вовка. Не хочу! в школе учат, учат и здесь тоже самое….

(слайд мультимедиа 25)

Воспитатель : Ребята давайте ему поможем.

Из сундука вылетают сарафаны. (слайд 26)

Найдите самый длинный сарафан.

Что можно сказать о длине синего сарафана?

Что можно сказать о ширине красного сарафана?

Что можно сказать о зелёном сарафане?

Воспитатель : Молодцы ребята снова помогли Вовке.

Обрадовался Вовка и пошёл плясать! (слайд 27)

Давайте и мы с вами порадуемся вместе с ним.

Музыкальная динамическая пауза.

4. Устал Вовка, есть хочет, а тут двое из ларца одинаковых с лица.

(слайд 28)

Вовка : Ну-ка, сделайте мне пирожное, мороженое, конфеты, баранки, леденцы….

И посыпались из ларца сладости от одного молодца к другому.

Вовка : Вы что, и есть за меня будете?

Молодцы : Ага! (слайд мультимедиа 29)

Вовка : Ну нет, я тоже хочу сладости! А ну марш обратно в ларец . (слайд 30)

Молодцы : А ты сладости сначала сосчитай. (слайд 31)

Воспитатель : Вот видишь, Вовка, даже в сказках нужно много знать и уметь.

Сколько всего сладостей? (5) (слайд 33)

Сколько, и каких сладостей вы видите? 1 ватрушка, 1 мороженое,1 шоколадка, 1 печенье, 1 конфета. Всего сладостей 5. Значит 5- это 1,1,1,1,1.

Угощайся Вовка. (слайд 34)

И попал к Водяному в болото. (слайд 36)

И просит Вовка Водяного : «Помоги вернуться домой» . (слайд 37)

Водяной : «Хорошо помогу, но сначала выполни мое задание : сосчитай сколько лягушек у меня в болоте?» (слайд 38)

Воспитатель : Давайте поможем Вовке. (слайд 40)

Дети считают. Сколько всего лягушек? 10.

Которая по счету лягушка на ветке (5)

Которая по счету лягушка с зонтиком (2)

На каком по счёту месте лягушка в короне (на 7)

Что делает лягушка на 9-м месте (держит листок)

Воспитатель : Ну, молодцы ребята помогли Вовке выполнить задание Водяного.

Звучит музыка, появляется летучий корабль. (слайд 41)

Воспитатель : А чтобы корабль полетел давайте поиграем.

Дидактическая игра «Вверху- внизу, справа- слева» .

Что находится под кораблем? (Под кораблем- болото) .

Что находится справа от корабля? (Справа –лес) .

Кто изображен слева от корабля ? (Слева- Баба Яга) .

Что находится над кораблем? (Над кораблем- Ковер –самолет) .

Вовка : Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. А я думал, что в сказках ни чего не нужно делать. Я теперь знаю, что мне надо делать. Я пойду в школу учится, чтобы тоже много знать и уметь. (слайд 42)

Воспитатель : Спасибо и тебе Вовка за интересное приключение.

Вовка улетает….

Рефлексия. Предлагаю детям выбрать смайлики.

с заданием справился хорошо и самостоятельно

справился с заданием хорошо, но при помощи воспитателя

с заданием не справился

ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ.

Знакомство с цифрой 9 можно начать необычно. Предложите малышу загадки, поговорки, пословицы, ребусы, скороговорки, стихи и т.д. Для ребят, которые ходят в 1 класс, интересной будет презентация, посвященная цифре 9. Заинтересовать ребенка обучением можно, но для этого придется приложить усилия.

Интересным вопросом, который можно задать малышу, будет такой: на что похожа цифра 9?

Наверное, первым ответом будет «на перевернутую цифру 6». А уж потом начнем сравнивать с предметами и явлениями. В этом могут отлично помочь фото различных предметов, похожих на девятку, ребусы, где цифры часто бывают зашифрованы с помощью других слов и понятий, цифра 9 в картинках и т.д.

Существует еще множество различных заданий, где задействована цифра 9.

Развивать сообразительность и одновременно считать до 9 помогут загадки. Именно загадки как жанр фольклора дают богатую пищу для ума. Прочитайте загадки детям, и пусть они отгадают, о какой цифре идет речь. Загадки помогут интересно начать урок, чтобы малыши включились в работу.

Развивать речь, дикцию на занятиях помогут поговорки, пословицы, скороговорки, стихи. Они не только научат считать до 9, но и правильно выговаривать звуки и строить предложения. Интересен стишок С.Маршака «Веселый счет», где присутствуют все цифры, но вы можете взять из него только отрывок, в котором описывается число 9. Стихи есть и у других авторов, например, А.Барто. Скачать стихи про цифру 9 вы можете на нашем сайте. Попросите ребят дома вместе с родителями найти стишки о цифрах. Стихи также помогут интересно и неожиданно начать урок, если вы как учитель идете к ребятам в 1 класс.

Пословицы и поговорки, которые, как правило, имеют назидательный характер, могут использоваться в середине занятия или в качестве домашнего задания. Интересно будет предложить изобразить, о чем рассказывают пословицы и поговорки в картинках. Пусть малыши дома сами нарисуют, как они понимают заданные пословицы и поговорки. Также им придется потренироваться писать число 9, чтобы изобразить содержание фольклорных произведений.

Изучать цифру 9 можно, предложив малышу ребусы. Сами по себе ребусы представляют зашифрованное слово, в данном случае, число 9. Чтобы отгадать ребусы, потребуется немало сообразительности.

Чтобы научиться писать число 9, ребенку обязательно потребуются прописи. Перед тем, как писать самостоятельно, пусть он попробует обвести цифру. Затем пусть пробудет писать сам. Стимулируйте ребенка, чаще хвалите его, тогда наверняка все получится.

Видеоряд

Научить детей правильно писать и считать до 9 поможет презентация в картинках и фото. Презентация может быть полезна, если вы учитель, и собираетесь на урок в 1 класс. Также презентация может быть использована в домашних условиях. Скачать ее можно на нашем сайте. Презентация – отличное видео пособие, если вы не знаете, с чего начать обучение цифре 9.

Таким образом, изучать, как выглядит цифра 9 с дошкольниками или ребятами, которые ходят в 1 класс, можно увлекательно и интересно. Используйте для этого подручные средства, считайте, показывайте картинки и фото, изучайте скороговорки и пословицы . Ваш ребенок не только освоит математику, но и получит полноценное развитие.

Презентации

Перезентацию про цифру 9 можно посмотреть и скачать .

Задания про цифру

Итак, какие нужно будет выполнить задания?

  1. Посчитать разноцветные прямоугольники (их 9 штук).
  2. Найти все цифры девять, спрятавшиеся среди других цифр и обвести их в кружок.
  3. Подрисовать на носке 9 разноцветных полосок.
  4. Найти все цифры 9, спрятавшиеся в сердечках.
  5. Обвести большую цифру девять, начиная от стрелки 9 раз.
  6. Найти две цифры 9, спрятавшиеся на картинке с ножницами, и раскрасить их.
  7. Здесь нужно сначала обвести цифры 9, а потом посчитать количество картинок и обвести те, которых по 9 штук.

Тема урока: Число 9, цифра 9.

Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Ход урока

Учитель

Ученик

1.Орг момент.

Видеофрагмент песни «Какой чудесный день...» из мультфильма

Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок? (конец мультика)

А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

Можем ли мы открывать новое?

Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

Я жду от вас такой работы.

2. Актуализация знаний.

Начинаем урок с математической разминки.

1. У меня в корзинке лежат грибочки.

А грибочек-то волшебный, на нём есть задание.

Кто хочет взять грибочек?

Как получить число..........

(кто вытянул говорит состав числа, остальные помогают если не всё назвал) 5 МИНУТ

Посмотрите на доску. Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

Расставьте числа в порядке возрастания, и перевернув листочки с цифрами вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит)

Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский)

Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их. 3 МИНУТЫ

2. Ориентация в числовом ряду

Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Айболит потерял листочек с номерами лекарств от разных болезней.

Поможем айболиту разобраться с лекарствами?

Вы можете ему помочь с помощью веера.

Ученики с помощью веера показывают ответы.

Лекарство от головной боли у Айболита находится под номером, который стоит между 3 и 5.

Лекарство от кашля находится в бутылочке под номером последующим числу пять.

Покажите предыдущее число для 4. Именно в этой бутылочке находится микстура от простуды

Какое число стоит слева от 3. А в этой бутылочке находится средство от боли в животе

Бутылочка от грусти находится под номером, который справа от числа 6 а числовом отрезке. 6. 2 МИНУТЫ

3. Итог

Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас помощи.

1) Запишите примеры и решите их с помощью числового отрезка

На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

6 + 3 =

Вы смогли выполнить задание? (Нет)

Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8, и число 9 пока не изучали)

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. - открывается СЛАЙД с темой урока)

Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

5 МИНУТ

Физминутка: КОГДА ГОВОРЮ ПОЖАЛУЙСТА – ТО ДЕЛАЮТ

5. ОНЗ

ТАК ЧЕМ ЖЕ МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКЕ?

Ребята, посмотрите внимательно на класс и скажите, чего у нас в классе может быть 9? Может у вас есть 9 предметов каких-нибудь (9 палочек)

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.

Место числа на числовом отрезке

Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)

Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)

Какое число следует за числом 8? (Число 9 следует за числом 8)

Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)

Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)

3) письмо цифры 9

Как мы различаем понятие число и цифра?

Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

Для обозначения количества

Мы используем число, его величество!

Цифра - значок для написания,

Быстро справимся с заданием!

А на что похожа цифра 9?

Как пишется цифра 9?

(Учитель объясняет)

Потренируйтесь в написании. обведи в воздухе;

Откройте тетради, найдите образец написания цифры. Запишите рядом через клеточку цифру 9.

Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

Приступим к письму.

Подчеркните самую красивую цифру.

4) - Возвратимся к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?

6. Работа над составом числа.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно. И после этого вам нужно будет заселить числа в домик.

У девятки день рожденья,

Числа все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это, дети!

2) Заселим домик

Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.

8. Итог урока.

Вспомните, какой была тема нашего урока.

Достигли целей урока?

С каким настроением заканчиваете урок?

Что понравилось на уроке?

Кому можете сказать спасибо?

Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)

Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...