Высказывания православных старцев. Высказывания Афонских старцев: Лука Филофейский и Порфирий Кавсокаливит

Под Одессой есть один из двух ныне работающих пунктов для временного пребывания беженцев в Украине. Репортаж ForshMag с места, которое стало укрытием для людей, потерявших родину.

О том, что в Одессе существует пункт временного пребывания для беженцев, я узнала совсем недавно. Общественная организация «Десяте квітня» проводила тренинг, на котором рассказывали, как часто журналисты путают понятия «беженцы», «иммигранты» и «переселенцы». В последние годы информационное поле Украины действительно оказалось на распутье дефиниций. С одной стороны - украинцы, вынужденные бежать от войны на востоке Украины, с другой - беженцы из стран Азии, Африки, которые также ищут спасения в Европе. Так или иначе, все они бегут из своих городов, спасаясь от смертельной опасности.

В последние годы информационное поле Украины действительно оказалось на распутье дефиниций. С одной стороны - украинцы, вынужденные бежать от войны на востоке Украины, с другой - беженцы из стран Азии, Африки, которые также ищут спасения в Европе.

Кто же эти люди, попадающие в Украину из других стран? Многие эксперты в один голос отмечают, что для большинства беженцев Украина является лишь транзитным государством. Но их путь в Евросоюз не всегда проходит через нашу страну. Потому сегодня украинцы не испытывают на себе те массовые людские потоки беженцев из стран Азии и Африки, которые накрывают Европу. В Украине есть три пункта временного размещения беженцев, из которых на сегодня работает два - в Закарпатье и в Одессе. Пункт в Яготине Киевской области еще не открыли.

Где живут беженцы

Пункты для беженцев - это своего рода общежития , где люди, покинувшие родные страны в поисках убежища, могут официально жить до полугода с правом продления срока пребывания. Предварительно нужно получить направление из миграционной службы, пройти собеседование и медицинское обследование. На практике чаще всего такое временное проживание растягивается на годы.

На практике временное проживание в пункте для беженцев растягивается на годы.

Сегодня в одесском пункте проживает 56 человек из 15 стран мира. В поисках лучшей жизни и скрываясь от преследования со стороны родного государства, в Одессу приехали люди из Афганистана, Конго, Сомали, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Палестины, Пакистана, Ливии, Сьерра-Леоне, Сирии и других стран.

Сам пункт расположен в Черноморке - тихой приморской окраине Одессы. Рядом - море, пустынные пляжи, яхт-клуб и престижный поселок «Совиньон» с пышными особняками одесского истеблишмента. Проживание в пункте бесплатное. Кроме того, людям выдается на руки базовый продуктовый набор, в который входят масло, мука, крупы и консервы. По словам сотрудников пункта, прожить на этих продуктах можно.

«Коммуна»

Руководитель одесского пункта для беженцев Николай Жуган рассказывает, что сейчас в лагере проживает немного людей, хотя рассчитан он на 200 человек.

Николай Жуган
руководитель пункта

К нам приходят те беженцы, у кого нет возможности самостоятельно поселиться где-то на территории Украины. У этих людей разные национальные традиции, но всех их объединяет одна беда: они покинули родину в поисках убежища. Наша задача - помочь им выучить язык и адаптироваться в Украине. Также содействуем трудоустройству. Раз в квартал в пункт приезжает Одесский областной центр занятости с ярмаркой вакансий. Как правило, источник доходов беженцев - рынок и стройка. Иногда устраиваются работать в бары и рестораны.

Заместитель директора Ольга Ритченко говорит, что сейчас в пункте живут 18 детей - 6 мальчиков и 12 девочек. Они ходят в детский сад, школу, получают медицинскую помощь, если нужно. По ее словам, дети адаптируются очень быстро, общаются без всяких проблем со своими сверстниками вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания. Они знают хорошо и родной язык, и украинский, и русский.

- На территории пункта очень редко случаются конфликты. Наши соцработники стараются действовать на упреждение, а не «бить по хвостам» и исправлять последствия. Расовых конфликтов как таковых не бывает. Если кто-то с кем-то жить не хочет, мы решаем эту проблему. В целом пытаемся селить мусульман с мусульманами, католиков с католиками, православных с православными. Живут в пункте как одинокие беженцы, так и целые семьи. Есть лица, получившие статус беженцев, но до сих пор не могут адаптироваться, и пока есть места, живут здесь. Покидают пункт, как только устроились - нашли жилье, хорошую работу. Вы же понимаете, что это - общежитие, коммуна, - рассказала Ольга Ритченко.

В целом пытаемся селить мусульман с мусульманами, католиков с католиками, православных с православными. Живут в пункте как одинокие беженцы, так и целые семьи.

Большой проблемой для людей, сбежавших из родной страны, становится восстановление документов. Часто они в спешке покидали дома и не успевали взять даже самые необходимые вещи. Есть еще такое понятие, как «беженец на месте». К примеру, когда гражданин другой страны проходил обучение в Украине, а в это время у него на родине случился конфликт или переворот, и по разным причинам этот студент уже не может вернуться домой.

Али

Али находится в Одессе всего две недели. Ему 19 лет, он приехал учиться в Украину из Сьерра-Леоне, но вернуться домой не может. Ему угрожают смертью. До того как попасть в Одессу, он жил в Харькове и Тернополе.

- Я приехал в Тернополь учиться в университете. Но пришли ужасные известия. Мне передали, что секретное общество, где людей приносили в жертву, хотят это сделать со мной. Отец помог мне избежать этой участи. Но они его убили. Из-за меня. И мне некуда возвращаться. У меня нет других родственников, и я совсем один, - рассказал Али.

Сейчас парень хочет вернуться в университет , чтобы получить образование, а еще он мечтает профессионально играть в футбол. Сейчас все свободное время Али слушает музыку. Говорит, что не любит хип-хоп, а предпочитает «крутых» исполнителей - Бруно Марса, Рианну.

Иезихалем

В родной Эфиопии 46-летнего Иезихалема произошел государственный переворот еще в далеком 1991 году. Примерно в это же время он приехал учиться в Украину и остался здесь жить. Иезихалем отучился 4 года на экономиста, получил статус беженца и уже задумывается о гражданстве Украины. Говорит, что самое сложное в Одессе - найти работу зимой.

- Хочу поехать на родину посмотреть, как там сейчас дела. Наверное, многое изменилось за 20 лет. Я здесь привык уже ко всему. Но если в Эфиопии все окажется хорошо, останусь там, - поделился он.
Создать семью в нашей стране у него не получилось.

На переднем плане сидит Иезихалем, на заднем - Коуадио. Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

Коуадио

Коуадио 33 года, он приехал в Украину из Кот-д’Ивуара в ноябре 2008 года учиться. Сейчас он мечтает стать кондитером и соблюдает заповеди Иисуса.

- Мой дядя, который был послом Кот-д’Ивуара в Гвинее, отправил меня учиться в Украину. Я полный сирота, и он был моим опекуном. Когда я здесь учился, там началась война из-за какао, потому что моя страна - самый крупный производитель какао во всем мире. В конечном итоге дядя потерял работу и вернулся в Кот-д’Ивуар. Во время войны часть документов сгорела, а те, что были здесь, оказались просроченными. Я плохо учился, меня выгнали из академии, из общежития, и я стал бомжом - еще и без документов. Чтобы выжить, я пел песни, но сейчас не пою, потому что меня коснулся Иисус. И песни, которые его не славят, я не буду петь, - рассказал Коуадио.

Во время войны часть документов сгорела, а те, что были здесь, оказались просроченными. Я плохо учился, меня выгнали из академии, из общежития, и я стал бомжом.

По его словам, часть его знакомых на родине сейчас в тюрьме, а некоторые и вовсе исчезли. Сестра живет где-то в деревне, и связи с ней нет, а о дяде он слышал последний раз в 2013 году. В Одессе у Коуадио тоже нет семьи, обучение продолжить не получилось, но сейчас он мечтает обрести новую профессию: «Я люблю печь. Верю, что Иисус мне поможет. Я принял для себя решение соблюдать его заповеди».

Райхана

Райхана с мужем и тремя детьми приехала в Украину из Афганистана около года назад. На родине было небезопасно, поэтому всей семьей приняли решение бежать в Европу. Каждый день муж Райханы ходит на работу, а она следит за детьми и управляется по хозяйству. Их сыну 6 лет, а дочерям - 8 и 10. Девочки отлично разговаривают на русском языке, приветливые и открытые дети.

На дорогу из Афганистана в Украину ушел целый месяц:

Ехали на маленькой машине впятером. В Афганистане остались брат и мама, но с ними уже год не было никакой связи. В Украине мы временно, надеемся попасть в США или Канаду, где сыну обещают помочь со здоровьем.

Шестилетний сын Райханы не может ходить:

Когда я была беременная, в меня выстрелил родной дядя. Поэтому у сына проблемы со спиной, нужна операция, - поделилась Райхана. По ее словам, дядю за это преступление к ответственности никто не привлек.

Когда я была беременная, в меня выстрелил родной дядя. Поэтому у сына проблемы со спиной, нужна операция.

Сафват

Сафват с женой и двумя взрослыми сыновьями приехал в Украину из Таджикистана. У себя в стране он известный журналист и активист, который открыто выступал против коррупции, за демократические реформы и против зависимости Таджикистана от России. Ради этих идей он даже объявлял голодовку. Перелом в его жизни случился три года назад. Тогда он был вынужден по политическим мотивам покинуть Таджикистан.

Сафват Бурхонов
журналист, беженец из Таджикистана

Я работал когда-то, как вы, журналистом. Где-то оступился и вот попал сюда. Я уже осознал, что изменить я бы ничего не смог. Я и голодовки объявлял, и чего только не делал. О моем прошлом в интернете много информации. О настоящем - ничего. Если честно, я проклинаю это прошлое. Я потерял все. Я - ладно, к черту, но детей обречь на такие проблемы…Сначала я вынужден был покинуть Таджикистан и уехать в Россию. Но потом и оттуда пришлось бежать. Так я попал в Украину. Как раз был Майдан тогда. Я сюда, а Янукович отсюда (смеется) .

По словам Сафвата, сейчас он изучает на примере Украины, как правильно делать революцию:

Я хочу, чтобы в моей стране этого не произошло. Потому что однажды мы это делали. На территории союза первый в своем роде Майдан был в Таджикистане в 1990 году. Хотели сделать хорошо - получилось, как всегда. Украли нашу революцию. Точно также украли вашу революцию. Я сейчас учусь, что делать, чтобы не украли. Вы думаете, это русские украли? Нет, русские - это хорошие люди, очень хорошая нация. Это их верхушка воровская украла у нас, у вас, у Молдовы собирается украсть и у Грузии крадет. Это воровская система. И в этой борьбе главное - это язык. Это важнейший фактор. У нас в Таджикистане свой язык мы объявили государственным. Никакого второго, третьего - категорически. Мову я розумію.

На территории союза первый в своем роде Майдан был в Таджикистане в 1990 году. Хотели сделать хорошо - получилось, как всегда. Украли нашу революцию. Точно также украли вашу революцию.

Сафват говорит, что, живя в Таджикистане, он приносил больше пользы своему народу, чем сейчас:

Каждая моя статья обсуждалась на уровне правительства. Я писал только на национальном уровне. Потом вынужден был объявить голодовку и требования мои были рациональными - освободить экономику страны от воров, профанов, отделить страну от России, от зависимости с Россией, вывести российскую военную базу из Таджикистана. Самый большой контингент российских сухопутных войск в мире находится в моей стране. Я уже лет двадцать борюсь против этого. В общем, врагов много, друзей мало, возвращаться страшно. И там без перспектив, и тут нет перспективы…

О каком-либо плане «минимум» на жизнь Сафвату сложно. Но он мечтает вернуться домой: «Время лечит. Я не беженец, я осознанно не подавал документы на этот статус. Хочу вернуться».

Эту историю поведал мне попутчик, с которым нам пришлось проехать два часа в одном вагоне поезда Хельсинки - Тампере. Рассказ молодого человека искренне затронул мою душу, и я решила, что его история будет интересна и моим друзьям, Вам, мои читатели.

Лето в том году в Финляндии не баловало теплом. Первые два месяца были холодными, температура не превышала пятнадцати градусов. Казалось, что настоящее лето никогда не настанет, а будет постоянная осень.

В один из таких дней я, как всегда, проснулась рано. Сварив кофе, присела у компьютера проверить почту. Вдруг раздался телефонный звонок.

Танюша, приветик! Как поживаешь? - услышала я весёлый голос моей подружки Татьяны из Тампере.

Приветик, дорогая, рада тебя слышать. У меня всё хорошо, спасибо! - ответила я.

Чем думаешь заняться сегодня? - интересовалась подруга.

Планов особых нет. Думаю отдохнуть, стала уставать от машины, да и давление скачет.

Ну, тогда садись в поезд и давай ко мне в гости. Погода такая красивая! Солнышко, наконец-то, выглянуло! - радовалась Татьяна.

Да, ну! Не очень хочется в дорогу, да и Юкка твой дома! - ответила я.

Тань, не думай долго! - настаивала подружка. - Юкка уехал в Хювинка к своим родителям и вернётся в воскресенье вечером.

Хорошо! – согласилась я. - Поеду поездом, отдохну от машины.

Наскоро бросила в сумку самое необходимое и поспешила на железнодорожный вокзал Хельсинки. Утреннее солнышко пригревало, значит, день будет тёплым. В душе поселилась радость.

У кассы народу было немного. С билетом в руках я поспешила к вагону.

Два часа в пути пролетят быстро! Хорошо, что рядом со мной никто не сидит! - подумала я, усаживаясь у окна.

Поезд тронулся. Неожиданно распахнулась дверь тамбура, в вагон вошёл высокого роста смуглый парень с чёрными, жгучими глазами. Он искал место, указанное в билете.

Сейчас усядется рядом со мной. – предположила я.

И точно, поприветствовав меня, он уселся рядом.

Какое-то время мы ехали молча.

Под стук колёс я всегда вспоминаю Родину. Эти воспоминания вызывают во мне грусть и тоску.

Не зареветь бы. - подумала я в этот раз. - Надо как-то отвлечься от трогательных воспоминаний.

К моему удивлению мой попутчик, будто, чувствуя моё плаксивое настроение, сказал:

Привет!

Привет, привет! – ответила я.

Ты русская?

Да! А что, это на мне написано? - недоверчиво спросила я парня.

Да! Русских сразу видно, они не такие, как финские женщины.

Мне не хотелось заострять на этом внимание, буркнув ему что-то в ответ с лёгкой улыбкой на лице, я погрузилась в свои мысли.

Ты давно живёшь в Финляндии? - не отставал попутчик.

Да, давно! А ты откуда? - поинтересовалась я.

Я беженец. Из Курдистана, из Ирака. Живу здесь пять лет.

Я заинтересованно посмотрела в его грустные, по-детски добрые глаза.

Мне уже за тридцать. - делился со мной этот смуглый парень, вызывая меня на разговор. - Я работаю и живу здесь.

А семья? - поинтересовалась я.

Семья там, в Курдистане. Я пять лет никого из родных не видел.

А как ты сюда попал?

Меня зовут Шамал. - протягивая руку, представился попутчик.

Татьяна! Очень приятно! - приветливо ответила я.

Парень хорошо говорил по-фински.

Я курд, родился в Ираке. Мои родители, пять братьев и четыре сестры остались там, на Родине.

Скучаешь, вижу?

Да, скучаю очень!

Между тем поезд мчался с огромной скоростью. Маленькие станции пролетали одна за другой, а между ними проплывали ухоженные поля в виде разноцветных квадратов: жёлтого рапса, золотой пшеницы, розовой гречихи. Финские домики с красно-белыми крышами утопали в цветах. Чистота и хозяйский порядок царили повсюду. Я невольно задумалась о том, что такой порядок был когда-то и на моей Родине, в моей маленькой Ниновке. Сердце защемило от обиды, слёзы комом подкатывали к горлу...

Где-то в глубине души я поняла, что мне надо выслушать рассказ моего попутчика для того, чтобы отвлечься.

Усевшись поудобнее, я окунулась в тот мир, о котором поведал мне этот темноглазый скромный парень.

Мы жили в пригороде города Mosul в Курдистане. Я был средним ребёнком в семье. Меня часто фотографировали, потому что все считали, что я - красивый ребёнок. - говорил он, улыбаясь. - По утрам я очень трудно просыпался, до сих пор эта привычка мешает мне жить, я повсюду опаздываю. Моя мама подходила ко мне и будила:

Просыпайся, мой сыночек! Просыпайся, моё золотце!
От этих тёплых воспоминаний его голос слегка задрожал. Немного помолчав, он продолжил:

Я был окружён любовью и заботой своих родителей. Каждое утро на красивом ковре мама расстилала скатерть и накрывала нехитрый завтрак: сыр, яйца, йогурты и хлеб-лаваш, который она успевала испечь к завтраку.

Я поняла, что этот парнишка из доброй семьи, потому что его воспоминания о родителях наполнены нежностью и любовью.

Утренняя прохлада постепенно растворялась, уступая место летнему долгожданному теплу.

Летом у нас очень жарко, не то что тут, в Финляндии. - продолжил он, задумчиво улыбаясь. - Семья была большая, денег не хватало, жили бедно. В школу ходил до тех пор, пока обувь не прохудилась. Когда учитель, заметив это, подарил мне туфли, я от стыда перестал ходить на занятия, меня это угнетало.

В детстве, чтобы как-то помочь семье, торговал спелыми гранатами, холодной водой и сахарной ватой. Пробегая по небольшим улочкам маленького городка от дома к дому, я кричал что было сил:

Ханар! Ханар за один динар! (Ханар - это гранат.)

Люди выглядывали из окон и, улыбаясь, покупали мой товар, а детвора ещё долго бежала вслед за мной, сопровождая меня весёлым смехом! Было весело! Холодную воду покупали чаще, чем другой товар. Так я старался помочь моим родителям.

Шли годы, я вырос и однажды, пробегая мимо калитки одного богатого дома, заметил необыкновенной красоты девушку. Она тоже обратила на меня внимание, Мы долго стояли и молча смотрели друг на друга, мне не хотелось уходить. Вдруг она смутилась и спряталась за забором. Я стал чаще прибегать к их дому. От друзей я узнал, что зовут её Пари.

Какое красивое имя! - думал я. - Такое же красивое, как и эта девушка.

А вечером надевал красивую рубашку и шёл к её дому. Какое-то время мы могли на расстоянии смотреть друг на друга, но вскоре ей запретили видеться со мной.

Моя мама, заметив моё состояние, волновалась за меня, приговаривая:

Сын, ты ещё молод! Мы бедны, ты ей не пара.

С тех пор боль поселилась в моём сердце. Её вскоре выдали замуж. Я решил уехать в Европу.

В семье все долго плакали, не хотели меня отпускать,

Денег мало, да и путь не из лёгких. – отговаривали.

Но, видимо, моя цель и молодость победили страх перед будущими испытаниями. Родителей успокаивало то, что я уезжал не один. Ещё пятеро моих друзей решили испытать судьбу.

Автобусом мы быстро добрались до Турции, где прожили неделю, подыскивая возможность переправиться в Европу. Наконец, нам повезло. В небольшой лодке мы отправились в Грецию. Лодка была переполнена людьми. Нам было строго-настрого приказано, сидеть тихо и ни в коем случае не шуметь. Даже если что-то непредвиденное произойдёт, надо молчать, иначе лодку перевернут, и все мы пойдёт ко дну!

Кругом была солёная маслянистая вода. Я не умел плавать, поэтому от страха не переставал молиться. Шептали молитвы все, кто находился рядом со мной. Аллах оберегал нас, и через два часа мы добрались до берегов Греции.

В душу вползла тоска по родному дому, но желание жить полноценным человеком в цивилизованной стране вселяло уверенность. Я решил смело идти судьбе навстречу, не смотря ни на что.

Север Греции! Три месяца я работал нелегально, продавая во второй половине дня обувь. Полиция часто устраивала облавы, мы убегали, бросив товар. Я много раз пытался переправиться в Италию, но полиция меня возвращала.

Но однажды мне повезло. Я забрался под большую грузовую фуру, нашёл место, в котором можно удержаться, приняв позу младенца в утробе матери, и замер. Машина тронулась. Меня никто не обнаружил и не вернул обратно. Много часов я лежал в одном положении, потом у меня получилось перевернуться на другой бок. Машина неслась с сумасшедшей скоростью, а я с опаской смотрел на асфальт, который плыл подо мной тёмной лентой, и читал молитвы.

Наконец, машина остановилась, я услышал незнакомую речь и догадался, что это и есть Италия. Выбравшись из-под машины, увидел на площадке множество таких же грузовиков. Водители стояли рядом и разговаривали. Вдруг наступила тишина. Все они смотрели на меня удивлёнными глазами, а потом долго смеялись. Мои лицо и одежда были чёрными от копоти. Это и послужило причиной весёлого смеха водителей.

На какое-то время мой попутчик замолчал.

В Италии у меня закончились деньги, я был голоден. Какая-то семья оказала мне помощь, мне дали чистую одежду и немного еды. Я понимал, что кормить меня постоянно никто не будет! Что делать? Я искал гусениц и ел их. Эти гусеницы оказались несъедобными. Помню, меня полуживого подобрала скорая медицинская помощь. Провалялся в больнице неделю, а когда вышел, разыскал таких же беженцев, как я. Вместе мы переправились во Францию, из Франции – в Швецию. В Швеции нас арестовали. К этому времени я ослабел, моё состояние ухудшалось, вызвали врача. К счастью, после обследования по заключению врача мне было разрешено остаться в Швеции.

Моей конечной целью была всё же Финляндия. Переплыв на пароме в Хельсинки, я ступил на финскую землю и сразу же был арестован полицией. Меня отправили в гостиницу для беженцев.

Ты, наверное, слышала об этом районе Метсяла в Хельсинки? – обратился ко мне мой попутчик. - Десять месяцев меня проверяли. Полиция много раз отказывала в получении статуса, но за моё примерное поведение, желание учиться и трудиться, мне удалось получить хорошую характеристику и статус проживания на территории Финляндии.

Рассказ этого высокого хрупкого парня заставил меня поволноваться. Я примерила на себя всё пережитое им. Я уважала его, восхищалась и думала:

Господи, спасибо Тебе за эту встречу, за это знакомство.

А парень, молча, смотрел через окно поезда на красоту этой маленькой северной страны.

Лёгкий вздох словно подсказывал, что сейчас он грустит о той, самой родной красоте, которую пришлось оставить.

Моя душа сжалась в комочек от сопереживания и от бессилия перед жестокими законами жизни.

Поезд прибывает на станцию Тампере...

Я пожелала этому сильному парню ангела в пути, в ответ на меня посмотрели добрые глаза человека, сумевшего не ожесточиться и сохранить порядочность и добросердечность.

На перроне меня встречала моя подружка Татьяна. Мы обнялись. Она скороговоркой выкладывала все свои новости. А я никак не могла сосредоточиться и долго шла молча. Подруга, заметив это, спросила осторожно:

Тань, что случилось? Утром у тебя было совсем другое настроение.
Я постаралась вкратце пересказать ей трогательную историю моего попутчика. К моему удивлению подруга отреагировала сухо, с неприязнью:

Тань, да ты что? Посмотри сколько их, этих беженцев, со всех дыр лезут...

Мне было очень больно услышать такое.

А где же наша человечность? Когда мы успели очерстветь? Возможно, по этой причине в последнее время нас и преследуют бесконечные беды и катастрофы?

20. Скорбишь о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить грехи.

21. Кто боится грехов, тот избавится от них, [чувство] безопасности гораздо страшнее.

22. Одно слово «прости», с сердечным сознанием, попаляет врагов и мир дарует.

Борьба со страстями

23. Не в том только состоит дело спасения, что сходить в церковь да сесть за пяльцы, а надобно смотреть за сердцем своим и истреблять страсти: гордость, самолюбие, тщеславие, гнев, ярость, злобу, обжорство, похоть плоти и прочее; в том-то и состоит наша духовная брань - противиться страстям, истреблять их помощию Божиею.

24. Борьба со страстьми необходима: ибо тьма и мгла страстей помрачает душевные наши очи, дабы не видеть Солнца правды, Иисуса...

25. Нам не дают покоя наши страсти, да какой-нибудь случай откроет их нам, то лежащее внутрь нас неустройство смущает, а когда при всяком случае будешь противиться, не делать по страсти, то оные изнемогут. Когда же победишься, то зазри себя, укори и смирись, имей себя хуже всех, яко побеждаемую от страстей, никого из людей не вини, но себя обвиняй, и получишь помощь Божию.

26. Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни; она есть художество художеств; не одна теория, но и практика нужна, а при оной бывает много и преткновения, и восстания.

27. Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления оной приписывая, то они бывают удобоносимы. «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть»*, сказал Спаситель.

28. Когда отнять у нас сию работу, то есть борьбу со страстями, и побеждаться ими, а быть в мнимом безгрешии, то что же будет? Обольщение своею святостью, которое горше грехопадений с покаянием.

29. Надобно опасаться предаваться беспечности греховной в надежде покаяния - это то же, что и отчаяние.

30. Непохвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь, но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем, но отнюдь не надобно отчаиваться, а смиряться и каяться, хоть и стыдно, но должно.

31. Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного, а еще от сокровения помыслов от отца духовного.

32. Когда смирится, тогда и брань (блудная. - Ред. ) поутихнет - поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хорошим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога.

33. Как скоро помыслишь о себе нечто высоко, то и знай, что самым сим ты ниже и хуже других стала, кроме других твоих немощей и поползновений.

34. Возношение, т.е. гордость, так пагубна, что и с высоты добродетелей низвергает в бездну страстей и пороков...

35. Где падение, - хоть в помыслах, - там предварила гордость. Эту-то гидру с семью головами побеждай с помощью Божией.

36. Гордость же, всем известно, есть самый богоненавистный порок, против коего должно поставить Христово смирение и всегда себя иметь худша всей твари...

37. Мы... должны принимать те врачевства с любовию, кои нам от Бога посылаются ко уврачеванию - как гордости, так и прочих грехов, а оные суть: скорби, поругания, укоризны и досады от других, - все это посылается Промыслом Божиим к нашему испытанию и исправлению...

38. Говоришь, что у тебя на душе трудно и беспокойно: это ни от чего другого, как от гордого устроения твоего. Господь успокаивает и утешает смиренных и кротких, а гордые пожинают плоды своего устроения: смущение, немирство, беспокойство и прочее...

39. Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы...

40. Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов, то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу.

41. В отчаянии - все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться о них и каяться, но надеяться на помилование, ибо Господь за грешников пролиял пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих спасения, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню...

42. А как горька зависть, и изъяснить трудно, и она не от вне, но извнутрь приходит от своего залога; обретый зависть, обрете дьявола, а дьявол тьма и смущение, а где благодать, там свет и мир.

43. Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи от Бога, призирающего на смиренныя.

44. Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения.

45. Особенно не осуждайте других, ибо одно это ходатайствует нам всякое осуждение пред Богом.

Добродетели

46. Искание дарований небезопасно, подвержено самомнению, а, напротив, иногда лишение оных низводит пас в бездну смирения. В нашей воле состоит делать добро или сопротивное, а награда состоит в воле Божией.

47. Смирение и одно спасет, а прочие добродетели без смирения никакой нам не принесут пользы.

48. И болезненным нужно смирение, ибо оно сугубо успокоит по таинственного оного силе.

49. Нам должно всемерно стараться о приобретении смирения, потому что имеем брань с гордыми бесами, а смирение на них беструдная победа...

50. Чем же стяжем сие сокровище - смирение? Надобно поучаться в писаниях святых отцов о сей добродетели и иметь во всем самоукорение, а ближних видеть лучшими себя: ни в чем их не укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать как посланные от Бога ко уврачеванию наших душевных болезней.

51. Не доверять себе и не следовать своему разуму и воле есть путь ко смирению; без него же, хотя бы и доброе что было нами сделано, - Богу неприятно.

52. Плод благого делания есть любовь и смирение, от коих рождается покой и мир совести.

53. Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе.

54. Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред.

55. Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен.

56. Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.

57. Дар смиренномудрия приобретается многим временем, опытом и различными искушениями и скорбями.

Скорби

58. Одно благоденствие в жизни человеку не может быть полезно без потрясений... Одно благополучие вводит человека в высокоумие и в беспечность о душевном своем устроении, и потому Господь смотрительно попущает человеку вкусить горести скорбей, чтобы имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага, и прибегал бы к Богу в скорбях своих...

59. Чрез скорби и в вере утверждаемся, и славу человеческую ни во что же вменяем. Веровать же надобно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится... хотя мы видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только могут сделать нам что Бог попустит...

60. Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные, а паче когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устраивают.

61. Пишете, что посещают вас болезни и скорби. Это знак милости Божией к вам: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет»*, то и надобно благодарить Господа за Его отеческий о вас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни.

62. Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство...

63. Пришла болезнь волею Божией и пройдет, силен бо есть уврачевать тебя и каждого недугующего, только если восхощет, и нам будет на пользу.

64. Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его, а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными...

65. Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

67. Страдает тело, страдает и душа, а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает.

68. Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надобно наблюдать и иметь попечение о исправлении оного.

69. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из кельи, и даже не желал выздоровления, и сподобился пострижения от рук святых ангел? Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен сидящему в пустыне в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.

70. Ты сам не знаешь, чего у Бога просишь, - чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.

71. Ищущим спасения и не достигающим оного делами Господь премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями.

72. Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них мог бы впадать и в страсти - еще лютейшие болезней.

Иосиф, афонский исихаст (+1959):


«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».


«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».


«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».


«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».


«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание . Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».


«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».


«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».

Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):


«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».


«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».


«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».


«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»


«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».


«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».


«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».

Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:


«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».


«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».


«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».


«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».


«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».


«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».


«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».

Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:


«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».

Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:


«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».


«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».


«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».


«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».



«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».


«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».


«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».


«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».

Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:


«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».

Старец Амфилохий (1889-1970):


«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»


«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».

Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский).

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)... Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преподобный Амвросий Оптинский).

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (преподобный Амвросий Оптинский).

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преподобный Никон Оптинский).

Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский).

От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преподобный Амвросий Оптинский).

Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь.

Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... (преподобный Антоний Оптинский).

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преподобный Никон Оптинский).

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим [способом] (преподобный Амвросий Оптинский).

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преподобный Амвросий Оптинский).

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преподобный Амвросий Оптинский).

Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу.

(преподобный Макарий Оптинский).

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...