Завершение строительства успенского собора. Музеи московского кремля: архитектурный ансамбль кремля

Ни для кого не секрет, что с давних времен на Руси точкой отсчета строительства города являлся православный храм. Он был основой каждого населенного пункта. Причем было принято, чтобы постройка возводилась на том месте, где покоились мощи святого. Они-то и символизировали «сердце города». А имя святого становилось «тайным именем» населенного пункта.

И, конечно же, в этой связи особый интерес вызывает вопрос на предмет того, а какой «религиозный» объект был первостепенным, когда зарождалась Москва. Каждый россиянин просто обязан знать, что это Успенский собор, находящийся на территории Соборной площади столицы. Однако он имеет и другое название - кафедральный собор Успения Божьей матери. Доподлинно неизвестно, на мощах какого святого была воздвигнута Белокаменная. Но то, что строительство Успенского собора в Москве было отнюдь не спонтанным мероприятием, сомнению не подлежит. А как все начиналось?

История создания

Примечательна уже сама история строительства Успенского собора в Москве. Изначально, в 12 столетии, на его месте находилась обычная деревянная церквушка.

Спустя один век, запланировал первое строительство Успенского собора в Москве. Причем ему удалось реализовать свою идею на практике. Но уже через четверть столетия его преемник решил возвести новый храм. А надоумил его на это митрополит Киевский и всея Руси Петр. Решили, что объект обветшал и на его месте должен появиться новый. И было бы огромным невежеством не знать ответа на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве при князе каком осуществлялось?» А он вместе с тем является крупной исторической фигурой. Именно он приумножил границы русского государства и дал окончательный отпор «Золотой Орде». Тем, кто владеет данной информацией, нетрудно догадаться, при каком правителе было затеяно строительство Успенского собора в Москве. При князе Иване 3, естественно. Причем русский правитель потратил на этот проект огромные деньги. Но после его реализации Белокаменная с архитектурной точки зрения существенно сблизилась с такими городами, как: Киев и Владимир.

Образец для преобразований

Наверняка тот, кто не может ответить на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве: при ком оно начиналось?», не имеет ни малейшего представления о том, какой объект архитектуры был взят за основу при возведении главного храма столицы.

А его между тем можно с натяжкой назвать величием зодческого искусства. Речь идет о Георгиевском соборе города Юрьев-Польский. Последний был возведен князем Святославом Всеволодовичем в 1234 году. Ранее на этом месте красовалась Георгиевская церковь, которая явилась отправной точкой в основании города Юрьев-Польский.

Первый этап

Начало строительства Успенского собора в Москве пришлось на 1472 год. был демонтирован, и зодчие приступили к возведению нового объекта. Но в 1474 году в Белокаменной случилось землетрясение. Собор, находящийся в стадии строительства, получил серьезный урон. Иван 3 приказывает разобрать то, что удалось возвести и начать все заново. Работу должны были выполнить зодчие из Пскова - Мышкин и Кривцов.

По каким причинам отказались наши зодчие?

Однако они отказались от этого поручения. Почему? Одна из летописей гласит, что «умельцы» из независимой республики попросту побоялись осуществлять строительство Успенского собора в Москве (век - 13) ввиду сложности самой работы. Однако, принимая во внимание крутой норов русского князя, в это верится с трудом. Должна быть еще одна причина и историки связывают ее с ересью, которой мог «морально» противостоять только итальянец Аристотель Фиорованти. Дело в том, что собор, который в конечном итоге спроектировал иностранец, с точки зрения соблюдений традиций русского зодчества выполнен практически идеально.

Единственное, что вызывало сомнение - это святые мощи. Возможно, имелись веские основания полагать, что «покоившиеся» мощи принадлежат человеку, который вел отнюдь не праведный образ жизни. При этом Софья Полеолог, выйдя замуж за Ивана 3, привезла с собой в качестве приданного много вещей религиозного значения. И если предположить, что во время восстановления собора имела место смена мощей, то, принимая во внимание принципы отечественного градостроительства, поменялось «тайное имя» и, соответственно «судьба» населенного пункта. А между тем историки отмечают, что как раз при Иване 3 рачительно изменился сам ритм развития страны.

Иностранец

Так или иначе, но Софья Палеолог убедила супруга и его ближнее окружение в том, чтобы строительство Успенского Собора в Москве выполнил «заморский» зодчий. Она специально отправляет послов в Италию, чтобы те уговорили и привезли в Белокаменную именитого итальянского инженера Аристотеля Фиорованти, который прославился тем, что смог передвинуть колокольню у себя на Родине. Вскоре заморский архитектор прибывает в Белокаменную. Примечателен тот факт, что для иностранного гостя возведение православного храма было абсолютно новым делом. Прежде чем приступить к работе, Фиорованти съездил во Владимир, чтобы поближе познакомиться с постройками русского зодчества. Мастер решил сначала сделать пробный проект и возвел неподалеку от Андроникова монастыря кирпичный завод.

После он уже приступил к своей основной работе, плата за которую составила 10 рублей в месяц.

Архитектурная составляющая

Итак, строительство Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Москве началось в 1475 году. Процесс возведения объекта длился четыре года

За образец нового архитектурного шедевра был взят Успенский собор во Владимире. Тем самым русский правитель хотел продемонстрировать, что Москва станет преемницей Владимира с точки зрения главенственности городов. Строительство Успенского собора в Москве должно было стать весомым аргументом в пользу того, что Белокаменная станет столицей Руси. Более того, ожидалось, что новый храм поднимет международный авторитет новой столицы как наследницы Византии и Рима.

Размеры Успенского собора впечатляли. Фиорованти, придерживавшийся архитектурных традиций европейского Возрождения, смог консолидировать в единое целое традиционные формы русского - византийской церкви и модернистский Ренессанс, взятый за основу в обустройстве пространства. Итальянский инженер не только смог максимально точно воспроизвести великолепие и красоту Владимирского храма, но и воплотить в новом Успенском соборе самое передовое в достижениях романо-готической и русско-византийской архитектуры.

Не тронув главные составляющие православного монастыря (алтырные апсиды, закомарные покрытия, крестово-купольное сочетание), Фиорованти добавил в архитектурный проект «хорошую порцию» собственного видения, которое имело мало точек соприкосновения с традиционным русским зодчеством. Например, он реализовал на практике авторское решение в выборе объемно-пространственной модели собора. Итальянец сделал так, чтобы ветви центрального креста небыли массивными и привлекающими к себе внимания.

Их он выровнял как по высоте, так и по ширине. Такой нестандартный подход создавал ощущение монолитности и единства всего храма, который, как выразился один из летописцев, воспринимался «яко един камень».

Пятиглавый Успенский собор, состоящий из блоков белого камня, восхищал потомков величественной высотой, пространством и четкостью геометрических пропорций. Эти параметры стали отправной точкой в осознании того, что шедевр итальянского мастера Фиорованти является главным объектом православия в Древней Руси.

Интерьер

Строительство Успенского собора в Москве при Иване 3 завершилось в 1479 году. И на протяжении трех последующих лет он не имел никаких декоративных элементов. Только потом несколько мастеров, в число которых входил иконописец Дионисий, приступили к расписным работам, которые длились долгих 33 года. К сожалению, в силу объективных причин декорирование помещений храма заняло много времени. Через несколько десятилетий сырость и перепады температур повредили фрески, и Успенский собор пришлось расписывать заново. Вдобавок к этому, архитектурный шедевр Фиорованти неоднократно испытывался на прочность природными стихиями. Он горел в результате пожаров, поэтому собор регулярно нуждался в реставрации.

Место для венчания царей

Спустя время, наследники Ивана 3 осознали, что строительство Успенского собора в Москве (дата: 1475 год) было нужным и своевременным действием. В 1547 году в нем проходила церемония И после него наследники русского престола были главными участниками этого обряда именно в стенах Успенского собора. А в 1613 году здесь состоялся Земский собор, на котором было принято решение, что править Русью станет царь Михаил Федорович Романов. В 1624 году детище Фиорованти вновь подверглось угрозе обрушения: в любую минуту своды могли не выдержать. Пришлось проводить очередную реконструкцию, которая предполагала усиление несущих конструкций. Но на этом испытания на прочность Успенского собора не закончились.

В 1812 он подвергся разорению со стороны французских захватчиков. Нашим солдатам удалось спасти часть «религиозного» реквизита и перевезти его в Вологду.

Храм в XX веке

В 1917-м в архитектурном шедевре, созданном Фиорованти, был организован Всероссийский Русской православной церкви, который реабилитировал институт патриаршества в РПЦ. И вскоре в стенах Успенского храма состоялась церемония интронизации нового патриарха Тихона.

В 1918 году, после пасхального богослужения, архитектурное наследие Ивана 3 было закрыто для православных. В годы ВОВ Успенский собор каким-то чудом остался нетронутым фашистами. И только в середине 50-х храм вновь распахнул свои двери, но уже в статусе музея. Но храм вновь нуждался в реставрационных работах, и они продолжались несколько десятилетий. В начале 90-х с разрешения РПЦ и руководства музеев московского Кремля в Успенском соборе вновь можно было проводить литургии, а посетителям слушать церковные песнопения. Богослужения здесь проходят и на Пасху, и на Рождество, и на Успение Божьей матери.

Культурное наследие храма

Строительство Успенского собора в Москве (год 1475) явилось главной предпосылкой того, что Белокаменная станет сердцем русского государства. Естественно, в новом храме должны были находиться самые ценные для русского православного человека реликвии. И это было, действительно, так. В Успенском соборе ранее находилась чудотворная икона Божией Матери Владимирской. Изначально она являлась собственностью владимирского Успенского собора. Но в целях сохранности князь Василий I перевез ее в Москву. Сейчас она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Но в Успенском соборе также можно найти икону владимирской Божией Матери, но не оригинал, а копию, сделанную подмастерьем Дионисия.

Еще один бесценный объект культурного наследия храма - раритетная икона «Спас на престоле». Эта работа византийского мастера ранее хранилась в (Великий Новгород). Перевез ее в Успенский собор сам Иван 3.

Так или иначе, но коллекция святых образов периода 11-12 столетий в архитектурном шедевре Фиорованти считается одной из самых богатейших в мире.

Примечателен тот факт, что декораторские работы мастеров, в составе которых был иконописец Дионисий, начавшиеся спустя три года после возведения храма были настолько высоко оценены Иваном 3 (он, собственно, и инициировал строительство Успенского собора в Москве (год 1475)), и митрополитом, что они в один голос восхищенно произнесли: «Мы видим небеса».

Был еще один небезынтересный факт. В восстановительных работах храма в период с 1642 по 1644 год принимал участие стольник Григорий Гаврилович Пушкин, который был прямым предком великого русского поэта.

По приказу Ивана Грозного непосредственно перед иконостасом была отведена молельная зона для правителя («Мономахов трон), которая является неким символом постулата о том, что Москва - это «третий Рим». Дверцы и стены молельной зоны правителя декорированы 12 барельефами с изображением сюжетов из «Сказаний о князьях Владимирских».

В стенах Успенского собора проводились бракосочетания русских правителей. Здесь же в 16 столетии немка Екатерина Вторая приняла православную веру.

В эпоху большевизма храм неоднократно разграблялся.

В настоящее время детище Аристотеля Фиорованти, находящееся в границах московского Кремля, возведено в статус музея. Однако данный факт вовсе не означает, что в Успенском соборе не ведутся богослужения, напротив, они инициируются в великие христианские праздники. Но к числу Кафедральных соборов столицы объект культурного наследия Ивана 3 не относится. Тем не менее в списке памятников русскому Православию Успенский собор занимает одно из почетных мест.

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Паникадило «Урожай». 1817 год.

После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».

Внутреннее убранство

Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.


В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Современный статус

Архитектура

Интерьер

Некрополь Успенского собора

Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I:4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещен в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895-1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Архитектура

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах - узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Интерьер

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля - Успения Богоматери - формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV - сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора - митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена - совершены в раках».

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303-1325 годах, великий князь Владимирский в 1319-1322 годах, князь Новгородский в 1322-1325 годах - могила утрачена

перезахоронены

  • Алексий (Бяконт) - мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне - в Елоховской церкви.

Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире . Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду . А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

Архитектура Успенского собора Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире . В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими".

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах - Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию "Страшный Суд." Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы , другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире . В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и "Святой Георгий", "Троица"и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место - у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства - один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту - Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно - прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Успенский собор Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже - и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь , Вы увидите Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

Кремля — это работающий в настоящее время православный храм. Местонахождение: Соборная площадь в Москве. Является главным храмом государства. Это старейшее здание в городе, которое полностью сохранилось.

Краткая история

Успенский собор - это Дом Пресвятой Богородицы. Возведение Успенских храмов на Руси стало традицией и началось в где вместе с построили первый Успенский собор при Киево-Печерском монастыре. Говорят, что сама Пресвятая Богородица передала через Зодчих из Константинополя золото и пообещала жить во вновь построенном храме.

В 1326-1327 годах Иван Калита построил первый каменный собор в Москве, именно на этом месте впоследствии и появился Успенский собор Московского кремля. Ещё перед храмом, построенным Иваном Калитой, на этом месте была другая древнейшая московская церковь (деревянная архитектура XII века).

Успенский собор Московского кремля был главным храмом на Руси в течении целых четырёх веков. В нём венчали на царство престолонаследников, именно в нём оглашали важные государственные акты, избирали патриархов и митрополитов. Было и множество других, не менее важных, церемоний, которые производил именно Успенский собор. Москва вырастила много патриархов и митрополитов, для некоторых Успенский Собор стал ещё и усыпальницей. Их гробницы расположены вдоль стен храма.

Архитектура собора

Архитектором Успенского собора был итальянец Аристотель Фьораванти, которого специально пригласил Иван III. Успенский собор в Кремле возводился в 1475-1479 годах по подобию Успенского собора XII века в одном из городов - Владимире.

Центральный вход в этот старейший храм находится со стороны Соборной площади. Широкая парадная лестница на входе завершается живописным порталом из трёх полукруглых арок. Здесь Архангел Михаил вместе с ангелом будто бы охраняют вход в здание собора. Чуть выше арки - фигуры святых, а над ними изображена Богоматерь с младенцем на руках. Всё это - многоцветные фрески, которые были очень качественно исполнены русскими художниками далёкого семнадцатого века, имена которых так и остались неизвестными.

Внутри собора центральная часть отделена от алтаря пятиярусным иконостасом семнадцатого века (иконостас имеет высоту около шестнадцати метров и покрыт чеканным а выполнен он был примерно в 1652 году живописцами, приглашёнными из Троице-Сергиева монастыря. К сожалению, в 1682 году в соборе случился пожар, из-за которого иконы пострадали, но были успешно обновлены царскими изографами (Кирилл Уланов, Георгий Зиновьев и Тихон Филатьев). На протяжении многих столетий в соборе хранились созданные русскими живописцами иконы. Самая старинная, древняя икона, которая есть в соборе - «Святой Георгий», она находится прямо перед иконостасом.

На собор был совершён налёт французскими войсками года). Из части серебра, которую позднее русские казаки всё же отбили и вернули на родину, была выкована люстра, которая теперь висит в самом центре.

Также древнейшим памятником русского прикладного искусства с Успенском соборе являются его южные входные двери. Они были привезены в столицу из Суздальского собора (их причисляют к началу пятнадцатого века). На них золотом (по чёрному лаку) сделаны около двадцати изображений на библейскую тему.

Собор в настоящее время

После русской революции 1917 года, Успенский собор был превращён в музей. Сотрудники, создавая экспозицию, старались максимально сохранить его интерьеры. А с 1990 года в Успенском соборе были возобновлены богослужения. Таким образом, сейчас Успенский собор Московского кремля выполняет две основных и непосредственно храм.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...