“Добру и злу внимая равнодушно…”? Добру и злу внимая равнодушно. Дойти до Геркулесовых столбов

Близится Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Покрый нас Твоим омофором», - это моление будет повторяться во время праздничной службы не один раз. Что же такое омофор?

Те, кто знаком с греческим языком, легко переведут это слово. «Омос» - плечо, «феро» - нести или носить. «Омофор», таким образом - «носимый на плечах». Значит, это некое одеяние, которое носятна плечах.

Вспомним иконы с изображением Пресвятой Девы. Ее никогда не изображают с непокрытой головой. Голову, как правило, покрывает широкий плат, свободно спускающийся на плечи.

Если посмотреть работы художников, на которых изображены женщины Ближнего Востока, или энциклопедии с иллюстрациями, увидим, что во времена Христа такое покрывало было типичной деталью женской одежды. Только в греческих текстах оно обозначается словом «мафорион», а не «омофор». По мнению некоторых исследователей, название «омофор» в данном контексте использовать не очень корректно.

Для россиян привычнее и понятнее слово «покров», которое и стало названием Праздника. С одной стороны, оно именует широкий платок-покрывало, с рассказом о котором связано установление Праздника, с другой, содержит в себе представление о милосердии Богородицы, которая своей защитой и молитвами укрывает целые города и страны от всего плохого. Греки этот смысл выражают словом «Скепе» (Защита, Прикрытие). У католиков, богослужебным языком которых долгое время была латынь, то же представление выражено в символе «Pallium» - Плащ Богородицы.

Собственно слово «омофор» сегодня обозначает одну из частей богослужебного облачения архиерея. Омофор бывает двух видов. Великий - это длинная широкая лента с изображениями крестов, которая, огибая шею, одним концом спускается на грудь, а другим - на спину. Малый - широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами. Символически она обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора архиерей служить не может. Кроме того, назначение омофора - напоминать епископу, что он должен относиться к пастве так же внимательно и заботливо, как добрый пастырь, который на плечах несет домой отбившуюся от стада и пропавшую овцу.

«Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы. А потому он делается из волны, так как изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, то есть естество наше, и что Он, низшед с небес, воплотился и, будучи назван агнцем, был заклан за нас. Эту мысль выражают и слова, произносимые при надевании омофора на плечи: «На рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь», - писал Блаженный Симеон, архиепископ Солунский.

Некоторые толкователи считали, что прообразом омофора является эфод - ритуальное облачение священнослужителей, которое упоминается в Ветхом Завете. Например, эфод носил Аарон. По всей вероятности, он был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок. К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам («оникс») в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова. Это было символическое обозначение всего Израиля. Вместо табличек с именами колен Израилевых омофор имеет кресты, что символизирует полноту христианской Церкви.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе. Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздухе Матерь Божию , молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки... И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется - Покров . Она покрывает нас Своим омофором. Омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан. Покров Пресвятыя Богородицы — это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

14 октября, в праздник Покрова, все верующие обращаются с искренними молитвами к Пресвятой Богородице. Девушки в этот день чаще всего молятся о замужестве, женщины - о благополучии и счастье в браке, мужчины просят защиты Божьей матери на весь будущий год. Многими поколениями наших предков проверено, что если искренне и с глубокой верой обратиться к Пресвятой Богородицу в праздник Покрова, то она исполнит то, что вы просите и будет защищать вас своим покровом аж до следующего праздника в будущем году.


Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.


О, Мати Божия, покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем ".

«Покрой землю снежком, а меня женишком»

АКАФИСТ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая: Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение; радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище. Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище; радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление. Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение; радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими. Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими; радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 2

Видевше Тя святый Андрей со Епифанием в церкви на воздусе за христианы Богу молящуюся, познаша, яко Матерь еси вознесшагося на Небо Христа Бога нашего, и, припадше на землю, радостно покланяхуся всеблагому покрову Твоему, зовуще: Аллилуиа.

Разум неуразуменен еси, Богородице Дево, в защищении людей православных, сего ради врази наши не познают, коль сильна есть молитва Божия Матере. Мы же, о Твоем всемощнем заступлении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем: Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных. Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая. Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей; радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков. Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; радуйся, Еяже ради врата Рая всем нам отверзаются. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему всечестному покрову: единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Тем убо всяк возраст верных славословит Тя и Сына Твоего, зовущ: Аллилуиа.

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земли простираеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по коегождо потребе подаеши, благодарне вопиющим: Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо; радуйся, святых храмов и олтарей первейшее украшение. Радуйся, благочестия вернейшее ограждение; радуйся, благосердых градоправителей неусыпающая Споспешнице. Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских; радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным. Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей; радуйся, благословение домов и семейств благочестивых. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице: стоиши бо пред лицем олтаря Господня воздвигши руце Твои, и молишися, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы, и послушает прошения призывающих имя Твое святое, к Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Услыша Господь Бог Иисуса Навина, молящася и повелевающа солнцу стати, дондеже отмстит врагом. Слышит и Твоя ныне моления Господь Иисус, избранная Палато Духа Святаго. Темже и мы, грешнии, на Твой надеющеся покров, Тебе, яко Божией Матери, глаголати дерзаем: Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая; радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая. Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая; радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение. Радуйся, верных пастырей Церкве бодрость и вразумление; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь Наставнице. Радуйся, невозмущаемое успокоение благоговейных старцев; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 5

Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа.

Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут. Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся, Огнь Божественный — Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотроковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей. О таковем убо знамении милосердаго Ея заступления услышавше, ужасом и радостию одержими, вси глаголаху: Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая; радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая. Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая; радуйся, столпе облачный от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающий. Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий; радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Дивно Тя от Небес во Влахернстей церкви явльшуюся Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей и преподобных и жен святых сословие восхвалиша. Предтеча с Богословом поклонишася, людие же, сущии в церкви, с веселием вопияху: Аллилуиа.

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуся, рече: “Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу: Радуйся, Ковчеже Завета, в немже хранится освящение всего рода человеческаго; радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя. Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца; радуйся, оставленных врачами на свои всемощныя руце приемлющая. Радуйся, разслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвизающая; радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая; радуйся, жестокость нераскаяннаго сердца нашего умиляющая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальная приносит Тебе, истенней Божией Матери и Заступнице всех притекающих к Тебе, ведуще, яко несокрушимым покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют, како восхвалити по достоянию великий всечестнаго Покрова Твоего праздник: вся бо о Тебе от них глаголемая не суть довольна к единому исчислению щедрот Твоих. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, с веселием взываем: Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным нам в помощь, покров и защиту, да будущи печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа.

“Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящася к Тебе и призывающа имя Мое на помощь, да не отъидет от лика Моего тощ и неуслышан”. Сию всеблагую молитву слышавше, собори святых благодарно возопиша: Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим. Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение; радуйся, бедствующим в пути, на суше и водах внезапное вспоможение. Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице селящих. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще и теплей Твоей молитве о нас внемлюще, просим Тебе, Дево Богородице, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Яко светоприемную свещу, в молитве горящую, видящи Тя на воздусе Влахернская церковь, согласно со множеством людей, в ней бывших, возглашаше: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне?” Святый же Андрей со Епифанием тепле моляхуся к Тебе, зовуще: Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице; радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице. Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице; радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных. Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих; радуйся, всежеланное совершение благих супружеств. Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение; радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата и умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Поюще Твой державный покров, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и покланяемся Тебе, о нас молящейся: веруем бо и надеемся, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая вечная и временная всем с любовию вопиющим Тебе сице: Радуйся, всей вселенной крепкое заступление; радуйся, всех стихий земных и небесных освящение. Радуйся, всех времен года благословение; радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание. Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих; радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников. Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных; радуйся, самих отчаянных от рова погибели исхищающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! К Тебе возвожду душевныя и телесныя очи, к Тебе простираю разслабленныя руце и из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение души моея, покрый мя всемощным омофором Твоим, да избавлюся от всех бед и напастей, и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения, да выну покланяяся зову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва на замужество на Покров Пресвятой Богородицы

«О, Пресвятая Дева Мария, прими молитву сию от меня, недостойной слуги Твоей, и вознеси ее ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив он будет просьбам нашим. Прибегаю к Тебе как к Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, покрой нас покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего нам всех благ: супругам любви да согласие, детям послушания, обиженным терпения, скорбящим благодушия, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Сохрани меня от гордости и самолюбия, дай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Как Закон Господа Бога нашего повелевает людям в честном супружестве жить, то приведи меня, Матерь Божья к нему, не для угождения желанию моему, но для исполнения предназначения Отца нашего Святого, ибо Он Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и создав ему жену в помощницу, благословил их расти, плодиться и населять землю. Пресвятая Богородица, услышь смиренную молитву из глубины сердца девичьего моего: дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя и милосердного Бога: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва на праздник Покрова

"О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитва иконе Покров Богородицы

"Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь".

Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова о защите и заступничестве

"Пресвятая Богородице, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, помилуй, заступи, спаси, сохрани и защити мя, рабу (раба) Божью (его) (имя), от всякого зла и покрый мя и мою семью (дом) честным твоим Молитвенным Покровом от всякой беды, напасти и колдовства в год сей". (Далее можно добавить свои искренние просьбы: о замужестве, удачи в делах и т.д.)

Итак, хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, — просите горячо, неотступно - так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе, — и вы верно получите Ее помощь ; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Kому, братья, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она — от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному. Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Светлый праздник - Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике, одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога. И если Она радует нас Своей защитой, Своими явлениями, и прежде и теперь и всегда, должны и мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете как? Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы Марии, мы радуем Богородицу. Если мы любим Его, так как Она любит нас, мы радуем Богородицу. Если мы соблюдаем заповеди Христовы, этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа. Если мы каемся в своих грехах, Она радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими. Ибо сказал Господь - «..на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15,7). Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве небесном; Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни; Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в царство; Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись. Святитель Николай (Велимирович)


Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. На Нее мы уповаем, к Ней прибегаем; под Ее покровом и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрый нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: в день зол наших покрый нас (Пс. 26, 5). "Жития Святых" Святителя Димитрия Ростовского

Не предавайтесь отчаянию и заблудшие отроки, потерявшие свою чистоту юноши, совратившиеся с духовного пути люди и все, живущие в забвении! Не падайте духом, ибо и вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она хочет вашего спасения, вашего вразумления и покаяния! Она смотрит на вас как на детей Христа, ради которых также Он страдал и чрез это Она мучилась! В усердных молитвах ко Господу Матерь Божия просит вас спасти и даровать вам дух раскаяния. Радуйтесь, что имеете такую любвеобильную Матерь, но поболейте сердцем, посетуйте, что столько раз Ее оскорбляли своими грехами. Покайтесь и присоединитесь к тем, с которыми Матерь Божия пребывает во все дни. Аминь. Священномученик Серафим (Чичагов)


Единственное верное средство оставаться всегда под Покровом Божией Матери - это стараться во всём и всегда поступать по-божески, а если в чем согрешаем - тут же каяться в простоте и сокрушении сердце, не ища себе оправданий. Бог милостив, и Покров Матери Божией простирается надо всеми, кто с верою ищет этого Покрова и старается учиться у Господа кротости и смирению. Священник Димитрий Шишкин

Раньше говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Нередко в этот день выпадал снег. И этот снежный покров земли связывался с омофором.

«Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб». В праздничное утро девушки торопились пораньше прийти в церковь: считалось, что раньше выйдет замуж та, которая раньше поставит свечу к Празднику. «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!» - просили незамужние девицы.

Была такая примета: если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь. Поэтому девушки в этот день не работали. В деревнях устраивались шумные игры, танцы и песни. На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. В этот день замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок (только не ножницы и не иголку).

В этот день было принято не только молиться об удачном замужестве, но и венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке.

Покров - время перехода от осени к зиме. По народным поверьям, в такой переломный момент нужно по возможности оградить себя от всякой нечисти. Молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, чтобы уберечь себя от «призора недоброго глаза». Старухи бросали в печь изношенные за лето лапти, чтобы «прибавить себе ходу на зиму». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водой сквозь решето.

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи.

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок: обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова. После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне, особенно если владели каким-нибудь ремеслом, уходили из деревни в город на заработки.

В Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу. С Покрова охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и других пушных зверей.

На Покров просили избавления люди, страдающие от тоски, печали, плохого настроения, депрессии.

К Покрову в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок. Готовились угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу.



Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - Удел Божией Матери. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. И наше сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями - во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь. Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Добру и злу внимая равнодушно
мечтал пройти по жизни я своей,
пройти хотел легко и простодушно
по гребням от бушующих страстей.

Недолго юность - бабочкой порхала,
пила нектар из юдоли земной:
зло и добро – судьбы два опахала,
повсюду стали веять надо мной.

За что бы я ни принялся счастливо
и на какое б ни взошёл крыльцо:
добро и зло, тотчас, нетерпеливо
свои резоны тычут мне в лицо.

И требуя немедленно ответа
в свою меня заманивают суть.
И заблудился в смыслах я обета,
не зная, на чью сторону свернуть.

Уже внимать не в силах, равнодушно,
как зло ликует, над добром смеясь,
я не могу и принять добродушно
добро: со злом оно явИт вдруг связь?

Так и мечусь, штормами зла потрёпан,
едва держась за леер бытия.
Добром внезапным, наскоро заштопан,
несёт меня мой парус жития.

Рецензии

Хорошее стихотворение! У Вас все стихи неординарные, не похожие на других. Они и мудрые и наблюдательные. Это всегда интересно читать. У Вас такая ищущая душа! Философская! Спасибо, что случай привёл на Вашу страничку! А случай - это Михаил Колесов. Я очень люблю его стихи. Мне нравятся и Ваши. Удачи Вам в творчестве и счастья в личной жизни!:))

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Мы редко задумываемся об этических ценностях, на которые ориентировались наши предки. Между тем без достаточно ясного их понимания невозможно понять логику поступков людей прошлого. Но как только современный исследователь ставит вопрос о включении “нравственного чувства” в историческое построение, возникает реальная опасность неосознанной модернизации прошлого путем перенесения в “чужую” эпоху современных моральных критериев. Избежать подобного анахронизма можно. Для этого, однако, надо предварительно решить ряд проблем. И первая из них - как реконструировать внутренний мир летописца, восстановить то, что трудно понять даже у близкого человека, увидеть то, что почти всегда скрыто от посторонних глаз?

Известно, что для автора летописи критерием достоверности было соответствие личных впечатлений коллективному опыту общества. Отклонение от такого социального стандарта представлялось, видимо, как не-существенное (то есть не раскрывающее сущности явления), а потому неистинное. Одним из следствий подобного восприятия исторической реальности было возникновение летописных сводов , в которые включались (сводились вместе) предшествующие тексты. Когда же летописец приступал к описанию современных ему событий, опыт автора и его информаторов могли приходить в противоречие с истиной. Единственно надежной мерой достоверности индивидуальных ощущений и переживаний в этой ситуации мог стать лишь высший для христианского сознания исторический опыт. Противоречие между личными впечатлениями и сутью событий исчезало, когда в происходящем удавалось отыскать некоторое соответствие Священной истории - вневременной и постоянно заново переживаемой. При этом, однако, буквальные значения летописного повествования зачастую скрывали - особенно для неподготовленного читателя - его внутренний, сокровенный смысл.

Ориентация человека нового времени на “протокольную” точность изложения затрудняет для него выявление более глубоких пластов информации, обязательно присутствующих в средневековых текстах. Внутреннее как бы поглощается внешним, затухает в нем.

Между тем есть ключ, который позволяет проникнуть за видимую оболочку текста и приблизиться к более верному пониманию его смысла. Знаком, указывающим на присутствие в изложении скрытой информации, могут служить детали повествования, то, как летописец описывает происходящее. Понять, что хотел (и чего не хотел) поведать автор летописи своим читателям, мы сможем, ответив на вопрос: почему он использовал тот, а не другой образ, оборот или фразеологизм? К сожалению, в подавляющем большинстве работ, написанных даже маститыми летописеведами, подобные проблемы не затрагиваются. Психология формы занимает современных ученых куда больше психологии содержания литературного памятника.

Неизбежным следствием упомянутых различий в мировосприятии людей разных эпох становится не совсем верное понимание нами того, что написал автор летописи, а значит, и его собственного внутреннего мира.

Обыденное представление о нравственности древнерусских летописцев сформировалось уже давно. До начала XX в. большинство специалистов и дилетантов полагало, что летописец - подобно пушкинскому Пимену - писал свой труд, “добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости ни гнева”. Он “спокойно зрит на правых и виновных”, руководствуясь простым правилом: “Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…” Эпическое безразличие создателя летописи как будто гарантирует беспристрастное освещение событий. Тем более, в присутствии оговорки: “не мудрствуя лукаво”. Однако грань, разделяющая равнодушие и бездушие, безразличие к человеку и цинизм, - неуловима. Моральная неразборчивость, декларируемая будущим Лжедмитрием и самим Пименом, в какой-то степени безнравственна.

Отношение к труду летописца и этической позиции древнерусского книжника изменилось, когда выдающийся знаток летописания, А. А. Шахматов пришел к выводу, что “рукой летописца управлял в большинстве случаев не высокий идеал далекого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника, умеющего дать правдивую оценку событиям, развертывающимся вокруг него, и лицам, руководящим этими событиями, - оценку религиозного мыслителя, чающего водворения Царства Божия на земельной юдоли”, а “политические страсти и мирские интересы”. При этом подчеркивалось: “если летописец был монахом, то тем большую свободу давал он своей пристрастной оценке, когда она совпадала с интересами родной обители и чернеческого стада, ее населявшего” . Образ автора летописи - беспристрастного наблюдателя исчез. Его сменил ловкий манипулятор фактами, выполняющий “социальный заказ” светского владыки.

Из процитированных слов А. А. Шахматова в советской литературоведческой и исторической науке вырос монументальный образ человека, лишенного каких бы то ни было нравственных убеждений. Он ставит перед собой “чисто мирские - политические - задачи”, труд его “полон политическими выпадами”. При этом, естественно, “идеология” летописца оказывается связанной только с политическими амбициями того или иного феодального центра, либо с сословными (классовыми) интересами той или иной общественной группы. Заодно подчеркивалось, что религиозное мировоззрение, мешающее якобы летописцу осознавать и описывать историческую действительность, было для него чисто формальным, внешним .

В последнее время, однако, наблюдается своеобразный рецидив “постпушкинского” восприятия труда летописца. Все чаще и настойчивее (особенно в работах философов и психологов) звучит мысль о том, что летописи не имеют, так сказать, второго плана (в том числе, и классового), плоски по содержанию. Их авторы якобы просто фиксировали все, что происходило на их глазах, сообщали “о всяком событии как таковом, а не в зависимости от его роли в подготовке будущего или в подтверждении былых пророчеств”. Летописцу присущи “постоянная сосредоточенность на текущем, нелюбовь к провиденциальной расчетливости, пророческой мистике, историософским суждениям”. Он “не находит в истории цели, не ставит жизнь народа в некую всемирно-историческую связь, не видит в развитии наперед назначенного плана и не имеет представлений о конце истории”. Вообще “любые картины грядущего, темные либо светлые, воспринимаются (летописцем - И. Д .) с безразличным доверием”. В свою очередь, из этого следует, что “летописец не придавал значения <…> логике, организованности, убедительности”. Отсюда вывод: создание летописного свода, в отличие от “высокоумного” творчества западноевропейских хронистов, - дело вполне “земное” .

Все “вернулось на круги своя”. “Постшахматовский” летописец-прагматик слился с “постпушкинским” летописцем-идеалистом. Этот новый образ позаимствовал у своих “прародителей” одну общую для них - при всех их различиях - черту. В самом деле, если первый летописец занимается своим делом “в часы, свободные от подвигов духовных” и стоит вне моральных категорий, то у другого представления об истине и справедливости не выходят за рамки холодного рассудочного расчета и соображений сиюминутной выгоды.

Другими словами, оба образа - как и их современный “потомок” - одинаково аморальны .

Мог ли летописец быть действительно безнравственным типом? В принципе, в таком предположении нет ничего невероятного. Смущает только то, что составлением летописей занимались, как правило, монахи, люди, в большинстве своем искренне верующие. Следовательно, они должны были (в идеале) руководствоваться довольно жесткими нравственными императивами. Действительно, источники неоднократно свидетельствуют, что моральные установки многих представителей древнерусского иночества были столь сильны, что подчас заставляли их действовать вопреки прямой угрозе собственному здоровью, свободе, а то и самой жизни.

Достаточно вспомнить весьма внушительную фигуру создателя первой отечественной летописи, разбитой на годовые статьи, (и будущего игумена Киево-Печерского монастыря) Никона Великого. Ничто - ни гневные тирады князя, ни угроза темницей, ни обещание засыпать пещеру, в которой жили монахи, не могли заставить его отказаться от принятого им принципиального - по его мнению - решения.

Не уступал Никону и его духовный сын Феодосий. Ему принадлежат слова, обращенные к киевскому князю Святославу, которые как нельзя лучше характеризуют нравственные основы отношений печерского игумена и светской власти: “Се нам подобаеть обличити и глаголати вам еже на спасение души. И вам лепо есть послушати того” (“Нам подобает обличать вас и поучать о спасении души. А вам надлежит выслушивать это”).

Не правда ли, подобные фигуры, даже если сделать скидку на некоторую агиографическую идеализацию ситуации и героизацию печерских подвижников, вряд ли могут подкрепить представление о лебезящем перед князем летописце, пытающемся уловить малейшее изменение в настроении своего светского “хозяина”? Трудно упрекнуть и летописца, и настоятеля монастыря, под контролем которого тот работает, в отсутствии нравственных принципов. Как, впрочем, и в равнодушии. А ведь именно при Никоне и Феодосии закладывались основы традиций древнерусского летописания.

Не вполне совпадает это и с определением А. А. Шахматовым монастырей как “политических канцелярий князя”. Показательно, что, по мысли самого исследователя, князья периодически вынуждены были передавать ведение летописи в другой монастырь, более лояльный к нему в данный момент. Видимо, простого окрика или даже угрозы “интересам родной обители (летописца - И. Д .) и чернеческого стада, ее населявшего” , было недостаточно, чтобы изменить “политичес-кую” ориентацию летописи.

Итак, видимо, первые поколения русских летописцев мало были похожи на образы, сложившиеся в представлении читателей летописей в XIX–XX вв. Но как узнать, какими были авторы древнейших русских летописей на самом деле? Ведь сказать, какими они не были, - только полдела.

Всякое литературное произведение может быть верно понято и истолковано лишь через тексты, “окружающие” его в данной культуре. Собственно, читая древнерусские летописи, мы и пытаемся “поговорить” с летописцем, используя для этого “параллельные” тексты. Беда только в том, что они - эти самые параллели - обычно наши (для старших поколений - чаще всего, “Капитал” Маркса; именно его категории у нас “на слуху”, даже если мы с чистым сердцем отреклись от марксизма), а не его . Что, если постараться (насколько возможно) исключить из этого процесса современные тексты и опираться только на те произведения, которые могли быть известны летописцу? Быть может, тогда наше понимание летописи, а значит, и психологии ее автора, станет точнее и глубже?

Но как узнать, каков был круг чтения летописца? Ведь известно, что от домонгольского периода до нашего времени сохранилось не более 1% (!) всех письменных памятников. Естественно, полностью восстановить перечень произведений мировой литературы, прочитанной каждым летописцем, невозможно. Но можно попытаться наметить, хотя бы ориентировочно, какие литературные источники были доступны “автору” (точнее, составителю, редактору) того или иного летописного свода.

Прежде всего, это, несомненно, было Священное Писание, правда, не в том виде, который стал привычным для современного человека. Как известно, до 1499 г. славянского списка Библии в одном сводном “томе” не существовало. Имелась ли до этого полная подборка древнерусских (славянских) переводов канонических библейских книг, которыми могли пользоваться летописцы, неизвестно. Во всяком случае, новгородскому архиепископу Геннадию, по инициативе которого и создавался кодекс 1499 г. (так называемая Геннадиевская Библия), пришлось заказывать перевод 1-й и 2-й книг Паралипоменон, 1-й, 2-й и 3-й книг Ездры, книг Неемии, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, 1-й и 2-й Маккавейских, 10–14-й глав книги Есфири, а также 1–25-й и 46–51-й глав книги Иеремии доминиканскому монаху Вениамину с латинской Вульгаты.

В то же время уже в Изборнике 1073 г. есть три статьи (“От ангельских уставов”, “Слово Иоанна о верочитных книгах” и “Богословца от словес”), которые представляют собой индекс рекомендованных и запрещенных для чтения религиозных книг, в том числе библейских. Среди них мы находим почти все книги, не обнаруженные архиепископом Геннадием в славянском переводе. Здесь же приводился перечень “отречен-ных” книг, имевших тогда хождение на Руси. Насколько исчерпывающи индексы Изборника 1073 г., мы можем только гадать. Но, несомненно, они позволяют хотя бы приблизительно определить круг чтения древнерусского летописца, а следовательно, и тексты, которые так или иначе могли отразиться в летописи.

Часть из них - весьма небольшую - он называет сам. Те памятники, которые летописец процитировал в своем труде дословно, удалось более или менее полно установить исследователям. Однако логика их использования так и осталась не понятой нынешними учеными. Быть может, это объясняется тем, что от внимания нынешних читателей ускользают косвенные цитаты, к которым летописец прибегал куда чаще, чем к прямым. А ведь сплошь и рядом за “протокольно точным” освещением тех или иных событий в летописях стоит “пересказ”, вернее широкое использование лексики, фразеологии и образов, почерпнутых из богодухновенных, богослужебных и богословских книг. В этом легко убедиться.

Вот, например, как описывает летописец под 6497 и 6504 годами от Сотворения мира (соответственно, 989 и 996 гг. от Рождества Христова,) строительство храмов Владимиром Святым: “Володимер <…> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица <…> И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами <…> Володимер видев церковь свершену, вшед в ню и помолися Богу, глаголя: «Господи, Боже! <…> Призри на церковь Твою си, юже создах недостойный раб Твой, - во имя рожьшая Тя Матере, Приснодевыя Богородица. Аже кто помолиться в церкви сей, то услыши молитву его молитвы ради Пречистыя Богородица» <…> Избыв же Володимер сего, постави церковь и створи праздник велик <…> Праздновав 8 дний, и възвращашеться Кыеву <…> и ту пакы сотворяше праздник велик, сзывая бещисленное множество народа. Видя же люди хрестьяны суща, радовашеся душею и телом” .

При чтении этих фрагментов невольно возникает ощущение “эффекта присутствия” автора. Соответственно, создается впечатление, что все, описанное летописцем, так и было на самом деле, а информация, сохранившаяся в Повести временных лет, абсолютно достоверна. Отношение к тексту летописи, однако, несколько изменится, если вспомнить, как описывается в Библии строительство храма Господня Соломоном: “И вот, я [Соломон] намерен построить дом имени Господа Бога моего <…> И построил он храм, и кончил его, и обшил храм кедровыми досками <…> Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа <…> И стал Соломон пред жертвенником Господним <…> и воздвиг руки свои к небу, и сказал: Господи Боже Израилев! <…> Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему; но призри на молитву раба Твоего <…> услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем <…> И сделал Соломон в это время праздник <…> - семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней. В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь” (3 Цар 5:5; 6:9; 7:51; 8:22–23,27–29,65–66).

Совпадение летописных и библейских фрагментов проясняет задачу, которую ставил перед собой автор Повести временных лет. Очевидно, его не столько занимал вопрос точного описания строительной деятельности св. Владимира, сколько нравственная характеристика киевского князя путем его сопоставления с Соломоном. Число подобных косвенных оценок личности древнерусских князей в Повести временных лет чрезвычайно велико. Их выявление и “прочтение”, однако, затруднено из-за слабого знакомства современных исследователей с текстами, опосредованно цитируемыми летописцами.

Приведем еще несколько примеров такого рода.

Перенесемся в начало одиннадцатого столетия. 1019 год. Завершается кровавая распря между наследниками Владимира Святославича. Зверски убиты братья, свв. Борис и Глеб. В сражении с Ярославом Владимировичем только что потерпел поражение их убийца, Святополк Окаянный. Он бежит с поля боя. Вот как описывает это автор Повести временных лет: “К вечеру же одоле Ярослав, а Святополк бежа. И бежащю ему, нападе на нь (на него) бес, и раслабеша кости его, не можаше седети на кони, и несяхуть и (его) на носилех. Принесоша и (его) к Берестью, бегающе с нимь. Он же глаголаше: «Побег-нете со мною, женуть по нас (гонятся за нами)». Отроци же его всылаху противу: «Еда кто (кто же) женеть по нас?». И не бе никого же вслед гонящаго, и бежаху с нимь. Он же в немощи лежа и въсхопивъся (приподнявшись) глаголаше: «Осе женуть, о женуть, побегнете», не можаше терпети на едином месте. И пробежа Лядьскую (Польскую) землю, гоним божьим гневом, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле живот свой (умер злой смертью) в том месте. Его же по правде, яко неправедна, суду нашедшю на нь (него), по отшествии сего света пряша мукы оканьнаго (окаянного). Показоваше яве посланая пагубная рана в смерть немилостиво вогна. И по смерти вечно мучим есть связан. Есть же могыла его в пустыни и до сего дне. Исходить же от нея смрад зол” .

Не правда ли, впечатляющее описание? Полное ощущение, что написаны эти строки очевидцем, бежавшем вместе с проклятым князем. Картина столь яркая, что не остается сомнения в ее подлинности. Как очевидно и отношение летописца к умирающему Святополку.

Так и воспринимает этот текст подавляющее большинство историков. Например, Н. М. Карамзин, описывая бегство и смерть Святополка, ограничился пересказом летописного сообщения, дополнив его лишь замечанием: “Имя окаянного осталось в летописях неразлучно с именем сего несчастного князя: ибо злодейство есть несчастье” . Автору “Истории государства Российского” удалось подметить то, что от нас уже ускользает. Слово “окаянный” он понимает не только как ‘проклятый’, но и как ‘жалкий, несчастный’. Действительно, в древнерусском языке оно имело и такое значение. Но “окаянный” значило и ‘многострадальный, заслуживающий сожаления’. Это добавляет новые штрихи к характеристике Святополка, делает ее мягче, что ли…

В современных же исследованиях обычно акцент переносится на “досужие измышления монаха”, “фантастические подробности”, которые привнес летописец в свое вобщем-то точное описание: “душевные переживания Святополка, какая-то мифическая пустыня между Чехией и Польшей” . Кстати, пустыню эту пытались даже найти на карте. Еще в XIX в. появилось несколько историко-географических работ, авторы которых по косвенным данным и прямым указаниям летописи постарались определить, где же находится место, в котором “есть его могила и до сего дне”. Правда, закончились эти по иски курьезом. Оказалось, что выражение “между Чахы и Ляхы”… - фразеологизм, значащий ‘Бог весть где’. Да, но ведь, как следует из приведенного текста, летописец точно знал, где похоронен Святополк? Оказывается, и это “прямое” указание не столь “прямо”, как хотелось бы нашему “здравому смыслу”. Дело в том, что фраза о могиле, которая “есть и до сего дня”, сопровождает в Повести временных лет описания смертей всех князей-язычников, даже если место их захоронения явно не было известно автору летописи…

Дальше - больше. При внимательном анализе текста летописи выяснился целый ряд любопытнейших подробностей. Так, в наиболее ранних летописях бегство незадачливого претендента на Киевский престол описывалось гораздо лаконичнее. В так называемом Начальном своде, предшествовавшем Повести временных лет, читаем: “А Святополк бежа в Ляхы” . И все. В чуть более поздней редакции появляются новые детали: “И бежа Святополк в Печенегы, и бысть межи Чахы и Ляхы (мы уже знаем, что это значит! - И. Д .), никим же гоним, пропаде оканныи, и тако зле живот свои сконча; яже дым и до сего дни есть” . “Дым”, о котором идет здесь речь, явно восходит к “параллельному” тексту. В Апокалипсисе, описывающем конец света, говорится, что люди, поклонявшиеся Антихристу, после Страшного суда будут мучимы в огне и сере, “и дым мучения их будет восходить во веки веков” (Откр 14:9–11). Так что и эта деталь “клеймит” Святополка как нехристя (но, заметим попутно, не как братоубийцу).

Развернутое описание бегства Святополка появилось, видимо, только под пером составителя житийного “Сказания и страсти и похвалы святюю мученику Бориса и Глеба”, составленного перед канонизацией первых русских святых в самом конце X в., за несколько лет до появления на свет Повести временных лет. Здесь есть уже все (точнее, почти все) то, что мы читаем в Повести: и “расслабленные кости” Святополка, и путешествие его на носилках, и вопли о гонящихся за ним, и “пустыня межю Чехы и Ляхы”, и могила, пребывающая “до сего дне”. Только “дым” заменен “смрадом”, да отсутствует уж совсем, казалось бы, незначительная деталь - не упоминается, что Святополк принимает посмертные муки в пустыни связанным .

Откуда же взял летописец все подробности бегства Святополка? Из каких источников позаимствовал “свидетельские показания”?

Некоторые из них он цитировал дословно. Это, в частности, греческая Хроника Георгия Амартола. Из нее летописец переписал текст о смерти Ирода Окаянного , который начинается словами: “Его же по правде…”, а кончается: “…в смерть немилостиво вогна” .

Другие источники использовались косвенно. Из них заимствовались образы, а не словесная “оболочка”. Так, во 2 книге Маккавейской в описании бегства Антиоха IV Епифана из Персии мы находим (как, видимо, и летописец) и небесный суд, следующий за злодеем, и повреждение всех членов тела, заставившее его продолжать путешествие на носилках, и “смрад зловония”, исходивший от несчастного. Подобно нашему летописному персонажу, Антиох “кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертию” (2 Мак 9:2–10,18,28).

Судя по всему, автор рассчитывал, что его читателям все прямо или опосредованно цитируемые тексты хорошо известны. Поэтому читая описание бегства Святополка, они поймут, что тот бежал с поля боя, подобно Антиоху из Персии, и умер как Ирод Окаянный. Все эти ассоциации подкреплялись еще несколькими библейскими параллелями. В книге Левит читаем: “Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует <…> и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших” (Лев 26:36–38). А вот несколько цитат из книги Притчей Соломоновых: “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним <…> Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его” (Притч 28:1,17).

Следовательно, сейчас описание бегства и кончины Святополка “звучало” бы приблизительно так: “Нечестивый Святополк, повинный в пролитии крови человеческой, бежал от Ярослава как злодей и богохульник Антиох из Персии. И не было ему спасения. И умер он невесть где, подобно Ироду Окаянному, приняв муки за свое неверие. И после смерти будет вечно мучим, связанный в пустыни”.

Неясно, однако, что значат последние три слова. Почему Святополк должен принимать посмертные муки именно в пустыни и будучи связаным?

Ответ и на эти вопросы можно (и, скорее всего, должно) искать в параллельных текстах. Среди апокрифических (неканонических) произведений есть так называемая Книга Еноха. На славянский язык она была переведена еще в X–XI вв. В ней, в частности, упоминается любопытный эпизод, имеющий, судя по всему, непосредственное отношение к нашей загадочной фразе:

“Потом Господь сказал Рафаилу: «Свяжи Азазиэля и брось его во тьму и заключи (прогони) в пустыню, которая находится в Дудаэль <…> и когда настанет день суда, прикажи ввергнуть его в огонь»”.

Вот он - персонаж, связанный и изгнанный в пустыню, где принимает посмертные муки! Описание того же жертвоприношения есть в библейской книге Левит: “А козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит (Аарон) живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую” (Лев 16:6–10). Знакомый образ. Даже, пожалуй, слишком хорошо знакомый.

Итак, вводя развернутое описание бегства и кончины окаянного Святополка, летописец тут же называет его козлом отпущения ? Может ли такое быть? Думаю, ничего невероятного в этом нет.

Данная характеристика Святополка - не единственная в летописи. Сразу вслед за описанием бегства и смерти “окаянного” князя летописец упоминает братоубийцу Каина, а также Ламеха (совершившего, согласно апокрифам, убийство по неведению). Однако с ними Святополк не сравнивается. “Сей же Святополк, - читаем мы, - новый Авимелех”. Здесь имеется в виду сын Гедеона, убивший своих братьев (за исключением младшего). Но в Библии упоминается еще один Авимелех. Дважды он чуть было не совершал тяжкий грех, но оба раза Бог удерживал его от преступления (Быт 20:3–6; 26:8–11). Быть может, сравнивая Святополка с Авимелехом, летописец давал тем самым двойственную (амбивалентную, как иногда говорят ученые) характеристику, которая позволяла читателю сделать свой выбор?

Такое предположение подтверждает и перечень сыновей Владимира Святославича, который мы встречаем в Повести временных лет под 6488 (980 по нашему счету) годом от Сотворения мира: “Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему водимые (законные жены): Рогънедь <…> от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а 2 дщери; от грекине - Святополка; от чехине - Вышеслава; а от другое - Святослава и Мьстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба…” .

Перечень этот уже давно вызывал недоумение ученых. Не удавалось установить, в частности, почему здесь говорится о 10 сыновьях Владимира, тогда как в другом перечне - под 6496 (988) годом - названо 12 имен. Непонятно, для чего летописцу понадобилось упоминать двух дочерей киевского князя. Совершенно неясны основания, на которых автор Повести “распределил” Владимировичей по женам отца…

Ситуация несколько прясняется при обращении к библейской книге Бытия, несомненно хорошо известной летописцу. Здесь есть перечень сыновей Иакова, удивительно напоминающий наш текст: “Сынов же у Иакова было двенадцать. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир” (Быт 35:22–26). Судя по всему, именно этот текст и был использован летописцем при составлении перечня 6488 года. Принципиальная разница заключается лишь в том, что в Повести временных лет, в отличие от библейского перечня, упоминается всего десять сыновей. Зато присутствуют две дочери (хотя у Владимира их было гораздо больше). Чем же вызваны эти расхождения? И для чего вообще понадобился странный перечень?

Ответ на эти вопросы можно найти в одном из источников, которыми пользовался (как установил еще А. А. Шахматов) автор Повести временных лет. Мы имеем в виду Сказание Епифания Кипрского о 12 драгоценных камнях на ризе первосвященника. Здесь дается не только описание камней и их свойств, но и упоминаются имена сыновей Иакова, выгравированные на каждом камне, а заодно дается их характеристика. Судя по всему, именно порядок перечисления камней и определил последовательность упоминания сыновей Владимира. Каждый из них получал таким образом “невидимую невооруженным взглядом” косвенную этическую характеристику, совпадавшую с характеристикой того или иного сына Иакова. Дочери же Владимира и Рогнеды потребовались для того, чтобы все Владимировичи заняли подобающее им место, а заодно и характеристику. Как же выглядит в этом “нравственном зеркале” Святополк?

Вот характеристика соответствующего ему (согласно сказанию Епифания Кипрского) седьмого сына Иакова Дана: “Аз, рече, бех имея сердце и утробу немилостиву на брата Иосифа, и бех стрегий (подстерегал) его, аки рысь козлища. Но Бог отца моего избави и (его) от руку моею, и не да ми (не дал мне) сего зла сотворити…” . Как видим, и здесь речь идет о не совершенном Даном-Святополком преступлении! Остается только выяснить, против кого оно замышлялось. В Сказании о 12 камнях говорится об Иосифе. Думаю, читатель уже догадался, кто ему соответствует в перечне 6488 года. Конечно же, св. Борис. Кстати, чуть ли не все эпитеты, которыми награждает его летописец в рассказе о трагических событиях 1015 года, заимствованы из библейских рассказов об Иосифе Прекрасном.

Ничего неожиданного в данном выводе, пожалуй, нет. Анализ русских летописей и сопоставление их с данными западноевропейских источников XI в. наводит на мысль о непричастности Святополка к убийству младших братьев . Интересно другое: вставляя в текст летописи фрагмент, осуждающий Святополка, летописец тут же “реабилитирует” князя в глазах читателя. Однако кто был способен разгадать подобный “ребус”?

Мы привыкли думать, что летопись составлялась по княжескому заказу и, соответственно, предназначалась именно для князя. Обилие в летописи косвенных цитат, сложная образная система, на которой строится летописное повествование, заставляют усомниться в том, что автор адресовал свое произведение только ему. Обнаружить в летописи выявленный нами второй смысловой ряд, основанный на использовании библейских образов, было, очевидно, по силам лишь просвещенному человеку. Следовательно, можно полагать, что летописец адресовал сокровенный “текст” своего труда совершенно определенной аудитории. Ее, в частности могли составлять такие же начитанные монахи, как и он сам. Однако и для них выявление столь тонких намеков, как уподобление Святополка библейскому “козлу отпущения”, было, пожалуй, слишком сложной задачей. Но тогда для кого он писал?

Ответ на этот вопрос, как мне представляется, кроется в названии древнейшей из дошедших до нас летописей: “Се повести времяньных лет , откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть”. “Временные лета”, которые здесь упоминаются, обычно переводятся как “преходящие”, “минувшие”, “прошедшие” или “древние годы”. Однако в Толковой Палее (популярном на Руси толковом Ветхом Завете) мы встречаем в коломенском списке 1406 г. такое словосочетание совсем в ином контексте. В приведенной там цитате из Деяний апостолов читаем: “…како убо взможемь преступльше испытати, еже Творець своею областию (властью) положи, якоже и Сам отвеща Своим учеником, егда въпрошахуть Его: «Господи, аще в лето се устрояеши царство Израилево?» К ним же отвеща Иисус: «Несть вам разумети временных лет , яже Отець Своею властию положи»” . Близко по смыслу и название в Геннадиевской Библии Апокалипсиса “временных притчей проречениями” .

Поскольку в обоих приведенных случаях речь идет о конце света, есть все основания полагать, что в названии Повести временных лет имеются в виду не только прошедшие и преходящие годы, но и конечная цель повествования (“Се - по вести временных лет”, то есть “до знамения конца света”): оно должно быть доведено до Царства Славы, когда наступит последний день мира сего (временного). Это - та идея, которая объединяет всю Повесть, придавая ей единство, цельность, законченность.

Но тогда несколько уточняются само содержание Повести и цель ее создания. Летописец, скорее всего, писал своеобразную “книгу жизни”, которая должна будет фигурировать на Страшном суде.

Созданный летописцем перечень деяний людей и их моральных оценок, видимо, в первую очередь предназначался для Того, Кому в конце концов должны были попасть летописные тексты. А уж Он-то, вне всякого сомнения, мог разобраться с любым “ребусом”, созданным человеком… Этого потенциального Читателя летописец ни при каких условиях не мог игнорировать при составлении летописного известия. Ему же лгать нельзя. Пред Ним меркнет воля любого князя, любые “политические страсти и мирские интересы”. Забывать об этом - значит отказаться от того, чтобы понять летописца, а следовательно, и то, что он написал. Нет, летописец не был “аморальным типом” и не мог им быть. Он был христианином в полном смысле этого слова и хотя бы уже потому не мог не ориентироваться в своих поступках на христианскую систему нравственных ценностей. Чтобы понять это, надо просто захотеть услышать человека, мыслящего и говорящего иначе, чем мы. И чуть-чуть усомниться в собственной непогрешимости.

Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения Древней Руси. 2-е изд., доп. М., 1980. сс. 74–75 и др.

Палея Толковая по списку, сделанному в г. Коломне в 1406 г.: Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1892, лл. 83–83 об. Ср. в Синодальном переводе: “они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти” (Деян 1:6–7).

Геннадиевская Библия 1499 года. Л. 889 (Библия 1499 года и Библия в Синодальном переводе. Т. 8. М., 1993, с. 423).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...