Дьячек порфирий. Вечная память дорогому отцу Порфирию

Данные о жизни и кончине протоиерея Порфирия Амфитеатрова впервые опубликовал протопресвитер Михаил Польский во втором томе собрания материалов «Новые мученики Россiйскiе», Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 1957 (стр. 195-196). Завершая свою небольшую статью об о. Порфирии предположением, что после расстрела «тело мученика было выброшено в глухое неведомое место на съедение зверям», составитель сборника писал: «Веруем и исповедуем, что эти меры слишком слабы для того, чтобы стереть молитвенно-благоговейную память верных чад Церкви» (указ. соч., стр. 196). Мы публикуем ниже свидетельство такой благоговейной памяти - житие новосвященномученика Порфирия, которое редакция «Вестника» получила из России в этом году, т. е. спустя 45 лет после выхода в свет книги протопресв. Михаила Польского.

Протоиерей Порфирий Иванович Амфитеатров происходит из старинного священнического рода Амфитеатровых, к которому относятся митрополит Киевский Филарет, архиепископ Казанский Антоний, профессор Московской Духовной Академии, городской голова Сергиева Посада Егор Васильевич Амфитеатров, профессор Киевской Духовной Академии, основоположник российской гомилетики Иаков Космич Амфитеатров и несколько десятков скромных священнослужителей.

Порфирий Иванович родился в семье диакона Иоанна в Курской Губернии. Диакон Иоанн и матушка Параскева воспитали двоих протоиереев: о. Порфирия и о. Никиту. Протоиерей Никита трагически погиб в 1918 году. Оба батюшки служили в Курской епархии, оба были настоятелями, просветителями.

Отец Иоанн умер рано, в это время Порфирий Иванович еще учился, а Никита Иванович был в отроческом возросте. Отец Порфирий окончил курс в Курской Духовной Семинарии в 1887 году и 5 февраля 1890 года был определен на должность учителя в приготовительный класс Белгородского духовного училища, на следующий год ему было поручено и преподавание чистописания в первых классах. С 1896 г. о. Порфирий - штатный преподаватель русского и церковно-славянского языков, чистописания. Священническое служение батюшки началось в 1895 г. в Николаевской церкви при Иоасафо-Порфириевской богадельне в г. Белгороде. 21ноября 1898 г. священник Порфирий был назначен в пригородное село Кошары (сейчас это район Белгорода) настоятелем Крестовоздвиженской церкви.

Во времена святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского (1748-1754) в селе Кошары проживал богатейший землевладелец Юрий Выродов, в доме которого находился Святой Крест, присланный ему его родным братом, послушником одного из Афонских монастырей. Нечестивый и развращенный помещик с неохотою держал в своем доме Крест и не питал к нему ни малейшего благоговения. Однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, возвратившись домой в раздраженном состоянии и остановивши свой взор на Кресте, помещик вдруг пришел в сатанинскую ярость и, обращаясь к слугам, закричал: «Вынесите сейчас же этот Крест из дома и бросьте его в трясину! Мне говорили, что он святой и чудотворный, а я никакой пользы не вижу в нем».

Кощунственное приказание было выполнено, и Святой Крест был брошен в болото невдалеке от жилища помещика.

Прошло много лет, Выродов умер лютой смертью грешника, а поруганный и зарытый в грязь Крест был обретен чудесным образом.

В конце 18 века некий слепец слышал во сне голос, обещавший ему исцеление от слепоты, если он, отправившись в Кошарскую трясину, достанет Святой Крест. При участии нескольких лиц Крест был найден, слепец прозрел и начал славить Бога. На месте обретения Креста оказался ключевой источник. Весть об обретении Креста быстро разнеслась по окрестностям и привлекла массу богомольцев, из которых многие получали исцеление от своих недугов. В первое время по обретении Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, а с 1863 года кошарцы имеют счастье молиться в своем храме перед явленным Крестом 1 .

Святыня привлекала к храму много паломников, которых с любовью отечески принимал отец Порфирий, и вскоре к посещению Кошар стали стремиться верующие не только ради поклонения святыне, но и ради молитвенной и назидательной встречи с отцом Порфирием, известность которого начала распространяться за пределы уезда. Батюшка был внимательным к людям, но строгим и требовательным, и при этом справедливым. Отец Порфирий избирался Председателем областного съезда духовенства, делегатом на епархиальные съезды духовенства в Курск, был Председателем Совета Белгородского миссионерского кружка, Товарищем Председателя Белгородского Иоасафовского Миссионерского братства, заведующим кошарской школы - «украшения церковно-приходских школ Курской епархии» 2 . Много внимания уделял отец протоиерей борьбе с сектантами - «штундой», активное участие принимал батюшка в прославлении белгородского святителя Иоасафа. Стараниями отца Порфирия был построен странноприимный дом. Протоиерей Порфирий находил время и для участия в изданиях Курских епархиальных ведомостей - не было ни одного года, чтобы не появилось батюшкиных статей. Большой популярностью пользовалась его книга о Кошарском Кресте, которая вышла в 1903 году. Нестяжательность о. Порфирия была известна до такой степени, что на заседании Совета Курского Знаменско-Богородичного Миссионерско-просветительского братства в 1910 году произошел курьезный случай: в ответ на предложение Товарища Председателя о выдаче вознаграждения священнику Порфирию Амфитеатрову, много потрудившемуся во время миссионерских курсов, отцы протоиереи единодушно постановили «...священнику Порфирию Амфитеатрову, как много потрудившемуся на бывших курсах, как человеку, по отзыву Председателя Совета Братства бескорыстному, вознаграждение отклонить, а выразить от Совета Миссионерско-просветительного Братства благодарность, и о трудах отца Амфитеатрова представить благоволительному вниманию Его Высокопреосвященства» 3 .

Жизнь настоятеля была заполнена многочисленными заботами о духовном и материальном устроении прихода. Об этом человеке сказано и написано много добрых слов. Сельские детишки, обучавшиеся в церковно-приходской школе, очень любили отца Порфирия, хотя и немного побаивались: он был добрым, любвеобильным, но и строгим, требовательным. И не только по отношению к детям - для мам и пап он тоже был воспитателем. Одна из его духовных чад вспоминала, что, если батюшка узнавал, что кто-то обижает своих домочадцев, то без глубокого покаяния не допускал до Причастия Христовых Таин. Жизнь православной семьи была частой темой его проповедей. И всегда в словах батюшки звучала надежда и доверие: «Он бы плохим семьянином, но он искренно покаялся, и я верю, что в этой семье все образуется».

Практически всех сельчан батюшка знал в лицо, и засидевшаяся под луной влюбленная пара, завидев идущего священника, старалась тут же разбежаться по домам, иначе не избежать короткого и ясного приказа: «Так, деточки мои, время уже позднее, и на прощание вам дается одна минута». Отец Порфирий был действительно заботливым отцом для всей деревни.

В 1915 году отца Порфирия назначают настоятелем Успенско-Николаевского собора города Белгорода и Председателем церковно-приходского попечительства. Прихожане Кошарского храма были очень огорчены. Вот как трогательно писал о проводах священника один из прихожан и почитателей отца Порфирия: «За шесть дней до Пасхи мы узнали, что наш дорогой и незабвенный пастырь отец Порфирий Амфитеатров переводится благочинным в Белгород и будет 15 марта, в день праздника Вербного воскресенья, совершать последнюю литургию в селе Кошары. Эта весть сильно поразила нас. С каким-то страхом ожидали мы этого рокового для нас дня.

С вечера совершалось всенощное бдение. Народу собралось весьма много. Настроение было подавленное, хор пел как-то неуверенно, боязливо. Совершалась лития. Некоторые из народа, глядя на батюшку, тихо плакали. Певчие, все бывшие его ученики и ученицы, не могли от душивших их слез начать «Господи помилуй», сам же дорогой батюшка не мог спокойно читать установленные молитвы - он плакал. Весь народ стал рыдать. Храм наполнился стоном, учащиеся и малые дети - все плакали... При раздаче вербы было тихо, спокойно. Но вот, Бог дал, хотя и со слезами, но кончили всенощную. Некоторые сказали: «Ну, поплакали и довольно- теперь в обедне не заплачу, все выплакал, ни одной слезинки не осталось».

Наступила и последняя обедня. Еще за час до службы, несмотря на грязь, много собралось народа из Белгорода и с деревень. Храм был полон. Зажгли люстру, маленький храм осветился множеством свечей. Открываются царские врата, показывается наш дорогой батюшка в новой пасхальной ризе с бледным лицом, с заплаканными глазами. Как молния меня озарила мысль- а на Пасху уже не будем слышать его задушевного слова. «Ну, господа, - сказал один из прихожан, - последний раз батюшка помянул моих умерших сродников!» И опять плач, и опять рыдания. Вижу крепкий мой сосед тоже плачет, да не так, как на всенощной, а не в состоянии даже оторвать рукава своей свитки от глаз, вижу, что трясется его лысая головушка. «Эх, брат, не выдержал», - говорю я. Диакон начал ектинью и замолк, певчие не могли петь, рыдали все, как малые дети. Вся обедня буквально прошла в слезах, но еще больше слез было пролито во время произнесения прощальной проповеди. После молебна тихо выходит батюшка к народу. Рыдания не умолкают. «Смутился мой дух, - говорит батюшка, - жаль мне с вами расставаться»!.. Ну и довольно, остальное дополнил народ. Я еще никогда не слышал, чтобы так рыдали на похоронах. Буквально все плакало. Кажется, весь храм, благоукрашенный трудами доброго пастыря, стонал. Дедушки, убеленные сединами, рыдали, говоря, что он обещал похоронить, а теперь бросает нас; бедняки проливали слезы, зная, что никто об них так не позаботится, как он. Осиротелые семьи воинов, имевшие в нем всесторонную поддержку, неутешно рыдали. В слезах подошел к батюшке учитель местной церковной школы испросить благословения сказать слово. В немногих словах он отчасти обрисовал деятельность отца Порфирия, с которым он подвизался в Кошарах более 16 лет. Поведал он народу его явные дела милосердия и любви к народу; его всепрощающее свойство души к обидевшим его, его радость об исправлении грешника; о его неутомимой пастырской работе в борьбе с пьянством, воровством, сквернословием и другими пороками. Рассказал, как он под праздники целые ночи проводил без сна, путешествуя по селу и уговаривая молодежь не нарушать святость праздника, не петь песен, не ругаться, и упокоенный возвращался домой, а иногда без сна совершал и литургию. Никого он не обидел, всех прощал, всем помогал, последним делился. И рука дающего не оскудевала. Много народа со всех сторон Матушки России приезжало к дорогому батюшке. Многие хотели видеть его, беседовать и молиться с ним. Все уходили от него утешенными. С кем он помолится о болящем перед Животворящим чудотворным Крестом, кого успокоит своею беседою, а кому и поможет своею посильною помощью. Если батюшка давал наставление, то, следовательно, и сам так поступал. Речь учителя была покрыта рыданием. Все пали перед батюшкой на колени и кричали: «Прими, дорогой батюшка, мой земной поклон и прости меня!»

От прихожан церковный староста преподнес отцу Порфирию хлеб и икону.

После обедни, как пчелы около улья, собрались прихожане около церкви и все единогласно порешили, просить Высокопреосвященнейшего Владыку об оставлении отца Порфирия в Кошарах. Разошлись на время, а с 3 часов опять собрались полным сходом и до темного вечера не отходили от церкви, пока их не успокоили составленным прошением и не пообещали завтра же отослать Владыке.

Дай Бог таких батюшек побольше. Он не хвалился, не гордился, а усердно и безропотно нес свои тяжелые труды. Вся его забота была о спасении душ стада Христовой Церкви.» 4

Всего два года прошло после публикации этих добрых описаний проводов священника, а какие страшные изменения произошли в стране. В сентябре 1917 года отец Порфирий писал: «Где же причины постигшей нас кары Божией? В нашем неверии, нечестии и пороках. Русь, некогда именовавшаяся святою, ныне не имеет права называться такою: она изгоняет Христа Бога из жизни семейной, общественной, государственной, Забыты заповеди о любви к Богу и ближним. Всюду царит злоба, ненависть, предательство; всех обуял демон спекуляции, наживы, стараются урвать момент для какой-либо выгоды; страсти к роскоши растут, жажда к зрелищам - беспредельная; распущенность нравов неизобразимая. Господи Иисусе Христе, молитвами Пресвятыя Богородицы, Святителя Иоасафа Белгородского и всех Святых, помилуй нас и спаси нашу погибающую отчизну.» 5

7 января 1919 года был арестован Белгородский владыка Никодим, но в тот же день освобожден по требованию верующих. 8 января Владыка был вновь арестован, а 10 - расстрелян. Вэтот же день допрашивали протоиерея Порфирия Амфитеатрова, арестованного одновременно с белгородским епископом. Верные и любящие батюшку прихожане Кошарского храма сразу по его аресте написали в революционный трибунал ходатайство о помиловании отца Порфирия: «...он прослужил в нашем обществе 17 лет и никого не обижал, а лишь только помогал бедным». 36 человек подписали прошение. А от Успенско-Николаевского собора было написано особое ходатайство в ВЧК за подписью 56 прихожан.

В уголовном деле имеется прошение матушки Ольги, в котором сказано, что Белгородская Чрезвычайная Комиссия поставила условием освобождения арестованного священника Порфирия Амфитеатрова уплату пяти тысяч рублей, Но единственным доходом в семье было жалование батюшки, на содержании которого было пять человек детей. Матушка просила войти в бедственное положение семьи и освободить отца протоиерея без уплаты пяти тысяч рублей. Приговор последовал: «расстрелять». «Как старого пропагандиста против Советской власти и вредного элемента для таковой» 6 .

Большевики отнесли его к числу опасных для строя пастырей и приняли все меры к тому, чтобы скорее расправиться с ним. Батюшка был расстрелян, но тело его не было найдено. Белгородцы уверены, что его останки были сокрыты намеренно, добы почитатели его не могли найти их.

9.10.2000 г. родственникам было сообщено, что в настоящее время Амфитеатров Порфирий Иванович реабилитирован.

6. УФСБ по Белгородской области. № 15/1/А-14 .

19.10.2015

Здравствуйте! В какой день в храме Живоначальной Троицы проходят беседы о крещении?

Спасибо.


15.03.2019

Смерть – великое таинство. Она - рождение человека из земной, временной жизни в вечность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

17 августа отошёл к Богу почётный настоятель нашего храма отец Порфирий. До самой кончины он ревностно исполнял долг священника. Всю свою жизнь отец Порфирий нёс крест служителя Господня, несмотря на тяжёлые для Церкви времена советской власти, страшные 90-е, болезни и преклонный возраст. Для многих отец Порфирий стал духовником, наставником в борьбе с искушениями и страстями. Под его покровительством находились люди пожилые и молодые, состоятельные и не очень, жители Москвы и дальних городов…

Порфирий Дьячек родился 21 декабря в 1935 году в селе Вербежицы Ровенской области. В 1958 году поступил в Волынскую духовную семинарию, а по её окончании – в Московскую духовную академию, которую он закончил со степенью кандидата богословских наук. В 1966 был назначен клириком храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Через десять лет отец Порфирий стал его настоятелем. При нём открылась воскресная школа, произведена реставрация храма, началось строительство дома для причта. В 2002 году отца Порфирия перевели в Троицкий храм на Пятницком кладбище, где в 2004 году он стал настоятелем, а в 2012 – почётным настоятелем.

Отец Порфирий (в центре) во время несения священнического долга в храме Покрова

Многие люди, пришедшие к вере через отца Порфирия, стали его духовными чадами. Вот воспоминания некоторых прихожан нашего храма, для которых отец Порфирий стал проводником к Богу и Церкви.

«С 1985 г. я стала постоянной прихожанкой храма Покрова Божьей Матери, что в Медведково, - пишет раба Божия Елисавета. - В это время там служили три священника, однако я сразу обратила внимание на отца Порфирия. Когда он вёл службу, в храме стояла глубокая тишина и благодать. Все слова молитв отец Порфирий произносил чётко, ясно, понятно для всех… Это был человек добрейшей души. Всем он старался помочь, всех утешить в скорби. Мы очень расстроились, когда его перевели из храма Покрова Божьей Матери в храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище настоятелем. Всё это он воспринял с полным смирением и только говорил: «Значит так Богу угодно». Сам храм был в ужасном состоянии. Вся роспись была покрыта плесенью, крыша протекала. С Божьей помощью и по его молитве через пару лет храм преобразился, заблестел. Все росписи отреставрировали, обновили все три иконостаса.

Как отец Порфирий молился Богу! Мы видели и чувствовали его молитву. С какой любовью, с каким усердием он стоял у престола Божия. Каждый раз он приходил в храм за 30-40 минут до начала службы и молился. Своим примером он учил молиться нас. Никогда не читал нотаций, а только всегда просил: «Молитесь Богу, любите Бога, в храм Божий ходите». Пока я жива, я буду помнить отца Порфирия и молиться за упокой его души, и просить его молитв у Господа за меня грешную. Вечная ему память!»

А вот, что рассказывает об отце Порфирии одна из его духовных чад Любовь:

«Отец Порфирий произвел на меня неизгладимое впечатление добротой, открытостью, тем, что не делил людей на своих и чужих, ко всем относился с любовью, терпением и вниманием. От него исходило такое благодатное тепло, что и не уходила бы никуда, все бы рядом стояла. А вот к словам его не сразу прислушалась, все казалось, батюшка не то что-то советует, обижалась, поступала по-своему. А потом оказывалось все именно так, как он и говорил - придешь прощения просить, он пожалеет, и все снова хорошо. Отец Порфирий всех, видимо, принимал в сердце своё, доверял людям, молился за каждого, кто к нему приходил, все брал на себя, не жалея сил, времени и здоровья. Он всем помогал идти к Богу, укреплял веру, даже исцелял…

Был еще он очень скромен и прост в обращении, награжден многими наградами (все из них за более чем двадцать лет нашего общения я на нем так и ни разу не видела). Он умел так сказать проповедь, будто обращался к каждому - и академик, и совсем простая старушка слышали именно то, что важно и нужно именно им. Никогда не забыть и тот особый молитвенный дух на его богослужениях, когда от умиления слезы выступают на глазах.

Да будет всегда в наших сердцах светлая память о том, что отец Порфирий всю свою жизнь был нашим путеводителем ко Христу, светлая печаль о том, что его уже нет здесь с нами рядом, и светлая радость о том, что он будет молить о всех нас Господа там, где нет болезней и печалей, но Жизнь бесконечная».

© Официальный сайт храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, Московская городская епархия, Северо-Восточное Московское Викариатство, 2015 г.

Разрешено некоммерческое использование материалов сайта при условии размещения рядом явной ссылки на данный сайт.

Протоиерей о. Порфирий Амфитеатров

О. Порфирий Иванович Амфитеатров был преподавателем Белгородского Духовного Училища (1893-94 гг.). Потом принял сан священника и был назначен в пригородное с. Кошары. Был внимательным к людям, но строгим и требовательным и при этом справедливым. Таким он был учителем. Став священником, о. Порфирий ревностно исполнял свои обязанности. В церкви с. Кошар находился чудотворный крест, а при церкви - источник целебной воды. Эта святыня привлекала к храму много паломников, отечески принимая которых, о. Порфирий стяжал славу доброго пастыря, дерзновенного пред Богом молитвенника, наставника и печальника о страждущих. Таким образом к посещению Кошар стали стремиться верующие не только ради поклонения святыне, но и ради молитвенной и назидательной встречи с о. Порфирием, известность которого начала распространяться уже за пределы уезда.

Перед войной 1914-18 гг. он был перемещен настоятелем Успенского Николаевского Собора в г. Белгороде (по смерти его настоятеля), где также стяжал себе известность и любовь прихожан, белгородцев и окрестных жителей - религиозной ревностью, усердным служением и проповедью Слова Божия.

Будучи слабого здоровья, с большим трудом передвигаясь (следствие болезни его ног), о. Порфирий находил в себе силы для многих трудов, всего себя отдав служению Церкви Христовой. Большевики отнесли его к числу самых опасных для строя пастырей и приняли все меры к тому, чтобы скорее расправиться с ним. О. Порфирий был арестован почти одновременно с еп. Никодимом. Убиение его также совершено в Белгороде вскоре после ареста, но тело его не было найдено ни в одной из обнаруженных могил жертв большевицкого террора. Это не случайное явление. Очевидно большевики приняли меры к сокрытию его останков, дабы почитатели его не могли найти их. Слишком велики были любовь паствы и почитание ею о. Порфирия, а после его мученичества они еще более возгорелись.

Предполагают, что тело мученика было выброшено в глухое неведомое место на съедение зверям.

Веруем и исповедуем, что эти меры слишком слабы для того, чтобы стереть молитвенно-благоговейную память верных чад Церкви.

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

Глава 20. Порфирий Иванов и секта "ивановцев" Эта писанина пишется Мной для того, чтобы люди наши ея как таковую читали, ей верили и старались сами себя таким сделать. Порфирий

Из книги Том 7. Письма автора Брянчанинов Святитель Игнатий

II Святитель Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский И белое покрывало главы требует чистоты сердца - а украшенное цветами напоминает об украшении души всеми христианскими добродетелями. Филарет, Митрополит Киевский Н. С. Лесков в своей повести «Мелочи архиерейской

Из книги Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства автора Ранович Абрам Борисович

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АМФИТЕАТРОВ Егор Васильевич (1815–88), рус. правосл. церк. писатель. Окончил Орловскую ДС (1835) и СПб.ДА (1839) магистром богословия. Был проф. всеобщей словесности в МДА (с 1844). Библейской тематике посвящена его работа «Общий характер свящ. поэзии евреев» (ПТО, ч. 5, 1847).? ПБЭ, т.1,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

ПОРФИРИЙ (PorfЪrioj) М а л х (ок.232–ок.303), антич. философ–неоплатоник. Род. в Тире (Финикия). Учился в Афинах. В 262 приехал в Рим, где стал учеником основателя неоплатонизма Плотина. П. стремился оживить старое язычество, интерпретируя его в свете неоплатоновского *мистицизма.

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

ПОРФИРИЙ Успенский (Константин Александрович Успенский), еп. (1804–85), рус. востоковед, византолог, путешественник, переводчик Библии. Род. в Костроме в семье псаломщика. Окончил СПб.ДА (1829). На последнем курсе принял монашество и был определен законоучителем во 2–й Кадетский

Из книги Автобиография автора Кавсокаливит Порфирий

ФИЛАРЕТ Амфитеатров (Феодор Георгиевич Амфитеатров), митр. (1779–1857), рус. правосл. церк. деятель и проповедник. Род. в Орловской губ. в семье сел. священника. Окончил Орловское духовное училище и Севскую ДС (1797), после чего принял постриг, а затем был рукоположен в иеромонаха

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

§35. Порфирий и Иерокл См. список литературы к §34.Один из ведущих неоплатоников совершил прямое нападение на христианство и был в глазах отцов церкви его заклятым и самым опасным врагом. В конце III века Порфирий написал объемный труд против христиан в пятнадцати томах, за

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857 /3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Епископ Порфирий рукоположил меня во священника Я жил как монах в монастыре Святого Харалампия, а именно, хранил правило, - вспоминал старец Порфирий. - Мне очень нравилось читать жития святых, каноны и многое другое. Я наизусть выучил Новый Завет, различные молитвы.

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

Великомученица Екатерина, мученица Августа, мученик Порфирий и с ним 200 воинов День памяти 7 декабряСвятая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии в начале IV века. Живя в столице – центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Великомученица Екатерина, мученица Августа, мученик Порфирий и с ним 200 воинов (305) 7 декабря (24 ноября по ст. ст.)Святая Екатерина родилась во второй половине третьего столетия. Она была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Происходила она из знатного рода и

Из книги Великие святые. Неизвестные факты автора Семенов Алексей

Поучение 1-е. Свт. Порфирий, епископ Газский (О любви к врагам и о силе молитвы) I. Когда св. Порфирий, память коего совершается ныне, по своем избрании во епископа отправился в город Газу, место своего епископаства, то городские жители, большей частью грубые язычники,

Из книги автора

II. Порфирий 1. Был ли Порфирий отступником?Философ–неоплатоник Порфирий, ученик Плотина и человек, заслугой которого является публикация сочинений своего учителя, привлекает к себе интерес со стороны христианских писателей в качестве одного из самых ожесточенных

Из книги автора

Монах Порфирий, Капсала, монастырь Ставроникита Я иностранец на Святой Горе, из Румынии, исполняю правило для иностранцев, то есть послушание. Я был послушником монастыря Хиландар, в келлии Святого Саввы Сербского, в Карее, которая называется Типикарио. Там такой устав,

Из книги автора

7.1. Старец Порфирий Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7-го февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, около Аливери, в провинции Эвиа. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Все образование Евангелос получил в двух классах начальной

Поминайте наставников ваших, иже глаголаша вам Слово Божие! (Евр. 13, 7)

«Апостолов единонравнии и учители Вселенной», – так Святая Церковь чествует и прославляет наших наставников, трёх Великих святителей и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Стяжав благодать Божию подвигом, постом, бдением, молитвою, непрестанным вниманием к себе, богомыслием, мудрым поучением ближних слову Божию, они победили силу греха, очистились от всякой скверны плоти и духа и стали чистой пшеницей Божией, чистым златом Божиим. Мало кто сравнится с ними в силе их веры и чистоте жизни. Для них вера Христова и Церковь Христова были нераздельны. Вера и Церковь Христова для них не были второстепенным делом. Они составляли и сущность, и смысл, и радость их жизни. Святители дышали ею, как воздухом. И хотя лучи их веры прошли через длинный ряд столетий, они и доныне не утратили своей силы, своей значимости, своей актуальности, своего авторитета.

И неслучайно христианское сознание навсегда соединило эти имена – «апостолов единонравных и учителей Вселенной». Бесконечными дарованиями блистали эти великие мужи, оставившие нам замечательные свои творения. Но прославлены они в веках не только как великие иерархи, глубокие церковные писатели, мудрые учителя и добрые руководители паствы, но и как христиане, обладавшие замечательным даром милосердия, считавшие милость врачевством для души, а немилосердие и жестокость – самым тяжким и непростительным грехом.

Какой Божественный мир, какую свободу духа имели они! Какая полнота благодати была в них, какая пламенная любовь к Богу и ближним! Это и о них сказал Господь: Вы – свет мира (Мф. 5, 14), ибо до сих пор неоскудевающе светят миру эти три великих светила Церкви. За святую жизнь Господь возвысил их и поставил, как светильники на свещнице, чтобы входящие видели свет (Лк. 11, 38), а их исполненные благодати слова и поучения просветили всю вселенную, соделав святителей подобным Апостолам. И самое лучшее почитание памяти святых отцов – следование их примеру, подражание их вере и благочестию.

И тот день, когда творится Церковью память Вселенских учителей и Великих богословов, посвящён также прославлению и самого богословия как служения Церкви, как особого образа любви к Богу, которую надлежит осуществлять не только всем сердцем и всею душою, но и всем разумением своим (Мф. 22, 37). Оно есть особый дар духовный, ибо в числе других даров даётся Духом слово мудрости и знания (1 Кор. 12, 8), и, соответственно сему, иных Бог поставил учителями в Церкви (1 Кор. 12, 28). Не все призваны к учительству, но всем христианам вверено учение, соблюдаемое как предание церковное, священные догматы веры.

Вселенские учители и святители учат нас не только богословию, имеющему руководящее значение для своего времени и сохраняющему авторитет для всех времён в истории Церкви, но ещё более и самому богословствованию. Они являют собой, в чём сила и источник богословского вдохновения. И важнейшим в этих образах является то, что Вселенские учители есть святые, прославленные Церковью. Все христиане призваны к святости и являют её собой в меру христианской жизни. И от каждого требуется на этом пути воля к святости, её хранение через принятие и усвоение святейшей силы Церкви. Это значит, прежде всего, что началом и источником богословского вдохновения должна быть молитвенная жизнь, освещённая Таинством Церкви, жизнь во Христе со стремлением стяжать Духа Святого, живая и личная любовь к Богу.

Не случайно и то, что Вселенские учители при своей возвышенности и силе их пастырского богословского труда являются ещё и литургистами, носителями молитвенного вдохновения. Не говоря уже о том, что имена двух из них связаны с особым изложением Божественной литургии, носящим их имена – святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. А сколько молитв или последований обязано своим существованием их собственному вдохновению! Богословствование в них переходит в молитвенный гимн, а последний снова вливается в богословие – черта в высшей степени важная и знаменательная. Господь хочет от нас любви к Нему всем разумением, а не краем лишь поверхностного ума, избегающего усилия. Можно сказать, что Вселенские учители являют нам образ и научной совести, которая повелевает узнать всё, что можно узнать, и изучать всё, что лишь доступно изучению, для углубления в избранном вопросе.

Есть и ещё одна драгоценная черта в образе Вселенских учителей. Все они, каждый по­своему (в особенности же святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), являются не только мыслителями и учёными, но и художниками мысли и слова, которые богословские созерцания превращали в достижения искусства, поэзию понятий. В их творчестве чувствуется не только молитвенное, но и художественное вдохновение и напряжение. Вспомним неотразимую красоту и особую проникновенность «Слов» святителя Григория Богослова, которые не только убеждают, но и пленяют. Вспомним его религиозную лирику, в которой искала себя выразить его пламенная душа. Вспомним словесное искусство «златоустого» проповедника, которому дано было восхвалить Святую Пасху, выразить торжество её не на человеческом, но как бы на сверхчеловеческом языке, словом поистине боговдохновенным. Вспомним красоту священнических молитв в Литургии Василия Великого, в которых возвышенное богословие соединяется с потрясающей величавостью словесного выражения и молитвенного вдохновения. Это свидетельства того, что и художественный дар может быть посвящён богословию и может принести ему свои богатства, ибо церковное вдохновение неразделимо связано с художественным в своём служении небесной красоте Царствия Божия, в его искании.

Не менее важно и характерно ещё и то, что учители Вселенские в своём иерархическом служении являлись деятельными устроителями церковной жизни, хранителями церковного строя, составителями и блюстителями правил церковных, также и для иноческого общежития. Своею жизнью и трудами Вселенские учители восславили подвиг богомыслия как пути к боговедению, о котором сказано самим Словом Воплощённым: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Аминь.

Протоиерей Порфирий Дьячек,
почётный настоятель Храма Живоначальной Троицы
на Пятницком кладбище

19 августа 2015 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион вместе с управляющим Северо-Восточным викариатством города Москвы епископом Подольским Тихоном совершил чин отпевания протоиерея Порфирия Дьячека, почетного настоятеля храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище. Отец Порфирий скончался 17 августа в возрасте 79 лет после продолжительной тяжелой болезни.

Архипастырям сослужили благочинный храмов Сергиевского округа протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный храмов Троицкого округа протоиерей Георгий Климов, многочисленные настоятели и клирики московских приходов.

Перед отпеванием владыка Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Мы собрались здесь, чтобы проводить в последний путь замечательного человека, замечательного священника, которого многие из нас знали на протяжении долгих лет. Мне суждено было знать отца Порфирия 33 года. Я был еще школьником, когда пришел в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, где отец Порфирий был настоятелем в течение многих лет. Он принял меня в алтарь, и за богослужениями я имел возможность видеть, как он молится, как он любит Господа, как он все свои силы отдает служению Церкви, служению Богу и служению людям.

Это был человек, у которого не было другой жизни, кроме жизни Церкви. Молитва была для него так же важна, как дыхание. И все мы, участвовавшие в богослужениях, которые он совершал и которые он возглавлял, чувствовали, как он собеседует с Богом, как Господь близок к нему, как все его мысли устремлены к горнему миру. Так было на протяжении всего того времени, что я его знал. Хотя с годами человек стареет и его силы телесные оскудевают, внутренний огонь горел в нем, а любовь к Богу, к богослужению, к Церкви сохранялась в нем до последних дней.

Эта любовь не только не угасала, но, наоборот, с каждым годом по мере его приближения к тому часу, который сейчас для него настал, становилась все более пламенной, все более заметной. Всякий раз, когда мне доводилось с ним встречаться (к сожалению, эти встречи в последние годы были не очень частыми), он говорил уже не столько о своей земной жизни, сколько о жизни, которая ему предстоит и которая сейчас для него уже началась.

Можно сказать много доброго об этом замечательном пастыре. Его знали многие люди, к нему приходили за советом, у него испрашивали молитв, и молитва его была сильной и действенной. Он очень многим людям помогал своей молитвой, своим советом; как добрый пастырь он вел многих людей к Богу.

Сегодня, провожая отца Порфирия в последний путь, мы выражаем ему свою благодарность за десятилетия безупречного и беспорочного пастырского служения, которое он нес, украшая Церковь и помогая стольким людям. Мы выражаем ему благодарность и вместе с тем возносим ныне сугубые молитвы о его душе, потому что знаем, что несть человек, иже жив будет, и не согрешит (2 Пар. 6. 36; 3 Цар. 8. 46; Екк. 7. 20). И мы знаем, что даже у людей, которые стоят близко к престолу Божию и возносят свою пламенную молитву к Господу, всегда есть то, что препятствует им на пути к Богу.

Сейчас душа его предстоит перед Господом и ожидает слова Божия о дальнейшей судьбе, но мы верим в то, что Господь упокоит его со святыми и к праведным причтет. Провожая его в путь всея земли, мы будем сугубо и горячо молиться о том, чтобы Господь принял его душу в селениях праведных, в недрех Авраама, Исаака и Иакова, чтобы Господь упокоил его со святыми и чтобы здесь, на земле, сотворил ему вечную память».

После заупокойного богослужения епископ Подольский Тихон передал соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной протоиерея Порфирия Дьячека его родным и близким, духовным чадам, исполняющему обязанности настоятеля Троицкого храма на Пятницком кладбище протоиерею Андрею Пашнину, приходскому совету и прихожанам.

«Всего лишь без одного года 50 лет служил отец Порфирий Господу и людям у престола Божия. Служил, забывая и превозмогая свои немощи телесные, лишь бы была польза тем, кто приходит к нему за советом, наставлением, благословением, – сказал, в частности, епископ Тихон. – Гроб его теперь является безмолвной проповедью для каждого из нас, чтобы каждый из собратий усопшего, из его родственников и духовных чад, прихожан и близких извлек для себя главный урок: именно при гробе познается человек. При гробе открывается его слава уже здесь, на земле. Нам посчастливилось служить с ним вместе, беседовать, общаться. И все мы сегодня, преисполненные радостью о великом празднике Преображения Господня, видим великое промышление о человеке, гроб которого нам сегодня проповедует. О человеке, удостоившемся до последнего своего дыхания быть верным Богу, стоять у престола Церкви Христовой и возносить молитвы за нас с вами».

Протоиерей Порфирий Дьячек родился 21 декабря 1935 года в селе Вережницы Дубровицкого района Ровенской области. С ранних лет посещал местную церковь, пел на клиросе, исполнял послушание чтеца.

В 1951 году окончил Вережнецкую среднюю школу.

В 1953 – 1954 годах работал на стройке в городе Кривой рог Днепропетровской области. Затем служил в рядах Советской армии. Во время службы получил серьезную травму коленного сустава. После демобилизации работал на торфяных разработках в поселке Чемерное Ровенской области.

В 1958 – 1962 годах учился в Волынской духовной семинарии, затем – в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословских наук, защитив дипломную работу

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...