Богослужебные указания для священно-церковнослужителей. Катавасия «Отверзу уста моя…»

Свтт. Афана́сия и Кири́лла, архиепископов Александри́йских. Прпп. схимонаха Кири́лла и схимонахини Мари́и, родителей прп. Се́ргия Ра́донежского (службу зри 28 сентября).

Свт. Макси́ма Нового, Сербского.

Прав. Афана́сия На́волоцкого.

Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) .

А. На вечерне кафизмы нет.

Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христо́ва иера́рха…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Дре́ве Живо́т наш…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Па́ки нам златоте́чный Нил…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ору́жие се́рдце Твое́ про́йде…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е).

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла).

По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос свт. Афанасия, глас 2-й.

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителей, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й, и стихира святителей (с припевом: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду…»), глас 3-й: «Ве́лию похвалу́…». «Слава» – свт. Афанасия, глас тот же: «Вели́ка и́стины труба́…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Зря́щи из Тебе́ Рожде́ннаго…».

По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е).

На часах – тропарь святителей. Кондаки святителей и свт. Афанасия читаются попеременно.

На Литургии блаженны свт. Афанасия, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и свт. Кирилла, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь святителей; кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь святителей; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь святителей; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителей.

Апостол и Евангелие – дня и святителей.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 8-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобных, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 4-й: «В по́двизе роди́тельстем…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобных…». Стихира преподобных, глас 6-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобных, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 4-й – 4. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Прииди́те, празднолю́бцы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах – тропарь и кондак преподобных.

На Литургии блаженны преподобных, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

________________________________________________________________

Канон Богородицы заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).


Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Отдание праздника Рождества Христова.

Совершается славословная служба отдания праздника Рождества Христова.

Календарные заметки:

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «А́вгусту единонача́льствующу…» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 31 декабря, «зри»).

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас 4-й: «Весели́ся, Иерусали́ме...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «В верте́п всели́лся еси…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Апостол и Евангелие – субботы по Рождестве Христовом, дня (под зачало) и субботы пред Богоявлением.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже в верте́пе родивыйся...» (с упоминанием прп. Мелании Ри́мляныни).

На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

Ср.: Типикон, 26 декабря, 5-е «зри», «Указ о Апо́столех, и о Ева́нгелиях, я́же быва́ет суббо́та и Неде́ля по Рождестве́ Христо́ве...»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 376–377.


Четверг. Предпразднство Богоявления. На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопе́мпта, еп. Никомиди́йского, и мч. Фео́ны волхва. Прп. Синклитики́и Александрийской. День постный.

Прп. Симео́на Псково-Пече́рского .

Служба мучеников и преподобной не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

Календарные заметки:

День постный .
По заамвонной молитве – великое освящение воды.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобной, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Гото́вися, Иорда́не реко́…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Да возра́дуется пусты́ня…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан...» (единожды).

На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Волно́ю морско́ю...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобной на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобной).

По 3-й песни – ин кондак предпразднства, глас 2-й: «Всех, Христе́, Благоутро́бне...»; седален мучеников, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й.

По 6-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «С тре́петом служа́…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Воспои́м, лю́дие…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 8-й: «Иоа́нне Крести́телю…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан...» (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», и отпуст (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется.

Отдельно от утрени (по Уставу, «в нача́ле 2-го часа́», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов на́вечерия (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни с Литургией святого Василия Великого.

3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (28-го, 41-го и 50-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда́ Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…».

Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Предте́чи, и Крести́теля, и проро́ка…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 4-й: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Тро́ица, Бог наш…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Бо́же…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Гряды́й с плотию…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…»; стих: «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благослове́н…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорда́нских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда́ Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не и́мамы дерзновения…».

Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Та́ко глаголет Господь…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 6-й: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Днесь псало́мское проро́чество…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Что возвраща́еши…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «В мо́ри путие́ Твои…»; стих: «Глас грома Твоего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Ри́мляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предваря́т…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорда́нских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда́ Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».

Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 7-й: «Ужас бе ви́дети…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 2-й: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Егда́ к себе гряду́ща…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 5-й: «Ру́ку твою прикосну́вшуюся…» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1-е прошение: «Великому Господину…», 2-е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже…», поется это песнопение также трижды.

Примечание. «Ве́домо же бу́ди, я́ко сие́ многоле́тно поздравле́ние в собо́рных це́рквах при архиере́ех и и́нде, где прили́чно, твори́тся в на́вечерии по отпу́сте святы́я Литурги́и или́ по вече́рни, егда́ быва́ет на́вечерие в суббо́ту и неде́лю; в оби́телех же во всех ти́пиках чин положе́н сему́ быва́ти на часе́х в сем ме́сте» (см. 5 января, Минея-Январь, ч. 1).

По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 5-й: «Ру́ку твою прикосну́вшуюся…». Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое…»; стих: «Господь – Защи́титель живота моего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 49). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Титу послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Тит., зач. 302). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 6). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, предварительно осенив им народ крестообразно с амвона, согласно церковному обычаю. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не преда́ждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорда́нских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны и благослови ны…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…».

По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных : «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…», «Во Царствии Твоем…» , «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых ангел…», «И ныне» – «Ослаби, остави…» , «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорда́нских…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвята́я Троице…» . Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст (на амвоне, при затворенных царских вратах).

По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого , которая начинается великой вечерней. Между тем, Устав специально оговаривает время начала богослужения «при часе 5-м дне», т. е. по-нашему – в 11-м утра (см. Типикон, 6 января) . Таким образом, по мысли Типикона, вечерня с Литургией св. Василия Великого совершается отдельно от последования часов навечерия для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в вели́кое, и пото́м во вся тя́жкая .

Перед началом Литургии иерей с диаконом молятся в алтаре перед престолом: «Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д. Затем диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Иерей – возглас: «Благословено Царство…». Хор: «Аминь». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» и 103-й псалом . (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Великая ектения . Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Приклони́л еси главу́…» (во время пения стихир священник заканчивает проскомидию).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «По́мощь моя́ от Го́спода…», стих: «Возведо́х о́чи мои́...».

Чтение 13 паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас пятый», и сам поет тропарь: «Яви́лся еси в ми́ре…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

Чтец возглашает тропарь: «Яви́лся еси в ми́ре, Иже мир сотвори́вый, да просвети́ши во тьме седя́щия», и сам поет: «Человеколю́бче, сла́ва Тебе́».

Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».

Чтец: «Боже, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое на ны и поми́луй ны. Позна́ти на земли́ путь Твой, во всех язы́цех спасение Твое. Да просвети́ши во тьме седя́щия».

Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».

Чтец: «Да испове́дятся Тебе лю́дие, Боже, да испове́дятся Тебе лю́дие вси. Да возвеселя́тся и возра́дуются язы́цы, яко су́диши лю́дем правото́ю и язы́ки на земли́ наста́виши. Да просвети́ши во тьме седя́щия».

Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».

Чтец: «Да испове́дятся Тебе лю́дие, Боже, да испове́дятся Тебе лю́дие вси. Земля даде́ плод свой. Благослови́ ны, Боже, Боже наш, благослови́ ны, Боже, и да убоя́тся Его вси концы́ земли́. Да просвети́ши во тьме седя́щия».

Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».

Чтец: «Слава» – «Да просвети́ши во тьме седя́щия».

Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».

Чтец: «И ныне» – «Да просвети́ши во тьме седя́щия».

Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».

Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просвети́ши во тьме седя́щия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».

Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «То́кмо на седя́щия во тьме? Слава Тебе».

По окончании паримий отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое. По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое...»; стих: «Господь – Защи́титель живота́ моего́...».

Апостол – 1 Кор., зач. 143.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Отры́гну се́рдце мое́...»; стих: «Красе́н добро́тою...».

Евангелие – Лк., зач. 9.

По Уставу, на Литургии после Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси…», и далее по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен «Хвали́те Го́спода с Небес…».

По заамвонной молитве тотчас поются (обычно стихирным напевом) тропари, глас 8-й: «Глас Господень…», и прочие по ряду. В это время священнослужители исходят царскими вратами «на источники» или к сосуду с водой, установленному в притворе либо во дворе храма. Предстоятель (в предшествии свещеносца и диакона с кадилом и свечой) износит на главе с возду́хом Святой Крест и полагает его на украшенном аналое около воды. Затем раздает свечи сослужа́щим и совершает обычное каждение окрест воды, кадит иконы и предстоящих.

По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три паримии, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей тайно читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне...». Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он может прочитать тайную молитву во время паримий.

По окончании ектении возгласа не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи», иерей возглашает: «Ве́лий еси, Господи…» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты у́бо, Человеколю́бче Царю́…» священник каждый раз благословляет воду рукой , не погружая руку в воду . После тайной молитвы с преклонением главы и возгласа иерей крестообразно благословляет воду Честны́м Крестом, погружая его «пра́во» (ὄρθιον, то есть «прямо» – в прямом, а не в косвенном или горизонтальном положении), взяв Крест перстами обеих рук за концы поперечной перекладины , в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит (т. е. как бы описывает нижней частью (подножием) Креста в воде две дуги, накрест положенные и концами вверх обращенные) . При этом иерей поет тропарь, глас 1-й: «Во Иордане креща́ющуся Тебе, Господи…». Тропарь поется трижды, и совершаются три погружения Святого Креста в воду. По общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Тро́йческое яви́ся поклонение…» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север).

Затем молящимся, по Уставу, полагается, подходя к настоятелю, прикладываться ко Кресту и принимать окропление святой водой. На практике это удобнее делать после отпуста. Поэтому сразу после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспои́м, ве́рнии…» священнослужители входят в алтарь.

По окончании стихиры – «Бу́ди имя Господне…» (трижды), псалом 33-й и окончание Литургии по обычаю. Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане крести́тися изво́ливый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По отпусте посреди церкви поставляется светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Богоявления, «Слава, и ныне» – кондак праздника Богоявления. (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина...» , и во время целования Креста все окропляются святой водой.

Примечание. «Изве́стно же бу́ди все́м о святе́й воде́, я́ко не́цыи су́ть отлуча́юще себе́ от святы́я воды́ вкуше́ния ра́ди, не до́бре творя́т: и́бо благода́ти ра́ди Бо́жия дана́ бы́сть на освяще́ние ми́ру и все́й тва́ри. Те́мже во вся́ких ме́стех, и ска́редных, и всю́ду кропи́тся, я́же и под нога́ми на́шими су́ть: и где́ е́сть си́х ра́зум, е́же не пи́ти сея́? но да уве́си, я́ко не вкуше́ния ра́ди я́стия нечистота́ в на́с е́сть, но от скве́рных де́л на́ших, очище́ни же от си́х, пие́м без сомне́ния сию́ святу́ю во́ду… Сего́ ра́ди и в полу́нощи на пра́здник се́й, вси́ поче́рпше в до́мы во́ду отно́сят и соблюда́ют, и ле́то соверше́нно храня́т, поне́же дне́сь освяща́ются во́ды; и зна́мение быва́ет я́вственное, не растлева́ющуся во́д о́ных естеству́ долгото́ю вре́мене, но ле́то соверше́нно, и два́ и три́, мно́жицею, дне́сь че́рпаемая вода́ цела́ и нова́ пребыва́ет, и по толи́цем вре́мени, ны́не от исто́чника взя́той воде́ сравня́ется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).

Примечание. На трапе́зе пост: «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м с древянома́слием, испива́ем же и вина́. Сы́ра же, и подобных ему́, и рыб ника́коже де́рзнем я́сти, возбранено́ бо есть Боже́ственными пра́вилы. Си́це быва́ет слу́жба по́стну дню су́щу , в на́вечерии Просвеще́ния» (Типикон, 6 января) .

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симео́ну Псково-Пече́рскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www..html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265).

После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст.

Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. В древних Уставах часы на́вечерия часто именовались «великими».

Молитвы часов, читающиеся после конечного возгласа иерея, именуются в афонской традиции «старческими» (см.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 18, 23), поскольку читаются предстоятелем (т. е. игуменом монастыря) или старцем (т. е. наиболее уважаемым монахом). В традиции Русской Церкви молитва 1-го часа произносится иереем, а молитвы прочих часов – чтецом.

Последование изобразительных, отмечающее своими молитвословиями место Литургии в суточном богослужении, в книгах называется еще «обедницей».

По церковному обычаю, во время чтения изобразительных иерей с диаконом на амвоне читают входные молитвы перед совершением Литургии, испрашивают прощение друг у друга, у народа и затем, облачившись во все священные одежды в алтаре, начинают проскомидию. Впрочем, в случае необходимости священник может совершить входные молитвы и проскомидию и перед царскими часами.

Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 210).

Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается Символ веры (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 211).

Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя...» (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 212–213).

Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

Если служит архиерей, то после отпуста изобразительных все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – через открытые царские, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата; священник – в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спасителя, оба кланяются престолу, затем архиерею. Диакон, встав посредине амвона лицом к престолу, возглашает: «Благослови, Владыко», священник, взяв Евангелие, начертывает им Крест над антиминсом и возглашает: «Благословено Царство…», после чего оба творят поклон пред престолом и архиерею; царские врата закрываются. Хор: «Аминь», и обычное начало.

Если служит архиерей, то после возгласа священники уходят в алтарь.

Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

См.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 230. В архиерейском Чиновнике и в различных изданиях Требника начало этого стиха имеет другую редакцию: «Сам у́бо, Человеколю́бче Царю́…» (см.: Чино́вник архиерейского священнослужения. Кн. 2. С. 54; Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 70 об.; Требник. В 2-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. Ч. 2. С. 53).

«И сие́ у́бо свяще́нник глаго́ля три́жды, и во́ду руко́ю благословля́ет на ки́йждо стих» (Минея-Январь. Ч. 1. С. 230).

См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 831.

«В уставе Московских Патриархов, при указании чина водоосвящения, совершенного в на́вечерие Богоявления в 1668 году Патриархом Паисием, замечено: а в освящении Патриарх погружал Крест, а погружал на восток, не обращая к себе » (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 831).

См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 22; Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. СПб., 1994п. С. 257.

«Ве́домо же бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Богоявле́ния в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет, и тропари́ ца́рских часо́в со чте́ниями в суббо́ту и Неде́лю не пою́тся, но пое́м часы́ ца́рския пре́жде в пято́к по обы́чаю, я́коже ука́зано на ряду́. Глаго́лем же Симво́л ве́ры, и псало́м 33-й: Благословлю́ Го́спода... И отпу́ст. И в той день яди́м сыр и я́ица» (Типикон, 5 января, «зри»). «Подоба́ет ве́дати: Я́ко а́ще случи́тся на́вечерие свята́го Богоявле́ния в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет. Литурги́я же быва́ет Златоу́стаго во свое́ вре́мя по обы́чаю, я́коже и всегда́. И по отпуще́нии Литурги́и в трапе́зу не хо́дим, но в притво́ре церко́внем се́дшим нам, тра́пезарь дае́т по уло́мку хле́ба коему́ждо: или́ по ма́лу хле́бцу пшени́чному, и ма́ло смо́квий и фи́ник, и по еди́ной ча́ше вина́, я́ко да не нарече́тся пост: ожида́ем же вече́рняго собо́ра. Посе́м отше́дше в ке́ллии своя́, безмо́лвствуем до вре́мене вече́рняго. Вели́каго же Васи́лия Литурги́я соверша́ется в са́мый пра́здник» (Типикон, 6 января, 2-е «зри»).

Эти предписания Устава означают, что в сочельник Крещения, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла. Ср.: Типикон, 5 января, «зри»: «По отпуще́нии же Литурги́и яди́м укру́хи, и пие́м по еди́ной ча́ши вина́. Соверше́нно же яди́м по отпу́сте вече́рни, со еле́ем. Сы́ра же и яи́ц и рыб ника́коже де́рзнем косну́тися».

В Крещенский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды.


Понедельник. Поклонение честны́м веригам ап. Петра. Седмица сплошная .

Прав. Максима, иерея То́темского.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко в се́й седми́це иному́дрствующии соде́ржат по́ст, глаго́лемый арциву́риев. Мы́ же мона́си на ки́йждо де́нь, се же в сре́ду и пято́к, вкуша́ем сы́р и я́ица, в 9-й ча́с. Миря́не же ядя́т мя́со, развраща́юще о́нех веле́ние толи́кия е́реси» (Типикон, гл. 49, 6-е «зри»).

Служба поклонения веригам ап. Петра шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Календарные заметки:

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

Порядок чтений, согласно календарю:

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Днесь нам основа́ние Це́ркве…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е) : «Арха́нгельски воспои́м...».

Примечание. На ряду в Минее помещаются Крестобогородичны, которые поются в среду и пяток, а Богородичны, положенные в другие дни седмицы на «И ныне» при «Славе» Минеи, на ряду не приводятся. Эти Богородичны под заголовком «Богородичны осми́ гласо́в, поемые, егда есть “Слава” святому в Минеи, “И ныне” – по гласу сия» помещаются в Ирмологии и в дополнительной части Миней (в современных изданиях – второе приложение). Именно из этого раздела на вседневном богослужении, к которому относится и шестеричная служба, следует брать Богородичен на «И ныне» после «Славы» Минеи. Богородичные приложения распределены по гласам. В свою очередь, Богородичны каждого гласа распределены по дням седмицы, а среди Богородичнов дня различаются песнопения утрени и вечерни. Такой порядок помогает быстро найти Богородичен нужного гласа для конкретного дня седмицы и для конкретной службы суточного круга в определенный день (само заглавие раздела показывает, что Богородичен должен быть выбран по гласу «Славы»; говорится об этом и в Типиконе, см. гл. 48, Месяцеслов, 2 сентября).

Таким образом, после песнопения Минеи на «Славу», на «И ныне» поется Богородичен из дополнительной части Минеи ; если в Минее нет песнопения на «Славу», то поется: «Слава, и ныне» – Богородичен, напечатанный в Минее на ряду. В среду и пятницу на «И ныне» или на «Слава, и ныне» поется Крестобогородичен Минеи, помещенный на ряду.

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Па́ки нас те́плый предста́тель…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Арха́нгельски воспои́м...».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Воспита́вшейся во хра́ме...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Воспита́вшейся во хра́ме...».

Примечание. О дневных отпустах повествует глава Служебника: «Отпу́сты дневни́и во всю седми́цу, по обы́чаю Святы́я Восто́чныя Це́ркве». Дневные отпусты произносятся, как правило, на вечерне (кроме малой), утрене (если утреня вседневная, то на присоединяемом к ней 1-м часе) и Литургии в те дни, когда не произносятся праздничные отпусты. Во все дни седмицы для дневных отпустов характерно воспоминание, после имени Богородицы, дневной литургической темы Октоиха (в понедельник – Небесных Сил, во вторник – Иоанна Предтечи, в среду и пятницу – Креста, в четверг – свт. Николая, в субботу – мучеников и преподобных), а также поминовение Апостолов (в четверг и субботу – перед дневной темой Октоиха), святого храма, святого дня, местночтимых святых и – перед призыванием всех святых – святы́х пра́ведных Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны . Состав отпуста полной Литургии отличается от дневного отпуста вечерни и утрени только дополнительным упоминанием на нем имени составителя Литургии (перед воспоминанием святого храма и святого дня), во всем остальном отпуст полной Литургии по своему составу совпадает с дневным отпустом прочих служб .

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет. Об особенностях трапезы в среду и пятницу см. примечание ниже.

В тот период, когда на утрене читаются три кафизмы, на вечерне полагается чтение 18-й кафизмы. В данном случае, по причине совершения накануне всенощного бдения, кафизма на вечерне отменяется.

Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей.

Богородичны, помещенные во втором приложении Минеи и в Ирмологии, заимствованы из седмичных служб Октоиха соответствующих гласов, причем для вечерни выбраны Богородичны, указанные в Октоихе для вечерних стихир на стиховне (Богородичны стихир на «Господи, воззвах» Октоиха в данные разделы Месячной Минеи и Ирмология не входят).

Существует практика (ср.: Печерская Минея. Киев, 2007. Ч. 1. С. 356–370; Ч. 2. С. 378–392), согласно которой на «Господи, воззвах» вседневной вечерни (кроме среды и пятницы) поется Богородичен по гласу «Славы» из Октоиха, из цикла стихир на «Господи, воззвах» службы соответствующего дня. Такая практика позволяет избежать пения на «Господи, воззвах» Богородична стиховных стихир Октоиха (из приложения Минеи или из Ирмология), а также повторения на вечерне одного и того же Богородична в случае, если славник Минеи на «Господи, воззвах» поется на тот же глас, что и славник стиховных стихир.

В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы.

Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни).

Ср.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 212–213.

Далее в «Богослужебных указаниях» о входном песнопении, Трисвятом, заупокойной ектении и «Достойно есть...» не упоминается, кроме особых случаев. Особенности пения тропарей и кондаков по входе (в седмичные дни при совершении службы Октоиха) в храме Предтечи во вторник и в храме апостолов или свт. Николая в четверг также не оговариваются.

«Во святе́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени: воспомина́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́я, Златоу́стаго, или́ Васи́лия Вели́каго... А во всю седми́цу на святе́й Литурги́и быва́ют отпу́сты, я́коже предписа́ся на вече́рни и на у́трени по днем: то́чию прилага́ется и свята́го и́мя, его́же есть Литурги́я...» (Служебник, «Отпу́сты дневни́и во всю седми́цу, по обы́чаю Святы́я Восто́чныя Це́ркве»).

Подробнее об отпустах см. в приложении «Богослужебных указаний» на текущий год, а также: Ванюков С. А. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 2005 год. М., 2004. С. 641–657.


Понедельник. Прп. Са́ввы Освяще́нного.

Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского.

Совершается бденная служба прп. Саввы Освященного.

Календарные заметки:

На утрене катавасия «Спасе́ люди…» – ирмосы 2-го рождественского канона.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 5-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Е́же па́че ума́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...».

На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия 2-го рождественского канона: «Спасе́ лю́ди…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...