Последовательность святый боже на архиерейской. Архиерейское богослужение: куда идти? — Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

Очень многие считают себя христианами. А как же иначе? Мы унаследовали христианскую веру от отцов и пользуемся этим богатым наследием. Но представьте себе, что вы проводите опрос среди соседей и задаёте десяти разным людям вопрос: «Что, по-вашему, означает – быть настоящим христианином?». Скорее всего, вы получите десять разных ответов!

Думаю что большинству людей так же трудно ответить на этот вопрос, как в свое время и мне. Да, я с детства ходил в церковь. Да, я знал немало христианских гимнов и библейских историй. Но я не был христианином.

Я мог, если надо, встать и процитировать на память множество библейских стихов, мог и помолиться. Но это было пустое, бессознательное подражание религиозным обрядам. И только через несколько лет предо мной ясно встал вопрос: «Христианин ли я на самом деле?»

Бог хочет, чтобы каждый из нас знал свою цену в Его глазах, своё место в Его мире. Поэтому я не сомневаюсь: эта брошюра оказалась в ваших руках не случайно.

Задайте себе вопрос: «Настоящий ли я христианин?». Или: «Не нужно ли и мне стать христианином?». И теперь у вас есть возможность узнать ответ!

Луис Палау

Что такое настоящий христианин?

Я сидел у кровати своего умирающего деда, убеждая его обратиться к Богу. «Не беспокойтесь обо мне, – повторял он. – Всё в порядке». Он умер в тот же день, не сомневаясь, что был настоящим, хорошим христианином – в том смысле, в каком слово «христианин» обычно понимается у людей. Его понимание христианства было одним из множества созданных людьми мифов.

Может быть, вы с детства ходили в церковь – православную, католическую или протестантскую. Может быть, вас воспитали в традициях другой религии, а может, и совсем без Бога. И вы с легким сердцем думаете: « Со мной всё в порядке». Но прошу вас: в каких бы традициях вы ни воспитывались – не спешите с выводами, отрешитесь от мифов, навязанных воспитанием, и задумайтесь: что делает человека христианином?

Миф первый: христианами рождаются

Я встречал людей, которые говорили: «Я был христианином всю жизнь. Ведь я родился в христианской семье». Но разве место, где вы родились, определяет кто вы есть? Как заметил один из моих друзей, человек может родиться в конюшне – но ведь это не значит, что он лошадь! Бывает, люди рождаются на свет в аэропортах. Так что же. Им предстоит стать самолётами?

Совершенно естественно любить место, где ты родился и вырос, естественно испытывать благодарность к семье и церкви, воспитавшим тебя. Но не воспитание делает человека христианином. У Бога нет внуков – у Него есть только дети.

Миф второй: христиане – это люди, живущие нравственной жизнью

Вести нравственную, «беспорочную» жизнь – ещё не значит быть настоящим христианином. Многие атеисты, безбожники живут честно и помогают другим. В конце концов, что такое «нравственность», что такое «добро»? Вот в чём вопрос! У большинства людей есть свои собственные, зачастую искажённые, понятия о нравственности, свои мерила, с помощью которых они судят окружающих.

Конечно, вы не сомневаетесь, что вы святой по сравнению с каким-нибудь убийцей. Допустим, что вы вполне приличный человек. Но Божья мера нравственности – добродетель – не имеет ничего общего с человеческим понятиями. Бог мерит нас по Своему Сыну Иисусу Христу, который прожил безгрешную жизнь на Земле. Бог сравнивает нас с совершенством – и в этом сравнении блекнут наши крошечные достоинства.

Вы же знаете, что в мире немало «добрых», «хороших» людей. Так что если бы достаточно было одной человеческой нравственности, Бог не послал бы в мир Своего Сына, Иисуса. Одно то, что Иисус явился в мир, чтобы умереть на кресте и тем самым сделать возможным прощение человеческих грехов, показывает, что одна лишь нравственная жизнь ещё не делает нас христианами.

Миф третий: христианином человека делает причащение таинств

То, что вас крестили в детстве, ещё не значит, что вы – христианин. Уголовники сидящие в тюрьмах, – тоже нередко крещёные люди. Но вряд ли кто назовет жестокого убийцу настоящим христианином.

Может быть, вы каждое воскресенье ходите к причастию? Если вы христианин, это замечательно, но мне доводилось слышать: «Луис, я не понимаю в чём дело. Каждую неделю хожу к причастию, а в чём суть христианской веры – не знаю”.

Да, крещение и хлебопреломление – библейские обряды. Бог повелевает верующим в Него исполнять эти обряды. Но одно лишь их исполнение не делает человека христианином.

Миф четвёртый: христианин – это тот, кто верит в Бога

Большинство людей на земле считают, что Бог существует. Неужели все они – христиане? Полковник Джим Ирвин, в составе экспедиции “Аполлон-15” побывавший на Луне, рассказывал мне, что когда он был на Ближнем Востоке, один из видных мусульман сказал ему: “Вы так много говорите о Боге, почему же вы не мусульманин?”

Мысль, я надеюсь, ясна. Если мусульмане тоже верят в Бога, значит, не это делает человека христианином!

Один из моих друзей верит, что физические упражнения полезны для здоровья. Но он никогда их не делает и безнадёжно растолстел.

Я знаком со многими маленькими мальчиками, которые верят в мыло. Но чище они от этого не становятся.

Вера, сама по себе, не имеет решающего значения. Поэтому “лишь бы верить” – ещё недостаточно.

Миф пятый: тот, кто много говорит об Иисусе Христе, – христианин

Поговорить об Иисусе Христе, и даже с уважением, любят многие. О Нём говорят учителя, проповедники, религиозные лидеры и “просто люди”. Но далеко не всегда они при этом уверены, что всё сказанное о Христе в Библии – правда.

Некоторые любители поговорить на самом деле искажают образ Иисуса, пытаясь “приспособить” Его к своему образу мыслей и не желают видеть истинного исторического и библейского Иисуса. А это лишает их права называться христианами.

Миф шестой: христианин – тот, кто молится

Конечно, христиане молятся. Но можно молиться и не будучи христианином. Индуисты молятся постоянно. Мусульмане молятся пять раз в день.

Уезжая за границу, египетский президент Анвар Садат всегда брал с собой молитвенный коврик, на котором он преклонял колени по пять раз в день. Но он исповедовал не христианство, а ислам. Так что молитва сама по себе не делает человека христианином.

Миф седьмой: христианин – тот, кто читает Библию

Разумеется, христиане любят Библию. Многие читают её ежедневно. Но и это ещё не делает человека истинным христианином.

Когда Карлу Марксу было семнадцать лет, он написал роботу о толковании одного места из Евангелия от Иоанна. И многие знаменитые теологи во многом согласны с этим толкованием. Но со временем Карл Маркс полностью отверг Библию и назвал себя атеистом…

Никита Хрущёв, бывший советский генсек, в детстве читал Библию. Но именно он пообещал покончить с церковью в СССР к 1965 году. Правда, Хрущёва давно нет, а церковь в стране всё растёт.

Читайте Библию, как можно больше. Чтение Библии должно стать правилом жизни. Библия – Слово Божье, а не человеческое, и заслуживает полного доверия. Но помните, что одно только чтение Библии не делает вас христианином.

Что же делает человека христианином?

“Луис, – спросите вы меня с удивлением. Получается, что тот, кто родился в христианской семье, ведёт нравственную жизнь, ходит к причастию, верит в Бога, говорит людям об Иисусе, молится, читает Библию – всё ещё не христианин? Что же тогда делает человека христианином?”

Позвольте мне привести три библейских принципа определяющих истинного христианина. А потом я расскажу вам, как стать христианином прямо сейчас.

Идти по пути жизни

Прежде всего, в Библии сказано, что христианин – это тот, кто идет по пути жизни, а не смерти, и путь жизни можно обрести только в Иисусе Христе, Сыне Божьем.

Иисус сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Евангелие от Иоанна 14:6). Заметьте, что Иисус не говорит, что укажет вам путь. Он говорит, что Он и есть путь!

Кроме того, Иисус говорил о пути узком и пути широком: “Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; … тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Евангелие от Матфея 7:13-14)

Не чувствуете ли вы иногда растерянность? Не кажется ли вам иногда, что вы не знаете, куда идёте? Став христианином, вы находите путь жизни.

Вы спросите: Что же такое «путь жизни»?

Это путь мира . Если вы идёте путём Христовым, мир Божий наполняет ваше сердце. Иисус сказал ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт» (от Иоанна 14:27). Мир Божий – это дар, доступный каждому.

На пути Христа вы испытаете внутренний покой – удивительное спокойствие в сердце. Ваша поломанная жизнь вновь соберётся воедино. Конечно, можно сходить к психиатру и выявить некоторые причины ваших проблем, причины, лежащие в прошлом. Но только Бог может даровать покой непреходящий.

Путь жизни – это путь чистоты. В Библии сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (от Матфея 5:8).

Если вы легкомысленно грешите, допускаете безнравственность, подворовываете, если вы лжёте в школе, на работе, или дома – путь жизни не существует для вас, вы на совершенно другом пути.

Когда человек обращается ко Христу, Иисус прощает грехи и очищает сердце. Это не значит, что искренне уверовавший сразу ощущает себя чистым и безгрешным. Наоборот, он начинает острее осознавать свои недостатки. Но Бог даёт истинно верующему силу жить праведной жизнью.

Путь Христа – это путь любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – сказал Иисус (от Иоанна 13:35). Кроме того, Библия учит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 послание Иоанна 3:14).

В современном мире значение слова «любовь» размыто. Обычно оно описывает чувства человека, желающего удовлетворить свои страсти и самолюбие, вызывая ответные чувства в других. Но это не любовь. Истинная любовь требует принести в жертву всё лучшее, что у нас есть, – без сожаления, с радостью.

Путь жизни – это путь повиновения. Истинный христианин служит только одному Господу – Иисусу. В Библии Иисус назван “Господом господствующих и царём царей” (Откровение 17:14). Христианин живёт так, чтобы Иисус действительно был его единственным Повелителем, Господом и Царём. Иисус повелевает – христианин с радостью повинуется.

Слуга земного царя ждёт малейшего намека на приказ и торопится исполнить его; солдат с радостью исполняет любой приказ мудрого и любимого полководца. Точно так же и настоящие христиане полностью подчиняют свою жизнь воле Божьей. Мы пойдём всюду, куда Бог укажет, мы сделаем всё, что Он повелит. И нас не беспокоит, какую цену мы заплати за это, какие неудобства и лишения придётся испытать и что о нас скажут люди.

Иисус потому есть Господь и Царь, что Он создал нас. Потому, что ОН пожертвовал жизнью, чтобы искупить наши грехи. Потому, что ОН заботится о нас как никто другой.

Познать вечную жизнь

Во-вторых, христианин – это тот, кто владеет дарами вечной жизни. Жизнь христианина наполнена радостью. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (от Иоанна 10:10)

Жизнь во Христе – это не только замысел Божий на будущее; Бог хочет, чтобы мы жили во Христе уже сегодня, сейчас, и это делает жизнь христианина полной и обильной.

У вечной жизни не может быть конца. Физическая смерть – не граница этой жизни она длится бесконечно.

И если бы я спросил вас: «Женаты ли вы?» – могли бы вы ответить, что не уверены? Или, скажем, я спросил бы, не беременны ли вы. Смогли бы вы ответить. «Немножко, самую малость»? Конечно нет! Есть вещи, о которых можно говорить только с уверенностью – «да» или «нет». Точно так же можно лишь быть или твёрдо уверенным в том, что вы христианин, имеете жизнь вечную, или быть уверенным в обратном. Третьего не дано.

Помню, у меня была встреча с группой проповедников. Впервые ко мне подошёл человек, проповедовавший уже 17 лет. Он признался: «Луис, я не знаю, имею ли я жизнь вечную».

Он рассказал мне, что накануне его посетили два моих сотрудника. Во время беседы оба они выразили уверенность, что имеют жизнь вечную.

Когда гости ушли, проповедник спросил жену.

– Послушай, а ты уверена, что имеешь вечную жизнь,

– Не знаю, Фил, – ответила она. – А ты?

– И я не уверен, – был его ответ, – что же нам теперь делать?

Жена посоветовала ему поговорить со мной. И вот он подошёл ко мне со своим вопросом. В этот день Фил обрёл жизнь вечную. А вскоре и его жена.

Уверены ли вы, что вас ожидает вечная жизнь? Если вы уже стали настоящим христианином, ответ вам ясен. Иисус сказал о тех, кто пойдёт за Ним: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (от Иоанна 10:28).

Дарована ли вам эта «тройная гарантия» бессмертия? –

Во-первых, Иисус говорит: «Я даю им жизнь вечную».

Во-вторых: «И не погибнут вовек».

В-третьих: «И никто не похитит их из руки Моей».

Можно ли желать большего? Настоящий христианин знает, что эти три обетования нерушимы.

Библия учит нас: «Имеющий Сына Божия имеет жизнь» (1 Иоанна 5:12). Другими словами, вечная жизнь есть Христос в вашем сердце. Можете ли вы честно сказать: «Да, я знаю, что имею вечную жизнь. Я помню то мгновение, когда Христос вошёл в моё сердце»?

Войти в Божью семью

Более того, истинный христианин – это тот, кто родился заново, стал одним из Божьих детей. Вы скажете на это: «Луис, но ведь все люди – дети Божьи. Разве Бог – не Отец всех созданий?»

Согласно Священному Писанию, Бог – Творец всех людей, но не Отец каждому человеку. (Многие, кстати, и не хотят, чтобы Бог был их Отцом!)

Чтобы войти в семью Божью, надо родиться заново. Господь Иисус сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (от Иоанна 3:3).

Что это значит?

Когда каждый из нас родился в человеческой семье, это не было нашим выбором. Это было физическое рождение.

Но чтобы стать сыном Отца Небесного, нужно родиться духовно. Мы рождаемся духовно – когда раскаиваемся в грехах и с верой и надеждой обращаемся к Иисусу Христу.

День физического рождения мы празднуем каждый год, созывая друзей и принимая подарки. Но помните ли вы день своего духовного рождения? Если нет, вам необходимо принять решение – хотите ли вы войти в семью Божью? В Библии говорится: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (от Иоанна 1:12).

«Но у меня такая грязная жизнь!»

Несколько лет назад я разговаривал с президентом одной южноамериканской страны. Президент был человек военный. Я спросил его:

– Господин президент, знакомы ли вы с Иисусом Христом?

Президент улыбнулся:

– Палау, я прожил бурную жизнь. Богу вряд ли было бы приятно познакомиться со мной.

– Г-н президент, ваше прошлое не имеет значения. Христос умер ради вас на кресте, Он любит вас. Если вы только пожелаете, Он откроется вам.

И я объяснил президенту смысл подвига Христова, объяснил, что Иисус умер, приняв на Себя всю тяжесть осуждения Божьего, осуждения, положенного нам за все грехи. Я спросил.

– Хотите ли вы принять Христа – прямо сейчас?

Президент помолчал и сказал очень серьёзно:

– Если Христос не откажется принять меня, я хотел бы стать настоящим христианином.

Мы преклонили головы и вместе помолились. Генерал открыл своё сердце Сыну Божьему и принял Христа.

Человек, который боялся, что Бог никогда не примет его из-за прошлых прегрешений – по окончании молитвы встал и с чисто латиноамериканским темпераментом обнял меня что было силы.

– Спасибо, – сказал президент, – теперь я знаю, что Христос действительно принял и простил меня.

Решение – за вами

Уверовали ли вы во Христа, полагаетесь ли на Него? Хотите ли вы осознать, что обрели жизнь вечную? Желаете ли пойти путём Иисуса Христа вместе с другими детьми Божьими и унаследовать Царство Небесное?

Тогда я расскажу вам, как стать настоящим христианином – вы узнаете это ещё до того, как закроете эту книжку.

Божья семья

Прежде всего, учит Библия, мы должны признать свои грехи отчуждающие нас от Бога. Южноамериканский президент понравился мне именно тем, что говорил с раскаянием о своих прегрешениях. Он не замедлил признать себя грешником. Более того, он настолько остро осознавал зло в своей жизни и греховность, что боялся быть отверженным Богом.

Ощущали ли вы когда-нибудь вину пред Богом из-за поступков, доставлявших Ему страдание? Осознавали ли вы когда-нибудь низость своего самолюбия, гордыни, неверия, корысти, безнравственности? Неужели вы ни разу в жизни не задумались, что идёте путём, ведущим к погибели? Ведь «возмездие за грех – смерть!» (Послание к Римлянам 6:23)

В Библии сказано ещё: «Все согрешили и лишены славы Божией» (к Римлянам 3:23). «Все» – это и вы, и я. Не пришла ли пора придти к Богу и добровольно принять прощение, дарованное нам бесплатно?

Затем, мы должны уверовать во Христа, во всё, что Он совершил ради нас на кресте.

В Библии говорится: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петра 3:18). Своей смертью Иисус победил смерть, и теперь все могут получить прощение. Мы с лихвой заслужили осуждение Божье за всё наше зло пред очами Его, но Бог послал Сына Своего, чтобы Он был осуждён за нас и умер на кресте (1 Петра 2:24).

Представьте себе судью, который осуждает преступника, а потом идёт на казнь вместо него. Величественна любовь Бога!

“Не могу понять!”

Может быть, вам не до конца понятно, почему и как Бог наказал Сына Своего вместо вас. Но всё сразу понять невозможно, да и нет необходимости. Всё, что пока требует от вас Бог, – это вера.

Никто до конца не понимает, что такое электричество. Это одно из загадочных свойств Материи. Учёные умеют создавать электрические разряды и использовать электрическую энергию. Но один учёный как-то сказал мне: “Электричество, в сущности, необъяснимо”.

Став настоящим христианином, вы не обязаны понять сразу всю глубину христианского учения. Но читая Библию, вы будете учиться у самого Бога!

И окончательный шаг к истинной вере – исповедать Иисуса Христа как Господа своего.

Вера не передаётся по наследству. Недостаточно сказать: “Мой отец был верующим, и меня воспитали в добрых христианских традициях”. Не так становятся детьми Божьими.

Ко Христу приходят самостоятельно. Каждый уверовавший делает это лично, обращая к самому себе вопрос: “Сделал ли я свой выбор? Решил ли обратиться в истинную веру?”

Но как это сделать? – спросите вы. Библия отвечает: “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ” (Римлянам 10:9-10).

Лучший из известных мне способов принять Иисуса Христа как Спасителя и Господа – это просто сосредоточиться (Можно закрыть глаза, молитвенно склонить голову), искренно покаяться пред Богом в грехах, открыть с верою сердце своё Христу, – и принять Его.

Если вы готовы к такому решению, не откладывайте его. Для этого не нужно никуда идти. Вслух, или про себя, как вам легче, – обратитесь к Богу, там где вы находитесь. Вам может помочь такая примерно молитва:

“Отец Небесный, я хочу стать христианином. Я сознаю, что грехи мои отчуждают меня от Тебя. Прости меня. Я верю в Сына Твоего, во всё, что Он совершил для меня на кресте. Я не понимаю этого до конца, но принимаю верой. Я хочу стать сыном Твоим (дочерью Твоей). Войди в мою жизнь, Господь Иисус, прими меня в число детей Твоих. Я пойду за Тобой и буду повиноваться Тебе всегда и во всём. Аминь”.

Самое важное решение в жизни

Помните ли вы тот день, тот час, когда вы приняли Иисуса как своего Спасителя? Может быть, это произошло всего несколько секунд назад? Может быть, вы ещё пребываете в неуверенности? Тогда позвольте мне рассказать, как я сам принял это важнейшее из решений.

Было это в Аргентине, в летнем лагере для школьников. Один из преподавателей английской школы, где я учился, организовал двухнедельный поход в горы. Учителя, который ночевал с нами в палатке, звали Фрэнк Чендлер. Каждую ночь мистер Чендлер будил одного из мальчиков, и – с Библией в одной руке и с карманным фонариком в другой – выводил его наружу. Там, под сенью звёзд, он садился рядом с учеником и объяснял основы христианской веры.

Хотя в то время я уже испытывал чувство вины за свои грехи и знал, что нуждаюсь в прощении Христа, мне не хотелось ни с кем обсуждать этот вопрос. Но каждому мальчику – по очереди – предстояла ночная беседа с мистером Чендлером. И когда он вошёл в палатку в последнюю ночь пред нашим отъездом, я знал, что очередь за мной!

Я притворился спящим, надеясь, что он уйдёт. Но не тут-то было.

– Вставай, Палау, – сказал мистер Чендлер, – пошли!

Приближалось главное событие моей жизни – но я об это и не догадывался.

Мы вышли и сели на упавшее дерево.

– Луис, – спросил мистер Чендлер, – ты христианин или нет?

– Нет, наверно, – ответил я.

– На этот вопрос нельзя отвечать “наверно” или “возможно”. Да или нет?

– Если бы ты умер сегодня, куда бы ты попал, как ты думаешь, – в небеса или в ад?

Я помолчал, несколько удивлённый такой постановкой вопроса:

– В ад, наверно.

– И тебе туда хочется?

– Зачем же ты туда стремишься?

Я пожал плечами:

– Не знаю.

Тогда он раскрыл Библию и прочёл из Послания к римлянам: “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твои веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению”.

Учитель посмотрел на меня:

– Луис, веришь ли ты в сердце своём, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых?

– Верю, – отвечал я.

– Тогда что же тебе нужно сделать, чтобы спастись?

Я затруднялся с ответом, так что мистер Чендлер дал мне перечитать этот отрывок из Послания к Римлянам (10:9) – “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом … то спасёшься” .

Он положил мне руку на плечо, и мы стали вместе молиться. В эту ночь я открыл сердце Христу – сидя под дождём на коряге, в спешке… Но решение я принял.

Когда мы кончили молиться, у меня на глазах были слёзы. Я крепко обнял учителя, и мы побежали в палатку. Забравшись в постель, я включил фонарик и записал в своей Библии: “12 февраля 1947 года я принял Иисуса Христа как своего Спасителя”.

От волнения не мог заснуть. Я знал, что спасён, знал, что вошёл в семью Божью. Я обрёл вечную жизнь, ибо Иисус сказал:

“Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей”.

Вы стали христианином – что дальше?

Итак, вы приняли Господа Иисуса как Спасителя? Если да, то вами уже сделан самый важный шаг в жизни!

Теперь вы принадлежите к семье Божьей, и, естественно, вам хочется лучше узнать Его. Лучший способ узнать Бога – регулярно читать Его Слово. Начать можно с Евангелия от Луки. Помните, что посредством Библии Бог говорит с нами! Так что не просто читайте, но ищите примеры для подражания и заповеди, которым нужно следовать.

Насыщайтесь Библией. Если вы будете ежедневно читать Слово Божье, ваши чувства и мысли постепенно преобразятся.

Кроме того, разыщите других христиан. Найдите церковь, которая проповедует истинное Слово Божье, чтит Христа и учит тому, как стать настоящим христианином. Посетите церковь и поговорите с проповедником. Скажите ему: “Я принял Христа” – и пронаблюдайте за реакцией. Если он не проявит особого желания помочь вашему духовному росту, поищите другую церковь, в которой вы найдёте помощь и любовь.

И наконец, начните молиться. Вы только что говорили с Господом. Он ответил на вашу молитву. Он любит вас, Он ваш Отец. Так как общение – залог любой прочной связи, ваша вера укрепится, если вы будете больше общаться с Богом.

Если вы искренне обратились к Иисусу Христу, вы совершили самый важный, самый значительный поступок в жизни. Вы вступили на путь, каждый шаг по которому будет приносить вам новую радость. И я как брат-христианин счастлив первым приветствовать вас:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ!

Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.

В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то - во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.

Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить - значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это - верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.

Опять-таки, когда я говорю “ценой собственной жизни”, это не обязательно означает смерть, потому что можно целую жизнь отдать для одного человека или для какой-нибудь группы людей, без того чтобы умереть от этого в прямом смысле слова, телесно. Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими.

Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит ; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма - отсутствие всего этого; это очень важно себе представить.

Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается. Бывает, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а оказавшись лицом к лицу с возможностью, больше того: с уверенностью, что ему грозит смерть, вдруг опомнится и станет совершенно иным человеком. Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы - не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы - это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова - это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.

Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями. Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” - “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”. Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” - “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. - “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” - “Да!” - А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг - человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг - человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы , то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” - “Да”. - “И ты готов на это идти?” - “Да”… Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, - и соответственно себя вести.

Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” - и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, - потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” - “Да, - отвечает она, - я хочу умереть с ними”. - “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” - “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности. В наше время нам не грозит смерть столь непосредственно, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа… Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно. Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм - это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество - это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.

А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он - единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек . Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой. Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком подобным нам. И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь - он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом… И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, - настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.

Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто. Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная. У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” - потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый. А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”. Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя , то есть за другого человека, - не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться. В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть - не героями , потому что это бывает редко, а подвижниками : постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него - радость.

Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора. Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал. Да, Бог нас так любит: Он ликует - и Он умирает на кресте… И эта смерть Христова на кресте (так же, как острая боль в душе и в сердце отца Георгия Шумкина) может быть возрождением нашим и возрождением других людей, потому что многие из нас переменились от того, что не могли вытерпеть вид Его страданий.

Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.

Молитва

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» - но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва - это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, - это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Быть христианином

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно - быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Быть христианином - это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми - злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир - море лжи и несправедливости, то неминуемо утонешь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие - копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием.

Грех

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя бо льшую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый - меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно - одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил - он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Соблазны диавола

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг - диавол - соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Добродетель

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником - должно быть милосердным; мало не любить ложь - должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем - но и помыслов нечистых не допускать.

Свеча

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом - молитвы, верности и любви.

Порядочность

Одна из основных задач Церкви - заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да - да, а нет - нет - и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность - это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность - это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство - это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность - соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность - это украшение священнослужителя. Первейшим его качеством должна быть порядочность. Если пастырь лишен этого качества, то это несказанная беда для паствы. Его лживость и неправедность, словно яд, отравляют паству.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36-37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...