Францисканцы и доминиканцы. Церковные ордена: доминиканцы, францисканцы, тамплиеры, Тевтонский орден, иезуиты

Орден францисканцев -нищенствующие заказчики красоты

Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана

Францисканцы («минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.Датой основания ордена принято считать момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году.В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались верёвкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.


Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока.

Convent of the Grey Franciscan Sisters in Roeselare, gothic 16th century stepped gable

В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

Орден меньших братьев, O.F.M.
Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)
В 2015 году Орден меньших братьев насчитывал 13 632 монаха, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 233, Орден меньших братьев капуцинов — 10 598.Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.

Franciscano Autor: Guido Mondin Técnica: óleo sobre tela Dimensões

В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов.Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признан самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.

Santa Maria degli Angeli: Capella del Transito - Fresco (1520) by Lo Spagna showing beatified franciscans

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.

Attributed to José de Páez - The Destruction of the Saint Sabá Mission in the Province of Texas and the Martyrdom of the Priests

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный орден составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

Франциск Ассизский. 1224-1228
Фреска. Монастырь св. Бенедикта в Субиако, Лацио

Assisi San Francesco

Теперь - о францисканцах как заказчиках. То, что в базилике Сан-Франческо в Ассизи работали крупнейшие мастера Проторенессанса, говорит как раз о том, что, несмотря на то, что все начиналось с бедности, францисканцы были очень чувствительны к искусству и к красоте. Многие произведения, которые мы знаем, были заказаны ими.

Св. Франциск и сцены из его жизни. 1235
Художник - Бонавентура Берлингьери (итал. Bonaventura Berlinghieri, ок. 1210-1287). Церковь Св. Франциска, Пеша

Во-первых, появляется особая иконография самого святого Франциска - это изображение в Субиако, к этому монастырю Франциск имел отношение, - 1235 год. Буквально прошло совсем немного со смерти святого Франциска, а уже появляется иконография житийных сцен Франциска, на которую потом отчасти ориентировались другие художники, потому что эти два произведения написаны по памяти людей, которые хорошо знали, как выглядел Франциск. Иконография Франциска формируется практически его современниками.

Распятие из Сан Дамиано. Ок. 1100
Неизвестный художник. Церковь Санта Кьяра, Ассизи

Крест, перед которым в Сан-Дамиано он получил откровение «иди и восстанавливай Мою Церковь», послужил отправной точкой процесса иконизации распятия, когда соединяются иконная форма и форма распятия. И вот как раз крест в Сан-Дамиано относится к таким, где соединено много сюжетов - не только предстоящие, но и ангелы, и восхождение Христа на небеса и т.д.

Молитва в Сан Дамиано. Ок. 1296-1304

Мы можем говорить об особом францисканском искусстве. Заказчики были в то время людьми, которые формировали вкусы, а не просто давали деньги или предоставляли свое помещение. Об этом как раз свидетельствует церковь Сан-Франческо в Ассизи - базилика святого Франциска. А сам монастырь называется Сакро-Конвенто. Это был главный храм францисканцев.

Сам город Ассизи, где родился и провел бо́льшую часть своей жизни святой Франциск, хотя путешествовал по Италии, бродил со своей общиной. Это провинция Перуджа, регион Умбрия. Это средняя Италия, с очень красивым пейзажем. Когда я в первый раз попала в Ассизи, то поняла, что только тут мог родиться такой замечательный поэт и мистик. Он же еще и прекрасный поэт. Его молитвы, его гимн Солнцу - это первые произведения, написанные на итальянском просторечии.

Епископ Понтано и св. Руфин. Ок. 1308
Художник - Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266-1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины, Ассизи

Свою истории Ассизи ведет от небольшого поселения, которое было основано в 1000 г. до н.э., а в V в. Умбрия населяется этрусками. Это очень древнее место. Здесь большой археологический слой и находят много чего интересного. Спустя век, господство этрусков сменилось римской властью, и именно в период господства римлян место и было названо Асиссио, превратившееся потом в Ассизи.

Бюст-реликварий Фридриха I Гогенштауфена. 1155-1171
Сокровищница церкви Иоанна Евангелиста, Каппенберг

К III в., то есть достаточно рано, жители Ассизи приняли христианство благодаря усилиям Руфина Ассизского, впоследствии ставшего епископом города. Один из главных храмов как раз и называется Сан-Руфино - посвященный святому Руфину. Кстати, сохранились античные постройки в этом городе, что тоже очень интересно. То есть, античность была для них реальностью - они видели ее, и снова к ней вернулись.

Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

В XII в. Ассизи был покорен Фридрихом I Гогенштауфеном в ходе второго итальянского похода. Он очень многое сделал для города, не просто его покорил. Он развивал его. Появление здесь в XIII веке удивительного святого, который перекроил сознание многих людей, тоже симптоматично.

Церковь Сан Франческо

Монастырь Сакро-Конвенто основан на скалистом обрыве между реками Тешо, протекающей с севера, и Сполето с юга за пределы средневекового города. Франциск сам не хотел жить в городе, он все время уходил в окрестные селения и далее. И орден тоже после его смерти стал обосновываться за пределами города. Франциск завещал себя похоронить тоже не в пределах города. Строительство базилики началось благодаря тому, что там должно было быть захоронено тело основателя ордена.

Церковь Сан Франческо и памятник св. Франциску
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

В XIII в. монастырь основывается, а в XV в., в правление папы Сикста VI, монастырь значительно расширяется. Он стал использоваться как летняя резиденция понтификов. Вот так высоко ценили этот монастырь уже через два века.

Церковь Сан Франческо
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

Строительство храма началось в 1228 году, вскоре после смерти святого Франциска и его канонизации. Франциск умер в 1223 году, то есть строить начали буквально через 5 лет после смерти Франциска. Основной храм является двухэтажным. Верхний ярус, или верхняя церковь - это видимая часть здания, она возвышается над холмом. А нижняя церковь, скрытая рядовой постройкой монастыря, видна только тогда, когда вы заходите со стороны площади.

Перед монастырем поставлена уже современная статуя, но она очень характерная - статуя Франциска, как он вернулся из военного похода, израненный и истерзанный мирской жизнью. Это поставило точку его мирской жизни, и после этого он отдал себя на служение Христу. Франциск приходит, поникший на лошади, в полном вооружении, и преклоняется перед Церковью, перед Христом. С этого времени начинается его новая жизнь.

Гробница св. Франциска

С нижней площади - вход в нижнюю базилику. Даже сама по себе конструкция такого сложного ансамбля очень интересна. Она тоже показывает новое развитие архитектуры этого времени. Внешне фасады выглядят очень по-романски, а внутри конструкция ближе к готической. Вот эта скрытая готика часто встречается в это время в Италии. В этой церкви это особенно хорошо видно.

Гробница св. Франциска
Крипта Нижней церкви Сан-Франческо, Ассизи

Камень в основание постройки торжественно заложил 7 июля 1228 года папа Григорий IX, хотя к этому времени работы по фундаменту уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илья Бомбардони. Он был одним из францисканцев первого призыва. Он упоминается в «Цветочках», то есть в житийном цикле о Франциске. Ему это было доверено, потому что он имел опыт строительства для крестоносцев в Сирии. Он тоже успел побывать в крестовых походах. Первые францисканцы - это люди довольно высокого звания из богатых горожан или даже рыцарского сословия. И многие из них побывали в крестовых походах, в том числе и сам Франциск.

Внутренний дворик церкви Сан-Франческо, Ассизи

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году, и на Троицу 25 мая сюда было перенесено, как говорят современники, нетленное тело основателя ордена и здесь было похоронено. До этого оно было похоронено в церкви св. Георгия. Теперь - это базилика св. Клары. Несколько лет пролежало там. Потом мощи обрели, и они были положены в специальной капелле.

Св. Франциск. 1285-1288
Фрагмент фрески. Художник - Чимабуэ (итал. Cimabue, ок. 1240-1302). Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи

Св. Франциск и св. Клара. Ок. 1290-1300
Фреска. Художник - Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266-1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Это целая идеологическая конструкция. То есть в основание монастыря, двухэтажной базилики, в самом нижнем ярусе лежит тело основателя. Мы знаем, что храмы строились на мощах мучеников. Здесь лежит тело основателя, и вот на нем начинает строиться многоплановая, многоуровневая постройка. Это был символ самого францисканского ордена, потому что он тоже разнообразный, многоплановый, у него есть несколько ответвлений, три ветви: мужская, женская и мирянская. Еще внутри есть ответвления на капуцинов, на миноритов, на конвентуалов и т.д. То есть это очень сложноорганизованный орден.

Св. Антоний и св. Франциск. 1313-1318
Фреска. Художник - Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284-1344). Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи

Внутри есть несколько еще средневековых, но интересных и ренессансно оформленных внутренних двориков, которые предназначены для уединенных молитв.

Интерьер Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи

И, конечно, все художники, которые здесь работали, отметились портретами Франциска так, как они его видели и понимали. Вот «Франциск» Чимабуэ. Вот «Франциск и Клара» Джотто.

А вот «Франциск и Антоний», написанные Симоне Мартини. Как видите, каждому художнику дана свобода. Поэтому, конечно, вклад францисканцев в историю Ренессанса велик, его нельзя преуменьшать. И самой идеологией ордена они поменяли для многих картину мира. И были вот такими заказчиками и разработчиками больших циклов произведений.

Орден францисканцев был одним из самых влиятельных и могущественных в истории христианской церкви. Последователи его существуют по сегодняшний день. Орден получил название по имени своего основателя - святого Франциска. Францисканцы сыграли огромную роль мировой истории, особенно в

Цели создания монашеских орденов

Возникновение религиозных орденов произошло из-за необходимости появления священников, которых бы не затрагивали светские дела и были способны показывать чистоту веры собственным примером. Церкви были нужны догматики для борьбы с ересью во всех ее проявлениях. Сначала ордена соответствовали поставленным задачам, но постепенно, с годами, все начало меняться. Но обо всем по порядку.

Предыстория ордена

Святой Франциск Ассизский - покровитель Италии. В миру он именовался Джованни Бернардоне. Святой Франциск Ассизский - основатель ордена францисканцев. Джованни Бернардоне родился приблизительно в период с 1181 по 1182 гг. Более точная дата появления его на свет неизвестна. Изначально Франциск был ловеласом, но после череды событий в его жизни сильно изменился.

Он стал очень набожным, помогал нищим, ухаживал за больными в лепрозории, довольствовался плохой одеждой, отдавая хорошие вещи нуждающимся. Постепенно вокруг Франциска собрался круг последователей. В период с 1207 по 1208 гг. Джованни Бернардоне было основано братство миноритов. На его основе потом возник орден францисканцев.

Создание ордена

Братство миноритов существовало до 1209 г. Организация была новой для церкви. Минориты старались подражать Христу и апостолам, воспроизводить их жизнь. Был написан Устав братства. В апреле 1209 г. оно получило устное одобрение от Папы Святого Иннокентия III, который приветствовал деятельность общины. В результате официальное основание ордена францисканцев закрепилось окончательно. С этого времени ряды миноритов начали пополняться женщинами, для которых было учреждено второе братство.

Третий орден францисканцев основан в 1212 г.Он носил название "братство терциариев". Его члены должны были соблюдать аскетический устав, но могли при этом жить среди простых людей и даже иметь семью. Монашеское одеяние носилось терциариями по желанию.

Письменное утверждение существования ордена состоялось в 1223 г. папой Гонорием Третьим. Во время одобрения братства святым перед ним стояло всего двенадцать человек. Когда умер св. Франциск, община насчитывала почти 10 тысяч последователей. С каждым годом их становилось все больше.

Устав ордена св. Франциска

Устав ордена францисканцев, утвержденный в 1223 г., делился на семь глав. В первой призывалось к соблюдению Евангелия, послушанию и чистоте. Во второй объяснялись условия, которые должны выполняться желающими вступить в орден. Для этого новые послушники обязаны были продать имущество и раздать все бедным. После этого год ходить в рясе, подпоясанной веревкой. Последующая одежда разрешалась для ношения только старая и простая. Обувь надевалась лишь при необходимости.

Глава третья гласила о посте и как нести веру в мир. Перед утром францисканцы читали «Отче наш» по 24 раза, через несколько часов - 5. В один из четырех часов в день - еще по 7 раз, вечером - 12, на ночь - 7. Первый пост соблюдался от празднования Дня всех святых до Рождества. Обязательным был 40-дневный пост и многие другие. По Уставу запрещалось осуждение, ссоры и словесные схватки. Францисканцы должны были воспитывать в себе смирение, покорность, миролюбие, скромность и иные положительные качества, не умаляющие достоинство и права других людей.

Четвертая глава касалась денег. Членам ордена запрещалось брать монеты для себя или других. В пятой главе говорилось о работе. Все здоровые члены братства могли работать, но при условии соблюдения количества прочитанных молитв и времени, которое было четко для этого расписано. За работу вместо денег члены ордена могли брать лишь то, что необходимо было для собственных или братских нужд. Причем принимать заработанное обязалось смиренно и с благодарностью, даже в самых малых количествах.

Шестая глава гласила о запрете воровства и правилах сбора милостыни. Члены ордена должны были без смущения и стыда принимать подаяния, оказывать помощь другим членам братства, особенно больным и немощным.

Седьмая глава рассказывала о наказаниях, которые применялись для согрешивших. За это полагалась епитимья.

В восьмой главе описывались главенствующие братья, к которым необходимо было обращаться в решении серьезных вопросов. Также слушаться министров ордена беспрекословно. Описывалась процедура преемственности после смерти высокопоставленного брата или его переизбрания по серьезным причинам.

В девятой главе рассказывалось о запрете проповедей в епархии епископа (без его разрешения). Запрещалось это делать и без предварительного экзамена, который сдавался в ордене. Проповеди членов братства должны были быть простыми, понятными и продуманными. Фразы - короткими, но наполненными глубоким содержанием про пороки и добродетели, о славе и каре.

В десятой главе объяснялось, как нужно исправлять и увещевать братьев, нарушивших Устав. Обращаться к вышестоящим монахам следовало при малейшем колебании в вере, нечистой совести и т. д. Братьев призывали беречься от гордыни, тщеславия, зависти и т. д. Членам ордена нельзя было обучаться грамоте, а вменялась обязанность к размышлениям, а также любить врагов и молиться за тех, кто обижает.

Отдельная глава (одиннадцатая) была про посещение женских монастырей. Это было запрещено без особого разрешения. Францисканцы не имели права быть крестными отцами. Последняя, двенадцатая глава гласила о разрешении, которое должны были получить братья ордена, чтобы попробовать обращать в христианскую веру сарацинов и неверных.

В конце Устава отдельно обращалось внимание, что отменять или изменять установленные правила запрещается.

Одежда францисканцев

Одежда францисканцев началась тоже со св. Франциска. Согласно легенде, он специально обменялся с нищим одеянием. Франциск взял его невзрачное платье и, отказавшись от кушака, подпоясался простой веревкой. С тех пор каждый монах ордена францисканцев стал одеваться так же.

Названия францисканцев

В Англии они назывались «серыми братьями», по цвету платьев. Во Франции у членов ордена было название «кордельеры» из-за опоясывающей простой веревки. В Германии францисканцы именовались «босоногими» благодаря сандалиям, которые надевались на голую ногу. В Италии последователей Франциска называли «братьями».

Развитие ордена францисканцев

Орден францисканцев, фото представителей которого есть в данной статье, после смерти основателя сначала возглавлял Иоанн Паренти, затем генерал Илия Кортонский, ученик св. Франциска. Его связи и близость с учителем при его жизни помогли укрепить положение братства. Илией была создана четкая система управления, разделение ордена на провинции. Были открыты францисканские школы, развернуто строительство храмов и монастырей.

Началось возведение величественной готической базилики в Ассизи, в честь св. Франциска. Авторитет Илии укреплялся с каждым годом. На строительство и другие проекты требовались большие денежные суммы. В результате были увеличены взносы провинций. Началось их сопротивление. Это привело к тому, что Илия был отстранен от руководства братством в 1239 г.

Постепенно орден францисканцев вместо странствующего становился все более иерархичным, оседлым. Это еще при жизни претило св. Франциску, и он не только отказался от главы братства, но и в 1220 г. вовсе отошел от руководства общиной. Но так как св. Франциск дал обет послушания, то он не противился происходившим изменениям в ордене. Св. Франциск окончательно отошел от руководства братством после поездки на Восток.

Превращение ордена в монашескую структуру

Во время правления Кортонского нищенствующий орден францисканцев начал разграничиваться на два основных движения, в которых заветы св. Франциска и его отношение к соблюдению Устава и бедности понимались по-разному. Одни члены братства старались следовать правилам основателя ордена, живя в бедности и смирении. Другие начали истолковывать Устав по-своему.

В 1517 г. папа Лев Десятый официально выделил две разные группы в ордене францисканцев. Оба направления стали независимыми. Первая группа называлась обсервантами, то есть братьями-миноритами, которые строго соблюдали все правила св. Франциска. Вторая группа стала называться конвентуалами. Они несколько по-другому интерпретировали Устав ордена. В 1525 г. из братства францисканцев образовалось новое ответвление - капуцины. Они стали реформистским течением среди миноритов-обсервантов. В 1528 г. Климентом Пятым новое ответвление было признано отдельным братством. В конце XIX в. все группы обсервантов были объединены в одну, которая стала называться орденом Меньших братьев. Папа Лев Восьмой дал название этому братству «Леонианская уния».

Церковь использовала проповеди св. Франциска в своих целях. В результате братство поддерживали разные слои населения. Получалось, что орден направлялся в нужное церкви русло. В итоге основанная изначально организация превратилась в монашеский орден. Францисканцыполучили право инквизиции над еретиками. В политической области они стали бороться с противниками пап.

Доминиканцы и францисканцы: сфера образования

Ордена францисканцев и доминиканцев относились к нищенствующим. Основаны братства были почти одновременно. Но цели у них немного различались. Главной задачей было глубокое изучение теологии. Цель - подготовка грамотных проповедников. Вторая задача - борьба с ересью, несение в мир Божественной истины.

В 1256 г. францисканцам было предоставлено право преподавания в университетах. В результате орденом была создана целая система богословного образования. Это породило множество мыслителей в периоды Средневековья и Ренессанса. Во время Нового времени активизировалась миссионерская и исследовательская деятельность. Многие францисканцы начали работать во владениях испанцев и на Востоке.

Одно из направлений францисканской философии было связано с естественными и точными науками. И даже в большей мере, чем с теологией и матафизикой. Новое направление было представлено в Оксфордском университете. Первым профессором из францисканцев стал Роберт Гроссетест. Впоследствии он стал епископом.

Роберт Гроссетест был выдающимся ученым того времени. Он стал одним из первых, кто обратил внимание на необходимость применения математики во время исследования природы. Наибольшую известность профессору принесла концепция о создании мира светом.

Францисканский орден в XVIII-XIX веках

В восемнадцатом веке орден францисканцев имел приблизительно 1700 монастырей и почти двадцать пять тысяч монахов. Братство (и ему аналогичные) было ликвидировано во многих европейских государствах в период Великой и буржуазной революций девятнадцатого века. К его концу орден был восстановлен в Испании, а потом в Италии. Их примеру последовала Франция, а потом другие страны.

Характеристика ордена францисканцев до 1220 года

Орден соблюдал все правила Устава до 1220 г. В этот период последователи Франциска, облачившись в шерстяные коричневые туники и подпоясавшись простыми веревками, в сандалиях на босу ногу странствовали с проповедями по миру.

Братство старалось не только распространять христианские идеалы, но и соблюдать их, воплощать в жизнь. Проповедуя нищенство, францисканцы сами ели самый черствый хлеб, говоря о смирении, покорно выслушивали ругань и т. д. Последователи ордена сами подавали яркий пример соблюдения обетов, были фанатично преданы христианской вере.

Францисканцы в современное время

Орден францисканцев в наше время существует во многих российских и европейских городах. Занимаются пастырской, издательской и благотворительной деятельностью. Францисканцы преподают в учебных заведениях, посещают тюрьмы и дома престарелых.

В наше время для священников и братьев ордена предусмотрена и специальная программа монашеской подготовки. Сначала кандидаты проходят духовное и научное обучение. Оно состоит их нескольких этапов:

  1. Первая ступень - Постулат. Это один испытательный год, за который происходит общее знакомство с орденом. Для этого кандидаты проживают в монашеской общине.
  2. Вторая ступень - Новициат. Это период в один год, когда происходит введение кандидата в монашескую жизнь. Проводится подготовка к временным обетам.
  3. Третья ступень длится шесть лет. В этот период кандидаты получают высшее образование в области философии и богословия. Также присутствует и ежедневная духовная подготовка. На пятом году обучения приносятся вечные обеты, на шестом - рукоположение.

Ответвления ордена в современное время

Изначально существовал только первый францисканский орден, в который входили исключительно мужчины. делится сейчас на три основные ветви:

  1. Меньших братьев (в 2010 г. там числилось почти 15 000 монахов).
  2. Конвентуальных (4231 монах ордена францисканцев).
  3. Капуцинов (количество человек в этом ответвлении - почти 11 тысяч).

Заключение о деятельности ордена францисканцев

Орден францисканцев существует уже восемь веков. За этот довольно длительный период братство внесло огромный вклад не только в церковное развитие, но и в мировую культуру. Созерцательная сторона ордена прекрасно сочетается с активной деятельностью. Орден вместе с ответвлениями насчитывает почти 30 000 монахов и тысячи мирян-терциариев, которые проживают в Германии, Италии, США и многих других странах.

Францисканские монахи с самого начала стремились к аскетизму. Во время существования ордена они пережили разъединение и основание отдельных общин. Во многих были все более строгие правила. В XIX веке произошла обратная тенденция. Разрозненные общины начали объединяться. Этому немало поспособствовал папа Лев Третий. Именно он объединил все группы в одну - орден Меньших братьев.

В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.

Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невским на Чудском озере.

На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.

Орден тамплиеров

С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.

Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.

Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».

Фото: flickr.com / chris white

До 1291 года тамплиеры участвовали в сражениях на Ближнем Востоке, одновременно успешно занимаясь предпринимательской деятельностью. Но после поражений от мусульман и изгнания из Палестины они сосредоточились на торговле и ростовщичестве.

На рубеже XIII-XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Орден обладал огромными богатствами, его должниками были сильные мира сего, включая королей.

Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. В итоге французский король Филипп IV Красивый , обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V , намереваясь разрушить финансовую империю. Климент V после некоторого колебания пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. По нравам того времени, тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях. Арестованных подвергали жесточайшим пыткам и добились признания ими вины. 12 апреля 1310 года пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа.

Конец истории: Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.

Орден госпитальеров

С какой целью появился: Ещё в 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры».

Когда создан: Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II .

Фото: flickr.com / Spencer Means

Наравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе. После падения Акры в 1291 году госпитальеры, как и другие христианские ордены, были вытеснены со Святой Земли. После недолгого пребывания в Кипрском королевстве резиденция ордена была перенесена на остров Родос. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». На Родосе госпитальеры боролись с североафриканским пиратами, а также с нарастающей активностью Османской империи. В 1522 году армия османского султана Сулеймана Великолепного захватила Родос, навсегда вытеснив с острова орден.

Экипировка госпитальеров. Фото: flickr.com / Jason Lewis

В 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном . Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России.

Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности.

Конец истории: Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, выдаёт собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдаёт автомобильные номера. Членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек, из которых около 10,5 тысяч обладают его паспортами, признающимися несколькими десятками государств мира.

Тевтонский орден

С какой целью появился: Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Тевтонские рыцари (Грюнвальдская Битва, 600-летие. 17 июля 2010 в Грюнвальд, Польша). Фото: Shutterstock.com

Когда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.

Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.

Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.

Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com / Lawrence OP

Чем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.

Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.

К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.

Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV , стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.

В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.

13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран . Новый понтифик, принявший имя Франциск , стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.

Когда создан: В 1209 году Джованни , сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне , ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.

Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.

Францисканский символ. Фото: flickr.com / Alwyn Ladell

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.

Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман , получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.

Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.

Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».

Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com / Lawrence OP

Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский , легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер . В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.

Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Орден Францисканцев (Ordo Fratrum Minorum ) - основателем всех ныне существующих ветвей францисканского монашеского ордена является св. Франциск Ассизский .

Первое (устное) утверждение Устава Ордена Францисканцев, составленного собственноручно св. Франциском, состоялось уже в 1209 г. Устав предписывал всем монахам Ордена строгое следование главным евангельским заповедям: целомудрия, бедности и смирения, а также вменял в обязанность проведение активной проповеднической и миссионерской деятельности. Особенностью нового Ордена стало целенаправленное обращение его членов к миру при полном отказе монахов от собственности, будь то личное или общинное имущество; их полное самоотречение во имя Иисуса Христа ; а в миссионерской деятельности – абсолютный отказ от «миссионерства мечом».

Ныне Орден Францисканцев делится на три основные ветви. Первая (мужская) ветвь, основанная св. Франциском в 1207-1209 гг., состоит из монашеских общин францисканцев - конвентуалов (Ordo Fratrum Minorum Conventualium), обсервантов (Ordo Fratrum Minorum Regularis Observantiae), реформатов (Ordo Fratrum Minorum Strictioris Observantiae Reformatorum), капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum), миноритов (Ordo Minorum), минимитов (Ordo Minimorum) и других, более мелких ответвлений. Монашеские общины этой ветви имеют созерцательно-деятельный характер, то есть соединяют в себе строгую жизнь в молитве в стенах монастыря с проповеднической, миссионерской, пастырской, гуманитарной и иной деятельностью в миру. Отличаясь друг от друга внешней организацией, они имеют единый Устав (Устав св. Франциска), общий францисканский требник и молитвенник.

К Ордену Францисканцев принадлежали такие святые католической Церкви, как Антоний Падуанский, Джованни Бонавентура, Дунс Скот, Бернардин Сиенский, Иоанн из Капестрано, Петр Алькантарий, Феликс да Кантоличе, Пасхалий Байлон, Гонорат Козьминьский, Максимилиан Кольбе, Пий из Пьетрельчины (о. Пио) и др. Монахами-францисканцами были папа римский Григорий IX, Александр IV, Николай IV, Климент XIV.

Вторая (женская) ветвь Ордена Францисканцев была основана св. Франциском примерно в 1211-1212 гг. совместно со св. Кларой (1193-1253). Ныне эта ветвь также состоит из нескольких монашеских общин. Самые крупные из них: клариссы (Ordo Sanctae Clarae ), капуцинки (Ordo Sanctae Clarae Capuccinarum ), коллеттанки (Ordo Clarisse Colettine ). Имеются и другие, более мелкие, ответвления. Монашеские общины этой ветви Ордена придерживаются исключительно созерцательного (молитвенного) образа жизни в условиях строгого затвора.

Среди святых женской ветви Ордена Францисканцев можно назвать Агнессу Пражскую, Коллетту Буале, Марию Лоренцо Лонго, Веронику Джулиани и др.

Третью ветвь Ордена Францисканцев, основанную св. Франциском в 1221-1222 гг, составляют терциарии (Ordo Tertium ), первоначально они назывались «Братья и Сестры покаяния», и Третий Регулярный Орден (Tertius Ordo Regularis Sancti Francisci ), часто называемый также Третьим монастырским орденом, так как его членам, начиная с 1447 г. вменено принесение торжественных монашеских обетов и проживание в монашеской общине в стенах монастыря. Терциарии же, будучи мирянами, не дают торжественных монашеских обетов и не обязаны проживать в монастырской общине. Своей главной задачей терциарии считают достижение евангельского совершенства в мире, ведение благотворительной деятельности и оказание помощи духовенству. Нынешняя структура Ордена терциариев была установлена в 1883 г. папой Львом XIII.

К светским терциариям принадлежали, например, св. Елизавета Тюрингская, одна из небесных покровительниц францисканцев - терциариев; св. Людовик IX Благочестивый, французский король; святые Маргарита Кортонская и Анджела из Фолиньо, мистики францисканского ордена; итальянский поэт Данте Алигьери; св. Изабелла Португальская, королева Португалии; св. Анджела Меричи, основательница Ордена Урсулинок; св. Альберт Хмелёвский, основатель монашеских конгрегаций альбертинцев и альбертинок; кардинал Стефан Вышинский, примас Польши и др.

Г. оно было заменено другим, которое и осталось основой его устройства. Несмотря на формальное запрещение, выраженное Франциском в его завещании, это последнее правило подвергалось различным истолкованиям и дополнениям. Первоначальная община учеников Франциска вовсе не имела монашеского характера; это было соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами; они занимались проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и провинциальных министров.

Местом деятельности первоначальной францисканской общины была средняя Италия , но весьма быстро братья распространяются по всем странам Европы ; в 1219 г. они появляются в Германии и Франции, в 1220 г. - в Англии , в 1228 г. - в Венгрии , вслед за тем в Бельгии , Польше , Дании , Норвегии , Исландии . Община, обращенная в орден, стала в теснейшую связь с римской курией . Последняя оказывала францисканцам неизменное покровительство при частых столкновениях их с епископами и приходским духовенством и содействовала притоку щедрых пожертвований в их пользу со стороны светского общества. Из привилегий, данных ордену, важнейшей было право проповеди и совершения таинств. Особенное значение имела францисканская проповедь , проникавшая во все слои населения и своим нравственно-практическим направлением отличавшаяся от более ученой проповеди доминиканцев. В свою очередь, францисканцы сделались верными слугами римской курии. В области религиозной они, вместе с доминиканцами, получают в свое распоряжение инквизицию над еретиками; в области политической они употребляются на борьбу с противниками пап. Деятельное участие Ф. орден принял в преследовании императора Фридриха II; немало он содействовал и приведению португальских королей к покорности римскому престолу (во второй половине XIII в.). Наконец, нищенствующие францисканцы, не имеющие, по их правилу, никакой собственности, являются и в роли собирателей всяких сборов в пользу Рима. Особенно упрочилась связь ордена и курии при Александре IV, который в столкновении парижских профессоров с нищенствующими орденами энергично принял сторону последних, осудил их главного противника, Вильгельма де Сент-Амура, и даровал им право свободного преподавания в университетах (1256) - право, коим и доминиканцы , и францисканцы воспользовались в широкой мере. Несмотря, однако, на этот тесный союз ордена и курии, среди францисканцев сохранялась группа, болезненно чувствовавшая изменения, которые обратили первоначальную общину в орден. Первоначально она стремилась лишь к тому, чтобы в возможной чистоте сохранить Ф. правило и завещание Франциска, несмотря на то, что Григорий IX признал последнее необязательным. Когда во главе ордена стал преемник Франциска, Илья Кортонский, желавший возможно больше использовать привилегированное положение ордена, обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветов Франциска подвергались всяческим преследованиям. Особенное значение получила эта орденская партия, когда в ее среде распространились доктрины Иоахима Флорийского; образовалась целая псевдоиоахимовская литература, возвещавшая близкое осуждение церкви и переход к царству Св. Духа, где носителями благодати станут монашеские ордена, в особенности Ф. Сам Франциск Ассизский приобрел значение как бы второго Христа, принесшего людям новое откровение. Не менее охотно, чем грядущий суд над церковью, изображали псевдоиоахимисты ее настоящие недостатки, преобладание в ней светских корыстных интересов; в особенности обвиняли они пап за искажение заветов Франциска. Церковь отвечала репрессиями, всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскую дисциплину вообще. Трактат францисканца Герардина "Введение в вечное Евангелие", представлявший собой истолкование подлинных сочинений Иоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а автор его осужден на пожизненное заточение.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...