Фрол и лавр о чем молятся. Служение святых мучеников флора и лавра русской земле

Жития мучеников Флора и Лавра Иллирийских

Му-че-ни-ки Флор и Лавр бы-ли род-ны-ми бра-тья-ми не толь-ко по пло-ти, но и по ду-ху. Они жи-ли во II ве-ке в Ви-зан-тии, за-тем пе-ре-се-ли-лись в Ил-ли-рию (ныне Юго-сла-вия). По ре-ме-с-лу бра-тья бы-ли камне-те-са-ми (их учи-те-ля-ми в этом ис-кус-стве бы-ли хри-сти-ане Про-кл и Мак-сим, от ко-то-рых бра-тья на-учи-лись и бо-го-угод-ной жиз-ни). Пра-ви-тель Ил-ли-рии Ли-ка-он по-слал бра-тьев в со-сед-нюю об-ласть для ра-бо-ты над стро-я-щим-ся язы-че-ским хра-мом. Свя-тые тру-ди-лись на строй-ке, раз-да-вая за-ра-бо-тан-ные день-ги ни-щим, са-ми же со-блю-да-ли стро-гий пост и непре-стан-но мо-ли-лись. Од-на-жды сын мест-но-го жре-ца Ма-мер-ти-на неосто-рож-но по-до-шел к строй-ке, и оско-лок кам-ня по-пал ему в глаз, силь-но по-вре-див его. Свя-тые Флор и Лавр об-на-де-жи-ли раз-гне-ван-но-го от-ца, что сын его по-лу-чит ис-це-ле-ние. Они взя-ли юно-шу к се-бе и на-ста-ви-ли ве-ре во Хри-ста. По-сле то-го, как юно-ша ис-по-ве-дал Иису-са Хри-ста Ис-тин-ным Бо-гом, бра-тья по-мо-ли-лись о нем, и глаз ис-це-лел. При ви-де та-ко-го чу-да отец юно-ши так-же уве-ро-вал во Хри-ста. Ко-гда по-строй-ка хра-ма бы-ла за-кон-че-на, бра-тья со-бра-ли хри-сти-ан, по-мо-гав-ших при по-строй-ке, со-кру-ши-ли идо-лов и по-ста-ви-ли в во-сточ-ной ча-сти хра-ма свя-той крест. Всю ночь они про-ве-ли в мо-лит-ве, оза-ря-е-мые небес-ным све-том. Узнав об этом, на-чаль-ник об-ла-сти при-го-во-рил к со-жже-нию быв-ше-го жре-ца Ма-мер-ти-на с его сы-ном и 300 хри-сти-ан. Му-че-ни-ки Флор и Лавр, от-прав-лен-ные к пра-ви-те-лю Ли-ка-о-ну, бы-ли бро-ше-ны в пу-стой ко-ло-дец и за-сы-па-ны зем-лей.

Через мно-го лет свя-тые мо-щи му-че-ни-ков Фло-ра и Лав-ра бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми и пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль. В 1200 г. их ви-дел нов-го-род-ский па-лом-ник Ан-то-ний; око-ло 1350 г. гла-вы му-че-ни-ков в мо-на-сты-ре Все-дер-жи-те-ля ви-дел Сте-фан Нов-го-ро-дец.

В Ми-нее за ав-густ ска-за-но, что на Ру-си свя-тых му-че-ни-ков Фло-ра и Лав-ра по-чи-та-ют как по-кро-ви-те-лей до-маш-не-го ско-та. Это по-чи-та-ние воз-ник-ло еще в древ-ние вре-ме-на, и по всей Рус-ской зем-ле тор-же-ствен-но празд-но-вал-ся день па-мя-ти этих свя-тых.

По уст-но-му пре-да-нию, со-хра-нив-ше-му-ся в Нов-го-род-ской зем-ле, с от-кры-ти-ем мо-щей свя-тых му-че-ни-ков Фло-ра и Лав-ра пре-кра-тил-ся па-деж ско-та. То-гда и на-ча-лось по-чи-та-ние свя-тых как по-кро-ви-те-лей ло-ша-дей. Это по-чи-та-ние, воз-мож-но, при-шло на Русь с Бал-кан - ро-ди-ны свя-тых бра-тьев. Имен-но там воз-ник-ло пре-да-ние о том, что му-че-ни-ки Флор и Лавр бы-ли обу-че-ны Ар-хан-ге-лом Ми-ха-и-лом ис-кус-ству управ-лять ло-шадь-ми. В древ-них ико-но-пис-ных под-лин-ни-ках Ру-си да-ет-ся на-став-ле-ние, что свя-тые Флор и Лавр долж-ны быть на-пи-са-ны с ко-ня-ми, ко-то-рым они по-кро-ви-тель-ству-ют. И до се-го дня во мно-гих хра-мах и му-зе-ях Рос-сии со-хра-ни-лись пре-крас-ные ико-ны свя-тых Фло-ра и Лав-ра с изо-бра-же-ни-ем ло-ша-дей. Наи-боль-шее рас-про-стра-не-ние по-лу-чил сю-жет «Чу-до о Фло-ре и Лав-ре».

Молитва мученикам Флору и Лавру Иллирийским

Прехва́льнии му́ченицы Фло́ре и Ла́вре, вас не земля́ потаи́ла есть, но Не́бо прия́т вы, во е́же бы́ти вам моли́твенники и предста́тели о чту́щих с любо́вию честну́ю па́мять ва́шу. Моли́теся же за ны, трудолю́бцы незло́бивии, да подви́гнет Госпо́дь и нас, в труде́х и утесне́нии су́щих, к де́ланию за́поведей Его́, да не то́кмо о пи́щи и питии́, но и о е́же ка́ко угоди́ти Го́сподеви попече́мся; споболи́те печа́лем и воздыха́нием на́шим, и да не озло́бятся до конца́ ду́ши на́ша, но да возгоря́тся любо́вию друг ко дру́гу, да пребу́дем в ми́ре и единомы́слии, я́коже и вы, самобра́тнии блаже́ннии. Наипа́че же утверди́те ны в ве́ре святе́й и пра́вей, ю́же иму́ще в сердца́х на́ших, не устраши́мся в поноше́нии и униже́нии и вся́ких обстоя́ниих, и́миже одержи́ми есмы́, но, я́ко испыта́ние си́лы ве́ры на́шея с благодаре́нием сие́ прии́мше, до́брое испове́дание соблюде́м, в не́мже и пре́йдем от юдо́ли сей в ве́чное Ца́рствие Го́спода на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святым мученикам Флору и Лавру

Кондак 1

Избранную двоицу пресветлую, Христу спострадавшую даже до крове, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, в песнех, вернии, почтим духовных и, яко молитвами сих от бед избавляеми, благодарственно вопием, зовуще: Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Икос 1

Ангельстии чини яко сликовники прияша вы, блаженнии мученицы, егда по страдании своем Престолу Господню предстасте, во еже со всеми, кровию Агнца Божия запечатленными, взывати “Осанна!” Седящему на Престоле. Мы же, бреннии, на земли, о таковой славе вашей дивящеся, восхваляем вы сице: Радуйтеся, Христу последовавшии верою; радуйтеся, крест Его, яко ярем, вземшии. Радуйтеся, кровию Агнца Божия искупленнии; радуйтеся, и своея крове Христа ради не пощадевшии. Радуйтеся, смертию красною Христови спогребшиися; радуйтеся, жизни источник обретшии. Радуйтеся, путь узкий, прискорбный прошедшии; радуйтеся, яко отверзошася вам райския двери. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 2

Видяще, яко многа мзда на небесех дана святым страстотерпцем, потщимся, вернии, тех житие земное прилежно разсмотревше, от сего научитися, колико может вера, деяньми споспешествуема, како воздвизает от земных к небесным и како научает взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный озари вы, Флоре и Лавре, егда благочестия хранители Прокл и Максим не токмо каменосечней хитрости вы научиша, но и на камени веры Христовой добре утвердиша, на немже несокрушими даже до конца пребысте, трудолюбно Господеви работающе, сего ради ублажаем вы, зовуще: Радуйтеся, в трудех от юности воспитаннии; радуйтеся, Христу себе поработившии. Радуйтеся, леность далече отгнавшии; радуйтеся, данный вам талант много усугубившии. Радуйтеся, рабства плоти избегшии; радуйтеся, духом Господеви работавшии. Радуйтеся, трудолюбцев удобрение; радуйтеся, ленивых укорение. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 3

Сила Вышняго подвиже правителя страны некия призвати делателей святых ко устроению храма идольскаго, капищу бо сему сооружаему бывшу, иный храм нерукотворенный созидашеся; людие страны тоя, Флора и Лавра проповедию наученнии, Истиннаго Бога познаша и Тому Единому пети навыкоша: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще твердую веру в сердцах своих, небоязненно отыдоша богоноснии братия во ину страну на делание чуждое, и, по мале времени, в труд апостолов обратися делание их; людие, во тме и сени смертней седящии, светом Евангелия озаришася, еже каменосечцы богомудрии с собою принесоша, сего ради воспоем сих, зовуще: Радуйтеся, языков просветители; радуйтеся, апостолов подражатели. Радуйтеся, Евангелия Христова провозвестницы; радуйтеся, на ниве неоранней Господни работницы. Радуйтеся, в людех тяжцех Господа восхвалившии; радуйтеся, во языцех славу Его возвестившии. Радуйтеся, Церкве прекрасное прозябение; радуйтеся, небесных садов леторасленное украшение. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 4

Бурю злобы неистовыя воздвиже на вы Мемертин, идольский жрец, егда сыну его, на делание ваше неопасно взиравшу, око каменцем, внезапу отторгшимся, избодеся, и хулы многи отрыгаху на вы, делателие незлобивии, уста еще не ведевшаго пети: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше хуления многа и пристрашия свирепа Мемертина озлобленнаго, без страха прияша сия кротце Флор же и Лавр и, сострадания исполнени бывше, велие дерзновение веры проявиша, егда отрока уранена цела и здрава отцу предпоставити обещаша; мы же, таковей вере, кротости и упованию святых дивящеся, воспоем им тако: Радуйтеся, равноангельныя кротости воплощение; радуйтеся, велия веры исправление. Радуйтеся, злословящаго вы благословившии; радуйтеся, кленящему вас благотворившии. Радуйтеся, на Бога, Помощника и Защитника, уповавшии; радуйтеся, прибежище и утверждение в Бозе полагавшии. Радуйтеся, в незлобии пред Господем ходившии; радуйтеся, во уповании на Него николиже изнемогшии. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 5

Боготечныя звезды явистеся, святии, юноше тому, емуже уломком камене око плотское избодено бысть; вас бо держайся, не токмо от раны исцеле, но и очесы духовными прозре, проповеданием вашим научен, Истиннаго Бога позна и Тому в радости возопи: Аллилуиа.

Икос 5

Видя чудо велие, в сыне явленное, и отец его Мемертин ему споследова, идольскую прелесть отверг, Бога Истинна, яко же и сын, позна и по исповедании добрем двоице преславных мученик спострада, юже и мы ныне воспеваем, зовуще: Радуйтеся, чудотворцы предивнии; радуйтеся, врачеве духовнии. Радуйтеся, идольскую прелесть чудесы ниспровергшии; радуйтеся, неразумных души светом веры озарившии. Радуйтеся, идольскаго жреца от идолобесия отвратившии и Христу сочетавшии; радуйтеся, и сына его из вражеских сетей извлекшии. Радуйтеся, демонов огорчение; радуйтеся, Ангелов радование. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 6

Проповедницы любве истинныя явишася святии мученицы, егда при делании своем цену, за труд вземлемую, нищим раздаваху и, алчущих довольно питающе, сами в посте и лишении не сетующе пребываху, бодрственне воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет неизреченныя славы небесныя и озари храм, руками Флора и Лавра созданный, и не яко идолов вместилище, но во славу Имени Иисуса Христа освященный, людие же, свет той видевше, вся кумиры идольския, для храма того уготованныя, сокрушше, храмоздателем взываху сице: Радуйтеся, светом богоразумия нас озарившии; радуйтеся, мрак идолослужения разсеявшии. Радуйтеся, от обдержащия прелести ны свободившии; радуйтеся, путь жизни истинныя нам показавшии. Радуйтеся, яко благоухания честнаго Церковь исполнисте; радуйтеся, яко злосмрадие вражие далече отгнасте. Радуйтеся, бесов дерзновенное поражение; радуйтеся, Богу красное присвоение. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 7

Хотящим братиям святым по скончании делания, на неже звани быша, мирно во своя отыти, возбрани им работодавец жестокий; связав бо их и бив, яко злодеи к правителю Ликиону отведе, зане Христа яко Бога исповедаху и люди научиша взывати Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новая и лютая мучения уготова вам, страстотерпцы святии, правитель, егда возвратистеся связаннии и раны за Христа приимшии во страну свою, твердости же веры вашея отнюд не поколеба, мы же, терпение ваше ублажающе, взываем к вам сице: Радуйтеся, Христови спотерпевшии; радуйтеся, с Ним и воцарившиися. Радуйтеся, в терпении души ваша стяжавшии; радуйтеся, обетование, еже на небесех, приимшии. Радуйтеся, на Начальника веры и Совершителя, Господа Иисуса взиравшии; радуйтеся, на предлежавший вам подвиг добре востекшии. Радуйтеся, малодушных ободрение; радуйтеся, страждущих утешение. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 8

Странную и ужасную смерть изобрете людское жестокосердие кротчайшим братиям Флору и Лавру: в кладенец бо безводный ввержени и землею в нем посыпани быша; тако мняху нечестивии заглушити святых глас, к Богу вопиющих: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир не бе достоин вас, мученицы святии: вы бо, на земли себе места не обретше, в небесная преселившеся и яко истиннии граждане тамо отечествие снискавше, непрестанными благохвалениями Царю своему и Господу служите, восхвалим убо и мы сих богохвалящих похвалении сицевыми: Радуйтеся, о земных небрегшии; радуйтеся, на небесная ум свой вперившии. Радуйтеся, нощь жития земнаго добре прешедшии; радуйтеся, дне невечерняго — Царства Христова достигшии. Радуйтеся, яко злато, в горниле мучений искушеннии; радуйтеся, яко всеплодие жертвенное Богом приятии. Радуйтеся, пред лицем человеческим муки приявшии; радуйтеся, яко упование ваше безсмертия исполнено. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 9

“Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим”, — рече Господь; по Господню сему словеси и вы, страстотерпцы Флоре и Лавре, яко доблии Христови исповедницы, пред Отцем Небесным прославлени есте и со всеми святыми выну зовете Святей Троице: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпцев святых, яко же и премудрость века сего слова крестнаго вместити никакоже может; мы же, смиреннии, буйством проповеди о Распятом спасаеми, Флора и Лавра, яко себе самех отвергшихся и души своя Христа ради отщетивших, несумненно прославляем, зовуще к ним тако: Радуйтеся, Христа пред человеки исповедавшии; радуйтеся, яко и Сам Господь исповесть вы пред Ангелы Божии. Радуйтеся, страсти Господа Иисуса Христа не устыдевшиися; радуйтеся, ради благовестия Христова пострадавшии. Радуйтеся, яко подвиг крепок подаде вам Господь; радуйтеся, яко и разум свят дадеся вам от Вышняго. Радуйтеся, яко искры по стеблию на небо востекшии; радуйтеся, во время посещения вашего добре возсиявшии. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 10

Спасению нашему ходатаи молим вас быти, святии мученицы, добре страдавшии и венчавшиеся, и того ради благодать приимшии; о нас молитеся, да, избавльшеся от суетныя работы вражия, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стен каменных здатели иногда бывше, веры же твердостию, многоразличных мук и лютыя смерти за Христа претерпением велие дерзновение у Него снискавше, молятся ныне о чтущих память их верно, и в бедах многоразличных и напастех осеняют надежно поющих им сице: Радуйтеся, Церкве Христовы столпи непоколебимии; радуйтеся, веры христианския ограждение твердое. Радуйтеся, в вере колеблемым утверждение крепкое; радуйтеся, в мори напастей гибнущим пристанище надежное. Радуйтеся, фиали златии, фимиама молитв исполненнии; радуйтеся, смрадные страсти далече от нас прогоняющии. Радуйтеся, теплии к Богу молитвенницы; радуйтеся, преистиннии ходатаи. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 11

Пение неумолчно и лики светлы исполниша Царский град, егда по обретении принесени и честно положени в нем быша многоцелебнии мощи ваша, святии мученицы Флоре и Лавре, от них же мнози цельбу чудну приимше, благодарно пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом невещественным облистаеми, в селениях святых водворяеми и радости неизреченныя исполняеми, ликуете ныне со Ангелы светло, мученицы Господни, осветите и нас, мраком суетствий покрываемых, злобою мира сего озлобляемых и едину токмо отраду имущих, еже к вам прибегати и сице вы воспевати: Радуйтеся, мглу прелести разгнавшии; радуйтеся, безбожия нощь осветившии. Радуйтеся, ненавидением неправедным возненавиденнии на земли; радуйтеся, в радость Господа вшедшии на небеси. Радуйтеся, скорбьми многими живот вечный наследствовавшии; радуйтеся, в скорбех и теснотах сущим утешение от Духа Свята просящии. Радуйтеся, звезды, блистания терпения испущающия; радуйтеся, светила, верных души просвещающия. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 12

Благодать велика дана есть от Вышняго вам, доблии страдальцы, яко пришедшим от скорби великия и окропившим в крови Агнчей ризы своя; сего ради со всеми святыми Престолу Божию предстоите, выну зовуще: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще вы во храме вашем, хвалим вас, Флоре и Лавре, яко благочестия мученики, в трудех от юности пребывшия, веру в Троицу Нераздельную соблюдшия и ко Христу победно отшедшия, Ему же ныне предстояще, не забудите зовущих к вам сице: Радуйтеся, Царя Небеснаго воини изряднии; радуйтеся, венцы победными добре венчаннии. Радуйтеся, камение многоценное в сокровищах Владыки Небеснаго; радуйтеся, богатство неиждиваемое Церкве, на земли воинствующия. Радуйтеся, зодчии, храм Духа Божественнаго в себе самех явившии; радуйтеся, здатели, на недвижимем камени веры души многих утвердившии. Радуйтеся, блистанием небесным ныне осияваемии; радуйтеся, сумрак мыслей тяжких от нас прогоняющии. Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 13

О, преславная мученик двоице Флоре и Лавре, самобратное единение, Троице Святей честное похваление! Нынешнее приимши наше пение, молите Господа за ны, да избавит нас от всяких бед и скорбей, даровав же нам до конца пребывание во Святей Церкви Своей, да сподобит по кончине и последнем Суде с вами и со всеми святыми воспевати Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Среди храмов Москвы, чудом сохранившихся в годы советских антицерковных гонений, многие только сегодня завершают свое восстановление. Понадобилось не менее четверти века, чтобы возродить их после десятилетий поругания. Одной из таких московских святынь является широко известная церковь святых Флора и Лавра на Зацепе. Храм, в XX столетии претерпевший многие мучения, символом которых стали двое новомучеников из числа священнослужителей этой церкви.

Старший священник храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе протоиерей Григорий Белоус рассказал Царьград.TV:

"В нашем храме служило два священномученика, которые были впоследствии расстреляны за веру на Бутовском полигоне. Это - протоиерей Николай Виноградов и иерей Дмитрий..."


Мученический подвиг клириков этого храма, как и многих других новомучеников и исповедников Церкви Русской во многом напоминает подвиг раннехристианских мучеников. В том числе и тех, кому посвящена сама церковь - Флора и Лавра - святых братьев, отдавших жизнь за веру во II веке от Рождества Христова.

Из Жития мучеников Флора и Лавра

"Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Они успешно проповедовали среди язычников, чему способствовали чудеса, в числе которых было исцеление сына языческого жреца, приведшее ко Христу и исцелённого, и его отца. Однажды святых братьев, как известных каменщиков, правитель балканского Иллирика направил строить языческий храм. В новопостроенном храме Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву, после чего уничтожили языческих идолов. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Царьград..."

Церковь мучеников Флора и Лавра на Зацепе находится в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала. Изначально же эти места были территорией знаменитой Ямской Коломенской слободы - места проживания ямщиков. Что в значительной степени послужило посвящению храма именно этим святым. Протоиерей Григорий Белоус отмечает:

"Мученики Флор и Лавр получили от Бога особую благодать молиться и помогать животным. И в нашей русской истории, когда в Новгороде был падеж скота, после молебнов святым мученикам Флору и Лавру эта моровая язва прекратилась, и с тех пор на Руси стали особенно почитать этих святых как покровителей животных..."

Это почитание особенно глубоким было среди русских крестьян, ямщиков и воинов. А потому неудивительно, что в народе святых Флора и Лавра нередко именовали "лошадниками". В чем не было ни капли кощунства. По словам отца Григория Белоуса:

"Они настолько почитались как покровители животных, что на Куликовскую битву преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия 31 августа, как раз в день святых мучеников Флора и Лавра... У нас есть чисто русская икона "Чудо о Флоре и Лавре". Этой иконы вы ни в одной православной стране не найдете, только на Руси. И здесь наш народ, наши иконописцы изобразили целое богословие: не сам Флор и Лавр управляют животными, но тут изображен Архистратиг Божий Михаил, который дает им поводья. Тем самым, Высшая Сила дает им силу и разум для управления животными..."

И сегодня, как в былые века, многие христиане молятся в церкви Флора и Лавра перед иконами этих святых, в том числе и о своих домашних питомцах. И эти трогательные молитвы очень часто бывают услышаны.

Житие святых мучеников Флора и Лавра

Православная Церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра 18 (31) августа. Они пострадали во II веке. Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу, так как единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. Сначала они жили в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне земли Югославии: Босния, Герцеговина, Сербия и другие страны Балкан). От христиан Прокла и Максима братья научились ремеслу каменотесов и стали в этом ремесле искуснейшими в Иллирии. От Прокла и Максима святые братья научились и богоугодной жизни. Благочестивые учителя Флора и Лавра были преданы смерти за веру во Христа, а спустя некоторое время вслед за ними и святые братья унаследовали мученические венцы. Это произошло так.
Когда правитель соседней области обратился к правителю Иллирии Ликиону с просьбой прислать ему искусных каменщиков для постройки языческого храма, тот отправил туда Флора и Лавра, как лучших знатоков строительного дела. Сооружая храм, братья раздавали бедным плату, получаемую за свой труд, и при этом учили людей святой вере во Христа. Они проповедовали язычникам Истинного Бога, кормили голодных и бедных, ночами молились о просвещении людей. Святые братья обратили ко Христу множество людей, среди которых был и языческий жрец со своим сыном. Это произошло следующим образом.
Однажды, когда святые Флор и Лавр тесали камень, к ним подошел юный сын жреца и, став близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. На крик раненого юноши прибежал его отец, языческий жрец по имени Мемертин. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, Мемертин бросился было на работников, чтобы побить их. Но бывшие здесь другие рабочие удержали его, удостоверяя, что святые братья невиновны. Флор и Лавр пообещали разгневанному отцу, что его сын получит исцеление.
Они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию единого Истинного Бога Иисуса Христа и говорили ему: «Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз твой скоро будет здоров». На что юноша ответил: «Если глаз мой станет таким же, как и прежде, то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения, больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными».
При этом юноша рассказал святым о таком случае:
«-Есть, - сказал он, - среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда несколько лет назад хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при посталении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают вверх, а потом опускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук державших ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив, ему делается все хуже».
Святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы братья осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его и из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа.
После этого святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от Ангела Божия, в короткое время окончили постройку храма, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в храме к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога.
Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы, и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать, и таким образом раздробили их на мелкие части.
Узнав о случившемся, областеначальник велел взять братьев и всех, кто был с ними, в том числе Мемертина с сыном. Всех приговорили к сожжению, а самих Флора и Лавра отослали к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всем и, узнав, что они христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел сбросить их в глубокий колодец и засыпать землей живых. Через много лет нетленные мощи святых братьев были обретены и перенесены в Константинополь. Господь даровал им великую целебную силу. В 1200 году их видел новгородский паломник Антоний, около 1300 года главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
Церковь так воспела подвиг мучеников:
«Зодчий показастеся духовнии, наздасте верою благочестивых души, Божественною благодатию на камени веры, и, себе сами совершивше храм священ Честныя Троицы, твердо пострадаете. Тем и исцеления источаете верою к вам притекающим, и страсти отгоняете, страстоносцы самобратнии. Молите Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую память вашу» (седален святым мученикам).
В Минее за август сказано, что на Руси, святых мучеников Флора и Лавра дочитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.
По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратится падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.
В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

В начале девяностых годов прошлого века почти одновременно на дороге из Москвы в Каширу были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Первый - храм на Зацепе (нынешнее здание построено в 1778 г., но известен храм уже с 1625 г.). Второй - на расстояние одного «ямского гона»- в селе Ям (Старый Ям, XVIII). Кроме того, на месте следующей после Старого Яма ямской станции в Кашире также находится храм в честь святых братьев (1776 г.), который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена. Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в XIV - XVI веках, так как в это время Кашира вместе с Коломной и Серпуховым были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли. Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Здесь он держал совет («беседовал») с одним из своих соратников - двоюродным братом Владимиром Серпуховским, будущим доблестным военачальником Куликовской битвы. Здесь сохранилась церковь (XVI в.) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы, одержанной в день этого праздника.
Русское войско шло к месту сбора - Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».
Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.
Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 г., был возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут: «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» (Минея, июнь). Три храма в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли продолжают свое служение. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.
Вадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении - по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.
Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).
Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.
С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.
Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» - не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадежных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падеж скота.

В последний день августа православная церковь отмечает день мучеников Флора и Лавра (Фрола и Лавра). 31 августа отмечают и так называемый День лошади или конский праздник. Попробуем разобраться отчего «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр»?

Известно, что братья Флор и Лавр, жившие во II веке, были каменотесами. Однажды в одном из построенных языческих храмов Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву и разрушили идолов, предназначенных для перенесения сюда, и водрузили крест за что были подвергнуты истязаниям. Но братья «и в муках славили Бога», тогда их бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии мощи мучеников, пострадавших за веру, были перенесены в Константинополь.

Каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не совсем совпадает с народным представлениями о братьях как покровителях лошадей. В легендах переплетаются и христианский культ мучеников, и античные предания, и славянские сказания.

Существует несколько легенд, среди которых и чудесное исцеление сына языческого жреца, уверовавшего во Христа, и явление Флора и Лавра пахарю, заставлявшему работать измученную лошадь, и легенда о колодце с чудодейственной водой, исцеляющей лошадей и скот... Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры.

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Благословение на битву, известную нам как Куликовская, святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю).

После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру.

Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь».

Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской галерее. Всадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Места в Москве связанные со святыми Флором и Лавром

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот). Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

Народное почитание праздника Флора и Лавра - покровителей лошадей

На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или день лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и гриву. На Фрола и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась «конная мольба» - окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория (6 мая - Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, также почитаемый как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей): «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы... »

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название - «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

Почитая святых Фрола и Лавра как покровителей лошадей, в народе старались соблюдать в этот день следующие правила:

  • Лошадей в день их покровителя необходимо накормить досыта, искупать, заплести в хвост и гриву ленты.
  • Сытых и нарядных лошадей отводили к ближайшей церкви, где их кропили святой водой.
  • Ни в коем случае в этот день на лошадях не работают, иначе быть падежу.
  • Хозяйки в день лошади пекут особое печенье с изображением конского копыта и отдают его священнику.
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигали тавра на лошадях.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Флору и Лавру

Тропарь, глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.

Праздники, посвященные лошадям, и традиции стран мира, связанные с лошадьми

Значение лошади в истории трудно переоценить: эти животные сыграли большую роль в жизни людей всех стран и сословий. Кони - частые герои песен, сказок и легенд. В честь своих быстроногих боевых товарищей, неутомимых тружеников и настоящих четвероногих членов семьи, люди устраивали праздники, захватывающие своей зрелищностью.

Древние письменные источники донесли до наших дней, что раньше в Литве в первое январское полнолуние отмечались Крестины жеребенка. Этот праздник символизировал пробуждение новой жизни. На Руси славянки-язычницы ходили на конюшню гадать о суженом и будущей судьбе. А вот в Древнем Риме, во время ежегодных гонок на колесницах по полю Марса, правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам - чтобы дали хороший урожай. К счастью, ритуалы, подобные римским, остались в прошлом, зато свой День Коня отмечается во многих странах мира и по сей день.

Страна: Россия
: День Фрола и Лавра
Дата: 31 августа

С возрождением коневодства в России новую жизнь получает и православный «лошадиный» праздник - день Фрола и Лавра, покровителя лошадей. Он приходится на второй день третьего Спаса - 31 августа.

С днем Фрола и Лавра связаны многие народные приметы. 31 августа крестьяне заканчивали посев озимых и говорили: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся», подразумевая под «фролами» пустоцвет. Другая народная мудрость выразилась в пословице: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра». В день конских покровителей крестьяне не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли их кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и … водили в церковь.

Церковные дворы в день Фрола и Лавра были буквально переполнены лошадьми - каждый хозяин хотел, чтобы священник окропил святой водой и благословил его лошадь.

Сегодня этот праздник утратил свою массовость, его отмечают только в конных клубах, устраивая в честь празднования Дня Фрола и Лавра конские выставки и скачки.

Страна: Россия, Норвегия, Ирландия, Австрия, Финляндия, Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям : День святого Стефана
Дата: 26 декабря

День святого Стефана - покровителя лошадей, по праву можно назвать международным праздником. В каждой стране, где почитают святого, есть собственные традиции, связанные с этим днем. Более подробно об особенностях празднования Дня Святого Стефана в России, Норвегии, Ирландии, Австрии, Финляндии и Нидерландах - в нашем следующем материале.

Страна : Болгария
Праздник, посвященный лошадям : Тодоров день
Дата: Первая суббота Великого поста

Тодорова суббота, Тудорица. Тодоров день, или Лошадиная Пасха - церковный праздник, весьма почитаемый болгарами. Празднование Тодорова дня, как и Пасхи, не прикреплено к какой-либо конкретной дате - день определяется по лунному календарю.

Болгары чествуют христианского святого Тодора с раннего Средневековья - со времени объединения культов Святых Великомученика Феодора Стратилата (Теодора Стратилата) и Феодора Тирона (Теодора Тирона).

На иконах Святого Тодора изображают в виде всадника-змееборца на белом коне, поэтому Тодорова суббота считается праздником коневодов и конного спорта, а все ритуалы, проводимые в этот день, связаны со здоровьем лошадей. Мужчины по традиции, встают с восходом солнца, заплетают хвосты и гривы лошадям, ведут на водопой, а женщины замешивают обрядный хлеб, и делят его с животными.

Лошадиная Пасха знаменита также национальными конными состязаниями - «кушия». Конь-победитель получает в награду новую узду, а хозяин - рубаху и полотенце.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям : День Святого Антония
Дата: 18 - 25 января

В январе в испанскую деревню под названием Сан-Бартоломе-де-Пинарес с каждым годом все охотнее приезжают туристы. Вот уже около 500 лет, в День Святого Антония жители деревни «купают» своих лошадей в огне - всадники бесстрашно врываются в огонь, чтобы очистить своих любимцев от болезней. Костры для «купания» лошадей раскладываются по всей деревне.

Общественность реагирует на специфический народный ритуал неоднозначно: защитники животных протестуют и обвиняют участников в жестоком обращении с лошадьми, а местные жители уверены, что обязаны сохранить древние традиции. К слову, за 500 лет в День Святого Антония не пострадала ни одна лошадь.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям : Майская Ферия
Дата: первая неделя мая

Ежегодно в начале мая в Испании проходит весьма зрелищная ярмарка. В дни ее проведения люди одеваются в андалузские наряды и выезжает на скакунах на улицы городов. Самая древняя лошадиная ярмарка (Feria de Caballo) Испании проходит в андалузском городе Херес де ла Фронтера - родине хереса. В Средние века целью ярмарки была продажа лошадей, сегодня мероприятие утратило торговый статус и стало массовым национальным праздником.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям : Стрижка диких лошадей
Дата: июль или август

В Испании День Стрижки диких лошадей - большой праздник. Это народное гуляние имеет глубокие корни, восходящие к древним традициям скотоводов. В древности лошадей выращивали на воле.

Празднование начинается с собрания самых старых и опытных скотоводов, на котором выбирают день стрижки лошадей. На рассвете Дня Стрижки юноши во главе с пастухом поднимаются в горы, откуда гонят жеребцов в загоны. Во время спуска молодые люди соревнуются в мастерстве погонщиков, выстраивая лошадей в правильные геометрические фигуры. В загонах животных пытаются укротить голыми руками и остригают им хвосты и гривы. Все действо происходит в торжественной обстановке.

Страна: Италия
Праздник, посвященный лошадям :Сиенское Палио
Дата: 2 июля и 16 августа

Каждое лето улицы итальянского города Сиена превращаются в одну сплошную беговую площадку. 2 июля и 16 августа страстные итальянцы отмечают не менее страстный праздник - Палио. История этого праздника уходит своими корнями в раннее Средневековье, где они благополучно теряются.

Празднование Палио представляет собой скачки на неоседланных лошадях прямо по городским улицам Сиены. По традиции, все начинается с выхода из двора правительственного дворца исторического кортежа. Все наездники, входящие в праздничный кортеж, одеты в исторические средневековые костюмы. Замыкают торжественное шествие знаменоносцы и барабанщики. Среди участников кортежа выбирают выбирают лучшего всадника, знаменосца и барабанщика. Примечательно, что лошадей, тщательно отобранных специально для Средневековых скачек, благословляют в церквях. Жители каждой улицы Сиены готовят для Сиенского Палио своих участников - всадника и лошадь.

В Средние века победителю скачек вручали знамя Палио, а всаднику, пришедшему вторым - живого петуха. Участник, пришедший к финишу последним, в насмешку награждался соленым анчоусом или луковицей, символизирующей слезы поражения.

Надо сказать, что травмы и несчастные случаи на Сиенском Палио - обычное дело, но с 2003 года была организована специальная комиссия, которая должна обеспечивать безопасность скачек. Учреждение комиссии произошло благодаря возмущениям защитников животных.

Страна: Венгрия
Праздник, посвященный лошадям :Конный праздник
Дата: Троицкая суббота

В Венгрии до сих пор очень популярен национальный конный праздник, не оставляющий безучастными никого из жителей Пушты. Современный вид венгерский конный праздник приобрел в середине XX века - он переродился из древнего праздника пастухов. Раньше он проводился 20 августа, а теперь его отмечают на Троицу.

Главное действо праздника связано, конечно же, с лошадьми. Чикоши - венгерские конные пастухи, - соревнуются между собой в искусстве уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, и меткости в обращении с трехметровым бичом.

В этот день проводятся скачки и состязания конных упряжек. Турист, посетивший венгерский конный праздник, может подумать, что попал на открытую выставку, но несмотря на то, что некоторые повозки выглядят как музейные экспонаты, местные жители используют их в быту до сих пор!

Вся атмосфера праздника пропитана азартом: участники преодолевают препятствия, полосы из расставленных кеглей, а настоящий гвоздь программы - знаменитая «венгерская почта». Это захватывающее зрелище, когда один человек, стоя на крупах двух лошадей управляет еще тремя, скачущими в связке спереди.

Страна: Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям : Конкурс фризских лошадей
Дата: 1 раз в 5-6 лет

Фризы - угольно-черные, благородные лошади, с изящно изогнутой мощной шеей, с роскошными хвостами, гривами и фризами на ногах, - предмет гордости и национальный символ Нидерландов (Фрисландии). Конкурс фризских лошадей - грандиозное по своим масштабам событие, проводимое один раз в 5-6 лет в северной части Нидерландов. Жюри оценивает каждую представленную на конкурсе лошадь и выбирает лучших из лучших.

Во время конкурса, кроме официальной части, интересной в первую очередь, для селекционеров и заводчиков, предусмотрена и зрелищная часть. Жители страны и туристы съезжаются, чтобы полюбоваться на знаменитые конные кадрили. Юноши и девушки в национальных костюмах демонстрируют фигурную верховую езду, а семейные пары ловко управляются с упряжками - мужчина ведет коней между стойками с кольцами, а женщина старается эти кольца снять, не уронив ни одного.

Страна: Монголия
Праздник, посвященный лошадям : Наадам
Дата: середина июля

С древних времен культура и традиции монгольского народа нераздельно связаны с лошадьми. Сегодня значение лошади для настоящего монгола по прежнему велико. Конь изображен даже на государственном гербе страны. Поэтому самым значимым и массовым праздником в Монголии считается Наадам.

Национальный праздник Наадам проводится ежегодно в середине июля. Он продолжается четыре дня, в течение которых монголы соревнуются в трех традиционных вида спорта - монгольской борьбе, стрельбе из лука и скачках.

В качестве трассы для скачек выбирают любой участок степи, без какой-либо подготовки. А вот лошадей к празднику готовят особым образом. В Наадамских скачках лошдаи шести возрастных категорий: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров.

Из каждой группы по результатам скачек выбирают по пять Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.

Примечательно, что в роли жокеев на Наасдамских скачках выступают исключительно мальчики 5-12 лет.

Память святых мучеников Флора и Лавра совершается в Православной Церкви 31 августа по новому стилю.

Жизнеописание святых Флора и Лавра
О святых Флоре и Лавре сохранилось очень мало сведений, и об их жизни мы узнаем только из агиографической литературы. Известно, что они были родными братьями и жили и приняли мученическую кончину в Римской империи, в Иллирике (провинция, располагавшаяся на территории современной Албании и Хорватии). Братья были талантливыми каменщиками, и потому правитель послал их возводить большой языческий храм, которым хотел украсить Иллирик. Несмотря на то, что Флор и Лавр строили языческое святилище, они не скрывали своей христианской веры и проповедовали учение Христа, а также старались помогать бедным полученной за работу платой. Милосердие и искренняя вера братьев способствовали тому, что многие язычники обратились ко Христу. В житии рассказывается о чудесном исцелении сына жреца, которое совершили Флор и Лавр, после чего тот отказался от язычества и принял Крещение. К концу строительства языческого храма Флор и Лавр обратили так много людей ко Христу, что вместо идолов в храме был поставлен крест и новообращенные христиане совершили вместе со святыми братьями молитву ко Господу. Правитель Иллирика, услышав об этом, был весьма разгневан и повелел схватить и казнить всех, кто отказался от прежней веры и исповедал себя христианином. По преданию, тогда приняло мученическую кончину около трехсот человек, вместе с бывшим жрецом и его сыном. Флор и Лавр были приведены к правителю, и тот требовал их отречься от Христа. Святые братья отказались сделать это, и тогда их бросили в колодец и засыпали землей. Спустя некоторое время их мощи были обретены нетленными и с почетом перенесены в Константинополь.

Почитание святых Флора и Лавра на Руси
На русской земле святые мученики Флор и Лавр пользовались большим почитанием и любовью, поскольку их считали покровителями лошадей. Сохранилось предание о том, что до того, как мощи святых были обретены, по всей стране царил падеж скота, но когда мощи были открыты, то падеж скота прекратился. Возможно, что это предание пришло на Русь с Балканского полуострова, являвшегося родиной святых братьев. На Руси день памяти Флора и Лавра назывался также «лошадиным праздником». К этому времени старались закончить все сельскохозяйственные работы и дать лошадям отдых. В этот день просили мучеников Флора и Лавра, чтобы они сохранили лошадей, без которых немыслима была работа на земле. После молебна коней украшали и окропляли святой водой.

Икона святых Флора и Лавра
Благодаря тому, что святые мученики Флор и Лавр почитались покровителями лошадей, то изображение коней на их иконе считалось обязательным. Известны иконописные изображения, на которых Флора и Лавра писали вместе с Архангелом Михаилом, поскольку существовало народное предание, по которому святые помогали пастухам сохранить коней, а им, в свою очередь, помогал Архангел Михаил. По другому народному преданию, Архангел Михаил предсказал окончание падежа скота после того, как мощи святых Флора и Лавра будут обретены. Начиная с XV века появляется икона, получившая название «Чудо о Флоре и Лавре». Это иконописное изображение разделяется на три яруса: на верхнем пишется Архангел Михаил, на среднем – Флор и Лавр, а на нижнем - святители Спиридон и Власий, также почитавшиеся на Руси покровителями домашнего скота. Но ко святым мученикам Флору и Лавру можно молиться не только о покровительстве домашних животных, а и в любой нужде: как телесной, так и духовной.

Тропарь, глас 4:
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8:
Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Величание:
Величаем вас, / страстотерпцы святии Флоре и Лавре, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.

Молитва:
Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...