Город связанный с земным. Раскрывающееся обетование Божье

18.03.2014

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 20. Земное служение Христа: Его речи и молитвы

Что вы представляете себе, когда слышите слово «учение»? Классные комнаты, парты, доски, карты, таблицы, глобусы, проекторы, компьютеры и калькуляторы?

Наш Господь Иисус был величайшим Учителем . Его классными комнатами были склоны гор, лодки, синагоги, берега озер, комнаты в частных домах, храмовые дворы и дороги, по которым Он ходил.

Чему Он учил? «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие : покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия » (Мф. 4:23). Говоря о признаках конца времен, Иисус сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Что же такое Царствие Божье? Это царствование Иисуса Христа над всеми и над всем во славу Бога. Оно было предсказано еще в Ветхом Завете. Это Царство было заработано совершенным повиновением Христа, Его искупительной смертью и воскресением, о чем повествуется в Новом Завете. Оно живет в сердце и в жизни верующих, и оно будет доведено до совершенства, когда Христос придет во второй раз.

Ключевые слова и понятия

Речи – иногда Иисус учил посредством длинных бесед или речей.

Словесные иллюстрации – иногда Иисус использовал примеры из повседневной жизни (такие, например, как хлеб или вода), чтобы рассказать о С амом Себе или разъяснить другие истины.

Наглядные примеры – иногда Иисус использовал какой-нибудь предмет или человека, чтобы научить какой-нибудь истине.

Учение Иисуса

Учение было очень важной частью служения Иисуса. В Евангелии от Марка 1:38 Он сказал: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел ».

Учение Иисуса было особенным. Он говорил: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня [Бога Отца]» (Ин. 7:16). «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить… И так, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 12:49–50).

Учение Иисуса пребудет вечно . «Небо и земля прейдут , но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:31).

(Иллюстрация сбоку: дом на скале, дом на песке)

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24–27).

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе [Бога Отца]: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

Иисус учил с властью , которая удивляла Его слушателей. Он учил непосредственно из Писаний, основываясь на С воей власти Сына Божьего. Большинство учителей, или раввинов, в те дни просто повторяли то, что говорили предыдущие учители. Например, когда они учили, они говорили что-то вроде: «Как говорит раввин Симеон» или: «Раввин Иуда так говорит о субботе». Их учение основывалось на традиции, а не на Писаниях. Именно поэтому людей настолько удивляло, что Иисус учил с властью. В Евангелии от Матфея 7:28–29 описывается как люди нередко реагировали на Его учение: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Иисус был больше, чем просто учитель. Он также был Господом , или господином, Своих слушателей. Иисус сказал Своим ученикам: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин. 13:13). Называя Иисуса Господом, ученики показывали свою веру в то, что Он – Бог, и что они должны повиноваться Его учению.

(Иллюстрация сбоку: хлеб)

Виды учения

Словесные иллюстрации

Иисус учил различными способами. Иногда Он использовал словесные иллюстрации . Примером такого метода является использование Иисусом фразы «Я есмь», которую мы находим в Евангелии от Иоанна.

  • «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).
  • «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
  • «Я дверь овцам… Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:7, 9).
  • «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:11, 14).
  • «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26).
  • «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Однажды группа иудеев спросила Иисуса, Кто Он есть. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» , – ответил им Иисус (Ин. 8:58). В Ветхом Завете описывается, когда Бог открылся Моисею в горящем кусте, Он повелел Моисею сказать народу, что Сущий послал его. Используя имя «Сущий» по отношению к Себе, Иисус тем самым говорил, что Он был от вечности и находится в единстве с Отцом. Это очень сильно разозлило иудеев, поскольку они понимали, что только Бог – «Сущий», и то, что Иисус так назвал Себя, посчитали богохульством. Они не приняли того факта, что Иисус – Бог.

В пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна Иисус использует известное учение о лозе и ветвях, чтобы разъяснить С вои отношения со Своим народом. «Я есмь истинная виноградная лоза», – говорит Иисус (ст. 1). Далее Он объясняет, что те, кто принадлежит Ему – это ветви, приносящие плоды. Отец отсекает те ветви, которые засохли и не приносят плода. Он очищает живые ветви и так о них заботится, чтобы они приносили еще больше плода.

В Евангелиях слишком много образных описаний, чтобы мы могли их все здесь перечислить, но некоторые из используемых Иисусом образов для научения духовным истинам – этоветер, иерусалимский Храм, вода и пища. Возможно, во время своего семейного богослужения вы могли бы прочитать одно из Евангелий (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна) и составить список всех словесных иллюстраций, которые использовал Иисус, чтобы научить С воих учеников.

Наглядные примеры

Иногда для того, чтобы преподать очередной урок, Иисус использовал какой-нибудь предмет. В Евангелии от Матфея 22:15–21 фарисеи пытались уловить Иисуса (что они часто пытались сделать), задав Ему вопрос с подвохом: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?». В ответ на это Иисус попросил подать Ему монету. Он спросил их: «Чье это изображение и надпись?». Затем Он сказал им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Однажды ученики задали Иисусу очень эгоистичный вопрос: «Кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18:1). Тогда Иисус подозвал дитя как наглядный пример, и поставил его среди них. Он сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:3–4).

Личные беседы

Иисус также уделял время, чтобы поговорить с некоторыми людьми наедине. Однажды фарисей именем Никодим пришел ночью к Иисусу, чтобы задать вопрос. Иисус сказал ему: «Должно вам родиться свыше». Как и Никодим, мы были бы шокированы, услышав такой ответ. Иисус пояснил, что ни один человек не может сам родиться свыше. Но подобно тому, как Моисей вознес на шесте изваяние медного змея в пустыне, и каждый, кто был ужален, мог посмотреть на него и остаться в живых, так и Сын Человеческий должен был быть вознесен на крест, чтобы каждый верующий в Него (рожденный от Духа) мог иметь жизнь вечную.

В другой раз Иисус говорил у колодца с самарянкой. Он рассказал ей о живой воде, которую она может пить и больше никогда не жаждать. Он, конечно же, говорил о Себе. Когда Иисус открыл женщине, что знал о ее прошлом и о ее многочисленных мужьях, она поняла, что перед ней находился пророк. Обсудив с Иисусом разное пониманиеиудеев и самарян в вопросе поклонения, женщина выразила свою веру в Мессию, Который придет и все объяснит. Тогда Иисус произнес несколько волнующих слов: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Самарянка побежала в город, чтобы собрать своих друзей и привести их к Иисусу. В результате, многие из них уверовали.

Можете ли вы представить себе волнение человека, встретившего Иисус лицом к лицу в каком-нибудь обычном месте, где он бывает каждый день? Такую встречу пережили многие, кто затем стал Его учеником, включая Петра, Иоанна, Закхея, Марию и Марфу. И сегодня многие из нас встречаются с Ним каждый день, читая Библию и слушая, как Он говорит с нами. Мы же говорим с Ним в молитве.

Речи

Незадолго до С воих страданий и смерти Иисус встретился со Своими учениками в горнице. Омыв им ноги, Он наставлял их в продолжительной речи, которая получила название «беседа в горнице» . Беседа – это продолжительный разговор или речь.

В главах 13–17 Евангелия от Иоанна написано, что во время «беседы в горнице» Иисус предсказал, что Иуда предаст Его, а Петр отречется от Него. Христос утешил С воих учеников, разъяснив им, что Он есть путь и истина и жизнь (14:6). Наш Господь пообещал, что придет Святой Дух; и Он назвал Себя виноградной лозой, а верующих – ветвями. Иисус сказал, что мир будет ненавидеть Его и верующих в Него, но Он пошлет Святого Духа им для помощи и утешения. Затем Он вознес прекрасную молитву о Себе, о С воих учениках и о всех верующих.

Послав С воих учеников в мир, Иисус дал им власть изгонять бесов и исцелять всякую болезнь. Он дал им подробные наставления в отношении служения, которое предстояло им нести (Мф. 10:5–42). Иисус подробно говорил об изгнании бесов (Мф. 12:25–37 и 39–45). Глава 23 Евангелия от Матфея повествует о семи бедах учителей закона и фарисеев. Главы 24 и 25 Евангелия от Матфея, которые включают в себя также две притчи, являются важной и отрезвляющей речью Иисуса о признаках кончины века, о приближении Судного Дня.

В одиннадцатой главе Евангелия от Луки Иисус учит молитве. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус называет Себя «хлебом жизни», который «сходит с небес и дает жизнь миру» (ст. 33, 34). Это утверждение вызывало множество споров среди иудеев. В итоге, в главах 6, 7 и 8 Иисус много говорит о С воей Личности, и Его слова разозлили многих иудеев. В десятой главе Евангелия от Иоанна Иисус называет Себя «добрым Пастырем». Это также вызвало значительные разногласия среди иудеев. Многие из них считали Иисуса богохульником, поскольку Он утверждал, что Он – Бог.

Проповеди

Некоторые речи Иисуса считаются проповедями. Те из них, которые были произнесены в синагогах (местах собраний иудеев для молитвы и чтения Писаний), несомненно, являются проповедями. В Евангелии от Иоанна 18:19–21 говорится: «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших , что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил». Главной проповедью Иисуса является Нагорная проповедь, записанная в Евангелии от Матфея в главах 5–7. «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» (Мф. 5:1).

Иисус начал С вою проповедь с описания отношений , которые должны формировать граждан Царствия Божьего, ради установления которого и пришел Христос. Эти отношения не являются действиями, которые необходимо выполнить христианам, а затем просто вычеркнуть их из своего списка обязанностей. Они скорее описывают то, какими христиане, граждане этого Царствия, должны быть во всех отношениях и на протяжении всей своей жизни. Эти отношения были задуманы для христиан С амим Иисусом. Более того, пример этих отношений былявлен Иисусом Христом. Его праведность вменяется нам, поскольку мы сами, как грешники, не способны жить свято. Посредством освящения от Святого Духа эти качества формируют нашу христианскую жизнь до тех пор, пока мы не станем отражать образ нашего Господа Иисуса Христа. Эти качества называются блаженствами. Слово «блаженство» происходит от латинского слова, означающего «блаженный» или «счастливый». Возможно, вы выучили наизусть эти блаженства. Вот первые два: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5: 3–4).

За блаженствами из пятой главы Евангелия от Матфея следует ряд наставлений для верующих о том, как следует жить, чтобы угодить Богу: быть солью и светом; исполнять Божьи заповеди; не согрешать в сердце (убийство, прелюбодеяние); не нарушать клятвы; не воздавать злом за зло; любить своих врагов; помогать нуждающимся; поститься и молиться; собирать сокровища на небесах; не заботиться о завтрашнем дне; не судить других; входить узкими вратами, ведущими к жизни; приносить добрый плод, исполняя (а не только провозглашая) Божью волю; строить свой духовный дом на скале – Иисусе Христе. Таким должен быть наш отклик на милостивый труд Христа ради нас.

Восстановите в памяти

1. Что значит то, что Иисус не только Господь , но также и Учитель?

__

_____________________________________________________________________________

2. Откуда исходило учение Христа? ____________________________________________

3. Перечислите пять видов учения, которые использовал Иисус.

a

б

г . ___________________________________________________________________________

д. ___________________________________________________________________________

4. Назовите семь утверждений Иисуса «Я есмь» .

a . ___________________________________________________________________________

б . ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

г . ___________________________________________________________________________

д. ___________________________________________________________________________

е. ___________________________________________________________________________

ж . __________________________________________________________________________

5. Выберите два утверждения Иисуса «Я есмь»и объясните их значение.

a . ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б . ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Прочтите Евангелие от Матфея 18:1–4. Какое качество, присущее детям, должен иметь каждый верующий? Опишите это качество.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(Иллюстрация сбоку: руки, сложенные в молитве)

Молитвы Иисуса

Молитва к Отцу находилась в центре служения Иисуса. Она также была секретом Его силы. Отец посылал нашему Спасителю Святого Духа, чтобы придать Ему сил, дать Ему все необходимое для служения и поддержать Его в страданиях.

Иисус подолгу молился в различных местах. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк 1:35). «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).

Иисус молился перед особыми событиями в Своем служении. Евангелие от Луки 3:21–22 повествует о том, как Иисус молился во время своего крещения , когда «отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

В Евангелии от Луки 6:12 говорится: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу». Следующим утром Иисус избрал Своего двенадцатого ученика .

В Евангелии от Луки 9:28–36 мы читаем о том, как Иисус взял с Собой на гору Петра, Иакова и Иоа нна, чтобы помолиться. Там Он преобразился . Это означает, что вид Его лица изменился, а Его одежда стала ослепительно белой. Ученики, бывшие там, отчастиувидели будущую славу Христа. Также Моисей и Илия «явившись во славе … говорили об исходе Его» (ст. 31).

Молитвы Иисуса в Гефсиманском саду (Лк. 22:39–46), вознесенные незадолго до Его ареста и распятия, и Его молитвы на кресте (Мф. 27:46; Лк. 23:34, 43 и 46) – наиболее трогательные из всех записанных молитв Иисуса. Они показывают глубину Его страданий, скорби и любви.

Иисус наставлял верующих относительно молитвы : Он заверил С воих детей в том, что если они будут молиться во имя Его, то получат ответ на свои молитвы . «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13–14).

Иисус наставлял верующих быть настойчивыми в молитве . Он рассказал историю об одном человеке, который не переставал просить помощи у друга. Иисус сказал: «По неотступности его, встав, даст ему, сколько просит … просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:8–9).

На Своем собственном примере Иисус учил верующих выражать в молитве согласие принять волю Божью . «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Если Иисус, совершенный Сын Божий, наш Спаситель, проводил столько времени в общении со Своим Отцом, то насколько же больше должны мы, грешники, говорить с Богом в молитве, чтобы и мы могли иметь общение с Ним! В своих молитвах мы должны воздавать Богу славу, исповедовать свои грехи, благодарить Его за все Его благословения и просить Его восполнить наши нужды. Мы можем присоединиться к просьбе учеников: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1).

Молитва Господня

В ответ на просьбу учеников научить их молиться Иисус дал им в качестве образца молитву Господню, которую мы находим в Евангелии от Матфея 6:9–13. В этой молитве присутствует личное, смиренное обращение к Богу: «Отче наш (личное обращение), сущий на небесах!». Затем следуют три прошения:

1) чтобы имя Божье (все, благодаря чему Он известен) святилось (оставалось святым);

2) чтобы пришло Его Царствие ;

3) чтобы исполнилась Его воля .

И только затем верующий просит о: хлебе насущном, прощении, защите от искушений и избавлении от лукавого (сатаны). Обратите внимание на то, что в молитве мы ставим Бога и Его дела на первое место . Заметьте, что мы просим не только о физических нуждах, но также и о духовных благословениях. Часто мы врываемся в Божье присутствие и представляем Ему длинный список земных вещей, которыехотим, но не обязательно должны иметь, игнорируя духовные качества, в которых мы на самом деле отчаянно нуждаемся.

Первосвященническая молитва

В семнадцатой главе Евангелия от Иоанна мы находим самую длинную записанную молитву Иисуса. Она делится на три части:

1) Молитва Иисуса о Себе;

2) Молитва о С воих учениках;

3) Молитва о всех верующих, включая и тех, кто «уверует» в будущем (как вы или я).

В первой части (ст. 1–5) Иисус заявляет, что «пришел час». Вы помните, что много раз на протяжении Своего служения Иисус запрещал Своим ученикам говорить другим о том, Кем Он является на самом деле. Он говорил : «Мой час еще не пришел». Теперь, прямо перед Своим арестом, Иисус молился: «Отче! пришел час». О каком часе идет речь? Пришел час заплатить Иисусу высочайшую цену для искупления Своего народа, час, когда исполнятся все пророчества Ветхого Завета, и час, когда Он, «семя жены», «поразит в голову» дьявола, сатану (Быт. 3:15). Иисус просит Отца «прославить» Его, то есть вернуть ту славу, «которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (ст. 5).

Во второй части (ст. 6–19) Иисус излагает четыре просьбы о С воих одиннадцати учениках:

1) Он заверяет Отца в том, что Он, Иисус, передал им слова , знание того, что Он пришел от Отца, и что они веруют (ст. 9).

2) Он молится, чтобы Отец сохранил учеников так, чтобы они были едины, как едины Иисус и Отец (ст. 11).

3) Иисус молится, чтобы Его ученики имели совершенную радость Христову между собой (ст. 13).

4) Иисус молится, чтобы Его ученики были освящены истиной (сделались святыми посредством Святого Духа) так, чтобы они стали свидетелями этому миру.

В третьей части Иисус молится о всех верующих и даже о тех, кто уверует в будущем. Разве не удивительна мысль о том, что Иисус молился о нас перед тем, как взойти на крест? Слава Богу!

В этой молитве Иисус горячо молился о том, чтобы верующие могли быть едины друг с другом. Это исключает всякие ссоры, сплетни и распри среди верующих. Иисус молится также о том, чтобы верующие находились в единстве с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом. Это значит, что мы, верующие, должны быть едины с волей Божьей, открытой в Его Слове. Мы должны поступать как граждане Царства Божьего, о котором говорится в Нагорной проповеди. Причиной этому является то, что мир должен узнать, кто такие христиане и как они живут согласно своей вере. Иисус молится также о том, чтобы Его дети пребывали вместе с Ним во славе. Какая же честь для нас, верующих, что бесконечный Бог – Создатель и Искупитель всей Вселенной – желает, чтобы мы в вечности находились в Его присутствии!

Восстановите в памяти

7. Запишите три факта о молитвенной жизни Иисуса, о которых вы узнали из этого урока.

a . ___________________________________________________________________________

б . ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

8. Какие четыре пункта должны содержать в себе наши молитвы?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Назовите три важных события в служении Ии суса, перед которыми Он молился.

а . ___________________________________________________________________________

б . ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

10. Назовите три наставления, касающихся молитвы, которые Иисус преподал верующим.

а . ___________________________________________________________________________

б . ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

12. Назовите три части Первосвященнической молитвы Иисуса.

а . ___________________________________________________________________________

б . ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

Копите сокровища

Марк 13:31
«Небо и земля прейдут , но слова Мои не прейдут».

Иоанна 17:20–21, 24
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, а будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня… Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне».

Гейдельбергский Катехизис – В \О 116, 118

Вестминстерский Краткий Катехизис – В \О 98


Или «Сущий». – Прим. перев .

Иерусалим стал центром Израиля со времен правления пророка и царя Давида, за тысячу лет до рождения Спасителя. В годы же Его земного служения город был уже одним из крупнейших политических, торговых и религиозных центров всего Ближнего Востока. Хотя бы раз в жизни в нем должен был побывать каждый иудей.
По обетованию Божию город должен был стать и местом славы обещанного Мессии.

Город и его достопримечательности

Понтий Пилат, Джотто

Столица древнего Израиля времен Спасителя относилась к Иудее – одной из главных областей Земли обетованной. Располагался город в гористой местности, примерно в 20 километрах к северо-западу от Мертвого моря. С восточной стороны его окружали горы, с запада – равнина, простиравшаяся на 60 километров, вплоть до Средиземного моря.
В годы земной жизни Спасителя Иерусалим управлялся римским прокуратором (префектом, управителем)) Иудеи Понтием Пилатом. Город был достаточно большим по меркам своего времени – в нем было все необходимое для быта и досуга жителей столицы большого государства.

По периметру Иерусалима была возведена высокая и прочная каменная стена с целым рядом башен, которые служили дозорными вышками и частично входами. На севере стена с двух сторон примыкала к крепости Антония, внутри которой находилась резиденция римского прокуратора.
За северо-западными стенами находилась гора Голгофа, где впоследствии был распят Господь. На западе стены упирались в большой и величественный дворец иудейского царя Ирода, к которому примыкала еще одна небольшая крепость – цитадель.

Из значимых городских построек выделялись Зрелище и Форум – они служили для развлечения, театральных постановок, философских диспутов. Все это было перенято правителями Иудеи у Рима. Располагались эти постройки в самом центре Иерусалима, с юго-запада примыкая к храму.
С запада к Зрелищу примыкал еще один дворец – царя Ирода Антипы.

Главная святыня

Несомненно, главной святыней, центром всех надежд народа Израиля был Иерусалимский храм. Он занимал всю северо-восточную часть города, будучи обращенным за его пределы только с востока. С севера храм примыкал к уже упоминавшейся крепости Антония, с юго-запада – к Форуму.

Он был разделен на три основных части: двор, святилище и святая святых.
Во дворе храма собирался на молитву и богослужения простой народ. Там же был устроен жертвенник для принесения в жертву животных, а также умывальница.
В святилище могли входить только священники. В нем также находились специальные предметы для богослужения: стол с 12 хлебами, золотой семисвечник (светильник), кадильный алтарь, на котором священники воскуряли фимиам (ладан, благовоние).

Макет-реконструкция Иерусалимского храма времен Ирода Великого

Главной частью храма была святая святых – особое помещение, в котором некогда хранился Ковчег завета, заключавший в себе скрижали с заповедями, данными Моисею на горе Синай, чашу с небесной манною, жезл Аарона, а позднее – священные книги. Ковчег был выполнен из дерева и обложен со всех сторон золотом. На его золотой крышке были изображены фигуры двух ангелов. Дотрагиваться до ковчега завета строго воспрещалось – его носили на двух длинных шестах. В святая святых мог заходить только первосвященник – один раз в год, для принесения особых молитв за весь народ Божий. Впрочем, скорее всего, ко времени Спасителя Ковчег уже был утрачен.

Стоит еще отметить, что храм был непосредственно связан с событием входа Господня в Иерусалим. По преданию Церкви, Спаситель на осленке въехал в Иерусалим через Золотые ворота (Ворота милосердия). Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге – и в Свой дом.

Падение Иерусалима

Одним из обвинений в адрес Спасителя было Его пророчество о разрушении Иерусалимского храма. Первосвященники утверждали, будто Христос призывал к тому, чтобы уничтожить святыню, но на самом деле суть Его слов была в ином. Иисус не призывал к насилию, а лишь предупреждал о том, что великий город ждет катастрофа, если его жители не примут обещанного Мессию.

Увы, так и случилось – в 70-м году нашей эры, чуть менее чем через полвека после евангельских событий, Распятия и Воскресения, на глазах еще первого поколения христиан. В Иудее разгорелось восстание против римского владычества, которое было жестоко подавлено войсками императора Тита Флавия. В ходе штурма Иерусалима древний город был превращен в руины, а Храм сгорел. Эти события обернулись трагедией для всего народа Израиля, чье государство на века прекратило свое существование, столица пришла в упадок, а сами иудеи оказались рассеяны по всему миру.

На заставке фрагмент фото

Свое служение на земном пути, Господь наш Иисус Христос, начал после Крещения и сорокадневного поста. Удалившись после Крещения в пустыню, Иисус, претерпевает не только голод и холод, но и искушения от искусителя славою и властью которое Он преодолел.

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4: 11). С этого момента Иисус начинает Свое общественное служение.

Представим себе хотя бы на минуту жизнь Иисуса Христа. Его жизнь напоминает нам странствующего Учителя, который вместе со Своими учениками переходит из города в город, из селения в селение. В одном месте Его ждут, и принимают как дорогого гостя В другом городе, Он недоброжелательный гость и Его изгоняют. Он никому не отказывает в помощи, каждому дает по его вере. Но времени общественного служения, остается все меньше и меньше и оно приближается к завершению. Завершающими путешествием для Иисуса Христа стал торжественный вход в Иерусалим, Его встречал весь город, и не как Учителя, а как Царя.

Накануне входа Иисуса в город Иерусалим произошло очень важное Евангельское событие, которое изменило отношение многих людей к Иисусу и Его учению. Когда Иисус проповедовал, то пришли к Нему посланники от сестер Лазаря, Марии и Марфы и сказали, что их брат Лазарь болен. Эта весть для Иисуса не была новость, он знал, что так должно случиться и это было началом его крестного пути.

Неоднократно, посещая Иерусалим, Иисус заходил к Лазарю и его сестрам, чтобы отдохнуть от шума и толпы народа который везде следовал за Ним. Иисус с особой Любовью относился к этой семье. И когда узнал, что Лазарь болен, то сказал своим апостолам: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей, да прославится через нее Сын Божий»(Ин. 11:4). Иисус знал, что Лазарь умрет и будет воскрешен, потому не спешит идти в дом Лазаря. Но чтобы успокоить Своих учеников, сказал, что Лазарь уснул, « И Я иду разбудить его», на что они ответили, раз уснул, значит, скоро выздоровеет. Иисус говорил, что Лазарь умер, а ученики думали о том, что он уснул. Тогда Господь говорит Своим ученикам прямо: «Лазарь умер», и пребывая еще два дня на том месте где он проповедовал, поспешил в селение Вифанию, где жил Лазарь и его сестры. Когда Иисус шел воскрешать Лазаря, то знал, что и этим воскрешением Он прославится как Сын Божий. Слава о воскрешении Лазаря, пролежавшего четыре дня в гробу, разлетелась по всей стране и даже за ее пределами.

Приближался праздник иудейской Пасхи. Иисус по воскрешении Лазаря продолжает Свой путь в Иерусалим. Он знает, что Ему предстоит претерпеть суд, распятие, смерть на кресте и воскресение. Вместе с Иисусом в город Иерусалим идет воскрешенный Лазарь. Это было для народа еще одним подтверждением того, что это не слух о воскрешении Лазаря, а Господь истинно сотворил это чудо.

К празднику Пасхи в Иерусалиме собралось много народа. Когда узнали, что Иисус приближается к Иерусалиму, то поспешил встретить Его. А увидев рядом с Иисусом воскресшего Лазаря, многие сомневавшиеся уверовали в Иисуса и прославляли Его словами « Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»!(Ин 12;13). Первосвященники и фарисеи, увидев эту встречу и услышав слова прославления, еще более озлобились и искали причину убить Его. Но это не помешало Господу совершить иудейскую Пасху, по завершении которой человеческая злоба достигла своего предела.

Иисус был продан Своим учеником Иудой за 30 серебреников первосвященникам и фарисеям и осужден к распятию на кресте. И если при встрече Иисуса в Иерусалиме народ прославлял Его и называл Царем, то на суде, этот же народ кричал: «Распни Его», желая Спасителю смерти. В тот момент никто даже не вспомнил чудо воскрешения Лазаря и многие другие чудеса и исцеления, которые сотворил Господь.

Поздравляю всех с наступающим Светлым Христовым Воскресением, праздником Пасхи.

В этом году Пасха Христова празднуется 1 мая. А событие воскрешения Лазаря, церковь Христова вспоминает накануне праздника Входа Господня во Иерусалим, 24 апреля за неделю до Пасхи.

Пусть День Светлого Христова Воскресения будет для Вас радостным не только богато накрытым праздничным столом, чтобы этот праздник вы прочувствовали душой и на душе стало светлее а сердце наполнилось любовью.

28.04.2016

Нет такой комбинации слов, чтобы соединить воедино все удивительные и великие вещи, которые принесло земное служение Христа. Но иногда поучительно посмотреть на вещи, которые Он НЕ делал и НЕ говорил. Вот пять таких вещей, которые могут оказаться полезными для нас сегодня.

1. Христос НЕ выбирал сливки общества, чтобы быть Его Апостолами

Он выбрал горстку рыбаков, сборщика налогов и нескольких других, чьи занятия, по-видимому, не были достаточно важными, чтобы о них писать. Конечно, ваша профессия не обязательно является отражением того, кем вы являетесь, как личность, но выбор Христа не был тем, что вы могли бы ожидать.

Были ли они самыми умными претендентами вокруг? Скорее всего, нет.

Были ли они самыми мудрыми? Возможно, нет.

Были ли они самыми праведными? Наверняка, нет.

Были ли они наиболее подготовлены? Может быть.

Были ли они готовы? Да.

Христос имел обыкновение выбирать обычных людей, чтобы делать необычные вещи. Эти нормальные люди пришли со своим собственным грузом: слабые стороны, грехи, проблемы, понятия и мнения. Они не так уж отличаются от вас или меня, но и вам, и мне Христос может дать возможность совершать удивительные вещи.

2. Христос НЕ позволял людям унижать Его

Иногда мы создаем в нашем сознании образ бесплотного, бесчеловечного Иисуса. Он ангел. Он пассивен. Он подставляет другую щеку, несмотря ни на что. Иногда мы представляем Иисуса, Который, по сути, позволял людям сесть Ему на шею.

Мы можем забыть, что Иисус потрясал весь мир в Его дни. Он ставил еврейские традиции с ног на голову - в их самом святом месте, в храме. Он утверждал, что Он был долгожданным Мессией. Он исцелял в субботу. Он учил «странным словам» о том, что они должны пить Его кровь и есть Его плоть. А потом Он оправдывал все эти действия и учения всякий раз, когда сталкивался с людьми, которые не соглашались с Ним.

Да, Спаситель пошел, как «агнец на заклание», чтобы Он мог искупить нас. Но даже в этот момент полного подчинения Своему Отцу, Он все равно не был контролируем Его угнетателями. После того, как Петр «поразил слугу первосвященника и отрезал ему ухо», Иисус ответил не только исцелением слуги, но и тем, чтобы научить Петра чему-то лучшему.

Христос сказал:

«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Даже в те моменты, когда Он казался абсолютно бессильным, Христос, на самом деле, сознательно решил подчиниться воле Отца и дал своим угнетателям контроль над Собой.

Смирение и покорность, которые Он продемонстрировал в конце Своей жизни, дают поразительный контраст тому временами, когда Он не подчинялся Своим врагам.

Например, когда Христос очищал храм, Он совсем не был похож на агнца. Он был резким. Его миссией было очистить дом Отца. Он был упорен и настойчив.

Джеймс Талмейдж в своей книге «Иисус Христос» утверждает:

«Инцидент насильственного очищения Христом храма является противоречием традиционной концепции Его, как Единого, настолько мягкого и не напористого в манере общения, что это было почти не по-мужски. И Он был мягким, был терпеливым перед лицом невзгод, был милосердным и многострадальным в отношении раскаивающихся грешников, но суровым и непреклонным перед лицемерием, и безжалостным в осуждении упрямых злодеев».

Отношение Христа во время очищения храма отражает то, что Христос говорит в Евангелии от Матфея 10: 34:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч».

Христос был смиренным и покорным Своему Отцу до самого конца Его смертного служения. Но Он не позволял людям унижать Его.

3. Христос НЕ учил язычников

«Итак идите, научите все народы» (От Матфея 28: 19).

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (К Галатам 3: 28).

Бог любит всех Своих детей и относится к ним одинаково … не так ли? Тогда почему Христос сказал, что Он пришел только для того, чтобы учить «потерянных овец дома Израилева» или евреев?

Как мы узнаем благодаря изучению Священных Писаний, у Бога существует патриархальный порядок, когда первородство отдается первенцу. Первенец считался принадлежащим Богу, и все первенцы животных мужского рода также принадлежали Ему и использовались для жертвоприношений.

Первенцы наследовали руководство после смерти отца и получали право нести слово Божье и Его законы остальным Его детям. Израиль получил наследство первенца, и поэтому, когда пришел Христос, Он пришел, чтобы наставлять первенцев или «потерянных овец дома Израилева», чтобы они потом могли нести слово тем, кто их окружает (От Матфея 15: 24).

Только после смерти Христа, Петру, самому новому пророку тогда, было поручено нести Евангелие язычникам (Деян. 10-11).

Мы знаем, что после смерти Апостолов, церковь впала в отступничество и, исполнив таким образом пророчество, в эти последние дни, когда было восстановлено Евангелие, язычники первыми получили его.

«Так будут последние первыми, и первые последними» (От Матфея 20: 16).

Время и способ обучения Бога имеют порядок и причину. Он выбирает, когда и где все будет сделано, и Иисус Христос делает то, «что видел у Отца Моего» (От Иоанна 8: 38).

Бог действительно любит всех Своих детей, и Он показывал это снова и снова на протяжении всей истории. Мы не можем полностью понять, какая у Христа была причина принести Евангелие сначала евреям, а потом уже язычникам, но мы можем принять это, как еще одно проявление сроков Господа, которые станут более подробно известны нам в последний день.

4. Христос исцелял НЕ всех

Он исцелял только тех, кто верил в Него.

Во время служения Христа в Палестине, Он ждал, пока больные и страждущие придут к Нему в вере до того, как исцелить их. Те, у кого не было веры (которые поэтому и не искали Иисуса), не были излечены.

Во время служения Христа, как говорится в Книге Мормона, Он предлагал исцелить всех, но только после того, как сказал: «Я вижу, что вашей веры достаточно, чтобы Я исцелил вас».

И в той, и в другой ситуациях, исцеления были предоставлены только верующим, которые искали Иисуса. Подобным же образом, для нас уготованы определенные благословения, но сначала нам нужно попросить о них. Нам нужно показать свою веру.

5. Христос пришел НЕ для того, чтобы разрушить, а чтобы исполнить закон

По словам Самого Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (От Матфея 5: 17).

Поисковик Гугл дает следующее определение слову «исполнить»: «довести до конца или осуществить на деле; достичь или реализовывать (что-то желаемое, обещанное или предсказанное) или выполнить (задачу, долг или роль), как подразумевалось, было обещано или ожидалось».

Сравните это с определением слова «нарушить», и утверждение Христа становится яснее: «положить конец существованию (чего-то), нанеся ущерб или разрушая его».

Христос не собирался нарушать закон или пророков, которые учили ему. Они были ценными, и даже сегодня мы можем учиться благодаря им. Ветхий Завет наполнен Символами Христа, из которых мы все можем учиться. Закон Моисея учит нас многому о жертве и абсолютном послушании. Древние пророки - великий пример праведности и откровения. Если бы Христос «уничтожил» закон, если бы Он отмахнулся от него, как от чего-то несущественного, или разрушил его, как «неправильный», мы потеряли бы великие примеры веры и святости.

Христос не хотел наносить ущерб или разрушать Закон Моисея. Да и почему бы Он хотел? Он был Иеговой, который ввел его в первую очередь. Но пришло время его завершить.

Иногда нам, как людям, свойственно думать, что единственное, чему нужно положить конец, - это что-то плохое, сломанное или испорченное. Зачем заканчивать что-то хорошее? Какая причина может существовать, чтобы заменить его на что-то даже лучшее?

Но именно это сделал Христос. Он заменил хороший закон, Закон Моисея, лучшим, высшим законом. Он хотел, чтобы мы стали больше похожими на Него, и Он знал, что для этого нам нужно поднять планку.

Осознавая, что Христос не пришел, чтобы уничтожить закон, но чтобы выполнить его, опираясь на все еще истинные принципы прошлого, мы понимаем, что Он делает нас все более лучшими людьми, используя то, об истинности чего нам уже известно.

Что еще мы можем узнать из того, чего Христос НЕ делал? Расскажите нам в комментариях.

Джон Дрейн

Прежде чем мы начнем рассматривать более общие проблемы, связанные с пониманием рассказов о чудесах Иисуса, очень важно взглянуть критическим взглядом на наши источники информации. Ведь если будет доказано, что мы не обладаем достоверными свидетельствами о том, что Иисус действительно совершил все вышеперечисленные деяния, и вера в них не имеет оснований, то можно забыть о дальнейших вопросах, касающихся рассказов о чудесах.

Но стоит погрузиться в древнюю историю, как мы с изумлением обнаружим, что свидетели недвусмысленно поддерживают единодушную веру в то, что Иисус действительно совершил те замечательные деяния, которые упомянуты в Евангелиях. Причем, свидетельства мы черпаем не только из самих Евангелий, но также из нехристианских исторических источников.

Еврейская история

Иосиф Флавий сообщает об Иисусе следующее: «Примерно в это время появился Иисус, мудрый человек, если вообще позволительно называть его человеком, ибо он совершал дивные дела и учил тех, кто охотно выслушивал истину. Он привлек к себе многих евреев и многих язычников. Он был Христос, а когда Пилат, по настоянию наших старейшин, приговорил его к кресту, возлюбившие его изначально не отреклись от этой любви, ибо он явился им снова на третий день. Пророки Божьи предсказывали и эти его деяния, и десять тысяч других удивительных вещей. И по сей день не вымер род христиан, названный в его честь» (Иудейские древности 18.3.3).

У этого текста есть свои трудности. В частности, ученые высказывают разные мнения о том, какая часть его написана самим Иосифом. Проблема в том, что здесь Иисус открыто назван «Христом». Но ведь Иосиф Флавий не был христианином, а для еврея, даже и переметнувшего на сторону язычников, это неожиданное заявление. Скорее всего, эта фраза была вставлена позднее в сочинение Иосифа редактором-христианином, или же Иосиф в действительности написал, что Иисус «был так называемым Христом», а впоследствии его текст был исправлен, чтобы заявление прозвучало более категорично. Но, несмотря на это, большинство ученых не сомневаются в подлинности остальной части текста, где говорится о том, что Иисус совершал «дивные дела».

Еще больше свидетельств содержится в другом еврейском документе. Это Вавилонский Таргум (Санхедрин 43а), в котором сообщается, что Иисус был казнен, потому что Он занимался «колдовством» и сбивал с толку народ. Это интересная параллель по отношению к свидетельству Евангелий, где говорится, что религиозные власти ставили под сомнения не сам факт чудотворной силы, при помощи которой Иисус совершал исцеления, а их источник. Это не означало, что власти считали чудеса фальсификацией, но они не воспринимали их как доказательство того, что в жизни Иисуса действует Бог. Были пророки, а были и лжепророки - и к их числу относили Иисуса. В Марке 3 какие–то книжники утверждали, что Иисус одержим «князем бесов», вот почему Ему легко изгонять их (3:22). Вероятно, это было распространенное мнение, по крайней мере, среди религиозных людей. Противники Иисуса верили в то, что Им управляет Вельзевул (это имя дьявола), но при этом они не сомневались в реальности дел, которые Он творил (Матфея 12:22-28; Луки 11:14-23).

Иосиф Флавий (37- 100 гг.) - еврейский писатель, написавший историю своего народа с целью представить его в выгодном свете перед римлянами

Раннехристианское учение

Вторичный источник информации - свидетельство, содержащееся в керигме ранней Церкви. Одна из основных мыслей этого раннего свода христианской веры заключается в том, что обещания еврейских Писаний сбылись в жизни, смерти и Воскресении Иисуса, причем служение Иисуса постоянно описывается как чудотворное. Например, в Пятидесятницу Петр проповедует о «силах, чудесах и знамениях, которые Бог сотворил чрез Него» (Деяния 2:22). И опять же, в проповеди, обращенной к Корнилию и его домашним упоминается о том, как «Иисус ходил, благотворя и исцеляя всех, потому что Бог был с ним» (Деяния 10:38).

Нам не нужно рассматривать здесь сложный вопрос о подлинности проповедей, приписываемых Петру, ведь вне зависимости от того, исходят ли они от него непосредственно или сочинены за него автором Деяний Лукой, они в любом случае свидетельствуют о том, что еще на самой ранней стадии христиане верили в то, что Иисус творил чудеса, и рассчитывали, что их призыв к нехристианам не будет благодаря этим чудесам сходу отвергнут.

Принимая это свидетельство в совокупности со свидетельствами еврейских источников, мы убеждаемся в том, что большинство людей, знавших хоть что-нибудь о служении Иисуса - независимо от того, были эти люди христианами или нет, - верили, что Он совершал необычайные деяния.

Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. / Джон Дрейн - М: Триада, 2007. - 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...