Трудолюбие православие. Труд и трудолюбие

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще, в том числе бессмысленная; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата; 4) итог, последствие, результат какой-либо работы.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ().

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного . Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт .

Тяжким бременем труд стал для человека лишь тогда, когда тот, преступив Божью заповедь, отступил от Создателя и был изгнан из Рая. До грехопадения человек мог вдоволь пользоваться и наслаждаться плодами Райских растений. После же изгнания стал вынужден добывать себе пропитание ежедневным скорбным трудом, «в поте лица» ().

Помимо того, что приобщившись ко злу, человек был поставлен в зависимость от обременительного труда ради обеспечения текущих жизненных нужд, труд стал необходимым условием и для борьбы с грехом.

Если первозданный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необходимости ни в борьбе со , ни в борьбе с греховными , то все его потомки (исключение - Господь ) были обусловлены такой зависимостью.

В настоящее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направлен не на зло, но на добро.

«Что узда для коня, то работа для нашей природы. Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Тот, кто занят работой, не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни» (Иоанн Злато­уст)

«Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие» (Кассиан Римлялин)

* * *

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» (преподобный Варсонофий Великий)

* * *

«Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье» (Иоанн Злато­уст)

* * *

«Намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам» (Святитель Василий Великий)

* * *

«Ни одного еще человека не было, который бы без труда, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

«Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу». (Свт. Иоанн Златоуст)

* * *

«Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в труде покой». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает помощь Божию». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле, а кто углубляется мыслью в святое слово, тот больше успеет». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы».
(Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Если ты вышел вместе с братьями твоими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд, за сострадание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердце братии твоей не налагать на тебя бремени». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат воспомоществует брату, то они неуловимы сетями диавольским». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшего в движение страстью, вместо того, чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе.

Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров. (Прп. Нил Синайский)

* * *

«От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной». (Свт. Игнатий Брянчанинов)

* * *

«Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

* * *

Жизнь есть труд; труд есть жизнь.Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки. (Авва Исаия)

* * *

«Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самоюбеззаботностью». (Св. Ефрем Сирин)

* * *

* * *

«Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Нищета подобна курьеру: она скоро настигает ленивого». (Прит. 6, 11)

* * *

«Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных». (Св. Григорий Богослов)

* * *

«Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как будто служишь Христу». (древние иноческие уставы)

* * *

«Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных». (Филарет архиепископ Черниговский)

* * *

«В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия». (Св. Феофан Затворник)

* * *

«Вставая поутру, говори самому себе: «Тело работай, чтобы тебе прокормиться; душа трезвись, что бы тебе наследовать Царствие». (Св. Василий Великий)

* * *

* * *

«Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел – непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам». (Св. Василий Великий)

* * *

«Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть». (древние иноческие уставы)

* * *

* * *

«Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам». (древние иноческие уставы)

* * *

«Надобно всякое дело совершать как бы оно делалось пред очами Господа и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее». (древние иноческие уставы)

* * *

«Апостол учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и басням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и подаяний, удаляться от бесчинных». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем».

* * *

«По заповеди Божией уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном». (Св. Иоанн Златоуст) .

* * *

«Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь». (Авва Исаия)

* * *

«Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки». (Авва Исаия)

* * *

«Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом». (Св. Антоний Великий)

* * *

«Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть». (Св. Василий Великий)

* * *

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе». (Св. Василий Великий)

* * *

«Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать». (древние иноческие уставы)

«Помоги вам Господи сильно укрепиться духом Его, - а заботу о том иметь надобно, и болеть если нет внутри собранности, а в болезни к Господу припадать. Самодельно сие не добывается; но и без труда не дается. Оттуда и отсюда надо, - а надо. Сначала Бог сотворил свет, а после собрал его в светила. Так и с нами. Есть добро, но разсеяно или разлито. Надобно свесть все в одно. И, - кажется, - душа просится на это,.. да не догадается. А главное - саможаление есть. Господи помилуй нас! Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем. Хоть чуточку, да надобно понудить себя, хоть на волосок. Когда есть усердие и ревность, то все пойдет хорошо. Но истинная ревность безжалостна к себе. Есть ли, сверх того, и хорош ли фундамент? - Фундамент вот: глубокое чувство грешности и безответности пред Богом. Вся надежда тогда Спаситель; - а отсюда непрестанное: Господи помилуй!» (Св. Феофан Затворник)

Вопреки нередко распространенному мнению, необходимость трудиться не есть результат грехопадения (Быт.2:15). Давая заповедь о субботе, Господь говорил и о шести днях труда (Исх. 20:8-11), чем подчеркивается его божественное происхождение как подобия труда Создателя. Труд человека, таким образом, бесспорно соответствует изначальной воле Божией о нем и образе его жизни. Это означает, что, создав человека по Своему образу (Быт. 1:26), Бог хотел включить его труд в Свой замысел творения. Создав землю, Бог дал человеку владычество над ней, чтобы он мог наполнять ее и обладать ею (Быт. 1:28). Все трудящиеся, даже если они не отличаются умом или образованием, исполняют своей работой волю Божию и поддерживают заповеданное Творцом устройство жизни. Поэтому никогда и никоим образом не следует унижать никакой работы и никого из трудящихся, каким бы малозначительным и низким по своему характеру нам ни казался его труд. В великом песнопении, восхваляющем Бога Творца, говорится и о человеке, выходящем утром «на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). Этот труд человека – венец творения Божия, исполнение Его воли.

Труд – это также одно из основных условий человеческого существования. Для того, чтобы добыть себе пропитание, заработать деньги для приобретения одежды и других необходимых, полезных, а также и приятных вещей, человек должен трудиться. Об этом ясно говорит Библия (2 Фес. 3:7-12). Создатель обеспечил живущих на земле едой и другими необходимыми для поддержания жизни вещами (хотя во многих регионах мира они плохо перераспределены), но в то же время Он устроил так, что люди должны работать, чтобы получить то, что им необходимо для жизни. Поэтому именно здесь, в первую очередь, сказываются последствия греха (Быт.3:19). Проклятие Божие не относится к труду, как не относится оно и к деторождению. Как деторождение стало мучительной победой над смертью, так и тяготы ежедневного труда человека – которой он после грехопадения должен оплатить данную ему Богом власть над творением. Эта власть не отнята у человека полностью, но проклятая за грех человека земля сопротивляется, и ее надо осваивать (Быт.3:17-19). Самое худшее в этих мучительных усилиях то, что смерть делает их тщетными, даже если они увенчиваются порой блестящими достижениями (Еккл.2:22-23). Мучительный и часто бесплодный труд до сих пор остается одной из областей, где более всего распространяется власть греха. Рабочие, труд которых не оплачивается (Иер.22:13; Иак.5:4), крестьяне, разоренные налогами (Ам.5:11), подневольный труд людей под властью победившего врага (2 Цар.12:31), а иногда и собственного правителя (1 Цар.6:10-18; 3 Цар.5:21; 12:1-14), рабы, осужденные на тяжкий труд и побои, - в этой мрачной картине не всегда есть личная вина. Это обычные условия труда в Адамовом роде. Израиль познал их на опыте в бесчеловечном проявлении в Египте. Но Бог освободил Свой народ от этого жестокого мира, который есть плод греха. Он не только освободил Израиль из египетского плена, но и заключил со Своим народом союз. Среди множества заповедей и обетований, закрепляющих этот завет, содержится целый перечень условий, которые должны были предохранить труд, если и не от всех его тягот, то по крайней мере от тех жестоких условий, которые создает человеческая злоба. Суббота дана, чтобы внести передышку в непрерывный ряд тяжелых работ, сменяющих одна другую, чтобы обеспечить человеку и всему, что трудится на земле, какое-то время покоя (Исх.23:12; Втор.5:14) по примеру Бога, Который проявил Себя Богом трудящимся, Богом покоящимся, Богом, освобождающим от рабства (Втор.5:15). Несколько статей закона имеют целью защитить раба или наемника, который должен получать плату в тот же день и которого нельзя эксплуатировать (Втор.24:14-15). Пророки постоянно напоминали Израилю об этих требованиях праведности, указывая на обетования благословений, связанных с ними (Втор.14:29), и предвозвещали пришествие Мессии, Который должен установить на земле Божье Царство мира и праведности и избавить человечество от проклятия греха.

Пришествие Христа и весь Его искупительный труд избавили верующих людей от власти греха и проклятия (Кол.2:8-17). Бог, возрождая человека Духом Святым и словом истины, делает его новой тварью во Христе Иисусе, живущей для своего Спасителя (Рим.7:4-6) и ожидающей искупления своего тела (Рим.8:22-25). Поэтому, хотя христиане и не избавлены от трудностей земной жизни, они больше не действуют как проклятие, но благодаря Кресту Господа стали в Его руках могучим орудием созидания, воспитания и исправления верующих (Рим.5:1-5; 8:15-18; Иак.1:1-4; Евр.12:3-13; Фил.3:8-14). Так же и труд благодаря жизни верующего в благодати становится для человека не только средством обеспечения естественных жизненных потребностей, но и мощным инструментом формирования праведного характера (Мф.6:31-33). Христос не учит, что человек не должен работать и зарабатывать себе на пропитание, но говорит, что не это должно быть нашей основной заботой, а искание Царства Божьего и его праведности; нашей главной целью должно быть – исполнить Божьи царственные повеления во всем, что мы делаем, и, постоянно подчиняясь Ему, выработать праведный характер (Пр.28:20). Библия учит нас быть мужественными, правдивыми, честными, не говорить лжи, не красть, не быть безнравственными, жадными, ленивыми, завистливыми, ревнивыми, злобными, раздражительными. Но одно только чтение этих заповедей в Библии не выработает характера с этими качествами. Чтобы это произошло, нужно постоянно практиковаться в правильном поведении, противостоять соблазнам. Главное благо повседневного труда, по учению Иисуса Христа, состоит в том, что он дает нам эту постоянную практику в исполнении данных Богом правил поведения и, тем самым, помогает выработать твердый, здравый, праведный характер. С другой стороны, в наших повседневных трудах мы встречаем множество искушений. Если мы уступаем им, проявляя лень и безответственность, если жульничаем и лжем, демонстрируя жадность и эгоистичность, то, конечно, даже при большом внешнем и материальном успехе мы нанесем серьезный и, возможно, непоправимый вред себе и своему характеру (Мф.16:26). Отметим также, что с христианской точки зрения труд не делится на черный и белый. Такое разделение обычно для современного общества, причем к «черной» работе (по преимуществу, физическому труду) принято относиться пренебрежительно. Христианство же требует от человека только того, чтобы труд его был честен и приносил соответствующую пользу. С этих позиций человек, занимающий высокий пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчиненных, если тот трудится по-христиански добросовестно. Всякий знает на личном опыте, какое отрадное удовлетворение испытывает тот, кто честно и усердно работает, и какой скверный осадок остается в душе после пусто и бессмысленно проведенного времени. Поэтому искренние христиане всегда и повсюду стремились быть на своем месте образцом хорошего работника, доброго человека, честного гражданина, порядочного члена общества, исполняющего свой земной долг не за страх, а за совесть. Трудолюбие христианина рождает также бережливость, хозяйственность, умение беречь то, что создано человеческими руками. Примером такого бережливого человека может служить Сам Иисус, когда, накормив народ хлебом и рыбой, Он велел собрать все остатки, чтобы ничего не пропало. Евангелие также учит верующего высоко ценить не только то, что принадлежит лично ему, но и другому, аккуратно и честно, по совести обращаться с чужим имуществом (Лк.16:12), в том числе и с общественным достоянием (Петр.4:15). Поэтому христианин должен заботиться также и о нем, осуждая воровство и стяжательство. Работая вместе с другими людьми, верующий должен твердо знать, как вести себя в коллективе, как сочетать личные и общественные интересы. Ему необходимо уметь также подчиняться решениям большинства, если только это не приходит в противоречие с Христовыми заповедями, понимая при этом, что большинство не всегда право.

Слово «чужой» не подходит для характеристики места христианина в обществе. Но он и не «свой» в обывательском смысле этого слова. Он выше этого.

Какой же вред может причинить характеру человека неправильное отношение к труду даже при видимом успехе, в чем он проявляется, насколько серьезен и непоправим?

Христос учит нас, что, хотя результаты нашего труда могут исчезнуть, не оставив даже следа в памяти, воздействие его на нас и наш характер имеет вечное, непреходящее значение (Откр.14:13). Встретив людей, которые считали себя религиозными, но были движимы только жаждой наживы, не думая ни о Боге, ни о ближнем, Он рассказал им знаменитую печальную историю о богаче и Лазаре (Лк.16:13-31). То, что случилось с богачом, - это не просто результат того, что он был богат. Беда в том, что целью его жизни было только материальное обогащение ради собственного эгоистического удовольствия. Вторая величайшая заповедь Божьего закона гласит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». У дверей дома богача лежал беспомощный нищий, но богач не сделал ничего, чтобы помочь ему. И это вовсе не оттого, что он не знал закона. Авраам напоминает ему, что у него и его братьев есть Моисей и пророки, то есть писания Ветхого Завета. Но богач думал, что это не имеет никакого значения, исполнит он написанное в Библии или нет, ищет он прежде всего Царствия Божьего и его праведности или нет. И когда было уже слишком поздно, он обнаружил, что характер, который сформировался в результате его образа жизни на земле, имеет определяющее значение в вечности.

В Своей нагорной проповеди Господь учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21; ср. также 1 Тим.6:17-19). Каким же образом надо использовать свое богатство, чтобы собирать себе сокровище, «доброе основание для будущего»? Библия отвечает на это так: если человек использует свое богатство на благо другим, а не только для себя, он будет иметь сокровище на небесах. Таким образом, Христос учит, что отношение человека к жизни, работе, благам и выгодам, которые он имеет в земной жизни, делает его достойным или недостойным сокровищ жизни вечной.

Никогда не следует, к тому же, забывать, что истинное богатство не материально, но духовно. Материальное богатство скудно по сравнению с духовным. Если мы решили «в Бога богатеть», что, как бы ни была важна работа, в жизни есть нечто неизмеримо более важное дружба и общение с Богом и Господом нашим Иисусом Христом. Он – наш Создатель. Он – наш Спаситель. Он – наша жизнь. Он – наша слава. Он для нас все во всем. Он определил нам ежедневный труд, но Он никогда не собирался делать нас рабами. Он хочет, чтобы мы трудились для Него из любви, пребывая в благодати (1 Ин.1:1-3; 1 Фес.1:2-7) и прославляя Христа (1 Кор.2:17). Только так мы сможем осуществить принципы Божьего Царства в нашей повседневной работе.

В заключение необходимо обратить внимание на один из видов труда, занимающий особое место среди всех видов человеческой деятельности. Это труд для Господа нашего Иисуса Христа и Его дела на земле. Хотя никто из верующих не должен относиться к повседневному труду небрежно, вкладывая душу лишь в то, что мы делаем в церкви, тем не менее мы справедливо отличаем труд в Церкви Христовой, для Царства Божьего от нашего ежедневного труда на рабочих местах.

Хитро создан человек. Нет в нем ничего локального, отдельного, обособленного, но все друг с другом связано, включено в цельное единство.

Механистическое мировоззрение Нового времени разбирает человека на запчасти и занимается каждой частью в отдельности: отдельно образование, отдельно здоровье, отдельно дела амурные и т.д. А вот седая древность знала иные подходы.

Было людям, давно и всюду, известно, что, например, здоровье зависит не столько от питания, сколько от мыслей и воспитания. Что почки болят у труса, а печень – у завистника.

Связана в любом обществе религия с экономикой, хотя многие в упор этого замечать не хотят.

Связана культура с . Короче, связано все со всем, и прослеживание этих тонких и сложных переплетений делает человека иногда испуганным, но со временем – рассудительным и осторожным.

Мне было и удивительно, и поразительно, и интересно узнать, что умственное развитие маленького человека напрямую зависит от мелкой моторики пальцев. То есть человечек будет неправильно, заторможено развиваться, медленно думать и плохо говорить, если пальчики его не будут вовремя научены застегивать пуговицы, лепить из пластилина, строить домики из кубиков.

Казалось бы, где пальцы? Где мозги? Где членораздельная речь? Что между ними общего? Но все переплетено и связано взаимной зависимостью.

Связь между руками и головой не прекращается и у взрослых. Монаху легче читать краткую молитву, перебирая четки. Работа пальцев – не каприз, а насущная необходимость. Монотонный труд часто может быть удобно соединен с молитвой, и человек может приспособить работу сердца и ума к чистке картошки или вскапыванию грядок. Любую беду легче пережить, трудясь. Это знали женщины, отправлявшие мужей на войну, терявшие сыновей. Не сойти с ума им помогал постоянный, часто нелегкий труд.

Можно вспомнить японцев, успокаивающих нервы перекатыванием в ладони гладких шариков. Можно вспомнить еще много кого… Но пора вернуться к кубикам, пуговицам и пластилину.

Наше время любит деньги, ценит мозги и пренебрегает потом и мускульными усилиями. Мускульные усилия «канонизированы» только в пространстве спортзала ради сексуальности и вечной молодости. В остальном, связь между физическим трудом и умственным развитием не прослеживается, не утверждается, не культивируется.

Юных дарований готовят к важным общественным ролям перекармливания их различными интеллектуальными продуктами. Лучшие учебные заведения, лучшие репетиторы, лучший подбор предметов и преподавателей. А у молодого поколения все равно все чаще в виде некоего родового признака наблюдается потухший взгляд, отвисшая нижняя челюсть, непомерные претензии к жизни и, одновременно, недетская усталость от нее. Плюс – заторможенная, бедная речь, достойная древнего каторжника, более смахивающая на арго по скудости словарного запаса.

Эти черты можно усмотреть и среди «мажоров», и среди простых. Эти черты «размазываются» по молодежи, поскольку дышат они, и дети бедных, и дети «припудренных», одним и тем же нездоровым воздухом современных господствующих идей.

Этот спертый мысленный воздух стоит разрядить и освежить молнией здравого смысла.

Вспышка! Ба-бах! Гром раскатов над головой. Присаживайтесь на корточки, слабонервные дети века 21-го, и креститесь от страха.

Гром прозвучал и в его раскатах явно звучит: «нужно трудиться!». Это и есть ионизирующие и освежающие слова. Нужно трудиться.

Трудиться нужно не потому, что труд . У нас нет желания воскрешать марксову догматику и энгельсовский метафизический бред. Более того, мы знаем, что труд бесконечный, труд рабский, унизительный и изнуряющий иногда способен совершить обратное чудо, «анти-чудо». Он способен превратить человека в животное. Причем, скорее в животное вьючное, забитое, а не в обезьяну.

Труд нужен для того, чтобы радоваться. , при всей чудесности своего светлого существования, не может опытно познать радость плотника, держащего в руках своими руками добротно сделанную вещь, например, журнальный столик. Между тем радости ангельские – восторг славословий, сладость молитвы – в некоторой мере людям доступны.

Да что говорить! Воплотившийся Господь держал в руках и долото, и рубанок. Одна эта мысль способна превратить работу в праздник. Итак, трудиться нужно, чтобы радоваться.

Вкуснее всего уха , сваренная из тобою же пойманной рыбы. Вкуснее всего помидор, сорванный с тобою вскопанной грядки. Меньше всего ты захочешь топтаться по клумбе, которую сам же разбил, или плевать на пол, который только что вымыл.

Труд дает радость и чувство ответственности. Адаму для того и была дана заповедь о возделывании сада, чтобы он, будучи царем, ощущал ответственность за свое царство.

В едином стадном порыве может только то животное, которое ничего не сделало своими руками.

Это животное виновато не полностью. Вместе с ним виноваты те, кто вскормил и его, и еще целые поколения людей либеральной кашкой, социальными подачками, песенками про то, как человек хорош в своем естественном виде. А ведь он не хорош. Он дик. В нем дремлет животное пострашнее обезьяны.

Это животное завистливо, агрессивно, жестоко, похотливо. У этого животного бесовское мировоззрение. Ему ничего, как бесу, не жалко, потому что оно, как бес, ничего не создавало.

Они и радоваться не умеют, те, которые ничего не сделали своими руками. Их радость, если и есть, то она бесовски мрачна и требует ночного клуба, оглушающей музыки, наркотических грез. Она бесовская, эта радость. Она есть ад, который временно представляется раем. Временно, то есть, до попадания туда навеки.

«Мой дар убог, и голос мой негромок», – писал Баратынский. Мне нравятся эти стихи. Мой собственный голос тоже негромок, и им я все же пытаюсь уже давно кричать о том, что мы, христианская цивилизация 21-го века, по многим пунктам скатились ниже многих язычников. Опознав свои болезни, нам нужно учиться у всех, буквально у всех, кто только умнее, смелее, трудолюбивее нас. Так, законы Солона лишали человека права требовать на старости от детей помощи, если этот человек не научил детей никакому ремеслу.

Слушайте, христиане, и не говорите, что вы не слышали. В древнем мире не давали пенсий. Стариков кормили дети, а если дети не были родителями приготовлены к жизни, то старики умирали голодной смертью, и это считалось справедливым.

Примерьте на себя этот античный пиджачок. Это полезно. Представьте, что ваша старость напрямую будет зависеть от плода вашего чрева. Ничему вами не наученный, ваш отпрыск никого, в том числе и вас, не накормит, никому не поможет. Он будет безрадостен и бесполезен. Он будет злобен, завистлив и жесток. И это не теория, которую еще предстоит доказать. Это – реальная жизнь миллионов людей, отравленных ложными идеалами.

Один человек сказал мне однажды, что самые главные предметы в школе – это труд, физкультура и литература. Есть в этих словах известное преувеличение, натяжка. Но есть в них и изрядная доля правды, вернее – указатель верного направления движения.

Двигаться нужно в сторону пользы и радости, в сторону усталости, смешанной со счастьем.

Двигаться нужно в сторону умножения полезных навыков, в сторону неприхотливости и довольства малым, в сторону труда умственного и труда физического.

Это нужно, чтобы не коптить небо, не есть хлеб даром, не воровать, но быть способным на помощь.

Это нужно, чтобы исполнить заповеди. Чтобы знать, что такое радость, в конце концов. Ведь улыбаться светлой улыбкой может только тот, кто умеет петь хорошие песни. А поется лучше всех тому, кто умеет трудиться, раз за разом со лба вытирая ладонью пот.

Человек хитро создан, и все в нем связано.

В этой работе будет рассматриваться один из вопросов христианской этики, столь актуальный для современного христианства: отношение христианина к труду, как к «целесообразной деятельности человека, направленной на создание материальных и духовных ценностей, как к работе, занятию, усилию, направленному к достижению чего-либо».

В современной Церкви отношение к труду основывается на понимании того, что Писание говорит об этом. Правильное понимание и, как следствие, должное отношение к труду влияет абсолютно на все сферы жизни как отдельного верующего, так и Церкви в целом и фактически является одним из ключевых факторов того, насколько христианин может состояться как «человек Божий, ко всякому доброму делу приготовленный» (2 Тим. 3:17), насколько дар, которым Господь наделил каждого, верующего в Него, будет иметь развитие и реализуется на благо ближним, для созидания Церкви, для продвижения Царства Бога, во славу Его имени.

Исходя из вышесказанного, представляется очень важным рассмотреть этот вопрос и исследовать, что действительно Писание говорит об этом? Какие мнения о труде существуют в современном христианстве? Какое отношение к труду имел человек до грехопадения? Каков Божий взгляд на труд на примере христиан времени Великой Реформации.

В данной работе использован текст синодального перевода Библии на русский язык 1876 года, книга Дерроу Л. Миллера «Научите народы», а также книга Сандея Аделаджи «Успех во всем».

Какие мнения о труде существуют в современном христианстве?

В современном христианстве существуют различные мнения о работе, которые не всегда соответствуют Писанию. Так, в книге Дерроу Л. Миллера раскрывается четыре существующих взгляда на труд.

1. Работа – это зло и является следствием грехопадения. «Согласно анимистическому мировоззрению, работа видится многими как средство выживания. Она представляется как нечто злое, но необходимое. Такая концепция часто обнаруживается среди людей, живущих ниже черты бедности».

2. Работа – средство для приобретения материальных ценностей. «Работа рассматривается, в основном, в экономическом смысле. Это то, что делает человек для приобретения материальных вещей, «хорошей жизни».

3. Вся духовная деятельность (чтение Библии, молитва, проповедь Евангелия грешникам, посещение богослужений и т. п.) – это и есть истинная работа, угодная Богу. Остальное рассматривается как недуховное, мирское, а, значит, не угодное Богу.

4. Библейское мировоззрение дает нам понимание того, что работа духовна, и труд придает нам достоинство. Работа – это призвание Божие на жизнь каждого отдельного человека.

Какое отношение к труду имел человек до грехопадения?

Чем являлась работа для человека до грехопадения? Иными словами, какова Божия природа работы?

До грехопадения еще не существовало фактора, который впоследствие лег в основу всей экономической деятельности человека. Как написано: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» (Пр. 16:26). Нужда стала главным мотивирующим фактором, побуждающим человека трудиться. До грехопадения человек не испытывал нужды ни в чем. Не нужно было каждый день идти на работу, чтобы зарабатывать на хлеб насущный. Бог сотворил совершенную среду изобилия, где Его любимое творение – человек – жил бы в достатке, общаясь со своим Творцом и исполняя Его волю. Задачей человека не было прокормить и одеть себя. Задачей человека было послушание Божией заповеди и исполнение Его воли. И после сотворения человека Бог благословил его, провозгласив для него Свою волю – размножаться, распространяться по всей земле и владычествовать на ней (Быт. 1:28).

Тем не менее Бог заповедал человеку трудиться, а именно: возделывать и охранять то, что Бог ему вверил.

Итак, хотя и существует мнение, что труд возник в результате грехопадения, но мы видим из Писания, что Бог заповедал человеку трудиться еще до того.

Что преследовал Бог, когда определил человеку трудиться?

Во-первых, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а Сам Бог трудился, как написано: «…и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, Которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2).

Более того, Он трудился не только тогда, Бог и сейчас трудится. Как сказал Господь Иисус: «…Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Английский перевод гласит: «Отец Мой продолжает трудиться…» (Иоан. 5:17).

Итак, Сам Бог трудится, а человек есть образ и подобие Божие. Иисус – видимый образ невидимого (2 Кор. 4:4). Он трудился, и о Нем написано, что Он вчера, сегодня и вовеки тот же (Евр. 13:8).

Во-вторых, все, что делает Бог для человека, имеет конечную цель благословить его. Сотворив человека, Бог благословил его. Итак, работа, труд – это благословение для человека, а не проклятье, которое пришло через грехопадение.

Известный проповедник и учитель Слова Божия Сандей Аделаджа в своей книге «Успех во всем» так раскрывает блаженство (благословение) работы: «Работа – это Божий дар, это единственный способ раскрыть способности человека, обнаружить его потенциал, его таланты, знания. Если Вы не будете работать, то не узнаете, насколько Вы талантливы. Работа – это ключ к познанию себя, ключ к Вашему откровению.

Можно отметить шесть причин, по которым человек должен работать.

1. Согласно Быт. 2:2-3, для того, чтобы раскрыть сокрытые ресурсы, обнаружить заложенные в Вас потенциал и способности.

2. Работа – это средство, с помощью которого Ваши желания и мечты становятся реальностью.

3. Работа – это путь Божий к умножению того, что мы уже имеем.

4. Работа – это способ и возможность стать благословением для других людей, способ любить ближнего своего, обогащая и благословляя общество тем, что мы создаем.

5. Блаженство работы – в получении обеспечения. Работающий человек всегда имеет деньги и ресурсы.

6. Работа – это один из способов утвердиться человеку как личности».

Итак, как было сказано выше, человек трудится по причине нужды, но не только это. Жажда власти, денег и, в конечном счете, признания – еще один мощный стимулирующий фактор, побуждающий людей трудиться. Все это ведет человека в пагубу, как написано: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).

Человек, свободный от всего этого до грехопадения, расценивал труд, работу как призвание Божие, окончательной целью которого являлось Божие благословение.

Божий взгляд на труд на примере христиан времен Великой Реформации

Христиане времен Великой Реформации расценивали труд как Божие призвание, как возможность познать Бога.

Так, в материале Дерроу Л. Миллера «Семинар-видение, июнь 2002 года» показано отношение реформаторов к труду: «…в каждой сфере нашей жизни мы должны жить пред лицом Божиим. Реформаторы назвали это латинской фразой корам Део . Они приветствовали друг друга словами: «Корам Део! Сегодня живи!» – сегодня живи пред лицом Божиим! Мы должны жить пред лицом Божиим не только в здании Церкви, но каждое мгновение и где бы мы ни находились.

Люди прошлого поколения осознали это. Одна женщина сделала в своей кухне надпись: «Здесь поклоняются Господу три раза в день». Что поняла эта женщина? Она жила пред лицом Божиим. Когда она была христианкой? Каждый момент своей жизни. Итак, в приготовлении пищи для своей семьи или для гостей она видела акт поклонения живому Богу.

Позвольте привести еще один пример. Автору довелось побывать на служении в одной очень бедной Церкви в Хуарине (Боливия), основать которую помогла организация «Пища для голодных». Члены этой Церкви, в основном, были обнищавшими фермерами. Как относятся к фермерам в большинстве стран? Почти ни во что не ставят их, смотрят на них снизу вверх. История культуры многих стран утверждает, что, если Вы работаете на земле, Вы – ничтожество. Церковные руководители попросили меня поприветствовать всех собравшихся. Я встал, открыл Писание и прочел Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…» Что? Господь Бог насадил сад? Бог – садовник? Он посадил сад? Я увидел, как слушатели воспряли духом. Они были фермерами, но и Сам Бог, по Писанию, был фермером! Их чувство собственного достоинства было восстановлено. Вы занимаетесь сельским хозяйством? И Бог, Творец Неба и Земли, не садовник ли? Задумывались ли Вы об этом раньше? Он хочет пленить всякое помышление в послушание Христу!

Бог – Господин всей жизни. Живем ли мы пред лицом Божиим в каждой сфере своей жизни, или мы христиане только в Церкви? А как насчет работы? Вы когда-нибудь думали, что значит быть христианином-инженером? Что значит быть христианином-учителем, христианином-врачом, христианином-бизнесменом или христианином-домохозяйкой?

Подводя итог нашим исследованиям, хотелось бы сделать несколько выводов. Во-первых, Господь, являясь Господом Неба и Земли, является Господином (хозяином, собственником) всей нашей жизни во всех ее сферах и, в частности, в сфере труда. Понимание этого очень важно для того, чтобы христианином стать во всех сферах своей жизни и исполнить все, к чему Господь призывает.

Во-вторых, человек есть образ и подобие Бога и призван отражать Его сущность и Его характер, а Бог – Творец, Созидатель, Художник и Строитель. Когда Бог пришел во плоти, Он явил Себя сыном плотника. Итак, Бог трудился, когда созидал вселенную, Он продолжает трудиться и сейчас, приводя в исполнение Свои планы.

В-третьих, труд, работа есть благословение Божие в жизни каждого из нас для того, чтобы все таланты, дарования и способности, заложенные в нас Господом, могли раскрыться, иметь развитие и быть использованы во благо нам, нашим ближним, для Царства Божия и к Божией славе.
Итак, оставляя времена неведения, давайте позволим Богу быть Господом всей нашей жизни. Пусть во всех сферах нашей жизни и во всех ее проявлениях она отражает Его славу.

Давайте позволим миру познать Бога более полно не только как Справедливого Судью и Спасителя, но и как Того, Кто есть Великий Труженик, Который, любя трудиться, прямо сейчас, «засучив рукава» и не смущаясь объемов работы, с радостью трудится над спасением и жизнью каждого, кто в этом спасении нуждается.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...