История иакова из библии. Иаков, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов

Иаков
[Еврейское Яаков ]. В основе имени «Иаков» лежит корень акав , от которого образованы сущ. акев = «пятка» и глагол акав = «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение». Таким образом, слово «И.» может обозначать «он держится за пятку», «он оставит след», «он победит», «он обманывает» (см. Быт 25:26 ; Быт 27:36 ; Ос 12:3 ). М.Нот считал, что имя И. – это краткая форма от южноараб. яакобил = «да защитит Бог». Как название местности слово «И.» встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.:
1) а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в → Египет, вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785-1540). (→ Исаак → Летосчисление, IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, который появится на свет первым, будет служить младшему (Быт 25:23 ; ср. Мал 1:2,3 ; Рим 9:10-13 ). б) первым родился Исав, вторым – И., который держался за пятку брата (Быт 25:26 ). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, «живущим в шатрах» (ст. 27). Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки (ст. 29-34). Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, которое предназначалось первенцу (Быт 27:1-40 ). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран (Быт 27:41 – Быт 28:5 ). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец которой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. «поставил памятником» камень, который служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим (ст. 10-19). «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом» (ст. 20-22); в) в доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди – Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили «Лаван... вечером взял дочь свою Лию и ввел ее» к И. Чтобы получить Рахиль, И. вынужден был отработать еще семь лет, а затем – еще шесть за приданое. Через 21 год И. был отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И., собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз (гл. 29-31). Несмотря на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт 32:1,2 ), он, тем не менее, опасался встречи со своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в молитве и послал Исаву богатые подарки (ст. 7-21). Ночью ему пришлось бороться с таинственным «Некто», Которого он не хотел отпускать до тех пор, пока Тот не благословит его. Наконец Некто открылся ему, сказав, что отныне И. будет носить имя → Израиль, «ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт 32:28 ). И. назвал это место Пенуэл, что значит «Лик Божий». Утром состоялась встреча братьев, которая привела к примирению; г) Исав пригласил И. к себе в Сеир. Но И., который все еще не доверял брату, свернул в сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт 33). Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт 35:1-7 ). Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя – Израиль, а также обетование относит. земли, которая ранее была обещана Аврааму и Исааку (ст. 9-12). В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил «памятник», «возлил на него возлияние» и заново назвал это место Вефилем (ст. 13-15); д) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем (ст. 16-20); е) после того как младший сын И. → Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет. Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт 34:1 ; Быт 35:22 ; Быт 38:1 ). Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет (Быт 47:1-12 ). Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (гл. 48; 49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт 49:29-32 ). Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт 50:1-3 ); затем И. был погребен в Ханаане (ст. 4-14);
2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:21 ). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иисуса (Мф 17:1 ; Мф 26:37 ; Лк 8:51 ). Однако о деятельности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем (Мф 4:21 ; Лк 5:10 ). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф 27:56 с Мк 15:40 ; Мк 16:1 и Ин 19:25 ). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возможно как старшего из двух братьев (Мф 10:2 ; Мк 3:17 ; Лк 6:14 ; что касается Деян 1:13 , то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище «Воанергес», «сыны грома» (Мк 3:17 ), вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк 9:54,55 ), и за их стремление к собств. славе (в Мф 20:20 мать просит за своих сыновей; Мк 10:35-40 ). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян 1:13 ). В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян 12:1,2 ); вероятно, И. стал вторым христ. мучеником;
3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно. Возможно именно он упоминается в Мф 27:56 ; Мк 15:40 ; Мк 16:1 ; Лк 24:10 . Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших Иисуса, а сам И. носил прозвище «меньший», данное ему либо из-за небольшого роста, либо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея (→ Клеопа);
4) брат Господа, упоминаемый в Мф 13:55 ; Мк 6:3 ; Гал 1:19 , сын Иосифа и Марии (→ Братья Господа). Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин 7:5 ), затем оказались среди апостолов (Деян 1:14 ). Из вышесказ. можно заключить, что в 1Кор 15:7 речь идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской церковью (Гал 2:9,12 ). Именно его в первую очередь Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян 12:17 ). На → Апостольском соборе И. внес предложение, которое было принято как общее постановление (Деян 15:13 и следующие). Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего миссионерского путешествия (Деян 21:18 ); он встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал 1:19 ). И. – автор → Послания Иакова. Согласно Евсевию Кесарийскому, И. называли «праведным»; вероятно, в 62 г. по Р.Х. его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего иудеохрист. церковь в Иерусалиме, некоторые исследователи представляют ярым оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд, различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них всегда оставалась жизнь в → вере. Когда Павел и И. лично общались друг с другом (Деян 15:1 ; Деян 21:18-26 ; Гал 1:19 ; Гал 2:9 ), они всегда находили общий язык;
5) отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк 6:16 ;

У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле. Иаков был кротким и тихим, жил в шатрах вместе с отцом и матерью. Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи, а Ревекка больше любила Иакова. Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды, Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы. И сказал ему Исав: «Дай мне поесть». Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как он очень хотел, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу. Исав ответил: «Вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию. Иаков сказал: «Поклянись». Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и, несмотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи. По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

Иаков пришел в Харран к Лавану, брату матери своей. Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у него. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, так как он полюбил ее. Но по исполнении срока, Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь, Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль.

Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большой семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути.

Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «боговидец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Быт. 23-28, 10-22; 29-35.

(Быт. 25:26); однако с этимологической точки зрения это имя представляет собой усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока имени yahqub-el, или ya‘akub-el, исконное значение которого `защитил [меня] Господь` (ср. еврейское имя Акива - עֲקִיבָא ).

История Иакова, изложенная в основном в книге Бытие , начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что она родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев (см. Эдом), будет подвластен потомкам младшего.

Когда близнецы подросли, проявились их характеры: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав - «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Отец был больше расположен к Исаву, в то время как мать отдавала предпочтение Иакову (Быт. 25:28). Воспользовавшись усталостью и голодом вернувшегося с охоты Исава, Иаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлебку право первородства (Быт. 25:29–34). С помощью Ревекки Иаков обманным путем получил у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт. 27:1–29). Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман, благодаря которому он получил первородство и благословение отца (вынужденное бегство из дома, тяжелая многолетняя служба на чужбине, подмена невесты, сопряженное с опасностями возвращение домой, ночная борьба у Пнуэля, изнасилование дочери, смерть любимой жены, исчезновение любимого сына); лишь постепенно очистившись в этих испытаниях, Иаков смог провести последние годы жизни в покое и довольстве.

Для спасения Иакова от мести Исава, вознамерившегося убить брата, Ревекка уговорила Исаака отправить Иакова в город Харан (Северная Месопотамия - Арам-Нах араим), чтобы он женился там на дочери ее брата Лавана , своей двоюродной сестре (Быт. 27:42–46; 28:1–2).

Во время ночлега на пути в Харан спящему Иакову явился Бог и повторил данное ранее Аврааму и Исааку обещание дать им во владение Землю обетованную и даровать многочисленное потомство, которое станет благословением для всего мира (Быт. 28:11–15). Наутро Иаков посвятил это место Богу, дав ему новое название Бет-Эль (`дом Бога`), и принес обет в случае благополучного возвращения домой посвятить десятую часть своего имущества (см. Десятина) Богу (Быт. 28:18–22).

Иаков был радушно встречен Лаваном (Быт. 29:13–14). Он полюбил младшую дочь Лавана Рахиль и подрядился служить за нее Лавану семь лет (Быт. 29:18). Когда после установленного срока настало время бракосочетания, Лаван в темноте подменил Рахиль ее старшей, менее привлекательной сестрой Лией . Обнаружившему наутро подмену Иакову Лаван объяснил, что по местному обычаю нельзя выдавать замуж младшую дочь прежде старшей; он отдал Иакову также и Рахиль, обязав его отработать за нее еще семь лет (Быт. 29:25–28). В приданое за дочерьми Лаван дал двух служанок - Зилпу (в русской традиции Зелфа) для Лии и Билх у (в русской традиции Валла) для Рахили.

В течение двадцатилетнего пребывания Иакова в доме Лавана (Быт. 31:38, 41) родились десять из одиннадцати его сыновей, ставших впоследствии родоначальниками колен Израилевых . Нелюбимая Лия родила Реувена , Шим‘она , Леви и Иех уду . Рахиль, остававшаяся бесплодной, дала Иакову свою служанку Билх у, чтобы та «родила на колени» Рахили; от Билх и родились Дан и Нафтали . Последовав примеру Рахили, Лия дала Иакову свою служанку Зилпу, и та родила Гада и Ашера . Вслед за этим Лия родила Иссахара и Звулуна , а также дочь Дину. Наконец Рахиль родила Иосифа (Быт. 29:32–35; 30:1–13, 18–24).

После рождения Иосифа Иаков решил, что пришло время возвращаться в Ханаан . На предложение Лавана вознаградить его за многолетнюю службу Иаков ответил просьбой отделять для него весь пестрый скот Лаванова стада, а затем, прибегнув к хитрости, добился значительного увеличения количества пестрого скота в стаде (Быт. 30:32–42). Став владельцем большого стада и других богатств (Быт. 30:43), Иаков вызвал зависть сыновей Лавана. Заметив, что отношение Лавана к нему изменилось, Иаков тайно покинул Харан и направился в Ханаан. Отправившемуся в погоню Лавану во сне явился Бог и предостерег не причинять Иакову зла, и, нагнав Иакова в Гил‘аде , Лаван примирился с зятем и заключил с ним союз (Быт. 31).

Опасаясь мести Исава, Иаков выслал ему в дар часть своего скота. Когда Иаков ночевал близ Пнуэля (в Заиорданье), «боролся Некто с ним до появления зари», не смог одолеть Иакова, но повредил ему бедро. На рассвете Неизвестный благословил его и нарек Исраэлем (Израилем) - буквально `борющимся с Богом` (Быт. 32:25–33). Вопреки опасениям Иакова, Исав дружелюбно встретил брата.

Перейдя Иордан , Иаков пришел в Ханаан, купил участок земли возле Шхема и разбил там становище. Здесь дочь Иакова Дина была обесчещена царским сыном, который затем возжелал жениться на ней и вступил в переговоры с Иаковом. Сыновья Иакова, возмущенные поруганием чести сестры, замыслили хитрость и поставили условием согласия на брак совершение всеми жителями Шхема обрезания . Когда те исполнили требование, Шим‘он и Леви напали на утративших боеспособность горожан, истребили их и разграбили город. Иаков, все это время остававшийся в стороне от событий, укорял сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» (Быт. 34:30).

Повинуясь Божественному повелению, Иаков отправился в Бет-Эль, где воздвиг жертвенник; там Бог благословил Иакова, подтвердив наречение его именем Исраэль и обещав многочисленное потомство и обетованную Аврааму и Исааку землю (Быт. 35:7, 10–12). Из Бет-Эля Иаков направился к Бет-Лехему , где по пути во время родов Биньямина умерла Рахиль. Иаков похоронил любимую жену и поставил над могилой памятник (Быт. 35:16–20). Прибыв в Хеврон , Иаков застал там Исаака в последние дни его жизни, а затем участвовал в похоронах отца (Быт. 35:27–29), сам будучи в возрасте 120 лет (ср. Быт. 25:26; 35:28).

Дальнейшая судьба Иакова неотделима от истории его любимого сына Иосифа, исчезновение которого причинило ему глубокое горе (Быт. 37:33–35). Наступивший через несколько лет в Ханаане голод побудил Иакова послать сыновей - за исключением Биньямина - в Египет, чтобы купить там хлеб (Быт. 42:1–4). Иосиф, ставший к этому времени египетским сановником, открылся братьям во время их повторного приезда в Египет вместе с Биньямином и послал за отцом. Иаков направился в Египет, и возле Беер-Шевы ему «в ночных видениях» явился Бог, обещавший сопровождать Иакова в Египет, произвести там от него великий народ и впоследствии вывести этот народ из Египта (Быт. 46:1–4).

Иаков прибыл в Египет со всей семьей, домочадцами и имуществом. Здесь произошла встреча Иакова с Иосифом, который затем представил отца фараону. С позволения фараона Иосиф поселил Иакова и братьев в «лучшей части земли Египетской», в земле Гошен (Быт. 47:6,11), где Иаков провел последние 17 лет жизни. Незадолго до кончины Иаков взял с Иосифа клятву похоронить его рядом с предками в Ханаане (Быт. 47:29–31). Иаков перед смертью благословил сыновей (Быт. 49) и умер в возрасте 147 лет. По египетскому обычаю его тело забальзамировали, перевезли в Ханаан, и сыновья торжественно похоронили его в Махпела пещере (Быт. 50:1–13).

По мнению некоторых современных ученых, повествование книги Бытие представляет собой результат отбора, произведенного в обширном корпусе легенд, в основе которых лежит идея избранности Иакова как наследника праотцев еврейского народа Авраама и Исаака, которым обетована земля Израиля. Однако для осуществления своего призвания Иаков был вынужден зачастую прибегать к аморальным поступкам, навлекавшим на него Божественное наказание. Этот экзистенциальный конфликт пронизывает всю жизнь Иакова, придавая ей трагическую окраску: ему суждено пройти через многие испытания, провести большую часть жизни вне Земли обетованной и умереть за ее пределами. Несмотря на это, Иаков не теряет веру в конечное исполнение предначертания, что находит выражение в благословении, которое он дает сыновьям перед смертью: Иаков благословляет в своих сыновьях родоначальников 12 колен Израилевых и возвещает им будущее их потомков в Земле обетованной.

Исследователи полагают, что в библейских книгах сохранились отголоски других версий предания об Иакове (особенно в пророка Х ошеа книге 12:4–5, 13). Не исключена, однако, возможность, что эти расхождения являются результатом позднейшей интерпретации версии, содержащейся в книге Бытие.

Повествование об Иакове составляет большую часть библейского эпоса о патриархах. Подобно деду Аврааму и отцу Исааку, Иаков кочует из одного ханаанского царства в другое со стадами скота, и хотя страна обещана Богом его потомкам, Иаков, как и его предки, не имеет собственной земли и ведет себя как чужеземец. Он не признает местных религиозных культов и поддерживает тесную духовную связь с «Богом отцов», заключившим с ними Завет . Иаков видит свою жизнь и жизнь своих потомков сквозь призму исторической миссии.

Различные элементы эпоса о патриархах, и, в частности, рассказа об Иакове указывают на глубокую древность предания, которое возникло за много столетий до фиксации в письменной форме в эпоху Царей (10–8 вв. до н. э.). Так, например, формы брачных и семейных отношений в повествовании об Иакове параллельны существовавшим в Северной Месопотамии во 2 тыс. до н. э. и известным из документов 15 в. до н. э., найденных в Нузи. Эти же документы показывают, что выкуп первородства широко практиковался среди народов Ближнего Востока. Библейские эпитеты «Бог Авраама», «Бог Исаака», «Бог Иакова» или «Бог моего отца» находят полную аналогию в эпитетах «Бог моего отца», «Бог твоего отца» древнесирийских документов 19 в. до н. э., обнаруженных в Каппадокии. О глубокой древности повествования свидетельствуют также другие эпитеты Бога, особенно Шаддай (см. Бог. Имена Бога ; Бог. В Библии. Имена). История нападения на Шхем, по мнению некоторых исследователей, отражает очень раннюю (еще до Исхода) попытку некоторых израильских племен обосноваться в Ханаане.

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2). После смерти Иаков - в отличие от других патриархов - продолжает оставаться связанным с судьбой Израиля, страдая, когда на Израиль обрушиваются невзгоды, и радуясь, когда для Израиля наступает час избавления (Мид. Пс. 14:7; Пси. Р. 41:5). Противоположность характеров Иакова и Исава толкуется в раввинистической литературе как субстанциальный антагонизм духовной красоты Израиля и безобразия языческого мира, неизбежный конфликт между которыми символизирует борьба Иакова и Исава, начатая ими еще во чреве матери (Быт. Р. 63:6, 8).

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Т. Манна «Иосиф и его братья».

И Ревекки и брат Исава . Оба они были близнецы. "И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков.

Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах." Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.

Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт. 25:29 -34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт. 27:1 -40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию , в Харран , к своему дяде Лавану . Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт. 28:1 -5).
На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божий, данные Аврааму , и особенное покровительство в жизни (Быт. 28:10 -22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль . Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию , вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу , и таким образом от четырех он имел 12 сыновей (Рувим , Симеон , Левий , Иуда , Иссахар , Завулон , Дан , Неффалим , Гад , Асир , Иосиф , Вениамин) и одну дочь, Дину (Быт. 24, 30 :1, Быт. 35:16 -19).

Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую . Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт. 30:25 -43).

Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет , послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт 37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт. 42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии , и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем , Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. - "Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив" (Быт. 46:29 -30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. - "Сколько лет жизни твоей?" спросил у него Фараон. - "Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их" (Быт. 47:8 -10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него.

По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (Быт 47).

Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне , и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт 47:29 -31, 48, 49).

По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела , согласно со сделанным им завещанием (Быт. 50:1 -13).

Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п.

Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником - имя Израиля . Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор. 33:10 , Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь , основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.

Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых (см.). и Иакова, иногда также вместе с пророком Давидом (SynCP. Col. 321 sq.).

Происхождение имени

Имя Иаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26), Помимо имени собственного, ивритское יעקוב [Йаако́в] является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится «(он) будет следовать, последует».

Жизнеописание

Спустя двадцать лет после свадьбы у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старшего сына арамей Исаак назвал Исавом, а младшего Иаковом.

Получение первородства

История Иакова излагается в Книге Бытия (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав - «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлебку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие.

Бегство из Ханаана в Харран

Избегая мести брата Исава, высказавшего свое желание его убить, Иаков по совету своей матери Ревекки удалился в город Харран (Северная Месопотамия - Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение - известное сейчас как Лестница Иакова . Видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил этот камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал это место (ранее известное как Луз), Вефилем .

Придя в Харран, Иаков навел справки о здоровье и благосостоянии семейства Лавана - брата свой матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахиль . На что Лаван дал свое согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него под видом Рахили старшую из своих дочерей - Лию (Быт. 29:18). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но не успел Иаков поднять скандал, как Лаван его успокоил, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль (Быт 29:25-28). При этом он добавил условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок (Быт. 31:41), и, видимо, этим самым он настроил Иакова против себя. В результате чего Иаков и сам в свою очередь начал извлекать пользу для себя за счет нанесения экономического ущерба Лавану через снижение качества поголовья племенных овец, принадлежащих Лавану. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он ещё шесть лет работал на Лавана за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот, принадлежащей ему масти, был сильным, здоровым и давал качественную шерсть, а скот, принадлежащий по договору Лавану, отвечал более низкому стандарту качества.

Бегство из Харрана в Ханаан

Уход Иакова из Харрана, в Библии объясняется откровением полученным Иаковом, хотя само событие больше напоминал бегство, поскольку он ушел из дома Лавана не попрощавшись и забрав вместе с собой его дочерей и внуков, в то время как Лаван пошёл стричь овец и находился в трёх днях пути от дома. Иаков решил не прощаться, поскольку опасался каких-то осложнений. Причины для осложнений были в детях и внуках которые своим трудом и заботой могли скрасить Лавану старость.

Лия и Рахиль в ответ на призыв Иакова на отъезд отметили то, что их отец растратил своё состояние и поэтому после его смерти на заслуживавшего внимания наследства, рассчитывать не приходилось. Кроме того, они припомнили и то, что Лаван продал Иакову своих дочерей как вещи, что давало Иакову права собственности на своих жен.

Впрочем несмотря на поспешный отъезд Лаван всё же догнал караван Иакова на дороге ведущей в Ханаан и таким образом хоть как-то но попрощался с близкими и родными. Искал он также и фигурки своих родовых божков украденных Рахилью и спрятанных ею под верблюжьим седлом (как предполагают ученые - само по себе владение родовыми идолами в то время считалось весомой долей в наследстве. А согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладавший статуэткой тестя, пользовался правом наследства наравне с сыновьями .

Исходя из сопоставления данных из биографии Иосифа и Иакова в Египте можно сделать вывод что Иаков пришел в Харран в возрасте 77 лет. На Лии и Рахиль женился через 7 лет после прибытия в 84 года. Первый ребёнок от Рахили - Иосиф у Иакова родился за 6 лет до возвращения в Ханаан, на 91 году его жизни - то есть через 7 лет после двойной свадьбы. С рождением Иосифа, после 14 лет пребывания в Харране Иаков хотел сразу-же вернуться на родину. Но так как Лаван уговорил его остаться и работать ради получения крупной доли от стада овец, то Иаков задержался у него в гостях ещё на шесть лет и вернулся на землю отцов в Ханаан к отцу и матери только спустя 20 лет после бегства (Быт. 31:38). Его отец Исаак умер через 24 года после возвращения сына в возрасте 180 лет. Умер Исаак возле дубравы аморрея Мамрия под Хевроном, в тех местах, где прожили последние годы своей жизни его отец Авраам и мать Сарра. Сыновья Исав и Иаков похоронили отца Исаака к востоку от города Кириаф-Арбы (то есть Хеврона, где-то под Сихемом судя по книге Деяния 7:16) на поле хетта Ефрона бен Цохара в пещере Мапхела, рядом с его родителями. Впоследствии на том же месте похоронили и жену Исаака - Ревекку.

Уже в Харране благодаря хитрости и трудолюбию Иаков стал человеком весьма состоятельным, и вернулся домой имея многочисленных слуг, стада верблюдов, ослов, коров, коз и овец. Сам Иаков свои хозяйственные успехи объяснял тем, что ему помогал Бог.

Исав к моменту возвращения Иакова стал довольно влиятельным и богатым человеком, которого судя по радости от встречи похоже что меньше всего беспокоило утраченное когда-то по глупости первородство.

Со временем нажитое и унаследованное братьями животноводческое хозяйство так разрослось, что доступная им земля на которой они пасли скот больше не могла обеспечивать травой растущие стада. Что бы избежать конфликтных ситуаций между пастухами и решить проблему жизненного пространства Исав решил уйти на юг. Так, несмотря на отчасти несправедливо отнятое (проданное за похлебку) первородство Исав забрал своих жён (дочь Измаила Малхафу и других женщин взятых им из хеттских племён), сыновей, дочерей, всех своих рабов, скот, остальное имущество и ушёл на завоевание горных районов Сеира - пустынной страны, которая лежала южнее Мёртвого моря и была населена хоррейскими племенами. В Сеире Исав, который имел прозвище Едом из-за красноватого оттенка кожи, стал родоначальником едомлян (идумеев). Территории, принадлежавшие едомлянам, впоследствии назывались Едомом.

События в Сихеме

По возвращении из Месопотамии Иаков с семейством проживал в Ханаане , держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака . Позже перейдя Иордан Иаков поселился возле Сихема (современный Шхем (евр.), Наблус (араб.)). Специально для своего лагеря Иаков выкупил за 100 золотых монет, у сихемского царя Еммора, земельный надел располагавшийся неподалеку от этого городка. Вероятно при этом он также платил отдельно и за аренду пастбищ для скота.

Во время пребывания семьи Израиля в Сихеме, произошел заметный внутрисемейный инцидент который впоследствии изменил весь ход истории касавшейся семьи Израиля да и истории израильского народа в целом. Во время пребывания Израиля в Сихеме старшие сыновья во время пика ревности и злости чуть не убили Иосифа, любимца и баловня Иакова, единственного родного на тот момент сына от его возлюбленной Рахили. Событие произошло под Дотаном располагавшийся примерно двадцатью километрами севернее Сихема куда братья перегнали свои отары. Иосиф пришедший к братьям из Сихема наивно и по юношески наверное хвастливо рассказал им о своем сне в котором он выступает большим начальником стоящим над своими братьями. За эту оплошность Иосифа хотели убить. Но послушавшись уговоров Рувима (который не осмелился прямо идти против воли 9 братьев) Иосифа бросили в пересохший колодец и ушли на обед.

В то время мимо Дотана проходило два каравана, - караван мадиамских торговцев шедший из Галаада в Египет и караван измаильтян также направлявшийся в Египет. Братья по предложению Иуды хотели продать Иосифа потомкам Измаила, но не успели. В то время пока братья обедали купцы из Мадиана вытащили юношу из колодца, спрятали его и по дороге вскоре продали тем же самым измаильтянам за двадцать серебряных монет. Впоследствии измаильтяне перепродали 17-летнего юношу в египетском городе Он (город Солнца, греч. Гелиополис). Где (согласно библейскому преданию) ему было суждено стать чуть-ли не ангелом-хранителем Египта, семьи Иакова и других народов. В истории с Иосифом можно заметить некоторое совпадение с родословной Иисуса Христа: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии…» (Матфея 1:16)

Второе неприятное событие в жизни Иакова произошедшее под Сихемом, связано с тем что сыном евейского царя Еммора была похищена во время прогулки и обесчещена Дина (дочь Иакова). И хотя впоследствии Сихем сожалел о своём поступке и очень желал взять Дину в жены, но сыновья Иакова, Симеон и Левий возмущенные поруганием чести сестры, не простили этого факта и скрывая гнев под маской дружелюбия коварством и обманом перебили всех сихемцев мужского пола. Израильтяне разграбили евейский городок, поработили местных женщин и детей.

Иаков, остававшийся в неведении от происходивших событий, укорил сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» (Быт. 34:30). После чего Иаков не дожидаясь возмездия со стороны союзных а возможно и родственных сихемцам ханаанских царьков свернул свой семейный лагерь и вернулся в Луз (названный им Вефиль или Бэт-Эл - что значит «Врата Бога»). Туда, где он когда-то видел во сне т. н. Лестницу Иакова .

Во время переселения в Вефиль (Луз), Иакову через откровение было рекомендовано навести порядок в своем домашнем религиозном культе. Так как его сыновья вынесли из Сихема не только драгоценности но и предметы языческих культов. Во время чистки люди отдали Иакову племенных божков, талисманы, амулеты, кольца. Иаков закопал все предметы под дубом, неподалёку от Сихема…

По пришествии в Вефиль некоторые сыновья Израиля создали свои семьи но при этом, не покидали отца и жили вместе с ним. Семьи с таким устройством сегодня называются патриархальными.

В Вефиле семейство Иакова оставалось недолго - там поставили жертвенник Богу Авраама и вознесли жертвы. Во время родов Вениамина в сильных муках умерла Рахиль. Её похоронили при дороге ведущей из Вефиля в Вифлеем (Ефрафу), - будущую родину израильской царской династии. До города было ещё далеко. Это обстоятельство объясняет причину по которой её похоронили не в городе а на дороге. На её могиле поставили памятник который известен и по сей день.

Схватка с Богом

Во время переселения в Вефиль Иаков получил новое (второе) имя от Бога - Израиль. С этого момента потомки Иакова в Писании часто назывались израильтянами.

Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил своё бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя - Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: «...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. » (Быт. ) (повторно в Быт. 35:10). Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь , имя Израиль на еврейском означает «Божий герой» .

Пинхас Полонский сообщает, что "имя Израиль (в ивритском подлиннике - «Исраэль» ישראל) имеет двойственную этимологию: это и «Прямой к Богу» (ישר-אל «Яшар-Эль») и «боролся с Ангелом». «Борьба Иакова, - продолжает Пинхас Полонский, - шла по многим направлениям, ему всё время приходилось преодолевать давление со стороны окружающих. Он боролся с людьми, Эсавом (в синод. переводе - Исавом) и Лаваном, и ангелом Исава (преодолевая свою боязнь перед ним), и также „боролся с Богом“, преодолевая категорию Элоим, суда, предопределённости. Величие Яакова (Иакова)-Израиля в том, что он не принимает „судьбу“, которая исходно выделена ему Свыше, - но, забирая себе предназначенное Исаву (Эсаву), обретает ещё более высокую миссию» .

В христианской Церкви было распространено толкование имени «Израиль» как «муж, видящий Бога», что справедливо по отношению к обстоятельствам Богоявления Иакову, но всё же является переводом не имени «Исраэль» (ישראל), а омонимичного ему сочетания איש «Иш» - ראה «Раа» - אל «Эль» .

Прибыв в Хеврон, Иаков получил прощение от Исаака в последние дни жизни последнего и похоронил отца, когда ему самому было 120 лет.

Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет ; ему отведен был богатый округ Гесем . Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.

Переселение в Египет и рост рода Израилева

Смерть и гробница

В возрасте 130 лет (Быт. 47:9) Иаков с семьюдесятью прямыми потомками (Быт 47:28; Исх. 1:5) переселился в Египет (что произошло на втором году семилетней засухи предсказанной Иосифом). Прожив в Египте ещё 17 лет он скончался в возрасте 147 лет (Быт. 47:28). Тело его, по египетскому обычаю Иосиф приказал набальзамировать (см.: Библия, Книга Бытия, гл. 50, ст.ст. 2 - 5 по сути речь идет о мумификации), а затем - в силу его завещания, тело Иакова было перевезено в Землю Обетованную (Быт. 50:12 - 14).

Потомки Иакова

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). У Иакова были две жены - Лия , Рахиль , и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

От Рахили были рождены двое младших сыновей Иакова: Иосиф и Вениамин . Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа - Манассию (Меннаше) и Ефрема (Эфраим), и возвёл этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4). Поэтому в израильском союзе племен отсутствовало колено Иосифа. А общее число колен было тринадцать.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...