Какие притеснения испытывали гугеноты во франции. Гугеноты - русская историческая библиотека

Необходимо отметить, что ненависть, и порождаемая ею жестокость, в то время являлись обоюдными. Вражду вызывали не только религиозные причины, но также социально – политические. Варфоломеевская ночь не была единичным актом насилия. Она являлась кульминацией многолетнего противостояния (1560 – 1598) между французскими католиками и протестантами, и именно в этом контексте её и стоит рассматривать.

В ходе религиозных войн протестанты во Франции представляли собой серьёзную силу, которую королевский дом Валуа небезосновательно считал угрозой своей власти. Гугеноты имели собственную хорошо вооружённую армию, контролировали важные укреплённые города, их поддерживали и финансировали представители знатных фамилий. Дважды протестанты неудачно пытались похитить французских монархов с целью подчинить их своему влиянию.

Изначально гугеноты с недоверием относились к жёстким методам борьбы. Но в 1560 – х годах, после прокатившейся по стране волны католического насилия, они развернули свой террор. Грабили и разрушали храмы и монастыри, уничтожали иконы и пытали монахов, скрывавших религиозные святыни. В ряде мест вешали священников, многих из них калечили, отрезая носы, уши и половые органы. Наиболее массовой расправой стала «Резня Михайлова дня» в Ниме или «Мишелада». В ночь с 29 на 30 сентября 1567 г., собрав во дворце нимского епископа наиболее видных местных католиков, протестанты убили их, а тела сбросили в ближайший колодец. Всего, по разным оценкам, погибло от 80 до 90 человек. Эта казнь произвела сильное впечатление на католиков, став одним из поводов к очередному витку религиозного конфликта.

Однако, насилие с обеих сторон носило разный характер. Чтобы лучше понять суть этой вражды стоит процитировать книгу французского историка Жана – Мари Констана «Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн»:

«Насилие, творимое католической чернью, - это поистине мистическая ярость, «сакральное» деяние, совершаемое по воле самого Господа, пожелавшего истребить сторонников новой религии, приравненных к еретикам и поклоняющимся Сатане. Католики так жаждали покарать протестантов, что без малейшего сожаления калечили их, терзали, швыряли собакам, бросали в воду, сжигали, причиняя им на земле муки, ожидавшие их в загробном мире. Таким образом в ожидании, когда Господь снизойдет к ним и подаст свой знак, они очищали христианский мир от скверны. Важную роль в восстановлении изначальной чистоты играли дети: они олицетворяли невинность тех, кто выступал в роли судей.

Насилие, чинимое кальвинистами, имело совершенно иную природу. Оно было рационально обосновано, тщательно просчитано, запрограммировано и осуществлялось под контролем новой элиты реформированной церкви. Оно заключалось в систематическом истреблении церковных символов, изображений святых, икон, статуй, дорогих вещей, которые хранились в храмах, в физическом разрушении этих вещей или в переплавке их (чтобы использовать для других целей) для возвращения им изначальной евангельской чистоты. Не довольствуясь уничтожением идолов, протестанты преследовали лиц духовного звания, «тех, кто с тонзурой» (razes), так как, по их мнению, именно они препятствовали народу обратить свои взоры к истинной вере».

Говоря о причинах ненависти к гугенотам, важно учитывать, что Париж был традиционно католическим городом, и горожане с неприязнью отнеслись к большому количеству гугенотов, приехавших в августе 1572 г. на свадьбу Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. Кроме того, многочисленную парижскую бедноту раздражало богатство и роскошь протестантских гостей.

Стоит отметить, что в ходе Варфоломеевской ночи её рядовыми участниками не всегда двигали причины религиозного характера. Некоторые просто сводили личные счёты с теми, к кому по разным причинам испытывали неприязнь. В таких случаях иногда под горячую руку попадали и католики.

Также есть мнение, что, планируя акцию в Париже, католическая партия отнюдь не стремилась к массовому убийству протестантов. Целью католиков являлось уничтожение главных вождей гугенотов и захват Генриха Наваррского, но из – за острой неприязни парижан к протестантам, события вышли из под контроля и всё вылилось в кровавую бойню.

События Варфоломеевской ночи стали переломным моментом во французских религиозных войнах. Несмотря на то, что конфликт продолжался ещё много лет после этих событий, по протестантам был нанесён мощный удар. Они лишились своих наиболее видных лидеров. Около 200 тысяч гугенотов были вынуждены бежать из страны.

Суть эксцесса не в этом. Варфоломеевскую ночь трудно (и даже неправильно) рассматривать только как обоюдную религиозную ненависть, вылившуюся в кровавый инцидент.

ГУГЕНОТЫ - название реформатов или кальвинистов во Франции. Происхождение этого слова довольно темное. Французские протестанты получали в разные времена различные названия, прилагаемые к ним по большей части в насмешку, как: лютеране, сакраментарии, христавдины, религиозники и проч. Собственно слово «гугеноты» вошло в общее употребление не раньше Амбуазской смуты 1566 г. и вероятно есть искаженная форма немецкого Eidgenossen (клятвенные союзники, заговорщики), каковое название патриотическая партия в Женеве носила уже с четверть века раньше. В истории гугенотов во Франции можно различать пять периодов: 1) период гонительства под видом закона, до первого признания реформатской религии январским эдиктом (1562 г.); 2) период гражданских войн при Карле IX, закончившийся побоищем Варфоломеевской ночи (1572 г.); 3) период борьбы с целью добиться полной веротерпимости в царствования Генриха III и Генриха IV, до провозглашения Нантского эдикта (1598 г.); 4) период отмены этого эдикта Людовиком XIV (1685 г.), и 5) период полного запрещения протестантизма, заканчивающийся изданием эдикта о веротерпимости Людовиком XVI (1787 г.), как раз перед первой французской революцией.

Начало реформационного движения во Франции можно считать с 1512 г., когда профессор парижского университета, ученый Жак Леффеврд Етапль, в одном латинском комментарии на Послания ап. Павла стал явно проповедовать учение об оправдании верою. В 1516 г. епископом в Mo был назначен Вильг. Брисонне, покровитель литературы и сторонник умеренной реформации. Он скоро собрал около себя группу ученых, включая Леффевра и его учеников, Вильгельма Фареля, Мартиала Мазурье, Жерарда Русселя, и других, которые с большою ревностью проповедовали евангелие в церквах его диоцеза. В 1523 г. Леффевр издал французский перевод Нового Завета, а в 1528 и перевод Ветхого Завета. Этот перевод, сделанный с латинской Вульгаты, послужил основанием для последующего перевода Оливетана, первого французского перевода с греческого и еврейского подлинника. Так как епископ Брисонне, под угрозой гонительства, должен был оставить свое намерение, то реформационное движение в Mo прекратилось вместе с рассеянием и самих учителей, хотя семя уже брошено было в почву и ждало только благоприятных условий для произрастания. Хотя Франциск I и обнаружил благорасположение к делу реформации под влиянием своей сестры, образованной Маргариты, герцогини Ангулемской, однако это происходило скорее из интереса к учености и из честолюбия, чем из действительного сочувствия к самому движению. Это вскоре обнаружилось по «делу Плакардов» (1534 г.), когда резкая прокламация против папской мессы была найдена прибитой на дверях спальни короля в замке Амбуаз. Во время большой покаянной процессии, вскоре затем устроенной (янв. 1535), шесть протестантов были заживо сожжены на глазах короля, и Франциск высказал намерение истребить ересь в своих владениях. Он готов, сказал он, отсечь собственную руку, если бы она была заражена этим ядом. Казни, следовавшие в течение нескольких месяцев, были первой серьезной попыткой к истреблению реформатов. Стали издаваться все более суровые законы. В 1545 г. произошло побоище в Мериндоле и Кабриеле. Двадцать два города и деревни на реке Дюрансе, обитаемых французскими вальденсами, одного и того же происхождения с вальденсами Пьемонта, были разрушены вооруженной экспедицией, снаряженной в Эксе (Аих), с утверждения провансальского парламента. Следующий год был свидетелем мученичества «четырнадцати мучеников в Mo». Несмотря на эти суровые меры, реформ. движение однако продолжало разрастаться и в царствование Генриха II, фанатичного и распутного сына Франциска (1547-1559 гг.). Центром реформ. движения сделалась Женева, откуда Иоанн Кальвин, посредством своих книг и огромной переписки, как и косвенно чрез посредство своих бывших учеников, оказывал чрезвычайно большое влияние. Строгие законы против ввоза каких бы то ни было книг из Женевы не достигали цели. В 1555 г. попытка ввести испанскую инквизицию не удалась, вследствие просвещенного и решительного противодействия парижского парламента, во главе с его президентом Сегье. В Париже тайно собрался первый национальный синод французских реформатов (25 мая 1559 г.). Он принял исповедание веры, которое впоследствии сделалось «символом веры» французских протестантов. Он также установил в своей «Церковной дисциплине» представительную форму церковного управления, с его судами, консисторией, провинциальными конференциями и национальными синодами. В течение следующих ста лет собиралось еще 28 национальных синодов. После 1659 г. правительство отказалось допускать собрание дальнейших национальных синодов. При Франциске II, шестнадцатилетнем юноше (1559-1560 г.), положение гугенотов было неопределенное, но уже начали появляться признаки наклонности к допущению веротерпимости. Так, на собрании нотаблей в Фонтенебло (в авг. 1560 г.) адмирал Колиньи представил в пользу гугенотов петиции о свободе богослужения, и два прелата, архиепископ Марильяк и епископ Монлюк, открыто настаивали на созыве национального собора для исцеления удручающего церковь недуга. При Карле IX, десятилетнем мальчике, на время установилась веротерпимая политика канцлера Л’ Опиталя. В Пуасси состоялась конференция (в сент. 1561 г.), на которой гугеноты впервые воспользовались случаем для защиты своих религиозных воззрений в присутствии короля. Главными ораторами с протестантской стороны были Феодор Беза и Петр Мартир, а кардинал Лотарингский был наиболее выдающимся представителем римско-католической церкви.

17 января 1562 г. издан был знаменитый эдикт, известный под названием «Январского эдикта». В нем заключалось первое формальное признание реформатской веры, приверженцам которой предоставлялась свобода собираться для богослужения, без оружия, во всех местах вне укрепленных стенами городов. Январский эдикт был великой хартией гугенотских прав. Нарушение его было источником долгого периода гражданской смуты, и в течение целого столетия усилия гугенотов были почти исключительно направляемы к поддержанию или восстановлению его положений.

Но едва эдикт был подписан, как произошло ни чем не вызванное побоище в Васеи, учиненное герцогом Гизом над собранием реформатских богомольцев, что и послужило поводом к первой междоусобной войне (1562 - 1563). Во главе гугенотов стали адмирал Колиньи и принц Конде́; а главными римско-католическими полководцами были констебль Монморанси, герцог Гиз и маршал Сент Андре. Война свирепствовала в большей части Франции с неодинаковым успехом с обеих сторон. Как Монморанси, так и Конде́, были взяты в плен, а Сент Андре убит в сражении при Дре, где гугеноты понесли поражение, и их права были значительно урезаны. Вместо безграничного права собираться на молитву вне обнесенных стенами городов по всей Франции, гугенотам было теперь позволено собираться лишь в пригородах одного какого-либо города в каждом округе, и в тех городах, которые находились в их владении при заключении мира. Несколько вельмож получили право совершать богослужение в своих собственных замках. Вскоре возгорелась вторая и третья междоусобные войны (1567-1568 и (1568-1570), из которых последняя отличалась особенною кровопролитностью. Гугеноты были разбиты в двух ожесточенных битвах, - при Жарнаке и Монконтуре, причем в первой из них был убит Людовик принц Конде́. Но Колиньи своей военной доблестью не только спас гугенотов от уничтожения, но и дал им возможность добиться мира на благоприятных условиях. Последовало два года общего спокойствия и в это время, по-видимому, начали заживать раны, причиненные междоусобицей. Генрих, король Наваррский, женился на Маргарите Валуа, младшей сестре Карла IX. Во время празднеств, совершившихся по этому случаю, Колиньи был ранен каким-то убийцей. За этим событием последовало, продолжавшееся в течение двух суток, побоище Варфоломеевской ночи (воскр. 24 авг. 1572). Этим ударом предполагалось совершенно уничтожить гугенотов, которых оказалось невозможным истребить в открытой борьбе. Колиньи и многие из наиболее известных вождей, вместе с множеством своих единоверцев, были безжалостно избиты. Число жертв в Париже и во всем остальном государстве различно определяется от 20 до 100 тысяч человек (см. под сл. Варфоломеевская ночь). Гугеноты, однако, не были истреблены и во время четвертой междоусобной войны (1572 - 1573): они не только с успехом защищали Ла-Рошель против короля, но и добились мира на почетных условиях.

Пятая междоусобная война, начавшаяся за несколько недель до восшествия на престол Генриха III, продолжалась до тех пор, пока новый король не убедился в безнадежности истребить своих протестантских подданных, подкрепленных сильным немецким вспомогательным войском. Заключен был мир, обыкновенно называемый La Paix de Monsieur (эдикт Болье, в мае 1576). Этот мир был благоприятнее для гугенотов, чем все прежние, так как в силу его им позволялось совершать богослужение повсюду во Франции, кроме Парижа, без ограничения времени и места, если только не будет протестовать тот вельможа, на земле которого предположено совершать его. Но либеральность нового постановления привела к скорой его отмене. По настоянию римско-католического духовенства и Гизов, образовалась так назыв. «Священная и христианская лига», ставившая своею целью истребление ереси, и ветви ее раскинулись по всей Франции. На собрании генеральных штатов в Блуа король согласился стать во главе этой лиги. Отсюда возникла шестая междоусобная война, которая однако, продолжалась лишь несколько месяцев, так как король нашел что штаты не желали давать ему средств для ведения этой войны. Заключен был новый мир (эдикт Пуатьерский, в сент. 1577), которым вновь вводились ограничения касательно городов, где протестанты могли совершать богослужение; и вельможам предоставлено было право совершать богослужение в своих замках. Как и по прежнему миру, восемь городов оставлены были в руках протестантов в качестве залога точного исполнения условий мира и установлены были смешанные суды для решения дел, в которых стороны могут принадлежать к разным религиям.

В 1584 умер единственный брат короля. Так как Генрих III был бездетен, то наследником престола Франции делался Генрих Бурбон, гугенотский король Наваррский. Одна мысль о том, что престол может перейти в руки еретика, вновь оживила деятельность лиги. Гизы, с помощью Филиппа II, подняли войну против Генриха III, и после борьбы, в которой гугеноты не принимали участия, принудили короля подвергнуть реформ. религии запрещению эдиктом Нимурским (в июле 1585). Последовала восьмая междоусобная война (1585-1589). Самым выдающимся событием в течение нее была битва при Кутра (1587), в которой римские католики, под начальством герцога Жуайезского, были разбиты гугенотскими войсками Генриха Наваррского, причем был убит и сам герцог. Эта победа гугенотов произвела столь сильное впечатление на их врагов, что впоследствии один вид гугенотских воинов, коленопреклоненно молившихся перед началом битвы, как они это делали в Кутра, поражал ужасом римско-католических солдат. В 1589 на престол Франции взошел протестантский государь Генрих Наваррский, под именем Генриха IV, который, находя себе деятельную поддержку со стороны гугенотов, порешил вознаградить их объявлением закона о полной веротерпимости. Это был знаменитый Нантский эдикт (в апр. 1598), который обеспечивал свободу совести по всему королевству и признавал за реформатами право собираться на молитву на землях вельмож, имевших право высшей юрисдикции (таковых было около 3 500), при чем им предоставлены были и разные гражданские права, как право занятия гражданских должностей, доступа в университеты и школы на равных условиях с римскими католиками и пр.

Эдикт Генриха IV, после его умерщвления (1610), был торжественно подтвержден последующими заявлениями регента, Марии Медичи, Людовика XIII и Людовика XIV. Тем не менее гугеноты вскоре имели основания жаловаться на разные досадные нарушения, за которые они не могли добиться удовлетворения (таково было разрушение реформ. церквей в Беарне 1620) В это время гугеноты проявляли чрезвычайную умственную деятельность. Свое богослужение, по соседству с Парижем, сначала совершавшееся в деревне Аблоне, довольно отдаленной и мало доступной, они перенесли в более близкий и более удобный Шарантон. Это место сделалось центром сильного религиозного и философского влияния, которое давало себя чувствовать в столице королевства и при королевском дворе. Тут было много выдающихся писателей и проповедников. В различных частях королевства было основано целых шесть богословских семинарий или «академий», из которых наиболее важными были семинарии в Сомюре, Монтобане и Седане.

Хотя нарушения духа и даже буквы Нантского эдикта были часты, однако лишь после смерти кардинала Мазарини (1661) собственно начались те ограничения, логическим последствием которых могла быть только полная отмена эдикта. С этого времени гугенотам, хотя их не раз высоко восхвалял сам король за их преданность короне во времена смут фронды, почти не давали покоя. Разными досадными постановлениями у них постепенно отнимались места богослужения, их изгоняли с занимаемых должностей или, под видом законных мероприятий, у них отнимали собственность и даже детей. Под предлогом замышляемого восстания, на них двинуты были страшные драгонады и производились всевозможные грубые насилия над теми, кто не хотел отрешаться от своей веры. Наконец, в октябре 1685, под предлогом, будто принятые меры оказались вполне успешными и что реформатской религии более не существует в его владениях, Людовик XIV подписал отмену Нантского эдикта. В силу нового закона, реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции. Все реформатские пасторы должны были оставить королевство в течение двух недель. Из других лиц никто не мог выселяться, под страхом ссылки на галеры для мужчин, заключения в тюрьму и конфискации собственности для женщин.

Несмотря на запрещение, немедленным результатом отмены Нантского эдикта было массовое бегства гугенотов в чужеземные страны. Все число бежавших невозможно определить с достоверностью. Его определяли в 800 000; но эта цифра, несомненно, выше действительной, и все число их, вероятно, было от 300-400 тысяч. Вследствие этого страна лишилась наиболее промышленной и зажиточной части населения. В течение ста лет остававшиеся во Франции гугеноты терпели всевозможные невзгоды и гонения. Богослужения они стали совершать только тайком, в пустынях и лесах, а пасторы, совершавшие его и захваченные на месте «преступлений», подвергались колесованию. Так еще 19 февраля 1762 один пастор, по имени Рошетт, был обезглавлен с утверждения тулузского парламента за то, что проповедовал, заключал браки и совершал таинства крещения и евхаристии. В 1767 г. за те же преступления другой пастор, Беранже, был присужден на смерть и казнен в виде чучела. Но эти жестокости, наконец, возмутили общество, и под его давлением Людовик XVI издал (в ноябре 1787 г.) эдикт веротерпимости. Хотя в этом документе объявлялось, что «католическая апостольская римская религия одна будет продолжать пользоваться общественным богослужением», но он, вместе с тем, признавал регистрацию протестантских рождений, браков и смертей, и запрещал каким бы, то, ни было образом угнетать протестантов ради их веры. Национальное собрание, в 1790 г., приняло меры к восстановлению конфискованной собственности протестантских беглецов, а закон 18 Жерминаля X года (1802 г.) формально организовал реформатские и лютеранские церкви, пасторы которых отселе стали получать жалованье от государства.

Между тем бежавшие и изгнанные из Франции гугеноты повсюду встречаемы были сочувственно. Все протестантские страны Европы рады были воспользоваться их трудолюбием и знаниями для оживления своей торговли и промышленности. Самое название «гугенот» получило почетное значение и повсюду служило как бы рекомендательным свидетельством. Так они сначала переселялись в Швейцарию, «предназначенную промыслом служить местом убежища», куда они особенно двинулись после побоища Варфоломеевской ночи и после отмены Нантского эдикта. С большим сочувствием гугенотских беглецов принимали и Голландии, где о них совершались общественные богослужения и производились сборы в их пользу, а также предоставлены были (в Утрехте) все городские права и изъятия от налогов в течение двенадцати лет. И другие страны северной Европы также открывали двери свои беглецам, как Дания, Швеция и др. Даже в России указом, подписанным царями Петром и Иоанном Алексеевичами (1688 г.), открывались беглецам все провинции империи и представлялись офицерам места в войске. Вольтер утверждает, что одна треть двенадцатитысячного полка, основанного женевцем Лефортом для Петра, состояла из французских беглецов. Но более всех воспользовалась и умственным, и материальным богатством гугенотов Англия. Со времени Эдуарда VI, английские короли, за единичным исключением Марии, всегда покровительствовали им. Когда дошли слухи об ужасах драгонад, Карл II издал (28 июля 1681 г.) прокламацию, в которой предлагал гугенотам убежище, с обещанием им прав натурализации и всевозможных льгот в торговле и промышленности. После отмены Нантского эдикта, Иаков I также делал им подобные же приглашения. Число гугенотов, бежавших в Англию в течение десятилетия, следовавшего за отменой Нантского эдикта, восходило до 80 000 человек, из которых около одной трети поселилось в Лондоне. В пользу беглецов произведен был общий сбор, который дал около 200 000 ф. с. И услуги, оказанные гугенотами Англии, были весьма значительны. В войске Вильгельма Оранского, когда он выступил против своего тестя, было три полка пехоты и кавалерии, состоявшие исключительно из французских беглецов. Еще более важные услуги гугеноты оказали в области промышленности, так как они ввели многие такие отрасли ее, которые дотоле совсем неизвестны были в Англии. Даже в умственном отношении влияние беглецов было весьма значительно. Достаточно упомянуть имена Дениса Папена, первого исследователя силы пара, и Рапен-Тойра, «Истории Англии» которого не имела себе соперников до появления сочинения Давида Юма. Часть гугенотов направилась и в Америку, и они именно были основателями города Нью-Амстердама (теперь Нью-Йорк), где с самого начала господствовали французская речь и гугенотская вера. Французский приход в Нью-Йорке, долго процветавший и обладавший значительным влиянием, имел целый ряд талантливых реформатских пасторов, из которых последний принял епископское посвящение от 1806 г., когда вообще гугенотская община слилась с епископальной церковью и стала называться «церковью Св. Духа». Много приходов и церквей рассеяно было и по другим городам и странам Америки. Трудно с точностью определить, сколько именно гугенотов переселилось в Америку; но, несомненно, число их нужно определять тысячами. Они имели значительное влияние на характер американского народа, гораздо большее, чем можно бы ожидать по их численности; и в списке патриотов, государственных деятелей, филантропов, служителей евангелия и вообще выдающихся лиц всякого звания в Соединенных Штатах гугенотские имена занимают весьма важное и почетное место. Наконец, часть гугенотов в последующее время, особенно из Голландии, направилась и на вольные земли Южной Африки, и там они именно сделались главными основателями двух республик, - Оранжевой и Трансваальской, и выставили целый ряд именитых деятелей, которые прославились особенно в последнее время в борьбе с Англией; таковы имена Кронье, Жубера, Де-Ветте, имеющие чисто французский характер.

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории,
секретарь Святейшего Синода
.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 782. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Во второй половине XVI века Францию захлестнули религиозные войны, вызванные назревшей необходимостью проведения радикальных церковных реформ, против которых яростно выступали сторонники католицизма, поддерживаемые Ватиканом. Тогда же их оппонентов, требовавших свободы вероисповедания, стали называть «гугенотами». Это было не что иное, как искаженное немецкое слово Eidgenjssen, в переводе означающее «заговорщик» или «клятвенный союзник». Что же известно об этих людях?

Кто такие гугеноты во Франции?

Прежде чем начать разговор о французском реформаторстве, уточним значение терминов, которые принято употреблять в отношении его главных участников. Нередко приходится слышать вопрос: «Кто такие гугеноты и протестанты и существует ли между ними разница? » Чтобы исключить всякие недоразумения, отметим сразу, что по своему значению эти термины идентичны. Особенности же их заключаются в том, что в самом начале реформистского движения, когда протестанты (от слова «протест») были немногочисленны, выражение «гугенот» («заговорщик») употреблялось по отношению к ним с некоторой насмешкой.

Дело в том, что у большинства населения оно вызывало ассоциации с широко распространенным швейцарским именем Гюга (аналогично русскому - Иван или немецкому - Фриц) и воспринималось как нечто чужеродное и несовместимое с национальной традицией. Впоследствии же, когда к протестантам присоединилась значительная часть населения страны, разница между этими названиями полностью исчезла. Гугенотами стали называть всех протестантов XVI и XVII веков.

Гугеноты и католики - в чем разница?

Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.

Разными были для них и источники вероучений. С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви. Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.

Мятеж в католическом государстве

В XVI веке значительная часть населения Франции оказалась втянутой в религиозное и общественно политическое движение, направленное на возвращение католической церкви в рамки первоначальных христианских традиций и установление свободы вероисповедания. Причиной тому послужило недовольство широких масс стяжательством и своекорыстием духовенства, прикрывавшегося мнимой святостью и в то же время проводившего кровавый террор в отношении тех, кто выступал с обличениями его лживости и лицемерия.

Жесткой критике подвергались и требования неукоснительного соблюдения обрядности, полностью вытеснившей духовную сущность христианского учения. Вожди гугенотов, по определению своему являвшиеся противниками подмены духовной стороны христианства пышностью богослужений, встали во главе этого общенародного движения.

Реформистское движение зародилось во Франции еще в конце XV века, но широкое развитие получило в первой половине следующего столетия благодаря покровительству Маргариты Наваррской - родной сестры короля Франциска I. При ее прямом содействии в стране появлялись тайные лютеранские общины, члены которых были последователями саксонского богослова Мартина Лютера, ставшего основателем одного из ранних направлений протестантизма.

Под знаменем кальвинизма

Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи - их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом.

В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества.

В обстановке кровавого террора

Открытое противостояние между сторонниками реформирования и их противниками в лице высшего духовенства началось в 1534 году, после того как во многих городах Франции появились листовки, едко высмеивавшие не только нравы духовенства, но и многие элементы совершаемых ими богослужений. В частности, критике подверглись ежедневно проводимые мессы. В ответ на это распространители листовок и все сочувствующие им были объявлены еретиками. Начались массовые аресты и казни, заставившие всех инакомыслящих уйти в подполье, но впоследствии ставшие причиной начала открытой войны гугенотов против католической церкви.

Ярым противником реформаторов был французский король Франциск I - родной брат их покровительницы королева Наварры Маргариты, о которой уже упоминалось выше. Впоследствии столь же сильную ненависть к ним испытывал и его преемник Генрих II, издавший эдикт, согласно которому все враги господствовавшего в стране католицизма подлежали сожжению на кострах.

Оба монарха находились под сильным влиянием древнего аристократического рода Гизов, представители которого всегда являлись сторонниками крайне жесткого католицизма и исконными врагами протестантов. В 1559 году именно они стали инициаторами создания в рамках парламента печально известной «Огненной палаты», ведавшей расправой над еретиками.

Первое крупное сражение

Однако всеобщая ненависть, которую возбуждали к себе не в меру зарвавшиеся вельможи, на практике лишь способствовала пополнению протестантских рядов и созданию в стране мощной оппозиции. В результате среди дворян-кальвинистов был составлен заговор, цель которого заключалась в свержении с престола Франциска I, удалении от двора Гизов и установлении в стране целого ряда религиозных свобод.

Вопреки принятым мерам, планы заговорщиков стали известны королю, и, бежав в город Амбуаз, он сумел укрыться в крепости, на защиту которой выступили регулярные воинские подразделения. Основная часть мятежников погибла в бою, а остальных предали казни. Несмотря на то что их разгром стал крупным поражением гугенотов, пролитая кровь не пропала даром - «Огненная палата» была упразднена, и положение инакомыслящих отчасти улучшилось. Однако участие в собраниях протестантов и проводимых ими богослужениях по-прежнему могло привести на эшафот. Лишь в 1561 году королем Карлом IX был издан эдикт, запрещавший применение смертной казни по отношению к еретикам.

Тем не менее разногласия между сторонниками сохранения католицизма в его прежнем виде и их противниками, призывавшими к немедленным реформам, привели к расколу в обществе и началу череды религиозных войн. Гугеноты на начальном этапе не были склонны к применению силы, и их действия стали лишь ответом на вероломство прокатолической правительственной группировки, возглавляемой в тот период маршалом Сент-Андре, коннетаблем Монморанси и герцогом Гизом.

Франция, залитая кровью

Историки насчитывают 8 религиозных войн, связанных с реформистским движением во Франции. Первая из них, проходившая с переменным успехом, началась в 1562 году, после того как отряд Франсуа де Гиза перебил большую группу протестантов, собравшихся на богослужение в городе Авиньоне. Через год военные действия завершились подписанием в Амбуазе мирного договора, согласно которому гугенотам была предоставлена свобода вероисповедания.

Однако королева Франции Мария Медичи, опасаясь их возросшего влияния, вскоре отменила изданный ею же документ, вернув все на прежний уровень. В ответ на это вождь гугенотов герцог Конде, происходивший из рода Бурбонов, вкупе с маркизом Калиньи предпринял попытку сместить короля и занять его место на троне. Затея не удалась, и после многодневной осады Парижа представители противоборствующих сторон вновь сели за стол переговоров. Ими был заключен очередной мирный договор, нарушение которого привело через полгода к началу гражданской войны.

Город Ла-Рошель, ставший центром протестантизма

Несмотря на то что идеи реформаторства нашли живой отклик у значительной части населения, приверженцы католицизма не прекращали совершать в отношении их акты насилия. Это стало причиной того, что вожди гугенотов были вынуждены покинуть Париж и укрыться за крепостными стенами приморского города Ла-Рошели, сделав его своей основной штаб-квартирой.

Туда со всех концов Франции стекались их последователи. В Ла-Рошель же прибыло подкрепление, посланное английской королевой Елизаветой и протестантскими князьями Германии. Но в марте 1569 года правительственные войска нанесли объединенным силам мятежников сокрушительное поражение. Герцог Конде был захвачен в плен и лишь благодаря случаю сумел вновь обрести свободу.

Однако гугенотов это не остановило, и во главе с сыном Жанны Наваррской - Генрихом (будущим королем Франции Анри IV Великим) - они вновь устремились в бой. На этот раз удача оказалась на их стороне. В результате подписанного в 1570 году Сен-Жерменского мира была объявлена всеобщая амнистия и задекларирована свобода вероисповедания. Чтобы иметь гарантии соблюдения договора, гугеноты оставили за собой контроль над такими стратегически важными объектами, как крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Лашарите. Но в скором времени судьба нанесла им тяжелый удар.

Кошмар Варфоломеевской ночи

Этим ударом стало массовое убийство протестантов, совершенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По имеющимся сведениям, в одном лишь Париже жертвами религиозных фанатиков стало не менее 2 тыс. человек, тогда как общее количество убитых в стране превысило 30 тыс.

У историков есть основание полагать, что истинной виновницей трагедии являлась мать французского короля Карла I - Мария Медичи, ненавидевшая протестантизм и в тайне замышлявшая убийство гугенотов, но из политических соображений создававшая видимость лояльности по отношению к ним. Чтобы заманить в Париж по возможности большее число богатых и знатных сторонников реформации, она устроила свадьбу своей дочери Маргариты (получившей известность под именем королевы Марго) с видным гугенотом - Генрихом Наваррским. Это был именно тот человек, которому в будущем судьба уготовила взойти на французский престол под именем Анри IV Великого.

Столь явное проявление сочувствия к протестантскому движению усыпило бдительность его последователей, и они, ничего не подозревая, съехались во французскую столицу. Торжества, сопровождавшие венчание будущей королевы, продолжались шесть дней, а по их завершении в ночь накануне католического праздника - дня святого Варфоломея - началась страшная резня. Она положила начало очередной эскалации военных действий. В течение Варфоломеевской ночи гугеноты потеряли не только огромное количество своих сторонников, но и многих видных военачальников, что неизбежно сказалось в ходе последовавших вскоре вооруженных столкновений.

Последующие военные столкновения

Однако, несмотря на внезапный и сокрушительный удар, нанесенный католиками, протестанты сумели выстоять в сложной обстановке и, используя в качестве опорных пунктов крепости Ла-Рошель, Монтобане и Ним, защищались с мужеством, восхищавшим современников. О том, как действовали гугеноты в столь критической для них ситуации, осталось немало исторических свидетельств. Например, в архивах Лувра имеется свидетельство того, как их отряд, состоявший из полутора сотен человек, сумел в сентябре 1572 года отразить в районе Монтобане нападение противника, почти вдвое превосходившего его по численности.

В течение всего последующего года военные действия, спровоцированные резней в Варфоломеевскую ночь, гугеноты и их противники вели с особым ожесточением. Они продолжались в течение года и завершились подписанием очередного мирного договора, который ни одна из сторон не воспринимала всерьез. Подтверждение этому было наглядно продемонстрировано уже в июне 1574 года, когда на французский престол поднялся Генрих III - последний представитель династии Валуа.

Под скипетром лицемерного короля

Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.

В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок.

Так, став во главе «Католической лиги», созданной в 1576 году для противодействия гугенотам, Генрих III скоро убоялся возрастающего влияния ее основателя герцога де Гиза и, ничуть не смутившись, переметнулся на сторону протестантов. В ответ на это сторонники французского католицизма обратились за военной поддержкой к испанскому королю и получили ее, в ущерб национальным интересам провозгласив наследником престола престарелого кардинала Бурбонского, неспособного проводить самостоятельную политику, но весьма угодного Мадриду.

Восьмая (и последняя) религиозная война

Как действовали гугеноты в условиях испанской интервенции? Они призвали себе в помощь войска из протестантской части Германии, и Франция погрузилась в очередную - уже восьмую по счету религиозную войну. Как и прежде, вооруженные столкновения сочетались в ней с многочисленными политическими интригами, нередко определявшими исход событий.

Например, Генрих Наваррский разгромил силы католиков в битве при Кутра, но в то же время герцог де Гиз умело спровоцировал волнения в Париже и добился принятия закона, по которому протестант не мог унаследовать престол. В результате после смерти Генриха III Генрих Наваррский для получения короны вновь совершил предательство своих сторонников и как ни в чем не бывало вернулся в католицизм.

Заключение

Борьба между представителями двух религиозных направлений продолжалась и в последующие столетия, причем перевес сил часто оказывался на стороне католиков. Хотя открытые кровопролития постепенно отошли в прошлое, но они неоднократно вводили против своих оппонентов различные юридические санкции. Так, в 1617 году на основании королевского эдикта у протестантов была конфискована значительная часть имущества, что дало толчок их массовой эмиграции в Швейцарию, Германию, Англию и Нидерланды. Столетие же спустя были объявлены вне закона все браки, заключенные священниками-реформистами. Гугеноты это сочли унижением и, не имея возможности вести борьбу, вновь устремились на чужбину.

Лишь в 1787 году был издан эдикт, возвращавший гугенотам все гражданские права, а через два года на волне вспыхнувшей в стране Великой Французской революции они были уравнены с прочими гражданами и в политическом отношении. В настоящее время во Франции насчитывается несколько десятков религиозных организаций протестантского толка, часть которых считает себя прямыми наследниками гугенотов.

Гугеноты (Huguenots) - название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело благодаря главным образом пропаганде женевских граждан право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Гугеноты под угрозою смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил Гугеноты сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение "ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Гугеноты мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Гугеноты смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Гугеноты был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Гугеноты право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастием и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Гугеноты опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Гугеноты выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Гугеноты деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили Гугеноты наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Гугеноты в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках Гугеноты оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобресть доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь (см.). Многие Гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Везде, где Гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Гугеноты и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III начались снова преследования Г., и война возобновилась, причем к Гугеноты присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне Г., решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих Г., и решил в 1579 г. заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением еще более широких прав Гугеноты и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Гугеноты взялись снова за оружие, и возникла восьмая религиозная война, известная в истории под именем "войны трех Генрихов". Протестантская Германия поддержала Гугеноты присылкою войск, Англия - деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц некатол. вероисповедания. После смерти Генриха III (см.) Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг. с некоторыми добавлениями (см. Нантский эдикт). Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол. религия в чисто протестантском Беарне; Гугеноты должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения. Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и Мазарини Гугеноты пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 г. Множество Гугеноты спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г. в Севеннских горах так назыв. восстание камизардов (см.). Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. См. также Реформация, Кальвинизм, Протестантизм, Лига. На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого "Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции", в которых история Гугеноты рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина "Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции". De Félice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des assemblées politiques des réformés en Fr."; Puaux, "Hist. de la réforme française"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les guerres civiles"; Klüpfel, "Le colloque de Poissy"; Rémusat, "La Samte-Barthelemy"; Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI siècle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der Bartholomaeusnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

сторонники кальвинизма во Франции в XV!-XVIII вв. Борьба Г. с католиками вылилась в Религиозные войны. Выражали недовольство королевской централизаторской политикой и засильем католической церкви.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГУГЕНОТЫ

франц. huguenots, возможно, от нем. Eidgenossen - союзники) - в широком смысле сторонники кальвинистской (протестантской) религии во Франции 16-18 вв.; в узком смысле - особая религ.-политич. группировка франц. кальвинистов, существовавшая в 60-х гг. 16 в. - 20-х гг. 17 в Социальный состав Г. был крайне пестрым: представители буржуазии и плебейства, для к-рых кальвинизм стал знаменем борьбы против феод. эксплуатации, с одной стороны, часть дворянства и феод. знати, выступавшая с реакц. феод.-сепаратистских позиций против крепнувшего королев. абсолютизма, с другой. Борьба между Г. и католиками (также объединявшими разнородные по своему социальному составу элементы) вылилась в так наз. религиозные войны. Нантский эдикт 1598 признал за Г. свободу вероисповедания и предоставил им значит. политич. самостоятельность. По мере усиления абсолютизма при Ришелье с политич. самостоятельностью Г. было покончено ("эдикт милости", 1629); при Людовике XIV, отменившем в 1685 Нантский эдикт, они были лишены свободы вероисповедания и вынуждены были либо перейти в католичество, либо выселиться из Франции (многие ее покинули). Уравнение в правах с католиками Г. получили в период франц. бурж. революции кон. 18 в. Источн.: Loutchltzky I., Documents in?dits pour servir а l´histoire de la R?forme et de la Ligue, P., K., 1875. Лит.: Лучицкий И., Феод. аристократия и кальвинисты во Франции, ч. 1, К., 1871; Клячин В. П., Политич. собрания и политич. орг-ция кальвинистов во Франции 16 в., К., 1888; Vienot J., Histoire de la R?forme Fran?aise, t. 1 (Des origines а l´Edit de Nantes). P., 1926, t. 2 (De l´Edit de Nantes а sa r?vocation), P., 1934; Zoff O., Die Hugenotten. Geschichte eines Glaubenskampfes, Weimar, 1949.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...