Камчатская епархия. Петропавловская и камчатская епархия

Главная > Сочинение

Сочинение – размышление

«Научно – технический прогресс – «за» и «против»».

«Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации».

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума».

(А.Д. Сахаров Нобелевская лекция) 1975г.)

Выполнил ученик 10 класса

Грешняев Юрий

2011 год

Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны и грандиозны, что превосходят самые смелые проекты писателей – фантастов. Но, несмотря на это, человечество в лице представителей науки и широких масс вступило в третье тысячелетие с большой тревогой и озабоченностью.«Научное изучение всех взаимосвязей в природе и последствий нашего вмешательства явно отстаёт от темпов происходящих изменений. Промышленное и гидротехническое строительство. Лесозаготовки, распашка целинных земель. Применение ядохимикатов – это всё неконтролируемым, стихийным образом меняет облик земли. В воздух и в воду выбрасывается огромное количество вредных отходов промышленности и транспорта, в том числе и канцерогенных. Углекислота от сжигания угля меняет теплоотражательные свойства атмосферы. Рано или поздно это примет опасные масштабы. Но мы не знаем – когда». 1. (А.Д. Сахаров «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании…».К сожалению, наверное, уже знаем… Мир стал опасен для жизни человека, локальные войны, террористические акты, самые изощрённые формы убийств, снижающих ценность человеческой жизни,- вот что предстаёт перед нами сегодня, вызывая чувство страха за наше будущее и будущее наших детей. Как могло такое случиться? Почему пытливая человеческая мысль, достигнув таких высот и на земле, и в океанских глубинах, и в космических сферах, не увидела этих опасных тенденций? Ведь ещё в 19 веке многие известные философы, писатели предостерегали от увлечения чистой наукой: вот что записал в своём дневнике 25 апреля 1895года Лев Толстой: «… стали говорить про то, какой будет скоро матерьяльный прогресс, как – электричество и т. п. И мне их жалко стало, и я им стал говорить, что жду и мечтаю, и не только мечтаю, но и стараюсь о другом единственно важном прогрессе – не электричества и летанья по воздуху, а о прогрессе братства, единения и любви». Конечно, на это всегда указывали человечеств все великие умы,говоря, что общественный прогресс определяется нес только степенью господства человека над силами природы, сколько умением использовать их в интересах человечества. А что это значит – «использовать их в интересах человечества»? По-моему, очень точно ответил на мой вопрос В.А. Легасов: «Почему … в 30-е, 40-е, 50-е годы наши технические достижения славились качеством? Та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полётом Гагарина, была создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского. Люди, создававшие технику, были воспитаны на величайших гуманных идеях. А техника была для них лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них» 2. (Из интервью академика В.А. Легасова Ю Шевчуку.в повести «Чернобыль»). Одним словом, наука без опоры на нравственность чудовищна, опасна для человечества. Вспомним стихотворение Ю. Кузнецова «Атомная сказка»: Положил он лягушку в платок,

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке дрожали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Практика второй половины 20-го и первых десятилетий 21-го веков показала, что уровень знаний человека сам по себе еще не гарантирует высокого нравственного сознания. Важна мировоззренческая и нравственная ориентация знаний. « Моральные качества выдающейся личности имеют, вероятно, большее значение для молодого поколения и исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения». (А. Эйнштейн).И такой личностью, с удивительной гармонией сочетающей в себе интеллектуальный гений, кристальную честность и исключительное чувство ответственности и сопричастности ко всему, что его окружало, был Андрей Дмитриевич Сахаров. Учёный не марионетка, а человек с ясным умом и твердой памятью, поэтому он не может не осознавать собственный вклад в изготовление тех или иных предметов и систем, опасных для людей. Ядерная бомба, нейтронная бомба, химическое и биологическое оружие не могут появиться без многолетних исследований, и вряд ли можно подумать, что учёные, участвующие в подобных разработках, не понимают, что они делают. К работе по созданию термоядерного оружия А.Д. Сахаров был привлечён постановлением Совета Министров СССР в июле 1948 года против своего желания. Но позднее, войдя в работу, он пришел к мнению, что этой проблемой нужно было заниматься, так как в США уже вовсю велись аналогичные исследования. Он считал, что нельзя допускать положения, при котором США стали бы монопольным обладателем термоядерного оружия. В этом случае стабильность мира была бы поставлена под угрозу. В. Астафьев даже обвинил Сахарова в лицемерии: « Создав оружие, которое сожжёт планету, так и не покаялся. Такая маленькая хитрость- умереть героем, совершив преступление». А. Адамович считал, что его общественная деятельность и была его покаянием. Но в « Воспоминаниях» А.Д. Сахарова нет никакого покаяния. До конца своих дней Сахаров считал, что ситуация, при которой сверхоружие сосредоточено в одних руках, чревата огромной опасностью и … рассматривал свою работу над водородной бомбой как средство предотвращения глобальной катастрофы. Тем не менее, он осознал и великую опасность, которая угрожает человечеству и всему живому на Земле в случае, если это оружие будет пущено в ход. Опасность для человечества представляли даже испытательные взрывы ядерного оружия, которые тогда проводились в атмосфере, на земли и в воде, поэтому он начал вести активную борьбу за разоружение, борьбу против испытаний ядерного оружия.А. Д. Сахаров, единственный из участников проекта по созданию термоядерного оружия, так же решительно вёл борьбу с его распространением, как в своё время работал над его созданием. Он защищал страну силой создаваемого им термоядерного оружия и силой разума, своего обострённого нравственного чувстваОн был носителем мышления, основанного на разуме. Его называют «основателем новой нравственности».Я считаю, что это обыкновенная человеческая нравственность, только очень последовательная, основанная на разуме и ответственности учёного за свои изобретения.. Кажется непостижимым, что в одном человеке неразделимо слились мощь теоретика, размышления о глубинах космоса и атомного ядра, о том, что несут они человечеству. Нелёгкая судьба А. Д. Сахарова учит нас многому. Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума. Мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно, за справедливость обретённой истины, что и движет вперёд человека и человечество. Проанализировав проблему ответственности и нравственности учёных, я сделал вывод: в большинстве техногенных катастроф повинен человеческий фактор.. Сегодня нужно технику защищать от человека, в руках которого сосредоточены потрясающие мощности. Нельзя перекладывать всю ответственность на учёных, необходимо понимать, что развитие науки и техники - это неотъемлемая часть развития общества и не только в научной деятельности. Научно – технический прогресс не должен опережать прогресс духовный, нравственный. Только в единстве науки и нравственности залог счастливого и гармоничного будущего человечества. Нужно помнить об этом всем нам и подтверждать это делом. P.S. По окончании школы я хочу продолжить обучение в области машиностроения, т. к. не представляю своей жизни без техники. Я сконструировал собственную модель автомобиля. Моя конечная цель – сделать двигатель модели экономичным, на экологически чистом источнике энергии. (См. приложение )

Приложение


Не претендуя на оригинальность названия ("Православная Камчатка" - сайт Петропавловской и Камчатской епархии), попытаюсь рассказать о том, какой я Камчатскую епархию увидел. И в основном речь пойдет про Петропавловск-Камчатский - наверное, это недостаток, но полного отчета тоже не будет.
Надо сказать, что в советское время на Камчатке особо отличились, и в отдельно взятом регионе сбылась дурная мечта Никиты Хрущева - на Камчатке не осталось ни одного храма. В статье по истории епархии с официального сайта Московской патриархии приводится цитата из речи Патриарха Московского и всея Руси Алексий II: "Уже в 1923 году было уничтожено около 50 храмов, богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена". Подчеркну, что речь идет о регионе, который практически полностью изолирован от материка - на севере Камчатке гористая местность в условиях вечной мерзлоты, дороги по суше нет никакой. Поэтому православное население Камчатки оказалось полностью отрезано от литургии и прочей богослужебной жизни. Первую православную общину удалось зарегистрировать лишь в 1984 году. Службы проходили в обычном жилом доме, а первый храм (святых апостолов Петра и Павла) в Петропавловске-Камчатском был построен лишь в 1992 году. Про эту историю есть интервью с настоятелем храма отцом Ярославом Левко, не смотря на очень сомнительный журнал, текст хороший .

Итак, в советское время Камчатке особенно не повезло (хотя и всей стране тогда было не сладко). Некой компенсацией этого невезения стало назначение на Камчатскую епархию в 1998 году владыки Игнатия (Пологрудова). Плоды его активной деятельности - новый Свято-Троицкий собор, Свято-Пантелеймонов монастырь и многое другое. Обращает внимание, что он уже много лет ведет свой блог (старый адрес), в котором каждый желающий может лично с ним пообщаться. С 2011 года владыка Игнатий назначен на другую кафедру - теперь он митрополит Хабаровский и Приамурский. А новый камчатский архиепископ Артемий (Снигур) получил богатое "наследство" - согласно епархиальному сайту , по состоянию на 1 января 2011 года на Камчатке 47 храмов и общин, 2 монастыря, 1 скит и 10 часовен.

От этой небольшой исторической справки перейду все же к фотографиям. Ставший теперь уже символом Петропавловска памятник святым апостолам Петру и Павлу на берегу Авачинской бухты и Култучного озера - открыт в рамках празднования 300-летия православия на Камчатке в 2005 году:

Первый после безбожного периода камчатский храм - святых апостолов Петра и Павла, открытый в 1992 году, расположен на скромном небольшом участке посреди частного сектора (улица Панфилова, 30):

Новый Свято-Троицкий собор строится также на склоне Мишенной сопки. Фотография сделана со стороны района Горизонт в январе 2010 года, храм еще на этапе строительства:

По соседству с храмом, ниже по склону, видны престижные таунхаусы на Туристическом проезде. Чтобы представить, чего стоит земля в этой районе, отмечу, что желающему приобрести такой сейчас придется выложить почти... 30 млн. рублей !

Фото, сделанное с того же ракурса спустя год. Отделка собора завершена:

Еще фото Свято-Троицкого собора, сделанные в 2010 и 2011 г.г.:

В центре города, в районе Никольской сопки, расположены памятники Петропавловской обороне 1854 от англо-французской эскадры. Деревянная церковь Александра Невского построена в 2007 году на месте исторической цервки 1857 года, созданной в честь этой победы, и снесенной в 1937ом году (как обычно, к сожалению...):

Памятник "Слава" был установлен в 1882 году. Текущее его местоположение не является историческим - он был перенесен на Никольскую сопку в 40ых годах 20го века:

В соответствии с советскими традициями, в 20ые годы памятник увенчали звездой вместо креста. А вот что действительно удивительно - по имеющейся в сети информации , крест был возвращен еще в 50ые.
Для меня также осталось непонятным, почему этот памятник называют первым памятником обороне 1854 года в Петропавловске. А как же тогда церковь Александра Невского? Здесь либо вкралась какая-нибудь ошибка, либо церковь все-таки не включают в число памятников. В общем, если кто меня просветит по этому вопросу, буду благодарен.

Пожалуй, самый известный памятник Никольской сопки - это часовня в честь погибших при обороне 1854 года, построенная в 1912 году:

Не смотря на все землетрясения и капризы погоды, часовня очень хорошо сохранилась, не в пример панельным хрущевкам из 60ых. Сейчас в Петропавловске около сотни домов в списках на снос как не подлежащие реконструкции, а она ничего - стоит. Серые камни, из которых сделана часовня - это скорее всего вулканический туф, хотя я могу и ошибаться.

Памятник Святителю Николаю Чудотворцу - установлен на Никольской сопке в 2008 году:

Еще один новый памятник - крест на Северо-Восточном шоссе:

Прошу прощения за качество фото - снимал из окна машины.
Историю его установки я не знаю, но слышал от местных жителей, что идея понравилась далеко не всем ("как на кладбище"). Я, разумеется, не согласен. Вообще, здесь вопрос скорее не в том, как и что установлено, а в последствиях безбожного существования на Камчатке. На мой взгляд, атеизм и равнодушие в людях среднего возраста там укоренились сильнее, чем в центральной России. Но в тоже время, дети проявляют неожиданную активность и целеустремленность в вопросах веры, что несомненно является следствием активной просветительской деятельности последних двух десятилетий. Знаю историю крещения двух детей 6ти и 8ми лет, которые сами упросили отца, настроенного атеистически, отпустить их в Храм на крещение. Кстати, процедура оглашения включала в себя цикл занятий - учитывая возраст детей, их посещали в основном крестные.

Разумеется, православный церкви на Камчатке есть не только в столице края. Например, вот такая часовня, посвященная Михаилу Архангелу, встречает прилетающих в аэропорту Елизово:

Не хотелось бы на этом заканчивать рассказ, но к сожалению, мой запас знаний и фото на этом практически исчерпан. Нет фото Свято-Пантелеймонова мужского монастыря в Петропавловске-Камчатском - он хоть и расположен в центре города, но закрыт деревьями и сопками с обычных смотровых площадок, надо специально ехать. И нет фото самого восточного православного храма России - это храм Николая Чудотворца на острове Беринга . Но тут хотя бы есть уважительная причина - на Командоры из Петропавловска надо лететь на самолете на расстояние порядка 600 км. Так что обзор далеко не полон. Для интересующихся вопросом - недостающую информацию можно найти на сайте

Существующие на полуострове православные общины входят в состав Петропавловской и Камчатской епархии. Датой её создания считается 1840 год. В этот период она была выделена из Иркутской епархии. Непростая история развития православия на Камчатке насчитывает более 300 лет. В 1697 году Владимиром Атласовым и членами его экспедиции на камчатской земле был поставлен первый православный крест.

Первая православная церковь Камчатки

Постройка первого храма на полуострове связана с именем Ивана Енисейского. Это легендарная для Камчатки личность. Бросив службу в Анадырском остроге Енисейский вместе с Лукою Морозкой отправился в 1696 году на полуостров в поисках иной судьбы. Почти три года Енисейский участвовал в походах и различных сражениях в рядах отряда Владимира Атласова. Вместе с его сподвижниками он собирал ясак и доставлял его в государственную казну.

После тяжёлого ранения Енисейского перевели в приказчики на Калыму, где он стал представителем воеводы, а затем получил дворянский титул. Закончил он свою жизнь трагически на Камчатке. Во время восстания юкагирамов в Акланском острожке Енисейский был заживо сожжен. Произошло это в 1714 году.


За год до этого события усилиями Енисейского на полуострове была построена первая православная церковь. Возводили её на реке Ключевке в честь Николая Чудотворца. Несмотря на то, что церковь была возведена в 1713 г., освятили постройку уже после смерти Енисейского. Сделал это иеромонах Иосиф Лазарев в 1725 году. Нижне-Камчатский острог, в котором находилась постройка, в те времена был центром полуострова.

Во время местного восстания 1731 года построенный Енисейским храм сгорел. В 1741 году вместо него была построена и освящена новая церковь Успения Божией Матери. Это одна из самых старых православных построек, в которой и в настоящее время проводятся службы. Восстановлена она была на общественные пожертвования в 1993 году. Годом раньше её постройки в 1740 году на полуострове был построен храм Петра и Павла.

Православие в наши дни

Официально на полуострове зарегистрировано 12 религиозных конфессий. Самая распространённая из них - РПЦ. Она имеет на полуострове 31 действующий приход. Большинство жителей Камчатки считают себя православными людьми. В составе РПЦ местная епархия является самой протяжённой в России. Местный мужской монастырь считается самым восточным в стране.


Главный кафедральный собор края находится в Петропавловске-Камчатском. Он освящен в честь Святой Живоначальной троицы. Собор имеет свой особый облик. Для его постройки был выбран древнерусский стиль. Проект храма разрабатывался с учётом силы землетрясений, которые для Камчатки не являются редкостью. Его стены способны выдержать сейсмические толчки силой в 10 баллов. В оформлении собора использовались только минеральные краски, которые с течением времени каменеют, что значительно продлевает жизнь фрескам.

В состав епархии входит и самый восточный храм России, освященный в честь Святителя Николая Чудотворца. Построен он в селе Никольском на Командорских островах, которые представляют собой удалённые на расстоянии 200 метров от берега Камчатки четыре небольших клочка земли, омываемые Тихим океаном. Село Никольское расположено на одном из них, названном в честь Витуса Беренга.

Первый православный приход был основан на Командорских островах еще в 1887 году. Во времена Советской власти все религиозные здания на островах были перепрофилированы. Новая эпоха возрождения православия на островах началась в начале 90-х годов прошлого столетия.


Освящение храма Николая Чудотворца в Никольском было проведено осенью 2012 года. Его иконостас выполнен мастерами из Сергиева Пасада. На звоннице церкви установлены колокола, которые раньше стояли на прежней церкви села. После её разрушения они находились в качестве экспонатов в Алеутском краеведческом музее. При новом храме есть своя православная библиотека и мини-гостиница для паломников.

Поддержка православия на Камчатке ощущается в настоящее на уровне местной власти. При участии Правительства края разработана программа строительства 20 храмов. Вместе с числом церквей на Камчатке растёт и количество прихожан. Многие службы проводятся в крае пока в молитвенных комнатах. В 55 приходах и общин служит 44 священника и 5 диаконов. Многие приходы находятся в труднодоступных местах полуострова.


Программа «20 храмов»

Принятая в крае программа развития православия предусматривает возведение церквей в каждом районном центре, а также крупном городе полуострова. Потребность в этом возникла у жителей региона. Вместе с церквями будут построены дома для священников и здания для православных школ. Реализация программы проходит под наблюдением и контролем попечительского совета, в который входят представители духовенства, местной власти и члены православной общины. В настоящее время на территории полуострова проводятся службы в уже действующих церквях.

Алеутинский район

Главный храм района - церковь Николая Чудотворца, которая находится в селе Никольском на острове Беренга. Первый камень в основание строения был заложен в 2010 году. Фундамент строения был освящен патриархом Кириллом. Саму церковь освятили после окончания постройки в 2012 году.

Быстринский район

В рамках программы в районе возведён храм в посёлке Эссо. Начатое в 2004 году строительство удалось завершить лишь в 2016 году.


Елизовский район

Этот район Камчатского края славится наличием большого количества церквей и часовень. На его территории расположены храмы:

  • Успения Божией Матери.
  • Святого Луки Крымского.
  • Святого православного Алексия.
  • Святого Николая Чудотворца.
  • Иконы Божией Матери "Живоносный Источник".

В этом же районе находится женский монастырь и три часовни: в честь Богоявления, Георгия Победоносца и Архангела Михаила.

Карагинский район

На территории района создано два прихода: при храме Архангела Михаила в посёлке Оссора и при храме Преображения Господня в посёлке Тымплат. Они представляют собой обычные деревенские дома, приспособленные под проведение религиозных обрядов и служб.

Мильковский район

Основным храмом в районе является Богоявленская церковь. Она находится в селе Мильково. Православные приходы есть в поселках Таёжном, Шаромы и Атласово.

Олюторский район

Православный приход Кирилла и Мифодия района расположен в селе Тилички. Он представляет собой обычный деревенский дом.

Пенжинский район

Основная церковь района расположена в селе Каменское в обычном деревянном доме. Еще один православный приход есть в селе Манилы.

Соблевский район

Два храма в районе открыты в селе Устье, освященный в честь Николая Чудотворца, и в селе Соболева в честь иконы Казанской Божией Матери.

Тигильский район

В районе три действующих храма:

  • Воздвижения Креста Господня в посёлке Усть-Хайрюзова. Новая церковь со звонницей.
  • Николая Чудотворца в посёлке городского типа Палана. Деревянная постройка в двумя куполами.
  • Рождества Христова в посёлке Тигиль. Деревянная церковь с двумя куполами и звонницей.

Усть-Большерецкий район

В рамках программы строительства храмов на Камчатке в посёлке Октябрьском этого района начато строительство собора в честь Иоанна Кронштадтского. В настоящее время здесь действует приход Святителя Василия Великого.

Усть-Камчатский район

В рамках программы "20 храмов" в районе построена церковь святого Иннокентия в посёлке Козыревске. В посёлке Ключи действую храм Рождества Богородицы, а в Усть-Камске Успенская церковь.

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...