Культура нового времени основные черты. Развитие культуры в новое время

Человеческая культура сравнима, пожалуй, с безбрежным седым океаном. В её глубинах таятся неисчислимые сокровища мысли, уникальные шедевры музыки и живописи, архитектуры и кинематографии, достижения науки и техники, великие и ещё много всего того, что определило наш духовный облик на сегодняшний день. Человечество на своём веку знало немало цивилизаций, оставивших значительный отпечаток в судьбе потомков или же канувших в Лету без следа. Каждое время выдвигало своих героев, своих духовных вождей и обладало своими уникальными характеристиками.

На смену мрачному Средневековью приходит интереснейшая эпоха, которую принято называть Новым временем. А культура стала определяющим моментом в истории наших предков и во многом предопределила современный расклад событий.

Проблемы периодизации

Само понятие «новое время» достаточно условно и расплывчато. Ведь оно включает в себя не только определённые временные рамки, но и принципиально новый уровень мышления, новый взгляд на мир, расширение культурного, интеллектуального пространства. Культура нового времени основывается на идеалах гуманистов Ренессанса. Именно им принадлежит идея делить человеческую историю на древний, средний и новый периоды. В качестве точки отсчёта за основу периодизации ими брался принцип новаторства в культурной сфере, а не только в социально-экономической. Объяснялся такой подход достаточно просто: после разгула инквизиции, гонений на науку, засилья Церкви во всех сферах государственной и частной жизни Возрождение с его прогрессивными взглядами и первыми ростками демократии, идеалом гармоничного человека, всплеском научно-технической мысли, открытием и освоением новых земель воспринималось образованными людьми как глоток свежего живительного воздуха. И культура нового времени в полной мере соответствует такой идеологии. Но далеко не все страны, существовавшие на тот момент, находились на одинаковом уровне культурно-экономического развития, не все народы были в равной степени цивилизованы. Да и в сама наряду с утверждением гуманизма и просвещения, Реформацией, порой отбрасывалась на десятилетия в прошлое кострами инквизиции, показательными судами ведьм и т.д. В России процветало Собор Парижской Богоматери во Франции, как и бессмертный роман Гюго, стали одним из символов, весьма показательных, этого времени, отразив, с одной стороны, высокие достижения, полёт творческой мысли и духа человека, а с другой - его страх перед непонятным, неведомым и рабские черты души. Тем не менее, эпоха нового времени доказала: именно с её наступлением Европа становится не только политическим, но и духовным центром мира и распространяет своё интеллектуальное, политическое и техническое влияние на другие страны и народы. Европейская цивилизация становится самой развитой и сильной на тот момент.

В научных кругах нет единого мнения по вопросу периодизации.

  • Одни историки предлагают за начало эпохи принять 1640-го года, когда народ и буржуазия под руководством Кромвеля посягнули не только на власть, но и жизнь монарха, казнив короля Карла Стюарта.
  • По мнению других, эпоха и культура нового времени более отвечают такой точке отсчёта, как Реформация 1517-го года и деятельность Лютера.
  • Третьи группы учёных в качестве главенствующих называют дату открытия Америки, захват османами столицы Византии Константинополя, Французскую революцию в 1789-м году.
  • Окончанием нового времени и наступлением Новейшей истории западные историографы называют завершение Первой мировой войны, а в советской науке считался Семнадцатый год и восстание большевиков.

Новое время - новая культура

Грандиозность эпохи Нового времени в полной мере нашла отражение в его художественной культуре. Помимо политических переделов мира, войн и революций, нового времени вместила в себя новые веяния, которые пришли в европейское сознание с близким знакомством с жизнью Африканского материка и Индии с её своеобразной философией, открытием Америки и бытом, культурой, мифологией, искусством её коренных народов, тесными соприкосновениями с Востоком и мусульманской религией.

Искусство в Новом времени воспринимается не как развлечение, отдых от трудов праведных (умственных и физических), а как важнейшая форма творческой деятельности. Напряжённый поиск в этой области привёл к созданию в мировом искусстве таких стилей и направлений, как пышное барокко с его внешней эффектностью и стилизацией под античность, строгий классицизм с присущим ему прославлением разума и рассудительности, сентиментализм, прославляющий превосходства сердца, чувств над рационализмом, реализм с пристальным вниманием к человеческой душе, её поискам и метаниям, падениям и взлётам, и, наконец, так называемые декадентские течения.

Сам характер эпохи, динамичный и драматический, породил это разнообразие стилей и направлений, которые не просто сменяли друг друга, но сосуществовали и даже боролись как в пределах творчества одного Мастера, так и в рамках целых художественных школ. Главное, что в центре всего был Человек, Личность. Через него, как через призму, велось изучение Времени и отображение его в архитектуре, скульптуре, живописи и т.д. И все культурно-художественные веяния эпохи отразили борьбу людей за и духовность, достойное существование их в свободном обществе.

С XVII до начала XX века -- оформление западноевропейской культуры.¦ Формирование нового, индустриального типа общества.

¦ Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.¦ Повышение авторитета философии¦ Признание ценности образования.¦ Научная революция XVII--XVIII века -- формирование основ современной науки. XIX век -- век классической науки ¦ Многонационалыюсть и многоязычность европейской культуры, взаимодействие национальных культур.¦ Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам - XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно

XVII век

XVII век в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения - Леонардо, Микеланджело. впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами. наука рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, Главным критерием истины становится разум. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Если говорить об искусстве XVII века , то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”.

На смену сумрачному Средневековью пришла интересная эпоха, вошедшая в историю под названием Новое время. Она во многом предопределила события современности, способствовала развитию общественного самосознания, науки, технического прогресса.

Направления культуры Нового времени

Культура Нового времени охватывает временной отрезок, начиная с конца XVII века и вплоть до ХХ века.
Данную эпоху принято делить на два больших этапа:

  • Эпоха Просвещения. Охватывает XVII и XVIII века. Толчком к началу ее развития послужил отказ общества от укоренившегося феодального образа жизни и переход к демократическому строю.

Основная цель эпохи Просвещения или века Разума - это образование не отдельных слоев общества, а всего народа. Именно благодаря этой идее стало возможным развитие прогресса во многих отраслях промышленности, научных знаний, медицины, искусства.

Эпоха Просвещения охватила много стран, и этот период ознаменовался тремя важнейшими революциями: промышленной в Англии, политической во Франции и философско-эстетической в Германии.

Рис. 1. Образование в эпоху Просвещения.

Одной из главных особенностей эпохи Просвещения - это внедрение в общество понятия равенства. Осознание того, что абсолютно все люди, независимо от их социального статуса, образования и толщины кошелька, равны между собой, позволило в корне изменить образ мышления людей. Идеалом этой эпохи стал человек, совершенный не только физически, но и духовно.

  • Культура ХIХ столетия. Для этого периода характерны глобальные изменения в общественно-политической жизни. Во многих государствах вспыхивают восстания, буржуазные революции. Таким образом народные массы боролись с политической и социальной несправедливостью.

Рис. 2. Промышленная революция в Англии.

Менялась не только структура общества, но и научная сторона жизни. Промышленная революция и многочисленные научные открытия создали предпосылки для зарождения и развития индустриального социума.

Основные черты

Эпоха Нового времени была довольно противоречивой, поскольку людям необходимо было сменить привычный уклад жизни на совершенно новый, принять все изменения, происходившие в обществе, культуре, науке.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Для данного исторического периода характерны следующие признаки:

  • В центре внимания становится человек, его личность, духовность, саморазвитие. Каждый человек, независимо от социального статуса и уровня доходов получал то, чего ранее был лишен - право на жизнь, свободу, творчество, богатство.
  • Формирование в обществе особого сознания, которое направлялось на изменение повседневного уклада жизни, развитие технического прогресса.
  • Обострение противостояния государства и церкви, однако, власть так и не смогла до конца подчинить себе религию.
  • Дух деловитости, практицизма, который был порожден буржуазным предпринимательством.

Многочисленные научные открытия, развитие станкостроения, горнорудного дела, появление новых материалов и металлоконструкций, передача электричества на большие расстояния - эти и многие другие достижения как нельзя лучше характеризуют эпоху Нового времени.

Рис. 3. Электрификация.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Нового времени» мы узнали кратко о культуре Нового времени, выяснили, какому временному отрезку она принадлежит. Мы выяснили, на какие этапы принято делить данную эпоху, и какими отличительными чертами она характеризуется.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.6 . Всего получено оценок: 8.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургская государственная академия

ветеринарной медицины

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат по культурологии на тему:

Культура Нового Времени

Санкт-Петербург

201 5

Введение

1. Два этапа Нового времени

2. Черты Нового времени

3. Культура Западной Европы XVII в

4.Европейская культура и наука в XVII веке

5. Идейное содержание европейского Просвещения

6.Основные тенденции культуры XIX века

Заключение

Список литературы

Введение

Но м вое вре м мя (или новая история ) -- период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». европа культура просвещение

Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным -- не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Несмотря на то, что Новое время наполнено кровавыми войнами, революциями и разгулом низменных человеческих страстей, - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «последним источником авторитета» (Гадамер). Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превращается в хозяина мира и собственных страстей. Возникают всё более совершенные способы социального контроля и управления поведением людей, которые способствуют росту самодисциплины и сдержанности. Но чем разумней, упорядоченной и организованней становилось социальное пространство, благодаря парламентам, судам, тюрьмам, школам и фабрикам, тем разрушительней последствия такого рода разумности. Политические конфликты уже в начале XIX века по своим масштабам, не идут ни в какое сравнение с предшествующими социальными потрясениями. Каждый шаг по пути становления цивилизации разума сопровождается вспышками массового, рационально немотивированного поведения - гражданскими и религиозными войнами, аномалиями в морали. Динамика социокультурного процесса этой эпохи значительно сложнее. Механическое приспособление для смертной казни, усовершенствованное образованным медиком и членом Учредительного собрания Гильотеном, также является характерным символом Нового времени, как и декларации прав человека. Испытывая окружающую природу, - человек неизбежно пришел к необходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время - это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасного. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры.

В этот период становящаяся европейская цивилизация рождается в качестве рыночной с преобладанием товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный характер хозяйств и утверждается доминирование денежной формы доходов.

1. Два этапа Нового времени

1. Почти весь 17 век - господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма - в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

2. Черты Нового времени

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. «Человек есть мера всех вещей» - этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, сферу человеческой нравственности. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем - превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободная деятельность людей в обществе на может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности. В культуре появление таких противоречий, как правило, проводило к кризисным явлениям, к переоценке духовных ценностей, к потере нравственных ориентиров, к «вакууму идеалов». Эти явления особенно характерны для ХХ века.

6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха - эпоха Просвещении, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 - 18 вв.

7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. Был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.)

3. Культура Западной Европы XVII в

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания. XVII век - эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII - век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта - «третьего сословия» и его идеологов; XIX столетие характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем - эпоха начала ее кризиса - через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении - техницизме.

Для Западной Европы XVII в. - это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV - XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в расцвете мануфактурного производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие - нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других - еще более укрепились феодальные отношения.

4. Европейская культура и наука в XVII веке

Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше - человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях - барокко и классицизм

Культурная система барокко.

Понятие «барокко» возникло из сочетания двух значений: во-первых, «барокко» - это известная с XIII в. фигура силлогизма, ведущая к ложным заключениям; во-вторых, «барокко» - это жемчужина неправильной формы (порт. perola barroca). Оба значения подразумевают некую «странность», отклонение от нормы. Барокко выразило крах устойчивой картины мира, развенчало иллюзорные идеалы Возрождения и стремилось показать противоречивость и катастрофизм окружающей жизни. Человек в эту пору - существо мятущееся, растерянное, не обладающее цельностью характера. Разнородные светские и духовные ценности и влечения притягивают его к себе, разрывая на части.

Барокко в музыке.

Драматизм душевной жизни человека, противоречивость его внутреннего мира, искания нашли отражение в музыке XVII в., которая к этому времени почти преодолела религиозную тематику и доминанту внеличностного начала хоровой классики XVI в. Развивается музыкальная драматургия. Важной предпосылкой формирования музыкального симфонизма стало возникновение оперного жанра. В этот период созданы оперные шедевры «Орфей» и «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди (1567-1643), «Армида» французского композитора, скрипача Жана Батиста Люлли (1632-1687) и др.

Барокко в архитектуре.

Результатом поиска единства и преодоления многоликости мира в культуре барокко стал архитектурный ансамбль, который организовывает пространство: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны построены по принципу синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Если для раннего барокко было характерно увеличение числа декоративных элементов, пышности, вычурности форм, то в зрелом барокко упор делается на пластическую выразительность через скульптурные композиции. Художником, который соединил в себе дарования скульптора и архитектора был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), благодаря которому очертания Рима приобрели барочный характер.

Живопись барокко.

Барокко на начальных этапах в Италии представлено творчеством братьев Карраччи и Караваджо.

Братья Аннибале (1560-1609) и Агостино Карраччи (1557-1602) в 1585 году в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе, отсюда название - «болонский академизм». Аннибале Карраччи создал жанр героического пейзажа, т.е. идеализированного, выдуманного, поскольку болонцы считали, что природа сама по себе несовершенная и требует облагораживания, чтобы быть представленной в искусстве.

Караваджо (1773-1610) был антиподом болонскому академизму. Темы для своего искусства он черпал из окружающей действительности, хотя главными для художника оставались темы религиозные («Призвание св.Матфея», «Спящий Амур» и др.). В его творчестве нашли отражение сложный противоречивый внутренний мир художника, его трагическая судьба - в его картинах много надрыва и исступления.

XVII в. стал веком расцвета испанского искусства. У его истоков стоял Доменико Теотокопули, прозванный за свое греческое происхождение Эль Греко (1541-1614). Он основал толедскую школу и писал картины в основном по заказу монастырей и церквей Толедо. Истоки его творчества - византийское искусство (мозаика и иконопись). Лица героев Эль Греко аскетические, вытянутые, глаза посажены асимметрично и широко открыты. В его картинах много мистики и экзальтации («Погребение графа Оргасо», «Апостолы Петр и Павел» и др.).

Самый известный художник «золотого испанского века» Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660), придворный художник короля Филиппа IV. Его «Венера с зеркалом» - первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженной женщины. Другие известные работы Веласкеса - «Менины», «Пряхи» и т.д.

Нидерландское искусство в XVII в. представляют две школы - фламандская и голландская - в связи с разделением страны на две части: Голландию (7 северных провинций, освободившихся от власти Испании) и Фландрию (современная Бельгия), которая оставалась под владычеством Испании. Фламандское искусство представляет Питер Пауль Рубенс (1577-1640), «король барокко», посол мира между испанскими католиками и голландскими протестантами. Свое отношение к войне и миру он отразил аллегорически на одноименном полотне («Война и мир»). «Елена в мехах» Рубенса, на которой изображена его 16-летняя вторая жена, является одним из самых личных в искусстве. Это единственная картина, которую Рубенс завещал оставить жене.

Распространенным жанром в изобразительном искусстве Голландии становится бытовая живопись, творцы которой получили наименование «малых голландцев» из-за непритязательности сюжетов и малого размера картин. Знаменитый голландский портретист XVII в. - Франс Халс (ок.1580-1666). Вершина голландского реализма - творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669), который писал на религиозные сюжеты («Вирсавия» и др.) и экспериментировал с изображением своего лица, создав серию автопортретов.

Культурная система классицизма XVII в.

Классицизм (от лат. classicus) возродил гуманистическую веру в достоинство человека, утраченную в искусстве барокко, и утвердил принцип подчинения личных интересов человека велениям разума и нравственного долга. Подчинение человека государственным интересам, смирение чувств разумом, принесение счастья и даже жизни личности в жертву долгу, следование абстрактным нормам добродетели - таковы эстетические идеалы классицизма. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и государства, и своим предметом провозгласил только прекрасное и возвышенное, а этическим и эстетическим идеалом - античность. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и классицизм становится ведущим направлением, главным воплощением которого была трагедия. Теоретиком направления был Никола Буало (1636-1711), изложивший эстетику классицизма в трактате «Поэтическое искусство».

Франция Пьера Корнеля (1606-1684) - это Франция героическая, суровая, воодушевленная идеей величия Государства. Эта Франция отражена в трагедиях «Гораций», «Цинна», «Полиевкт» и др. Для Корнеля долг - категория разума, любовь - категория чувства. В их победа всегда на стороне разума как высшей общественной ценности. После регентства Анны Австрийской и Фронды государство перестало интересовать французов и они разочаровались в героизме. Теперь герой трагедий преисполнен жаждой страстей. Об этом - трагедии Жана Расина (1639-1699) «Андромаха», «Федра» и др.

Основоположник классицистического направления в живописи Франции XVII в. - Никола Пуссен (1594-1665), который черпал темы для своих полотен из мифологии, древней истории, священной истории Ветхого и Нового Заветов. Его герои - сильные личности, с высоким чувством долга перед обществом и государством, способные на величественные поступки.

Лирическая линия классицизма развивалась в творчестве художника Клода Лоррена (1600-1682); объединить патетику барокко с рассудочностью классицизма пытался Симон Вуэ (1590-1649).

5. Идейное содержание европейского Просвещения

В конце XVII - начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. XVIII век выдвинул новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, возникло новое понимание самого человека. На первый план в Просвещении выдвигается еще не сам человек, но разум как основа утверждающегося в новоевропейской культуре творчески преобразующего мир начала. Разум, лишенный несовершенств и ограниченности возможностей, сопряженностью с конкретным обликом человека, приобретает как бы вселенский, всемогущественный характер. В эпоху Просвещения разум предстает как особая самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но уже не имеющая конкретного облика Всемогущего Творца (хотя и наделенная фактически теми же функциями), а человек - как основной его носитель. Однако по мере развития Просвещения происходит постепенная передача этой функции от Бога к человеку - своеобразное очеловечивание разума; к концу XVIII в. разум все более связывается с человеком, становится его атрибутом, и точка, где происходит их окончательное слияние, становится концом Просвещения, ибо невозможна оптимистическая вера в разум, соединенный с человеческими недостатками. Да и сама практика применения такого разума все больше демонстрирует его ограниченность, выявляет его разрушительные стороны, что было вскоре осознано на опыте Великой Французской революции, где первая попытка выстроить по рационалистическим образцам «общество всеобщего счастья и благоденствия» закончилась грандиозной неудачей, а черно-белое мышление новоевропейской культуры выявило свою предельную узость. Просвещение - это эпоха, которая соединила в себе противоречивые идеи и настроения: вера в переустройство мира и социальная апатия, формирование рациональных идей и пассивность.

Рационализм - это не только взгляд на вещи, это выработка методов, при помощи которых представления о мире станут системой государственных законов, культурных тенденций и т. д. В эпоху Просвещения рационализм проявился и в науке, и в искусстве, и в политике. «Просвещенцы» - так называли молодых людей, которые решили перевернуть мир, были заинтересованы и в социальном переустройстве мира, и в общекультурном, они рассчитывали перевернуть сознание масс. Методы, которыми просвещенцы решили изменить мир - это методы насильственного перелома культуры, общественного сознания и государственных структур. Они считали, что революция в головах и государстве - единственный метод достижения подлинного величия человека. И если на пути этих целей стоит Бог, то Бога нужно низвергнуть, т. е. отказаться от признания его влияния на жизнь человека.

6. Основные тенденции культуры XIX века

Буржуазная цивилизация к XIX веку достигла своей зрелости. Это время революций (во Франции (1848, 1870-71 гг.), Германии, Австро-Венгрии и подъема национального самосознания. Появляются международные пролетарские объединения (Интернационал), оформляется теория пролетарской революции (марксизм), крепнет рабочее движение.

В XIX веке развертывается промышленная революция, которая начинается со строительства железных дорог в Англии. Колониальная торговля создала основу для английской текстильной промышленности, металлургии. Под влиянием промышленной революции наука приобретает ярко выраженный практический характер. Так, фундаментальные открытия в области электромагнетизма (М. Фарадей, Дж. Максвелл, Г. Герц) приводят к возникновению новой отрасли - электротехники и радиотехники. Открыты политехнические школы, например, в Англии - Лондонский механический институт.

Исследование вещества дает материал для величайшего открытия: периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева (1869). Французский математик и физик Н. Карно формулирует первое и второе начала термодинамики (1824). В XIX веке бурно развивается математика. Крупнейшие математики XIX в. - Н. Г. Абель, Э. Галуа, О. Л. Коши, Н.И. Лобаческий, Б. Больцано и др.

Значительные успехи в XIX веке были достигнуты биологами. Немецкий биолог Т. Шванн в 1839 г. сформулировал клеточную теорию. На рубеже XVIII - XIX в. ученые У. Смит, Ж. Ламарк, Ж. Кювье приходят к осознанию существования доисторической жизни и необходимости особой науки, ее изучающей - палеонтологии. Переломным моментом в биологической науке стало развитие эволюционной теории, первое изложение которой принадлежит Ж.Б. Ламарку (1809), а окончательное учение об эволюции сформулировал Ч. Дарвин в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора».

Между тем, общее число образованных людей в Европе ограничено: в сер. XIX в. общее количество студентов во всех европейских странах - 40 тысяч человек. Только к концу века усиливается процесс демократизации образования.В условиях снижения авторитетности католической церкви развертывается экспансия протестантских течений: баптизм, пресвитерианство, методизм, особенно в США. Активно распространяется ислам в странах черной Африки и Ази.

Романтизм

Романтизм возник в результате разочарования в Великой французской революции. В представлении романтиков идеал и реальность истории располагаются в разных плоскостях. Идеал выше, существеннее реальности. И они искали его в прошлом, в старине, традициях, восходящих к мифологии, где, на их взгляд, укрылось изначально-истинное бытие. Отсюда основной конфликт в эстетике романтизма - между мечтой и действительностью.

Романтизм претендовал на всеохватность взгляда на мир, на обобщение всего человеческого знания: идеи романтизма относились к философии, политике, экономике, медицине и проч. В центре романтической эстетики - творческий субъект, гений, убежденный в универсальности своего видения действительности.

Романтизм в живописи.

Романтическая школа во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству в целом. Полотна романтических художников отличались экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, тяготением к экзотическим сюжетам, уводящим от тусклой повседневности. Таковы художники Жак Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824) («Сцена кораблекрушения», «Укрощение быков», «Портрет сумасшедшей», «Лошадь, терзаемая львом»); Эжен Делакруа (1798-1863) («Ладья Данте», «Смерть Сарданапола », «Свобода, ведущая народ»).

Особняком в истории живописи Нового времени находится испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828), произведения которого относят к так называемому «гротескному (символическому) реализму» (например, офорты «на причудливые сюжеты» - «Капричос»).Братство прерафаэлитов возникло в Англии в 1848 г. Художников объединяло поклонение искусству Раннего Возрождения, до Рафаэля. С романтиками их сроднили любовь к старине, легендам, сказаниям. Идеологом прерафаэлитов был художественный критик Джон Рёскин (1819-1900), провозглашавший идеи нравственного и художественного воспитания в духе «религии и красоты». Крупные представители прерафаэлитов: поэт, переводчик, иллюстратор и живописец Данте Габриель Россетти (1828-1882) («Юность Девы Марии», «Лукреция Борджия»), художник Уильям Холман Хант (1827-1910) («Изабелла», «Светоч мира», «Тень смерти»).

Реализм.

В начале столетия складывается реализм - вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, внося в нее свое личное отношение к реальности. Писатель-реалист стремился изобразить реальность как она есть, дать слово самой действительности. Реалистическое произведение складывается как полифония голосов. Реалисты стремились вскрыть причины социальной несправедливости, отсюда критический характер реалистического искусства и его близость к науке, занятой поиском причин природных явлений. Цель писателя - сама жизнь, действительность, поэтому его слово - прозаическое, наиболее полно реализованное в жанре романа.

XIX в. - время расцвета французского романа, ведущим представителем которого является Оноре де Бальзак (1799-1850), который в своем творчестве показал весь трагизм прозаической жизни буржуазного общества (романы «Гобсек», «Евгения Гранде»). Около 1840 г. Бальзак находит название для серии своих антибуржуазных романов - «Человеческая комедия». Искусство, по Бальзаку, - отражение действительности.

Огромный вклад в развитие эстетических принципов классического реализма внес Анри Бейль (Стендаль (1783-1842), который в своих философско-эстетических трудах («Расин и Шекспир», «Прогулки по Риму», «О любви» и др.) защищал принципы реализма. Его концепция человека близка к просветительской: человек - это часть природы, ему присуще стремление к счастью. Проблему Стендаль видел в том, чтобы сделать формы общественной жизни соответствующими природе человека и способствующими его нормальному, здоровому развитию. Человек у Стендаля выступает как концентрированное выражение эпохи и вместе с тем как активный участник событий (романы «Красное и черное», «Пармская обитель», «Итальянские хроники» и др.).

Поворот в развитии реалистической эстетической мысли Франции после 1848 г. Проявился у Гюстава Флобера (1821-1880), автора романов «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств» и др. Он не верит ни во что; зачастую мир представляется ему сплошным абсурдом. Поскольку мир изменить невозможно, единственное, что остается художнику - это с научной добросовестностью описать его. Флобер хочет уподобить словесное творчество геометрии.

XIX век подарил миру также такие великие имена как Генрих Гейне (1797-1856), Виктор Мари Гюго (1802-1885), Ги де Мопассан (1850-1893), Чарльз Диккенс (1812-1870), Уильям Теккерей (1811-1863), творчество которых многогранно, вбирает в себя черты романтического и реалистического видений мира.

Натурализм.

Характерная черта натурализма - стремление видеть источник культуры в природных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать лишь как внешнее условие деятельности. Натуралистическое искусство опирается на биологизирующую концепцию человека и отрицает художественный вымысел. К концу XIX в. Во Франции завершался промышленный переворот, бурно развивалась техника, естественные науки, что создало условия для литературы: новое искусство стало рассматривать человека как часть биологического мира, стремилось объяснить его поступки и душевные движения физиологической организацией, влиянием внешней среды, раздражающей нервы, инстинктами, передающимися из поколение в поколение. В 1864 г. Появилось программное произведение братьев Жюля (1830-1870) и Эдмона (1822-1896) Гонкур «Жермини Ласерте», построенный на анализе «невроза», физиологического отклонения от нормы, которое и приводит к гибели героиню романа. В это время и стала складываться эстетическая программа натурализма, основоположником которой считается французский писатель Эмиль Золя (1840-1902). Он уподоблял художника естествоиспытателю, изучающему только факты: писатель производит «опыт» над человеком, создавая определенные условия его существования, чтоб составить бесстрастный отчет о его реакциях. Своеобразным манифестом натуралистического метода стал его роман «Тереза Ракен» (1867). Главным делом жизни Золя стал цикл романов «Ругон-Маккары» (1871-1893), за которым последовали два цикла «Три города» и незавершенное «Четвероевангелие».

Заключение

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII-XVIII веках. Однако, во-первых, исследуя истоки этого периода, многие авторы находят их в эпохе (или периоде) Возрождения. И это представляется верным. Во-вторых, реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, определяя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец) XIX века как «современность». При этом начальные моменты особенностей культуры Нового времени, конечно, связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается конца - с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX. В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.

Список литературы

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. - М.: ЮНИТИ, 1995.

2. Ивлев С.А. Художественная культура Нового времени /С. А. Ивлев.- М.,2001.

3. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. - М., 1998

4.Источник https://ru.wikipedia.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Хронологические рамки эпохи Нового времени. Противоречивость характера европейского культурного процесса в XVII веке. Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения. Периодизация классицизма. Основные философские направления в Европе ХIХ века.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2011

    Главные черты западноевропейской культуры Нового времени. Особенности европейской культуры и науки в XVII века. Существенные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века. Важнейшие тенденции культуры XIX в. Этапы художественной культуры XIX в.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Эпоха Просвещения в европейской культуре Нового времени. Формирование культуры нового типа. Характеристика стилей в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Эстетические принципы барокко и классицизма. Анализ характерных черты рококо.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Изучение специфики культуры Нового времени. Идеи и философские труды Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Новые открытия в области астрономии, физики, математики. Значения эпохи Нового времени на развитие энциклопедизма следующего за ним века Просвещения.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Интенсивное развитие культуры и науки в XVII-XVIII веках. Проявление рационализма во всех аспектах деятельности. Интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся в художественном творчестве. Становление ценностей европейского Просвещения.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Новое время как период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Основные этапы новоевропейской культуры и их своеобразие. Картина политической и экономической жизни, культурный и научный прогресс в Западной Европе XVII-XIX веков.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Культура России на пороге Нового времени. Формирование русской национальной культуры. Разрушение средневекового религиозного мировоззрения. Образование и книгопечатание, литература, архитектура, живопись, театр и музыка. Введение нового летоисчисления.

    реферат , добавлен 12.08.2014

    Особое место XIX века в культуре нового времени. Изменения в художественной культуре и в духовной жизни европейской цивилизации и общества. Рассмотрение главных тенденций социокультурного развития в науке, технике, политической культуре, религии, морали.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Условия и основные этапы развития европейской культуры Нового времени: Абсолютизм и Просвещение. Превращение денег в цель развития общества и культуры. Создание технической и технологической базы - промышленной культуры с её механизированными процессами.

Новое время - эпоха, которая охватывает период с XVII ст. до конца XIX ст.; после этого начинается период так называемой «новейшей истории», который длится и в наше время. Это историческая эпоха, на протяжении которой культура западноевропейских стран приобрела ту развитую форму, которая позволила выделить особый тип европейской культуры.

В предшествующие эпохи культура Европы еще не была «европейской» в этом понимании, а в наше время она уже перестала быть специфично «европейской», то есть особым социокультурным миром, который соединил бы страны Европы в отличие от всех других.

Реформация, которая началась в эпоху Возрождения, была уже зародышем культуры нового типа, проложила дорогу к переосмыслению догматов христианства. Протестантизм фактом своего существования утверждал возможность разного толкования Священного Писания. Духовная атмосфера в обществе изменилась под влиянием английской революции в XVII ст., а потом французской в ХVШ ст., которые ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становления новой европейской культуры. По социальному содержанию это был период формирования и утверждения в Европе буржуазных социальных отношений. В данном случае речь идет о фиксации того факта, что центр жизни - производственной, культурной, социально-политической деятельности сместился в города, где бурно начали развиваться разнообразные формы промышленной деятельности. Это привело к появлению машинного производства, которое революционизировало всю человеческую деятельность вообще.

Параллельно с изменениями в деятельности происходили изменения в общественных отношениях: разрываются бывшие связи личной зависимости человека от человека, исчезает «большая семья», а вместе с тем появляется свободный, автономный индивид, что является основой явления под названием «буржуазный индивидуализм». Все это приводит к ускорению темпов жизни, возрастанию масштабов социальной динамики.

Происходят огромные изменения в развитии научного природоведения и философии. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ему принадлежит мысль, что наука может опираться на наблюдение, эксперименты и использование математического языка. Именно на этой основе Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся философы XVII ст. - Ф. Бекон, Т. Гоббс, Ф. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и другие - освободили философию от схоластики и повернули ее лицом к науке. Основой философского познания для них была не слепая вера, а ум, который опирается на логику и факты.

Состоялись существенные изменения и в других сферах духовной жизни: появляется искусство светское, автономное в своем развитии; рождается роман как литературный жанр, опера, современный театр, архитектура массовых застроек, промышленная архитектура; возникают национальные академии наук, появляются первые газеты и журналы, в том числе и научные, появляется городской транспорт.

В конце концов, все это нашло свое проявление в новом мировоззрении: -

мир теперь рассматривается как объект, на который направляется человеческая активность, а сам человек - как субъект, то есть исходный автономный пункт активности; -

мир возникает в качестве механизма, типичным образцом которого были механические часы; -

человек должен познать этот механизм и овладеть им (лозунг «Знание есть сила» становится показательным в этом плане); -

природа теперь делится на живую и безжизненную, но и та и другая является лишь основой для роста человеческого могущества; -

считается, что человек, опираясь на свой ум, должен изменить среду своей жизнедеятельности, сделав ее оптимальной.

С XVII ст. ведет начало и другая особенность культуры Нового времени - его много- национальность, многоязычие. Средневековая латынь уступила место национальным языкам. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры. Художники Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Гойя, Пуссен, драматурги Лопе де Вега,

Мольер, композитор Глюк, «отец новой педагогики» Ян Амос Коменский - творчество любого из этих гениев XVII ст. национально и вместе с тем составляет достижение всей европейской культуры. В странах Европы возникают художественные школы и литературные направления, в которых по-разному находят отражение два больших художественных стиля в европейском искусстве того времени - барокко и классицизм. Расцвет европейской культуры стал результатом взаимного обмена между культурными достижениями европейских государств.

Контакт и взаимодействие культур - это одно из условий культурного прогресса.

XVIII столетие вошло в историю как столетие Просвещения, определило основные тенденции, которые сформировали содержание европейской культуры Нового времени. Важное место в культуре этого периода занимают темы, которые связаны с проблемами общественной жизни: экономическими, политическими, правовыми, моральными, с поиском новых форм организации (идеи английской политической экономии, утопический социализм). В искусстве возникает сентиментализм и романтизм - стили, которые отражали разные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Для европейской культуры характерны деловитость, практицизм, утилитаризм, которые направлены на получение выгоды и становятся оправданными культурными нормами человеческого поведения. Развитие знаний, рост образования рассматриваются как движущая сила общественного прогресса. В особенности возрастает в это время престиж философии, высоко поднятый такими гениями, как Беркли и Юм в Англии, Вольтер, Руссо, Гольбах, Дидро во Франции, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах в Германии. Им принадлежат идеи, которые стали фундаментом классической европейской философии. Ученые и философы становятся на протяжении всего Нового времени «властителями мыслей» в обществе. Европейская культура в целом приобретает преимущественно рациональный характер.

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм. Успехом пользуется жанр романа (Бальзак, Золя, Диккенс), в изобразительном искусстве тема религии отходит на второй план. Получают распространение романтико-героические холсты (Жерико, Делакруа), реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, сатирическая графика, исторические сюжеты (Гойя, Энгр, Констебль, Коро, Милле, Курбе, Домье, Менхель).

В середине XIX ст. на фоне положительных перспектив социально-экономического, технического и научного процесса возникают признаки наступающего кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы Шопенгауэра, Кьеркегора, которые проникнуты духом иррационализма (от лат. отайопаШ - неразумное) и пессимизма (от лат. ре881шиш - самое плохое, безнадежность). Начинается критика буржуазного общества. О приближении конца того типа культуры, которое это общество создало, говорят мыслители с абсолютно противоположных позиций, раскрывая его недостатки, - Маркс и Ницше. Маркс отмечает, что капиталистическое производство враждебно духовному производству, искусству, поэзии. Буржуа видит в искусстве сферу выгодного вложения капитала и ценит художественные произведения лишь как предметы роскоши. Упадок европейской буржуазной культуры неминуем, и на смену ей может прийти новая культура - культура будущего коммунистического общества, которое создаст условия для всестороннего развития каждого человека. Ницше осуждает вульгарность и лицемерие буржуазной культуры. Идея Ницше - волевая, сильная личность, которая должна действовать по принципу «падающего подтолкни», освободи дорогу будущему «сверхчеловеку».

Разочарование в идеалах, потеря веры в вечные жизненные ценности, потеря общезначимых социальных, моральных, эстетичных ориентиров отражаются в европейском искусстве конца XIX ст., возникает салонная живопись, которая предлагает зрителю красоту и изысканность пейзажей. Возникает примитивизм, стиль которого передает свежесть и остроту художественного восприятия мира. Желание отразить мгновенность, визуальные впечатления, вызванные нестойкими состояниями и явлениями окружающей среды, воплощается в живописи импрессионизма. Отрицательное отношение к миру буржуазных ценностей заставляет многих писателей находить неоромантическое изображение экзотики далеких стран, странствий и приключений, героями которых есть яркие, сильные личности (Дюма, Стивенсон, Конрад). Во всех формах художественного творчества приобретает популяр ность символизм, наполняя изображаемые явления тайным, мистическим содержанием (напр., известная картина Бьоклина «Остров мертвых»). С 1880-х гг. в моду входит термин «Декаданс» (так назывался французский журнал). Декаденты говорили о падении морали, деградации искусства, бессилии человека перед лицом судьбы. Декаданс стали понимать как расположение духа усталости, пессимизма, отчаяния, ощущение приближающегося разрушения и упадка культуры.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...