Кумбха Мела — божественный нектар планеты. Кумбха мела – праздник всех святых в индии

Мы хотим вам рассказать, пожалуй, о самом грандиозном духовном празднике в мире, на который, в течение трех месяцев, приезжает более 70 миллионов человек, в один из четырех священных городов Индии.

Кумбха Мела – место, где вы можете пережить не только теоретически, но и практически божественный опыт единения со своей Атмой. Ведь, как и ваш гуру приходит тогда, когда вы готовы, так и Бог является лишь тогда, когда человек полностью отдается ему. Именно об этом говорится в «Катха Упанишада»: «Высшее Я не достичь ни изучением Вед, ни разумом, ни большой ученостью. Тот, кого Высшее Я избирает, достигает Его. Ему Высшее Я открывает свои тайны».

ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ КУМБХА МЕЛЫ

«Моя рука являет вам щит на защиту».

Е.Блаватская «Агни йога»

Истинной Индии нет без ее многовекового эпоса. И Кумбха Мела имеет также свою легенду.

Множество источников описывают возникновение Кумбха Мелы, красиво трактуя это великое событие. Но все они берут свое начало со времен Махабхараты.

Красивое и тонкое сказание о битве богов и асуров, о пахтанье океана, из которого появилась амрита (нектар бессмертия), и о том, как Бог Вишну спустился на землю, превратившись в красивую Мохини (чарующую женщину), чтобы усыпить бдительность демонов, - как раз и является предвестником появления великого праздника.

– Кумбха Мела – это история и традиция, созданная королями и гуру Индии, чтобы объединить всю Индию раз и навсегда, для того чтобы отдать сердце хорошей идее и создать хорошие взаимоотношения со всем миром, – говорит Пайлот Баба Джи.

Кумбх – это кувшин, содержащий внутри себя нектар бессмертия, или амриту. Наше тело также является кувшином, в котором содержатся знания о теле, уме, сознании и том, как можно преодолеть смерть. Наш кувшин, знаем мы об этом или нет, соединяется с кувшином космическим, который включает в себя натальную карту рождения каждого из нас. И уже астрология говорит с нами языком календарных дат, так как всякая активность, происходящая в космосе, запрограммирована и является своеобразной наукой, проявленной на земле в виде материи. Мы обмениваемся друг с другом содержимым наших кувшинов, отдавая плохое или хорошее, и так происходит всю нашу жизнь.

Кубха Мела была тоже запрограммирована звездами и Богом, хотя и пришла на землю благодаря определенному событию, похожему на невероятную сказку, сохранившуюся многие годы, как устно, так и письменно в «Шримад Бхагаватам» (или «Бхагавата Пуране») - одном из самых авторитетных духовно-исторических писаний Индии.

Ее я и расскажу вам, но расскажу с самого интересного момента, который относится непосредственно к великому празднику.

Все были едины в Великом Божественном Океане Любви – и Богиня Лакшми, и золото, и нектар бессмертия. Все человеческие и нечеловеческие существа были равны и связаны между собой. Но демоны и асуры затеяли спор, начав пахтать (взбивать) Океан, и Великий Океан вышел из берегов. В этот момент все начали чувствовать разделенность.
В восьмой и девятой главах восьмой песни «Шримад Бхагаватам» под названием «Пахтанье молочного океана» и «Господь приходит в образе богини Мохини-мурти» рассказывается именно о том, как полубоги и демоны пахтали (взбивали) океан, чтобы получить амриту – божественный нектар бессмертия.
После пахтанья океана пред асурами и полубогами явилась корова Сурабхи, конь Уччайхшрава, слон Айравата и другие слоны и слонихи, а за ними Господь Вишну, повесивший себе на грудь драгоценный камень Каустубха, цветок париджата. Тут же с ним появились апсары – самые красивые женщины во Вселенной, вслед за которыми явилась богиня процветания Лакшми. Богиня стала искать того, кто был бы достоин стать ее мужем, и избрала своим повелителем Господа Вишну.
Но демоны и полубоги не были удовлетворены и с новой силой принялись пахтать океан. И на этот раз из него явился Господь Дханвантари - частичное воплощение Вишну. Он был очень красив и принес с собой кувшин с нектаром бессмертия.
Демоны молниеносно вырвали кувшин из Его рук и бросились бежать, а раздосадованные полубоги обратились к Господу Вишну за защитой. Но Вишну успокоил их. И когда демоны, заполучив амриту, принялись драться за него друг с другом, полубоги, успокоенные речами Господа Вишну, сохраняли спокойствие и находились в стороне в молчании и молитве. Пока демоны дрались, Верховный Господь Вишну Сам явился перед ними в образе Мохини-мурти – прекраснейшей из женщин. Главная ее задача была - вызвать у асуров вожделение. Гибкое красивое тело молодой женщины, покачивающиеся из стороны в сторону округлые бедра, сверкание сияющих глаз, цвет кожи, напоминающий только что распустившийся темный лотос, были безукоризненны. Весь ее лик был исполнен юной свежести. Вишну был неотразим в своем перевоплощении.
Мохини, посмотрев на демонов, застенчиво улыбнулась и повела бровями. И каждый из них готов был отдать все, чтобы обладать ею. Опьяненные ее красотой, демоны попросили Мохини-мурти рассудить их, кому из них достанется нектар бессмертия. Мохинидеви – воплощение Верховной Личности Бога – взяла с них слово, что они примут любое ее решение, и они согласились. Она рассадила полубогов и демонов по разным сторонам и потихоньку разлила весь нектар полубогам.
Безусловно, хитрость Вишну была раскрыта, но так или иначе это сказание легло в основу легенды о появлении Кумбха Мелы. Ведь в ходе этих событий четыре капли нектара бессмертия все же выплеснулись из кувшина и упали в четырех сторонах Индии. Теперь там, где они освятили землю, стоят священные города: Праяг (сейчас переименован в Аллахабад), Харидвар, Уджайн и Нашик, где до сих пор проходит Праздник Кувшина (так с санскрита переводится Кумбха Мела).
По сей день начало праздника определяется звездами. Считается, что в этот момент планеты и звезды на небе образуют кувшин, из которого в священные воды Ганги падает капля нектара бессмертия, превращая ее в саму реку бессмертия. Именно поэтому миллионы людей приходят в эти дни к месту великого паломничества и омываются в Ганге, желая смыть свои грехи и грехи своих предков. Это купание – истинная головокружительная иллюзия, во время которой каждый получает по заслугам. Святые обещают: если в момент окунания в реку вы непрерывно думаете и совершенно искренне верите в то, что вы избавляетесь от всех грехов рода своего, - миг очищения наступит и благословление снизойдет на вас.

ИСТОРИЯ ОДНОГО МОНАХА
Чем дальше я узнавала историю Кумбха Мелы и ее традиции, тем больше я начинала путаться в ней. Тогда на моем пути появился «проводник» в духовно-исторический мир Индии. Им стал Вьяс Баба - шестидесятилетний садху, принадлежащий к традиции Рамананди (вайшнавская сампрадая - духовная традиция, в которой поклоняются Богу Вишну), имеющий около 40 лет монашеского опыта за спиной. Более тридцати лет пропутешествовав по Индии, последние шесть он жил в Манали в Васиштха Темпле, изучая Святые писания.

Вьяс Баба пришел в Пайлот Баба Кемп, когда тот только начал строиться, и за дружеским чаепитием посвящал нас в тонкости индуизма и его богатую историю.

В один из таких дней, когда погода нас совершенно не радовала, и на улице и в помещении было одинаково холодно – плюс четыре, мы сидели возле разложенного Вьяс Бабой костра и увлеченно разговаривали.

Вьяс Баба выглядел очень стильно – на нем была серо-белого цвета курта (рубаха-платье) и дхоти (кусок ткани, повязанный на поясе, который носят монахи, обматываясь им, как юбкой), жилет, шейный платок, а поверх всего этого - интересное войлочное пальто и обязательно оригинальный головной убор.
Костер потрескивал своими несовершенными, влажными поленьями и, как бы мы не прятались от ветра, нам все равно было холодно. Но, несмотря на такие неудобства, мы были счастливы находиться в самом начале эпохального праздника и строительства кемпа, в котором за следующие три месяца произошло столько грандиозных событий.

– Кумбха Мела действительно берет свое начало со времен Махабхараты, – помешивая поленья в костре, говорил Вьяс Баба. – Самая первая Кумбха Мела проходила в городе Праяг (сейчас Аллахабад) и не была столь многолюдной. Тогда на ней присутствовали лишь великие риши и святые. Все они свято верили, что Бог, услышав их молитвы, нисходил на землю и проводил время вместе с ними. Это и есть первый секрет, который святые хранят до сих пор. Вторым секретом риши является великая сила молитв и мантр, направленных к водам трех священных рек Индии – Ганги, Ямуны и Сарасвати, соединяющихся вблизи Аллахабада в священный Сангам. Нет более очищающего обряда, чем омовение там во время Кумбха Мелы. Сила молитв в эти дни настолько велика, что в этот же момент вся водная стихия нашей планеты – океаны, реки, моря, озера во всех концах света – автоматически очищаются на физическом и тонком уровнях.
Структура воды меняется и становится способной изменить и очистить каждого, кто с молитвой окунается в нее.

Я вспомнила, что в Украине как раз в это время начинаются крещенские морозы. А ведь и правда – в наших краях испокон веков на крещенские морозы люди обязательно окунаются в ледяную воду – считается, что именно в этот период вода во всех источниках достигает своего самого минимального показателя температуры и обнуляется (очищается). Вот и человек, заходя в нее, очищается от накопившихся грехов. Заметьте, что даты купания на Руси и начало празднования Кумбха Мелы почти совпадают – январь начало февраля. Единственное неудобство крещенских купаний – фиксированная дата омовения, которая с тех пор не менялась. Хотя, если обратить свой взгляд на лунный календарь и вернуться к его трактованиям, то, вероятнее всего, 19 января – день крещенских омовений пришлось бы ежегодно переносить, согласовывая с положениями звезд, Солнца и Луны.

Мы взволнованно и очень внимательно посмотрели на Вьяс Бабу. А он, качая из стороны в сторону головой, продолжил:

– Вы должны понимать, что разговоры о маха кранти (великое разрушение или конец света) – не так уж и преувеличены, ведь для кого-то даже в эту секунду наступает момент конца света. Но то, что природа в ближайшем будущем сыграет с человеком шутку, к которой он столькие века ее подводил, – это однозначно. И это будет не кровавая революция, придуманная людьми, это будет естественное изменение, которое произойдет по воле Высших сил. Различные катаклизмы: землетрясения, наводнения, извержения вулканов, повергающие население планеты автоматически в зависимость от природных условий, грядет, – закончил Вьяс Баба.

– Все зависит от каждого из нас! От того, примет человек решение в пользу божественных дел или останется на распутье между «плохо и хорошо», зависит его будущее. Вы здесь, на Кумбха Меле, и ваш выбор уже сделан. То же говорит ваш Гуру Пайлот Баба: «Не думайте о конце света, думайте об исцелении своей души!»

– Но по календарю Майя конец света тоже должен наступить в декабре 2012 года. Там же говорится о «Времени пятого Солнца» или последнем цикле, во время которого произойдет солнечное затмение при параде планет и смещение полюсов, которое закончится зимним солнцестоянием, наводнением и, как следствие, концом света, – заметил кто-то.

Вьяс Баба улыбнулся:

Возможно, там так написано, потому что человек, придумавший календарь Майя, составил его только до 2012 года, а потом умер и календарь никто не стал продолжать, – прищурив один глаз, сказал Вьяс Баба. – Но вы не о том думаете. Вернитесь к сегодняшнему моменту и к своей душе.


АТМУ НЕ СПРЯЧЕШЬ В КАРМАН
Общаясь со многими садху и святыми, человек с глубокой верой и с открытым сердцем имеет шанс наполниться божественной энергией и знаниями о строении и трансформации микрокосма и макрокосма. Но всем известно, что водой можно наполнить лишь пустой сосуд. Если же мы, находясь в обществе святого человека, по-прежнему считаем себя умнее и образованнее его, наши старания что-либо познать будут бессмысленными и ограниченными нашим же умом. Уметь слушать не значит слышать.
Каждый раз, приходя на Кумбха Меле в кемп какого-либо святого и задавая ему, казалось бы, простые вопросы о садхане, жизни садху, вселенской шакти, божественном проявлении на земле, а затем получая ответы, я наполнялась иной энергией, чем простая энергия слов.
Отправляясь во внутреннее путешествие, соблюдайте тишину. Тогда вы сможете познать истинный смысл бытия, который тот или иной баба откроет вам в личной беседе. Важны не его ответы и ваши вопросы, а именно безмолвие, которое находится у вас внутри. Лишь в тишине можно познать истину. Ведь в истине нет слов – есть лишь вибрации, которые ощутить можно при отсутствии внутренних и внешних движений.
Кумбха Мела – это время познать, что такое истинная медитация. Так как благодаря энергии такого количества святых людей вы можете наконец-то отключить свой ум. Их внутреннее спокойствие настолько велико, что оно перекрывает ваш интеллект, привыкший к постоянному поиску чрезвычайных ситуаций, и открывает для вас новый мир, в котором все иначе: несмотря на то, что все видимые объекты вокруг вас по-прежнему продолжают меняться и двигаться, у вас появляется внутренний стержень или своего рода внутренняя неподвижность.
Ведь только познав истинную медитацию, можно понять, что вы и сами являетесь пустотой. Но исходящий из нее свет вам не принадлежит и никогда не принадлежал, как вам не принадлежит ничего в этом мире. Вы – это суть всемирного божественного сознания и являетесь источником божественной энергии, которую вам дарят в зависимости от ваших заслуг. Главное – помнить: ничто не главнее ничего…
Благодаря своим заслугам и своему усердию вы занимаетесь теми или иными делами в этом мире и выполняете различные функции. Чем чище ваше сознание, тем ближе вы к познанию своей Атмы (высшее Я, душа). А Атму не спрячешь в карман! Если вы готовы к встрече с ней, вы обязательно познаете ее – ведь она ежедневно ждет вашей готовности и сигнала.

КАК ПОЯВИЛАСЬ ГАНГА…

«Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь».
Масару Емото

Бог и Ганга неразделимы. Именно поэтому нельзя обойти стороной главную героиню этого святого праздника. Существует еще одна красивая легенда, связанная с историей появления Ганги, и я хочу вам ее рассказать, прежде чем продолжить наше путешествие в глубь Кумбха Мелы.
В «Шримад Бхагаватам» в девятой главе «Потомки Амшумана» рассказывается о том, как у Махараджи Амшумана был сын Дилипа, пытавшийся «привести» Гангу в этот мир, но он умер, так и не сумев это сделать. Бхагиратха, сын Дилипы, продолжил дело отца и для осуществления своей цели совершал суровую аскезу. Мать-Ганга, довольная его аскезой, явилась ему, чтобы дать свое благословение, и Бхагиратха попросил ее освободить его и его предков от грехов. Мать-Ганга согласилась сойти на Землю, поставив два условия: во-первых, ей был нужен достойный мужчина, способный сдержать ее всесильные ниспадающие воды, и, во-вторых, она не хотела сохранять в себе последствия грехов, от которых будут избавляться грешники, омываясь в ней. Бхагиратха ответил Ганге: «Господь Шива вполне сможет выдержать напор твоих вод, а когда чистые преданные будут омываться в них, все грехи, оставленные в воде грешниками, будут уничтожены». Затем долгое время Бхагиратха совершал аскезу, чтобы умилостивить Господа Шиву. Господь Шива был милостив и согласился на предложение Бхагиратхи удержать воды Ганги, выпустив из своих волос прядь, которая и стала самой рекой. Второе условие Ганги было также выполнено – так как сам Господь Трансформации – Шива принял ее на свою голову, таким образом, очищая ее «от всякое скверна». Тем более, согласно божественному договору, каждые 12, 6 и 3 года в четыре священных города – Аллахабад, Харидвар, Уджайн и Нишик, в которые опустились капли нектара во время битвы асуров и полубогов, – по сей день приходят все святые и очищают Мать-Гангу своими молитвами.
Так, благодаря Бхагиратхе, полубогам и демонам, Господу Вишну и Шиве и благословлению Брахмана, все люди, окунающиеся в святые воды Ганги, теперь могут очиститься от своей кармы, получить освобождение и попасть на райские планеты.

ПОСЛАНИЕ ВОДЫ

Европейцам сложно понять детский ум индусов, которые верят в то, что им говорят Веды и Святые писания. Именно поэтому в дни омовений на Кумбха Мелу съезжаются миллионы людей из всех уголков Индии, чтобы окунуться в священные воды, смыв с себя свои грехи и грехи рода своего.

Спросите себя – готовы ли вы бросить все и окунуться в Гангу, пусть даже не во время Кумбха Мелы? Уверена, что большинство людей ответит «нет», и не только потому, что у них не будет возможности приехать в Индию. Скорее просто не хватит мотивации и желания. Ведь мы, живя в городе, закрыты от простых и доступных истин различной мишурой и статусными атрибутами. Чаще люди чувствуют себя измученными, усталыми и равнодушными к духовному поиску.

Газеты и телевидение обрушивают на нас потоки сфальсифицированной, но кажущейся такой важной информации. И человеческий ум, как обезьянка, постоянно ищет, где поживиться, продолжая страдать и чувствовать себя все более одиноким. Это происходит везде, где бы мы ни оказались. Наша крошечная планета просто перегружена экономическими противоречиями, семейными неурядицами, этническими предрассудками, экологическими катастрофами, религиозными войнами и прочими проблемами, которые только можно вообразить. Вся информация о людях страдающих и людях, наслаждающихся страданиями других людей, о людях, которые богатеют, и людях, которые разоряются, об угнетаемых и угнетателях доходит до нас даже с противоположной стороны земного шара всего за несколько секунд.

Но как нам удается быть одновременно везде? Сидеть у телевизора, - ответит кто-то.
Но можно придумать и другой ответ.

Так же, как, посредством божественного структурирования воды в определенное время в Ганге, активизируются позитивные молекулы воды во всех водных источниках на планете Земля, так и человек, состоящий на 70% из воды, обладает всей информацией микро- и макрокосма.

Йоги и святые с давних времен знали это, но наш человеческий разум, желающий доказательств, не понимал этих истин, пока японский ученый Масару Емото не произвел «водную революцию», написав книгу и сняв фильм «Послание воды», в которой четко описал «движение, изменение и течение воды», ее влияние на весь человеческий организм и мир в целом.

А ведь действительно, по сути человек – это вода, а вода – это информация, влияющая главным образом на наше сознание.

Вода – это энергия, соприкосновение с которой вызывает у каждого из нас своеобразную реакцию и последствия. Масару Емото прав: «Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь».

Кумбха Мела – именно тот праздник, на котором вы можете осознать всю истинную суть воды и ее Божественную силу!

Вода в Ганге действительно является святой. Жители всех прибрежных городов совершают ежедневную пуджу (поклонение) Матушке-Ганге каждый божий день. В Харидваре все это происходит на Харки Паури Гхате – это широкая центральная набережная. В этот момент там собирается более тысячи людей. Они зажигают свечи, поют арти Ганге (ритуал пуджи или молитвы, во время которого поются гимны различным божествам) и пускают цветы вниз по течению волшебной реки. В дни омовений на Кумбха Меле заходит в воду несколько миллионов человек. А теперь представьте себе святых махатм, сошедших с гималайских вершин, йогинов, совершающих тапасью многие годы, и бесчисленных паломников, стекающихся на праздники в священные города. Каждый из них, заходя в воду, не просто произносит слова приветствия реке, но от двенадцати до ста восьми раз читает молитву Ганге и Солнцу! И повторяется молитва, и поется мантра бесчисленное множество раз!

Заходя в святые воды Ганги, каждый окунается в свою водную стихию и растворяется в божественных вибрациях чудо-реки. То же самое происходит с каждым, кто искренне верит в это, и даже с тем, кто ничего не понимает, а просто совершает омовение.

Но ведь Земля – это живой организм, а Ганга – это кровь планеты.

Согласно йогическим законам, если хочешь исцелить все тело, – исцели один орган, и цепная реакция сделает свое дело. Таким образом, очистив Гангу своими молитвами, мы помогаем всем водам на планете Земля стать чистыми и поддержать человечество в гармонии. Не забывайте, мы живем в период царствования Кали-юги (век снисхождения духовной силы на землю).

Впрочем, зачем ждать очередной Кумбха Мелы – сделайте это сейчас! Заходя в воду, в природную или из крана, читайте молитву. Садясь за стол обедать или ужинать, или выпивая стакан воды, предварительно наложите на него руки и прочитайте слова приветствия и благодарности ей. Везде, где мы встречаем воду, помните – это часть нас и лишь от нас зависит то, какой энергией она заполнит наше тело и наше сознание. Изменив свое халатное отношение к воде, мы сможем изменить структуру воды на всей планете, а значит, и сознание многих миллионов людей.

Собственно, зная все это, Ганга и пришла в наш мир, чтобы исцелить нас от самой страшной болезни нашего века – невежества.

ГДЕ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ КУМБХА МЕЛА 2013?


С 15 января по 25 февраля 2013 года Маха Кумбха Мела будет проходить в Аллахабаде.
Аллахабад (хинди इलाहाबाद, англ. Allahabad , до XVII века Праяга ) - священный город в Индиив штате Уттар-Прадеш, у слияния рек Ганги и Ямуны, где раз в 12 лет проходит Маха Кумбха Мела.
Аллахабад основан в 1583 г. Акбаром Велмким на месте Праяга , который занимает почётное место среди священных городов индуизма. По преданию, именно здесь, у слияния священных рек Ганги, Ямуны и Сарасвати, совершил первое жертвоприношение Брахма.
О том, что в древности Праяг не уступал по почёту и славе Бенересу и Харидвару, свидетельствует колонна Ашоки у стен Аллахабадской крепости.

РАСПИСАНИЕ ОМОВЕНИЙ В 2013 ГОДУ Священные омовения пройдут в Праяге (встреча трех рек - Ганги, Ямуны и мифической Сарасвати) в следующие даты:

27 января – Пош Пурнима.
6 февраля – Экадаши Снан.
ГЛАВНОЕ ОМОВЕНИЕ 10 февраля – Мауни Амавасья Снан.
15 февраля - Басант Панчами Снан.
17 февраля - Рат Саптами Снан.
18 февраля – Бишма Аштами Снан.
25 февраля – Маги Пурнима Снан.

Индия - это удивительная, мистическая страна, ее нельзя постичь умом, о ней нельзя рассказать, ее можно почувствовать. В январе и феврале 2013 года мне посчастливилось побывать на самом великом духовном празднике Индии - на Кумбха Меле. В особом месте в особое время, когда открываются Небеса, собираются не сотни, не тысячи, не сотни тысяч, а десятки миллионов людей. Эти люди, окутанные чистыми, благостными энергиями, думают хорошо, мечтают хорошо, говорят хорошо, поют хорошо, делают хорошо.

Все это пространство называется Кумбха Мела и похоже на миллионный город из другого измерения, измерения чистоты и света. Этот город своей силою творит тебя нового, способного слышать свое сердце, способного увидеть себя истинного, способного любить и сострадать, принимать жизнь как подарок, как аванс и возможность изменить себя к лучшему.
О том, что в Индии раз в три года проводится грандиозный духовный праздник Кумбха Мела, я узнала от своего индийского друга в 2010 году. Он рассказал, что, побывав на этом празднике, получил очень интересный духовный опыт, встретил своего Учителя и одним прикосновением его рук обрел то, что давно искал, - внутренний покой и гармонию. Его рассказ о Кумбха Меле был похож на сказку, наполненную чудесами и волшебством. Эта сказка очаровала меня, я разузнала о традиции этого праздника, посмотрела фотографии и фильмы и стала с нетерпением ждать 2013-го года.
Все случилось как бы само собой. Появились люди, которые понимают, что такое Кумбха Мела, и тоже хотели прикоснуться к мистерии этого праздника. А Виктор Петрович Гудин, руководитель симферопольского Оздоровительного центра «Victory», организовал поездку на Кумбха Мелу в лагерь к своему Учителю - к настоящему, реализованному Учителю, Маха Йоги из самих Гималаев.
Каждый раз, когда я попадаю в Индию, внутри меня появляется яркое чувство присутствия Высшей Силы, ощущение, что ты участвуешь в спектакле под названием «Жизнь», в Игре, главным режиссером которой является Господь. Дома это чувство притупляется, поэтому я очень люблю Индию и всегда, когда туда еду, говорю: «Я еду к себе той, которая умеет помнить о Боге».
И вот 18 января 2013 года мы летим в Дели. На высоте десять тысяч километров, созерцая родную землю, ее реки, моря, океаны, долины, пустыни и горы, начинаешь более тонко ощущать, что весь этот огромный мир и есть присутствие Божественной энергии Великого Творца. Мое я превращается в маленькую былинку, несомую ветром судьбы по великим просторам Мироздания.
За полчаса до посадки наш самолет попадает в грозу. Стюардесса сообщает, что мы идем на второй круг. За окном черное небо, очень яркие и близкие вспышки молнии, раскатов грома не помню (наверное, в самолете хорошая изоляция звука). Теперь наш самолет превращается в маленькую былинку, которую то трясет, то кидает из стороны в сторону. Все пассажиры притихли, редкие вскрикивания от сильных толчков, мысли, эмоции, страх… Все смешалось и зависло во всеобщем молчании… Мы могли только ждать и молиться…
Внутреннее состояние, пережитое в эти минуты, трудно описать, но такие минуты могут изменить тебя и всю твою жизнь. Именно в такие минуты более ярко и отчетливо понимаешь, что самое дорогое, что есть у человека, - это сама жизнь. На востоке говорят: «Чаще вспоминай о смерти, чтобы лучше ценить жизнь».
Сейчас, с высоты сегодняшнего дня, я понимаю, что Господь дал мне первый урок - первый опыт, как бы подсказывая: цени то, что имеешь, бережно относись и к событиям, и к людям, которые существуют в твоей жизни, не завязни в своем собственном эгоизме, спеши делать добрые дела, ведь время, отпущенное тебе, когда-то закончится…

Уже в Дели можно было почувствовать приближение грандиозного праздника. На пограничном контроле еще в аэропорту у чиновника загорелись глаза, и он расплылся в радостной улыбке, когда услышал, что наша группа едет в Аллахабад на Кумбха Мелу. Он повторил на свой манер: «Илабад, Кумбамела», и в его голосе почувствовалось и уважение, и одобрение, и интерес.
Паломничество в Индии имеет большое распространение, индусы сами совершают это действо и с большим уважением относятся к тем, кто готов ради стремления к своему совершенству оставить уют родного дома и претерпеть некоторые лишения и ограничения комфорта.
Все, кого мы встретили в Индии на нашем пути, как старые друзья, с большим желанием помогали нам. Таксист терпеливо искал наш отель, проехавшись по одной и той же улице два раза, знакомые ребята индусы всей семьей приехали к нам в гостиницу, чтобы передать купленные ими заранее билеты на поезд.
Посадка на поезде в Индии - это отдельная история, в итоге которой надо найти свою фамилию в списке, прикрепленном на вагон. С посадкой нам тоже помогли служащие из нашей гостиницы.
Было такое впечатление, что все вокруг тоже хотят попасть на самый главный праздник Индии и чтобы хоть как-то к нему прикоснуться, помогают нам, едущим в заветном направлении на Кумбха Мелу.
Железнодорожные перевозки в Индии организованы так, что при отсутствии билетов, билеты все равно есть. То есть если нет билетов в вагоны первого, второго, третьего класса, то в общий вагон можно утрамбовываться, так что не только все проходы получаются заняты, но даже на второй полке сидят по два или три человека.
В Аллахабад едем в третьем классе, я оказалась на третьей полке чуть отдельно от нашей группы в компании радостно активной индусской семьи, состоящей из 12 человек. Ехали и деды, и дети, и внуки - всех притягивала магическая Кумбха Мела. Мои соседи с большим интересом общались со мной и искренне, с любовью рассказывали про свою веру и своих богов. Простые индусы очень религиозны, без мыслей о своем самосовершенствовании, о поиске пути к Истине, они просто знают и верят, что если в нужное время в нужном месте совершить обряд омовения и если это делать с чистым, полным веры сердцем, то все накопленные грехи будут смыты. Результат омовения зависит от силы веры и открытости сердца. А чистым, добрым и красивым легче и радостней жить.

Кумбха Мела - это древнейшая живая легенда человечества. Традиция отмечать ярмарку (мелу), символом которой является Кумбха, или попросту кувшин, уходит корнями в незапамятные времена, которые даже в богатой древней историей Индии сейчас считаются доисторическими - легендарными, ибо хронологическое время в те времена ещё как бы не началось. Это было мифическое, сказочное, относительное, живое время. Тогда не происходили события, тогда создавались легенды и совершались чудеса самого разного масштаба.
История о «Ярмарке кувшинов» (о Кумбха Меле) - как раз такая многослойная, живая и не совсем понятная легенда, чудо, которое происходит прямо сейчас и, как это ни парадоксально, в относительном времени повторяется каждые три года в разных местах.
…Все были едины в Великом Божественном Океане Любви - и богиня Лакшми, и золото, и нектар бессмертия. Все человеческие и нечеловеческие существа были равны и связаны между собой. Но демоны (асуры) и боги (суры) затеяли спор, начав пахтать (взбивать) Океан, чтобы найти тайну, скрытую в его глубинах. И Великий Океан вышел из берегов. В этот момент все начали чувствовать разделенность.
Некоторые источники относят это время к моменту творения человеческой жизни, взбивание океана показало форму и атрибуты будущего человеческого существа. Главный признак человека был определен как сочетание два в одном, сочетание в человеке одновременно и божественных, и демонических качеств.
От взбивания Океана появились 14 разных волшебных сокровищ: горы золота, алмазов, драгоценных камней, прекрасный слон, прекрасная лошадь, прекрасная корова… Это были дары богини изобилия Лакшми, которые суры и асуры делили между собой. Но когда из Океана появился кувшин с эликсиром вечной жизни - Амритой, они не смогли решить, кому он достанется и стали отнимать его друг у друга.
Один из богов схватил кувшин и убежал, а демоны бросились преследовать его… 12 дней длилась погоня. Все это время Солнце, которому помогали Луна, Юпитер и Сатурн, охраняло кувшин, следя за тем, чтобы он не упал и не разбился. Во время погони из кувшина вылилось несколько капель Амриты, восемь из которых упали на райские планеты небожителей, а четыре капли упали на землю Индии. В этих местах люди построили священные города: Праяг (современный Аллахабад), Нашик, Уджайн и Харидвар.
Для нас небесный день равняется одному человеческому году. Поэтому каждый год, когда Солнце, Луна, Юпитер и Сатурн находятся в тех солнечных знаках, в которых они были, когда защищали кувшин с Амритой, происходит Кумбха Мела, причем четыре раза из двенадцати это случается в Индии. Другие восемь Кумбх случаются в разных небесных и тонких мирах, известных лишь богам (сурам), святым, мудрецам и риши.
Точное время начала и завершения парада планет составляет от полутора до трёх месяцев и определяется каждый раз заново ведущими священниками-астрологами. Они также вычисляют и другие детали грядущего мероприятия, в том числе даты главных купальных дней, так называемых королевских омовений. Информация такого рода секрета собой не представляет и свободно распространяется в Индии.
Кумбха Мела - это событие, которое предшествует исторической хронике. У него не было организаторов и не было приглашенных. Кумбха Мелу нельзя перенести или отменить, открыть или закрыть: она возникает независимо от людей, невзирая на их наличие или отсутствие на планете. Звёздные Врата открываются и закрываются без предупреждения.
Считается, что во время Кумбха Мелы планеты и звезды на небе образуют кувшин, из которого в священные воды Ганги падает капля нектара бессмертия, превращая ее в саму реку бессмертия. Именно поэтому миллионы людей приходят в эти дни к месту великого паломничества и омываются в Ганге, желая смыть свои грехи и грехи своих предков. Это купание - истинная головокружительная иллюзия, во время которой каждый получает по заслугам. Святые обещают: если в момент окунания в реку ты непрерывно думаешь и совершенно искренне веришь в то, что избавляешься от всех грехов рода своего, - миг очищения наступит и благословление снизойдет на тебя.
Кумбха Мела проводится каждые три года поочередно в четырех священных городах Индии: в Аллахабаде, Насике, Уджайне и Харидваре. Кумбха Мела бывает разная - иногда более, иногда менее мощная по воздействию, все зависит от положения планет.
Из четырех вышеперечисленных «ярмарок кувшинов» фестиваль в Аллахабаде считается самым значительным и называется Маха Кумбха Мела. Аллахабад расположен в удивительном месте соединения трех священных рек. Здесь с близлежащих холмов можно увидеть всю территорию фестиваля и оценить его невероятно колоссальные размеры. Он настолько огромен, что его видно даже из космоса. С севера на юг несет свои мутные желтоватые воды Ганг, сливающийся с зеленоватыми водами Ямуны. Индусы верят, что в месте, где встречаются две великие реки, в них вливается третья - река просветления Сарасвати. Эта мистическая река существует только в Тонком, невидимом для нас, Мире. В сухой сезон разлитые в период дождей воды священных рек отступают, обнажая песчаное дно, как бы предоставляя омытое, чистое место для фестиваля. В это время взамен водного потока появляется поток людей, который заполняет все существующее между реками пространство.
Миллионы, десятки миллионов человеческих судеб, движимые желанием просветления, желанием очиститься и постичь себя, свою душу, свое место в этом мире, как маленькие светлячки слетаются на великий свет самого грандиозного праздника духовности - на Кумбха Мелу.

Прилетели на этот свет и мы. Нас тринадцать в 2013 году и мы на Кумбха Меле - фантастика! Прибыли мы в лагерь к Учителю, к которому вез нас Виктор Петрович. Это лагерь великого святого, реализованного Маха Йоги Пайлот Бабаджи. Нам повезло: к нашему приезду Бабаджи как раз вышел из своей комнаты и был готов принимать гостей. Получилось, что прежде чем мы зашли на территорию лагеря, мы смогли получить даршан (возможность лицезреть или чувствовать энергию святого) и благословение Бабаджи. Мой первый пранам (поклонение): я прикасаюсь к стопам святого, а он кладет мне на голову свою руку - божественная рука на моей голове… Эти чувства описать невозможно… То, о чем мечтала, начинает свершаться…

Самое главное религиозное событие в Индии – Маха Кумбха Мела пройдет в городе Аллахабаде, который расположен в южной части штата Уттар-Прадеш при слиянии двух священных рек – Ганги и Ямуны.

Аллахабад или город Бога, так его переводят с персидского языка, также известен как Праяг (Prayag). Легенды рассказывают, что именно в этом месте Брахма впервые принес жертву после сотворения мира. Аллахабад является одним из четырех мест массового индуистского паломничества на Кумбха Мелу. В древних индуистских писаниях говорится, что именно здесь находится слияние священных рек Ганги, Ямуны и реки Сарасвати.

В древних индийских гимнах «Риг-веды» прославляется могучая река Сарасвати. Но сейчас ее нет на карте Индии. И вы не найдете даже маленького ее истока. Она исчезла! Но когда-то Сарасвати брала начала с великих Гималаев, несла свои могучие воды через весь Индостан и успокаивалась, соединившись с Индийским океаном». Эта река упоминается в «Риг-веде» гораздо чаще, чем Инд. И ей поклоняются, как одной из трех великих богинь. Считается, что сначала Сарасвати была рекой, а уже потом стала самостоятельной богиней и женой Брахмы.

Ученые считают, что в древние времена Сарасвати высохла, потому что два ее притока – Сатлеж и Ямуна в результате тектонической деятельности изменили свое русло. Сатлеж теперь впадает в Инд, а Ямуна соединяется с Гангой. Все это произошло где-то в районе 21 – 18 века до нашей эры.

В 2013 с 27-ого января по 25-ого февраля в Аллахабаде будет проводится Маха Кумбха Мела, которая проходит в этих местах каждые 12 лет. Эта Мела является крупнейшей и самой священной из всех проводимых подобных Мел и считается самой благоприятной. Кумбха Мела переводится как «праздник кувшинов» и берет начало из глубокой древности. Ведические тексты рассказывают о битве богов с асурами за кувшин амриты, которую спахтали из молочного океана.

Фестиваль проводится раз в 12 лет в каждом из четырех городов - Харидваре, Аллахабаде (Праяге), Уджейне и Насике. Точное время проведения определяется по традиции, предписанной комбинацией планет.
Время проведения Больших Мел в разные годы:

Hardwar - 1986, 1998, 2010, 2021.
Allahabad - 1989, 2001, 2013, 2024.
Nasik - 1980, 1992, 2003, 2015.
Ujjain - 1980, 1992, 2004, 2016.

В 2010 году в Харидваре десять миллионов паломников совершили омовение в священных водах. А в январе 2007 года в аллахабадской Кумбха Меле приняло участие 70 миллионов человек. Это является рекордом в истории проведения фестивалей. Индуистские паломники во главе с сотнями покрытых золой голых святых устремились в священные воды реки Ганг, чтобы очиститься от грехов и освободиться от цикла жизни и возрождения. Они вошли в реку следом за святыми людьми, нага садху, которые считают себя хранителями духовной веры индусов. Нага садху - аскеты, или странствующие монахи, которые отказались от обычной жизни и зачастую живут в отдаленных горах и лесах, посвящая себя медитации. Они выходят к людям только во время фестиваля. Крача и радостно размахивая золотыми трезубцами, мечами и кольями, они погрузились в воду, покрытую гирляндами цветов календулы.

Материал подготовила Марина Филиппова

Индия: ближайшие туры

в Индии есть такой важный религиозный праздник, как Кумбха-мела который проходит раз в 12 лет, в день особого расположения планет. В это время миллионы паломником – представители самых разных
йоги

Особый фестиваль духовных
традиций Собрание
Великого кувшина.

В Индии есть такой важный религиозный праздник, как Кумбха-мела (Собрание
Великого кувшина) Это особый фестиваль духовных
традиций и обряд массового
паломничества
индусов к Святыням
индуизма, который проводится один
раз в 12 лет (Пурна
Кумбха-мела), когда Юпитер
оказывается в том же положении, что
и при
падении выплеснутой капли
амриты согласно древней ведической легенде,
которая гласит:

«Когда-то, в те незапамятные времена,
Боги, жившие ещё на земле, потеряли часть своего могущества из-за наложенного
на них проклятия, лишившего их силы и храбрости. Брахма (бог-создатель,
обладающий совершенным знанием ритуалов) посоветовал им пахтать доисторический
молочный океан вселенной с целью добыть амриту - чудесный эликсир бессмертия.
Чтобы выполнить эту непростую задачу, боги заключили временное перемирие с
асурами - демонами (или, точнее, титанами), и заручились поддержкой царя змей -
Васуки. Гигант Васуки обернулся вокруг легендарной оси вселенной - горы
Мандара, демоны взялись за голову, боги за хвост, и процесс пошёл… Через 1000
земных лет (а для богов пролетело всего 100 лет) работа была завершена - из
загустевшего молока появилось множество чудесных артефактов, а вслед за ними и
божественный целитель Дхавантари (именно этот мудрец передал знание, науки
повседневной жизни Аюрведе )
собственной персоной с кумбхой (кувшином), полным амриты. Перемирие,
естественно, тут же было забыто, и началась битва, продолжавшаяся 12 лет. В
конце концов божественной птице Гаруде (которая носит на своей спине Вишну)
удалось завладеть кумбхой с амритой и улететь с ней за тридевять земель.»

До сих пор вода в определённых местах Индии
становится амритой в дни великого праздника.

Каждые три года целью паломников по очереди становятся
города Праяг (Аллахабад), Харидвар, Уджайн и Нашик. Ардха Кумбха Мела
проводится каждые шесть лет в Харидваре и Аллахабаде, в то время как Пурна
(полная Кумбха Мела всегда происходит в Аллахабаде каждые двенадцать лет. Маха
(великая) Кумбха Мела наступает после 12 Пурна Кумбха Мел», каждые 144 года.

На праздник собираются в первую очередь представители самых разных
направлений индуизма: садху – бродячие аскеты, саньясины, йоги , представтели ашрамов и Гуру практически всех традиций, и
конечно просто паломники-миряне.

Чтобы яснее представить себе, какого маштаба это событие – вот одно
географическое сравнение: численность населения разместившаяся на нескольких
квадратных километрах Мела – это наша Западная Сибирь + Восточная Сибирь +
Дальний Восток.

Кульминация
празднества приходится на массовое омовение в водах Ганга (в Харидваре), Сипры (в Уджайне), Годавари (в Нашике) либо Сангама (в Аллахабаде), символизирующее очищение души и тела.

Индусы верят, что «искупавшийся» человек – уже не тот, что был
вчера: он сделал один гигантский шаг навстречу своей личной и всемирной
духовной эволюции, которая, в отличие от эволюции Дарвина, не приводит к
выживанию и доминированию отдельных сильнейших особей и видов, а ведёт к
процветанию и счастью всех живых существ во вселенной.

Известен факт, что Лахири Махасайя, духовный учитель
знаменитейшего йога Парамахамсы Йогананды (написавшего «Автобиографию йога»),
встретил на Кумбха-меле своего будущего гуру – легендарного и бессмертного
мастера крийя-йоги Махаватара Бабаджи, который, по преданию, находится сейчас в
пещере в Гималаях, в совершенном состоянии самадхи… Боги же, невидимо
присутствующие на празднике, по слухам, просто получают удовольствие от
божественной игры Всевышнего, выразившейся в форме невообразимого скопления «двуногих».

Кроме благоприятного положения планет, крайне желанным считается и
благословение святых отшельников (садху), которые прерывают свои суровые аскезы
и спускаются с гор, чтобы поучаствовать в божественной игре. В главные дни
праздника – королевские снаны – проходит незабываемый «голый парад» садху,
когда одетые в небо отшельники, покрытые пеплом и украшенные гирляндами цветов,
проходят, потрясая ритуальным оружием, по городу, непрерывно распространяя
вокруг себя волны шакти – мощнейшей целительной энергии, которую они накопили
за десятилетия своих йогических практик. Так и вся атмосфера вокруг поля священного
действия духовными вибрациями. И в этом ещё один слой многоуровнего чуда живой
легенды Кумбха-мелы.

Это фото было сделано в одном из святых городов Индии – Аллахабаде
во время празднования праздника Кумбха-мелы в 2001 году. На фото запечатлены
паломники, ожидающие на понтонных мостах своей очереди, чтобы окунуться в
священном месте, там, где Ганг сливается с Ямуной. Правительство Индии
сообщило, что принять омовение пришло около 70 млн человек!

Предстоящая
Кумбха-мела пройдет в Праяге (Аллахабад) в
2013м году (с 27 января до 25
февраля)

Посмотреть фильм можно здесь: http://rutube.ru/video/92d766cbde9bacd249f320c207f54526/

Кумбх-мела - величайший религиозный праздник мира, проходящий в Индии. Раз в три года в одном из четырёх священных городов Индии (Харидвар, Аллахабад, Насик, Уджайн) собираются десятки миллионов паломников, чтобы погрузиться в реку Ганг, и, тем самым, смыть с себя кармические грехи. Самые экзотические персонажи Индии - садху, саньяси, бродячие дервиши и святые, йоги, аскеты, самобичеватели - все приходят на этот праздник, выбираясь из своих горных пещер, лесных хижин и удалённых ашрамов.

(Всего 19 фото)

1. Кумбха это санскритское слово означающее кувшин. Таким образом, «кумбх-мела» переводится как «праздник кувшинов».

2. Садху - это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии, стекаясь на Кумбх-Мелу к берегам священной реки Ганг. Садху постоянно курят чилумы - ритуальные трубки с гашишем.

3. Временный город для паломников создается на низменных участках, почти у самого уреза воды. Фактически, это речное дно на месте слияния Ганги и Ямуны. Издревле это место использовалось для массовых ритуалов и жертвоприношений, в сезон дождей вода рек разливается и смывает все оставшееся от лагерей и ритуальных очагов. Чтобы разместить неимоверную массу людей, начинается строительство временного города за полгода до празднеств. На фото: вечерняя служба в Хар-ки-пури.

4. Утро дня главного омовения начинается с марша-пробега нага-баба к месту погружения в священные воды Ганги, по специально отгороженному жердями широкому коридору, в сопровождении конной полиции. Тараща красные глаза, размахивая трезубцами и мечами, полностью обнаженные аскеты кричат «Хара Хара Махадев!» и бегут к реке.

5. Парад садху – шоу едва ли уступающее в зрелищности бразильскому карнавалу. Тут вам и пожиратели огня, и жонглеры, и музыканты.

6. Есть несколько разновидностей садху: простые садху (иногда их называют баба), нага-бабы Садху, (живущие обнаженными) и агхори садху, которые живут в компании с духами, часто на кладбищах.

7. Во время праздничного шествия наги идут пешком, едут на верблюдах и лошадях, танцуют, машут саблями, потрясают трезубцами, бьют в барабаны и выпускают струи наркотического дыма из передаваемой по кругу трубки.

8. Тысячи паломников явились в этом году на крупнейший религиозный праздник Индии, Кумбх-Мелу, с единственной целью - искупаться в месте слияния священных рек индуизма: Ганга, Ямуны и Сарасвати - третьей, невидимой реки, которая, согласно индуистской мифологии, сливается здесь в единый поток с двумя реально существующими.

9. Садху натирают свои тела пеплом священных костров в знак смерти и перерождения.

10. Обряд ягья (также яджна, яджня). Этот обряд жертвоприношения берет свое начало в религиозных практиках ведической религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний. Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь, куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни (бога огня) уходят к девам.

11. Происхождение праздника Кумбх-Мела связано с древнеиндийским мифом. По легенде, боги, утратив бессмертие, отправились на поиски священного сосуда (Кумбха), наполненного нектаром бессмертия амритой. Амриту попытались отнять демоны, и в ходе борьбы, продолжавшейся 12 божественных дней, что составило 12 человеческих лет, несколько капель эликсира бессмертия упали на землю - там, где сейчас находятся города Аллахабад, Харидвар, Удджайн и Насик.

12. Эти четыре священных места чередуются - каждый раз праздник переезжает. В этом году он состоялся в Харидваре.

13. Полная (Маха) Кумбха-Мела проводится один раз в 12 лет. В 2001 году в Маха Кумбха-Меле приняли участие около 60 миллионов человек. Следующая пройдет в Аллахабаде в 2013 году.

14. Садху Шивчанд Бхарти.

15. Во время Кумбх-Мелы устраиваются праздничные шествия с оркестрами, уличными артистами и обнаженными аскетами.

16. В Аллахабадской Кумбха-Меле января 2007 года приняло участие 70 миллионов человек, что является рекордом многолюдности какого бы то ни было собрания в истории.

17. Естественно, самый крупный религиозный праздник мира не обходится без эксцессов. Так, в давке во время аллахабадской кумбха-мелы 1954 г. погибло 800 паломников. Нашикская кумбха-мела 2003 года унесла жизни 39 человек. На фото: паломники решили «срезать путь» к священным водам реки Ганг, не взирая на протесты полицейских и оградительные заборы.

18. Женщина-агхори. Агхори – это садху, практикующие черную магию. Они используют весьма сомнительные практики для получения сверхъестественной силы. Вместо обычного пепла они мажут тела пеплом от сожженных человеческих трупов.

19. Значение праздника Кумбх-Мела воистину велико. Миллионы садху спускаются с гор или покидают свои уединённые места в индийской глубинке только раз в шесть лет, чтобы посетить Мелу. В этом году с индийскими паломниками пошли наши русские ребята при поддержке портала Tourbina.ru . На этом же сайте можно получить в Индию на фестиваль Кумбх-Мела 2010 с красивейшими фотографиями.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...