От многой мудрости много печали. Вы согласны, что познание умножает скорбь? Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18)? Действительно ли познание умножает скорбь?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской логики автора, воспринималась и воспринимается в соответствии с мировоззренческими настроениями людей: в духе философского (А. Шопенгауэр, Э. Гартман), литературного (Дж. Леопарди) или житейски-обыденного пессимизма, свойственного большинству неверующих людей. Екклесиаст же (евр. кохелет - «говорящий в собрании») учит видеть великое и единственно непреходящее благо только в Боге: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13-14). Но прежде, чем привести тех, кого он поучает, к мысли, что «благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Еккл. 8: 12), Екклесиаст, в традициях высокой библейской поэзии, показывает тщету земных благ и мирских преимуществ. Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость смены поколений: «Род проходит, и род приходит» (Еккл. 1: 4). Печаль вызывает и созерцание бесконечной повторяемости явлений природы: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1: 5-7).

Но и занятия человеческие не утешают проповедника. Труд тоже не дает постоянного счастья. «Что пользы человеку от всех трудов его?» (Еккл. 1: 3). Это понятие пользы является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. В еврейском тексте употреблено существительное ithron . Во всей Библии оно встречается только в книге Екклесиаста. Переводчики на русский язык передают его словом «польза». Однако речь не идет о пользе в обычном значении. Честно исполненный труд не может быть бесполезным. Он жизненно необходим. Екклесиаст, несомненно, в слово итрон вкладывает высший непреходящий смысл. Речь идет о счастье, которое является не призрачным и скоро текущим, а устойчивым и вечным. Без этого все - «суета сует» (Еккл. 1: 2). Автор употребляет слово хэвэл (от халдейского habal - «дымиться, испаряться»). Первоначальное значение этого слова - «дыхание, дуновение», то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: «пустое, безрезультатное занятие». У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (см.: Ис. 30: 7). Соломон, автор книги Екклесиаста, говорит не просто о тщетности земного, но употребляет превосходную степень: хэвэл хавалим («суета сует»). В еврейской грамматике словосочетание «хэвэл хавалим» («суета сует») называется status constructus, то есть сопряженное отношение; применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: «небеса небес» (Втор. 10: 14; Пс. 67: 34), «царь царей» (Езд. 7: 12; Дан. 2: 37), «Святое святых» (Лев. 16: 33; Числ. 4: 4).

Не принесло облегчение сердцу и познание земного: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Еккл. 1: 13). Разочарование оказалось таким же горьким. К излюбленному выражению «хэвэл хавалим» он прибавляет «реут руах» («томление духа») (Еккл. 1: 14). Екклесиаст убедился, что земная мудрость и знания оказались такой же суетой, как и все в человеческой жизни. Он приходит к мысли: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18).

Однако воспитанный в вере отцов Екклесиаст не мог стать пессимистом. Он познал пути Божественного Промысла: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл. 3: 14). Обретший в своем сердце Бога вместе с мудростью обретает и истинную радость, а не печаль, как думают пессимисты, не познавшие Бога: «Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8: 1).

Учение о мудрости в Псалтири, в книгах Екклесиаста и Притч, так же и в других ветхозаветных Писаниях, имело прообразовательное значение. Оно приготовляло к восприятию высшей премудрости, которая явилось в Иисусе Христе: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11: 33). Только соединившись с Христом, человек может обрести подлинную мудрость, которая не только не умножает печаль и скорбь, но дает блаженную радость познания новой жизни.

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

  • - крыл. сл. Выражение из Евангелия...
  • - крыл. сл. Кому много дано, с того много взыщется Выражение из Евангелия...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - третьи моляры человека...

    Большой медицинский словарь

  • - Кому много дано, съ того много спросится. Кому много дано, съ того много взыщется. Ср. Мужчины въ домашнемъ быту легкомысленны, живутъ умомъ, а не сердцемъ, не понимаютъ многаго, но женщина все понимаетъ.....
  • - Из песни «Как хорошо на свете жить», написанной Исааком Дунаевским на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача для кинофильма «Веселые ребята» ...
  • - Выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии. В Евангелии от Луки сказано: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи...
  • - МУ́ДРОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Кому много дано, с того много взыщется. Ср. Мужчины в домашнем быту легкомысленны, живут умом, а не сердцем, не понимают многого, но женщина все понимает... От нее все зависит. Ей много дано, с нее много и взыщется...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - У ночи много звѣздъ прелестныхъ, Красавицъ много на Москвѣ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 7, 52. Ср. In Sachsen, wo die schönen Mädchen wachsen. Ср. Quot coelum Stellas, tot habet tua Roma puellas. Пер. Сколько на небѣ звѣздъ, столько въ Римѣ дѣвушекъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДВОР - ДОМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Во многой мудрости много печали" в книгах

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести В чем же ирония? Успех на поприще предпринимательства позволит вам потреблять все, что вы захотите, без ущерба для кошелька. Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести. К сожалению, у

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…

Из книги РЭЙКИ-Путь души автора Окунев Дмитрий Валентинович

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось… Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:– Папа, порадуйся за меня, я поступил в университет! Наконец-то я нашёл своё счастье!– Очень хорошо, сын мой, –

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ Поэтому покой - это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной Поэтому покой – это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Во многой мудрости много печали

автора Серов Вадим Васильевич

Во многой мудрости много печали Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 7, строфа 36.Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости.

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости. Зуб мудрости, как ты это прекрасно знаешь, имеет неприятную особенность слишком рано покидать своего хозяина. Правда, предварительно основательно помучив его. Этот зуб у меня совершенно не хотел быть здоровым. И чтобы

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов…

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов… 2 серия: ВнешностьВ моем классе училась девушка. Звали… нет, не хочу называть ее имени. Пусть онабудет Фросей. Фрося была красивой. Как мне тогда казалось. А может она была простолидером и могла

Из книги Итоги № 2 (2013) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с!

Из книги Итоги № 2 (2014) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Фестиваль «Золотая маска» в этом году продлится с 28 января по 16 апреля. «Маска»

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»? Иеромонах Иов (Гумеров)Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

автора Лопухин Александр

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. Если все дела и стремления человеческие ничтожны и безрезультатны, как дым, как погоня за ветром,

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь. Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему 1-6 заканчивают собою мысль,

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Во многой мудрости много печали" в других словарях:

    Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, всё суета! Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (проповедник, по еврейски когелет) (Екк.1:1 ,11,12 и др.) название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических в. з. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней… …

    Кроче Бенедетто - Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле Вряд ли случаен тот факт, что именно Неаполь стал в известном смысле колыбелью итальянского идеализма. В Неаполитанском университете преподавали Аугусто Вера (1813 1885) и Бертрандо Спавента (1817 1883),… … Западная философия от истоков до наших дней

    Лига справедливости (англ. Justice League), позже Лига справедливости: Без границ (англ. Justice League Unlimited) американский сериал по мотивам комиксов компании DC Comics о команде супергероев, борющихся со злом в мире. Оригинальный… … Википедия

    Екклесиаст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת‎ «кохэлет»; др. греч. Εκκλησιαστής) 33 я часть Танаха, 7 я книга Ктувим, название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди… … Википедия

    «ЭККЛЕЗИАСТ» - «ЭККЛЕЗИАСТ», «Екклесиаст» (греч. ekklēsiastēes, перевод древнеевр. qōhéleth — проповедующий в собрании), одна из наиболее поздних книг Библии (IV или III вв. до н. э.), памятник древнееврейской афористической литературы.Авторство долгое… … Литературный энциклопедический словарь

    Познание, познавать. В др. евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие познание (евр. яда) определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Пещера гигантопитека , Соловьев А.П.. Роман «Пещера гигантопитека» написан более 20 лет назад (в 1989 году); был включен в план московского издательства «Советский писатель», но не был издан по причине распада СССР. То, что…

Прежде чем знакомиться с высказываниями по теме, следует учесть, что процесс обучения может быть как позитивным, так и негативным. Ведь мы усваиваем не только хорошее, но и плохое, учимся не только знаниям, но и заблуждениям. Поэтому не всякое обучение и не всякое знание полезно для человека. А о некоторых вещах нам так и вовсе лучше ничего не знать.

Бич человека - это воображаемое знание. (Монтень)

Благоденствие - это великий учитель, но несчастье - учитель величайший. Богатство изнеживает разум, лишения укрепляют его. (Уильям Хэзлитт)

Бывают знания и ощущения, которые можно выразить только ещё непридуманными словами. (Готфрид Бенн)
(Новые знания - новые термины)

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. (Джон Локк)

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая. (Шопенгауэр)

Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, - лучше учиться, делая их. (Аристотель)

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. (Конфуций)

Во многом знании - много печали, и кто умножает своё знание, умножает свою скорбь. (Экклезиаст)

Всему, чему я научился в жизни, я научился сам. (Д.Б. Шоу)

В слове «учёный» заключается только понятие о том, что его много учили, но это совсем не означает, что он на самом деле чему-то научился. (Г. Лихтенберг)

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. (А. Граф)

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество. (Гельвеций)

Где отсутствует истинное знание, там невежество именует себя наукой. (Д.Б. Шоу)

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной. (Гельвеций)

Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь. (Боэций)

Даже известное известно немногим. (Аристотель, «Поэтика»)

Девять десятых образования это поощрение. (Анатоль Франс)

Диплом учебного заведения - документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)

Для того, кто не знает, всё возможно. (Кристоф Виланд)

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

Дурака учить, что мёртвого лечить. (Русская посл.)

Единственное лекарство против суеверия - это знание.
(Амброиз Бирс)

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (А. Эйнштейн)

Единственный способ защититься от внешнего мира - это глубоко его познать. (Локк)

Если бы молитвы детей осуществлялись - ни одного учителя не осталось бы в живых. (Персидская посл.)

Если моя теория не согласуется с фактами, - тем хуже для фактов. (Гегель)
(Практически всегда данное высказывание трактуется как иллюстрация чрезмерного самомнения. Однако смысл высказывания в другом. Акцент установлен на мощь теории. Совершенная теория проверяет на подлинность факты, а не наоборот. И если факты не согласуются с этой теорией, значит, они ошибочны)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики. (П. Гассенди)

Если разрушается мышление, то разрушается и порядок. (Конфуций)

Если ты в кое в чём что-то не понимаешь, это ещё не значит, что во всём остальном ты уже разобрался. (Автор не установлен)

Если учитель ест стоя, то ученик ест на ходу. (Малайско-индонезийская посл.)

Если я тебе расскажу, как я это делаю, то народ перестанет платить деньги мне, и начнёт платить их тебе. (Ходжа Насреддин)

Есть книги, из которых можно узнать обо всём, и ничего не понять. (Гёте)

Есть моменты, когда невежество есть благо. (Чарльз Диккенс)

Есть только две вещи, на которых не следует экономить, - это своё здоровье и образование своих детей. (Теткоракс)

Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать. (Шарль Дюкло)

Ещё Монтень открыл, что заучивание наизусть не имеет ничего общего со знанием. (Гаральд Хайнрих)

Живые не могут ничему научить мёртвых; зато мёртвые учат живых. (Шатобриан)

Заблуждающихся следует подвергать единственному наказанию - заставлять их учиться. (Платон)

Знание есть сила, сила есть знание. (Ф. Бэкон)
(В оригинале: Knowledge itself is power. («Знание само по себе - сила»)

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К. Гельвеций)

Знание столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. (Фома Аквинский)

Знание - это информация о том, что томат является фруктом. Не положить томат во фруктовый салат - это мудрость. (Майлс Кингтон)

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. (Джозеф Адисон)

Знать людей - значит, знать их страсти. (Б. Дизраэли)

Идеи - как кролики: берёшь пару, учишься с ними обращаться и довольно скоро их у тебя дюжины. (Джон Стейнбек)

Избегать суеверий - суеверие. (Ф. Бэкон)

Из всех научных теорий мне по душе та, согласно которой кольца Сатурна целиком состоят из потерянного авиабагажа. (Марк Рассел)

Из книг учатся всему, кроме того, каким образом пользоваться ими самими. (Ф. Бэкон)

Изучить - значит, понять правильность того, что думают другие. (Гегель)

Интуиция это не осознаваемые человеком знания. (Теткоракс)

Каждый образованный человек должен знать, что у гранёного стакана четырнадцать граней, а у креветки десять ног. (Теткоракс)

Качество знаний обратно пропорционально умению пользоваться поисковыми системами.
(Да, нам интернет ученье заменил)

Когда знание забыто - это ещё полбеды, но когда оно передано недостойному - это уже преступление. (Пророк Магомет)

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем. (Менандр)

Кто ничего не знает, поверит во всё. (Мария Эбнер Эшенбах)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других. (Д.Б. Шоу)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других; а кто не умеет и этого - учит учителей. (Лоренс Питер)

Кто умнее: дурак или тот, у кого он учился? (Теткоракс)

Кто умножает познания, умножает скорбь. (Соломон)

Кто учится, не размышляя, впадёт в заблуждение. Кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. (Конфуций)

Ложное знание опаснее невежества. (Д.Б. Шоу)

Лучшие книги говорят то, что известно и без них. (Джордж Оруэлл)

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. (И. Кант)

Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, за исключением того, что действительно стоит знать. (О. Уальд)

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков)

Многие знания - многие печали. (Соломон, Экклезиаст 1:18)

Многому я научился у своих наставников, ещё большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. («Талмуд»)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С. Пушкин)

Мы знаем столько, сколько помним. (Латинская посл.)

Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. (Рабиндранат Тагор)

Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила. (Ф. Бэкон)

На дне колодца знания залегает истина. Выпив оттуда всю воду, ты легко обретёшь искомое. (Авессалом Подводный)

На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (У. Селлар)

Народ можно принудить к послушанию, но нельзя принудить к знанию. (Конфуций)

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей. (Сенека старший)

Наука изощряет ум; ученье вострит память. (Козьма Прутков)

Научиться можно только тому, что любишь. (Гёте)

Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым. (Генри Шоу)

Наши недостатки - суть лучшие наши учителя. Но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным. (Ницше)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Недостаточно быть талантливым учеником, надо, чтобы талантливым был и учитель. (Автор не установлен)

Не знаешь - молчи! Знаешь - помалкивай! (Автор не установлен)

Незнание - не довод, невежество - не аргумент. (Б. Спиноза)

Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост. (Конфуций)

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются. (Пифагор)

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. (Сократ)

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов. (Демокрит)

Неспособность учиться в пожилом возрасте объясняется (и притом несомненно) нежеланием более повиноваться. (Георг Лихтенберг)

Не стремись знать всё, чтобы не стать во всём невеждой. (Демокрит)

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию. (Галилей)

Неуч только скучен, педант же несносен. (Наполеон Бонапарт)

Нужно помнить, что неопытная деревенщина всегда обещает чересчур много и уверена, что знает то, чего на самом деле она не знает. (Флавий Вегеций)

Образование - не помеха женственности: докторши так же глупы, как и прочие женщины. (Гуго Штейнхауз)

Образование - это способ приобретения предубеждений более высокого порядка. (Лоуренс Питер)

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. (Б.Ф. Скиннер)

Обучать - значит, вдвойне учиться. (Жозеф Жубер)

Общество, в котором старики ленятся учить молодёжь, а молодёжь считает, что у стариков учиться нечему, обречено. (Теткоракс)

Одно из величайших бедствий цивилизации - учёный дурак. (Карел Чапек)

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним. (Ричард Бах)

Опыт - лучший учитель. (Латинская посл.)

Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу.
(Сидни Харрис)

От того, чему учит сегодня ваша школа, зависит то, чем спустя поколение будет заниматься ваше правительство. (Авраам Линкольн)

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. (Козьма Прутков)

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. (М. Монтень)

Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
(Леонардо да Винчи)

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Познания уничтожают деятельность: для того чтобы действовать, нужно быть ослеплённым иллюзией. (Ницше)

Пока живёшь - учись. Не жди, что старость принесёт с собой мудрость. (Солон)

Постоянно наставляй своих близких на путь истинный, иначе со временем, их проблемы станут твоими проблемами. (Теткоракс)

Поучать старца - что лечить мертвеца. (Диоген)

Прежде чем познать всё, познай необходимое. (Теткоракс)

При изучении наук примеры полезнее правил. (Исаак Ньютон)

Простых людей поражают невероятные явления; образованных же, напротив, пугает и озадачивает всё самое простое, обыденное. (Эдмунд Бёрк)

Птица учит рыбу летать, рыба учит птицу плавать. Чему они могут научиться друг у друга? Они учатся тому, что каждый должен заниматься своим делом. (Теткоракс)

Пусть первым уроком ребёнка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б. Франклин)

Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным. (Вовенарг)

Редко становится великим тот, кто не нашел в себе мужества пренебречь знанием множества ненужных вещей. (К. Досси)

Самое вредное это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле не верны.
(Фрэнк Найт, американский экономист)

Совершенство - это знание человека о своём несовершенстве. (Аврелий Августин)

Сократ… заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. (Монтень)

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире.
(Хун Цзычен)

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь. (Солон)

Строгость учителя лучше ласки отца. (Персидская посл.)

Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью. (Роджер Бэкон)

Существуют шесть путей, дающих возможность познать человека. Это его выражение лица, его слова, его дела, его характер, его цели и, наконец, мнение других людей. (Ф. Бэкон)

Сытое брюхо к ученью глухо. (Русская посл.)

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит. (Цицерон)

Тот, кто знает, чего хочет, или слишком мало хочет, или слишком много знает. (Автор в розыске)

Тот, кто ничего не знает, ни в чём не сомневается. (Рэндл Котгрейв)

Тот, кто обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть Учителем. (Конфуций)

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. (Сунь Цзы)

Тот, кто умеет, - делает, кто не умеет - учит. (Д.Б. Шоу)

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. (Жозеф Жубер)

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. (Апулей)

Трагедия мира в том, что у мечтателей мало опыта, а у практиков скудное воображение. Глупцы действуют по фантазиям без знаний; педанты - по знаниям без фантазий. Задача университета в том, чтобы соединить воображение с практикой. (Альфред Уайтхед)

Три пути ведут к знанию: путь размышления - самый благородный, путь подражания - самый лёгкий и путь опыта - самый горький. (Конфуций)

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)

Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов. (Шопенгауэр)

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь стремиться узнать больше, чем достаточно. (Уильям Блейк)

Умные поучают дураков, дураки - идиотов, идиоты - умных. Именно таким образом и происходит круговорот знаний в природе. (Теткоракс)

Умные учатся на чужих ошибках, глупые - на своих, а мы - ни на своих, ни на чужих. (Теткоракс)

Урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас начать движение в верном направлении.

Уча, учимся. (Сенека)

Учение без размышления бесполезно, размышление без учения - опасно. (Конфуций)

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель)

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх)

Ученье свет, а неученье - чуть свет и на работу. 😦

Ученье - свет, а неучёных - тьма. (Автор в розыске)

Учёность - единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь. (Плутарх)

Учи своих детей - чужие и так учёные. (Вьетнамская посл.)

Учись пользоваться тем, что есть, тогда не понадобится то, чего нет. (Ф. Честерфилд)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (О. Бисмарк)

Учитель нужен дураку, ученику нужен Мастер. (Би Дорси Орли)

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь. (Аристотель)

Учиться - значит, открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь. (Ричард Бах)

Учиться можно и у врага. (Овидий)

Учиться на чужих ошибках гораздо труднее, чем на своих собственных. (Автор не установлен)

Учиться никогда не поздно,
Исправь поступки юных лет;
То сердце прямо благородно,
Что ищет над собой побед. (Г. Державин)

Хитрые люди презирают учение, простые преклоняются перед ним, мудрые пользуются им. (Томас Маколей)

Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане; не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть. (Ф. Честерфилд)

Хуже парня, который считает себя всезнайкой, может быть только тот, кто и в самом деле всё знает. (Эл Бернштейн)

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. (Эйнштейн)

Чего сами не знают, тому учат других. (Цицерон)

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет. (Томас Джефферсон)

Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться.
(Генри Хаскинс)

Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием.
(Мишель Фуко)

Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие.
(Ф. Бэкон)

Чем больше понимаешь, тем больше круг людей, которым с тобой не о чем говорить (Алекс Ведов)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
(Лев Толстой)

Чем правильнее нам кажется суждение, тем тщательнее мы должны его проверять. (Теткоракс)

Чему может научить рыба птицу? (Би Дорси Орли)

Чем хуже учитель учит, тем больше он спрашивает; чем он слабее, как воспитатель, тем боле крутые меры он принимает. (Автор в розыске)

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. (Ф. Бэкон)

Чтоб познать других - два средства есть:
Одна насмешка, а другая лесть. (Гёте)

Я утверждаю, что… самопознание ни к чему путному не приводило. (И. Гёте)
(Высказывание явно вырвано из контекста. Искать этот контекст составителю в облом)

- Что вы читаете, учитель?
- Мне уже не интересно читать, я пишу.

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Что такое образование? Изучить, забыть и случайно вспомнить. (Автор в розыске)

Школа - это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы. (Роберт Ингерсолл)

Школьная программа это вопрос выживания государства. (Теткоракс)

Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат.
(У. Черчилль) (Точнее, - поучают)

Я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают даже этого. (Сократ)

Я не учу мудрости, я избавляю от предрассудков. (Пифагор)

Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию. (Марк Твен)

Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики.
(Ральф Эмерсон)

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин)

Блж. Августин

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь

Знание вещей земных и небесных род людской имеет обыкновение оценивать очень высоко. Но, конечно же, лучшими [из его представителей] являются те, кто предпочитает этому знанию самопознание. Душа, которая знает свою немощь, более достойна похвалы, нежели та… что остается в неведении, каким путем достичь своего спасения и утверждения. Кто же, будучи поднятым пылом Святого Духа, уже пробудился к Богу и [кто] в любви к Нему обесценился пред самим собой, желая, но не имея сил войти в Него; и кто, будучи Им просвещенным, обратил внимание свое на себя, а также увидел и познал, что невозможно смешивать свои недуги с Его чистотою, - тот считает сладостным проливать слезы, испрашивать у Него, чтобы Он вновь и вновь смилостивился, доколе не исчерпается все его несчастие; вымаливать с упованием, [словно] уже добившись безвозмездного ручательства в своем спасении от единственного Спасителя и Просветителя человеков. Ведь потому знание нуждающегося и страждущего не надмевает, что любовь назидает. Ибо он предпочел знание знанию, так как он предпочел познать немощь свою, нежели пределы мира, основания земли и высоты небес. А умножая познание , он умножил скорбь , скорбь от своего странствия из-за желания [достичь] своей отчизны и благого Бога Творца.

О Троице.

Итак, очевидно, что древность буквы, если недостает новизны духа, более способна сделать нас виновными из-за знакомства с грехом, нежели от греха освободить. Почему и написано в другом месте: …кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1:18) . Не потому, что сам закон порочен, но оттого, что властный указ имеет преимущество в наглядном показе букв, а не в содействии духу. Если указ исполняется под страхом кары, а не из любви к праведности, то это исполнение по рабству, а не по свободе, а значит, вообще никакое не исполнение. Ибо нет доброго плода, который не произрос от корня любви.

О духе и букве.

Лопухин А.П.

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь

Ибо во множестве мудрости множество негодования: и кто прилагает мудрость, прилагает печаль. Чем больше кто будет постигать мудрость, тем больше он негодует, что подчинен порокам и далек от добродетелей, к которым стремится (Прем. 6:7) . А поелику сильные будут терпеть и сильные муки, и кому более поручается, от того более и взыскивается, то прилагающий мудрость прилагает поэтому и скорбь, сокрушается печалью по Боге и скорбит о грехах своих. Поэтому и Апостол говорит: «кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене» (2 Кор. 2:2) . Но, может быть, можно разуметь здесь и то, что муж мудрый скорбит о том, что мудрость скрывается в таком отдалении и глубине, и не сообщается уму так, как свет зрению, а достигается с некоторыми мучениями, невыносимым трудом, постоянным углублением и занятиями.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...