Петров пост чему посвящен. В православной церкви начался петров пост

Петров или Апостольский пост, раньше называли постом Пятидесятницы - православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян.13:3). Длительность его зависит от дня празднования . Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла - ( по старому стилю), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». То есть, в зависимости от даты празднования , пост может продолжаться от 8 дней до 6 недель.

Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день , в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания... Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".
Особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов (по новому стилю - ), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда постились"

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи () по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
Это летний пост и приходится он на жаркое время года, когда не рекомендуется употреблять жирную пищу, наиболее используемым продуктом является все-таки зелень. Сделав передышку в употреблении животной пищи, человек принесет пользу своему организму. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.
Церковь разрешает некоторые послабления во время поста больным, детям, которым разрешается употреблять молоко, с пониманием относится к людям, для которых пост явился тяжелым испытанием.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
17.03.2019 -
18.03.2019 -
19.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Православные христиане 12 июля отмечают день памяти апостолов Петра и Павла. Пост, который следует перед этим праздником, в народе называют Петровым или Апостольским.

Церковью установлено четыре поста. Среди них Рождественский и Великий пост перед Пасхой, а также Успенский. По необъяснимым причинам говенье перед праздником Петра и Павла менее всего придерживается большинством христиан.

Петров Пост или Петровка - время летнего говенья перед празднованием дня Петра и Павла, отличается нестрогими правилами к ограничению пищи и силой елеопомазания.

Апостолы Петр и Павел

История возникновения Петровского поста

Константин Великий в 324 году приказал построить в честь апостолов Петра и Павла храмы в Константинополе, и с этого времени существует торжественная Литургия в честь первоверховных апостолов и Петров пост.

Каждый пост является духовным основанием для укрепления христианской веры. Во время Петровского говенья христиане:

  • каются в своих грехах;
  • исповедуются и причащаются;
  • просят Бога наполнить их святостью Петра и умом Павла.

В благочестивых молитвах и воздержании от определенных видов еды верующие просят у Бога силы верности апостолов. Во время пребывания в днях памяти о христианском подвиге апостолов, православные верующие стараются избавиться от основных грехов, которые терзают их душу. Только в смирении, терпении, воздержании и покаянии, можно познать благодать Господню.

Важно! Петров пост - это не голодовка, а сознательное ограничение в приеме пищи, победа духа над грешным телом, что для христиан является особенным благом.

Смирение и мученичество, примером которых являются апостолы Петр и Павел, заложили ключевую основу для победы телесных потребностей во имя торжества духа.

В Петров пост молятся о единстве православной Церкви с Богом

По мнению некоторых священников, апостольский пост - особое благо для тех, кто не был верен во время Великого воздержания, это дарованное Богом время для достижения Его благодати.

Смысл Петрова воздержания состоит в Евхаристии, постоянном общении с Богом в молитве и воздержании. Во время Апостольских дней христиане обязаны максимально свидетельствовать миру о победе Христа, Его подвиге, стать миссионерами, подобно первозванным апостолам.

В эти дни мир молится о единстве православной Церкви с Живым Богом, Отцом, сыном и Духом Святым. Те христиане, которые самообманываются и решают не держать воздержание в летнее время, не понимают, насколько они обкрадывают самих себя в достижении общения с Богом и получения от Него благодати.

Как на апостолов сходил Святой Дух, дарующий премудрость, истину и откровения, так и в наше время через пост и молитву верные Спасителю люди наполняются теми же дарами.

Апостолы Петр и Павел

Апостол Петр был одним из первых учеников Иисуса. Он прошел со Спасителем весь Его путь служения на земле, от начала и до конца. Будучи рыбаком, Петр по первому зову Христа присоединился к нему, оставив отца, мать и всю семью.

Иисус призвал Петра на служение

В Марка 1:29-30 мы читаем, что Иисус исцелил тещу Кифа, так звучит по-еврейски камень, Петр, значит, он был женат, имел детей.

От рождения имя одного из первых Апостолов было Симон, но Господь дал ему имя Петр, что означает камень. Петр был назван краеугольным камнем, на котором Вседержитель построил Свою Церковь.

Бедный, безграмотный рыбак своим бунтовским и импульсивным характером выделялся среди учеников. Когда Иисус говорил о Своих скорых страданиях, именно Петр возмутился, на что Христос сказал: «Отойди от меня сатана» (Матв. 4:10) Во время Тайной вечери, когда все ученики молча приняли дар омовения ног Учителем, только Петр возмутился, а затем покорился. Это он выхватил меч и отрубил ухо воину, которое было чудесным образом восстановлено Иисусом.

Прошедший весь земной путь Христа, видевший все Его чудеса, слышавший о том, что Иисус - Миссия, которого ожидали евреи столетия, Петр предал Христа, отказавшись от Него из-за страха. Воскресший Христос не отвернулся от слабого душой ученика, Он по-прежнему любит Его и ведет по дороге христианства.

Важно! В апостоле Петре каждый верующий видит символ христианской надежды. Если Бог простил отступившего от Него на миг Петра, то и нас грешных после покаяния и слезного прошения простит.

Творец наделил первого апостола такой силой исцеления, что болезнь уходила с немощного только от одной тени Петра. Петр провел свои последние годы в Риме, будучи свидетелем страшного пожара и казни тысячи христиан. По приказу императора одного из первых апостолов распяли на кресте. Петр сказал, что он недостойный принять смерть, какую принял Спаситель, и был распят вверх ногами.

Апостол Павел был рожден евреем, но при этом имел римское гражданство. Савл, так звали апостола прежде, никогда не видел Иисуса при Его земной жизни, слыл ярым гонителем христианства. Однажды, возглавляя гонимую процессию христиан, перед Савлом возникло яркое сияние, ослепившее его. В облаке света прозвучал, голос, спрашивающий, зачем он гонит христиан. На вопрос, кто говорит, последовал ответ, что это Иисус, распятый и воскресший. От яркого света Павел потерял зрение.

Икона святого апостола Павла

Слепого фарисея привели к христианам, по приказу Иисуса ему было возвращено зрение, но всю жизнь апостол страдал глазами, имея «шило во плоти».

Павел стал миссионером, он совершал походы по разным местам, проповедуя Христа и открывая новые церкви. Павел несколько раз встречался с Петром, решая христианские вопросы, ведь им приходилось проповедовать среди евреев и язычников, не знавших Бога. Послания Павла нескольким церквям легли в основу Нового Завета. Апостолы Марк и Лука были его спутниками.

По законам Рима римский гражданин не мог подвергаться унизительной казни на кресте, за свою христианскую деятельность Павел был обезглавлен.

В двух различных по земным понятиям людях, Бог показан единство и разнообразие основанной им Церкви.

Как определить длительность Петрова воздержания

Праздник памяти Петра и Павла отмечается 12 июля, а Апостольское говенье православные христиане начинают обязательно в понедельник, через семь дней после Пятидесятницы.

В 2019 году Петров пост начинается 24 июня , ведь Светлый праздник Пасхи мы отмечали 28 апреля.

Петров пост в 2019 году – с 24 июня по 11 июля

Что можно и что запрещено делать перед Петровым днем

Во время христианских постов и праздников запрещено проводить обряд венчания, поэтому в это время все свадьбы переносятся на осенний период.

Важно! Как в сам праздник Петра и Павла, так и во время Петровки можно собороваться. Елеосвящение относится к церковным таинствам, во время которого на приходящего к принятию соборования христианина исходит особая Божья благодать.

Особенно нуждаются в соборовании одержимые бесами, больные и немощные, не укрепленные в вере люди. Помазание елеем означает наложение Божьей печати на Его дары и благодать исцеления, очищения, освобождения.

Особенности ограничения в еде

Апостольское говенье - самое легкое из всех воздержаний в году. На время Петрова поста отменяются блюда из мяса и молока. Нет ограничений на такие продукты:

Для особо ревностных христиан и монахов остается запрет на рыбу и растительное масло по понедельникам, средам и пятницам.

Во время воздержания от некоторых продуктов человеческий организм переносит легкий стресс, поэтому в целях здоровья следует отказаться от неполезных фастфудов и пищи быстрого приготовления.

Летнее воздержание в еде компенсируется большим количеством ранней зелени, первых грибов.

Окрошка из зелени

Для приготовления освежающей в жаркий летний день, витаминизированной окрошки понадобится:

  • квас (купленный или предварительно приготовленный дома со ржаных сухарей) - 1 л;
  • 3 небольших огурцов;
  • 6-8 редисок;
  • 3 отварных картофелин;
  • зеленый лук - 5 шт.;
  • пучок укропа с петрушкой;
  • несколько листиков щавеля;
  • соль;
  • при желании 1 ст. л. яблочного уксуса или лимонного сока.

Освежающая окрошка из зелени на квасе

Огурцы, картошку и редиску нарезать кубиками, зелень и лук измельчить, все залить квасом, посолить, поперчить, при необходимости добавить кислоту и дать настояться несколько часов.

Паста с морепродуктами

Всем известная вермишель из твердых сортов пшеницы в настоящее время более известна, как паста, которая употребляется с всевозможными соусами и подливками.

Свежие помидоры, укропчик и чеснок, соединенные в соусе, становятся кладезем витаминов и минералов, а если к ним добавить маринованные в собственном соку мидии, то получим блюдо, которое не стыдно подать и к праздничному столу.

В кипящую воду засыпать нужное количество вермишели, и пока она варится, следует приготовить соус из таких ингредиентов:


Приготовление:

  • Помидоры без шкурки измельчить.
  • Мелко порубить чеснок, стебли базилика и укропа.
  • В разогретую сковороду влить растительное масло, высыпать чеснок и зелень, а затем влить томатную смесь.
  • Немного проварить.
  • Добавить мидии и бальзамический уксус.
  • Накрыть сковороду крышкой и томить на медленном огне 30 минут.
  • Сваренную пасту выложить на дуршлаг, освободить от остатков воды.
  • Смешать пасту и соус, и через 5 минут можно подавать к столу.

Петровка, как и остальные посты, призвана научить христиан управлять как телом, так и душой, для укрепления духа и веры в великую Божью благодать, силу очищения, донесенную до нас апостолами.

Протоиерей Игорь Рысенко о Петровом посте

Начинается Петров (Петра и Павла) или Апостольский пост , в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла.

В 2018 году Апостольский пост начинается 4 июня, а закончится 11 июля.

Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа» - пишет святой Лев Великий.

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы - относится к самым первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме святой равноапостольный Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по старому стилю - 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.

Святой Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за святою Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Святой Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»
(Митрополит Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. - М., 1882. Сс. 151-152).

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).


Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

В Петров пост 2017 питание довольно разнообразное, так как этот пост не такой строгий, как Великий. По уставу церкви требовалось воздерживаться от скоромной пищи (жирной, калорийной), рыбы, вина, масла, яиц, молока три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу. Хлеб во время поста употребляют только из муки грубого помола, черный хлеб. В эти строгие дни Петрова поста ели в основном пищу в сухом виде – вода, хлеб, сырые овощи, никакие блюда специально не готовили – это так называемое сухоядение.

Например, можно употреблять овощи в любом виде, каши, грибы, рыбу в нестрогие постные дни, сухофрукты, соленья, бобовые, соевые продукты, растительное масло.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

Употребление определенных продуктов во время поста хорошо сказывается на пищеварительной системе. Организм отдыхает от переваривания тяжелых калорийных продуктов. Так что периодическое голодание или переход на малокалорийную пищу приносит только положительный результат для любого организма.

Вообще к любому посту нужно относиться осмысленно. Неправильно будет выполнять условия поста по пище и не ходить в церковь. Такое поведение будет называться – диетическое питание, голодание, очищение организма. Чтобы очиститься духовно, требуется большая духовная работа, общением со своим настоятелем, выполнение канонов церкви – духовное очищение. Бог не следит за тем насколько правильно миряне выполняют его заповеди. Каждый сам в ответе перед собой за свое поведение. И потому следовать ли посту и каким образом, зависит только от нашего решения и жизненных обстоятельств.

Любой пост – это воспитание души человека. Если он преодолеет такие испытания, будет много времени уделять молитвам и осмыслению своих поступков, значит у него сильный дух и он сможет преодолеть любые испытания. У такого человека вера сильная и дух его ничем не сломить. Многие люди, пусть не верующие, тоже хотят провести испытание постом. Осторожно в дни поста следует вести себя тем, у кого есть проблемы со здоровьем, беременным женщинам, детям. У них рацион питания остается свой привычный и пост на них строго не распространяется.

Можно ли играть свадьбу в Петров пост или не стоит? Что касается проведения свадебной церемонии в Петров пост, то священники рекомендуют отложить венчание и начало семейной жизни до его окончания. А узаконить свой брак в ЗАГСе можно.

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение , сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

Заметка о Петровом посте:


Так готовились святые
Петр и Павел,
Пока были живые,
И Бог их прославил.

В понедельники и среды,
А еще и в пятый день -
Полагали наши деды
Нужно сухояденье.

А во вторник с четвергом
Ужин подели с врагом,
И питайся рыбой только,
Чтоб из поста больше толка.

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. , а в V веке – и .

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. . — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ().

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ().

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его ().

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. , это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки ().

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира () и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (), мертвые воскресали (), больные исцелялись () даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола ().

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (), себя же причисляет к ним ()

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ().

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Петров (Апостольский) пост ведет свою историю с первых веков христианства и сначала предназначался для тех, кто по той или иной причине не имел возможности соблюдать Великий пост. Он начинается всегда в понедельник, через 7 дней после праздника Троицы. Окончание же его всегда приходится на 12 июля. А так как дата самой Троицы зависит от даты, на которую выпадает праздник Пасхи, то длительность поста может составлять от 8 дней до 42-х. Чтут его в память о двух апостолах - Петре и Павле, самых почитаемых из числа ближайших учеников Христа. Сам День Петра и Павла, если он не попадает на среду или пятницу, не входит в пост, хоть и завершает его.

Петров пост не является строгим, допускается употребление рыбы во все дни его, кроме среды и пятницы. Целью добровольного воздержания является самосовершенствование, объединение верующих в Христа в стремлении к чистоте души, помыслов и поступков, в искреннем стремлении к Богу.

Сегодня начало Петрова поста,
Я с этим тебя поздравляю,
Пусть пища, хоть будет постна и проста,
Я бодрости духа желаю.
Пусть в доме твоем счастье, радость живут,
Все будет в порядке, по чести,
Согласие будет, тепло и уют
С удачей, везением вместе!

Петров пост, особый день,
Это святой, великий праздник,
Сегодня очищается душа,
И забываются ненастья.

Сегодня пожелаю всех небесных благ,
Пускай Святые дом оберегают,
И на пути не ведай ты преград,
Добро тебя пусть защищает.

В Петров пост хочу пожелать освободиться от злости и обид, избавиться от всех ненужных дел и занятий. Пусть петровки-головки нисколько не позволят утратить сил, пусть удастся обрести настоящее счастье, и несмотря на зависть и препятствия судьбы, пусть твоё сердце ни за что его не потеряет.

Неделя пройдет после Троицы,
Лето будет в полном цвету,
И станем тогда мы готовиться
К Петровкам - Петрову посту.
Утвердился пост в Константинополе,
Там, где был храм освящен,
Петру и Павлу - святым апостолам -
Этот длительный пост посвящен.
Три недели будем поститься,
За себя и других молиться!

Пост - это время подумать, время осознать, что значит быть верующим, быть христианином. Пусть же этот Петров Пост даст каждому из нас понимание настоящих духовных ценностей и знание о том, что избранный путь верен. Желаем соблюсти пост до самого его окончания.

Хотелось бы поздравить все близких людей: друзей, родственников и знакомых с великим Петровым постом. Задумайтесь от своей жизни и попросите у Всевышнего прощения за все свои прегрешения. Пусть душа Ваша очистится к великому празднику - дню Петра и Павла, большому событию для всех христиан, когда церковь будет воспевать «твердость Петра и разум Павла».

Отшумели праздники, Пасха позади,
Время воздержания ждет всех впереди.
Пост Петров начнется - мясо убери,
И на стол к обеду рыбник испеки.

На Петровку–голодовку -
Надо думать о душе!
Ни к чему сейчас обновки,
Даже если ИВ Роше!

Мы смиренно повстречаем
Пост апостольский с тобой,
Погрустим, порассуждаем,
Покачаем головой...

Грустно будет нам недолго,
Все имеет свой конец,
Ну а если пост продержишь -
Будешь просто молодец!

Строгий пост - душе подмога.
Петр и Павел, помогите,
Веру в истинного Бога
В нас вы, грешных, укрепите.
В этот пост молиться будем,
Чтобы чудо нам явилось -
Христианам, добрым людям
Царство Бога приоткрылось.
Благоверные святые,
Вы крестом нас осените,
И в ворота золотые
Покаянных нас впустите.

Настал сей момент, что бы вспомнить о том,
Кого мы Христианином дружно зовем,
О том, кто не знает о жутких грехах,
О том, что жива еще вера в сердцах.

Так пусть этот пост, души все исцелит,
Духовною пищей всех одарит.
Возвысит ограду от всех искусителей,
Напомнит, забывшим, о душе - спасителях.

Напомнит о Павле святом и Петре,
Заслуги и почести им на заре,
И дань уважения, славу прольет,
Христианский, могучий, и славный народ!

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...