Протоиерей геннадий нефедов духовная жизнь читать. Протоиерей Геннадий Нефедов

Канон Нового Завета складывался постепенно, и его формирование завершилось лишь в IV веке. Однако писания Иринея Лионского показывают, что уже к концу II века известные нам сегодня послания апостола Павла стали фактически частью новозаветного канона, хотя и не приравнивались по статусу к четырем Евангелиям. Авторитет этих посланий уже тогда был очень высок; со временем он только возрастал.

Чтение из апостольских посланий является непременным атрибутом ежедневного богослужения как в православной, так и в католической и протестантских традициях. В Православной Церкви послания Павла наряду с соборными посланиями, надписанными именами Иакова, Петра, Иоанна и Иудь, прочитываются за богослужением полностью в течение одного литургического года.

Это, с одной стороны, дает возможность христианам, приходящим в храм на Литургию, постоянно слышать голос Павла. С другой - большинство верующих посещают церковь только по воскресеньям и праздникам, поэтому слышат из года в год лишь отрывки из Павловых посланий, выбранные для этих литургических дней. Кроме того, проповедь священника, которой заканчивается литургия, как правило, посвящена евангельскому чтению; к толкованию мыслей апостола проповедники обращаются гораздо реже. Наконец, нельзя не отметить, что в храмах Русской Церкви послания Павла читаются за богослужением на славянском языке, что для многих затрудняет понимание их смысла.

Совокупность перечисленных факторов приводит к тому, что у большинства православных христиан (даже «практикующих», не говоря уже о тех, кто лишь формально принадлежит к Православной Церкви) знание о Павле весьма фрагментарно. Мало кто берется за труд прочитать все его послания одно за другим или даже хотя бы одно из них целиком. А те, кто берутся, нередко, подобно христианам первого поколения, находят в читаемом тексте «нечто неудобовразумительное» (2 Пет. 3:16).

Подлинное значение Павла для Церкви - как древней, так и современной, - вырисовывается не из его биографии, а из его посланий. Тем не менее для того, чтобы их понимать, очень важно знать биографию их автора и тот исторический контекст, в котором он жил и творил. Этой цели и служит настоящая книга, автор которой искренне надеется, что, закрыв ее, читатели обратятся к самим посланиям Павла - бесценной и неисчерпаемой сокровищнице христианской мудрости.

Как мы говорили в предисловии, вклад, сделанный Павлом в развитие христианства, трудно переоценить. Если Иисуса можно назвать «Автором» этой религии, то о Павле можно сказать как о том, кого Он взял в «соавторы». Павел не только не скрывал своего соавторства, но наоборот, подчеркивал его, в некоторых случаях предваряя свои наставления словами «не я повелеваю, а Господь», в других - «я говорю, а не Господь» (1 Кор. 7:10-12).

Иисус не создал для Церкви цельную и законченную богословскую систему, не дал Своим ученикам исчерпывающий свод нравственных правил. Указав людям дорогу в Царство Небесное, Он расставил на ней верстовые столбы и дорожные знаки в виде наставлений и заповедей, касающихся отдельных вопросов богословия и нравственности. Но подробный путеводитель по этой дороге предстояло создать другому человеку. Этим человеком стал Павел.

Его нередко называют создателем христианского богословия. В этом есть значительная доля истины.

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография

М., Познание; Общецерковная аспирантура и докторантура; Православная энциклопедия, 2017. -592 с.: цв. ил.

ISBN 978-5-9908001-7-5

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография - Содержание

Предисловие

Глава 1. Источники и хронология

  • 1. Источники
  • 2. Хронология жизни Павла

Глава 2. Юность, обращение и призвание

  • 1. Детство и юность. Образование и воспитание
  • 2. Обращение и крещение
  • 3. Павел и первохристианская община

Глава 3. Антиохия и первое миссионерское путешествие

  • 1. Павел в Антиохии
  • 2. Путешествие в Иерусалим
  • 3. Первое миссионерское путешествие

Глава 4. Апостольский Собор и возвращение в Антиохию

  • 1. Апостольский Собор: свидетельство Луки
  • 2. Апостольский Собор: версия Павла
  • 3. Петр и Павел в Антиохии
  • 4. Безбрачие Павла

Глава 5. Второе миссионерское путешествие

  • 1. Начало пути. Выбор спутников
  • 2. Павел в Македонии
  • 3. Павел в Афинах
  • 4. Павел в Коринфе
  • 5. Завершение путешествия

Глава 6. Третье миссионерское путешествие

  • 1. Галатия, Фригия и «верхние страны»
  • 2. Павел в Эфесе
  • 3. На пути в Иерусалим

Глава 7. Павел в Иерусалиме и Кесарии

  • 1. Павел в Иерусалиме
  • 2. Павел в Кесарии

Глава 8. Путешествие в Рим

  • 1. Плавание и кораблекрушение
  • 2. Павел на Мальте
  • 3. На пути в Рим

Глава 9. Павел в Риме. Последние годы

  • 1. Павел в Риме
  • 2. Что было дальше?

Глава 10. Послания Павла

  • 1. Общий контекст
  • 2. Эпистолярный жанр в Античности
  • 3. Литературные особенности посланий Павла
  • 4. К вопросу о подлинности посланий Павла
  • 5. Хронология посланий Павла

Послесловие

Библиография

Список сокращений

Указатель имен

Указатель цитат из Священного Писания

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография - Предисловие

Апостол Павел - вторая по значимости фигура в Новом Завете после Иисуса Христа. Послания Павла занимают почти треть от общего объема Нового Завета. Более половины книги Деяний апостольских, повествующей о ранних годах христианской Церкви, посвящено рассказу об обращении Павла и о его миссионерских трудах.

Значение апостола Павла для развития христианства трудно переоценить. В научной литературе XIX-XX веков даже существовала теория, не изжитая до сих пор, согласно которой именно Павел создал христианство как религию, взяв за основу учение Иисуса и придав человеку Иисусу облик Сына Божия. Павла вполне всерьез называли «основателем христианства» . Именно Павлу приписывали превращение христианства из одного из течений внутри иудаизма в движение, порвавшее с иудаизмом и осознавшее себя самостоятельной религией .

Сегодня эти теории подверглись существенному пересмотру. И тем не менее о Павле до сих пор говорят как об «архитекторе христианства»:

Этот человек огромен. Он предан Христу... Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого. Безжалостный гонитель христиан <... >, он узнал Сына Божьего. когда на дороге в Дамаск Иисус обратился к нему.

Самопровозглашенный апостол. Мистик и стратег. Человек с трудным характером, раздираемый бесконечными терзаниями < ... >, но ни на йоту не отступающий от своей веры. Только Павел понял, что будущее христианства - в обращении к язычникам. Его эпистолярное наследие бесценно. Он гениально обращал людей в веру Христову. Его можно назвать архитектором христианства... Павел внушил миру свое видение христианства и прежде написания Евангелий сформулировал законы, по которым будет жить Церковь .

Можно спорить о том, как учение Павла соотносится с учением Христа, можно давать различную оценку тем или иным аспектам его деятельности и проповеди. Но ключевую роль Павла в становлении христианства как самостоятельной религиозной традиции невозможно оспорить. Эта роль была очевидна для всех писателей Древней Церкви, начиная с Иринея Лионского, жившего во 11 веке. А в IV веке Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения .

Кто же такой был Павел и почему ему суждено было сыграть столь значительную роль в становлении христианства? Почему именно он оказался «избранным сосудом», которого Сам Христос призвал, чтобы возвещать Его имя «перед народами и царями и сынами Израиле-выми» (Деян. 9:15)? Какова реальная роль Павла в формировании христианского богословского и нравственного учения? На эти вопросы можно ответить только после тщательного рассмотрения его биографии и учения.

Настоящая книга является попыткой составить биографию Павла такой, как она вырисовывается из книги Деяний апостольских и из его собственных посланий.

Митрополит Иларион - Алфеев - Апостол Павел. Биография - Павел среди коринфских христиан

Оставив дом Акилы и Прискиллы, Павел поселяется в доме Иуста неподалеку от синагоги. Может показаться нелогичным, что, рассорившись с иудеями и пообещав им заниматься только язычниками, Павел перебирается поближе к синагоге. Однако это можно объяснить практическими соображениями: Павел переезжает в дом Иуста не из-за его близости к синагоге, а, скорее всего, потому, что получил приглашение от Иуста.

В рукописях Деяний апостольских этот персонаж называется либо «Титием Иустом», либо «Титом Иустом»; в некоторых (на них ориентируется textus receptus и Синодальный перевод) первое имя опущено. Наличие двух римских имен у одного человека, по-видимому, свидетельствует о том, что он был римским гражданином: Иуст (Юстус) было не собственным именем, а прозвищем256. Учитывая, что Коринф со времен Юлия Цезаря имел статус римской колонии, можно предполагать, что Титий Иуст был одним из колонистов. Совокупность данных свидетельствует в пользу того, что он был состоятельным человеком.

Другое имя, упоминаемое в книге Деяний, Крисп, начальник местной синагоги. О нем говорится: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян. 18:8).

Будучи иудеем, Крисп имел римское имя, под каковым и фигурирует в Деяниях. Кроме того, что он уверовал, мы больше ничего не узнаем о нем от Луки. Однако его имя встречается в Первом послании Павла к Коринфянам, где Павел говорит, что лично крестил его. Это послание проливает дополнительный свет на деятельность Павла в Коринфе. Оно показывает, что Павел был не единственным христианским миссионером, проповедовавшим в Коринфе, и что коринфская христианская община была достаточно многочисленной, чтобы разделиться на несколько групп:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Апол-лосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать...

Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий (1 Кор. 1:10-17; 3:21-23).

Научная дискуссия вокруг этого отрывка длится уже почти два столетия, и точная идентификация упомянутых в нем партий затруднительна. Среди четырех групп, которые Павел здесь перечисляет, не упоминаются сторонники Силы и Тимофея: последние трудились в тандеме с Павлом и не создавали собственных партий. Об Аполлосе мы скажем ниже, в главе, посвященной третьему миссионерскому путешествию Павла. Остается Кифа (Петр). Откуда могли взяться в Коринфе его сторонники? Сведений о том, что он там проповедовал, не имеется. Вероятно, сторонниками Кифы считали себя христиане, пришедшие в Коринф из Иерусалима, где Кифа занимал лидирующее положение. Уверовав в результате его проповеди и придя затем в Коринф, они продолжали считать себя его учениками.

Павел же подчеркивает, что подлинным главой христианской общины является Сам Христос. И он, и Апол-лос, и другие апостолы - лишь Его служители. Личность Христа всегда должна оставаться в центре христианского благовестия, и ни один, даже самый яркий, проповедник не должен пытаться заслонить Его собой. Об этом мы уже говорили выше.

Из того же послания мы узнаем о социальном статусе большинства коринфских христиан. Как и в других общинах, среди них было немного знатных и богатых. И Павел находит этому простое, но убедительное объяснение:

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1:26-29).

Из этого текста вытекает и то, что средний образовательный ценз ранних христиан был невысоким. Павел учитывал это в своей проповеди и не перегружал их ни философией, ни другими науками:

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то нс распяли бы Господа славы (1 Кор. 2: 1-8).

С первой минуты общения в православном священнослужителе и богослове митрополите Иларионе привлекает внимание его пронзительный и очень глубокий взгляд. Поэтому нетрудно понять, что он человек непростого мышления, знающий что-то большее, истинное и сокровенное, и старающийся всячески донести свои знания и мысли до людей и этим сделать мир в их душе светлее и добрее.

Митрополит Иларион Алфеев (фото его представлены чуть ниже) – патролог и доктор философии Оксфордского университета и Богословского института в Париже. Он также является членом Синодальной комиссии Русской православной церкви, руководителем секретариата Московского Патриархата по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений и автором музыкальных эпических ораторий и сюит для камерного исполнения. В этой статье мы проследим жизненный путь этого человека, познакомимся с его биографией, в которой много интересных фактов.

Митрополит Волоколамский Иларион: биография

В миру Алфеев Григорий Валериевич родился на свет 24 июня 1966 года. Ему была предназначена хорошая музыкальная карьера, так как он, окончив музыкальную школу Гнесиных, выучился затем и в Московской государственной консерватории. Потом он отслужил положенных два года в Советской армии, после чего сразу решил стать послушником Виленского Свято-Духова монастыря.

Семья

Будущий митрополит Иларион родился в столице России, в очень интеллигентной семье. Дата его рождения - 24 июля 1966 года. Его дед, Дашевский Григорий Маркович, был историком, который написал ряд книг об испанской Гражданской войне. К сожалению, он погиб в 1944 году на войне с фашистами. Отец митрополита, Дашевский Валерий Григорьевич, был доктором физико-математических наук и писал научные труды. Он автор монографий по органической химии. Но Валерий Григорьевич ушел из семьи и потом погиб от несчастного случая. Мать Григория была писательницей, которой и досталась та горькая доля - одной воспитывать сына. Его окрестили в 11 лет.

С 1973 по 1984 год Иларион обучался в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15 лет он поступил в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) чтецом. По окончании школы, в 1984-м, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В январе 1987 года оставил обучение и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

Священство

В 1990 году он становится настоятелем Благовещенского кафедрального собора в городе Каунасе (Литва). В 1989 году Иларион оканчивает Московскую духовную семинарию заочно, затем учится в Московской духовной академии, где получает степень кандидата богословия. Через время он становится преподавателем Свято-Тихоновского богословского института и университета св. апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году он оканчивает аспирантуру Духовной академии, и его отправляют в Оксфордский университет, где в 1995 году он получает степень доктора философии. Потом шесть лет он работает в отделе внешних церковных связей. После становится священнослужителем при храме Св. Екатерины на Всполье в Москве.

В 1999 году православным Свято-Сергиевским институтом в Париже он был удостоен звания доктора богословия.

В 2002 году архимандрит Иларион становится епископом Керчинским. А в начале января 2002 года в Смоленском кафедральном соборе он принимает сан архимандрита и буквально через неделю хиротонисан во епископа в московском храме Христа Спасителя.

Работа за границей

В 2002 году его направляют служить в Сурожскую епархию, возглавляемую митрополитом Антонием (Блум, РПЦ Великобритании и Ирландии), но вскоре против него ополчился весь епископат во главе с епископом Василием (Осборном, которого в 2010 году лишат священного сана и монашества, потому что тот изъявит желание вступить в брак). Все это произошло потому, что Иларион несколько обличительно отзывался об этой епархии, и за это он получил критические замечания от архиерея Антония, в которых тот указывал, что они вряд ли сработаются вместе. Но Иларион - еще тот «крепкий орешек», он выступил с речью, где снимал с себя все обвинения и настаивал на правильности своего мнения.

В итоге его отозвали из этой епархии и назначили главным представителем РПЦ по работе с международными европейскими организациями. Митрополит всегда в своих выступлениях выступал за то, что толерантная для всех религий Европа не должна забывать свои христианские корни, так как это одна из важнейших духовных и нравственных составляющих, которая и определяет европейскую идентичность.

Музыка

С 2006 года он активно занимается музыкой и напишет немало музыкальных произведений: «Божественную литургию», «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию» и т. д. Это его творчество было высоко оценено, и с благословения патриарха Алексия II произведения его исполнялись на многих концертах в Европе, Соединенных Штатах, Австралии и, конечно же, России. Публика стоя, овациями отмечала успешные эти выступления.

В 2011 году митрополит Иларион с Владимиром Спиваковым стали создателями и руководителями Рождественского фестиваля духовной музыки (Москва), проходящего в праздничные январские дни.

Служение по совести

В период с 2003 по 2009 год он уже епископ Венский и Австрийский. Затем его избирают епископом Волокаламским, постоянным членом Синода, викарием московского патриарха и настоятелем храма Божией Матери на Большой Ордынке в столице.

В это же время патриарх Кирилл за верное и усердное служение РПЦ возводит его в сан архиепископа. Через год он же возводит его в сан митрополита.

Митрополит Иларион: православие

Необходимо отметить то, что в разные годы он всегда представлял Русскую православную церковь. Иларион ревностно отстаивал ее интересы на различных межхристианских конференциях, международных форумах и комиссиях.

Проповеди Илариона

Проповеди митрополита Илариона Алфеева очень цельны и грамотно построены. Его очень интересно слушать и читать, ведь у него огромный опыт, который он передает нам в числе огромного количества богословских литературных трудов, которые необыкновенны в своем содержании. Они и продвигают нас к великим познаниям христианской веры ее последователей.

Книги по богословию

Одна из его книг - «Священная тайна Церкви. Введение». В ней читатель знакомится с мыслями некоторых отцов и учителей церкви о призывании имени Божия в практике молитвы Иисусовой и в Богослужении. Здесь речь идет об осмыслении церковного опыта и о правильном его выражении. За это автору в 2005 году была вручена Макариевская премия.

В своей книге «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание» митрополит Иларион представил перевод своей докторской диссертации, защищенной в Оксфордском университете, на богословском факультете. В ней он исследует отношение богослова XI века преподобного Симеона к православному служению, Священному Писанию, аскетической и мистической богословской литературе и т. д.

Не обошел митрополит Иларион своим вниманием и Исаака Сирина и посвятил ему книгу «Духовный мир Исаака Сирина». Этот великий сирийский святой как никто смог передать дух евангельской любви и сострадания, поэтому он молился не только за людей, но и за животных, и демонов. По его учению даже ад - это любовь Божья, которая воспринимается грешниками как страдание и боль, потому что не принимают ее и имеют ненависть к этой любви.

Среди его книг есть и произведение «Жизнь и учение святителя Григория Богослова». Здесь он описывает жизнь великого отца и святителя и его учения, отчеканившие догмат о Пресвятой Троице.

Награды и титулы

Его деятельность не осталась незамеченной, и поэтому в арсенале у этого священника есть огромное количество наград - всевозможных грамот, медалей и званий, среди которых - орден Святого Иннокентия Московского II ст. (2009 г., Америка, РПЦ), орден Святого мученика Исидора Юрьевского II ст. (2010 г., Эстония, РПЦ МП), орден Святого воеводы Стефана Великого II ст. (2010 г., Молдова, РПЦ), золотая медаль Болонского университета (2010 г., Италия), орден Сербских Соколов (2011 г.) и другие награды.

Фильмы митрополита Иллариона

Митрополит Волоколамский Иларион Алфеев стал автором и ведущим следующих фильмов: «Человек перед Богом» - цикл из 10 серий (2011 г.), вводящий в мир православия, «Путь Пастыря», посвященный 65-летию патриарха Кирилла (2011 г.), «Церковь в истории» - истории христианства, «Византия и Крещение Руси» - сериал (2012 г.), «Единство верных» - фильм, посвященный пятилетию со дня единства московского патриарха и РПЦ за границей (2012 г.), «Путешествие на Афон» (2012 г.), «Православие в Китае» (2013 г.), «Паломничество на Святую Землю» (2013 г.), «С Патриархом на Афоне» (2014 г.), «Православие на Афоне» (2014 г.), «Православие в сербских землях» (2014 г.).

Представляют настоящую базу для тех, кто хочет узнать, как вести себя в церкви, что такое иконы, как понимать святые труды, фильмы, автором которых стал митрополит Иларион Алфеев. Православие в них предстает как мир, наполняющий жизнь человека глубиной. Его глазами мы увидим святые паломнические места и то, как проповедуется христианство в других чуждых для православных людей местах.

клирик храма Богоявления в Китай-городе - родился 14 декабря 1974 года. Закончив среднюю школу, поступил в Высшее государственное музыкальное училище им. Гнесиных, которое закончил в 1994 году. С 1991 пел в хоре храма Богоявления в Китай-городе, с 1996 года был хормейстером первого хора и его администратором. По окончании училища учился в Московских Духовных семинарии (1997) и академии (2002), защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия. С 1995 года - преподаватель Московской городской учительской семинарии, с 1998 года - заведующий регентским и певческим отделениями, а с 2001 по 2012 годы - Проректор по учебной работе Московской регенстко-певческой семинарии и руководитель Певческо-регентских курсов храма. В 1999 году возглавил вновь созданный второй хор храма. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 4 ноября 2001 года рукоположен во диакона, а - 27 сентября 2002 года - во пресвитера. Диаконское и священническое служение проходил в храме Богоявления в Китай-городе. С 2007 года - член Богослужебной комиссии при Епархиальном совете города Москвы.
Богослужебные награды : набедренник (2002), камилавка (2006), золотой наперсный крест (2011).
Церковные награды : орден святого равноапостольного великого князя Владимира III ст. (2008), орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст. (2000)

Протоиерей Антоний Малов

клирик храма Богоявления в Китай-городе - родился 22 ноября 1961 года. Закончив среднюю школу и Мордовский государственный университет им.Огарева (1982), работал преподавателем русского языка и литературы в Зеленограде. В 1985 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1989 году. В период обучения в Семинарии ректором МДА и С, архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым), был рукоположен во диакона (1987), а затем во пресвитера (1989). По окончании Семинарии проходил пастырское служение в храмах Архангела Михаила в Тропарево и Благовещения Пресвятой Богородицы в Солнцево. В 1995 году назначен штатным клириком храма Богоявления в Китай-городе. С 1996 года является ответственным священником за совершение Богослужений в приписном храме святителя Николая Мирликийского - «Красный Звон» и курирует работу с заключенными пожизненного срока зоны ОЕ-256/5 Вологодской области.
Богослужебные награды : набедренник (1989), камилавка (1993), золотой наперсный крест (1999), сан протоиерея (2003).

Протоиерей Андрей Привалов

клирик храма Богоявления в Китай-городе - родился 13 января 1966 года. Закончив среднюю школу и факультет кибернетики Московского инжинерно-физического института (1989), работал инженером-программистом в г.Чебоксары. С 1991 по 1994 годы учился в аспирантуре МИФИ. С 1991 года был прихожанином храма Богоявления в Китай-городе, а с марта 1992 года нес послушание алтарника, с 1993 года преподавал в лицейских классах при храме. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 15 февраля 1995 года рукоположен во диакона, а - 22 декабря того же года - во пресвитера. Диаконское и священническое служение проходил в храме Богоявления в Китай-городе. Закончил Московскую Духовную семинарию по Заочному сектору (2000). С 1995 года преподавал в Московской городской учительской семинарии, а с 1998 по 2011 годы - в Московской регенстко-певческой семинарии. С 2012 года является ответственным священником за совершение Богослужений в храме свв. бессребрр. Косьмы и Дамиана в Старых Панех.
Богослужебные награды : набедренник (1998), камилавка (2001), золотой наперсный крест (2004), сан протоиерея (2010).
Церковные награды : орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст. (2006)

Иерей Георгий Каменев


клирик храма Богоявления в Китай-городе - родился 16 марта 1960 года. Закончив среднюю школу, Московский физико-технический институт (1983) и аспирантуру МФТИ, работал в Вычислительном центре Академии наук СССР (позднее РФ). Защитил диссертации на соискание ученых степеней кандидата (1986) и доктора (2005) физико-математических наук. С 1991 года был прихожанином храма Богоявления в Китай-городе и членом Приходского собрания, преподавателем, а позднее - заведующим учебной частью Воскресной школы храма и алтарником. В 1995–1998 годах преподавал в Московской городской учительской семинарии при храме. Закончил Московскую Духовную семинарию по Заочному сектору (2001). 7 февраля 2002 года архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) рукоположен во диакона, а - 5 июня 2005 года епископом Дмитровским Александром (Агриковым) рукоположен во пресвитера. Диаконское и священническое служение проходил в храме Богоявления в Китай-городе. С 1995 года преподавал в Московской городской учительской семинарии, а с 1998 года - в Московской регенстко-певческой семинарии, С 2006 года является заведующим и преподавателем Иконописной студии при Воскресной школе храма Богоявления.
Государственные награды : юбилейная медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Богослужебные награды : набедренник (2007), камилавка (2010), наперсный крест (2013), палица (2018).
Церковные награды : орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст. (2000)

Иерей Николай Нефедов

клирик храма Богоявления в Китай-городе - родился 15 апреля 1976 года. Закончив среднюю школу, учился в Московских Духовных семинарии (1997) и академии (2002), защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия. С 1991 пел в хоре храма Богоявления в Китай-городе. С 1996 года - преподаватель Московской городской учительской семинарии, с 1998 года - Московской регентско-певческой семинарии и Вечерних певческо-регентских курсов при храме. В 1999–2012 годах - инспектор Московской регенстко-певческой семинарии. 19 января 2005 года епископом Дмитровским Александом (Агриковым) рукоположен во диакона. 26 января 2014 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположен во пресвитера. Диаконское служение проходил в храме Богоявления в Китай-городе.
Богослужебные награды : двойной орарь (2012), набедренник, камилавка и наперсный крест (2014).
Церковные награды : орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст. (2003), орден преподобного Серафима Саровского III ст. (2008)

Родился 12 апреля 1942 г. в Москве. Воспитывался в семье деда — Андрея Козьмича Нефедова, бывшего одно время казначеем храма Преображения Господня в Богородском.

В годы учебы в средней общеобразовательной школе № 368 города Москвы прислуживал в алтаре и читал за богослужениями в храме Воскресения в Сокольниках. После переезда семьи на жительство в Богородское пономарил в храме Преображения Господня в Богородском, а затем — в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала.

Закончив в 1959 г. общеобразовательную школу, в 1961-1964 гг. служил в рядах Вооруженных сил СССР. После возвращения из армии был алтарником и чтецом в храме иконы Божией Матери «Знамение» у Рижского вокзала.

В 1965 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С весны 1966 г. нес иподиаконское послушание при епископе Ювеналии (Пояркове), а затем — исполнял послушание келейника и иподиакона при митрополите Никодиме (Ротове).

В 1969 г., закончив семинарию, поступил в Московскую духовную академию. В связи с перенесенной болезнью и поступлением в академию освобожден от исполнения обязанностей келейника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима с 1 сентября 1969 г.

В 1969-1971 гг. совмещал обучение в академии с нештатным сотрудничеством в «Журнале Московской Патриархии».

Весной 1971 г. участвовал в подготовке и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви. 17 августа 1971 г. Советом Московской духовной академии была выражена благодарность за понесенные труды.

С 1971 г. нес иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене.

В 1973 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Пастырского богословия на тему «Значение опыта Церкви в жизни и служении пастыря» (руководитель — профессор протоиерей Алексий Остапов).

После окончания академии оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Нравственного богословия (руководитель — профессор протоиерей Александр Ветелев) и назначен на должность дежурного помощника инспектора семинарии. В этом же 1973 г. начал преподавательскую деятельность в Московской духовной семинарии как преподаватель Общецерковной истории во 2 классе, а с января 1974 г. — Нравственного богословия в 3 и 4 классах.

9 сентября 1973 г., в день памяти преподобного Пимена Великого, в храме преподобного Пимена Великого г. Москвы Святейшим Патриархом Пименом рукоположен во диакона и оставлен на иподиаконской должности посошника.

17 апреля 1975 г. во внимание к церковным заслугам награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени.

3 мая 1975 г., в Великую субботу, в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы Святейшим Патриархом Пименом рукоположен во священника с возложением набедренника, камилавки и золотого наперсного креста.

С сентября 1975 г. по май 1976 г. нес послушание чтеца Крестового храма Владимирской иконы Божией Матери при Московской Патриархии в Чистом переулке.

21 апреля 1976 г. ко дню Святой Пасхи «за добросовестное и усердное несение пастырских обязанностей» в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан протоиерея.

С 1 сентября 1976 г. Ученым советом МДА определен преподавателем Нравственного богословия на III и IV курсах академии.

1 сентября 1979 г. освобожден от должности дежурного помощника инспектора семинарии и от чтения лекций по Нравственному богословию на III и IV курсах академии и в 3 и 4 классах семинарии и назначен преподавателем Литургики в 3 классе семинарии.

18 ноября 1981 г. указом Святейшего Патриарха Пимена назначен настоятелем храма Преображения Господня в Богородском, «с предложением восстановить полный порядок в Преображенском храме».

15 апреля 1982 г. ко дню Святой Пасхи награжден правом ношения наперсного креста с украшениями.

В 1982-1991 гг. — сотрудник редакции «Журнала Московской Патриархии» и редактор Богослужебного отдела.

17 октября 1990 г. назначен настоятелем переданного Церкви храма Богоявления б. Богоявленского монастыря в Китай-городе — храм находился в аварийном состоянии, свод храма разрушен, барабан и купол отсутствовали.

10 декабря 1992 г. назначен благочинным церквей вновь образованного Китай-городского округа г. Москвы, в которое вошли все православные храмы города, находящиеся в границах бывших стен Китай-города.

1 февраля 1992 г. освобожден от преподавания в Московской духовной семинарии и Регентской школе при МДА.

1 сентября 1992 г. восстановлен в должности преподавателя Практического руководства для пастырей в 3 классе Московской духовной семинарии и Основ православной нравственности в Регентской школе при МДА.

12 сентября 1993 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 20-летием священнослужения награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст.

29 декабря 1993 г. в дополнение к несомому послушанию назначается исполняющим обязанности настоятеля Патриаршего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая Мирликийского — «Красный Звон» и святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех, с поручением «озаботиться о скорейшем возвращении Церкви вышеуказанных храмов, а также принадлежащих им строений и земельных участков».

22 декабря 1994 г., в дополнение к несомому послушанию, назначен настоятелем вновь учрежденного Патриаршего подворья при воссоздаваемой часовне в честь Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, что у Красной площади г. Москвы, «с поручением забот о каноническом соответствии данной часовни и об оборудовании ее всем необходимым для возобновления в ней богослужений».

11 апреля 1995 г. включен в состав вновь созданной Экзаменационной группы при Епархиальном совете г. Москвы под председательством протопресвитера Матфея Стаднюка для собеседования с лицами, поступающими в духовные учебные заведения.

В связи с происшедшими изменениями в административно-территориальном делении г. Москвы и образовании новых благочиннических округов, 1 апреля 1996 г. назначен благочинным церквей Покровского благочиннического округа г. Москвы, включающего в себя храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях «Китайгородское» (исключая Казанский собор на Красной площади) и «Таганское» Центрального административного округа города Москвы.

26 февраля 1997 г. за труды по восстановлению храма Богоявления в Китай-городе и плодотворное взаимодействие с городскими органами власти награжден государственной медалью «В память 850-летия Москвы».

7 октября 1997 г. во внимание к усердным трудам в Московской духовной семинарии и в связи с 55-летием со дня рождения награжден орденом прп. Сергия Радонежского II ст.

20 апреля 1998 г. «за усердное служение Церкви Божией, административные труды в Покровском благочинии стольного града и инициативу, проявленную по организации реставрационно-восстановительных работ по воссозданию былого благолепия в порушенной Святыне, организацию и открытие преподавания в учительской семинарии и в связи с 25-летием священнослужения» удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.

С сентября 1998 г. — ректор Московской регентско-певческой семинарии при храме Богоявления в Китай-городе и ее преподаватель.

В 2000 г. преподавал Литургику в Николо-Угрешской духовной семинарии.

15 мая 2000 г. за «организационное руководство работами по реставрации и воссоздание памятника архитектуры XVII века "Собор Богоявленского монастыря" (Богоявленский проезд, 2/6)» стал лауреатом конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в историческом центре Москвы, завершенных в 1999 г.

11 августа 2000 г. награжден государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.

15 декабря 2000 г. вновь утверждается благочинным храмов Покровского округа города Москвы, включающего в себя «все храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях (управах) "Китайгородское" и "Таганское" Центрального административного округа г. Москвы с поручением попечения о Новоспасском мужском и Покровском женском монастырях».

12 апреля 2002 г. во внимание к многолетним усердным трудам и в связи 60-летием со дня рождения награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II ст.

3 мая 2005 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 30-летием священнического служения награжден орденом прп. Серафима Саровского II ст.

В мае 2005 г. за «огромный вклад в воспитание подрастающего поколения» награжден памятной юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

С 20 февраля 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав Государственной комиссии по вопросам помилования г. Москвы.

17-18 мая 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II участвовал во II Всероссийской конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России».

18 мая 2007 г. префектом Центрального административного округа г. Москвы объявлена благодарность «за большой личный вклад по возрождению духовности и культуры в Центральном административном округе и в связи с 15-летием образования территориальных органов исполнительной власти города Москвы».

28 апреля 2008 г. за усердное служение Церкви Божией, просветительско-миссионерские труды и в связи с 35-летием священнослужения и к празднику святой Пасхи удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш...».

В 2012 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен благочиным Иверского округа г. Москвы.

Отошёл ко Господу 28 июля 2017 года, на семьдесят шестом году жизни. Похоронен на Старо-Марковском кладбище г. Москвы.

28 июля 2017 г. отошел ко Господу благочинный церквей Иверского округа Москвы, настоятель храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основатель, ректор, преподаватель Московской регентско-певческой семинарии, глубоко чтимый и любимый москвичами духовник митрофорный протоиерей Геннадий Нефедов. В этом году отцу Геннадию исполнилось 75 лет. Это последнее интервью, данное пастырем незадолго до кончины.

- Отец Геннадий, как в Вашей жизни воплощается, переживается благая весть?

Меня моя мать оставила в шестимесячном возрасте на руках у бабушки. Раза два-три она приходила, а потом исчезла совсем. Бабушка и дедушка были из крестьян. Когда разорялась деревня, переехали в Москву. Нашли здесь работу. Но жили немного не так, как все в городе. Все у нас дома было как-то по-другому. Дедушка и бабушка держались за православный уклад жизни. Были религиозны. Меня водили в церковь. На праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда мне было семь лет, настоятель нашего храма Воскресения Христова в Сокольниках отец Клеоник Вакулович ввел меня в алтарь.

К этому моменту внутри меня нечто уже происходило. Я очень сильно грустил о том, что у меня нет мамы. Однажды в Церкви в ответ на эту боль я слышу голос Господа, словами Священного писания обращенный ко мне: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49:15). Бог не оставлял. Кто, как не Сам Господь, надоумил священника, исполняющего обязанности настоятеля, ввести в алтарь мальчишку - одного из многих, который просто бывает в храме, стоит на службах, сидит на ступеньках солеи... И вдруг меня вводят в алтарь! Отец Клеоник и сам как-то к этому не совсем просто отнесся. Видимо, у него была какая-то молитва обо мне и вразумление.

Я ввожусь в алтарь, и начинается откровение тайны веры. Когда все вышли на «Хвалите... » , я остался один в алтаре, я и проникновенная тишина - особое состояние. Меня охватил детский восторг. Мне стало необычайно хорошо. Потом я пытался понять, что же произошло? В моей душе возникла ассоциация с послами князя Владимира, которые были в Константинополе и выбирали веру. Почему - не знаю. Сказать, что мальчугану это пришло на ум в силу каких-то ранее полученных знаний, я не могу. Я открывал тогда для себя дар веры, который мне Сам Бог передавал как некое наследие. На литургии следующего утра я уже был в стихаре, нес свечу.

Потом уже как-то, возвращаясь душой к произошедшему, я понял, что меня не просто тогда ввели в алтарь, а именно отдали на воспитание Божией Матери.

Помню, дедушка и бабушка ездили в деревню к родным помогать. Особенно в послевоенные годы, когда в городе было трудно с продуктами. В одну из таких поездок взяли и меня. Это происходило весной, но уже поздней, было тепло. Пахали землю. Кто-то шел с плугом, а мы человек семь-восемь впрягались вместо тягловой силы. Ночевали прямо в поле, там был стог сена, на нем нас всех рядочком и уложили. Среди ночи я вдруг проснулся, сел и смотрю: бабушка сидит, крестит перед собой и что-то говорит. Я был не рядом с ней, а чуть-чуть в сторонке. Вижу, перед ней, отделенный точно стеной, которую она крестом возвела, бегает какой-то цыган в одних трусах с огромной гривой и никак не может сюда пробраться. Пометался и вдруг исчез. Меня опять уложили спать. Это было первое знакомство с другой, потаенно-темной стороной жизни.

Враг постоянно пытается что-то с человеком сделать, чтобы он дар веры позабыл. Это как в притче о сеятеле (см. Лк. 8:5-15, Мф.13:2-3; Мк.4:1-2) сатана приходит украсть Слово Божие, попалить, заглушить терниями забот. Такое испытание веры было довольно продолжительно.

Божия Матерь тем не менее устраивала в моей жизни всё так, что посылала на моем пути людей, являющих примеры веры.

Я из простой среды, был застенчивым, несмелым, не умел подойти спросить что-то, у меня это не получалось. Я всегда выжидающе чего-то жаждал от Бога. Так происходили то одна, то другая встречи: с простыми верующими или с духовными лицами.

Например, в моем присутствии однажды рассказывают, как одна монахиня, которая ходила в тот же храм, где я алтарничал, наставляла свою соседку, которая собралась в роддом: «Запомни, - она называла её по имени, - первое слово, которое от тебя должен услышать ребенок: Бог тебя благословит!» Та запомнила и отправилась рожать. Родился ребеночек, девочка. Сегодня родилась, а не несут; завтра наступило - опять не несут. Она забеспокоилась, начала требовать. Нянечка ей несет младенца, мать увидела дочь и говорит, как её монахиня научила: «Бог тебя благословит, дитя моё!» - и перекрестила. Та глазки открыла. У нянечки руки затряслись. «Что такое, почему у вас руки трясутся?» - «Она глаза до этого момента не открывала и не издала ни звука, врачи всю ночь пытались вызвать её к жизни, думали, слепая-немая родилась…» Вот такой эпизод. Всего капля - и вдруг что-то в душе повернулось. Уже в какой-то суете вера утрачивалась, а тут опять начинает восстанавливаться, оживать.

Воздействовали и другие случаи. У нас на приходе была схимонахиня Мариамна - необыкновенно простая в своих суждениях, но глубокой внутренней жизни человек, мудрая, очень верующая. Однажды я услышал рассказ, как она собралась со своими подружками-монахинями, такими же старушками, поехать в Сергиев Посад (тогда - Загорск) в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Причащаться, разумеется, собрались. Всю ночь читали каноны, акафисты, правило ко Святому Причащению. Потом смотрят: уже светло, пора ехать. Пришли к метро (тогда ещё Щербаковская, теперь Алексеевская станция называется). Там такой стеклянный круглый барабан входной группы. Толкают одну дверь, другую, третью - никак! Тогда эта матушка Мариамна и говорит: «Господи Иисусе Христе! Что же это у нас дверь-то не открывается? Открой Ты её: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! » И перекрестила: «Аминь! » Толкнула дверь - и та открылась. Зовет всех: «Идите сюда! Мы открывать не умели!» А там в вестибюле милиционер дежурил, и так получилось, что, когда они вошли, он шел в противоположную от них сторону, а когда они уже прошли через вторую стеклянную преграду, он как раз развернулся, увидел их, опешил и стал на них кричать: «Как вы сюда попали?!» - «Сынок, ну как? Вот в дверь вошли...» - «В какую дверь?!» - «Вот в эту. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь! - сказала я, дверь и открылась. Так мы вошли». - «В какую в эту?» - он начинает поочередно пинать двери ногами, и все они закрыты. «Если я кому-нибудь про это расскажу, мне же не поверят, - говорит страж порядка. - Да я и сам не могу поверить. На часы посмотрите!» А там - полпятого. Метро через час открывается. Отпер одну из дверей ключом, выпроводил их, чтобы они на улице ждали. Вот сила веры! Все эти примеры орошали детское сердце.

По жизни то одно, то другое, то третье событие происходит - и так Сам Бог каждого человека ведет. Мы должны это чувствовать. В каком плане? В том, что мы не индивидуально живем - мы в Церкви находимся. У нас же нет такой веры! По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Умом-то мы полагаем, что мы люди церковные. А на практике мы так живем? Даже если ведется оглашение перед Крещением, о такой вере мало кто говорит. Рассказывается в целом о Символе веры. А вот веришь ли ты, что ты теперь не просто где-то, а в Церкви Божией пребываешь? Что ты с Церковью, как с матерью, соединен отныне пуповиной и что от этой связи в тебе что-то постоянно происходит? «Да нет, - упирается современный самодостаточный человек, - не хочу с пуповиной, я хочу без неё». И начинаются сумасбродства вроде тех, что заполонили сегодня жизнь в виде всякого неоязычества, сектанства и т. д. С одной стороны, человек должен возыметь веру Богу, а с другой, восчувствовать свою причастность Святой Его Церкви. Она и помогает сберечь и развить тот дар веры, который получает каждый крещаемый христианин. Если это единство с Церковью пропадает, сразу же исчезает яркая помощь, которую ощущает каждый по-настоящему воцерковленный человек.

Святые отцы говорят: все начинается с самости. Это подобно тому, как ребенок начинает капризничать: мама, пусти, я сам! Владыка Антоний (Блюм), митрополит Сурожский, рассказывал: мама рисует с ребенком какой-то рисуночек, всё получается хорошо, потом он начинает настаивать - я сам! - и тут же появляются какие-то острые углы непонятно чего. Чем действительно для меня является Церковь, если я только на кладбище и захожу в неё свечку поставить? Ощущение живой внутренней связи с Церковью куда-то из жизни современника уходит. Враг только этого и ждёт, постоянно пытаясь сбить с толка, и человек начинает совершать одну ошибку за другой.

Помню ещё такую историю. Жили вместе больная мать и сын - студент какого-то московского института. Великим постом сын пришел домой совершенно разбитый. Он был достаточно послушным, всё-таки советовался с матерью. «Мам, - говорит, - я так устал, мне хочется выпить. Я налью себе рюмочку?» Графин с водкой стоял в серванте, он уже было направился к нему. «Да ты что? Сейчас какое время? Что ты выдумал?! - остановила его мать. - Давай крестись, читай вечерние молитвы! Да вокруг себя перекрести». Он послушался маму. Прочитал вечернее правило, перекрестил окрест себя на четыре стороны комнату и лег спать. Проходит время, в комнате появляется какой-то человек... Совершенно черный на вид. Начинает бросаться, пытаясь к спящему подойти, а не может! Мать всё это видит, а сын спит. Гость так и не смог приблизиться к кровати, разбежался и с чудовищной силой хлопнул дверью. Сын просыпается и ничего не может понять. Мать у него спрашивает: «Ты что, дверь не закрыл?» - «Как не закрыл? Помню, что закрывал, - пошел проверять, дернул: закрыто. - Кто же это был?..» - «Ты хотел выпить - тот, кто тебя этому научил, и приходил проверить: выпил ты или нет».

Вот от подобных простых свидетельств начинается пробуждение или восполнение того, что мы с такой легкостью в жизни теряем. Потом, когда человек вырастает, он начинает через святоотеческие книги черпать опыт, выуживать какие-то словечки, чтобы памятовать о вере и придерживаться тех порядков, которые должны быть в жизни верующего. Тогда происходит поновление, умножение веры.

У меня не было слуха, меня пытались как-то в этом плане развить. Моя учительница по вокалу ранее была концертмейстером Г. С. Улановой. «Удивительное дело, - рассказывала она, - имея славу и громадный опыт, прославленная балерина приезжала после каждых гастролей и снова становилась к станку, выравнивая уровень растяжки. Я её спрашиваю, зачем? А она отвечает: “Да потому что не замечаешь - там немножко не дотянула, здесь немного не добрала, и начинается потеря формы”». Так и в духовной жизни надо все время себя подтягивать. Но это можно делать только с помощью церковных средств. Иначе, если я попытаюсь со своей душой разобраться сам, у меня ничего не получится. Бог и намерения, как говорится, целует. Но никакого автономного от Бога, вне действия таинств Церкви совершенствования моей души происходить не будет.

Так же как в жизни любого человека - Своей благодатью. Если мы, конечно, хотим её воспринимать. Подвижники говорят: если ты не будешь читать Нового Завета или будешь читать его невнимательно, то ты все время будешь скатываться в Ветхий Завет, на справедливость: око за око, зуб за зуб (Лев. 24:20). Евангелие направляет наши действия и мысли по-другому.

Все евангельские заповеди дьяволом напрочь отвергаются. Сейчас почти не говорят о том, что на нас действуют бесы, научая своим повадкам. Эта стало какой-то запрещенной темой, даже смешной: «Какие-то бесы... кто в это теперь верит?!»

- Старцы говорят, что дьявол тем и преуспел в наши дни, что смог внушить, будто его нет.

Возьмем аскетическую литературу, там всюду написано про то, как бесы борются против людей. При этом противодействии жить по Евангелию - это большая кропотливая работа, которая побуждает человека быть послушником. Почему сейчас сетуют, что мало старцев? Нет людей, которые их слушают.

- Как научиться слушать наставников и, собственно, Христа?

Для этого нужно учиться останавливать поток внутреннего говорения, когда ты не впускаешь в себя ни плохие, ни хорошие мысли. Так душа открывает для себя способность слушать. Иначе мы слышим только самих себя. Хотя и мним, что исполняем волю Божию. Надо учиться слушать и слышать Христа. В святоотеческой традиции это называется приобрести тишину смирения.

Мне часто приходится задавать исповедующемуся вопрос: «Кто твой Бог?» - «Бог есть Бог», - отвечают мне. «Евангелие свидетельствует: Бог принес благую весть каждому человеку. Ты ощущаешь, - спрашиваю, - благую весть в своей жизни?» - «...»

Просто понаблюдайте сами за собой. Не потому, что мы такие неверующие, а просто враг нам так пудрит мозги, что мы начинаем видеть и слышать не то, что нужно.

Господь говорит: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). Покаяться - это я ещё понимаю: я много чего в своей жизни натворил, пойду и расскажу об этом священнику. А при чем тут веруйте в Евангелие, и это как? Оказывается, мы свидетельствуем о том, как веруем в Евангелие, тем, как мы каемся. А каемся для того, чтобы по-евангельски верить и жить.

- Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что в этом мире по-евангельски жить нельзя, можно только умирать. Это и есть - покаяться: Достойное по грехам своим приемлю… - то есть взойти на крест?

Это тайна веры. Нельзя христианину быть самоуверенным: теперь-то я нечто хорошее предпринимаю, Бог наверняка поддержит меня, поэтому шашку наголо и - вперед! Это не крестоношение.

- А что такое крестоношение?

Крестоношение подразумевает двуединую направленность деятельности: вертикальную и горизонтальную. Допустим, мы хотим сказать, что мы любим человека, - в чем здесь крест? Любовь побуждает меня видеть в человеке образ Божий - это вертикаль. И соответствующим образом к этому Божественному началу отнестись - с почтением и уважением - это горизонталь, она формируется из моих обязанностей в свете Евангелия по отношению к этому конкретному человеку.

Человек - живая икона. Относимся ли мы к каждому как в сущности своей святому или нет? Увидим мы в нём образ Христов или не признаем? Крест - это знание своих обязанностей и исполнение их. Когда то и другое пересекается, тогда рождается та сила жизни, которая отрывает меня от земли, оберегает, дает понимание смысла жизни и отношений с другими людьми. Крестоношение - это очень высокое призвание.

Тайна любви - есть тайна Креста.

- Что такое Русский крест сегодня?

Ответ простой: Русь Святая, храни веру православную. Вот и Русский крест: сохрани её. Но Русский крест не в том, что мы среди плохого народа выстояли и остались беленькими. С точки зрения христианской традиции, в такой трактовке что-то не так. Надо не про наш, «выстоявших», опыт веры говорить, не про мой, а то я начну: я делал то, я делал это... Да ничего я не делал! Что я могу?! На что-то Бог надоумит, где-то что-то покажет, какую-то каплю благодати уронит в сердце, и в тебе начинает что-то оживать. А нет - то заботы века сего начинают так заедать, что забываешь лоб перекрестить!

Крест - это непрекращающаяся внутренняя война. Но в этой битве не я главный воин, а Господь. Как это понять, принять? Да, я тружусь, но на самом деле не я, а Господь. В древнем патерике есть пример, как была подвижница Сарра, которая 25 лет боролась с демоном блуда, живя в пустыне. Через 25 лет дьявол явился ей и говорит: «Ну, Сарра, ты меня победила!» Она говорит: «Не я, а Господь». Вроде все то же самое, но это же надо нутром разницу прочувствовать, а то у нас всюду «я» да «я».

- А вот апостол Павел говорил: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:19-20).

Это и есть истинное крестоношение. Если мы верим, что по-прежнему живем в Святой Руси, то хранить веру православную - это значит не потерять святость.

Вспоминается, как один афонит сокрушался: «Я всё потеряю!» - «А у меня ничего и нет», - улыбнулся ему плывший также со Святой горы на материк преподобный Паисий Святогорец. В Греции, кстати, говорят, название книги Владыки Тихона (Шевкунова) поставило переводчиков в тупик, варианты переводов: «Пока не святые», «Почти святые».

Я учеников спрашиваю на лекциях: «Вы святые?» - «Ну что вы?!» - «Значит, несвятые?» Ответ-то простой: мы святые в той мере, в какой Бог в нас являет Свою святость. «В таинствах участвуешь?» - спрашиваю студента. «Участвую», - подтверждает. «В Крещении ты получил от Бога прощение грехов и поставляющую тебя на путь церковной жизни благодать?» - «Да». - «Миропомазание у тебя было?» - «Да». - «А святость хотя бы в момент схождения на тебя Духа Святаго?» - «...»

Сейчас в Церковь не верят - вот в чем беда. Это теперь для многих просто новая форма жизни, в которой житейское пытаются переплетать с церковным. В придельчиках устанавливают столики для детей, чтобы они там во время литургии рисовали, - лишь бы не шумели. Сидят они там как придется: вразвалку да спиной к алтарю. Они же играми занимаются, какая разница, как сидят? Вырастет такой человек, и что у него от церковного опыта останется? Только потребительское отношение к Церкви как к месту проведения определенного рода досуга?

Церковь начинается с благоговейного отношения к святыне. Если этого нет, то какую веру мы прививаем детям?

В церковной практике началась такая мешанина, как при Константине Великом, когда Церковь вдруг стала государственной, и в неё в силу разных мотивов ринулись все. Были даже те, кто, едва переступив ее порог, уже искал епископства. Божии люди оставались, но и миролюбцы стали внедряться. Вносили нестроения и раздоры, потому что каждый пытался истолковывать все по-своему, утверждая важность собственного «я». Разве не этому же учат детей, усаживая их сейчас во время службы поудобнее и устраивая все, лишь бы им было весело и хорошо?

- В России до революции тоже была Константинова эпоха. Мы возвращаемся в неё?

Эпохи кончаются и начинаются, но суть жизни одна и та же - взаимоотношения Бога и человека. Каждого конкретного человека. Сложно говорить в целом о Русском кресте, сподвигающем каждого насельника России подставить плечо. Преподобный Серафим Саровский, встречая каждого приходящего, говорил: «Радость моя! Христос посетил меня». Как это? Он это чувствовал и соответственным образом принимал любого: в землю кланялся, слова нужные подбирал.

Помню, как мы с одной из моих тётушек ездили в закрытую уже к тому моменту Глинскую пустынь. Мы сидели и ждали отца игумена, а его всё нет и нет. Вдруг появился в дверях и перед всеми нами как бухнется с земным поклоном! Что такое? Как это?..

В Церкви Божие присутствие пронизывает собой всё: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), - говорит Господь. Вы верите, что Христос посреди нас?

- И есть, и будет!

И что это вас побуждает делать?

- Трепетать .

Теоретически мы все это принимаем, верим. А как это практически в нашей жизни воплощается? Христос - Сын Божий, Который принес на землю благую весть. В нашей жизни эта благая весть присутствует? Евангелие, которое Церковью возвещается, мною слышится или нет? В моей жизни осуществляется?

- Как жене научиться принимать мужа, по слову апостола, как Господа (см. Еф. 5:22)?

Вот он пришел с работы, как его принять во образ Господа? Как-то должна. Это тайна веры. Вот если бы Христос вместо мужа стоял, как бы встретила Его? Это каждодневное таинство любви - как её человек проявляет?

Бывает, входит в привычку общаться обыденно, сразу с порога: «Вешалку надо прибить! Мусор вынести!» Вот и весь разговор. «Я устал, может быть, можно сначала поужинать?» - «Там в холодильнике на верхней полке возьми, у меня тут дети орут…»

Как дальше будут развиваться эти аморфно-приземленные отношения? Креста в них уже нет. Он изъят. Это уже суррогат, а не жизнь, открытая нам в Евангелии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) такое существование называет прямо - падение, это когда добро перемешивается со злом.

- Падение - это выполнить эту дьявольскую издевку: сойди со креста?

Конечно, падение - это все равно, что сойти или сбежать со креста. Жизнь освящается или помрачается от того, храним мы или нет веру православную и её устои.

- Что помогает человеку не сойти со креста?

Терпение. Как говорят духовно-опытные люди: с креста не сходят, с креста снимают. Мне хочется поменять работу, я залез в интернет, поискал: вот подходящая! Собеседование прошел и устроился на новое место. Это что такое? Сошел со креста. Меня никто не снимал. Я сам решил, что на новой должности крест у меня будет полегче. Меня прельстили выгоды. Я привел себе на ум какие-то доводы…

Современный человек все более живет разумом, а сердце его молчит. Вспоминаю слова митрополита Антония (Блюма) в одной из лекций, которые он у нас в Московской духовной академии читал. Сын женился и, ни слова не сказав отцу, уехал отдыхать. Месяц ни слуху ни духу, потом вдруг приходит телеграмма: «Отец, вышли деньги». Тот в гневе идет к жене: «Ты представляешь, какой нахал!» Она говорит: «Ну-ка, дай-ка я прочитаю, ты, наверно, читать не умеешь». И читает: «Смотри, здесь же написано: оте-е-ец, вышли деньги». Есть разница? Отец умом читал, а мать сердцем.

Один из духовников, учась в университете ещё до революции, с карандашом в руках проштудировал «Капитал» Маркса, а потом уже наш современник поинтересовался у него: «Ну и как?» - «Написано изумительно. Но жить так нельзя». А если только умом жить, то одно и то же сегодня будет белым, а завтра черным.

- Ум - это всего лишь рабочая сила сердца, как говорят святые отцы?

Ум и сердце работают в паре, но очень трудно нам приучать себя к работе сердца. Сердцем почувствовать человека. А мы сразу набрасываемся на каждого с нашими мерками: не так стоит, не так сидит, не так разговаривает. Осуждение от суждения.

- Как бороться со страстью осуждения?

Запрещать себе осуждать. Не судите да не судимы будете (Мф. 7:1). Чтобы не судить, нужно понять, что я грешнее ближнего. Конечно, если я считаю себя праведней, то почему бы и не поосуждать? Я же всё делаю правильно, а он нет. Другое дело, если я попробую осознать, что всё как раз наоборот: он правильно живет, а я нет. Охота мне тогда будет осуждать другого?

А если человек, наоборот, постоянно самоуничижается? Допустим, в юности был блудный грех, и человек перечеркивает себя как непригодного уже ни к семейной жизни, ни к чистоте иноческого образа.

Это определенная бесовская работа, нацеленная на то, чтобы нарушить внутренний мир человека: то ли Бог простил, то ли не простил? Могу ли я сам себя простить? Во всём этом идет пересмотр Суда Божия. Я себя простить не могу. А кто ты такой, что ты себя не можешь простить, позвольте спросить? Судья высшей категории? Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (Ис. 14:13) и буду судить? Для этого и дается покаяние, чтобы человек осознал грех, исповедал и попросил прощения у Бога и, получив разрешительную молитву, знал, что этого греха уже нет. Но если вы из упрямства будете утверждать: «Ну как же?! Я же всё-таки совершил этот грех!» - «Но тебя Бог простил!» - «Бог-то простил, но я себя не прощаю!» Здесь подтекст: «Кто такой Бог? Да никто! Вот я себя не прощаю - это да». В этих словах присутствует дьявольская ложь.

Владыка Антоний (Блюм) в юности ходил к одному духовнику, который пил самым непотребным образом: «Я к нему пришел, а он мне в первую очередь говорит: “Запомни, я веду очень недостойную жизнь, я пью и пр. Но правда Божия от этого не меняется!” И, - говорит, - так меня исповедал, как я никогда в жизни больше не исповедовался!»

В этом-то и заключается дьявольская работа, чтобы оспорить то, что говорит Бог. Внушить недоверие Творцу: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:4-5). Человек и покупается на эту ложь: как же так, добро я знаю, а зло ещё нет, надо и его попробовать... Про это в начале проповеди Евангелия и говорится: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3:3).

Про семью сказано: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6). Точно так же и здесь: что Бог простил, человек да не оспаривает, это дело сатанинское. Проблема в том, что мы Богу не верим! Руководствуемся только тем, что мы сами знаем, понимаем, придумываем. Простоты нет, от этого и страдаем.

Почему надо сделать прямыми стези Ему (Мф. 3:3)? Слышать-то я Слово Божие слышу, но обязательно к услышанному начинает примешиваться что-то моё, и уже какая-то неровность возникает. Я исправлюсь, Господи. Я понимаю, что мне надо вот здесь хорошо поступить. Ты мне помоги, Господи. Богу отводится второстепенная роль в лучшем случае помощника. Бог, получается, у меня на побегушках, что ли? Бог не является для меня Богом, Который принес мне благую весть, если я сам для себя измышляю, в чем для меня состоит благо.

Может ли крест, как для благоразумного разбойника, первым вошедшего в рай, восприниматься собственно дверью возвращения в пакибытие? Крестом же мы входим в Церковь, в русском языке само название вводящего таинства - Крещение - созвучно Кресту.

Вы хотите обозначить крест как дверь в некий опыт?

- Собственно, в опыт причастности Церкви.

Думаю, что нет. Если человек согрешает, он же не исключается из Церкви? Он сохраняет свою принадлежность ей в той мере, в которой в каждом неистребимо Божественное начало.

- Что такое тогда грех?

Беззаконие.

Адам и Ева после грехопадения были же изгнаны из рая, не то же ли самое происходит, когда согрешаем? Церковь есть образ рая, где Крест Христов - древо Жизни посреди?

Господь и распят на Кресте нас ради грешников. Допустим, я обманул, и что же - я теперь исключен из Церкви? Так вопрос не может стоять. Помните, как Христос в Евангелии говорит ученикам, просившим Его сесть по правую и по левую стороны от Него?

- Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься . А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10:39-40).

Все зависит от воли Отца Небесного. Как она будет проявлена, мы не знаем.

Понятие креста в опыте христианина связано с определенным образом жизни в тех церковных традициях, которые есть в каждом приходе, монастыре. Везде есть свои установления. Выполнять их - это крест. А не выполнять - уход от креста.

При этом не надо забывать, что есть Божественное святое присутствие в жизни каждого из нас. Отдаем ли мы ему должное? Можно обо всех нас и о каждом сказать так, как это сформулировано владыкой Тихоном (Шевкуновым): несвятые святые. Вы, когда лобызаете икону, к иконе прикладываетесь или к святой иконе?

К ручке Божией Матери в том же Сретенском монастыре у Владыки Тихона прикладываться благословляют, если это Богородичная икона.

Это вы сейчас так говорите, а когда прикладываетесь, то же самое переживаете? Надо за собой понаблюдать: в чем моя вера выражается?

Помню, одна учительница советских времен решила провести атеистическую пропаганду на уроке. Оставалось до звонка минут 7-10, она достала из портфеля икону, а в классе был верующий мальчик - то ли сын дьякона, то ли священника, и она обращается к нему: «Миша, иди сюда!» Он вышел. «Что это такое, Миша?» - «Божия Матерь!» - перекрестился и поцеловал. Все онемели. Так звонок и прозвенел. Все вышли на перемену, а когда после перемены учительница зашла в класс, то под самым козырьком высокой классной доски было написано: «Бог есть, был и будет». «Миш, ты писал?» - «Нет, я не писал». - «Дежурный, сотри!» - «Я не писал и стирать не буду». Ей пришлось целый урок математики вести под этим исповеданием: Бог есть, был и будет. Вот это живое ощущение Божественного присутствия, которое раньше воспитывалось, есть сейчас у нас? Теперь учат так, что ребенок бы ответил: «Икона... Такого-то века... Изображено то-то... и т. д.». Как робот! А для простого верующего мальчика: Божия Матерь - и всё!

В опыте Церкви Божия Матерь всем нам Мать. А от нас уже зависит, насколько мы возжелаем уподобиться Её Сыну. Для этого нам и дан крест - жизнь по Евангелию, заповедям Божиим.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...