Рисунок по истории суд осириса. Погребение, путь через Дуат и суд Осириса

Самый глобальный обзор фруктов в Таиланде — всё, что я пробовала лично. Подробное описание и фото: что как называется, сколько стоит, какое на вкус, чем полезно и как это надо есть. Манго, папайя, дуриан, драконий фрукт, гуава, саподила, личи, мангостин и тд *Цены на все эти фрукты варьируют в зависимости от сезона, но в целом всё довольно доступно. Один ананас можно купить за 25 бат, большую гуаву — за 10, связку бананов — 30-70 бат и т.д.

Как выбирать. Манго в Таиланде сочные, жёлтые (или зелёные) и сладкие. В любом случае стоит выбирать плоды, которые уже немного мягкие, а не твёрдые как камень. Даже тёмно-зелёные манго могут быть сладкими, если плод мягкий.

Как чистить и есть манго. Я пробовала разные способы поедания этого фрукта, но этот способ пока нравится больше остальных. Нужно разрезать манго напополам, срезать косточку и обязательно обгрызть её: если плод попадется хороший, то божественного вкуса нектар в этот момент будет стекать по вашим зубам прямо с косточки. Потом с обеих половинок срезаем мякоть кубиками и тогда удобно будет поедать эти кубики вилкой отдельно или в фруктовом салате. Ещё удобно съедать мякоть ложкой.

Можно съедать два зелёных манго в день (не больше двух!) — в Википедии написано, что это избавляет от диареи, запора, геморроя и обеззараживает печень. Ещё от зелёных плодов улучшается эластичность сосудов. Зрелые плоды хорошо влияют на органы зрения и улучшают иммунитет. А ещё, чтобы похудеть, нужно сидеть на манговой диете.

Цена на манго в Таиланде зависит от сезона: в ноябре-январе манго может стоить 70-200 бат за 1 кг, а в апреле — от 40 бат.

Папайя (malako)

На вкус мне напомнило кабачок и тыкву, но мягкий, оранжевый и сладкий. Если вы выбираете целый плод, то он должен быть слегка мягким, частично может быть даже подпорченным.

Как съедать папайю. Разрезаем пополам, убираем косточки и режем кубиками. Я тут прочитала, что главная ценность мякоти папайи — фермент «папаин», который улучшает пищеварение. И ведь и правда — хотела как раз написать, что сама папайя мне как-то не супер нравится, но я люблю ощущение в желудке после неё, поэтому стараюсь есть. По крайней мере хорошо она идёт вместе с манго, бананом и черникой (нарезаем кубиками и наслаждаемся). Либо можно делать шейки: молоко, замороженный банан и папайя, взбиваем на блендере.

Польза. Кроме этого в папайе содержатся витамины В, А, С, Д, белки, углеводы, клетчатка и анаболические вещества, стимулирующие синтез белка в организме и кальцификацию костной ткани. Анаболики — это то, что добавляют спортсменам, как пищевую добавку. Так что надо это есть почаще.

Наиболее вкусная папайя почему-то продаётся на уличных фруктовых тележках — когда продавец сам нарезает фрукты и продаёт их в пакетиках по 10-30 бат.

Лонган и Личи (по-тайски: Лом-яй, lam-yai)

Эти светло-коричневые шарики, величиной с маленький грецкий орех, продаются вениками, как виноград гроздьями. Кожица у лонгана тонкая и плотная, легко счищается, лопаясь при надкусывании. Цвет варьируется от коричневого до желотовато-красного. Растет гроздьями на вечнозеленых деревьях, высота которых может достигать от десяти до двадцати метров. Цветет желто-коричневыми цветками.

Плод прозрачно-белый, сладкий, сочный с привкусом мускуса. Внутри косточка. Плоды можно «щелкать как семечки», но нельзя переедать, т.к. это может привести к повышению температуры тела.

Лонган содержит много сахара, витамин С, кальций, железо и фосфор, а также множество биокислот, полезных для кожи. Кожица спелого фрукта должна быть плотной, без трещин. Более спелым считается лонган, который полежал некоторое время после снятия с дерева. Перед покупкой лонган лучше попробовать, чтобы не купить целый веник кислых плодов.

Первое упоминание о лонгане датируется 1896 годом, когда путешественник из Китая привез в подарок супруге короля Таиланда Чулалонгкорна пять саженцев лонгана. Два саженца были посажены в Бангкоке, а остальные – в местечке Чианг Маи (Chiang Mai).

Плоды Личи очень похожи по вкусу, но шарики у них красно-розового цвета.

Лангсат (по-тайски Лонгконг, Лонкон, Lonngkong)

Это такие же шарики, как лонган, только немного больше размером и более гладкие. Они немного с кислинкой и плод состоит из долек — как у чеснока. Лонгконг лично мне кажется вкуснее лонгана. Плоды лонгконга богаты кальцием, фосфором, углеводами и витамином C.

Мангостин (или мангостан). Как выбирать

С виду похож на маленький шарообразный баклажан. Но внутри мягкие белые дольки. Очень сладкие, вкус чуть напоминает цитрусовый и персик. Это один из моих любимейших фруктов. Одна проблема — он занимает много места (точнее его шкурки).

Польза Мангостина . Мангостин называют королевой фруктов, которая якобы изгоняет нехороший запах короля фруктов дуриана. Но самое главное - в мангостане содержатся ксантоны - которые способствуют самоуничтожению раковых клеток, и куча всяких полезных веществ. Из мангостана делают биологические добавки, лекарства и используют как основу для косметики. В общем, можно есть, есть и есть.

А ещё на основе мангостина можно приготовить масочку для лица. Взять пару долек мангостина и капнуть две капли (апельсин, клубнику, грейпфрут, и тд). Нанести масочку на 5-10 минут и смыть водой.

Как выбирать мангостины. Главное — чтобы плоды были мягкие, точнее оболочка мангостина при надавливании легко проминалась. Если плод жесткий, хотя бы даже частично, то в этом месте он будет уже несъедобен, да и разрезать вы его не сможете.

Дуриан (Durio zibenthinus)

Король фруктов (так его называют). Целый плод размером с футбольный мяч. Для начала его лучше купить и попробовать небольшим кусочком, потому что кому-то его запах возможно напомнит тухлый лук. В некоторых общественных заведениях есть таблички, запрещающие дуриан (смотрите на фото). При этом он довольно вкусный. И не просто так же он король фруктов - он очень-приочень полезный, целебный и очень сытный. Можно съесть дольку вместо целого обеда. Дуриан богат углеводами, белками, жирами и витаминами. Мякоть содержит много комплексных витаминов В, а количество витамина С, намного больше, чем в апельсине.

Гуава

Гуава может быть похожа на маленькое зелёное яблоко - это недоспелые плоды, которые лично мне понравились больше чем спелые. Спелые похожи на вытянутое рыхлое яблоко, они более мягкие, но и менее насыщенны кисло-сладким вкусом.

Гуава обладает антимикробным, вяжущим, бактерицидным и спазмолитическим действием. Она тоже супер-пупер полезная, не на столько супер, как мангостан, но почти. Она тоже применяется в лечебных целях. В гуаве содержится в пять раз больше витамина С, чем в апельсине, она очень полезна для кормящих мам и грудных детей, плюс ко всему улучает пищеварение, стимулирует работу сердца и нормализует давление. Если есть гуаву с косточками, то это очень хорошо помогает от запоров.

Помело (som-o)

По вкусу похоже на грейпфрут, только более сладкий и больше по размеру. В Таиланде к памело иногда прилагается пакетик с сладко-солено-острой приправой. Встречаются плоды с желтой, оранжевой и красной мякотью.

Питайя или драконов фрукт

Я разрезаю его на две части и ем ложечкой. На вкус нечто вроде варёной свеклы, скрещенной с киви. Этот вид имеет цвет варёной свеклы, но более распространён драконий глаз белого цвета внутри.

Растения, на которых растёт питайя (драконов фрукт) - вьющиеся эпифитные лианообразные кактусы, распространённые в Мексике, Центральной и Южной Америке.

Медицинские исследования показали, что употребление питайи способствует избавлению от желудочных болей, полезно для страдающих диабетом и другими эндокринными заболеваниями.

Сала

(с ударением на последнюю, А), или салак. Шкурка легко счищается, внутри мягкого сладкого плода косточка. Может кто сможет объяснить его вкус, у меня нет никаких ассоциаций, только чуть-чуть напоминает цитрусовое. Попробовать этот фрукт точно стоит, но употреблять его часто вы навряд ли станете. На рынках он также продается уже очищенным — это гораздо удобнее, ибо шкурка у него довольно колючая. Если чистить самостоятельно, то пальцы будут в микро-царапинах.

Рамбутан

«Рамбут» в переводе с малазийского значит волос. В Таиланде встречается несколько разновидностей рамбутана. Он может быть круглым, с ярко-красной кожицей и зеленоватыми кончиками волосков. Мякоть круглого рамбутана очень сладкая. Ещё есть рамбутан яйцевидной формы, кожица и волоски у него розоватые, а мякоть такая сладкая как у круглого.

Рамбутан содержит витамины С, В1 и В2, углеводы, белки, кальций, фосфор, железо и никотиновую кислоту. Считается, что фрукт очень хорош для ослабленных и больных людей, поскольку обладает очищающими свойствами, благотворно влияет на кожу.

Этот фрукт я как-то не полюбила, хоть и пыталась.

Саподилла (Lamut или, по-научному ACHRAS SAPOTA)

Нечто между хурмой и грушей. Очень мягкий плод, внутри косточки, как у хурмы. Вкус приторно-сладко-карамельный. Хранится максимум несколько дней, быстро портится. Выбирать нужно мягкие (но не гнилые) плоды и съедать в ближайшие пару дней.

Карамбола

Фрукт сладко-кислый. Чистить не надо, надо нарезать дольками-звёздочками и есть. Фрукт богат щавелевой кислотой и на вкус эта кислота немного ощущается. Карамболой украшают блюда, потому что он при нарезке выглядит очень красивыми звёздочками.

Сахарное яблоко

Вкусное, сладкое, мягкое внутри. Где-то прочла, что сахарное яблоко восстанавливает энергетику. Больше ничего особенного про этот фрукт не нашла. Косточки у сахарного яблока есть нельзя.

Розовое яблоко

Розовое яблоко похоже скорее на болгарский перец, чем на яблоко. На вкус — если смешать болгарский перец с яблоком, то получится оно. Можно есть его много — фрукт очень водянистый, со слабо выраженным вкусом.

Джекфрукт (Nangka)

Это самый большой в мире плод, вырастающий на дереве. Он может весить до 30 кг. Если разделывать джекфрукт самостоятельно, то рекомендуется смазывать руки подсолнечным маслом или надеть резиновые перчатки, потому что поверхность плода содержит клейкий латекс.

Во вкусе джекфрукта есть нечто приторно-сладкое, есть что-то от дыни, жвачки, мармелада. Вообще этот вкус мне сложно описать. Думаю, что его я есть больше не буду).

Про пользу и состав нашла крайне мало. Мякоть Джекфрута низкокалорийная, является хорошим источником калия и витамина А.

Сладкий тамаринд (Ма-кам-ван)

Сначала я думала, что это сетки с орехами. Оказалось, что это фрукт. Тамаринд еще называют индийским «сушеным фиником».

Внутри кожуры находится красно-коричневая, волокнистая, сладкая мякоть с темно-коричневыми семенами. На вид действительно напоминает финик. Тамаринд растет гроздьями на высоких деревьях.

Дерево тамаринда, как считают тайцы, приносит удачу хозяину участка, на котором оно растет. Ветви тамаринда упругие и гибкие, тайцы называют их «липкими». Считается, что к человеку, у которого в саду растет «липучее дерево», будут «прилипать» деньги. Прочная древесина используется для производства мебели.

В плодах содержится витамин A, органические кислоты, включая винную, лимонную и молочную кислоты. Приготовленный из коры дерева чай смягчает симптомы лихорадки, обладает вяжущими свойствами, а цветки тамаринда помогают снизить давление. Из мякоти тамаринда получают слабительные средства, а пережаренные семена спелого фрукта применяют для лечения при заражении нематодами, ленточными червями и дизентерией.

Плод тамаринда должен быть твердым на ощупь, с гладкой, ровной кожурой, не сморщенной и не потерявшей цвет. Фрукт можно разрезать вдоль с помощью ножа. Нам попалась какая-то сухая версия фрукта, с тёмной мякотью (по идее она должна быть белой) и тонкой кожурой, которая легко лопалась при надавливании пальцами.

Маракуйя

Очень вкусная и сочная, но в Таиланде редко где попадается в продаже. На вкус сладко-кислая, бывает очень кислая.

Физалис (тайский)

Тропические фрукты часто добавляют в соусы к мясным блю­дам

Несмотря на причудливую внешность и необычный вкус, тропические фрукты не менее полезны, чем наши родные яблоки и груши. А кое в чем их и превосходят. Во всяком случае, тропические фрукты богаты клетчаткой и содержат вещества, которые своими полезными свойствами эффективно защищают от сердечно-сосудистых заболеваний и да­же рака.

В следующий раз, когда будете про­ходить в супермаркете мимо полок с ананасами, задержитесь взглядом на его тропических соседях. В июне среди них наверняка встретятся роскошные ман­го . Летом, а потом еще раз зимой появятся похожие на лимоны-переростки гу­айявы . Круглый год радуют глаз похожие на груши папайи.

В тропиках выращивают десятки экзотических фруктов , но мы остановим­ся на самых доступных – манго, папайе и гуайяве .

Магия манго

Манго не грызут и не жуют – им «хлюпают». Лакомиться этим чрезвычайно сочным фруктом, напоминающим по вкусу одновременно персик и ананас, не­удобно – но стоит.

Манго

Манго, как и многие плоды, богато витамином С . Но особенно ценно, что с этим сочетается высокое содержание бета-каротина. Оба вещества – мощные антиоксиданты, т. е. они нейтрализуют агрессивные окислители – свободные радикалы, которые повреждают клетки, индуцируя их злокачественное пере­рождение. Более того, они окисляют в крови липопротеины низкой плотности (ЛПНП), повышая их способность прилипать к стенкам артерий с образовани­ем атеросклеротических бляшек. В одном среднестатистическом манго почти 5 мг бета-каротина, т. е. от 50 до 83% рекомендуемой суточной дозы (6-10 мг). Тут же вы найдете 57 мг ви­тамина С – 95% его суточной нормы. Это очень полезный коктейль. В одном австралийском исследовании добровольцам ежедневно в течение трех недель давали сок с бета-каротином и витамином С. В результате окисленных («лип­ких») ЛПНП у них в крови стало меньше, чем до начала эксперимента.

Манго полезно для сердечно-сосудистой системы не только своими ан­тиоксидантами . Оно богато клетчаткой: в одном плоде почти 6 г – больше, чем в стакане вареных овсяных отрубей. Причем почти половина относится к растворимому типу, которое образует в пищеварительном тракте обволаки­вающий гель. Исследования давно доказали, что это затрудняет всасывание холестерина, а в результате снижает его уровень в крови, т. е. риск атероскле­роза, гипертензии, инфаркта и инсульта. Нерастворимая клетчатка тоже важ­на. Она разбухает в кишечнике, давит на его стенки и тем самым стимулиру­ет перистальтику. В результате каловые массы со всеми содержащимися в них вредными веществами (тем же холестерином, канцерогенами и т. п.) быстрее выводятся из организма. Естественно, снижается вероятность все­возможных неприятных последствий. Можно, в частности, утверждать, что манго полезно для профилактики рака прямой кишки.

Хозяйке на заметку

Одна из сложностей для нас, северян, при покупке, скажем, папайи – неумение выбирать лучшие плоды. Вот как не прогадать.

Запах. Тропические фрукты, даже не разрезанные, должны источать сладкий аромат. Так что первым делом напрягите обоняние. Если запах слабоват, вкус тоже будет не лучшим.

Прохлада, а не холод. Если фруктам надо немного дозреть, положи­те их в сухое прохладное место. Только не в холодильник – низкая тем­пература буквально убивает их аромат.

Выбор компании. Фруктовый салат – да, фрукты в желе – нет. Если смешать свежие ломтики папайи или ананаса с желатином, их протеоли­тические ферменты его переварят, и получится размазня.

Какая ты, папайя?

Этот плод растет на так называемом дынном дереве, внешне напоминает желтое или оранжевое авокадо, а внутри нас ждет такая же по оттенку мякоть и масса мелких семян в центральной полости. Уже колорит позволяет догадаться об изобилии полезных пигментов.

Папайя

Папайя переполнена каротиноидами, придающими многим овощам и фруктам солнечный оттенок. Впрочем, эти природные красители дарят еде не только праздничный вид. Они могут буквально спасти жизнь.

Каротиноиды папайи – мощнейшие антиоксиданты . А исследования дока­зывают, что обилие в меню каротиноидов (и других антиоксидантов) суще­ственно снижает риск сердечно-сосудистых и раковых заболеваний.

Каротиноиды, как уже говорилось, распространены в растительном мире очень широко, но папайя в этом смысле особенная. Немецкие специалисты изучили содержание каротиноидов в 39 пищевых продуктах. Папайя заняла первое место: в ее половинке почти 3,8 мг. На втором месте грейпфрут, на третьем – абрикосы: 3,6 и 2,4 мг соответственно на эквивалентную порцию.

Но особенно известна папайя своими протеазами, т. е. протеолитически­ми (расщепляющими белки) ферментами, в первую очередь папаином, кото­рый очень похож по свойствам на желудочный сок. Если жевать свежую папайю во время обеда или сразу после него, нища будет перевариваться легче. А это неплохая профилактика диспепсии и помощь при расстройстве желудка.

Возможно также, что папайя предупреждает пептическую язву . Лаборатор­ным животным давали высокие дозы портящих желудок медикаментов. В той группе, которая несколько дней перед этим получала папайю, язва развивалась реже, чем в контроле. На людях таких экспериментов, естественно, не ставили, но вполне возможно, что ежедневная порция этого фрукта повысит устойчи­вость желудка к раздражающему действию аспирина и других противовоспа­лительных средств.

Браво, гуайява!

В супермаркетах гуайява встречается нечасто, но этот желтый плод разме­ром с крупный лимон, безусловно, стоит поискать.

Гуайява

Равная его ценность – каротиноид ликопин. Долгое время он оставался в тени близкого и хорошо всем известного бета-каротина. Однако последние ис­следования наводят на мысль, что ликопин гораздо полезнее. Это один из са­мых мощных антиоксидантов.

Израильские ученые доказали его способность подавлять рост опухолевых клеток легких и молочной железы. Обследовав почти 48 000 мужчин, специали­сты из Гарварда продемонстрировали, что рост потребления ликопина может на 45% снизить риск рака предстательной железы . В принципе наш главный ис­точник этого каротиноида – томаты, но в пересчете на один плод гуайява им как минимум в полтора раза богаче.

Наконец, она настоящая суперзвезда по содержанию клетчатки – около 9 г на стакан. Это больше, чем в яблоке, абрикосе, банане и нектарине, вместе взя­тых. Неудивителен интерес к гуайяве кардиологов: увеличение количества клет­чатки в рационе – один из лучших способов снизить уровень холестерина, т. е. риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Изучив истории болезней 120 мужчин, индийские ученые показали, что ежедневное потребление 5-9 гуайяв в течение трех месяцев ведет к падению общего холестерина почти на 10%. Более того – параллельно с этим на 8% ра­стет уровень «хорошего холестерина» (липопротеинов высокой плотности), ко­торый прочищает артерии.

Максимум пользы от тропических фруктов

Только не банки . В замороженных тропических фруктах полезные веще­ства сохраняются, а вот в консервированных их намного меньше. Например, испанское исследование показало, что баночная папайя утратила значитель­ную часть своих каротиноидов.

Немного растворителя . Ликопин – жирорастворимое вещество, т. е. для его кишечного всасывания необходим жир. Поливайте этот кисловатый фрукт йогуртом – будет и вкуснее, и полезнее.

Меньше жара. Тропические фрукты часто добавляют в соусы к мясным блю­дам. К сожалению, высокая температура разрушает витамин С. Самые полезные фрукты сырые, такие, каким их создала природа.

Грамотное хранение. Тепло, кислород и солнечный свет разрушают вита­мин С. Тропические (да и прочие) фрукты лучше держать герметично запако­ванными, в темном прохладном месте – так они дольше сохранят свежесть и питательную ценность.

Будьте здоровы!

Отлично(1 ) Плохо(1 )

Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь. Но вот Ба покинул его. Он умер.

Семьдесят дней спустя его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он удалится в Дуат и станет Осирисом1.

Но это будет лишь через семьдесят дней: ведь Исида, Нефтида и Анубис ровно 70 дней собирали по частям и восстанавливали разрубленное тело великого бога, и с тех пор число 70 стало особенным числом, которое управляет землёй и небесами: «слеза Исиды»2 по убитому мужу каждый год опускается в Преисподнюю за западным горизонтом и через 70 дней вновь появляется на востоке, знаменуя начало нового года, разлив Нила и весеннее воскресение природы, подобное воскресению из мёртвых Осириса3

А пока что - пока что родственники усопшего должны облачиться в траурные одежды и оплакать его. Сам египтянин отныне - Осирис, поэтому его сын до окончания похоронного ритуала должен «стать» Гором, а жена и сестра - Исидой и Нефтидой.

После оплакивания мёртвое тело на погребальной ладье перевезут на западный берег в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков.

Бальзамировщиков пятеро. Самый главный из них - Анубис: ведь жрец в маске шакала становится Анубисом точно так же, как умерший - Осирисом, а его сын - Гором. Анубису помогают четверо загробных богов: Хапи4, имеющий голову павиана, шакалоголовый Дуамутеф, Ке-бехсенуф с головой сокола и Имеет с человеческой головой.

За семьдесят дней боги-бальзамировщики изготовят мумию. Сперва они омоют тело нильской водой, и тело станет священным Сах. Затем, изгнав из Дома Золота пара-схита, преступно вскрывшего Сах ножом, Анубис и его подручные извлекут внутренности и опустят их в кано-пы - погребальные сосуды, наполненные отварами из целебных трав и разными снадобьями. Канопь! сделаны в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.

Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обработают тело Сах снадобьями из благовоний и трав и туго запеленают его матерчатыми бинтами. Эти бинты изготовит бог ткачества Хедихати из слез богов по убитому Осирису.

Родные и близкие умершего должны бдительно проследить, чтоб все обряды были строго соблюдены. Ни один ритуал нельзя нарушить, ни одно магическое заклинание нельзя забыть, - иначе Ка покойного будет жестоко оскорблён небрежением к себе и не простит обиды. Он станет злым демоном и будет преследовать свой род, насылая на потомков несчастья.

Если покойный был беден, его мумию положат в простой деревянный гроб. На стенках гроба, с внутренней стороны, должны быть написаны имена богов, которые воскресят умершего и проводят его в Дуат, а на крышке - мольба к владыке мёртвых Осирису: «О ты, Уннефер5 благой бог! Дай же этому, человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!»

Гроб богача роскошно отделают, изукрасив росписями.

Через семьдесят дней погребальная процессия, оглашая западный берег Нила плачем и стонами, подойдёт к гробнице. Эту гробницу покойный купил много лет назад, чуть ли не в молодости, и с тех пор - всю оставшуюся жизнь - обустраивал это своё вечное пристанище, готовясь переселиться сюда6. За очень высокую плату он нанимал камнетёсов, писцов, скульпторов и художников, которые украшали стены гробницы рельефами, надписями, содержащими различные заклинания; высекали статую для Ба и статуи богов, которые должны охранять саркофаг; и изготавливали всякую утварь - всё, что понадобится умершему в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла и папирусы со священными заклинаниями.

У входа в гробницу погребальную процессию будут ждать боги Дуата. Деревянный гроб опустят на землю, и над мумией совершат последний обряд - «отвер-зание уст».

Этот обряд символизирует и повторяет великое событие, некогда происшедшее на земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как в те далёкие времена Гор дал отцу проглотить свой исцелённый глаз, и Осирис восстал из мёртвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - коснётся губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы барана. В этом наконечнике находится Ба7, так что обряд «отверзания уст» вернёт умершему его Ба и воскресит его для жизни в Дуате.

Если умерший был богат, то жрецы, завершив все похоронные ритуалы, отнесут его гроб в усыпальницу и опустят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной - Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Вход в гробницу опечатают печатью некрополя, завалят камнями, засыпят щебёнкой, дабы грабителям было не найти лазейки, и удалятся, навеки оставив усопшего наслаждаться покоем.

А если египтянин был беден, и ни каменного саркофага, ни гробницы у него нет, то деревянный гроб или тело, завёрнутое в циновку, положат в яму неподалёку от богатого погребения, и Ка усопшего сможет питаться жертвами, которые будут приносить богачу.

Воскресение и путешествие по Преисподней

И вот наступал день возвращения Ба к мумии.

Ба на крыльях влетал в гробницу и опускался у западной стены, около магического изображения двери в потусторонний мир. Сквозь это изображение навстречу Ба выходил Двойник-Ка.

По их зову к саркофагу спящего собирались боги. Торжественно воздев руки, они произносили волшебные заклинания, и усопший восставал из мёртвых8

Свершалось наконец событие, к которому египтянин готовился всю свою жизнь на земле! Шаг вперёд - и сквозь магическое изображение двери он вступал в потусторонний мир.

Сразу же за дверью высилась каменная громада ворот- первые врата в царство Осириса. Два привратника - два чудовищных змея - преграждали дорогу и требовали, чтобы умерший назвал их имена-Рен.

Откуда египтянин мог знать имена стражей Дуата? Ещё из прошлой, земной жизни. Он должен был прочесть «Книгу Мёртвых» - священный папирус, где Загробное Царство подробно описано, и даже есть цветные картинки с изображением загробных сцен, и нарисованы карты потустороннего мира. В «Книге Мёртвых» перечислены имена всех стражей и демонов; и заклинания, которые надо знать, чтоб благополучно миновать все преграды, записаны в точности как их положено произнести, слово в слово. Ни звука нельзя добавить или убавить в заклинании - иначе оно потеряет силу. Но выучить все волшебные слова трудней, чем запомнить иероглифы, - поэтому в саркофаг усопшему вместе с амулетами обязательно клали папирусный свиток с записью «Книги Мёртвых»: ведь покойный мог что-то забыть или заблудиться в Дуате без карты. А самые важные заклинания высекали ещё на саркофаге и на стенах погребальной камеры...

- «Многоликий» и «Следящий за огнём» - вот ваши имена! - отвечал умерший, и змеи-привратники открывали врата.

Прежде чем войти в Загробное Царство, египтянин должен был остановиться в проёме ворот и сказать, обращаясь к Осирису:

О великий владыка Дуата! Я пришёл к тебе, дабы обрести в твоём Царстве блаженство и покой. Сердце моё безгрешно. Пусть же великий Ра осветит мне путь!

За вратами начинались две извилистые тропы. Обе они вели к Чертогу Двух Истин; надо было только выбрать одну, любую. И в обоих случаях путь предстоял нелёгкий. Тропы разделяла огненная река. Бешено ревело пламя, сверху на голову сыпались раскалённые угли, душил и выедал глаза ядовитый дым. Чтобы не задохнуться, умерший должен был иметь при себе амулет с изображением бога воздуха Шу.

По берегам реки обитали чудовища и гигантские змеи. Пройти по тропе мог только тот, кто знал их имена, правильно произносил заклинания и имел при себе талисманы, спасающие от бед и опасностей.

За рекой тропинки вновь смыкались. Здесь дорога упиралась во вторые врата.

Чтобы облегчить умершим странствие по Дуату, боги создали там ариты - тихие безопасные уголки в гротах и в пещерах. Ни змеи, ни скорпионы в ариты не заползали; там журчала родниковая вода, было светло и легко дышалось. В арите покойный мог отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия. Но войти в блаженный уголок мог, конечно, не всякий, а лишь тот, кто знал волшебные заклинания и имена всех демонов, стоящих на страже.

Миновав все врата, умерший наконец достигал цели своего путешествия - Великого Чертога Двух Истин.

Суд Осириса и вечная жизнь в Полях Камыша

На пороге Чертога умершего встречал Анубис.

Приветствую тебя, великий среди богов Загробного Мира! Я пришёл к тебе, господин мой, - говорил умерший.

Шакалоголовый бог подземелья величественно хранил безмолвие. Выслушав приветствие, он брал египтянина за руку и вёл в зал, где вершился Суд.

«Карта» Дуата. Посередине - огненная река; по берегам реки (сверху и снизу) - тропы к Чертогу Двух Истин
Суд Осириса. Слева: Анубис привёл покойного в Великий Чертог Двух Истин. В центре: Анубис взвешивает на Весах Истины сердце покойного; на правой чаше Весов - перо Маат, символическая «правда»; рядом с Весами - Аммат. Бог Тот записывает результат взвешивания и приговор. Наверху: умерший произносит оправдательную речь перед Великой Эннеадой, возглавляемой богом Ра. Справа: Гор привёл умершего после вынесения оправдательного приговора к трону Осириса. У подножия трона в цветке лотоса - сыновья Гора: Имеет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф; наверху - крылатое Солнечное Око (символ охраны миропорядка) с пером Маат; позади трона - Исида и Нефтида

Они шли мимо статуй и мимо колонн, обвитых живыми змеями. Из темноты навстречу им то и дело выползали чудовища и, оскаля пасти, сурово требовали назвать их имена. Ответ должен был держать умерший - Анубис безмолвствовал и ждал.

И вот открывались последние двери, и египтянин вслед за Анубисом вступал в зал Суда.

Здесь в тишине и торжественном полумраке восседали боги-судьи: две Эннеады богов, Великая и Малая9. Перед каждой из двух Эннеад египтянин должен был держать ответ за свои земные дела, дважды должен был доказать, что все его клятвы в безгрешности не лживы, а истинны. Поэтому зал Суда и назывался Чертогом Двух Истин.

Головные уборы судей украшало перо Истины - перо Маат.

Великая Эннеада, в которую входили Ра, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Гор - сын Осириса, Хат-хор, Ху (Воля) и Сиа (Разум), начинала допрос умершего.

Кто ты? Назови своё имя, - требовали боги. Покойный называл себя.

Откуда ты прибыл? - следовал второй вопрос.

Египтянин называл город, в котором он жил.

Когда допрос заканчивался, перед Великой Эннеадой выступали свидетели - Месхент, Шаи и Ба покойного. Они рассказывали, какие египтянин совершал в жизни хорошие и какие дурные поступки.

Выслушав свидетелей, боги Великой Эннеады поворачивали головы и в упор смотрели на умершего. Египтянин трепетно устремлял взгляд им навстречу, надеясь по лицам судей угадать, милостивы они к нему или суровы. Но бесстрастны были лики богов, и египтянин, опустив глаза, замирал в покорном ожидании.

Говори о себе, - раздавалось тогда в подземелье. Это приказывал сам Ра.

И умерший, подняв правую руку в знак того, что он клянётся говорить только правду, оглашал перед судейской Эннеадой свою оправдательную речь - «Исповедь отрицания»:

Я не совершал несправедливостей против людей.
Я не притеснял ближних.
Я не грабил бедных.
Я не делал того, что неугодно богам.
Я не подстрекал слугу против его хозяина

Так он перечислял сорок два преступления, клятвенно заверяя богов, что ни в едином из них он не виновен.

А судьи по-прежнему были бесстрастны. Тщетно умерший заглядывал им в глаза в надежде угадать свою участь. Следовал приказ повернуться лицом к Малой Эн-неаде и произнести «Вторую оправдательную речь».

И опять, называя по имени каждого из сорока двух богов Эннеады, египтянин перечислял сорок два преступления, заверяя, что он ни к одному не причастен:

О Усех-немтут, являющийся в Иуну, я не чинил зла! О Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал! О Денджи, являющийся в Хемену, я не завидовал!

О Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
О Уди-несер, являющийся в Хет-Ка-Пта, я не крал съестного!
О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!

Две исповеди оглашены, и умерший уверял, что каждое его слово - правда. Но действительно ли не было в его речах лжи?.. Люди - искусные притворщики: самую бесстыдную ложь они умеют произнести, глядя в глаза, с бесхитростным лицом, поклясться именем Ра, - и ни один мускул не дрогнет. Только сердце заколотится чуточку быстрей, - но ведь сердца не увидеть...

Не увидеть - земным судьям. А судьи Загробного Царства видят всё.

Анубис берёт сердце умершего и кладёт его на чашу загробных Весов Истины. Сама Маат, богиня справедливости, правды и правосудия, владеет этими Весами. На другой чаше - её перо, символ Истины.

Если сердце оказывается тяжелее или легче пера и стрелка Весов отклоняется, значит, покойный солгал, произнося какую-то клятву. Чем больше было лживых клятв, тем большую разницу между весом сердца и Истины показывали Весы богини. Умерший в отчаянии падал на колени, моля о пощаде, но боги были безучастны к столь запоздалому раскаянию. Имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Ам-мат - «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Аммат с чавканьем поедала греховное сердце, и египтянин лишался жизни - теперь уже навсегда.

Если же чаши оставались в равновесии, покойного признавали оправданным. Великая Эннеада торжественно оглашала своё решение даровать ему вечную жизнь, и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе.

После этого Гор брал умершего за руку и вёл к трону своего отца - владыки Преисподней Осириса. Во всё время суда Осирис молча наблюдал за происходящим. Он не принимал участия ни в допросе, ни во взвешивании сердца, а только освящал весь ритуал своим присутствием.

Египтянина торжественно проводили мимо великого бога, сидящего на престоле. Суд на этом заканчивался. Покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства - в Поля Иару, «Поля Камыша». Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.

В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Семь Хатхор, Непри и другие боги обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот - тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки - ушебти.

Слово «ушебти» означает «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: «Я здесь!» и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.

Богатые жители Та-Кемет могли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победней, покупали их 360, по одному на каждый день года. А бедняки покупали одного-двух человечков-ушебти, но вместе с ними брали в Загробный Мир свиток папиру-са - список, где перечислялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям, перечисленные в списке ушебти оживали и работали на хозяина так же усердно, как деревянные и глиняные фигурки.

1 В древнейшие времена с Осирисом отождествлялись только умершие фараоны. Начиная примерно с XVII - XVI веков до н. э. Осирисом считался уже любой умерший египтянин. К его имени прибавлялось имя верховного загробного бога: например, о человеке по имени Рахотеп после его смерти говорили «Рахотеп-Осирис».

2 Сириус, самая яркая звезда.

3 В древности первый восход Сириуса на широтах Египта совпадал с днём летнего солнцестояния - 21 июня.

4 Не следует путать этого бога с Хапи - богом Нила.

5 Уннефер - «пребывающий в состоянии благости», самый распространённый эпитет Осириса. От него произошло русское имя Онуфрий.

6 Греки говорили, что «жизнь египтянина состоит из приготовлений к смерти».

7 Слова «Ба» и «баран» произносились одинаково.

8 «Воскресший египтянин» - это одновременно и его Двой-ник-Ка, и его «загробное тело», причём «тело» и мумия - не одно и то же: «тело» путешествует по Загробному Миру и предстаёт перед Осирисом на Суде, а мумия остаётся лежать в саркофаге. В такой нелогичности нет ничего удивительного. Она совершенно естественна: ведь чётких, ясных и однозначных представлений о том, что происходит с человеком после смерти, не было и нет ни в одной религии, - точно так же, как не было и нет однозначных описаний потустороннего мира. В разное время формируются разные представления, которые постепенно накладываются одно на другое и переплетаются самым непостижимым образом.

9 Греческое слово «эннеада» соответствует египетскому «песед-жет» - «девятка». Однако в Великую Эннеаду входило 11 богов, а в Малую - 42. «Девятками» они назывались потому, что считались как бы «загробными двойниками» Великой Девятки богов города Иуну (Гелиополя), почитавшейся во всём Египте (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет). По образцу гелиопольской Девятки в других городах Египта также создавали свои, местные девятки богов.

Важнейшею, даже единственною целью их жизни. Оно учило считать не только земные блага дарами богов, счастье последствием благочестивых дел и помышлений, несчастие последствием нечестивых, но и устремлять взор за предел земной жизни, на посмертную судьбу, веровать, что участь души в будущей жизни зависит от того, как ведёт себя человек на земле. Эта участь решается на суде бога загробного мира, Осириса .

Не только греческие писатели, особенно Геродот , говорят нам, что египтяне были первым народом, пришедшим к верованию в бессмертие души; мы знаем от самих египтян, что у них было подробно выработанное учение о судьбе души по окончании земной жизни. С их представлениями об этом знакомят нас изображения в гробницах и замечательное произведение египетской литературы, «Книга мертвых », которое клали в гроб с умершим, как бы руководство для предстоящего ему путешествия в царство мертвых. Это сборник молитв и речей, более или менее полный список которого на папирусовом свитке давали умершему; к ним присоединены мистические призывания, которые были непонятны уже и самим египтянам поздних времен, так что надо было прибавлять к ним комментарии. Душа, на своем, показанном в этой книге, пути по областям подземного царства Осириса будет встречать богов и духов и должна молиться им и говорить с ними, как написано в книге; она будет подвергаться допросам, и тут написаны ответы, какие она должна давать. Одно важнейших мест книги – сцена, изображающая, как душа, после погребения тела, нисходит с опускающимся под горизонт солнцем в Аментес, мрачное царство теней, и как там судьи мертвых постановляют приговор о ней.

У входа на суд Осириса сидит на возвышении Пожиратель (Поглощатель) – чудовище, похожее на гиппопотама; пасть его широко раскрыта, как у греческого Цербера . За входом через богато украшенные пилоны, находится аванзал дворца мертвых; потолки зал этого дворца покоятся на колоннах. В аванзале сидит на троне судья мертвых Осирис в виде мумии, с короной на голове, с бичом и изогнутым вверху посохом в руках. По сторонам его у стены зала сидят 42 духа; фигуры некоторых из них вполне человеческие, другие – с головами разных животных. Это члены суда, произносящие приговор по вопросам о 42 запрещенных египетской религией смертных грехах, невиновным в которых называет себя умерший. Престол судьи Осириса окружает вода. На цветах лотоса над нею изображены четыре «духа царства мертвых», с головами человека, обезьяны, сокола и шакала; этим духам были посвящены внутренние органы человека, каждому особый.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

С другого конца залы входит умерший. Маат , богиня истины и справедливости, украшенная своим символом, страусовым пером, встречает его и ведет к весам правосудия, на которых взвешивается его сердце: на одну чашку кладется оно, на другую – страусово перо или поставлена маленькая статуя самой богини. Делом взвешивания занимаются бог Гор , изображенный с головою сокола, и проводник умерших Анубис , у которого голова шакала. Бог письма и науки Тот , с головою ибиса, стоит с письменною тросточкою и дощечкою, чтобы записать результат взвешивания и приговор. В допросе и в исповеди грехов судимого нет возвышенного нравственного чувства. Человек, предстоящий суду Осириса, не проникнут смиренной скорбью о своей греховности, а ссылается на сообразность своей жизни с законом: он не преступал священных постановлений; не поносил словами ни царя, ни отца, ни богов, не оказывал неуважения к ним; он не был ни вор, ни пьяница, ни прелюбодей, ни убийца; не говорил лжи, не давал фальшивой присяги, не качал головою, слушая слова истины; не был лицемер; его набожность не была притворная; он не был клеветник; не убил и не съел никакого священного животного, не провинился неисполнением установленных обрядов и богомолий; не похитил ничего из жертв богам, не украл ничего из их святилищ и т. д. Вероятно, рассказы о суде Осириса подали грекам повод к ошибочной мысли, будто уже на земле, сразу после смерти человека производится суд над ним и у нечестивых отнимается честь быть погребёнными и будто боязнь этого была для многих царей побуждением царствовать справедливо.

С судьбами душ после произнесения Осирисом приговора знакомят нас изображения в гробнице фараона Рамсеса V. Души людей, живших набожно и справедливо, идут в небесные области, где живут высшие боги. Освеженные водой жизни, которую льёт на них с Персеи (дерева жизни) богиня Нут , – в предвестье тому, что провозглашалось над умершим: да даст Осирис тебе прохладную воду! – и подкрепленные плодами, которыми она которыми она кормит их, души праведных проходят через подземное царство, в котором множество ужасных чудовищ, змей, крокодилов, и приходят на поля блаженных. На них оправданные в суде ведут жизнь райской невинности и радости. Они занимаются там сельскими трудами, рвут небесные плоды с деревьев, гуляют по цветникам и аллеям; купаются в небесных водах; собирают жатвы, чтобы вкушать самим и приносить часть собранного в жертвы богам; радуются и наслаждаются при виде солнца – Ра .

Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом - богини Исида и Нефтида

Подобно другим восточным народам, египтяне веровали в переселение душ, состоящее в том, что время от времени душа возвращается на землю и живет в теле человека или какого-нибудь животного. Но кажется, что в Египте возвращение души на землю не считалось наказанием, как было это по верованию индийцев; напротив, египтяне молились, чтобы умершему позволено было возвращаться на землю и принимать какие будет угодно ему тела. – В гробнице Рамсеса V изображены и мучения, которым подвергаются осужденные Осирисом, не освещаемые божественными лучами солнца. В разных отделах преисподней, стражами у которых стоят вооруженные демоны, изображены мучимые красными демонами черные души, некоторые в виде людей, другие – в виде птиц, имеющих человеческие головы. Некоторые из них привязаны к столбам, и демоны рубят их мечами; другие длинными рядами, идут без голов; некоторые повешены за ноги, другие ввергнуты в кипящие котлы; демоны гонят свинью, – это, без сомнения, тоже душа грешника. Человеческая фантазия всегда была плодовита на придумывание мучений, – и в христианские времена поэзии Данте об Аде , и в египетской древности.

Известия греческих писателей, по которым египетское переселение душ представляется процессом очищения грешников, трудно согласовать с данными на древних памятниках. Быть может, учение о непосредственном воздаянии после смерти, о рае и аде надо считать древним верованием, а догмат переселения душ, которое, по Геродоту, могло длиться три тысячи лет, был новым учением. По этому догмату, от самого человека зависит сократить благочестивою жизнью время земного своего странствования, после которого душа его становится чистою и блаженною. Вечных адских мучений после суда Осириса нет; раньше или позже, но непременно наступает состояние покоя, желаемое людьми восточных стран. Такие мысли свидетельствуют о высоком развитии религии, основанной, как египетская, на обоготворении природы.

Погребение, путь через Дуат и суд Осириса. Суд Осириса и вечная жизнь в полях Иару. Египетская мифология

Прежде чем переступить порог Чертога, умерший должен обратиться к Ра:
- Слава тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твоё совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют кровь в этот день испытания [людей] в присутствии Уннефера.
«Тот, чьи близнецы любимые - Два Ока, Владыка Двух Истин» - таково имя твоё. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.
Умершему будет внимать Великая Эннеада - боги, вершащие Суд, и Малая Эннеада - боги городов и номов. В Великую Эннеаду входят Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Хор, Хатхор, Ху и Сиа. Головы судей украшены пером Маат.
Перед лицом Великой Эннеады умерший должен произнести «Исповедь отрицания» - перечислить сорок два преступления и клятвенно заверить богов, что ни в одном из них он не виновен:

Я не совершал несправедливости против людей.
Я не притеснял ближних. <…>
Я не грабил бедных.
Я не делал того, что не угодно богам.
Я не подстрекал слугу против его хозяина.
Я не отравлял <…>

Назвав все преступления, умерший должен поклясться:
- Я чист, я чист, я чист, я чист! Моя чистота - это чистота Великого Бену, что в Ненини-сут. <…> Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.
После «Исповеди отрицания» умерший должен предстать перед Малой Эннеадой и точно так же, называя по имени каждого из сорока двух богов, заверить их в своей непричастности к преступлениям.
Примечательно, что в Новом царстве оправдываться перед Загробным Судом и иметь ушебти (см. далее) должен был и фараон.
Затем боги приступят к взвешиванию сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов положат сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонится, значит, покойный грешен, и Великая Эннеада вынесет ему обвинительный приговор. Тогда грешное сердце отдадут на съедение страшной богине Амт (Аммат) (рис. 213) - «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным» (рис. 214, 215).

Рис. 213. Амт.

Рис. 214. Суд Осириса.
Слева: Анубис привёл покойного
в Великий Чертог Двух Истин.
В центре: Анубис взвешивает на Весах Истины,
изображённых в виде богини Маат,
сердце покойного; на правой чаше Весов -
перо Маат, символическая «правда»;
бог Тот записывает результат взвешивания
и приговор; рядом с Весами - Амт.
Наверху: умерший произносит оправдательную
речь перед Великой Эннеадой, возглавляемой
богом Ра. Справа: Хор привёл умершего
после вынесения оправдательного приговора
перед лицо Осириса. У изножия трона -
сыновья Хора в цветке лотоса; наверху -
крылатое Солнечное Око с пером Маат;
позади трона - Исида и Нефтида.
Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус Ани»);
XIX династия; Британский музей, Лондон.

Рис. 215. Суд Осириса.
В центре верхнего ряда - умерший,
под его вытянутыми руками - два глаза,
символизирующие акт возвращения
оправданному умершему зрения.
Далее в верхнем ряду - орнамент из уреев,
светильников и иероглифов «шу» (воздух) -
аллегория возвращения умершему способности
видеть свет и дышать; по краям - два павиана
с весами. В среднем ряду: умерший
произносит оправдательные речи перед
Великой и Малой Эннеадами. В нижнем ряду
справа налево: умерший в окружении «Двух Истин»;
Анубис и Хор, взвешивающие сердце на Весах Истины,
увенчанных изображением павиана;
бог магии Хека, восседающий на изображении жезла -
символа власти; Тот; Амт; сыновья Хора в цветке лотоса;
Осирис на троне. Над Амт - два бога-покровителя,
левый - Шаи. Между Амт и Тотом - имя Месхент
и её изображение в виде родильного кирпича
с женской головой. Рисунок из «Книги Мёртвых»
(«Папирус писца Несмина»); IV в. до н. э.; Эрмитаж.

Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, неизвестно. Ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не после «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а одновременно с ними - на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, - смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.
Известно, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершён свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство.
В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется «отвести глаза», «сменить тему разговора» и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий - только «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф., 5, 37). Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство - «сердце изобличит ложь», и стрелка Весов отклонится.
После взвешивания сердца боги приступят к допросу умершего:
- Кто ты? Назови своё имя.
- Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. Вот моё имя.
- Откуда ты прибыл? <…>
- Я прибыл из города, что лежит к северу от Оливы.
Когда допрос закончится, перед Ра-Хорахти и обеими Эннеадами предстанут Месхент, Шаи, богиня доброй судьбы Рененутет и Ба покойного. Они будут свидетельствовать о характере умершего и расскажут богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки.
Исида, Нефтида, Серкет и Нейт будут защищать покойного перед судьями.
Когда Великая Эннеада огласит оправдательный приговор, бог Тот запишет его. После этого умершему скажут:
- Итак, войди. Переступи порог Чертога Двух Истин, ибо ты знаешь нас.
Умерший должен поцеловать порог, назвать его (порог) по имени и назвать по именам всех стражей - только после этого он сможет, наконец, войти под сень Великого Чертога Двух истин, где на троне восседает сам владыка мёртвых Осирис в окружении Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Хора в цветке лотоса.
О прибытии умершего объявит божественный писец Тот:
- Входи, - скажет он. - Зачем ты прибыл?
- Я пришёл, дабы возвестили обо мне, - должен ответить покойный.
- В каком состоянии ты пребываешь?
- Я очищен от грехов. <…>
- Кому я должен возвестить о тебе?
- Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня. Чьи стены из змей живых и Чей пол - водный поток.
- Скажи, кто это? - задаст Тот последний вопрос, на который надо ответить:
- Это Осирис.
- Воистину же, воистину [ему] скажут [имя твоё], - воскликнет Тот, ликуя, что умерший чист перед великим владыкой Дуата Осирисом и достоин воссоединиться с ним.
Первоначально существовало другое представление - что Загробный Суд возглавляет Ра (рис. 216). Это представление просуществовало до Птолемеевского периода, но пользовалось значительно меньшей популярностью.

Рис. 216. Ра-Хорахти, возглавляющий
Загробный Суд.
Роспись ящика для канопы; XX династия;
Лувр, Париж.

Суд на этом закончится, и египтянин отправится к месту вечного блаженства - в Поля Камыша, Поля Иару. Его проводит туда бог-хранитель Шаи. Путь в блаженную обитель преграждают врата, последнее препятствие на пути умершего. Их тоже придётся заклинать:
- Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: «Владыки страха, чьи стены высоки <…> Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника: «Тот, кто [вселяет] ужас».
В Полях Иару «правогласного» покойного ждёт такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только счастливее и богаче. Ни в чём он не будет знать недостатка, ни в чём не испытает нужды. Слуги, изображённые на стенах гробницы, будут обрабатывать его поля (рис. 217), пасти скот, трудиться в мастерских. Семь Хатхор, Непри, Непит, Серкет и другие божества сделают его загробные пашни плодородными (рис. 218), а его скот - тучным и плодовитым.

Рис. 217. Земледельческие работы в Полях Иару.

Рис. 218. Поклонение богам и сбор урожая
в Полях Иару.
Фрагмент росписи гробницы Сенеджема
в Дейр-эль-Медина; XIX-XX династии.

Покойному не придётся работать самому - он будет только наслаждаться отдыхом! Ему не нужно будет обрабатывать поля и пасти скот, ибо в гробницу положат статуэтки слуг и рабов и фигурки ушебти.
Ушебти - «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иару боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят, и будет делать, что прикажут.
Фигурки и статуэтки, назначением которых было обслуживать в Дуате умершего - владельца гробницы, можно подразделить на две группы (В популярных изданиях по египтологии их иногда не различают и именуют общим термином «ушебти»).
К первой группе, условно называемой «статуэтки слуг», относятся фигурки, изображающие людей за различными работами: пахарей, носильщиков, пивоваров (рис. 219), писцов (рис. 220), ткачей, корабельщиков (рис. 221), надсмотрщиков и т. д. Наличие таких фигурок в гробницах, возможно, восходит к древнейшему обычаю при похоронах вождя убивать его рабов, слуг и жён и хоронить их подле погребения господина.

Рис. 219. Служанка, готовящая пиво.
Известняковая раскрашенная статуэтка;
Археологический музей, Флоренция.

Рис. 220. Писцы.
Деревянные раскрашенные статуэтки;
Среднее царство; ГМИИ.

Рис. 221. Ладьи с корабельными дружинами.
Раскрашенное дерево; Среднее царство.

В Старом царстве «статуэтки слуг» изготавливались из дерева и из камня, начиная со Среднего - почти исключительно из дерева. Все типы фигурок имеют достаточно строгий канон изображения: например, пивовары всегда изображаются замешивающими в ступке тесто для ячменных хлебцев (из которых готовили пиво), ткачихи - сидящими у станков на корточках, и т. д. В богатых погребениях с большим количеством «статуэток слуг» фигурки обычно объединялись в группы и укреплялись на доске; каждая группа поэтапно изображала весь процесс приготовления того или иного продукта - подобно композициям в гробничных росписях, изображающим ту или иную мастерскую вельможеского хозяйства (см., напр., рис. 184).
Вторую группу составляют ушебти - фигурки из фаянса, дерева или глины в виде запелёнутых мумий с мотыгами в руках (рис. 222, слева) или в обычной одежде (так наз. «ушебти в одежде живых») (рис. 222, справа). Ушебти иногда изображали самого владельца гробницы (рис. 223), но чаще это были чисто условные изображения, без индивидуальных портретных черт (изготавливавшиеся в мастерских «поточным методом»). На ушебти-мумии делалась надпись - так наз. «формула ушебти» (цитата из 6-й главы «Книги Мёртвых»), полная либо сокращённая. Иногда ушебти-мумии клали в гробик (рис. 224).

Рис. 222. Ушебти Нового царства.
Слева: ушебти в виде мумифицированного человека;
в вертикальном столбце - «формула ушебти».
Справа так наз. «ушебти в одежде живых»
с надписью «Осирис Хонсу» (то есть «покойный
[египтянин по имени] Хонсу».
Глиняные раскрашенные фигурки;
XIX династия; ГМИИ.

Рис. 223. Ушебти фараона Тутанхамона
с атрибутами царской власти -
скипетром-посохом и тройной плетью в руках.
XVIII династия; Египетский музей, Каир.

Рис. 224. Ушебти в саркофаге.
XIX династия; ГМИИ.

Назначение ушебти, в отличие от «статуэтки слуги», - не работать в Дуате на владельца гробницы, а заменять его, когда самого владельца призовут, как гласит «формула», «перевозить песок с Востока на Запад». Что подразумевается под «перевозкой песка», неясно; возможно, это просто метафора, обозначающая или просто тяжёлую работу, или «загробный аналог» государственной трудовой повинности для свободных граждан Египта (каковой в разные времена были, например, работы на строительстве пирамид, в вельможеском или храмовом хозяйстве, перевозка статуй в гробницы и др.).
Ушебти появляются в Новом царстве, и с этого же времени из гробниц исчезают «статуэтки слуг».
«Ушебти в одежде живых» изготавливались только в период XIX династии. Объяснение такой иконографии затруднительно; некоторые исследователи связывают её с отголосками верований периода солнцепоклоннического переворота, когда считалось, что «душа» умершего проводит день среди живых (см. с. 183).
В гробнице ушебти складывались в специальные ящики (рис. 225).

Рис. 225. Ящик для ушебти
с изображением покойного и его жены.
XVIII династия; ГМИИ.

Вельможи брали с собой в Дуат обычно 360 ушебти - по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иару при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина (рис. 226).

Рис. 226. Поля Иару.
Слева и наверху - сцены поклонения
умершего богам Загробного Царства;
в центре - земледельческие работы в Полях Иару;
внизу - дневная и ночная Ладьи Солнца,
на которых вместе со свитой Ра путешествует умерший(?).
Рисунок из «Книги Мёртвых» («Папирус писца Несмина»);
IV в. до н. э.; Эрмитаж.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...