С 3 9 день после смерти. Душа после смерти

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души
Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу.

Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых
Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца.

Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.

Христианская вера с почтением относится к смерти человека. Существуют определенные периоды, которые душа проходит прежде, чем попасть на небо. Именно в эти дни – 3, 9 и 40 – родные поминают усопшего.

Однако, не все из нас знают, что именно означают эти дни для души. Мы расскажем вам, что происходит на 3, 9 и сороковой день с душой.

Первые три дня

Первый и второй день вышедшая из тела человека душа полностью свободна. Она может летать по миру, находиться рядом со своими близкими, наблюдать за всем, что происходит на Земле. А на третий день душу призывает Бог для того, чтобы провести Правосудие.

До девятого дня

Следующие дни с 4 по 9 душа человека обитает в Раю. Здесь она забывает обо всем, что было с ней на Земле, о близких людях. Она изучает жизнь тех, кто попал сюда после Правосудия. А на 9 день душа отправляется к Богу на Суд.

Именно на 9 день все, кто знал человека, поминают его и просят Бога о спасении его души. В этот день приходят все те, кто хочет помолиться за душу человека. Нельзя в этот день устраивать праздник или трагическое мероприятие. Нужно просто хорош поминать человека.

40 дней

После 9 дня душа отправляется с ангелами в Ад, чтобы посмотреть, какая жизнь там. Душа должна в этот период думать и раскаиваться в своих действиях. На 40 день она возвращается к Богу. Именно в этот день Бог принимает окончательное решение, где будет находиться душа умершего до Страшного суда. Поэтому в этот день близкие снова молятся за душу усопшего и просят оставить ее в Раю.

Хотя, по слову святителя Феофана Затворника, «то для нас - закрытая страна» и доподлинно о загробной участи людей никто не знает, существуют многочисленные свидетельства о некоем таинственном опыте, являющиеся достоянием Предания Церкви.

Согласно этому Преданию, до третьегo дня душа обычно пребывает на земле. В течение первых двух дней она наслаждается относительной свободой, и позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет, посещать близких и родственников. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Вот что пишет об этом св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба - и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших». Итак, третий день мы считаем вместе с днем смерти.

Памятник IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42) рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего - ради Господа Иисуса Христа, «воскресшего в третий день по Писанию».

По мнению свт. Симеона Солунского, поминание в третий день совершается потому, что умерший был крещен во имя Святой Троицы, от Которой мы получаем все, но еще и потому, что он сохранил три добродетели (основания нашей веры): веру, надежду и любовь. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением. Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Однажды преп. Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его подвиги в египетской пустыне, объяснить ему значение церковного поминания в третий день. Ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, - получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. … В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».

Но существует и еще одна причина, по которой в этот день душе усопшего особенно нужны молитвы. Воистину ужасен третий день для души усопшего, утверждают святые отцы: в этот день она проходит мытарства, или муки.

«Если даже святая душа, - пишет проф. Н. Василиадис, - испытывает чувство страха в час разлучения с телом, то тем более подвержена этому душа грешная. … Ведь в это время душа проходит скрупулезную и тщательную проверку со стороны демонов, ибо за обладание ею разворачивается невидимая, но жестокая борьба добрых и злых ангелов. И у демонов есть все основания захватить душу того, кто умер без покаяния, и взять ее к себе. Но нет у них права присвоить себе душу того, кто искренне покаялся».

О помощи душе на мытарствах молится наша Святая Церковь. В молитве Спасителю (св. Евстратия) мы просим: Милостив ми буди, Владыко, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов: но да примут ю Ангели Твои светлии и пресветлии. Молимся мы и Пресвятой Богородице: Управи, Чистая, окаянную мою душу, и ущедри ю, от множества прегрешений во глубину поползшуюся погибели, Всенепорочная, и в час мя страшный смертный Ты исхити от глаголующих демонов, и всякия муки.

Такие же горячие мольбы возносим и святым Ангелам - в Каноне молебном к Ангелу-хранителю, в различных тропарях Канона на исход души и проч.

В Житии преп. Василия Нового рассказывается о том, как духовная дочь преп. Василия, Феодора, умерла, попала в загробный мир, была уловлена злыми ангелами и подверглась мытарствам. Блаженная Феодора была свидетельницей обличения грешников на этих потусторонних «таможнях», после чего, если обвиняемые были повинны в грехах, они утаскивались в бездну ада.

Видения блаж. Феодоры, как и все житие преп. Василия Нового, - безусловное достояние Предания Православной Церкви. Однако при этом следует помнить слова св. Макария Египетского о том, что подобные изображения мук души - лишь «слабое изображение вещей небесных», они рисуют картину потустороннего бытия земными красками. Поэтому, говоря о мытарствах и потусторонней жизни, следует избегать всякого искусственного натурализма и стараться мыслить об этих вещах более духовно, нежели о них пишется.

Прекрасное свидетельство о такой помощи принадлежит нашему современнику, протоиерею Михаилу Овчинникову («Жизнь и смерть. Размышления православного священника». 2004), несколько дней пребывавшему в состоянии клинической смерти.
«Сквозь болевой, кровавый мрак, - вспоминает он, - вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет - он был похож не на сполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом-жизнью.

Мои первые движения сопровождало какое-то Богослужение: молитвы, песнопения мужских голосов. Было ощущение чего-то родного, знакомого - да ведь это душенька перекликнулась с родным монастырем! Как я узнал гораздо позднее, там совершалась непрерывная молитва трое самых страшных для меня суток. Вот она - реальная рука христианской помощи.

Задумайтесь: как страшно, что многие наши современники совершенно не знают, не понимают невидимой, но реальной силы молитвы. А я свидетельствую, что слова молитв, и особенно в такие труднейшие минуты, сопровождали меня, беспомощного, нежно поддерживали, заботливо направляли, вселяя спокойную уверенность в несокрушимости Божией силы. При этом у меня было ясное понимание своей плотской, греховной слабости, но рядом - несгибаемой силы помощь Господня…».

Человека исчезает только его физическая оболочка. Душа, покинув тело, продолжает существовать в незримом духовном мире и совершает некий путь к Богу. В конечном итоге она предстает перед Божьим Судом, на котором определяется ее дальнейшая участь. Наиболее важными считаются 3, 9 и 40-й дни после кончины. В этой статье мы поговорим о том, что происходит с душой на 9 день после смерти.

Трудный путь

Православные священнослужители всегда подчеркивают, что наши сведения о загробном мире ограничены и глубоко символичны. Мы не можем понять его до конца, ведя земную жизнь, как не может ребенок в утробе матери представить себе свое будущее существование.

Библия и другие письменные источники не ставят целью удовлетворить наше праздное любопытство. Представленные в них сведения скупы. Их цель - указать путь к спасению. Известно, что первые три дня душа еще привязана к телу и находится возле него и близких людей либо странствует по значимым для нее местам. Затем начинается удаление. Шесть дней душа проводит в раю, привыкая к бестелесному способу существования и обретая покой. Здесь она понимает, что такое божественная благость.

Что происходит с душой на 9 день? Начинается новый рубеж. Христианин возносится к Богу, после чего его ждет ознакомительная экскурсию по аду. Душе предстоит преодолеть мытарства, столкнуться с собственными грехами. Впрочем, праведники минуют эти испытания и сразу попадают в Царствие Небесное. Остальные души только на 40-й день предстают перед Божьим Судом. Тогда и решается их дальнейшая судьба.

Значение 9 дня

У обычного человека возникает много вопросов по поводу того, что происходит с душой на 9 день. Это - момент разрыва с земной жизнью. После него наступает таинственный и тяжелый период, когда ангелы и бесы ведут борьбу за душу. Но почему всемилостивый Господь допустил, чтобы нечистая сила преградила умершему путь к Нему?

Гипотез много, и доподлинно не знает никто. Однако Церковь призывает не понимать все буквально. Ад и рай не есть реальное пространство. Скорее, это состояние души. Человек, искренне верящий в Бога и живущий по Его законам, находится в Царствие Небесном. При этом абсолютно неважно, какие поступки он совершал при жизни.

Однако большинство людей подвержено страстям и эгоистичным порывам. И в таком состоянии они не способны принять Господа. Поэтому на 9 день душа сама обрекает себя на мытарства. Не зря сказано, что врата ада заперты не снаружи, а изнутри. Сможет ли умерший человек раскаяться или навсегда останется в аду, зависит от его настроя.

Чем помочь душе?

Люди, у которых умер близкий человек, нередко пребывают в скорби. Это естественное состояние, но оно должно иметь меру. Церковь говорит, что чрезвычайное отчаяние свойственно тем, кто не верит в бессмертие души и поддержку Бога. Умершему человеку и без того приходится нелегко. Острые страхи и сожаления одолевают высвободившуюся душу после 9 дней.

Где бы ни находились наши ушедшие родные, мы можем помочь им преодолеть трудный рубеж. Для этого стоит искренне простить человека и самому попросить прощения. Душу следует отпустить с миром, а не пытаться удержать. Облегчить ее участь помогут молитвы и светлые воспоминания о лучших качествах умершего. Церковь уверяет, что таким образом можно защитить близкого человека и помочь ему быстрее войти в рай.

Ведем подсчеты

Мы выяснили, что происходит с душой на 9 день после смерти. В это время она отрекается от своей мирской жизни и предается осмыслению совершенных грехов. Помочь ей на этом пути призваны специальные поминальные обряды. Важно не ошибиться, вычисляя день для их проведения.

Отсчет следует вести с даты смерти. Помните, что календарные сутки начинаются с полуночи и длятся до 23:59. К дате смерти нужно прибавить число 8, чтобы узнать день девятин. Когда были похороны, никакого значения не имеет.

Однако во время Великого поста поминки могут быть перенесены, если выпадают на будний день. Согласно Церковному уставу, их проводят в ближайшую субботу. Лучше всего проконсультироваться по этому вопросу со священником из храма, в котором вы будете заказывать службу.

Поминальные службы

Душа на 9 день после смерти оказывается захвачена страстями. Всего их насчитывают до 20 видов. Если обычный человек может справиться с переживаниями, отвлекаясь на различные дела, молясь или постясь, то в загробной жизни эти способы оказываются недоступны. Существенную помощь оказывает христианское поминовение, совершаемое живыми людьми.

На 9 дней принято заказывать панихиду. Для нее в Церковь приносят милостыню в виде продуктов. Это могут быть кутья, хлебобулочные изделия, фрукты или овощи, сахар, яйца, вино, крупы, мука, растительное масло. Запрещено приносить изделия из мяса. Также в храме можно заказать сорокоуст, если этого не было сделано раннее, и чтение Псалтыря за упокой.

Усиливается, если поставить горящую свечу. Считается, что так мы освещаем путь души в загробном мире. Свечи за упокой ставятся на квадратном столике в левой части храма рядом с образом распятого Спасителя. Глядя на огонек, назовите полное имя умершего и попросите Бога даровать ему успокоение.

Свобода выбора

После 9 дней душа человека переживает мытарства и борется с искушениями. Но не за каждого умершего можно молиться в церкви, чтобы облегчить его участь. Есть три категории людей, по которым не заказывают панихиду и для которых не устраивают поминальные обеды. Это самоубийцы, некрещеные люди и те, кто сознательно отказался от отпевания. Все они по собственной воле отвергли Бога. Это право дано было каждому из нас Создателем, и мы обязаны подчиниться выбору человека.

Близким непросто принять такое решение. Чтобы помочь ушедшей душе, Церковь призывает их к усиленной домашней молитве, а также к раздаче милостыни. Однако нельзя идти на обман, указывая имена самоубийцы в записках или утаивая от священника важные факты. Этим вы только вредите умершему.

Домашняя молитва

Где находится душа после 9 дней, нам доподлинно неизвестно. В загробном мире нет привычных пространств, да и время может течь по-другому. В христианской литературе сказано, что умершего испытывают бесы, но и ангелы пребывают рядом. Молитва родных тоже служит поддержкой.

В памятный день на видное место в доме ставится портрет умершего человека, обрамленные траурной лентой. Перед ним желательно зажечь лампадку или свечу. Ставить стакан воды, накрытый куском хлеба, необязательно. Этот обряд скорее относится к язычеству. Зеркала также можно оставить открытыми. А вот музыку и телевизор правильнее выключить.

Искренне помолитесь о покойном. Все 40 дней рекомендуется читать Псалтырь, особенно 17 кафизму. Молитвы об усопших имеются также в любом молитвослове. Допустимо самостоятельно подбирать слова или возносить безмолвную молитву, если говорить не получается из-за слез. Поминать дома вы можете всех близких людей, даже если они не были крещены или преднамеренно лишили себя жизни.

Посещение кладбища

Душа на 9 день после смерти далека от земных забот. В могиле находится только бренное тело, которому Церковь не придает особого значения. Поэтому посещение кладбища не является обязательным условием в этот день. Но часто этот ритуал дает утешение скорбящим родственникам. Чтобы проявить почтение к умершему, оденьтесь скромно. Женщинам следует повязать траурные платки. Детей до 12 лет лучше оставить дома.

На могилку кладут живые цветы: белые для детей и молодых людей, бордовые - для пожилых лиц. Если человек погиб геройски, то ему приносят красный букет. Цветов должно быть четное количество. Также на могиле рекомендуется зажечь свечу, но не забудьте потушить ее перед уходом. Не стоит брать с собой водку. Церковь считает, что спиртное принесет душе только вред.

На кладбище не нужно предаваться пустым разговорам. Лучше помолитесь, попросите у покойного прощения и сами простите ему все прегрешения. Вспомните о его хороших качествах и поступках. Не жалуйтесь и не лейте слез, этим вы мешаете близкому человеку упокоиться с миром. По пути раздайте встречным людям конфеты или другие сладости, чтобы они помянули умершего.

Подготовка поминального обеда

Не нужно считать традиционные обряды формальностью. Церковь настаивает на том, что светлая память о покойном облегчает мытарства души после 9 дня. Именно поэтому принято устраивать поминальные обеды. На девятины не нужно никого приглашать. Желающие почтить умершего приходят сами. Обычно это близкие родственники, друзья и сослуживцы. Чем больше соберется человек, тем легче душе попасть в рай.

Главным блюдом считается кутья. Вареные рис или пшеница символизируют зерна, из которых прорастет новая жизнь (грядущее Воскресение всех умерших). Сладкие компоненты (мед, изюм) означают блаженство души в раю. Кутью можно освятить в Церкви или просто сбрызнуть ее святой водой. Также на стол подаются компот или кисель, блины, сладкие пироги. Лучше, если блюда будут простыми, чтобы не впасть в грех чревоугодия. Спиртное на православных поминках находится под запретом, так как может серьезно навредить душе умершего.

Правила поведения

Собираясь на поминки, оденьте строгую одежду, предпочтительно черного цвета. Близкие родственницы повязывают траурные косынки на голову. В этот день недопустимы легкомысленные разговоры. Критика умершего неуместна и может существенно навредить ему. Следует вспомнить римскую мудрость: "О покойных либо хорошо, либо ничего". Приветствуются рассказы о положительных качествах ушедшего человека, его добрых поступках.

Если после обеда остаются кушанья, их нужно раздать нищим, но ни в коем случае не выбрасывать. Чем больше людей вы угостите в этот день, тем лучше. Можно купить конфет и раздать всем встречным с просьбой помянуть усопшего.

Священнослужители не могут точно сказать, что происходит с душой на 9 день после кончины. Однако Церковь утверждает, что смерть - это не финал, а рождение человека для новой, духовной жизни. Все мы - и живые, и умершие, - стоим перед Богом. Он слышит наше воззвание и всегда готов открыть навстречу свое сердце. Через него мы в конечном итоге побеждаем смерть.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...