С чего началось осенять себя крестным знамением. "честное слово": крестное знамение

В центре Петербурга, на территории памятника федерального значения – в Александро-Невской лавре – «Город 812» обнаружил продуктово-вещевой рынок.

Елена Роткевич

Обстановка – как будто из 90-х годов прошлого века. Стоят палатки, торгуют бабки – рыбой, шапками, китайскими сумками, иконами, медом и мазью от импотенции. Оказалось, это православная ярмарка «Хлебосолье». Благословил весь этот базар митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Что продают и покупают на православной ярмарке в Митрополичьем саду

В Митрополичьем саду, входящем в состав Александро-Невской лавры, раскинулся базар. Полсотни видавших виды торговых палаток выстроились на газонах недавно отреставрированного сада.

Для справки: реставрация сада в лавре, согласно сайту госзакупок, была заказана в 2016 году СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» со стартовой ценой конкурса в 39,9 млн рублей.

Организовало мероприятие АНО «Духовное наследие», и называется всё это – всероссийская ярмарка монастырских, фермерских и казачьих хозяйств «Хлебосолье». Как сообщили в «Духовном наследии», на ярмарке производители продают натуральные и экологичные товары собственного производства. Подобные ярмарки устраиваются в Александро-Невской лавре два-три раза в год. В этом году «Хлебосолье» проходило с 8 по 14 мая и собрало более 70 участников.

«Город 812» осмотрел ярмарку и обнаружил много странных вещей и странных фермеров. Они торгуют китайскими сумками, обувью, шапками, а также «волшебными стельками», кольцами для похудения и браслетами от давления.

– Эти предметы гармонизируют потоки электромагнитной энергии внутри организма, – рассказал продавец волшебных стелек.

В соседней палатке торгуют чудотворными снадобьями. Производитель – храм св. Николая Чудотворца. Там есть живичный бальзам «для чистки крови от холестерина», мазь от бородавок, настойка для почек и «Сила императора» в баночке за 500 рублей. Содержимое баночки повышает тестостерон и защищает от импотенции. Что в составе и как действует?

– Это трудники нашего храма делают по старинным рецептам, – пояснила православная продавщица.

На ярмарке продают рыбные консервы, сало, мед, грибы, растительное масло, а также панихиды, требы, значки со святыми. Во многих палатках можно заказать и оплатить молитвы. Оптом дешевле. Средние цены на панихиду на ярмарке – 300 рублей (один год), 80 рублей (месяц). Молитвенные прошения – 40 дней – 50 рублей, год – 200 рублей.

В ларьке от Женского монастыря святой преподобной Анны за 50 рублей можно купить «именной кирпичик» на строительство храма. Как объяснил представитель монастыря чтец Олег, «кирпич» виртуальный, но за 50 рублей имя покупателя будет упоминаться в молитвах, пока строится храм. Там же на прилавке кучей лежат подсвечники, ладанки, кресты разных размеров. Выбираю большой крест на присоске (это чтобы на стекло вешать, пояснил чтец Олег). Спрашиваю: почем? Чтец замялся, цену не назвал. «Могу подарить», – говорит. Но крест с присоской так и не подарил, вместо него дал две маленькие ладанки.

Самая большая торговая точка – у Сергиевой пустыни. И ассортимент богатый: масло из виноградных косточек, каша из льна, мед из каштана, святая вода по 50 рублей за бутылку. Но цену на воду продавцы называют исподволь. «Пожертвуйте 50 рублей», – говорят. Украшает ларек большая фотография пустынских монахов и сверху надпись для клиентов: «К оплате принимаются карты VISA, Mastercard и другие». Это самая прогрессивная палатка на ярмарке.


Много продавцов и продавщиц в подрясниках. К покупателям они обращаются «матушка» и «батюшка». Это отличает православную ярмарку от стихийного рынка у метро. Некоторые покупатели торгуются. Торг получается благообразный:

– За двести отдашь? – интересуется дама в платочке, тыча в бутылку с кукурузным маслом.

– Побойся Бога, матушка! Эта бутылка 320 стоит! – крестит ее продавец в рясе.

Саперные лопатки для дам

По словам организаторов, фиксированной таксы за участие в ярмарке для продавцов нет.

– Ряд монастырей и храмов из более бедных епархий участвуют безвозмездно по просьбе их архиереев. Основными плательщиками являются крупные хозяйства. Плата за место зависит от того, что они продают: от 1000 рублей до 25 тысяч за весь срок ярмарки, – пояснил директор АНО «Духовное наследие» Игорь Матвеев.

У ярмарки, по его словам, есть культурная программа и духовно-просветительская составляющая. В культурную программу входят выступления гармониста-песенника, ансамблей знаменного пения, казачьей песни и старинной крестьянской музыки, музыкантов с балалайкой и флейтой. Сцена стоит на газоне, рядом с большой лужей. Корреспонденту «Города 812» не удалось застать там артистов.

Гастрономическая составляющая ярмарки представлена казачьим кафе. Оно расположилось там же, неподалеку от лужи. Казаки жарят шашлыки «по старинным рецептам» – прямо на территории сада-памятника. Один шампур продают за 1000 рублей, порцию – за 300 рублей. А в казачьем ларьке напротив торгуют амуницией: нагайки, сабли, флаги, саперные лопатки. Одну из них – дамскую, с розовой ручкой – лихой казак предложил мне купить со скидкой: за 1000 рублей вместо 1200. Дорого! – решила я.

Духовная составляющая ярмарки представлена двумя палатками.

– Там сидят батюшка и матушка – опытный катехизатор, жена священника из Воронежа. Ее палатка называется «Твое святое имя». К ней подходят люди, интересующиеся происхождением своего имени, и она дает инструкции, как жить церковной жизнью, дарит памятные иконы. Мы специально их изготовили на все имена по церковному каталогу. А рядом находится палатка «Духовные беседы». Там сидит батюшка с иконой, готовый ответить на любые вопросы. Эти люди получают зарплату за свою работу. Как и артисты, которых мы приглашаем, – говорит Игорь Матвеев.

Епархии не повезло с погодой

Корреспондент «Города 812» побывала в палатке «Духовные беседы». Батюшка «на зарплате» – в рясе и с крестом на животе – оказался полковником, помощником командира воинской части, расположенной в Буграх. Он представился по-военному, показал удостоверение, затем перешел на «ты» и стал жаловаться на жизнь. По его словам, священников в армии не хватает. В военном благочинии Петербургской епархии всего 32 священника, а должно быть 45.

– Никто к нам не идет! Разве на 12 тысяч можно прожить попу? У меня пенсия военная, тогда нормально, – говорит протоиерей.

– А вы в каком храме служите? – спрашиваю.

– Храма нет. Я в армии служу! Там у меня есть молельная комната, а храм – в Буграх, я туда солдатиков вожу, – поделился батюшка-полковник.

Во время нашей беседы подошла женщина и спросила, может ли батюшка прямо сейчас ей отпустить грехи. Батюшка согласился.

Палатка «Духовные беседы» пользуется спросом у покупателей. Священник сообщил, что ведет учет обратившихся. За сегодняшний день, например, он уже провел 15 духовных бесед, выдал 10 благословений и ответил на 2 вопроса (духовных).

По словам Игоря Матвеева, епархия относится к ярмарке положительно, участники с ней согласовываются заранее. Все делается с благословения владыки Варсонофия и под контролем кураторов от епархии. Культурную и духовную программу курирует секретарь митрополита. Техническую часть – финансово-хозяйственный отдел. По окончании мероприятия «Духовное наследие» обязуется восстановить испорченные газоны, а также внести пожертвования в епархию. Сколько?

– Это сильно зависит от погоды, – мнется Игорь Матвеев. – В этом году очень холодно, людей пришло на ярмарку мало. Поэтому мы сможем сделать скромное пожертвование. Его размер высчитывается по результатам мероприятия. И мы анонимно в ящичек положим, который в епархии стоит.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
  • Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  • При словах «Честнейшую Херувим...».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.
  • Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
  • По окончании пения «Тебе поем...».
  • После «Достойно есть...» или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
  • Не допускаются земные поклоны :
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
  • Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления , совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

    Символика крестного знамени

    В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют символическое значение . И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.

    Как правильно креститься

    Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к внутренней стороне ладони. Такое положение пальцев не случайно - оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе - это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа - он одновременно и Бог, и человек.

    Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».

    Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.

    Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.

    О Господе Иисусе Христе:

    Историческая справка

    Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.

    Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу - основным органам чувств человека, чтобы освятить их.

    Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.

    Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.

    Интересно! Приверженцы старого обряда церковного богослужения (старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.

    Где и как правильно использовать крестное знамение

    Каждый, кто считает себя верующим христианином, должен с большим благоговением относиться к крестному знамени. Помимо большой помощи, оно несет собой еще и глубокий духовный смысл. Осеняя себя крестом, человек показывает свою волю быть сопричастным Господу нашему Иисусу Христу в его смерти, а затем и в Воскресении.

    Крестное знамение

    Исходя из этого, креститься всегда надо внимательно и с молитвой. Если это происходит на богослужении в храме, крестным знамением начинаются и заканчиваются все молитвы и значимые части службы. Также принято креститься при упоминании имен Господа Бога, Пресвятой Богородицы, святых.

    Внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь ; при этом осеняющий выражает внутреннюю во ; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к , надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на .

    Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

    Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

    Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

    Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

    О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

    Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

    «Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

    Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ .

    Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением ( , святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

    Крест в жизни православного человека имеет множество значений. С одной стороны, он символизирует те страдания, которые каждый христианин должен переносить со смирением и полностью, полагаяся на божью волю. Также провославный крест уже сам по себе свидетельствует о том, какую веру человек исповедует. Он же является воплощением той могущественной силы, которая может защитить от нападок и бесов и злых людей. Известно, что множество чудес совершилось одним только крестным знамением, накладываемым с огромной верой. И в завершение стоит сказать, что одно из основных таинств Православия - Евхаристия - невозможно без этого символа.

    Впервые человек встречается с крестом в момент крещения. Во время его свершения на малыша одевается «тельник», который будет с ним всю жизнь. Но это только внешняя, формальная принадлежность к христианству. Православный человек не должен ограничиваться только этим обрядом. Однако это уже потом, а на первых порах на то, насколько сильна будет его вера в дальнейшем, влияют люди, окружающие ребенка, их личный пример. Форма не утверждена соборами канонически. Святые считали, что его следует почитать уже по самому Иисусу Христу, а не по количеству перекладин. Поэтому и существует в православной традиции множество крестов. Это и четырехконечные, восьми- и шестиконечные; лепестковые; имеющие внизу полукружие; клиновидные; каплевидные и другие. Католики используют только крест, имеющий четыре угла и удлиненную нижнюю часть. Но расхождения с крестом православным заключаются как раз не в форме, а в содержании. изображает Христа чересчур правдоподобно, руки и ноги Спасителя прибиты тремя гвоздями, а не четырьмя. Отличается также и надпись, сделанная на табличке.

    Символическое изображение креста полностью повторяет его графический рисунок. Накладывая его, человек показывает тем самым святейшую православную веру. Только совершать это нужно точно, сосредоточенно, осмысленно и истово. Три перста правой руки сложить вместе и прикоснуться ими сначала ко лбу, затем к животу, а от него подняться сначала к правому плечу, а потом - к левому. При этом складываются вместе большой, средний и а к ладони крепко прижимаются мизинец и безымянный.

    Крестное знамение играет огромную роль для верующего человека. Совершая его внимательно, с благоговением, трепетом и страхом Божиим, он освящает себя. Положение руки на чело очищает ум человека; положение на живот (или же на грудь) очищает желания сердца и плотские чувства, положение рук на плечи укрепляет телесные силы.

    Первые три пальца (это большой, средний и указательный), слагаемые вместе, чтобы совершить крестное знамение, символизируют веру в Пресвятую Троицу, а безымянный и мизинец означают веру во Христа, являющегося одновременно человеком и Богом. Пресвятая Троица - это наш Господь. Бог существует в трех лицах, хотя Он и один: Отец, Сын и Святой Дух. Между собой Они все равны, так как нераздельно все три лица образуют единое Божество. Между ними нет ни старшего, ни меньшего. А Иисус Христос называется Господом, потому что он имеет Божественное происхождение и, не переставая быть Богом, жил на земле человеком.

    Конечно, совершается крестное знамение не когда вздумается. Существуют определенные правила, которые указывают, в какие моменты его нужно наложить. Обязательно совершается крестное знамение перед любой молитвой и в конце ее, после того как священник воскликнет: «Благословен Бог» во время утренней службы. Также оно уместно, когда возносится имя Пресвятой Троицы или Пресвятой Богородицы во время чтения молитвы «Честнейшую…». Нужно не забывать накладывать крестное знамение и при назывании имени святого, почитаемого в тот день, в основные моменты службы (например, когда возглашается «Твоя от Твоих»).

    Люди, только начавшие посещать церковь, поначалу не умеют правильно креститься, молиться, часто смущаются этого. Но не нужно расстраиваться и тем более унывать: и знания, и опыт обязательно придут со временем.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...