Смотреть что такое "имеет смысл" в других словарях. О чем имеет смысл думать

Этот процесс происходит в условиях общения, ком­муникации и диалога.

ПОНИМАНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ И ПРОИСХОДИТ В СТИХИИ ЯЗЫКА.

Тем самым смысл - это то, к чему мы апеллируем, когда пред­полагаем адекватность понимания (у собеседника или читателя) сооб­щаемой ему информации. Смыслом может обладать не только слово, предложение, текст и т. п., но и то, что происходит вокруг нас.

5. Два момента понимания . Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важ­ных момента.

· Его краеугольным камнем является принцип герменевтического круга , выражающий циклический характер понимания.

Этот прин­цип связывает объяснение и понимание : для того, чтобы нечто понять, его нужно объяснить, и наоборот.

Эта взаимосвязь выра­жается как круг целого и части : для понимания целого необходи­мо понять его отдельные части, а для понимания отдельных час­тей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

На­пример, слово - часть предложения, предложение - часть тек­ста, текст - элемент культуры и т. п.

НАЧАЛОМ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПОНИМАНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО СВЯЗЫВАЮТ С ИНТУИТИВНЫМ ПОНИМАНИЕМ ЦЕЛОГО, С ДОРЕФЛЕКСИВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СОЗНАНИЯ .

Предпонимание обычно задано традици­ей, духовным опытом соответствующей эпохи, личностными особен­ностями индивида.

Строго говоря, герменевтический круг - это не «беличье колесо» , не порочный круг, ибо возврат мышления происходит в нем от частей не к прежнему целому, а к целому, обогащенному знанием его час­тей, т. е. к иному целому.

Поэтому следует говорить о герменевти­ческой спирали понимания, о его диалектическом характере как дви­жении от менее полного и глубокого понимания к более полному и глубокому, в процессе которого раскрываются более широкие гори­зонты понимания .

· Нужно ли соотносить понимание с современной эпохой? По этому вопросу существуют две основные позиции.

а) Не нужно. Согласно этой точке зрения, адекватное понимание текста сводится к раскрытию того смысла, который вложил в него ав­тор, т. е. необходимо выявить авторский смысл в наиболее чистом виде,не допуская каких-либо искажений, добавлений и изменений.

Однако это фактически не происходит, ибо каждая эпоха подходит к текстам (например, к произведениям искусства) со своими критериями.

б) Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополни­тельного смысла тому, что пытаются понять .



СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОНИ­МАТЬ ТЕКСТ, КАК ЕГО ПОНИМАЛ АВТОР, НЕДОСТАТОЧНО .

Это значит, что по­нимание является творческим и не сводится к простому воспроизведе­нию авторского смысла , а обязательно включает критическую его оцен­ку , сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реа­лий и органически связано со смыслом авторской позиции.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ТОГО ИЛИ ИНО­ГО ЯВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТА В МИРЕ, ЕГО ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОГО.

Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия.

6. Компоненты понимания. Процесс понимания включает следующие необходимые компонен­ты:

· предмет, выраженный в тексте любой природы;

· наличие в нем смысла («сути дела»);

· предпонимание - исходное, предварительное представление об этом смысле;

· интерпретация - толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания;

· наличие са­мопонимания у интерпрератора;

· общение, коммуникация в «стихии языка»; умение всемерно поддерживать диалог;

· стремление сказать свое слово и дать слово инакомыслящему, уметь усваивать произно­симое им;

· уяснение того, что один и тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского);

· соотнесение предметного содержания текста («сути дела») с культурным мыслительным опытом современ­ности. (О понимании в герменевтике см. тему 113.)

88.СУЩНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ?

ПЛАН

7. Связь понимания и объяснения .

1. Что такое объяснение как познавательная процедура? Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познаватель­ная процедура, как объяснение .



Ее главная цель :

· выявление сущно­сти изучаемого предмета ,

· подведение его под закон с выявлением при­чин и условий , источников его развития и механизмов их действия .

2. Объяснение, описание и научное предвидение . Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения.

ПОЭТОМУ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ОБЪЯСНЕНИ­ЕМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОДВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ ПОД НЕ­КОТОРОЕ ОБОБЩЕНИЕ (ЗАКОН И ПРИЧИНУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО) .

Раскрывая сущ­ность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения.

ТА­КИМ ОБРАЗОМ, РЕШЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ - ВАЖНЕЙШИЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АППАРАТА .

3. Элементы структуры объяснения . В современной методологической литературе в структуре объяс­нения выделяют следующие элементы:

· исходное знание об объяс­няемом явлении (так называемый экспланандум ) ;

· знания, исполь­зуемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рас­смотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (так называемые основания объяснения, или эксплананс ) .

В качестве оснований объяснения могут использоваться знания раз­личного рода и уровня развития;

· познавательные действия, позво­ляющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяс­нения, к объясняемому явлению .

4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Наиболее развитой и широко известной формой научного объяс­нения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретичес­ких законов (как динамических , так и вероятностно-статистических ) и предполагающие осмысление объясняющего явления в системе тео­ретического знания.

Это дедуктивно-номологическая модель научного объяснения . Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный за­кон - в этом состоит его особенность.

В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов.

В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая мо­дель объяснения описывает лишь конечный результат , а не реальный процесс объяснения в науке , который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из-теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.

5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных) . В области гуманитарных (социальных) наук используется так на­зываемое рациональное объяснение .

ЕГО СУТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОСТУПКА НЕКОТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДО­ВАТЕЛЬ СТАРАЕТСЯ ВСКРЫТЬ ТЕ МОТИВЫ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ДЕЙ­СТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, И ПОКАЗАТЬ, ЧТО В СВЕТЕ ЭТИХ МОТИВОВ ПОСТУПОК БЫЛ РАЦИОНАЛЬНЫМ (РАЗУМНЫМ) .

6. Телеологическое (интенциальное) объяснение. Гораздо большую сферу охватывает телеологическое (интенциальное) объяснение.

ОНО УКАЗЫВАЕТ НЕ НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, А ПРО­СТО НА ЕГО ИНТЕНЦИЮ (СТРЕМЛЕНИЕ), НА ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ПРЕСЛЕДУЕТ ИНДИВИД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЕ, НА НАМЕРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИСТОРИЧЕС­КИХ СОБЫТИЙ .

Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной фор­мой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитар­ным наукам).

Во-вторых, при объяснении поведения отдельных лич­ностей данная модель неприменима, здесь «работают» рациональная и интенциональная схемы.

Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.

Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо со­четать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объясне­ния для более глубокого постижения природы и социальной жизни.

7. Связь понимания и объяснения . Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, так как - особенно в соци­альном познании - невозможно отвлечься от конкретных личностей , их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п.

Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению , а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области челове­ческого познания.

ОДНАКО В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДА­ЕТСЯ ПОНИМАЮЩИМ МЕТОДИКАМ, ОБУСЛОВЛЕННЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СПЕЦИ­ФИКОЙ ЕГО ПРЕДМЕТА, В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ - ОБЪЯСНЯЮЩИМ .

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением.

По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяс­нительно-предсказательной функции научного познания по отноше­нию к его объекту.

Смысл ♦ Sens Значение (слова, предложения и т. д.). Иметь смысл – значит желать что то сказать или сделать. Это желание (воление) может быть явным или скрытым, сознательным или неосознанным, оно может даже казаться лишь видимостью желания,… … Философский словарь Спонвиля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смысла, чему? смыслу, (вижу) что? смысл, чем? смыслом, о чём? о смысле; мн. что? смыслы, (нет) чего? смыслов, чему? смыслам, (вижу) что? смыслы, чем? смыслами, о чём? о смыслах 1. Смыслом… … Толковый словарь Дмитриева

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

Одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции. Цель как истории, так и любой человеческой деятельности представляет… … Философская энциклопедия

Смысл любви цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журналах 1892 1893 годах. Н. А. Бердяев считал, что « Смысл любви Вл. Соловьева самое замечательное, что было написано о любви». Как пишет А.Ф.Лосев в своей… … Википедия

Смысл сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть целое», делает его необходимым в качестве части… … Википедия

Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Это вопрос для эмбриона, не для мужчины. Сэмюэл Джонсон Жизнь, быть может, не стоит того, чтобы жить, но что с ней еще можно делать? Есть ли смысл жизни? Смотря когда. Давид Самойлов Жизнь имеет в точности ту… … Сводная энциклопедия афоризмов

смысл - СМЫСЛ (англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Способ представления денотата в знаке (см. ЗНАК) (определение Готтлоба Фреге). Это означает, в частности, что у знака может быть несколько С. при одном денотате, то есть том предмете, который этим знаком обозначается. Например, имя Аристотель… … Энциклопедия культурологии

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - эйдос индивида, умопостигаемая целостность всех проявлений его души. Стихия С.Ж. не материя и не энергия, а информация. Догадка о чьем либо С. ж. (в т. ч. о собственном) есть попытка понять скрытую форму правления души в теле, заключить о… … Современный философский словарь

Книги

  • Смысл и содержание исторического процесса. Философия науки и веры , Мальцев Николай Никифорович. Без понимания неразрывного единства Вселенной, вселенской жизни и земного человечества понять историю, а тем более определить смысл и содержание исторического процесса невозможно. Нельзя…
Интеллектика. Как работает ваш мозг Шереметьев Константин

О чем имеет смысл думать

О чем имеет смысл думать

Мы не ожидаем прекращения дождя, а усердно продолжаем работать на рисовом поле.

Японская молитва

Научившись наблюдать за мыслями, можете переходить к следующему шагу – управление мыслями. Для этого сначала осознайте, что ваши мысли – не более чем стекла, через которые вы смотрите на мир. Это не значит, что они плохи. В конце концов, бинокль – полезное изобретение. Но нельзя жить, все время смотря в бинокль.

Привычные стереотипные мысли катятся, как волны, накрывая вас потоком ледяных и грязных чувств. И вы не можете ни убежать, ни уехать, ни улететь от этого потока. Даже на краю земли он настигнет вас и отравит все ваше существование.

Для избавления от такого потока нужно все время следить за своими мыслями и говорить себе: «Эту мысль я думать не буду. Я буду думать вот эту мысль». Постепенно управление мыслями войдет в привычку. И эта будет самая важная привычка вашей жизни.

Любая мысль должна сначала заслужить ваше внимание, а уже потом вы будете ее думать.

Если не получается управлять мышлением сразу, не отчаивайтесь. Этот процесс напоминает овладение ездой на велосипеде. Сначала вы все время падаете, а если и не падаете, то велосипед едет туда, куда хочет. Но постепенно он начинает вас слушаться, и вы получаете удовольствие от управления им.

Вы овладели концептуальным мышлением, если видите процесс вашего мышления как бы со стороны. Вы можете наблюдать за тем, как мысль пришла и почему ушла. А если она не уходит, то легко можете прогнать ее: «Кыш! Кыш!» И перейти к более разумной мысли.

Любое событие вы можете рассматривать как наказание, а можете – как подарок судьбы. Но если можно думать и так, и так, то какую же мысль следует выбирать?

А вот это очень важный вопрос. Допустим, у вас спустило колесо. Да к тому же далеко от города, да еще вы спешите, плюс ко всему дождь идет.

Препятствие на вашей дороге – это досадная помеха или захватывающее приключение? Привычное действие состоит в том, чтобы вскипеть, выругаться и впасть в депрессию. Но чем такое мышление поможет ситуации? Да ничем. Такое поведение ситуацию только ухудшит. На ругань уходят время и нервы, а ситуация никак не исправляется. Энергия действия бесполезно растрачивается на ухудшение ситуации.

А если посмотреть на то же самое как на приключение, то у вас появляется бодрость духа и готовность действовать. Вы приступаете к оценке ситуации, принимаете план действий и вперед. У вас есть настрой и энергия для выхода из ситуации. Именно в этом суть концептуального мышления. Зачем думать о том, что не имеет отношения к цели? Зачем терять на это драгоценное время вашей жизни? Долой эти мысли! В первую очередь вы думаете о цели. А цель ваша сейчас – не спущенное колесо, а то место, куда вы едете. Поэтому сначала надо сообразить, как предупредить о вашем опоздании. Нашли телефон, позвонили. Одной проблемой меньше.

Теперь вы уже не торопитесь. Можно и дождь переждать. И вот вы сидите и медитируете. Дождь барабанит по крыше, а капли медленно стекают по стеклу.

Или другой вариант. Почувствуйте себя участником ралли «Кэмел Трофи». Разожгите в себе азарт бешеной гонки. Попробуйте поменять колесо под проливным дождем на скорость. А потом сорваться с места, оставляя след на асфальте. И взять первый приз в вашем собственном соревновании.

Правильные мысли помогают вам с честью выйти из ситуации. Такие мысли вы охотно пускаете в сознание, а прочим там делать нечего. Например, вам захотелось поискать виноватых. Вы нашли виновника и вашим желанием будет сорвать на нем всю злость. Но к чему это приведет? Ситуацию это не исправит – а приведет лишь к тому, что отношения между вами ухудшатся. Всю энергию вы растеряете, но останетесь там же, где и были.

Вы поскользнулись и упали в лужу. Можно сидеть в этой луже и ругать дворника. Но с каждой минутой ваша энергия ругани становится все слабее, а ваши штаны все мокрее.

Не теряйте времени на не нужные вам мысли. Думайте о цели и двигайтесь к ней. И успех придет к вам быстрее, чем вы думаете.

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

То, что не имеет описания Естественные законы проистекают из Единого принципа. Всё подчиняется ему. Единый принцип невозможно понять обычной логикой или интеллектуальными размышлениями. Единый принцип исходит из того, что не имеет описания. Единый принцип ничего не

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Как мир имеет вас Ваша цель – научиться иметь этот мир и не позволять ему иметь вас. Как этого достичь?Чтобы изменить второй тип отношений с миром на первый, нужно для начала понять, кто, с помощью чего и с какой целью нами

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Каждый шаг имеет значение Обсудим еще одно важное положение, которое касается стойкости и упорства. Часто препятствия на пути являются ступенями, ведущими к открытой двери. Преодолевая преграду за преградой, мы в конце концов выходим на путь к успеху. Если же мы

Из книги А ты умеешь ловить рыбу? автора Пичугина Аида Михайловна

Глава 1 "Вы должны расширить свой разум и думать, думать, думать..." Милтон Эриксон. Здравствуй мой друг! Я хочу тебе помочь. Возможно у тебя сей­час много трудностей в жизни. Но прежде всего, спроси у себя: "А чего я хочу сейчас и здесь?" И часто ли позволяешь себе делать

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Введение Думать или не думать? Вся жизнь зависит от ответа на этот вопрос! Научитесь думать меньше, и вы получите гораздо больше! Не пытайтесь бороться с каждой негативной мыслью и с каждой эмоцией в надежде обрести хоть какой-то мир. Вы можете сию минуту войти в состояние

Из книги Что ОН имеет в виду, [когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»] автора Степанов Сергей Сергеевич

Что он имеет в виду? Один из простейших психологических тестов, используемый для диагностики душевных заболеваний, состоит в толковании пословиц и поговорок. Допустим, человека просят разъяснить смысл фразы: «Не все золото, что блестит». Смысл пословицы, казалось бы,

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Смысл имеет значение, детали – нет Почему же лица запоминаются лучше, чем имена людей, которым они принадлежат? Частично ответ на этот вопрос кроется в том, что для человеческой памяти главенствующим является смысл. Долгосрочная память ограничена даже в запоминании

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Цвет имеет значение На наши суждения влияет не только цена. То же относится и к цвету. Согласно исследованиям, восприятие человеком эффективности лекарства зависит также от цвета таблетки. Например, в ходе одного эксперимента участники дружно называли черные и красные

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Из книги Как стать богатым и знаменитым. 12 правил НЛП автора Бергер Ева

2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,

Из книги Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни автора Климчук Виталий Александрович

Мотив имеет значение Случалось ли вам хотя бы раз отвечать самому себе на вопрос, зачем вам деньги и слава? Подумайте об этом прямо сейчас. Что даст вам звездный статус? Почему вы так хотите этого добиться?Я не случайно прошу вас хорошенько поразмыслить о своей мотивации.

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Как дома не думать о работе, а на работе не думать о доме? Определите ваш стиль «жизне-работы». Решайте рабочие проблемы вовремя. Решайте домашние проблемы. Будьте открыты. Как выровнять баланс? Управляйте вниманием. - Мне очень тяжело сейчас. - Что? - Что?! Ты ж меня даже

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Все имеет две стороны В народе о тяжелой работе говорят: плечи ноют, руки отваливаются. Я же сказала бы, что работа не причиняет боли. Боль причиняет мысль, с которой работа выполняется.Человечество в своем развитии постоянно движется вперед. И вместе с тем некоторые

Из книги автора

Что имеет значение «Мне нравится находиться с женщинами, которые познали радость от того, что нашли свое место в жизни, которые знают, что значит больше, чем возраст, и что позволит им укрепить их творческий дух и прожить самобытную жизнь». * * *Что для вас имеет значение: то,

В озможно, вам уже приходила в голову мысль, что ничто на свете в действительности не имеет значения – ведь через двести лет никого из нас уже не будет в живых. Это странная, эксцентричная мысль, поскольку непонятно, почему из того факта, что за двести лет все мы успеем умереть, должно следовать, что ничего из совершаемого нами теперь не имеет никакого значения.

Суть этой идеи, похоже, заключается в том, что наша жизнь – с ее борьбой за достижение каких-то целей, стремлением как-то устроить свою судьбу – это нечто вроде мышиной возни, и все это имело бы смысл только в том случае, если бы все эти достижения сохранились навеки. Но такого не будет. Даже если вы создадите великое литературное произведение, которое будут перечитывать через тысячи лет, все равно, в конце концов, и солнце погаснет, и саму вселенную постигнет коллапс, и все следы ваших трудов и деяний исчезнут. Как бы то ни было, мы не вправе надеяться даже на частицу подобного бессмертия. И уж если вообще есть какой-то смысл в том, что мы делаем, нам следует искать его в рамках самой нашей жизни.

Какие с этим могут быть трудности? Вы в состоянии объяснить смысл большинства своих поступков. Вы работаете ради заработка, который нужен для того, чтобы прожить самому и, наверное, вашей семье; вы едите потому, что испытываете голод, а спите потому, что устали; ходите на прогулку и созваниваетесь с друзьями, потому что это доставляет вам удовольствие; читаете газеты, чтобы узнать, что происходит в мире, и т.д. Если бы вы всего этого не делали, то чувствовали бы себя не в своей тарелке. Так в чем тут проблема?

Проблема в том, что, хотя большинству поступков – и значительных и мелких, – которые мы совершаем в жизни, находятся оправдания и объяснения, ни одно из этих самых объяснений не показывает, в чем же смысл вашей жизни в целом – смысл того целого, частицами которого /80/ являются все наши дела и поступки, успехи и неудачи, устремления и разочарования. Если вы задумаетесь над этим целым, то вам может показаться, что никакого смысла в нем нет вообще. С точки зрения стороннего наблюдателя ничего не значило бы, если бы вас и вовсе не было на свете. А после того как ваша жизнь закончится, не будет иметь никакого значения и то, что вы все-таки когда-то существовали.

Разумеется, ваше существование имеет значение для других людей – ваших родителей и всех тех, кому вы небезразличны, – но, вообще говоря, их жизнь в целом тоже лишена смысла, так что, в конечном счете, не имеет значения, что вы для них что-то значите. Вы значимы для них, а они – для вас, и это, наверное, придает вашей жизни ощущение осмысленности, но, по сути, вы просто, так сказать, втянуты в игру взаимного признания. Поскольку уж человек живет, у него есть потребности, заботы и интересы, в силу которых какие-то люди и вещи становятся значимыми для его жизни. Но в целом все это не имеет значения.

Но имеет ли значение, что это не имеет значения? «Ну и что из того?» – можете вы спросить. «Достаточно уже того, что для меня имеет значение, успел я или опоздал на нужный мне поезд, забыл или не забыл покормить свою кошку. Большего мне и не требуется – надо просто жить». Это превосходный ответ. Но им может удовлетвориться только тот, кто действительно способен избегать более глубоких размышлений и вопросов о смысле жизни в целом. А уж если вы зададитесь таким вопросом, то вам откроется, что, возможно, ваша жизнь лишена смысла.

Мысль о том, что по истечении ближайших двухсот лет вас уже не будет на свете, – это просто способ уяснить себе, что ваша жизнь включена в более широкий контекст, так что осмысленности мелких повседневных дел и забот недостаточно для ответа на главный вопрос. А что, если ваша жизнь в целом все-таки имеет значение – значение по отношению и в связи с чем-то большим, чем-то высшим? Означало бы это, что она, в конечном счете, не бессмысленна?

Ваша жизнь может иметь более глубокое значение в самых разных отношениях. Возможно, вы принимаете участие в политическом или социальном движении, которое меняет этот мир к лучшему во благо грядущих поколений. /81/ Или же просто делаете все возможное для своих детей, обеспечивая их и их потомство. Наконец, вы можете считать свою жизнь значимой, исходя из религиозных соображений: ваше пребывание на земле – это лишь приуготовление к вечной жизни в прямом общении с Богом.

Я уже отмечал, в чем состоит проблема со смыслом, зависящим от общения с другими людьми, даже если это люди из отдаленного будущего. Если человеческая жизнь имеет смысл в качестве части чего-то более масштабного, то все равно можно спросить и про это последнее: какой смысл имеет оно само ? Ответ может состоять в отсылке к чему-то еще более масштабному, или ответа может не быть никакого. Если ответ все же дается, мы просто повторим свой вопрос. Если же ответа нет, то наш поиск смысла заканчивается на чем-то, что смысла не имеет. Но если бессмысленность допустима применительно к более широкому контексту, частью которого является наша жизнь, то почему ее нельзя допустить и по отношению к самой нашей жизни, взятой в целом? Что страшного в том, что ваша жизнь лишена смысла? А если это неприемлемо для вас, то почему это должно быть приемлемо в отношении более широкого контекста? Что нам мешает спрашивать снова и снова: «Но в чем все-таки смысл всего этого?» (человеческой истории, смены поколений и всего остального).

Упование на религиозный смысл жизни носит несколько иной характер. Если вы верите, что смысл вашей жизни состоит в исполнении воли любящего вас Бога, во встрече с Ним в загробной жизни, то, по-видимому, не подобает задавать вопрос: «А смысл этого в чем?» Тогда должно существовать нечто выступающее смыслом самого себя и не имеющее внешней по отношению к себе цели. Но именно по этой самой причине такое нечто сталкивается уже со своими собственными проблемами.

Идея Бога, по-видимому, такова, что на ее основе можно объяснить все остальное, но которая сама не нуждается в объяснении. Вот только затруднительно понять, как такое возможно. Если мы спрашиваем: «Почему мир таков, каков он есть?» – и получаем ответ с религиозной точки зрения, то что помешает нам снова спросить: «А это почему так?» Каким должен быть ответ, чтобы пресечь все наши /82/ дальнейшие «почему» раз и навсегда? А если эти «почему» могут прекратиться на каком-то этапе, то почему тогда, а не раньше?

Похоже, именно такие проблемы возникают в том случае, когда в качестве последнего оправдания ценности и смысла наших жизней ссылаются на Бога и Его волю. Идея, согласно которой наша жизнь есть исполнение Божьей воли, должна, как считается, придавать ей смысл таким образом, что дальнейшие вопросы о смысле излишни и недопустимы. Вопрос: «Какой смысл в Боге?» – столь же неуместен, как и вопрос: «Как можно объяснить Бога?»

Но для меня проблема с ролью Бога как предельного объяснения заключается в том, что я не уверен, что понимаю саму эту идею. Может ли на самом деле существовать нечто столь всеохватное, что сообщает смысл всему остальному, что в нем заключено, но само не имело бы никакого смысла и не нуждалось бы в нем? Нечто, о смысле чего нельзя было бы спросить извне, потому что никакого «извне» по отношению к нему нет.

Если роль Бога заключается в том, чтобы придавать нашей жизни смысл, который недоступен нашему пониманию, то это слабое утешение. Бог как последнее оправдание и последнее объяснение – это, похоже, непостижимый ответ на вопрос, от которого мы не можем избавиться. С другой стороны, может, в таком ответе как раз и заключена вся суть дела, а я просто не способен уразуметь религиозные идеи. Возможно, вера в Бога – это вера в разумность и постижимость Вселенной, однако не для нас.

Но оставим этот вопрос и обратимся к более скромным масштабам человеческой жизни. Даже если в целом жизнь и лишена смыла, то, возможно, по этому поводу не стоит так уж сокрушаться. Наверное, мы можем признать это обстоятельство и просто жить, как жили. Вся штука в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не терять почвы под ногами, и пусть оправданием жизни будет сама ваша жизнь и жизнь тех, с кем вас связала судьба. Если вы когда-либо спросите себя: «Какой вообще смысл жить?» – будь вы студентом, барменом или кем бы то ни было, – вы ответите: «Никакого смысла. Если бы меня вообще не было или если бы все на свете мне было безразлично, это не имело бы /83/ никакого значения. Но я существую, и кое-что меня волнует. Только и всего. Это все, что можно сказать».

Одних полностью устраивает такая позиция. На других она производит гнетущее впечатление, хотя и представляется неизбежной. Отчасти проблема в том, что некоторые из нас питают неискоренимую склонность воспринимать себя с излишней серьезностью. Мы желаем видеть себя значимыми «извне». Оттого, что наша жизнь в целом кажется лишенной смысла, какая-то часть нашего существа испытывает разочарование и досаду – та часть, которая всегда надзирает за тем, что мы делаем. Многие человеческие усилия, особенно те, которые направлены на достижение амбициозных целей, а не простое выживание и обеспечение комфорта, черпают энергию именно в ощущении собственной значимости – ощущении, что совершаемое тобой важно не только для тебя самого, но важно и в каком-то более высоком смысле: важно вообще и для всех. Отказ от подобной уверенности грозит нам утратой движущих стимулов – именно этот ветер раздувает наши паруса. Если жизнь есть нечто неподлинное, ненастоящее, несерьезное и впереди – лишь могила, то, наверное, нелепо так уж серьезно относиться к самим себе. С другой стороны, если уж мы не можем не воспринимать себя всерьез, то нужно, наверное, просто смириться с тем, что это выглядит смехотворно. Жизнь, вероятно, не только бессмысленна, но и абсурдна. /84/

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...