Свято троицкий варницкий монастырь. Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь (Ярославская область)

Усадьба купца Первушина (Александров, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Неподалеку от Александровского кремля стоит довольно необычный особняк, некогда принадлежавший купцу второй гильдии А. М. Первушину, управляющему Барановских мануфактур. Построенный в конце 19 века в стиле неоклассицизма, купеческий дом не слишком пострадал от времени и политических передряг. С виду потертая и неброская, усадьба притягивает туристов атмосферой российского провинциального особняка и театрализованными представлениями, а с конца 20 века на территории комплекса открыты музей и выставочный зал.

В наше время сотрудники музея вдохнули в него новую жизнь и сделали клубом любителей русской старины и искусств. Гости вместе с хозяевами окунаются с головой в городской быт 19 века и даже на время превращаются в сказочных персонажей. Во усадьбе царят романтизм, радушие и уют.

Атмосфера

При входе в особняк посетителей встречают «хозяйки» дома, облаченные в купеческие одежды. Приветливые и веселые барышни церемонно приветствуют гостей, называя «сударем» или «сударыней», и ведут по всей усадьбе - анфиладе комнат, столовой и даже по черной лестнице.

За чашкой ароматного чая в столовой плавно льются рассказы о купеческом укладе и традициях, царивших в 19 веке.

Молодым особам раскидывают карты на суженого-ряженого, а кто картам не верит - проходит дальше и попадает... в настоящую крестьянскую избу. Там проживает семья горничной Дуняши, ведя в этом отсеке городского дома вполне крестьянский быт. Работящая хозяйка не позволяет гостям заскучать: приходится и белье погладить чугунным утюгом, и работать ухватом. Да все с шутками, прибаутками!

Желающих увлекательно и душевно скоротать вечер приглашают на праздничный ужин с танцевальной программой и спектаклем-импровизацией «Сказки старого дома». Зрители одеваются в костюмы сказочных персонажей и незаметно превращаются в полноправных участников спектакля. Веселье дополняется фантами, конкурсами и играми, а в конце все вместе отплясывают и фотографируются, не выходя из образа.

Что посмотреть

Усадьба представляет собой комплекс зданий 19 века, в которых весьма реалистично воссозданы городские и крестьянские интерьеры того времени. Кажется, что вот-вот войдет в комнату хозяйка дома, погреет руки у изразцовой печи, присядет на сундук с секретом и начнет прихорашиваться перед зеркалом. А затем сыграет гаммы на рояле. Со стен взирают картины художника-передвижника К. П. Пынеева, династии Лавровских.

Всем предметам коллекции уже более 100 лет, но они все еще очень живо передают уклад жизни российской глубинки позапрошлого столетия.

В выставочном здании, расположившемся в бывших торговых рядах, представлены предметы искусства, выполненные мастерами из Владимирской области и из других уголков России. Здесь находятся галерея «СОЦ-АРТ» и экспозиция живописи «Музей трудовой славы». Неподалеку, в каретнике, выставлены образцы полудрагоценных камней.

Практическая информация

Адрес: Владимирская обл., Александров, ул. Советская, 16.

В Екатеринбурге на углу улиц Радищева и 8-е Марта стоит весьма примечательный дом. Этот дом построен в 1906 году екатеринбургским купцом мукомолом Евгением Первушиным.

Евгений Первушин представитель весьма обширного рода. Растеклись представители этой фамилии почти по всей России, растеклись, но не затерялись. Известны они были и в Туркестане, и в Вологде, и в Королевстве Польском. А один из Первушиных в 50-е годы 19 века приобрел у князей Потемкиных большое крымское поместье Ортек, впоследствии знаменитый пионерский лагерь Артек.

Наши уральские Первушины пошли от уроженца д. Чемерова, Ярославской губернии, Ивана Диомидовича Первушина. Он был крепостным графа Кутайсова. Получив каким-то образом вольную, в 1840 году перебрался на Урал. А было ему тогда 20 лет. Занимался тем, что держал постоялый двор. Что или кто его подтолкнул сменить род деятельности, неизвестно. Но, занявшись мукомольным бизнесом, он уже к 40 годам стал одним из крупнейших поставщиков муки на Урале. У Ивана было три сына Евгений, Степан и Федор. Все сыновья пошли по стопам отца. И не удивительно, дело было очень прибыльным, хлеботорговля тогда была на подъеме. В Екатеринбурге мельницы и мукомольни росли со скоростью света. В городе открывались новые кондитерские, пряничные и так далее. Все побережье реки Исеть было усыпано мельницами, а улица Уктусская (сейчас 8-е Марта) так и звалась улица мукомолов. У Ивана Первушина на этой улице (8-е Марта, 16а) была усадьба с лавкой.

Усадьба была построена в 1878 году, состояла она из каменного 2-х этажного дома, хоз. служб и бани. В 1890 году к дому был сделан пристрой. После революции в этом доме находились коммуналки.

В Екатеринбурге весь мукомольный бизнес отца остался Евгению. Он был старший, и это практиковалось повсеместно в купеческих семьях. Федор развивал свой мукомольный бизнес в Катайске и Камышлове. Степан начинал в Троицке. Но в 1864 году он женился на дочери екатеринбургского купца-мукомола Никифора Анисимовича Грачева, поэтому сам бог ему велел перебраться в Екатеринбург. В начале, он работал на мельнице тестя, которую получил в аренду, но позже организовал свой бизнес. В 1880 году Степан скончался от чахотки и дело взяла в руки его вдова. И надо сказать, весьма успешно, но это тема для отдельного разговора. А сейчас давайте вернемся к Евгению Первушину и его красивому дому.


Дом этот был доходным, Евгений с семьей в нем не жил. Строил он его, судя по всему, по заказу города. Так как там сразу же расположились Екатеринбургское казначейство , уездный суд и, если говорить по — современному, военкомат. Дом строился по проекту известного и модного в то время московского архитектора Павла Заруцкого. Он специализировался по доходным домам и городским усадьбам. Среди его работ в Москве, проект фасада гостиницы «Метрополь» , особняк В.Э. Тальгрен

Доходный дом Прошиных.

Доходный дом Первушиных в Екатеринбурге представляет собой Г-образный 2-х этажный дом. На крыше имеются декоративные купола с флюгерами. Фасад украшен богатой лепниной в виде завитушек и гирлянд.

Евгений имел несколько мельниц в собственности и еще несколько арендовал. Дом в котором постоянно проживал Евгений Первушин находился на ул. Декабристов 40.

До него этим домом владела семья Казанцевых. Усадьба состояла из главного дома, флигеля и большого сада. Главный дома одноэтажный с мезонином и затейливым орнаментом на наличниках окон.

В 1914 году Первушин покупает мельницу купца Борчанинова. Эта мельница располагается на Челюскинцев,108, она совсем не похожа на мельницу, скорее на средневековый замок.

Выпускалась на ней мука крупчатка 5-ти сортов и была оснащена самым передовым оборудованием. Она считалась самой крупной в Уральском регионе. Не забыли её и в советское время. Мукомольный завод, образованный на её основе проработал 100 лет. Сейчас, если я правильно поняла, здание пустует. Жаль, не было времени подъехать к этому красивейшему дому-замку. Ну, и,конечно, я Вас не удивлю, если скажу, что Первушины были старообрядцами. Евгений позже перешел в единоверие. Был старостой Свято-Троицкой церкви. А в 1912 году был делегатом Всероссийского съезда православных старообрядцев , который проходил в Санкт-Петербурге.

После революции дом купца Первушина использовался под магазины и коммунальные квартиры. Но во время войны в подвале этого дома появился секретный жилец. Сейчас, когда эта тайна стала достоянием гласности, с уверенностью можно сказать, что в доме жил и работал Юрий Левитан.

Эвакуация Левитана (1941-43 гг.) проходила в атмосфере строжайшей секретности. Почему? Ну, во-первых голос Левитана во время войны для советских людей был как символ надежды. Пока он раздавался из Москвы — ему верили и надеялись на победу! Именно поэтому не было даже письменного приказа на эвакуацию, только устный.

Во-вторых для Гитлера, Левитан был врагом № 1, даже говорят Сталин в этом списке значился под №2. Причем Гитлер мечтал не убить Левитана, а захватить в плен. Для того, чтобы когда Германия победит, объявил об этом именно он, Левитан. За его поимку была назначена награда в 300 тыс. марок. Да, и при обстрелах Москвы, знаменитому диктору угрожала реальная опасность. Однажды бомба упала во двор Московского радиоцентра . Немецкие радиостанции тут же поспешили сообщить: «Большевистский радиоцентр разрушен, Левитан убит» . Но бомба попала в канализационный колодец и не взорвалась. В Екатеринбурге, тогда Свердловске, так же как и в Москве не сохранилось ни одного документа о пребывании Левитана в городе, и это породило не мало слухов. Тем более режим секретности пребывания диктора № 1 был строжайшим. Ему даже не разрешалось выходить на улицу, только поздно вечером и в сопровождении сотрудников НКВД. Станция находилась на озере Шарташ, и о озера к дому был протянут провод. Еще не так давно был обнаружен кабель военного периода. Он тоже вел к дому Первушина. Но вот для чего он был проложен пока неизвестно. Вот такая история у этого дома.

И очень символично, что на доме висит 2 таблички. Одна сообщает, что дом построил Евгений Первушин. Кстати, именно Первушины в 1904 году взяли золотой крест, украшенный бриллиантами на Всемирной продуктовой выставке в Брюсселе. И вторая, что из подвала этого дома звучал голос Левитана. А как сказал один из знаменитых генералов « голос Левитана стоил целой дивизии».

Дом совсем недавно отреставрирован, ему вернули исторический облик. И все бы было отлично, но в окружении стеклянных пирамид, он как то теряется, смотрится не так ярко, как хотелось бы.

Адрес доходного дома купца Первушина:


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: или

Александровский художественный музей
"Усадьба Первушина"

Адрес: Владимирская обл., г. Александров, ул. Советская, д. 16
тел. 2-43-89.


"Усадьба Первушина"

Усадебный особняк, расположенный недалеко от Александровского кремля, некогда резиденции Ивана Грозного, занимает в экскурсионном показе особое место. Уникальный памятник архитектуры в стиле неоклассицизма, сохранившийся без изменений до наших дней, гостеприимно распахнет для вас двери.

Бывший владелец особняка купец II гильдии Алексей Михайлович Первушин - почетный гражданин г. Александрова, член правления директоров Барановских мануфактур.

Дом Первушина занимает значительное место в истории города Александрова, являясь центром общения деловой и творческой элиты.

Александровский художественный музей существует более 20 лет, с 1989 года. Это единственный муниципальный художественный музей во Владимирской обл. Он занимает здания, построенные в XIX веке: выставочный зал, располагающийся в одной из построек торговых рядов и усадебный комплекс, принадлежавший некогда семье купца II гильдии Алексея Михайловича Первушина.

Особняк, построенный Первушиным как жилой дом в 1874 г., в начале XX века был изменен, скорее всего, по воле наследников Алексея Михайловича – сыновей Николая, Сергея и дочери Зинаиды. Здание декорировано в стиле неоклассицизма – модного архитектурного стиля того времени. Белокаменная ампирная лепнина, полуколонны с коринфскими капителями и, наконец, великолепная двухэтажная веранда с восточной стороны дома, напоминающая итальянский портик, делают особняк одним из красивейших зданий города. Отрадно, что до нашего времени дом и большая часть декора сохранились и отреставрированы музеем.
Реставрация продолжается и сегодня.

Интерьеры особняка воссозданы сотрудниками музея по аналогам и традициям конца XIX – начала XX веков.
Декоративная усадебная ограда имеет двое въездных ворот. У «верхних» ворот располагается привратницкая. Здесь воссоздан интерьер крестьянской избы с предметами быта. За особняком расположен каретник. Находящаяся в нем экспозиция «Магия камня» пользуется заслуженным успехом у гостей.
Подворье – часть бывшей парковой зоны усадьбы, служит сценой для многочисленных развлекательных программ. Выставочный зал расположен в здании, построенном в XIX веке.

Обширные площади залов используются для демонстрации произведений искусства – живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Это работы как местных, так и признанных мастеров Владимирского региона и России. Здесь же работает "Галерея СОЦ-АРТ. В здании центральной библиотеки (ул. Ленина) открыты: галерея художника-фронтовика А.М. Колоскова и экспозиция "Музей трудовой славы".


Театрализованные экскурсии переносят посетителей в конец XIX - начало XX веков, позволяют стать участниками званого вечера, ощутить неповторимую атмосферу купеческого быта. В решении интерьера применен необычный прием. Экспозиционный комплекс соединяет в себе две эпохи: воссозданные интерьеры, выдержанные в стиле классицизма и – современность.

Среди экспонатов есть такие уникальные, как: печные изразцы – последняя треть XVII века; «туалет» с зеркалом – середина XIX века; сейф в виде сундука с секретом – конец XIX в.; роялин фирмы LHR OFFERBERG – конец XIX века; рисунок известного московского коллекционера Фишера К.А. – 1892 г. и многие другие. В интерьерах особняка экспонируются произведения Александровских художников рубежа XIX – XX вв.: (передвижник, ученик В.Е. Маковского), династии Лавровских. Александровская жемчужина «Усадьба Первушина» является символом возрождения лучших традиций русского предпринимательства, благотворительности и меценатства.

В гостях у купца Первушина

Александровская жемчужина – именно так называют одно из красивейших мест города – усадебный комплекс, принадлежавший семье купца II гильдии Алексея Михайловича Первушина. Сюда приглашают гостей города для участия в театрализованных программах. В особняке Вас встретят приветливые «хозяйки», проведут по парадной анфиладе, жилым комнатам, покажут «черную» лестницу, предложат погадать на картах о судьбе, поучаствовать в представлении домашнего театра, напоят ароматным чаем в парадной столовой. Купеческие интерьеры, необычные костюмы «хозяев», обращение «судари», «сударыни», увлекательный рассказ об обычаях и традициях купечества перенесут Вас в неповторимую атмосферу романтического XIX века, позволят окунуться в прошлое, почувствовать свои корни, а гостеприимство и непринужденность общения поднимут настроение.

Магия камня


Экспозиция «Магия камня» располагается в каретнике, входящим в ансамбль усадьбы купца Первушина. Выставка вводит нас в многоцветный мир камня. В течение тысячелетий люди верили в волшебные свойства камней, в их магическую и целебную силу. Интерес к ним не ослаб и в наше время. В экспозиции представлены наиболее интересные по цвету, форме и ценности минералы, камни самоцветы и ювелирные изделия из личных коллекций геологов Александровского района. Почетное место в экспозиции витрины с полудрагоценными и драгоценными минералами из ВНИИСИМСа – Всесоюзного научно-исследовательского института синтеза минерального сырья в г. Александрове. Именно в стенах этого института разработана технология синтеза кварца в заводских условиях. А еще камни являются художественным творением природы, а когда к ним прилагают талант и фантазию огранщик и ювелир, то они становятся настоящим произведением искусства. Раскрывается душа камня, что порождает легенды, мифы и поверья. Обо всех этих чудесах вам с удовольствием расскажут приветливые экскурсоводы.

Русский костюм

На выставке представлены женский и мужской костюмы, декоративно-прикладное искусство конца XIX - начала XX века. Многие предметы на выставке украшены орнаментальными композициями, имевшими в исторические времена магическое значение. К примеру, каждый сарафан имел раньше единственное, целевое назначение (покосный, свадебный, печальный и т.д.) и соответственно этому украшался. Чаще всего, орнаментальные композиции составлялись из стилизованных элементов земледельческого ряда (солнце, вода, поле, зерна и пр.). Особое назначение имели и полотенца, поэтому на них вышиты и вытканы целые рассказы-пожелания (молодоженам, новоселам, любимым и т.д.). Смысловую нагрузку обязательно несли пояса. Пояс был оберегом от греха и несчастий. Поэтому у каждого пояса свой цвет и орнамент. Концы его распускались. Без пояса человек не мог выйти из дома – это было бесчестье. Любая вещь в экспозиции дает возможность прикоснуться к нашему историческому прошлому, лучше понять его быт и культуру, т.к. кроме художественной ценности все предметы несут информацию о месте, времени бытования, производстве, а также о социальной принадлежности бывшего владельца. Всех желающих подробнее узнать о старорусском быте приглашаем посетить новую экспозицию Александровского художественного музея «Русский костюм».

В привратницкой. Посиделки в светелке у Дуняши

В привратницкой, что у верхних ворот усадьбы, Вы попадете в гости к Дуняше. Крестьянская изба встретит Вас необычным интерьером и предметами крестьянского быта. Семья Дуняши хоть и городская, но живет своим особым укладом, мало чем отличающимся от уклада жизни крестьян в деревне. С ним то и познакомятся зрители – попробуют работать ухватом, погладить белье с помощью древнего «утюга» – рубеля, узнают о «холодильнике» – туеске из бересты. Шутки, прибаутки, загадки развеселят дорогих гостей.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь - православный мужской монастырь в Ярославской области, основанный в 1427 г. в память прп. Сергия Радонежского. По одним сведениям – на территории поместья Кирилла и Марии. По другим – на месте, где монах явился отроку Варфоломею.
О первых веках существования Троице-Сергиева Варницкого монастыря известно очень мало. Он не был ни богат, ни знаменит, и теплился, как тихая лампада, обозначая и охраняя место, где родился и вырос преподобный Сергий.

1. Собор Троицы Живоначальной
2. Собор прп. Сергия Радонежского
3. Трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
4. Надвратная церковь прпп. Кирилла и Марии Радонежских
5. Часовня прп.Сергия Радонежского
6. Колодец прп. Сергия Радонежского
Другие постройки монастыря:

7. Странноприимный дом
8. Старый братский корпус
9. Настоятельский корпус(к северу) и Трапезный корпус(к югу)
10. Южные Святые врата
11. Поклонный крест
12.Новый братский корпус
13.Учебный корпус (гимназия)
14. Монастырская постройка
15.Миссионерский корпус и Православная гимназия с домовым храмом во имя прпп. Кирилла и Марии
16.Башни и стены ограды
17.Монастырский пруд

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом.

Слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один - во имя свт. Климента, Папы Римского.

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть.

А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, - тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.

Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи - интервенты сожгли его и разграбили. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту.

В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм).

В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви - в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

В 1892 в память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей.

Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита, а 26 февраля 1924 г. архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря.

В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы.

В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис (Храмцов). При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

В 2000 году начал возводиться новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным).

В 2002 году в Варницкой слободе начала работу православная гимназия имени Преподобного Сергия. В 2005 году в самом монастыре открыто отделение гимназии с пансионным проживанием для молодых людей, учеников X – XI классов. Эта гимназия-пансион получила широкую известность по все стране.

В 2014 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил собор преподобного Сергия Радонежского - главный храм обители.

Внешний вид монастыря снаружи.

Надвратная церковь преподобных Киррила и Марии.

Собор и часовня Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий собор, Собор прп. Сергия Радонежского,Церковь прпп. Киррила и Марии, миссионерский корпус.

Братский корпус, Собор прп. Сергия Радонежского, Троицкий собор.

Собор прп. Сергия Радонежского, часовня, Троицкий собор.

Часовня прп. Сергия Радонежского, Троицкий собор.

Настоятельский корпус, Троицкий собор, братский корпус.

Троицкий собор.

Введенская церковь.

Введенская церковь и братский корпус.

Еще фотографии, сделанные внутри монастыря:

Поклонный крест на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили преподобные Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.
Источники.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Гостиница «Дом на погребах» , расположенная на территории древнего
Ростовского кремля в Ростове Великом.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Адрес Варницкого монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, пос. Варницы
Как проехать к Варницкому монастырю: поездом из Москвы с Ярославского вокзала ехать до Ростова (202 км, 3 часа). От вокзала доехать на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Там сесть на автобус до Варниц (ехать 10–15 минут).
Как проехать к Варницкому монастырю на автомобиле от Москвы: автомобилем по автодороге на Ярославль, после въезда в Ростов повернуть налево на Борисо-Глебском повороте, проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо, через 1,5 км – Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Фотоальбом. Рассказ о поездке в Ростов , и в том числе и в Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
План Троице-Сергиева Варницкого монастыря.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь: http://www.varnitsky-monastir.ru/

Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился. Как ни лютовала злоба, не удалось ей угасить лампаду перед образом великого угодника Божия.

Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить - она открывается взгляду лишь во время разлива). В XVI-XVII веках оно называлось Никольской слободой, об этом мы узнаем из писцовых книг («в слободке Никольской, где бывали варницы на речке Ишне...»). Название это происходило от храма свт. Николая, разобранного вследствие своей ветхости в конце XVII века. В указанное время слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один - во имя свт. Климента, Папы Римского.

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.

А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, - тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.

Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи - интервенты сожгли его и разграбили, выместив еще на монахах свое недовольство тем, что «мало пограбилось», нечего взять было. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту. Состояние монастыря несколько поправилось, однако благополучным его все же назвать было сложно.


Икона Божией Матери «Ростовская», келейный образ ростовского епископа Афанасия (Вольховского), строителя Троицкого собора в Варницком монастыре.

В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

В первой половине 1760-х годов над монастырем нависла угроза упразднения, но дело обошлось «малой кровью»: он был всего лишь оставлен за штатом, то есть на своем содержании. Кроме того, если прежде монастырем управлял игумен, то отныне - строитель, что также означало определенное понижение его статуса. Тем не менее именно последняя треть XVIII века ознаменовалась благоустройством и украшением монастыря. Своих средств у него на это не было, но нашлись благотворители.

В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). В 1783-86 годах у северной стены обители был возведен еще один каменный храм - во имя свт. Николая. Простоял он менее полувека: в 1824 году он сильно пострадал при пожаре и впоследствии был разобран.

С начала XIX столетия в Варницком монастыре велась, согласно повелению Ярославской духовной консистории, своеобразная летопись - «Книга для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории». Сейчас она хранится в архиве Ростовского музея, и из нее мы можем почерпнуть немало любопытных - а порой бесценных - сведений о существовании монастыря в XIX - начале XX века. Наряду с «эпохальными» событиями - такими, как строительство и ремонт церквей, сюда скрупулезно заносились и такие «факты биографии»: «1896. 16 июля. Монастырь посетил Преосвященнейший Иоанникий, епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. Владыка осмотрел храмы, нашел их в отличном состоянии, после чего ездил с казначеем иеродиаконом Макарием на лодке купаться в монастрскую купальню. Купальня владыке весьма понравилась».

А вот события из разряда «эпохальных»: «1871. С половины июня до половины сентября свирепствовала холера, много людей в Ростове и окрестностях умерло. В Варницкой обители по молитвам заступника своей родины Преподобного Сергия все остались живы и никто не болел».

В мае 1811 года над окрестностями Ростова пронеслась сильная буря. Много неприятностей причинила она Варницкому монастырю, снеся кровли зданий. О немедленной замене их в «Книге для записок» ничего не сказано, зато под 1823 годом в ней помечено, что настоятельские и братские кельи покрыты листовым железом.

В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви - в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

В 1831 году летописец оставляет в «Книге» следующую запись: «В обители подвизаются 13 человек: настоятель, три иеромонаха, один вдовый священник, один иеродиакон и семь послушников». Надо думать, «перепись населения» была сделана по велению начальства. Дальнейшие записи говорят главным образом о посещениях монастыря иерархами, поновлениях существующих строений и вкладах благотворителей.

Большой интерес вызывает запись от 1892 года: «В память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей». Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1907 год ознаменовался посещением обители «вновь назначенным на Ярославскую кафедру архиепископом Тихоном (Беллавиным)». Краткая эта пометка заставляет нас внутренне вздрогнуть - святитель молился на родине преподобного Сергия. До революции и его избрания Патриархом оставалось десять лет. И менее двадцати - до его кончины. Кажется, не так много времени прошло. Но - целая жизнь, целый век. Здесь: «Архипастырю преподнесли икону от братии монастыря. После осмотра храмов архиепископ последовал в покои настоятеля, где ему был предложен чай». Там - ЧК, ГПУ, постановления ЦК РКП (б), допросы, «тихоновщина», «опиум». Долгая темная ночь.

Скорбные события начались в 1918 году. Впрочем, «первый звонок» об окончании времен мирных прозвенел еще в 1915 году. Тогда в обитель прибыли «эвакуированные» монахини Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря вместе с епархиальным училищем. Они находились в Варницах до конца 1918 года. В канун нового, 1919-го, года монастырь «был занят людьми, изгнанными из ростовских богаделен».

Спустя несколько месяцев, 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря.

27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует"». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Сначала была ночь - долгая и темная. Разорение храмов, разрушение Троицкого собора.

Ночь кончилась. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что еще пятнадцать лет назад здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского , царила мерзость запустения.

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского.

Внутреннее убранство соборного храма хотя и не могло сравниться в роскоши с соборами других, более богатых, ростовских обителей (например, Спасо-Яковлевской), но выглядело весьма и весьма достойно. Стены и своды собора украшали гипсовые картуши с живописью, в каждом приделе был резной золоченый иконостас. Многие иконы, попечением благотворителей, украшались богатыми серебряными окладами.

Соборная колокольня, возвышавшаяся над папертью, была сначала трехъярусной и имела девять колоколов. В 1892 году достроили четвертый ярус для пожертвованного колокола. Если взглянуть на старые фотографии, можно увидеть, что в начале XX века колокольню венчала луковичная главка - такая же по размеру, как глава самого собора. Теперь колокольня имеет шпилевидное завершение, какое и было у нее с конца XVIII по конец XIX века.

В 1930 году собор вместе с колокольней взорвали, причем срыли даже фундамент храма - вероятно, чтобы память о святыне совершенно изгладилась из людских сердец. Долгое время на месте собора была свалка. Сейчас усилиями братии Варницкого монастыря, трудников и благотворителей он отстроен заново.

Единственная церковь, пережившая богоборческие времена и дошедшая (хотя и в совершенно изуродованном виде) до наших дней - церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она возводилась в 1826-28 годах на пожертвования благотворителей. Основные средства на ее строительства поступили от ростовского купца и мецената М. М. Плешанова, а также от епископа Оренбургского и Уфимского Августина (Сахарова), проживавшего на покое в Варницком монастыре. Известную сумму внесли на строительство храма и другие жертвователи - ростовские купцы А. А. Титов, И. И. Балашов и другие.

Закладка Введенского храма совершилась 1 мая 1826 года, а 15 мая 1827 года на нем был водружен крест. Тогда же заключили договор на украшение церкви живописью. Живописные работы оплачивались М. М. Плешановым. Кроме того, на его средства приобретались одежды на два престола и жертвенник, богослужебные сосуды и книги, Евангелие. 7 октября 1828 года состоялось освящение главного престола храма, а на следующий год были освящены и два других придела храма - во имя пророка Божия Илии и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При паперти храма с одной стороны устроили сторожку, с другой стороны - ризницу.



Иконостас Введенской церкви.

Поддерживалась в благопристойном состоянии Введенская церковь также в основном на средства благотворителей. До конца своей жизни много жертвовал на храм М. М. Плешанов. А в начале 1880-х годов, когда и внутреннее, и внешнее убранство храма уже несколько пообветшало, обновление его было произведено на средства крестьянина И. А. Рулева.

Каменное строительство в монастыре продолжалось на протяжении всего XIX века. Ко второй половине столетия в северо-западной части монастыря появилось два небольших, уютно-провинциального вида, здания - в одном из них находились настоятельские покои, в другом - братские кельи. Кроме того, в 1832 году было отстроено новое здание трапезной. На нее пошел материал, оставшийся от упраздненной теплой церкви свт. Николая, возведенной в 1783-86 годах и сильно пострадавшей от пожара, случившегося в обители 26 сентября 1824 года.

Надвратная церковь во имя прпп. Кирилла и Марии.

Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет.

Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.


Иконостас надвратной церкви Варницкого монастыря, освященный во имя прп. Кирилла и Марии.

Как и во всяком монастыре, в Варницкой обители до революции было свое кладбище. На нем погребали останки не только иноков, но и благотворителей монастыря. В частности, последнее пристанище здесь нашли многие представители купеческих семейств Плешановых и Мальгиных, своими пожертвованиями существенно поддержавшие обитель. Рядом с кладбищем располагались огород и сад, где в 1851 году посадили 150 яблоневых деревьев.

Имел монастырь особые постройки и вне своей ограды - гостиницу для паломников и кирпичный завод, сдававшийся в аренду. Кроме того, Варницкому монастырю принадлежали две часовни. Одна из них, выстроенная из дерева, находилась на ростовском вокзале, другая, кирпичная, - при Московской шоссейной дороге.

Особого упоминания заслуживает монастырский колодец, издавна славившийся своей прекрасной чистой водой и именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Каменная ограда с четырьмя башнями по углам вокруг монастыря строилась в 1848-52 годах на монастырские деньги и средства благотворителей. В южной стене были сделаны Святые врата, а над ними помещена картина «Явление отроку Варфоломею Ангела Божия», выполненная масляными красками на железном листе. Картина была снабжена надписью: «На сем месте явися Ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия Лавры».

Любопытно, что картину эту писал не какой-либо приглашенный живописец, а насельник Варницкого монастыря иеродиакон Меркурий, до ухода в монастырь учившийся в петербургской Академии художеств. После революции и ограда, и Святые врата были разрушены, восстановили их уже в наши дни.

На кладбище Варницкой слободы, неподалеку от монастыря, есть две церкви. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Первый из них, в честь Воскресения Словущего, был построен в 1814 году на средства Н. А. Кекина. Второй храм, во имя преподобного Паисия Великого и мученика Уара, возводился в 1890-93 годах попечением А. Л. Кекина. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.

Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лавры трое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.

Варницкий монастырь небогат по части чтимых издревле икон и иных святынь. Однако, являясь своего рода памятником преподобному Сергию и его родителям, он уже сам по себе заслуживает того, чтобы называться святыней.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.


Преподобные Кирилл и Мария, родители прп. Сергия Радонежского. Икона современного письма.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия - поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.

Несмотря даже на то, что долгие годы место рождения прп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.

Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.

В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания паломника как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского. Впоследствии его - за ветхостью - разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара.

Летопись монастыря.

1314. Рождение преподобного Сергия Радонежского (в миру - Варфоломея) в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии, живших под Ростовом Великим.
Ок. 1329. Семья прп. Сергия вынуждена оставить свое ростовское имение и переселиться в Радонеж.
1337. Варфоломей принимает монашеский постриг с именем Сергий. Основание нового монастыря - в будущем Троице Сергиевой Лавры.
1392. Кончина прп. Сергия Радонежского.
1422. Обретение честных мощей прп. Сергия.
1427. Основание Троице-Сергиева Варницкого монастыря на том месте, где находился дом родителей преподобного Сергия.
1725. Обращение Варницкого монастыря в девичий. Монахи переведены в ростовский Спасо-Песоцкий монастырь.
1731. Обитель вновь становится мужской.
1764. Причисление Варницкого монастыря к заштатным обителям.
1771. Освящение первого каменного храма в Варницком монастыре.
1783. Начало строительства каменной церкви во имя свт. Николая, ныне утраченной.
1824. Пожар уничтожает многие деревянные монастырские постройки и наносит серьезный ущерб церкви свт. Николая.
1828. Освящение нового каменного храма - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
1852. Окончено строительство каменной ограды вокруг монастыря.
1918. В монашеских кельях размещают людей, выгнанных из ростовских богоугодных заведений.
1919. Закрытие монастыря. Братия во главе с настоятелем приписана к кладбищенской Воскресенской церкви.
1924. Окончательное выселение иноков из Варницкого монастыря.
1995. Возвращение Варницкой обители.

С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 26, 2009».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...