Владыка екатеринбургский и верхотурский. Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский (Наконечный Михаил Васильевич)

Жительница Волгоградской области, похитившая ребенка в Морозовске, рассказа подробности гибели приемного сына. Она не вызвала медиков, потому что боялась потерять детей.

4-летний Егор умер в сентябре 2016 года. Однако многодетное семейство Павловых, воспитывающее, помимо Егора, еще двоих родных и троих приемных детей, факт смерть малыша скрыла. В полицию опекуны не обратились, но исправно получали выплаты в течение восьми месяцев.

На записи следственного эксперимента 47-летняя Наталья Павлова рассказывает, как погиб ребенок. По словам женщины, трагедия произошла 5 сентября около 10 часов утра. В кухне стояла небольшая кастрюля с водой и кипятильником. Двое приемных детей играли в другой комнате, сама многодетная мать в это время ощипывала уток на улице. Егор зашел на кухню и опрокинул на себя кастрюлю с кипятком. «Скорую» женщина вызывать не стала, испугавшись, что у неё заберут всех приемных детей. Она решила, что сможет вылечить получившего сильные ожоги мальчика самостоятельно. Но в последующие три недели ситуация всё ухудшалась, у малыша развилась гангрена. Мальчик умер 27 сентября.

Женщина решила скрыть ото всех смерть приёмного сына. Тело она закопала недалеко от дома. О произошедшем долгое время никто не знал, даже муж Натальи Андрей. Супругу она сказала, что мальчик потерялся.

Напомним, семья из Волгограда похитила 3-летнего малыша в городе Морозовск Ростовской области. Украденным ребёнком они хотели подменить погибшего приёмного сына. После того, как история получила огласку, о своих детях вспомнили

Следователи Волгоградской области разбираются в жуткой истории, в центре которой оказались двое малышей. Многодетная пара похитила трехлетнего ребенка. Мальчика быстро нашли, но оказалось, что это преступление планировалось для того, чтобы скрыть другое, еще более страшное.

В хуторе Ярском всего-то десяток домов. И, кажется, все друг у друга на виду. Семья Павловых была не хуже других. И дом крепкий, и во дворе порядок. Качели, в палисаднике - цветы. Официально хоть нигде и не работали, но держали подсобное хозяйство, воспитывали пятерых детей. Одного своего и четверых приемных. Так было до 8 мая, пока в их доме не нашли похищенного на днях трехлетнего мальчика.

«Не ожидал от них, они не пили, вроде нормальные», - удивляется местный житель.

Маленького Тимура нашли напуганным, но, слава богу, живым и здоровым. Сейчас он снова дома. Только вот близкие до сих пор не оправились от шока. 7 мая, в родном Морозовске, днем, он гулял с сестрами и бабушкой. Незнакомые мужчина и женщина буквально вырвали его из рук родственницы, брызнув ей в лицо из газового баллончика. Все, что успел запомнить случайный прохожий – похитители увезли ребенка на темно-зеленых «Жигулях». Из госномера запомнил только семерку в середине и то, что машина из соседней, Волгоградской области.

«После получения ориентировки о розыске автомобиля, на котором предположительно скрылись похитители ребенка, по фрагменту государственного номера были установлены и проверены владельцы всех транспортных средств ВАЗ 5-7 модели», - сообщил заместитель руководителя пресс-службы ГУ МВД РФ по Волгоградской области Антон Карнаухов.

От хутора в Волгоградской области, где живут Павловы, до Морозовска в Ростовской, откуда похитили Тимура, меньше полсотни километров. Во время следственного эксперимента похитители признались ростовским следователям: они украли малыша, чтобы заменить им другого, находившегося под их опекой четырехлетнего Егора.

«Согласно показаниям задержанных, в сентябре 2016 года один из их приемных детей бесследно исчез – четырехлетний Егор играл в песочнице недалеко от дома, откуда якобы и пропал. При этом опекуны пояснили, что в правоохранительные органы ни после случившегося, ни в последующие восемь месяцев не обращались, но исправно получали причитающиеся им выплаты», - сообщила старший помощник руководителя управления СУ СК РФ по Волгоградской области Наталия Куницкая.

В апреле Павловым начали звонить из поликлиники. Малышам нужно было делать прививки. Но глава семьи говорил, что жена с детьми уехали погостить. Сопоставив все факты, в Волгоградском следственном комитете заподозрили неладное. Начались проверки. Возбудили уголовное дело по статье «Убийство малолетнего». И на первом же допросе приемная мать призналась следователю в еще более жутком преступлении.

«В ходе допроса приемная мать ему призналась, что собственноручно закопала малолетнего приемного сына, который скончался осенью прошлого года в результате заболеваний. Так ли это – еще предстоит выяснить следователям», - рассказала Наталия Куницкая.

Почти двое суток в Ярском искали тело мальчика. Точно указать место захоронения женщина не смогла. Следователи и оперативники метр за метром перекапывали пустырь за домом Павловых. Несколько часов назад нашли.

«Почти двое суток проводились разрывные работы в поисках останков трупа маленького Егора. В настоящее время обнаружены останки, произведены большие раскопки в задней части подворья приемной матери Егора», - рассказал руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Волгоградской области Леонид Рогальский.

Супруги Павловы сейчас находятся под арестом. На вопросы следователей отвечают и представители органов опеки. Самый важный: почему почти восемь месяцев никто не замечал, что из приемной семьи исчез маленький подопечный? Детей, оставшихся без попечителей, из семьи изъяли. Пока они находятся под наблюдением специалистов.

Решением Морозовского районного суда похитители мальчика – 47-летняя Наталья и 48-летний Андрей – арестованы до 7 июля. Им вменяются преступления по статьям "Похищение несовершеннолетнего" и "Убийство ребенка".

ПО ТЕМЕ

Павловы воспитывали шестерых детей, двое из которых – родные, а четверо взяты в семью. Теперь из приемных остались только трое, поскольку четырехлетний Иван (здесь и далее имена детей изменены. – Прим. ред.) погиб. По версии следствия, его могли убить родители. Он находился в приемной семье около года.

По словам соседей, Павловы – обычные люди, только нелюдимые. "Не работают, у них свое хозяйство. Детворы у них много, детдомовские в основном. Раньше всегда такие шустрые были, всюду бегали", – цитирует хуторян сайт "Комсомольская правда" .

По их словам, приемный сын Иван еще с осени 2016 года куда-то пропал. В это время остальные дети стали вести себя иначе: избегали людей, не могли внятно ответить на вопрос, куда же делся мальчик. "Младшие говорили, что вернули обратно в детдом, старшие – что заболел, потом – что увезли на лечение", – отметили соседи.

Идея украсть мальчика, похожего на погибшего, возникла у Павловых после звонка из местной поликлиники в середине апреля. Их попросили привезти детей на вакцинацию. По некоторым данным, преступный план разработала Наталья, ее супруг занимался деталями. Воскресным утром 7 мая они поехали за покупками в Морозовск, который находится в 50 километрах от их хутора.

После полудня с рынка Павловы направились по главной улице райцентра – Ленина. Им на глаза попалась гулявшая с тремя детьми пожилая женщина. Наталья отметила, что один из малышей, трехлетний Василий, очень похож на их Ивана.

Проследив за женщиной с детьми, Павловы увидели, как те зашли в магазин. Андрей припарковал машину у обочины, и как только дети появились на улице вновь, злоумышленники выскочили и бросились к ним.

В лицо женщине они брызнули из газового баллончика, схватили Васю, посадили в машину и скрылись. К счастью, случайный свидетель запомнил одну из цифр номера автомобиля.

Идентифицировать машину преступников помогли автолюбители, предоставившие записи видеорегистраторов. "В любом преступлении есть мотив. А тут очевидного мотива как бы не было... Конечно, проверили версию о разборках между родителями – она отпала, тем более что отца проверили на полиграфе", – заявил источник, знакомый с ситуацией. Также рассматривалась версия с вымогательством.

К подозреваемым, Павловым, под видом соцработников отправились оперативники. Якобы проверить условия проживания приемных детей. Под видом Ивана правоохранителям предъявили Василия, который отказывался называть Андрея Павлова своим отцом. "Моего папу зовут Саша", - сказал мальчик.

Затем в дело вступила группа захвата, супругов задержали, а спасенного Васю отправили домой к родителям. "На первом допросе Павловы заявили, что, мол, их приемный сын в сентябре прошлого года играл в песочнице возле дома и пропал", - отметил источник, близкий к следствию. Он добавил, что сообщить в органы опеки супруги якобы побоялись – иначе их могли лишить материальной поддержки и забрать остальных детей. Но следователи в это не поверили.

У них сразу возникли подозрения, что исчезновение Ивана носит криминальный характер. По словам официального представителя СКР Светланы Петренко, тело пропавшего мальчика искали в течение двух суток. И нашли – в зарослях травы за задним двором дома Павловых.

Наталья утверждала, что приемный сын якобы заболел и умер. Однако, по неподтвержденным данным, на допросе она рассказала, что будто бы у Ивана было сильное недомогание, его начали лечить водными процедурами, но не рассчитали температуру и фактически обварили кипятком. От ожогов малыш скончался.

Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский (Наконечный Михаил Васильевич)

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Страна:

Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне - митрополит Тульский и Ефремовский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. - во иеромонаха.

В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. - клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области. С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. - настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.

7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. - клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. - настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы. С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. - настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.

С 1 октября 1998 г. - ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

C декабря 2011 г. по март 2012 г. и с мая 2013 г. по январь 2014 г. - временный управляющий Каменской епархией.

Образование:

1986 г. - Московская духовная семинария.

Епархия:

Екатеринбургская епархия

(Правящий архиерей)

Место работы:

Екатеринбургская митрополия

(Глава митрополии)

Награды:

Церковные:

  • 1. 2010 г. - орден прп. Серафима Саровского I ст.
  • 2. орден св. равноап. кн. Владимира I-III ст.
  • 3. орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • 4. орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
  • 5. орден прп. Серафима Саровского II ст.
  • 6. орден св. ап. Марка Александрийской Православной Церкви.

Светские:

  • 1. 2011 г. - орден Почета
  • 2. орден Дружбы.

Ровно 4 года назад Священный Синод назначил владыку Кирилла окормлять паству РПЦ в Свердловской области, а менее чем через два месяца преосвященный был назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии (с возведением в сан митрополита) и ректором Екатеринбургской духовной семинарии. Кроме этого, с декабря 2011 года по март 2012 года и с мая 2013 по январь 2014 митрополит Кирилл в режиме временного управляющего возглавлял Каменскую епархию. UPmonitor представляет: как отразилось «пастырское четверолетие» митрополита Кирилла в зеркале офф-лайновых СМИ.

Упоминания митрополита Екатеринбургского и Верхтурского Кирилла

в офф-лайновых СМИ с 27.07.2011 г. по 27.07.2014 г.

По данным UPmonitor (ЮПИмонитор)

27.07.2011-27.07.2012

27.07.2012-27.07.2013

27.07.2013-27.07.2014

27.07.2014-27.07.2015

В краю свободомыслия и самодостаточности

Коротко говоря, первый год владычества для Кирилла выдался весьма насыщенным в плане административно-хозяйственных и управленческих дел. Но активность нового владыки носила более внутрицерковный характер, редко проявляясь в делах мирских, связанных с событиями и людьми, цепляющими внимание журналистов «по умолчанию». Видимо, поэтому имя митрополита Кирилла в первый год служения и управления нечасто попадало в сферу внимания светских офф-лайновых СМИ. Достаточно сказать, что сама тема преобразования епархии в митрополию практически не попала в медиа-повестку.

А первым упоминанием о новом главе Екатеринбургской и Верхотурской митрополии стала скупая информация, появившаяся только три месяца спустя после его назначения на Урал. СМИ сообщали, что указом губернатора Свердловской области Александра Мишарина митрополит Кирилл включен в состав областной Общественной палаты в связи с прекращением полномочий своего предшественника (архиепископ Викентий в качестве митрополита Среднеазиатского уехал в Ташкент и место в ОП освободил).

Да и в дальнейшем упоминания о новом владыке или событиях, с ним связанных, были скупыми, сдержанными или на грани легкой, «покусывающей» критики. Справедливости ради надо сказать, что «покусывания» эти не были связаны с личностью самого митрополита, а скорее данью традиции - проверять нового человека «на прочность». Так, например, - Пояса Богородицы - в Екатеринбурге, упомянуты и беспорядки в очереди к реликвии, и режим наибольшего благоприятствования, созданный митрополией для VIP-верующих.

Интересно отметить, что в пресс-службе Екатеринбургской митрополии факт раздачи чиновникам спецпропусков подтвердили и пояснили. «Престарелые, беременные женщины, мамочки с детьми и инвалиды проходили с бокового входа (Свято-Троицкого собора - прим. UPmonitor). С южного входа заходили организаторы и сотрудники храма, на которых в эти дни легла огромная нагрузка. Да, были спецпропуска, которые достались чиновникам из городской и областной администраций. Их проводили так потому, что чиновникам не дозволено стоять в очереди весь рабочий день. Иначе их будут ругать еще больше», - цитировали сотрудника пресс-службы митрополии СМИ. Такая политика разумной открытости для СМИ и, соответственно, светского общества началась не при Кирилле, но при нем продолжилась. И это постепенно меняло градус отношений к "новенькому".

А в первых числах декабря губернатор Свердловской области попадает в ДТП и оказывается на больничной койке. И СМИ сообщают о молебнах во здравие губернатора, объявленных в православных храмах, и приводят слова митрополита Кирилла: «Жизнь человека - это постоянная опасность. Каждый ходит под богом. Я надеюсь на то, что эти молитвы церкви будут услышаны и Александр Сергеевич в здравии и благополучии вернется к своей прежней деятельности».

Вообще с самого начала своего служения владыка Кирилл не уклонялся от высказывания собственного мнения по злободневным вопросам, но не как политик или частное лицо, а именно как пастырь православных. И мнение это было сформулировано четко и однозначно, без скидок на политическую конъюнктуру или распределение мнений в группах влияния. Так, правящий митрополит неоднократно и последовательно поддерживал предложение о переименовании центральных улиц Екатеринбурга. «Я сегодня шел Крестным ходом по улицам нашего города - красивый город, сколько зданий старинных сохранилось! Идем мы Крестными ходами по улице Розы Люксембург, Карла Либкнехта, пересекаем улицу Карла Маркса, идем по проспекту Ленина - и можно еще перечислять. Имена кровопийц, богохульников и террористов не должны «украшать» наши улицы - это однозначно», - Эти же взгляды в разной форме он высказывал и впоследствии. И этой манерой поведения он также попал в резонанс с жителями области вне зависимости от их вероисповедания.

Сравнивая паству в месте своего прежнего служения, в Ярославской епархии, с уральцами, митрополит отмечает внутреннюю свободу жителей Свердловской области, их готовность отстаивать свои мнения и суждения: «Здесь люди более свободомыслящие, менее зацикленные на какие-то стандартные вещи, самодостаточные в значительной части. Поэтому они живут так, как и часто о себе заявляют». Сам владыка Кирилл ведет себя в соответствии со своим суждением о пастве: провожает в крестный ход байкеров и считает неприемлемым освобождение богохульников из группы Pussy Riot от наказания. «Я считаю, что если их держат так долго, то для этого есть основания. По-моему для них безопасней находиться там, потому что люди есть разные, по-разному могут отреагировать на такие поступки».

Строительство храмов, выстраивание отношений

Элиты Свердловской области и при первом губернаторе, и при последующих были не просто лояльно, а даже деятельно-доброжелательно настроены в отношении РПЦ. Но без контактов на личном уровне, подкрепленных взаимным доверием и заинтересованностью в успешности партнера, в Свердловской области сарайчик не построишь, не то, что новый храм. Второй год владычества митрополита Кирилла был отмечен знаковыми событиями, служившими для квалифицированного наблюдателя подтверждением того, что врастание владыки в областной истэблишмент состоялось.

В январе 2013 митрополит Кирилл освящает «часовню детских душ». Первый на Урале храм, построенный на средства православных христианок, потерявших детей. «В Екатеринбурге появилась уникальная для Свердловской области часовня - «часовня детских душ», так ее уже называют в народе. Возвели ее в честь вифлеемских младенцев, убитых царем Иродом после рождения Христа. Здесь смогут помолиться кающиеся в абортах, матери, попавшие в кризисную ситуацию, а жертвы постабортного синдрома получат помощь», - сообщают СМИ.

В феврале переливы колоколов на перекрестке улиц 8 Марта-Малышева в Екатеринбурге возвестили об открытии Максимилиановского храма, более известного как «Большой Златоуст». В 1930 году большевики взорвали храм. Спустя 76 лет, в 2006 году начали его восстановление. Внешне этот храм - точная копия того, который на этом месте разрушили.

А первым храмом, построенным при новом владыке "с нуля", стала деревянная борисоглебская церковь на краю Пионерского поселка. И это тоже символично. Владыка и благодетели мечтают о роскошном храмовом комплексе во имя святых русских князей, и начинают с малого - на что пока Бог сил дал. При этом само возникновение нового храма (в том районе, где ближайшая церковь - кладбищенская всесвятская) стало логичным продолжением негромкой, но большой благотворительной деятельности, которую ведут сподвижники митрополита.

Одновременно в епархии заявляют о том, что остается актуальной идея восстановления еще одного знакового для города объекта - Храма святой Екатерины. Начать восстановление хотели еще в 2010 году, но часть горожан приняла идею в штыки, "коллективный чернецкий" инспирировал даже акции протеста. (Много позже олигарх Андрей Козицын, один из виднейших благодетелей РПЦ, метко обозвал антиклерикальную активность промэрской части элит: "ходят вокруг ржавого фонтана"). Митрополит Кирилл, озвучив публично, на пресс-конференции, точку зрения РПЦ, все же признает, что тема строительства на площади Труда стала своеобразным "яблоком раздора". В епархии своей задачей видят подготовить общественное мнение, чтобы исключить раскол и протестные движения со стороны горожан, заявил он.

Летом 2013 года Екатеринбург посещает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И вопрос о строительстве храмов в Екатеринбурге впервые ь: «Не обошла тема увеличения количества православных храмов и Екатеринбург, который на неделе посетил Патриарх Кирилл. Как сообщается, в городе планируется построить 14 храмов. Предложение о возведении церквей уже направлено в городскую администрацию. По словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного), существующих в городе 32 храмов недостаточно. Между тем увеличение количества лишь одних церквей вызывает беспокойство представителей других религиозных традиций. В частности, несколько лет назад было приостановлено строительство мечети», - сообщают общенациональные СМИ.

Впрочем, на областном уровне беспокойства со стороны представителей других конфессий замечено не было. И решение областных властей передать епархии РПЦ Храм-на-Крови особого ажиотажа ни у мусульман, ни у иудеев, ни у представителей других христианских конфессий как-то не вызвал. Решение лишь подкрепило имидж Свердловской области, как территории веротерпимости и сотрудничества верующих при наличии сильной позиции епархии РПЦ и ее руководителя.

Светский офф-лайн даже с некоторым облегчением комментировал факт передачи, дескать, наконец-то объект перейдет в руки тех, кому и должен принадлежать. Согласитесь, странно было бы, если бы резиденцию губернатора, например, содержала епархия. Вспоминали, конечно, сколько денег из фонда губернаторских инициатив (был такой при Эдуарде Росселе) истратили на храм (по некоторым оценкам до 150 млн. рублей). Как и ежегодную нагрузку на областной бюджет, содержание храма обходилось почти в 5 млн. рублей. Теперь деньги должна была искать церковь. Владыка Кирилл прокомментировал "передаточное" постановление Заксобрания Свердловской области в свойственной только ему манере: «Нам люди помогают, с Божьей помощью все будет хорошо. Это вопрос не экономического порядка, а духовного».

Кстати, о том, что противостояние городских и областных властей - вопрос уже не политического порядка, а тоже духовного, патриарх Кирилл намекнул во время закрытого приема в Доме Севостьянова. Очевидцы, рассказывают, что в адрес присутствоваших сити-менеджера Александра Якоба и тогдашнего главы Екатеринбурга Евгения Порунова предстоятель РПЦ отпустил пару вполне прозрачных намеков. Но тогда в Екатеринбурге была предвыборная пора - шикарный политический ход владыка Кирилл сделает через год, о чем чуть ниже.

Если продолжить говорить языком цифр, то количество упоминаний митрополита Кирилла на втором году его служения возросло в 5 раз. И, как показали дальнейшие события, это был не предел.

Рука об руку, но иногда и поперек

Духовная и светская власти обречены на взаимодействие. И если не на взаимопонимание, то хотя бы на нейтралитет, иначе общество будет расколото, а гражданско-религиозные войны - это совсем не то, что необходимо сегодня России. Впрочем, в Свердловской области даже тени возможности развития подобного сценария не было, нет, и не предвидится. Владыка Кирилл как главный кормщик православных христиан в регионе далеко не всегда согласен с действиями светских властей на все сто процентов, но уважение вызывает верность своим высказываниям, редкая среди представителей правящих элит.

Взять хотя бы громкое «дело Маленкина». Вице-президента фонда «Город без наркотиков» задержали по «тяжелой» статье (в последствие устоявшей в суде и обернувшейся реальным сроком лишения свободы). В защиту соратника, как и ожидалось, выступил глава Екатеринбурга и основатель фонда Евгений Ройзман. И - митрополит Кирилл. Священнослужитель заявил, что уверен в невиновности подозреваемого еще тогда Маленкина и не брал свои слова обратно ни тогда, ни потом. А ведь с какой яростью антиклерикалы бросались на православного владыку из-за площади Труда, с такой же вполне лояльные СМИ вцепились в иерарха за посещение в тюрьме соратиника Ройзмана. Недоумевавшему пулу главных редакторов ведущих СМИ ("Почему его высокопреосвященство ездил в тюрьму к Маленкину?!") в окружении митрополита ответили смиренно и с юмором: "Владыка же христианин, отчасти". Великолепное чувство юмора - еще одна отличительная черта владыки Кирилла. Его предшественник представлялся суровым и нелюдимым. Екатеринбургский митрополит, хоть и родился в Пермском крае, всю жизнь служил в центральной России - Владимир, Тула, Ярославль. Переехав на Урал, он обаял местную знать, как прекрасный коммуникатор, доброжелательный переговорщик, хлебосольный гостеприимец и тонкий тамада. Судачат, что митрополит обидчив (но отходчив), местные интернет-таблоиды хлебом не корми - дай посмаковать, как владыка то "поссорился с губернатором", то "помирился с губернатором". Но, как опытный руководитель (в светском значении этого слова), митрополит Кирилл в конечном счете заботится о главном: чтобы церковь (в семиотическом понимании этого слова) строилась.


И к чести журналистов офф-лайновых СМИ, негромкие, не пафосные проекты не остаются незамеченными, дополняя современный образ РПЦ и митрополита Кирилла в зеркале СМИ.

Вот далеко не полный перечень того, что было сделано для города и области за последние два года (это без учета богатых благотворительных традиций - как заложенных еще при Викентии, так и зародившихся при Кирилле). В храмовом комплексе Ганина Яма открылся паломнический центр. Есть где переночевать, есть где остановиться, есть где покушать, чтобы было больше времени отдать Богу. Для верующих в гостиничном комплексе одно-, двух- и трехместные номера, конференц-зал. Скоро заработает трапезная. При этом сохраняется и бесплатное размещение.

Мигрантов в Свердловской области начали знакомить с православными традициями и нормами поведения в российском обществе. Областное подразделение Федеральной миграционной службы заключило соглашение с епархией. Согласно документу стороны намерены содействовать «развитию взаимопонимания между местным населением и мигрантами», а также вести работу по предотвращению межнациональных конфликтов.

Со своей стороны областные власти готовы И снова соглашение, на этот раз с МУГИСО. На баланс Екатеринбургской епархии переданы 28 храмов Свердловской области. «Теперь областные власти и члены свердловского духовенства будут сообща восстанавливать объекты культурного наследия региона. Часть из них требует восстановления и более пристального внимания, как со стороны государства, так и епархии. Отметим, что это соглашение позволит возродить многие православные святыни Свердловской области, о чем неоднократно говорил губернатор Евгений Куйвашев», - сообщают СМИ.

Кстати, это соглашение купирует и возможные протестные настроения со стороны защитников памятников старины. Объекты получат паспорта для надлежащего выполнения ремонтных работ, чтобы заранее соблюсти все тонкости требований законодательства в отношении памятников.

В марте 2014 года на Урале появился первый бэби-бокс. И не где-нибудь, а в специально отведённом помещении при храме святителя Иннокентия Московского в самом центре Екатеринбурга. Средства на изготовление оборудования, доставку и монтаж были собраны неравнодушными жителями областного центра и других городов России, которые поддержали проект Центра защиты материнства «Колыбель» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии.

«В день открытия бэби-бокса будет совершён молебен, который возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл», - сообщали СМИ. Этот первый бэби-бокс - как наглядное подтверждение тезиса, что вера без дел мертва. И наряду с «часовней детских душ», где матери могут помолиться за абортированных детей, есть бокс в храме, куда можно отдать нежеланного, но все-таки не абортированного ребенка.

На этом информационном фоне о том, что в Свердловской области светская и религиозная власть идут рука об руку выглядит как констатация факта, а не предвыборный лозунг.

По словам губернатора, одним из зримых символов нового союза церкви и государства стал уникальный проект по возрождению православных святынь города Верхотурья - старейшего города на территории Среднего Урала. «Радует, что в Свердловской области православие и власть идут рука об руку, помогают друг другу. Я хочу всем сказать и вам, владыка, никогда, ни при каких обстоятельствах наша власть, по крайней мере, пока здесь губернатор Куйвашев, никогда не будет в противоречиях с православной церковью», - заявил глава региона.

При этом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский очень тонко чувствует грань между компетенциями РПЦ и функционалом светской власти, сам старается не поддаваться соблазну спекулятивного политиканства и других окорачивает. Взять хотя бы больную тему событий на Украине. В марте 2014 года в Екатеринбурге прошел многочисленный, поразивший даже самих клириков .

Более 3 тыс. верующих прошли мимо консульства Украины, чтобы молитву о мире услышали и там. Однако участники хода отказались от каких-либо плакатов или лозунгов, они несли только православные хоругви. И, как подчеркнул владыка Кирилл, «это не политические события, это не политика, это жизнь! Там живут родственники, братья, сестры. Это проблема, которая не заканчивается границей».

Но когда один из священнослужителей епархии не сдержался и допустил политические высказывания, владыка отреагировал мгновенно: высказывания дезавуировал, священника наказал. Протоиерей Владимир Зайцев, провожая роту уральских добровольцев на Украину, призвал их «бить фашистскую мразь». И тут же был отрешен от служения и отправлен на покаяние в монастырь. Впрочем, владыка освободил протоиерея досрочно - в связи с деятельным раскаянием. Митрополит Кирилл объяснил, почему наказал и простил священника: «Отец Владимир - хороший человек, умный и неравнодушный, но это не значит, что он не может совершить ошибку», - цитировали владыку СМИ. Позиция Церкви по поводу конфликта на Украине, напомнил митрополит, остаётся прежней: «священники не одобряют насилия» и молятся за то, чтобы «кровопролитная междоусобная война закончилась».

Не кровопролитная, слава Богу, но вполне себе междусобная война между властями Екатеринбурга и Свердловской области не закончится, наверное, никогда. Для владыки такая политическая архитектура региона была, очевидно, в диковинку. Он привыкал к ней почти четыре года. Областные руководители и в церковь ходят, и на мероприятия епархии, и в гости к митрополиту. А про городских православный иерарх рассудил, вероятно, по пословице про гору и Магомета - и (впервые в истории) самолично пришел в Думу Екатеринбурга, выступил там и на вопросы ответил. Вот тот самый шикарный ход! Естественно, что и про парадигму "храм-фонтан" спрашивали. Как не спрашивать, если председатель гордумы Евгений Ройзман сам определиться не может: то ли он православный, то ли все-таки не крещеный; то ли он за храм, то ли за референдум о его восстановлении. В общении с депутатами, судя по отражению в офф-лайновых медиа, пастырь был благостен, но когда речь зашла о том, что не надо восстанавливать на прежнем месте градообразующий храм св. Екатерины, отреагировал жестко: давайте тогда Екатеринбург обратно в Свердловск переименуем, и закроем вопрос!

Стоит отметить и еще одну черту митрополита Кирилла, как ньюсмейкера: он в хорошем смысле слова традиционалист. Такое церковно-светское мероприятие, как Царские дни, например, из года в год проводится в Свердловской области, привлекая в регион не только верующих, но и просто туристов. В этом году, по данным епархии, только крестный ход привлек порядка 60 тыс. участников, паломники приехали из 10 стран, и самой яркой стала делегация японских самураев.

«Они в общей колонне прошли весь путь. Японцы приехали из региона Сацума, где их предки 110 лет назад принимали будущего императора Николая II. Японцы выполнили обещание, данное цесаревичу сацумским князем, и лично приехали почтить память императора», - сообщили в епархии. Отметим, что впервые Царские дни получили широкое освещение на федеральных телеканалах. Конечно, это совпало с попыткой реанимации монархической темы в общенациональной повестке (тут и фейковые наследники престола с фейковым же обращением к Кремлю, и прокурор Крыма Поклонская с изысканиями о законности отречения Николая II). Но, согласитесь, поминовение семьи Романовых в Екатеринбурге стало настолько масштабным, что и без этих мотивов федеральные СМИ пройти мимо уже не могут.

Самураям пришлось добираться до Екатеринбурга более ста лет. Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу потребовалось всего четыре года для того, чтобы от единичных упоминаний в офф-лайновых СМИ перейти в категорию персон, устойчиво входящих в топ-100 (по версии UPmonitor). А это в регионе, где, по признанию самого владыки, «люди более свободомыслящие, менее зацикленные на какие-то стандартные вещи, самодостаточные в значительной части» и живут так, как о себе заявляют - отличный результат.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...