Я говорю не противься злому. А Я говорю вам: не противься злому… Опыт историко-экзегетического исследования

«Не противься злому»

Ричард Хейз

Источник: Хейз Р. Этика Нового Завета. М.: ББИ, 2005, с. 428-435.

Христиан часто озадачивает текст Мф. 5:38-48: его требования столь тяжелы, что представляются попросту невыполнимыми. Поэтому толкователи идут на всевозможные ухищрения, пытаясь смягчить его заповеди, уйти от буквального их понимания (об истории интерпретации см. Kissinger, 1975; более краткое резюме см. в Guelich, 1987). Вот некоторые из таких влиятельных интерпретаций:

— Эти слова говорят о жизни в эсхатологическом Царстве Божьем, а потому не требуют буквального исполнения в нынешнем земном существовании (см., напр., высказывания Р. Нибура о «недостижимом идеале»).

— Эти слова предписывают Иисусовым ученикам «промежуточную этику» на том основании, что очень скоро перед ними предстанет конец истории и Последний суд – столь скоро, что не надо даже задумываться о долгосрочных результатах жизни в соответствии с такой максималистской этикой. Как мы видим, данное толкование противоположно первому. Оно видит Мф. 5:38-48 не как высший идеал, а как временное установление, сделанное в пылу эсхатологического энтузиазма.

— Эти слова запрещают лишь самозащиту, но не запрещают сражаться в защиту невинной третьей стороны (так понимал данный вопрос Августин).

— Эти слова говорят о «совершенстве» (см. 5:48) и применимы лишь к тем, кто хочет быть святым, монахом или клириком. К простым же верующим они не применимы.

— Эти слова демонстрируют невозможность жизни в соответствии с Божьим стандартом праведности (см. 5:20). Они обличают нашу совесть и показывают, что мы – грешники, которым нужна благодать.

— Эти слова следует рассматривать в конкретном социальном контексте. Соответственно, «не противься злому» означает «не выступай против злого человека в суде» (Guelich, 1982, 219-220). Под «врагами» же подразумевают лишь личные враги в палестинской деревне, но не враги чужеземные или политические (Horsley, 1987, 272-273).

Однако если мы внимательно рассмотрим этот отрывок в контексте всего Евангелия, то увидим, что ни одно из упомянутых толкований не является удовлетворительным. Обратим внимание для начала на контекст непосредственный – Нагорную проповедь (Мф. 5-7).

Эти стихи составляют кульминационные 5-ю и 6-ю антитезы («Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам…») в первой главе Нагорной проповеди, базовой инструкции об ученичестве. Такой контекст очень показателен. Нагорная проповедь, первый из пяти больших блоков поучения у Матфея (см. главу 4), говорит о начале Иисусова служения в Галилее – когда Иисус впервые призвал учеников (Мф. 4:18-22) и начал собирать толпу (4:23-25). Соответственно, в повествовательной схеме Матфея Нагорная проповедь выступает в качестве программного раскрытия Царства Божьего и жизни, к которой призвана община учеников. Место проповеди (гора), видимо, содержит аллюзию на ветхозаветный рассказ о Моисее и Исходе, а также намекает: Иисусово учение – новая Тора, хартия для общины Нового Завета.

Этот материал представлен в Мф. 5:1-2 как инструкция Иисусовым ученикам. Однако в конце проповеди написано: «Толпы дивились учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий» (7:28-29). Значит, Иисус наставлял учеников открыто перед народом. Это отражает убеждение евангелиста в призвании общины учеников быть светом миру (5:14-16). Ученики призваны жить по строгим меркам шести антитез именно потому, что они должны воплощать Царство Божье в плюралистическом и греховном мире.

Характер этого Царства удивителен. Заповеди блаженства (5:3-12) попирают здравый смысл, утверждая, что Божье благословение почиет на скорбящих, кротких, миротворцах и (особенно) гонимых (отметим, что 5:11-12 повторяют и расширяют блаженство гонимым в 5:10). Блаженства переворачивают реальность с ног на голову – или, точнее говоря, показывают, что Бог видит наши ценности перевернутыми. Призвание общины быть «солью» и «светом» миру (5:13-16) осуществляется, когда ученики Иисуса воплощают альтернативную божественную реальность через качества, о которых говорят блаженства. Община Иисусовых учеников должна быть «городом, построенным на холме», образцовым полисом, демонстрирующим мирную политику нового божественного порядка.

Матфей подчеркивает: этот контркультурный полис – не отмена Торы, а ее исполнение (5:17-20). Праведность, к которой призваны Иисусовы ученики, усиливают и превосходят самые жесткие установления израильских законников. Поэтому шесть антитез (5:21-48) поднимают планку, радикализируя требования Закона. Они показывают, как должна выглядеть новая община, которую создает Иисус.

Перед нами не всеобъемлющий юридический кодекс: евангелист дает лишь несколько примеров. Он указывает, что в новой общине гнев побеждается через примирение (5:21-26), похоть держится под контролем (5:27-30), брак почитается через верность на всю жизнь (5:31-32), речь – прямая и честная (5:33-37), мести нет места (5:38-42), а ненависть заменяется любовью к врагам (5:43-48). Хотя этот образец общины учеников – новое откровение, он также представляет собой исполнение глубинной истины Закона и пророков (см. Мф. 22:34-40).

Одним словом, Царство Божье, как оно описано в Мф. 5, полно неожиданностей. Радикальную контркультурную общину учеников отличает «более высокая праведность». Ее члены свободны от гнева и похоти, лжи и насилия. Особенно же яркая черта нового града – любовь к врагам; причем интересно, что антитезисы, посвященные этим темам – кульминация, завершающая раздел (5:38-48). Община Иисусовых учеников не прибегает к насилию, но остается милосердной, чистой, миротворческой и готовой к гонениям. А еще – благословенной, благословенной именно из-за своей верности этому чудному видению.

Как этот образ ученичества вписывается в более широкий контекст Евангелия? Некоторые экзегеты считают, что между Нагорной проповедью и богословскими взглядами Матфея существует противоречие (см. напр. Betz, 1985, по мнению которого Нагорная проповедь – доматфеевский компендиум, составленный в иудео-христианских кругах). Однако с ними трудно согласиться. Они недооценивают то, насколько концепция ученичества в Нагорной проповеди согласуется с образом Иисуса у Матфея. Так, в рассказе об искушении (4:1:11) Иисус отвергает власть над царствами мира сего, предпочитая поклоняться и служить только Богу. В трех предсказаниях о Страстях (16:21-23; 17:22-23; 20:17-19) Иисус относит Себя к «гонимым за правду» и объявляет, что Его учеников ждет та же участь (16:24-26) (Матфей заимствовал этот материал у Марка, но практически не внес в него изменений). В Гефсимании Иисус снова испытывает внутреннюю борьбу, но предоставляет все воле Отца, будучи готовым испить чашу страданий (26:36-47).

Как убедительно показал Йодер, искушение отказаться от чаши – это именно искушение прибегнуть к вооруженному сопротивлению (Yoder, 1994 (1972), 45-48). Однако насилию Иисус предпочитает страдание и послушание. У Матфея это даже более ясно видно, чем у Марка и Луки, ибо при аресте Иисус увещевает ученика, пытающегося сопротивляться: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:51-54).

Уильрих Маузер отмечает: «Иисус не уступает искушению сохранить Себе жизнь, сопротивляясь злу оружием самого зла. В Евангелии от Матфея эта сцена ареста – наиболее яркое истолкование заповеди из Нагорной проповеди: «Не противься злому» (Мф. 5:39)» (Mauser, 1992, 80).

Соответственно, рассказ о Страстях устремляется к своему неизбежному завершению: Иисус умирает беззащитный и подвергаемый насмешкам (27:39-44). Смерть Иисуса дает образец тех самых качеств, которые в Мф. 5 предписываются Иисусовым ученикам.

Концовка Евангелия от Матфея снова акцентирует Нагорную проповедь. Через воскресение Иисуса Бог оправдывает Его власть учить и направлять общину. В финальной сцене Иисус является одиннадцати ученикам, опять же на горе, и возвещает: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите и сделайте все народы учениками Моими, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:18а-20б; курсив мой – Р.Х.).

Задача Иисусовых учеников состоит в том, чтобы набрать побольше учеников. Причем они должны не только обратить людей, но и научить всех крещенных тем же вещам, которым они и сами научились от Иисуса. Каким именно вещам? Из контекста ясно видно, что речь – о Нагорной проповеди.

Из завершения рассказа ясно видно: Матфея не считает жизнь по Нагорной проповеди недостижимым идеалом. Напротив, именно ее заповедует нам Иисус, Который обладает «всякой властью на небе и на земле». Она возможна, ибо власть воскресшего Господа пребывает в общине и с общиной: «Помните, что Я с вами во все дни до скончания века» (28:20б) (очень важные слова: оказывается, век церковной жизни – не краткий промежуток времени, а пространный исторический период, в который Иисус пребывает с Церковью и направляет ее). Единственный вопрос состоит в том, чтобы ученики оставались верны наученному. Ведь в верующей общине будут и сомнения, и провалы.

Как мы уже видели (см. раздел 4.2.а), Матфей, при всем своем максимализме, видит человеческую слабость и греховность, призывая общину к взаимному прощению и исправлению. Однако, по его мнению, это не отменяет необходимости исполнять заповеди. Лишь слово суда имеет евангелист для тех, кто говорит: «Господи, Господи», но не исполняет воли Божьей, как она открыта в учении Иисуса. В День Суда Иисус скажет им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (7:21-23).

Заповеди Нагорной проповеди не только божественны, но и практичны: человек, который слушает и исполняет Иисусовы слова, подобен мудрому строителю, построившему дом на камне; человек, который слушает Иисусовы слова, но не исполняет их, подобен тому, кто построил дом на песке (7:24-27). Жить в соответствии с парадоксальной мудростью Иисуса, значит, жить в соответствии с высшим замыслом Бога о человеке. Евангелист Матфей все время это подчеркивает.

Все это отметает вышеописанные шесть способов смягчить заповедь, данную Церкви в Мф. 5:38-48.

— Учение о ненасилии и любви к врагам – не просто эсхатологическая концепция или идеал. Иисус исполнял его до смерти, и, согласно Евангелию от Матфея, Иисусовы ученики также должны исполнять его.

— Матфей пишет спустя как минимум полвека после смерти Иисуса и прекрасно знает: история продолжается, и «до скончания века» Церкви предстоит пройти долгий путь. За это время Церковь должна научить народы соблюдать заповеди Иисуса, в том числе и заповедь о ненасилии и любви к врагам.

— Евангелие от Матфея не ограничивает запрет на насилие лишь запретом на самозащиту. Пример, данный в Мф. 5:39 («обрати другую щеку»), ясно относится к самозащите – можно сказать, даже к самозащите. Но стоит присмотреться к поведению самого Иисуса, как оно описано у Матфея, и становится очевидно: насилие вообще не может быть орудием воли Божьей. Именно это входило в искушение, отвергнутое Иисусом в пустыне и в Гефсимании. Он не встает на защиту бедных и угнетенных палестинцев, поднимая восстание против Рима или еврейских коллаборационистов. Вместо этого Он исцеляет и проповедует. Он проповедует любовь и добровольно идет на гонения и смерть. Более того, он не хвалит ученика, который попытался мечом защитить Его от несправедливого ареста, но изрекает пророческое слово суда против всех «взявших меч» и велит вложить меч в ножны. Вооруженная защита – не путь Иисуса. И Евангелие от Матфея не содержит ни малейшего намека на то, что насилие в защиту третьей стороны допустимо. Более того, Мф. 26:51-52 прямо отвергает эту идею.

— «Великое поручение» в конце Евангелия от Матфея показывает, что Нагорная проповедь предназначена не только для каких-то суперсвятых христиан. Все крещенные верующие должны быть научены исполнению заповедей Иисусовых.

— Представление о том, что максималистские учения Нагорной проповеди предназначены лишь для того, чтобы показать нам нашу потребность в благодати, опровергается концовкой самой проповеди (Мф. 7:21-27). Эти слова надлежит исполнять на практике.

В своих аргумента я исхожу из целостного повествовательного контекста Евангелия. Я читаю его как литературное и богословское единство. Те, кто желают иначе мыслить Мф. 5:38-48, порой опираются не на весть Матфея, а на то, что «на самом деле» сказал или имел в виду Иисус. Попытки реконструировать учение Иисуса интересны, но мы еще раз подчеркнем: нормативным богословским использованием текста руководит именно канонический повествовательный контекст. Историческая же реконструкция – всего лишь гипотеза (см. главу 7 относительно исторической роли Иисуса в новозаветной этике).

Матф.5:38-42 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Ключевая заповедь Иисуса в этом отрывке нагорной проповеди; « не противься злому ». Иисус учит о злых людях, которые вступают с нами в конфликт, кто судятся с нами, принуждают нас к чему-то или требуют от нас что-либо, что им не принадлежит.

Матф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Иисус напоминает, что раньше в законе предписывалось отвечать противнику тем же самым, что и он сделал. Но теперь Он заповедует жить совсем по другому, совершенно противоположно тому, что было сказано в законе.

Матф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому...
Слово «противься» [антистЭнай] – противиться, восставать против, сопротивляться, противостоять, противоборствовать.

Говоря «не противься злому», Иисус говорит; « не воздавайте в ответ злом ».

Зло заразительно и нам нужно бодрствовать, чтобы не подхватить эту заразу.

Когда нас обидели, нам не нужно противодействовать в ответ, нам не нужно ввязываться с ними в борьбу, нам не нужно искать отмщения.

Матф.5:39 … Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Возможно, Иисус не призывал нас это делать буквально, но приводил это как понятный пример. Он мог просто сказать « если кто ударит тебя », но Он упомянул именно щеку. Почему? Удар в правую щеку (тыльной стороной руки) был по иудейскому раввинскому закону вдвое оскорбительнее для человека, чем удар открытой ладонью.

Таким образом, Иисус говорит: «Даже если человек наносит вам унизительное или намеренное оскорбление, ни в коем случае не мстите, и не отвечайте тем же».

Слова Иисуса о том, чтобы после удара подставить другую щеку смущают многих, но очевидно то, что лучше остаться оскорбленным и униженным, чем ввязываться в еще большие проблемы.

Матф.5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Рубашка (хитон - нательная одежда) по стоимости была меньше чем верхняя одежда (гиматий - накидка, платье носившееся поверх хитона).

Речь идет о злом человеке, который хочет судиться с нами, чтобы забрать что-то наше. Иисус учит нас избегать судов и если для этого потребуется отдать что-то большее, то лучше сделать это.

Это звучит не ободряюще, но если этому учит Иисус, значит, так будет лучше для нас. Иисус вовсе не против суда и законов страны, которые могут защитить нас, Он говорит здесь о ситуации, когда враг провоцирует нас на борьбу с ним, на ответную реакцию. Дело ведь не в рубашке, она и так была нашей, и суд нас оправдает. Дело в желании врага вовлечь нас в более глубокое противостояние и причинить нам больше неприятностей и вреда.

Лучше не давать злу никакой возможности вовлечь нас в еще большее зло.

Матф.5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще , иди с ним два.
Слово поприще [мИлион] – миля. Это слово обозначает определенное расстояние пути, равное примерно 2 км (римская миля – тысяча двойных шагов).

Слово принудить - греческое [аггарЭисей]. Это слово происходит от персидского [аггареус], что значит курьер. У древних персов была удивительная для того времени почтовая система. Все дороги были разделены на отрезки длиною в дневной путь; в конце каждого отрезка были свежие лошади, корм и вода, а также пища для курьера. Но, если на станции чего-нибудь не было или недоставало, могли принудить любое лицо дать пищу, приют, помощь, лошадей и даже самому везти почтовое сообщение до следующей станции. Вот такое принуждение и называлось [аггарЭисей].

В оккупированной стране население могли принудить поставлять пищу, давать постой, перевозить грузы. Палестина была завоеванной и оккупированной страной, и любой иудей мог в любой момент ощутить на плече прикосновение копья римского воина и услышать, что он призван служить римлянам, может быть для выполнения самой тяжелой и черной работы. Именно так случилось с Симоном Киринеянином, когда его принудили [аггарЭисей] нести Крест Иисуса.

Иисус учит нас о тех, кто имеет над нами силу или власть. Если таковые заставят нас совершить какую-то работу, то нам лучше не противостоять им, но сделать это.

Например. Руководитель, будучи во зле принудил вас сделать определенную норму тяжелой работы, которую вы не должны делать. Согласно заповеди Иисуса нам не нужно устраивать протест, но как христианин явить смирение и не только выполнить навязанную работу, но сделать больше чем требуется.

Матф.5:42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Чтобы лучше понять этот стих, нужно посмотреть в Евангелии от Луки, где эта заповедь повторяется и описана с большими деталями.

Лук.6:27-30 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай , и от взявшего [захватившего, отнявшего] твое не требуй назад. Лук.6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего ; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Как мы видим понятие «просящему у тебя дай», относится к врагу, кто пытается взять у нас взаймы.

Скажите, как часто враги пытаются у вас занять деньги? Не часто. Очевидно, что здесь продолжается мысль о противоборстве между нами и врагом. Иисус снова говорит о том, чтобы мы любым способом расстались с врагом в мире и не начинали с ним никакой борьбы. Иисус учит нас отдать в таком случае и не ожидать обратно.

Разумеется, если таково повеление Иисуса относительно наших врагов, то с нашими братьями и сестрами вопрос тем более ясен.

Но почему мы должны поступать так?

«Нет, это не справедливо», может возразить наша плоть. «Это не правильно…»

Есть причина, почему Иисус учит нас именно так поступать со злом, а не иначе. Неужели Иисус дал эти заповеди, чтобы нам было плохо? Неужели Он не понимал, о чем говорил? Неужели Он не понимал, что так мы теряем, что-то? Он понимал.

Это многие из нас не понимают духовных принципов и законов, но Иисус знал, почему Он так говорил и для чего это нам нужно делать.

Складывается такое впечатление, что Иисус учит нас проигрывать злу; - ударяющему тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую - хотящему судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду - принуждающему тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два - просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Но в реальности Иисус не учит нас проигрывать злу, но учит, как победить это зло . Иисус не разоружает нас этими заповедями перед злом, напротив Иисус дает нам сильное Божье оружие, которым можно победить зло. Зло может атаковать нас через плотских людей, но оружие против этого зла не плотское.

2Кор.10:3-4 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение [разрушение, снос, уничтожение] твердынь [укрепленное место, крепость] …

«Оружие Божье» в отличие от « плотского оружия » не просто защищает нас от зла, но разрушает его крепости и лишает зло силы и защиты.

Зло – это оружие врага. Добро и любовь – это оружие Бога. Зло невозможно победить злом, но победить его можно только добром. Апостол Павел в послании к римлянам объясняет эту тему очень понятно.

Рим.12:17-21 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками . Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные , но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь . Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.Не будь побежден злом, но побеждай зло добром .

Получается, что если мы отвечаем злом на зло (17 стих), то мы терпим поражение, мы проигрываем, мы побеждаемся этим злом (21 стих).

Вот почему Иисус учит нас;

  • кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
  • кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду
  • кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
  • просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Если мы отвечаем злом на зло, так мы только умножаем зло! Если мы отвечаем на зло добром, тогда мы побеждаем это зло и разрушаем его укрепления.

Иисус не отвечал на зло, оскорбления, клевету и унижения. Этим Он показал нам пример, как и нам нужно поступать. Когда побивали камнями Стефана, он не просил отмщения, но просил о прощении тех людей. Итак, Иисус учит нас поступать с нашими врагами совершенно противоположно тому, как они поступают с нами.

Лук.6:35-36 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего ; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд .

Если мы любим, благотворим и взаймы даем врагам - мы теряем что-то, но это не поражение, потому что мы получаем затем намного больше от Бога.

За это смирение нам обещаны, два больших благословения:

Спрашивает Алла
Отвечает Александра Ланц, 02.06.2010


Вопрос : Как понять эти слова: "А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" ().

Здравствовать вам в Правде Божией, Алла!

Текст, о котором вы спрашиваете, вызывает много споров и недоумений. Это происходит главным образом потому, что читатели Библии не доделывают свою «читательскую» работу до конца, т.е. они берут этот текст и начиниают размышлять над ним в отрыве от самой Библии и в отрыве от Того, Кто произнёс эти слова.

Как вы думаете, Иисус, Который сказал то, о чём вы спрашиваете, Сам исполнял это? Т.е. жил ли Он так, как проповедовал? Если «да», то мы в поисках верного понимания этого стиха должны внимательно читать Евангелия, наблюдая за Иисусом, за тем, как Он относится к Своим противникам, к тем, кто желает унизить Его, обвинить, убить, т.е. к тем, кто бьёт Его по щекам. Только так мы сможем понять, что имел ввиду Спаситель, когда сказал: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Вот пишу сейчас мой вам ответ и заранее радуюсь тому, что вы, прочитав его, обязательно возьмёте в руки Евангелия и начнёте внимательно изучать по ним жизнь Иисуса для того, чтобы понять лично для себя, так ли оно на самом деле, как я сейчас вам скажу, а заодно будете учиться у Самого Иисуса жить и поступать так, как Он жил и поступал.

Я остановлюсь только на одной истории, записанной в , призывая вас увидеть всю картину лично, через как можно близкое знакомство с жизнью Иисуса, через размышления о том, как и что Он отвечал Своим обидчикам и почему иногда просто молчал. Итак...

«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

На мой взгляд, этот случай наиболее чётко отражает то, как жил Иисус. Он никогда не был слабым, Он всегда точно знал, что, кому, как и когда надо отвечать, и все Его ответы на любую попытку унизить Его всегда были противоположны тому, как вели себя Его враги.

Смотрите, как интересно Иисус построил Свою заповедь: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ». Ведь мог же сказать «другую щёку ». Конечно, по контексту выходит, что имеется ввиду именно щека, но всё же Иисус, хотя и мог, не придал завершённость контексту , Он просто говорит: «подставь другую », т.е. дай человеку ту реакцию на его действия по отношению к тебе, которой он не ожидает. Повернись к нему той своей стороной, которая станет для него упрёком в том, что он совершил, ударив тебя. Даруй ему небесную правду в ответ на его ложь, Божию любовь, льющуюся из твоего сердца, – в ответ на его ненависть, искреннюю заботу – в ответ на его пренебрежение к тебе.

Именно так поступил Иисус, когда один из служителей ударил Его по щеке. Иисус не ответил злостью, гордостью, раздражением, возмущением, но повлёк человека туда, где у этого человека появится шанс увидеть, как сильно он был неправ в своём действии.

Именно так Он поступает с каждым из нас, когда мы, противясь Его святой воле, бунтуем и бьём Его своим неверием, своей гордыней, своим упрямством, обвиняя Его во всём зле, причиной которого Он никогда не был. Он – Тот, Кто одним только словом может уничтожить нашу планету так, словно бы её никогда не было, вот уже 6 тысячелетий подставляет нам, на наши по Нему удары, «другую» -- любовь, милосердие, заботу, долготерпение, милость – лишь бы спасти нас, лишь бы вернуть нас Домой.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, провозгласил в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» () .

Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?

Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.

В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. «Не говори: «я отплачу за зло"" (). «Не говори: «как он поступил со мной так и я поступлю с ним"" (). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» () за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела – добром.

Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии . Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» () . Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.

Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти «мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд» () . Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были «служить убежищем всякому убийце... дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею... и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть» () . Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершение преднамеренного убийства «предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер» () .

Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.

Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. «Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя «и предать его в руки мстителя за кровь» () . В особенности это касалось мести за убийство.

Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того. «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]» (). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.

Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению. А началом примирения и является непротивление злому, о котором говорит Христос. Так из первого шага добра, в виде непротивления злу, то есть в виде не допущения противных действий, сделанных наперекор враждебной стороне, может возникнуть и постепенно развиться примирение враждующих сторон и дальнейшая дружба, помощь, взаимовыручка и сотрудничество между ними.

Таким образом, поступок непротивления злу, при встрече с врагом или злодеем, представляет собой разумную тактику поведения и мудрую дипломатическую систему, которая является залогом того, что из врага можно сделать друга. Метод не ответного зла, доброго отношения к людям в виде терпеливого проявления к ним заботы и ласки, соединенного с разъяснением того, что нельзя делать зло, широко применяется во всех педагогических и психологических системах мира для того, чтобы перевоспитать злодея или грешника и превратить его в добропорядочного человека и хорошего члена общества. И таким образом без агрессии и вражды победить в душе человеческой зло и заменить его добром.

Слова Спасителя о непротивлении злому человеку применимы также и в том случае жизни, когда один человек причинил вред другому человеку, в одной ситуации сознательно, как враг. В другой ситуации не специально, не умышленно, случайно навредив кому-либо. В этом случае человек, которому навредили, должен не противиться злому, то есть не проявлять агрессию и противодействие в первой ситуации, для того, чтобы из врага сделать друга. Во второй ситуации, для того, чтобы не обострять отношения и из случайного вредителя, своим ответным злом не создать врага. Если бы человек, не являясь злодеем, неосознанно причинил кому-либо нечаянное зло, то в этой ситуации такой человек хотел, чтобы его поняли и ему не мстили, и помогли бы исправить случайно совершенное им неумышленное зло. Поэтому в этой ситуации к такому человеку и нужно не применять агрессию в ответ на его неумышленное, нечаянное зло и не противодействовать, а не противиться его случайному злому поступку и помочь ликвидировать дурные последствия этого случайного зла.

Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» () . Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.

Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» () . В этой ситуации не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» () . И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» () . То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» ().

В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (). Сделал это потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» . Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой.

Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя «не противиться злому» нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.

Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а «мудрый боится и удаляется от зла» () . И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» () .

Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ().

Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: «уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему» () . Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» () , потому что ему помогает и его защищает Бог.

Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» () . Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.

Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.

Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь «воздаст каждому по делам его» () и «Который воздаст каждому по делам его» () . То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как «воздаст человеку по делам его» () . Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Сам воздает злодею за зло. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (). Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.

Итак, из всего вышесказанного видно, что в словах Спасителя о непротивлении злу не говорится о подчинении злодеям, о приветствии, признании и поощрении зла. А говорится об особом способе поведения, которого человек должен придерживаться при встрече со злом. Суть этого способа поведения, как уже говорилось, состоит в том, что зло нужно воспринимать мудро, с достоинством и спокойствием, без нервов и истерик, без раздражения и противности в адрес зла. А главное, ни в коем случае нельзя делать ответное зло, так как это приведет к воздаянию за совершенное вами зло, к обострению вражды между противодействующими сторонами, и в итоге к увеличению в мире зла. Но нужно не подчиняясь и не противясь злу, побеждать зло добром. Для этого Спаситель, дает нам целый ряд примеров из Своей жизни, в которых побеждает зло при помощи добра. Для этой цели дается много мудрых поучений и разумных советов в Библии. «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» () . И тогда «кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» () .

Спаситель приводит конкретные примеры того, как можно победить зло добром. Он советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, больше в два раза требуемого. В этих примерах Спаситель показывает раскаявшегося человека, готового исправить свою вину и пострадать во искупление греха в двойной степени. Например, подставить не только одну щеку, но и вторую. Отдать не только одну рубашку, но и одежду. Идти не одно поприще, а два. Однако эти слова Иисуса Христа нуждаются в отдельном рассмотрении и пояснении.

Отвечает: Александра Ланц

Доброго вам времени суток, Майя!

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Матф.5:38-39)

Понять эти два повеления возможно только тогда…

1) когда мы хорошо осознаём ту обстановку, в которой были произнесены эти слова,
2) когда мы принимаем Ветхозаветных Писания за богодухновенные, необходимые для нашего совершенствования в вере и праведности.

Израиль во времена Иисуса жил под властью Рима, иудеи того времени были практически рабами Римской империи. Желание освободиться и отомстить римлянам за все притеснения и всю несправедливость, которые те творили на земле Израиля, было очень сильно. Дух мщения и жажда власти владела иудеями, полностью перекрывая им возможность правильно понимать Закон Вседержителя. Они выдёргивали слова Бога «око за око и зуб за зуб» из всего ЗАКОНА в надежде применить их в сложившейся ситуации, однако упускали важнейшее.

Дело в том, что этот заповедь «око за око и зуб за зуб» должна была применяться как одна из статей уголовного кодекса самого Израиля по отношению к израильтянам, но никак не к гражданам какой-то другой страны. Т.е. это был закон для тех, кто являлся израильтянами. При этом данная статья могла применяться только тогда, когда шло законное судебное разбирательство, и никак не могла быть использована самочинно, т.е. если вам вдруг кто-то выбил зуб, вы сразу же бросаетесь в атаку и выбиваете тот же самый зуб у своего обидчика, или делаете это чуть позже, как следует продумав свои действия. Нет. Это называется самоуправство, а Господь установил закон для того, чтобы через суд была выяснена вина и наложено верное наказание. При этом обратите внимание, что данная статья уголовного кодекса требует именно справедливого возмездия, а не мщения.

Но иудеи того времени, ослеплённые ненавистью к римлянам, упускали всё это из виду. Поэтому Иисус направил мысли своих слушателей к сути закона, который они пытались использовать неправильно:

«Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» , здесь Иисус ничего не придумал и не изменил, но просто напомнил иудеям о том, что Он Сам когда-то говорил им через пророков:

«Не говори: я отплачу за зло» (Пр. 20:22).

«Не говори: как он поступил со мной, так и я поступлю с ним» (Пр. 24:29).


«Не радуйся, когда упадет враг твой» (Пр. 24:17).


«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой: ибо ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:21-22).

«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Прит.11:17) .

Т.е. Иисус как бы сказал: «Что же вы всё пытаетесь извратить и привязать Мой закон к желаниям вашего переполненного ненавистью сердца? Да, в Я дал вам закон и вы слышали о статье уголовного кодекса «око за око», но ведь Я, когда учил вас правильно относиться друг к другу и другим людям, говорил так же о любви и жертвенности. Перестаньте отбрасывать от себя эту часть Моего закона!»

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...