Беркли произведения. Биография джорджа беркли

Сын англичанина Уильяма Беркли, Джордж появился на свет в Ирландии. Несмотря на корни своего отца, мальчик считал себя ирландцем.

В 1696 г. Беркли-младший поступает в Колледж Килкенни. Позже он учится в Тринити-колледже в Дублине, где в 1704 г. защищает учёную степень бакалавра гуманитарных наук. С этим колледжем, хотя и с перерывами, Джордж будет связан до 1724 г.

В 1707 г. он получает степень магистра гуманитарных наук и становится младшим членом преподавательского состава. В 1710 г. Беркли принимает духовный сан священника Англиканской церкви. В 1717 г., став доктором философии, он становится старшим преподавателем колледжа.

Философская деятельность

Уже во время пребывания в Тринити-колледже, Беркли печатает свои первые труды. Первая книга, «Опыт новой теории зрения», выходит в свет в 1709 г. В этой работе, вызвавшей в то время бурю споров и обсуждений, автор касается вопросов дальности видимости, её характеристики, проблем зрения и осязания и т.д.

В 1710 г. Беркли издаёт «Трактат о принципах человеческого знания». В этой книге автор предпринимает попытки опровергнуть выдвинутые Джоном Локком суждения о природе человеческого восприятия.

Его следующая книга, «Пассивное повиновение», имевшая дело с вопросами морали и политической философии, вышла в 1712 г.

В 1713 г. был издан знаменитый труд Беркли «Три диалога Гила и Филония», в которой философ рассуждает о теории относительности восприятия и понимании реальности наблюдателем.

В 1721 г. выходит в свет научный очерк Беркли «О движении», в котором он отрицает теорию абсолютности пространства, времени и движения, выдвинутую учёным сэром Исааком Ньютоном .

В 1721 г. Беркли получает степень доктора богословия, приняв духовный сан священника Церкви Ирландии, и читает лекции по богословию и еврейскому языку и культуре в Тринити-колледже в Дублине. В этом же году, он возглавляет диоцез Дромор, а в 1724 г. и диоцез Дерри.

В 1734 г. Беркли становится епископом Клонийским, где и прослужит до тех пор, пока не отойдёт от дел.

В 1744 г. он пишет труд на тему пользы древесной смолы и её применения, получивший название «Сейрис, или Цепь философских рассуждений и исследований на тему пользы дегтярной воды», вслед за которой, в 1752 г., увидела свет книга «Дальнейшие размышления о дегтярной воде».

Основные труды

Самой важной работой Беркли являются его «Три диалога Гила и Филония» (1713 г.), в которых поднимаются вопросы относительности восприятия, постижимости реальности и феноменализма. Метафизические взгляды автора в данной работе передаются посредством диалога между двумя персонажами, Гилом и Филонием.

Научный очерк о природе движения, носящий название «О движении» (1721 г.), опровергает целый ряд представлений сэра Исаака Ньютона о пространстве, времени и движении. Например, Беркли оспаривает утверждение Ньютона о том, что движение есть понятие абстрактное, независимое от пространства и времени.

В 1732 г. был издан диалог «Алкифрон», в котором действие происходит в виде разговора четырёх вольнодумцев Алкифрона, Лисикла, Евфранона и Крито.

Одной из последних работ Беркли была книга «Сейрис, или Цепь философских рассуждений и исследований на тему пользы дегтярной воды» (1744 г.). В ней автор описывает целый ряд медицинских применений дёгтя, а также рассуждает на отвлечённые темы науки, философии и богословия.

Личная жизнь

В 1728 г. Джордж Беркли берёт в жёны Анну Форстер, дочь верховного судьи Суда общих тяжб Ирландии. В семье родилось семеро детей, но лишь трое из них дожили до взрослых лет.

Беркли принимает активное участие в гуманитарной деятельности, помогая брошенным детям Лондона. Он становится одним из первых управителей Воспитательного дома, основанного Королевской грамотой 1739 г.

Беркли был человеком весёлым, дружелюбным и добродушным, которого любили все, кто его знал. В 1752 г. он отходит от дел, и остаток своих дней проведёт со своим сыном.

Умер Беркли в возрасте 67 лет.

От имени этого великого философа получил своё название город Беркли в штате Калифорния, США.

Философия Беркли оказала влияние на взгляды многих современных мыслителей, Иммануила Канта и Дэвида Юма в их числе.

Мурманский Государственный Технический Университет


Кафедра философии


Реферат на тему:


Джордж Беркли


Выполнил:

Клюшев В. С.

Проверил:

к.ф.н., Сохраняева Т. В.


Мурманск

Введение

Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.

Родом из Ирландии, старейшей английской колонии, Беркли был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина. С юных лет его жизнь была связана с религией и, получив образование, он бросил все свои силы на создание философской системы, призванной искоренить атеизм и связанную с ним материалистическую философию.

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится".

Для достижения этой цели Беркли использует все доступные ему средства, его аргументы порой противоречат друг другу, понятия подменяются одно другим, научные принципы доводятся до абсурда, а доказательства не выдерживают критики. Но, не смотря на все слабые места построенной им системы, он делает вывод о существовании бога, "бесконечно мудрого, благого и всемогущего". Бога, существования которого с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы.

Философская система, созданная Беркли, подвергалась и подвергается заслуженной критике. В то же время она имеет своих последователей. Его труды продолжают исследоваться до сих пор и, хотя он во многом заблуждался, представляют несомненный интерес для философов.

В данной работе рассмотрены основные положения философской системы Беркли, его главные произведения и жизненный путь.


Жизнь и творчество Беркли

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Он учился в школе Килкенни, а затем в колледже Святой Троицы в Дублине, где получил блестящее образование. Беркли был прилежным и талантливым студентом, его интересовали математика и философия, иностранные языки. Он даже организует в колледже философский кружок. В 1704 году он получает свою первую ученую степень бакалавра искусств, а в 1707 году становится научным сотрудником и начинает преподавание в колледже. В это же время он публикует свои первые научные произведения - два трактата по математике, и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы.

Жизнь Беркли неотъемлемо связана с религией и он ставит одной из основных своих целей неопровержимо доказать существование творца и нематериальную природу души. Причиной же заблуждений в науках, атеизма и скептицизма Беркли видит материю, существующую независимо от духа.

В 1709 Беркли получает сан дьякона англиканской церкви и публикует свой первый серьезный труд, "Опыт новой теории зрения", в котором он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объектов.

Он разделяет объекты зрения и осязания и заявляет, что между ними нет естественной и необходимой связи. По его мнению, человек, рожденный слепым и, затем, прозревший, не сможет с помощью зрения отличить куб от сферы, объекты, с которыми он был знаком лишь посредством осязания. Беркли считает, что между объектами зрения и осязания нет ничего общего. "... никогда не бывает, чтобы мы видели и осязали один и тот же объект. То, что видится, есть одна вещь, а то, что осязается, совершенно другая вещь". 1 Тем не менее, та связь между ними, которую мы наблюдаем на практике, всецело является результатом опыта. В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.

Понятие расстояния Беркли толкует следующим образом: "...расстояние само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к глазу, проектирует только одну точку на дно глаза, и эта точка остается неизменно одной и той же, будет ли расстояние длиннее или короче". 2 С самых первых строк Беркли опровергает точку зрения оптиков, гласящую, что человек определяет расстояние посредством углов между оптическими осями. Он, напротив, заявляет, что определение человеком расстояния до объекта является актом суждения, основанного на опыте, и проистекает из степени неясности внешнего вида объектов зрения, определенным образом зависящей от расстояния до них.

В этой ранней работе Беркли считает, что материальные объекты могут существовать вне духа, а

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 74

2. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 54


связанные с ними объекты зрения существуют лишь в духе, но в последующих сочинениях он заявляет, что все объекты существует лишь в духе, и никак не могут существовать вне него.

Спустя несколько лет, в своей работе "Теория зрения или зрительного языка..." Беркли называет зрение "языком творца природы", то есть языком бога. Весь мир, по его мнению, состоит из знаков (объектов зрения) которые, как слова в языке, призваны сообщать человеку суть видимых им вещей.

В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений - "Трактат о принципах человеческого знания", в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т.п.). Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Он пишет: "... весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми...". 1 При этом Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума. Идея, по его словам, не может быть похожей ни на что, кроме другой идеи, цвет

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 173

может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру.

В самом начале работы Беркли пытается разобраться с механизмом образования абстрактных идей. По его мнению, существование абстракций невозможно, так как они должны содержать в себе все признаки входящих в них частных понятий, которые, зачастую, совершенно несовместимы. Источником же появления абстрактных идей Беркли считает язык.

Далее, Беркли, наряду с различным комбинациям идей, называемых вещами, выделяет познающую составляющую, ум, дух, который, сам не является идеей, но в котором они существуют. "Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает". 1

Дух, по его мнению, простое, нераздельное, деятельное существо. Как воспринимающее идеи оно именуется умом, как производящее их или действующее на них - волей. Идеи же выступают как нечто пассивное и не могут оказывать влияние на другие идеи. Отсюда следует, что дух не может быть воспринят сам по себе, так как идея не может передать нам через образ или сходство представление о том, что действует.

Беркли также выделяет идеи ощущений и идеи воображения. Первые, по его мнению, определеннее, живее и отчетливее, они имеют порядок, постоянство и связь, и возникают не случайно. "Те твердые правила и определенные методы, коими дух, от которого мы зависим, порождает или возбуждает в нас идеи ощущений,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 174


называются законами природы". 1

Беркли очень своеобразно понимает понятие чисел, явно путая его с системой отсчета. "Число всецело создание духа... одно и то же протяжение есть 1, 3, 36, смотря по тому, рассматривается ли оно по отношению к ярду, к футу, или к дюйму. Число настолько очевидно относительно и зависимо от человеческого познания, что странно было бы думать, чтобы кто-нибудь мог приписать ему абсолютное существование вне духа". 2

Беркли разделяет человеческое знание на две области - знание идей и знание духа. Причиной затруднений в познании идей он видит такое, по его мнению, заблуждение, как двойное существование чувственных объектов - в уме и реальное, независимо от духа. Сама возможность существования вещей вне духа считается им нелепостью и источником всех противоречий и скептицизма. Знание духа, то есть единственно возможной мыслящей субстанции и носителя идей, затруднено, как пишет Беркли, теориями о существовании материи, непостижимой, неощущаемой и, следовательно, несуществующей. Материю Беркли называет "опорой атеистов и идолопоклонников". Дух же принципиально непостижим лишь потому, что не является идеей, и, следовательно, невоспринимаем.

Беркли критикует трактат Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором величины, в том числе пространство и движение, делятся на абсолютное и

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 184

2. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 176


относительное, а это предполагает существование их вне духа, что не согласуется с его системой Беркли.

Он также касается вопросов математики и критикует ученых, занимающихся, по его словам "пустым умозрением над числами, не имеющими никакого применения на практике" 1 , имея в виду тех, кто пытается объяснить суть вещей в природе посредством математических закономерностей.

Беркли затрагивает вопрос о "бесконечной делимости конечного протяжения" в геометрии. Он пишет, что каждое конечное протяжение есть идея, существующая лишь в нашем уме, и, следовательно, любая его часть должна быть воспринимаема. Если же мы, считает Беркли, мы не можем воспринять бесконечное множество частей в конечном протяжении, то их там просто нет.

В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует "Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими". Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата..." и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства среди влиятельных лиц, и, в ноябре 1713 года,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 230

Беркли отправился на Сицилию в качестве секретаря и капеллана лорда Петерборо, английского посла.

Написанный Беркли в 1721 году небольшой труд "О движении" содержал в себе критику работ Ньютона, идеалистическую трактовку понятия физической причинности.

В сентябре 1728 года Беркли, вместе с женой Анной и несколькими друзьями, загрузив книгами 250-тонное судно, отправился в Нью-Порт, Род-Айленд, что в 300 километрах от Нью-Йорка. Там он намеревался организовать колледж святого Павла, для обучения проповедников. Он провел на Род-Айленде 3 года, ожидая от правительства денег на постройку колледжа, которых так и не получил.

За время, проведенное в ожидании, Беркли пишет работу под названием "Алсифрон, или Мелкий философ". В ней в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль.

Вернувшись в Англию, Беркли пишет философско-математическое произведение "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику", опубликованное в 1734 году. В нем он развивает положения, лишь частично затронутые в ранних работах. Научные абстракции толкуются Беркли как условные соглашения, продиктованные практической выгодой, но совершенно произвольные.

В мае 1734 года Беркли получает сан епископа и епархию в Клойне, на юге Ирландии. В тот же год он пишет работу под названием "Вопрошатель", в которой затрагиваются экономические вопросы и труд называется основным источником всех богатств.

Свою последнюю работу "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" Беркли публикует в 1744 году. Этот труд, приобретший значительную популярность, был назван критиками "одной из самых причудливых книг, когда-либо написанных философом". В нем Беркли проводит связь между медициной и философией через алхимию и магию.


Философские взгляды

Свою философскую систему Беркли начал создавать еще в колледже, где на него оказали большое влияние работы Декарта, Гоббса, Бэкона и Локка. Основные усилия Беркли были направлены на то, чтобы "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится". 1

Философия Беркли запутана и противоречива. Подчас в ней присутствуют взаимоисключающие точки зрения и парадоксы, которые он сам не смог разрешить. Каждый человек, согласно системе Беркли, живет в своем собственном мире, который совершенно непохож на мир другого человека. Объекты в этом мире существуют до тех пор, пока он их воспринимает. На вопрос, что же происходит с ними, когда они выходят из внимания человека, Беркли так и не смог дать убедительного ответа.

Такие понятия, как материя, пространство и расстояние для Беркли не существуют, более того, в их применении он видит одну из главных проблем науки, порождающую массу всевозможных затруднений.

Являясь человеком глубоко религиозным, Беркли в своих работах уделяет большое внимание религии и богу, сделав их неотъемлемой частью своей философской системы и, подчас, используя их для объяснения слабых мест в ней.

Человек острого ума, он, тем не менее, часто подменяет понятия одно другим, доводя многие ситуации до абсурда. Нередко заведомо ошибочные предположения и выводы являются отправной точкой его рассуждений.

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 9


В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.

Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще, так как нельзя, к примеру, представить себе абстрактный треугольник, который был бы одновременно и остроугольным и тупоугольным и равносторонним. Вместо абстракций он вводит так называемые общие идеи, единичные образы однородных вещей.

Вместе с этим, Беркли критикует точку зрения Локка, подразделявшего все качества материальных объектов на первичные, присущие вещам сами по себе, и вторичные, существующие лишь в сознании человека, их воспринимающего. Беркли сводит первичные качества ко вторичным, тем самым отрицая существование материи, как носителя первичных качеств.

Одно из главных понятий в философии Беркли - это "идея", под которой он видит ощущения или образы, отождествляемые им с качествами предметов. Это приводит к тому, что качества приобретают субъективное содержание. Идея существует лишь в духе, для Беркли она первична. Предметы понимаются им как совокупности разнообразных идей, присущих им, то есть они вторичны. По мнению Беркли нельзя видеть непосредственно предметы, а можно видеть лишь их идеи, цвет, форму, размер. Из этого он делает вывод, что если предметы не более чем набор идей, существующих в духе, то нет никакой необходимости в существовании материального носителя этих идей, так как мы не можем его ощущать и, следовательно, он просто не существует.

Что же, в таком случае, порождает идеи, ощущения, в сознании, если не материя, их носящая? Беркли считает, что материя не может быть причиной идей, так как она, в отличие от духа, по определению является инертной, недеятельной. Это противопоставление Беркли принимает за постулат, даже не доказывая его.

В своих трудах Беркли не мог не уделить внимание понятию бытия. Бытие, то есть существование - это не идея и, следовательно, оно не вписывается в его философскую систему. Он пишет: "Я уверен в том, что у меня нет идеи существования или идеи, близкой к понятию существования, и, если другие имеют ее, для меня это не имеет никакого


значения...". 1 Бытие - это не качество объектов, но чтобы обладать качеством, надо иметь бытие, существовать. Для Беркли бытие вещей сводится к их воспринимаемости - esse est percipi. Парадоксальный момент этого суждения в том, что если мы перестаем воспринимать вещь, то она должна перестать существовать. Если следовать этой логике, то и бог не существует независимо от духа, что для Беркли абсолютно неприемлемо.

В "Трактате о принципах человеческого знания" Беркли противопоставляет идеям, посредством которых мы познаем мир, дух, как познающую составляющую. Дух не есть идея. Отсюда следует, что раз идея не может быть похожа ни на что, кроме другой идеи, то с ее помощью нельзя познать дух. Это приводит к тому, что Беркли выводит еще одно средство познания, которое он называет понятием. Понятие - форма познания активного существа, духа, бытие которого не в том, что он воспринимается, а в том, что он воспринимает идеи. Таким образом, две различные формы познания соответствуют двум различным формам бытия. Это расширяет его принцип "существовать - значит быть воспринимаемым" до "существовать - значит быть воспринимаемым или воспринимающим". Такое дополнение к его формуле бытия позволяет разрешить парадокс существования объектов, которые не воспринимаются в данный момент. Они, следовательно, существуют в сознании других людей.

Отсюда возникает закономерный вопрос: существуют ли вещи, которые в данный момент никем не

1. Быховский Б. Э. "Джордж Беркли". М.:1970 - стр. 66

воспринимаются, или они переходят в небытие? Чтобы решить эту проблему Беркли опять расширяет свою формулу бытия. Он добавляет к ней возможность быть воспринимаемым - posse percipi. Таким образом, возможность отождествляется с действительностью, то есть здесь Беркли противоречит сам себе, заявляя, что объект может существовать при этом никем не воспринимаясь.

Свою критику материализма Беркли строит на отрицании существования универсалий и абстрактных понятий. Из номиналистического положения о том, что все, что существует, единично, он делает вывод, что все абстрактные понятия - ложные, так как ничто, соответствующее действительности, не может быть неединичным. Тем не менее, во введение к "Трактату о принципах человеческого знания" Беркли признает существование общих идей, например идеи цвета, независимо от формы, но продолжает отрицать существование отвлеченных общих идей. "Я действительно нахожу в себе способность воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых мной вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с двумя головами или верхние части человека, соединенные с телом лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или отдельно от прочих частей тела. Но какие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые определенные образ и цвет". 1 При этом, говоря об отвлеченных идеях, он выделяет два вида отвлечения. Первый из них включает свойства предмета,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 157


которые могут существовать и порознь. Второй вид включает свойства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Нельзя, как пишет Беркли, представить себе движение, не мысля, при этом, медленно оно или быстро. В отличие от абстракций, общие идеи - это собирательный образ многих частных идей. Такие понятия, как "вещь", "число" или "бесконечность", за которыми нет наглядных образов, являются, по его мнению, пустыми звуками. Вся теория абстракций Беркли сводится к тому, что реально только то, что воспринимаемо, а не то, что мыслимо. Понятие сводится к представлению, общее - к частному. Точка зрения Беркли в этом вопросе едва ли выдерживает критику. При доказательстве невозможности абстрактных понятий он сам ими и оперирует. Ведь что такое "идея", "бытие", "восприятие" как не абстрактные понятия.

Еще одна цепь доказательств против существования материи строится Беркли из теории Локка о двух группах качеств, присущих материальным объектам. Локк выделял две группы таких качеств - первичные и вторичные. Под первичными, объективными качествами, он подразумевал размер, форму, движение, покой, плотность и число. Под вторичными же - все прочие ощущаемые качества, цвет, запах, звук, вкус и т.п., то есть субъективное отражение первичных. С первичными качествами неразрывно связано понятие материи, как некоей субстанции, находящейся вне духа и несущей в себе первичные качества. Беркли оспаривает эту позицию. По его мнению, первичные признаки неразрывно связаны со вторичными, и, так как последние не могут существовать вне духа, то и первичные признаки также существуют лишь в духе. Следовательно, материя не существует. Интересно доказательство, которое приводит Беркли. Он пишет, что, даже если предположить возможность существования вне духа неких вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о них, то мы не могли бы о них знать. Это объясняется им тем, что мы знаем об объектах лишь на основании наших чувств и ощущений, но нет никакой необходимой и доказанной связи между идеями и материальными объектами. Беркли приводит в качестве примера сон, в котором мы видим и ощущаем объекты, которых на самом деле нет. В итоге он пишет, что предположить, что бог без всякого основания создал множество бесполезных вещей, которые мы не можем ощущать - абсурд.

Идея существования бога - одна из основных в философии Беркли. Сам он ни на секунду не сомневается в реальности творца и его доказательства в пользу этого направлены скорее на разубеждение атеистов, чем на подкрепление веры людей религиозных. Идеализм Беркли берет свое начало именно из религиозных побуждений. Материя, при этом, выступает как полная противоположность богу, нечто, совершенно не могущее с ним сосуществовать. Бытие бога, по мнению Беркли, в самом его существовании. Он творец идей, воспринимаемых нами. Исходя из этого, философию Беркли можно назвать, по сути, теоцентричной.


Уже к 25 годам Беркли полностью разработал свою философскую систему, по крайней мере, все ее основные черты были изложены в его первых работах, и в последствии он не добавил к ней ничего принципиально нового.

Если читать его произведения в том порядке, в каком они были написаны, то создается ощущение, что Беркли как бы подгоняет некоторые свои положения и формулировки, чтобы прикрыть ими слабые места своей системы. Очень часто он опирается лишь на косвенные доказательства и строит свои логические построения на заведомо ложных принципах.


Заключение

Не смотря на то, что учение Беркли по меньшей мере спорно, его, несомненно, можно назвать великим мыслителем. Поставив перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу, он, не смотря ни на что, решает ее, пусть даже методы, использованные им для этого, не всегда корректны и верны.

Так смог ли Беркли доказать существование бога и несостоятельность теории материалистов? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Да, ему удалось привести все свои построения в относительное согласие друг с другом, по крайней мере, его рассуждения не зашли в тупик. В своих работах он критикует материалистов, но в то же время сам попадает под серьезную критику, что заставляет усомниться в истинности его суждений.

Что же касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.

Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей, его учение очень остро поставило основной вопрос философии.

Философия Беркли, при всей ее противоречивости и, как принято сейчас считать, ошибочности, продолжает привлекать пристальное внимание современных философов из-за своей поучительности, так как в ней наглядно видны все величайшие пороки философского мышления.

Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма. Он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день.


Литература


1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978


2. Быховский Б. Э. "Джордж Беркли". М.:1970


3. http://www.utm.edu/research/iep/b/berkeley.htm


4. http://www.maths.tcd.ie/pub/HistMath/People/Berkeley/Stock/Life.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дж. Беркли – английский богослов и философ 18 века.

Детство и юность

Семья англичанина Уильяма Беркли жила в Ирландии, где и родился будущий знаменитый философ Джордж Беркли.

И поскольку годы детства и личностного становления, а также много лет активной работы прошли именно в Ирландии, то сам Беркли всю жизнь идентифицировал себя как ирландца.

Там же, в Ирландии, Беркли поступил в колледж города Килкенни. Потом он переехал в Дублин и продолжил обучение в Тринити – колледже, где в итоге получил степень бакалавра (1704).

Этот колледж был для Джорджа не только местом учебы, но и местом работы на долгие годы, после получения степени магистра гуманитарных наук (1704). Колледж предложил талантливому магистру место младшего преподавателя.

Беркли привлекало богословие, поэтому в 1710 году он, приняв духовный сан, стал англиканским священником. Через несколько лет Джордж защитил докторскую диссертацию по философии и получил должность старшего преподавателя колледжа (1717).

Философские труды

Первую философскую работу Беркли написал еще в 1709 году, когда преподавал в Тринити-колледже после защиты магистерской диссертации. Книга называлась «Новый опыт теории зрения». Ее концепция не осталась незамеченной в заинтересованных кругах, ее очень горячо обсуждали, о ней спорили.

Работа, вызывающая бурную реакцию, была посвящена, казалось бы, не совсем философской тематике: дальность видимости, ее характеристика, размышления по поводу человеческих чувств (зрение, осязание, слух, обоняние) и др. В следующем, 1710 г., Беркли опубликовал «Трактат о принципах человеческого знания».

Труд был написан как вызов Джону Локку, который в свое время создал эмпирическую теорию познания (суть – все знание человечество получает из опыта). Беркли в своем трактате утверждал, что внешний мир таков, каким его воспринимает человек, т.е. бытие вещей зависит от человеческого мышления и восприимчивости внешнего мира.

В 1712 г. вышла в свет его книга под названием «Пассивное повиновение», посвященная проблемам морали. Самым знаменитым трудом Беркли является книга «Три диалога Гила и Филония» (1713). В этой работе ученый в форме диалога двух персонажей анализирует теорию относительности восприятия, утверждая, что реальность изменяется от понимания ее наблюдателем.

Это учение Беркли приобрело название феноменализма (отрицание познаваемости сущности вещей), который явился отправной точкой субъективного идеализма. Еще один вызов Беркли бросил самому в очерке «О движении», где он обосновывает свое отрицание его теории абсолютности движения, времени и пространства.

Когда в 1721 г. Беркли стал доктором богословия и принял духовный сан, он уже в качестве англиканского священника преподавал в Тринити-колледже богословие, еврейский язык и мировую культуру. Параллельно он занимался также и государственной деятельностью: руководил двумя диоцезами (диоцез – городской округ или часть провинции): Дромор (1721), Дерри (1724).

В 1734 году Беркли получил титул епископа Клонийского и выполнял свою миссию на этом посту много-много лет, продолжая тем не менее работать и как философ. Он еще написал диалог под название «Алкифон» (1732) и две работы о дегтярной воде (1744, 1752), ее пользе, где он высказывает медицинские обоснования применения дёгтя, кроме того, в этих трудах звучат рассуждения и на другие темы (наука, философия, богословие).

Кое-что из личной жизни

В 1728 г. дочь одного из судей Ирландии Анна Форстер вышла замуж за Дж. Беркли, в браке с которым она родила семерых детей, однако только трое из них дожили до зрелых лет. Беркли занимался благотворительностью, помогая сиротам а и управляя воспитательным домом. И вообще, Беркли был веселым, приветливым, добрым и дружелюбным человеком, любящим окружающих.

В 1752 году он закончил свою деятельность, поселился с сыном и до смерти жил с ним. Умер, когда ему исполнилось 67 лет.

Родился Беркли на юге Ирландии в 1685 г. в английской дворянской семье, учился сначала в школе, где до него учился Джонатан Свифт, а в 15 лет поступил в колледж Св. Троицы Дублинского духовного университета. В 1704 г. Беркли становится бакалавром искусств, а с 1707 г. преподает в этом же колледже. В 1709 г. его рукополагают во диакона англиканской церкви. В это же время выходит его первая работа «Опыты новой теории зрения».

После этого работы у Беркли выходят достаточно часто, он интенсивно разрабатывает свою новую теорию, корнями уходящую в сенсуализм Локка. В 1710 г. он публикует трактат «О принципах человеческого знания» (основная его работа), а в 1713 г. идеи, изложенные в этом трактате, Беркли излагает в более популярной форме в работе «Три разговора между Гиласом и Филонусом». Это диалоги между вымышленными героями («Гилас» от греч. слова +ul)h - «материя», а Филонус - «любитель ума», «философ»).

В 1728 г. он уезжает в Америку на остров Лонг-Айленд, где хочет основать колледж для обучения проповедников для миссионерской деятельности в Америке, но дело это не получилось, и в 1731 г. он возвращается на родину. В 1732 г. выходит «Антифрон» - богословская работа, апология христианства В 1734 г. Беркли становится епископом англиканской церкви и до 1752 г. служит в г. Клейн на юге Ирландии. В это время он практически не пишет, единственная работа - «Сейрис», где он подвергает критическому анализу математические идеи Ньютона и Лейбница. В 1752 г. его приглашают в Оксфорд, но в 1753 г. он умирает.

Задачу своей философии Беркли видел в апологии христианства и критике атеизма. Именно исходя из этого и следует понимать всю его философию, иначе мы действительно будем трактовать Беркли как субъективного идеалиста, каковым он, конечно же, не являлся. В противном случае он вообще не являлся бы христианином, даже членом англиканской церкви, как бы к ней ни относились. Даже англикане не берутся утверждать истинность субъективного идеализма и утверждать, что кроме познающего субъекта в мире ничего нет.

Итак, цель философии Беркли - апология христианства и критика атеизма. Своим главным врагом Беркли считал атеизм и материализм. Откуда берется вера в объективное, независимое от человека существование материи? Именно ответ на этот вопрос и пытается найти Беркли в своей первой работе «Опыт новой теории зрения».

Причину этой веры Беркли находит в убежденности в объективном существовании пространства и подвергает критике ньютоновское понимание пространства как некоторого вместилища тел. В следующей работе - трактате «О принципах человеческого знания» (и в «Трех раговорах между Гиласом и Филонусом») Беркли уже более последователен и видит причину существования материализма в вере людей в существовании материи. Именно критике этой уверенности Беркли и посвящает две данные работы.

Вначале Беркли рассматривает проблему общих понятий. Он пишет, что основное заблуждение людей состоит в том, что они верят в существование общих понятия, в то, что общее понятие образуется посредством абстракции. Человек, наблюдая различные предметы (скажем, мел, сахар, снег), обнаруживает свойство всех этих предметов быть белыми, поэтому он абстрагирует свойство белизны от носителя этого свойства и считает, что таким образом образуется понятие белизны. Далее человек может производить следующую ступень абстракции - вводить понятие цвета и т.д. вплоть до самых общих понятий, наиболее общим из которых является понятие материальной субстанции. Поэтому для опровержения веры в существование материи (материальной субстанции) Беркли вначале рассматривает проблему образования общих понятий.

Он утверждает, что, как он иронически пишет, если кто-то из людей и обладает способностью к абстрагированию (свойством образования абстракций), то он готов встретиться с этим человеком, потому что сам он такой способностью не обладает. Какое бы общее понятие Беркли ни пытался себе представить, он всегда представляет его в совокупности с неким материальным носителем. Если Беркли пытается представить себе белизну, он представляет себе снег или мел, если он пытается представить себе человек вообще, то это ему тоже не удается - в его уме всегда возникает образ какого-то конкретного человека. Поэтому общих понятий не существует - это ошибка философов, которая, по Беркли, возникает вследствие неправильного употребления слов (точнее, вследствие злоупотребления словами), поскольку люди, пользуясь словами (а такие слова, как «белизна» и «человек», конечно же, существуют), считают, что эти слова действительно что-то обозначают.

По Беркли, эти слова ничего не обозначают, кроме конкретного материального предмета. Нет человека вообще - есть только конкретный индивидуальный человек; нет идеи человека - есть идея конкретного человека. Поэтому слово является знаком (здесь Беркли согласен с Гоббсом), но знаком не общей идеи, существующей в нашем уме, а знаком идеи, соответствующей конкретному предмету. Поэтому нет и понятия материи, как нет идеи материи как наиболее общего понятия, а то, что это понятие к тому же еще вредно и противоречиво, Беркли пытается показать в своем трактате.

Свою задачу Беркли рассматривает с точки зрения философии Джона Локка, который, как мы помним, говорил, что существуют первичные и вторичные качества. Беркли утверждает, что различия между ними нет. Первичными качествами Локк (а до него Галилей и еще раньше Демокрит) называет качества, принадлежащие самому материальному предмету. Таковыми являются его форма, вес, размеры и т.д., а вторичные качества (вкус, цвет и запах) предмету не принадлежат, а возникают в уме воспринимающего эти качества субъекта.

Беркли утверждает, что нет разницы между первичными и вторичными качествами, а поэтому материальным предметам не принадлежат ни те, ни другие качества. В своей ранней работе «Опыты новой теории зрения» Беркли подверг критике только зрение, считая, что вещам не присуще такое первичное качество, как цвет, а затем, применяя эти же принципы ко всем другим качествам, он доказал, что у предмета нет никаких качеств.

Беркли исходит из принципа, что о существовании вещи мы судим на основе того, что мы ее воспринимаем, т.е. утверждает, что . Поэтому чувственные вещи - это такие вещи, которые могут быть восприняты чувствами непосредственно, а не через слова, понятия и т.д.

Что мы воспринимаем посредством чувств? Конечно же, в чувствах нам даются некие качества, но не сами предметы, поэтому чувственные вещи есть лишь набор этих качеств или сочетание их, но не сам предмет. Беркли рассматривает каждое конкретное качество, чтобы показать, что ничто из них не принадлежит предмету.

Вначале он рассматривает теплоту и говорит, что поскольку сильная теплота и сильный холод вызывают страдание, а страдание есть свойство лишь живого мыслящего существа, то теплота не может принадлежать неодушевленному материальному предмету. Например, если человек поместит одну руку в холодную, а другую - в горячую воду и затем погрузит обе руки в теплую воду, то эта вода покажется одной руке теплой, а другой - горячей. Поскольку одна и та же вода не может быть одновременно и теплой и горячей, то, значит, вода не имеет в себе теплоты или холода. Теплота и холод - это свойства воспринимающего субъекта.

То же самое Беркли проделывает и с другими вторичными качествами - вкусом и запахом. Вкуса и запаха тоже не может быть в предмете, они могут быть только в человеке. Звук также не может принадлежать самому предмету, хотя он и представляет собой, как утверждают ученые, колебания воздуха (колокол не звучит, если его поместить в вакуум). На это Беркли возражает: если звук есть колебания атомов или молекул воздуха, то тогда мы должны были бы звук видеть или ощущать его колебания. Если же мы звук слышим, то, таким образом, мы также отличаем звуковой образ, который возникает в нашем сознании, от тех колебаний, которые происходят в воздухе или в самом теле. Поэтому и звук также принадлежит только субъекту.

О цвете. Если цвет принадлежит субъекту, то, скажем, облако будет на закате пурпурным, а не белым, каково оно есть днем. Еще со времен античности существуют и другие доказательства субъективности цвета. Так, больной желтухой воспринимает цвета совсем иначе, чем здоровый человек; если на предмет, окрашенный в один цвет, посмотреть в микроскоп, то там мы увидим совсем другие цвета. Поэтому нельзя сказать, что цвет принадлежит самому предмету - цвет является свойством субъекта.

Но эти аргументы мы уже знаем, встречались они у Демокрита, Галилея, Локка. Беркли же утверждает, что не только вторичные, но и первичные качества предметам не принадлежат. Действительно, величина, т.е. протяженность и форма, не может быть присуща самому предмету, поскольку один и тот же предмет может казаться и большим, и маленьким - вблизи или вдали от него мы находимся. Бывают мелкие животные, которым одна и та же вещь может показаться значительной большей, чем нам (вещь не может быть и большой и маленькой одновременно). Другое первичное качество, движение, также не присуще самим вещам, потому что движение относительно и мы можем сказать, что вещь движется быстро, медленно или покоится в зависимости от того, с какой точки мы на нее посмотрим. Плотность - это сопротивление тела действующей на него силе, поэтому и плотность мы воспринимаем также исходя из наших органов чувств, а значит, она не принадлежит предметам. Поэтому нет никаких первичных качеств.

Другой аргумент. Как мы воспринимаем первичные качества - скажем, протяженность, форму и движение? Не может быть тела, имеющего протяжение, не окрашенного ни в какой цвет. Мы не можем воспринимать плотность тела без осязания. Поэтому мы всегда воспринимаем первичные качества при посредстве качеств вторичных. Если бы тело не было окрашено ни в какой цвет, то мы не воспринимали бы ни форму, ни движение, ни размеры этого тела. Поэтому нет ни первичных, ни вторичных качеств, и ошибка людей, признающих объективность первичных качеств, состоит в том, что первичные качества при воздействии на человека не вызывают у него никаких эмоций, а вторичные качества вызывают у него состояние удовольствия или неудовольствия. На этом основании делается вывод, что вторичные качества существуют в человеке, а первичные объективны. Но то обстоятельство, что первичные качества не вызывают никакого удовольствия и вообще никаких эмоций, еще не говорит в защиту их объективности.

Что значит, что материя протяженна? Что вообще означает слово «поддерживать», которое мы употребляем, говоря о субстрате, о субстанции (что субстанция есть как бы поддержка, некое вещество, находящееся под всеми вещами - то, что поддерживает все многообразие материальных вещей)? Что такое «поддерживать», что такое «простираться под», - спрашивает Беркли. Я вижу конкретные предметы, но что под ними находится, что их поддерживает, я не воспринимаю. Я воспринимаю ощущения об этих предметах; никакого ощущения о материи у меня нет. Поэтому понятия материи на основании ощущения не возникает, а потому нет и никакого материального субстрата (вспомним, что для Беркли основным принципом было существовать - значит быть воспринимаемым ).

На основании данных аргументов можно было бы сделать вывод, что не существует ни материи, ни материальных вещей. Но это не совсем так. Беркли хочет показать, к каким абсурдным выводам можно прийти, если допустить объективное, независимое существование материи. Получается, что существование материи самопротиворечиво: допустив, что материя существует и что она воздействует на наши органы чувств, мы приходим к выводу, что не существует ни материи, ни материальных тел. Но Беркли утверждает, что материалист впадает в свойственную ему ошибку: исходя из существования материального субстрата приходит к выводу, что материального субстрата не существует. То есть если мы допускаем, что чувства отражают свойства реального материального мира, то мы приходим к выводу, что этого мира не существует. Поэтому понятие материи не только излишне (поскольку мы познаем лишь данные своих органов чувств и никакого понятия материи для этого нам не нужно), но и противоречиво, поскольку допуская, что существует материя, мы приходим к выводу, что никакой материи не существует. Поэтому, говорит Беркли, мы должны исходить из совершенно других принципов познания, поскольку мы доказали, что материализм самопротиворечив и приводит к отрицанию самого себя.

Беркли утверждает, что все многообразие вещей реально существует, но не как независимая от моего ума материальная действительность, а как то, что существует лишь в уме. Беркли не говорит «в моем уме», но просто: «в уме». Все люди воспринимают одни и те же предметы одинаково - следовательно, они существуют не в моем уме, но в уме вообще. Поэтому если мы уверены, что мир существует, то существует и некий ум, который порождает этот мир. Таким образом Беркли приходит к доказательству существования Бога. Обычно люди, говорит Беркли, проводят несколько иную логическую цепочку: они верят в Бога и на основании своей веры заключают о существовании мира. Я же верю в существование мира и заключаю, что существует Бог.

Понятна логика Беркли: существовать - значит быть воспринимаемым; если я воспринимаю в себе некоторые чувства, то я делаю вывод, что мир существует; я делаю также вывод, что для этого совершенно не необходима никакая материальная субстанция. Поскольку я знаю, что этот мир воспринимается точно так же и другими людьми, я понимаю, что мир существует не только в моем уме, но и в уме другом, который объемлет и этот материальный мир, и наши души.

Примерно такая же система построения философии была у Плотина: мир существует в Уме, мы познаем чувственные объекты (материальный мир) постольку, поскольку каждая душа содержится в мировой душе и имеет в себе идеи, принадлежащие ко всеобщему уму. Поэтому Беркли не стоит на позициях субъективного идеализма (если кого и можно упрекнуть в этом, то, наоборот, оппонента Беркли -материалиста, который действительно, логически рассуждая, приходит к выводу, что существует лишь ум, лишь познающий субъект, что никакого материального носителя нет и никакого вообще внешнего мира нет).

По Беркли, внешний мир существует, он реален, как реален и каждый человек, а не только субъект, познающее Я. Это доказывает, что существует Бог. Иное было бы сложно допустить, понимая, что Беркли был христианином и главную цель своей философии видел в апологии христианства.

Учение Беркли не получило поддержки со стороны англиканской церкви, но и особых возражений оно не вызвало, поскольку Беркли продолжал свое диаконское служение, а впоследствии был даже рукоположен во епископа.

Итак, Беркли подвергает критике понятие субстанции, но только материальной субстанции. Не существует материальной субстанции - существует лишь духовная субстанция, ею является Бог. Бог полностью активен, Он создает идеи и наши души. Идеи полностью пассивны, а наши души могут быть и пассивными, и активными. Активны они, если воспринимать их с точки зрения познающих идей, а пассивны постольку, поскольку созданы Богом. Поэтому нет никакого материального мира - есть лишь Бог, и больше ничего. Бог создает души и вкладывает в них идеи; Он создает души таким образом, что во все души вкладывает одинаковые идеи. Поэтому и работают все души так же одинаково и воспринимают идеи одинаково - не только окружающий мир, но и законы нравственности, логики, эстетики и вообще того, что нельзя отнести к материальному миру.

Если исходить из веры в существование материи, то невозможно объяснить познаваемость материального мира, потому что подобное познается подобным, дух может познавать только дух. Если мы познаем внешний объективный мир, то это показывает, что мы познаем духовную природу, а не материальную, иначе бы мы его не познали. Если существуют науки, изучающие законы природы, то законы также не могут принадлежать к материи - материя косна и недвижна; эти законы могут принадлежать только Творцу этого мира. И поскольку мы познаем эти законы, мы имеем одну природу с Творцом и с этими законами. Для Беркли очевидно, что не существует никакой материи, что существует только дух - Божественный Дух и наши души и что Бог создает в нас идеи, которые связываются, следуют одна за другой, а по их последовательности мы заключаем, что одно явление является причиной другого и т.д. На самом деле никакое явление не является причиной другого, а причиной всего является Творец, Который располагает эти идеи в нашей душе именно таким образом, а не иным.

Таким образом, Беркли по-своему выполнил свою задачу, показав, что материализм самопротиворечив и признание материи как объективной реальности излишне и не вытекает ни из каких наших чувственных данных.

Положения Беркли, которые вытекали из локковского сенсуализма, развивал другой английский (точнее шотландский) философ - Давид Юм.

Школа/традиция Субъективный идеализм Направление Западная Философия Период Философия XVIII века Основные интересы философия , богословие , образование , эпистемология , метафизика , философия науки , математический анализ и Имматериализм Значительные идеи Субъективный идеализм Оказавшие влияние Локк
Мальбранш
Испытавшие влияние Юм , Кант , Шопенгауэр Джордж Беркли на Викискладе

- Быховский Б.Э. Джордж Беркли. - М., 1970. - С. 25.

Отношения двух философов, вернее влияние Беркли на Сэмюэла Джонсона, составило целую главу в истории ранней американской философии . …

Главное философское произведение Джонсона - «Начала философии» («Elementa philosophica») - было опубликовано в 1952 году. Книга разделялась на две части - «Ноэтику» и «Этику». В первой рассматривались гносеологические проблемы, созвучные берклианству, во второй - теория морали.

- Покровский Н.Е . Ранняя американская философия. М., 1989. - С. 182, 183.

Джордж Беркли обладал обширным и многосторонним образованием, не был чужд ни одной отрасли человеческого знания и благородным характером внушал к себе уважение всех приходивших с ним в соприкосновение.

В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень «бакалавра искусств», в 1707 г. - звание fellow (научного сотрудника) и начал преподавание в колледже . В том же году Беркли завел философский дневник, в котором начал создавать набросок своей будущей философской системы. Дневниковые записи Беркли были впервые обнаружены в 1871 г. А. Фрейзером и опубликованы под названием «Commonplace Book of Occasional Metaphysical Thoughts» («Общая тетрадь для записи различных метафизических мыслей»). Впоследствии Артур Люс, коренным образом переработав эти рукописи, переиздал их под названием «Philosophical Commentaries» («Философские комментарии»). В 1709 г. Беркли опубликовал своё первое крупное сочинение «Опыт новой теории зрения», а в 1710 г. - «Трактат о принципах человеческого знания».

«Трактат» был и остается главным философским произведением ирландского мыслителя… Собственно говоря, это была лишь первая часть «Трактата».

Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М., «Мысль», 1970. - С. 18,19.

Он планировал части II, III и IV, посвященные духу, физике и математике соответственно. Ни одна из этих частей не была написана, но трактаты «О движении» (1721) и «Аналитик» (1734) представляют собой суррогаты частей III и IV.

Как однажды выразился А. А. Люс: «Вы думаете, что он [Беркли] строит дом, а обнаруживаете, что он построил церковь».

Особенно часто Беркли вспоминают в Америке. В епископальной церкви США имя Беркли включено в церковный календарь , 16 июня его день .

Философия

является его главным вкладом в моральную и политическую философию. … Другими важными источниками этических воззрений Беркли являются «Алкифрон» (1732) , особенно диалоги 1-3, и «Discourse to Magistrates» (1738).

Цель сражения, предпринятого Беркли в «Алсифроне», - … опровержение тезиса о независимости морали от религии и веры в бога. … Беркли не создал самостоятельной этической системы, намечавшейся им как вторая часть «Трактата», и все его устремления в «Алсифроне» сводятся к реабилитации христианской этики .

Книга написана в форме семи «платоновских» диалогов. … Рассказ ведётся от лица Диона, одного из гостей, собравшихся на ферме Ефранора, не принимающего участия в длившейся целую неделю дискуссии. Кроме соседей среди приезжих гостей два свободомыслящих философа: Алсифрон, олицетворяющий Шефтсбери , и Лисикл, представляющий Мандевиля , вокруг высказываний которых развёртывается острая, горячая полемика .

Место в истории философии

Философия Беркли представляет чрезвычайно важный момент исторического развития новой философии, знаменуя переход от картезианской и локковской философии к скептицизму Юма и Кантовой критике чистого разума . По характеристике А. Шопенгауэра , Беркли приобрел «бессмертную заслугу перед философией» благодаря тому, что первым выступил с решительным и развёрнутым обоснованием положения о мире как совокупности представлений в сознании субъекта, став тем самым «отцом идеализма» .

Беркли вошёл в учебники как великий представитель «британского эмпиризма » . Он оказал влияние на многих философов Нового времени. Так, Томас Рид признавал, что долгое время находился под обаянием философии Беркли перед тем, как выступил с её решительной критикой .

Идеализм Беркли проложил дорогу скептицизму Юма и Кантовой критике разума.

- Смирнов А.И. Философия Беркли. Исторический и критический очерк. - Варшава: Типография Варшавского учебного округа № 487, 1873. - С. 5.

Сочинение Беркли «Трактат о принципах человеческого знания» увидело свет на три года раньше публикации трактата Артура Коллиера «Clavis Universalis, или Новое исследование истины, являющееся доказательством несуществования внешнего мира». Философские рассуждения А. Коллиера весьма близки имматериализму Беркли, хотя исторически доказана независимость первого от последнего .

При жизни Беркли его философские идеи были сравнительно маловлиятельны . За именем Беркли на долгие годы закрепилась репутация солипсиста, который был не совсем в здравом уме, и ещё столетие после публикации «Трактата…» его концепция служила предметом лимериков, выражавших скорее удивление и насмешку, чем серьёзный интерес . Однако с тех пор, как в 1871 г. «английский берклианец Фрейзер» издал собрание сочинений Беркли, интерес к его философскому учению возрос . Возникавшие на рубеже XIX-XX вв. новые философские учения (эмпириокритицизм , неореализм и др.) обращались к идейному наследию Беркли, называли его своим прямым предшественником, заимствовали и развивали его теоретические положения или, наоборот, ставили задачу опровергнуть их . Так, например, критика тезиса Беркли «esse est percipi» - предмет статьи Дж. Мура «Опровержение идеализма» (1903).

К этому периоду относится и имманентная философия - «интересная, но пока ненаписанная в отечественной истории философии страница необерклианства» :

Та современная наука, которую я обозначаю как имманентную философию, … нашла свою пока что наиболее совершенную разработку в «Теории зрения» и «Трактате о началах…» Беркли" - так характеризует общую тенденцию и конкретное гносеологическое содержание имманентной философии М. Кауфман.

Мощный толчок серьёзным исследованиям по философии Беркли был дан работами Люса и Джессопа, благодаря которым берклиеведение оформилось в самостоятельную область историко-философской науки .

Удельный вес берклиеведения в общей массе историко-философской литературы всё возрастает. Судить об этом можно на основании наиболее полных библиографий по философии Беркли . В них находим, что с 1709 по 1932 гг. было издано около 300 работ, что составляло около полутора работ в год. С 1932 по 1979 гг. вышло уже более тысячи, то есть около 20 работ ежегодно. В 80-е годы количество публикаций ещё удвоилось .

В 1977 г. в Ирландии начал издаваться специальный журнал Berkeley Newsletter («Берклиевский бюллетень»), посвящённый жизни и творчеству Беркли. Среди славянских стран по количеству берклиеведческих монографий лидирует Польша . Даже русскоязычная книга по философии Беркли впервые издана в Варшаве .

В своей известной философской работе "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин негативно отзывается о субъективном идеализме Беркли и критикует его основные идеи с позиций диалектического материализма.

Наиболее известные сочинения

  • «Опыт новой теории зрения» («An Essay Towards a New Theory of Vision» (Лондон, ; новое издание, с примечаниями Коуелея, Лондон, ))
  • «Трактат о принципах человеческого знания» («Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge» (Лондон, ))
  • «Три разговора между Гиласом и Филонусом» («Three Dialogues between Hylas and Philonous» (Лондон, ))
  • «Алсифрон, или Мелкий философ» («Alciphron, or The Minute Philosopher» (Лондон, ))
  • «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» («Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries» ())

Литература

На английском языке

На русском языке

Основная

Дополнительная

  • Багрецов Л. М. Несколько слов по истории появления идеалистической философии Джорджа Беркли // Вера и разум. 1908. № 15. Отд. 1. С.362-376.
  • Васильева М. Ю. Кант и Беркли: сходство или различие? (PDF) // Кантовский сборник. 2009. № 1. С. 30-39.
  • Гайдамака В. П. Проблема духовной субстанции у Д. Беркли // История зарубежной философии и современность / Под ред. проф. А.С. Богомолова. - М. : изд-во Московского университета, 1980. - С. 21-28.
  • Дебольский Н. Г. О философии Беркли // Журнал министерства народного просвещения. 1904. Ч. 356. Ноябрь. Отд. 2. С.114-128.
  • Девяткин С. В.  Берклиеведение: основные этапы, проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государствененного университета им. Ярослава Мудрого. Сер. Гуманитарные науки. 1999. № 12. С.21-25.
  • Заиченко. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных качеств» // Филос. науки . - 1985. - № 4 . - С. 98 - 107 .
  • Мельвиль Ю. К., Сушко С. А. Аргумент доктора Джонсона: Сэмюэль Джонсон как критик Беркли // Вопросы философии . 1981. № 3. С. 133-144.
  • Мур Дж. Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник . 1987. С. 247-265.
  • Покровский Н.Е. Сэмюэл Джонсон // Ранняя американская философия. Пуританизм. - М. : Высш. шк., 1989. - С. 180-208. - 246 с. - (Учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов). - 21 000 экз. - ISBN 5-06-000003-6 .
  • Поппер К.  Заметки о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна. Перевод с англ. С. В. Девяткина // ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер.: Гуманит. науки. - 2000 - № 16. - C. 82-90.
  • Якапи, Роомет . Беркли и отдельное состояние души: общие замечания = Berkeley and the Separate State of the Soul: A Note / Перевод с английского А.А. Ахвледиани.
  • Беседин А.П. Джордж Беркли как философ Просвещения // Философские науки. 2014. № 5. С. 24-34.
  • Беседин А.П. Теория идей Джорджа Беркли // Философские науки. 2014. № 9. С. 145-155.
  • Беседин А.П. Становление имматериализма Джорджа Беркли // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2015. №1. С. 21-35.
  • Беседин А.П. Джордж Беркли. О духовном притяжении. (Перевод)

Дж. Беркли в художественной литературе

  • «1984» Дж. Оруэлла См. об этом: Wenz P.S . The critique of Berkeley’s empiricism in Orwell’s 1984 // Idealistic studies. - Worchester, 1986. - Vol. 16. - № 2. - P. 133-152. [Критика эмпиризма Беркли в сочинении Дж. Оруэлла «1984»]
  • Произведения Сэмюэля Беккета , в т.ч. сценарий «Фильма », в котором упоминается принцип esse est percipi ; см.: Sylvie Debevec Henning. ‘Film’: a dialogue between Beckett and Berkeley David Berman. Beckett and Berkeley // Irish University Review, Vol. 14, No. 1 (Spring, 1984), pp. 42–45. Frederik N. Smith. Beckett and Berkeley: A Reconsideration. Samuel Beckett Today / Aujourd"hui 7: 331-347.
  • "Священная книга оборотня " В. Пелевина

Библиографии берклиеведческих работ

  • Turbayne C. M. A Bibliography of George Berkeley 1963-1979 // Berkeley: Critical and Interpretive Essays. Ed. by C. M. Turbayne. Manchester. 1982. P. 313-329.
  • Parigi, Silvia.  Berkeley Bibliography (1979-2008) - A Supplement to Jessop’s and Turbayne’s Bibliographies
  • - около 300 наименований с XIX в. по настоящее время
  • Tomy C. A. & Varadarajan N. A bibliography on George Berkeley - на сайте в г. Канпур
  • См. также «Библиографический указатель» ИНИОН РАН

Ссылки

Сочинения Беркли

  • Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет = Alciphron, or the Minute Philosopher. Passive Obedience. Essays in the “Guardian.” / Перевод с английского, составление и комментарии А. А. Васильева. - СПб. : Алетейя, 1996. - (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени.). - 3000 экз. - ISBN (ошибоч.) .
  • Беркли Дж. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит. статья И. С. Нарского. - М. : Мысль, 1978. - 556 с. - (Философское наследие). - 50 000 экз.
    • Беркли Дж. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит. статья И. С. Нарского. - М. : Мысль, 2000. - 560 с. - (Классическая философская мысль). - 5000 экз. - ISBN 5-244-00947-8 .
  • Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания - главное философское сочинение Дж. Беркли
  • Дж. Беркли «Три разговора между Гиласом и Филонусом» на сайте РГИУ
  • «Три разговора между Гиласом и Филонусом» - параллельный текст на русском и английском языках
  • Джордж Беркли. Будущее состояние души = The Future State // The Guardian No27, Saturday, April 11, 1713 / Перевод с английского Александра Ахвледиани.
  • Джордж Беркли О духовном притяжении. (Перевод А. Беседина) // Историко-философский альманах. - 2012. - № 4. - С. 123–125.
  • Сочинения Дж. Беркли в подлиннике: Mickelsen, Carl.  Readings in Modern Philosophy. George Berkeley - Антология электронных текстов (англ.)

The Works of George Berkeley. Ed. by Alexander C. Fraser . In 4 Volumes. Oxford: Clarendon Press, 1901.

О Дж. Беркли

  • Garth Kemerling.  George Berkeley - указатель ресурсов Интернета (сочинения Беркли, книги и статьи по философии Беркли, в том числе электронные версии)
  • Berkeley Time Line - вехи жизненного пути Дж. Беркли
  • Международное общество Беркли (англ.)
  • Downing, Lisa. George Berkeley - статья в Стэнфордской философской энциклопедии
  • Flage, Daniel E. George Berkeley - The Internet Encyclopedia of Philosophy
  • Atherton , Margaret. (см. её Curriculum Vitae) Статьи по философии Беркли в формате Word 97-2003: (англ.)
  • Bettcher , Talia Mae. Berkeley: A Guide for the Perplexed. - курс и статьи по философии Беркли (California State University)
  • Electronic Texts for philosopher Charlie Dunbar BROAD (1887-1971):
    1. Berkeley’s Argument About Material Substance N. Y., 1975 (Repr. of the 1942 ed. publ. by the British Academy, London.)
    2. Berkeley’s Denial of Material Substance - Впервые опубликовано в: «The Philosophical Review» Vol. LXIII (1954).
  • George Berkeley Study Pack (6 Biographies; 6 Encyclopedia Articles; 12 Literature Criticism Essays; 1 Student Essay)
  • Джордж Беркли - В кн.: История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.)
  • Эрн Вл. Беркли как родоначальник современного имманентизма // Эрн Вл. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение . - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 592 с. - (Классическая философская мысль). ISBN 985-433-805-3
  • Омельченко Н. В. Всемогущество мыслей Джорджа Беркли, или метафизика тирании. - В кн.: Омельченко Н. В.  Опыт философской антропологии. Волгоград: изд-во Волгоградского университета, 2005. С. 147-153 (Глава 3.1).

См. также

Известные берклиеведы

В западных странах

В славянских странах

  • Миловит Кунинский (польск. Miłowit Kuniński )

На территории бывшего СССР

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Поселение Клойн (англ. Cloyne ) в Ирландии не следует путать с монастырем Клюни (фр. Cluny ) и Клюнийской конгрегацией католиков. Джордж Беркли был по вероисповеданию протестантом, епископом Англиканской Церкви . О городке Клойн см. в статье английской Википедии .
  3. Книгу S. Johnson «Elementa philosophica» можно бесплатно скачать в Архиве Интернета .
  4. Быховский Б. Э. Джордж Беркли. М., «Мысль», 1970. 220 с. (Мыслители прошлого). С. 17.
  5. «Не следует путать представителя английского Просвещения Сэмюэля Джонсона (1708-1784) с американским философом-берклианцем Сэмюэлем Джонсоном (1696-1772)» (Грязнов А. Ф. Философия Шотландской школы. М., 1979. С. 16, сноска).
  6. Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М. : Мысль, 1970. - С. 107. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 28 000 экз.
  7. Jessop Т. E. Berkeley as Religious Apologist //
    О понятии «естественная теология» см. .
  8. Предисловие к этой книге отсутствует в её электронной версии, предлагаемой проектом Google Books .
  9. О «Календаре Святых» ЕЦ США см. .
  10. См.: Holy Women, Holy Men: Celebrating the Saints. Supplement to the Blue Book 2009 // Standing Commission on Liturgy and Music , p. 277.
    Ср.:

    Система Беркли не была принята церковью, и до настоящего времени субъективный идеализм подвергается критике со стороны церкви - как католической (неотомисты), так и протестантской (см. напр. X. Джонсон. «Христиане и коммунизм», ИЛ. М., 1957, гл. «Значение материи»).

    - Богомолов А.С . Критика субъективно-идеалистической философии Д.Беркли. Лекция. М.: изд-во Московского университета, 1959. - С. 39.

  11. Свой знаменитый принцип «существовать - значит быть воспринимаемым» Беркли часто предпочитал выражать на латыни: esse est percipi.
  12. О трактовке Беркли философской категории бытия подробнее см.: Быховский Б. Э. Указ. соч., глава 4.
  13. См., напр.:
    • Богомолов А.С. Критика субъективно-идеалистической философии Д.Беркли. Лекция. - М. : Изд-во Московского университета, 1959. - С. 9.
    • Быховский Б. Э. Джордж Беркли . - М. : Мысль , 1970. - С. 69. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 28 000 экз.
    • Ойзерман Т.И. Главные философские направления: Теорет. анализ ист.-филос. процесса . - 2-е изд., доработ. - М. : Мысль , 1984. - С. 96. - 17 000 экз.
  14. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. Третий разговор // Беркли Дж. Соч. - М. : Мысль , 1978. - С. 327. - 50 000 экз.
  15. Такого рода интерпретацию философии Беркли см., напр., в кн.: Быховский Б.Э. Джордж Беркли . - М. : Мысль, 1970. - С. 56-60. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 28 000 экз.
    Отдельные авторы все же пытаются согласовать признание духовной субстанции и отрицание субстанции материальной в философии Беркли. См., напр.:
    • Atherton, M. The coherence of Berkeley"s theory of mind // “Philosophy a. phenomenological research.” Vol. 43, № 3. - Buffalo, 1983. - С. 389-399.
    • Bettcher T.M. Berkeley"s Philosophy of Spirit: Consciousness, Ontology, and the Elusive Subject . - Continuum Publishing , 2007. - ISBN 9780826486431 .
    Ряд берклиеведов скептически относится к такого рода попыткам придать учению Беркли о духовной субстанции вид логически непротиворечивой концепции (см., напр., рецензию Genevieve Migely на книгу T.M. Bettcher: Berkeley Studies № 19).
  16. Ещё одно доказательство Бога выдвинуто Беркли в его сочинении «Алкифрон…», диалог IV («Истина теизма» / «The Truth of Theism»).
  17. См.: Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в. М.: Мысль, 1981. - С. 81-82.
  18. Luce A. A. Berkeley and Malebranche. A Study in the Origins of Berkeley’s Thought. N. Y., Oxford, 1967. Repr. of 1934 ed. with new Preface.
  19. Bracken H.M. Berkeley. The Macmillan Press ltd., 1974. - P. 18.
  20. См., напр.:
    • Ayers, Michael R. «Was Berkeley an Empiricist or a Rationalist?» - In: The Cambridge Companion to Berkeley. Ed. by Kenneth P. Winkler. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - Pp. 34-62.
    • James Hill , «Was Berkeley Really an Empiricist?» // Доклад, прочитанный 21 сентября 2006 г. на международном симпозиуме в Праге (см. Программу симпозиума), переведён на чешский язык и опубликован в кн.: Hill, James . Byl Berkeley skutečně empirista? (Přeložila Eva Modrá) // George Berkeley. Průvodce po jeho filosofii / K vydání připravili Petr Glombíček a James Hill s podporou Akademie věd České republiky. - Praha: nakladetelství Filosofického ústavu AV ČR „Filosofia”, 2009. - P. 35-66. - 360 p. - ISBN 978-80-7007-277-6 .
  21. Беркли Дж. Пассивное повиновение // Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет / Перевод с английского, составление и комментарии А. А. Васильева. - СПб. : Алетейя, 1996. - С. 255-280. - (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени.). - 3000 экз. - ISBN (ошибоч.) .
  22. Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет / Перевод с английского, составление и комментарии А. А. Васильева. - СПб. : Алетейя, 1996. - С. 9-252. - (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени.). - 3000 экз. - ISBN (ошибоч.) .
  23. Jakapi, Roomet . «Was Berkeley a Utilitarian?» // Lemetti, Juhana and Piirimäe, Eva, eds. Human Nature as the Basis of Morality and Society in Early Modern Philosophy. Acta Philosophica Fennica 83. Helsinki: Philosophical Society of Finland, 2007. - P. 53.
    «Цель статьи - определить общую теоретическую позицию Беркли в (истории) моральной философии». Помимо личной позиции автора, статья содержит обширный критический обзор комментаторской литературы по рассматриваемой теме, от работ Александра Фрейзера до новейших исследований, в том числе статьи

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...