Биография клервоский. Из истории западного богословия: Бернард Клервоский

Бернард Клервоский (1091 – 1153) происходил из знатной бургонской фамилии, имевшей своею родовой резиденциею замок Фонтен, близ Дижона. Его биография смолоду была связана с церковью. Мать Бернарда была женщина аскетического направления, хотела быть монахиней, вышла замуж против воли. Дети наследовали аскетизм матери; их было много; все они приняли монашество. Бернард учился в шатильонской школе. Он рано стал врагом философии; он обратил против неё диалектику, которой сам хорошо научился. Красивый юноша, умевший привлекать к себе людей, он на 23 году жизни поступил (1113) монахом в Цистерцианское (Ситоское) аббатство, бывшее митрополией цистерцианского ордена . С ним вместе приняли пострижение тридцать человек его друзей, пошедших в монахи по его убеждению.

Бернард два года прожил в Ситоском аббатстве, славившемся суровостью своего аскетизма, потом был назначен (1115) приором монастыря, основанного цистерцианцами в пустынной, суровой долине реки Обы (Aube), в герцогстве бургонском. Эта долина служила притоном разбойников; теперь она получила имя«Светлой (знаменитой) Долины», Clara Vallis, Clairvaux, и скоро это имя стало действительно знаменитым на всем западе. Молодой приор Бернард Клервоский был слабее всех своих монахов здоровьем, но превосходил всех их подвигами аскетизма, постом, продолжительностью молитв, строгостью к себе, милосердием к другим; все свободные часы он проводил в чтении Библии, в благочестивых размышлениях среди лесов.

Бернард Клервоский. Картина Г. А. Вассхубера, 1700

Под его управлением Клервоский монастырь стал храмом целомудрия и всех аскетических добродетелей, затмил своей славой Ситоское аббатство; число поступавших в общину Бернарда Клервоского увеличилось до такой степени, что понадобилось построить в Клервоской долине другой монастырь. Из Клерво выходили епископы, архиепископы, кардиналы; один из клервоских монахов сделался даже папой; эти духовные сановники всю жизнь продолжали чтить Бернарда, как наставника. Возникло 170 монастырей, признававших Клерво своей митрополией. Бернард стал советником государей. Папа Евгений III, бывший Клервоский монах, считал величайшей своей добродетелью безусловное благоговение к Бернарду, своему наставнику; Бернард посвятил ему «Размышление о папском сане», в котором говорит, что папа должен быть судьею народов и миротворцем, смиренным и благородным, чуждающимся мирской суеты.

Энергия и ученость, с какими Бернард Клервоский защищал церковную догматику против мыслителей, уклонявшихся от неё, доставляли ему сильное влияние на духовенство; он привлекал к себе государей изяществом своей светской образованности, народ святостью жизни и приветливостью. Знатные люди и простолюдины с одинаковой готовностью принимали его поучения. Изнуряя себя аскетическими самоистязаниями, Бернард однако же выказывал неутомимую деятельность. Один из его биографов говорит: «Он приносил утешение опечаленным, помощь угнетенным, совет затрудняющимся, исцеление больным, пособие бедным». Он заботился только о спасении души, он гнушался наслаждениями, не любовался даже красотами природы. Однажды Бернард ехал целый день по прелестному берегу Женевского озера и, погруженный в свои размышления, не замечал живописной местности. Почтение, которое выказывали ему люди всех сословий, не делало его надменным; он оставался скромен и застенчив; становился красноречив и горяч только когда выступал на защиту церкви.

Бернард Клервоский был стойким бойцом за права папы и за чистоту церковного учения, но не молчал о пороках духовенства, о злоупотреблениях папской власти. Он был твердой опорой Иннокентия II в борьбе с антипапой Анаклетом II, подчинил ему итальянские города, привел из Германии императора Лотаря на защиту ему, но говорил ему об алчности и властолюбии папского правительства. Бернард хотел дать церкви победу над мусульманами, внешними её противниками и над философами, которых считал внутренними её врагами. Он возбудил христианских государей идти во Второй крестовый поход ; а за несколько лет перед тем, на сансском соборе (1140), в присутствии короля французского и многих вельмож требовал осуждения рационалиста Абеляра и его ученика Арнольда Брешианского ; он преследовал бежавшего республиканца и еретика Арнольда, возбуждая своими посланиями гонение на него. Во всех церковных делах того времени голос Бернарда Клервоского имел сильное значение и часто решительное влияние. Ему предлагали пять кафедр из числа самых высоких; но он предпочитал Клервоский монастырь блеску их. Множество епископских мест было занято его учениками. Бернард Клервоский был примирителем государей, высшей властью западной церкви своего времени. Все народы Запада прислушивались к его голосу; послания его, написанные с большой заботливостью об изяществе и картинности слога, читались во всех западных землях.

1091 - 20 августа 1153

французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво

Биография

Происходил из знатной семьи, в двадцатилетнем возрасте вступил в цистерцианский орден, где своим подвижничеством приобрёл популярность. В 1115 году Бернард Клервоский основал монастырь Клерво, где стал аббатом. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших.

Бернард Клервоский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II. В свете борьбы против Анаклета II осуждал Рожера II , получившего корону от антипапы, но затем примирился с королём и переписывался с ним. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года. Активно боролся с ересью катаров.

Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров. Вдохновитель второго Крестового похода 1147 года. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получившие название бернардинцев.

На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Бернард Клервоский приобрёл колоссальный авторитет в церковных и светских кругах. Он диктовал свою волю папам, французскому королю Людовику VII. Бернар Клервоский был главным идеологом и организатором второго крестового похода. Он написал первый устав для духовно-рыцарских орденов (устав тамплиеров). Основной добродетелью считал смирение. Целью человеческого существования считал слияние с Богом.

Канонизирован в 1174 году; в 1830 году внесён в число Учителей Церкви.

Вдохновитель крестовых походов в Европу

15 февраля 1145 года коллегия кардиналов избрала аббата Бернардо Паганелли новым римским папой под именем Евгения III . Паганелли был не только тёзкой, но и - с самого начала своего монашества у цистерцианцев - учеником Бернарда Клервоского, с которым он поддерживал «уникально тесные отношения». Римским папой член цистерцианского ордена, который Бернард - влиятельный католический деятель эпохи - сам и создал. Отводя подозрения в том, что Паганелли его протеже, Бернард оставил для историков следующее письмо к кардиналам (номер CCXXXVII):

Избрание Паганелли папой состоялось, укрепив этим и политическое положение самого Бернарда - учителя папы Римского. Известный случай, когда Бернард назвал уже состоявшегося Папу в письме к нему «нищим из навозной кучи» (номер CCXXXVIII), укладывается в этот же контекст: крепко держа в руках узды управления своим бывшим учеником, Бернард диктовал Евгению III свою политику. Наиболее крупным мероприятием, на котором Бернарду удалось настоять, стал Крестовый поход против славян, развернувшийся на фоне Второго крестового похода.

В начале апреля 1147 года римский папа был у своего учителя в Клерво. Там Бернард убедил Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на восток, обратив их против язычников Европы, начав, в частности, с вендов. Эту идею римский папа претворил в булле англ. „Divini dispensatione“, которую он подписал в Труа 11 апреля 1147 года. Идею этой буллы, образ действий, который она предлагала крестоносцам в отношении европейцев-язычников в своей миссии, часто выражают лозунгами «крещение или смерть» (фр. La mort ou le bapt?me, нем. Tod oder Taufe), «уничтожить или обратить в христианство» (фр. Extermination ou Conversion, нем. Vernichtung oder Bekehrung).

Кроме попыток согласовать науку и философию существовала и другая направленность в западной схоластике - мистическая. Основным представителем средневекового западного мистицизма является Бернар Клервоский (1091-1153). Бернар Клервоский происходил из знатного рыцарского рода и еще в молодости отличался глубокой религиозностью, впоследствии вступил в цистерианский монашеский орден. Этот орден отличался строгим аскетизмом, однако Бернар в местечке Клерво основал свой монастырь, который был еще более аскетичным, монахи в нем занимались тяжелым физическим трудом. Будучи настоятелем этого монастыря, Бернар приобрел огромную и духовную и физическую власть. Фактически на протяжении жизни двух римских пап правил всей католической церковью не папа, а именно Бернар Клервоский. Именно он был организатором Второго крестового похода, именно он развил теорию, по которой папская власть выше светской. Еще при жизни Бернара многие католики считали его святым, а вскоре после его смерти он действительно был канонизирован католической церковью. Среди его произведений можно выделить, в частности, “О степенях смирения и гордости”, “О почитании Бога”, “О благодати и свободе воли”. Для Бернара Клервоского характерно полное пренебрежение к философии. Не только на словах, но и на деле Бернар подчеркивал не только свое равнодушие к философии, но и враждебность к ней. Бернар указывал, что философия и любое разумное познание Бога приводит лишь к неудачам. Познать Бога возможно лишь путем непосредственного Его созерцания, при помощи интуитивного видения Бога.

Науку, тем не менее, Бернар не отрицал, признавая ее лишь в той мере, в какой она полезна для познания Бога. Но науку и философию как самоцель Бернар резко отрицал, уделяя главное внимание познанию человеческого духа и смысла человеческой жизни.

Смысл жизни Бернар Клервоский видел в постижении Бога. Всей своей жизнью, всеми своими делами, человек должен заслужить благодать Бога путем любви к Нему и путем смирения. Эта благодать дается не каждому, человек, будучи существом греховным, не может полностью и в один момент исправиться от всех своих грехов. Поэтому всю свою жизнь человек должен стремиться к Богу, чтобы заслужить Его благодать. Человек должен понимать, что зло исходит от его собственной греховной воли, и, отказываясь от своей собственной свободы, от своих желаний, от любви к материальному миру, и в первую очередь, как наибольшего греха, от любви к себе, человек может сподобиться Божественной благодати. Человек должен осознать свое ничтожество, и только лишь осознав это, он может созерцать Бога. Наиболее полное познание Бога есть состояние экстаза, когда душа уподобляется Богу.

В таком положении есть опасность пантеизма, но ее Бернар избегает при помощи утверждения, что душа созерцает Бога не при помощи своих собственных усилий, а благодаря благодати Бога, даруемой вследствие праведной жизни. Поэтому в экстазе душа не становится тождественной Богу, а всего лишь приближается к Нему и уподобляется Ему. Кроме таких различных методов богословствования и философствования, предложенных, с одной стороны, Шартрской школой, пытавшейся оправдать науку и философию, а с другой - Бернаром Клервоским, стремившимся изгнать философию из богословия, существовала попытка и примирить эти решения, найти золотую середину между ними. Такое примирение, получившее название умеренного мистицизма, было предложено Сен-Викторской школой, названной по имени монастыря св. Виктора, основанного Гильомом из Шампо на окраине Парижа.

(1091 - 20.08.1153)

Святой Бернар Клервоский (1091-1153 гг.) являлся, пожалуй, самым ярым сторонником тамплиеров как в недрах церкви, так и за ее пределами. История его жизни важна для понимания событий, упоминаемых на страницах «Кода да Винчи» в связи со Святым Граалем.

Святой Бернар был одной из наиболее выдающихся личностей в духовной и политической жизни средневековой Европы. Он родился в 1091 году в Бургундии, в местечке Ле-Фонтэн, где широко почитался культ Черной Мадонны. Происходил из аристократической, хотя и не слишком родовитой семьи, его отец был рыцарем и вассалом герцога Бургундского. Бернар получил хорошее образование и с юных лет проявил склонность к размышлениям и наукам,

В 1113 году в возрасте двадцати двух лет Бернар ушел в небольшой цистерцианский монастырь Сито, где с радостью принял тяготы сурового монашеского существования. Он настолько страстно и красноречиво живописал благочестие такой жизни, что примеру Бернара вскоре последовали его четыре брата, овдовевший отец и еще тридцать родственников. Сохранились свидетельства того, что проповеднический дар Бернара был настолько велик, что «матери прятали от него своих детей, жены мужей, друзья своих товарищей», чтобы те не поддались на его уговоры и не последовали за ним в монастырь.

Монастырь Сито был очень беден, а жизнь в нем крайне сурова и аскетична, что в особенности привлекало Бернара, стремившегося вести простую жизнь, исполненную благочестивых размышлений. Он жил очень скромно, ел и спал так мало, что практически всегда находился на грани обморока. Однако слава о его самоотречении и благочестии стремительно распространялась по всей стране, и в 1115 году Бернар удостоился чести во главе группы других монахов основать новый монастырь близ местечка Клер-во, в Шампани. Спустя несколько месяцев этот монастырь обрел небывалое могущество. Вскоре по инициативе его настоятеля было учреждено 163 новых монастыря.

Именно в Клерво святой Бернар приступил к написанию своих духовных творений и, еще будучи довольно молодым аббатом, написал ряд проповедей о Благовещении. В. них он восславлял доблести пречистой Девы Марии, особенно ее миротворчество. Многие проповеди Бернара посвяшены его искренней любви к ней; он уверял, что возлюбил Деву Марию еще в детстве, когда на него снизошло божественное откровение. Это случилось после того, как он принял три капли молока из сосцов статуи Черной Мадонны в Шатильонском соборе. Именно этим и объяснялась его приверженность культу Черной Мадонны. Святой Бернар написал около 90 проповедей, которые посвящены входящей в Ветхий Завет Песни Песней. В них он связывает невесту, говорящую о себе «черна я, но красива», с Марией из Вифании, то есть Марией Магдалиной.

Святой Бернар был также связан с тамплиерами и был их главным защитником, официально признавая их как членов военно-религиозного ордена. Однако его связи с тамплиерами имели более глубокий характер, поскольку святой Бернар был одним из главных составителей текста клятвы, которую должны были приносить рыцари Храма. Она называлась Уставом тамплиеров, и в ней святой Бернар побуждал их к «служению Вифании, дома Марии и Марты».

Благодаря его репутации истинного страстотерпца и автора многочисленных писаний влияние и авторитет святого Бернара распространились далеко за границы Клер-во, и в ИЗО году к нему часто обращались с просьбами о посредничестве в борьбе с папской схизмой, угрожавшей тогдашней стабильности и единству святой церкви. После смерти папы Гонория II на престол претендовали папы-соперники - Анаклетий II и Иннокентий II, и Бернару предстояло оценить обоих и выбрать из них наиболее достойного. После раздумий он остановил свой выбор на Иннокентии II, скрывавшемся во Франции. С присущим ему рвением святой Бернар убедил государей Франции, Англии, Испании и Германии избрать Иннокентия папой. В конечном счете удалось убедить и самого императора, и Анаклетий II был изгнан из Рима

Бернар Клервоский также печально прославился гонениями на Пьера Абеляра, французского богослова, философа и поэта, чьи сочинения в ту пору признавались еретическими и осуждались церковью Упорные и безжалостные обвинения святого Бернара в адрес Абеляра не прекращались и после того, как аббат монастыря Клюни Петр Достопочтенный попытался примирить этих двух незаурядных людей Обвинения в итоге духовно сломали Абеляра.

Святой Бернар ненавидел любые формы ереси и непримиримо боролся против вероотступников и еретиков, особенно против катаров.

От имени папы Евгения II святой Бернар призвал ко второму крестовому походу, убедив многих католиков юять в руки оружие для борьбы с неверными Однако второй крестовый поход обернулся неудачей. Вину за это возложили на Бернара Клервоского, признав его подстрекателем и главным инициатором войны.

Любому своему делу святой Бернар отдавался самоотверженно и искренне. Он заслужил репутацию человека непримиримого, коварного, воинственного, агрессивного и - что довольно странно, если принять во внимание его любовь к Деве Марии, - женоненавистника

Святой Бернар скончался 20 августа 1153 года в Клер-во и 18 января 1174 года был причислен папой Александром III к лику святых.

За свою жизнь он основал по всей Европе 163 монастыря, написал 10 богословских трактатов, более 300 проповедей и 500 сохранившихся до наших дней писем. Он является святым - покровителем пчел, пчеловодов, изготовителей воска, свечей и подсвечников, а также всего Гибралтара.

В необычной для религиозного деятеля манере святой Бернар описывал Бога типично мирскими словами, упоминая о Его «высоте, ширине и толщине» В этом он, похоже, близок к идее о том, что и на Бога распространяется божественная гармония чисел, например, загадочные свойства золотого сечения.

Бернар Клервоский, святой (1090-1153 гг.). Родившись в Фонтен-ле-Дижон и происходя из знатной семьи, в возрасте двадцати лет Бернар вместе со своими братьями и компаньонами поступил в Сито, недавно созданный монастырь , быстро приобретший известность благодаря строгим нравам и аскетической жизни, царивших в нем. Впоследствии он основал монастырь Клерво в Шампани, бессменным руководителем которого оставался до конца своих дней, отказываясь от предлагаемых ему высоких церковных санов. Пятнадцать лет своей жизни он посвятил развитию монастыря Клерво и цистерцианского ордена, борясь с растущим влиянием королей и императоров, стремящихся узурпировать церковную власть. В церковном расколе 1130-1138 гг. (было избрано два папы) Бернар Клервоский поддержал Папу Иннокентия II , добившись его назначения в 1138 г. Он активно вмешивался в выборы епископов, поддерживая кандидатов, обладающих высокими моральными качествами, и был советником прелатов. Его волновал расцвет городских школ, в которых непреложные истины подвергались пересмотру с позиций разума. Бернар Клервоский был инициатором осуждения Пьера Абеляра и его сторонников и привлек многих студентов в цистерцианский орден. Он провозгласил второй крестовый поход в Везеле и остановил погромы крестоносцев в долине Рейна. Провал этой военной экспедиции настолько поразил его, что он удалился в Клерво, где написал множество писем, иногда в форме трактатов, проповеди на «Песнь песней» и сочинение, проникнутое духом мистического богословия. После его смерти цистерцианский орден насчитывал 345 монастырей. Бернар Клервоский был канонизирован в 1174 г.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 215-216.

Бернар Клервоский, Бернард (Bernard cle Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis) (1090, Фонтен, Бургундия,-20.8.1153, Клерво), католический теолог-мистик. Происходил из знатного бургундского рода. С 1113 года монах цистерцианского ордена, с 1115 года настоятель основанного им монастыря Клерво. Был вдохновителем 2-го крестового похода (1147). Выступал против теологического рационализма Абеляра и различных еретических течений. Отстаивая незыблемость церковного предания, критикуя складывающуюся схоластику за новшества, Бернар одновременно вносил в мистику остроличностный дух. Оказал влияние на Бонавентуру и других.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera, t. l-G, P., 1855-59 (Migne PL, t. 182-185); в рус. пер.- Письма, в кн.: Абеляр П., История моих бедствий, М., 1959, с. 127-51.

Литература: Герье В., Зап. монашество и папство, М., 191:1, с. 27- 138; Сидорова H.A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; G i l s o n E., La Ideologie mystique de Saint Bernard, P., 1947.

Бернар Клервоский (Bernard de Clairvaux) (1091-1153) - классик европейского мистицизма , теолог. Родился в знатной бургундской семье, в юности писал светскую лирику. В 1113 поступает в цистерцианский монастырь (аббатство Сито), в 1115 24-летний Б.К. основал аббатство Клерво и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком - Вильгельмом из Шампо, основателем оплота французской мистики - монастыря Сент-Виктора. В звании аббата Клерво прожил всю жизнь, отказавшись от восхождения по иерархии клира. Аскет. Цистерцианский монашеский орден, в целом, отличается жесточайшим аскетизмом, однако об аскезе Б.К. слагали легенды еще при жизни: не желая отвлекаться от раздумий, он отказался встретиться с отцом, навестившим его в монастыре после смерти матери; Б.К. заливал себе уши воском, дабы среди людей оставаться глухим к их суетности; будучи погружен в раздумия о Боге во время многодневного пути по берегу Женевского озера, с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят, и т.п.

При всей отрешенности от сует мирских, Б.К., вместе с тем, в полном смысле может считаться духовным вождем своего времени: история первой половины 12 в. вершилась под его влиянием и несет на себе яркий отпечаток его личности. Его духовный авторитет был столь высок, что, будучи клервоским аббатом, Б.К. фактически руководил политикой современных ему пап (Иннокентий Второй был обязан ему престолом, Евгений Второй был его учеником), выступал советником светских государей, постоянно приглашался для разрешения политических конфликтов и большую часть жизни провел в разъездах, улаживая дела большой политики, выступая посредником между папским престолом и светской властью при дворах Европы. В политической среде, однако, Б.К. выступал не с позиций беспристрастного третейского судьи, но неукоснительно проводил в жизнь свое политическое credo: идею всемирного единства человечества на теократической основе, что на практике выливалось в решение политических проблем в пользу папского престола (например, в конфликте между папой Иннокентием II и Людовиком VII из-за епископской инвеституры). Активно участвовал в искоренении ересей, чья социальная ориентация могла быть оценена как анти-папская (генрициане, "братство ткачей" и др.). В этом же контексте выступил инициатором Второго Крестового похода (1147), принимал непосредственное участие в создании Устава рыцарского ордена тамплиеров (принят на Соборе в Труа в 1168). Пламенный оратор и выдающийся проповедник с колоссальным суггестивным потенциалом (сохранилась легенда о том, как он силой своего красноречия внушил германскому императору Конраду III - вопреки всякой логике и его собственному желанию - возложить на себя крест). В практике богопознания был однозначно сориентирован на мистику как непосредственное постижение "абсолютного света" в акте Божественного откровения (в силу чего, будучи последователен в своих взглядах, резко выступал против "отравы" рационализма схоластики). Б.К. является основоположником (вместе с монахами монастыря Сент-Виктор) французской мистической школы - специфического направления в развитии мистицизма, оформившегося затем в мощное идейное течение, охватившее всю Европу и наложившее свой отпечаток на всю западно-христианскую теологию.

Специфические особенности христианской мистики, достаточно резко отличающие ее от других вариантов мистицизма и заключающиеся в напряженно выраженной интимной ориентации и тяготением к эротической терминологии, будучи объективно детерминированы своего рода эротическим подпольем культуры средневековой Европы (т.е. эротической проблематикой, вытесненной за пределы культурной легальности, ищущей легитимного жанра и находящей таковой, среди прочего, в ортодоксальной мистике, как это ни парадоксально на первый взгляд), получили путевку в жизнь именно в произведениях Б.К. Мистическое учение Б.К. о любви к Богу основывается на философии неоплатонизма в его августиновском истолковании и центрируется вокруг слов апостола Иоанна "Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8 и 16). Основной жанр мистических произведений Б.К. - проповедь ("О почитании Бога", "О ступенях смирения и гордости", "О размышлении" и др.), основное содержание - любовь и восхождение к Богу, единение с ним в акте "слияния души с Богом" (86 проповедей на "Песнь Песней"). Вся аскеза и покаяние - лишь средства усовершенствования христианина в его любви к Богу: "Одному Господу и честь и слава, но ни та, ни другая не будет угодна Господу, не приправленная медом любви. Любовь сама себе довлеет, сама по себе угодна и ради самой себя. В ней самой ее заслуга, она сама себе служит наградой. Любовь не ищет вне себя самой своей причины, не ищет для себя и плода, ее польза в самом ее проявлении. Я люблю, потому что люблю; я люблю для того, чтобы любить. Великое дело любовь." Последняя фраза (знаменитая формула "magna res est amor") по праву может рассматриваться как credo Б.К., выстраивая в его доктрине аксиологическую шкалу христианских добродетелей (из коих первые 4 заимствованы от античности) и сопрягая их с днями седмицы: умеренность, мудрость, мужество, справедливость, веру и надежду Б.К. относит к будним дням, любовь же - ко дню субботнему, ибо все христианские добродетели обретают в ней свое завершение. В любви, согласно Б.К., могут быть выделены различные ступени: 1) любовь к себе ради самого себя; 2) любовь к Богу ради себя; 3) любовь к Богу ради Бога; 4) любовь к самому себе единственно ради Бога. Последнее случается "тогда, когда человек в полном упоении божественном забудет о самом себе и, как бы отпавши от самого себя, весь погрузится в Бога и, слившись с ним, будет единым с ним духом". Бог влагает в человеческую душу любовь к себе, и тогда, как к высшему благу, стремится она к единению с ним, начиная свое "божественное восхождение".

В различных своих работах Б.К. выделяет различное число ступеней этого восхождения (от 3 до 12), однако сама идея стадиальности является обязательной: "не вдруг хочу я стать высшим, поступенно возвыситься хочу". Классическим является выделение таких ступеней, как "лобзание стопы, длани и уст Господних", т.е. - соответственно - покаяние в грехах, утверждение во благе и единение с Богом. "Краса воздержания и постоянные плоды покаяния... восстановят тебя от нечистот... А посему да будет любовь твоя пламеннее, и да постучишься ты увереннее за тем, чего тебе, по чувству твоему, недостает, стучащему же отверзется". Соединясь с Богом в едином духе, душа достигает в этом акте пределов Божественной любви, уподобясь Богу в праведности, блаженстве, красоте и знании и проникаясь божественной волей, сохраняя при этом, однако, и волю человеческую: "дерзаем поднять голову к самым устам славы, дабы в трепете и робости не только воссозерцать, но и облобызать; ибо Господь Христос есть дух перед лицом нашим, к нему припадаем в священном лобзании, дух един по снисхождению его становимся". Таким образом, мистицизм Б.К., как и христианская мистика в целом, демонстрирует остро личную окрашенность и напряженную интимность переживания. По самооценке Б. К., в проповедях его "всюду говорит любовь; поэтому, если кто желает усвоить себе смысл того, что здесь сказано, то пусть полюбит".

В своих мистических проповедях Б.К. выступает как блестящий стилист, и подобно тому, как основные идеи и терминология его проповедей наложила свой отпечаток на содержание европейской мистики, задав базовую тенденцию ее эволюции, так и стиль Б.К. задал стилистическую парадигму для всей мистической теологии, в рамках которой стиль самого Б.К. остается непревзойденным образцом. Его построение текста организовано фактически по постмодернистскому принципу конструкции, где каждая фраза являет собой изящный коллаж скрытых и явных цитат, пересекающихся ассоциативных рядов с завершающим благозвучным кадансом (только тезаурус цитируемых источников сужен до Священного Писания), а целое - характеризуется одновременно страстным пафосом и возвышенной трепетностью. Усвоение этого стиля западно-христианской мистикой задает особый вектор в европейской культуре, обнаруживающий свое влияние не только в духовной традиции, но и в светской поэзии (классический пример - южно-французская куртуазная поэзия, лирика трубадуров).

За заслуги перед католической церковью Б.К. был причислен к лику святых (1174), цистерцианский монашеский орден уже в 12 в. носит имя бернардинского , два перевала в швейцарских Альпах, многократно пересекавшихся им во время его дипломатический путешествий, названы его именем: Большой и Малый Сен-Бернар. Культура ставит иногда и неожиданные памятники; так и применительно к Б.К.: от названия альпийских перевалов имя "сен-бернар" перешло к породе собак, спасавших людей из-под снежных лавин на этих перевалах.

М.А. Можейко

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Бернард Клервоский (Bernardus abbas Clarae Vallis, Bernard de Clairvaux), (1090, Фонтен, Бургундия - 1153, Клерво) - деятель Католической церкви, мистик, богослов, христианский неоплатоник. Происходил из знатной аристократической семьи. Учился в шатильонской школе клириков, решив обратиться к монашеской жизни, собрал вокруг себя ок. 30 человек единомышленников и в 1112 вступил в монастырь Сито. В 1115 с несколькими монахами основал монастырь Клерво, аббатом которого оставался до конца жизни. С 1118 принимал активное участие в основании цистерцианских монастырей, число которых в Европе к 1153 достигло 63. Религиозное подвижничество и неутомимая энергия способствовали росту авторитета Бернарда Клервоского не только внутри ордена, но и за его пределами: он выступал за регламентирование жизни клира, возвращение к идеалам бедности и целомудрия; последовательно отстаивая интересы церкви и папства, тем не менее активно вмешивался в дела не только папской курии, но и королевской власти, вызывая порой их недовольство. Сторонник «воинствующей» церкви, он стал одним из вдохновителей 2-го крестового похода, принимал непосредственное участие в церковных осуждениях Арнольда Брешианского, Гильберта Порретанского, а также Абеляра. В 1174 был канонизирован Католической церковью.

Из многочисленных сочинений Бернарда Клервоского (трактатов, проповедей, писем) наиболее известны «О любви к Богу» (De diligendo Dei), «О благодати и свободном выборе» (De gratia et libera arbitrio), «О созерцании» (De consideratione), «О восхвалении Девы» (De Laudibus Virginia), комментарий на библейскую «Песнь песней». Тема богословско-философ- ских размышлений Бернарда - пути соединения человека с Богом; любовь к Богу, пройдя двенадцать ступеней развития, завершается экстатическим слиянием души с Богом в мисти-ческом созерцании.

В трактате «О благодати и свободном выборе» Бернард про-должает обсуждение вопроса, поставленного Августином. Согласно Бернарду, свободный выбор человека (liberum arbitrium) всегда соотносится с разумом, направляющим волю человека к благу и помогающим ему избегать страстей. Три вида свободы составляют основу свободного выбора: свобода от необходимости (libertas a necessitate), выделяющая человека как существо с бессмертной душой и разумом среди других творений; свобода благодати (libertas gratiae), или свобода от греха, которая может вернуть человека к его первоначальной невинности; свобода от страдания (libertas a miseria), или свобода жизни, дающая человеку возможность преодолеть греховность настолько, чтобы стало невозможным грешить. Сочинения Бернарда оказали влияние на средневековых богословов - прежде всего Бонавентуру и других мыслителей августинианского направления.

О. В. Голова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 244-245.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа).

Сочинения:

MPL, t. 182-185;

Samtliche Werke, Bd. 1-2. Innsbruck, 1991 - 92; в рус. пер.: О благодати и свободе воли. - В кн.: Средние века, 45. М, 1982, с. 265-297.

Литература:

Браг Р. Антропология смирения. - «ВФ», 1999, № 5;

Gilson Е. La theologie mystique de St. Bernard. P., 1934;

Vallery-Radot. Bernard de Fontaines: Abbe de Clairvaux, 2 vol., 1963-69;

Saint Bernard et la philosophie, ed. R. Brague. P., 1993.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...