Почему в нашем мире так много страданий и бед? Почему на земле так много зла и страданий. Бессмертной души нет

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 31.
Почему в мире так много страданий?

Если Бог так благ, если Он есть любовь, то почему в мире так много страданий? Этот вопрос так же стар, как стар наш мир с его болью, болезнями, катастрофами и потерями. На протяжении тысячелетий люди задавали этот вопрос и будут продолжать его задавать, пока будет продолжаться жизнь на земле. Наверное, до того, как Бог нам все откроет, когда мы будем в Его Царствии, мы не сможем найти ответ, полностью нас удовлетворяющий, но Библия все же предлагает кое-что полезное и в этом плане.

В книге Быт. 3:16 мы находим первое упоминание о страданиях, где Бог открывает Еве последствия ее непослушания. «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей». Следовательно, и это несомненно так: все страдания начались с того злополучного дня, когда человек согрешил. Но этим не все еще сказано. Существует много видов страдания, и страдания могут иметь разные причины.

1. Некоторые страдания являются результатом пренебрежения элементарными законами. Это справедливо и по отношению как к физическому так и духовному миру, потому что во всем, что сотворено под солнцем, существует закон причины и следствия: «Что человек посеет, то и пожнет» (Гал. 6:7). Если вы нарушите закон вашего государства, то вы знаете, что если вас поймают, вы понесете наказание. Нарушая законы здоровья, вы знаете, что заболеете. Если вы нарушаете нравственный закон, то можете быть уверены, что и это повлечет за собой определенные последствия. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (8 стих).

2. Бывают страдания от несчастных случаев и катастроф в природе.

Иисус три раза упоминает о том, что часто страдают невинные люди.

Несчастья выпадают на долю невинных людей. Когда Ему рассказали о смерти нескольких галилеян, которых Пилат несправедливо казнил, Он сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2,3).

Затем Он упомянул о тех восемнадцати жертвах, на которых упала башня Силоамская и всех убила. «Думаете... виновнее были всех живущих в Иерусалиме? - задает Он вопрос. - Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете» (ст. 4,5).

В другом случае, когда Он проходил мимо слепого человека, ученики спросили Его: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9:2,3).

В любом из этих случаев Иисус решительно отвергал мысль, что все эти несчастья произошли в результате личного греха. Обычно при землетрясениях, ужасных ураганах с приливами и отливами, взрывах, авиакатастрофах и других несчастных случаях большинство пострадавших людей не несут никакой ответственности за такие беды.

3. Некоторые страдания - это результат обладания властью злыми людьми. Пророк Аввакум говорит: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:13).

Один из труднопонимаемых жизненных вопросов - «благоденствие нечестивых» (Пс. 72:3). «На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам... Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце. Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока... и вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:5-12). Здесь хорошо описаны нравственные нормы как в политике, так и других сферах жизни общества, игнорируя, чем это обернется для всех остальных.

4. Есть страдания, которые приходят как исправительные суды Божий для нас. Точно так, как родители наказывают своего ребенка, чтобы научить его чему-то, так и Бог иногда допускает, чтобы Его дети переживали трудности и печали, чтобы вернуть их с дороги, ведущей к погибели. «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач Иер. 3:33), но только тогда, когда исправление крайне необходимо. Но даже если это с тобой происходит, то «знай в сердце твоем, что Господь, Бог Твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5). Бог всегда имеет основание, когда посылает свои исправительные меры. Сравнивая Господни методы исправления с методами родителей, автор послания к Евреям пишет: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

В Библии есть много примеров, когда через страдания грешники возвращались к Богу. Когда Иона отверг призыв Божий идти в Ниневию и бежал на корабле в Фарсис, то был выброшен за борт и его проглотил большой морской кит. «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал:

"к Господу воззвал я в скорби моей, - и Он услышал меня"» (Иона 2:2-3).

Царя Манассию привели пленником в Вавилон его ужасные беззакония. Но «в тесноте своей он стал умолять лице Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:12,13).

Царь Вавилонский Навуходоносор бросил вызов Богу и утратил рассудок на несколько лет.

Позже он сам свидетельствовал: «По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество - владычество вечное и Которого царство - в роды и роды» (Дан. 4:31-33).

Несколько раз в Ветхом Завете Бог представляется как бы в виде сидящего у горна плавильной печи плавильщика, удаляющего примеси и нечистоты со Своего народа (см. Мал. 3:3; Иов 23:10). Через пророка Исаию Он говорит: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48:10). Позже в той же главе Он добавляет: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские» (ст. 17,18).

Большинство несчастий Израиля можно было бы избежать благодаря беспрекословному повиновению Богу и праведному образу жизни. Но когда из-за неповиновения народа Божьего возникла необходимость в скорби, она была ниспослана людям ради их же блага, чтобы направить их на путь истинный.

5. Некоторые люди страдают из-за посвящения своей жизни на служение Иисусу Христу. Сам Иисус предупреждал нас: «Если Меня гнали; будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Эти слова исполнились в жизни апостола Павла, который несколько раз был заключен в темницу и избит из-за того, что бесстрашно свидетельствовал о своем Господе.

Пережив полную меру страданий, он заверяет Тимофея в том, что: «желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Когда он возвращался в Листру, где его однажды побивали камнями, он говорит членам церкви: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Таким образом, бывают разные причины того, что мы страдаем, и иногда трудно точно определить, по какой именно причине человек страдает. Тем не менее какой бы ни была причина, мы знаем, что страдания скорее приведут нас ближе к Богу, а не уведут нас от Него, и в конечном счете они обернутся пользой для нас.

Если вам кажется, что вы страдаете в результате нарушения каких-либо элементарных законов, просите Бога, чтобы Он помог вам найти силы и возможности для исправления.

Если вы знаете, что это результат несчастного случая, по независящим от вас обстоятельствам, молитесь, чтобы Господь дал терпение перенести горе, мудрость, чтобы понять его смысл и любовь, чтобы простить тех, кто причинил его. Читайте Иов 1:21; Иак. 1:3: 5:11.

Если вы страдаете из-за уловок лукавых людей, молитесь, чтобы Бог обратил их от злых путей их: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12).

Если вы считаете, что ваше несчастье является средством Божественного воспитания, исследуйте свое сердце, ища в нем причины, почему Бог недоволен вами. Затем умоляйте о прощении, обещая вполне посвятить себя Ему на служение (см. Евр. 12:11; 1 Петр. 5:10).

Если вы переносите гонения во имя Христа, «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Помните, что «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

Несомненно, все мы нуждаемся в немалой моральной стойкости, которая проявилась в апостоле Павле, когда он говорил: «Но я ни на что не взираю» (Деян. 20:24).

«Посему, - говорил он, обращаясь к коринфянам, - я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).

Апостола Павла и всех, кто останется верным до конца, ожидает славная награда: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).

Есть люди, которые очень много страдают в своей жизни, в то время как другие страдают лишь иногда. Объяснение этому явлению дается при помощи психологических типов Карла Юнга.

Юнг обнаружил, что каждый человек наследует предопределенный психологический тип, который формирует его личность. Каждый психологический тип имеет преобладающую психологическую функцию. Это означает, что каждый человек имеет тенденцию судить о своей реальности и совершаемых действиях, основываясь только на одной психологической функции.

У нас есть четыре психологические функции, которые основаны на:

  • мыслях;
  • чувствах;
  • ощущениях;
  • интуиции.

Каждый психологический тип имеет одну хорошо развитую психологическую функцию и вторую развитую наполовину. Две другие психологические функции остаются атрофированными и не проявляются на поверхности сознания.

Мысли и чувства являются противоположными психологическими функциями. Таким образом, люди, чей психологический тип основан на мыслях, полностью пренебрегают своими чувствами. Вторая психологическая функция, которая развита наполовину, будет основываться на ощущениях или на интуиции. То же самое применимо ко всем другим психологическим типам.

Это означает, что люди, принадлежащие к психологическому типу, основанному на чувствах, судят о своей реальности в сентиментальной манере, без логического мышления. Люди, которые принадлежат к психологическому типу, основанному на ощущениях, постоянно находятся в поиске удовольствия. Они не обращают внимания на свою интуицию, поскольку ощущения и интуиция являются противоположными психологическими функциями.

Таким образом, все психологические типы являются несовершенными. Человеческое сознание является слаборазвитым и односторонним.

Каждый психологический тип совершает много ошибок из-за пренебрежения характеристиками реальности, которые отвергают их основные психологические функции. Люди, которые допускают серьезные ошибки из-за пренебрежения различными важными характеристиками реальности, будут нести ответственность за последствия их халатности в будущем. Они будут страдать, чтобы понять, что они должны обращать внимание на все компоненты своей реальности.

С другой стороны, многие люди, которые, казалось бы, очень много страдают в своей жизни, потому что, несмотря на то, что они кажутся разумными и чувствительными в одно и то же время, на самом деле таковыми не являются.

Каждый из нас очень далек от баланса психического здоровья с самого рождения. Только тем, кто проходит через процесс психологической трансформации, удается полностью развить все свои психологический функции.

Это происходит потому, что мы наследуем дикое и примитивное содержание необузданной стороны своего сознания (т.н. антисознание), которое постоянно пытается разрушить наше человеческое сознание и контролировать наше поведение.

Анти-сознание не позволяет нам развить все свои психологические функции. Оно охватывает психологические функции, которые не работают на человеческой стороне нашего сознания.

Поэтому, многие хорошие люди должны страдать, чтобы полностью развить свое человеческое сознание и все свои психологические функции. Они не должны стать достаточно хорошими. Они должны стать совершенными.

Плохие люди, которые, казалось бы, ведут счастливую жизнь без страданий, на самом деле так далеки от психологического баланса, что не смогут исправить свое поведение даже после страданий. Вот почему их жизни не отмечены видимыми страданиями.

Однако, человеческая жизнь, как правило, достаточно долгая. Многие люди, которые никогда не страдали в молодости, очень сильно страдают, когда становятся старыми. Это происходит потому, что только тогда они смогут осознать свои ошибки.

Если вы хотите избежать страданий в жизни, вы должны , путем развития всех своих психологических функций, постепенно приобретая полное сознание. Таким образом, вы не будете совершать ошибки, присущие всем психологическим типам, и испытывать страдания. Вы будете иметь настоящее равновесие и добро в своем сердце.

Страница 1 из 2

В мире много страданий

Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов

Отрывок из книги "Путь разума в поисках истины"(глава III.4 )

Множество страданий, несправедливых и невинных, происходящих в мире, - не достаточный ли аргумент для отрицания веры в существование Бога? - Это одно из наиболее часто встречающихся возражений, что Бога нет. Вызвано оно непониманием христианского учения о любви Божией, свободе человека, природе греха.

Характер взаимоотношений Бога и человека в христианском богословии описывается понятием "синергия" (от греч. συνεργία - соработничество, сотрудничество). Синергия означает, что ни человек не может спасти сам себя, ни Бог - спасти человека без воли самого человека. Спасение совершается Богом, но только при условии, что человек пожелает и сделает все возможное, чтобы стать богоподобным по своим духовным и нравственным свойствам. Эти свойства даны в Евангелии в образе Христа и в Его учении. Душу злую Бог не может насильно ввести в Свое Царство любви. Требуется ее изменение, а это обусловлено свободой человека. И пока она не изменится, будет мучима тем злом, которое пребывает в ней. Страдания человека порождаются дисгармонией духа человека с Богом, являющегося "Законом" нашего бытия. В этом заключается основная причина всех бед человеческих.

Очень ясно причины человеческих страданий показывает преподобный Антоний Великий (IV в.): "Бог, - говорит он, - благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, - есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" .

Так же объясняют причину скорбей человеческих ("наказания" Божии) и другие Отцы.

Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Поэтому грех в самом себе несет наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. На некоторых из страстей причины страданий очевидны, например: пьянстве, наркомании. На других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность, и т. д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т. п.? Апостол Иаков так и говорит: Бог… не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13–14).

С другой стороны, цель земной жизни человека, по христианскому учению, состоит в подготовке к вечности. И как ребенку для будущей сознательной жизни, так и каждому человеку для подготовки к жизни вечной необходимы труд, терпение, сочувствие, любовь к людям, подвиг борьбы со злом, возникающим в его уме и сердце. Необходимы и скорби, которые напоминают человеку о временности и бессмысленности этой жизни самой по себе. Они воспитывают человека. Апостол Павел пишет: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12, 11). А святой Исаак Сирин предупреждает: "Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости"

Ни для кого уже не секрет, что помимо нашего мира, в бескрайних просторах космоса, существует огромное количество разнообразных миров и пространств. Все они функционируют по своим законам и имеют уникальную программу, в результате которой осуществляется их эволюция, а также развитие всех живых существ населяющих данный мир.

Например, для того, чтобы заставить сознание живого существа эволюционировать и расти – его нужно простимулировать, поместив в жёсткие условия. Ведь, как известно, когда всё хорошо и легко, ни о каком желании развиваться, даже нет и речи. В таких мирах очень легко, даже имея высокий уровень сознания, скатится вниз, и потерять весь предыдущий опыт. Но в тяжёлых условиях, где каждый день нужно преодолевать себя, сталкиваясь с большими трудностями и лишениями – легче всего достичь высот в развитии своего сознания.

Наш мир один из самых сложных для существования и относится к планетам адского типа. Таким мирам характерны бесконечные войны, страдания, беды, болезни, маленькая продолжительность жизни всех живых существ населяющих его. В связи с этим наша жизнь – это непрерывная борьба с обстоятельствами, трудностями и самим собой.

Многие люди воспринимают всё это, как некий рок или наказание за грехи, которые нужно искупить через боль и страдания. Только это не наказание, а огромная возможность приобрести бесценный опыт и бессмертные качества души, которые не исчезают после смерти физического тела, а остаются с нами вечно. И рождаясь в другом мире, мы будем также распоряжаться ими по мере необходимости.

Ведь, как известно, не имея определённых качеств, наше сознание не может переродиться в высших мирах, чтобы не нарушать баланс в существовании. Потому что, если в высший мир, где все живые существа живут в любви и гармонии, пустить существо, чей разум и душа полны отрицательных энергий и ненависти ко всему живому – это может нарушить равновесие и заразить пространство низкими вибрациями и энергиями.

То же самое происходит и с представителями высших планов бытия, достигших совершенства и чистоты, которые не могут находиться в низких мирах.

Наш мир далёк от совершенства, и так может быть до тех пор, пока не изменится его программа. Но как бы там, ни было, нужно понимать, что всё в нём, даже самое плохое, происходит для того, чтобы заставить нас развиваться, меняться и осознавать что- то новое, получая бесценный опыт.

Если жить, руководствуясь этим пониманием – все беды и страдания переносятся намного легче, а мир кажется не таким плохим и мрачным. А чтобы в жизни было больше приятных моментов и событий, нужно запомнить маленькое правило: что излучаешь, то и получаешь обратно.

Поэтому, какие бы ни были жёсткие условия, мы всегда можем их смягчить, теплом свих сердец и осознанностью, излучая в пространство любовь, добро и позитив.

Боль и страдания

Боль и страдания испытывает каждый человек, почему так происходит, есть ли ответ на этот вопрос? Если существует любящий Творец, то почему он допускает боль и страдания? У него есть ответ и объяснение происходящему.

Если Творец заботлив, то почему вокруг столько страданий?

За то время, пока секундная стрелка на ваших часах пробежит круг по циферблату, более 30 человек умрут от инфекционных заболеваний, 11 жизней
унесет рак, 9 человек погибнут от заболеваний сердца. И не секрет, что это всего лишь некоторые из болезней, поражающих людей; есть много других причин страданий и смерти.

В 1996 году часы в вестибюле здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке символически отсчитывали появление на свет каждого младенца в бедных семьях - 47 отсчетов в минуту. С другой стороны, каждый день 20 процентов населения Земли ложатся спать голодными. А если попробовать подсчитать количество преступлений в вашей местности?

Приходится признать, что в современном мире очень много страданий.

«Тем не менее,- говорит один бывший полицейский,- многие из нас остаются равнодушными к творящейся вокруг несправедливости». Однако такое видимое равнодушие существует только до тех пор, пока это не коснется нашей жизни или жизни дорогих нам людей.

Поставьте себя, например, на место Масако, которая ухаживала за родителями, страдавшими от рака. Видя, как они тают на глазах и стонут от боли, Масако чувствовала себя абсолютно беспомощной. Или представьте отчаяние азиатской девочки Шарады, которой было всего девять лет, когда отец продал ее за 14 долларов. Шараду увезли из ее деревни в чужой город и заставили заниматься проституцией, она должна была удовлетворять похоть шести мужчин в день.

Почему так много подобных страданий? И почему Творец не прекратит их? Из-за таких страданий многие отворачиваются от Бога. Мать упомянутого бывшего полицейского стала жертвой психопата. Сын рассказывает о своей реакции на это: «Никогда прежде мысль о всемогущем, любящем Боге, который управляет Вселенной, не была для меня такой далекой».

Возможно, и вы задаетесь вопросом: почему? Почему существуют такие страдания? В чем причина и тревожит ли это Творца?

Кроется ли причина страданий в прошлой жизни?

Во многих частях мира люди верят, что причина страданий кроется в прошлом человека, что его сегодняшние страдания - это наказание за дела в прошлой жизни. «Человеческие страдания связаны с тем, что мы заключены в карму, ведь мы все с самого рождения несем тяжкий груз прошлой кармы».

Это точка зрения Дайсеца Сузуки, философа, который популяризировал дзэн в странах Запада. «Закон кармы» придумали индусские мудрецы, которые пытались объяснить причины страданий людей. Но разумно ли их объяснение страданий и приносит ли оно подлинное удовлетворение?

Одна буддистка рассказала: «Я считала, что бессмысленно страдать за то, с чем я родилась и о чем ничего не знала. Нужно было принимать это как судьбу». Такое объяснение причины страданий ее не удовлетворило. И вас, возможно, тоже.

Хотя там, где вы живете, идея о переселении душ, может быть, и не популярна, в основе этой идеи лежит учение, распространенное как в христианстве, так и в других религиях,- учение о том, что у людей есть душа, которая остается жить после смерти тела. Как говорят, именно с этой «душой» и связаны страдания, будь то страдания сейчас или после смерти.

Такие взгляды широко распространены, но какие есть доказательства их правильности? Не было бы разумно в таких важных вопросах руководствоваться
тем, что говорит наш Творец? Человеческие взгляды и убеждения могут быть ошибочными, а словам Бога, как мы уже увидели, можно доверять.

Как отмечалось в предыдущей статье, грех наших прародителей привел к самому страшному людскому горю - к смерти. Творец предупредил Адама: «В день, в который ты… [не послушаешься, или согрешишь], смертью умрешь» (Бытие 2:17; 3:19). Бог не сказал, что у Адама была бессмертная душа, Адам был человеком.

Говоря библейским языком, это означает, что он был душой. Значит, когда он умер, умерла душа по имени Адам. После этого он не находился в сознании и не страдал.

Творец не поддерживает учения о карме, о переселении душ и о бессмертной душе, которая может страдать в будущей жизни, и не соглашается с такими
учениями. Все же если мы разберемся в том, к каким последствиям привел грех Адама, то сможем лучше понять, почему сегодня существуют страдания.

Бессмертной души нет

Согласно учению Библии, каждый человек - это душа; когда человек умирает, это значит, умирает душа. В Иезекииля 18:4 говорится: «Душа согрешающая, та умрет». Мертвые находятся без сознания и нигде больше не существуют. Соломон писал: «Мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5, 10). Ни евреи, ни первые христиане изначально не учили тому, что душа бессмертна.

«Слово душа в В[етхом] З[авете] обозначает не часть человека, а всего человека как живое существо. Подобным же образом и в Н[овом] З[авете] оно означает человеческую жизнь. […] В Библии не говорится о том, что какая-то бестелесная душа переживает смерть тела» («New Catholic Encyclopedia»).

«Идея о бессмертии души и вера в воскресение мертвых… два совершенно несовместимых взгляда»,- писал теолог Филипп Мену («Dopo la morte: immortalità o resurrezione?»).

«Так как человек в целом является грешным, если он умирает, то умирает полностью, умирает и его тело, и душа (полная смерть). […] Смерть и
воскресение разделены пропастью» (лютеранский катехизис «Evangelischer Erwachsenenkatechismus»).

С чего начались страдания?

Хотя всю полноту человеческих страданий охватить разумом очень трудно, в этом поможет использование правильного вспомогательного средства.

Подобно тому как бинокль помогает рассмотреть отдаленные предметы, Библия дает возможность понять причину страданий.

Библия предупреждает, что в жизни всех людей играют свою роль «время и случай» (Екклесиаст 9:11). Иисус, например, упомянул об одном известном в
его дни происшествии: упала башня и в результате погибло 18 человек. Иисус объяснил, что погибшие были не более грешными, чем другие люди (Луки
13:1-5).

Они просто оказались в том месте в минуту бедствия. Но Библия не останавливается на этом, а дает еще более глубокое объяснение, указывая
на первопричину страданий. Что это за объяснение?

После того как первые люди согрешили, небесный Судья, Иегова, постановил, что они лишились всех прав на дальнейшую жизнь. В годы, предшествовавшие их буквальной смерти, Адам и Ева пережили много страданий.

Это были страдания, которые они сами навлекли на себя: влияние возраста и болезней, тяжкий труд ради куска хлеба, а также боль от осознания того, сколько горя принесли их семье ревность и насилие (Бытие 3:16-19;4:1-12).

Не следует забывать, на ком в первую очередь лежала вина за все те страдания. Виноваты были они сами. Но, даже зная это, как понять,почему страдания существуют до сих пор?

Хотя многие люди не согласны с тем, что они грешники, Библия все расставляет на свои места, говоря: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

Первая человеческая пара пожала плоды своего нечестивого поведения, но это повлияло и на их потомков (Галатам 6:7). Их потомки унаследовали ведущее к смерти несовершенство.

Некоторым это становится более понятно, когда они размышляют о следующем научном факте: даже сегодня дети могут унаследовать заболевания или пороки развития от своих родителей.

По наследству могут передаваться гемофилия, талассемия (средне -земноморская анемия), ишемическая болезнь сердца, один из видов диабета и даже рак груди. Сами дети ни в чем не виноваты, но унаследованные заболевания могут доставлять им немало страданий.

Наши генетические предки, Адам и Ева, предпочли отказаться от того, как правил человечеством Иегова. Из истории известно, что люди перепробовали все возможные виды правления. Некоторые искренне верили, что их усилия принесут людям благо. Но как бы вы оценили результаты человеческого правления?

Меньше ли сегодня бед у людей? Вряд ли. Наоборот, из-за многочисленных политических стратегий и межгосударственных войн страдания только усилились. Около 3 000 лет назад один мудрый правитель сказал: «Человек властвует над человеком во вред ему» (Екклесиаст 8:9).

Полагаете ли вы, что сейчас положение стало совсем другим, и даже улучшилось? Большинство ответят, что нет. Многие взрослые и дети страдают не
только из-за унаследованного греха и несовершенства, но и из-за поступков, которые совершают как они сами, так и другие люди. Вспомним о том, как
плохо люди обращаются с землей, и часто это происходит из-за жадности.

Кроме того, люди виноваты в загрязнении планеты, в росте нищеты, а также в распространении голода и эпидемий. Даже некоторые стихийные бедствия,
хотя их и называют подчас «промыслом Божьим», происходят по . Но есть и еще одна основная причина страданий, о которой обычно не упоминается.

Личность, виновная в страданиях

В одной из книг Библии особенно хорошо объясняется первопричина страданий и то, почему заботливый Творец их допускает. Это книга Иов, и она помогает устранить все неясности в вопросе о страданиях. Эта книга позволяет заглянуть в невидимую сферу, где происходили важные события.

Примерно 3 500 лет назад, незадолго до того как Моисей написал первые книги Библии, в местности, которая сейчас называется Аравией, жил человек по
имени Иов.

В библейском сообщении говорится, что Иов был честным, благожелательным и уважаемым человеком. Он был очень богат, так как владел огромными стадами скота, и говорится даже, что он был «знаменитее всех сынов востока». Иов был счастлив в личной жизни: у него была жена, семь сыновей и три дочери (Иов 1:1-3; 29:7-9, 12-16).

Однажды к Иову прибежал гонец и сообщил, что часть его ценных стад похитили разбойники. Вскоре другой гонец сообщил о гибели отар овец, принадлежавших Иову. Затем халдеи убили погонщиков и увели 3 000 верблюдов Иова, спастись удалось лишь одному погонщику.

И наконец пришло самое страшное известие. Необычно сильный ветер разрушил дом старшего сына Иова, и погибли все его дети, собравшиеся у брата. Обвинит ли Иов Бога во всех этих страданиях? Как бы вы чувствовали себя на его месте? (Иов 1:13-19).

Но беды Иова на этом не закончились. Он заболел страшной болезнью, от которой все его тело покрылось ужасными нарывами. Иов стал настолько
больным и вызывал такое омерзение, что его жена начала винить в происходившем Бога.

«Похули Бога, и умри»,- сказала она. Иов не знал, почему он так страдал, но не стал обвинять в своих страданиях Бога. Мы читаем: «Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:6-10).

Услышав о бедах Иова, пришли трое его знакомых. «Где праведные бывали искореняемы?» - спросил Елифаз, предположив, что Иов поступал вероломно
(Иов, главы 4, 5).

Он обвинил Иова в тайных грехах, даже в том, что тот не давал хлеба нуждающимся, притеснял вдов и сирот (Иов, главы 15, 22). Двое других лжеутешителей также ругали Иова, как будто он был сам виновен в своих страданиях. Были ли они правы? Нет.

Книга Иова помогает установить главную причину страданий Иова и понять, почему Бог их допустил. В главах 1 и 2 рассказывается о том, что произошло
незадолго до того в невидимых небесах, в духовной сфере. Перед Богом собрались духовные создания, среди которых был и мятежник, называемый
Сатаной.

При упоминании о непорочности Иова Сатана возразил: «Разве даром богобоязнен Иов? […] Простри руку Твою, и коснись всего, что у него,-благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9-12).

Другими словами, Сатана обвинил Бога в том, что он подкупает Иова. Это дерзкое духовное создание заявило, что если Иова лишить богатства и здоровья, то он проклянет Иегову. В более широком смысле Сатана утверждал, что перед лицом страданий ни один человек не будет любить Бога и хранить ему верность. Это обвинение затрагивало всех людей, и нужно было время, чтобы его снять.

Поднятые Сатаной спорные вопросы требовали ответа. Поэтому Бог позволил Сатане действовать против Иова, и Сатана навлек на этого человека все упомянутые страдания.

Понятно, что Иов даже не догадывался о поднятом в небесах вопросе всеобщего значения. А Сатана устроил все так, что казалось, будто виновником бедствий Иова был Бог. Например, когда молния ударила в отары овец Иова, оставшийся в живых пастух решил, что это был «огонь Божий». Хотя Иов и не знал, почему с ним происходят все эти несчастья, он не стал проклинать или отвергать Иегову Бога (Иов 1:16, 19, 21).

Если поразмышлять над обстоятельствами, ввергшими Иова в такое положение, то станет понятно, что спорный вопрос заключался в следующем: будут ли люди, несмотря на трудности, служить Иегове из любви? Иов помог ответить на этот вопрос. Только искренняя любовь к Богу могла побудить человека оставаться верным Иегове, а Иов остался верным.

Это было мощным свидетельством против ложных обвинений Сатаны! Но на Иове дело не закончилось; выяснение этого вопроса заняло века. И мы тоже вовлечены в решение этого вопроса.

Как реагируют многие люди, когда по каким бы то ни было причинам видят страдания или сталкиваются с ними? Возможно, эти люди не знают о спорных
вопросах, поднятых во дни Иова, и, может быть, даже не верят в существование Сатаны.

Поэтому они часто сомневаются в существовании Творца или обвиняют его в этих страданиях. Что думаете по этому поводу вы? На основании того, что вы уже знаете о Творце, согласитесь ли вы со словами Иакова, одного из тех, кто писал Библию?

Несмотря на страдания, Иаков был убежден: «В искушении никто не говори: „Бог меня искушает“; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иакова 1:13).

Чтобы приобрести мудрый взгляд в вопросе о страданиях, можно прибегнуть к ценной помощи. Можно подумать о примере Иисуса. Известно, что Иисуса
уважают за проницательность, огромные знания и учительские способности.

Какой был у него взгляд на Сатану и на страдания? Иисус был уверен, что
Сатана существует и может причинять страдания. Сатана, который старался сломить непорочность Иова, явно пытался проделать то же самое и с Иисусом.

Это не только доказывает, что Сатана реально существует, но и показывает, что по-прежнему оставалось в силе обвинение, выдвинутое Сатаной во дни Иова. Как и Иов, Иисус остался верным Творцу, отказавшись ради этого от богатства и власти, а также претерпев физические страдания и смерть на столбе мучений.

Пример Иисуса показывает, что Бог все еще давал людям возможность проявлять преданность ему, несмотря на испытания (Луки 4:1-13; 8:27-34; 11:14-22; Иоанна 19:1-30).

Разве это долго?

Время от дней Иова до дней Иисуса может показаться слишком длинным промежутком для существования страданий - около 1 600 лет. Для человека,
который ждет конца страданий, покажутся долгими и 100 лет. Но следует признать, что важные спорные вопросы, поднятые Сатаной, бросали тень на
доброе имя Творца.

С точки зрения Бога, последовавшие за этим страдания и зло занимают короткий промежуток времени. Бог - «Царь веков», и для него «тысяча лет, как день вчерашний» (1 Тимофею 1:17; Псалом 89:5).

И для людей, которым будет дарована вечная жизнь, период существования страданий тоже покажется непродолжительным.

Долго, но на то есть причина

Чтобы понять, почему существуют страдания, необходимо признать, что их причинами являются несчастные случаи, грешные склонности людей, неправильное отношение человека к земле и Сатана Дьявол. Но мало просто знать причины страданий.

Когда кто-нибудь страдает, у него могут легко возникнуть чувства, подобные чувствам древнего пророка Аввакума, который писал: «Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?

Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор» (Аввакум 1:2, 3). Почему же Иегова смотрит на бедствия и, как кажется, ничего не предпринимает? Он - Всемогущий, и у него достаточно силы и любви к справедливости, чтобы покончить со страданиями. Так когда же он это сделает?

Как уже упоминалось, когда первая человеческая пара избрала путь полной независимости, Творец был уверен, что некоторые из их потомков будут вести себя по-другому. Иегова мудро предоставил время. Зачем? Чтобы доказать, что правление, независимое от Творца, принесет лишь несчастья, а жизнь в согласии с волей Творца, наоборот, правильна и приносит счастье.

В то же время Бог поддерживает Землю в достаточно хорошем состоянии. Апостол Павел рассуждал: «[Бог] в прошедших родах попустил всем народам
ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя
пищею и веселием сердца наши» (Деяния 14:16, 17).

Ясно, что Творец не причиняет людям страданий, он лишь допустил их, чтобы решить спорные вопросы первостепенной важности.

Когда наступит избавление?

Люди страдают все больше, и это указывает на то, что скоро страданиям придет конец. Почему можно так говорить? В Библии рассказывается не только о том, что происходило в невидимой сфере во дни Иова, но и о том, что происходит там в наши дни.

В последней книге Библии, Откровении, уделяется особое внимание войне, которая произошла на небе. К чему эта война привела? Сатана с полчищами демонов был «низвержен на землю».

«Итак,- говорится дальше в этой библейской книге,- веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!» (Откровение 12:7-12).

При внимательном изучении библейских пророчеств становится ясно, что эта война произошла в нашем веке. Как вы, возможно, знаете, известные историки признают, что в 1914 году - когда началась Первая мировая война - произошел один из коренных поворотов в истории человечества. С того времени страданий и бедствий становится все больше.

Когда самые близкие ученики спросили Иисуса о «признаке [его] пришествия и кончины века», Иисус указал именно на этот период времени. Он сказал: «Восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Матфея 24:3-14; Луки 21:5-19).

Впервые в истории эти слова, подразумевающие огромные страдания, исполняются в полной мере.

Перелом в истории

«Оглядываясь сегодня назад, мы ясно видим, что вспыхнувшая Первая мировая война стала, говоря образным языком британского историка Арнольда Тойнби, началом „эпохи бедствий“ ХХ века, из которой человечество не вышло до сих пор»,- написал Эдмонд Тейлор («The Fall of the Dynasties»).

«Переломным годом нашего времени был, конечно же, не год Хиросимы, а 1914 год, ведь сейчас мы уже понимаем, что… именно Первая мировая война положила начало эре заводящих в тупик перемен, из которых мы пытаемся выбраться» (д-р Рене Альбрехт-Карие, Барнард-колледж).

«В 1914 году мир потерял единство, которое с тех пор так и не удалось восстановить. […] Это время чрезвычайных беспорядков и насилия как внутри
разных стран, так и на международном уровне» («Экономист»).

Эти события описываются в Библии как предшествующие «великой скорби, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матфея 24:21).

Тогда Бог решительно вмешается в дела людей. Он покончит с порочной системой вещей, которая веками причиняла всем страдания. Но это не будет «концом света» в результате ядерной катастрофы, которая уничтожила бы все человечество.

Слово Бога заверяет нас, что будут люди, которые переживут великую скорбь. После нее останется в живых «великое множество людей… из всех племен и колен, и народов и языков» (Откровение 7:9-15).

Чтобы получить полное представление о будущих событиях, посмотрите, что, по словам Библии, произойдет дальше.

Будет восстановлен подобный саду дом, изначально предназначенный для жизни людей (Луки 23:43).

Не будет бездомных. Исаия писал: «Будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. …Ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.

Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. […] Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому… они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Исаия 65:21-25).

Будут ли люди страдать? Не будет войн, насилия, преступности (Псалом 45:9, 10; Притчи 2:22; Исаия 2:4).

Создатель человека и Жизнедатель поможет послушным людям стать абсолютно здоровыми (Исаия 25:8; 33:24).

Не будет больше голода, ведь на Земле будет восстановлено экологическое
равновесие и люди будут собирать отменные урожаи (Псалом 71:16).

Да, то, что сегодня причиняет страдания, станет делом прошлого (Исаия 14:7).

Это действительно самая лучшая из всех новостей. И все же может казаться, что на горизонте остаются еще, образно говоря, две мрачные тучи.

Радость от всех этих благословений была бы неполной, если бы человек знал, что, прожив 70-80 лет, он умрет.

К тому же, разве он не горевал бы о своих близких, которые умерли до того, как Творец покончил с человеческими страданиями? Есть ли на это ответ?

Конец самого ужасного горя

У Творца есть решение. Он создал Вселенную и человека на Земле. Ему по силам то, что за пределами человеческих возможностей, или то, возможность
чего люди только начинают осознавать. Давайте рассмотрим всего два примера.

У нас есть все необходимое, чтобы жить бесконечно.

В Библии ясно говорится о возможности получить вечную жизнь от Бога (Иоанна 3:16; 17:3). Основываясь на результатах изучения генов в клетках человека, д-р Майкл Фоссел пришел к выводу, что качество мужских половых клеток с возрастом не ухудшается. «При правильной выраженности проявления гены, которые мы уже имеем, не позволяют нашим клеткам стареть».

Все эти факты, конечно, лишь второстепенны и только дополняют то, о чем в Библии говорится прямо: Иегова даст нам возможность жить вечно без страданий. Посмотрите, что он обещает в последней книге Библии: «Отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откровение 21:4).

Творец может помочь всем, кто страдал и умер: он может вернуть их к жизни, то есть воскресить их.

Одним из воскрешенных был Лазарь (Иоанна 11:17-45). Профессор Дональд Макай использовал в качестве наглядного примера компьютерный файл.

Профессор писал, что поломка компьютера не обязательно означает, что с решением уравнения или с программой, которую на нем выполняли, покончено
навсегда. «Если математик того пожелает», то же самое уравнение или программу можно заложить в другой компьютер и решить или выполнить.

Профессор Макай продолжил: «Скорее всего, у науки, с ее механистическим подходом к мозгу, найдется столь же мало доводов против выраженной в [Библии] надежды на вечную жизнь, в которой особо отмечается „воскресение“».

Если человек умер, Творец впоследствии может вернуть его к жизни, как он сделал это в случае с Иисусом и как Иисус сделал в случае с Лазарем. Макай заключил, что смерть человека не является препятствием для его возвращения к жизни в новом теле, «если наш Творец того пожелает».

Да, последнее слово остается за нашим Творцом. Только он может полностью удалить страдания, устранить последствия греха и покончить со смертью.

Иисус Христос рассказывал своим ученикам о грандиозных событиях, которые развернутся в будущем.

Он сказал: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах [«в памятных склепах», НМ], услышат глас Сына Божия, и изыдут» (Иоанна 5:28, 29).

Возможно ли воскресить человека?

Невролог Ричард Рестак высказался по поводу человеческого мозга и его нейронов. «Наблюдатель, который способен расшифровать соединения и связи,
образовавшиеся в 50 миллиардах нервных клеток нашего мозга, может „прочитать“ все о нашей личности и о том, что мы сделали за свою жизнь».

Если это так, то разве наш любящий Творец, при всей той информации, которая у него есть о человеке, не сможет его воссоздать?

Только представьте себе! Верховный Владыка Вселенной готов и способен вернуть к жизни тех, кто находится в его памяти. Эти люди получат возможность доказать, что они достойны «вечной [«настоящей», НМ] жизни» (1 Тимофею 6:19; Деяния 24:15).

Но нужно ли нам что-нибудь делать сейчас, пока время полного избавления от людских страданий ещё не настало? А если нужно, то может ли это уже сегодня сделать нашу жизнь более осмысленной?

Соединения в вашем мозге сосчитаны

«У вас же и волосы на голове все сочтены»,- сказал Иисус (Матфея 10:29-31). А что можно сказать о сером веществе в нашей голове? Клетки мозга (которые называются нейронами) настолько малы, что их можно рассмотреть только под мощным микроскопом.

Д-р Петер Хуттенлохер был первым, кто с помощью мощного электронного микроскопа посчитал нейронные соединения в тканях, взятых при вскрытии
трупов: зародышей, младенцев и пожилых людей. Удивительно, но во всех образцах, каждый из которых был размером с булавочную головку, было
примерно одинаковое количество нейронов, около 70 000.

Затем д-р Хуттенлохер стал считать число нейронных соединений, или соединений между клетками мозга, в этих крошечных образцах. У нейронов
зародыша было 124 миллиона соединений, у нейронов новорожденного - 253 миллиона; а у нейронов восьмимесячного ребенка - 572 миллиона.

Д-р Хуттенлохер обнаружил, что затем, по мере роста ребенка, число соединений постепенно уменьшалось.

Эти исследования интересны с точки зрения того, что говорится в Библии о воскресении (Иоанна 5:28, 29). Во всем мозге взрослого человека примерно
один миллион миллиардов нейронных соединений, то есть 1 с 15 нулями. Способен ли Творец не только сосчитать эти соединения, но и воссоздать их?

В одной энциклопедии указывается, что количество звезд во Вселенной составляет 200 миллиардов миллиардов, или 2 с 20 нулями («The World Book
Encyclopedia»). Творец знает названия всех этих звезд (Исаия 40:26). Значит, ему вполне по силам вспомнить и воссоздать нейронные соединения, образующие воспоминания и чувства людей, которых он решит воскресить.

Понравилась статья: Боль и страдания , тогда поделись с друзьями в социальных сетях. Желаешь получить больше полезной информации? Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...