Боевые искусства. Борьба православия с католичеством на северо-западе

2. Евхаристия.

Выше говорилось, что крещение составляет основу духовной борьбы христианина. Но крещение нельзя отрывать от Святого Причастия; таким образом, Евхаристия также играет фундаментальную роль в нашей духовной брани. В более ранний патристический период многие писатели-аскеты, такие, как святой Иоанн Лествичник или святой Исаак Сирин, мало или совсем не ссылались на Евхаристию. Но в нашей духовной борьбе сегодня требуется, чтобы евхаристический аспект был ясным и был в центре нашего внимания. Это именно то, что делал на заре двадцатого века святой Иоанн Кронштадтский, великий священник, постоянно служивший Литургию. «Евхаристия - это непрерывное чудо», - он, бывало, говорил; и он полностью погружался в это «непрерывное чудо», ежедневно отправляя Божественную литургию. Интенсивность его Евхаристического служения удивляла его современников: святой Силуан, например, говорит о «силе его молитвы» и добавляет: «Всё его бытие было пламенем любви». Он настаивал на том, что все присутствующие на службе должны причащаться вместе с ним. Из-за него и некоторых других проповедников причащение в Православной Церкви двадцатого века стало на самом деле более частым; и всё же до сих пор есть много мест, где верующие подходят к этому таинству только три - четыре раза в год. Об этом, конечно, стоит пожалеть. В современном мире наша духовная борьба непременно должна быть в самом полном смысле Евхаристической борьбой.

В сердцевине Божественной литургии, непосредственно перед призыванием Святого Духа, диакон поднимает Святые Дары, в то время как священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся» (ta za ek ton zon soi prospherontes, kata panta kai dia panta). Это подводит нас такому аспекту Божественной литургии, который имеет особое значение для нашей духовной борьбы в современном мире - это космическое измерение Евхаристии. Важно то, что в Евхаристии мы приносим Дары не только «за всех людей» (dia pantas), но и «за все вещи» (dia panta). Масштаб Евхаристической жертвы охватывает не только человечество, но и всё царство природы. Она всеобъемлющая. Таким образом, Евхаристия призывает нас к экологической ответственности. Она обязывает нас защищать и любить не только наших ближних, но и все живые существа; мало того, она обязывает нас защищать и любить траву, деревья, скалы, воду и воздух. Совершенно осознанно совершая Евхаристию, мы смотрим на весь мир как на таинство.

Значит, наша духовная борьба не просто антропоцентрична. Мы спасены не от мира, но вместе с ним; и поэтому мы боремся, чтобы освятить и вернуть Богу не только нас самих, но и всё творение. Эту экологическую проповедь в нашей духовной борьбе не раз особенно подчёркивал Вселенский Патриархат в последние два десятилетия. Патриарх Димитрий и его преемник, нынешний Патриарх Варфоломей, установили 1 сентября - начало церковного года - как «день защиты окружающей среды», который (смеем надеяться) должен соблюдаться не только православными, но также и другими христианами. «Давайте считать себя», - сказал Патриарх Димитрий в своём Рождественском послании в 1988 г., - «каждый согласно своему чину, быть лично ответственными за мир, вверенный Богом в наши руки. Всё, что Сын Божий принял и сделал Своим Телом через Воплощение, не должно погибнуть. Но всё должно стать Евхаристической жертвой Создателю, хлебом живым, разделяемым в правде и любви с другими, славословием мира для всех тварей Божиих». По словам святого Силуана, «сердце, познавшее любовь, жалеет всё творение». Эта космическая отзывчивость, как напомнил нам дон Андре Луф, является лейтмотивом сочинений святого Исаака.

Текст скрыт

Смертные грехи в православии - тяжелые преступления перед лицом Господа. Искупление достигается только при помощи искреннего покаяния. Человек, совершающий небогоугодные деяния, ограждает собственной душе путь в райские обители.

Постоянно повторяющиеся смертные грехи приводят личность к гибели и низвержению в адские чертоги. Преступные деяния находят первые отголоски в древних текстах богословов.

Характеристика смертных грехов

В духовном, как и материальном, мире существуют законы, нарушение которых влечет небольшие разрушения или колоссальные катастрофы. Большая часть нравственных принципов заключена в главных заповедях христианской религии. Они имеют силу уберегать верующего от беды.

Если человек обращает внимание на предупреждающие знаки в материальном мире, он действует разумно, обеспечивая себе безопасный путь к истинному дому. Преступник же, упиваясь смертными страстями, обрекает себя на продолжительную болезнь с тяжелыми последствиями.

По словам святых отцов Церкви , за каждой особенной страстью стоит определенное исчадие преисподней (бес). Этот нечистый делает душу зависимой к определенному виду греха, делая ее пленником.

Страсти - это извращение чистой природы человеческих качеств. Грех являются искажением всего лучшего, что есть в изначальном состоянии. Он может произрастать один из другого: из обжорства происходит похоть, а из нее жажда денег и гнев.

Победа над ними заключается в связывании каждой страсти по отдельности.

Православие утверждает, что непобежденные грехи никуда не исчезают после смерти. Они продолжают терзать душу после того, как она закономерно покинула тело. В Преисподней, по словам священнослужителей, грехи мучают намного сильнее, не давая отдыха и времени на сон. Там они будут постоянно терзать тонкое тело, и не смогут удовлетвориться.

Однако Раем считается особое место присутствия Святого Знания, и Бог не стремится насильно избавить человека от страстей. Он всегда ждет того, кто сумел побороть влечение к преступлениям против тела и духа.

Важно! Единственным православным грехом, который не прощается Создателем, является хуление Святого Духа. Отступнику никто не окажет поддержки, потому что он от нее самолично отказывается.

Перечень грехов для исповеди

Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.

Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. Главная задача всей христианской религии - умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей - средство достижения истины.

Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.

Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:

  1. Чревоугодие, или обжорство - неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
  2. Блудное любодеяние , которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
  3. Сребролюбие, или своекорыстие - страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
  4. Гнев - страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
  5. Печаль (тоска) - страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
  6. Уныние - психологическое состояние , при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
  7. Тщеславие - страстное стремление к обретению известности среди людей.
  8. Гордость - грех , функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.
На заметку! Термин «страсть» в церковнославянском языке переводится «страдание». Греховные деяния мучают людей сильнее, чем тяжелые болезни. Преступный человек вскоре становится рабом дьявольских страстей.

Как бороться с грехами

Словосочетание «семь смертных грехов» в православии не демонстрирует определенное количество преступлений, а только численно указывает на условное подразделение их в семь фундаментальных групп.

Однако церковь иногда говорит и о восьми грехах. Если рассматривать этот вопрос подробнее, список может быть увеличен до десяти-двадцати.

Важно! Ежедневная борьба с грехами - важнейшее дело каждого православного человека, а не только монаха. Солдаты принимают присягу, чтобы защищать отечество, христиане же дают обещание отречься от дьявольских деяний (преступлений).

После совершения первородного греха, то есть ослушания Воли Господа, человечество обрекло себя на продолжительное пребывание в узах труднопреодолимых страстей. Рассмотрим их по порядку.

Исповедь в грехах

Гордыня

Это первый грех и самый страшных грех в православии, который был известен еще до сотворения человечества. Он презирает ближнего, омрачает ум и делает собственное «Я» самым главным. Гордость завышает самооценку и искажает рациональное видение окружения. Для победы над грехом Сатаны необходимо научиться любить Создателя и каждую тварь. Сперва на это потребуется приложение больших сил, но постепенное очищение сердца смягчит ум в отношении всего окружения.

Чревоугодие

Потребность в питье и еде - естественна, любая пища является даром Небес. Принимая ее, мы подкрепляем силы и получаем удовольствие. Грань, отделяющая меру от переизбытка, находится внутри души верующего. Каждому необходимо уметь жить как в бедности, так и в изобилии, не беря сверх положенного.

Важно! Грех не в самой пище, а в несправедливом и жадном к ней отношении.

Чревоугодие подразделяют на два вида. К первому относят стремление наполнить желудок колоссальным количеством еды, второй - желание усладить языковые рецепторы вкуснейшими блюдами, не зная меры. Пресыщенные животы не позволяют их хозяевам размышлять о возвышенном и одухотворенном.

Обжорство снижает качество молитвы и приводит к осквернению тела и духа.

Бес чревоугодия побеждается только молитвою и соблюдением поста, который служит колоссальным воспитательным орудием. Блаженным становится тот, кто сумеет развить в себе навык духовного и телесного воздержания, а также неукоснительное следование церковным заветам.

О духовной жизни:

Любодеяние

Священное Писание называют сексуальные связи вне брака тяжелым грехом. Господь благословил только супружескую близость, где муж и жена становятся одной плотью. Действие, благословленное в браке, будет преступлением, если выходит за моральные рамки.

Любодеяние позволяет телам соединиться, но в беззаконии и несправедливости. Каждая такая плотская связь оставляет глубокие раны на сердце верующего.

Важно! Только божественный брак создает правильную душевную близость, духовное единение, настоящую любовь и доверительное отношение.

Беспорядочный блуд этого не дает и разрушает моральный фундамент. Прелюбодействующие люди крадут у самих себя, пытаясь обрести радости нечестным путем.

Чтобы избавиться от страсти, необходимо свести источники соблазна к минимуму, не привязываться к раздражающим внимание объектам.

Сребролюбие

Это есть неописуемая любовь к финансам и материальным приобретениям. Общество сегодня создало культ потребления. Такой образ мыслей отводит личность от духовного самосовершенствования.

Богатство не является пороком, но жадное отношение к собственности порождает страсть сребролюбия.

Чтобы избавиться от греховности, человеку необходимо смягчать собственное сердце и помнить, что ближним твоим бывает тяжелее. Господь, Властелин Вселенной, никогда не оставит в беде милосердного и щедрого верующего.

Счастье не зависит от финансового богатства, а достигается через смягчение собственного сердца.

Гнев

Эта страсть является причиною большинства конфликтов, убивая любовь, дружбу и человеческие симпатии. В гневе перед личностью предстает искаженное изображение того, на кого мы сердимся.

Проявление страсти, которая чаще возникает от самолюбия и зависти, травмирует душу и влечет огромные неприятности.

Избавиться от нее можно с помощью чтения Священных Писаний. Работа и юмор также отвлекают от воздействия гневного образа мыслей.

Печаль

У нее множество синонимов: меланхолия, депрессия, тоска, горе. Она способна довести до самоубийства, если эмоции берут верх над здравым рассудком.

Продолжительная печаль начинает обладать душою и вести к разрушению. Этот грех усугубляет понимание настоящего, делая его тяжелее, чем оно есть на самом деле.

Чтобы побороть неприятную депрессию, человек должен обратиться за помощью к Всевышнему и обрести вкус к жизни.

Уныние

Эта страсть связана с телесной расслабленностью и ленью. Она отвлекает от дневной работы и молитвы. В унынии всякое дело кажется неинтересным и возникает желание его бросить. Каждому следует понимать: нельзя добиться успеха в делах, если подвергаться скуке.

Для борьбы подходит воспитание собственной воли, которая переломит всякую леность. Каждое важное дело, особенно в честь окружения, требует обстоятельного принуждения от личности.

Тщеславие

Страсть является стремлением к суетной славе, не дающей каких-либо преимуществ и богатств. Любой почет недолговечен в материальном мире, поэтому стремление к нему отвлекает от действительно верного размышления.

Тщеславие бывает:

  • скрытым, обитает в сердцах обычных людей;
  • выставленным напоказ, стимулирует на приобретение высочайших должностей.

Чтобы поделить стремление к пустой славе, следует учиться противоположному - смирению . Необходимо спокойно выслушивать критику других и соглашаться с очевидными мыслями.

Избавление через покаяние

Грехи очень мешают вести спокойную жизнь, однако человек не спешит от них избавляться, так как скован силой привычки.

Верующий понимает все неудобство своего положения, но не порождает желания исправить сложившиеся обстоятельства.

  • Чтобы начать процесс очищения от греховности необходимо восстать против самой страсти, возненавидеть и изгнать ее силою воли. Человек обязан возбудить борьбу и отдать собственную душу в распоряжение Всемогущего Бога.
  • Начавший сопротивление находит спасение в покаянии - единственном пути победы над всякой страстью. Без этого нет возможности одержать верх над греховными стремлениями.
  • Священник имеет законную власть избавлять от психологических преступных пристрастий, если человек искренне ему исповедался.
  • Христианин, пошедший по пути очищения, обязан уничтожить свое греховное прошлое и никогда к нему не возвращаться.
  • Господь знает о наших страстях, дает свободу ими насладиться и испить горькую чашу. Бог ждет от человека искреннего признания в совершенных проступках, тогда душа становится ближе к райской обители.
  • Путь избавления нередко сопровождается стыдом и трудностью. Верующий обязан вырывать греховные наклонности, словно сорняки.
  • Духовно больные люди не видят своих смертельных страстей, поэтому остаются в неведении. Рассмотреть собственные нравственные слабости можно, только приблизившись к источнику истинного света, то есть Богу.
  • Борьба с греховными помыслами тяжела и продолжительна, но нашедший умиротворение в служении Господу перестает быть рабом страстей. Духовная работа принуждает верующего превозмогать и очищаться от суетного, которое только разрушает и не дает ничего взамен.

    Посмотрите видео о восьми смертных грехах

Мне жалко смотреть на современных людей… Глобализация планеты привела к созданию Интернет и социальных сетей. Миллионы людей стали создателями контента, который блуждает по миру, управляя сознанием людей. Зомбируя других, многие сами превращаются в зомби. Все это особенно заметно на фоне истерии развернутой против патриарха Русской православной церкви Кирилла. В кои-то веки во главе церкви стал умный и деятельный человек – это больше всего и раздражает, вероятно, беснующихся… Тем не менее думаю, что бравада с оскорблениями в адрес патриарха, церкви и даже самого Бога, для многих может иметь самые печальные последствия… Бог он милостив, но не сентиментален…
Вероятно, настало время поговорить о Боге … Многие люди не могут разобраться в большом количестве религий и культов? Религий на самом деле не много (только не надо путать с разного рода сектами). Мировых религий всего четыре: Буддизм (с множеством вариаций религий Востока и Индии), Иудаизм, Христианство и Ислам. Некоторые считают, что наука – есть пятая форма проявления Бога. Каждая религия состоит из большого количества течений, созданных для определенного психотипа людей. Все это, чтобы помочь найти каждому свою дорогу и помочь содержать свое сознание в гармонии с Богом.
Проникновение в тайну религии делает людей более совершенными, гармоничными, конкурентоспособными. Это позволяет после смерти перейти во вторую жизнь в духовной сфере, а не быть забракованными и отправленными в ад на переплавку. Мировые религии совершенны, потому что они переданы Богом непосредственно или через пророков. Ни одна мировая религия не противоречит другой – вместе они образуют удивительной красоты гармонию. Некоторые расхождения в текстах – это всего лишь «угол зрения». Например, Ислам отражает в большей степени женское восточное мироощущение, а Христианство – мужское, западное. Поэтому в Библии Ева - причина изгнания из Рая, а в Коране - Адам и Ева вместе делят ответственность.

Недавно премия фонда Джона Темплетона в размере одного миллиона фунта стерлингов досталась французскому физику-теоретику Бернару д"Эспаньят, известному работами о природе реальности. 87-летний ученый в своих трудах подробно изучает точки соприкосновения классической и квантовой моделей мира. Его открытие в начале 1980-ых «нелокального квантового спутывания», легло в основу всей квантовой системы вычислений и послужило первоосновой теории о «квантовых компьютерах».
Главная философская доктрина Темплетона, заключается в концепции «гиперкосмического Бога» незримого царства вне пространства и времени, которое, несмотря на свою нематериальность, может быть постигнуто человеческим разумом. При этом познание не может быть абсолютным, и за пределами научных горизонтов всегда будет оставаться «завуалированный» мир. Термином «гиперкосмический бог» д"Эспаньят объясняет некоторые процессы квантовой физики. Присутствие этого Начала (или, как его еще называют: «Независимой Реальности») будет вечным, как бы близко человек не подбирался к разгадкам мироздания. «Плюрализм мнений никогда не может дать представление об окончательной истине». - писал д"Эспаньят в 1979 году в своей книге «Квантовая теория и реальность. « Это всего лишь форма нашего самовыражения для постижения деталей».
Человек создан по подобию Бога. И планета Земля создана по подобию Бога. Как минимум это значит, что устройство планеты напоминает устройство нашего сознания. И на самом деле для внимательного исследователя очевидно, что наш мозг и наша планета устроены подобно. Более того они корелируются между собой. Поэтому люди, живущие в разных частях земли, такие разные. Поэтому история человечества – это история эволюции его сознания в условиях непрерывного изменения климата. Ледники то надвигаются, то тают. Океан то поднимается на 100 метров от современного уровня, то опускается. Внутренние моря Евразии (Аральское, Каспийское и др.) то сливаются, образуя огромный внутренний Евразийский океан, то почти высыхают. Все это влияет на наше сознание, а наше коллективное сознание влияет на земные процессы. Так устроен мир - и мы его часть.
Периодически Земля самоочищается. В Пермский период вдруг исчезли динозавры. И люди тоже периодически под воздействием великого демиурга проходят через обряд очищения. Так 70 тысяч лет назад на Земле, согласно исследованиям генетиков, оставалось всего не более 2000 человек. Именно от них происходят все современные люди. Ареалом их расселения были притоки современной реки Волга в Восточной Европе. В этой малой популяции были приобретены некие черты, которые позволили их потомкам доминировать на планете. 28-30 тысяч лет назад на Земле случается нечто, что приводит к исчезновению конкурирующего типа людей – неандертальцев. Наши предки впервые выходят за пределы своего первобытного района обитания и начинают заселять планету. Примерно 15 - 12 тысяч лет назад Евразия покрывается ледниками, а внутренние моря сливаются в огромный континентальный океан. Вода поднимается, в панике люди бегут к истокам рек, надеясь на спасение. Человеческое общество ради спасения трансформируется в социальную структуру напоминающую муравейник или пчелиный улей. Все силы направлены на спасения рода. Мудрецы у истоков рек молятся Крышеню (Кришне) во спасение… Воины укрепляют берега и обороняют границы обитаемого мира от прибывающего населения. Пустить в Ноев ковчег всех не могут: только самых умных, самых сильных мужчин и самых красивых женщин. От этой цивилизации, которую Библия называет Ноем, произошло новое человечество.
Прорыв воды из современного Черного моря через проливы Босфор и Дарданелл произошел 11640 лет тому назад. От огромного внутреннего Евразийского океана остались: Балатонское море в Европе и Туранское море в Средней Азии, которые к тому же медленно высыхали. Разделение Туранского моря на современные Каспийское и Аральское моря произошло всего 2-3 тыс. лет тому назад. После таяния Скандинавского ледника воды прорвались в низину на месте современного Балтийского и Белого моря. Так сформировался современный ландшафт Европы.

Рассеявшись по всей равнине, от Уральских гор до Дуная, выжившие люди начинают новую жизнь границы обитаемого мира резко расширились и открылись возможности по освоению новых земель, открылись дороги в мир бесконечной свободы. Жрецы пытаются сохранить тот уклад, что возник во времена Ноя. Но попытки эти были обречены. Свобода воли - черта, которая отличает нас от предыдущей версии человека, но эту ношу не каждый может выдержать. Все же жрецам удается на просторах Восточной Европы создать первое прагосударство Арата, которое устроено на принципах разделения людей на варны. Успех этого мероприятия был обусловлен еще тем, что многим людям еще трудно было привыкнуть к своей новой роли человека-атома, вынужденного самостоятельно отвечать за свою судьбу и самостоятельно принимать решения.
Впервые города этой страны (трипольской культуры) были обнаружены археологом Викентием Хвойкой в 1893 году вблизи села Триполье (отсюда и название культуры). Позднее похожие открытия были сделаны на территории Румынии и Молдовы, где трипольская культура известна под названием "культура Кукутени". Трипольцы занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве. Помимо зерновых и овощей они выращивали фруктовые сады. Первые вишневые деревья на Украине и юге России были выведены именно трипольцами. Трипольские посёлки чаще всего располагались возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях сотен гектаров. Они состояли из глинобитных жилищ. Часть помещений отапливалась печами или открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди.

Выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

Ранний этап - до VI – V тысячелетия до н.э. Жилища - землянки и небольшие наземные глинобитные дома. Орудия из кремня, камня и кости; медные шилья, рыболовные крючки, украшения. Кухонная керамика имеет шероховатую поверхность, орнамент в виде насечек. Много статуэток, изображающих сидящую женщину.

Средний этап - до 3200/3150 гг. до н.э. Поселения уже строятся на мысах и укреплены валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Появляются мастерские по изготовлению оружия. Начинается добыча меди и выплавка металла. Всюду медные топоры, ножи, кинжалы, украшения. Появляется расписная керамика - с примесью толчёных раковин и «жемчужным» орнаментом. Согласно арийскому эпосу именно 3100 лет до н.э. случается война между пятью северными племенами Пандавов и семью южными Кауравов. В войне победили Пандавы. Они принесли с собой солнечные культы и мужских богов. Меняется форма статуэток - наряду с женскими теперь есть и мужские изображения. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами – это влияние культуры севера, где строили деревянные дома с двухскатной крышей.

Поздний этап (3150 - 2650 до н. э.) – это время расселения. Караваны двигаются на восток, юг и запад. А в самой Восточной Европе чувствуется угасание культуры: небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с наземными жилищами встречаются землянки. Много кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения - браслеты, медные, каменные и стеклянные бусы. Уже нет того великолепия триполья, хотя продолжает развиваться обработка металла. Угасание этой первородной цивилизации, вероятно связано с уходом большого количества пассионариев. Известно, что именно 3100 лет до н.э. внезапно появляются цивилизации Шумера на берегах Тигра и Евфрата, и следом за ней Египта на берегах Нила. Из восточной Европы множество людей отправляется «за три моря». Такие миграции всегда связаны с религиозными трансформациями или изменением климата.
Что же произошло в Восточной Европе такого, что дало импульс современной истории? Почему в других местах очаги культуры угасли, а первобытные люди погибли или деградировали почти до животного состояния? Что отличало трипольцев от других?

Все религии Мира происходят путем приспособления, трансформации и упрощения религиозной системы Триполья. Русь - недаром женского рода, отсюда, как из утробы матери, вышли все народы цивилизации и расселились по всему миру. Когда планета Земля была освоена, именно из Руси человек отправился в космос. Русский язык полон мистики. Гагарин - фамилия первого космонавта. На древнем праязыке индоевропейцев «Га» - означает «дорога». Сравните «Вол - Га» (дорога на Валдай). «Ин» или «Ан» значит единый Бог. Тогда «Гагарин» - «дорога к дороге к единому Богу». Мистика!

История человека - это не история войн, как обычно излагает наша официальная историческая наука. История человечества - эта история развития сознания. Изменения психики, способа восприятия пространства и времени, смена философских и религиозных взглядов.

Однако, чтобы понимать историю религий, а как следствие историю эволюции нашего сознания, следует знать некоторые законы астрономии. Солнце вращается вокруг оси – это день. Солнце вращается вокруг Солнца – это год. Ось Земли совершает круговые колебания (прецессию) – это Махаюга (около 25 765 лет). Махаюга разбита на 12 частей – это астрологические эры. Примерно каждые 2160 лет солнце встает в день весеннего равноденствия (21 марта) на фоне определенного (одного из 12) зодиакального созвездия. Имя этого Зодиака давало на Руси название зодиакальному веку в 2160 лет. Когда 2160 лет солнце было в созвездии Тельца (Велеса) и солнечное божество выступало в этот период в образе Быка (Велеса, Аписа, Митры). Было это примерно 4320 – 2160 лет до Рождества Христова.

По количеству зодиакальных созвездий сформировалось 12 племен (колен Израиля) первородного мира. Во главе каждого рода стоял свой мим (жрец), который управлял общественной и религиозной жизнью. Считалось, что Бог воплощался на Земле в образе мима одного из 12 племен. После разделения первородного мира на СевероЗапад (5 патриархальных родов) и ЮгоВосток (семь матриархальных родов) религиозную жизнь стала задавать матриархальная Сарматия. Отсюда появляется пантеон Семибожия у древних скифов, греков, иранцев и других арийских народов.

Современное человечество обновилось во времена Ноя, и насчитывает возраст около 12 тысяч лет. О первых веках жизни после потопа в силу давности событий уже мало что известно.

Эра Козерога. После ухода на север последнего ледника и спада воды после Потопа стал возможным оседлый образ жизни.

Эра Девы. Связано с новой волной миграции людей из степей Восточной Европы. В это время главным местом на земле становится Дивногорье (современная Воронежская область). Здесь на месте сегодняшних меловых холмов в те времена были известковые скалы (остатки древнего карала). В этих скалах было легко строить подземные замки, церкви и жилища. Отсюда, кстати, выражение «пещерные люди». Именно здесь, судя по всему, был жреческий центр, в котором занимались астрономическими наблюдениями, астрологией, математикой. В эпоху Девы была уже достаточно развитая цивилизация.

Эра ЛЬВА (10-8 тыс. лет до н.э), Этим периодом датируются первые обширные поселения на территории современной Украины и европейской России. Начинает складываться так называемая трипольская культура.

Эра РАКА (7-6 тыс. лет до н.э.) - знака, обращенного к миру души. В это время уже существуют храмы-святилища, и в росписях на их стенах рядом с богами-людьми находят рисунки зверей. Скотоводство вытесняет охоту, и роль бога-мужчины вновь отходит на второй план, уступая место богине. В 6-м тысячелетии до н.э. люди создают лодку, которая в мифах ассоциируется с Луной, правящей Раком, и с погребальными обрядами, возвращающими умерших в лоно великой матери вод. Появляются лунные культы. Сплавляясь по рекам, ватаги древних людей достигают Кавказа, Передней Азии и даже берегов Нила.

Эра БЛИЗНЕЦОВ (6-4 тыс. лет до н.э.). Расселяясь по всему миру, выходцы из Восточной Европы повсеместно пытаются создавать цивилизации по подобию своей северной прародины, зачастую копируя даже названия городов и рек.
Единство религиозных взглядов, которые устанавливают жрецы Дивногорья, обеспечивает и единство языка. В Библии система мегалитических сооружений названа Вавилоном. Обмен необходимыми для производства материалами и достижениями (обжиг керамики, обработка меди) убыстряет прогресс: он ведет к возникновению городов-государств. Эра Близнецов - период изобретения тайнописи жрецов, древних мифов и преданий, за которые отвечает управитель Близнецов Меркурий. С этого момента начинается летописная история.
В самом раннем дошедшем до нас литературном произведении - эпосе о Гильгамеше - мы встречаем образ его близнеца Энкиду. В этом эпосе герой задумывается о смерти и вспоминает о своем предке Утнапиштиме, который нашел бессмертие и вошел в круг богов. Гильгамеш хочет знать, как тот добился этого. Утнапиштим рассказывает Гильгамешу историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. О смерти героя Гильгамеша ничего неизвестно. Как и где он умер - остается загадкой. Но известно, что когда пришла новая волна мигрантов с севера примерно за 3 тысячи лет до н.э. жизнь на берегах рек Тигра и Ефрата практически отсутствовала.

Эра ТЕЛЬЦА (4-2 тыс. лет до н.э.). Эпоху распространения письма сменяет бронзовый век. Тогда появляется плуг, и в сельском хозяйстве все более активно используют быка (тельца). Это эра на Руси бога Велеса. В это время появляются храмы на Валдае, река Волга (дорога к Велесу) получает свое название. Новая волна мигрантов с севера в Шумер и Египет в короткий срок вновь создает обширные государства-цивилизации. В это время случается первая мировая война, и было сознано первое древнее государство. Заканчивается эпоха почитания бога Крышеня (Кришны) и заменяется на веру в бога Индру.

Эра ОВНА (со 2 тыс. до н.э. по начало н.э.) - это железный век, характеризующийся изготовлением оружия и непрерывными войнами. . Народы сталкиваются между собой, как бараны в период весенних игрищ. Возникает культ Ярилы - Ра. В общественном сознании нарастает эгоизм. В недрах эры Овна, ставящей акцент на абсолютной власти человека, рождаются имена великих пророков (Лао-Цзы, Заратустры, Одина, Авраама, Будды, Моисея), давших религиозные законы следующей эре РЫБ, которую мы отсчитываем от Рождества Христова. Помните, что Иисус родился в хлеву с овцами (овнами). И первыми узнали о его рождении волхвы с востока. Этим Библия говорит о преемственности религий. На землю спускается Бог в образе Иисуса Христа. Знак Рыбы становится символом первых христиан.
Сейчас наступает эпоха ВОДОЛЕЯ, и многие ждут перемен в связи с ускорением научно-технического прогресса. Демиург Вселенной вновь позвал людей расширить свои просторы.

При изучении верований древних русов, часто встречаются признания авторов в непонимании природы многих персонажей славянского пантеона. К числу таких персонажей относится Велес, «Бык или скотий бог», как его называют. Тем не менее, это важнейший Бог древних русов. Река ВОЛГА переводится, как дорога к Волу на Валдай. Да и название самого места Валдая, откуда вытекают великие реки Евразии: Днепр, Волга и Западная Двина - тоже происходит от имени бога Велеса (Вола). Древнейшее божество славян является прямым соответствием египетскому Апису и персидскому Митре. Велес, Апис, Митра - имена солярных богов, символом которых выступает бык.

В следующую 2160-летнюю эпоху (до самого рождества Иисуса Христа) священным был уже знак Овна. Символом солнечного божества тогда был Овен (Амон-Ра, Ба-Ра-н, Ярило, Ра). А в эпоху христианства священным символом был знак Рыб..

Велес-бык был аватарой Всевышнего в эпоху Тельца. Доктрина аватары в том, что Всевышний время от времени нисходит в материальный мир из мира духовного. Кришна - первый из пророков сохранившийся в письменной истории. Кришна ориентировочно жил 3100 лет до н.э. Согласно новых исследований доктора исторических наук Светланы Жарниковой, Кришна жил в северном Причерноморье.

Примерно через 1500 лет в Северном Причерноморье появляется новый пророк первосвященник Мелхисидек. В это же время проповедуют единобожие в разных частях планеты пророки Авраам, Заратуштра и Один. Кришна и Мелхисидек считаются предшественниками Иисуса Христа. В таких течениях современного вайшнавизма, как нимбарка-сампрадая, пуштимарга и гаудия-вайшнавизм, Кришну почитают как изначальную ипостась Бога и источник всех аватар. И это, наверное, справедливо, так как Крышень (Кришна) – Единый Бог, которому молились еще во времена потопа.

Велес упоминается и в Новом Завете. Там Велес выступает уже как глава демонов - вельзевул. Золотой Телец, которому поклонялись евреи, тоже есть древнее божество Руси Велес. По мере развития человеческого сознания и нового проявления Всевышнего старые боги переходят в разряд отвергнутых. Это очень важное правило, без понимания которого невозможно понять всю систему религиозного круговорота данного нам Богом. Это как в природе, новая трава весной скрывает прошлогоднюю. Религиозные догмы наших предков никуда не исчезают – они опускаются на уровень подсознания, определяя в нашей жизни многое и питая собой новые религии. При внимательном рассмотрении в ликах новых святых и новых праздников мы видим лики наших предков.
На Руси никогда не прерывалась преемственность религиозного знания, И никогда не было язычества в том виде, в котором оно видится многим нашим современникам. Христианство стало логическим продолжением славянского культа Ярило (Ра), а Ислам – культа Мары у сармат.

Имя еще одного славянского бога - Перун (в Прибалтике его называют Перкунас, а в Скандинавии Один). Поздний его культ (перед введением христианства) идентичен Сыну Бога в Троице (Сварог-Перун-Световит). На Руси Перун - второе Лицо Троицы, является Богом Сыном. Бог Сын - это Первенец, Пуруша, Разум, Логос, Иисус. Древние русские именовали Его - Первенцем Человечества. По сути он являлся первенцем Нового человечества. Так по мере развития религий происходит обновление человеческого общества. При этом в любом обществе всегда сосуществуют люди, живущие в разном историческом времени. Все они движутся к Богу, но каждый находится на своем отрезке пути. Главное не сбиться с дороги.

После выделения в Евразии семи матриархальных племен Сарматии они создали пантеон из семи племенных богов. В ответ жрецы северных панданов создали систему из пяти церквей. Макошь (север) – самая древняя церковь, считается, что она лежит у основания всех культов на Земле. Яра (запад) – церковь олицетворяющая солнечное мужское начало. Мары (восток) – церковь олицетворяющее лунное женское начало. Рода (юг) – единства женского и мужского начала. Пятая церковь - тайных знаний Гермеса. Эта церковь самая непонятная и загадочная. Из пятой церкви происходят масонские ордена, алхимия, которые положили начало современной науке. По сути, четыре мировые религии и наука – это пять проявлений Всевышнего.

Однако основная интрига истории - это борьба за единство. Всегда было религиозное течение за объединение церквей и единство Человечества. Так появляются Храмы Соломона, единые для всех верующих. Эти храмы обычно древние зодчие старались размещать на 35 меридиане, месте где, по мнению астрологов, встречалась Европа и Азия, мужское и женское начало. На этом меридиане сегодня размещен Иерусалим, где есть святыни многих церквей.

Бог отец Свароог - по наиболее распространенной версии славянский бог-кузнец, отец Даждьбога. Версия о Свароге, как боге-кузнеце, является интерпретацией фрагмента, приведенного в Повести временных лет за 6622 (1114) год. Там, начинается рассказ о падении клещей с неба в Египте. Повествование обрывается на середине.

Здесь следует объяснить очень важное понятие, без которого многие старинные тексты не будут понятны. Египтом (страной Еги) на Руси называли Приуралье. Здесь жили в те времена матриархальными коммунами племена сармат. Еще важно знать, что все люди в древних текстах делятся на египтян и евреев. Египтяне в текстах – это люди старые, старого человечества. Евреи – люди Евы, нового человечества. К современным национальностям евреев и египтян это не имеет никакого отношения.

Согласно ПВЛ в уральском Египте «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом.
В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни.

В Приуралья и на самом деле была изобретена технология производства железа и чугуна, что, вероятно, и означает: «клещи упали с неба». Царь Феофаст, похоже, распустил женские коммуны, и ввел институт семьи. Память об этом древнем пророке сохраняется на Руси, как о Свароге.

« Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную, - говорится в ПВЛ, - Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне.»

После него царствовал его сын, «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом», при котором «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его»

По всей видимости, рассказ о египетских царях-богах, заимствованный из древнерусского «Хронографа», восходит к переводу хроники византийского писателя VI века Иоанна Малалы. А Иоанн Малал, вероятно, в свою очередь изложил рассказ, услышанный от древнерусских сказателей.

Имя Феост в Греции было искажено на Гефест, которому древнерусский летописец поставил в соответствие славянского Сварога. Филолог-славист Н. М. Гальковский считал несомненным, что согласно приведенному выше тексту ПВЛ Сварог как и Гефест (=Феоста) был учредителем брака и славянским богом огня. А также то, что у Сварога был сын Солнце Даждьбог, носивший отчество Сварожич. Религия славян была всегда монотеистичной. Догмат святой троицы был создан еще во времена трипольской культуры.

А будь блудень какой, который будет перечислять богов тех, отделяя от Сварога, извержен будет из рода, потому как нет у нас богов кроме Вышня. И Сварог и иные суть множество, потому как бог един и множественен. Да не разделяет никто того множества и не речет, что имеем богов много.

Древнее славянское божество Триглав един в трех лицах - бога Сварога, бога Перуна и бога Свентовита. Что соответствует христианской троице: Отец – Сын – Святой дух.

В Греции Сварог превратился в Гермеса, именованный в Риме, как Меркурий, проводник душ умерших в подземное царство Аид, который изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живет то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел». Сварога (Гермес) получил от Аполлона крылатый жезл вестника способный мирить врагов. Гермес использовал свой жезл, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Другими атрибутами Гермеса служат широкополая шляпа петас и крылатые сандалии. Но все эти подробности появились уже в античном мире.

Система церквей первобытного мира Трипольцев (как понимание триединства миров "Яви-Нави-Прави") определяет все многообразие культов всех мировых религий.

Известна библейская история, как евреи бежали из Египта. Мало какой священник знает, о чем она повествует. Эта история о рождении религии и человеческого сознания, которое претерпела за последние несколько тысячелетий 10 трансформаций.

Согласно книге Исход Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ из Египта, обещая в противном случае, что Бог его накажет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий.
Последняя 10-я казнь - убиение первенцев. Это наказание людям за обожествление царей при жизни на земле. Этот сюжет убиения младенцев действующими царями, узнавшими о рождении нового царя, мы находим в эпосе о Кришне и о рождении Иисуса Христа.

Зачем приходят пророки? Они каждый раз, как психотерапевты, возвращают людям истинное понимание Бога. Но с течением времени люди начинают поклоняться явлениям и предметам, все дальше уходя от истинного понимания Всевышнего. Притча о десяти казнях египетских, с одной стороны, - история становления современной религии и культуры, но с другой - история заблуждений, которые преодолело человечество. Все эти этапы были необходимы для формирования современного сознания людей, современной культуры человечества.

Десять казней были направлены на уничижение идолов прошлого. В человеческой цивилизации борются два начала: женское, увеличивающее желание жить в коммунах, сохранять традиции и мужское вечное желание "перемен". Это борьба коммунистов и эгоистов-демократов. При чтении истории о десяти казнях часто встречается повторяющаяся фраза: "И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш" (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и Египтянам (коммунистам) и Евреям (демократам), что Он является истинным Богом - Богом неба и земли, а также Богом всего народа (коммунистов+демократов).

Далее Исход повествует, что еврейские семьи собрались перед уходом в Раамсесе. Значительная толпа "разноплеменных людей" присоединилась к ним. Евреи добрались до Ваал-Цефона, где остановились у моря. Моисей провел евреев через море как посуху: мановением жезла он разделил воду. Тогда Фараон взял с собою шестьсот колесниц... и погнались за евреями. Фараон подумал, что этот путь хорош и для него. Он вступил на "дно моря" со всей своей армией. Моисей еще раз ударил жезлом, и как раз в ту минуту, когда все египтяне были на середине моря. "И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них" (Исход, глава 14, стихи 28).
Это говорит о том, что врата в новое человечество открыты всем, но следует поторопиться, а то можно не успеть. Через некоторое время они закроются для многих.

Акт перехода, трансформации сознания, то есть возвращения к Богу - в православии называется Преображением. У славян это явление именовалось Семаргом, и изображалось в виде крылатой собаки. В русских сказках сохранилось в виде волка переносящего Ивана-царевича в Тридесятое царство. Семарг соответствует арийскому орлу Геруде, который поедает змей и на котором летает Бог.
Способность к религиозному мышлению и религиозной вере как уникальному феномену человеческой психики, безусловно, заложена в самом акте создания человека. Однако религиозные представления сильно зависят от культурных, социальных и географическо-климатических условий.

Первоначальные верования ариев, конечно, не дошли до наших времен, но их представления во многом сохранились в учении зороастризама - религии, которую проповедовал один из первых известных пророков Заратуштра. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости - арты. Священный огонь поддерживается в храмах и домах. Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Люди должны заботиться о чистоте воды и земли. Смертными грехами считаются воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание.
У древних ариев было распространено жертвоприношение, в том числе и людей. Пророк Заратуштра создавал свое учение в более гуманные времена, поэтому в его религии жертвоприношения были отменены. Его теологическая система отрицает существование каких-либо других богов, помимо Одного, но вместе с тем признает существование сверхъестественной силы, антагонистичной Богу.

Зороастризм близок к христианству и исламу, которые возникли значительно позже. Однако зороастризм, по мнению исследователей, оставался скорее религией замкнутого жреческого сословия. В народе через некоторое время идеи Единобожия из зороастризма исчезают, а сама религия становится чисто языческой. Примерно тоже самое происходит со всеми религиями. Даже большинство современных православных не понимают догмата Троицы и предпочитают молиться фетишам, как язычники. Когда простолюдины окончательно отказываются понимать и верить в Единого Бога, просвещенная часть людей начинает ждать мессию или пророка…. Который бы вернул людям разум. Если этого не произойдет, то человечество закончит свою историю.

По учению Заратуштры, самым первым пророком на земле был Йима. Изучая дошедшие до нас мифы, мы натыкаемся на такой фрагмент. Бог советует Йиме во избежание гибели от морозов и потопа соорудить общинное глиняное городище, где могли бы перезимовать люди и скот. В свое городище Йима не пустил людей с физическими или моральными пороками. Подобная селекция, совершенно аморальная с точки зрения современного человека, была в те древние времена обычным делом. Вероятно, это с веками и привело к тому, что из ледяного котла севера Восточной Европы вышли совсем другие люди, с представлениями о мироустройстве, которое позволила им продолжить род человеческий.
Во второй половине VIII века вновь на некоторое время поднимается уровень Каспия. Народы тонущей в дельте Волги страны Хазарии вынужденно перемещаются в Причерноморье, выдавливая росов с их исконных баз в устье Дона и Кубани. Теснимые хазарами, черноморские росы массово мигрируют на север а Прибалтику. На острове Рюген возникает вольница, и святилище Святовида, где идут религиозные диспуты.
Среди россов и готов на север прибывают первые христиане. А дальше по летописи. В Новгороде не было князя. Здесь была республика, которая управлялась советом ста мудрецов «Гостомысл». Совет мудрецов в составе ста (Гостомысл) крайне озабочен разобщенностью племен Великой Руси. В 862 году новгородцы отправляют посольство на остров Буян (Рюген) к монахам с просьбой прислать священников и обучить их вере. Именно в этом приглашении звучит фраза: «Велика и обильна земля наша, а порядка в ней нет». Что она означает? Нет порядка! Мы понимаем, что нет дисциплины, общих единых законов? Но что понимали под словом порядок наши предки? Я недавно был на Валдае. Там, у озера Селигер, на самой границе Тверской и Новгородской областей, есть два холма, сросшихся между собой, которые в древности явно были храмовыми комплексами. Причем это, вероятно, были особо почитаемые святыни. А рядом деревня Березовский Рядок. Березовский может быть «берендеев» и тогда Рядок - это Храм или Бог.
«По - рядок» теперь звучит так: «По (в едином мире Великой Руси (Великой Скифии или Великого Свидьода)) нет Рядок (единой веры). «Единства и единой веры в ней нет» - говорит нам летописец.
После этого в Новгород прибывает с острова Рюген Рюрик. Это вера, распространяемая с острова Рюген, а в Новгород она была доставлена монахами Синеусом и Трувором, которые пришли вместе с религией - «Рюриком». С братьями Синеусом и Трувором прибывают варяги или «русь», от которых и «прозвалась Русская земля». То есть после принятия веры русов славяне как бы приняли на себя название рода, который дал им религию.
Правда, некоторые новгородцы-староверы восстают против Рюрика под руководством Вадима Храброго. Восстание подавляется, а восставшие «мужи» бегут в Киев. К этому времени на остров Буян (Рюген) прибыло много христиан с Дона. После диспутов на Буяне рождается синкретическая религия, которая сохраняет элементы северной философии Одина и элементы христианства. Во всяком случае, русы в эти времена начинают верить в Тора, сына бога Одина. Именно монахи этого верования прибывают в Новгород. Эта религия получила широкое распространение от Исландии на Западе до городов Торжок и Торопец на Валдае. Летописный Вадим - это сторонники традиционной веры норманнов Одина. Но поклонники Тора выигрывают, а поклонники Одина бегут в Киев. Вслед за ними отправляется с войском Вещий Олег и после взятия Киева создает Киевскую Русь. Судьба Киевской Руси неразрывно связано с историей зарождения в Восточной Европе христианства. Впрочем, современная Европа тоже есть порождение этого процесса. Через 150 лет при Князе Владимире Русь стало Православной. Не трудно в православных обрядах разглядеть образы религий давно минувших эпох.
Поэтому спорить собственно не о чем. И борьба, затеянная в интернет с православием, пустое дело. На все есть Божья воля, важно быть чутким.

Геннадий Климов

Подробнее в книгах Геннадия Климова. Заказ книг –

На северо-западной окраине Руси по-прежнему шла борьба между католической и православной миссией среди финов. Из Швеции и Финляндии против русских предпринимались целые крестовые походы. В 1240 году во главе такого похода выступил шведский правитель Биргер. На Неве его встретил новгородский князь Александр Ярославович и нанес шведам страшное поражение, после чего его стали называть Невским. Эта религиозная борьба ознаменовалась чудесами. Один ижорянин Пелгусий видел перед началом битвы ночью святых Бориса и Глеба, плывших по Неве: «Поможем родичу нашему Александру», - говорили они друг другу. Несколько позднее Ливонский орден нападал на Изборск и Псков, но был остановлен тем же святым князем Александром Невским на Чудском озере (1242 г.). После этого папа попытался завязать с Александром мирные отношения и в 1248 году направил к нему двух легатов с увещанием покориться Римской церкви. Невский отослал их с решительным отказом.

В 1265 году пришел в Псков другой святой князь, защитник Православия, литовец Довмонт (Тимофей), бежавший из Литвы от мщения родичей убитого им князя Миндовга. Став Псковским князем, он прославился защитой псковских земель от Литвы и ливонцев, которые при помощи оружия снова принялись за распространение латинства. После своей кончины (§ 1299) он сделался небесным покровителем Пскова вместе со святым Всеволодом.

Но, несмотря на подвиги святых Александра Невского и Довмонта, владычество Ливонского ордена твердо укрепилось на Балтийском поморье Литвы. Латыши, чудь были обращены в католичество, и слабые начатки Православия были почти уничтожены по всему краю.

Между тем в Швецию постоянно посылались папские буллы, призывавшие шведов к религиозной войне с Русью. В 1347 году шведский король Магнус пошел на Новгородские земли. Предварительно он отправил в Новгород послов, прося назначить прения о вере с тем, чтобы все приняли ту веру, которая одержит верх. Владыка Василий ответил, что новгородцам нечего спорить о вере что приняли они её от греков, а потому, если сам король желает узнать, чья вера лучше, то пусть шлет послов к греческому патриарху. Тогда король опустошил всю Карельскую и горскую землю и повсюду крестил народ в свою веру. Однако по удалении его в Швецию завоеванные места снова отложились от шведов, а жители обратились к Православию.

Православие и католичество

В Галицко-волынском княжестве

Уже упоминавшийся папа Иннокентий IV , который пробовал вести переговоры с Невским, завязал отношения с другим знаменитым князем - Даниилом РомановичемГалицко-волынским . Тяготясь татарским владычеством более всех русских князей, Даниил направлял к папе послов с обещанием соединиться с Римской церковью, если папа будет ему помогать в борьбе против татар. Папа разрешил русским соблюдать греческие обряды, оставлял им квасной хлеб в Евхаристии, обещал проповедников и епископов, дал Даниилу право отнимать долги у князей, не исповедующих латинство, дал королевский венец, но военной помощи не оказал. На проповедь папы о крестовом походе против татар никто в Европе не откликнулся, и Даниил прекратил все сношения с Римом. Православие оставалось господствующим на юго-западе до самого пресечения рода галицких князей. С 1340 года в Галиции водворились поляки, а Волынь соединилась с Литвой. У православных жителей Гали-ции католики стали отнимать церкви и обращать их в костелы. С 1376 года католичество уже имело в Галиции свою архиепископию и 3 епископии. Вскоре братья доминиканцы с благословения папы (1381 г.) утвердили в ней инквизицию.

Православие и католичество в Литве

В Литву христианство пришло из Русской земли и из соседних католических стран - Польши и Ливонии. Поэтому здесь с самого начала было влияние и Православия, и католичества. В 1246 году принял Православие князь Миндовг , но лишь наружно, чтобы сблизиться с русскими князьями для борьбы с Ливонским орденом. Потом он так же легко принял католичество, чтобы примириться с орденом. Папа дал ему королевский титул. Но Миндовг, обманув папу и рыцарей, продолжал приносить жертвы старым литовским божествам. У него был жестокий сын Войшелг , каждый день убивавший по 3-4 человека, который также принял Православие и даже постригся в монахи. Однако убийство отца вновь возбудило в нем жестокость и языческую жажду мести. Сбросив с себя монашескую рясу, он объявил себя литовским князем и перебил множество своих врагов. Насытившись местью, он отдал все свои владения сыну Даниила Галицкого - Шварну , своему зятю, и опять ушел в монастырь. Правление его, однако, способствовало просвещению Литвы православной верой в том отношении, что он специально вызывал в Литовские земли священников из Новгорода и Пскова. Большинство литовских князей уже исповедовало Православие.

Основатель единого литовского княжества Гедимин (1315-1345 гг.) был язычник, но, не желая раздражать многочисленных православных жителей подвластных ему русских княжеств, проявлял полную терпимость к Православию, позволяя своим сыновьям креститься, дочерей своих выдал замуж за русских князей и сам вторым и третьим браком был женат на русских княжнах. Сын его, Ольгерд (1345-1377 гг.) после своего вступления на престол задумал было опереться на языческую партию, по настоянию жрецов он даже замучил за верность Православию троих своих придворных, отказавшихся от жертвоприношений священному огню, святых Антония, Иоанна и Евстафия, но литовцы оказали этим мученикам такое сочувствие и в таком количестве стали обращаться в христианство, что князь решил прекратить гонения и по примеру отца стал покровительствовать православным. Он был два раза женат на русских княжнах - МарииВитебской и ИулианииТверской и позволил крестить 12 своих сыновей, а под конец крестился и сам.

Влияние католичества в это время не было сильным, потому что его придерживались большинство прусских и ливонских рыцарей, которые были ненавистны литовцам за свои насилия. Обстоятельства изменились при сыне и преемнике Ольгорда - Ягелле . После его брака с польской королевой Ядвигой последовало соединение Литвы и католической Польши. Ягелло принял в Польше католичество (1386 г.) и обязался ввести его в Литве. Он вернулся на родину с ксендзами и начал насильно крестить литовцев-язычников. Потом стали принуждать к латинству и православных. Католичество приняли четыре брата Ягелла и несколько литовских князей. Двое православных литовских вельмож за отказ последовать примеру великого князя были казнены. Латинская пропаганда коснулась и русских областей, соединенных с Литвой.

Все православные были объявлены лишенными права гербов, шляхетства и чиновной службы. Русские и литовцы возненавидели Яггела, который полностью оказался во власти поляков и даже жил не в Литве, а в Польше. Соединившись вместе, они провозгласили своим князем его двоюродного брата Витовта (1392-1430 гг.). Витовт был тоже католик, но он лучше брата понимал, как неуместно заявлять свою преданность папе насилием и отличался терпимостью. Католичество все-таки и при нем было объявлено господствующей религией во всем княжестве.

В Вильне и Киеве били утверждены латинские епископы. На Городельском сейме 1413 года было принято постановление: как в княжестве литовском, так и в короне Польской право занимать высшие должности предоставить только русинам, которые примут католичество. Оттого многие из православных ради житейских выгод стали переходить в католичество. Преемник Витовта Свидригайло явился сторонником Православия. Действуя в духе времени, он выгнал из княжества латинских монахов и бискупов, а католические костёлы сжег. Но когда поляки посадили на его место Сигизмунда , ревностного католика, большая часть православных церквей была разорена. Вскоре последовала Флорентий-ская уния . Католическая церковь, видя невозможность распространить на западной Руси и Литве чистое латинство, прилагала все усилия к насаждению этой унии.


Глава II

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

Митрополит Кирилл II

(1243-1276)

Монгольский период печально отозвался на состоянии Русской Церкви. При разорении Киева без вести пропал незадолго до того присланный из Греции митрополит Иосиф . На его место, по настоянию князя ДаниилаРомановича , около 1243 года избран был новый митрополит из русских, КириллII . Возвратясь из Греции со своего посвящения, он уже не нашел себе удобного приюта в разоренном Киеве и должен был выбрать для своего местопребывания другой город - или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Он не мог сделать между ними решительного выбора, и, не имея, таким образом, «пребывающего града », все время своего 33-летнего святительства провел в разъездах по митрополии. Но и теперь уже было видно, что северная столица будет предпочтена им Галичу.

Большую часть времени Кирилл провел на севере и долго не рукополагал во Владимир даже особого епископа, каковым стал Серапион лишь в 1274 году. В период своих разъездов митрополиту пришлось ви-деть много беспорядков как в церковном управлении, так и в жизни наро-да. Это неустройство привело к принятию соответствующего постановле-ния собора, созванного им в 1274 году по случаю поставления во еписко-пы Серапиона. Первосвятитель держал на этом соборе сильную речь про-тив замеченных им пороков, видя в них причину всех современных бед.

Собор обратил внимание на поборы при рукоположении ставленников во священный сан и на работы, какие они должны были нести в пользу архиерейских домов в том случае, когда заплатить за поставление им было нечем, назначил взимать с них только такое количество сбора (7 гривен), какое нужно было для покрытия издержек при поставлении, и указал рукополагать их только после внимательного испытания, исправил некоторые вкравшиеся в последнее время погреш-ности в совершении богослужения, духовных лиц, уличенных в предосуди-тельном образе жизни, распорядятся лишать сана, обратил внимание на народный разгул и бесчиния во время праздников и проч. Для руководства в церковном управлении митрополит Кирилл представил на утверждение собора новый список церковных правил, выписанный из Болгарии и содержавший в себе полный Номоканон с прибавлением ещё неизвестных до сих пор на Руси новых поставлений и толкований на правила.

Во время правления митрополита Кирилла были определены отношения Русской Церкви к монголам в ярлыке Менгу-Темира и устроена Саранская епархия . Деятельный святитель скончался в 1280 году и был погребен в Киеве.

Митрополит Максим

(1283-1305)

Преемник Кирилла блаженный Максим , родом грек, прибыл из Греции в 1283 году и тогда же отправился за ярлыком в Орду. Он тоже должен был вести странническую жизнь, подобно предшественнику, пока в 1299 году с «клиросом своим » не поселился во Владимире. Житие его повествует, что по прибытии в этот город. Сама Богоматерь явилась ему во сне и одобрила его намерение поселиться в Её граде и дала ему омофор, который чудесно остался у него в руках по пробуждении. Так был сделан первый к перенесению митрополии на Север решительный шаг. На Юге, в Галиче, должны были, конечно, отрицательно отнестись к этому пересе-лению митрополита.

И действительно, еще при жизни Максима (§ 1305) между игом и Севером наблюдается соперничество из-за митрополии, которая со време-нем все более разрастается и ведёт к разделению Русской Церкви на две половины. Из росписей кафедр Константинопольской патриархии и её актов XIV века можно увидеть, что ещё в 1303 году греки учредили в Галиче особую митрополию; известно имя и первого митрополита Галич-ского - Нифонта . Виновником утверждения митрополии житие святого Петра представляет князя Юрия Львовича , управлявшего Волынском и Галичем, внука Даниилова, который после Нифонта отправил в Царьград другого своего кандидата на эту митрополию, святого Петра. Но патриарх Афанасий в 1308 году поставил Петра митрополитом не Галичским, а Всея Руси, на место скончавшегося митрополита Максима.

Святой митрополит Петр

(1308 – 1326)

Святой митрополит Петр , родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь и удивлял братию своим послушанием и подвигами. После многих лет монастырского подвижничества он ушел в уединение, на реку Рату, и основал свой монастырь.

Получив митрополию, он только проездом остановился в Киеве и отправился прямо на север. В северной Руси тогда шла борьба из-за великокняжеского достоинства между Михаилом Тверским и Юрием Московским . Став на сторону Юрия, митрополит на первых порах возбудил против себя вражду Твери. Тверской епископ Андрей оклеветал святителя перед патриархом, вследствие чего для суда над ним в 1311 году был созвал собор в Переяславле. Клевета, однако, скоро обнаружилась, но смиренный святитель от души простил епископа Андрея, сказав ему: «Мир тебе, чадо, не ты сотворил это, но диавол ». По смерти Михаила и Юрия, убитых в Орде, кандидатами на великокняжеский престол выступил Иоанн Данилович и сын Михаила Александр Тверской, продолжившие борьбу своих предшественников.

Хан Узбек утвердил великим князем Александра, но Иоанн нашел средство удержать первенство за Москвой в расположении к нему митрополита Петра. Сильный своим иерархическим положением, митро-полит пользовался при этом ещё большим влиянием в Орде, куда ездил за ярлыком в начале правления Узбека, а потому был полезен Иоанну и в этом отношении. Престарелый святитель совсем поселился в Москве у любимого князя и просил его устроить здесь свой кафедральный собор. «Если послушаешь меня, сын мой, - говорил он, - храм Пречистыя Богородицы построишь и меня успокоишь в своем городе, то и сем прославишься более других князей, и город этот славен будет, святители в нем станут жить, и покорит он все другие города ».

Иоанн Калита, по его слову, основал каменный собор Успения Божией Матери. Святитель Петр почил 21 декабря 1326 года, не дождавшись окончания желанной постройки, но гроб его, поставленный в Успенском соборе, действительно, стал краеугольным камнем величия Москвы. Новое место для кафедры митрополитов было, наконец, найдено, хотя митрополия продолжила именоваться не Московской, а Киевской. Пребывание митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, митрополит -один. Кроме того, кафедра митрополита способствовала возрастании и обогащению Москвы, отовсюду привлекая к себе людей, имевших дела к верховному святителю. И, наконец, митрополит действовал постоянно в пользу того князя, в городе которого жил.

Между тем южная Русь оказалась под владычеством Литвы и окончательно потеряла своё первенствующее положение в церковной жизни. С 1315 года литовским князем стал знаменитый Гедимин и ещё при жизни святителя Петра овладел всей Волынью и Киевом. С этого времени к заботам об улаживании отношений с монголами у митрополитов присоединяются ещё новые заботы - об отношениях с Литвой.

Святой митрополит Феогност

(1328-1353)

Преемник святителя Петра, грек Феогност , посвященный в 1328 году, уже прямо отправился на жительство в Москву, к московскому князю, который в том же году сделался великим князем. Александр МихайловичТверской , при котором произошло в Твери восстание против ханского посла Щелкала и избиение его свиты, навлек на себя гнев Узбека и бежал в Псков. Иоанн Калита должен был взять его у псковичей и представить в Орду. При этом вполне обнаружилось, какого важного союзника имела Москва в лице митрополита. Феогност же за прием опального князя объявил псковичам свою анафему. После этого Александр уехал в Литву. Удельные князья были, конечно, очень недовольны постоянной связью митрополита с Москвой, но помешать этой связи не могли. Более сильного противодействия можно было ожидать только от Литвы и Польши, владевших русскими землями. Действительно, по проискам с этой стороны и честолюбию разных духовных лиц юго-западной Руси, здесь один за другим являлись митрополиты, добывавшие себе сан у греков. В Орду митрополит Феогност должен был ездить два раза. Во вторую поездку (1342 г.) его ожидала там большая неприятность. Кто-то сказал хану Чанибеку , что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Феогност перенес в Орде всякие притеснения, раздарил до 600 рублей влиятельным людям и все-таки добился того, что хан утвердил за Русской Церковью ее прежние льготы новым ярлыком.

Святитель умер в 1353 году почти одновременно с великим князем Симеоном от моровой язвы.

Борьба христианства с язычеством

После крещения на Руси началась и продолжалась в течение нескольких веков борьба между христианством и язычеством (прежними мифологическими представлениями). Православие требует соблюдения четырех постов, приуроченных к христианским праздникам: Великого (до Пасхи), Рождественского (зимой), Петровского (до 29 июня – Петрова дня), Успенского (в сентябре), а также двух постных дней в неделю – среды и пятницы, когда запрещено есть мясо. На эти дни могли приходиться языческие праздники, сопровождавшиеся ритуальной мясной едой. Князья и их приближенные любили устраивать пиры. Церковь боролась с этим, как и с языческими обрядами и представлениями (с тех пор слово «позор», «позорище», обозначавшее подобные действа, стало восприниматься с негативным оттенком).

Резко изменились сами представления о добре и зле. Злом стало считаться все языческое («поганое»), называемое дьявольским. На смену противопоставления: зима – лето, день – ночь, пришла оппозиция: Бог – дьявол. Силы добра и зла становятся более потусторонними, а солнце из высшего разумного существа превращается в одно из природных тел.

Передовым отрядом в борьбе добра и зла становятся монахи, о чем свидетельствует их одежда. Монашеское одеяние – своеобразный мистический аналог воинской формы. Пояс – знак готовности к службе, особый плат «параман» – символ «язв Христовых», черная мантия – отлучение от мира, клобук – шлем. Монахи борются с невидимым врагом – дьяволом и его слугами. Иноческие добродетели – их духовное оружие. Их жизнь сурова, подчинена уставу, как и полагается воинам. Нашедший смысл существования инок радостен и целеустремлен. Женщины-монахини – духовные «невесты Христовы», а русалии – девушки, принимавшие участие в языческих игрищах, стали называться невестами Сатаны.

В целом борьба христианства с язычеством закончилась компромиссом. Это хорошо видно на примере языческих праздников, с которыми боролась церковь. Один из основных праздников – Купала, совпавший по времени с праздником рождества Иоанна Крестителя, превратился в Ивана Купала. Новый год соединился с Рождеством Христовым и впоследствии появилась елка как символ райского древа жизни, на котором растут золотые яблоки и орехи. Коляды сохранились как рождественские коляды. Праздник Перуна модифицировался в Ильин день (20 июля). Праздник окончания жатвы – в Спас (6 августа). Праздник «первых всходов» соединился с днем Бориса и Глеба (2 мая), благословения хлебов – с Рождеством Богородицы.

Сохранились и названия прежних богов, трансформировавшихся в ангелов и святых. Так, Велес стал святым Власием, покровителем скота. Языческое восприятие природы во многом было перенято христианством. «Стараясь уничтожить народную веру в зооморфическую и антропоморфическую олицетворенность сил, стихий и явлений природы, – писал А.П. Щапов в «Исторических очерках народного миросозерцания и суеверия», – церковные учителя внушили народу, на основании греко-восточного христианского мировоззрения, что над каждой стихией, над каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов». Илья-пророк, который ездит по небу в огненной колеснице и проливает дождь на землю – хороший пример того.

«Народ русский, – пишет Щапов, – при своем практическом характере смотрел на святых большею частию с натурально-практической точки зрения. Он представлял, что святые назначены быть ему помощниками в борьбе со стихиями природы, поддерживать его физическое, материальное благосостояние и ждал от них чудес существенной, материальной, житейской пользы». «Вера в чудеса святых, как в силы и действия, превозмогающие и покоряющие человеку природу, заменяла языческую веру в ведунов-волхвов». Под влиянием христианства меняется характер богатырей: материальная сила в них уходит на второй план, а на первый план выходит духовная сила.

Особенно тесно соприкасается христианство с язычеством в очень распространенной на Руси апокрифической литературе. В стихе о «Голубиной книге» читаем: «У нас белый вольный свет зачался от суда Божия; солнце красное от лица Божьяго, самого Христа Царя Небесного; млад светел месяц от грудей его; звезды частые от риз Божиих; ночи темные от дум Господниих; зори утренни от очей Господниих; ветры буйные от Свята Духа; у нас ум-разум Самаго Христа, Самаго Христа, Царя Небесного; наши помыслы от облак небесных; у нас мир-народ от Адамия; кости крепки от камени; телеса наши от сырой земли; кровь-руда наша от черна моря».

В «Беседе трех святителей» святитель Григорий «рече: от коликих частей сотворен бысть Адам? Василий рече: от осьми частей: от земли тело, от моря кровь, от солнца очи, от камени кости, от облака мысли, от огня теплота, от ветра дыхание, от света… дух». Тут соединение древнеиндийских сказаний с христианскими представлениями.

Или Егорий Храбрый из народного стиха. Это и святой Георгий Победоносец, на гербе Москвы поражающий змия, и олицетворение античной добродетели – мужества. Его мать – София, по имени еще одной античной добродетели – мудрости. Образ Софии Премудрости как бы объединяет языческое представление о мудрости с христианством. В России храмы (иначе хоромы, как назывались княжеские дома от «хоро» – круг) в честь Софии во многих городах были главными (в Киеве, Новгороде).

Все природные явления (знамения и т. п.) сохранили свой магический смысл, но стали восприниматься чаще всего как божья кара. Языческое отношение к природе как активной силе дошло до современной поэзии.

Даже церковные мыслители использовали для своих целей языческие представления. Так, Кирилл Туровский (ок. ИЗО– 1182) писал в «Слове на Фомину неделю»: «Весна убо есть красная вера Христова… бурнии же ветри – греховоднии помыслы, иже покаанием потворишася на добродетель» (Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. М., 1990. С. 79).

Однако христианские понятия о добродетели сильно отличаются от языческих. Одна из главных добродетелей – кротость «бо есть мати мудрости и разуму и помыслу благу и всем добрым делам» (там же). «Смирение предстает в роли кроткой матери, все остальные человеческие добродетели, в том числе и мудрость, являются ее детьми, отец же им сам Господь. Этому «святому семейству» противостоит дьявольская родня, в которой гордыня предстает матерью пороков человеческих, отец же им сам сатана» (там же). О том же в «Слове некоего отца к сыну своему»: «Буди понижен главою, высок же умъмь; очи имея в земле, умънеи (умом. – А.Г.) же въ небеси» (Изборник 1176 г. М., 1965. С. 165–166).

В знаменитом произведении начала XII в. «Поучение Владимира Мономаха» говорится о гуманности, сострадании, стремлении предотвратить зло, междоусобные брани, спасти людей от дурных поступков. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра… Ни правого ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души… Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но молвите: смертны суть; сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Старых чти как отца, а молодых как братьев… Лжи остерегайся и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны, не пропустите человека, не поприветствовав его и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой… Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее… Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет…»

Владимир Мономах советует избавляться от врагов тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. Читая его поучения, мы вспоминаем заповеди мыслителей Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и, конечно же, христианские.

Современник Владимира Мономаха митрополит Никифор проводит такую аналогию: как князь распоряжается своими воеводами и слугами, так разум должен повелевать телом.

Постепенно жестокие порядки языческих времен (вспомним месть княгини Ольги древлянам) меняются под влиянием христианства. В «Житии великого князя Владимира» (Святого) есть такой примечательный диалог. «И настолько был милостив и милосерден святой Владимир, что и злодеев, достойных казни, не торопился казнить, даже за великую вину, и из-за этого умножались разбойники, воры и прочих всяких зол деятели. И говорили митрополит и старцы Владимиру: «Почему, князь, злодеев ты не казнишь?» Он ответил: «Боюсь греха». Митрополит же и старцы сказали: «Ты от Бога поставлен властителем для наказания злодеев и поощрения делающих добро. Так что достойно тебе наказывать злодеев, рассмотрев их вину, ибо знай, что, если ты не казнишь злых, значит ты сам совершаешь зло по отношению к добрым, поскольку из-за твоего нерадения умножаются злые на пакость добрым. Так что погуби злых, чтобы добрые жили в мире» (Жизнеописание достопамятных людей земли русской. X–XX вв. М., 1992. С. 21).

Христианские представления о добре и зле, входя в соприкосновение с более древними, укреплялись на Руси, отстраняя языческие взгляды в область сказок и преданий. Распространению христианской морали помогали те люди, которые следовали ей в наибольшей степени и впоследствии объявлялись церковью святыми.

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Тайны русского слова автора Ирзабеков Василий

Борьба за язык - это борьба за веру Из уст московского священника с самым простым русским именем, совершившего в свое время надо мною Таинство Святого Крещения, довелось как-то услышать слова, сказанные с амвона и глубоко поразившие. С той проповеди, с мысли о родственной,

Из книги Меч обоюдоострый автора Рождественский Архиепископ Никон

Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира - в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные.Что мы видим тогда?Церковь Божия зело страждет. Уже

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Вопрос:Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?Отвечает священник

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Об исполнении пророчества Иоиля над иудейством и язычеством (ст. 19-20) Иннокентия, Архиеп. Херсонского. И дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. Солнце преложится во тму и луна в кровь, прежде неже прийти дню Господню великому и

Из книги Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства автора Ранович Абрам Борисович

Из книги Сад святой Нины автора Сабинин Михаил Павлович

Глава V Победа христианства над язычеством Ободренный таким образом Вахтанг приготовился нанести персам решительный удар, но в это время подоспела к нему просьба Фируза. Деспот просил Вахтанга назначить ему свидание. Был заключен мир, по условиям которого Грузия

Из книги Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства автора Гуревич Арон Яковлевич

Из книги Тайна русского слова. Заметки нерусского человека автора Ирзабеков Василий

Борьба за язык – это борьба за веру Из уст московского священника с самым простым русским именем, совершившего в свое время надо мною Таинство Святого Крещения, довелось как-то услышать слова, сказанные с амвона и глубоко поразившие. С той проповеди, с мысли о родственной,

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли

Из книги История Православной Церкви до начала разделения Церквей автора Победоносцев Константин Петрович

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса Гораздо опаснее для христианства была борьба с язычеством в другой форме, когда язычество шло на компромисс так охотно, что утаило в душе мысль о реформе

Из книги Апологетика автора Зеньковский Василий Васильевич

V. Борьба с язычеством АпологетыСбывались слова Спасителя: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16: 2).Радостно и восторженно старые и молодые, богатые и бедные шли на смерть, так как смерть была для них - жизнью.Гонения на

Из книги Сказания евангелистов автора Косидовский Зенон

Соприкосновение христианства с язычеством. Христианский мир был с самого начала в соприкосновении с миром языческим. Уже в Евангелии повествуется о ряде исцелений (дочери хананеянки и др.) больных, не принадлежавших к Израилю. А когда, после Пятидесятницы, развилась и

Из книги Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом автора Лебедев Алексей Петрович

Борьба за идею христианства Во всех средиземноморских городах, которые св. Павел посетил во время своих трех миссионерских путешествий, он встречал яростную, угрожающую его жизни оппозицию со стороны ортодоксальных иудеев. В их нападках чувствуется система, и поэтому

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...