Патриархальный крест. Энциклопедия символов

Самые известные кресты в истории

11 самых известных, удивительных крестов — огромная история, и древние культурные традиции.

Русский крест – это православный крест, так же его называют крестом Святого Лазаря или Восточным крестом. Он состоит из 4 перекладин. Вертикальную перекладину русского креста пересекают три перекладины. Две верхние перекладины горизонтальны и параллельны друг другу. Верхняя перекладина самая короткая. Нижняя, четвертая, перекладина русского креста скошена. Скошенная перекладина русского креста находится ближе к основанию и служит для опоры креста. Из-за скошенной перекладины русский крест еще называют крестом со скошенной опорой. Русский крест стоит на куполах российских церквей.

Папский крест – это крест Папы римского. Папа Римский глава Католической церкви. Еще данный крест называют – западный тройной патриархальный крест. Папский крест состоит из четырех перекладин, где вертикальную перекладину креста пересекают три горизонтальные. Каждая верхняя горизонтальная перекладина короче нижней. Все три горизонтальные перекладины папского креста параллельны. Папский крест несут во время торжественных шествий – папских процессий.

Патриарший крест – это крест патриарха главы православной церкви. Другое название данного креста – патриархальный крест. Состоит из трех перекладин. Одна вертикальная перекладина пересекается двумя горизонтальными. Горизонтальные перекладины патриаршего креста параллельны. Верхняя горизонтальная перекладина, короче нижней. На верхней горизонтальной перекладине обычно делалась надпись «Иисус Христос, Царь иудейский». Данная надпись была сделана вовремя правления римского прокуратора Понтия Пилата. В те времена, когда был казнен Иисус Христос.

Крест Святого Андрея – образует латинскую букву «х», так же является латинской цифрой 10. Крест Святого Андрея – это пересечение двух перекладин. Крест святого Андрея еще называют Андреевским крестом. По древнему преданию, Святой Андрей был распят на кресте виде буквы «х». Крест святого Андре это символ мученичества, страдания и пожертвования. Римляне используют этот крест для обозначения границы. Морской флаг России включает в себя Андреевский кресс, данный флаг так же называют Андреевским флагом. Крест Святого Андрея присутствует в гербах Шотландии, так как покровителем Шотландии является святой апостол Андрей.

Тау-крест – очень древний крест, возник до появления христианства. Тау-крест – это две перекладины. На вертикальную перекладину наложена горизонтальная. По форме он похож на букву «Т», и послужил основой для Греческой буквы «Т» (тау). В Египте тау-крест называют крестом Святого Антония. Тау-крест – это символ небесной и духовной власти, и нисхождения духа в этот мир. Например, Святой Франциск использовал тау-крест как свою подпись.

Анкх – древний крест, который использовался еще в Древнем Египте, и означал египетский символ жизни, бессмертия и здоровья, символ второго рождения и виденья иных миров. Анкх- это тау-крест с петлей. Петля на данном кресте это иероглиф «ру», означающий вечность. Иероглиф «ру» является символом духовного, «третьего» глаза. Тау-крест в сочетании с иероглифом означает единство духовного и материального. Египетская богиня правды Маат держит в руках анкх крест. Анкх находился в руках у мумий египетских фараонов. Анкх является ключом к знаниям, мудрости и власти. Предположительно анкх представляет собой оду из форм древней жизни.

Греческий крест – один из главных двух крестов в христианстве. Другое его название – «квадратный крест». Представляет собой пересечение двух перекладин. Горизонтальная перекладина пресекает вертикальную по середине. Греческий крест символ земной власти, полученной от Бога. Иначе его называют крестом святого Георгия, и он является основой Георгиевских крестов. Георгиевский крест — это высокая воинская награда Российской империи. Греческий крест стал основой средневековой геральдики.

Латинский крест – один из двух главных крестов в христианстве. Образ человека с раскинутыми в стороны руками, и есть прямой образ Страстей Христовых. Является самым совершенным знаком Бога. Это пересечение двух перекладин, где вертикальная перекладина пересечена горизонтальной на одну треть от своей длины. Вертикальная перекладина креста – это символ небесной и духовной силы, а горизонтальная символ земной силы. Форма Латинского креста легла в основу архитектурного типа католической церкви. Так же латинский крест был взят за основу многих моногам, масонских, семейных, химических и торговых знаков.

Кельтский крест — это крест кельтов. Круг в камне, соединенный перекладинами креста. За круг кельтского креста выходи вертикальная перекладина. Его вырезали из камня и тщательно обрабатывали, на камне для кельтского креста изображался национальный ирландский орнамент. На круг креста наносились сцены из Священного Писания. Кельтский крест лежит в основе ирландского и великобританского крестов 9 – 11 веков, и является символом жизни и плодородия.

Мальтийский крест – это восьмиконечный крест, образованный соединением четырех копий. Он является эмблемой рыцарей мальты, и символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса, и Хеа. Это один из крестов ордена крестоносцев, и рыцарей Мальтийского ордена. Рыцари Мальтийского ордена в 16 веке охраняли Средиземное море от североафриканских пиратов и турок-османов.

Крест Святого Иакова – это точка соприкосновения между небом и землей, и обозначает центр мира. Крест Святого Иакова еще называют цветочным, потому что он представляет собой пересечение двух перекладин, где вертикальная перекладина креста начинается лилией, а заканчивается острием копья. Концы горизонтальной перекладины, так же представляют собой лилии. Это типичный геральдический крест, входящий в изображение рыцарских гербов.

Кресты: самые распространенные формы. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. Опубликовано на веб-портале

Кресты: самые распространенные формы

Общим символом человечества является крест. Его можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Китае и др. Кто изобрел крест? Никто – ибо он существует в природе. Это древний универсальный символ и прежде всего – символ связи микро– и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия).

Формы креста разнообразны. Они отличаются и числом перекладин, и числом концов креста, и пропорциями.

Греческий крест

Греческий крест

Крест самой простой формы: квадратный, с концами равной длины, горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной. Крест святого Георгия. Этот знак, называемый также crux quadrata, использовался с доисторических времен в самых разных значениях – как символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Это также символ светской, земной власти, но полученной от Бога. Используется в средневековой геральдике.

Крест-молот

Крест-молот

Крест-молот – разновидность греческого креста. Один из главных геральдических крестов, назван так от французского potenee – «опора», поскольку его форма похожа на опоры, применявшиеся в древности.

Латинский крест

Латинский крест

Другое название латинского креста – длинный крест. Его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины. Это наиболее распространенный христианский символ в западном мире. Считается, что именно с такого креста был снят Христос, отсюда другие его названия: крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания. Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. У египтян поднимающийся из сердца крест символизировал доброту.

Крест святого Петра

Крест святого Петра

Крест святого Петра – перевернутый латинский крест. С IV века он является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз на перевернутом кресте в 65 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона.

Перевернутый латинский крест, то есть крест святого Петра, с заостренными концами – эмблема ордена тамплиеров.

Андреевский крест (косой крест)

Андреевский крест (косой крест)

Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Косой крест также символизирует совершенство, число 10. В геральдике этот крест называется салтир.

Святой Андрей – покровитель России, и когда Петр Великий создавал русский военно-морской флот (в 1690-х годах), он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне.

Тау-крест (крест святого Антония)

Тау-крест

Крест святого Антония

Тау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У скандинавов – молот Тора. В христианских церквях – крест святого Антония (основателя христианского монашества, IV век). С начала XIII века – эмблема Франциска Ассизского. В геральдике это Всемогущий Крест. Известен также как «крест виселицы» из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности.

Анкх (египетский крест)

Анкх – ключ к воротам смерти

Анкх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крест с рукояткой». В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе же они обозначают бессмертие, вечную жизнь. Анкх также олицетворяет «жизнь, которая придет», «время, которое настанет», скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям, а также ключ, открывающий врата смерти. Возможно, он символизирует Древо Жизни, а также солнце, поднимающееся над горизонтом.

Мальтийский крест

Мальтийский крест

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров (иоаннитов), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название.

В филателии мальтийский крест – первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Патриарший крест

Патриарший крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов.

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом.

Папский крест

Папский крест

Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием тройной крест. Используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

Русский крест

Русский крест (крест святого Лазаря)

Этот восьмиконечный крест – крест русской православной церкви. Он называется также восточный крест или крест святого Лазаря. Символ православной церкви в Восточном средиземноморье, восточной Европе и России.

Верхняя из трех поперечных перекладин – титулус, где писалось имя, как в патриаршем кресте, нижняя перекладина – скошенная.

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Умер Патриарх. В такие дни очень сложно уйти от формата некролога, с одной стороны, и критической статьи "о проблемах и перспективах Русской Православной Церкви при преемнике" – с другой. Тем не менее смерть Патриарха Московского и всея Руси ставит вопрос не только о его достижениях, но и о тех проблемах, которые он оставил своему преемнику.

Восемнадцать лет служения

За прошедшие восемнадцать лет удалось сделать очень многое – восстановить храмы и монастыри, вернуть многие православные святыни, развернуть масштабные просветительские программы, а главное – сделать так, чтобы церковь стала ближе к людям в прямом смысле этого слова. Можно сколь угодно долго говорить о том, что в церкви мало достойных священников, но нельзя не заметить, что храмов стало больше, а найти церковь рядом с домом теперь легче.

Конечно, не все удавалось, и сам Патриарх неоднократно говорил о том, что мало восстановить храмы, нужно воспитать настоящих священников, а не "требоисполнителей и кадиломахателей ", но Святейший делал все возможное, чтобы улучшить ситуацию. Можно вспомнить решение о "младостарцах" (молодых священниках, авторитарно руководивших паствой), требования убрать ценники из храмов и не брать деньги за Таинства. Так что в процессах "очеловечивания" церкви была реальная заслуга Патриарха Алексия II, чей авторитет не вызывал ни у кого сомнений. Это все "мелочи", к которым мы привыкли, и ныне сложно себе представить, что восемнадцать лет назад ситуация была совершенно другая.

Если говорить о вещах более масштабных, то Патриарху Алексию II удалось выстроить довольно четкую систему церковно-государственных отношений. Сейчас очень модно говорить о том, что России "угрожает клерикализация ", что "церковь рвется во власть ", но на самом деле ситуация совершенно иная. Если отойти от удобных мифов и посмотреть вокруг, то картина получается не столь однозначная: в 1990 году церковь только перестала быть гонимой и начала делать первые шаги к собственной независимости. Святейший многое сделал на этом пути – в 1991 году Патриарх Алексий II фактически поддержал Бориса Ельцина; он выступил в роли миротворца в 1993 году, когда страна была на грани гражданской войны; а позднее предстоятель РПЦ МП поддерживал добрые отношения с представителями власти.

Его часто ругали за подобную близость к власти, полагая, что церковь поддержит любые начинания власть предержащих, но Патриарху Алексию II в ключевые моменты удавалось показать, что православные не будут автоматически поддерживать любые решения властей. Когда был принят 122-й закон о монетизации льгот Святейший довольно жестко сказал о том, что в результате этой акции не должны страдать люди, и власть несколько поумерила свой пыл. Во время конфликта с Грузией и Патриарх, и Синод говорили о том, что русские и грузины – два православных народа, которые нельзя разделять. Чуть позже Синод не пошел по стопам российских властей и не принял в юрисдикцию РПЦ МП епархии, находящиеся на территории Абхазии и Южной Осетии, сохранив тем самым единство Грузинской Православной Церкви. С другой стороны, Патриарху Алексию II всегда удавалось уйти и от ненужных конфликтов с властями. Будучи опытным дипломатом и представляя себе церковно-государственные отношения на местах, Патриарх не делал резких заявлений, но добивался блага для церкви дипломатичностью и личным авторитетом.

Предстоящие труды

Сложными были и внутрицерковные дела – помимо масштабного раскола на Украине и периодически возникавших проблем с Константинополем или Ватиканом в церкви то пытались "разобраться" с "обновленцами", то записывали в "обновленцы" самого Святейшего, то призывали немедленно канонизировать Николая Романова, то обещали не поклониться его иконе даже под страхом смерти. Над всеми этими маленькими и большими спорами стоял Патриарх Алексий II. Ему писали письма с просьбой поддержать тех или других, немедленно канонизировать или, напротив, покарать, а он спокойно и твердо держался серединного пути – никого не карал без крайней нужды и примирял, договаривался. Чего ему это стоило – знает один Бог.

Теперь он умер, и неизбежно встает вопрос: а что же дальше?

Кто бы ни стал преемником Алексия II, он вынужден будет решать вопросы, связанные с расколом на Украине, статусом церковного имущества и другие острые внутрицерковные проблемы.

Ситуация на Украине очень сложная. Ющенко всеми силами стремится создать поместную православную церковь на Украине и требует, чтобы православные имели те же права на переговорах об объединении, что и раскольники. Позиция Константинополя в этом вопросе не очень понятна – летом план Ющенко сорвался, и Патриарх Варфоломей не стал создавать модели для объединения, но сейчас от позиции нового предстоятеля РПЦ МП, которого изберут в ближайшие полгода, будет зависеть очень много, так что в этой ситуации невозможно делать прогнозы.

Вопросы имущества тоже достаточно болезненные. До сих пор возникают сложности вокруг просьб церкви о передаче или даже временном использовании той или иной святыни. Последний пример – ситуация с иконой "Троица" Андрея Рублева, когда некоторые СМИ и искусствоведы фактически начали кампанию против церкви, прикрываясь "заботой о национальном достоянии". Разумеется, речь не идет о том, чтобы можно было все забрать или отдать, процесс передачи зданий и святынь и решение имущественных вопросов долгий, и каждый Патриарх решает его индивидуально.

Внутрицерковные проблемы тоже никуда не ушли – недавняя история с бывшим епископом Диомидом – прекрасное тому свидетельство, так что новому предстоятелю Русской Православной Церкви придется лавировать между крайними консерваторами и либералами, делая так, чтобы церковь оставалась единой.

И наконец, отношения с властями – они во многом остаются результатом устных договоренностей, и новому Патриарху придется вырабатывать какую-то свою модель церковно-государственных отношений. Патриарший местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, например, говорил о необходимости договоров (конкордатов) между светскими властями и представителями традиционных религий, но какой путь выберет новый предстоятель – покажет время.

Патриарший крест

Патриарший крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов.

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Нательный крест Помимо крестов примечательных, так или иначе ставших частью русской истории, есть кресты, с которыми связана жизнь обычного человека. Каждый православный носит крест на теле. И этот крест – тоже символ, если понимать его как пароль, как знак, по которому

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

Крест «13 мая 1919» В октябре 1918 года в Пскове сформировался Псковский добровольческий отряд, но, брошенный немцами, он был разбит. Из остатков его был создан Отдельный корпус Северной армии. От Пскова белые отходили в большие холода, плохо одетые, все время отбиваясь от

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Крест Юденича Для участников похода Северо-Западной армии под руководством Н. Н. Юденича на Петроград весной 1919 года, который называют также 2-м походом на Петроград, был учрежден специальный крест. В мае соединения белых взяли Гдов, Ямбург, Псков и вышли к Луге, Ропше и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Георгиевский крест Знак отличия – Георгиевский крест учрежден одновременно с орденом Святого Георгия 8 августа 2000 года.Нынешний Знак отличия ордена Святого Георгия – Георгиевский крест – почти во всем напоминает императорскую награду. Разве что им награждаются

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Андреевский крест (косой крест) Андреевский крест (косой крест)Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У

23 июля 2010 года исполняется сто лет со дня рождения 14-го . Накануне этой знаменательной даты вышла в свет книга , настоятеля храма святителя Николая в Покровском, бывшего книгодержцем, референтом Его Святейшества и ставшего одним из дорогих и близких ему людей, (М., 2010. - 616 с.: илл.).

Отец Дионисий делится с корреспондентом портала «Православие и мир» своими воспоминаниями о пути Патриарха Пимена, о его удивительной личности.

Совсем недавно закончилась моя многолетняя работа о жизненном пути Святейшего Патриарха Пимена. Книга называется «Былое пролетает…», по первым словам автобиографичного стихотворения Патриарха.

В один из сложных моментов богоборческого времени Господь воздвиг из среды народа Божиего, из среды пастырей Русской Православной Церкви самого достойного и поставил его у кормила корабля церковного. 14-й Патриарх нашей Церкви родился в самом начале XX века. На его памяти переворот 1917 года, гонения на верующих, разрушение храмов и монастырей, уничтожение святынь. На долю молодого монаха выпали тюрьмы, ссылки. Не остался он в стороне от общей беды: защищал Родину в тяжелую годину вражеского нашествия. Духовно крепкий и не сломленный испытаниями, отдал все свои силы возрождению Церкви, ее сохранению, ее укреплению.

За этот подвиг всецелой отдачи себя Богу и Церкви, Господь даровал ему радость зреть зарницу нового времени - времени возвращения святынь, открытия храмов и монастырей, возможности осуществлять присущее всегда Церкви просветительское и социальное служение.

Что сделал Патриарх Пимен для Церкви в отпущенное ему время, или что мог сделать и чего не сделал? Патриарх Пимен от иноческой кельи до Патриаршего престола оставался монахом, жившим не по своей, пусть и Патриаршей, но по Божией воле. Не мы выбираем время, а время выбирает нас. Время, в которое жил Патриарх Пимен не могло быть жутким, страшным, плохим, потому что оно было Божиим временем. В монастырях старцы наказывали новоначальных поклонами, если они ругали погоду. «Погода Божия», - говорили.

На все есть воля Божия. И она является в Его Промысле и попущении. Промысл Божий - это исполнение Его воли и глубокая вера в нее; а попущение - это когда Бог, не отнимая нашей свободы, дает нам идти не по Его воле, а по своей. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей Ваших» (Ис. 55, 8-9). Патриарх Пимен шел путями Божиими и потому время его Патриаршества - время Божие. Он сделал то, что было определено ему Промыслом Божиим.

Впечатлениям детства присуща некоторая идеализированность и восторженность. Одно из служений епископа Пимена (будущего Патриарха) 23 августа 1958 года в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове на всю жизнь запечатлелось в моем сердце.

Необыкновенные, большие, красивые глаза, проникновенный голос и весь облик его в простом льняном архиерейском облачении глубоко взволновали мою душу.

Когда я немного подрос, стал ходить в Богоявленский Патриарший кафедральный собор. Там часто служил владыка Пимен. Подходя к святителю под благословение или под елеопомазание, я всегда чувствовал какой-то трепет и духовную радость. Мне стало казаться, что владыка Пимен меня узнавал и ласково обращал ко мне свой взгляд. Однажды старший иподиакон Василий Максимович Андросов попросил меня выйти на полиелей с рипидой. Так я стал иподиаконом у владыки митрополита Крутицкого. Начался один из самых счастливых периодов моей жизни.

Происходил Патриарх Пимен из семьи инженера, получил хорошее для послереволюционного времени образование, основа которого была заложена дома усердием и старанием матери Пелагеи Афанасьевны. В ранние годы, приняв монашество, пройдя тюрьмы и ссылки, он сравнительно быстро стал епископом, приобретя большой авторитет и любовь Православной Москвы.

С ранних лет в нем была развита поэтическая, художественная чуткость. В его наследии большой сборник автобиографичных стихотворений, он вышивал облачения, митры, писал иконы, был известен всей Москве как талантливый регент. Ему принадлежат очень глубокие по содержанию и художественные по форме молитвы и акафисты.

Вспоминаются его чудные проповеди, проникновенные службы. Как нужно понимать и любить службу, чтобы каждая запоминалась навсегда. Какие здесь подобрать слова, эпитеты? Это надо было видеть и слышать. Молитва Ефрема Сирина, покаянный канон преподобного Андрея Критского, «Да исправится молитва моя…», «Чертог Твой вижду…», канон на «Плач Богородицы». Сколько силы, красоты и пасхальной радости вкладывал Святейший в вечно живые слова апостольского приветствия «Христос Воскресе!», которые звучали перед западными вратами Патриаршего собора в ночном гуле мятущейся советской молодежи. А Троичные молитвы в день Пятидесятницы… Да разве можно все перечислить.

Внешне Святейший казался суровым, недосягаемым, официальным, но на самом деле он был очень скромным, требовательным к себе, легко ранимым. Даже близким людям он почти ничего не рассказывал о себе. Вся его внутренняя, созерцательная жизнь была полностью скрыта от чужих глаз. Однако мы, кому выпало счастье быть рядом со Святейшим, чувствовали его молитвенный подвиг, понимали его удивительную Патриаршую мудрость. Однажды Святейший поделился, что нашлась Серафимовская икона «Умиление». И слезинка покатилась из его глаз. Он не был сентиментальным. Когда он служил, на него постоянно обращены были взгляды, объективы. Но иногда, совершая Литургию без наплыва внешней пышности, я видел его влажные глаза и его самого, полностью покинувшего суетный мир.

Святейший очень любил Богородск, свой родной город. Мы вместе несколько раз приезжали сюда в начале 80-х гг. прошлого века. Из окна машины он смотрел на все более ветшающий Богоявленский собор, на Тихвинский храм, пытался разыскать старенькие покосившиеся от времени домики с давно покинувшими их прежними жильцами. Однажды он вдруг остановил машину, вышел из нее и уверенно пошел по бывшему кладбищу сразу за Тихвинским храмом. Легко нашел какое-то дерево, из корней которого росло несколько стволов. Указав на место рядом с этим деревом, Святейший сказал: «Здесь похоронена моя мама». Взял из моих рук шкатулку, и мы собрали в нее немного земли. «Эту шкатулку положи мне в гроб». Не нашел я потом эту шкатулку и завет его не смог выполнить…

Известно, что Патриарший крест самый тяжелый. На долю Патриарха выпадает обязанность принимать решения, которые в Церкви никто кроме него не примет. Молитва всегда помогала принять нужное решение. Не только всечасная (Святейший придерживался устава всечасной молитвы, для чего у него были карманные часики с боем) Патриаршая молитва за всех и за вся, но и особая, перед каким-то важным делом. Помню, вдруг ни с того, ни с сего служим вечером акафист у мощей святителя Московского Алексия, а то оказываемся в лавре у гробницы преподобного Сергия. И не раз и не два. О чем трегубо молился Первосвятитель? О Церкви, о стране, о нас с вами. Разве это могло остаться втуне? Умудренному многими испытаниями Святейшему Патриарху не свойственны были горячность и поспешность, он не был увлекающимся человеком, его действия были лишены крайностей и быстрых решений. В нелегкое время его Патриаршества голос Предстоятеля звучал в молитвенных воздыханиях, а не в кабинетах безбожной власти. Когда «власть» слишком наседала - молчал. Молчал и молился. Порой отставали.

Какой дивный пример, какой образ праведного жития. Не случайно Святейший взрастил около себя целую плеяду иерархов и пастырей нашей Церкви. А сколько простых чад церковных обретало духовное счастье в молитве с ним, сколько их сейчас живет памятью о нем.

В 70-е - 80-е годы в Церкви появилось много активной, деятельной молодой интеллигенции. Для кого-то это казалось чудовищным недоразумением, а оказалось, это было ядро будущего духовного возрождения. Как свойственно молодости, многим из них ждать не хотелось. Они жаждали борьбы и в своей борьбе не всегда чувствовали меру и время. На их упреки в бездеятельности Святейший глубоко вздыхал и с горькой иронией говорил: «Пусть пишут, походили бы они пару дней в моих башмаках…» или «Посидели бы они в моей золотой клетке». Однако многих, как мог, покрывал и помогал.

Когда наступила «перестройка», Святейшему было уже ближе к 80-ти. Одолевали старость и недуги. Святейший, конечно, не поспевал за жизнью, ломались привычные ориентиры. Святейший радовался переменам, радовался открытию храмов, монастырей, но боязнь того, что все может вернуться, оставалась. Патриарх был информирован о нарастающих центробежных тенденциях в стране, трудностях жизни, отчетливо осознавал и предчувствовал, что вслед за развалом единого государства неизбежны попытки разрыва единого организма Русской Православной Церкви.

Когда мы со стороны смотрим на жизнь Святейшего Патриарха Пимена, то видим только величие и славу, вспоминаем торжественные богослужения, но не видим тяжелых испытаний, которые он перенес, бессонных молитвенных ночей, слез и страданий, того тяжелого креста, который нес он на своих раменах.

Сущностью всей жизни и деятельности 14-го Предстоятеля Церкви Русской было глубочайшее смирение перед волей Божией, соединявшееся с первосвятительской твердостью, несокрушимой верой и монашеским отношением к скорбям, невзгодам и иным неблагоприятным обстоятельствам. Его смирение, скромность, застенчивость соединены были в нем с горением духа. Он слышал слова святого апостола Павла и исполнял их: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы; в молитве - постоянны» (Рим. 12, 11-12). Вечная и благодарная ему память!

Записала М. Гордон.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...