Национальное достояние. Колокольня Новодевичьего монастыря

Лев березкин

Отзвуки Великого. В Петербурге восстановят колокольню Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском проспекте

В Петербурге будет воссоздана колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском проспекте. Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга одобрил концепцию, представленную сотрудниками архитектурного бюро «Кант», выходцами из «Спецпроектреставрации».

Такой запечатлел колокольню фотограф Branson DeCou в 1932 году.

Полное название объекта - «Входные ворота с надвратной Исидоровской колокольней Воскресенского Новодевичьего монастыря» (Московский проспект, 100).

Колокольня высотою 55 метров была построена в 1895 году по проекту Леонтия Бенуа и Владимира Цейдлера в неорусском стиле. Прототипом для нее послужил памятник начала XVI века - колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. В мощном четверике была «прорезана» проездная арка высотой 7 метров. Выше находилась Исидоровская церковь, еще выше - два яруса звонницы, соответственно, для праздничного колокола весом 5 тонн на высоте 23 метра и «благовестов» общим весом 3,5 тонны на высоте 32 метра. Колокольня стояла на линии ограды монастыря и являлась важной высотной доминантой тогдашнего Забалканского проспекта.

После закрытия монастыря в 1918 году колокольня простояла 15 лет и потом была разобрана. На архивных фотографиях 1933 года хорошо видны свежие руины. Большевистская власть решила построить на этом месте новую доминанту - высотное общественное здание. Но эти планы не были реализованы.

Новодевичий монастырь был возобновлен в 1995 году, в 2001 году его здания стали объектом культурного наследия. Первые концептуальные предложения о воссоздании колокольни относятся к 2004 году. Но до проектирования дело так и не дошло.

И вот новая попытка: небольшая петербургская девелоперская компания заказала новый предпроект. Теперь, после одобрения Советом по наследию, архитекторы начнут выполнять следующие стадии - проект и рабочий проект.

Как сообщил на совете Игорь Пасечник, главный архитектор бюро «Кант», из авторских чертежей удалось найти только эскиз фасада. Но и он отличается от того, что было реализовано. Бенуа и Цейдлер добивались большей выразительности фасадов и заложили окна второго яруса, чтобы сделать удобные лестницы. Не обнаружены разрезы колокольни и виды Исидоровской церкви.

Известно, что Бенуа и Цейдлер спроектировали еще две аналогичные колокольни, они имели общие конструктивные и декоративные решения. Речь идет о колокольне собора Александра Невского в Варшаве и надвратном храме-колокольне Благовещенского монастыря в Астрахани. Оба здания были построены в начале ХХ века и не сохранились. Несколько лет назад колокольня в Астрахани была воссоздана. Пасечник попробует поискать архивные материалы, связанные с этими постройками и их проектированием.

Но даже если ничего не будет найдено, то многочисленные фотографии и сохранившийся фундамент колокольни Новодевичьего монастыря позволяют уверенно говорить о возможности воссоздания внешнего облика постройки на прежнем месте. Как показали пробные зондажи, исторический фундамент неплохо сохранился. Под него необходимо завести сваи, на которые будет перенесен вес нового сооружения.

Даже пробные компьютерные визуализации показывают, что колокольня снова станет необходимой высотной доминантой теперь уже Московского проспекта. Если смотреть с юга на близком расстоянии, то здешний вид в новейшие времена сильно подпортил жилкомплекс «Империал», но по мере удаления доминирующая роль колокольни возрастает.

Михаил Мильчик, заместитель председателя совета, заметил, что важная градостроительная роль колокольни «прощает» нехватку проектных чертежей Леонтия Бенуа.

Эксперты отметили, что современные методы обработки старых снимков позволяют с хорошей точностью узнать, какими были фасады. Что касается интерьера Исидоровской церкви, то он может быть воссоздан с той степенью произвольности, какая отвечает нуждам Новодевичьего монастыря. Единственный сложный момент - современная ограда монастыря сдвинута вглубь относительно исторической. Поэтому, если прежде колокольня выдавалась вперед, то теперь она будет «заглублена» относительно ограды. Поэтому необходимо продумать архитектурное решение небольшого курдонера перед входными воротами. Тем более что арка теперь будет не проездной, а пешеходной.

Совет единогласно поддержал воссоздание колокольни. Отдельной строкой было отмечено, что необходимо изменить законы, чтобы на такие благие цели можно было выделять бюджетные средства. Сейчас за воссоздание колокольни взялся частный бизнес. Но в нем всякое бывает, нельзя допускать, чтобы подобные проекты останавливались на «уровне» котлована или первого этажа.

Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Евгений Чистяков, владелец фирмы - заказчика проекта колокольни, стоимость работ по ее воссозданию без отделки интерьеров и отливки колоколов оценивается в 100 млн рублей. Если все пойдет по намеченному плану, то работы, финансируемые на добровольные пожертвования, начнутся летом 2019 года.

Второй вопрос повестки дня заседания совета касался скромного дома купца Петра Турыгина на 6-й Советской улице, 7. Он считается выявленным объектом культурного наследия, поскольку построен в первой трети XIX века и косвенно связан с именем Пушкина.

Но когда была проведена историко-культурная экспертиза, то выяснилось, что невозможно установить ни дату строительства, ни автора проекта. Судя по фасаду, здание несколько раз перестраивалось и утратило облик образца классицизма. В начале ХХ века домом владела Варвара Пушкина, жена Григория Пушкина, сына поэта. Но они там не жили, так что и мемориальная ценность его сомнительна. Поэтому экспертиза рекомендовала не включать дом Турыгина в список памятников.

На рабочей группе совета голоса разделились поровну - в таких случаях вопрос выносится на сам совет. И здесь голосов «за памятник» оказалось больше. Если КГИОП утвердит это решение, то предстоит установить перечень предметов охраны. Эксперты слабо надеются, что собственники квартир проявят гуманность и пустят посмотреть, нет ли внутри старинных печей или лепнины. При проведении экспертизы пришлось ограничить осмотр лестничной клеткой.

В ближайшее время на совет должен быть вынесен долгожданный вопрос о проекте Его несколько раз откладывали. Некоторые члены совета настаивают также на новом рассмотрении проекта атриума в Михайловском дворце. У них возникли подозрения, что он изменился после одобрения советом.


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

- Аэрофотосъемка 360 градусов
Необщежительный женский монастырь. Основан великим князем Московским Василием III в 1525 г. Новодевичий монастырь в наши дни стал как бы отражением истории Российского государства, и в частности Москвы и Московского княжества, с XVI столетия. Он был свидетелем и участником событий, потрясавших столицы Основанию его, по преданию, предшествовали события XIV - XV вв., на первый взгляд не имевшие к нему отношения. давным-давно, а точнее, осенью 1389 г., в древний русский город Смоленск приехала Софья Витовтовна вместе с молодым мужем Василием Дмитриевичем, только вставшим на "стол" великого княжества Московского. Одновременно с западной стороны в город въехал ее отец литовский князь Витовт. Свидание было заранее обговорено, поэтому, когда дочь стала собираться в Москву, отец в числе прочих подарков вручил ей икону Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы)

В Москве икону поместили в иконостас рядом с царскими вратами Благовещенского великокняжеского домового храма. Через четыре года Витовт стал велим князем Литовским и, невзирая на родственные отношения, через 12 лет (1404) захватил у зятя Смоленск. Прошло еще 57 лет, и икона Смоленской Божьей Матери проделала обратный путь в родной город. Возвращению ее способствовала настоятельная просьба смоленского епископа Михаила, прибывшего в Москву с посольством Казимира IV Ягеллончика по случаю коронации на королевство Польское. Василий Темный удовлетворил просьбу епископа. И вот по истечении девяти лет когда была закончена копия, оставшаяся в Благовещенском соборе, 28 июля 1456 г, подлинник покинул Москву.

В этот солнечный день от Благовещенского собора Кремля после торжественной службы двинулась многочисленная процессия с икoнами и хоругвями, провожая гостившую более полувека (67 лет) в Москве икону Смоленской Одигидрии Торжественная процессия остановилась на Девичьем поле у митрополичьего Саввина монастыря. Здесь она была передана в руки смолян.

Эту икону, поскольку в Смоленске она находилась с 1101 г., приписывали творению апостола-евангелиста Луки. Кстати, в Московском Воскресенском монастыре на Тверской улице в те времена тоже находилась икона Одигитрии, обгоревшая в пожаре 1482 г. Значительность этой иконы состоялa в том, что на ней до пожара был изображен лик Смоленской Богоматери, написанный в давние времена. Следовательно, в период пребывания дара Витовта в Москве рядом находился ее двойник. День проводов иконы стал днем ее праздника. Каждый год в Москве к месту прощания с ней торжественно следовал крестный ход.


Со времени проводов иконы прошло еще 58 лет, когда в 1514 г. правнук Василия I Василий III решился восстановить справедливость и вернуть Смоленск Руси.Штурм города был назначен им на первый день после праздника Смоленской иконы Богородицы, т.е. на 29 июля. Естественно, 28 июля был совершен большой торжественный молебен с просьбой в адрес Одигидрии помочь русскому войску и даровать победу над литовцами. Василий III пообещал тогда ей, что если Смоленск будет взят, то он на том месте, где она простилась с Москвой, построит монастырь и церковь в ее честь.

Для тех времен штурм был весьма мощным, однако город устоял. И взят он был только тогда, когда после многодневной осады в городе восстали его жители. Они-то и открыли ворота для русских войск. Литовские солдаты сдались на милость победителей. Выполнил ли Василий III свое обещание построить церковь в честь Одигитрии, сведений нет, а про обещание построить монастырь он вспомнил через девять лет. Собираясь в поход на Казань, он на всякий случай указал в своей духовной грамоте: "Да коли есми з Божиею волею достал своей отчины города Смоленьска и земли Смоленьские и язъ тогда обещал поставить на Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения честного Креста и иные храмы; а которые храмы в том монастыре поставити, и язъ тому велел написать запись диаку своему Трифану Третьякову... И на что Божия воля надо мною състанеться, а тот монастырь при своем животе не успею състроити и язъ приказал казначеем своим и приказным своим людем на том месте монастырь състроити, и из сел своих из дворцовых в тот монастырь велел есми дати село или два в одном поле на тысячу четвертей, а в двух полех по томуж; а на строение тому монастырю наши казначеи выдадут три тысячи рублев денег".

Итак, в 1523 г. казна получила распоряжение на финансирование строительства Девичьего монастыря. Кстати, имеются сведения, что на его строительство было выдано 230 килограммов серебра. Если принять во внимание, что в рубле в те времена было примерно 93 грамма серебра и что казна действительно выдала 230 килограммов, следует, что или строительство обошлось дешевле, или казна сэкономила почти тысячу рублей - 958 рублей, Так или иначе сумма эта для тех времен была преогромная.

По курсу 1893 г. она была равна 60 тысячам рублей. Таким образом, почти через 70 лет после возвращения иконы Смоленской Богородицы на том месте, где ее передали смолянам, был заложен новый монастырь. А место это называлось Самсоновым лугом, или, что было более распространенно, Девичьим полем. Предания далеких лет сообщают, что на этом просторном печальной памяти лугу татарские баскаки отбирали из согнанных сюда московских девушек тех несчастных, которые в уплату дани должны были бьть уведены рабынями в Орду.

По Самсонову лугу, или Девичьему полю, проходило в ту пору ответвление от Литовской дороги, идущей через Смоленск. Где-то далеко за городом к ней примыкала Киевская дорога. Ответвление этой дороги пересекало Москву-реку вброд, недалеко от устья реки Сетунь, и уходило вдоль ручья Вавилон к Крымскому броду. Затем через сельцо Киевец вбегало в Чертольские ворота, мимо государевых конюшен, через ручей Черторый и реку Неглинную, упираясь в ворота Боровицкой башни Кремля. От Сетуньского брода дорога вела и к Саввинскому монастырю, от него к Арбату и далее к Смоленской и Тверской дорогам. Так вот, на этом узле дорог и была построена с юго-запада от Москвы новая обитель-сторожа, четвертая после Данилова, Симонова и Новоспасского монастырей, опоясывающих город с южных и юго-восточных подступов. Монастырь был заложен на склоне, который понижался на юг от города к Лужникам. Уровень подошвы северных ворот на 3,2 метра превышал подошву у южных. В начале строительства северных ворот не было. Место, на котором поставлен собор, было на 10,7 метра выше уреза воды у Сетуньского брода. С западной стороны к нему примыкал обрывистый берег. Поэтому при строительстве обители площадку ее планировали подсыпкой земли на южной стороне.


На плане города 1739 г. южнее монастыря был обозначен квартал жилых строений, а вдоль западной стены- ручей, запруженный в двух местах и впадающий в Москву-руку почти напротив устья Сетуни. В жилом квартале высилась церковь в Малых Лужниках На плане 1767 г. к северо-западу от дороги и ручья Вавилон, там, где сейчас находится Большая Пироговская улица, показана сплошная застройка, разрываемая пустырем перед загородным дворцом князе Трубецких - ныне территория парка пионеров рядом со станцией метро "Фрунзенская". Вдоль берега за Саввинским монастырем показаны пять маленьких прудиков. Между этими застройками и Новодевичьим монастырем простиралось огромное поле.

В конце 1784 г. со стороны его южной стены образовались три прудика и еще два у западной стены, т. е. по ходу русла ручья, существовавшего еще 17 лет назад. На этом месте сейчас разбито Новое кладбище, на котором покоится прах знаменитых писателей, артистов, государственных деятелей и военачальников нашей Родины. Местность вокруг монастыря с каждым годом становилась наряднее.

По этому поводу поэт Лажечников, снимавший квартиру невдалеке, писал: "Я живу совершенно как на даче. Передо мной Девичье поле, окаймленное хорошенькими домами, а за ними все Замоскворечье с Донским монастырем, Александровским дворцом, Нескучным садом, дачей графа Мамонова и Воробьевыми горами: кое-где выглядывают золотые главы Ивана Великого, Спасского монастыря, Симонова... С балкона моего не могу налюбоваться этими видами. Сейчас по случаю праздника Смоленской Божьей Матери идет процессия в Девичий монастырь, народ усыпал поле, духовенство целой Москвы с хоругвями тянется нитью до монастыря, путь усыпан цветами. Картина прекрасная! В красные дни рои детей, как букеты цветов, разбросаны по зелени луга, кавалькады прекрасных амазонок скачут мимо моих окон..."

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к намеченному сроку - 28 июля 1525 г., т. е. ко дню его престольного праздника. Между тем имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Новый, но есть основание полагать, что им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора в начале лета 1525 г. Внешне Смоленский напоминал и Архангельский и Успенский соборы Кремля. В отличие от фасада Архангельского его фасад по длине был расчленен на четыре части, а не на пять. От этих соборов он отличался различными радиусами закомар, фасадом, выполненным почти без декоративного оформления, контурами трехчастной апсиды, двумя ярусами окон со смещенными осями друг к другу на небольшом световом барабане: маленькие - по верхнему ряду и большие щелевидные - по нижнему ряду, большей высотой подклети. Собор представлял собой монументальное сооружение строгих линий, присущих древнерусскому зодчеству, и оригинальностью новых решений церкви никоновской эпохи, которые отличало пятиглавие.

В основании собора заложен высокий сводчатый со столпами подклет из белого камня. Ширина собора 21,3 метра, длина 25 метров. Длинная сторона расчленена на четыре неровные части - второе от алтаря членение больше других по ширине. Восточная и западная стены разделены на три части, из которых средняя по ширине равна самому широкому членению на северной и южной сторонах. С восточной стены пристроена апсида, представляющая три вертикальных объема, полукруглых в основании. На северной и южной стенах по линии завершения лопаток пробиты щелевидные окна, а ниже - окна большей ширины. В северной и западной стенах - арочные двери, обрамленные перспективными порталами. Своды собора держатся на шести четырехугольных столпах - два у алтаря и четыре в зале. На крестчатый свод поставлен большой световой барабан, а на пересечении малых сводов - малые световые барабаны со шлемовидными куполами.

В период царствования Бориса Годунова монастырь пережил вторую фазу расцвета. За это время возвели каменные стены протяженностью около 900 метров, высотою в среднем 13 метров и толщиной 3 метра. Стены с зубцами имели галереи для верхнего боя, машикули, бойницы для среднего и подошвенного боев. Выигрышным было господствующее положение монастыря на холме у излучины реки с широким полем для обзора. В это время в монастыре для его обороны находились стрельцы, казаки и другие "воины с пищалями, рогатинами, да без ружья". Периметр стен образовывал трапецию с непараллельной стороной, обращенной к обрывистому склону Москвы-реки.

В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости - величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе - преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 - 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.

По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: "Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси", "Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях", на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес "13 апреля 1630"; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый - без указания даты, шестой - "1651 - 200 пуд" (3200 кг), седьмой - "3 августа 1684 - 540 пуд" (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.

К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: "Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря... более обольстит очи человека, вкус имеющего".

Монастырь подновлялся и в царствование Елизаветы Петровны, и позднее. Реставрирогался и ремонтировался он после ухода французов. В Лопухинских палатах на северной стороне амбразуры растесали и превратили в обычные окна, крыльцо перенесли к середине фасада. В 1983 г. при больших реставрационных работах попытались было вернуть собору первоначальный вид, но дело не довели до конца.

В соборе находится мемориальная доска, на которой перечисляются работы, проведенные с XVI по ХХ в.: "Храм сей во имя иконы Смоленской Божьей Матери заложен в лето 1524 при Великом князе вся России Василии Ивановиче+Расписан и украшен в лето 1598 велением царя вся России Бориса Федоровича+Обнавлен в лето 1666 велением царя вся России Алексея Михайловича + В 1759 году исправлен и украшен по велению государыни императрицы всероссийской Елисаветы Петровны + В царствование государя императора и самодержца всероссийского Николая II в лето с 1898 по 1903 храм и иконопись восстановлены в первоначальном виде - при митрополите Московском Владимире - настоятеле оного монастыря игуменьи Антонины - председателе комитета по реставрации сего храма архимандритие Товии - протоиерее Н. М. Антипьеве - производителе работ архитектора Сер. Конст. Радионове - представителе от Имп. Моск. археологического общества архитектора И. П. Меньшикова".

Странно - о периоде расцвета строительства и украшения монастыря во времена Софьи на этой доске нет ни слова.


Уже в 1523 г., т. е. за два года до завершения строительства и основания монастыря, Василий III передал в его владения земли с жилыми постройками и крестьянами в станах Манатьине, Быкове и Коровине Вяземского уезда Смоленской губернии и в Горстовском стану Московского уезда. Великие князья Василий III и Иоанн IV наделили его несколькими дворцовыми деревнями и селами, пожаловали тарханными и несудимыми грамотами. Большой вклад в монастырское хозяйство был внесен за жену брата Иоанна IV", княгиню Ульяну Удельную. Немного позже царь Федор Иоаннович подарил через келаршу Евдокию Мещерскую село Смоленское с деревнями в Верейском уезде, Владения монастырю жаловали не только великокняжеские фамилии, но и состоятельные вкладчики, например, боярыня Морозова, а князь Кубенский в 1571 годупожаловал села Поченки и Кубенское на реке Сетунь, а в 1592 г. - село Чертень Калужской губернии.

В первом ярусе Смоленского собора вдоль южной стены установлены три гробницы сестер Петра I (Милославских): первая от алтаря - Екатерины (1718), затем - Евдокии (1712) и Софьи (1704). У южной грани юго-западного столпа стоит гробница его первой жены Евдокии Лопухиной (1731), матери Алексея и Александры. Сын Петра I царевич Алексей был казнен отцом, а дочь умерла в Покровском монастыре в Суздале. Евдокия Федоровна скончалась на 62-м году жизни. Сначала тело ее было погребено в Софиевской церкви и уже впоследствии перенесено в Смоленский Собор.


Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го - 500, 3-го - 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.

По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) - генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) - поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) - князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) - писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) - князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) - генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) - жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) - писателю; Н. В. Сушкову (1871) - писателю; Н. А. Милютину (1872) - исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) - историку, издателю; А. С. Уварову (1884) - князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) - декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) - жене историка П. Н. Батюшкова.

Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.

Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 - 17 марта 1926).

Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после "прополки" на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.

Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.

Монастырь прекратил существование в начале 1920 г., а уже в 1922 г. в нем открыли музей, который в 1934 г. стал филиалом Государственного Исторического музея. За последние годы в монастыре были проведены большие реставрационные работы. Многие здания освободили от различных пристроек и привели в их первоначальный вид. Была укреплена напрудная сторона стен. Во многих помещениях действуют временные и постоянные выставки древнего искусства, русского оружия прошлых веков. Завершается реставрация колокольни.


Новодевичий монастырь представляет собой один из самых привлекательных объектов туризма. Монастырь и его окрестности стали излюбленным местом отдыха москвичей и являются живописной натурой для многочисленных художников.

С конца 1945 г. Успенский храм с приделами передан в распоряжение местной православной общины, а в Лопухинских палатах размещена резиденция митрополита крутицкого и коломенского.

15. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включённый ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. (Вячеслав Лопатин / ФТ)


План Новодевичьего монастыря:

1. Смоленский собор 1524 - 1525гг. 2. Трапезная и палаты Ирины Годуновой 16 - 17 вв. 3. Амвросиевская церковь 16 -17вв. 4. Покровская надвратная церковь 1687 - 1688 гг. 5. Мариинские палаты 1687 - 1688 гг. 6. Успенская церковь с трапезной палатой 7. Колокольня 1689 - 1690 гг. 8. Преображенская надвратная церковь 1687 - 1688 гг. 9. Лопухинские палаты1687 - 1688 гг 10. Певческие палаты. Начало 18 в 11. Казначейские палаты. Конец 18 в. 12. Стрелецкая караульня при Напрудной башне. 17 в. Палаты царевны Софьи Алексеевны 13. Палаты царевны Евдокии Милославской. Конец 17 - начало 18 вв. 14. Филатьевское училище. 19в. 15. Больница. Конец 17 в. 16. Стрелецкая караульня при Никольской башне 17 в. 17. Стрелецкая караульня при Чеботарной башне 17 в. 18. Сетуньская стрелецкая караульня. 17в. 19. Погребовые палаты. 17в. 20. Часовня Прохоровых. Начало 20в. 21. Мавзолей Волконских. 1-я половина 19в. 22. Царицына башня 23. Никольская башня 24. Иосафовская башня 25. Швальная башня 26. Чеботарная башня 27. Покровская (Богородицкая или Воробьевская) башня 28. Предтечинская (Ирининская) башня 29. Сетуньская башня 30. Затрапезная башня 31. Саввинская башня 32. Надпрудная башня 33. Лопухинская башня А теперь давайте совершим виртуальный полет над монастырем!



В последний год правления Софьи восточнее Смоленского собора и на одной оси с ним была заложена грандиозная колокольня. Некогда на этом месте стояла церковь Иоакима и Анны. Построена она была за один день – 10 августа 1547 года – Иваном Грозным в честь рождения старшей дочери Анны. 18 августа Анна была крещена в Новодевичьем монастыре. Восприемниками царевны стали старцы из отдаленных пустыней Адриан и Геннадий. Но прожила царевна всего несколько месяцев и была погребена здесь же. Первоначально церковь была деревянная, потом на ее месте стали строить каменную, да так и не закончили. Недостроенный каменный храм долго стоял неосвящённым, рухнул и был разобран, освободив место для колокольни. Гроб с телом Анны перенесли в усыпальницу собора.

Строительство колокольни Новодевичьего монастыря началось в 1683 году, а остановлено (но не завершено) оно было в 1690 году. Имя строившего ее архитектора пока не установлено. Некоторые ученые называют крепостного зодчего Якова Григорьевича Бухвостова, основываясь на сходстве мотивов белокаменного декора и ярусной конструкции колокольни с храмами его работы: надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим в Новом Иерусалиме 1693 года; Спасским храмом в селе Уборы 1694 года; Троицкой церковью в Троицком-Лыково 1703 года и, предположительно, церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1690-1693 годов. Однако документальных подтверждений авторства Бухвостова пока не найдено.

По своему облику колокольня на момент возведения не имела аналогов в русском церковном зодчестве. Звонница представляет собой шесть уменьшающихся восьмигранников, поставленных один на другой. Православная традиция трактует восьмигранник как символ Воскресения и Царствия Небесного. Такой прием был использован Боном Фрязиным при постройке колокольни Ивана Великого в Кремле. Однако, в колокольне Ивана Великого всего три восьмигранных цилиндра, переходящих в круглый барабан с куполом, так что колокольня скорее напоминает дозорную башню укрепленного замка. Колокольня же Новодевичьего - драгоценное украшение монастырского архитектурного ансамбля. Не случайно замечательный русский архитектор Василий Иванович Баженов сказал, что «колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичья монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего».

Властолюбивая царевна Софья Алексеевна, скорее всего, желала видеть в обители, находившейся под ее особым покровительством, колокольню, хотя бы сходную обликом с величественным трехъярусным столпом Бона Фрязина. Даже в недостроенном варианте на тот период колокольня Новодевичьего монастыря была второй по высоте после Ивана Великого (их высоты соответственно – 72 м и 81 м).

О личных мотивах царевны говорят и посвящения двух престолов этой уникальной колокольни. Престол в первом ярусе, освященный во имя святых Варлаама и Иоасафа Индийских, скорее всего, можно считать данью памяти старшего брата Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые исследователи находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе был освящен во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходился на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, царевна в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных).

Вплоть до 1812 года во втором ярусе колокольни располагалась церковь Иоанна Богослова. Ее закрыли после того, как подгулявшие французские солдаты затащили сюда дохлую лошадь, осквернив тем самым храм.

Колокольня Новодевичьего монастыря является одной из лучших колоколен XVII века не только России, но и Европы. Грандиозный столп явился заключительным аккордом в живописном силуэте монастыря. Нарушив все существовавшие обычаи, архитектор установил колокольню за собором, против апсид, таким образом, расположив их на одной оси.

После закрытия монастыря в опустевшей колокольне была мастерская художника-футуриста Владимира Татлина. С высоты 72 метров он планировал запускать летательный аппарат «Летатлин», двигающийся по воздуху на крыльях, как птица. Но проект так и не был осуществлен.

Купить экскурсию за 249.5 р.

Колокольня Новодевичьего монастыря (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Главная вертикаль Новодевичьего монастыря - его колокольня высотой 72 м. Пока 20 век не начал свое агрессивное наступление, она входила в тройку самых высоких зданий столицы, уступая только колокольне Ивана Великого. Для конца 17 века такое строение было неслыханным прогрессом. Впрочем, и сейчас она не теряется на фоне небоскребов, а наоборот, добавляет изюминку и русский колорит. Колокольню начали строить по указу сестры Петра I - царицы Софьи Алексеевны в 1689 г. На возведение ушло всего 1,5 года, что по тем временам было необычайно быстро. В таком виде здание дошло до наших дней, подвергаясь лишь периодической реставрации.

Самый старый колокол в звоннице отлит еще при Иване Грозном.

В советские годы на третьем ярусе была мастерская художника В. Татлина, отсюда он запускал изобретенный им летательный аппарат. Верхняя часть использовалась под топографические и астрономические исследования.

Колокольня словно собрана из 6 восьмигранных ярусов. По замыслу неизвестного архитектора должен был быть и 7-й, но по какой-то причине его не установили. Внутри освящены два придела, на первом этаже основного яруса - во имя святых Варлаама и Иосафа, на втором - во имя Иоанна Богослова.

Цвет колокольни сочетается с общей отделкой ансамбля Новодевичьего монастыря - это красный кирпич с выпуклыми белыми декоративными деталями. Стиль - нарышкинское барокко, на первый взгляд вычурное, но впоследствии поражающее своим богатством и четкой проработкой в мелочах. Знаменитый архитектор В. И. Баженов считал ее верхом изящества и вкуса, а в народе звонницу прозвали «Кружевная».

Практическая информация

Адрес: Москва, Новодевичий пр-д, 1, стр. 12.

Как добраться: на автомобиле от пересечения ТТК и Москвы-реки 5 минут, пешком от метро «Спортивная» или от станции МЦК «Лужники» 7-10 минут.

Время работы - с 9:00 до 17:00. Вход на территорию свободный, посещение музеев за отдельную плату.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...