Донской мужской монастырь. Донское кладбище "Старое"

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ

Знаменитая улица Шаболовка дала название и станции метро, на которой находится древний Донской монастырь. История основания монастыря восходит ко временам жизни преподобного Сергия Радонежского. В дни страшного испытания нашествием Мамая Русской земли совершилась молитвами преподобного Сергия историческая победа православного войска великого княчзя Дмитрия над полчищами Мамая на Куликовом поле. Русская земля обрела независимость.

Но цена победы была очень велика. Пали среди множества русских воинов и посланники преподобного Сергия инок Пересвет и Ослябя, сдерживая страшный натиск орды погибли десятки тысяч русских ратников.

По церковному обычаю того времени тела павших были вывезены на многочисленных подводах с поля битвы и были доставлены за княжеским знаменем к Москве. Здесь князь Дмитрий встал на привал и получил откровение от Донской иконы Богородицы устроить здесь монастырь для вечного поминовения павших за свободу России. Здесь были устроены места вечного упокоения для павших и церковь над могилами Пересвета и Осляби и особо почиталась Донская икона Богоматери, от которой великий князь Дмитрийполучил свое звание Донского, какв свое время князь Андрей стал называться Боголюбский от иконы Богоматери.

В настоящее время достичь ворот обители можно выйдя налево из станции метро шаболовская и отправившись вдоль монастырской стены до башен и ворот.
Здесь внимание паломника привлекает обширное старое кладбище, которое настолько увлекает своей неземной атмосферой и задумчивым настроением, что прогулка по нему остается незабываемым впечатлением от всей поездки. И это не эмоции, а уникальная особенность донского кладбища.

Здесь у дальней монастырской стены сохранились исторические барельефы со стен храма Христа Спасителя и самым важным из них для нас стала сцена благословения преподобным Сергием великого князя Дмитрия на Куликовскую битву, где рещалась судьба не только русской независимости, но и духовного выбора страны, поскольку хан Мамай насаждал магометанство в подластных ему провинциях.

В девяносто третьем году здесь еще не было нынешнего строгого распорядка и вечерняя служба кончалась к семи часам вечера. Особенно благодатным был малый собор обители, где находилось место упокоения патриарха Тихона, первого патриарха после двухсотлетнего синодального периода, ставшего исповедником православия перед безбожными властями смутного времени гражданской войны. Весь храм был полон небольших икон удивительного письма, которое обычно признают большой художественной ценностью. И поэтому особенно грустно было узнать, что в храме был пожар, после которого священноначалием было принято решение об открытии мощей патриарха Тихона.

Но будем надеяться, что промысел Божий сохранил те удивительно живые образы, которые заставляли остановиться и обратиться к себе с молитвой за свои грехи.
В девяносто втором году мы с матерью приехали в Донской, долго шли вдоль ограды и когда у храма встретили молодого тогда Агафодора, наместника, который ерничал над своим именем, был весел и на мой строгий вопрос можно ли нам переночевать, потому что у нас нет денег на гостиницу у язычников (именно так) Он удивился и возразил, все люди у нас давно христиане и язычников в России нет (тогда еще не было) и просто дал нам денег на гостиницу. Мы прожили в Москве на станции Владыкино две недели, счастливые дни. ..
Миновало двадцать лет. Давно нет мамы.
Спустя много лет когда я посетил обитель в 2007 году то не нашел в его (Агафодора) облике ничего от прежнего человека. Агафодор был строг как мертвый и оборвал мое обращение - монастырь рано закрывается...Я был искусен в слове- не дерзаю у вас ничего просить...и намек и ирония...Он мне не возразил...я вышел из ворот...

Сила покаяния преобразила его, и словно обнажила ту молитвенную сущность, которая не видна бывает в монастырских насельниках обычно. Взгляд его стал печально строгим, лицо утратило елейность и благодушие, но приобрело чисто монашеские глубокие черты, трезвение и нелицеприятную правду, ценность которых в нашем мире безмерна и заставляет недостойных отойти с благоговением и размышлением о своем покаянии и спасении.

Удивительное чувство охватывает при прогулке по некрополю, разнообразие памятников за три столетия, тишина и мудрость, молитвенный покой совершенно меняют настроение и это уносишь с собой на всю жизнь. Прекрасны здесь и вечерние службы, если конечно на них разрешат остаться. Здесь важно просто побыть, вдохнуть этот воздух истории, словно ушедшие приглашают тебя посетить их и помолиться самой простой молитвой. Поистине здесь встречаются суета и вечность, ты словно выходишь на границу миров.

Встретив однажды там жену наркозависимого, я выслушав ее скорби сказал: Представьте себе что сейчас вы начнете новую жизнь, что перед вами золотые врата и сверкающий путь до самого рая. Путь добрых дел,добрых мыслей, молитвы, богослужений, паломничества и чтения святых книг. Забудьте прошлое и идите по нему. Всегда представляйте этот путь когда снова заблудитесь.

Про Донской мужской монастырь в Москве я узнал из песни Александра Городницкого. И мне очень захотелось туда съездить. Место это интересное, хотя по моим ощущениям, энергетически тяжелое. Слишком много мрачного прошлого скопилось здесь на маленькой площади, и если даже слегка мысленно погрузиться в него, то давит на сознание крепко. Свято-Донской монастырь известен больше всего, наверное, своим некрополем, но про него особый разговор, а сейчас сто слов про историю.

Монастырь Дмитрия Донского в Москве. История в ста словах

Попробую быстро и просто изложить самые интересные и важные моменты из истории монастыря.

  • Донской мужской монастырь основан в Москве сыном Ивана Грозного Федором в 1593 году. Еще тогда был построен Малый собор Донского монастыря. Ему получается более 400 лет.
  • Назван он в честь Донской иконы Божьей матери, той самой, которой Дмитрия Донского благословляли на Куликовскую битву.

  • Московский Донской монастырь со временем становиться очень богатым и важным. Сюда ездят молиться цари.
  • В 1698 строят Большой собор Донского монастыря. Сейчас вы, как в ворота входите, так прямо к нему по дороге и идете. Зайдите в него, там просто шикарный иконостас и очень древний.
  • В 1771 году на территории монастыря был убит толпой архимандрит Амвросий. В Москве в то время была чума, и народ шел к воротам монастыря, где висела чудотворная икона. Архимандрит опасался, что толпы людей разнесут заразу еще больше. Вот он икону и спрятал, за что и был растерзан толпой. Несправедливо как-то.
  • В 1764 году монастырь называют так: Донской ставропигиальный монастырь. Это значит, что подчиняется он напрямую только патриарху.
  • С 1918 года Свято-Донской монастырь в Москве закрыт большевиками. В нем потом было множество всякого рода музеев, антирелигиозных и прочих.

Это самый известный некрополь, и очень древний в Москве. Аристократию здесь стали хоронить с 17 века. Некрополь Донского монастыря в Москве собственно меня и привлек в песне Александра Городницкого.

Даже не очень просвещенный в истории российской знает громкие фамилии тех, кто там похоронен: генерал Деникин, Александр Солженицын, художник Василий Перов, генерал Капель, Василий Пушкин – дядя Александра Пушкина, историк Ключевский, авиатор Жуковский.

Тут можно ходить среди надгробий и историю изучать. Много фамилий известных, а кто они были в истории русской, к стыду своему, я не всегда знаю. Пришлось открывать википедию и читать. Вот пока пишу этот пост, между делом про Салтычиху прочитал, помещицу-садистку и серийную убийцу. Тоже здесь похоронена. На надгробном камне написано, что убийца она и сколько душ замучила. Я, правда, не нашел этого камня.

После посещения этого места часто вспоминаю про фрейлину императорского двора Александру Смирнову-Россет. Известная красавица была. Даже не удержался и с чужого сайта ее портрет поместил здесь. С Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым общалась, а теперь лежит здесь.

Философское здесь, однако, место. Дает пищу для ума о том, что ценно, а что совсем не ценно в жизни.

Через стену от некрополя расположено новое Донское кладбище. Попасть из Донского монастыря на его территорию нельзя, надо выйти из ворот и повернуть налево. Пройти метров сто примерно, и будет вход.

Там раньше был крематорий, который сделали из церкви Серафима Саровского. Церковь сейчас снова работает как церковь, а не как крематорий. Каково теперь молиться там, где был сожжен не один десяток человек?

В крематории горели и репрессированные. Их потом здесь и хоронили в общей могиле. Сейчас все травой проросли: идешь по траве, а она живая: вон в той – частица Тухачевского, а вот в этой – Мейерхольд к солнцу тянется.

Очень тяжелое место по энергетике.


Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Укрепившись основными силами к 4 июля в овраге у села, хан начал небольшие вылазки против русских войск. Наступила ночь.Ночью царь Федор Иоанович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны.

Когда взошло солнце русские войска застыли от удивления. Татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем.

В честь этой иконы и построил в 1593 г., на месте походного алтаря, царь Федор Иоанович каменную церковь - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это положило начало основанию монастыря на этом месте.

С основанием этого монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости.

Малый Собор Донской Божией матери предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма - коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.

В 1686-1692 гг. была сооружена каменная ограда монастыря. В 1713 г. над северными воротами была построена церковь Тихвинской Божией Матери. Предположительно зодчими этого сооружения были Иван Зарудный и Петр Попов.

Колокольня над западными воротами строилась поэтапно и тремя архитекторами: 1730-1733 гг. - Д.Трезини, 1749-1750 гг. - Д.В.Ухтомский и завершал строительство в 1753 г. - А.П.Евлашев. В 1755 г. на втором ярусе колокольни освятили церковь во имя Захария и Елизаветы, но в 1812 г. она была упразднена.

В Смутное время монастырь был разграблен и считался беднейшим. С приходом Романовых к власти монастырь ожил, получил от царствующего дома много пожертвований и вложений.

В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. В 1747 г. в Донской монастырь была переведена Славяно-Греко-Латинская академия из Заиконоспасского монастыря.

К концу XVIII в. на территории монастыря сформировалось большое кладбище. В 1711 г. под алтарем Большого собора в "особой" палатке с церковью Сретения Господня, устроенной царем Имеретии Арчилом, захоронили тело его сына и сподвижника Петра I Александра, умершего в шведском плену. А через два года там же похоронили и Арчила, царя-поэта, деятеля культуры. Немного позже сюда из Новодевичьего монастыря перенесли и останки его сыновей Матвея и Давида. Позже в усыпальнице хоронили грузинских царевичей, князей Багратиони, митрополитов. Подклет Большого собора стал усыпальницей грузинских политических и культурных деятелей.

На монастырском кладбище похоронен цвет русского дворянства, многие деятели культуры - П.Я.Чаадаев, философ, друг А.С.Пушкина, архитектор О.И.Бове, дед А.С.Пушкина Лев Александрович, Н.Н.Бантыш-Каменский, ученый архивист, русский драматург А.П.Сумароков, здесь же похоронены и декабристы, военные и ученые.

В XVIII в. в юго-восточной части монастыря возвели церковь Михаила Архангела - усыпальницу рода Голицыных. В 1796-1798 гг. по заказу сенатора Н.А.Зубова за Большим собором построили церковь-ротонду Александра Свирского, усыпальницу семьи заказчика. В 1898 г. за ротондой Зубовых построили пятиглавую церковь-игрушку Иоанна Лествичника - усыпальницу генерал-майора Терещенко.

Многие надгробия на могилах представляют и архитектурную ценность, т.к. выполнены известными скульпторами: И.П.Мартосом, И.П.Витали, В.И.Демут-Малиновским. Много памятников с масонской символикой, памятников-беседок, барельефных изображений. Некрополь приносил большой доход монастырю. Стоимость одного места к середине XIX в. доходила до 3 тысяч рублей.

В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Весной 1922 г. в келье монастыря поместили под стражу патриарха Тихона. Примерно через год стражу сняли, а в конце 1924 г. двое неизвестных попытались убить патриарха, но келейник Яков Полозов заслонил собой патриарха. Якова похоронили около южной наружной стены Малого собора. С другой стороны собора бал захоронен после смерти в 1925 г. патриарх Тихон.

Богослужения в Малом соборе были возобновлены в 1946 г. Монастырь полностью возвращен церкви после 1991 г., обживается монахами. Возрождаются старые церкви и соборы.

Вход в Некрополь в Донском монастыре открыт для посещения по субботам и воскресеньям с 10 часов до 16 часов. По другим дням эта часть монастыря закрыта.
Храмы свт. Иоанна Златоуста и св. вмц. Екатерины, Архангела Михаила, Тихвинской иконы Божьей Матери, свт. Тихона и св. кн. Вячеслава Чешского, св. блгв. кн. Александра Невского для посещения закрыты. По непроверенной информации доступ к ним и в них осуществляется по праздникам посвящения этих храмов.

Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов (А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним - верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен.

4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости.

В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» - спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова.

Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь.

С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря - боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты - Богдан Матвеевич Хитрово и... члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

Один из самых трагических моментов «Чумного бунта» 1771 года - убийство московского митрополита Амвросия - тоже связан с Донским монастырем. Обезумевшая толпа, которую пытался успокоить владыка Амвросий, растерзала его. Невинно убиенный был похоронен в Малом соборе.

Монастырь был центром духовной жизни русского государства. Здесь останавливались киевские ученые монахи, вызванные в XVII веке в Москву для устройства школы, сюда приезжали креститься мордовские мурзы. Большую роль сыграл Донской монастырь в укреплении связей России с Грузией, когда в конце XVII века игуменом стал митрополит Лаврентий, глава имеретинской православной церкви.

Широко известен некрополь Донского монастыря, где похоронены известнейшие представители русской культуры, общественные деятели. Среди архитекторов, строивших монастырь, и скульпторов, создававших надгробия некрополя - Федор Конь и Доменико Трезини, И. Мартос, И. Витали, В. Демут-Малиновский...

Но, пожалуй, самое главное в жизни Донского монастыря связано с именем святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, избранного на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля 18 ноября 1917 года.

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ!

Кажется, что за эти высокие, мощные стены не проникает суета повседневности. Всего несколько минут ходьбы до шумного, грохочущего машинами Ленинского проспекта - а такая тишина. Старые липовые аллеи, строгое кладбище среди черных стволов деревьев, уютный яблоневый сад около настоятельского корпуса - здесь царят мир и покой.

Донской монастырь сохранился, пройдя через все ураганы времени. Чего только ни пришлось пережить монастырю. В его братских кельях были устроены квартиры, даже в башнях стен поселили жильцов. На территории устроили автобазу, а в конце восьмидесятых прямо по некрополю копал траншею трактор «Беларусь»... Но Донской не только стоял сам - собирал в своих стенах то, что оставалось от разрушенных церквей, сберегал их фрагменты. Если бы не монастырь, где довелось бы увидеть современникам прекрасные горельефы взорванного храма Христа Спасителя? А они - вот, стоят, безмолвные, напоминанием о поруганной вере, укором и назиданием нам и надеждой на будущее возрождение.

Говорят, власти, пытаясь разрешить «квартирный вопрос», решили было заселить и Малый Донской собор. Но, придя туда, услышали в пустом храме голоса, церковное пение - и отступили, испугавшись. Малый Донской собор... Это, пожалуй, самое благодатное место в монастыре. В нем даже воздух особенный, пропитан ни с чем не сравнимым ароматом. Здесь находится мироварня. Их в России считанные единицы. Рассказывают, что во многом ради мироварни и открыли храм еще в сталинские времена. Миро тогда варили раз в три года. Сейчас - гораздо чаще.

Варят миро на Страстной седмице, три дня. Задолго до этого готовят все необходимое: травы, пряности, эфирные масла - десятки компонентов, основа которых оливковое масло. В Великий Понедельник в Донской приезжает Патриарх, начинается молебен. После него сам Святейший зажигает дрова в печи под котлом. Специальными палками-веслами помешивают его содержимое. Священнослужители, сменяя друг друга каждые два часа, читают Евангелие. Вечером печь гасят, но огонь сохраняют, зажигая от него на ночь лампады. А утром разжигают печь вновь. В Великую Среду котел остывает, в него добавляют розовое масло, другие компоненты и разливают миро по сосудам. Его освятит Патриарх, и оно отправится по всем епархиям Российским и заграницу. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание. Прихожане, присутствующие при мироварении хоть раз, не забудут его никогда.

Связано с Малым собором и еще одно событие: здесь произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 25 марта 1925 года Патриарх Тихон почил. День и ночь четверо суток служили панихиду над телом усопшего, непрерывным потоком шел в Донской монастырь народ. Около миллиона человек пришли проститься со Святейшим. В Вербное Воскресенье хоронила Православная Российская церковь своего Патриарха. Богослужение длилось больше восьми часов. Отпевание совершали 63 архирея (пятеро из них - митрополиты), около 400 священослужителей. Тело святителя опустили в могилу, приготовленную в Малом Донском соборе, куда допущены были лишь несколько архиреев.

А спустя два года монастырь был закрыт. Судьба мощей Святейшего Тихона оказалась в руках тех, кто так его ненавидел. Можно было не сомневаться: большевики постараются уничтожить даже останки «врага советской власти». И появились свидетельства, что так оно и случилось. Одни говорили, что тело Патриарха было сожжено в крематории, другие - что святитель Тихон был перезахоронен на Немецком кладбище, третьи - что тело его осталось в Донском монастыре. Судьба святых мощей казалась трагичной.

В мае 1991 года монашеская жизнь в Донском была возобновлена. Началась реставрация. Братия монастыря трудилась, не покладая рук: покрывали медью купола Большого собора, восстанавливали его внутри и снаружи, перестилали крыши корпусов.

Сделали ремонт и в Малом соборе.

Это случилось 18 ноября, спустя две недели после окончания ремонта. Жизнь монастыря шла обычным порядком. Ничто не предвещало беды. И вдруг, тревога. Пожарные у ворот Донского: «У вас горит?». «Что горит?» - удивились в монастыре. И увидели пламя, вырывавшееся из Малого собора.

Никто в монастыре не заметил, не услышал, как все произошло. Какие-то злоумышленники, проникнув в монастырь, разбили окно в соборе, бросили внутрь него бомбу с зажигательной смесью. Начался страшный пожар. Огонь был так силен, что оплавились даже паникадила, храм выгорел почти весь в считанные минуты.

Спасло его чудо: именно в момент взрыва выглянула из своего окна прихожанка, увидела огонь и тут же вызвала пожарных. Они приехали сразу. Но удивительное этим не ограничилось. Когда пламя было сбито, пожарные застыли в изумлении: алтарная часть с чудотворными иконами, перед которой полыхал огонь, осталась абсолютно невредимой. «Как это могло произойти?» - недоумевали специалисты. Почему пламя остановилось? Иеромонахи объяснили, что Господь вразумил их накануне поставить Святые Дары в дарохранительнице на престоле, поэтому невидимая стена и преградила путь пожару. Пожарники лишь недоверчиво качали головами, но другого объяснения найти не могли.

Ремонт пришлось начинать заново. Приступив к восстановлению храма, монахи, с благословения Патриарха Алексия II, занялись поиском мощей святителя Тихона. Руководил раскопками известный ученый С. А. Беляев. Под мраморным обгоревшим надгробием оказалась плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Глубже был обнаружен каменный свод склепа. Воодушевленные находкой, участники раскопок забыли об отдыхе, работали без перерыва несколько часов, и, наконец, расчистили склеп. Вынув несколько камней, протиснули в него зажженную свечу и заглянули внутрь. Склеп был пуст. Лишь камни и пыльная паутина. Потрясенные, участники раскопок остановились. Потом, ни на что особо не надеясь, решили поискать у торцов склепа. И обнаружили: это вовсе не склеп, а часть калориферной отопительной системы! Так в свое время отапливались многие русские храмы: внизу ставили печь, а горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.

Появилась надежда: если бы кто-то, действительно, разорил могилу, вряд ли стал так тщательно восстанавливать калорифер. Через два дня напряженной работы, около 12 часов ночи 19 февраля 1992 года перед участниками раскопок предстал настоящий склеп Патриарха: мощное, покрытое огромной плитой из каменных глыб, сооружение. Оно надежно защищало могилу от возможного надругательства. Стало понятно, почему во время похорон в Малый Донской собор было допущено всего несколько человек, чтобы, сохранив тайну, уберечь могилу Святейшего.

Трудно передать то " чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы, - рассказывал иеромонах Тихон (Шевкунов). - Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начинали раскопки.

Ночную тишину Донского монастыря огласил колокольный праздничный звон, как на Пасху. Чудесное обретение мощей состоялось. Пролежав во влажном склепе 67 лет, они сохранились почти полностью. Между тем, одна из панагий святителя, сделанная из кости, превратилась в прах. Воистину «хранит Господь кости их!»

Это чудо навсегда останется одной из самых значимых страниц в истории Донского монастыря, Русской Православной Церкви.

Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 51-59.



Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской. Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе". В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный "Большим", а первый стал называться "Малым". Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель. Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции. В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря. Некрополь Донского монастыря - "Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы", как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре. Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных - Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душеприказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева - перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий - "кафедра безбожия", как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева. В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря. 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

http://drevo-info.ru/articles/517.html

Донской монастырь основан в 1592 году царём Фёдором Ивановичем (1557-1598) в память отражения нападения на Москву крымских татар Казы-Гирея. Монастырь построен на том месте где стояли русские полки и где в особо устроенной палатке - походной церкви во имя св. Сергия Радонежского (Варфоломей) (1314 или 1322 - 1392) находилась сопровождавшая царя Донская икона Божией Матери, та самая, что была с Дмитрием Ивановичем Донским (1350-1389) на Куликовом поле. На этом месте впоследствии был сооружён Малый собор Донского монастыря. 5 июля состоялась битва с крымцами. Хан Казы-Гирей был разгромлен и бежал. В память о заступничестве Донской Богоматери, царь Фёдор Иванович и "государев шурин и слуга, боярин и конюший и наместник Казанский и Астраханский" Борис Фёдорович Годунов (1551-1605) основали на месте сражения монастырь, названный Донским. В новопостроенный монастырь была перенесена икона Донской Богоматери. В 1593 году в монастыре был возведён скромный одноглавый собор во имя иконы Донской Богоматери, обычно называемый "Старым", или "Малым", собором. Его отличает изящество и лёгкость, особенно красиво выглядит венчающая храм пирамида кокошников. Приделы, трапезная и колокольня пристроены уже в конце 17 века. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Фёдоровича Годунова.

При первых Романовых Донской монастырь, как "годуновский", благосклонностью царей не пользовался и в 1650 году был даже лишён самостоятельности и приписан к Андреевскому монастырю. Но при царевне Софье Алексеевне (1657-1704), в конце 17 века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. В 1684-1698 годах на его территории возвели огромный "Новый", или "Большой", собор, также во имя Донской иконы Богоматери. Он строился на средства царевны Екатерины Алексеевны (1658-1718), сестры Петра I Алексеевича (1672-1725). Собор окружает крытая галерея, сделанная в 1717 году. Внутри собор производит очень торжественное впечатление, чему немало способствует резной иконостас в шесть ярусов, изготовленный в конце 17 века в стиле московского барокко. Расписывал собор живописец А. Клаудо по эскизам известного зодчего В. Баженова.

В Большом соборе Донского монастыря хранилась Донская икона Божией Матери. Существует предание, будто эту икону подарили некие донские казаки Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой, но это не более, чем красивый вымысел. Двустронняя икона Донской Богоматери (на обратной стороне изображено "Успение Богоматери") написана в 1370-1380-х годах либо Ф. Греком, либо высоко одарённым новгородским мастером, испытавшим влияние Ф. Грека. На лицевой стороне иконы изображена "Богоматерь Умиление" она же Донская Богоматерь. Донскую Богоматерь чтили как защитницу Отечества. Достоверно известно, что икону брал с собой Иван Васильевич Грозный (1530-1584) в поход под Казань. Перед ней молились в 1591 году, во время нашествия крымских татар, а в 1598 году патриарх нарёк перед ней на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Первоначально икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова. Они образуют почти правильный квадрат. Башни монастыря украшают пышные узорные "короны".

В 1713 году над северными воротами монастыря на средства царицы Прасковьи Фёдоровны (урождённая Салтыкова) и её дочери, царевны Екатерины Ивановны, была построена надвратная церковь Тихвинской Богоматери, в целом повторяющая надвратную Входоиерусалимскую церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Тихвинскую церковь строил Иван Петрович Зарудный, известный зодчий петровского времени. Колокольню Донского монастыря начинал сооружать петербургский архитектор Д. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев.

В 1812 году все драгоценности монастыря были разграблены французскими варварами. Из серебра, отбитого доблестными казаками у бегущих из Руси французов, были изготовлены новые ризы для икон Донского монастыря.

Кладбище Донского монастыря служит почти двести лет местом захоронения московской знати. Здесь похоронены и многие выдающиеся деятели русской истории и культуры. Среди них - князь, генерал-фельдмаршал Николай Васильевич Репнин, баснописец Иван Иванович Дмитриев, князь, известный писатель, автор многих детских сказок Владимир Фёдорович Одоевский, поэты Михаил Матвеевич Херасков и Александр Петрович Сумароков, писатель, граф Владимир Александрович Соллогуб, историки Николай Николаевич и Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменские, Василий Осипович Ключевский, философы Пётр Яковлевич Чаадаев и князь Сергей Николаевич Трубецкой, композитор Сергей Иванович Танеев, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский, горнозаводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, помещица Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова), многочисленные представители московского дворянства - князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Урусовы, графы Зубовы, Панины, Бобринские, Толстые, дворяне Нарышкины, Хвощинские, Протасовы, Мухановы, Петрово-Солово, Глебовы-Стрешневы. Здесь же похоронены родственники Александра Сергеевича Пушкина - его дед Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна Пушкина (в девичестве Чичерина), дядя Василий Львович Пушкин, тётки Анна Львовна и Елизавета Львовна Сонцова, а также брат поэта Павел и сестра Софья, умершие во младенчестве.

Во время чумного бунта 1771 года в Донской монастырь ворвалась толпа восставших, жаждавших крови митрополита Амвросия (Андрей Степанович Зертис-Каменский) за то, что он якобы "скрыл" икону Донской Богоматери во время народного бедствия. Амвросия схватили в Большом соборе, выволокли из церкви и убили его у монастырских ворот. Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря. Здесь же, в Малом соборе, покоятся мощи деятеля Русской православной церкви - святителя Тихона (Василий Иванович Беллавин), патриарха Московского и всея Руси, возглавившего церковь в самое трудное для церкви и Руси время - в 1918 году. Святитель Тихон всенародно предал анафеме большевиков, развязавших террор против народа и церкви. По всей Руси и за её пределами прогремели его пророческие слова, обращённые к СНК: "Недостанет мне времени, чтобы изобразить все те беды, какие постигли нашу Родину... Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя".

В стенах Донского монастыря долгое время размещался Музей архитектуры. В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви.

Из кн. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.

Одним из самых старинных и почитаемых религиозных православных святынь Москвы является Донской монастырь. Его заложил еще в 1591 году крепко верующий царь Феодор Иоаннович.

Монастырь был выстроен на старинном Калужском шляхе в честь необъяснимого избавления Москвы от разрушения ханом Казы-Гиреем. На этом месте был стан русского войска, приготовившегося грудью стать на защиту Москвы против превосходящих по численности татарских орд. Когда войско хана уже было недалеко от столицы, набожный царь приказал свершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг крепостных стен, окружавших в те времена Москву. После этого святыню разместили посередине русского войска в маленькой походной церкви. К тому времени эта икона уже имела громкую славу. Она была еще в 1380 году с князем Димитрием и его воинами во время битвы на Куликовом поле. Тогда русичи одержали победу, а икона, осенявшая их ратный подвиг, стала называться Донской и почитаться как защитница Руси.

Считается, что не только мужество русских воинов, их беззаветная храбрость, упорство и воинская смекалка, но и чудесная икона помогли 4 июля 1591 года отбросить захватчиков от стен Москвы, но бой продолжался. Русские воины готовы были биться с врагом и, если нужно, умереть на следующий день. Но утром 5 июля они с удивлением обнаружили, что войска Казы-Гирея бежали, бросив все свое походное имущество. Это посчитали чудом и ответом Божественных сил на молитвы, так как нападавших было больше. В благодарность за услышанную молитву царь основал Донской монастырь, куда и поместили икону-заступницу.

Тернистый путь

Проходили годы и столетия, жизнь Донского монастыря менялась. Был он и в почете, и в опале после революционных событий 1917 года. В 1927 году здесь заработал первый в России крематорий. В 1934 году на территории монастыря открыли музей русской архитектуры. Сюда со всей страны свозили фрагменты памятников старины, чтобы сохранить их для потомков, среди них было много христианских реликвий. Здесь была тайно крещена дочь Сталина Светлана.

В девяностых годах Донской монастырь государство наконец-то вернуло православной церкви, а злоумышленники сожгли Малый собор. Но нет худа без добра: во время раскопок на месте пожарища было найдено скрытое захоронение патриарха Тихона, который за свою крепкую веру и благочестивые подвиги был причастен к лику святых. А его мощи сейчас мирно покоятся в Большом соборе.

Современность и монастырь

При входе в Донской монастырь прихожан встречает танк с названием Дмитрий Донской, пушка и БТР. Эта боевая техника была выпущена на деньги священников и их прихожан во время войны с фашистской Германией. После окончания войны уцелевшая техника была направлена в монастырь, в качестве памятников.

В наше время Донской монастырь опять один из самых почитаемых и известных среди истинных верующих. А с точки зрения туриста можно сказать, что это самый красивый и интересный монастырь Москвы. Словно и не коснулось его подворья разрушительное время – тут очень уютно и зелено. Хотя теперь монастырь оказался в черте разросшегося города, но за стенами почти не слышно городского шума. Тут можно с легкой душой гулять среди старинных надгробий, размышлять о жизни, читать литературу, смотреть на горельефы храма Христа Спасителя.

Среди мощных монастырских стен когда-то нашли свой последний приют многие знаменитые деятели России, похороненные в старинном некрополе, среди них Жуковский, Деникин и Солженицын. Величественно смотрится главный собор монастыря. Красив и спокоен монастырский сад, особенно весной, когда в нем цветут яблони. Многочисленные тропинки пустынны и ухожены, деревья и цветы радуют глаз.

Весь облик и судьба Донского монастыря внушает трепет и волнует сердца не только православных, но и представителей других религий, и атеистов. Такая атмосфера высокой духовности связана с тем, что в этом монастыре запечатлелись самые светлые и самые мрачные страницы русской истории. Это прекрасное место для светлого умиротворения. Чувствуется, что высокие и толстые монастырские стены способны обезопасить душу от суетливого внешнего мира.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...