Бог плодородия и Нила. Особое почитание аллигаторов

Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества выступали птицы или животные, с которыми было связано множество легенд.

На протяжении многих веков пантеон египетских богов постоянно менялся, кого-то забывали, а другие фигуры выходили на первый план. Современных ученых интересует старейшая религия, управлявшая многими сторонами жизни людей.

Священная река

В Древнем Нил всегда почиталась как священная, ведь она позволила сформироваться обществу. На ее берегах строились гробницы и храмы, а в водах, которые питали поля, могущественные жрецы проводили таинственные ритуалы. Простые жители боготворили реку и боялись ее разрушительной силы, поэтому неудивительно, что бог Себек в Древнем Египте играл особую роль.

Крокодилообразный бог

Покровитель обитателей Нила и защитник рыбаков имел необычный облик: сначала его изображали в виде крокодила, а позднее очеловечили. Как утверждают исследователи, мифический образ в религию пришел из древних верований и занял главенствующее место в божественном пантеоне.

Опасный крокодил, который олицетворял собой природные силы, всегда был угрозой для жизни человека, и население старалось сделать все, чтобы договориться с ним. Известен факт обожествления хищников на северо-востоке Африки, когда племена объявляли зубастых животных своими родственниками. Так и возник египетский бог Себек, дух которого вселялся в крокодилов Нила.

Особое почитание аллигаторов

Во многих городах древнейшей мировой цивилизации держали предварительно выловленного в реке. Особенно почитали хищника в некоторых областях Древнего Египта, например, в Файюмском оазисе, где в честь бога были построены храмы и вырыты священные озера, в которых жили крокодилы. Рептилий украшали драгоценностями, золотом и серебром, а их естественная смерть не являлась проблемой для жителей: из хищника делали мумию и погребали в саркофагах, как и людей. Существовали даже специальные жрецы, которые помещали тело аллигатора на носилки и бальзамировали его.

После смерти одного священного крокодила находился новый, олицетворявший дух бога, правда, никто не знает, по каким критериям отбирали рептилию, на которую молились люди.

Ученых удивила необычная археологическая находка вблизи одного поселения: в некрополе были обнаружены более двух тысяч мумий крокодилов, забальзамированных, завернутых в папирусы и похороненных с особыми почестями.

Святость крокодила и его жертв

Интересны верования египтян, считавших, что святость крокодила распространяется и на его жертвы. Еще Геродот писал о том, как трупы пострадавших от свирепых животных бальзамировали, богато одевали и хоронили в гробницах. Касаться погибших никто не имел права, кроме жрецов, которые погребали мертвых. Тело человека, убитого крокодилом, становилось священным.

Свидетельства о человеческих жертвоприношениях отсутствуют

В романе И. Ефремова «Таис Афинская» есть описание того, как главная героиня, принесенная в жертву, с испугом ожидает нападения крокодила. Правда, многие исследователи считают это литературным вымыслом, ведь хищников кормили хлебом, мясом животных и вином, а не человечиной, и никаких свидетельств о кровавых жертвоприношениях не было найдено.

Египтяне, желающие, чтобы им покровительствовал бог Себек, пили из озера, где жил аллигатор, и кормили его различными деликатесами.

Загадочная родословная

Как известно, в можно проследить родословную каждого божества, а вот сделать это с Себеком крайне сложно. История его происхождения очень загадочна, и существуют несколько вариантов, о которых не перестают спорить исследователи.

Многие ученые склоняются к версии, что бог Себек представлял собой поколение самых древних божеств: покровитель речной живности был рожден первичным океаном (Нуном). Однако есть и теории относительно того, что он являлся потомком покровителя всех фараонов - Ра, с которым Себек никак не мог соперничать по степени своего влияния.

Солнцепоклонники и почитатели крокодилов

Огромная рептилия вызывала не только священный страх, но и сильное отвращение, и достоверно известно, что не все египтяне становились крокодилопоклонниками. В стране существовала интересная ситуация, когда богобоязненные люди из-за своего негативного отношения к аллигатору не могли поклоняться божеству с лицом хищника.

Различия во взглядах создали уникальную ситуацию, при которой египтяне делились на две группы: для одних главным являлся бог Себек, а другие свято почитали воплощение солнца - создателя мира Ра. Фараон XII династии даже возвел огромный храм в Файюме, который посвящался покровителю рыбной ловли. Там же обнаружили и мумии животных. А о популярности божества говорили найденные письма, начинавшиеся словами: «Пусть тебя хранит Себек». Бог Египта защищал людей, почитавших его, и дарил необходимое изобилие землевладельцам.

А вот жители древнего города Дендеры на западном берегу Нила ненавидели аллигаторов, истребляли их и враждовали с теми, кто поклонялся хищнику.

Культ бога

Расцвет культа бога пришелся на то время, когда правила XII династия фараонов, и цари подчеркивали почитание Себека тем, что добавляли его имя к своему (Себекхотеп, Нефрусебек). Постепенно покровителя водной стихии стали считать воплощением Амона-Ра. Как поясняют ученые, поклонники солнца все-таки победили тех, кто обожествлял рептилию.

Бог Себек, принимавший обличье крокодила, всегда помогал простым египтянам. Его голова была увенчана сверкающей, словно солнце, короной, что говорило о высоком положении защитника рыбаков. В найденных папирусах ее восхваляли и считали главным оружием против всех недругов.

Многоликий Себек - бог воды

Любопытно, что в разных мифах божество считали добрым и одновременно опасным. В легенде об Осирисе - царе загробного мира - именно крокодил выносит тело сына Геба. Египетский бог Себек помогал Ра бороться с мраком и делал это успешно. По другим преданиям, он был в свите злобного Сета-разрушителя, сеющего смерть и хаос. Известен миф о вступившем в схватку со всемогущим Ра.

Частенько бог Себек, фото изваяний которого удивляют необычным внешним видом, отождествлялся с Мином, отвечавшим за хороший урожай. Считалось, что разлившийся Нил «оплодотворяет» землю, и именно в этот период из отложенных яиц вылуплялись маленькие крокодильчики. Это обстоятельство связывало представления о хорошем урожае с аллигатором.

Себек являлся и настоящим изобретателем, подарившим людям рыбацкую сеть. Кроме того, жители считали, что бог помогает душам мертвых попасть к Осирису. А найденная запись, в которой мужчина просил помощи в завоевании женщины, свидетельствует об управлении бога многими сторонами жизни египтян. Его называли тем, кто слышит молитвы, и надо сказать, что таким титулом из всего пантеона был удостоен один Себек.

Бог Египта имел жену - Себекет, которую изображали в виде властной женщины с головой льва. Центром ее культа являлся Файюмский оазис, где почитали великую госпожу.

ХАБЭК ХАБЭК

в корейской мифологии речное божество. Генетически восходит к древнекитайскому Хэ-бо. В мифах о Тонмёне и Чумоне X. выступает как отец их матери Люхва. Согласно летописному комментарию Ли Гюбо (13 в.) к своей поэме «Тонмён-ван», у X. было три дочери - Люхва, Хвонхва и Вихва. Старшую Люхва похитил сын Небесного владыки Хэмосу. X. разгневался на него, и тот отправился в подводный дворец для совершения брачной церемонии. X. предложил Хэмосу состязаться с ним в искусстве превращений. В этом состязании Хэмосу оказался победителем. После церемонии, возвращаясь на небо, Хэмосу покинул Люхву. X. разгневался на дочь, опозорившую родной дом: приказал ей вытянуть губы на три вершка и изгнал на реку Убальсу. В реке её изловили сетями рыбаки, и когда обрезали ей губы, она поведала о себе. Правитель Восточного Пуё Кымва обрел в её лице необыкновенную жену. Она родила яйцо, из которого вышел Чумон.
л. К.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "ХАБЭК" в других словарях:

    Невеста речного бога … Википедия

    - («ивовый цвет»), в корейской мифологии дочь речного божества Хабэка, мать основателя государства Когурё Чумона. В ранних китайских записях («Лун хэн», «Критические исследования» Ван Чуна, 1 в. до н. э.; «Хоу Хань шу», «История Поздней Хань», 5 в … Энциклопедия мифологии

    В корейской мифологии родоначальник корейцев, основатель корейского государства Древний Чосон. Записи мифа в фрагментах сохранились только в корейских памятниках 13 15 вв. Согласно «Самгук юса», верховный небесный владыка Хванин даровал сыну… … Энциклопедия мифологии

    - (архаичные варианты личного имени: Чхумб, Чхумон, Чунмо, Санхэ), в корейской мифологии основатель государства Когурё, предок рода Ко. Миф о Ч., видимо, является более поздней иноплеменной интерпретацией мифа о Тонмёне, основателе государства Пуё … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Невеста речного бога. Том 13 , Мигён Юн. Один-единственный кусочек персика бессмертия может подарить человеку вечную жизнь, и последний такой персик оказывается в руках Муры. Хабэк отправляется на его поиски, чтобы разделить…
  • Невеста речного бога. Том 14 , Мигён Юн. Хабэк пожертвовал Мурой ради возможности подарить Соа вечную жизнь, но оценит ли та его поступок? Соа продолжают терзать сомнения, и она решается проверить силу чувств Хабэка, предложив ему…

Давным-давно в Египте боги жили вместе с людьми. Они отличаются от людей большей продолжительностью жизни, огромным ростом, умением превращаться в звероподобных существ, облаченных в боевые доспехи, в жилах богов вместо крови течет золото. Миром правят два бога-брата. Плодородные земли, орошаемые Нилом и населенные людьми, находятся под управлением Осириса (женат на Исиде), а безлюдные и засушливые пустыни принадлежат Сету (женат на Нефтиде). По небу на космической ладье летает бог солнца Ра. Днем он освещает поверхность плоской земли, а ночью борется при помощи огненного копья с гигантским демоническим червем Апофисом, символом хаоса.

Осирис решает передать царский трон своему сыну – Гору. Молодой повеса пребывает на утро своей коронации в состоянии похмелья после того, как накануне обмывал удачную охоту на льва. Его навещает его возлюбленная богиня любви Хатор. Когда-то Хатор работала привратницей загробного мира. И Гор подарил ей волшебный браслет, способный защитить от демонов, если Хатор вдруг посмеет навестить царство мертвых. Торжественная процедура коронации начинается. Прибывают божественные гости, площадь перед дворцом Осириса заполнена людьми. Среди них молодой воришка Бэк и его возлюбленная Зана. Неожиданно появляется Сет. Его сопровождает целое войско отлично вооруженных и обученных воинов. Он вручает племяннику подарок, а затем предлагает Осирису сразиться за право управлять миром. Тот отказывается от поединка, ссылаясь на братские чувства. Сет безжалостно убивает брата, за отца пытается отомстить Гор, но дядя оказывается сильнее. Он вырывает глаза у поверженного племянника, но щадит его, услышав мольбу Хатор. Богине любви не может отказать в просьбе никто, если он не влюблен. Сет давно не питает нежных чувств к своей жене, поэтому ослепленный Гор отправлен в изгнание. Тело Осириса разрублено на 14 кусков, его сердце куда-то исчезает. Исида в горе кончает жизнь самоубийством, Хатор становится любовницей нового повелителя мира.

Сет устанавливает новые порядки. Теперь для того, чтобы после смерти попасть в загробный мир и обрести там вечную жизнь, необходимо сделать богатое приношение судьям мертвых. А большинство живых людей Сет превратил в рабов, которых отдал своим подручным или использует на масштабных строительных работах. Он построил по проекту придворного архитектора Уршу высоченный обелиск в честь своего отца Ра. Зана отдана в рабыни Уршу. Ее навещает Бэк. Зана уверена, что Гор – добрый бог, и ему нужно помочь вернуть божественные силы, которые он утратил вместе со зрением. Глаза Гора хранятся в сокровищнице Сета, а тут как раз войско злого бога возвращается в столицу после очередного победоносного похода с богатой добычей. Поэтому ворота сокровищницы будут открыты, туда можно проникнуть и похитить глаза Гора. В архиве Уршу хранится план сокровищницы, там указаны места расположения ловушек для тех, кто несанкционированно проникнет в место хранения сокровищ Сета. Заодно Бэк в том же архиве обнаруживает план песчаной пирамиды Сета, где находится источник его силы – доступ к подземному пламени.

Бэк проникает в сокровищницу, преодолевает все препятствия, но обнаруживает там только один глаз Гора. Он забирает его и возвращается к Зане. Там его поджидает ловушка, Уршу со стражей пытается арестовать воришку, тот ослепляет силы правопорядка сиянием волшебного глаза и вместе с Заной пытается скрыться из города на колеснице, которая случайно оказалась у дома Уршу. Разъяренный представитель мирного архитектурного сословия на удивление метко стреляет вслед беглецам из лука и стрелой поражает Зану в самое сердце. Бэк приезжает в заброшенный храм, где в тоске и печали пребывает Гор. После бурно протекавшей дискуссии, которая выражалась в хватании смертного бессмертным за горло и швырянии богом человека об стены, стороны приходят к соглашению. Бэк вернет Гору глаз, а тот поможет воскресить Зану. При этом Гор лукавит: воскресить мертвого человека ему не по силам. Гор предлагает план: нужно уничтожить источник сил Сета, пустынного бога. Для этого с поверхности земли необходимо стереть эту самую пустыню. Сделать это можно при помощи волшебной жидкости – воды сотворения. Она находится в распоряжении дедушки Гора – бога Ра.

Гор молится могущественному деду, чтобы тот дал ему возможность трансформироваться в гигантского сокола (эту способность он утратил вместе с глазами, одного глаза для восстановления летательных навыков недостаточно). Дед откликается на просьбу внука, Бэк и Гор становятся свидетелями еженощной битвы Ра и Апофиса. Бэка в это время прячут в трюм космической ладьи, чтобы простой смертный не сгорел от божественного сияния. Гор просит своего деда вмешаться в земные дела, но тот отказывается, ссылаясь на собственную занятость и на одинаковую любовь к обоим сыновьям. Однако Гор получает склянку с водой творения, и они с Бэком возвращаются на землю. Там их поджидает подручный Сета буйвологоловый бог Мневис в сопровождении группы минотавров. Даже с одним глазом Гор побеждает банду второстепенных зооморфных богов. Они с Бэком пускают в путь.

Сет с войском побеждает восставших против него богов, возглавляемых его нелюбимой женой Нефтидой. Сет подавляет мятеж, выслушивает ностальгические воспоминания жены об их молодых годах и отрубает непокорной крылья. Хатор, используя свои магические возможности, узнает о том, что Гор обрел глаз и пытается отомстить Сету, отправляется к возлюбленному (Сет ей неприятен). Как раз вовремя. На Гора и Бэка, которые добрались до заброшенного храма Осириса, нападают две воинственные богини, прислужницы Сета. Они атакуют бога и человека, восседая на гигантских огнедышащих кобрах. Одну кобру мужчины побеждают благодаря собственной смекалке, а второй приказывает покончить жизнь самосожжением подоспевшая Хатор (кобра на свою беду ни в кого не влюблена и подчиняется приказу богини любви).

Чтобы проникнуть в песчаную пирамиду Сета необходимо миновать Сфинкса, который славится дурным нравом и любовью к загадкам. Гор, Бэк и Хатор для этих целей берут в попутчики бога мудрости Тота. С третьего раза ему удается отгадать загадку Сфинкса. Бэк, привычно преодолевая смертоносные ловушки, проникает в пирамиду. Там путников поджидает Сет. Он убивает Тота, вынимая из его головы мудрые мозги, а Гора с Хатор помещает в клетку. Бэк тем временем пробирается к штольне, в которой горит земной огонь, источник силы Сета. Нужно только капнуть туда из склянки с волшебной водой. Но хитрый Сет заговаривает человеку зубы. Он открывает ему глаза на лицемерие Гора, сообщает Бэку, что обещание воскресить Зану невыполнимо. Пользуясь замешательством юноши, Сет выбивает из его рук склянку с жидкостью. Теперь залить подземное пламя нечем. Сет уходит, пирамида начинает рушиться, но Гор, Бэк и Хатор успевают выбраться наружу. Происходит объяснение. Гор сознается, что не может воскресить Зану. Но Хатор дает возможность Бэку хотя бы попрощаться с любимой. Она отдает ему волшебный браслет и просит вызванного ею стража загробного мира Анубиса (он знаком ей по прежнему месту работы) проводить Бэка к Зане. За эту услугу Анубис забирает в загробное царство саму Хатор.

Сет при помощи подручных проходит мощный апгрейд. Ему приделывают крылья Нефтиды, вставляют в череп мозг Тота, в грудную клетку помещают сердце Осириса, в качестве всевидящего ока он теперь может использовать глаз Гора. В таком виде Сет возносится на небо, причаливает к небесной обители Ра, побеждает отца в поединке, забирает его огненное копье и отправляется на землю. Пользуясь бессилием своего традиционного соперника, Апофис сеет повсюду хаос. Он ломится в подземное царство, которое до сих пор не подчинялось Сету. Там как раз происходит прощание Бэка с Заной. Он приносит девушке браслет, который позволит ей получить прописку в вечность. Та отказывается от бессмертия: ей это без любимого не в радость. Диалог прерывают попытки Апофиса нарушить мировую гармонию. Анубис пытается сдержать вторжение гигантского червя, но долго ему не продержаться. Он просит Бэка позвать на помощь Гора.

Героический воришка возвращается на поверхность, где помогает Гору в последнем сражении с Сетом. Племяннику удается самостоятельно трансформировать себя в боевого сокола, и в многораундовом поединке он наконец побеждает пустынного бога. В параллельной схватке Бэк добивается победы над Уршу (бои ведутся на крыше обелиска в честь Ра). Племянник не повторяет ошибки дяди и не оставляет побежденного в живых. Отобрав у Сета огненное копье, Гор передает это оружие деду, который после схватки с Сетом пребывал в астрале. Вооружившись привычным оружием, Ра прогоняет Апофиса, который как раз собирался выпить Нил. Бэк умирает на руках Гора от полученных в боях ран. Но благодарный дедушка предлагает внуку исполнить любое его желание. Тот ведет себя самым благородным образом, и Бэк с Заной воскресают вместе. Снова торжества, коронация, отдельные убитые боги воскрешены, народ ликует. Гор объявляет, что денежная мзда судьям загробного царства будет заменена требованием пристойного поведения на этом свете. Бэк передает Гору волшебный браслет, который ему удалось сохранить во время всех боевых эпизодов. Гор оставляет царство под присмотром Бэка, а сам, обернувшись соколом, летит выручать Хатор из царства мертвых.

Алекс Пройас — человек исключительно противоречивый и непредсказуемый. Не знаю его лично, поэтому первое утверждение отношу к его режиссерским способностям. Его первая большая работа «Ворон», основанная на одноименном комиксе Джеймса Бара (ещё в те далекие времена, когда фильмы по комиксам были большой редкостью), получила печальную известность из-за гибели обретавшую широкую популярность Брендона Ли. Его следующая работа — фантастическая нуар-драма «Темный город», по сути, предвосхитившая по своей идее «Матрицу» и «13-й этаж», не стала кассовым хитом, да и у критиков не получила должного признания, пока Роджер Эберт не подверг ревизии список выдающихся лент 90-х, в обновленный вариант которого и попал этот фильм Пройаса, что справедливо.

Основанная на рассказах Айзека Азимова картина «Я, робот» заставила продюсеров вспомнить имя Пройаса как крепкого середнячка, способного ставить кассовые ленты, однако, следующая лента «Знамение», в которой уже было видно «крутое пике» карьеры Николаса Кейджа, окончательно разделил зрителей на три категории: кто способен принимать стиль Пройаса, кто резко его отвергал и, наконец, кому такой режиссер вообще неизвестен. От 140-миллионной работы «Боги Египта», затрагивавшей вопросы мифологии одной из первых земных цивилизаций, можно было ждать многое. Тема древней цивилизации Египта вообще редко попадает на большие экраны: среди таких работ есть выдающиеся вроде «Клеопатры» Манкевича или «Фараона» Кавалеровича, но больше второсортных лент вроде «Исхода» Скотта. Конечно, была надежда, что Пройас как уроженец Египта с уважением отнесется к родной мифологии, но она была почти ничтожна, и чуда не произошло: это все равно, что поставить Федю Бондарчука делать римейк «Ивана Грозного» (fail)!

Его примитивный комиксовый сюжет напоминает смесь экранизации «Тора» с диснеевским «Алладином», причем, явно адресованный для аудитории «Трансформеров». «Неладно что-то стало в египетском королевстве»: до сих пор не отошедший от Спарты Леонид «This is Spartaaa!!!» в исполнении Джеральда Батлера ведет себя немного по-другому, и это видно в двух вещах. Во-первых, в этот раз он ПОЧТИ готов кричать «This is Egyyypt!!!», называясь почему-то Сетом (но мы-то знаем!), а во-вторых, обуреваемый жаждой власти, он не щадит родного брата Осириса и пускает в расход собственного племянника Гора, «лишая его зрения» (это же не «Джентельмены удачи»). И лишь на 100% не похожий на жителя Египта мелкий воришка Бек, решивший украсть тщательно охраняемые «глаза Гора», является тем самым «избранным», способным помочь Гору восстановить справедливость в компании двух очаровательных австралиек, также не похожих ни капли на коренное население тех мест.

Думаю, что для опытного зрителя уже на уровне трейлера было многое понятно: начиная от халтурно слепленных на фоне хромакея эффектов, больше подходящих для очередной продукции компании «Марвел», но никак не для фильма о египетской мифологии, заканчивая «сложными эмоциями» лиц актеров (привет Кристен Стюарт) и комиксовой фабулой самого фильма. Если на многие блокбастеры можно условно «закрыть глаза», пытаясь насладиться тем, что лучше всего получается в таких лентах — спецэффектами или поражающей воображение картинкой, но Пройас «превзошел» сам себя: в этом фильме визуально-техническая часть настолько же плоха, как «творческая». При непроработанных спецэффектах, абсолютно сырой картинке, нулевой режиссуре и сомнительной актерской игре раздражает сценарий: конечно, от создателей «хитов», занимавших первые места снизу таблицы кассовых сборов в виде «Дракулы» или «Последнего охотника за ведьмами» не стоило ожидать качества сюжета Теннесси Уильямса. Но это действительно плохо: абсолютно плоская история, наполненная многочисленными клише и «цитатами» из тематически связанных лент, а особенно — экранизаций комиксов, поражает своим низким качеством, авторы решили даже не читать статью в Википедии на тему мифологии египтян, а слепить свою собственную «вселенную», которая рассыпается на части при первом рассмотрении. В варианте Сазама и Шарплесса, египетские боги — это киберпанковская цивилизация с марвеловскими замашками.

Возможно, Пройас вдохновлялся голливудской манерой 40-летней давности, когда гарантией кассовых сборов служили громкие актерские имена, но и эти времена давно прошли. Если посмотреть на уровень игры Руфуса Сьюэлла, Джеффри Раша, Николая Костера-Валдау, создается впечатление, что у них продюсеры отобрали паспорта и заставляли отрабатывать какую-то повинность. Лишь как-то работал Батлер, но его приверженность роли Леонида в «300 спартанцах» и нежелание что-либо менять в ней, превращает бога войны Сета в постмодернистского «условного злодея», больше подошедшего для оперетты, чем для блокбастера такого уровня.

Подводя итоги, напрашиваются неутешительные выводы: наличие «группы каскадеров и специалистов по визуальным эффектам», которые недавно участвовали в одном громком блокбастере — это явно не гарантия качества; с годами качество режиссуры может ухудшаться; некоторым неплохим актерам надо переосмыслить движение собственных карьер, иначе следующими предложениями о работе будут касаться участия в фильме с Николасом Кейджем; дуэту Сазам-Шарплесс запретить подходить к компьютеру. А пока — трэш-блокбастер на тему, имеющую очень отдаленное отношение к заявленной, которая может и понравится безумным фанатам «Трансформеров» и «Мстителей», но вряд ли найдет отклик у остальных зрителей.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...