Чудеса на афоне в наше время. Свидетельства и чудеса горы афон - странник

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. На Афоне…
Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла. Провели ночь там, пришли в скит Святой Анны.
Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды.

Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе.

Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем - на пристань Дафни и в монастырь святого Пантелеимона.
Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение - и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, - может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня - видимо, чтобы не возгордился.

Раб Божий Сергий , г. Калининград

См. также:

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Афонское чудо

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла.

Паломничество на Святую Гору. Часть I

Провели ночь там, пришли в скит святой Анны.

Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды. Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем — на пристань Дафнии и в монастырь святого Пантелеимона.

Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение — и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, — может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня — видимо, чтобы не возгордился.

Поднявшись на Панагию вечером, мы ночью встретились с тремя монахами из Пантелеимонова монастыря. А рано утром с Божией помощью поднялись на вершину, где в храме Преображения Господня была отслужена Литургия, во время которой мы причастились Святых Таин.

Места:
Афон
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Монастырь святого Павла на Афоне
Скит Святой Анны на Афоне

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Святая гора Афон

Это единственная православная монашеская обитель с тысячелетней историей. Место настолько свято, что для человека, оказавшегося здесь, все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь - легкой. Святая гора Афон - одно из чудес света.

«На Афон нас переправили на большом пароме, вмещающем более тысячи человек. Окружающую нас красоту и атмосферу просто невозможно сразу описать. Все цветет, благоухает… Воздух очень чистый, морская вода прозрачная, горная водичка чистая и полезная, ее можно пить из любой реки», - рассказывает отец Иоанн.

Группа паломников из Донецка, Киева и других городов остановливалась в бесплатной гостинице, расположенной на территории известного русского монастыря св. Пантелеймона, основанного в конце XVIII ст. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Монастырь хранит главу великомученика Пантелеймона Целителя, святые мощи, чудотворные иконы, редкие книги…

Святая гора Афон - удел Пресвятой Богородицы. Здесь разместились более 20 монастырей. Но посещать гору могут только православные крещеные мужчины, а женщины, ввиду издавна существующего запрета, могут приобщиться к Афонской святыне издалека, совершая плавание вокруг полуострова.

Многие люди едут на Афон за советом к афонским старцам. Однако пообщаться с ними, ввиду плотного графика, удается не всем. По словам отца Иоанна, на Афоне находятся православные монастыри. Монахи живут там по византийскому времени. Службы у них могут начинаться и в 4 часа утра, и в полночь. Питаются монахи в пост один раз в день, а живут они в кельях. Постоянно трудятся, занимаются хозяйством, держат скот, пасеки; выращивают фрукты, овощи и при этом неустанно молятся.

За неделю пребывания на святой горе Афоне отец Иоанн посетил 15 монастырей и увидел многие святыни, в том числе Пояс Богородицы, мощи святых, чудотворные иконы Богоматери «Скоропослушница», Святителя Николая, Пантелеймона Целителя, также икону Иверской Божией Матери, которая согласно преданию хранилась у благочестивой вдовы, жившей близ древнего города Никеи. Однажды в ее дом пришли иконоборцы, и один из воинов копьем пронзил образ Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Боясь за святыню, вдова попросила императорских воинов не трогать икону, а взамен пообещала им деньги. Когда же нечистивцы ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) опустила икону в море.

Документально подтвержденные явления Божией Матери в XX веке

Спустя время, икона приплыла к Афону, где ее обнаружили иноки…

Святая гора Афон славится многими чудесами. Вот, например, случай. Однажды тяжело больной человек попил из здешнего источника воды и исцелился. Когда он вернулся домой, и врачи провели обследование, то были просто изумлены: «Не может быть!..». Как говорится в слове Божием: «По вере вашей да будет вам!»

Необычные торты

Традиции огромного Китая

Как только мы думаем о Китае, сразу же вспоминается его густонаселённость. Еще бы! Ведь Китай является самым первым среди всех стран …

Суперкомпьютеры России и Китая

Похоже, что Китай намерен уменьшить свою зависимость от западных компаний в области суперкомпьютеров. В пользу этого предположения говорит то, что установленный …

Секретные лаборатории Гитлера

Некогда скрытый под детской площадкой, под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал быть таинственным …

Растения-хищники

Те, кто считает, что растения-хищники - фантастика, глубоко ошибаются. Это настоящая реальность. Растения, растущие в пустыне или на бедной почве, имеют …

Настоящий костюм железного человека

Если ты вдруг не знаешь, кто такой Железный Человек, поясняем. Это один из немногих комиксовых супергероев, у которого нет никаких …

Схватка МиГ-29 с F16

В Воронежской области на аэродроме Бутурлиновка началось летно-тактическое учение ВВС России с участием истребителей МиГ-29СМТ. В ходе учения летчики Курской …

Магнитный конструктор

Не так давно среди большого выбора развивающих игрушек появились магнитные конструкторы. Их необычные свойства позволяют создавать трехмерные модели разнообразнейших форм. …

Сад «Эрмитаж»

Территория Сада Эрмитаж, одного из старейших мест отдыха в Москве, не очень велика, и как там умещается столько всего? …

Вышедшая в издательстве «Белый город» книга «Святой таинственный Афон» - абсолютно уникальна. В ней собраны фотографии святынь, которые впервые доступны взгляду простых мирян, не имеющих возможности посетить Святую гору. А втор книги Георгий Николаевич Юдин заслуженный художник, член Союза писателей, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского получил разрешение снимать не только в самих монастырях, что обычно запрещено, но и запечатлеть на пленку удивительные православные святыни.


(FLV файл. Продолжительность 0 мин. Размер 35.2 Mb)

Поговорим сегодня об Афоне - об удивительной монашеской стране, где творится постоянная, непрерывная молитва за весь мир. Это удивительное место, и попасть туда непросто. Каждый, ступающий на Афон, делает это как бы по своей воле, но делает и потому, что его туда приводит Бог. И можно собрать все документы, паспорта, визы, разрешения, благословения батюшки и не попасть на Афон, как много раз бывало с довольно известными людьми. Поэтому у каждого свой путь на Афон, и главное - было бы желание туда приехать, там побывать и очиститься. Для чего едет человек на Афон? Как хорошо сказал монах Исидор, живущий в Пантелеимоновом монастыре, - «каждый едет туда за новым духовным кислородом». Когда он чувствует, что душа заболела, что необходимо излечение души, он приезжает на Афон, как на рентген, и видит на Афоне все свои духовные болячки. Именно там он исцеляется. Огромное количество людей вернулось оттуда совершенно иными, даже отъявленные атеисты приезжали оттуда с другими глазами, с другой душой.

На Афоне человеку верующему особенно явно видны проявления Благодати Божией, видно присутствие Богородицы, чудеса, которые там случаются, - это очевидно явленные чудеса, и каждый, приезжающий на Афон, это может почувствовать на себе. Со мной было несколько чудес, на Афоне происходивших, я о них попозже расскажу, а сначала немного о том, что такое Афон.

Это длинная полоска земли, примерно, 80 км длиной и около 25 км шириной. И вот на этом узеньком пальце Божьем, скажем так, в Эгейском море расположено двадцать монастырей. Ни в коем случае не позволяется строить еще монастыри, это узаконенное число. Большинство монастырей, конечно, греческие, так как это греческая республика, есть русский монастырь, Пантелеимонов, есть румынский, болгарский - Зограф. Удивительно то, что в каждом монастыре постоянно творится молитва, постоянно идут службы. Даже когда монахи вроде бы отдыхают, службы не прекращаются ни на минуту, и в этом смысл Афона - что постоянно творимая молитва на этой святой земле спасает наш мир. Я думаю, что только благодаря этим молитвам до сих пор и жива наша Земля.

Каждый монастырь замечателен по-своему, вот в этой книге, которую мы вам сегодня показываем - «Святой таинственный Афон» - я как раз рассказываю об особенностях каждого монастыря: о чудесах, которые происходили во время его постройки, о святынях, которые в этом монастыре живут, об их исцелениях, о многих случая посещения Богородицы святых, живущих на Афоне. Потому что Афон - это Удел Божией Матери, Она Сама избрала эту землю как свой Удел, сказала, что будет окормлять всех монахов, живущих там.

Чудеса начинаются сразу, при отплытии парома от порта Уранополис. И мы с моим товарищем, моим коллегой по этой книге, фотографом Сергеем Поповым, плыли на этом пароме с огромным количеством аппаратуры, съемочных камер. И, подплывая к одному из монастырей, к порту монастыря, Сергей мне говорит: «Я пойду вниз, поснимаю там снизу, а вы оставайтесь здесь». И уходит человек. Мы отплываем, я думаю, что он внизу, а остается два, примерно, порта до нашего окончательного пристанища, я начинаю бегать по всему кораблю искать Сергея, а его нигде нет. На всем корабле нет человека, он исчезает посреди Эгейского моря. Это было необъяснимо - куда девался человек? И капитан кричит: «Выходите с корабля!», и я вот с этим огромным количеством аппаратуры, с кофрами вылезаю на совершенно пустынный каменный берег, остаюсь один, а человека нет. Наконец, поздно ночью он мне звонит и рассказывает историю: он случайно вышел на одной из станций, и корабль вдруг закрыл свой борт, отплыл, и он говорит: «Я вижу вас, вы в трех метрах от меня стоите, я кричу вам - я здесь!» А я его не вижу, он был размыт на берегу. Он кидал камни, камни ударялись о борт, я слышал какой-то звук, но его не было, он исчез.

Когда мы пошли после этой истории в Пантелеимонов монастырь и спросили у старца - что ж такое, почему исчез человек (а он два дня ходил по горам, питался какими-то каштанами). Старец Исидор, прозорливый такой старец, посмотрел на него внимательно (а он первый раз его видел) и говорит: «А ты придешь к нам. Я знаю, что у тебя есть дети, но, когда они вырастут, ты придешь к нам. Вот ты когда ходил, тебя как бы проверяла Богородица, достоин ты здесь жить или нет». Я с ужасом спрашиваю этого провидца: «Батюшка, а мне что делать? Может быть, и мне тоже?» А он говорит: «А тебе сейчас скажу». Достает Псалтирь, открывает просто так, наобум, пальцем указывает на строку и читает: «А тебе Господь приказал творить то, что ты творишь». То есть писать и рисовать книги.

Самым знаменитым и первым Афонским святым был Петр. Он жил в седьмом веке, был греком, был воином и попал в плен. И однажды, сидя в тюрьме, проанализировал свою жизнь и пришел к выводу, что он когда-то обещал Господу придти в монашество и забыл об этом. И он решил, что это наказанием ему за то, что он не исполнил свое обещание. О стал истово молиться Богородице и Николаю Угоднику. Является к нему Николай Угодник и говорит: «Да, ты прав, это тебе наказание за невыполненное обещание». И говорит ему, что он должен идти на Афон и там служить. Петр садится на корабль, плывет, вдруг корабль останавливается посередине моря, он просит его высадить на незнакомом берегу - седьмой век, представьте себе, там вообще никого не было, дикие звери - и выходит на этот дикий, страшный берег, это скалы. В книге вы можете увидеть, что это было, вот что встретил Петр, ступив на землю, - совершенно безжизненное, безлюдное место. И он начинает искать пещеру, где бы он мог подвизаться и служить Господу, находит пещеру, полную змей, скорпионов, которые при его появлении убегают, и вот он там в этой пещере в посте и молитве проводит пятьдесят три года. Пятьдесят три года, не видя никого, ни с кем не встречаясь, только в конце жизни, когда Господь решил, что его иноческий подвиг должен быть известнее людям, он встречает охотника, который пришел к его пещере. И охотнику он рассказывает - причем, когда охотник появился, он решил, что это демон, он был обросший до пола бородой огромной, в каких-то веригах, замотанный травой, в панике охотник убежал, решив, что это искушение ему. Вот какой был подвижник.

Что интересно, в этой пещере потом пытались жить многие монахи в течение нескольких веков, и никогда никто из них не смог пройти вот этого испытания, не дожил до конца своего подвига. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то не выдерживал и уходил, и решили святые отцы, что не стоит там жить, потому что никто не достоин этот духовный подвиг совершить, кроме Петра. И эту пещеру замуровали. Это говорит о том, что желание особенно молодых людей поехать, посвятить себя Господу, не всегда соответствует их силам. Очень много искушений, очень много гордыни, и мне монахи на Афоне говорили: «Мы приехали здоровыми, сильными людьми, а тут начались болезни, искушения, мы стали другими». И, видимо, это необходимая борьба, смирение тела, духа, и немногие побеждают. Например, была история, года четыре назад, когда один монах, живя отшельником на крутом обрыве, решил, что он очень сильный молитвенник и возомнил себя главным монахом Афона. И однажды в его келье вдруг появляется Христос. И говорит ему: «Вот, по твоим молитвам, ты так молишься истово, что Я пришел к тебе Сам. Пойдем со мной». И манит его. И этот бедный монах от счастья забыл перекреститься и пошел. И только в последний момент, когда надо было сделать последний шаг в обрыв, он перекрестился и увидел, как у того появляются козлиные ноги, у мнимого Христа, и во что он превращается. И он все равно упал, благо, зацепился рясой за куст, провисел несколько суток без сознания, на обрыве. Его нашли через несколько дней, и он потом полгода ничего не говорил, но когда пришел в себя, рассказал эту историю и умер. Вот такие искушения бывают.

* Решение мое было окончательно, и я тайно отправился на Афон. Добрался благополучно. Путешествуя и останавливаясь в различных монастырях и скитах, я тщательно изучал их уклад. И, в конце концов, получив достаточное количество нужной информации, я решил поселиться в киновии Преподобного Григория.

Прежде чем войти в монастырь, я, уставший, пошел ночевать в обрывистой и труднопроходимой местности, немного выше Гифтария, где можно было найти тень. Но мои попытки уснуть оказались тщетны. Сон не шел. Думы и помыслы сменяли друг друга и тревожили меня. Движимые сатаной искушения предпринимали все возможные попытки, чтобы помешать мне. Наконец, измученный душевной борьбой, я подумал, что ко мне приходит сон. И что же я увидел? Надо мной стоял некий престарелый монах почтенного, величественного, даже библейского вида, с бородой до колен и мягким взором. Он сказал мне: “Зачем ты сидишь здесь снаружи, дитя мое, и мучаешься помыслами и размышлениями? Вставай и иди в монастырь”. Услышав этот приказ, я тотчас поднялся, собираясь попросить монаха проводить меня. Но где же старец? Он исчез!

Это происшествие поразило меня. Я стал размышлять, кем мог быть этот загадочный старец, который в столь почтенном возрасте смог подняться в такие дикие места, куда и я с трудом смог пройти. С этими мыслями (прошлые мои бесовские помыслы развеялись, словно дым) я побежал в монастырь, зашел туда и сразу направился к преподобному кафигумену, рассказал ему о своем желании и намерении, упомянув и о недавней встрече с почтенным старцем.

Тогда кафигумен с нескрываемым умилением подвел меня к иконе и спросил: “Этот ли старец явился тебе?” “Да, это был он!” – ответил я в изумлении. Это оказался старец Иоаким, новый ктитор монастыря с удивительно длинной бородой, которую он получил чудесным образом, так как по природе своей был безбородым.

* Когда спустя несколько месяцев совершился мой постриг, сильно утомленный и встревоженный, я захотел немного поспать. Но не успел я уснуть, как кто-то открыл дверь моей кельи совершенно необычным образом, опустив традиционное “Молитвами святых отец наших…” Мысли внезапно охватили меня, и я почувствовал ужасное, невыносимое зловоние. И тогда я увидел стоящего надо мной незваного гостя. Какое это было пугающее и ужасающее зрелище! Передо мной стоял сам сатана. Похожий на чудовище, рогатый, с огненным дыханием и огненными глазами, мохнатый, с длинными когтями. Он посмотрел на меня зловещим и гневным взглядом и саркастично рассмеялся: “Эй! Зачем и ты пришел сюда? Сейчас я покажу тебе!” И тотчас он протянул ко мне руку и схватил меня, издавая ужасный вой: “Ааа!” Но тут случайно он коснулся честного креста, висящего на моей груди. Он сразу же исчез, оставив после себя нестерпимое зловоние.

* Однажды на монастырь обрушилась эпидемия гриппа. Болезнь затронула самых молодых и самых сильных, одних незначительно, других – серьезно. Я переболел быстро. И, когда заболел повар, мне было поручено его заменить. Совершенно не умея готовить, я взялся за это послушание под руководством повара, отца Ипатия. К счастью, при мне находился и опытный помощник повара, очень кроткий и простой, словно агнец, послушник.

Однажды я послал его в сад, чтобы собрать овощи для готовки. Но спустя недолгое время, почти сразу, он прибежал, тяжело дыша, с испуганным видом и без овощей. Когда я спросил его, что произошло, он ответил, что на тропинке, ведущей в сад, лежит огромная и страшная змея. И он, перепугавшись, прибежал назад, обливаясь потом и задыхаясь.

Тем не менее, поступок его противоречил канону “слепого послушания”. Я рассказал об этом старцу. Старец же побеседовал с послушником, ободрил его, дал ему свое благословение и велел исполнить свое послушание без колебаний и страхов. Исполненный мужества, он побежал в сад, собрал овощи и вернулся радостный. Когда я поинтересовался, в чем дело, он объяснил, что змея все еще лежала там, но была мертва.

* Незадолго до ухода в армию я заболел острым ишиасом. Боль была периодическая, но невыносимая. Когда она настигала меня, я не мог устоять на ногах и падал на землю, где бы ни находился. Никакие врачи и медикаменты, ни теплые ванны, ни армия не смогли излечить меня. Это было постоянное и мучительное состояние.

Однажды в нашу гавань привезли пшеницу, и все мы, по обыкновению, должны были разгружать ее. И когда разгрузка началась, у меня внезапно случился мучительный приступ. Я упал наземь, скрученный судорогой и стонущий от боли. Прибежали два-три отца и один почтенный добродетельный старец. Арсений, Артемий… Имени его я не помню. Они спросили меня, в чем дело. И когда я рассказал им о своем недуге, об этом узнали все вокруг и начались пересуды. Многие посочувствовали мне, другие усомнились в правдивости моих слов, третьи и вовсе не поверили. Некоторые подумали, что я сказал об этом, чтобы освободиться от работы. Другие преувеличенно сочли меня “пройдохой из Пирея”.

Я терпел все это. И лишь мой старец утешал меня: “Не плачь, мой мальчик. Не отчаивайся. Я верю тебе. И других отцов смогу убедить в твоей искренности. Но я дам тебе один совет и прошу тебя меня послушаться. Мы здесь имеем своего собственного врача: святую Анастасию Римскую. Мощи ее находятся в часовне. С самого вечера бодрствуй и молись ей от всего сердца и со слезами. А когда утром закончится литургия, помажь маслом от ее лампады место, которое у тебя болит, слезно прося святую исцелить тебя. После этого приходи навестить меня”.

Я в точности исполнил сказанное. И, помазавшись маслом, – о чудо! – я внезапно стал двигаться свободно, без малейшего намека на боль.

С того дня прошло шестьдесят лет. Болезнь ко мне более не возвращалась.

* В городе Веррия в Македонии существует подворье Григориата. Один-два раза в год, каждый раз летом, мы ездим туда по морю на маленьком монастырском корабле.

Однажды я с двумя братьями отправился на подворье. Но между Кассандрой и Пилио царил непривычный штиль, хотя мы усердно гребли. И это, я бы сказал, раздражающее безветрие, заставило меня думать, что быть беде. Это было нескрываемое волнение без видимых на то причин, нечто вроде предчувствия. И хотя братья просили меня ненадолго перестать грести и отдохнуть, я приказал им быстрее работать веслами, словно что-то предупреждало меня о надвигающейся опасности. Мы должны были как можно скорее добраться до берега между Пилио и Олимпом. Легкий морской бриз очень помог нам: мы причалили к берегу, спустились и привязали корабль. Между тем, маленькое облако на Пилио становилось все больше и чернее, предвещая страшное ненастье. И какой ужас последовал после! Разразилась редкой силы буря, шторм, шквал, как говорят.

Когда мы прибыли, все жители подворья выбежали нам на встречу, пораженные и недоуменные. Они смотрели на нас, крестились и уверяли, что нас спас святой Николай.

Мы пробыли там несколько дней, после чего, снарядившись и собрав припасы, поплыли назад. И какое мрачное зрелище ждало нас по дороге! Где бы мы ни проплывали, везде встречали потерпевшие крушение корабли. Все корабли, стоявшие на якорях в пострадавших портах от Ливы до Гарби, были выброшены на берег или потоплены. Вся юго-западная часть Кассандры, Сифонии и Афона пострадали от этого шторма.

И когда мы добрались до монастыря, нас ждало еще более печальное зрелище: корабль из Литохоро, нагруженный древесиной, был потоплен. Здесь наше волнение достигло своего апогея.

Опуская рассуждения, я хочу обратить внимание лишь на свою беспричинную тревогу, которую я испытывал в пути. Не было ли это очевидным и несомненным вмешательством святого?

* Каждый год 6 декабря наш монастырь совершает праздник по случаю дня памяти святого Николая, запасаясь рыбой из Палиури в Кассандре, где рыбаки постоянно ловят рыбу.

За несколько дней до праздника монастырский корабль был послан туда, чтобы забрать рыбу. Кормчим был опытный монах, благочестивый и простой, привыкший к морю, еще когда он жил в миру.

Но прежде чем он вернулся, подул сильный юго-западный ветер и значительно задержал отправление. Время шло, близился праздник, а ветер все усиливался. Монах беспокоился: “Неужели праздник начнется без рыбы?” А это, по его мнению, было немыслимо. И он решил отплыть в штормовую погоду. Другие рыбаки тщетно пытались убедить его отказаться от этой безумной затеи. Но монах был непоколебим.

Он отплыл, перекрестившись, поставив на штурвал икону святого Николая и сказав: “Святой Николай, ты видишь, какая сейчас погода. Распорядись же, чтобы праздник в твою честь не начался без рыбы. Отправляемся!”

И святой, действительно, именно так и “распорядился”. Когда монах подошел близко к монастырю, отцы издалека заметили его и вышли на берег. Корабль парил по волнам, словно чайка. Отцы взяли с собой икону святого Николая и стали молиться, чтобы корабль без труда смог причалить. Однако в таких условиях это было совершенно невозможно.

Но только не для святого Николая. Огромная волна подхватила корабль и, высоко подняв его, опустила прямо на пристань, на место, где он стоял, после чего мирно отошла, исполнив свой долг. Это событие было торжественно отпраздновано. Поразительны вера этого благочестивого монаха и помощь святого.

* Ужасный пожар обрушился летом на монастырские леса. Дул ветер, и пламя быстро распространялось. Вскоре оно должно было уничтожить все каштаны, главный источник монастырских доходов. Страшное зрелище. Я был его очевидцем и слышал лесных змей, которые, сгорая, шипели.

Когда весть о пожаре дошла до монастыря, отцы и старец вынесли святые мощи. И тогда одно из облаков повисло над лесом, и начался такой сильный ливень, что страшный пожар мгновенно был потушен.

... В этой единственной в мире православной монашеской республике словно остановилось время . Географически Святая гора Афон находится в восточной части греческого полуострова Халкидики, высотой 2033 метра над уровнем моря. Но высота для ее жителей - понятие не так физическое, как духовное. Для них оно означает подняться над греховной жизнью. Да и сами расстояния здесь измеряют молитвами, а не метрами.

Нога земной женщины на территорию Афона не ступала полторы тысячи лет , а все монахи почитают только Небесную Мать - Богородицу. Афон считают ее земным уделом. Чудеса здесь происходят на каждом шагу, а слова молитвы льются так легко, как нигде в мире. Именно поэтому здесь всегда море паломников. Больше всего их приезжает на Афон во времена постов. На Святой горе чувствуешь, что не ты выбираешь дорогу, а она тебя.

Молитва за весь мир - круглосуточно

... По церковному преданию, около двух тысяч лет назад на Афоне поклонялись Аполлону . В 44 году от Рождества Христова, вскоре после Вознесения Спасителя, буря пригнала сюда корабль, где находилась Пресвятая Дева. Судно, на котором Богоматерь вместе с апостолами направлялась на Кипр, из-за непогоды причалило к берегу Афона. Богородица сошла на землю полуострова и благословила его. Золотой идол Аполлона не выдержал благодатного присутствия Пресвятой Девы, при ее приближении застонал и упал в море. Пораженное увиденным, под влиянием необычной силы проповеди Христа все население острова приняло христианство.

Первые аскеты - монахи пришли сюда в VII веке . С тех пор женщинам на острове появляться запрещено (даже вьючные животные здесь - только мужского пола). По преданию, так повелела сама Богородица, которая взяла Афон под свое покровительство. Она время от времени являлась монахам и помогала им в строительстве монастырей. С тех пор Пресвятую Деву считают игуменьей Святой горы. Ее незримое присутствие здесь чувствуется везде. Как свидетельство этого - облачко, неизменно стоит над вершиной Афона. Это действительно чудо! Представьте себе, все облака движутся, а оно стоит на месте. Это облачко бывает больше, меньше, светлее, темнее, почти черное, но оно постоянно над Афоном! Даже раз увидеть его - благословение Божие.

Сейчас Афон - самостоятельная монашеская республика с местным правительством и особыми законами . На ее территории - 20 монастырей и более десятка скитов. Некоторые монахи селятся в отдельных кельях или в труднодоступных пещерах. На Афоне живут по византийскому времени. Новая эпоха здесь наступает с заходом солнца. В два часа ночи, когда весь суетный мир спит, здесь начинается первая утренняя служба. Всего на острове одновременно отправляется до трех сотен литургий.

Из монастырского колодца, который здесь всего в 20 метрах от моря, паломники пьют вкусную родниковую воду . К тому же выдолбили этот глубокий колодец в каменной скале. Паломники недоумевают, как можно было определить, что здесь бьет источник. Местные монахи отвечают: они молились и просили Бога указать место, где есть пресная вода. И Господь услышал их молитвы.

Чудес здесь больше всего в мире

... Дары волхвов Богомладенцу Иисусу, сохранившиеся до наших дней , 700-летняя виноградная лоза, одна ягодка которой исцеляет бесплодие, храм, построенный за один день. Вряд ли есть хоть одно место в мире, где можно увидеть столько чудес и священных реликвий. В каждой афонской обители - мощи святых и чудотворные иконы.

Монастырь с тысячелетней историей Ватопед - один из тех, которые больше всего посещают паломники. Здесь хранятся: часть Животворящего Креста Господня, честный Пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей 14 святых и великомучеников, среди них - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Димитрий Солунский.

Среди Богородичных икон обители восемь считаются чудотворными , самые известные из них - «Отрада и утешение» и «Пантанасса», или «Всецарица». В намоленных храмах всегда людно. Здесь царит особая благодать. Монахи утверждают, что сама Пресвятая Дева помогает всем, кто с верой просит у нее помощи в болезнях телесных и душевных. Как свидетельство этого - многочисленные драгоценности, которыми в благодарность чтят верующие чудотворные образы.

С молитвой - на кухню, на огород и в мастерскую

... Молитва и пост, пост и молитва . Так проходят на Афоне месяцы, годы, десятилетия. Еда в монастырях простая - овощи, фрукты, каши. Блюда из рыбы на монастырской кухне готовят только по большим праздникам. Хлеб монахи пекут сами по старинным рецептам. В Ватопеда даже процесс его приготовления - священнодействие. На праздник Воздвижения Животворящего Креста и в какой-то из дней Крестопоклонной недели в Великий пост в маленькую мисочку перед службой кладут муку, сыплют соль и заливают водой. К концу литургии тесто подходит само, без дрожжей. Эту чудо-опару хранят целый год, маленькую частичку из нее добавляют каждый раз, когда пекут хлеб. И всегда тесто подходит само, без дрожжей.

Приютить и накормить всех путников независимо от их вероисповедания монахи считают почетной обязанностью. Именно поэтому трапезная Ватопед, например, вмещает до полутысячи человек.

- Кормили нас постной пищей раз в день , - вспоминает один из паломников. - С собой можно было взять яблоко, мандарин или апельсин. Впрочем, как ни странно, на таких продуктах у нас хватало сил целыми днями путешествовать Афоном. За стол садились вместе и вместе вставали. При выходе наместник всех благословлял. Что особенно поразило - после каждой трапезы монахи - повара смиренно склонялись перед нами в низком поклоне. Так они на всякий случай просили прощения, если их блюда кому-то не понравились. Окончания трапезы под стенами монастырской столовой обычно ждали полсотни котов. Каждый раз кто-то из монахов выносил им два ведра остатков обеда.

Монахи на Афоне трудятся не только на кухне . У каждого свое послушание. Кто-то ухаживает за овощами на грядках, кто-то - за садами и виноградниками. Есть и такие, которые вяжут кресты на продажу, изготавливают лампадки, рисуют иконы.

Труд, молитвы и пост - рецепт долголетия афонских монахов . Обычно они доживают до глубокой старости. И до конца своих дней придерживаются ревности в молитвах и сохраняют бодрость духа. Единицы из них достигают высшего совершенства в познании Бога. Таких Богородица наделяет даром провидения.

Здесь говорят не уста, а сердце

... Афон - это нечто глубокое, личное, и словами такие ощущения передать трудно . Так убеждают те счастливцы, кому хоть раз удалось побывать на Святой горе. Все паломники единодушно утверждают, что домой возвращаются другими людьми, причем у каждого своя миссия посещения святыни. Афон - действительно святое место, где ничто тебя не отвлекает от главного. Здесь слезы - только от радости, а душа поет.

Ровно 112 лет тому назад, 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло незаметное для мира событие.

В этот день братия в последний раз должна была раздать у монастырских ворот милостыню убогим монахам-сиромахам (странствующим по Афону «без определенного места жительства»), паломникам и странникам.
В последний раз – потому что из Священного Кинота (святогорского правительства) пришло распоряжение: более милостыню не раздавать. Это неэффективно. Это развращает шатающихся из монастыря в монастырь иноков, здоровых и еще не старых, но склонных жить за чужой счет, вместо того, чтобы трудиться и творить послушание... (Не правда ли, знакомая ситуация? Сколько встречаешь бомжей – не на Афоне, а в московском метро, на улицах – и каждый раз нравственная проблема: дать или не дать? Особенно, когда очевидно: человек пропьет «милостыню», и ничего, кроме вреда, твоя «помощь» вроде бы не принесет).

Но судьба афонских бездомных и нуждающихся резко изменилась под влиянием одной фотографии. Раздачу милостыни в тот день запечатлевал инок Гавриил.

Проявив негатив, он, к своему величайшему удивлению, увидел на черно-белой фотографии фигуру бедно одетой Женщины, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Новость быстро распространилась по обители, передавали, что один пустынник также несколько раз видел во время раздачи милостыни у монастырских ворот благолепную Жену. Нечего и говорить, что после этого о запрете раздавать милостыню было забыто.

Явления Божией Матери на Святой Горе – события нередкие. Раз или несколько раз в жизни, во сне или наяву, Ее видят многие афонские подвижники.
Но когда Богородица оставляет видимый знак своего присутствия – это означает некое послание: предупреждение, вразумление, явление милости. Так было со знаменитой Ватопедской иконой Божией Матери, так произошло и на сей раз. Фотография инока Гавриила в увеличенном виде висит сейчас на стене Свято-Пантелеимонова монастыря, к месту явления подведен источник, зафиксированы случаи облегчения в болезнях после принятия воды из него. Родился из этой истории и новый, Светописанный образ Богородицы. Однако негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.

И вот в начале этого года негатив был найден при работе с монастырскими архивами. Нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) расценил событие как проявление милости Пресвятой Владычицы, свидетельствующее о том, что «Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников». Думается, подвиг не только молитвенный, иноческий, но и подвиг благотворения, помощи другим, любви, явленной в делах. Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании:

Таково значение явления Божией Матери более чем столетней давности для самого монастыря и проживающих в нем иноков. Но, думается, история эта выходит за рамки Афона и монашества, а что-то говорит и нам, обычным православным христианам, не подвижникам и не боговидцам.

Ведь на Афоне всего лишь с большей силой, чем в нашей обычной жизни, проявляются общие законы христианского бытия. Все, кто там побывали, рассказывают об удивительных явлениях Промысла Божия и Пречистой обо всех, даже бытовых нуждах паломников.

Участвует Пресвятая Богородица в нашей жизни? Да, конечно. И на Святой Горе это просто более очевидно, чем где-либо; Ее забота там «висит в воздухе». Смиренна Божия Матерь? Да, более, чем все Святые. Мы, не святые, знаем об этом из богословия, из Предания, из богослужения – тому есть множество свидетельств. А вот автора этих строк наиболее впечатлило совсем малоизвестное и «неканонизированное»: одна боголюбивая душа, сподобившаяся явления Божией Матери, рассказывала: «Она смотрела на меня так, словно это не Она, а я – царица мира».

Пречистая смиренно принимает «полагающийся» Ей кусок хлеба, как одна из нищих и убогих. В этой ситуации Она, всем Своим поведением, буквально реализует евангельские слова: «что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ср. Мф. 25:40). Своим вхождением в эту обыденную человеческую ситуацию Пресвятая являет Свою власть, полученную от Божественного Сына, – власть обнимать сердцем всю вселенную. Подвижники объясняют: чем больше человек совершенствуется в добродетели, шествуя путем Креста, тем более приближается к христоподобному и крестному состоянию – способности максимально соединиться с Богом (вертикаль) и ближними (горизонталь). И вот Матерь Божия достигла в этом совершенства, уступающего лишь совершенной и абсолютной любви Самого Бога. Для Нее каждый – ближний.

И потому наша земная логика, наши бухгалтерские расчеты – кому «полезна» наша помощь, а кому нет, когда эта помощь «эффективна», а когда нет, – все это совершенно переворачивается логикой Бога и Пречистой, логикой святости. Тем святые и отличаются от нас – своей решимостью постоянно ходить по водам, жить «Божьей логикой», абсолютно абсурдной для этого мира. Мы знаем эти признаки истинной святости – знаем до боли, потому что каждый из нас чувствует, в какой момент он «сошел с дистанции»: перестал «ходить по водам» или, скорее, так и не сделал первый шаг. И потому, чтобы ободрить нас, Пречистая позволяет нам оказать Ей благодеяние: подать кусочек хлеба. Сделать для кого-то, кто рядом, малое дело любви. Кто знает – быть может, этот «кто-то рядом» окажется Богородицей.

В заключение приведем трогательный рассказ одного из святогорских иноков.

«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...