Холистический тип мышления. Философия холизма

SWorld – 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-ofconferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES ‘2013 Доклад/ Философия и филология - Философия образования УДК 140.8 Поплавская Т.Н. ХОЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ СИНТЕЗА Южноукраинский национальный педагогический университет им.К.Д.Ушинского Одесса, ул.Старопортофранковская 26,65000 UDC 140.8 Poplavskaya T.N. HOLISTIC THINKING AS BASIS OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY OF SYNTHESIS South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushinsky Odessa, Staroportofrankovskaya 26,65000 В докладе дается сравнительно-философский анализ существующих в современной науке и философии ведущих типов ментальности с целью обоснования развития на их основе нового, холистического типа мышления. Автор убежден, что именно такой тип мышления необходимо развивать у подрастающего поколения на современном этапе развития украинского социума. Ключевые слова: рациональность, линейное мышление, холистическое мышление, многомерная логика, формальная логика. The comparative-philosophical analysis of existing in modern science and philosophy of leading types of mentality with the purpose of ground of development on their basis of new is given in a lecture holistic type of thought. Convinced an author, that the just the same type of thought must be developed at a rising generation on the modern stage of development of society. Keywords: rationality, linear thinking, holistic thinking, multidimensional logic, formal logic. В последнее время часто стали встречаться публикации, в которых авторы говорят о кризисе современной научной рациональности, о кризисе традиционной науки в целом и «Гуманитарии» предлагают о методах познания, применяемых в ней. свои, часто неординарные, может даже экзотические выходы из сложившегося кризиса, «естественники» настаивают на традиции, объявляя различного типа походы против лженауки, паранауки, вненаучном знании. Разобраться, кто прав, а кто не прав не сложно. По сути, речь идет о противоречии разных стилей мышления, которые обусловлены и физиологией мозга, и системой образования, влияющей на формирование определенного типа мышления, и даже устройством нервной системы, которая во многом определяет склонность человека к тому или иному роду занятий. Цель данной статьи - показать преимущества холистического типа мышления, который развивается при условии гармоничной работы правого и левого полушарий, поэтому в состоянии объединить как рациональные, так и иррациональные элементы в процессе познания человеком окружающей реальности. Возможен ли диалог и взаимопонимание между представителями разного типа мышления? И да, и нет, т.е. теоретически - да, практически, при очень слабом желании или полном его отсутствии - нет. Проблема заключается в том, что в современной культуре научное знание ассоциируется только с так называемым линейным типом мышления, т.е. левополушарным, в то же время правополушарное или образный тип художественной или теологической его мышления ассоциируется с направленностью, в котором доминируют иррациональные элементы, такие как интуиция, озарение, вдохновение и прочие не понятные и не контролируемые явления человеческой психики. Собственно проблемой является то, что линейное мышление, сформированное в процессе образования, а именно данный тип мышления и формируется нашей системой образования, не дает возможности создания целостной картины мира, потому что оно обусловлено формальной логикой, локально и фрагментарно. В то же время синтетическое или холистическое мышление использует многомерную логику, интуитивно, нелинейно, нелокально и целостно. При этом следует подчеркнуть, что рациональность присуща обоим типам, только в линейном она носит ограниченный характер, а в холистическом - неограниченный. Различие - в логике, используемой носителями того или иного типа мышления. Рациональный (в смысле линейный) и холистический типы мышления Фритьоф Капра связывает с двумя видами деятельности, которые он различает по принципу Инь и Ян, общепринятому в китайской философии. Для мужской ян-деятельности характерны расширение, требование, агрессивность, конкуренция, рациональность, анализ. Для женской иньдеятельности - сокращение, сохранение, восприимчивость, сотрудничество, интуиция, синтез. В современном обществе, отмечает Ф. Капра, предпочтение отдается Ян перед Инь, рациональному знанию перед интуитивной мудростью, науке перед религией, конкуренции перед сотрудничеством, эксплуатации природных ресурсов перед их сохранением и т.д. Он пишет: «Наша культура гордится тем, что она научная; время, в которое мы живем, называют Научной Эпохой. Везде доминирует рациональное знание, а научное знание часто рассматривается как единственно допустимое. Тот факт, что существует еще и интуитивное знание, или понимание, столь же достоверное и надежное, повсеместно отрицается. Данная позиция, известная как сайентизм, широко распространена в нашем обществе и пронизывает всю нашу образовательную систему и все социальные и политические институты». А ведь именно данная позиция и привела нашу цивилизацию к глобальному кризису, которые мы все сейчас переживаем! Выход из сложившейся цивилизационной ситуации мыслитель видит в развитии системного или экологического подхода в современной науке. Примечательно, что сам системный подход ученый понимает не совсем так, как принято в отечественной философии науки. У Капры системное, холистическое и экологическое - это синонимы. Он и другие современные мыслители, развивающие холистическую парадигму, такие как Д. Радьяр, К.Уилбер, Э.Ласло, А. Кестлер и другие, обращается к постулатам восточной холистическое философии, мировоззрение. наиболее Основой этого четко сформулировавшей мировоззрения являются представления о мире как о гармоничном, цикличном взаимодействии двух космических принципов Инь и Ян. Если эти два принципа сравнить с состоянием потенциальности и актуальности, мы увидим, что проявленное и непроявленное состояния изменяющейся мере, так, постоянно что присутствуют, интенсивность но одного в циклически убывает, когда интенсивность другого возрастает. «В хорошо известном представлении Тай Чу, - пишет Д. Радьяр, - Инь и Ян заключены в круг. Их отношение по сути динамично, оно не оставляет места для статических периодов, оно изменяется в каждый момент. Но есть То, что объемлет все фазы постоянно циклически изменяющегося отношения между двумя принципами - это ДАО, неизменная Гармония биполярной целостности «Реальности». Мы говорим «Целостность», поскольку ДАО не может быть понимаемо как «единство» - это скорее Гармония полифонического взаимодействия двух принципов существования». Итак, согласно даосским представлениям о природе целостности, она является гармонией полифонического взаимодействия двух принципов существования Инь и Ян. Само собой напрашивается вопрос: как человек с линейным типом мышления может познать эту Гармонию? Как вообще можно познать Гармонию? С этой проблемой столкнулись практически все европейские философы, не исключением стали и отечественные диалектические материалисты. Размышления о целостности и системности, как правило, начинаются у них с анализа отношений категорий Часть/Целое. Объясняя процесс познания Целого, который применяется на современном этапе развития науки, Блауберг и Б.Г. Юдин И.В. пишут: «Познание части и целого осуществляется одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как диалектически расчленённое, состоящее из частей. Изучение частей является в конечном счёте единственно возможным путём изучения целого(курсив мой). В то же время результаты исследования частей входят в систему научного знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом. Анализ диалектической взаимосвязи части и целого является важнейшим методологическим принципом научного познания» В другом месте, объясняя процесс познания целого, И.В. Блауберг пишет, что некоторая совокупность объектов не всегда может быть объединена в некоторое целое, поскольку «целое - конкретный объект, обладающий интегративными ("эмерджентными") свойствами». То есть совокупность объектов становится целым при возникновении определенного типа связей. При этом в данной совокупности объектов образуется структура, в которой отдельные объекты становятся частями единого целого, приобретая специфические свойства. Типы связей частей единого целого можно подразделить на несколько видов, что позволит более детально и глубоко рассматривать связи в различных аспектах. И.В. Блауберг приводит следующие типы связей: «тип связи частей определяет и тип образуемого целого: связи строения характеризуют структурное целое, связи функционирования - функциональное целое, связи развития - развивающееся целое и т.д.». Таким образом, следуя логике И.В. Блауберга и многих других его единомышленников, целое образуется из частей, и образуется только тогда, когда между этими частями возникают какие-то связи, которые и определяют тип образуемого целого. Сразу же возникает вопрос: откуда берутся эти связи, как они возникают, какова их причина? Ссылаясь на работу К.Маркса «Экономические рукописи 1857-1859», наши системологи отвечают на эти вопросы следующее: «Между частями органичного целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей - структурных, генетических, связей субординации, управления и т.п., в рамках которой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка. Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им». Непонятно только, как при линейном, однонаправленном течении времени, а данное представление является единственно правильным в современной науке (образ стрелы), могут осуществляться круговые причинно-следственные связи? Наверное, если очень надо что-то объяснить, то могут. Схожей точки зрения придерживается и М.С. Каган. В своей статье, посвященной анализу категорий «Системность» и «Целостность» философ определяет целостность как «качество, обусловленное содействием всех её частей той части (подсистеме, элементу), которая в данной деятельностной ситуации является основной «ударной силой» в решении конкретной задачи (познавательной, оценочной, проективной, художественно-творческой, коммуникативной, организационной и т.п.)». Система же у него является наиболее высокоразвитым типом целого «и отношения «система-подсистема - элементы» - вбирают в себя отношения «целое-часть». Изучение связи этих двух отношений стало возможным, и необходимым благодаря распространению системного подхода на самые сложные формы целостности, рождающиеся в сфере духа - к психологии и развитию личности, в искусстве, в культуре». Важно отметить, что М.С.Каган уверен: «Чем сложнее система и чем шире спектр возможных форм ее поведения, тем более важным становится функциональное «разделение труда» между ее подсистемами: так в человеческой психике классическая философия различила три различные силы - разум, чувство и волю, относительная самостоятельность которых подтверждалась тем, что каждая из них обеспечивала специфическую сферу деятельности - научное познание, художественное творчество, практическое поведение (соответственно порождая три разные сферы изучающего их философского знания - логику, эстетику, этику)». Как видно из приведенной цитаты, в представлении отечественных аналитиков, системный подход мало чем отличается от предметного, атомарного, разве что терминологией, использованием новых понятий типа «система» и «целостность» без изменений установок и стереотипов старого, давно исчерпавшего себя линейного типа мышления. Именно по этой причине М.С.Каган считает, что холизм в философии, взяв за основу идею целостности бытия, не вышел за рамки ее аморфного понимания и потому серьезного вклада в развитие онтологии, эпистемологии и методологии познания внести не смог, в то время как системный подход оказался теснейшим образом связанным со структурным анализом - вплоть до их нередкого отождествления, и по этой же причине из системного мышления выросла синергетика как учение о процессах самоорганизации сложных систем[ там же]. К слову сказать, синергетику постигла та же участь, что и системный подход, добавились только более новые понятия типа «аттрактор», «бифуркация» и т.д. Утверждая, что синергетика привносит новые смыслы в научное познание, тем самым расширяя его возможности В.С.Степин считает, что целевая причинность должна дополняться идеей направленности развития, однако не следует толковать эту направленность фатальной, потому что она носит случайный характер. «Случайные флуктуации в фазе перестройки системы (в точках бифуркации) формируют аттракторы, которые в качестве своего рода программ-целей ведут систему к некоторому новому состоянию и изменяют возможности (вероятности) возникновения других ее состояний». Однако, эти программы-цели водят систему также по кругу: «Возникновение нового уровня организации как следствия предшествующих причинных связей оказывает на них обратное воздействие, при котором следствие функционирует уже как причина изменения предшествующих связей (кольцевая причинность)». Впрочем у синергетиков это называется нелинейная траектория. Видимо все-таки «Экономические рукописи» глубоко засели в головы наших и системологов, и синергетиков. Не изменилось и представление о диалектике категорий «целое» и «часть». В синергетике вопрос о происхождении целого (сложного) из простого (части) решается тоже механистически. Правда сами понятия заменяются понятиями «система» и «элемент». «Синергетика - наука о поведении систем, состоящих из элементов, образующих при некоторых условиях неравномерные пространственные или временные структуры». Образование этих структур хорошо описано у В.Г.Буданова: «Всякий раз элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые теперь выражаются от лица коллектива всей системы, причем на уровне элементов этих понятий могло и не быть. Эти коллективные переменные образуют более высокий иерархический уровень, нежели элементы системы, и в синергетике, следуя Г. Хакену, их принято называть параметрами порядка - именно они описывают в сжатой форме смысл поведения и цели-аттракторы системы» В то же время, и В.С.Степин, и В.Г.Буданов и другие ученые- синергетики понимают, что развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации философских оснований современной науки. По этому поводу В.С.Степин пишет: «Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т.п.». Выход из сложившейся проблемной ситуации ученый видит в стратегии интеграции восточной и западной культур, причем эта интеграция очень избирательная. В связи с тем, что в восточной культуре представление о природе мира как Целого и о способах его познания диаметрально противоположны западному, В.С.Степин предлагает сосредоточиться только на нравственных аспектах восточных философских концепций, но на базе западной рациональной ментальности: «Новый тип рациональности, который сегодня утверждается в науке и технологической деятельности со сложными развивающимися, человекоразмерными системами, резонирует с древневосточными представлениями о связи истины и нравственности. Это конечно, не значит, что тем самым принижается ценность рациональности, которая всегда имела приоритетный статус в западной культуре», потому что «развитые в лоне западной культурной традиции представления об особой ценности научной рациональности остаются важнейшей опорой в поиске новых мировоззренческих ориентиров». Как видим, новые мировоззренческие ориентиры необходимы, даже обращение к восточной философии понимается как продуктивное, но проблема в том, что стереотипы и установки, наработанные годами, сами по себе не исчезают, а продолжают доминировать в ментальности человека, не всегда им осознаваемо. Какие бы новые понятия не вводились в научно-философский оборот, будь то система, целое, синергетика и т.п., линейное мышление, обусловленное формальной логикой, в которой царствуют Закон непротиворечивости (ни одно утверждение не может быть одновременно и истинно, и ложно) и Закон исключенного третьего (любое утверждение либо истинно, либо ложно) не в состоянии создать более целостную, более многомерную картину мира. Как это происходит в восточной философской традиции хорошо объяснено Ламой Анагариком Говиндой в его книге «Творческая медитация и многомерное сознание»(1993). Он пишет: «Западная логика движется к объекту мышления или созерцания по прямой линии, от некоторой определенной «точки зрения», однозначно сформулированной предпосылки; в то время как восточный способ мышления скорее состоит в движении по кругу вокруг объекта созерцания. Западная «лобовая атака» приводит к более быстрому и однозначному результату, однако он столь же односторонен, сколь и однозначен. Восток достигает результата путем постоянно возобновляющейся «концентрической атаки», двигаясь к объекту по сужающимся кругам; в результате суммирования или интегрирующего совмещения единичных впечатлений, полученных с разных точек зрения, формируется многостороннее, т.е. многомерное впечатление, до тех пор, когда на последней, концептуально не постижимой стадии этого концентрического приближения испытывающий субъект отождествляется с объектом созерцания. Из этого опыта рождается символ, направляющий знак, сравнимый с символическим языком математики, и трансцендирующий сам себя парадокс». Такой способ познания, использующий многомерную логику диаметрально противоположен известному нам линейному и одномерному и соответственно способствует развитию холистического мышления и холистического мировосприятия. Насколько такой тип мышления более продуктивен и эффективен? На эти вопросы пыталась ответить группа психологов из США, Канады и Кореи, проводившая исследование качества мышления в среде китайских и американских студентов, однако используя традиционные чисто западные методы. Сама идея исследования достаточно революционна для западных ученых, тем более интересны выводы, к которым они пришли в результате своих научных поисков. Как оказалось, большое число когнитивных процессов, считавшихся в психологии «базовыми» и универсальными, оказались весьма изменчивыми: во всех исследованиях восточные азиаты и американцы реагировали на одну и ту же стимульную ситуацию качественно разными способами, т.е. при решении одних и тех же задач у азиатских и западных испытуемых актуализируются абсолютно разные познавательные процессы, что естественным образом отражается на различии в способах мышления. Эти способы мышления авторы обозначили как холистическое и аналитическое: «Холистическое мышление мы определяем как ориентацию на контекст или поле как целое, включая внимание к взаимоотношениям между объектом и полем (фоном, средой) и стремление объяснять и предвидеть события на основе этих взаимоотношений. Холистические подходы опираются скорее на знания, почерпнутые из опыта, нежели на формальную логику, и являются диалектическими, т.е. делают акцент на изменении, признают противоречия, необходимость принимать во внимание разные точки зрения и искать некий “средний путь” (золотую середину) между противоположными утверждениями. Для аналитического же мышления характерны фокусирования внимания тенденция на отделения свойствах объекта (атрибутах) от объекта контекста, в целях последующего отнесения его к тем или иным категориям, а также стремление использовать правила, характеризующие эти категории с тем, чтобы объяснить и предсказать поведение объекта. Умозаключения частично опираются на деконтекстуализацию (то есть на отделение структуры от содержания), на использование формальной логики и избегание противоречий». Исследователи также рассмотрели как эти способы мышления проявляются в социальной практике. Анализируя законы и контракты, риторику, язык, игры, письменность и религию, ученые пришли к выводу о том, что холистический тип мышления ориентирован на гармонию в социальных отношениях, на поиск компромиссного решения проблем, на примирение противоречивых утверждений, на поиск аргументов, основанных на принципах холизма, непрерывности и изменчивости. В то же время западный аналитический или линейный тип мышления ориентирован на разрешение противоречия в споре, через конфликт и противостояние. Выводы. Как мне представляется, современный мир нуждается в развитии и распространении именно холистического типа мышления, тем более у нас в стране, где противоречия и противостояния во всех сферах социальной жизни продолжают разрушать все то лучшее, что было наработано нашими предками на протяжении многих столетий. Украинской национальной ментальности присущи черты как коллективизма, так и индивидуализма. По своему содержанию наша ментальность носит смешанный характер, и это не удивительно, так как географически Украина расположена между Западом и Востоком, что не могло не отразиться на типе мировосприятия и мироотношения. Мы легко можем адаптироваться как к западной модели, так и к восточной, но реалии современности таковы, что в обозримом будущем в нашем регионе именно восточный элемент будет расширять свое присутствие, по крайней мере в экономике, что может стать причиной изменений и в других сферах социальной жизни. Поэтому обращение к восточному типу мышления как основе развития более гармоничных отношений в обществе может быть и своевременным и плодотворным, тем более что идеи холизма развивали в своих философских, кордоцентрированных концепциях еще наши великие соотечественники Г.Сковорода и П.Юркевич, работавшие в свое время над созданием модели не только целостной личности и целостного знания, но и более гармоничного общества. Литература: 1. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. «Часть и целое» /И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин //Философский энциклопедический словарь/ Редкол: С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. -2-е изд..- М.: Советская энциклопедия, 1989 - 815с. 2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход /И.В. Блауберг / -М.:Эдиториал УРСС,1997.-212с. 3. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование в ХХІ веке: проблемы становления./ В.Г. Буданов/ [Электронный ресурс]. Режим доступа -http// spkurdyumov.narod.ru 4. Говинда Лама Анагарика. Творческая медитация и многомерное сознание: пер. с англ./ Лама Анагарика Говинда (Анангаваджра Кхмсум Вангчук).-Москва: Центр духовной культуры «Единство»,1993.-269с. 5. Каган М.С. Системность и целостность./ М.С. Каган/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philosophy.ru/library/kagan/integ. 6. Капра Ф. Поворотный пункт. Наука, общество и зарождающаяся культура./ Фритьоф Капра - Flamingo,1983. /Перевод В.И. Постникова, 2005. 7. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Ричард Нисбетт, Кейпинг Пенг, Инчеол Чой, Ара Норензаян // Психологический журнал,2011, том 32, № 1, с. 55–86. 8. Парахонский А.П. Гуманитарно-синергетический бум Парахонский/ //Фундаментальные исследования.-2009.№1.с.90-91. /А.П. 9. Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому /Дэйн Радьяр /Пер. с англ.- М.: REFL-book, ВАКЛЕР,1995.-302с. 10. Степин В.С.Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность./ В.С. Степин/ [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp// spkurdyumov.narod.ru

Каким образом можно охарактеризовать холистический научный метод? Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного . Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства . Сегодня это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине. Так или иначе, доктрина холизма продолжает оставаться актуальной для человечества даже спустя много сотен лет.

В одном мгновенье видеть вечность

С точки зрения холизма, человек и Вселенная представляют собой единое целое. Будучи по своей природе микрокосмом, Вселенной в миниатюре, человек воплощает в собственном существовании элементы макрокосмического масштаба. "Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды ", — писал в древности философ Ориген. Разве не удивительно, что строение солнечной системы в точности повторяет строение атома? Возможно, это свидетельствует о глубинном сродстве всего окружающего нас бытия — начиная от микроорганизмов, и заканчивая планетами. Так или иначе, концепция целостности всего сущего — это ключевая концепция холизма .

В средневековье и в Возрождение холистический подход к науке стал одним из главных философских принципов того времени . И Гален, и Парацельс следовали в своих изысканиях теориям холистической медицины. Позднее, поборники эмпирического метода заклеймили холизм как антинаучное направление. Когда главенствующее место в науке занял эксперимент, холизм, не могущий доказать на экспериментальном уровне тезис о взаимосвязи человека и окружающего мира, на несколько столетий утратил свою связь с наукой.

Лишь в начале XX века холизм был возрожден из пепла . Основоположником современного холизма стал южноафриканский ученый Ян Смэтс, в своей книге "Холизм и эволюция" утвердивший целостность как высшее философское понятие . По Смэтсу, носителем всех физических качеств того или иного материального объекта является нематериальное тонкое психоэнергетическое поле. Поля, порождаемые разными объектами, соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, тесно кооперируются между собой. Электроны встраиваются в атомы, атомы образуют органические соединения, из которых рождаются растения и животные. Таким образом, вся эволюция живой природы основана на неотъемлемой нераздельности многообразия видов и форм, которые нас окружают .

Яну Смэтсу удалось восстановить в правах холизм как научное направление. Не отвергая материализм, Смэтс сумел примирить извечное противоборство физического и духовного, временного и вечного . Дальнейшее развитие холистический подход получил в связи с появлением направления нью-эйдж, когда вновь оказались востребованы знания, на протяжении долгого времени бывшие в забвении.

Примирение с самим собой

Сегодня холистическая медицина становится все более популярной. В первую очередь, по причине ее безопасности для здоровья. Парадоксально, но факт: в США существует статистика, по которой бездумное и бесконтрольное лечение препаратами традиционной медицины входит в тройку главных причин, приводящих к смерти больных. Холистическая медицина же абсолютно безвредна для организма: она апеллирует к практикам тысячелетней давности, базовым принципом которых является принцип "не навреди".

На сегодняшний день холистическая медицина представлена широким спектром течений. На данный момент это и акупунктура , и гомеопатия , и фитотерапия, и ароматерапия , и аюрведа , и остеопатия , и цигун . Последователи холистической медицины считают, что нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа. Нужно смотреть на недуг шире, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с текущим душевным и духовным состоянием человека.

Вообще, в холистической медицине много внимания уделяется предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Позитивный настрой может сам по себе активизировать иммунологический резерв организма , в то время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления.

Две стороны одной медали

По мнению представителей холистической терапии, внутри человека постоянно происходит борьба — "хочу" и "надо", долга и желания, внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Эта проблема раздвоенности часто чревата неврозами. Довольно часто многие из нас сталкивались с жутким ощущением разорванности, расколотости души. Холистическая психология ставит своей целью устранить эту раздробленность и снять противоречие между теми дуальными началами, для которых душа человека является бойцовской площадкой. Цель холистической психологии — примирить между собой эти начала и предложить им сотрудничество как альтернативу борьбе.

Холистическая психология и психотерапия ставят во главу угла интеграцию противоречащих друг другу чувств и переживаний . Лишь обретя гармонию с самим собой, человек может созреть для того, чтобы осознать единство с окружающим миром и понять, какую миссию здесь и сейчас он выполняет на Земле.

Великий древнегреческий ученый Гераклит как-то писал: "Из одного — все, из всего — одно ". Лишь воспринимая священную взаимосвязь всего, что нас окружает, мы можем ощутить себя одним из звеньев невидимой цепочки, которая пронизывает все бытие — начиная от муравья, и заканчивая целой Вселенной.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ

(от греч. - целый, весь) , идеалистич. « целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и » («Holism and evolution», 1926) . Согласно X., миром управляет творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно невоспринимаемое поле (подобное лейбницев-ской монаде) , остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе и субъективное; провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., высшая конкретная органич. целостности - человеч. . Придавая мистич. «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. Мейер-Абих (Германия) , А. Леман (Франция) . В совр. зап. литературе «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв. , М., 1962 ; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ХОЛИЗМ

(от греч. hdlon – )

точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и этой охватывающей целостности.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХОЛИЗМ

(от греч. ὅλος – целый, весь) – "философия целостности"; идеалистич. учение, рассматривающее как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым "фактором целостности". Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. δλος - целый, весь) - в широком смысле в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть большее, чем простая его частей. Соответственно его гносеологический гласит: целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают “философию целостности”, разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин “холизм”.

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как , разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм , настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; , признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел в разнообразных доктринах, обосновывающих общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т. н. “тезисе Дюгема - Куайна”, в методологических ко1щепциях Т. Куна, П. Фейерабендаидр.

Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в cabibiA различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих , обретает некое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем. Лит.: Smiita J. С. Holism and Evolution. N. Y., 1926; Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologisehen Emeunthis. Lpz., 1994.

А. Л. Никифоров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ХОЛИЗМ" в других словарях:

    холизм - ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Холизм - Холизм ♦ Holisme Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму … Философский словарь Спонвиля

    - (от греч. holos весь целый) (философия целостности), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности; основоположник Я. Смэтс … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. holos целый) понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих… … Новейший философский словарь

    - (от греч. holos целый, весь) англ. holism; нем. Holismus. Методологический принцип целостности (сформулированный Я. Смэт сом), выражающийся в формуле, что целое больше, чем сумма его частей. X. присущ целом ряду концепций развития,… … Энциклопедия социологии

    холизм - Концепция, утверждающая, что окружающая среда может быть понята только как комплексная система взаимосвязанных частей и целого … Словарь по географии

    - (от др. греч. ὅλος, «целый, цельный») в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холизмом… … Википедия

    - (англ. holism (гр. hole целое) одна из форм современной идеалистической философии; рассматривает природу как иерархию целостностей, понимаемых как духовное единство, нематериальная структура; принцип подчинения части целому используется… … Словарь иностранных слов русского языка

    ХОЛИЗМ - философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и… … Философия науки: Словарь основных терминов

Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.

Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.

Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости

"Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, что иногда просто кажется, что это люди другой породы".

Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в личности.

V .ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

Самоактуализирующие люди представляют собой "цвет" человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные характеристики дают представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистического персонолога.

Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Высшая степень восприятия реальности.

Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности. Вряд ли можно более точно описать это свойство.

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле.

Это свойство отнюдь не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.

3. Повышенная спонтанность.

Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме.

Кажется, такая способность более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.

5. Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению.

Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.

6. Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре.

Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.

7. Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций.

Вероятно, данная характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен брать лучшее из всех них.

8. Более частые прорывы на пик переживания.

Вот это качество как раз нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия.

К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не отстраненность, а соединенность с высшими силами.

Он становится в наибольшей степени богоподобным, говорит Маслоу, а это значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.

9. Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим.

Всечеловечность, чувство единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.

10. Изменения в межличностных отношениях.

Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не вне себя.

11. Более демократичная структура характера.

Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций, коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание незаменимых специалистов.

В общественной структуре такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще, у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.

В последнее время, особенно с конца XX века и до сегодняшнего дня, большую популярность приобретают нетрадиционные виды медицины. Всё больше и больше людей, не найдя лекарства от своих болезней в обычной медицине, обращаются за помощью к альтернативному варианту. Причём альтернативная медицина официально признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Наиболее знаменитым направлением на сегодняшний день является холистическая медицина, суть которой состоит в рассмотрении организма человека как единого целого, взаимодействия органов с иными системами.

Соответственно, холистический подход - это определённый подход к лечению пациента, при котором имеет значение не только выявление заболевания в настоящее время, но и диагностируются все факторы и причины, которые повлияли тем или иным образом на образование болезни.

Холистическая теория

Несмотря на то что данный подход в настоящее время только обретает популярность, образовался он довольно давно. Слово "холистический" уходит корнями в греческий язык и в переводе означает "целостный". Исходя из этого, можно сказать, что с этой точки зрения весь мир представляется одним целым.

Холистический подход существует не только в медицине, он еще означает, что каждый человек неделим и является частью Вселенной. С древних времён данное утверждение очень интересовало учёных, однако в середине XVII века холистическая теория приостановилась в развитии из-за того, что она стала принадлежать к философии и потеряла ценность с практической стороны.

Однако в XX веке Ян Смэтс смог сформулировать холистический подход, возродить его на былые ступени. С конца XX тысячелетия начинает зарождаться и стремительно обретать популярность холистическая медицина.

Холистический подход в медицине

Представление человеческого организма как единого целого подразумевает определённый подход. К холистической медицине прибегают многие люди, которые не нашли помощи у докторов. Профессионалы в этой области утверждают, что главным аспектом является правильное питание. С точки зрения холистического подхода правильное питание подразумевает не только получение нужных питательных веществ, но и определённую физическую нагрузку.

Чтобы поддерживать организм в порядке, необходимо правильно питаться и совмещать это с физическими упражнениями. Если проблемы уже имеются, холистическая медицина может предложить классический терапию и т. д.

Ранее данные методы являлись традиционными и были общепризнанными. Однако в связи с появлением всё новых, более современных подходов, холистическая медицина теперь считается альтернативным способом лечения, нетрадиционным.

Что именно и как лечит холистическая медицина?

Дело в том, что многое в этом направлении зависит от самого человека. Холистический подход в лечении раскрывает огромный потенциал улучшения здоровья для всех, кто действительно этого хочет.

Однако это нельзя считать панацеей. Необходимо рассматривать отдельно каждый конкретный случай, ведь факторы и причины заболевания всегда различны. Лозунгом холистического подхода является следующее высказывание: «Нет неизлечимых заболеваний, есть неизлечимые люди».

Эта цитата объясняет тот факт, что некоторые люди смогли выкарабкаться из безнадёжной ситуации, а другие не могут избавиться от простейшего заболевания. Холистическая медицина имеет широкий спектр воздействия на организм человека как на комплексную систему. Здесь определяющим фактором становится желание и стремление самого человека.

Здоровье человека со стороны холистического подхода

Своё начало данный подход к здоровью берёт ещё с древних времён. Около 4 тысяч лет назад в Китае всплывает первое упоминание о нём. Холистический подход - это система медицины, ориентированная на лечение и профилактику заболеваний с помощью различных трав, диет, физических упражнений, массажа и т. д. Основной целью являлось укрепление и поддержание здоровья. Если же человек заболевал, считалось, что он потерял гармонию и дисциплину духа.

Холистический подход к здоровью и в настоящее время предполагает обретение индивидом собственной силы самоконтроля. Достигнуть он этого должен с помощью своих скрытых способностей, которые заложила сама Природа.

На человека определённым образом оказывает влияние окружающая среда. Ещё древние учёные выявляли определённые факторы, которые являлись причиной некоторых заболеваний: погода, вода, ветер, привычки, климат. Холистический подход к здоровью человека призван прежде всего не навредить пациенту, а помочь ему обрести внутренний самоконтроль.

Пациент со стороны холистического подхода

Человек является основным звеном в этой медицине. Холистический подход к пациенту подразумевает прежде всего сотрудничество с ним. Он должен понимать, что здоровье важнее всего, и придерживаться определённых правил.

К этим правилам относится поддержание здорового образа жизни, правильное питание, занятие спортом, обретение внутреннего самоконтроля. В случае заболевания необходимо разобраться в причине, в этом поможет холистический подход. Рассмотрев все возможные факторы, которые повлияли на возникновение болезни, можно выработать план лечения, который будет наиболее эффективным для конкретной ситуации.

Холистический подход к телу человека

Это довольно новое понятие, и далеко не все учёные рассматривали тело человека с этой точки зрения. Холистический подход - это умение чувствовать организм единым целым во время физических упражнений. При физических нагрузках на какую-либо одну часть тела теряется ощущение целостности и появляется неудобство.

Если научиться контролировать своё тело, ощущать нагрузку всеми частями в одинаковой степени, выработается чувство спокойствия и комфорта. Однако это требует большой работы не только мышц, но и сознания человека.

Холистическая психология

Психология предполагает «копание» человека в себе, выявление проблем и путей их решения. Холистический подход в психологии нацелен на и профилактику различных заболеваний. Согласно этому подходу, сам человек отвечает за себя, своё здоровье и состояние.

Холистическая психология основывается на так называемом сотрудничестве. Человек должен быть ответственным за своё состояние. Он должен придерживаться здорового образа жизни. Ответственность выработает в человеке привычку корректировать стиль поведения и эмоции в пользу укрепления здоровья. Помимо этого, данный подход поможет и во взаимоотношениях с коллегами по работе, и в семье.

Основные направления

Медицина довольно разнообразна и имеет в своём арсенале множество методов. Холистический подход - это то, с помощью чего осуществляется воздействие на организм нетрадиционными методами. Рассмотрим некоторые из них:

  • акупунктура, которая является одним из древнейших методов, характеризуется лечением с помощью игл, оказывает воздействие на органы человека;
  • гомеопатия - предполагает индивидуальный подход к каждому пациенту;
  • остеопатия - восстановление двигательной части суставов и позвоночника с помощью массажа;
  • фитотерапия - применение различных трав, мазей, отваров при лечении пациента.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...