История абу бакр. Абу Бакр ас-Сыддик – первый праведный халиф

Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh)- великий человек, о ком Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Солнце не всходило и не заходило над более достойным человеком, за исключением пророков, чем Абу Бакр». И еще сколько других благовещающих похвал прозвучало в его адрес из благородных уст Пророка (мир ему и благословение).

Он - крепость веры: «Если на одну чашу весов положить веру всех людей, а на другую - веру Абу Бакра, то перевесит чаша Абу Бакра».

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был сыном Абу Кухафа и

в седьмом колене по восходящей линии роднился с чистейшим родом Благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Он появился на свет через два года и три месяца после события «Фил» (слон). Его мать, Салма, по прозвищу «Мать добра» (Умму аль-Хайр), стала мусульманкой в первые годы Ислама. Его отец, Абу Кухафа, удостоился чести принять Ислам после завоевания Мекки му­сульманами.

До принятия Ислама Абу Бакр был далек от всякого рода дурных проявлений и не употребил ни капли вина.

Когда Абу Бакр возвращался из Йемена, где он находился по торговым делам, сначала Абу Джахль, а затем другие предводители неверующих попытались в его глазах опорочить начавшую распространяться пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение) и, таким образом, хотели с самого начала ввести в заблуждение Абу Бакра. Однако тот сразу же двинулся в путь и лично обратился к благородному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Он узнал об истинной сущности послания, и без колебаний принял его. Таким образом, он стал примером для всей общины (умма) мусульман и вступил на стоянку «Сыддыкийат» (Свидетель истины). Такая честь выпала только ему.

Абу Бакр говорил ясным языком, обладал красивыми чертами лица, был худым и ростом выше среднего. Лицо его было сухощавым, со впалыми глазами, шишковатым лбом и редкой бородой.

Похвалы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в адрес Абу Бакра

«Абу Бакр от меня, а я от него. Абу Бакр - мой друг в этом и грядущем мире».

«За исключением Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакр - самый добродетельный из этой общины».

«Самая любимая из уверовавших для меня - Аиша. А из мужчин - ее отец».

«Хороших качеств триста шестьдесят». Абу Бакр спросил: «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня какое-нибудь из них?» Свет бытия (мир ему и благословение) ответил: «Они все у тебя, о Абу Бакр!»

«Поистине, самый щедрый ко мне в дружбе и в имуществе – Абу Бакр. Если бы я выбирал (из уммы) друга, то я выбрал бы Абу Бакра. Однако мусульманское братство, превыше личной дружбы. Пустьзакроют все малые двери в мечети, кроме двери Абу Бакра».

Особые качества Абу Бакра

Из-за своей любви к Аллаху, боязни Его и любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) он всегда пребывал в печали. Ночами он находился в земном поклоне (саджда), до утра он светился, словно свеча Каабы, проливая слезы. Ни один слуга Всевышнего не был удостоен такими чертами, чувствительностью, восприимчивостью и тонкостью характера. Он истинно познал положение шариата, тонкость Премудрого Корана, воплотил в себе высокую нравственность.

Мужество

Вместе с тем, Абу Бакр был очень отважным. Если он видел что-либо, противоречащее повелениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), словно лев, бросался на это, и никакая сила не могла остановить его.

Однажды имам Али даже спросил у присутствовавших на собрании: «Кто самый отважный из людей ». Те ответили: «Ты, о Али». На это Али сказал: «Самый отважный из людей - Абу Бакр Сыддык», - и рассказал о его преданности по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пережитых им на этом пути страданиях.

Преданность

Преданность Абу Бакра проявилась уже при принятии им Ислама. Его великая преданность в вопросе признания истинности ми`раджа (небовознесения) Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по праву принесла ему прозвище «Величайший Свидетель истины». На протяжении всей его жизни данное возвышенное состояние сопровождало его, и он всегда и везде оставался преданным другом великого Пророка (мир ему и благословение).

Он доказал свою искреннюю дружбу во время переселения из Мекки в Медину (хиджра), в те опасные минуты в пещере Савр. Этот великий человек, противостоявший всем трудностям и страданиям на пути Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение), во всех войнах был щитом Пророка Аллаха (мир ему и благословение), и в этом отношении он достиг самой высокой ступени, недосягаемой для других людей.

Самоотверженность

Этот великий человек был вершиной и в самоотверженности. Во время подготовки к одной из военных кампаний он пожертвовал всем своим имуществом, а на вопрос: «Что же ты оставил семье?» – он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), разве этого недостаточно?»

Этот великий человек жертвовал имуществом и жизнью на пути Аллаха, посвящал все Хаку, благодаря чему многие люди обрели божественное руководство (хидайат). Вот самые известные из них: ‘Усман ибн Аффан, Зубайр ибн Аввам, Абдуррахман ибн Ауф и Са’д ибн Абу Ваккас.

Он выкупил и освободил Биляла Хабаши тогда, когда тот подвергался страшным пыткам.

Строгое следование положениям, установленным Аллахом

Абу Бакр проявлял огромное рвение в вопросе исполнения положении шариата, и не принимал никаких отговорок. Во время своего правления в качестве халифа он выступил с армией против племени, отказавшегося платить закят (обязательную милостыню), и, таким образом, привел положения шариата в действие. Видя какое-либо действие, противоречащее пути Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), он, словно лев, храбро бросался на это и исправлял.

Милосердие

Одно из его исключительных качеств – это милосердие. Благородный Посланник хвалил такое его качество. В одной из своих молитв Абу Бакр просил следующее: «О Аллах! В будущем, в мире грядущем (ахира), увеличь мое тело так, чтобы я мог заполнить Ад, другим не осталось бы там места, и вместо всех рабов горел бы только я». И это, безусловно, является вершиной милосердия.

Скрытое поминание (зикр) Аллаха

Влюбленный в Аллаха, Абу Бакр - правдивейший человек, сердце которого горело от любви к Всевышнему. Это можно было чувствовать, видеть в нем в любом его состоянии, и особенно во время его ночных молитв. В пещере Савр по личному наставлению Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абу Бакр начал делать скрытое (хафи) поминание (зикр) Всевышнего, не отрывая языка от неба. И в этом отношении он - предводитель общины мусульман. Впоследствии из двенадцати машрабов последователей сунны (ахл ас-Сунна) четыре развивались на основе скрытого зикра.

Самообладание

В самообладании и сдержанности Абу Бакру не было равных. Если рассмотреть любой момент его жизни, то мы сможем увидеть проявление данных качеств в каждом из этих моментов. Особенно ярко его самообладание и сдержанность проявились тогда, когда он успокоил сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение), которые впали в уныние и обезумели от горя, получив весть о смерти Посланника Аллаха. Он успокоил и предостерег Умара и сказал следующее: «Кто поклонялся Мухаммаду, пусть знает - Мухаммад умер. Кто же поклонялся Аллаху, пусть знает, что Он - Живой, не умирающий».

В свои последние дни, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) готовил к походу войско, он назначил командующим этим войском молодого сподвижника - Усаму. Провожая молодого восемнадцатилетнего Усаму вместе с войском в путь, сам Абу Бакр шел пешком. Выйдя за пределы Медины, он напутствовал войско следующими многозначительными словами: «Предательство запрещено! Бесчинство запрещено! Посягательство на что-либо запрещено! Запрещено убивать детей, стариков, женщин! Запрещено вырубать и выжигать финиковые деревья! Запрещено повреждать плодоносные деревья! Запрещено вырезать овец, коров, верблюдов и других животных, кроме как с целью пропитания! Запрещено трогать людей, что скрываются в придорожных монастырях!..»

Конец жизненного пути

Абу Бакр заболел в понедельник, 7-го числа месяца Джумада аль-Ахир 13-го года по хиджре. Он пролежал в постели 15 дней и умер вечером, во вторник, 22-го числа того же месяца, между вечерним и ночным намазами.

В завещании, написанном в последние минуты жизни, он сообщил об избрании следующим халифом Умара и необходимости подчинения ему, а также сообщал: «Этим действием я пожелал добро и верность Аллаху и Пророку (мир ему и благословение), религии, моей душе и вам».

Да не лишит нас Аллах его заступничества в День Суда. Амин!

Абу Бакр ас-Сиддик

(ум. в 13/634)
ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, выдающийся общественный и политический деятель, первый Праведный халиф. Пророк называл его Абдуллой, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Он роисходил из племени Тайм. Его отца звали Абу Хулафа Осман, а мать - Умм аль-Хайр Сальма. Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю свою оставшуюся жизнь посвятил его идеалам. Он родился за два года до года Слона (572 г.). Он был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканью. На этом деле приобрел большое состояние в 40 000 дирхем (арабская серебреная монета), которое полностью потратил на нужды мусульманской общины. Абу Бакр был близким другом пророка Мухаммада и не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. При решении многих жизненно важных проблем пророк часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем пророка». Они были почти ровесниками. С самого начала пророчества Мухаммада, Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда пророк объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (См. Исра и Мирадж), Абу Бакр первым объявил, что он верит каждому слову Мухаммада, за что тот назвал его ас-Сиддиком (верным). Находясь в Мекке, Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал у язычников невольников, которые подвергались с их стороны мучениям. В числе этих невольников были Билал, Хаббаб, Лубайна, Абу Фукайха, Амир и другие. После начала гонений на мусульман в Мекке, пророк Мухаммад решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда отправилась значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных лидеров Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство и они вместе вернулись в Мекку. Вернувшись в город, Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил свою активную деятельность, чем вызвал неодобрение Ибн Дукунны. Поэтому он отказался от его покровительства. Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада началась знаменитая хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул пророк Мухаммад, который выехал в направлении Медины вместе с Абу Бакром. Они вместе находились в пещере Саур, где укрылись от преследовавших их язычников. Этот эпизод жизни Абу Бакра нашел отражение в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами”» (9: 40). После прибытия в Медину, пророк Мухаммад породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. В этом городе Абу Бакр продолжил свою активную деятельность и участвовал во всех важных делах общины. Он, вместе с пророком и другими мусульманами, закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Абу Бакр принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. Абу Бакр был настолько предан идеалам Ислама, что в битве при Бадре бился со своим родным сыном Абд ар-Рахманом, который остался язычником и выступил против мусульман. В конце жизни, пророк Мухаммад, по состоянию здоровья, не мог возглавлять коллективные молитвы. Поэтому он поручил их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым Праведным халифом, так как руководство в Божественном деле (молитве), которое было передано ему пророком, означало руководство и земными делами. После смерти пророка Мухаммада в 11/632 году, ансары (мединские мусульмане) были обеспокоены дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства и срочно собрались на месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Саида. В основном это были хазраджиты, составлявшие большинство ансаров. Они единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады. Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда. В результате дебатов, им удалось убедить ансаров в том, что мухаджиры (мекканские мусульмане) также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Тогда ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано пророком Мухаммадом. Тогда, взявший слово Абу Бакр, выразив свое удовлетворение дебатами выдвинул кандидатуру Омара ибн Хаттаба в качестве халифа. Однако, в ответной речи Омар и Абу Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника пророка. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником пророка в пещере Саур и подвергал свою жизнь опасности ради него. Они еще раз напомнили ему о том, что именно его пророк назначил руководить коллективной молитвой в тот момент, когда сам он был не в состоянии это сделать. Сказав это, Омар взял за руку Абу Бакра и присягнул ему на верность в качестве халифа. Вслед за ним это сделали Усайд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствующие. Таким образом, 12 Раби (I) 11 года хиджры Абу Бакр был избран первым Праведным халифом. На второй день после своего избрания, халиф Абу Бакр принял присягу со стороны народа в мечети Медины. Что же касается Саада Убады, то, чуть позже, и он присягнул халифу, а затем отправился в Сирию, где погиб в одном из сражений. Несмотря на то, что Абу Бакр был халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать такие решительные шаги в деле укрепления религии и мусульманской государственности, что значение и роль этого человека в истории Ислама невозможно переоценить. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа, было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Сразу после его избрания халифом, активизировались силы, которые были заинтересованы в развале Халифата. В основном эти действия исходили от различных лидеров племен, которые хотели вернуть Аравию в то состояние племенной раздробленности, которое было в доисламский период. Они также не желали подчиняться центральной власти и платить в казну государства налоги, отказавшись от уплаты закята. Однако уплата закята была одной из основ исламской веры, исполнение которой обязательно для всех мусульман. Поэтому сепаратистские действия некоторых арабских племен были расценены как вероотступничество (ридда). Более того, в различных областях Аравии активизировалась деятельность таких лжепророков, как Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Несмотря на всю сложность политической обстановки в государстве, халиф Абу Бакр с самого начала своего правления занял самую решительную позицию в борьбе с вероотступниками. Отказавшись даже от самых малейших уступок, он начал с ними войну. В результате решительных действий, все вероотступники были разгромлены. Халифат снова стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию. Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников. С этого времени начались первые мусульманские завоевания. Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В самом конце правления Абу Бакра войска Халифата на сирийском направлении подошли к реке Ярмук, где началась крупная и судьбоносная для всей дальнейшей истории битва с крупными силами Византийской империи. В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы пророка Мухаммада. Перед смертью, он завещал пост главы государства Омару ибн Хаттабу, который и стал после него вторым Праведным халифом. Будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно его завещанию, пятая часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть была поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. Он поручил Зейду ибн Сабиту - одному из секретарей пророка Мухаммада, проделать эту работу. Собранный экземпляр Корана был отправлен к жене пророка Хафсе, где хранился до периода правления третьего Праведного халифа Османа, который создал комиссию, во главе с тем же Зейдом ибн Сабитом, для окончательной редакции Корана и размножению его экземпляров.

АБУ БАКР; ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫМ ДОВОЛЕН ГОСПОДЬ!

Сподвижники мои как звезды:

за кем бы из них вы ни последовали,

найдете правильный путь.

Пророк Мухаммад

Среди выдающихся людей, ставших гордостью мусульманской уммы, особое место занимают сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Один из них - первый халиф Посланника Господа Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).

Халиф Абу Бакр - человек, который был наиболее близок к Посланнику Господа и по своей богобоязненности уступает лишь пророкам и посланникам Творца. Первым из десяти сподвижников последнего Пророка он еще при жизни был одарен вестью о том, что попадет в Рай. Это человек, к которому Господь обратился со словами: “Я доволен им, а доволен ли он Мною?” Он сопровождал Посланника Господа во время его переселения из Мекки в Медину. Он поверг на колени империю Сасанидов и благодаря ему исламское государство достигло недосягаемых вершин могущества. Имея возможность жить среди груд золота и серебра, он не оставил своим детям сколько-нибудь ценного наследства. И этим, воистину, великим человеком, предводителем всего исламского мира того периода являлся Абу Бакр.

ОТЕЦ ЦЕЛОМУДРИЯ

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) родился спустя два года и шесть месяцев после знаменитого “слонового события”. Его настоящее имя ‘Абдулла ибн ‘Усман ибн Амир Кааб ибн Са‘ад ибн Мурра ат-Тайми. В доисламское время его звали ‘Абдул-лат (раб ал-Лата), ‘Абдуль-кааба (раб Каабы) или ‘Абдуль-‘узза (раб аль-‘Уззы). ‘Абдуллой же Абу Бакра назвал сам Пророк Мухаммад. Его отца звали ‘Усман, но он более известен как Абу Кухафа. Мать его звали Сельма, дочь Сахра. Она более известна под именем Уммуль-хайр, что означает “мать наилучшего”.;;

Кроме того, его называли ‘Атик, что означает “свободный [от адских мук]”. Это имя Абу Бакр получил после того, как ему было объявлено, что он войдет в Рай. Имя Сыддык, переводимое как “подтверждающий правоту”, Абу Бакр получил благодаря своей искренней и глубокой убежденности в правоте и правдивости Пророка. Это имя окончательно закрепилось за ним после события, получившего название “аль-исра’ валь-ми‘радж” - ночного путешествия Пророка из Мекки в Иерусалим и его Вознесения ко Всевышнему. Из-за невероятности данного события и отсутствия свидетелей (помимо Господа) никто не мог поверить этому. Абу Бакр же, только услышав о перенесении Пророка из Мекки в Иерусалим и не зная о его Вознесении на Седьмое Небо, сказал: “Поистине, Посланник Господа говорит правду. И если он скажет, что Всевышний вознес его на Седьмое Небо, я поверю ему!”

Он имел прекрасный лик, благодаря которому Пророк Мухаммад и назвал его Абу Бакром, что значит “отец целомудрия”. Согласно словам ‘Али, одного из сподвижников Пророка и будущего четвертого халифа, имя Абу Бакр было дано ему по велению Самого Всевышнего и поэтому является основным.

АБУ БАКР ПРИНИМАЕТ ИСЛАМ

О том, как Абу Бакр стал мусульманином, Пророк Всевышнего сказал так: “Все, кого бы я ни приглашал в лоно Ислама, поначалу выражали сомнение, но Абу Бакр принял Ислам тотчас, как только я ему это предложил”.

Однажды Абу Бакр, как повествует ‘Аиша, отправился на встречу с Пророком и спросил его: “О Абуль-Касым, ты долго не появлялся на собраниях нашего племени. Тебя обвиняют в том, что ты якобы осуждаешь наших отцов и матерей”.

“Я Посланник Божий, - ответил ему Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). - Я предлагаю тебе принять истину Ислама”. И не успел он закончить предложение, как Абу Бакр тотчас же принял Ислам.

Его вера была так глубока, что ничто не могло свернуть его с этого пути - пути Истины.; Он увидел в Исламе то, что было предметом его долгих духовных исканий.

‘Аиша повествует об одном событии, благодаря которому Абу Бакр был назван “верным”. Это событие показывает его твердую убежденность в истинности своей веры: “Наутро после своего ночного путешествия в мечеть аль-Акса Пророк поведал всему народу об этом чудесном событии. Некоторые, слабые верой, после сказанного усомнились в пророческой миссии Мухаммада. Они тотчас же отправились к Абу Бакру и обратились к нему с вопросом, слышал ли он, как его друг утверждает, что ночью совершил путешествие к мечети аль-Акса в Иерусалиме. Абу Бакр тогда спросил у них: “Это говорит Мухаммад?” - на что те дали утвердительный ответ. “Тогда, - продолжил Абу Бакр, - у меня нет в сказанном ни капли сомнения”. Предельно удивленные многобожники спросили: “Значит, ты веришь в то, что Мухаммад сегодня ночью был в Иерусалиме, а утром вернулся в Мекку?” “Да, - ответил Абу Бакр. - Я ведь нисколько не сомневаюсь в том, что он и днем, и ночью; получает послания Свыше”.

ЖАЖДУЩИЙ МИЛОСТИ ГОСПОДА

Абу Бакр был одним из богатых людей Мекки. Согласно некоторым источникам, ко времени принятия Ислама его состояние равнялось сорока тысячам дирхамов. В последующем все эти средства были полностью израсходованы им на пути Господа (фи сабилил-лях). Он выкупал и освобождал рабов, принявших Ислам и испытывавших по этой причине притеснения и издевательства со стороны хозяев-многобожников. В числе выкупленных и освобожденных им рабов были Билял, ‘Амир ибн Фухейра, Зунейра, Умм ‘Убейс и другие.

Не разбирающийся в драгоценностях не сможет отличить стекло от бриллианта, ювелир же знает цену вещам. Второй халиф ‘Умар рассказал следующую историю:

“В одно время Пророк приказал нам собрать деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все имущество и отнес его половину Пророку. Тогда он спросил: “Что ты оставил своей семье?” “Половину того, что здесь”, - ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принеся с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк задал ему тот же вопрос. Тот ответил: “Я оставил им Всевышнего Господа и Посланника Его”. Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра…”

Насколько велик и стоек в вере своей человек, который, будучи очень богатым в момент принятия Ислама, ко времени смерти, направляясь к Милостивому Господу, практически не оставил ничего материального своим потомкам, хотя к тому времени был наделен высокой властью повелителя правоверных!

И еще одна очень интересная история, связанная с Абу Бакром. Ибн ‘Умар сообщает: “Однажды Пророк сидел, беседуя со своими сподвижниками. Возле него в одной длинной рубахе из грубой ткани, концы которой были закреплены колючками, сидел Абу Бакр. В этот момент спустился ангел Джабраил (Гавриил) и, обратившись к Пророку с приветствием от Господа, спросил: “Что это за грубая и дешевая одежда, скрепленная колючками, на Абу Бакре?”

Пророк ответил: “О Джабраил, этот человек до открытия Мекки для Ислама потратил все свое имущество на пути Господа”.

Джабраил сказал: “Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему: “Всевышний спрашивает тебя о том, доволен ли ты Господом, оказавшись в столь бедственном положении, или нет?”

Абу Бакр, заплакав, ответил: “Как я могу обижаться на Господа? Конечно же я доволен Им, я доволен Им!”

Однажды после того, как Абу Бакр стал халифом, повелителем правоверных, и в очередной раз, как обычно, отправился торговать на рынок, его остановил ‘Умар, будущий второй халиф, и между ними произошел такой разговор:

Куда ты направляешься, Абу Бакр?

На рынок.

Какие у тебя дела на рынке, когда ты взял на себя управление мусульманами?

Если я не буду ходить на рынок, кто будет кормить моих детей?

Пойдем к Абу ‘Убейду, чтобы он определил для тебя денежное содержание.

Когда они пришли к Абу ‘Убейду, являвшемуся казначеем, и объяснили ему ситуацию, Абу ‘Убейд сказал: “Я определяю для тебя содержание, равное среднему достатку мухаджира [переселенца из Мекки в Медину], и даю тебе по одной одежде на зиму и лето. Если одна из них окончательно истреплется, придешь, и я выдам тебе новую”.

Абу Бакр - один из тех людей, которые смогли сохранить свою веру до последнего вздоха в этом бренном мире. Однажды Пророк спросил своих сподвижников:

Кто из вас сегодня постился?

Я, - ответил Абу Бакр.

Кто сегодня посетил больного?

Я, - ответил Абу Бакр.

Кто сегодня помогал нести умершего к месту погребения?

Я, - ответил Абу Бакр.

Услышав это, Пророк сказал: “Человек, обладающий всеми этими качествами, не может не попасть в Рай!”

И еще один случай. Во время битвы при Таифе был ранен сын Абу Бакра, ‘Абдулла. Через сорок дней он скончался. Отец был сильно опечален смертью сына. Однако, когда к нему пришел с признанием сам убийца, уже принявший Ислам, Абу Бакр сказал ему: “Хвала Всевышнему Господу, Который твоими руками сделал моего сына обитателем Рая [, ибо он погиб, сражаясь за слово Господне]. И хвала Господу, Который смертью моего сына спас тебя от Ада [, так как если не ты его, то он бы убил тебя и ты бы погиб неверным, а сейчас ты принял истинную веру по милости Господа]”.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Одними из наиболее примечательных эпизодов из жизни Абу Бакра являются его переселение вместе с Пророком из Мекки в Медину и поведение Абу Бакра после смерти Посланника Аллаха.

Узнав о том, что Пророк решил взять его с собой в Медину, Абу Бакр заплакал. “До этого я еще не видела плачущих от радости, но в тот день отец очень сильно плакал именно от радости, которая переполнила его душу”, - рассказывала его дочь ‘Аиша.

Самым ярким и запоминающимся событием хиджры (переселения) является пребывание Пророка и Абу Бакра в пещере Саур. Преследовавшие их язычники, увидев на входе в пещеру паутину, убедились, что в пещере никого нет, и ни с чем вернулись обратно. В момент, когда мекканские язычники находились возле пещеры, Абу Бакр был сильно встревожен и опечален. Пророк почувствовал это и спросил: “Почему ты так встревожен?” Тот ответил: “Клянусь Аллахом, я боюсь не за себя. Я очень боюсь, что с тобой может что-то случиться!”; Пророк успокоил его: “Не бойся, поистине, Всевышний с нами. Если нас двое, то Всевышний - третий”.

Как рассказывает Ибн ‘Аббас, сразу после смерти Пророка Мухаммада в народе начались тревога и волнение. ‘Умар, обращаясь к; людям, воскликнул: “Невозможно, чтобы Посланник Господа умер!” Абу Бакр же, вознеся хвалу Всевышнему, сказал: “Кто из вас поклонялся Мухаммаду, то пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же поклонялся Всевышнему Богу, знайте - Всевышний Вечен, Его не постигает смерть”. После этого он зачитал аят: “Не является Мухаммад [никем иным], кроме как Пророком. И, поистине, были и до него пророки. И если умрет он или будет убит, то вы оставите свою веру? Кто сделает это, тот никоим образом не навредит; Всевышнему. Поистине, Аллах вознаградит благодарных” (Св. Коран, 3:144). Сподвижники Пророка оказались в замешательстве, казалось, они слышали этот аят впервые, хотя он был им известен. В дополнение к сказанному Абу Бакр привел другой аят: “Поистине, ты умрешь, и они умрут” (Св. Коран, 39:30). По словам ‘Умара, только после этого он осознал, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) умер.

АБУ БАКР - ХАЛИФ

Пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует) не было определено, кто будет руководить общиной после него. Однако, когда Пророк не был в состоянии исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил Абу Бакра быть имамом. Этот и многие другие факты указывали на то, что именно Абу Бакр должен стать руководителем мусульман после Пророка. Понимая это, проницательные сподвижники выбрали халифом именно его. Однако в день выборов халифа, ансары (мединские сподвижники Пророка) предложили вождя племени хазрадж Са‘да ибн ‘Убаду. Мухаджиры предложили вместо Абу Бакра ‘Умара и Абу ‘Убейда. В момент, когда мнения разделились, ‘Умар подошел к Абу Бакру; и сказал, что только он достоин быть халифом, и в знак уважения и доверия подал ему руку. Сразу после этого споры утихли, все устремились пожать руку Абу Бакру, показывая свое согласие с ‘Умаром. Абу Бакр был избран первым халифом, главой исламского государства.

В своей первой проповеди, с которой он выступил, став главой исламского государства, Абу Бакр сказал: “То, что я стал вашим руководителем, не говорит о том, что нет человека, более достойного меня. Я придерживаюсь только пути Посланника Аллаха. У меня нет желания действовать, опираясь на свой разум и настроение. Поэтому, если я поступлю правильно - помогите мне. Если же сойду с правильного пути - призовите и поправьте меня. Говоря это, прошу у Всевышнего прощения для себя и для вас”.

КОНЧИНА ПЕРВОГО ХАЛИФА

Дочь халифа Абу Бакра ‘Аиша рассказала о смерти своего отца: “Незадолго до своей смерти отец спросил меня о том, какой сегодня день недели. Я ответила, что понедельник. Тогда он обратился к Господу: “О Всевышний! Пусть следующая ночь не наступит для меня, ибо именно в этот день недели ушел из жизни Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)”. Господь принял его молитву, и он умер именно в эту ночь на шестьдесят третьем году жизни.

Являясь правителем огромного по тем временам государства, в качестве наследства он оставил одну верблюдицу, парадную накидку для встречи гостей и сосуд для верблюжьего молока.

На время правления государством Абу Бакру было определено жалованье. Но он расходовал только часть его на самое необходимое, а другую часть складывал; в кувшин. Незадолго до смерти он передал этот полный кувшин ‘Умару со словами: “Это лишнее из того, что было определено мне на содержание. Отнеси это в казну для раздачи нуждающимся”. ‘Умар ответил на это: “О Абу Бакр! Ты оставил после себя хороший пример, придерживаться которого нам будет нелегко…”

Все описанное не является ни фантазией, ни выдумкой - это исторические факты. Таким предстает в воспоминаниях современников ближайший сподвижник Пророка и первый праведный халиф, повелитель правоверных Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).


См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: В 15 т. Каир: Хаджр, 1992, т. 5, с. 402.

570 год вошел в историю как “год слона”. В том году правитель Йемена вместе со своим войском, главной ударной силой которого были слоны, направился в Мекку для уничтожения святыни Единобожия - Каабы. По воле Всевышнего, этот поход не увенчался успехом, о чем упоминается в Священном Коране. См. комментарий к 105-й коранической суре в главе “Мусульманская молитвенная практика”.

Ал-Лат и аль-‘Узза - одни из главных богов арабского языческого пантеона.

Абуль-Касым (“отец Касыма”) - одно из имен Пророка Мухаммада, данное ему после рождения сына Касыма.

أبو بكر ‎
Каллиграфическое написание имени Абу Бакр по-арабски
Амир аль-муминин и халиф Праведного халифата
- 23 августа
Предшественник Мухаммад Преемник Умар Вероисповедание ислам Рождение (0573 )
Мекка Смерть 22 августа (0634-08-22 )
Медина Место погребения Масджид ан-Набави , Медина Отец Усман Абу Кухафа [d]
Мать Сальма Уммуль-Хаир [d] Супруга Кутайла бинт Абд аль-Узза [d] , Умм Руман , Хабиба бинт Хариджа [d] и Асма бинт Умайс Дети Аиша бинт Абу Бакр , Абдуллах ибн Абу Бакр [d] , Абдуррахман ибн Абу Бакр [d] , Мухаммад ибн Абу Бакр , Асма бинт Абу Бакр и Умм Кульсум бинт Абу Бакр [d] Абу Бакр на Викискладе

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Принятие ислама

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зейда ибн Хариса , принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид , то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан , Тальха ибн Убайдулла , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Саад ибн Абу Ваккас , Абдуррахман ибн Ауф , Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Хиджра

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки . Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али , однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было .

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке . Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст» .

Халифат

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду , но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб , Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего . Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу . По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий . Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада - но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии - как это сделали шииты в отношении Али и Хасана - однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях ), в упрощённом виде халиф .

Войны с вероотступниками

После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу . Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев , а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину .

После своего возврашения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид , Икрима ибн Абу Джахль , Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас , Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами .

Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха . Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу .

Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима . Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит .

Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев .

В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом .

В Бахрейне было два влиятельных племени - племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их .

Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена .

Война с Византийской империей и государством Сасанидов

Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскомй (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).

К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения - садака - на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300-400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.

Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился - главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.

Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.

Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествах византийской и персидской армий, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско формировалось в течение мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку вожди племён были крайне своевольны и не желали подчиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах . Халид б. ал-Валид со своей армией в это время автономно действовал в Междуречье . Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях; хотя поручиться за достоверность информации об этом наставлении крайне сложно, оно, несомненно, несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху - оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки, как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]» .

Смерть

Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба , и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года - дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования : 1991 : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ас-Сиддик Абу Бакр Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши , известный как Абу Бакр ас-Сиддик (араб. ; 572, Мекка, Аравия - 23 августа 634, Медина, Праведный халифат) - первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада.

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зайда ибн Хариса, принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом ал-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома ал-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зайд б. ал-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу б. Хувайлид, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдаллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, скрываясь от преследователей, они укрывались в пещере в окрестностях Мекки. Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али, однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё во Мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиша, никаких свадебных торжеств не было.

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада, и был знаменосцем в битве при Табуке. Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда сам он уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст».

Халифат

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду, но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего. Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...