Как называется армянская вера. Чем армянская церковь отличается от православной

В жизни случаются ситуации, которые кажутся нам безысходными, что помощи ждать уже неоткуда. В такие моменты мы вспоминаем святых, обращаемся к ним за помощью и часто ее получаем. Здесь важно знать какой святой в чем помогает. В настоящее время люди часто остаются без , но не все, к сожалению, знают, что о помощи просить в этом случае следует у святого мученика Трифона.

История жизни

Появился на свет Трифон в 1 веке во Фригии, селении Кампсада, что в наше время является территорией Турции. Он рос в обычной христианской семье, пас на лугу гусей и не получил никакого образования. С детства Трифон стал известен, как обладатель дара Божьего исцеления людей, также он мог и изгонять бесов.

Так благодаря его молитвам были изгнаны поедающие посевы гады и вредные насекомые из родного селения Кампсада, а жители селения тем самым спасены от нищеты и голода. Но особенно Трифон прославился тем, что в шестнадцатилетнем возрасте изгнал бесов из юной дочери одного римского императора по имени Гордиан 3.

Занимался Трифон проповедями христианства и многих людей приводил к крещению . За это его схватили и бросили в темницу. От Трифона требовали отречься от Христа и признать римских богов, но он отказался это сделать и был подвергнут очень жестоким пыткам.

Его подвешивали на дереве, около четырех часов избивали, потом искололи тело металлическими крючьями, затем обожгли раны огнем. Но по своей вере в Господа и молитве к нему Трифон мужественно перенес все пытки и не отказался от Христа, за что был приговорен к казни через отсечение головы. Мученик Трифон усердно молился Господу, просил его забрать в Царство небесное и Господь, услышав мученика забрал его душу еще до казни.

Похоронили Трифона в своем родном селении Кампсада, через некоторое время его мощи были перевезены сначала в Константинополь, а потом и в Рим. В наше время мощи святого, а именно голова, хранятся в Черногории в кафедральном соборе города Катор.

Икона Трифона: где находится, о чем молятся?

Этот святой мученик очень почитаем и в Православной церкви, так 14 февраля Православная церковь празднует день его памяти.

Иконы мученика есть в множестве храмов по всей . В Москве в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, который находится недалеко от Рижского вокзала, находится икона святого Трифона с частицей его мощей.

У святого Трифона чаще всего просят помощи в трудоустройстве. Считают, если человека преследуют неудачи и проблемы связанные с работой, либо он долго не может устроиться на работу, то обязательно нужно обратиться за помощью к мученику Трифону. Молиться и просить помощи у святого нужно искренне с верой, и тогда он услышит молитвы и обязательно поможет.

Также святой Трифон помогает в решении вопроса с поиском жилья, и розыске потерянного . Еще святому молятся в избавлении от голода, эпидемий и сельскохозяйственных вредителей . А также нередко он помогает в избавлении от болезней, особенно в возвращении зрения .

Чудеса

Много чудес произошло по молитвам, с которыми люди ежедневно обращаются к мученику Трифону. Так еще в 16 веке, во время царствование Иоанна Грозного, святой помог главному сокольнику царя. Сокольник обратился к святому Трифону за помощью, так как три дня не мог найти любимого кречета Иоанна Грозного, улетевшего во время царской охоты.

Сокольнику грозила смерть в случае неудачного розыска птицы. Измученный и лишившийся всякой надежды, он с усердием просил помощи у святого, и она не заставила себя ждать. В тот же день кречет был найден и отвезен к царю. А сокольник на месте розыска птицы, в благодарность святому, построил в его честь церковь.

Что касается настоящего времени, то прихожане храма, в котором находиться святого с частицей его мощей много рассказывают о помощи мученика в различных сложных житейских ситуациях, о чем они только не просят Трифона, и во всем он помогает. Также говорят, что помощь часто бывает очень быстрой и действенной.

Вот некоторые случаи:


Текст молитвы на русском языке

Тропарь, глас 8-й:

Мученик Твой, Господи, Трифон во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 8-й:

Троическою твердостию многобожие разрушил еси от конец, всеславне, честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.

Святой мученик Трифон! Ты помощник мне, и я спешу помолиться перед твоим ликом. Представ перед тобой, я прошу услышать мои слова и простить меня, недостойного раба Божьего (имя). Как твой искренний почитатель напоминаю себе, как отрекся ты от мирских благ, но неустанно возносил хвалу Всевышнему. Именно он наделил тебя даром творить чудеса. Прояви свою силу для меня, не откажи в моей просьбе. Как избавил ты народ Кампсады от гибели неминучей, уготованной змеями ползучими, так лиши меня безденежья, безработицы и дурного начальника. Пусть мой трудовой путь будет чистым да гладким, приносящим доход и моральное удовлетворение. Не позволяй мне допускать дурных действий и помыслов. Обещаю воздавать тебе славу и чтить до последнего вздоха. Аминь.

Религия Армении очень разнообразна. Она включает в себя христианство, ислам, езидизм и френги. Большинство жителей Армении верующие люди. Считается, что самой распространенной религией является христианство.

Христианство в Армении

Около 94% всего населения проповедуют христианство и относятся к Армянской Апостольской Церкви. Эта является одной из древнейших в мире. Мало кто знает, что Армения – это первое христианское государство в мире: в 301 году вера в Царя Небесного и сына его Христа стала государственной религией страны. Первыми проповедниками здесь считаются Варфоломей и Фаддей.

В 404 году был создан армянский алфавит, и в этом же году Библия была переведена на армянский язык, а в 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на дальнейшую историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Католицизм в Армении

Но христианство не единственная , приверженцы которой проживают в Армении. Существуют Армянской католической (всего насчитывается около 36 приходов), которые называются «франками». Франки (или френги) проживают в Северной Армении. Первоначально они появилось вместе с крестоносцами, но позднее, в 16-19 веках, франками стали называть - . Армяне-франки делятся на три группы:
- гбо-франки,
- хас-франки,
- мшеци-франки.

Разделение католиков связано не с особенностями религиозных воззрений, оно связано с местом жительства приверженцев данной веры.

Ислам в Армении

Сейчас в Ереване в Хранилище древних рукописей имени Маштоц хранятся более 20 тысяч рукописных текстов, собирать которые начал сам Маштоц. Это собрание рукописей представляет большую историческую и культурную ценность для народов всего мира.

Распространение армянской Церкви

В Земле Обетованной, то есть на территории современного Израиля уже с шестого века было построено свыше семидесяти армянских церквей, а в 638 году была основана армянская Патриархия, которая объединила и стала во главе всех восточноправославных епархий. Это и Эфиопская, Сирийская и Коптская епархии.

Почти две тысячи лет ежегодно происходит чудо – схождение Благодатного Огня, что совершается накануне Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Из числа епископов Армяно-Григорианской святой Апостольской церкви ежегодно избирается священнослужитель, которому будет доверено принять Благодатный Огонь.

В Закавказье расположилась небольшая по своему размеру, но очень интересная страна, название которой - Армения. Народ, населяющий ее, зовется армянами. Эта страна с очень давней историей, богатой культурой и разнообразным религиозным мировоззрением. На территории Армении существуют разнообразные религии. Однако считается, что одна из самых распространенных религий на территории страны - это христианство. И надо сказать, что большинство армян являются верующими людьми.

Армения - небольшая по размеру страна, как уже говорилось ранее, находится за Кавказом. Ее полная официальная форма звучит как - Республика Армения. У нее отсутствует выход к морю, а соседними с ней странами являются Азербайджан и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также Иран, Турция и Грузия.

По данным специалистов население Армении составляет около трех миллионов человек. Столицей государства является город Ереван. Официальный государственный язык - армянский.

Это государство унитарного типа, которое является президентской республикой. Армению подразделяют на десять областей и город Ереван. Президентом является Серж Саргсян, который в 2013 году был переизбран на второй срок.

Местность страны в основном горная, и большая ее часть находится свыше 1000 м над уровнем моря. Самой высокой точкой является гора, которая называется Арагац, высотой 4095 метров. А самой низкой точкой является ущелье реки Дебед - 380 м. В юго-западном районе страны располагается межгорная Араратская равнина, которая является важным сельскохозяйственным районом страны.

Армения богата своей историей и культурой, а также памятниками. Многие из них относятся к религиозным сооружениям, ведь армяне являются достаточно верующим народом.

Официальная религия Армении

Как уже было отмечено в стране проживает около трех миллионов человек и большая часть из них, а именно 94%, исповедует христианство. Эти люди относятся к Армянской апостольской церкви. Это одна из древнейших христианских общин. Считается, что Армения является первым христианским государством в мире. Вера людей в Царя Небесного и его сына Христа сделала эту религию государственной.

Согласно же конституции страны люди вправе выбирать любую религию вероисповедания либо не придерживаться никакой веры. То есть конституция гарантирует свободу вероисповедания. Поэтому на территории страны также можно встретить людей, которые принадлежат другим верам. В стране можно встретить людей, исповедующих:

  • ислам;
  • православие;
  • католицизм и некоторые другие менее распространенные религии.

Историческая справка

Религия Армении считается довольно древней. Ее основоположниками считают Фаддея и Варфоломея . Это святые апостолы, которые известны как первые просветители Армении. Святой Фаддей продолжал свою миссию на протяжении восьми лет, то есть с 35 по 43 годы. А миссия Святого Варфоломея длилась целых шестнадцать лет (с 44 по 60 годы).

Согласно Священному Преданию Армянской церкви, после вознесения Христа, один его ученик прибыл в страну с христианской проповедью. Этим учеником был Фаддей. Множество людей он обратил в новую веру, среди них была даже дочь царя Армении Санатрука , которую звали Сандухт . В результате апостол вместе с обращенными людьми и Сандухт мученически погибли в Шаваршане.

Через некоторое время, совершив проповедь на территории Персии, в Армению прибыл Варфоломей , который был апостолом. Он обратил в свою веру многих царских вельмож и среди них была сестра царя по имени Вогуи . После этого по царскому приказу новообращенным людям пришлось принять мученическую смерть в Аребаносе, располагавшемся между двух озер Ван и Урмия.

Тому, что в первом веке начало активно распространяться христианство, способствовал ряд внешних и внутренних фактов. Например, эта религия начала широко распространяться в соседствующих странах, таких как Грузия и т. п. Торговые, политические и культурные связи с другими городами и близлежащими государствами создали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.

Так Армения стала первым государством, которое приняло христианскую религию в качестве государственной еще задолго до Византии и Грузии. Это случилось в 301 году, когда правил царь Трдат III . В этом помощь оказал и Григорий I Просветитель , а также его деятельность. Григорий I Просветитель стал первым патриархом в Армении, после чего получил звание католикоса. Произошло это в 302 году. Немного позже он был причислен к лику святых, и церковь стали называть его именем - Армяно-Григорианской.

К 303 году недалеко от Еревана был построен собор, который называется Эчмиадзин. Он стал особым местом для этого народа и остается по сей день религиозным центром страны. В нем находится Верховный патриарх и католикос всего армянского народа.

Видео расскажет вам о храмах Армении.

Особенности Армянской апостольской церкви

Несмотря на то что Армянская религия относится к христианству, она имеет свои отличия от православия и католицизма. Все церкви принято подразделять на два типа: монофизитская и диофизитская . Религия Армении больше относится к первому типу. Согласно учениям диофизитов в Христе признается два начала, а именно:

  • человеческое ;
  • божественное .

В отличие от них монофизиты признают в нем лишь одно начало - божественное. Армянская церковь придерживается особых правил, касаемых семи таинств.

В соответствии с этим младенца при крещении трижды опрыскивают и трижды погружают воду. Миропомазание имеет тесную связь с крещением. Во время причастия используют только вино в чистом виде, не разбавляя его, а хлеб берется бездрожжевой, который обмакивают в вине. Соборуют лишь духовных лиц сразу же после смерти.

Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты у них соблюдаются также строго, однако праздников у них гораздо меньше. Основная молитва у них носит название Айр Мер, то есть Отче Наш, но читают ее на древнеармянском языке.

Глава Армянской церкви называется католикос . Его избирают на эчмиадзинском синоде. На него собираются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий. Это звание утверждается при помощи особой грамоты Государем Императором. Католикос проживает в Эчмиадзине . Согласно традиции в этом месте должен побывать каждый армянин хотя бы один раз в жизни.

Только католикос может назначать епископов и архиепископов церкви. Те люди, которые относятся к светскому духовенству, могут вступать в брак лишь один раз. Повторное вступление в брак не допускается. Схожими родственными чертами обладают церкви в Египте, Эфиопии и Сирии.

Духовный и административный центр религии - собор Эчмиадзин . Этот собор является священным местом для всех верующих людей этого государства. Также в нем находится духовная академия и семинария. Неподалеку имеется еще два монастыря, которые были построены примерно в седьмом веке и являются культурным и духовным наследием. Это монастырь Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ.

По географическим данным получила распространение практически по всему миру. Однако ее вероучения и установки едины. Ввиду влияния экономических и политических факторов время от времени религия была вынуждена покидать государство, начиная с 9 века, и была вынуждена искать убежище за рубежом.

Из-за таких условий в апостольской Церкви были образованы Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикоса т (Великий Дом Киликии), находящийся в настоящий период в Антилии (Ливан).

Все эти архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в подчинении Эчмиадзина, однако пользуются внутренней административной автономией.

Другие религии страны

Поскольку конституция регламентирует свободное вероисповедание граждан, в стране можно отметить присутствие и других религий. К примеру, встречаются здесь и представители ислама. В столице - Ереване для них располагается знаменитая Голубая мечеть, которую построили еще в 1766 году . Это великолепное сооружение, которое носит религиозный характер.

Помимо ислама на территории государства встречается и католицизм. Католических приходов в стране немного. Их насчитывают в районе 36, и эти общины называют «франками». Они появились приблизительно вместе с крестоносцами.

Среди армян также распространение получило псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Небольшая часть народа и вовсе отрицает Бога и религию и относится к атеистам.

Прихожане армянской «церкви»

Армянская григорианская апостольская церковь» (АГАЦ) (здесь и далее - выделения автора, - примеч. ред. ) - одна из общин, называющих себя христианскими. Но давайте разберемся, справедливо ли она носит это имя.

Часто приходится слышать, что армяне первыми приняли веру Христову на государственном уровне. Но как это произошло? Несмотря на принятие истинного вероучения от Иерусалимской и Византийской Церквей, АГАЦ не осталась его исповедницей. Кроме того, в тот же период в Римской Империи были изданы полностью легализовавшие христианство эдикты. Поэтому АГАЦ не имеет никаких поводов для превозношения.

Уже много веков между представителями этой «церкви» и православными христианами нет церковного единства. Это не исключает добрососедских отношений, однако раскол и ереси АГАЦ противны принципу сохранения единства веры, переданной нам апостолами, и указанию слова Божия: Един Бог, едина вера, едино крещение (Ефес. 4, 5). С IV века АГАЦ отделилась от всей полноты древнейших Православных Поместных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и проч.), приняв - сначала по недоразумению, а потом и осознанно - монофизитскую, монофелитскую и миафизитскую ереси. Болезнь эта не уврачевана до сего дня: мы не можем молиться и причащаться вместе с членами АГАЦ - пока в ней не будет восстановлено истинное учение о Боге.

К сожалению, заложниками этой беды - ереси и раскола - становятся простые армяне, зачастую далекие от тонкостей богословия. Им следует знать, что невозможно быть и православным, и причисленным к армянской «церкви», как нельзя одновременно являться спасенным и погибшим, правдивым и лжецом. Нужно обязательно сделать выбор между жизнью и смертью, истиной и ложью.

О МОНОФИЗИТСКОЙ ЕРЕСИ ВООБЩЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКВИ» В ЧАСТНОСТИ

А) ЕРЕСЬ МОНОФИЗИТСТВА

Прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажем о том, что это за ересь и как она возникла.

Монофизитство - это неверное учение о Христе, сущность которого состоит в том, что в Господе признается лишь одна природа, а не две, как учат Слово Божие и Православная Церковь.

Православная Церковь исповедует во Христе одну Личность (Ипостась) и две природы - Божественную и человеческую, пребывающие неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Монофизиты же (в т. ч. и АГАЦ) во Христе признают одно Лицо, одну Ипостась и одну природу. Вследствие этого они отвергают Вселенские Соборы, начиная с Четвертого (а всего их, как известно, было Семь).

Б) ЛЖЕУЧЕНИЯ АГАЦ

По этой причине члены АГАЦ не принимают, оскорбляют и считают еретиками многих православных святых. Монофизитство - это не только полное отрицание реальной человеческой плоти у Господа Иисуса Христа, Сына Божия, но и любой, даже малейший сдвиг или перекос от человеческой природы Христа в сторону Его Божества. АГАЦ, после многих колебаний, склонилась к ереси монофизитства, которая у них заключается не в отрицании факта Боговоплощения, а в упорном настаивании на поглощении Божеством Христа Его человеческой природы - что есть хула на Господа и еретическое учение. По этой причине ни символ армянской веры, в котором православно исповедуется Боговоплощение, ни утверждения отдельных армянских «богословов» о наличии плоти у Христа - никакого значения не имеют.

Примечательно, что в АГАЦ отсутствует какое-либо официально утвержденное, хотя бы сжатое изложение основ вероучения. В ней используются три символа веры: 1) краткий, употребляемый в чине оглашения; 2) средний - в чине «божественной литургии» и 3) пространный, читаемый «священником» в начале утреннего «богослужения». Фраза из третьего пространного символа «едино Лице, един вид, и соединен в едином естестве» вполне еретична, а всякая ложь и ересь - от диавола, и принятие ее для христиан недопустимо, особенно - в вопросах вероисповедания. Эта ересь приводит ко лжи о Богочеловеке Христе, к мысли о невозможности подражать Ему - ведь Он якобы в наибольшей степени Бог, а человечество в Нем поглощено. Т. е. унижением человеческой природы Спасителя для верующих уничтожается и мотивация к христоподражанию.

Одно заблуждение закономерно повлекло за собой и другие. Так, АГАЦ окончательно признала иконопочитание лишь в XII веке; при «священнодействии» армяне по сей день используют по иудейскому обычаю опресноки и совершают жертвоприношения животных (т. н. «матах»). Кроме того, они употребляют сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье во время постов. А с 965 года АГАЦ стала «перекрещивать» людей, переходящих в нее из Православия.

Основные разногласия армянской «церкви» с Православием состоят в следующем:

В АГАЦ признают Тело Христово не единосущным человеческой плоти, а «нетленным и безстрастным, и эфирным , и несотворенным, и небесным, совершавшим все, что свойственно телу, не на самом деле, а в воображении»;

АГАЦ считает, что в акте Воплощения Тело Христа «превратилось в Божество и сделалось единосущным Ему, исчезнув в Божестве, как капля в море, так что после этого не остаются уже во Христе два естества, но одно, целиком Божественное». Она исповедует во Христе два естества до Воплощения, а после - единое сложное, в котором якобы соединились оба - Божественное и человеческое.

Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофелитской и моноэнергистской ересями, т. е. учениями о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является Божество, а человечество - лишь Его пассивное орудие. Это также нечестивая хула на Богочеловека Иисуса Христа.

В) ОТЛИЧИЯ АРМЯНСКОГО МОНОФИЗИТСТВА ОТ ПРОЧИХ ЕГО РАЗНОВИДНОСТЕЙ

Вероучение АГАЦ имеет свои особенности, отличия от доктрин иных монофизитских «церквей».

В настоящее время можно выделить три направления монофизитства:

1) сирояковиты, копты и малабарцы севирианской традиции;

2) АГАЦ (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты);

3) эфиопская и эритрейская «церкви».

АГАЦ отличается от остальных монофизитов-нехалкидонцев тем, что один из монофизитских ересиархов Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV веке как недостаточно последовательный монофизит. Значительное влияние на «богословие» АГАЦ оказал также афтартодокетизм (еретическое учение о нетленности Тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

К сожалению, интерес к истории армянской христологической мысли сегодня проявляют в основном люди, сознательно перешедшие из АГАЦ в Православие - причем, как в самой Армении, так и в России.

Г) ВОЗМОЖЕН ЛИ БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ С АГАЦ?

Богословский диалог Православной Церкви с АГАЦ в наши дни видится безперспективным, поскольку ее представители не обнаруживают никакого интереса к догматическим проблемам и настроены на обсуждение лишь вопросов социального служения, пастырской практики, различных проблем общественной и церковной жизни. Печально, но факт: АГАЦ поставила себя вне Церкви Христовой, превратившись в самоизолированную и однонациональную «церковь», имеющую общение в вере только с прочими еретическими монофизитскими лжецерквами.

СПРАВКА О ХРИСТИАНСТВЕ В АРМЕНИИ

А) ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры Византии, получила автокефалию (самостоятельность).

В 387 году Великая Армения оказалась разделенной, и ее восточная часть в 428 году была присоединена к Персии, а западная - стала провинцией Византии. В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание и творения Отцов Церкви.

Представители Армянской Церкви присутствовали на Первом и Втором Вселенских Соборах; также ими были приняты решения Третьего. Но вот уже Четвертый Вселенский Собор, состоявшийся в 451 году в Халкидоне, прошел без участия армянских епископов, и по этой причине им не были в точности известны постановления этого Собора. А между тем в Армению прибыли монофизиты, распространявшие свои заблуждения. Правда, постановления Собора вскоре появились в Армянской Церкви, но, по незнанию точного значения греческих богословских терминов, армянские учителя впали в непреднамеренную ошибку. В результате армянский собор в Довине в 527 году постановил признать во Христе одну природу и тем самым однозначно поставил АГАЦ в число монофизитов. Православная вера была официально отвергнута и осуждена. Так армянская «церковь» отпала от Православия. Однако значительное количество армян осталось в общении со Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.

В 591 году вследствие нападения персов Армения была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской Империи, и в городе Аване (который располагался северо-восточнее Еревана, а сейчас стал его частью) образовался православный католикосат.

Ему противостоял католикосат монофизитский, располагавшийся в Довине, на персидской территории, и персы искусственно его поддерживали, опасаясь воссоединения местных армян с византийскими православными армянами (впрочем, на персидской территории также проживало немало православных армян).

Во время византийско-персидской войны 602-609 годов православный католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский Собор, либо покинуть страну.

Однако репрессии не смогли искоренить Православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. Но после арабских завоеваний 726 года АГАЦ снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне опять стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского Патриарха. Те же, кто остался в районах Армении, пограничных с Грузией, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон, а также большинство населения областей Тао и Кларджети.

Усилиями святителя Фотия Константинопольского и Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя 30 лет по решению нового католикоса Ованнеса V в очередной раз уклонилась в монофизитство.

В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем, в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского Патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются как грузинские.

Последняя попытка возвратить армянскую «церковь» к Православию была предпринята в 1178 году. На созванном Императором Мануилом Комниным Соборе ее иерархи признали православное исповедание веры, однако смерть Императора воспрепятствовала их воссоединению с Церковью Христовой.

В 1198 году союз папских крестоносцев с армянским Царем Киликии привел к заключению унии между еретическими римско-католической и армянской «церквами». Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской «церкви», в результате чего возникла «армянская католическая церковь». Но основная часть армян, проживающих в Армении, по сей день принадлежит к АГАЦ.

Б) ПРИЧИНА УКЛОНЕНИЯ АГАЦ В ЕРЕСЬ

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископствовавший на Кавказе, прекрасно знал положение дел в армянской «церкви» и взгляды армян, тяготевших к Православию. Он с великим сожалением и скорбью говорил, что АГАЦ во многом близка Православной Церкви, но не хочет отказаться от разделяющей нас ереси монофизитства. Причина этому одна - невероятно окрепшая за века неправого исповедания и по причине однонациональности армянской «церкви» гордость. Последнее привнесло в АГАЦ убеждение в национальной исключительности ее членов, противное евангельскому учению. О ложности этого гордостного мировоззрения в Писании говорится: Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Производить разделения в Церкви - не меньшее зло, чем впадать в ереси <…>. Грех раскола не смывается даже мученической кровью». Посему мы ждем возвращения наших братьев-армян из греха ереси и раскола в единство веры (см.: Еф. 4, 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, АГАЦ относится к сообществам, не пребывающим в единстве с Православной Церковью. После Четвертого Вселенского Собора, из-за неприятия церковной истины о том, что в единой Ипостаси, в едином Лице воплотившегося Сына Божия неслитно и нераздельно соединились две природы - Божественная и человеческая, она оказалась в числе тех лжецерквей, которые называются монофизитскими. Некогда бывшая частью единой Вселенской Церкви, АГАЦ приняла лжеучение монофизитов, признав только одну природу воплотившегося Бога Слова - Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота богословских споров 5-6 столетий во многом отошла в прошлое и что современное «богословие» армянской «церкви» далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, единства в вере между нами пока нет.

Так, Отцы Четвертого Халкидонского Вселенского Собора, осудившего ересь монофизитства, для нас, православных верующих, - святые угодники Божии и учителя Церкви, а для представителей АГАЦ и других «древневосточных церквей» - лица либо анафематствованные (что чаще всего), либо, по крайней мере, не обладающими вероучительным авторитетом. И напротив, ересиарх Диоскор для нас - богохульник, а для армян - «иже во святых отец». Даже из указанного примера уже понятно, каким традициям преемствует семья Поместных Православных Церквей, а каким - лжецеркви, именуемые «древневосточными». Да, между этими «нехалкидонскими церквами» есть довольно значительные различия, и мера монофизитского влияния на их догматику неодинакова (оно намного сильнее в коптских «церквах» и почти неприметно в АГАЦ). Однако историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы признаем Церковь как столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, то необходимо сделать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая - еретическая, либо наоборот, - и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя допускать, - это попыток утвердить истинность одновременно и Православной Церкви, и АГАЦ, утверждая, что хотя учения их не тождественны, но на самом деле они якобы совпадают и причина полуторатысячелетнего разделения состоит как бы лишь в людской косности, политических амбициях и нежелании объединяться.

В заключение отметим, что армянам, проживающим или временно пребывающим в России, нельзя попеременно причащаться то в «церквах» АГАЦ, то в православных храмах. Им необходимо внимательно исследовать вероучительные позиции АГАЦ и Православной Церкви и сделать свой выбор.

Иеромонах Димитрий,
насельник монастыря Свято-Крестовая Пустынь (Сочи)

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...