Лунно солнечный календарь на декабрь года.

Игры для детей занимают важное место в их жизни. Играя, ребятки познают окружающий мир, получают жизненно важные умения и навыки. Самое главное, как утверждают психологи, в игре закладываются зачатки личности ребенка, развиваются его психические качества. По оценкам специалистов, те дети, которые не умеют играть, отстают в интеллектуальном развитии от сверстников.
Особенно важным в этом возрасте является полноценное формирование внимания, как основного свойства психики, и внимательности, как качества личности. Поэтому игры на развитие внимания дают хорошие результаты, особенно, если правильно подобрать их для своего ребенка. Главное для родителей при их проведении ‒ учет психологических особенностей ребятишек в разные периоды дошкольного возраста.

Какие игры помогут развивать внимание дошколят?

В педагогике представлены в большом количестве игры на внимание, поэтому при их отборе важно знать, к какому виду они относятся и с какой целью проводятся. Педагоги выделяют настольные, подвижные, сюжетные, словесные. При обучении все они являются развивающими играми и могут с успехом использоваться не только для развлечения, но и для полноценного развития ребенка.

Важно: родителям не стоит подменять игры упражнениями, хотя они зачастую похожи действиями. Отличие их состоит в том, что упражнение направлено на отработку определенных навыков, в нем присутствует обязательная техника выполнения. В игре главная цель - всестороннее развитие малыша через развлечение, введение его в окружающий мир без принуждения.

Чаще играйте с детьми в настольные игры!

Классическими играми на развитие внимания у дошкольников давно признаны всевозможные лабиринты. Их легко организовать в домашних условиях. Они развивают такие свойства, как сосредоточенность, распределение, интенсивность, устойчивость внимания. Поле для лабиринтов можно найти в детских журналах или развивающих книжках. Самым интересным вариантом будет поле, подготовленное родителями или старшими детьми. Когда ребенок освоит такую игру, он может сам принимать участие в рисовании полей и придумывании сюжетов. Лабиринт ‒ достаточно утомительное занятие для малыша, чтобы поддержать интерес к такого рода играм, нужно поддерживать детскую инициативу в придумывании сюжетов, например:

  • «Как бабочке добраться до цветочка»;
  • «Где встретятся зайчики?»;
  • «Помоги мышонку доползти до норки»;
  • «Какая дорожка приведет Красную Шапочку до бабушкиного домика?». Сюжеты могут быть разными: из знакомых сказок, рассказов, мультфильмов, из жизни животных и растений.

Взрослый раскладывает на столе игровое поле с лабиринтом, в центре располагается предмет, до которого надо добраться главному действующему лицу. Правило для старшего дошкольника: проследить путь героя глазами, младшему и среднему предлагается пройти его при помощи дорожки, прочерченной карандашом.

Еще одним подобным развлечением являются действия со всевозможными линиями: ломаными, петельками и т. д.

«Запутанные линии»

Аналогично лабиринтам готовят игровое поле, на котором рисуют запутанные линии, выводящие героев сюжета к определенным предметам. Так же как и в предыдущем варианте, сначала взрослый готовит игровые поля, а потом привлекает к этому малыша. В отличие от лабиринтов эти развлечения предполагают действия нескольких объектов: животные, знакомые сказочные герои, предметы и т. д. Их можно предлагать ребятишкам разных возрастов, но отличительным моментом будет количество линий и действующих лиц. Для малышей должно быть не более двух объектов, линии расчерчиваются разным цветом для каждого объекта. Для старших деток количество объектов увеличивается до 3-4, линии имеют одинаковый цвет.
Сюжетами могут быть сценки из жизни или знакомых произведений:

  • Помоги зверушкам добраться до своих домиков (зайчику ‒ в норку, белочке ‒ в дупло)»;
  • «Кто по какому телефону разговаривает (Карлсон ‒ по синему, Малыш ‒ по красному)?»;
  • «В какой мяч будет играть каждый мальчик (трое или четверо действующих лиц)?».

Сейчас все большую популярность набирают настольно-печатные игры с правилами. Они хороши тем, что кроме , формируют у детей усидчивость, умение довести дело до конца, соревновательные качества, логическое мышление. Все это в дальнейшем поможет успешному обучению ребенка в школе.

«Барабашка»

Игра развивает устойчивость внимания, предназначена для средних и старших дошкольников. Задание предполагает действия с несколькими предметами, а малыши еще не могут распределять свое внимание. Интереснее действовать нескольким участникам, поэтому можно использовать игру для семейного досуга. На игровом поле выкладывается предметный ряд: красное кресло, синяя книга, зеленая бутылка, серая мышка и белое привидение. Ведущий предлагает карточки с их изображениями в разных вариациях. Игроки должны быстро проанализировать карточку и выбрать нужный предмет. Если изображение не совпадает с выложенными предметами, нужно выбрать тот, который отличается всеми свойствами: цветом, формой, назначением.

«Доббль»

Увлекательная популярная игра с правилами, которая помогает развитию зрительного восприятия, внимательности. Могут играть детки разных возрастов, интересно использовать в семейном досуге. Ведущий раздает игрокам по одной карточке, остальные выкладываются стопкой вверх на середине стола. На карточках изображены по восемь разных предметов: животные, смайлики, символы, игрушки и т. д. Каждое изображение индивидуально, но на паре карт есть совпадения. Необходимо увидеть это совпадение, назвать его и забрать карту себе. Выигрывает тот, у кого больше всего соберется карточек.

«Перемешка»

Хорошо действует на интенсивность, перераспределение и устойчивость внимания, быстроту действий, зрительное восприятие. Правила игры предполагают подбор ряда из не менее семи карточек, на которых изображены вперемешку по три разных предмета: овощи, фрукты, предметы быта, животные, игрушки. Предметы повторяются в разных вариантах на 80 карточках. В центре игрового поля располагается звонок. Карточки выкладываются в произвольном порядке на столе картинками вниз. Самый младший игрок нажимает на звонок, игра начинается: каждый играющий берет карту и выкладывает ее в ряд, затем следующую. Если есть совпадения, картинки кладутся рядом, если нет - возвращаются на поле в закрытом виде. Когда собирается ряд, играющий нажимает на звонок. При правильном подборе карты остаются у игрока, а остальные участники возвращают свои карточки на игровое поле. Чем быстрее действует игрок, тем больше шансов на победу. Выигрывает тот, у кого больше всего соберется карт. На звонок можно нажимать только в том случае, если все подобрано правильно.

Подвижные игры на развитие внимание дошколят

Подвижные игры с мячами, кеглями, обручами интересны тем, что в них могут играть дети всех возрастов. Как развить внимание у детей дошкольного возраста с их помощью? Родителям при выборе развлечений стоит учитывать физическую подготовленность ребяток. Например, у малышей еще недостаточно развита моторика, мелкие движения, координация движений только формируется, поэтому маленькие мячи ловить им сложно. Старшим и средним дошкольникам предлагаются предметы более мелкого размера.
Для маленьких деток подвижные игры организуют взрослые, чтобы не было травм. Ребята постарше могут играть самостоятельно или со сверстниками. Подвижные игры лучше всего проводить на воздухе, так как для них требуется большое пространство.

Классикой стали игры с мячом, правила которых аналогичны для различных сюжетов. Они развивают не только внимательность, но и ловкость, меткость, устойчивость внимания. Движения просты в исполнении, требуется лишь только подготовить словесный ряд, в зависимости от того, какое задание собирается предложить взрослый. Ведущий бросает мяч игроку и называет слово, ребенок должен поймать мяч, если слово подходит по правилам.

«Съедобное - несъедобное»:

(банан, каша, ложка, конфета, мороженое, бумажка, огурец, помидор, камень);

«Летает - не летает»:

(самолет, воздушный шар, машина, вертолет, ракета, пароход);

«Прыгает - не прыгает»:

(кенгуру, кузнечик, медведь, белка, зайчик, лиса). Для разнообразия можно предложить детям при возврате мяча самим называть слова по правилам.

«Скажи наоборот»

Игра несколько отличается от предыдущих тем, что играющий должен вернуть мяч с противоположным словом. Поэтому играть можно со средними и старшими дошкольниками, у которых уже достаточно хорошо развит активный словарь, например: белый - черный, влево - вправо, зима - лето, высокий - низкий и т. д. Малышей обучают таким действиям постепенно, своместными усилиями придумывая слово.

«Веревочка»

Так же, как и предыдущее развлечение, формирует внимательность и наблюдательность. Ведущий крутит веревочку по кругу то выше, то ниже, предлагая ребенку внимательно следить за движением и стараться уклоняться от веревочки, приседая, подпрыгивая и т. д.

Подвижные игры без предметов также будут интересны детям и помогут решать задачи на развитие внимания у дошкольников.

«Запрещено»

Игровое задание развивает внимательность, сосредоточенность.Ведущий договаривается с ребенком, какие движения запрещены. Затем быстро показывает определенные движения, а играющий повторяет их, кроме запрещенного.

«Огуречик - огуречик»

Хорошо известная народная забава, которая очень нравится маленьким деткам. Развивает наблюдательность, устойчивость внимания. Ребенок прыжками приближается к взрослому, пока он произносит слова:

Огуречик - огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах малыш убегает, а ведущий догоняет его.

«Лапушка-кисонька»

Старинная народная забава, которая помогает развиваться наблюдательности, внимательности и сосредоточенности. Родитель располагает руки ладони вверх, а малыш прикладывает к ним свои ладошки. Взрослый легонько поглаживает детские ручки круговыми движениями, повторяя: «Кисонька, лапушка». Затем, добиваясь сосредоточенности малыша на ручках, меняя интонацию голоса, слегка хлопает по рукам маленького играющего: «Брысь под лавку!» После нескольких действий играющие меняются ролями. Как вариант игры, можно использовать потешку при поглаживании:

Кисонька - мурысонька, ты где была?
- На мельнице.
Кисонька - мурысонька, что там делала?
- Муку молола?
Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
Кисонька - мурысонька, с кем пряничка ела?
- Одна.
Не ешь одна, не ешь одна.

Игры с сюжетом на развитие внимания

Наиболее интересными и доступными для дошколят всех возрастов являются игры с сюжетом. В них дети находятся в своей привычной среде, интересные задания на внимательность только обогащают эти игры.

«Экскурсия в зоопарк»

Сюжет развивает интенсивность, сосредоточенность и распределение внимания. Взрослый для малышей сам создает игровую обстановку, а старшим детям предлагает построить зоопарк и активно принять участие в действии. Ребенок кормит животных, внимательно слушает рассказ про них, сам может принять участие в разговоре об образе жизни и повадках зверей. Возрастные различия игры состоят в подборе животных и объеме рассказа о них. Для малышей это могут быть лиса, волк, медведь, слон, обезьянка, для старших ребятишек экзотические и малоизвестные животные: коала, жираф, бегемотик.

«Наш веселый детский сад»

В такой сюжет можно играть с детьми всех возрастов, развивать у них сосредоточенность, устойчивость, наблюдательность, внимательность. Родитель предлагает для всех игрушек в доме устроить детский сад, где вместе с дошколенком ухаживает за ними, «кормит», «учит» их. В сюжете можно использовать настольные, словесные, подвижные игры, которыми ребенок занимается вместе со своими "игрушками-воспитанниками". Когда дошкольник увлекается сюжетом, действие может продолжаться несколько дней.

«Магазин»

Игра очень интенсивная, требует определенных навыков, словарного запаса, поэтому поначалу роль продавца берет на себя взрослый, старший ребенок. Играющий должен внимательно рассмотреть выставленные предметы и рассказать, какой из них он хотел бы купить. После того, как малыш освоит такой сложный сюжет, можно меняться ролями.

Роль словесных игр в развитии внимательности

Эффективным средством для домашнего воспитания могут стать словесные игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Они хороши тем, что для них не требуется специального оборудования и в них можно играть в любых ситуациях: дома, во время поездки, на улице. Для малышей такие развлечения будут трудными из-за того, что у них еще мал словарный запас, концентрация и распределение внимания только еще формируются. Старшим дошколятам подобного рода развлечения помогают совершенствовать необходимое для обучения в школе слуховое внимание и память, активизировать все свойства внимания, и главное, актуальны для развития внимательности. Родители сами знают много общеизвестных подобных игр и могут предложить их детишкам: по типу «Называем города» можно играть в имена, новые слова; «Да» и «нет» не говорите, черное с белым не берите»; «Загадки - отгадки»; «Испорченный телефончик». Интересны для ребят будут речевые развлечения и развлечения, связанные с имеющимися у них знаниями об окружающем мире, по математике, детской литературе.

«Веселые задачки»

Игра в задачки не только помогает закрепить знания о числах, но и развивает внимательность, переключение внимания, умение мыслить без опоры на наглядность. Ценно то, что игра помогает оценить уровень внимания. К такому развлечению необходима подготовка взрослого: нужно подобрать стишки соответствующего содержания или придумать самому. Примерная подборка стихотворного материала может быть следующей:

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушек.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?

У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?

«Доскажи словечко»

Развлечение помогает решить многие задачи воспитания: развивает речь, мышление, устойчивость внимания.

В кране нам журчит водица, мойте чище свои … (лица).

Разгрызешь стальные трубы, если часто чистишь… (зубы).

Здоровье в порядке - спасибо …(зарядке).

Я ключом открыть не смог на дверях большой … (замок).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).

Зеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь, потому что он … (медведь).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).

В этой речке утром рано утонули два … (барана).

В этой статье:

Прежде чем мы поговорим о том, какие особенности развития внимания у детей дошкольного возраста сегодня выделяют специалисты, стоит сказать немного о самом внимании и его разновидностях.

Что такое внимание и какие свойства оно имеет?

Под вниманием принято понимать один из основных элементов познавательной деятельности человека. Именно внимание позволяет нам правильно направить познавательные процессы, концентрироваться на том или ином событии, объекте, преследуя цель как можно более точно отразить действительность.

С помощью внимания можно фильтровать информацию, которая попадает в мозг человека через его органы чувств. Естественно, что усваивать всю информацию - это слишком сложно и совсем ни к чему. Нам нужно принимать к сведению только ту информацию, которая имеет какую-либо ценность. Внимание человека имеет несколько основных свойств:

  • объем - количество информации, которая умещается в сознании;
  • концентрация - способность сосредоточиться на чем-то конкретном;
  • стойкость - способность удерживать концентрацию на протяжении длительного времени;
  • переключаемость - намеренное переключение внимания с объекта на объект при необходимости;
  • распределяемость - распределение внимания между несколькими объектами или занятиями.

Важно, чтобы у человека были развиты все свойства внимания, перечисленные выше. Нарушение какого-либо из них станет причиной проблем с вниманием.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное (оно же непреднамеренное, или пассивное) внимание предполагает собой способность сосредоточиться на чем-либо без специального намерения. Обычно это происходит в результате выделения у объекта, предмета или явления каких-то ярких признаков, которые производят впечатление на человека, затрагивают его чувства, вызывают определенные эмоции и мысли.

Вызывать
непроизвольное внимание могут:

Когда речь идет о детях дошкольного возраста, то доминирует именно этот вид внимания, которое во многом зависит от способности усваивать и дифференцировать новую информацию.

Дети узнают обо всем, что есть интересного в мире: о животных, растениях, о разных национальностях людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, культурой, речью. Изначально эту информацию малыши получают от взрослых, со временем же они самостоятельно запоминают то, что произвело на них особое впечатление.

Особенности произвольного запоминания

Произвольное, или активное, намеренное, внимание у детей дошкольного возраста формируется вне их личности. То есть оно не зависит от процесса развития непроизвольного внимания. На уровень его активности будет влиять исключительно общение со старшими. Если лишить ребенка этого общения, то его произвольное внимание так и останется на начальной стадии.
Минимального развития произвольного внимания можно ожидать в результате активного времяпровождения ребенка, связанного с хобби, эмоциями и личным опытом.

Стимулировать развитие произвольного внимания можно, программируя ситуации, когда от ребенка потребуется проявить волю, сделать усилие, чтобы сосредоточиться на предмете для совершения с ним каких-то действий. В этом процессе огромное значение будет играть общее психическое состояние ребенка. Если он в плохом настроении, устал, болен или, например, перенасыщен эмоциями, сосредоточиться у него вряд ли получится, а значит, и произвольно запомнить что-то тоже не удастся.

Послепроизвольное запоминание

Такой тип внимания развивается у детей дошкольного возраста в процессе их увлеченных действий. В такие моменты дети не испытывают волевого напряжения, не пытаются заставить себя делать то, что необходимо, но неинтересно.
Занятие их поглощает, приносит удовольствие и не вызывает каких-то сложностей.

Именно такой вариант внимания считается наиболее эффективным и длительным. Когда ребенок в хорошем настроении, отдохнувший и увлеченный, он может без проблем сосредоточиться на представляющей для него интерес деятельности и достичь цели.

В каждом возрасте внимание имеет свои особенности. Начнем с самого раннего детского возраста - от рождения и до трех лет, после чего рассмотрим особенности внимания дошкольников.

Что запоминают новорожденные?

Многие уверены, что новорожденные не обладают способностью запоминать, не умеют концентрироваться из-за практически полного отсутствия внимания в первые месяцы жизни. На самом деле это неправда.

Как только малыш сможет реагировать на сильные раздражители (например на яркий свет или громкий звук), можно будет говорить о том, что процесс развития внимания у него начался. Естественно, что сначала речь идет исключительно о непроизвольном внимании. Большая часть раздражителей, способных повлиять на ориентировочные реакции младенца, имеет связь с самой главной для него задачей на этом этапе жизни - питанием.

Первое полугодие жизни ребенка: как развивается внимание?

Вместе с появлением первых признаков умения концентрироваться у детей развиваются зрительный и слуховой типы внимания, которые особенно ярко проявляются уже спустя несколько недель после рождения. Дети вздрагивают, услышав громкий звук, или, наоборот, замолкают и стараются не двигаться, пытаясь различить источник звука, доносимого до них из другой комнаты или с улицы. Как только раздражитель
слуха или зрения исчезнет, малыш снова займется тем, чем занимался до этого.

В середине первого месяца малыш уже проявляет способность быть внимательным, например когда слышит обращенную к нему речь. Кроха не просто слушает – он старается понять, определить эмоциональную окраску речи и даже перестает плакать или двигаться в такие моменты, будучи полностью поглощенным слушанием.

Примерно в это же время, в первые недели жизни, малыши учатся проявлять способность к зрительной концентрации. Они стараются задержать взгляд на объекте, следят за передвижениями предмета или объекта.

На 8-й неделе жизни длительность слуховой и зрительной концентрации у малыша увеличивается. Он обращает внимание на игрушки ярких и контрастных цветов, радуется, если они умеют издавать звук или мелодию.

Примерно к трем месяцам внимание у детей переходит на новый этап развития, что проявляется комплексом оживления. При виде любимой игрушки или родителей малыш начинает активно двигаться,
пытается произносить отдельные звуки, улыбается.

В полгода дети уже достаточно хорошо умеют концентрировать внимание на звуках –не только тех, что слышат, но и тех, которые производят сами. Именно поэтому дети так любят стучать игрушками и бросать их на пол, вслушиваясь в звук при падении. Манипуляции с предметами в этом возрасте малышам особенно нравятся. В процессе таких действий дети учатся быть внимательными и развивают координацию движений.

Каждая новая игрушка на этом этапе жизни уже способна привлечь внимание малыша на определенный срок. Чем большей действий обещает ребенку игрушка, тем больше его внимания она получит. Именно поэтому так важно, чтобы взрослые, желая стимулировать развитие внимания у малышей, окружали их такими предметами, с которыми они могли бы провести целый ряд увлекательных для них манипуляций, не теряя интереса.

Развитие внимания во втором полугодии

Во втором полугодии малыш начинает активнее развиваться, у него улучшается координация, повышается двигательная активность. К 9-12 месяцам кроха способен производить манипуляции сразу с несколькими предметами, распределяя внимание между ними. Он может строить башню из кубиков, играть пирамидкой или конструктором, вкладывать друг в дружку контейнеры или матрешки и многое другие. Эти действия лишний раз указывают на то, что у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое, тем не менее, уже имеет свойство распределяться.

На этом этапе жизни крохи родители должны постараться уделить время совершенствованию координации ребенка,
обучая его играм и взаимодействию сразу с несколькими предметами. Самым лучшим способом это сделать станет личный пример. Пусть сначала в процессе будет использовано два предмета, а со временем это количество можно будет увеличивать, что повлечет за собой для ребенка необходимость двигаться, чтобы добраться до нужной ему игрушки.

Регулярные занятия с малышом помогут ему улучшить координационные навыки, кроме того, спокойные игры будут способствовать выработке даже у таких крох силы воли. Например, с ребенком можно собирать пирамидку, матрешку, кубики, показывая на личном примере, как нужно это делать, без раздражения и спешки, проявляя терпение и внимание.

Чтобы не переутомлять и не нервировать ребенка, не настаивайте на том, чтобы он занимался каким-то определенным занятием более 10 минут. Именно столько времени малыши в годовалом возрасте могут уделить занятию, даже требующему минимальной концентрации.

Как учатся быть внимательным дети после года?

На процесс формирования внимания влияет также и речь. У малыша уже к концу первого полугодия возникает потребность в активном общении с окружающими. Кругозор детей расширяется, они интересуются тем, что происходит вокруг них, пытаются вникнуть в разговор людей и
понять, о чем речь.

Если сравнивать внимание детей до года с вниманием более старших малышей, то можно отметить лишь одну разницу: у первых его привлечение происходит за счет инициативы взрослых, тогда как у детей в возрасте двух или трех лет внимание возникает тогда, когда они чем-то интересуются.

Чем старше будут становиться дети, тем лучше будет развиваться их внимание. Интерес у них будут вызывать не только предметы и их внешние признаки, но и речь взрослых, обращенная к ним, а еще больше - их мысли в этот момент. К трем годам дети живо интересуются окружающим миром, и умение концентрироваться активно развивается по мере необходимости выполнения новых задач, из которых и состоит жизнь малышей.

Особенности внимания у дошкольников

Для дошкольного возраста характерны перемены, причем во всех свойствах внимания и его видах. В этот период у детей все еще преобладает пассивный вид внимания. Малыш отлично справляется с манипуляцией сразу несколькими предметами, но это его лишь отвлекает, так как чаще всего он, вместо того, чтобы сконцентрироваться и распределить
внимание, выполняет действия автоматически и рассредоточивается.

Тем не менее справедливым будет отметить, что в дошкольном возрасте дети отлично умеют концентрироваться, когда процесс контролируют взрослые, даже если занятие им не доставляет особого удовольствия. В 4-5 лет ребенок уже в состоянии понять, что ему необходимо довести дело до конца, даже если ему неинтересно. Он старается поскорее закончить с ним, поэтому намеренно концентрируется и не отвлекается.
Также на способность концентрироваться оказывают влияние активное развитие познавательных процессов и любознательность дошкольника, который может долгое время наблюдать за домашним питомцем или аквариумными рыбками в зоопарке.

Развитие произвольного внимания у дошкольников

Появление новых видов деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста станет стимулом для развития у него внимания.
В повседневной жизни до ребенка все чаще долетают фразы взрослых о том, что ему необходимо быть внимательным, он их запоминает и старается соответствовать ожиданиям старших.

По мере овладения средствами управления и самоконтроля у ребенка появляется способность произвольного запоминания. В более раннем возрасте эти средства имели внешний характер, например, были представлены в виде жестов или слов взрослых. В 4-5 лет таким средством является речь ребенка, которая к этому времени приобретает планирующую функцию.

Так, собираясь на прогулку, ребенок уже может составить план собственных действий, отмечая, что сначала он пойдет на площадку с горкой, а потом в парк на аттракционы. То есть у ребенка появляется цель, он заранее для себя помечает объект, на котором спустя время, согласно плану, сосредоточит свое внимание. В результате малыш начинает осознавать значение и цель каждой деятельности, что в итоге позволяет стимулировать у него развитие активного внимания.

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста также зависит от того, насколько активно будет происходить
их знакомство с основными правилами и нормами поведения, требующими проявления определенной воли.

Дошкольники уже способны понять, что не всегда можно делать то, что хочется. Иногда нужно проявить волю и сделать то, что просят родители, и то, чего они от них ждут. Со временем малыши привыкают к проявлению воли и даже получают от этого моральное удовлетворение. Им все проще становится что-либо запоминать, не прилагая усилий, поэтому наступает следующий этап - формирование послепроизвольного внимания.

Главные принципы развития внимания у детей дошкольного возраста

Существуют специальные методики для развития внимания у детей в дошкольном возрасте:


«Путь от простого к сложному» подразумевает собой постепенное усложнение заданий для дошкольника. Не нужно предлагать ребенку выполнять сложное задание сразу, понимая, что он, скорее всего, с ним не справится. Необходимо подбирать задания с учетом особенностей внимания детей той или иной возрастной группы, разделять его на несколько простых этапов с подробной инструкцией к выполнению, которая наверняка поможет ребенку справиться с задачей.

По мере успешной деятельности малыша можно будет усложнять ему задачу, увеличивать ее объем.
Сохранение правил выполнения в памяти будет возможным путем многократного их повторения, как взрослым, так и самим ребенком. Имея такой алгоритм в памяти, малыш сможет выполнить задание согласно ему. Если произойдет какой-то сбой, можно будет прочитать дополнительную инструкцию.

Чтобы ребенок лучше запоминал, многократное словесное повторение можно подкреплять наглядными действиями.

Под совершенствованием самоконтроля подразумевается контроль ребенка над выполняемыми действиям с объяснением их вслух и проговариванием алгоритма действий. Например, во время работы над рисунком малыш может сравнивать его с образцом, искать неточности и вносить коррективы.

Дополнительной мотивацией малышей может стать соперничество, свойственное детям дошкольного возраста.

Как развивать внимание у детей в игровой форме?

Любимое занятие дошкольников - это игра. Поэтому развивать устойчивость внимания у детей также лучше всего в игровой форме. Можно пользоваться обычными пазлами, мозаикой или конструктором, которые также будут способствовать развитию моторики, а можно поиграть в более интересные и необычные игры, описания которых приведены ниже.

«Пуговицы».
В ходе этой игры, помимо внимания малыша, можно будет потренировать память, мышление и пространственное восприятие. Вам понадобится два листа в клетку и два совершенно одинаковых набора пуговиц. Один из участников должен будет разложить на своем листе (игровом поле) три пуговицы в определенном порядке. Задача второго игрока - запомнить расположение пуговиц, их форму и цвета и повторить это на своем листе (поле) после того, как игровое поле первого игрока будет закрыто от просмотра. Чем больше ребенок будет играть в эту игру, тем больше пуговиц за один раз можно будет использовать.

«Ищи знакомую букву». Эта игра подойдет деткам, которые уже знают хотя бы несколько букв из алфавита. Им будет предложено найти в каком-то тексте (подойдет старый журнал или газета) определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов. Со временем задачу можно усложнить, тренируя ребенка переключать и распределять внимание. Например, можно предложить ему букву «а» во всех словах зачеркнуть, а букву «с» – подчеркнуть.

«Где чей домик?». Интересная игра, известная многим с детства по журналам и комиксам для малышей. Для нее понадобится обычный листок бумаги, на котором нужно будет нарисовать несколько животных и их домики с ведущими к ним спутанными линиями. Малышу нужно будет провести пальчиком по линиям и обнаружить, где чей домик.

«Создаем слова».
Эта игра подойдет для небольшой группы детей старшего дошкольного возраста. Предназначена она для закрепления навыков чтения и, конечно же, развития внимания. Суть игры в следующем. Каждому ребенку присваивают букву. Взрослый придумывает слово, состоящее из букв, присвоенных каждому из игроков, после чего пишет его на бумаге, показывает и произносит вслух детям. Все дети должны будут хлопнуть в том порядке, в котором буква каждого из них находится в слове.

Игра «В лесу». В ходе этой игры у ребенка развивается слуховое внимание. Малышу предлагают вообразить себя охотником или лесником, посидеть в комнате максимально тихо и вслушаться в звуки, которые будут издаваться из других комнат или с улицы, после чего рассказать о них и распознать.

Ближе к старшему дошкольному возрасту внимание детей активно развивается. Очень важно учитывать его особенности, чтобы вовремя обратить внимание на трудности малыша с запоминанием и концентрацией и подобрать для него правильные упражнения.

Причины рассеянности внимания у детей

Специальное обучение и занятия с детьми дошкольного возраста позволяют усовершенствовать свойства их внимания. Особенно важное значение в этом процессе отводится внутренней мотивации ребенка, которому должно быть интересно заниматься тем или иным делом.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отлично знают, насколько
часто дети отвлекаются, если деятельность для них не представляет интереса. К причинам появления рассеянности можно отнести:

  • проблемы эмоциональной сферы;
  • малокровие;
  • аденоиды или гайморит, усложняющие поступление кислорода в легкие, и пр.

В таких случаях стоит отвести ребенка на прием к врачу, рекомендации которого помогут со временем вернуть малышу нормальную работоспособность.

Также частой причиной рассеянного внимания является утомляемость детей, которые устают от неинтересного задания, требующего от них высокой степени концентрации.

Одна из причин рассеянного внимания - это избыток впечатлений или же недостаточно развитая способность переключать внимание. Например, слишком насыщенные выходные не дают ребенку переключиться на учебную деятельность в будний день. Не стоит исключать и такую причину, как разбросанность интересов, возникающую по вине взрослых, неправильную
программу воспитания в семье без соблюдения режима дня, отдыха и развлечений, с постоянным потаканием прихотям ребенка.

Виной рассеянности внимания малыша может стать и сам педагог, который не способен провести занятия интересно. Монотонный голос, отсутствие наглядных пособий и игровой деятельности приведет в итоге к тому, что дошкольникам станет скучно и их внимание будет рассеянным. Чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание сконцентрироваться на происходящем, педагог просто обязан уметь говорить выразительно, ярко, с юмором, вызывая доверие у малышей.

Особенности внимания у дошкольников с нарушениями зрения

Зрительная информация может восприниматься только с помощью активной работы глаз. Сбой глазодвигательных функций у детей с диагнозом «косоглазие» приводит к осложнению этого процесса и, как следствие, к увеличению времени, необходимого ребенку для восприятия информации. Именно с этим фактором связана замедленность их действий, нарушение концентрации
внимания, неспособность быстро переключаться с одной задачи на другую, правильно распределяя внимание на отдельные их части, несобранность и хаотичность действий.

Детям с косоглазием осваивать предметный мир в зонах зрительного контроля крайне непросто. Именно поэтому они испытывают определенные сложности во время процесса обучения, не имея возможности усваивать материал так, как это делают здоровые дети, охватывая вниманием всю поступающую информацию.

Главная причина отклонений в развитии внимания у детей с нарушениями зрения - это ограниченный сенсорный приток в мозг или недостаток восприятия. Также на процесс оказывает влияние ограниченная активность дошкольника. Такие дети быстрее других устают во время занятий, хуже переключаются на другой вид деятельности, не способны оперативно включиться в работу, быстро отвлекаются там, где нужно подключать к процессу зрение.

Еще одна причина сложностей в процессе развития внимания у детей с нарушениями зрения - это недостаточная организация перцептивного поля с подборкой оправданных с физиологической точки зрения стимулов. Важно правильно настроить коррекционную работу с такими дошкольниками, дозируя время занятий.

Правильная
организация коррекционной работы с такими детьми, направленная на развитие внимания, с участием родителей, педагогов и использованием подходящих средств поможет в итоге добиться позитивной динамики.

В работу могут быть включены упражнения на основе дыхательной гимнастики, а также на растяжку и развитие мелкой моторики рук, визуализации, развивающие сенсорику игры, упражнения для релаксации. Ниже рассмотрим несколько вариантов игр и упражнений на основе дыхательной гимнастики и растяжки.

Варианты дыхательных упражнений

Главная цель проведения таких упражнений - это налаживание ритма детского организма и развитие самоконтроля. Такие упражнения хорошо сочетаются с упражнениями для развития языка и работы глаз.

Вариант первый. «Воздушный шар». Детям предлагают расслабить живот,
сделать вдох и «надуть» в животе «шар», вообразив, какого цвета он будет. Сделать это нужно будет несколько раз, «надувая» таким способом шары разных цветов.

Вариант второй. Вдыхать нужно будет сначала только через правую, а потом левую ноздри, глубоко и медленно, таким образом усиляя работу каждого из полушарий мозга по очереди.

Вариант третий. Вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую. Во время вдоха нужно представлять себе, как вместе с воздухом поступает в тело золотистый поток энергии, а с выдохом – как она выходит.

Вариант четвертый. Вдох производится с закрытыми глазами, выдох – с открытыми. Ребенку нужно будет сосредоточить внимание на том, что он видит: сначала темноту, а потом свет.

Упражнения для растяжки тела и рук

Цель такого рода упражнений - это приведение в нормальное состояние тонуса мышц, что крайне важно при нарушениях внимания у детей дошкольного возраста. Кроме того, такие упражнения помогут улучшить наблюдательность, память, научат малыша контролировать эмоции и проявления чувств.

Игра «Зеркала».
Взрослый, а вслед за ним и ребенок показывают движения, которые за ними повторяют остальные участники. Ребенок должен представить, что он находится в магазине с множеством зеркал, где каждое из отражений повторяет его действия. Сначала роль обезьянки лучше играть взрослому, после чего ее смогут выполнять и дети. Очень важно заканчивать игру в момент эмоционального пика у детей, избегая перенасыщения эмоциями и баловства. Для поддержания интереса у участников можно исключать из игры тех, кто чаще других ошибается.

Игра «Сделай бусы». Для игры понадобятся бусинки, а также тонкая проволока и крупный бисер. Ребенку нужно будет предложить нанизать на проволоку бусины – сначала в хаотичном порядке, а потом по образцу. Очень важно, чтобы ребенок научился нанизывать бусы в том порядке, в котором они расположены на рисунке образца. Действия с крупным бисером у малышей обычно связаны с трудностями, поэтому предлагать его в качестве рабочего материала имеет смысл, только чтобы усложнить игру детям с хорошо развитой мелкой моторикой рук.

Исследования особенностей внимания у дошкольников с различными нарушениями развития

Для разработки эффективной коррекционной программы по работе с детьми с разного рода нарушениями здоровья важно исследовать уровень их внимания – основного психического процесса и показателя степени развития личности. Познавать мир с легкостью и удовольствием будут только те дети, которые смогут направлять психическую деятельность, оставаясь
внимательными при работе над выполнением того или иного задания.

Исследования в области изучения особенностей внимания у детей с нарушениями развития велись и ведутся по сегодняшний день. Результаты их достаточно интересны и заслуживают внимания.

Например, было доказано, что умственная отсталость у детей дошкольного возраста больше всего сказывается на формировании произвольного внимания. Крайне сложно привлечь внимание этих детей, настроить их на продолжительную концентрацию. Такие малыши быстро отвлекаются, их объем внимания минимален, особенно если сравнивать с объемом внимания здоровых детей.

Рассматривая предметы, такие дети практически не замечают в них отличий, плохо умеют переключаться от одной деятельности к другой, неспособны равномерно распределять внимание между несколькими видами деятельности.

Ситуацию помогают исправить регулярные занятия, направленные на развитие внимания, с применением разных видов деятельности, в процессе которых дети постепенно учатся концентрироваться: не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать.

У детей с ДЦП отмечается нарушение слухового и зрительного внимания на фоне неравномерности психической деятельности. Такие дети часто погружаются в детали и не в состоянии обработать необходимый объем информации.

А вот дошкольники с диагнозом «шизофрения» без проблем переключаются на разные виды деятельности, но только если имеют личную мотивацию.
Легкость переключения внимания в их случае отягощена неосмысленностью происходящего.

Гиперактивные дошкольники не всегда могут справиться с удержанием концентрации, постоянно переключаются с одного занятия на другое, проявляют непоследовательность действий, неумение слушать и концентрироваться, чаще других теряют личные вещи. Их внимание избирательно. Однако если занятие интересно гиперактивному ребенку, он способен удерживать на нем внимание часами.

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается низкий уровень развития главных свойств внимания, которое крайне неустойчиво, плохо переключается и распределяется.

Заключение

Внимание в дошкольном возрасте является одним из самых важных показателей оценки психического развития ребенка. Учитывая особенности внимания детей дошкольного возраста, как здоровых, так и с отклонениями в развитии и нарушениями здоровья, можно разработать эффективный коррекционный план, направленный если не на устранение, то на уменьшение главных недостатков. Таким образом можно будет предупредить развитие школьной дезадаптации, вызванной данными нарушениями.

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле , представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...